Рефераты

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1

p align="left"> Когда в астральной церемонии огня пранический ток оттягивается в тонкие центры позвоночника и мозга, тогда вместо расходования своей энергии в переформирующихся, связанных материально клетках, освобожденная, усиленная прана пробуждает те клетки божественной жизнью, крещением их огнем Духа.

Для решительного йога, может прийти время, когда через дисциплинирование тела практикой пранаямы он будет в состоянии жить независимо от пищи или дыхания - когда его душа будет выражать жизнь в теле в совершенной свободе от ограниченных законов природы. Душа не будет больше должна подчиняться или удовлетворять условиям тела, как слуга последнего, принимая любые условия, которые оно выберет наложить на нее.

Тело человека, даже если здоровое и соблюдающее естественные законы, должно умереть и разложиться - если оно не станет одухотворенным, что делает * тело бессмертным, если душа желает этого.

Крийя освобождает человека Определенные йоги могут таким образом

от телесных законов, правящих поддерживать свои тела бесконечно. Мой высо-

смертными существами чайший мастер, Махаватар Бабаджи, имеет юное тело, сохраняемое много столетий, посредством применения этой системы астрального питания. Использование пищи, чтобы заменить разложившийся материал в теле, производит постоянные перемены в физических клетках, которые в конечном итоге сдают свои ограниченные способности впитывания пищи, разлагаются и умирают. Астральным способом, йог производит астральную церемонию огня, насыщая свои клетки бессмертным огнем. Такой йог освобождается от грехов телесных законов действия (карма), управляющих каждым смертным. Такой йог может достигнуть даже бессмертия в своем теле, преобразованием его клеток в энергию. Отдельные йоги, как Илья и Кабир, преобразовали свои тела в астральные токи и слили те с Космическим Светом, не переживая обычный феномен смерти*.

Мирские люди переваривают пищу смертным способом и таким образом встречают смерть - результат грешных привычек жизни в невежестве о Боге и Его космических законах и творческих силах. Божественный йог соединяет свою душу с Богом, посредством экстатической медитации. Он пропитывает свои телесные клетки этой радостью Бога. Медитирующие новички испытывают великую радость, но завершив свою медитацию, они опять отождествляются со своими смертными телесными привычками. Люди, объединяющие свои умы с чувственными удовольствиями (поглощая пищу различных ощущений, чтобы удовлетворять эго), легко становятся неудовлетворенными и страдают от разочарования - неизбежное следствие всех преходящих приятных времяпровождений. Такие действия кармически связывают. Но продвинутые ______________________________________________________________________

* “Смотри, появилась огненная колесница, и огненные кони … и Илья вихрем поднялся в небеса….Искали три дня, но не нашли его” (II Цари 2:11, 17).

святые, соединенные с Богом, испытывают радость во всех действиях повседневности. Такие йоги живут уже не как обычные люди, но как Божьи-люди.

Заменяя человеческое счастье божественной радостью, они полностью освобождаются от человеческого закона кармы и перерождения, навсегда вскармливаемые Божественным блаженством.

Стихи 14-15

(14) От пищи, рождаются твари; от дождя рождается пища. От Яджны (жертвенного космического огня) происходит дождь; космический огонь (космический свет) рождается от кармы (божественное вибраторное действие).

(15) Знай эту божественную вибраторную активность, как пришедшую в существование от Брахмы (Божьего Творческого Сознания); а это Творческое Сознание - от Нетленного (Вечного Духа). Поэтому, Божье Творческое Сознание (Брахма), которое всепронизывающе, внутренне и нераздельно присутствует в Яджне (космическом огне или свете, который в свою очередь является сущностью всех составляющих вибраторного творения).

“Пища - источник жизни, а дождь - поток, рождающий поддерживающую тело пищу. Космический огонь, космический свет, квинтэссенция материи, конденсируется в оживотворяющий дождь; а Космическая Вибрация, творец космического света, пульсирует из сердца Брахмы*, Творческого Сознания Бога, имманентного в творении. Высочайшая причина, из которой развиваются эти последовательные звенья в цепи творения, есть Единый Нетленный, Вечный Дух за пределами творения. Отражение Духа в вибраторном творении, как божественного Творческого Сознания, вездесуще, нераздельно присуще каждой части и частице проявленной вселенной”.

Эти станзы описывают весь закон творения: эволюцию вовне творения от Духа в Космическую Вибрацию, и конденсацию вибрации, как света, в человека и вселенную, в причинной, астральной и физической формах.

