Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1
p align="left"> Когда человек отождествляется со своим телом, он чувствует лишь ощущения зрения, обоняния, вкуса, осязания, слуха, веса и движения. Если посредством медитации он оттягивает свое сознание вовнутрь, он находит молчаливый свет, прекраснее и тоньше, чем рентгеновские лучи - луч души, идущий от Духа - проэцируя картину тела на экран человеческого сознания и пространства. Через свой глаз интуиции ученик воспринимает этот луч-душу; в нем нет тела с его разнообразными сложностями, всеже этот луч производит на экране человеческого сознания изменяемую картину тела. Это тело не есть “материя”, но составлено из нескольких сил, эманирующих из луча души. Как кино-луч производит картины на экране, проходя через пленку, которая преобразует его свет в формы, так луч души, проходя через пленку майи (иллюзии) преобразуется в различные творческие силы, становящиеся телом и присущими ему способностями сознания и жизни (эго, ума, жизненной силы, и т.д.), которые дают ему возможность действовать и реагировать на его окружение. Современная
наука приближается к пониманию тела, как выражения электромагнитных волн.*
Бог послал человека на землю, чтобы он развлекался телесными снами, не для того, чтобы затуманить его сознание бессмертия, посредством отождествления с телом. Поэтому глупо горевать о телесных изменениях, которые наблюдает Я.
Продвинутый ученик должен медитировать глубоко, пока его мысли не
*В последние годы, это понимание возъимело далеко идущие воздействия на практику медицины и целительские искуства - добавляя к создаающейся концентрации исцеления через жизненную энергию. Основываясь на годах исследований электромагнитной природы тела, доктор Роберт
Бекер, профессор медицины Нью Йоркского государственного университета, писал в Телесном Электричестве: Электромагнетизм и основание жизни (Нью Йорк: Морроу и Компани, 1978): “Есть только одно здоровье, но много болезней. Аналогично, кажется, есть одна фундаментальная сила, которая исцеляет, хотя мириады школ медицины все имеют свои любимые способы привлечения её к активности. Наша превалирующая мифология отрицает существование такой обобщенной силы в пользу тысяч маленьких сил, сидящих на полках фармаколога, каждая применимая лишь против нескольких болезней или даже части одной из них. Эта система часто работает достаточно хорошо, особенно для лечения бактериальных болезней, но…внутренняя сила может быть пощупана многими способами, (включая) исцеления веры, магические исцеления, парапсихологические и спонтанные (само)исцеления….Какими бы то ни было способами, если энергия успешно сфокусированна, она результирует в чудесное преображение. И кажется, как- будто неизбежная кончина внезапно обращается в жизнь…
Средства мугут быть прямыми - парапсихологические методы, упомянутые выше - или непрямые: Лечебные травы могут быть использованы для стимуляции выздоровления; эта традиция простирается от доисторических мудрых женщин…к превалирующим лекарственным терапиям настоящего. Пост, контролируемое питание и регулирование жизненных привычек, чтобы избежать стресс, могут быть использованны, чтобы пробудить скрытую целительную силу в больном теле; можно проследить этот подход от современных натуропатов к Галену и Гиппократу....Все стоющие медицинские исследования и интуиция каждого целителя являются частью одного поиска знания одной таинственной целительной энергии».
Суботнее Обозрение 8 Июля, 1978 года, собщило, что доктор Бекер вошел в историю медицины, когда работая над лягушками и крысами, потерявшими ногу, он использовал электрическое стимулирование, чтобы выростить новую конечность - “с хрящом и костью, мускулом, нервами и кровеносными сосудами - с ошеломляющей анотомической точностью”. ( не похожие на других животных, таких как крабы и саламандры, лягушки и крысы обычно не регенерируют телесные части)… “др. Бекер применил новые найденные целительные механизмы к сломанным костям человека, успешно сращивая переломы, которые не получалось срастить даже после обширных хирургических процедур. Он и его коллеги сейчас достигли уровня, когда они могут уверенно предсказать, что регенерация человеческих органов может и будет достигнута, возможно в последующие несколько десятков лет”.
Другие исследователи, изучающие тонкие энергии внутри физического тела, сосредотачивались на ментальных и духовных методах пробуждения жизненной силы для исцеления. Позитивное мышление, визуализация, молитва и утверждение (самовнушение), также как и физиотерапии, основанные на стимуляции жизненной энергии, такие как аккупунктура, массаж и т.п. - их эффективность была продемонстрированна различными научными исследованиями.
В свете йоговского учения, что тело есть материализация мысли посредством инструмента праны (жизненной энергии), особенно интересно следующее сообщение из Революции Мозга Мэрилин Фергюсон (Нью Йорк: Бантам, 1973) : “Ученые в Советском Союзе исследовали электромагнитную радиацию ( называемую “биоплазма”) человеческого тела. Они составили карту эффектов различных стимулов на эту радиацию. Они обнаружили, что химикаты, как адреналин, имели слабейший эффект. Массаж аккупунктурных точек имел следующий сильнейший эффект, а за ним электрическая стимуляция и облучение слабым лазерным светом. Наиболее сильное воздействие, как наблюдалось, имела человеческая воля. Если субъект тихо направляет свою мысль к определенной части тела, биоплазма показывает соответствующие изменения”.
