Рефераты

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1

p align="left"> Не те, поэтому, которые смотрят на материю через чувства, но те, кто смотрят через материю в Дух, реально знают тайну нереального и Реального. Реальное, неизменяемое в вечности, является существующим; нереальное, изменчивое, является лишь относительно существующим. Субстанция существует; феномены, которые не могут существовать без существования Субстанции, не имеют независимого существования.

Ординарный индивидуум считает материю реальной (потому что она проявлена); он игнорирует Дух, как нереальный (потому что он спрятан). Это заблуждение окутывает его невежеством и страданием. Мудрый, сдирающий видимость иллюзорного творения и, воспринимающий Вечную Реальность, постоянно счастлив.

Мудрецы видят способ, которым волны нереальности поднимаются (возникают) от Реальности и покрывают Ее единство - совсем как многие волны скрывают нераздельное единство океана. Таким видением мудрец устанавливается в неизменном Духе и игнорирует перемены так называемого “фактического” мира. Знание Реальности не делает человека рассеянным или сновидцем, увиливающим от своих обязанностей! Знающий Реальность, можно сказать, есть трезвый среди пьяных!

12 Bhagavad Gita 11 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p.208 -231 )

Стих 17

Знай, как неуничтожимого, Того, кем все было проявлено и пронизано. Никто не имеет силы уничтожить этот Неизменяемый Дух.

Единая Жизнь, которая выдыхает в существование все временные вещи, формируя их из Своего собственного единого Существа, есть неуничтожимая и вечная. Хотя все переменные объекты творения растворяются, ничто не влияет на неизменность Бога.

Когда глиняный дом разбивается землетрясением, глина не меняет своей природы. Аналогично, когда распад касается этого космического глинянного дома, его сущность остается неизменной.

Совсем как электроны, или атомы водорода и кислорода, составляющие пар, воду и лед, суть выражения разной частоты вибраций одной первичной энергии, так и человек, животные, миры и все проекции творения суть изменяемые формы Единого Духа. Даже если планеты были бы стянуты с их орбит, даже если бы вся материя должна была бы раствориться в ничто, не могло бы остаться и йоты свободного пространства - пространства, пустого от Духа. Формы творения и Великая Пустота - одинаково пронизанны Духом. Царства могут пасть, океаны испариться и земля превратиться в пар - все же Дух остается нетронутым, спрятанным и неуничтожимым.

Когда, через медитацию, человек выбирает отождествление с неизменным Духом, он больше не будет обманут и мучим пандемониумом (всей чертовщиной) перемены.

Стих 18

Только эти плотские одежды подлежат прекращению существования; Живущее внутри Я является неизменным неуничтожимым и беспредельным. Вооруженный этой мудростью, О Потомок Бхараты (Арджуна), борись!

“Божественный Жилец, Вечно Юный, кого не смеют коснуться пальцы разложения, Тот, чьим домом является сфера без границ, Тот, на кого никогда не может напасть разрушение - Он есть тот, кто носит много телесных костюмов. Хотя Его телесные наряды рязлагаются, Сам Он неразложим! Снабженный этим оружием мудрости, О Арджуна, потомок храброго Бхараты, смело вступи на арену внутренней борьбы!”

Ученик, все еще борющийся с сильным внутреннем убеждением иллюзии - привязанный к этому телу, боящийся отбросить чувства и отождествление со смертным сознанием - является птицей вечности, заключенной в маленькую клетку. Человеку, как орлу бессмертия, имеющиму своим домом вечное пространство, не следует бояться подняться над телом, из которого, так или иначе, он будет выковырен призывом Смерти.

Кришна, поэтому, говорит Арджуне: “Сосредотачивайся на своем внутреннем Я, образе Вечного Духа, который, как и последний, бессмертен! Не бойся бороться с чувствами и разрушать привязанность к телу! Ты, рано или поздно, будешь вынужден это сделать!”

Страх потерять тело часто нападает даже на продвинутого ученика, когда иллюзорное сцепление между телом и душой заставляет его временно забыть что, так как он есть бессмертный Дух, тело не является его частью.

Йог стремится к такому полному контролю на телом, что даже атомы последнего будут подчиняться его команде, подобно тому, как Иисус и Кабир* - и многие другие просветленные мастера - способны были не только оставить тело по воле, но также и продемонстрировать иллюзорную природу оного, воскресением тела после смерти или дематериализацией его в Дух.

Даже в праведной материальной войне, где защита слабого необходима, солдат не должен бояться пожертвовать своим смертным телом. Добродетель, приобретенная жертвой, никогда не теряется. Лучше праведная смерть, чем обычная подлая смерть! Более похвально умереть для общего блага, чем отойти на комфортабельной постели эгоистичности!

Эта глубокая философия не должна быть спрофанированна теми, кто может ошибочно думать: “Давайте убивать наших врагов! Их души бессмертны все равно. Нас нельзя назвать убийцами, даже если мы и убиваем”. Этот тип мышления не впечатлит ни Бога, ни мирскую полицию!

