Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1
p align="left"> Сладкие слова искренней похвалы желательны, когда они вдохновляют личность к правильным действиям. Лесть, или ложные слова, тем не менее, являются пагубным служением, как это часто бывает, чтобы спрятать психологические раны, которые затем гноятся и отравляют всю человеческую природу. Лесть - это отравленный мед.
Голос собственных мыслей, более того, склоняется часто изолировать эго от реальности. Он извиняет свои вины и прячет как можно дальше серьезные психологические опухоли внутри себя, вместо того чтобы выставлять их перед хирургическим ножом анализа и самодисциплины. Лесть от окружающих и зауючивающий шопот своих собственных рационализаций сладки для слуха эго.
Человеческая мудрость часто содержится узником в руках отравляющих льстивых слов. Многие личности сознательно жертвуют своим временем, деньгами, здоровьем, репутацией, и характером, только чтобы постоянно получать медовые похвалы “паразитирующих” друзей. В действительности, многие предпочитают лесть разумному критицизму. Они с негодованием отрицают даже каплю правды в любом анализе, выставляющем их в невыгодном свете.Часто лишь из эгоистической злобы против справедливой критики, люди с готовностью бросаются на камни недостойных действий. Неисчислимы погибшие, не слушавшие строгих слов правильных предостережений, и принявшие вместо того легкую философию безнравственных товарищей. Лучше жить в аду с одним резко-говорящим мудрецом, чем в небесах с десятью сладкозвучными лжецами! Дураки превращают небеса в ад; мудрец же превращает какой угодно ад в рай.
Многие блага накапливаются тем, кто скромно прислушивается к доброй критике. Достоин восхищения человек, который способен принять резкую но справедливую критику, выслушивая ее с искренней улыбкой и чувством благодарности, что кто-то принимает труд, пытаясь улучшить его. Немногие уже совершенны! Без необходимости признания своих недостатков перед другими, человек обязан молчаливо поправиться, когда критика справедлива.
У одного моего знакомого святого был друг острослов, занимавшийся большую часть своего времени критикой мастера. Однажды ученик святого принес в ашрам новость.
“О, я чувствую себя беспомощным!”- глаза святого наполнились слезами. “Мое сердце разбито; мой лучший духовный критик покинул меня!”
Человек, поэтому, должен должен задавать себе вопрос многими ночами интроспекции: “Как я реагировал сегодня на мягкую или жесткую критику? Отбрасывал ли я слова моих коллег без того, чтобы предворительно взвесить возможность содержания в них обильной или даже некоторой правды?”
Это не только сладкие слова лести эго желает слышать, но также и похвалу достижениям и обещания преданности от любимых. Но за иллюзорным здесь различается то, что хвала за имя и славу в этом мире непостоянна и мимолетна, тогда как обещания вечной любви слетают с губ подлежащих смерти; даже сладкие голоса матерей в конце концов умолкают. Все это будет похоронено в могиле забвения, если только человек не слышит в их эхо - как делает душа - голоса Божественного Любовника, и не распознает Его присутствие, Его любовь, Его одобрение.
Обонятельное Поместье: Под руководством Души, Принц Чистое Благоухание любит забавляться естественными ароматами цветов и чистого воздуха; возбуждающими набожность ритуальными благовониями; и ароматом здоровой вкусной пищи. С другой стороны, мысли и клетки, консультируемые Принцем Дурной Запах, жаждут и ублажают себя сильными, чувственными ароматами; и их аппетит возбуждается запахом нездоровой, не содержащей нужных веществ, изобильной, или слишком острой, пищей. Когда чувство обоняния порабощено, оно теряет свою естественную склонность к простой пище, которая полезна телу, и развивает особое пристрастие к запахам мяса, роскошным десертам, неестественным рецептам - пище, которая травмирует тело.
Дурной Запах может даже считать усладительными пагубные запахи таких зол, как алкоголь и сигаретный дым. Когда мысли и клетки грубеют и делаются менее чувствительными Принцем Дурной Запах, незначительный протуберанс обоняния в середине человеческого лица может повести тело к жадности и потворству, оканчивающимся слабым здоровьем и недостатком внутреннего мира. В зависимости, поэтому, от чистой или дурной природы чувства обоняния, человек хорошо или дурно воспитан, принимая старую призказку: “Следуй своему чутью”.
Вкусовое поместье: Под властьюДуши, Принц Правильное Питание управляет вкусовым имением. Руководствуясь естественным влечением, он снабжает правильной пищей, содержащей все необходимые элементы, особенно свежие сырые фрукты и овощи с натуральным вкусом и неразрушенными витаминами. Эта естественная пища вскармливает телесные клетки, помогая их иммунитету против болезей, предохраняя их молодость и жизнеспособность.
Под властью Эго, Принц Жадность создает неестественое стремление к пережаренной, обезжизненной и вредной пище. Вкус, ментальный и физический, портится, становясь предметом болезненности и несварения.