растворяться в интуицию. В озере интуиции, свободной от волн мысли, йог может видеть неколеблемое отражение луны души. Забывая свои сны о теле, он знает, что душа существует за экраном мыслей и, поэтому, неизвестна им. Когда йог воспринимает душу, как сделанную по образу Духа, он знает себя, как неизменяемого, непроявленного, вечно спокойного, как Дух. Все ученики должны медитировать и делать внутренним свое сознание, до тех пор пока они не реализуют истинную природу души.
Стихи 26-27
Но, если даже ты воображаешь эту душунепрестанно рождающейся и умирающей, даже вэтом случае, О Мощновооруженный (Арджуна), тебе не надо горевать о ней. Потому что то, что рождено должно умереть, и то, что мертво, должно возродиться снова. Зачем же горевать о неизбежном?
“Но если иллюзорный сон заставляет тебя думать о Я, как постоянно видоизменяющем себя переменой смертного жилья, даже тогда, О ученик Арджуна, не следует позволять себе огорчаться! Ты, мощновооруженный ментальными способностями и самоконтролем, должен понимать бесполезность оплакивания того, что неизбежно - судьбу собственного производства. Для обманутого Я, которое вооружено от своего космического сна, телесная обитель должна быть готова подвергаться магическому отравлению кармы, кошмарами телесных рождений, неизбежно преследуемых телесными смертями, и снами физических растворений, и следующими за ними физическими проявлениями!”
Сильнейшим страхом обычного человека является смерть, своим грубым вмешательством прерывающая случайные планы и нежнейшие привязанности неизвестной и нежеланной переменой. Йог победжает горе, ассоциируемое со смертью. Контролированием ума и жизненной силы, а также развитием мудрости от делает своим другом перемену, называемую смерть - он познает состояние внутреннего покоя и отстраненности от отождествления со смертным телом. Тем не менее, когда стремящийся ученик неуклонно, но лишь рассянно медитирует , как кажется не прогрессируя, *
он не может всегда сохранять этот ментальный Преодоление страха смерти
нейтралитет. Тогда, как ординарный человек, он
по временам приследуется желанием избежать своей неизбежной смерти - отрывающей его от знакомых привязанностей и воспоминаний - и ее естественного следствия перерождения, в котором он должен начинать все сначала в медленно развивающейся новой форме, окруженным новыми лицами, предметами и обстоятельствами.
“Сила воли - вот то, что изменяет мысль в энергию”, - заявил Парамаханса Йогананда. В Человеческом вечном поиске, Божественном Романе и особенно в Уроках Товарищества Самореализации, он представляет йоговские принципы и методы для приложения этих принципов к исцелению тела. (Замечание издателя)
Если, благодаря иллюзии, ученик все еще чувствует себя (душу) каким-то образом безвыходно прикрепленным к уничтожимому телу, то всеже ему глупо горевать. До тех пор пока душа принуждается кармой к заключению в камерах рождения и смерти, ничто не выигрывается подчинением горю. Более выгодно и естественно для ученика сосредотачиваться позитивным образом на разрушении накопленных в подсознании пред- и пост-рожденческих перевоплощенческих импульсов, упражняя свою силу воли и решимость и отождествляя свой ум с блаженной душой.
Не имеет смысла оплакивать действие вселенских законов. В соответствии с законом причины и следствия, душа, по-предопределению, должна менять ее смертные обители. Однажды пойманная майей, или иллюзией, душа должна заключаться в серию тюрем рождений и смертей, чтобы исполнить свои желания и заплатить свой долг Правосудию Причины и Следствия, долги, произведенные ее собственными действиями. Бесполезно стонать!* Скорее человек должен предпринимать практические шаги, пытаясь всяким способом освобождать себя ото всех земных привязанностей и телесного отождествления, сонастраиваясь с Духом в медитации, и таким образом выкупая себя из смертной тюрьмы в свободный мир бессмертия.
Средний человек, страдающий от невежества и материальной привязанности, живет жизнь ограниченности - он рождается, женится и умирает! Он должен неизбежно повторять те же опыты, до тех пор, пока медитацией и отождествлением с Духом, он не выиграет вечную свободу. Однажды потеряв свое телесное отождествление, душа свободна! Настоящий прагматик, страстно желающий “результатов”, будет, поэтому, проводить время в медитации, скорее чем растрачивать свою жизнь, занимаясь не более чем пустяковыми материальными стремлениями и туманными спекуляциями о колесе рождений и смертей.
“Имеется два вида рождений и смертей: путем дыхания и астральным путем. Человеческое рождение сопровождается присутствием дыхания (вдоха и * выдоха воздушных космических токов). Дыханием
Два вида рождений и смертей: отмеченные рождения и смерти свойственны
земные и астральные исключительно земному плану существования.
