Рефераты

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1

p align="left">Стих 35

Могучие воины колесницы решат, что ты отказался сражаться из страха. Так, о тебе будут говорить с пренебрежением те, кто прежде уважал тебя.

“О Ученик, все могучие воины колесницы духовных способностей - которые так долго воевали вместе с тобой против материалистических сил эго и радовались с тобою многим победам - будут считать, что из страха (слабости) ты отказался от правого дела. Те, что видели в тебе пример, начнут говорить о тебе с сомнением, видя тебя, победителя чувств, поддавшимся внутренней слабости”.

Когда ученик выведенный из равновесия привязанностью к материальным привычкам, в малодушии отказывается от психолгической борьбы, он теряет репутацию в глазах его собственных могущественных способностей духовного сопротивления. Эти способности, рожденные от мудрости души аллегорически описываются, как воины колесницы, потому что они помогают ученику контролировать экипаж сознания, влекомый конями десяти чувств. Доблестные и храбрые воины-ученики, успешно использующие колесницы своих умов для войны с разрушительными силами, описываются как махаратхи, “господа великих колесниц” - великие воины колесниц.

Когда могучий поклоняющийся отпадает от победного психологического состояния воина, его внутренние способности мудрости думают о нем, как об уклоняющимся от битвы. Его способности самоконтроля и силы воли ругают его психологическим трусом, духовным дезертиром. В свете интроспекции колеблющийся ученик видит себя объектом сожаления. Его внутренние способности насмехаются над ним: “Что с тобой? Ты, кого мы всегда уважали, как непобедимого; ты, победитель во многих внутренних войнах, теперь поддался трусости и ментальной летаргии!”

Личности, привыкшие завоевывать мысли сильных искушений, находят себя внутренне критикуемыми, когда они уклоняются от борьбы с меньшими искушениями, осаждающими их повседневную жизнь и подавляющими медитативные усилия.

Многие ученики, которые могуществом повседневной медитации изгнали прочь силы беспокойства, могут внезапно подвергнуться любви к телесному счастью и легкой жизни, и таким образом уклониться от борьбы против ментальной инерции и отвлечений, посредством новых глубоких медитативных усилий.

Каждый ученик, способный по воле приказывать своему вниманию удалиться с территории чувств и водрузиться на трон внутри, вызывает восхищение его собственных мыслей.

Неблагоприятно и духовно нездорово расхолаживать обычно победоносные привычки глубокой медитации, внезапным капризным предательством. Ученик дисциплинированной воли не должен позволять себе терять самообладание и решительность в неожиданных испытаниях.

Стих 36

Твои враги будут говорить презрительно (непристойные слова), клевеща на твои способности. Что может быть мучительнее этого?

Когда ветеран самодисциплины внезапно поддается какому-то подсознательному искушению, до этого сдерживаемые враждебные чувства радуются и насмехаются над прежде превосходящим их своим господином. Что же может больнее нарушить внутреннее спокойствие, чем эти насмешки над побежденным самоконтролем?

Как хорошие так и дурные привычки населяют царство сознания. Когда ученик направляет фонарик интроспекции на свое внутреннее царство и видит захватнические орды злых тенденций, наступающие, чтобы разворовать богатство его мира и победить солдат-защитников хороших тенденций, он тогда должен действовать, как духовный генерал, подбадривая свои добрые качества. Если вместо этого ученик - из-за ошибочной оценки, ментальной инетрности или страха перед сопротивлением - оказывается неспособным бороться со своими примитивными инстинктами, над ним будут скалиться и насмехаться его собственные дурные привычки.

Когда человек боится внутренне бороться, появляются его злые тенденции, как-бы в форме отчетливых ментальных личностей, чтобы уязвить его со всех сторон, как призраки выскакивающие из потемок. Их насмешки удручают падшего ученика грызущим раскаянием. Физическая боль захватывает лишь тело, но неконтролируемые настроения и недостаток духовного управления производят расстройство во всем внутреннем существе.

