Рефераты

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1

p align="left">Стих 6

Хотя и нерожденный, сущностно неизменный! Всеже в становлении являясь Господом всего творения, пребывая в Моей собственной Космической Природе (Пракрити), Я воплощаюсь, посредством Своей майи-иллюзии.

“Хотя Я и не имею причины и нерожден, и вид мой неизменен, всеже, с момента вхождения в Природу, Я Сам - Господь всех существ и их космического владения - надеваю космическое одеяние, Мной Самим созданной, майи (иллюзии), но ее иллюзорная мощь не меняет Меня”.

Этот стих говорит об имманентно-трансцендентной природе вездесущего Бога-Творца - как Правителя космоса через проявления Пракрити, а также как воплощения в человеческой форме одного из аватаров*.

Служащий в магазине обязан работать (“нет работы, нет зарплаты!”); тем не менее, хозяин, который по желанию может взять на себя обязанности служащего, не обязан делать это, а также он не ограничен ролью служащего. Аналогично, обычные существа принуждаются рождаться Космической Иллюзией и ее законом причины и следствия (кармой). Бог, творец иллюзии (майи) и закона действия (кармы), не подвластен им; и всеже Он следует этим законам, когда нисходит, как аватар (божественно воплощенное существо). Внутренне, тем не менее, он остается не подверженным влянию принуждений майи и кармы.

Ординарные индивидуумы, входя в свои, сделанные природой, тела, подбрасываются на волнах чувственных наслаждений, невежественные относительно обширного океана Духа, существующего под теми. Но йог, достигающий последней стадии освобождения, видит вечно-существующий, неизменный (следовательно нерожденный) Океан Бога, существующий незатронутым в Своих вечно меняющихся космических волнах вибрирующей Природы, возбужденных, Ею созданным штормом, иллюзии.

Сознание человека под влиянием Космической Иллюзии сковано привязанностью к материальному обладанию и ментальным способностям. Йог Самореализации, с другой стороны, обнаруживает, что он может обладать физическим телом и работать через него, не будучи рабом материальных желаний и их кармических следствий, подобно Господу остающемуся непривязанным и свободным от кармы, даже когда, когда Его интеллект молчаливо действует через космически вибрирующее тело творения, управляемое Его иллюзорным законом относительности.

Во время высочайшего (пробуждающего) состояния экстаза, освобожденный йог чувствует: “Сфера моего сознания простирается за пределы моей смертной формы к границам вечности - откуда Я, Космическое Море, наблюдаю маленькое эго, плавающее во Мне. Ни ласточка не падает, ни песчинка не сдувается без моего ведома. Все пространство плывет, подобно айсбергу, в моем ментальном море. Я есть колоссальное вместилище всех сотворенных вещей”. Он одновременно воспринимает Дух, как невзволнованный Океан Вечного Штиля, и Дух, проявляющийся в беспокойных волнах творения, танцующих на его бесконечной груди.

Эта станза дарует человеку великое вдохновение. Избегая неправильного использования дара свободной воли и практикуя Крийя -Йогу, он может воссиять как образ Бога - образ доселе затмеваемый иллюзией. Помня себя образом Духа, просветленный мудростью, йог постигает, что он, подобно Богу, может работать в миру, нескованный телесным окружением, или кармой, или атрибутами Космической Природы (гунами).

______________________________________________________________________

* Санскритское слово аватара значит “нисхождение”; от ава, “вниз”, и три, “проходить”. В Индийских писаниях аватара означает нисхождение Божества в плоть.

Бог поставил эту насыщенную приключениями пьесу на сцене времени, чтобы развлекать нас, но мы серьезно принимает тени за реальности! Есть лишь одна серьезная реальность - Бог!

(Далее на этой странице дан текст на обороте иллюстрации между стр. 438-439 оригинала):

АУМ

Послушай о мудрости Йоги, вооруженный которой, О Партха (Арджуна), ты разобьешь оковы кармы…. Даже частица этой истинной религии предохраняет человека от великого страха (колоссального страдания, присущего повторяющимся циклам рождения и смерти).

В блаженстве души все горе уничтожается. Воистину, различительный интеллект благословенного твердо устанавливается (в Духе ).

Бхагавад Гита II:39-40,65

***

“Пандавы …представляют собой принципы, необходимые йогу, чтобы достигнуть реализации или единства с Богом; Кауравы… метафорически представляют собой особые принципы, препятствующие духовному прогрессу”.

*

“Йог, после каждой практики сосредоточенной медитации, спрашивает свою способность интроспекции: `Собравшиеся перед сознанием в области церебро-спинальной оси и на поле чувственной активности тела, рвущиеся в бой ментально-чувственные способности, стремящиеся оттянуть сознание вовне, а также дети различительно-разумных тенденций, стремящихся возвратить себе внутреннее царство - что они делали? Кто победил?”