Количество воды, заключенной в океане, остается тем же, играют ли волны на поверхности или прячутся под ней. Аналогично, души-волны жизни остаются постоянны, играют ли они на поверхности моря жизни или отдыхают глубоко в его груди.

Эта станза выражает глубокую правду бессмертной природы не только души, но и материи. Как отражение Духа, даже материя неразрушима. Сущность (идея) материи никогда не уничтожается; человеческое тело, сделанное из моделей конденсированных электронов, которые поверхностно изменяются смертью, в реальности никогда не уничтожается. Каждая мысль, форма, движение, которые были представлены на экране времени и пространства записаны навсегда. Эти космические кинокартины - а они никогда не были большим, чем это, нарисованные бессмертными душами - сохраняются в Бесконечном Архиве. Те Богопознавшие души, заслужившие право входа в секретные хранилища Духа, знают чудо этой тайны бессмертия.

________________________________________________________________________

* “Кабир был великим святым 16-го столетия, чьи многочисленные последователи были индусы и мусульмане. Сразу после смерти Кабира ученики поспорили относительно подходящей погребальной церемонии. Рассержанный мастер поднялся от своего последнего сна и дал свои инструкции. “Половину моих останков следует похоронить по Мусульманскому обычаю”, - сказал он, - “пусть другую половину кремируют по Индусской церемонии». После чего он исчез. После того, как сдвинули покрывало, под которым прежде находилось его тело, там не было ничего кроме прекрасного набора цветов. Половину которых послушно похоронили,в Магхаре, мусульмане, которые почитают эту святыню и по сей день. Другую половину кремировали индусы с их церемониями в Бенаресе”. - Автобиография Йога.

Стих 20

Это Я никогда не рождается и никогда не умирает; никогда, прийдя к существованию, оно не перестанет снова существовать. Оно не имеет рождения, вечное, неизменное, всегда-одинаковое (неподверженное влиянию времени). Оно не убивается, когда убивают тело.

Душа, в сущности отражение Духа, никогда не подвергается мукам рождения и смерти. Никогда, однажды спроецированное из лона бессмертного Духа, по возвращению к Духу, оно не теряет индивидуальности; вступив в порталы рождения, его существование никогда не перестанет. Во всех его телесных рождениях Дух-душа никогда не испытывал рождения; он существует вечно, незатронутый магическими пальцами перемены майи. Он всегда одинаковый - теперь, в прошлом, в будущем - как он всегда был; без возраста, неизменный, с незапамятных времен. Бессмертный Дух, живущий в теле, подверженном разрушению, сохраняет постоянство через все циклы телесных разложений; он не вкушает смерть, даже когда тело выпивает фатальную чашу хемлока (цикуты).

О теле, как части материи, говорится как о подверженном следующим шести трансформациям непостоянной Природы: рождению, существованию, развитию, изменению, разложению и уничтожению. Человек, живя в

теле, подверженном разрушению, забывает душу внутри него. Его телесно отождествленное сознание знает только свои шесть трансформаций. Мудрец научается, посредством медитации, различать между внутри живущей бессмертной душой и её подверженным разрушению футляром. Люди, верующие, что Абсолютный Дух (вечно-существующее, вечно-сознательное, вечно-новое Блаженство) бессмертен, должны также принять правду, что Его отражение , душа, хотя и заключенная в смертное тело, бессмертна также. Слова Бхагавана Кришны в этих строчках особенно подчеркивают такую правду. Как Бог бессмертен, так и душа каждого человека, сделанная по образу Бога, должна быть также бессмертна.

Различие между душой и Духом таково: Дух есть вечно-существующая, вечно-сознаваемая, вечно-новая вездесущая Радость; душа есть индивидуализированное отражение вечно-существующей, вечно-сознаваемой, вечно-новой вездесущей Радости, спрятанное внутри тела каждого существа.

Души суть исходящие лучи Духа, индивидуализированные как бесформенные, неколеблющиеся “атомы” и “нити” духа. Следовательно они

* сосуществуют с Духом и одной субстанции, как Души: расходящиеся лучи Духа солнце и его лучи суть одно. Хотя и воплощенная, душа принадлежит к сфере нумена, который не меняется. Все материальные формы принадлежат к сфере феноменов; по самой своей природе отчуждаемые от Духа, они постоянно изменяются. Феномены возникают от нуменов и нераздельно соединены с ними; но последние, будучи от Духа, являются неизменными и трансцендентными. Внешняя поверхность душевного сознания, которое покрыто инструментами эго, ума и чувств, подлежит переменам Природы, но сущность души остается неприкосновенной.

Мирские люди не знают, что есть душа, или как она приходит в физическое тело и затем, после такого короткого сожительства, какова её судьба. Миллиарды людей таинственно пришли на землю и также таинственно ушли. Вот почему люди в общем недоумевают, подлежит ли душа уничтожению с уничтожением тела.