Принц Жадность также соблазняет человека есть больше пищи, чем это необходимо для здоровья. Даже в детском возрасте, большинство человеческих существ искушается вкусовыми приманками, чтобы выйти из окопов привычек здорового питания. В них попадают пули несварения; эти “раны”, если хронически повторяются, часто развиваются в хронические заболевания в более позднем возрасте. Каждый фунт ненужной плоти накладывает дополнительную нагрузку на сердце, которое тогда должно качать кровь через ненужную територию. Тучные мужчины и женщины живут недолго - факт, принимаемый во внимание страховыми компаниями.
Миллионы людей в каждом поколении проигрывают свои повседневные сражения с жадностью; они проходят свои жизни, как арестанты болезни, и умирают преждевременно. В обыкновенных людях, чувство вкуса, с его дикой армией бесконтрольноого питания, торопливого проглатывания, и других плохих привычек, ежедневно побеждает хороших внутренних солдат, совет которых игнорируется - совет умеренности, правильного выбора пищи и сбалансированной диеты, надлежащего прожевывания и т.д.
Человек, позволяющий армиям жадности наступать мало-помалу, захватывая територии его надлежащих диетических привычек, оказывается в окружении врага - болезни. Утром, в полдень и вечером, когда пищевые деликатесы выставлены перед глазами человека, Принц Жадность целится заманить его в беду, посылая психологических шпионов, чтобы обмануть его способность самоконтроля, шепча: “Съеш еще немного сегодня; неважно, что случится с тобой через год. Ешь больше сегодня; ты можешь прекратить переедать завтра. Не обращай внимание на вчерашнее маленькое предупреждение несварения: только подумай, как вкусен сегодняшний обед! Ешь сегодня; не думай о завтрашнем дне; знает ли кто что-то определенно о завтрашнем дне? Тогда зачем беспокоиться об этом?”
Каждый раз, когда Принц Жадность побеждает человека, это оставляет некоторую отметку повреждения в телесном царстве, повреждения, которое постепенно становится непоправимым и кончается смертью.
Каждый день, перед каждой едой, аспирант Бого-реализации должен говорить себе: «Принц Жадность и его вкусовые-шпионы были в сражении долгое время с Принцем Правильное Питание; чья сторона побеждала?” Если человек находит, что Жадность оказался победителем, он должен призвать свои армии само-контроля, тренировать их в духовном сопротивлении и командовать ими, чтобы они показали себя достойными солдатами перед врагом Жадностью, который неумолимо наступает, в надежде на уничтожение человека. Искренний новичок на духовном пути никогда не ест прежде чем подумает , что его действие усиливает одну или другую внутреннюю армию. Один должен плакать, тогда как другой радуется! Один является его другом, другой - врагом.
Поместье Осязания: Под властьюДуши, телесное чувство прикосновения, Принц Мирное Ощущение любит умеренный климат, питание и действительно необходимое для жизни. Он любит теплоту солнца и прикосновение легкого прохладного ветерка. Здоровые и целительные телесные привычки - проворство, чистоту, чуткость и активность - математически, результатом этого является мир. Будучи постоянно урановешенным, Принц Мирное Ощущение не подвержен и не обеспокоен крайностями жары и холода, твердого и мягкого, раздражающего и смягчающего, удобного и неудобного. Он постоянно взлелеян внутренним миром - оградой от трения грубого мира.
Под управлением же Эго, Принц Чувственное Прикосновение создает в теле привязанность к комфорту и роскоши, а также к чувственности, которая возбуждает похоть. Все, неублажающее, вызывает сильное раздражение телесно и психологически, и вызывает страх повреждений и напряжения. Тело наслаждается безделием, летаргией, забвением в чрезмерном сне. Принц Чувственное Прикосновение делает мысли беспокойными, а телесные клетки нервозными, ленивыми, болезненными и инертными.
Поместье Речи: Под властьюДуши, Принц Добрая Разумная Речь развлекает клетки и мысли магией гармонии и благозвучных слов. Пробуждающие душу песни, умиротворяющая, растапливающая сердце речь, животворные слова правды дают образование и вдохновляют мысли и жителей клеток тела в направлении божественных занятий, для облагораживания себя и других.
Под предводительством Эго, Принц Жестокая Лживая Речь создает безобразные вибрации, изрыганием огня диссонансов, бомбардируя из пушек жестоких, гневных или мстительных слов крепости мира, дружбы и любви - все те структуры, которые могут защитить ментальных и клеточных обитателей телесного царства.
Есть великая творческая сила в словах того, кто всегда говорит правду. Но он должен также быть в настройке с качеством чистого сердечного чувства и душевным качеством мудрости, чтобы в каждое мгновение знать “Что есть истина?” - вопрос, на который даже Иисус отказался отвечать, зная что тот, кто задал его, не понял бы. Факты, которые ранят, не суть всегда правда, которая приносит лишь благословения. Например, оглашения негативных истин обычно следует избегать. Человек широких симпатий не упоминает без нужды недостаток калеки или дурную репутацию лжеца. Только потому, что такие слова были бы правдивыми, не извиняет их в обычных обстоятельствах; только садисты, под управлением Принца Жестокая Бесчестная Речь наслаждаются метанием стрел в ахилесову пяту, или уязвимую область, присутствующую в одной или другой форме, в каждом человеческом существе.