Астральный вид рождения и смерти имеет глубокое значение. В физическом мире душа облачена плотским телом, сделанным из шестнадцати грубых элементов. После смерти душа освобождается от своего тяжелого покрывала плоти, но остается покрытой двумя другими тонкими одеждами - астральным телом из девятнадцати тонких принципов и причинным телом из тридцати пяти идей или мысле-сил. (“Тело” означает любое покрывало, ________________________________________________________________________
* Бегущий Палец пишет, пишет; и, написав,
Бежит он дальше: ни Набожность, и ни Смекалка
Не приманят его назад, чтоб отменил он пол-строки,
Ни слезы все твои не смоют и Слова из того писанья.
- Рубаят Омара Хайяма (Переведен Едвардом Фитцжеральдом и Александром Кудлаем).
Когда поклоняющийся, посредством божественного экстаза совершенно отождествляется с вездесущим Духом, он выходит из трех тел и приобретает Вездесущее. Но когда человек покидает физическое тело в невежестве, он пробуждается в каком-то астральном мире, в футляре своего астрального тела. В соответствии с кармическим законом, он живет и развивается в астрале некоторое время, вырабатывая некоторые из его прошлых склонностей. По часам космического закона, человек снова переживает смерть-разложение астрального тела и рождается опять в физическом мире.
При физической смерти человек теряет свое сознание плоти и становится сознателен относительно своего астрального тела в астральном мире. Так, физическая смерть есть астральное рождение. Позже, он переходит от сознания лучезарного астрального рождения к сознанию темной астральной смерти и пробуждается в новом физическом теле. Так, астральная смерть есть физическое рождение. Эти возобновляющиеся циклы физического и астрального облачений суть неизбежная судьба непросветленного человека.
Искатель правды понимает через интроспекцию и самоанализ, и изучением под руководством Богопознавшего гуру, что вселенские законы, управляющие феноменальным миром, предопределяют то, что преследуемый кармой человек должен подлежать этой серии рождений и смертей. Мудрый ученик не горюет над своей ужасной судьбой и трудными переживаниями будущего; скорее он сосредотачивает все свои силы на разрушении тех злых карм, отождествляя себя со всезнающим Духом!
Рождения и смерти неизбежны для человека только во время состояния невежества, в котором он думает, что он есть тело и не может существовать без последнего. Лишь человек, который не будет стре- *
миться к пробуждению мудрости, обязан терпеть Прекращение цикловкошмары и иллюзорные сны рождений и смертей рождений и смертей
и воображаемые несчастья и ограничения сопут-
ствующие им. Человек, посредством продолжения неправедной жизни, может страдать от продолжающихся кошмаров, что он подвергается удушению и убивается. Только праведной жизнью может он разгрузить свой подсознательный ум от тех дурных импульсов, являющихся единственным источником его ночных галлюцинаций.
Человек, исключительно боящийся цикла рождений и смертей, может видеть сны каждую ночь, что он рождается ребенком и затем умирает, ставши взрослым. Эти сны могут продолжаться неопределенное время, до тех пор пока посредством мудрости человек не освободится от терзающих страхов, которые мотивируют его сны.
Та же правда применима для души: если человек через иллюзию испытыват рождения с последующими смертями, он принужден неотвратимо продолжать делать это до того, пока, посредством мудрости, медитации, различения и экстатического общения с Богом, он не станет отождествлять свою душу с Духом. Человек, пробужденный в вездесущем Духе избавляется ото всех иллюзорных кошмаров.______________________________________________________________
*См. II:20
13 Bhagavad Gita 12 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p.231 - )
Cтих 28
Начало всех тварей сокрыто, середина проявленна, и конец снова невоспринимаем, О Бхарата (Арджуна). Зачем же тогда оплакивать эту правду?
Источник танцующего потока жизней спрятан в секрете за туманами обманывающего невежества; конец того серебристого потока также покрыт тайной. Лишь срединная часть доступна близорукому зрению человечества. Зачем тогда горевать относительно того, что не один смертный не может разрешить?
Каждый человек дивится, о тайне возникновения первого человека, птиц, амфибий, ракообразных, камней, цветов, рек, света, магнетизма, электричества, планет, звезд и миров. Из какого источника они появились на экране человеческого сознания? И - захватывающая головоломка! - что случается с двухмиллиардным населением земного шара, которые каждое столетие исчезают без следа?
Через историю, биологию и другие науки человек учится только о проявленном периоде человеческого существования на земле. Никакая физическая наука не проливает свет на начало или конец того существования.
Когда мы видим лоток часов выставленных в окне магазина, мы можем заметить их формы, размеры и стили, и услышать, как они тикают; но мы не видим * сделавшую их фабрику. Не знаем мы также, какая Открывая тайну жизни судьба ожидает эти часы после того как их купят и ипользуют разные люди. Мы интересуемся причинно только серединой, или существованием в настоящем, тех хронометров. Нам следует смотреть с одинаковым хладнокровием на мистерии жизни, которая выглядит ясной и понятной в середине, но непостижимой в источнике и конце.