Следующая аналогия иллюстрирует природу и бессмертие души. (Никакие аналогии не являются совершенными в выражении абсолютных истин, но они действительно помогают уму представить абстрактные концепции). Луна отражена в чашке с водой; чашка разбивается, и вода вытекает; куда девается отражение луны? Можно сказать, что отражение луны вернулось к своему неразрывному отождествлению в самой луне. Если другую чашку воды поместить под луной, другое отражение луны будет воплощено!

Подобно этому, душа отражается в телесной чашке, наполненной водой ума; внутри него мы видим луну-душу, ограниченную телесными пределами, как отражение вездесущей луны Духа. С уничтожением тела-чашки, отражение луны может навремя исчезнуть в Духе; но использованием способности свободного выбора, дарованного душе, как образу Духа, она, будучи на земле, создала желания и карму, которые повлияли на новый выбор быть отраженной снова, как луна-душа внутри другой телесной чашки. Так, хотя тела человека являются смертными и изменяющимися, бессмертна душа внутри них.

Отраженная луна, ограниченная маленькой чашкой, становится, при уничтожении этой чашки, единой луной, чьи лучи разлиты по всему небу. Аналогично, душа, когда полностью освобождается от порабощающих желаний, становится вездесущей, как Дух.

Тем не менее, человек имеет три тела, из которых он должен освободить свое сознание, прежде чем он сможет достичь полного освобождения. Эти футляры души суть физическое тело из шестнадцати элементов; астральное тело из девятнадцати элементов; и причинное тело из тридцати пяти элементов-идей. Физическое тело сделанно из крови и плоти; астральное тело сконструированно из жизненной силы и ума; и причинное или идеационное тело прошито мудростью и вечно новым блаженством.

Бог зачал, в форме причинного тела, тридцать пять идей , как матрицу человеческого творения. Эти идеи суть фундаментальные, или мысленные силы, требуемые, чтобы сотворить астральное и физическое. *

тела Девятнадцать из этих идей были выражены, как Освобождение из трех тел

тонкое астральное тело, содержащее десять чувств;

пять жизненных сил; и эго, чувство, ум и интеллект. Остающиеся шестнадцать идей были обращены в грубое физическое тело шестнадцати основных элементов. Другими словами, перед тем, как Бог сотворил физическое тело, состоящее из железа, фосфора, кальция и т.д., и астральное тело жизнетронной композиции, Он должен был сначала спроецировать их, как идеи, составные причинного тела. Каждое из этих трех тел имеет свои отличительные качества. Плотное физическое тело есть результат отвердевших вибраций, астральное тело - энергетических и умственных вибраций, а причинное тело - почти чистых вибраций Космического Сознания.

Физическое тело, можно сказать, зависит от пищи; астральное тело - от энергии, воли и развития мысли; причинное тело - от амброзии мудрости и блаженства. Душа окутана этими тремя телами. Во время смерти физическое тело уничтожается. Другие два тела, астральное и причинное, все еще удерживаются желаниями и невыработанной кармой. Душа, одетая в эти два тела, повторно перевоплощается в новых физических формах. Когда все желания побеждаются медитацией, эти три телесные тюрьмы растворяются; душа становится Духом.

Еще одна аналогия может помочь проиллюстрировать это возвращение души в Дух:

Усовершенствованное человеческое сознание, очевидно, растворяется в Океане Бога. Те души-волны, которые не уносятся никакими посмертными штормами желаний становятся Абсолютным Океанским Духом. Становясь Духом, они сохраняют память даже индивидуального сознания их собственной прошлой души-волны. Полностью растворенная волна сливается с Океаном Духа, но все же помнит, что из источника Океана Духа она стала душой-волной и снова превратилась из души-волны в Единый Дух.

Например: Бог есть душа определенного человека, Джона, смертного посредством иллюзорного телесного отождествления. Посредством медитации, * Джон снова соединил себя с Богом, обнаружив, что Человеческая индивидуальность это был изначально Бог, который стал Джоном; никогда не может быть у него развивая мудрость, Джон снова стал Богом. В отнята иллюзорном смертном состоянии Джон обнаружил себя душой-волной, отдельной от океана Духа. Затем расширением своего сознания и понимая Дух, как свою Основу, он обнаружил, что это был Дух-Океан, который сделался его душой-волной, теперь снова слившейся с Единым Духом. Освобожденная душа Джона, хотя и единая с Духом, сохранит свою индивидуальность в смысле, что она всегда будет помнить и знать, что она однажды была Джоном, той душой-волной, которая, не зная того, путешествовала на поверхности Океана Духа. Когда Джон смертный стал Джоном бессмертным, он не потерял своей личности, но понял, что он был Джоном, душой-волной (смертным человеком), также как и Океаном Духа (бессмертным человеком). Джон, мудрец, потерял сознание своей отдельности от Бога, также как пробужденная душа-волна теряет сознание своей отдельности от Океана Духа.

Индивидуальность, как существующая, никогда не может быть у него отнята. В обычной смерти-в-рабстве душа человека только меняет место жительства; а в конечной смерти-в-свободе душа расширяется в Дух, чей дом Бесконечность!