Это также неправильно говорить человеку о его недостатках, если он не искал такого критицизма. И еще более непростительно сплетничать и распространять злые слухи.
Голос является ценной и Богом данной способностью, для целей утешения, комфорта, инструкции и передачи мудрости и любви - истинный алхимик, устраняющий порчу, магией лекарства речи.
Поместье Манипуляции: Под властью Души, инструменты манипуляции, руки, управляемые Принцем Конструктивная Хватка, протягиваются к благим вещам, для конструктивной работы и служения, для добрых дел и разделения добра с другими, а также для смягчения и исцеления. Под властью Эго, руки заняты непристойностями - стремясь захватить побольше, беря больше, чем человек заслуживает (больше его доли), совершая кражу, убивая, разя в гневе или из мести - вот действия, ответственные за дисгармонию и разрушение обитателей телесного царства. Принц Мертвая Хватка кажется должен бы иметь сотню рук, чтобы удовлетворить жадность, тогда как Принц Конструктивная Хватка делает мир, также как и телесное царство, лучше, и только лишь двумя руками.
Поместье Передвижения: Под властью Души, инструменты передвижения, человеческие ноги, стремяться в места вдохновения - храмы, духовные службы, полезные развлечения, живописные уголки природы и компанию стоющих друзей и святых. Принц Добродетельные Шаги также любит здоровые упражнения, оживляя граждан клеток тела, и никогда не уклоняется от своего долга обеспечивать необходимую подвижность другим благородным принцам.
Под властью Эго, телесные стопы влекутся в места отвратительных развлечений - игровые притоны, бары, винные магазины, предосудительные кинотеатры - также в дурные, хулиганские, отвлекающие компании. Принц Злые Шаги часто становится ленивым и летаргическим, когда способность передвижения отказывается передвигать остальных принцев и население тела.
Поместье Выделения: Под властью Души, Принц Гигиенический Очиститель держит все выделительные мускулы функционирующими надлежащим образом, чтобы удалять яды из системы. Под властью Эго, Принц Хранитель Ядов - вялый, а мускульные инструменты здорового действия становятся слабыми и больными, удерживая яды, заражающие телесное царство.
Поместье Размножения: Под властью Души, Принц Контролируемый Творческий Импульс правильно направляет половую склонность, давая вожможность родителям привести на землю, по закону привлечения, других благородных духовных существ, как они сами, которые своим примером будут вести вовлеченные в материю души, вдохновляя их изменить направление их движения на благословенно-духовное.
Под властью Души, половой импульс в человеке может быть также преобразован в создание - на чисто духовном плане - благородных идей, артистических шедевров, перерождающих души книг.
Под властью Эго, Принц Распутство живет в несдержанной страсти. Телесное царство держится постоянно возбужденным и обеспокоенным патологическими импульсами половых соблазнов. Ненасытная похоть, переданная гражданам-мыслям, делает их рабами чувства, предметом настроений, депрессии, раздраженности; клеточные обитатели страдают дебилизмом, болезненностью, преждевременным старением и смертью.
В начале цикла проявленного творения, Бог материализовал все формы прямым, особым творческим приказом : “Словом”*, или космической творческой вибрацией АУМ (ОМ), с его явной способностью творчества, поддержания и растворения. Бог одарил человека, сделанного по Его возвышенному образу, такой же творческой способностью. Но Адам и Ева (символическая первая пара человеческих существ), поддавшись искушению очущения, утеряли способность “чистого творчества”, по которой они были в состоянии одеть все их ментальные картинки энергией и жизнью, так материализуя детей из эфира (приводя их в проявленное состояние из мира идеаций), подобно богам.
Мужчина и женщина, вместо того чтобы искать освобождения в Боге через душевное единение, стремились к плотскому удовлетворению. Семя оригинальной ошибки “Адама и Евы” остается во всех человеческих существах, как первое искушение плоти против чистых законов Духа (“не касайся дерева в центре сада!”) Каждый индивидуум с тех туманных времен должен был душою войти в борьбу с повсеместным искушением пола. Творец в человеке превратился в диктатора.
Сексуальный импульс физически является наиболее притягательной силой, оттягивающей жизнь и сознание вниз от Духа в более высоких центрах мозга, * вовне через копчиковый центр в материю, телесное сознание. Неконтролируемый Новичок в йоговской медитации испытывает более чем половой инстинкт определенно, как скован он упорной привязанностью его удерживает человека жизни и энергии к телу, иногда не понимая, что это его
в телесном сознании бесконтрольные мысли и половая активность в первую * очередь ответственны за его состояние привязанности к земле. Стремящийся к Само-реализации, поэтому, побуждается йогой овладеть контролем над этой бунтарской силой: пары, состоящие в браке должны практиковать умеренность, с любовью и дружбой в основе; неженатые должны соблюдать целебат - в мысли, также как и действии.