*

“Кришна говорит: `Практикой йоговской медитации, вырви свой ум, интеллект, жизненную силу, и сердце из захватов эго, от физических ощущений зрения, слуха обоняния, вкуса, и осязания, и от объектов чувственных наслаждений! Оставь все обязательства перед ними! Будь йогом, соединяясь с Моим блаженным присутствием в твоей душе…`.

Ум ординарного человека обычно отождествляется с внешним обладанием и чувственными наслаждениями, относящимися к поверхности тела…. Йог поворачивает обратно фонарь интеллекта, ума, и жизненной силы, в секретный астральный проход…. Чтобы в конце концов обнаружить присутствие души в высшем центре (сахасраре) в мозгу....В сахасраре он испытывает невыразимое блаженство своей души.”

Парамаханса Йогананда

Стихи 7-8

О Бхарата (Арджуна)! Когда бы ни убывала добродетель (дхарма) и ни преобладал порок, Я воплощаюсь, Аватаром. В видимой форме Я появляюсь из века в век, чтобы защитить праведников и уничтожить злодейство, чтобы восстановить праведность.

Эта земля есть сцена, на которой божественная драма подлежит развитию. Когда большинство человеческих актеров неверно использует свою, Богом данную, свободу, и злодейством приносит страдание и расстраивает божественные планы относительно ближних и их собстенной судьбы (планы, рассчитанные на выполнение их человеческим правильным использованием свободного выбора), тогда Бог, Космический Директор, появляется на сцене в человеческой форме (аватар), чтобы наставить недоразвитых актеров в надлежащем искусстве жизни. Бог, таким образом, учит человека, сделанного по Его подобию, как развиться, используя свободную волю, проявляя божественную природу, присущую человеческой природе.

Можно спросить: Может ли Сам Бог когда-либо *

воплотиться, как человек? Сказать, что Бог не Божественная добродетель,

может что-то определенное сделать, значит огра- проявляемая аватаром,

ничить Его. Но имеется столь много вещей, кото- разрушает зло

рые Бог может сделать, но всеже не делает - по

крайней мере делает не так, как ожидают от Него люди. Никогда не было известно, чтобы Бог принимал человеческую форму, называемую “Бог” и жил в ней среди людей. (“Почему ты называешь меня совершенным? Нет никого совершенного, кроме одного Бога”, - говорил Иисус*, чтобы различать себя, аватара, от Бога-Отца, Абсолюта, Бесформенного.) Господь нисходил много раз, тем не менее, чтобы проявиться через воплощение полностью освобожденного существа, которое, будучи однажды обычным человеческим существом, стало истинным отражением, или “сыном Божьим”. Бог, будучи всемогущим, таким образом действует Своим всеведением через человеческое тело аватара. Подобно тому, как океан Космического Сознания знает о душе-волне, появляющейся на его поверхности, так и душа-волна аватара знает об океане Космического Сознания, выражающегося через ее форму.

Великие пророки и меньшие святые отличаются только по степени - первые проявляют Бога полностью, через широко открытые окна их сознания; вторые выражают Бога маленьким служением определенных божественных реализаций. Можно сказать, что полное выражение божества в аватаре больше, чем частичное в святом, не достигшем еще абсолютного освобождения.

Все человеческие существа - потенциальные боги; мудрец и невежда, оба суть воплощенные образы Бога. Божественное Вездесущие наполняет каждую душу-образ, как могучий океан присутствует в каждой волне. Тем не менее, если только волна не растворяется, становясь одним с океаном, она остается

_______________________________________________________________________

* От Матвея 19:17.

чрезвычайно ограниченной. Пока практикующий не освободился полностью, он не может правдиво заявить: “Я и Отец мой - одно”.

Нет “особого” аватара или “уникального” воплощения Бога (кроме как в отношении формы, времени и места); любая освобожденная душа может низойти на землю или в другие сферы, как совершенный аватар или спаситель.

Из исследования земной хронологии, очевидно, что, подобно личности, каждый народ проходит необходимые стадии развития. Для земли эти последовательные стадии суть: материальный, атомистический, метальный и духовный циклы, называемые так в соответствии с преобладанием физических, электрических, психологических или духовных качеств в большинстве людей. Тем не менее, на каждой стадии упорствующее зло более или менее активно, даже когда добродетель преобладает. Поэтому, когда невежество, эгоизм, война и * несчастье возрастают, Высочайший Господь Частичные и совершенные проявляется через мастеров, которые во многих проявления Божественного воплощениях были частично или полностью сознания в святых и аватарах освобожденными существами. Они могут появляться на земле, как меньшие святые или как великие мастера, в соответствии с их степенью реализации, чтобы служить живыми примерами добродетели и вдохновлять духовных аспирантов побеждать свои внешние и внутренние несовершенства. Так, Дух является через многие освобожденные или частично освобожденные души, светя более или менее через различные степени незатуманенных - ясных или частично ясных - ментальностей, очищенных йогой, существ. Те божественные, которые не полностью освобождены, или пришедшие на землю, чтобы помочь искуплению душ, но не имеют очевидной для мира миссии, называются кханда аватарами (частичными инкарнациями).