Так, откатывающийся назад ученик двояко критикуется его хорошими и дурными привычками. Когда добрые тенденции находят себя покинутыми своим Кшатрием-воином предводителем, они молчаливо упрекают его. А злые тенденции молчаливо обличают и пускают психологические стрелы: “Ты - трус, не смеешь поднять головы, и сопротивляться нашему натиску!” Уважающий себя поклоняющийся не потерпит наглого нашествия злых наклонностей своего собственного прошлого и настоящего.

Стих 37

Если тебе случиться умереть (сражаясь с врагами), ты обретешь небеса; в случае победы, насладишься землей. Поэтому, О Сын Кунти (Арджуна), восстань, полный решимости бороться!

Входящие в порталы смерти, будучи вовлеченными в праведную борьбу, с целью устранения любого рода зла, засыпают на мягком пуху заслуженного внутреннего душевного удовлетворения и поднимаются в славе на астральные небеса.

Обретающие на земле доблестную победу над тьмой будут купаться в свете и славе реального мира и внутреннего счастья. Победитель в борьбе против чувств, наслаждается неописуемым миром самоконтроля на земле. Ученик, который умирает, борясь против враждебных чувств, даже не будучи способен подчинить их полностью, обретает небесный мир в грядущем и великую заслугу в его следующей жизни за сопротивление злу. Поэтому, “О сын Кунти, наделенный ее духовным рвением вызывать божественную силу”, отбрось слабость; восстань и будь готов продолжать победную борьбу со своими противниками.

Эту станзу можно интерпретировать тремя способами.

1) Жизнь есть борьба; каждый человек должен сражаться за свое физическое существование и является более или менее зависимым от своих особенных трудностей. Каждый, сознательно борющийся, либо победит в решении своих проблем, либо потерпит поражение, пытаясь. Гита, тем не менее, утверждает, что человек, рьяно старающийся решить определенную проблему и терпящий неудачу в ее решении, приобретает скорее, чем теряет, так как обретает силу в борьбе. Так, доблестный проигравший, не становится ленивым трусом.

Те, кто сопротивляется до конца, рождаются в следующей жизни индивидуумами, готовыми к успеху. Любой, умирающий с мыслью, что он был полностью побежден, переродится, по космическому закону причины и следствия, со склонностью к проигрышу. Поэтому никто не должен оставаться в состоянии инерции; сталкиваясь с поражениями и трудными проблемами, он должен, если необходимо, погибнуть в борьбе. С другой стороны, тот, кто постоянно борется, чтобы преодолеть свои проблемы, может преуспеть, так, наслаждаясь удовлетворением даже в этой жизни. Боритесь и продолжайте бороться, независимо от того, насколько трудна проблема.

Это относится также к призванным к оружию против нечестивой агрессии. Солдат не должен уклоняться от правой битвы; благородный и доблестный лишь выиграет в конце. Если он умрет, исполняя долг защиты невинных, хорошая карма воина пойдет за ним в следующую жизнь, одаривая его невыразимым внутренним удовлетворением в астральном мире. Или же, если победит, он насладится счастьем и удовлетворением героя.

2) Человек, являющийся жертвой чувственности, жадности, гнева или эгоизма принужден инвариантно стать нейтральным и сдаться лишь потому, что много раз он терпел поражение. Оставаться в состоянии инерции значит быть узником зла в этой жизни и потом. Нерадивый, умирая в сознании своей неспособности или нежелания бороться со своими дурными привычками, перерождается с негативной слабой волей, управляемой сильными внутренними наклонностями, диктующими правила, настроения и привычки его жизни. Но тот, кто сражается против дурных наклонностей каждый день своего существования, никогда не имея полного успеха, тем не менее, наберет достаточную заслугу, чтобы вернуться в следующей жизни человеком самоконтроля с сильной тенденцией сопротивляться искушениям и бороться с плохими привычками. Значительно лучше переродиться с серьезной слабостью и решимостью бороться против нее, чем со слабостью и чувством беспомощности!

Раб чувств, постоянно борющийся со своими искушениями, в конце концов побеждает их. Никакая дурная склонность, неважно сколь сильная, не так сильна, как могущественная душа - которую каждый индивидуум унаследовал от Бога. Даже великий “грешник”, никогда не прекращающий попыток преодолеть свои моральные затруднения, развивает эту непобедимую силу. Обретающий праведно-заслуженную победу над своими чувствами продолжительными упражнениями этой способности души к самоконтролю, придет к ощутимому физическому счастью в этом мире.