Благословенны победившие половой инстинкт! Так как подавление может лишь увеличить трудности, йога учит сублимации. Средний человек может освободиться от искушения, избегая компании, окружения, книг, фильмов, стимулирующих сексуальные мысли; также, тренируя армии самоконтроля, стремясь к хорошей компании, подходящей диетой (употребляя мало или воздерживаясь от мяса, и больше фруктов и овощей), регулярными физическими упражнениями, занимаясь творчеством, как искусство, изобретательство, писательство. Превыше всего, удерживая мысли на чудесной, мирной и всеудовлетворяющей любви Бога. Ненасытное желание полового наслаждения преобразуется божественной любовью и экстатической радостью, испытываемыми в глубокой медитации.
Наиболее смелые из пророков дерзали, часто без приглашения, говорить, вторгаясь в сферу этого естественного инстинкта, чтобы напомнить о предписаниях религии против рапущенности, распутства, извращенного поведения - потворства, называемого в наше время “свободная любовь”. Порабощение сексом редко основано на любви и никогда не свободно. Осуждение религиозными моралистами, тем не менее, мало что делает, кроме создания чувства вины в так называемом “грешнике”; или побуждает его обратиться против религии или, чаще, оправдывать свое поведение ассоциацией с теми сравнительными стандартами, в которых никогда нет недостатка.
Мораль, как хамилион, стремится принять цвет окружающего общества; но загадочные законы природы, благодаря которым Бог поддерживает свое творение, всегда неизменны, несмотря на человеческие установления. Простым фактом является то, что человек порабощает себя путами кармических оков, когда бы он ни преступил какой-либо священный закон природы; и тогда, когда за этим следует страдание, он горестно восклицает: “Почему я, Господи?” Понимание есть искусство распутывания гордеевых узлов, завязанных невежеством. Так, йога учит, почему человек, высочайшее достижение Природы, должен уважать ее священный способ продолжения рода, и, всвязи с этим, почему он не должен извращаться.
Подумайте, для начала, что каждое существо есть в сущности душа, сделанная по образу Бога - не мужчина и не женщина, но в воплощенном состоянии имеющая мужскую и женскую природу. Мужская тенденция выражается в способности различения, самоконтроля, уточняющего *
суждения - все качества разума или интеллекта. Эмо- Гармонизирование муж-
циональный элемент в каждом существе, состоящий ской и женской природы
из тенденций любви, симпатии, доброты , милосердия *
- все качества чувства - составляют женскую природу. До того, пока эти две фазы правильно не объединины и не гармонизированны, духовное воспроизводство, чье потомство есть постоянный мир, невозможно. Духовное воспроизводство требует надлежащего “совокупления” - внутри человека - более суровых мужских качеств с более мягкими женскими; это результирует и проявляется в рождении и выражении истинного знания и полной самоудовлетворенности. В том, кто достиг Само-реализации, этот совершенный союз осуществлен. В обыкновенном человеке, дисбаланс делает его неудовлетворенным и беспокойным. Притяжение между мужчиной и женщиной, когда основано на истинной любви, а не чувственой одержимости, является усилием души восстановить ее нормальную гармонию. Это дает рождение затасканному аргументу, утверждающему необходимость искать и находить “свою половинку”. Но слишком часто притяжение из ложных побуждений имеет своим результатом “соседей по камере!” [Игра слов: “soul mate” (друг по душе) - “cell mate” (сосед по камере), прим. переводчика]
Кармические образцы (привычки), созданные человеческими прошлыми действиями - ментальными и физическими - определяют рождение души той личности в мужском или женском теле. Бесполая душа испытала обе формы на протяжении своих многих воплощений - один из хороших поводов уважать равенство и добродетели обоих этих выражений Бога. Брак между мужчиной и женщиной заключается с целью помощи каждым партнером возвышению другого, в поддержании божественной дружбы, любви и верности, которые подвинут обе души ближе к их истинной природе в разделяемом ими воплощении. И далее, это предоставляет средство и правильное окружение для приглашения других душ, стремящихся к перерожению на земле, войти в круг их расширяющейся любви.
Стремится ли человек к душевной гармонии через достойный брак или целибат, кульминация в конце концов будет достигнута единением с Богом: т.е. воссоединением мужчины или женщины - которые оба являются продуктами Природы, негативного или женского аспекта - с Позитивной Силой, единственным истинным Возлюбленным всех страдающих от любви душ, Духом.
Много психологических стычек случается пока Царь Душа не станет верховным владыкой, или Царь Эго не захватит полного контроля над телесным царством.
Неважно как много раз в человеческой жизни или многих жизнях кажется, что Царь Эго полностью доминирует над телесным царством, он не может править вечно. Но если Царь Душа однажды получает твердый контроль над человеческим * царством, он правит навсегда. Это благодаря той Эго не может править вечно благословенной правде, грех и невежество * являются всего лишь временными вуалями души; мудрость и блаженство суть ее истинная природа. Хотя человек и может быть грешником временами, для него невозможно быть грешником навсегда или испытывать страдание нескончаемой гибели. Сделанный по образу Бога, человек может казаться потерявшим тот образ, посредством неправильного использования свободного выбора, но сажа невежества не может уничтожить бессмертный штамп Бога в человеке.