Но когда бы призрак порока ни прокрадывался, не изгнанный, на землю, в каждом таком веке Бог воплощается, как спаситель (в форме полностью освобожденного существа), чтобы воскресить увядающую добродетель, защитить духовное, помочь устранить злые течения и уничтожить дурные склонности злых.

Такие проявления называются пурна аватары (совершенные воплощения).

Как каждая волна, если б была сознательна, могла бы чувствовать океан под собой, так и каждое освобожденное существо чувствует все Море Духа за своим [внешним] восприятием. Как океан является частично, потом во все большем величии и просторе, когда человек видит его сначала с берега и затем с самолета, так святые различных интуитивных способностей имеют большие или меньшие реализации Духа. Но полностью освобожденные души, вроде Кришны, Иисуса Христа, Бабаджи, Лахири Махасаьи, Шри Юктешвара, и многих других, сами суть совершенные проявления Бога. Вот что имеется в виду в Библейском утверждении: “Но всем тем, которые принимают Его (т.е. полностью проявленного Бога, через чистоту их интуиции), им (всем освобожденным существам всех веков, перед и после рождения Иисуса Христа) Он дал даровал способность стать сынами Божьими (способность явиться совершенными проявлениями Бога)”*. Настоящий “сын Божий” является истинным образом вездесущего Духа.

______________________________________________________________________

* От Иоанна 1:12.

Стих IV: 8 часто перводится с “уничтожением злодеев”, и многие легендарные рассказы в Пуранах также описывают уничтожение злых святыми существами, некоторые теологи утверждают, что Индусское воплощение Бога приходит чтобы защитить праведников посредством уничтожения злодеев, в противоположность Иисусу Христу, который пришел на землю, чтобы освободить не только добродетельных,но и грешных! Тем не менее, правда состоит в том, что добродетель всегда является причиной уничтожения зла.

Мы читаем в Библии, что даже Елисей, Илья и Петр были инструментальны в уничтожении злодеев, противящихся могучим вибрациям добродетели. Свами Шанкара и различные святые Индии имели аналогич- *

ные опыты. Изолированный высоковольный провод Божественная добродетель

можно тронуть безопасно, но, оголенный, он смерто- явленная аватаром

носен. Когда человек, невзирая на предупреждение, разрушает зло

сознательно касается того оголенного высоковольного

провода, он погибает. Подобно этому, Божья могучая энергия, присутствующая всюду, изолированна от человека оболочкой иллюзорного невежества. Так, невежда, хулящий Бога, не немедленно наказывается; но злодей, современник и знакомый аватара, или великого мастера, навлекает на себя немедленное воздаяние, если, после предупреждения, он продолжает хулить Дух, сияющий через чистого носителя Величайшего. Например, Петр мог воспринимать Бога без всякой изоляции иллюзии. Святой Дух полностью проявлялся в нем, и, когда муж и жена* - не смотря на предупреждение Петра - солгали перед живым Духом, они были уничтожены. Их дурная воля столкнулась со всезнающей гармонией Божественного.

Бог и Его святые редко умышленно ранят кого-либо: и даже тогда лишь для того,чтобы смягчить последствия дурной кармы того человека или дать урок, чтобы ускорить искупление. Ни Бог, ни Его аватары никогда не используют по гневу или для возмездия Свое всемогущество против любых злодеев. Люди ранят себя сами, являя противоестественные грехи. Человек ломает свои суставы, глупо и неестественно кулаком ударяя в твердую каменную стену. Каменная стена не виновата в каком-либо злом умысле, как и добродетель не виновата, когда порок безумно ранит себя, выступая проти нее.

Тот же принцип оказывается в ходу, давая могущество божественному человеку, при его стремлении к этому или без него, благословлять тех кто восприимчив. Поклоняющиеся, которые обращаются к Божеству в гармонии своих чистого сердца и ума, притягивают незамедлительное благословение от лицезрения или прикосновения к святому человеку (даршан). Например, в толчее толпы Иисус внезапно сказал: “Кто-то коснулся меня: так как я чувствую силу истекающую из меня”. Женщина была исцелена мгновенно, когда с верой она приблизилась к Иисусу сзади и коснулась его одежды.**

________________________________________________________________________

* Деяния Апостолов 5:1-10. ** От Луки 8:43-48.

Аватары, как Кришна и Христос, обладают такой силой Всемогущего внутри них, что они могли бы открыть свой духовный глаз и уничтожить злодея, подобно тому как Бог мог бы уничтожить вселенную во мгновение. Слабый человек мало понимает Силу, против которой он выступает, когда выбирает противодействовать Божеству! Всеже ему не следует бояться гнева тираничекого Бога. Ни Он, ни Его святые и аватары не опускаются до примитивных человеческих методов наказания или воздаяния. Бог убеждает Своих детей вернуться к Нему только привлекающей силой Его любви, воплощенной в каждом атоме творения и в каждой душе. Аналогично, Его святые и аватары почти всегда пользуются мягким методом духовного убеждения, чтобы вдохновить злых измениться.