Все живые твари развились из материи (земли, “пищи”). Как каждая форма материальной жизни и поддерживающего жизнь питания произошли из первобытного океана собравшихся вод или жидкостей (“дождей”), которые сформировались по мере того как земля происходила из газовой туманности, так, в свою очередь, эта туманность (и вся живая и неживая материя) возникли из океана собравшихся дождей астральной космической энергии, являющейся сущностью атомов, электронов, и других элементарных частиц материи. Эти “дожди”

________________________________________________________________________

* Санскритская передача слова Брахма в этом стихе, с краткой а на конце, отражает Божье все-включающее Творческое Сознание, а не ограниченную концепцию персонального “Брахмы-Творца”) Брахма-Вишну-Шива троицы (что передается длинной а в конце Брахмаа. Святая Триада есть персонификация или часть все-включающего Творческого Сознания). Это Творческое Сознание есть сосуд Мула-Пракрити, несозданной или недифференцированной Природы, зародыша или оригинального источника, из которого разваются все формы материи. (См. XIV:3-4 в которой слово Брахма снова используется для обозначения Великой Пракрити, как матери творения.)

астральной космической энергии проистекают из космического света (Яджны); и космический свет, или “огонь”, результирует из упорядоченной вибрации или воли Бога (космической кармы или вибраторной активности)*.

Библия так говорит об этом: «Вначале Бог сотворил небо и землю. И земля была без формы, и пустота (существо тончайшего выражения вибрации, или мысли Бога); и тьма (майя, которая разделяет одно на многих) была на лице бездны. И Дух Божий двигался по лицу вод (творческих элементов). И Бог сказал: Да будет свет - и появился свет”.**

Космическая вибрация и законы действия (карма), которые управляют вселенной, пришли от Брахмы или Сознания Христа (Кутастха Чайтаньи), Божьего Бесконечного Разума, неотъемлемо *

присутсвующего во всем вибраторном творе- От Божественного сознания

нии. Это сознание Бога Сына (Тат), имманен- произошел Космический Свет

тного во всем вибраторном творении, произо- и все творение

шло от Неизменного Бога Отца (Сат), сущес-

________________________________________________________________________

* В своей нашумевшей работе Космос (Нью Йорк: Рэндом Хауз, 1980), Д-р. Карл Сэйган, профессор астрономии и космических исследований и директор Лаборатории для Планетарных Исследований, дает краткое описание представления современной науки о том, как родилась земля и все существа, что интересно соответствует этому стиху Гиты:

“Напротяжение неведомых веков после взрывного истечения материи и энергии Биг Бэнг, Космос был безформенным. Не было ни галактик, ни планет, ни жизни. Глубокая непроницаемая тьма была всюду, атомы водорода в пустоте. Здесь и там невидимо росли более плотные скопления газа , шары материи конденсировались - водородные дождевые капли, более массивные, чем солнца. Внутри тех шаров газа впервые загорелся ядерный огонь, скрывавшийся в материи. Первое поколение звезд родилось, наводнив космос светом. В те времена еще не было никаких планет, чтобы принимать свет, никаких живых существ, чтобы воспринимать свечение небес. Глубоко в звездных горнилах алхимия ядерной реакции сотворила тяжелые элементы, пепел горящего водорода, атомический строительный материал будущих планет и жизни-форм. Массивные звезды вскоре истощили их запасы ядерного топлива. Сотрясаемые коллосальными взрывами, они возвратили большую часть своей субстанции назад в разряженный газ, из которого они однажды сконденсировались. Пышные облака между звездами, новые дождевые капли, сделанные из многих элементов, формировались, рождая новые поколения звезд. Находящиеся близко, мелкие дождевые капли расли, тела, слишком маленькие, чтобы разжечь ядерный огонь, капельки в межзвездном тумане на пути к формированию планет. Между ними был маленький мир камня и железа, ранняя земля.

“Замерзая и разогреваясь, земля освобождала метан, аммоний, воду и водород, газы бывшие в западне внутри, формируя примитивную атмосферу и первые океаны. Прямой свет от солнца купал и обогревал первоначальную землю, вызывал бури, генерировал молнию и гром. Вулканы переполнялись лавой. Эти процессы разрывали молекулы примитивной атмосферы; фрагменты снова соединялись в более и более сложные формы, растворявшиеся в ранних океанах. Со временем моря обрели постоянство состава, вроде теплого разжиженного супа. Молекулы были организованы, и сложные химические реакции проведены….И примитивный океанический бульон постепенно разжижался, по мере того как поглащался и трансформировался в сложные конденсации самовоспроизводившихся органических молекул. Постепенно, невидимо, жизнь началась”. (Замечание издателя).

**Бытие 1:1-3. Свет есть первое выражение творения космической вибрации (совпадающей со звуком Аум или Амен). Это есть сущность или строительный блок тройственной вселенной и человека - идеационная, тончайшая форма света, как мысль или идея; астрал, свет жизнетронной энергии; и материал, свет атомов, электронов, протонов, строящих всю материю.

твующего за пределами всего вибраторного творения. Сознание Христа или Творческий Брахма, будучи отраженным сознанием и существуя в отношении к космосу, является поэтому временным выражением, растворяющимся в Дух, когда во время растворения вселенной все творение возвращается назад в Абсолют, Единый Нетленный.