Так как божественный образ в человеке не может быть никогда полностью спрятан, даже в темнейшем царстве есть некоторые освещающие лучи добродетели. Интроспекцией на надежных критериях, подсказанных сравнением двух аналогичных обсуждаемых иллюстраций, поклоняющийся должен ежедневно анализировать свою ментальную и физическую активность, чтобы определить, какая часть его жизни управляется невежеством эго (иллюзией) и телесным сознанием, и как много мудрости и божественной природы души он способен выразить.
Настроено ли действие в соответствии с различающей -------------*------------
душой или с обманутым эго, зависит от решения которое Привычка против
человек принимает сознательно или бессознательно, когда Разумного свобод-
то действие начато. ного выбора
Действия каждого человека предопределены в нес-
кольких смыслах. Человек может быть направлен свободным выбором, или влиянием врожденных кармических тенденций (привычек или следствий действий, приносимых из прошлых жизней), или влиянием привычек, приобретенных после рождения, или вибраций окружения.
Великие парадоксы и аномалии жизни, обозреваемые, как глубокие контрасты между богатыми нездоровыми личностями, например, и бедными здоровыми личностями; некоторыми, живущими долгую жизнь, другими умирающими в раннем возрасте; некоторыми, преуспевающими во всем, другими, постоянно неудачливыми; личностями, естественно миролюбивыми, и другими, хроническими холериками - все являются результатами их действий до и после рождения. Злой человек, артист, бизнесмэн, догматист, интеллектуал, говорливый бездельник, человек Само-реализации - все они построили себя сами. Тем не менее, очень немного человеческих существ используют свою исключительную, Богом данную, способность свободного выбора в построении самих себя теми, кем им самим хотелось бы быть. Большинство позволяет своим характерам изменяться пассивно и обманчиво разнообразными, непрямыми способами, в соответствии с образцами преходящих настроений, формируемых особыми окружениями, или в соответствии с полезными или вредными влияниями врожденных или приобретенных привычек.
Врожденные привычки устанавливаются в окопах подсознательного ума и пытаются влиять на способность различения сознательного ума. Я верю, что любой человек может стать идеальной личностью, если его врожденным привычкам, под личиной наследственности, не позволяется влиять на его божественную способность свободного выбора.
Каждая личность должна быть в состоянии действовать свободно, направляемая только высочайшей мудростью, недосягаемой ни для какой нежелательной врожденной привычки. Влияние врожденных хороших привычек невредно, конечно, но лучше делать добрые дела по вдохновению настоящего свободного выбора души.
Аналогично, человеку не следует позволять своему верному оценочному суждению порабощаться дурными привычками, приобретенными в этой жизни. Многие не знают последствий действий, совешаемых под влиянием дурных привычек, до тех пор пока они не испытывают невыносимую телесную боль или не переживают страдания разбитого сердца. Это боль и страдание принуждают человека - все таки слишком поздно - всмотреться в причину его настоящего состояния.
Очень редко он сознает, что его здоровье, успех и мудрость зависят в значительной степени от дилемы борьбы его хороших и дурных привычек. Тот, кто намерен установить внутри себя власть души, должен противостоять окупации телесного царства дурными привычками. Все такие мерзости должны быть запрещены тренировкой противоположных хороших привычек в искусстве победной психологической войны.
Солдаты плохих привычек, болезнь и неготивность, оживляются всяким исполнением человеком плохого дела; тогда как солдаты хороших привычек, к счастью, стимулируются любым испонением хорошего действия. Поэтому плохие привычки недолжно подкармливать плохими действиями. Их нужно уморить голодом, применяя само-контроль; а хорошие привычки укрепить развивающей пищей хороших дел.
Никакое внутреннее или внешнее действие невозможно без энергизирующей силы воли. Сила воли есть то, что изменяет мысль в энергию.* Человек наделен свободной волей, и не должен отрекаться от своей свободы выбора и действия. Чтобы обеспечить правильное действие, вызовом стремящемуся к Само-реализации является преодоление врожденных и приобретенных дурных привычек хорошими привычками, а также увеличение доли действий, которые вызваны только направляемым мудростью свободным выбором, освобожденным от всех кармических привычек и влияний окружения.
К чувствам и привычкам сложным образом ------------------*-----------------------
присоединено желание. Святые называют этого Преобразовывание желаний
противника “величайшим врагом человека”,
потому что это желание привязывает душу к нескончаемым повторениям перерождений в сфере иллюзии.
Итак, еще одно важное сражение, которое человек должен выиграть, состоит в возвышении над всеми личными желаниями - денег ли, умственных способностей, физического ли здоровья, вещей, имени, или славы - что бы ни привязывало душу к материи, делая сознание забывчивым по отношению к Богу.
Отсутствие желаний не означает существование без амбиций. Это означает работу для высочайших и благороднейших целей без привязанности. Желание уничтожить бедность и болезни, например, похвально, и должно поощряться. Но после завоевания богатства и здоровья человек все-же должен возвысится над всеми материальными условиями телесной жизни, чтобы в конце концов достичь Духа.