Негативные и вызываюшие горе философии спрашивают в основном о состоянии человека перед рождением и после смерти - радующиеся рождению и оплакивающие натиск смерти. Пессимистические философы признают неразрешимость проблемы начала и конца жизни и придаются предположению или слепой вере в некоторую догму о неизвестном. Мудрые, вместо этого, используют драгоценные моменты настоящего, пратикуя законы концентрации, медитации и самодисциплины, посредством чего они могут контактировать с Абсолютом и знать от Него Самого, если Он снизойдет до объяснения секретов своего вечного царства!
Человеческие существа, наделенные вопрошающим интеллектом, посылаются в этот частично понятный мир, чтобы стараться изо всех сил бороться и победить, в соответствии со светом их интеллекта; им не предоставляется никакого внешнего откровения относительно цели жизни, или ее источника, или последнего конца. Этот факт является ключом ко всей тайне; он молчаливо намекает на то, что поиск правды должен быть не внешним, но внутренним.
Земная сцена хорошо установлена с пищей, воздухом, водой и огнем; человек должен изучать природу для своей наибольшей выгоды и играть свою роль, в соответствии с присущим ему проведением интуиции, и подражая своим братьям. Великий Драматург-Директор этой таинственной игры жизней на сцене земли остается спрятанным где-то! везде! Направляя пьесу Своих детей-актеров только подсказками совести и природным пониманием.
Драма, хотя и головоломная, всеже не необъяснима. Даже обычные люди имеют склонность реформировать свои жизни в некоторой степени, когда обнаруживают, от предупреждений страдания, созданного ими самими, что они не действовали в соответствии с желаниями Бесконечного Директора!
Ученики, пытающиеся контактировать с Богом посредством изучения философии и практики само-дисциплины, йоги и медитации должны не отвлекаться, как мирские люди, жалуясь на судьбу и неэффективность человеческого разума, как инструмента для разрешения загадок жизни.
Я помню случаи, когда, находя великую радость в контакте с Богом посредством медитации, мой ум внезапно проникался любопытством. «Почему бы не спросить Бога о дополнительной информации о Иисусе, Кришне, Шейкспире - или о моих собственных родственниках, покинувших землю?” Когда Господь не отвечал незамедлительно на эти “не по существу” или неуважительные вопросы, я становился Фомой неверующим и бросался в тюремную яму горя. Знание полной истории серий перевоплощений каждого человека на земле и на небесах (как я почувствовал позже) не стоило бы временной потери блаженного контакта с Богом!
Ученик должен остерегаться опасностей, заключенных в блужданиях по сторонним путям любопытства, в забвении относительно главной магистрали к Богу. Многие, многие поклоняющиеся нашли бы Бога и услышали из собственных уст Бесконечного решение всех головоломок, если бы они не оставались в слепых аллеях неудовлетворенного духовного и интеллектуального любопытства.
Человек не должен предпочитать знания тайн Божественного творения знанию Самого Бога. Истинный поклоняющийся любит Бога так пылко, что последний принуждается проявить Себя в сознании первого; ученик оставляет за Богом право открыть или не открыть секреты своего цартсва. Даже с наилучшими друзьями-людьми человек не оставляет вульгарного любопытства! Со временем те друзья, без неделекатных напоминаний, открывают ему все свои секреты.
До того как интеллект ученика не станет космическим сознанием, Бог не может передать человеку значение творения. Как объяснить высочайшей человеческой способности - разуму, который сводит все концепции к причинно-следственным отношениям - мотивы беспричинного Бога?*
Все созданные вещи кажутся объяснимыми в середине, как мы видели, но бесконечны и невидимы в начале и конце. Эта тайна должна бы подстегивать
* “Потому что Мои мысли не суть твои мысли, а также твои пути не суть Мои пути, говорит Господь. Оттого что, как небеса выше земли, так и Мои пути выше твоих путей, и Мои мысли выше твоих мыслей”. (Исайя 55:8-9)
* человека проследить видимое следствие до Невидимой
Человеческий разум не Причины, Духа. Ничто не выигрывается огорчением по способен схватить поводу неизвестной судьбы неполучивших ответа значения творения “почему”или негативными мыслями об ограничениях разума. Наиболее влиятельные философы нашего времени не поощряют человека в стремлении выйти за пределы разума. Единственный способ знать начало и конец всех вещей - это контактировать с Богом.
Эта удивительная драма жизни, эта таинственная пьеса, это видимое следствие Вселенского Существования, никогда бы не могло осуществится без Причины; существав прежде, последняя не может быть уничтожена в небытии!
Что-то не может произойти из ничего; также как что-то не может закончится ничем. Все загадки могут быть разрешены развитием интуиции, божественного посредника в общении между Богом и человеком.