Внутри Творческого Разума Брахмы присутствует Мула-Пракрити, несотворенная или неразделенная Природа, хранящая семена всего творения. Через вовне направленную вибраторную деятельность (карму) Божьей воли в форме сознательной творческой Космической Вибрации (Аум или Амен, или Святого Духа) находящаяся в покое Мула-Пракрити дифференцируется; и, как различные вибраторные силы и энергии, теперь активная Пракрити приводит к проявлению многообразное творение.

Разумной Космической Вибрации принадлежат космический свет (Яджна , творческий огонь, или свет - “Вечный, первая из вещей, неподвижность, чистый”*) и космический звук Аум. Этот Аум, или Амен, или Святой Дух - обозначения Космической Вибрации, все суть “свидетель”** или свидетельство Творца в Его творении.

В отношении к сотворению человека, этот стих можно объяснить следующим образом: Космическая энергия творческой Космической Вибрации есть первопричина всей жизни и поддерживающая жизнь пища. *

Так, человек, являющийся микрокосмом вселенной, Человек - микрокосм,

есть продукт космической энергии, астрального тока также рожденный от

жизни, ставшего конденсированным вибраторным Космического Света

током земли или материей, называемой в этос стихе

“пищей”. Грубый внешний футляр души (и всей материи) называется аннамайя коша, буквально, “оболочка, сделанная из пищи”, и относится к физическому телу. Эта грубая или отвердевшая вибрация земли или материи возникла от и в свою очередь вскармливается более тонкой вибрацией астральной энергии, называемой в этом стихе “дождем”. Так же как дождь поддерживает жизнь на земле, астральная энергии оживотворяет всю материю. Текучие вибрации астральной космической энергии суть конденсации тонкого космического огня, или космического света, которые суть эссенция, строительный материал, всех вещей. А космический свет рождается от разумной творческой Космической Вибрации (Аум или Святого Духа), активной вибраторной воли Бога, как сил Пракрити или Природы в человеке. Эта упорядоченная вибрация, выражение божественного закона, эманирует из души, индивидуализированного Творческого Разума Брахмы в человеке. А душа есть отраженное сознание Духа или Космического Сознания. Так, в конце концов, человек создан по образу Бога, Вечного Сознания.

Божье Творческое Сознание можно описать, как Сновидца, производящего сны идеального, астрального и физического творения человека и космоса. Этот Творец возмечтал, и космос и человек стали реальностями сна в мысле- или идее-

________________________________________________________________________

* Милтон

** Это говорит Амен, надежный и верный свидетель, начало творения Божьего” (Откровения 3:14).

форме. Из этого идеального или причинного сна Бог сделал астральное энергетическое-творение. Из энергетического-творения Бог вызвал так называемую физическую вселенную и человека с его иллюзорным массивным телом. Вес тела, или одеяния, есть подсказка от Бога. Это материальное тело есть в действительности электромагнитная волна.

Во сне человек может думать и работать всего лишь в мысли или идеях, или оперировать электрическими токами сна, или строить дома сновидений из кирпичей сновидений для сновиденческих людей. В состоянии сна кажется, что есть разница между мыслями сна, электричеством сна и кирпичными домами сна для сновиденческих людей. Но проснувшись, сновидец понимает, что все в его визуальном мире было ничем иным, как лишь различными вибрациями и выражениями его замороженного вещества ума. Из единства его сновиденческого сознания пришли все иллюзорные объекты и события его сна.

Человек есть, таким образом, материализованный ум Бога. Все существа формируются или материализуются из “замороженного ума” или идей Бога. Все иллюзии твердой материи пришли от текучей астральной энергии или флюидического замороженного ума Бога. Этот замороженный текучий-ум Бога пришел от космической энергии света или огненного замороженного ума Бога. Источник этого света есть активный вибраторный замороженный ум Бога - разумная Космическая Вибрация, Святой Дух или Пракрити - управляющая всеми законами всего иллюзорного творения, которое есть ничто иное, но сны Бога*.

Эта активная Космическая Вибрация Бога пришла из отраженного разума Бога, или Творческого Сознания Брахмы, Господина всего иллюзорного творения. Его Творческое Сознание - Несотворенное - существует за пределами вибраторных или сотворенных сфер.

________________________________________________________________________

* “Конечное вещество вселенной есть вещество-ума”, заявил британский астроном Сэр Артур Эдингтон. Его современник, Сэр Джеймс Джинз, выразил это следующим образом: “Лучше всего представить вселенную, хотя всеже очень несовершенно и неадэкватно, как состоящей из чистой мысли, мыслью того, что мы должны описать как мыслителя-математика….Если вселенная есть вселенная мысли , тогда ее сотворение должно было быть действием мысли”. А великий Альберт Эйнштейн заявил: “Я хочу знать, как Бог создал этот мир. Мне не интересен тот или этот феномен. Я хочу знать Его мысли; остальное - детали”. (заметка издателя).