Человек, сделанный по образу Бога со свободной волей, как и его Творец, награждает или наказывает себя сам по результатам своих заслуг или просчетов; он сам оперирует суровым законом кармы. Божественное вмешательство, когда случается, не выражает ни мстительности, ни предпочтения, но отмеряется справедливым и любящим Богом, или Его одинаково сострадательными воплощениями, к наивысшей пользе для человека.

Многие мыслители полагают Бога бесконечным и безличным, а также и что Он не может явиться конечным и личным. Эта *

концепция ограничивает всемогущество Бога. Как Хотя и совершенно про-

невидимый водород-кислород газ можно сконденси- явленный в аватаре, Бог

ровать в пары, или воду, или заморозить в лед, так не ограничен одной формой

Бог безличный Дух и невидимое Космическое Соз-

нание может и действительно материализуется в Великий Свет, в Разумный Голос любого языка, в какую-угодно форму, а также в конечное тело личности.

Бог, сотворивший всех людей и незаметно присутствующий в них, может заметно выразиться в святых, или материализоваться в новом теле, которое можно увидеть, каснуться, услышать, как продвинутому ученику, так и любому количеству обычных людей. Можно правдиво сказать, что весь Абсолютный Бог вибрирует и проявляется в том новом материализованном теле, но было бы грубой метафизической ошибкой утверждать, что Бог ограничен тем телом. Бесконечный Бог может и действительно проявляется в какой-то из форм трех измерений. Он являлся многим освобожденным душам таким способом, согласно тем концепциям, которые были желанны последнимим. Но Бог не ограничен той формой, как и не принимает какую-либо такую форму, как Свой единственный персональный образ. Бесконечный бесконечен в Своих выражениях; вот почему Бог никогда не имел постоянной определенной формы.

Бог предпочитает использовать Свой собственный закон ограничения, закон относительности, когда Он является в виде человека. Он избирает воплощаться в телах освобожденных мастеров. Так, Он является в различных костюмах плоти, соответствующих желаниям и нуждам Его поклонников, на протяжении веков. Например, как Иисус, или Рама, или Кришна, или Бабаджи, и т.д., Он рождался в разных формах, чтобы помогать росту добродетели и растворению порока в мире.

Бог, будучи, Бесконечным, может вновь материализовать любую форму и временами делает это. Но Он никогда не позволяет божественно проявленной форме, такой как Иисус или Кришна, ощутимо присутствовать в течение долгого времени перед глазеющими невеждами. Поэтому бессмертный Бабаджи, имеющий человеческую фому в настоящее время, остается глубоко недоступным в северных Гималаях около Бадринараяна. Тем не менее, любое освобожденное существо может немедленно материализовать себя перед продвинутым святым или даже (для особых целей) перед группой обычных людей, как делал Иисус и Бабаджи.

Почему Бог предпочитает проявлять Себя через частично и полостью освобожденных существ, которых Он посылает воплощаться на земле (“непорочным” или обычным сексуальным зачатием) ускоряя эволюцию праведников и растворяя злодейство грешников? Потому что такие продвинутые души были однажды обычными людьми, подверженными всем искушениям и иллюзиям Космической Природы. Такие божественные агенты обладают симпатией, юмором и пониманием; они могут сказать своим братьям: “Смотрите, однажды мы были скованны плотью, совсем как вы теперь! Посредством самоконтроля, раумности, медитации и духовной работы мы пожали обильный урожай вездесущего Духа. Если мы смогли это сделать, вы тоже можете преодолеть слабости и трудности плоти постоянным расширением сознания и укреплением Духа, который также и в вас!”

Бог мог бы сотворить Иисусов Христов и Бабаджи тысячами прямой материализацией или посредством ординарного эмбрионального творения, мог бы заставить их действовать через их святые жизни, как божественные куклы. Но, могли ли бы такие существа, которым не доставало бы личного опыта тонких принуждений чувств, послужить реалистично в качестве примеров, чтобы учить людей искусству завоевания плотских приманок посредством естественных человеческих методов самоконтроля? Поклонники обожают Христа, потому что он пришел к ним, как один из них. Он был по-человечески искушаем и страдал от рук преследователей; но он преодолел все человеческие испытания волей, усилием и любовью к Богу! Священная кукла, разыгрывая божественную драму искушения и победы, была бы только фальшивым актером на сцене жизни. Но человеческое существо, которое становится мастером, является духовным артистом, который в состоянии показать другим человеческим существам, как уничтожить зло и стать божественным.

Душа невежды и мастера - в сущности одно и то же, и совершенна, как отражения луны, ломанные в горшках взбудораженной грязной или спокойной и чистой воды. Это суть отражения одного и того же объекта - луны.

Когда вода в горшке грязная и взбудораженная ветерком, отраженная луна кажется ломанной, хотя по-настоящему она сама и не такова; загрязненные умы, возбужденные беспокойством, под влиянием атрибутов Природы, аналогично отражают кажущиеся искажения души. Когда, под влиянием йоговской медитации, загрязненный ум устаивается, беспокойность исчезает; чистая душа выявляется.