Глубокие истины Гиты не должны рассматриваться, как метафизические абстракции, но должны прилагаться в повседневной жизни. Особенно во время представления космической иллюзией болезни, физической муки, переживания обычной смерти и горьких мыслей о непостоянстве тела, человек должен усиленно противостоять этим негативным явлениям, посредством воспоминания истины, что Я есть отраженный Дух-Бессмертие, вечно являющийся собою и свободный от капризов перемены.

Так Бхагавад Гита подчеркивает следующие качества Я: Оно не рождено, хотя и рождено в теле; оно вечно, хотя его телесное жилище непостоянно; оно неизменно, хотя оно может (телесно) переживать перемену; оно всегда такое же, хотя находится на длинном пути перевоплощений, который в конце концов ведет к Богу, душа является в неисчислимых формах; душа не убивается, когда тело умирает; и даже, когда Душа возвращается к Духу, она не теряет своей личности, но будет существовать вечно.

Стих 21

Как же тот, кто знает Я, как неуничтожимое, вечно постоянное, нерождаемое и неизменное, может думать, что это Я может быть причиной уничтожения другого? О Партха (Арджуна), кого оно убивает?

Человек, зрение которого находится в его духовном глазу, видит истинную природу души; и так, через прямое восприятие, абсолютно уверен, что Я неизменно - над рождением и смертью, переменой и уничтожением. Такой йог видит неразрушимый Прожектор Духа Причиной формальной жизни и смерти в приходящих кинофильмах существования, и так не может думать о себе, как об уничтожителе жизни в другом.

Моральная интерпретация такова, что в материальной борьбе, где добродетельные люди, без провокации, атакуются злыми людьми, это не неправедно для хороших людей защищать себя. Если последние, защищая их невинных женщин и детей, убьют некоторых из захватчиков, такое действие не несопоставимо с законами добродетели. Кришна замечает, что, хотя физические тела злых людей убиваются, их души не могут быть уничтожены. Конечно, это не

* должно использоваться в качестве аргумента, чтобы

Когда убийство морально убивать жестоких людей; но солдат, например, оправдано который защищает свою страну и праведно защищает беспомощных людей, может успокоить свою совесть относительно убийства врага, понимая себя инструментом, а не настоящим автором уничтожения злых существ. Даже на поле сражения он должен чувствовать, что он не дейсвующий, но что все вещи предопределены Природой и Богом. Он не должен думать, что он убивает или что Бог убивает, но что кармические силы эволюции выселили захватчиков из их телесных крепостей, чтобы те поселились в других жилищах, где у них будет другая возможность усвоить необходимые уроки.

Превыше всего, солдат должен понять, что все живущее есть притворное сражение между жизнью и смертью, и убитые в сражении, по-настоящему не мертвы, и выживщие в действительности не живут (так как человек в его обычном состоянии отделен от Бога, Единственной Жизни).

Во сне человек может наблюдать сражение между праведными и злыми, и быть свидетелем убийства злых добрыми. По пробуждении сновидец понимает, что убийство злых и выживание добрых оба были следствием его внутреннего воображения; не было действительного уничтожения. Аналогично, Кришна говорил Арджуне, что битва между его праведными родственниками и неправедными была ничем иным, как только борьбой, наблюдаемой Арджуной в состоянии космической иллюзии, в которой он был духовно спящим или еще не пробужденным в мудрости. Кришна напомнил Арджуне, что космическое сознание все-пронизывающего Духа должно бы оставаться в себе самом, не взирая на обстоятельства, во время ли физической или внутренней битвы, или любого другого переживания.

Эта станза передает также глубокий метафизический урок. Душа, Кришна, говорит эго, Арджуне: “О мое низшее я, ты должно подняться до моего уровня * более высокого сознания души! Даже если ты Метафизическое содержание уничтожишь неправедные привязанности чувств,

Стиха 21 глупо думать, что сами чувства будут уничтожены! Твое высшее Я только очищает низшее я; Оно не уничтожает последнее”.

Наставник говорит ученику, что даже если поклоняющийся убивает чувственные наслаждения самоограничением и отречением, или способствует их умершвлению силой души в глубокой медитации, он может, тем не менее, поднять свое сознание к плоскости мудрости и увидеть, что ничто не было уничтожено; все вещи бессмертны. Так, не только чувства людей не могут быть убиты или уничтожены безвозвратно; они лишь проходят через процесс перемены.

Когда чувственные удовольствия побеждаются самоконтролем, их силы сначала сдерживаются, подавляются внутри. Ученическая продолжительная духовная активность затем побуждает Я преобразовать их к более тонкому состоянию для восприятия более высокого блаженства. Например, если человек жаден и ест слишком много, он может страдать от несварения; если самоконтролем он воздерживается от переедания, он сначало только подавляет жадность. Но, если он преобразует свою жадность к физической пище в жадность к постоянному общению с Богом, он не уничтожает свой чрезмерный аппетит, но преобразует его из проводника зла в инструмент добра.