20 Bhagavad Gita 19 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p. 371 - )

Cтих 16

Тот человек, О Сын Притхи (Арджуна), который в этом мире не следует колесу, налаженному вращаться таким образом, пребывая в грехе и довольствующийся чувствами, живет напрасно!

Космическое мироздание и место человека в нем есть великое вращающееся колесо действия, нисхождения от Духа и восхождения к освобождению. Погруженный в невежество человек - низошедший и опьяненный вином чувственных наслаждений, не проявляющий способности вскарабкаться на корабль восходящего движения колеса, с его особой дисциплиной (уставом) жизни - остается в пропасти грешного несчастья, считая бесполезным назначение своей Богом-данной жизни.

Тот, кто не обращает внимания на освобождающие законы, установленные его Творцом, упускает сам смысл земного существования. Отождествляющий себя с чувствами укореняется в почве материализма. Как человек, могущий подняться на чертовом колесе и видеть прекрасную панораму, или опуститься снова, так и человек на колесе возвышающего действия может достигнуть высокого уровня эволюции; он свободен идти в любой мир, на низкий ли земной план или в утонченный мир богов (дэвов).

Человек, выполняющий все более высокие обязанности, поднимается неуклонно по шкале эволюции. Чувственно-отождествленный же тупо блуждает на низких уровнях материального сознания. Его творящая несчастье ошибка лежит в неприобретении сравнительного стандарта, который можно найти лишь поднимаясь на колесе правильных (праведных) действий. Такие люди никогда не знают назначения жизни: поиска Святого Грааля, чаши высочайшего блаженства!

Более глубокое объяснение этой станзы Гиты состоит в представлении о том, что человеческий позвоночник подобен восходящему и нисходящему колесу * жизни. Сознание человека спустилось из своего Человеческий позвоночник, как дома в мозгу, проходя через шесть плексусов. нисходящее и восходящее После достижения самого низкого или копчикового

колесо жизни центра, сознание рассеивается в нервной системе и становится реактивным в отношении внешнего мира. Душа, нисходя во плоть, таким образом становится запутанной (связанной), оставаясь узницей преходящих-производящих-наслаждение ощущений. Человек, который позволяет своему сознанию пропитаться и отяготиться иллюзорными удовольствиями ощущений, находит, что его жизнь напрасна; это ведет к нигелизму.

Цель жизни состоит в том, чтобы подняться через шесть позвоночных центров, прогрессивно усиливая [свет] человеческого сознания более и более великими огнями, до тех пор пока оно станет способно соединиться со все-пронизывающим тысяче-лучевым великолепием света в высочайшем центре мозга. Это восхождение сознания через позвоночник может быть достигнуто медленно посредством правильных действий и правильных мыслей. Йог всеже выбирает более быстрый и научный метод медитации.

Душа в человеке ниспустилась из Космического Сознания к имманентному Христовому Сознанию и оттуда к вибраторному творению. Оно продолжало нисхождение пока не стало порабощенным в физическом теле, которое характерно пронизанно чувственным сознанием. Когда человек становится йогом, его душевное сознание начинает следовать пути восхождения. Оно сначала оставляет почву материальных привязанностей и концентрируется в стороне не только от объектов телесного наслаждения, но и от самого тела. Йог отделяет себя сначала от сознания обладания и затем от всех чувственных отождествлений. Так, он удаляет свой ум из трех низших центров, которые соединяют человека со всеми телесными ощущениями и привязанностями.

Йог затем погружает свое сознание в Божественную Любовь, излучаемую сердечным центром. Он поднимается, чтобы далее насладиться Космическим Покоем шейного центра. Продолжая карабкаться, йог отдыхает в Христовом Сознании в медуле и междубровье. Здесь он переживает радость и мудрость Бога, присутствующего во всем вибраторном творении. Он в конце концов стабилизирует себя в мозговом центре Космического Сознания, “не имеющего причины” Бесконечного Блаженства за пределами причинно-следственного взамодействия вибраторного творения.

Внутреннее сознание обычных людей оперирует только из поясничного, крестцового и копчикого центров, которые контролируют все материальные чувственные восприятия и наслаждения. Божественные любовники и небесные поэты работают из сердечного центра. Спокойный непоколебимый йог оперирует из шейного центра. Тот, кто может чувствовать свое присутствие во всем вибраторном творении, пробудил медуларный и Христовый центры. Просветленный йог функционирует в мозговом центре Космического Сознания; о нем можно говорить, как о совершившем восхождение йоге.

Чувственно-отождествленный человек, не знающий ничего о своей более высокой внутренней жизни, есть “опустившийся” смертный, знающий только самую низкую степень человеческой эволюции.