Стих 29
Одни видят душу с изумлением. Другие описывают ее, как чудо. Третьи слушают о душе удивляясь. И есть такие, которые, даже услышав всё о душе, не понимают ее совсем.
Через наставления истинного гуру, глубоко вникающий ученик блаженным видением созерцает душу, как изумительное лучезарное чудо. Другие, ныряя в океан экстаза, описывают ее непрестанно, как чудесное вибрирующее существо мудрости. Еще другие, слушающие чудесную Космическую Вибрацию АУМ , Амен, чувствуют душу, как исключительную песню-мечту вечно новой радости.
Есть и другие, которые не испытали душу; их уши духовного восприятия глухи, неспособные схватить философию души, даже когда повторно слышат о ней.
Три модальности восприятия души, упомянутые в этой станзе - созерцания, описания или рассказа, и слушанья о ней - подразумевают три выражения, которыми душа проявляет себя: Свет (созерцание); Мудрость (оприсание ее чуда); и Космический Звук (слышание; общение с блаженство-дающим космическим звуком Аум).
Дух в невыраженном состоянии есть вечно существующее, всегда сознаваемое, всегда новое Блаженство; душа есть луч Духа. Дух проявляетс Себя, как дарующий блаженство Космический Свет, Космическую Мудрость *
и Космический Звук; душа, поэтому, также воспринима- Дух и душа, выраженные
ется, как благословенный Космический Свет, Космичес- как свет, мудрость извук
кая Мудрость и Космический Звук. Применяя разнообраз-
ные методы, изученные под руководством истинного гуру, ученик находит свою интуицию, поглощенной в этих проявлениях души. Когда йоги развивают глубокую интуицию, они могут воспринимать душу, как изумительный мистический Свет. Когда ученики чувствуют душу, как луч Космического Интеллекта, они говорят о чудесной Мудрости. Другие воспринимают душу, как прелестную слуховую вибрацию чудесного Комического Звука, или блаженного Аум.
Поверхностные искатели истины остаются настолько погруженными в беспокойство, что, неважно сколько раз они слушают объяснение мудреца о душе, они понимают его не лучше, чем если бы слушали говорящего на иностранном языке! Можно сказать с уверенностью, что лишь продвинутый ученик воспринимает душу, как Космический Свет, или Космическую Мудрость, или Космический Звук.
Обычные человеческие существа, изучая и работая с материальной жизнью, в своем понимании ограничены чувственными восприятиями и рационализирующим интеллектом. С неразвитой интуицией, их ограниченная *
способность рассудка не может правдиво осознать Интуиция перекидывает
идею духа, даже когда такая правда излагается им. Хотя мост через пропасть
колоссальные интеллекты и известные богословы могут между рассудочным
быть очень начитаны о душе, они всеже могут мало знанием и реализацией
понимать о ней! С другой стороны, даже неграмотные,
придавшиеся глубокой медитации, будут в состоянии ясно описать природу души, исходя из их собственного прямого восприятия. Интуиция перекидывает мост через пропасть между рассудочным знанием души и действительной реализацией божественного Я.
Душа и Дух, и все внутренние истины могут быть поняты только развитием, в регулярной глубокой медитации, способности интуиции. Интеллект и чувственные восприятия могут воспринять только феномены или качества Вечной субстанции; только интуиция может воспринять сущность той Субстанции. Вот почему очевидно, что культивирование интуиции медитацией должно предшествовать верному восприятию.
В жизни каждой личности с рождения оперируют две силы знания: 1) способность человеческого разума, наряду с его спутниками восприятия, концепции, чувствования и т.д.; 2) способность интуиции. Первая развивается через социальные учреждения и взаимодействия. Вторая обычно остается некультивируемой, неразвитой от недостатка подходящего руководства и методов тренировки.
Почти в каждом, примитивные формы интуиции снова и снова проявляются в иначе необъяснимых опытах “знания” - те, что происходят от них самих, независимо от показаний чувств и рассудка. Эти интуитивные проблески суть так называемые догадки, сильные внутренние чувства, предчувствия, “пророческие” сны. Эти иногда являются кристализованными опытами прежних рождений (например, определенное знание о людях и событиях, принесенное из прошлого, которое имеет предсказуемое будущее), и не имеют большой духовной ценности. Другие такие опыты показывают малую способность человека пребывать в покое и быть интуитивно восприимчивым; другие - лишь необычайно острую, но пассивную рациональность.
Вся сила знания заимствует свою способность от интуиции. Высочайшая способность интуиции - это та, посредством которой душа знает себя: знающий, знание и знаемое пребывает в единстве. Когда интуиция приходит в соприкосновение с материей, она проходит через разнообразные стадии эволюции. Так душа развивается в (само)выражении через пять стадий, или кош* - как различные качества инертной материи - в минералах, как жизнь без сознающей способности - в растениях, как сознание и чувственное восприятие - в животных, как интеллект и эго-сознание - в человеке, и как божественность - в просветленном человеке - также и познавательные способности души подвергаются эволюционному прогрессу и рафинированию через эти разные стадии эволюции души: как бессознательная реакция в минералах, как чувство в растительной жизни, как инстинктивное знание в животных, как интеллект, рассудок и неразвитая интроспективная интуиция в человеке, и как чистая интуиция в сверхчеловеке.