Когда человек начинает убивать свои искушения и желания материального комфорта, ему не следует осуждать себя, как жестокого тирана, убийцу радости! Не следует ему также называть Божество внутри Пожирателем чувственных удовольствий! По мере того, как ученик постепенно уничтожает свои злые наклонности и чувствует себя опустошенным без тех удовольствий, ему следует утешать себя мыслью, что его склонные к наслаждениям переживания не уничтожены; они - в процессе трансформации, чтобы преподняться через медитацию от плана несчастья к радостной плоскости привязанности к Богу.

Ученик поэтому оправдан в преобразовании своих дурных желаний. Он не подавляет и не убивает их, так как это сделало бы его умственной окаменелостью. Напротив, это через жадный рот преобразованных желаний он пьет бессмертный нектар Божественного Блаженства!

Стих 22

Как человек, оставляющий обветшавшее одеяние, надевает новое платье, так и облаченная телом душа, бросая разложившуюся телесную обитель, входит в другие, новые.

Как для человека является обычным в течение жизни менять свои одежды много раз, также обычаем вечной души является, во время ее странствий на пути иллюзии и смертных желаний, отбрасывать изношенные кармой тела для новых.

Как человек рад отбросить бесполезные изношенные одежды для новых одежд, также бы должен он возрадоваться и почувствовать естественным смену, изорванного болезнью или изжившего карму, тела на новое.

Эта станза относится к доктрине реинкарнации (перевоплощения). Её строчки растворяют ужасную концепцию танца смерти, в которой разношерстная толпа человеческих существ ведется понаправлению к пропасти уничтожения; смерть здесь описывается, не более как оставление изношенной одежды, для обретения новой. Когда тело становится болезненным, старым или кармически бесполезным, находящаяся в нем душа оставляет его для нового маскарада.

Сценический директор посылает своих актеров в новых костюмах играть * разные роли на сцене в разные времена; аналогично, Доктрина реинкарнации Бессмертный Космический Директор посылает души-актеров, сделанные по Его образу, играть роли бесчисленных воплощений на этой сцене жизни. Эти актеры, различно наряженные, выглядят различно в каждой новой роли, все же оставаясь неизменно собою.

Костюмы и грим скрывают актера и отождествляют его с определенной ролью; актер даже может быть превращен из мужчины в женщину, или наоборот. Аналогично, когда душа переодевается в телесный костюм, она неузнаваема больше для тех, кто был знаком с ее личностью в роле прошлой жизни. Лишь мастера, способные заглянуть за сцену и наблюдать перемену ролей и костюмов, узнают индивидуальные души из одной жизни в другой, независимо от их различных одеяний. Глаза, черты лица и телесные характеристики являют определенное подобие душевного костюма в предыдущем существовании - для мастера, который знает, как читать эти знаки. Он истинно видит, что смерть есть всего лишь смена гардероба в непрерывной продолженности бессмертия.

Продолжительность жизни или устойчивость физического тела в какой-либо отдельной инкарнации устанавливается законом кармы (законом причины и следствия, руководящим человеческими действиями). В соответствии с естественным порядком эволюции, тело должно взрослеть постепенно в течение многих лет, а затем, как созревший плод, упасть по своей воле и без сопротивления с дерева жизни. Преступления против Бога и Природы - в настоящей и прошлой жизнях - могут, тем не менее, укоротить ту нормальную продолжительность жизни болезнью или несчастным случаем. Или добродетель, также, может выиграть для души досрочное освобождение. В любом случае, жизнь в теле организуется и направляется к наилучшему служению, для каждой жизни, само-созданного кармического образца внутри-живущей эго-отождествленной души.

Погруженный в иллюзию индивидуум считает (на практике, если не в теории) свое тело, семью и работу неуязвимыми; поэтому, при внезапном приходе смерти в семью, он шокирован и ошеломлен. *

Не понимая разницу между бессмертной душой Духовное понимание смерти

И изменяемым смертным телом, он поражается

горем и ужасом, когда сталкивается со смертью или видит себя, приближающимся к ней. Ему очень трудно сохранять умственное равновесие при противостоянии, кажущейся жестокой, Смерти, приходящей, подобно тирану, нанести удар гармонии и миру жизни!

Обычно, для индивидуума не трудно отказаться от старойго одеяния, когда он имеет в виду новое, но некоторые личности так глубоко привязанны к своим принадлежностям, что они ненавидят оставление даже изношенного, но высоко ценимого одеяния! Подобно этому, ординарные смертные - независимо от того, какая мудрость им предлагается - горюют, когда они должны отказаться от их сильно-любимых тел.

Из-за того, что обычный связанный-телом индивидуум имеет недостаток внутренней уверенности в продолженности жизни и не помнит бесчисленные случаи, когда он, душа, входил и выходил из порталов рождения и смерти, он полон страха и горя при приближении смерти. Подобно детям, боящимся возможности встречи с привидениями в темноте, некоторые люди боятся неизвестного, ожидающего их за дверью смерти. Как страшные истории о привидениях рассказываются людьми с сильным воображением, так, смерть описывается невежественными людьми, как ужасное и страшное переживание!