Стихи 17-18

(17)Но индивидуум, который искренно любит душу и полностью и всецело удовлетворяется душой только, для такого не существует долга.

(18) Такой человек не стремиться ничего приобретать в этом мире посредством действий, и ничего не теряет из-за отсутствия действий. Он не зависит ни от кого и ни в чем.

Человек, отождествленный со своим телом, становится эго. Это эго рассматривает, как реальность, нереальный мир. Когда посредством Йоги тот человек объединяет его эго со своей душой, он видит жизнь, как сон Бога, в котором та душа участвует, как индивидуализированный Дух. Когда, благодаря дальнейшему продвижению, он находит высшее удовлетворение, объединяя свою душу с нескончаемым блаженством Духа, он больше не должен исполнять никакие обязанности в театре Господнего сна.

Тот, кто понимает и выражает единство своей души с Богом, и кто может отключить поток своей жизненной энергии от чувств и присоединить его к Вечной Жизни, не чувствует ни выгоды ни потери от поддержания своих чувств в активном или пассивном состоянии. Зависимый исключительно от Бога, он кармически не вовлечен в творение.

Человек с самоуважением, помнящий всегда, что он есть дитя Бога, защищает и отражает тот образ души, осуществляя праведные обязаности и ведя * себя достойно по отношению к другим. Он следует Зависимый всецело от Бога, внутреннему руководству, как бы автоматически, такой йог кармически не делает то, что верно морально, религиозно,

вовлечен в творение социально и т.д. Такие люди не нуждаются в совете других. Те, которые умеют вызывать в других спонтанное уважение, отражая истинные душевные качества, и как оказывать другим уважение, достойное тех, как душ - для таких просветленных не существует принуждения кармических обязанностей.

Йог, открывший в душе вечно новую радость посредством глубокой медитации, совершенно удовлетворен; он нашел внутри совершенное счастье. Он достиг цели жизни! Исполнил обязанности для которых он был рожден! В своем воссоединении с Богом, от автоматически анулировал все свои долги перед творением.

Библейский рассказ иллюстрирует это. Мария была полностью удоволетворена служением Иисусу, что было естественным выплеском чистой преданности ее души, превосходящим мысли о других обязанностях ( к страху Марты!). Марта считала, что необходимо сначала исполнять мирские обязанности, надеясь ублажить Бога способом исполнения внешних добрых дел. Христос всеже отметил, что Мария выбрала лучший способ*, освободивший ее от исполнения всех меньших обязанностей.

Все смертные, живущие и работающие исключительно для наслаждения и выгоды, оставаясь в невежестве относительно Божественной цели жизни, неотвратимо связаны своими действиями. Но йог, Самореализацией достигший высшей цели жизни, не обязан ни исполнять действия, ни, если он действует, быть связанным кармическими результатами его действий. Исполнив все свои желания, достигнув все-удовлетворяющего высочайшего Блаженства Духа, он не имеет мотива для мирской выгоды посредством тех действий.

Пребывая высоко над любыми эгоистическими побуждениями, достигший йог может заняться благородной деятельностью, исключительно с целью установления доброго примера для других. Некоторые великие йоги живут и учат в миру, только чтобы продемонстрировать человечеству путь к освобождению; в то же время другие просветленные мастера остаются в стороне, никогда не смешиваясь с миром.

_______________________________________________________________________

* От Луки 10:42.

Лично я предпочитаю первых - тех, кто делится с другими своим божественным знанием. И всеже я понимаю йога, желающего быть только с Богом и не смешиваться с миром - потому что он знает, хочет или не хочет его вечно присутствующий Господь, чтобы он работал способами, отличными от только лишь медитации и незаметного вмешательсятва для возвышения и спасения других. Многие самозванные религиозные люди стараются “спасти-души”, не спася прежде самих себя. Бог ведет просветленного йога к действию в мире или к совершенному удалению от мира; и в любом случае духовное достижение такого йога благословенно для других.

Праведные обязанности, исполняемые без привязанности, Богоугодны.

Стих 19

Поэтому, всегда сознательно исполняй добрые материальные действия (кариам) и духовные действия (карман) без привязанности. Исполнением всех действий без привязанности человек достигает высочайшего*.

Йог, оставляющий дурные действия и отправляющий благородные материальные обязанности и медитативные религиозные действия без эгоистической привязанности является работником Бога, и этим достигает единства с Ним.

Мирские люди работают день и ночь, чтобы приобрести эфимерные материальные вещи. Йог все больше привязывается к духовным действиям и этим заменяет материальные желания духовными. Затем, говорит Гита, когда привязанность к божественным действиям сотворила контакт с Богом, человек больше не имеет привязанности даже к духовным действиям.