3) Духовно, ученик должен постоянно стараться отъиграть свое потерянное царство блаженства и бессмертия, независимо от того, скольким воплощениям аккумулированного невежества он должен противостоять. Те, кто продвинулся мало после ряда лет регулярной, но механической и рассеянной медитации, могут погрузиться в депрессию, из-за неудачи вступить в царство Космического Сознания. Они не понимают, что накопление инкарнаций иллюзии не может быть удалено с помощью безразличных духовных усилий нескольких лет одной жизни.

Только йог, способный нырнуть в сферу сверхсознания, может знать точно отношение между его благородными и дурными тенденциями. Но каждый в общем знает, что превалирует в его характере, хорошие или дурные черты. Если в прошлых жизнях индивидуума преобладали дурные качества, он может ошибочно заключить, что его меньшие хорошие тенденции не имеют шанса. Но сразу за грубыми покрывалами зла и тонким покрывалом духовности находится всемогущая трансцендентная душа. Посредством медитации ученик постоянно увеличивает силу и количество своих благородных тенденций, настраивая свое сознание на непревзойденное совершенство души.

Каждый человек, независимо от своих преобладающих тенденций, должен стремиться пробудить свои духовные силы научными методами медитации. Если духовный аспирант обнаруживает, что он привычно блуждает среди беспокойных мыслей во время медитации, он не должен прекращать своих усилий. Если он умирает в состоянии отчаяния, он будет вновь рожден с теми же слабостями; опять же, он всретится с аналогичными искушениями. До тех пор, пока внутренние пороки не преодолеются учеником, они приследуют его через многие жизни, причиняя нескончаемые горести. Неважно насколько беспокоен ум ученика, он должен продолжать попытки достигнуть более глубокой концентрации в медитации.

Ученик, к которому приходит смерть посреди его продолжающихся духовных усилий и постоянной практики медитации, испытывает состояние высокой духовности сразу после смерти. В соответствии с космическим законом причины и следствия, он привлекает, после смерти и во время его следующего воплощения, высокое духовное сознание. Он рождается с более сильным ментальным оборудованием и доблестной духовной решимостью.

Неважно, сколько беспокойства - рожденного от привычек иллюзии - человек может приютил в своем подсознательном уме, он всегда в состоянии успешно бороться с ними посредством упрямой решимости. Любой ученик, постоянно пытающийся медитировать регулярно и глубоко, осознает себя господином счастливого царства. Тот ученик, который в состоянии покорить все дурные наклонности, посредством продолжительной постоянно углубляющейся медитации, установится в вечном блаженстве космического сознания. Он будет наслаждаться трансцендентным счастьем и свободой в Вечном Настоящем.

Стих 38

Равно относясь к счастью и горю, прибыли и потере, победе и поражению -вступи в сражение! Так ты не совершишь греха.

Ученик божественной крепости остается неизменен, подобно нержавеющей стали - одинаковый под солнцем счастья, приобретения или победы, или под разьедающими испарениями моря меланхолии, потери и провала! Лучезарность его существа, таким образом, не покрывается грехом ложного суждения и действия, и их разрушительными кармическими последствиями. Спокойной игрой в божественно предложенной сновиденческой драме жизни он освободится от мук и повреждений, производимых противоположными эмоциями.

Основной принцип йоги состоит в том, что практика ментального равновесия нейтрализует последствия иллюзии. Без вовлечения эмоций сновидца, реагирующего на ощущения и происшествия сна, сон теряет свое значение - и особенно свои болезненные последствия. Аналогично, космический сон жизни теряет свою иллюзорную силу воздействия на йога, который с невозмутимым внутренним спокойствием и равновесием ума наблюдает сон жизни, без эмоционального вовлечения.

Генерал, который чрезмерно увлекается временным успехом конкретного сражения, теряет концентрацию на предотвращении дальнейших нашествий врага. И горюющий слишком из-за временного поражения в конкретной битве, психологически не готов выиграть последующие сражения.

Каждый мирской человек, стремящийся к успеху на финансовой арене или в любом другом соревновании, должен сохранять спокойствие ума, чтобы встретить постоянно меняющиеся обстоятельства своей жизни. Он должен уметь, подобно трактору, легко преодолевать подъемы и впадины на поле жизни.