Во сне каждую ночь человек расстается с сознанием уставшего тела и ума, и так обретает мир; в большем сне смерти человек оставляет изорванное болезнью тело и испорченный привязанностями ум для отдохновенного состояния радости.

Из радости люди рождаются; для радости они живут; в радости они растворяются в смерти. Смерть есть экстаз, потому что она снимает груз тела и освобождает душу ото всех болей порожденных телесным *

отождествлением. Это - прекращение боли и страдания. Смерть есть экстаз,

Хотя смерть часто ошибочно ассоциируется с состоя- т.к. она снимает тяжесть

нием страдания, физические муки болезни гораздо отождествления с телом

хуже чем освобождающее переживание смерти.

Часто, сознание, выходя из старого тела, испытывает удивительное чувство освобождения и мира: “Итак это смерть. О, как прекрасно! Это совсем не то, что я думал. Я живой и отдельный от чувствительного и беспокойного тела. Божья анестезия смерти избавила меня от всех физических болей”.

На какое-то время может в уме может задержаться чувство страдания по поводу потери физического тела и расставания с любимыми: “ Как я могу оставить тех, о ком я думал, что они мои?” Затем испытывается постепенное ослабление воспоминаний о земном существовании. Обычные личности наслаждаются последующим мирным сном-смерти в астральных небесах. Добродетельные души перемежают сон с пробуждением в стране блаженной свободы и красоты. Освобожденные от жесткой, часто разрушительной хватки грубой материи, эти добродетельные астральные существа двигаются свободно и по воле в телах из света по бесконечным дорогам радужных оттенков уплотнений лучезарности, формирующих многообразные жизнетронные виды, сцены и существ. Само их дыхание и питание суть лучи тонких жизнетронов. Со временем, опять же определяемым их кармой, их смертные склонности, преступления и спящие материальные желания утягивают их назад в новые физические воплощения.

Подобно тому как желание жизни приводит спящего человека в состояние пробуждения, так и подсознательные желания потерянного физического тела и земного окружения действуют, как вибраторно притягательные силы, дающие душе новое воплощение внутри материнского лона.

Птица, которую долго держали в клетке, может вернуться к ней, даже если её выпустили на свободу; также и человек, сильно привязанный к телесному * существованию, желает вернуться к физической Медитация освобождает форме, даже после своего освобождения смертью.

человека от привязанности Долгое заключение в клетке заставляет птицу

к телу забыть ее свободный дом в небесах; аналогично, сознание души человека, заключенной в телесной тюрьме напротяжении многих воплощений, забывает свой свободный благословенный дом в широком пространстве.

Требуется долгое время - много воплощений праведности, хорошего общества, помощи гуру, само-пробуждения, мудрости и медитации - для человека, чтобы восстановить его сознание душевного бессмертия. Чтобы достигнуть этого пункта Самореализации, каждый человек должен практиковать медитацию для перевода своего сознания от ограниченного тела к безграничной сфере радости, чувствуемой в медитации. Просредством постоянного объединения с Духом в самадхи, и непривязанности к телу ученик осознает тело, как лишь временное место пребывания; он интенсивно стремится вернуться домой к вечному блаженству в Духе. Ученики, которые грубо не выбрасываются из плоти Смертью, но покидают ее с сознанием достоинства, посредством, медитацией приобретенной силы, находят свой путь назад к единству с Вездесущим Блаженством.

Свами Пранабананда*, возвышенный ученик Лахири Махасайи, готовясь перевести свою душу от ограничений физического тела к вездесущему царству Духа, заметил своих учеников плачущими. “Возлюбленные”, - сказал он утешительно, - “я долго был с вами, служа вам с радостью божественной мудрости. Пожалуйста, не будьте эгоистичны относительно своей потери во мне, но возрадуйтесь, что я оставляю тюремный дом моего тела, отбыв свой срок кармической задолжности. Сейчас я иду востребовать свое царство вездесущности, встретить моего Космического Возлюбленного!” Говоря так, он благословил тех учеников; и, практикуя прогрессивный метод из Крийя Йоги, в сознании оставил свое тело.

Стих 23

Никакое оружие не может проткнуть душу; огонь не может сжечь её; вода не может смочить; ветер не может развеять.

________________________________________________________________________

*См. Автобиографию Йога, главу “Святой с двумя телами” и описание драматического покидания Свами Пранабанандой земли, в главе “Основание йоговской школы в Ранчи”. (Заметка издателя)

Неизменяемая вечно, происходящая от тончайшей вибрации Блаженного Духа, эта душа не может быть тронута или повреждена ничем более грубого вибраторного качества - ни жестоким вооруженным выпадом, ни голодными все-пожирающими языками пламени; не может и жидкость промочить или потопить ее, или осквернить ее губы, пьющие только бессмертный напиток; а также даже сильнейший ветер не может иссушить ее в пыль или, удаляясь, отобрать у нее дыхание жизни.

Дух раличает Его проявления в творении в двух наборах отчетливо различных атрибутов (качеств): невидимая душа и ее способности жизни, ума и мудрости; и видимые формы вибраторного тела и материи.