В человеке, сознательное пробуждение интуиции выражается в пяти формах, как определяемое этими следствиями пяти кош, присущих его сознанию.
* Вот они:
Пять форм интуиции Первая форма интуиции, наигрубейшая форма, состоит в основном чувстве, что “я существую с телом и умом”. Это чувство имеет каждый человек. Это называется интуицией аннамайя коши - сознанием существования в грубом или материальном плане. Когда человек ограничен чувственным знанием или выводным (рассудочным) знанием, он находится на этом грубом плане интуиции. Почему вообще это называется интуицией? Потому что в каждом процессе, мыслительном или чувственном, присутствует незамедлительное чувство “самости”. Это чувство есть прямое знание; оно не может быть дано никаким посредником в мире. Каждое существо знает, что оно существует. Это чувство присутствует в нем даже во сне, со сновидениями и без них. Это знание приходит от знания или интуиции вечно сознательной души.
Вторая форма интуиции принадлежит пранической энергии, витальному или жизненному току, циркулирующему через каждую клеточку тела. Это интуиция, или незамедлительное (прямое) знание пранамайя коши, плана жизненных сил, которые создают и поддерживают тело. В начальной форме этой интуиции, человек слышит тонкие звуки, видит тонкие огни, чувствует тонкие ощущения, обоняет тонкие ароматы и ощущает тонкие вкусы. Это не внешние ощущения; они не имеют ничего общего с физическими чувственными органами. В более высокой форме этой интуиции человек чувствует праническую силу тончайшем образом в каждой части тела. Усиленные формы интуиции праны - например, когда йог воспринимает душу, как Космический Звук, как упомянуто в этой Гитовской станзе - зависят последующих стадий интуиции. Когда человек пребывает во второй форме интуитивного знания, или пране, он частично или полностью оттянул свое сознание от материального плана анамайя коши.
Третья форма интуиции есть прямое знание манаса, или ума - его эффектов его комбинаций с другими принципами восприятия и понимания - наряду с отдельным знанием тонких органов чувств. Когда кто-то достигает этой стадии интуиции, внимание не находится на материальном плане - то есть в теле - а также и не на праническом плане; хотя некоторая активность праны может быть замешана в опыты на этом плане. Это называется интуицией маномайя коши, или умственной плоскости. Над сознанием на этом плане может работать прана, или жизненная энергия, и тогда воспринимаются видения. В этой форме интуиции человек совсем не сознает внешний мир, или очень немного, в зависимости от глубины медитации. В неразвитом состоянии этой формы медитации, человек может видеть видения всех сортов, хаотично, или по свободной воле, генерированных. Для некоторых людей это не поддается контролю, и, так, генерируется хаотично. Для адепта, такие феномены избираются свободно и под контролем воли. Видения являются астральными в сущности проекциями праны и сознания, как электронные образы. Видения, испытываемые теми, чья интуиция все еще неразвита, могут быть немногим больше чем развлекательными феноменами - проблесками тонких астральных сфер (отвлечениями, избегаемыми серьезным искателем Бога). Наполненные смыслом видения, имеющие духовную ценность, порожденные душой и Духом через чистую интуицию, работающую над праной и Бого-настроенным сознанием ученика, с целью поднятия его ко все более высоким духовным состояниям - как например, созерцания души в форме Космического Света.
Четвертая форма интуиции есть прямое знание оперирования буддхи, илиразличительного интеллекта вместе со знанием эго. Человек в этой стадии не чувствует водоворот ума, гонку праны или вес и ограничение тела. Он чувствует что существует за пределами тех, чувствует существование без приложения или условия; хотя в нем может оставаться сомнение, знает он свое истинное Я, или нет. Это интуиция джнанамайя коши, или плоскости интеллекта. Когда это состояние высоко, полностью развитое, оно называется когнитивная (познавательная) медитация. Она порождает острое различение истины, выражающееся как Мудрость.
Пятая форма интуиции есть прямое знание блаженства, как независимого ни от какого объекта, посредника или условия. Это есть интуиция анандамайя коши. Она дарует все-удовлетворяющую радость, коронуя божественный опыт полным удовлетворением. В этом, как и в предыдущих состояниях, сознание полностью оттянуто от телесного плана, или, по крайней мере, почти полностью.