Вот что значит “исполнение всех действий без привязанности”. Все действия, как движения, принадлежат сфере вибрации. Материальные действия, исполняемые с желанием, ведут человека прочь от Бога, тогда как духовные действия ведут его к Богу. И всеже после того, как поклоняющийся объединился с Бесконечным, он достиг состояния без вибраций за пределами всякого действия.

________________________________________________________________________

* Карма , от корня кри, “делать”, в общем значит “действие”. Это также может значить, в частности, материальное действие или должное действие; религиозный ритуал духовной активности - как в дополнение, следствия пожинаемые человеком от своих действий. Варианты слова карма также имеют взаимо-переменные значения, что определяется контекстом. Так, в этом стихе, кариам относится к “должной материальной активности” и карман означает “религиозный ритуал, или духовную активность (т.е. медитативную активность)”. (Примечание издателя).

Материальные действия производятся соединением жизненного тока и ума с чувсвами; медитативные действия - оттягиванием энергии и ума от чувств. Вначале поклоняющийся должен культивировать привязанность к духовным действиям, чтобы устранить привязанность к материальным действиям. Достигая Завершенности, тем не менее, ученик освобождается от всех привязанностей (причинно-следственных связей с творением).

Стих 20

Только лишь путем праведности, Джанака и другие, подобные ему, достигли совершенства. Также, тебе следует действовать, просто для того, чтобы верно направлять смертных.

Джанака, благородный царь и просветленный йог предисторической Индии, выполнял свою достойную мирскую миссию (хорошее управление своими подданными) и также исполнял высший долг, предписанный каждой воплощенной душе, достижение Бого-реализации. Уже совершенные существа, такие как Джанака, от которых больше не требуется осуществлять действия для цели их собственной эволюции, продолжают тем не менее вовлекаться в консттруктивные действия, для того чтобы показать высокий пример обществу, члены которого могут освободиться только посредством праведности, а не незаслуженной самонадеянной бездеятельностью.

Великий святой Джанака обладал настолько сильной волей, что он никогда не позволял своим сложным государственным обязанностям, мешать его высочайшему отношению с Богом. Ординарные поклоняющиеся, с другой стороны, склонны переоценивать необходимость своих мирских обязанностей, как условия счастья. Погруженные в свои занятия, они не уделяют внимания медитации для достижения вечного Божественного Блаженства.

Бездельники, и заблуждающиеся незрелые йоги, ссылаясь на состояние бездействия, которого достигли некоторые просветленные йоги, удобно заключают, что Высшая Цель может быть достигнута отсутствием деятельности. Гита, поэтому, напоминает им, что царь Джанака и подобные святые достигли совершенства посредством правильной деятельности (а не посредством ни эгоистических действий, ни преждевременной бездеятельностью).

Великие йоги могут в экстазе удерживать жизненную силу отключенной от чувств, так что тело остается инертным, подобным трупу. Они достигли полного контроля над телом посредством пранаямы (контролирующих жизнь приемов). Они могут, тем не менее, воздерживаться от того состояния часть времени, лишь для того, чтобы проиллюстрировать молодым йогам необходимость исполнения определенных обязанностей в божественно запланированной космической драме, до того как ими может быть достигнуто неактивное состояние.

Комментируя станзы 19 и 20, Свами Пранабананда* говорит, что в них

_____________________________________________________________________

* Свами Пранабананда был возвышенным Крийя Йога учеником великого Йогаватара Лахири Махасайи. Посредством прилежной практики Крийя медитации и благословения своего Гуру, Пранабананда стал полностью просветленным матером. Моя встреча с этим святым описана в Автобиографии Йога, “Святой с двумя телами”.

показано различие между материальными и духовными действиями: “Материальные действия суть те, которые исполняются в связи с физическим человеком, тогда как духовные действия - те, что выполняются в связи с духовным человеком”. Физические действия грубы и ощутимы. Духовные действия реальны, но утонченны. Цель материальных действий - обретение некоторого материального комфорта в мире. Цель духовных действий - нахождение души.

“Посредством материальных действий (чистоплотности, правильного питания и подобающего мирского поведения), поклоняющийся очищает свое тело и делает его более гармоничным для духовной культуры. Но духовные действия (бесстрастие к чувственным объектам, любовь души, интуиция, медитация), хотя неощутимы, принудительно необходимы, чтобы найти скрытые способности души”.

Ученику может показаться, что подчеркивание Гитой непривязанности означает даже непривязанность к душе. Это толкование не имеет цены, потому что творящая несчастье заноза привязанности к ощущениям может быть вынута лишь острой иглой привязанности к божественной любви в душе.

Лахири Махасайя часто цитировал поучение великого риши Аштавакры: Если вы хотите освободиться от перевоплощения, возненавидьте чувственные удовольствия, как покрытую сахаром отраву; и привяжитесь, с верностью, к делам прощения, жалости, удовлетворения, любви к истине и Богу, как к вкушению нектара!”