Использованием тонких вибраций, Дух создал душу, интеллект, ум, жизнь; и более грубыми вибрациями - тело, кинетическую энергию и атомистскую материю. “Оружие” земли, или твердые тела, огня, или энергии, воды, или жидкости, воздуха, или ветра - все они составляют грубые вибрации. Душа, индивидуализированное отражение Духа, сделана из “невибрирующей”, или нереагирующей, вибрации радости - бессмертной, всеведующей, вездесущей, вечно-новой Радости Духа - она не может быть обеспокоена грубыми вибрациями твердых тел, жидкостей, газов или энергии. Лед сталкивается со льдом, вода схлестывается с водой, энергия борется с энергией; но камни не могут повлиять на более тонкие вибраторные элементы воздуха или огня. Аналогично, грубые вибрации материи, или “атомные камушки” никак не могут оттиснуть свою грубость на сознании души.

Грубые и тонкие вибраторные проявления оба суть ничто иное как лишь спящее сознание Духа, выражающееся через Его индивидуализированное спящее сознание, душу. Также как Бог творит на космическом уровне, сознание человека во сне может творить индивидуализированные личности, или “души”, волю, мысль и чувство, а также видимости тел, твердых предметов, жидкостей, газов и энергии. Сон человека может изобразить сражение с использованием ужасных орудий или показать опустошение наводнений, пожаров, или ураганов, но ничто из этого не влияет на внутреннее эго-сознание спящего. Он не повреждается и не убивается никаким оружием сновидения, водой, огнем или энергией. Также и душа не подвержена влияниям приснившихся ей объектов космического сна, твердых тел, жидкостей, ветра и огня. Также, как сновидец незатронут своим сном, душа - единая с Духом - незатронута объектами, развившимися вибраторно из ее сонного сознания Сновидца-Духа.

Пробудившаяся душа начинает осознавать свое единство с Духом. Когда физическое сознание человека изменяется медитацией от иллюзорных снов к божественной пробужденности сознания души, он видит все твердые тела, жидкости, энергии игрой сил - образов сна, плывущих в уме Космического Сновидца. Тогда он знает, что в реальности меч сновидения не может убить тело сновидения, а также ничто не может повредить ему или разрушить его!

Неважно насколько опустошительны события во сне, сновидец никогда не повреждается ими; он находит себя в сохранности, после окончания сна. Аналогично, человеческая душа-сновидец может быть испугана временно своими переживаниями во время жизни её сна, но когда она пробуждается в Боге, ах! она в целости и сохранности.

Стих 24

Душу нельзя рассечь, сжечь, размочить или иссушить. Душа - неизменяема, всепроникающа, вечно спокойна и недвижна - вечно одинакова.

Таинственная душа живет вечно, никогда не изменяясь, даже когда мыльный пузырь космоса растворяется в пространственном Океане Бесконечности*. Тонкая душа тайно спит в каждой травинке, в каждом уголке творения. Душа скрывается в сотах атомов. Мысли не могут взбудоражить ее. Ей, вечно крепкой и неподвижной, нравится жить в пещерах перемены. Она никогда не видит никаких снов кроме вечности.

В предыдущей станзе Гита заявляет, что никакие внешние объекты, орудия ли, огонь, вода или ветер, не могут повлиять на душу. Теперь она объясняет далее, что душе самой принадлежат те таинственные качества самосознательного существования, которые неуязвимы ни для каких феноменов. Каждый человек есть душа и имеет тело. Через иллюзию, он постоянно видит свою душу отождествленной с телом; так он приписывает себе самому все телесные ограничения. Это тело может быть порезано, сожжено, размочено, иссушено, повреждено, сделанно беспокойным; сдвинуто с места на место, будучи в состоянии всеже занимать только одно место в данное время, потому что оно ограниченно лишь малым пространством; и оно недолговечно. Так, индивидуум, отождествленный с телом, думает, что это он страдает и в конце подвержен последнему оскорблению смерти!

Человек Самореализации, с другой стороны, знает себя душой - вездесущей, вечной, вечно необеспокоенной в огромнейших и мельчайших видах вибраций.

Парадокс иллюзии возможен, потому что человек , как смертный, является смесью неизменной души и изменяемого тела. Если он хочет навсегда избежать всех форм несчастья, он должен научиться отождествлению с душой. Посредством отождествления с телом, человек должен страдать в воплощениях забвения души, подвергаясь бесчисленным перерождениям и сопутствующим им несчастьям.

Неважно, сколько человек медитировал, если он все еще ошеломляется телесным страданием или боится болезни или смерти, он продвинулся незначительно и мало понял. Этот аспирант должен медитировать глубже и глубже, пока он сможет достигнуть экстатического общения с Богом и так забыть ограничения тела. Во время медитации он не только должен думать, но и понять, что он есть бесформенный, вездесущий, всезнающий, далеко над всеми телесными изменениями!

Каждый продвинутый ученик во время экстаза реализует вездесущность и вечно новое блаженство Духа. После выхода из экстаза, он должен пытаться сохранять в сознательном уме те переживания Духа. Человеческое сознание так становится расширенным в Космическое Сознание.