Помните, что первой формой интуиции обладает каждый; остальные четыре формы должны быть развиты. Эти последние четыре не являются полностью * раздельными. По ходу их развития, одна форма
Только высочайшие из может быть проявлена, когда другие присутствуют духовных существ - очень также в какой-то мере. В медитации, когда ученик немногие в этом мире - видит тонкий свет или слышит тонкий звук, например, обладают этой интуицией он может иметь интуицию блаженства, смешанную с этим до некоторой степени. Или, когда он интуитивно чувствует себя сознательно существующим без сознания тела (как в интуиции джнанамайя коши), он может обладать одновременно интуицией нескончаемого блаженства, текущего через все его существо. Высоко продвинутый ученик имеет этот интуитивный опыт: Он чувствует душу, отраженной в очищенном, непривязанном интеллекте и эго; и эта ананда, божественное блаженство, проистекает оттуда. Даже при исполнении мирских обязанностей, высокая интуиция того духовного человека остается с ним в большем или меньшем объеме, в соответствии с его духовным развитием.
Чистая интуиция есть душевная интуиция - знание души душой; видение души глазами души, так сказать. Здесь нет модификаций интуиции - как интуиции интеллекта, или праны, или ума, или материи. Йог в этом состоянии пребывает выше их всех - тогда знающий, знаемое и знание стало одним. Он полностью сознателен относительно своего истинного Я. Это есть настоящее самосознание; и в сущности это Богосознание, так как душа понимается ничем иным как отражением Духа.
Только высочайшие из духовных существ - очень немногочисленные в этом мире - имеют эту чистую душевную интуицию. Некоторые имеют ее по временам, как, когда находятся в глубокой медитации. Некоторые часто закреплены в ней на более долгие периоды, даже после медитации. Чем дольше кто-то задерживается в этом сознании, тем больше он чувствует родственность всему миру. Он чувствует звезды, землю, растения, животных, человека, пронизанными одной душой, которая есть он сам. Когда душевная интуиция усиливается, и йог остается нерушимо в том сознании долгое время, без желания или усилия держаться за экипировку иллюзии, тогда даже его тело-клетка не может продолжать существовать. Он един с Богом.
Так, эта станза Гиты описывает чудо души; и это не доступно знанию ординарного или даже острого интеллекта, но только тем, кто действительно воспринимают это через интуицию. Прогрессивно развертываясь через практику правильных методов медитации, интуиция делает возможным опыт различных проявлений души, и в конечном итоге реализацию себя, как душа, единая с Духом.
Стих 30
О Бхарата (Арджуна), Тот, кто живет в телах всех, является вечно неприкосновенным. Не горюй, поэтому, ни о каком сотворенном существе.
Как сновидец остается неизменным, несмотря на то что он еженощно видит себя, участвующим в различных фантазиях сна, так и невидимая душа, видя во сне тела многих инкарнаций, сама остается неизменной. Зная, что тела всех творений являются пузырями пены на поверхности Божьего океана космического сна творения, нет причины оплакивать возвращение какого-либо тела, проявленного в космическом сне, в Бесконечного Бессонного Сновидца.
Это естественно для человеческих существ оплакивать потерю любимых. Но Бхагавад Гита указывает на подходящий настрой ума, который освободит человека от чрезмерного горя.
Жизнь и смерть, наслаждение и страдание, и все противоположности этого мира относительности производят в человеке отчетливые состояния, в зависимости * от его особенной чувствительности. Тяжесть утраты
Правильное отношение, ко- матери может различно переживаться разными торое освободит человека индивидуумами. Чувствительная личность,
от чрезмерного горя незащищенная равновесием разума, ошеломляется своей потерей; и как кто-то лишенный чувст, она становится эмоционально неспособной даже продолжать выполнение своих мирских обязанностей. Менее чувствительный человек только нормально реагирует на свое несчастье; он горюет, но жизнь для него продолжается. Чувствительный человек на поле боя жизни не имеет оружия для самозащиты, когда он сражается с наступающими ордами сентиментов. Он, поэтому, вероятно будет побежден или убит. Средний человек находит защиту до некоторой степени, вооружаясь рассудком.
Йог, человек совершенного равновесия, не является ни сверхчувствительным,
ни стоически бессердечным. Во время тяжелого переживания утраты, из-за смерти любимого, он понимает, и так чувствует и оценивает природу потери которую он вынес. Но внутренне он остается нейтральным и неподвигнутым, потому что он понимает, что природа всех материальных вещей является непостоянной, и поэтому глупо ожидать постоянное счастье, привязываясь к формам материальных вещей и вещам. Знание есть свет; он освещает и открывает природу реальности. Следовательно йог, просветленный мудростью, заранее подготовлен встретить такие перемены. Понимание также дает ему великую симпатию и сострадание к тем, кто претерпел опустошительные потери без буфера мудрости.
В Индии, обладающие духовным пониманием никогда не говорят о смерти индивидуума. Они не сказали бы: “Рама мертв”. Вместо этого они говорят: “Рама оставил свое тело”. Ординарное выражение “Джон мертв” является искаженной и очень огорчительной мыслью. Это предполагает уничтожение владельца тела наряду со смертью тела. Мудрый не горюет о душе, которая перешла из одной телесной обители в другую, также как и понимающий человек не горюет о ком-то, кто покидает одно жилье, чтобы переехать в другой дом. Горе рождено невежеством, привязанностью и себялюбивой любовью, потому что ординарный человек видит лишь настоящую рамку существования. Универсальная природа его истинного Я и всех душ недоступна его пониманию - если не несостоятельна - в его пространственно-временной капсуле что и кто является и “принадлежит” ему в известном сейчас. Когда те, которых он называет своими, выхвачены смертью, он бранится на свою потерю, мало зная, что, поправде, потери и вовсе нет в беспредельном охвате вечного существования души.