Как отражение луны может быть искажено до неузноваемости в вихре воды, так и отражение души грубо искажено в материалистическом человеке. Как луна отражается узнаваемо в слегка возбужденной чистой воде, или совершенно отражается в совершенно спокойной чистой воде, так просветленные души являются частичными или совершенными отражениями Бога. Как спокойная чистая вода в различных горшках совершенно отражает все ту же сияющую луну, так и все освобожденные души проявляют ту же самую чистую душевную сущность. Когда горшки разбиваются и вода освобождается, отраженные образы, которые казались принадлежащими разным горшкам, становятся едины с той луной, чей свет простирается по всему небу; аналогично, все полностью освобожденные мастера, которые могут отделить свои отраженные души от их тел по воле и все же жить в телесных формах, являются совершенными душами-образами Бога. Имеется иллюзорная разница по виду, но, *

после дематериализации их телесных составляющих, они Вера в то, что один

суть Один Вездесущий Дух. Освобожденный мастер

Догматические ученики своими маленькими ума- превосходнее другого

ми стараются представлять своего собственного частного есть догматическое

Мастера, как более великого по сравнению с другими невежество

мастерами. Кто может сказать авторитетно: “Мой мастер

есть полностью освобожденное воплощение Бога”? Только тот, кто обладает истинной интуицией и сам усовершенствован в мудрости со-настройки с Богом.

Кто бы ни говорил: “Мой мастер есть величайшее воплощение Бога, или единственный освобожденный мастер”, - безусловно невежествен. Измерительный критерий в оценке полностью освобожденных мастеров принадлежит лишь полностью освобожденным ученикам. Освобожденный ученик совершенно предан своему мастеру, гуру, показавшему ему путь к освобождению, но он всегда уважает других аватаров и мастеров. Мастера и ученики, достигшие Самореализации после блуждания различными обходными путями верований, любят всех святых, как единых в Боге. Невежественные ученики, пытаясь славить определенного аватара, как наивысшего среди других аватаров, вместо этого унижают их мастера своим фанатизмом, нетерпимостью, ненавистью, инквизициями, крестовыми походами и религиозными войнами.

В Вездесущии нет рабочего-управляющего, нет президента, нет слуги; нет великого, более великого и величайшего. Все равны и едины с Духом - радостный конклав Божественной Дружественности.

Эти станзы Гиты можно также интерпретировать, как *

относящиеся к истории сотворения. “Где бы не искажал- Как Дух воплощается

ся Мой Дух (крепость дхармы вселенной), посредством в последовательных

действия Моей иллюзорной майи, тогда разделяется Мое пластах творения

Бесконечное Единство в конечные волны творения, стал-

киваясь одна с другой во зле страдания и дисгармонии. Чтобы восстановить гармонию добра Моего Единого Существа и уничтожить злые кошмары кажущихся относительностей, Мой Дух (ограниченный, когда представлен как воюющая материя, минералы, растения, животные и люди) сознательно воплощается в повторяющихся эволюционных приливах до тех пор, пока, растворением борющихся враждебных противоположностей, все откроют снова вечное состояние единства”.

Вышесказанное подчеркивает две мысли:

1) Дух, затемняясь в космической иллюзии, появляется, как мириад вечно-изменяющихся материальных феноменов. Таким способом, этим злосчастным иллюзорным посредником, Дух пересоздает Себя из Бесконечного в бесконечно малые, микрокосмические, почти без конца делимые йоны энергии. “Я видел Сатану, как молнию упавшую с небес”.* Космическая энергия, истекая их духа проявляет злосчастную материальную природу (Апара-Пракрити; Майю, Сатану).

2) После проецирования Себя во вне, как энергию в атомистскую материю, наивысшую плотность иллюзии, Дух видит постоянную балтушку атомных сил конечного творения - сталкиваясь, соединяясь, воюя, разделяясь, в соответствии с законами притяжения и отталкивания эфирные, газовые, плазменные, жидкие, твердые формы появляются, растворяются, постоянно меняясь. Дух, неудовлетворенный что иллюзорная майя не отражает Его совершенства в творении, останавливает это отдаление и начинает процесс объединения, посредством воплощения Себя в прогрессивно более высоких формах жизни и выражения. Сонный в инертных минералах материи, Дух начинает творить сны вегетативной жизни деревьев и цветов. Затем Дух частично пробуждается в чувственной подвижности мельчайшей амебы и могучего зверя. Полностью пробужденный в человеке, различительный разум, Дух простирается как завоеватель иллюзорных тайн жизни. И в просветленном человеке, воплощение Духа достигает совершенства.*

В какой-то период вечности Дух сначала разродился в разнообразных формах творения, включая первых человеческих существ, все Его явленные объекты легко отражали качества Его духовности во время Духовного Века 4800 лет. Начальная чистота творения наблюдала Его эманацию из причинного выражения * в астральную и затем в материальную форму.