*Среди современных ученых, лауреат Нобелевской премии сэр Джон Эклес подтвердил отношение воли к действию в человеческих существах. Статья 1983 года в Далас Таймс-Хералд сообщала: “Сэр Джон Эклес знает из своих исследований, что когда вы двигаете палец, это кажущееся простым действие является кульминацией миллионов несказанно сложных химических и электрических взаимодействий, происходящих в тысячные доли секунды в аккуратно организованной последовательности в вашем мозгу. Это то, что обеспечило ему Нобелевскую премию в 1963 г. : его новаторское исследование химических способов, которыми нервные клетки передают инструкции от одной к другой.
Недавние исследования показали, что весь процесс движения того пальца, что Эклес назвал “стеляющим механизмом”, начинается в районе наверху мозга, называемом дополнительной моторной областью, сказал он. “Но это, все же не отвечает на изначальный вопрос: Что приводит в действие стреляющий механизм?”
Дальнейшие исследования предложили ключ. Если субъект эксперимента в действительности совсем не двигал своим пальцем, но лишь думал о его движении, детекторы отмечали, что его дополнительная моторная область производила стрельбу, хотя моторная кора мозга, которая контролирует движение самих мускулов, не стреляла.... Итак, Эклес триумфально заявил, “дополнительная моторная область стреляет по волевому выбору. Ум работает над мозгом. Мысль действительно является причиной стрельбы”.
“Психология движения доказывает Эклесу, что мы имеем свободу воли, что нечто вне лишь механического процесса вовлечено в наши действия. «Вы имеете ментальную способность решать действовать», - сказал он. “Если вы можете сделать это на элементарном уровне - двигая пальцем - из этого следует что вы можете это сделать и на более сложных уровнях человеческой деятельности и взаимодействия.”” (Заметка издателя)
Характерная черта современности состоит в том, чтобы использовать религию и Бога, как всего лишь “наживку” для здоровья, благосостояния и материального счастья. Человек должен бы стремиться к Богу во-первых, во-вторых и все время, не из-за Его даров, но как к своей конечной Цели. Тогда в изобилии любви Бога он найдет и все другое, чего он желает. “Ищите прежде Царствия Божьего и Его праведности; и все те вещи приложатся”.* В единстве с Богом, человек находит удовлетворение каждого сердечного желания.
Как пробужденный “сын Бога”, человек может по праву требовать от своего любящего Отца здоровье, процветание, или что угодно еще полезное. До открытия Бога, люди обычно хотят игрушек материальных вещей; тогда как после нахождения Его, даже сильнейшие материальные желания становятся бесвкусными - не от безразличия, но от сравнения со все-удовлетворяющей, все желания утоляющей, Божьей Благодатью. Многие люди безуспешно стремятся к материальной цели всю жизнь, не в состоянии понять, что, если б они посвятили одну десятую усилий, предпринятых для поиска мирских вещей для того, чтобы найти Бога сначала, они бы тогда удовлетворили не только одно, но и все желания их сердца.
Искание Бога всем сердцем не подразумевает и не извиняет небрежность в разнообразных физических и мирских сражениях жизни. Как шкатулка даже самых сверкающих драгоценных камней не может быть видима в темноте, также и присутствие Бога не может чувствоваться во тьме духовного невежества, ментальной дисгармонии, или пересиливающей болезни. Поэтому духовный аспирант учится побеждать во всех сражениях, чтобы освободить царство жизни от всякой причины тьмы, для того чтобы Божье совершенное присутствие было видимо.
---------------*----------------- Поэтому, первое сражение, к вашему сведению, Поддержание Здоровья есть долг человека поддерживать защитные силы
в телесном царстве здоровья в телесном царстве. Материальный успех, умственная плодовитость, практика медитации для достижения Само-реализации - все становятся легче, если тело не является обузой из-за бессилия или болезни.
Для того чтобы обладать здоровьем, человек должен бы жить так гигиенически, чтобы сделать тело неподверженным болезни. Идеальная диета должна состоять в основноми из фруктов, овощей, зерен, молока и молочных продуктов. Он должен упражняться и иметь много свежего воздуха и солнечного света; практиковать самоконтроль над чувствами; и применять искусство расслабления тела и ума. Чрезмерное потворство чувственности (особенно сексу), переедание, неправильное питание, недостаток упражнений, свежего воздуха, солнечного света, чистоплотности; привычка беспокоиться, нервозность и стресс, неконтролируемые эмоции -все это помогает разрушить телесный иммунитет к болезни.
Замедленная циркуляция часто в своей высшей точке приводитт к ядовитым отложениям в системе. Посредством упражнений и свежего воздуха, ткани, клетки и красные и белые тельца насыщаются свежим, наделенным праной, кислородом. Система Энергизирующих упражнений, которую я открыл в 1916 году, является в высшей степени полезным, простым и не пререгружающим методом для перезарядки тела сознательно жизнедающей праной. Эта стимуляция и электрификация тканей, клеток и крови помогает иммунизировать их против болезни.