Стих 21

Менее развитые личности подражают всему, что делает более развитое существо. Действия последнего устанавливают стандарт для людей этого мира.

Зная, что пример говорит громче слов, многие мастера, даже после достижения ими Высочайшего и тем самым трансцендирования подверженности космическим принуждениям, всеже продолжают придерживаться правил правильного поведения, как верного критерия для добронастроенных, но несбалансированных мирских людей.

Всего лишь своим присутствием, человек, преобразовавший себя, может преобразовать тысячи, хотя бы и не произнеся ни одного слова. Как роза, он одаривает своим ароматом всех.

Человек, достигший Бога, мог бы курить или пить или есть мясо, мог бы жениться и иметь детей - все это без потери своего божественного состояния. Во * имя установления примера , тем не менее, он Преобразовавший себя возможно продолжал бы свое аскетическое поведение, способен преобразовать потому что аскетизм необходим для йогов-новичков.

тысячи. Личности ординарные могут рассуждать: “Иисус пил вино и ел рыбу; поэтому я буду подражать тем его действиям. Я буду позже подражать его духовным действиям!”

С какой готовностью люди воспроизводят любую мирскую привычку мастера, но должны неизбежно упустить следование его высочайшим добродетелям, если те спрятаны в его душе и не выражены внешне.

Нетренерованные ученики могут рассуждать: “Мастер сделал это или то без дурных последствий. Он не медитирует регулярно, поэтому и мне не нужно этого делать”.

Такой ученик не понимает духовного состояния мастера: как только мастер един с Богом, он достиг цели своей медитации, и таким образом более не нуждается в той садхане. Стремящийся ученик не может наслаждаться таким освобождением [от занятий ].

Ученик может сказать себе, хоть возможно и бессознательно: “Почему мне скорее не следовать поступкам мастера, чем его словам?” Гита поэтому напоминает “более развитому индивидууму” быть осторожным для блага других, потому что его медитации и практика хороших привычек представляют собой в действительности серию демонстраций для его последователей, или даже для тех, кто следит за ним издалека или как-то еще слышит о нем. Мирские люди также спешат неправильно понять внешние действия мастера, как медлительны они схватить его божественное наставление!

Даже несмотря на то, что великие мастера иногда игнорируют правила, установленные для новичков, они всегда могут доказать истинному ученику, что они не привязанны и не под влиянием никакой материальной привычки. Я часто цитирую рассказ о святом, евшем мясо, который с одинаковой легкостью поглотил и переварил раскаленные гвозди, чтобы наставить его непонимающего ученика-вегетарианца.

Слова этой станзы также могут интерпретироваться, как относящиеся к способностям скорее чем к личностям. Когда жизненная сила отттянута от чувств и переведена в направлении к мозгу, в результате образуется чувство превосходящей силы, в котором растворяются менее сильные телесные ощушения. Йог обнаружил, что он не должен держать жизненную силу все время присоединенной к чувствам, иначе она будет рабски привычна к удовольствиям ощущений. Экстатической медитацией он оттягивает свою жизненную силу к превосходному пути спинного и головного мозга, автоматически побуждая все меньшие чувства следовать, т.е. быть поглащенными в свете мозга. Это переживание случается даже в глубоком сне, когда все чувственные восприятия поглащаются в полусознательном наслаждении души. В очень глубоком состоянии сна без сновидений, жизненная сила полностью отключается от какого бы то ни было подсознательного восприятия внешнего мира. Сонастроенные с высшим Блаженством, человеческие чувства перезарежаются, побуждая его сказать по пробуждении: “Я прекрасно поспал!”

Аналогично, человек может думать об уме, как о превосходной способности в теле. Что ум видит и на что обращает внимание, тому будут следовать слепо наклонности, настроения, желания и привычки. Они автоматически наряжаются в преобладающие привычки и действия ума и отражают его выступающие черты характера. Превосходящую силу ума следует внешне занимать рутиной конструктивной деятельности, даже когда внутренне она соедина с высочайшим Блаженством. Если ум поддается настроениям или гневу, чувства будут выражать мрачность или ярость; но если ум блаженен, чувства также отразят блаженство*.

________________________________________________________________________

* “Ум, будучи мозгом, чувством и восприятием всех живущих клеток, может держать человеческое тело пробужденным или подавленным”, - сказал Парамаханса Йогананда. “Ум это царь, и все его клеточные подчиненные ведут себя в точном соответствии с настроениями их господина. Как мы заботимся о содержательности нашего повседневного пищевого меню, также должно заботится о психологическом меню которое мы повседневно предлагаем уму”.

Норман Кузинз, небезизвестный издатель Субботнего Обозрения, который учил в UCLA Медицинском Институте, писал: “То, что мы загружаем в наш ум, может быть также важно, как то, что мы загружаем в наше тело. Настроения очень влияют на здоровье. Негативные эмоции, продолжающиеся долгое время, могут ослаблять иммунную систему, тем понижая защищенность тела от болезней”.