_______________________________________________________________________

*Однажды прийдя в существование, душа никогда не перестает быть (II:20), даже в момент космического растворения, когда вся материя растворяется в Дух, во вселенских циклах прихода и ухода.

Стих 25

О душе говорится, как о неуловимой, невыраженной и неизменной. Поэтому, зная её таковой, ты не должен стонать!

До того, как искры творения моргнули своими лучезарными глазами, до того как космический сон принял форму, душа пребывала вечно пробужденной и непроявленной в Духе. Перед тем как Дух вспенил Свои волны мысли, душа пребывала в его груди, неосмысленная мыслью, необеспокоенная переменой. И когда Дух выбросил Свои сны о вселенных, и душе приснились сны о покрытых телом формах, всеже душа оставалась такой же. Кем бы ни был человек - принимающий эту правду - знающий душу, как образ бессмертного Духа, он не должен вести себя несоответственно и глупо стонать, думая, что Я уязвимо и разрушимо при повреждении и разрушении тела.

Метафизическое противоречие возникает, когда Бхагавад Гита говорит о душе, как непроявленной, в то время как она, очевидно, проявлена в теле каждого * индивидуума. Этот парадокс можно объяснить

Душе снится анализированием состояния сна. Если Джону

существование тела снится, что он стал сказочным великаном, ловцом диких слонов, держащим их в неволе в своей руке, его сонное сознание претерпевает временную перемену; но когда он пробуждается, он обнаруживает, что его сущностное эго, или “Джон”-сознание отается неизмененным абсурдным переживанием сна. Сущность его сознания находилась в стороне, или невыраженным в этом сне; и мысли во сне не знали об истинном “Джон”-сознании. Душа, аналогично, видит во сне тело и приписывает присущему ему сновиденческому эго, все состояния спящегося тела. Когда человек входит в глубокий сон без сновидений, душа временно забывает все свои сны о теле и мире, и остается замкнутой в своей истинной природе блаженства. Так, даже в период иллюзии, во время которого душа имеет дневные сны о теле, сама душа остается неизменной, нерожденной сном. Сон приходит и уходит; душа остается неизменной. Цветы многих жизней последовательно приходят и уходят; душеная почва сада остается той же.

Тело развивающееся из души не знает души, но душа знает тело.Совсем как человек может наблюдать через экран толпу людей перед ним, без того, чтобы самому быть видимым ими, так и душа через экран интуиции видит все свои мысли, но непросветленные мысли не могут знать душу. Вот почему Гита говорит о душе, как о неуловимой - за пределами мысли.

“Я”, или эго - сновидение-проекция души, и субъект объективного сна - есть то, что думает и использует свои способности ощущения, чтобы знать и соотносится с материальным творением. Так, мысль и чувство не суть части души,

но суть переживания эго-сознания во сне. “Мышление” неотделимо в концепции от мыслящего и от объекта, о котором тот мыслит. Это, таким образом, включает субъективное и объективное сознание, также как и сам процесс мышления. Человек знает, что он существует, потому что его мысли и чувства подтверждают, что это так. Но что можно сказать о личности в глубоком сне или абсолютном покое, в котором - даже если и лишь на мгновение - нет не мысли ни чувства, и также он не бессознателен (то, есть не без всякого сознания)? Он не есть несуществующий в то время; но его существование есть без сознания эго и без поддержки мышления “я существую”. Это фрагментарное“мгновение истины” есть интуиция, убегающая, потому что она неразвитая. Она мгновенно обнаруживает существование души, которая существует над эго и его инструментами мысли и чувства.

Мысли и ощущения подобны карманным фонарям: они бросают свой свет на материальные объекты перед ними; они не обнаруживают душу позади них. Интуиция подобна сферическому фонарю, с лучами во все стороны, обнаруживающему душу, а также и ее внешние проекции мыслей и чувств, соединенных с эго. Интуиция есть мост между душой и мыслями и чувствами эго. Если кто-то может достаточное время не отождествляться с мыслями и чувствами, без того, чтобы быть бессознательным, он узнает, через развитие интуиции, природу души. Когда кто-то так совершенно спокоен, не думая, не чувствуя, но все же зная, что он существует - проницательность радостного существа, в котором мышление, мысль и мыслящий стало одним (единство знающего, знания и знаемого) - в том присутствует сознание души.

Из этой невыраженной “недосягаемости”, душа, индивидуализация Творца, проецирует те силы, что творят телесную форму и способность переживать через тот образ.

Совсем как свет, падая на киноэкран, производит много кинофильмов, так и “луч” души, идущий от Духа, производит картину тела на экране человеческого сознания и пространства.Человек, смотрящий кинофильмы на экране кинотеатра, может переключить свое внимание от них и посмотреть вверх; он увидит над его головой прозрачный луч света, в котором нет никаких видимых картин. Поэтому можно сказать, что электрический луч, производящий кинокартины на экране, неизменен и нерожден, хотя картины, происходящие от него меняются, и рождены от него.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


© 2010 Рефераты