Когда жизнеспособность низка - т.е., когда жизненная сила в теле в недостатке или не функционирует правильно - тело становится подверженным всем сортам болезней и расстройств. Жизненная сила будет плодотворна, когда восстанавливается и взлелеивается правильными привычками, как упомянуто выше, а также при необходимой поддержке хорошего характера, положительных мыслей, правильного образа жизни и верной медитации.
---------------*-------------- Человек пока не является мастером, если он еще Повышение уровня вовлечен в обычные жизненные битвы - чувственных
сознания искушений, желаний, привычек; отождествления с физиологией и ограничениями тела; беспокойство ментальных сомнений и комплексов; и душевное невежество. Его восприятия ограничены и включают сознание телесной тяжести и других физиологических условий; внутренних ощущений, возникающих от активностей внутренних органов и от дыхания внутри тела; ощущений прикосновения, запаха, вкуса, слуха и зрения; голода, жажды, боли, привязанности, сонливости, утомления, бессонницы; и его умственных способностей рассуждения, чувства и воления. Сознание этого ординарного человека подвержено страхам смерти, бедности, болезни и неисчислимых иных зол. Он скован привязанностями к имени, общественному положению, семье, народу, и собственности.
Духовно, обычный человек не может чувствовать своего присутствия за пределами этого тела, иначе как в его воображении. В бессознательности он спит, видит сны и может двигаться в нереальном мире фантастических выдумок. В полете фантазии он может двигаться через звезды и обширные пространства, но только в уме; такие мысли не принадлежат сфере внешней реальности.
Коротко говоря, среднее человеческое существо сознательно только относительно своего тела и ума и их внешних контактов. Оно остается загипнотизированным иллюзиями мира (выраженными многими способами в древней и современной литературе), которые подтверждают его подспудное предположение, что он является конечным и ограниченным существом.
Низойдя от вездесущего Духа к маленькому телу и став отождествленной с физическими несовершенствами, душа кажется потерявшей свой вездесущий, совершенный статус; она должна бороться, чтобы преодолеть все ограничения физического мира. Душа должна растворить все чувство тождественности с двойственностью - обоими, хорошими и плохими, условиями, которые ограничивают тело и всю материальную жизнь. Например, болезнь есть состояние путешествия корабля жизни по штормистым морям. Здоровье - состояние скольжения по слегка взволнованному Морю Бытия. Мудрость есть состояние реализации человеком присущей ему независимости души от всей материи; нет больше привязанности к плотскому кораблю, бросаемому майей, поверхностному существованию; освобожденное сознание человека смело ныряет в Море Духа.
Пока человек сосредотачивается полностью на переменчивых волнах противоположностей этого мира относительности, он будет забывать переотождествить себя с лежащим подспудно неизменным морем все-предохраняющего Духа. Только в душевной реализации избавляется он от поверхностной текучести и обретает неизменное состояние: то, в котором здоровье и болезнь, удовольствие и страдание, жизнь и смерть, и все пары противоположностей предстают всего лишь, как волны перемен, поднимаясь и падая на грудь океана Неизменности.
Отождествление сознания с волнами перемены известно, как беспокойство ;
отождествление с Неизменностью - покой. Завоевание душевного покоя, наперекор беспокойству эго, продвигается в четырех стадиях: 1) Всегда беспокоен, никогда не в покое. 2) Часть времени в беспокойстве, часть в покое. 3) Большую часть в покое, иногда в беспокойстве. 4) Всегда в покое, никогда не в беспокойстве. Эти состояния осмысливаются следующим образом:
· Под властью Эго, характерное сотояние телесного царства есть беспокойство. С беспокойством наступает затмение разума (буддхи). Чувственный ум (манас), под полным контролем эго и желания, не предпринимает никакого усилия сражаться со злом и вернуть благородного Генерала Спокойствие, как защитника крепости жизни. Ум, поэтому, страдает от непрестанного беспокойства, непродуктивности и невежества (см. схему 2 на стр. )
· Во второй стадии психологического сражения, Царь Душа иногда побеждает временно в враждебном царстве беспокойства и невежества. Эта стадия достигается, когда Спокойствие предпринимает длительные напряженные попытки бомбордировать укрепления беспокойства.
· В третьей стадии психологического сражения Генерал Спокойствие и его солдаты, возобновляющимися атаками с большими орудиями глубокой и все более возвышенной медитации, в состоянии продвинуться значительно глубже на територию, окупированную беспокойством.
· В четвертой стадии психологического сражения, Царь Эго и все его солдаты полностью разгромлены; мирное царство Царя Душа навсегда установлено, как Империя Жизни. Это сотояние проиллюстрированно на схеме 1 (стр. )
В теле и уме под властью царя Душа и его различительных способностей, все бандиты заслуженно обезглавлены. Враги - эго, страх, гнев, жадность, привязанность, гордость, желания, привычки, соблазны - более не прячутся в тайных подсознательных убежищах, чтобы интриговать против законного царя. Мирное царство являет лишь изобилие, гармонию и мудрость. Никакая болезнь, неспособность, или сознание смерти не обитают в телесном царстве под властью царя Душа.