Нисхождение человечества Адам и Ева, символы человеческих существ,

от начального Золотого Века специально созданных Богом, были полностью сознательны о своей божественности до поры, пока, через искушения Природы, они впали в сексуальное воспроизведение, явившееся причиной нисхождения божественного сознания от высоких цереброспинальных центров духовного восприятия к низким каналам жизни, отождествляемым с чувственным смертным сознанием.***

________________________________________________________________________

* От Луки 10:18

** См. объяснение развертывания пяти кош иллюзии, которым более высокие формы жизни приходят в существование. (I:4)

*** См. I:1 и XV:1; также проникновенное объяснение Шри Юктешвара аллегории Адама и Евы, воспроизведенное в Автобиографии Йога, Главе 16, “Перехитрили Звезды”. Хотя создание форм жизни через процесс эволюции есть факт, высшее творение Бога, первый человек, был особым творением, материализованным силой воли Бога. Творец наделил новый человеческий вид уникальными цереброспинальными центрами жизни и сознания, потенциально способными выражать Божество. В эти первые прототипы человеческих тел Господь поместил просветленные души из причинной и астральной сфер, и также перевел души, развившиеся ранее в восхождении

[до этого уровня] через более низкие эволюционные формы. Человеческое тело предоставило этим

По окончании Духовного Века, воплощающиеся земные существа и их космическое окружение, под влиянием исходящего вовне разделительного желания Духа творить (выражающегося, как майя или Сила Космической Иллюзии), начали нисходить в Ментальный Век 3600 лет, Атомистский Век 2400 лет и Материальный Век 1200 лет.

После того как население земли и всей солнечной системы выразило вибрации Материального Века, Дух - чтобы остановить Свое творение от дальнейшего вырождения - сотворил магнетический восходящий поток (тягу), чтобы Материальный Век начал развиваться в Атомистский, Ментальный и Духовный Века снова, занимая еще 12000 лет.

Эти нисходящие и восходящие эволюционные циклы, при том что каждый полный равноденственный цикл занимает 24000 лет, повторились примерно 83000 раз за время 2000000000 лет, на протяжении которых *

согласно подсчетам ученых существовала земля.* Юги, или эволюционные

Когда бы эта земная школа ни выполнила свое вре- циклы истории

менное начение в божественном плане, относительно

момента времени в цикле, или когда бы все обитатели ни получили полное образование в проявлении совершенной божественности, тогда, посредством вселенского потопа, Дух не только освободит людей, но и мучимые кармой активные атомы земли. В частичных растворениях, только определенные области земли “растворяются”, такие как континент Атлантида и Земля Му (Лемурия) в Тихом океане. Платон воспроизводит легенды таких частичных растворений, когда (около 9000 до Р.Х.) земля вибрировала и тряслась, и появились великие изломы; Атлантида исчезла в окружающих водах со множеством ее обитателей.**

История едва ли может записать полные космические или земные растворения! В такие моменты планета, например, и все вещи на ней превращаются в чистую энергию. Только освобожденные мастера, в видениях созерцали такие космичесткие растворения; и никто, кроме Бога не сохранил записи, сколько раз земное здание школы и ее обитатели были полностью дематериализованны в астральные или причинные формы, или всего-лишь семена-идеи ума Творца, а затем использованы снова во многих “Днях Творения” - периодах проявления, за которыми следовали “Ночи Растворения”.

_____________________________________________________________________________________

душам инструментальное звено, через которое они могли восстановить полностью выраженный Божественный Образ, по которому они были созданы.

* В 1995 году научная оценка возраста земли выразилась скоре около 5000000000 лет.

** В дополнении к югам, индийские писания говорят о космических циклах, называемых Днями и Ночами Брахмы, и Веками Брахмы (см. VIII:17-19). Согласно Сурья Сиддханте, все существа уничтожаются в конце дня Брахмы, но субстанция вселенной остается. В конце Века Брахмы, тем не менее, сама материя растворяется обратно в Дух. Другие источники утверждают, что День Брахмы - это время существования солнечной системы, тогда как Век Брахмы составляет время жизни всей вселенной.

В Х: 6, упоминается другой цикл, партриархат или манвантара (букв. “другой Ману” или “интервал Ману”), которых 14 в каждом Дне Брахмы, по утверждению тех писаний. Сурья Сиддханта и Вишну Пурана утверждают, что в каждом патриархате появляется новый Ману, который становится для своего периода родоначальником человечества. В конце каждой манвантары наступает потоп, а за ним новая расса людей. (Заметка издателя).

С каждым новым появлением космического здания школы, Бог начинает заново тренировать своих учеников - некотрые из которых новоприбывшие, а другие второгодники (как Кришна объясняет в VIII:19). Продвигаясь через разные классы воплощений, они должны в конце сдать последний экзамен освобождения. Тогда как время жизни вселенной, согласно древним провидцам, превышает 3000 трилионов лет - Век Брахмы - без сомнения Бог (одетый Кришной) заявляет: “Арджуна, Я достиг всего, Мне нечего достигать, всеже Я продолжаю трудиться” (III:22).