Уравновешенный индивидуум подобен зеркалу благоразумия, отражающему истинную природу и видимости благоприятных и неблагоприятных событий; так, он держит себя в готовности действовать мудро и подходящим образом, без увлечения эмоциональными искажениями.

Моральный человек может вынести вдохновение из этой станзы следующим образом:

Достаточно успешный моральный человек не должен чрезмерно радоваться о своей победе над чувствами, так как тогда это может привести к расслаблению его усилий и поставить на тонкий лед дефективного самоконтроля, что приведет к * падению в глубокие воды искушения. До достижения конечной Моральный успех победы, никакой моральный человек не должен быть слишком самоуверен. Также ему не следует впадать в депрессию по поводу временного недостатка самоконтроля и так признавать поражение.

Решительный уравновешенный праведник устойчиво марширует к цели полного господства над собой. Преждевременной радости от временного успеха или депрессии от временного провала не должно быть позволено становиться препятствиями на пути морального прогресса.

Вот практический совет данной станзы духовному человеку:

Ученик, знающий искусство систематического разрушения иллюзии, практикует уравновешенность даже в отношении его духовных предприятий. Несколько лет глубокой медитации дают ученику удивительные проблески

* божественной радости, но это не должно сделать его

Духовный успех самонадеянным - он еще не достиг совершенно прекрасного!

Многие ученики переполняются самоудовлетворением от сверхсознательной радости души и созерцания немногих астральных огней, и не предпринимают дальнейших серьезных усилий в медитации; так они упускают возможность спроецировать свое сознание на вездесущую радость и свет Духа.

Ученику, медитирующему регулярно, но атакованному внезапно бурей подсознательного беспокойства, не следует также впадать в отчаяние и прекращать возобновлять усилия глубокой медитации и контактирования с Богом. До того как некто встал на якорь в Бесконечном, он должен смело и равномерно направлять свой ментальный корабль концентрации по спокойным или бушующим морям внутренней жизни. Йог, чей ум свободен от волн временных настроений подъема и печали, или эмоциональных беспокойств, находит в себе самом чистое отражение Духа.

Внутреннее спокойствие медитирующего йога проникает, подобно рентгеновским лучам, через все внешние материальные препятствия; оно фоторгафирует спрятанный Дух. Постоянный ненарушаемый мир может быть достигнут постоянно углубляющейся медитацией, становясь, в итоге, всепроникающим светом, проходящим через покрывала материи в сердце вездесущего Духа. Йог, решивший достигнуть космического сознания, единения с Богом, должен держать свой ум устойчиво сосредоточенным на внутреннем восприятии, приобретенном в медитации, не слишком возбуждаясь начальными стадиями сверхсознательной радости или взрывами временного подсознательного беспокойства. Такой йог находит свой неизменный алтарь спокойствия, место-пребывания Духа.

Йога: лекарство от сомнения, замешательства и интеллектуальной неудовлетворенности

Стих 39

Я объяснил тебе высшую мудрость Санкхьи. Теперь услышь о мудрости Йоги, снаряженный которой, О Партха (Арджуна), ты разобьешь оковы кармы.

Получив наставление о возвышенной мудрости Самореализации (Санкхьи),* ученик затем должен узнать о тайном небесном пути Йоги, которым можно достигнуть Самореализации - пути, который ведет из тюрьмы кармы. Когда, посредством йоги, эго объединяется с душой, и душа с Духом, такое эго теряет свою иллюзию отождествления со смертным, чьи действия управляются законом кармы.

Мудростью космоса является знание двадцати четырех принципов Природы во взаимодействии с Духом. Вывод, восприятие и понимание - все объяняются в философии Санкхья. Йога есть наука или методы для практической реализации философских истин Санкхьи.

Слово йога означает “союз”, слияние. Когда душа человека соединяется с Духом, такой союз описывается как йога. Эта йога является целью каждого искателя истины. Каждый, кто практикует какую-либо эффективную технику для достижения такого высшего соединения, есть йог.