Практичный метафизик, по ходу его попыток -----------------*--------------------
Освободить душу от материальных пут, учится Метод достижения
точным методам побеждать. Победы
Неуклонно правильными мыслями и действиями
В гармонии с божественным законом, душа человека возвышается медленно в курсе естественной эволюции. Йог все-же выбирает более быстрый метод ускоренной эволюции: научную медитацию, благодаря которой поток сознания поворачивается от материи к Духу через те же цереброспинальные центры жизни и божественного сознания, по которым направлялось нисхождение души в тело. Даже новичок-медитирующий быстро находит, что он способен черпать духовную силу и сознание внутреннего мира души и Духа, чтобы просветить свое телесное царство и деятельность - физическую, умственную и духовную. Чем большим специалистом он становиться, тем больше божественное влияние.
В процессе того, как сознание йога продвигается всегда вверх от сознания тела к космическому сознанию, он испытывает следующее:
1. Практикой данной гуру медитации стремящийся йог укрепляется в своей решимости найти Бога, через Само-реализацию.* Он больше не желает оставаться отождествленным с мирским, являсь субъектом для ограничений тела и иллюзий природных противоположностей жизни-смерти, радости-горя, здоровья-болезни. С помощью вновь пробужденного разума, йог способен освободить свое сознание от эгоистической привязанности к своей земной собтвенности и к своему маленькому кружку друзей. Его побудительный --------------*--------------
мотив не является тем ограниченным и негатив- Стадии прогресса по
ным отрицанием, но естественным расширением направлению к
ко все-включительности. Он отсекает ограничи- сверхсознанию
вающие ментальные привязанности, чтобы они не
стояли на пути его восприятия Вездесущего. После достижения им своей Цели, любовь совершенного йога включает не только его семью и друзей, но все человечество. Обычный человек является неудачником, привязываясь к немногим личностям и вещам, которые он должен оставить во время смерти. Мудрый йог, поэтому, сперва востребывает свое врожденное право; затем он видит, что все нужные опыты и собственность сами приходят к нему.
2. Хотя такой йог находит свое сознание свободным от всех внешних привязанностей, оно все еще цепко прикрепляется к телу, когда он пытается медитировать на Боге. Опыты мира и интуитивные вспышки предвкушения блаженства побуждают его упорствовать против сопротивления беспокойства и сомнений относитеьно того, стоит ли ему продолжать усилия.
*Гуру: духовный учитель. Гуру Гита(стих 17) удачно описывает гуру, как “рассеивающего тьму”
( от гу, “тьма”, и ру, “разгоняющий, рассеивающий”). Хотя сегодня слово гуру обычно относится просто к учителю или инструктору, настоящий гуру это Бого-просветленный. В своем достижении самоконтроля, он реализовал тождество с вездесущим Духом. Только такой квалифицирован вести стремящегося, по его духовному пути по направлению к просветлению и освобождению.
“Составить компанию гуру”,- писал Свами Шри Юктешвар в Святой Науке, - “значит не только физически быть рядом (иногда это невозможно), но в основном значит держать его в своем сердце и быть единым с ним в принципе, со-настроившись.
3. Глубокой концентрацией на йоговских методах, йог затем пытается отключить внутренние и внешние телесные чувства, чтобы его мысли могли сосредоточится исключительно на Боге.
4. Правильной техникой контроля жизненной силы (пранаяма) йог учится утихомиривать свое дыхание и сердце; он оттягивает свое внимание и жизненную энергию в центры позвоночника.
5. Когда йог может утихомирить свое сердце и волю, он входит с сверх-сознание.
Эго переживает радость и расслабление, когда оно чувствует в спокойном сне подсознательный ум. В состоянии сна сердце все-же работает, качая кровь через кровеносные сосуды, пока чувства спят. Когда в медитации, йог сознательно оттягивает свое внимание и энергию из сердца, мускулов и чувств, те остаются как бы спящими, тогда как он уже перешел за пределы подсознательного состояния сна в сверх-сознание. Такой сознательный сенсорно-моторный сон дарует йогу радость, в миллион раз большую чем обычный сон без сновидений; большую, чем радость любого сна, испытываемого человеком после многих дней вынужденного бодрствования!
В состоянии сверх-сознания человеческие восприятия направленны внутренне, а не внешне. Это можно объяснить аналогией:
Человек, можно сказать, обладает двумя батареями фонарей, внутренней и внешней: Эго, или с телом отождествленное сознание, держит пять фонарей * внешних чувств зрения, запаха, слуха, вкуса и осязания;
Опыт йога в состоянииа душа держит пять внутренних фонарей, которые
сверх-сознанияобнаруживают Бога и истинную природу творения. * Фонарь обнаруживает только объекты, расположенные перед ним, а не позади него. Внешне сориентированные фонари чувств, направленные к материи, обнаруживают для эго только разнообразные очертания внешних материаольных объектов, а не общирное царство внутри. Эго, со своим вниманием, отождествленным с пятью внешними чувствами, таким образом становится привязанным к миру материи и его грубыми ограничениями.