Бесконечный Дух экстатически пребывал в пространстве без вибраций, и действовал в вибрирующем пространстве на протяжении несчетных периодов вечности. Дух, так, разделяет Себя в творении отрицающей-силой иллюзии, а затем вновь возвращает к Себе все блудные формы, посредством восходящей эволюции. В конце жизни вселенной, блуждающие органические и неорганические силы преобразуются, как текучая энергия, в Его Космическое Сознание. Шторм иллюзии отзывается; все волны живого и неживого творения снова становятся морем Духа. Но это не конец! Со временем, семена творения, тщательно сохраненные в Духе, разбрасываются снова, чтобы начать свой продуктивный цикл снова.

* Наконец, эти две станзы Гитыотносятся также к Нисосходящая и восходящая эволюции индивидуализированной души. Во время эволюция души воплощения, когда бы практикующий не оказался в иллюзии из-за отождествления с чувстваими, Дух проявляет Себя, пытаясь врастить его стремление к душевному блаженству.

Человеческое желание стремиться к спасению возрастает от мучающей силы зла. Тем не менее, многие смертные страдают напротяжении долгого периода воплощений без переживания какого-либо пробуждения. Обманутый человек наконец поднимается с внутренней божественной помощью, побуждающей его постоянно пытаться восстановить образ Духа; он обнаруживает Его присутствие внутри себя с каждым новым усилием.

Так, лишь только человеческая телесно-отождествленная природа (адхарма) проявляется, благодаря последствиям неправильного использования свободного выбора, так сразу душевная настоящая природа (дхарма) проявляется через духовное спонтанное усилие, стимулируемое внутренними выражениями вечно пробужденного, вечно доброго Духа:

“Я выражаю Себя в душе человека, чтобы собрать его хорошие качества (пружины хороших действий) и завоевать его человеческие недостатки (пружины дурных действий). Я наделяю Моей силой поклоняющегося, культивирующего благородные качества разумного различения и спокойного интуитивного сознания, бесстрастия, контроля жизненной силы, самоконтроля, самодисциплины, чтобы избежать неправедности, и духовногой терпеливости в приверженности к медитации, отреченности и строгости. С пришествием Моего Духа и Его подкрепления, стимулируемые благородные качестваприводят к растворению мерзких пороков - желания, гнева, привязанности, эгоизма, ревности, ненависти, иллюзии и заблуждения”.

Конечная победа в эволюции души - “добродетели” над “пороком” - есть реализация или опыт восхождения в Дух. Первые два стиха этой главы Гиты описали духовный символический аспект различных стадий (Вивашват, Ману,Икшваку, и Раджариши), через которые душа поклоняющегося низошла от Бесконечного к конечному.

Возникая из Космического Сознания, душа входит в вибраторное состояние Космического Света, или Вивашвата. Когда она подпадает под влимяние ума (манаса), она индивидуализируется, ограниченная отождествлением с человеческим сознанием в общем, называемым состоянием Ману нисходящей души. Оттуда она втекает ниже в астральную жизнь и сознание, или состояние Икшваку. Затем душа нисходит далее в Раджариши, или состояние чувственного отождествления.

Во время длинного периода времени душа остается отождествленной с телом и забывает свое единство с Духом. Так, душа покидает высочайший дворец комического пространства Вездесущия, чтобы низойти по все более темной лестнице ограничений, и начинает скитаться на низких планах материализма; “порок” (адхарма) превалирует.

Отсуда следует, что каждый блудный сын, стремящийся к восхождению по своим следам обратным путем к Духу, должен настроиться на внутренние побуждения Духа - воплощенного в его душе - и посредством надлежащей йоговской медитации оставить позади отождествления с материальными привычками и чувственными наслаждениями (Раджаришами), интуитивным восприятием астральной жизни и сознания (Икшваку), суммарной тотальностью индивидуализированного человеческого сознания (Ману), и Космическим Светом (Вивашватом). Достигая Духа, такая душа глубоко вздыхает в радостном облегчении! Совершенная “добродетель” (дхарма) востанавливается.

23 Bhagavad Gita 22 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p. 450 - )

Пути освобождения от циклов перерождения

Стих 9

Тот, кто так интуитивно познает Мои божественные проявления и вибраторную активность, в их реальности упорядоченных принципов, не возрождается вновь; он приходит ко Мне, О Арджуна!

Всегда когда Дух нисходит в вибрирующую материю, возрождаясь там, активностью майи , иллюзии, Он проходит через несколько стадий, следствий упорядоченных творческих принципов (таттв) Природы: космическое сознание, энергия, газы, жидкости, твердые вещества, макрокосмическая материя (вселенная) микрокосмическая материя (человек с душой, сознанием, жизненной силой и телом). Душа так нисходит с Духом и становится телесно-замкнутой.

Дух остается свободным даже и перерожденным, или явленным как материя; но человек, как индивидуализированный Дух или душа, становится отождествленным со своей маленькой вселенной - телом, чувствами и тем, что ему принадлежит.