Даже во время сна о разных формах и опытах, основное сознание сновидца остается тем же, неизменным. После пробуждения, оно вбирает в себя все проявления сна; воображение сновидца сохраняет в себе все элементы его сна. Подобно этому, Бог во сне создает много существ, посредством своих снов, несчислимых неизменных душ, сделанных по Его образу и подобию. В каждом воплощении сна, неизменные души носят новые телесные формы, чтобы играть разные роли во сне Бога. Новый образ сна забывает свои предыдущие роли, но душа помнит их все. А сознание Бога навсегда сохраняет образы сна всех человеческих существ. Вместо того, чтобы беспомощно горевать о потере родственников и друзей, человек должен войти в контакт с Богом, который, чтобы исполнить желания поклоняющегося, может спроецировать в незамедлительную видимость любого исчезнувшего любимого.
Однажды, смотря кинокартину о жизни Абрахама Линкольна, я заинтересовался удивительной манерой держать себя и благородными поступками этого исторического героя; я пылко подружился с ним! Позже по ходу картины, он был убит; я очень опечалился. Как только я поднялся, чтобы покинуть театр, меня ударила мысль, что если бы я подождал повтора фильма, я бы смог снова видеть его живое присутствие! В начале второго просмотра я был также раз видеть его, двигающегося и смеющегося, как если бы он действительно был воскрешен! Я продолжал смотреть кино до тех пор пока настало время для него быть убитым. Я стремительно покинул театр! В моей памяти он все еще живой!
Истинные поклоняющиеся могут успешно молиться Богу о показе им кинокартин являющих их “умерших” любимых. Все личности, будучи материализованными мыслями Бога, в конце концов снова растворяются в Его сознание, но никогда не могут стать уничтоженными. Бог может проявить те существа по воле. Вот как Илия и Моисей явились Иисусу Христу*, и как Лахири Махасайя** являлся и является перед многими его учениками на земле.
Какие-то волны все еще на поверхности океана и какие-то волны возвращаются в его лоно; но в любом случае волна и океан едины. Аналогично, человеческие существа, несомые в “жизни” на поверхности Груди Космоса или те, спрятанные внутри ее, через “смерть”, - одинаково дома в Вечном Море.
Понимая, что природа души есть бессмертие, люди не будут неразумно горевать о смерти других. Когда существо покинуло землю, это почти невозможно контактировать с той формой, разве что оно духовно очень продвинуто. Поэтому бесполезно горевать беспомощно. Но если кто-то обладает духовной настойчивостью и терпением, он может снова видеть своих отошедших любимых, посредством предварительного контакта с Богом. Настроившись на Него, человек, несомненно, может видеть, или знать своих отошедших близких.
Гита не учит нас быть бессердечными, забыть друзей и уничтожить память о них, но только избегать неразумных чувств тяжелой потери и бесполезных оплакиваний. Нехорошо горевать невежественно за любимых, которых забрала смерть, и так посылать им печальные вибрации, или пытаться держать их привязанными к земле или беспокоить их в астральном мире.
Мать, например, не должна горевать долго или не должным образом по поводу потери своего ребенка. Ребенок может быть призван покинуть землю, с целью высшего образования в астральном мире или для определенного освобождения от физической пытки, выванной неизлечимой облезнью, или неотложными кармическими обязанностями еще где-то. Это Бог дает нам детей и друзей; мы должны быть благодарны столько, сколько мы их имеем, и благодарны за наши вопоминания о них, когда это угодно Божественному Планировщику передвинуть их к другому плану существования.
Вдовцу может быть хорошо никогда не жениться снова, если в своей отошедшей жене он нашел удовлетворение своего сердца требованиям идеальной божественной любви. Ему надлежало бы всегда помнить ее с благодарностью, как ту, что освободила его, через полное удовлетворение, от земных обязанностей женатого человека. Если человек нашел некоторое счастье со своей первой женой и женился опять после ее кончины, он должен не забывать все те хорошие вибрации, которые он получил от своей первой жены, но должен время от времени посылать мысли доброй воли для нее в астральный мир.
**См. Автобиографию Йога, особенно главы 1, 35, 36.
Подвинутые ученики на земле могут сознательно транслировать вибраторные передачи личностям, духовно развитым в астральном мире. Такое сознательное общение возможно только между продвинутыми душами. Но даже ординарный человек обладает способностью донести свои невесомые мысли в любви к дорогим отошедшим; вибрации добрых мыслей никогда не потеряны, но являются тихими стимулами радости и благополучия для тех любимых, перешедших в астральный мир.