Более 1300 научных статей, показывающих влияние ума на иммунную систему, было опубликовано между 1976 и 1982гг., согласно библиографии, составленной доктором Стивеном Локом и Мэди Хорнинг-Роан.

Доктор Бернард Сигел, профессор Ельского Университета, Медицинского Факультета, писал в Любви, Медицине и Чудесах (Нью Йорк: Харпер и Роу, 1986): “Научные исследования других докторов и мой собственный повседневный клинический опыт убедили меня в том, что состояние ума меняет состояние тела, работая через центральную нервную систему. Мир ума посылает телу сигнал “живи”, тогда как депрессия, страх и неразрешенный конфликт сигнализирует “умри”.

“Если кто-то принимает, что ум и тело неразрывно соединены, неудивительным выводом является то, что оптимисты более здоровы”, - писала Мэриэн Сэндмайер в статье, опубликованной в журнале Самореализация. “Психолог Мартин Силигман сообщает, что оптимисты реже подхватывают заразные болезни, чем пессимисты, и менее подвержены серьезным проблемам здоровья в среднем и пожилом возрасте. Возможно наиболее впечатляющее и пугающее свидетельство дают пятидесятилетние исследования здоровья 200 человек из Харварда. Работая с известным психоаналитиком Джорджем Вэлиантом и другими, Селигман открыл, что оптимизм в возрасте 25 сильно предсказывал здоровье в возрасте 60. Начиная с возраста 45, пессимисты начинают развивать мольше болезней среднего возраста, и страдать от более жестоких симптомов, чем их более приподнятые [в настроении] противоположности….

“Иммунная система просто не может выдерживать хроническую мрачность. В большом исследовании пожилых американцев, его исследовательская группа анализировала образцы крови, чтобы обнаружить что пессимисты действительно имеют более слабую иммунную активность, чем оптимисты - независимо от их общего состояния здоровья”.

“Физические блага медитации недавно были хорошо документированны Западными медицинскими исследователями”, - утверждает Д-р Сигел. “ Она имеет тенденцию понижать или нормализировать кровяное давление, пульс, и уровни гармонов стресса в крови. Она создает перемены в мозговых активностях, показывая меньшую возбудимость. Эти физические перемены отражают перемены настроения и образа мышления, которые проявляются на психологических тестах, как уменьшения соревноватьельного типа А поведения, которое увеличивает риск сердечного приступа. Медитация также повышает порог боли и уменьшает биологический возраст.... Короче, она сокращает износ в теле и уме, помогая людям жить дольше и лучше». (Примечание издателя).

Стих 22

О Сын Притхи (Арджуна), нет никакой обязанности, которую бы я должен был исполнить; нет ничего, чего бы я не достиг; нет ничего в трех мирах, чего бы я не приобрел! И всеже я сознательно присутствую при исполнении всех действий.

“Я есмь космический луч, который творит разнообразные картины жизни, не из какой-либо необходимости, но из желания без желания выразить Себя во многих формах сновидения. Я есмь Высочайший; нет ничего, что оставалось бы мне достичь в моих сновидческих драмах, так как ничто не лежит за моими пределами. Тем не менее я продолжаю творить мои сны-представления и активно участвовать в них, чтобы мои дети, индивидуализированные множественные формы Моего Единого Существа, могли аналогично действовать в них, как божественные существа, и затем возвратиться ко Мне в Мой дом вечного блаженства без сновидений”.

Бесконечное есть Высочайшая Причина за пределами всей причинности, всех причинно-развитых объектов. Кришна,поэтому, говорит сбитому с толку ученику Арджуне: «Когда ты достигнешь Моего сознания, ты обнаружишь, что Первопричинный Дух не имеет принудительных обязательств для исполнения. Тройственное творение развилось из Моего ума, как тонко организованная игротека удовольствий (лила, игра Господа)”.

О Боге обычно думают, как о всемогущем Творце и Правителе вселенной, находящемся, по мнению большинства людей, в вечном движении, или деятельности, только потому что они воспринимают творение через иллюзорные способности чувств. Человек космического сознания воспринимает Бога не только как водоворот вечного движения, но [также] как невибрирующую бесконечность вечной радости.

Этот Бесконечный разделяется на два: Невибрирующую сферу Абсолюта - неподвижного, нерожденного, самодержавного, вечного; и вибрирующего космоса, в котором Дух рождает сны о Себе, как многих. Так как вселенная есть ничто иное, как Божественное сознание, видящее сны, Он вездесущ во *

вселенной, беспристрастно наблюдая и подспудно направ- Учась быть транс-

ляя упорядоченную деятельность творения, как космичес- цендентально спо-

кий Разум (Кутастха Чайтанья), и активно рождая все койным и одновре-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


© 2010 Рефераты