Отречением от внешней и внутренней привязанности йог начинает восходить с планов объективных принадлежностей; он выпутывает себя из чувств, сенсорного и моторного механизма, влияний своего подсознательного ума и его кармы многих жизней, и начинает карабкаться к сверхсознательному состоянию. Он прекращает свое блуждание в материи и реализует себя, как совершенный образ Духа, живущий в теле, но не привязанный к нему.

Когда такой йог воссоединил свою душу с Духом в высших экстазах, он видит как Космический Свет Духа трансформировал Себя через принципы Природы в различные формы материи на холсте эфира, подобно чистому лучу света исходящему из прожекторной будки в кинозале и проходя через пленку, преобразуясь в картины гор, деревьев, озер, океанов, людей и т.д., так производя иллюзию твердой, жидкой, газообразной, огранической и неорганической материи, взаимодействующих на экране.

Кришна говорит, что тот, кто действительно может воспринимать истинную природу перерождения Духа в виде материи, становится освобожденным. Просветленный йог реализует интуитивным опытом, как вездесущий Дух рождается в теле космической материи и живет в нем, не будучи скованным. Такой йог, будучи одним с Духом, освобожден несмотря на то, что он носит телесное одеяние.

Стих 10

Освященные аскетизмом мудрости, оставившие привязанность, страх и гнев, погруженные и нашедшие убежище во Мне, многие существа достигли Моей природы.

Как личность, захватывающе увлеченная кинокартиной, может оставить свою эмоциональную вовлеченность и спокойно наблюдать луч света над ее головой, который производит изображения, также продвинутый йог, посредством нейтрализации своих эмоций, может видеть сновидения жизни, проистекающие от Вездесущего луча Духа. Погруженное в Бесконечную Реальность, то существо становится освобожденным.

Индийские писания сравнивают следование духовным путем с хождением по острию бритвы. Это относится не только к необходимости ведения добродетельной, Бого-центрированной жизни, но в частности к выпрямлению позвоночника в медитации, единственного пути, по которому человек восходит к реализации Бога и единству с Ним.* На протяжении веков, многие поклоняющиеся - освященные должной моральной и физической дисциплиной, медитацией и техникой, наподобие Крийя Йоги - зажгли очищающий огонь Самореализации и увидели в этом сияющем огне Вездесущий Дух. Соединяя свои ограниченные телом души со всепроникающим Духом, практикующий теряет привязанность к вызывающим-страх-и-гнев физическим миазмам и достигает безопастности, пропитанный Вездесущим Духом.

Материалисты настолько привязаны к удовольствиям чувственными объектами, что живут свои жизни полные страха, страха перед потерей грубых удовольствий здоровья или физического комфорта; и они охватываются гневом, когда именно это случается. Но мудрые, понимая тело как хрупкую корзину удовольствия, не кладут в нее все яйца своего счастья, зная что следствием этого будет куча разбитых яиц.

Стих 11

О Партха (Арджуна)! Каким бы способом люди не поклонялись Мне, согласно тому критерию Я проявляюсь перед ними. Все люди, какими бы способами (они ни стремились ко Мне), двигаюся в Моем направлении.

Как люди различной природы предлагают свою преданность Мне различными способами, так и Я различно отвечаю, в соответствии с желаниями их сердца, их степенью понимания и их манерой богослужения. Все существа, независимо от их способа поиска, направляются ко Мне”.

________________________________________________________________________

* Иисус тоже говорил об “узком пути”, эзотерически имея ввиду восхождение в медитации жизненной силы и сознания через дверь в основании позвоночника (муладхара чакры) и узкий проход сушумны: “Войди в прямую дверь: так как широка дверь и широк путь к погибели, и много идущих ими: Потому что пряма дверь и узок путь, ведущий в жизнь вечную, и немногие пойдут им и обретут ее” (От Матвея 7613-14).

На протяжении веков, обильно мотивирующая сила человеческой любви выражалась различными способами - как сыновняя-дочерняя, супружеская, дружеская, семейная, любовь служения, гуманитарная. Всякая человеческая любовь заимствована у Божественной Любви, но в сравнении с той - слабое ее выражение. Неудовлетворенный несовершенствами человеческой любви, человек в конце концов обращается к совершенной любви Бога. Так как любовь Его детей является одной и вещей желанной Богу, та преданность, свободно даримая - в какой угодно форме выражения, предприятия или поклонения - вызвает Его ответную реакцию. Он объявляется стремящемуся по мере ментальности последнего и способности (получать) воспринимать.

Поклоняются Богу различными способами - как Бесконечному, Небесному Отцу, Божественной Матери, Божественному Другу (как в отношениях между Кришной и Арджуной), или Божественной Возлюбленной, Любовнику, Божественному Мастеру, Божественному Младенцу. Бог отвечает поклоннику в том виде, который дорог тому. Истинному монисту Он открывается как Бесконечный; искреннему дуалисту Он является в желаемой конечной форме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


© 2010 Рефераты