Реализация теоретической Санкхьи посредством практической Йоги имеет определенный смысл. Йог “вовлекает” (свертывает) творение (поворачивает обратно двадцать четыре эволюционных процесса Природы, изложенных в Санкхье), начиная с материи (наиболее грубой формы творения) и продолжая по цепи двадцати четырех изначальных качеств, чей источник есть Дух.**

_____________________________________________________________________

*От Санскритского сам, “единство; полнота”, и кхья, “быть известным, знание” - т.е. иметь совершенное знание; достигнуть окончательной мудрости, или Самореализации, или Богореализации.

** Согласно Санкхье, двадцать четыре принципа эволюционного процесса Природы, от Духа в материю, суть: 1) Пракрити (основная творческая сила предстающая всеми феноменами); 2) Махат-таттва (Космический Интеллект; называемый в Йоге читтой), их которой возникает буддхи (индивидуальный различительный интеллект); 3) ахамкара (эгоизм); 4) манас (ум); 5-14)

джнаниндрии и карминдрии (десять чувств - пять восприятия и пять действия); 15-19) танматры

(пять сверхчувтвенных или абстрактных качеств материи); 20-24) махабдхуты (пять тонких элементов вибраторных движений, сгустки которых проявляются, как материя в твердой, жидкой, плазменной, газообразной и эфирной формах).

В Йоге, озабоченной практическим приложением этих принципов, по которым Дух становится материей и по которым материя может быть растворена снова в Дух, танматры и мхабхуты (тонкие элементы грубой материи, возникающие из танматр) Санкхьи явно включены,

Восхождением сознания через тонкие центры жизни и духовного пробуждения в позвоночнике, йог учится внутренней науке преобразования сознания грубой материи в сознание ее первоначальных принципов. Он растворяет * пять вибраторных элементов наряду с их “Инволюция” пяти проявлениями пяти чувств, пяти органов действия и пяти принципов творения жизненных сил от более грубых до более тонких принципов: превращая сознание вибраторной земли в сознание вибраторной воды; сознание воды в сознание огня; сознание огня в сознание воздуха; сознание воздуха в сознание эфира; сознание эфира в сознание ума (чувственное сознание или манас); сознание ума в сознание разума (буддхи); сознание разума в сознание эго (ахамкары); сознание эго в сознание чувства (читты). Этим расстворяя двадцать четыре принципа успешно, один в другом, йог затем вливает сознание чувства в сознание первичной космической вибраторной силы (Аум), и сознание Аум в Дух. Посредством этого он достигает Конечного Единения - Одного, из которого произшли многие.

Шаг за шагом йог таким образом преобразует все сознание материи в сознание Духа. Эта реализация не доступна ни рассудку, ни воображению, но лишь интуитивному опыту. Такой опыт является, почти во всех случаях, результатом практикования медитации и йоговских техник, которым учат великие мудрецы древней и современной Индии.

Поэт или философ может вообразить этот космос, являющимся лишь умом.

Но то воображение не может помочь ему преодолеть смерть и достигнуть бессмертия. Йог, с другой стороны, выигрывает непоколебимое знание, что вся материя есть Дух, посредством ежедневного применения техники, выкорчевывающей из его ума все иллюзии, насаженные там майей, космической силой иллюзии. Он, таким образом, видит вселенную, как сон Бога - сон, от которого некто пробуждается только, если он знает вездесущий Дух.

Кто бы не использовал йоговские методы, являеется йогом-практикантом,

___________________________________________________________________________________

как одно. Пять пран, или жизненных сил, перечисляются вместо танматр. Космология Санкхья-Йоги может быть представлена следующим образом:

Пракрити есть творческая сила Бога, аспект Духа, как творческой Матери Природы - Чистой Природы или Святого Духа. Как таковая она насыщена семенами двадцати четырех атрибутов, работа которых дает жизнь всем проявлениям. Из Пракрити развивается 1) читта (интеллектуальное сознание, способность чувства - основа ментального сознания - Махат-таттва Санкхьи), которой присущи (2)ахамкара (эго); (3) буддхи (различительный интеллект); и (;) манас (чувственный ум). От читты, поляризованные манасом и буддхи, происходят пять причинных творческих принципов (панчататтвы), являющиеся квинтессенцией и корневыми причинами остальных двадцати эволютов творения. Эти причинные принципы подвергаются воздействию трех гун, или качеств, Природы (саттвы, раджаса и тамаса) и становятся выраженными как (5-9) джнаниндрии (пять интсрументов чувственных восприятий); (10-14) карминдрии (пять интсрументов действия); (15-19) махабхуты (или махататтвы: земля, вода, огонь, воздух и эфир - пять тонких вибраторных “элементов” или индивидуализированных сил (движений) Космической Творческой Вибрации); (20-24) пять пран (пять инструментов жизненной силы циркуляции, кристализации, ассимиляции, метаболизма и выделения). Эти праны вместе с пятью тонкими вибраторными элементами определяют всю материю в твердой, жидкой, плазменной, газообразной и эфирной формах).

Но достигший конечного единения с Духом, является усовершенствованным йогом. Самореализация состоит в переживании различных стадий интуитивного сознания, достигнутого посредством медитации, ведущей к этому конечному единению.

Философия Санкхья-Йога, поэтому, является не только различительным знанием космоса, но включает определенные методы для Самореализации. Посредством Саньхья-Йоги, йог воспринимает точно природу своего тела, ума и души, также как и космоса во всей его полноте. Применяя научные методы, он приобретает постепенно знание Конечной Субстанции творения. Без йоги никакой поклоняющийся не может знать истинный характер всех сил в природе, в космических вибрациях и в Духе.

Моральной дисциплиной йоги (правильным действием и отречением от желаний - т.е., Карма Йогой) и использованием методов медитации (Раджа Йоги) ученик постепенно освобождает себя от испытывания, *

снова и снова, плодов его прошлых действий и накоплен- Йога “прижигает”

ных тенденций. Он научается уничтожать накопленные привычки мозговых

семена этой жизни и всех предыдущих существований. клеток, в которых

Ученик, знающий искусство йоги, испытывая чистую спрятаны прошлые

радость медитации, дальше не вовлекает себя в новые тенденции

желания и новую карму. Йоговскими методами косми-

ческая энергия “прижигает”привычки мозговых клеток, в которых прошлые тенденции затаились. Йоговская практика, поэтому, не только предотвращает формирование новых кармотворящих желаний, но также научно освобождает ученика от надвигающейся кармы (почти созревших плодов прошлых действий).

Каждый индивидуум действует частично по свободному выбору и частично под влиянием прошлых тенденций. Последние являются психологическими склонностями, модифицирующими человеческую свободную волю и дающие ей предвзятость. Преобладающие тенденции добра или зла в ребенке имеют свои корни в его прошлой жизни. Каждый искатель истины должен анализировать себя, чтобы узнать до какой степени его свободная воля направляется диктаторами его прошлых тенденций, которые выглядят теперь, как привычки-осьминоги. Повседневные происшествия человеческой жизни тендируют воскресить в его подсознании его древние привычки реагирования, хорошего или плохого, на внешние стимулы.

Разные индивидуумы имеют разные “судьбы”. Порабощенный чувственно, человек управляется во многом его привычками прошлого; его свободная воля слаба. Он пропитан желаниями (будучи способен или неспособен их осуществить). Духовный человек, с другой стороны, освободился ото всех мирских желаний от семян прошлой жизни, и так выкупил из рабства свою свободную волю. Обычный человек затемняет свою свободную волю зловещими тенями прошлого. Духовный человек, всегда бдительный в стремлении к свободе, предохраняет ее медитацией. Когда воля свободна, она вибрирует в гармонии с Бесконечным. Человеческая воля тогда - Божья воля.

Слепой отказ от материальных объектов не гарантирует свободу; это наслаждением блаженством Духа в медитации и сравнением оного с меньшей радостью чувств ученик проникается пылким желанием следовать духовному пути.

Стих 40

На этом пути (йоговского действия) нет потери незаконченного усилия к реализации, а также нет и создания противоположных следствий. Даже немного практики этой религии хранит человека от ужасного страха (колоссальных страданий, присущих повторяющимся циклам рождения и смерти).

Йога является путем духовного действия, безотказным средством преобразования концепции в реализацию. Для тех, кто принимают эту “истинную религию”, нет потери никакого святого усилия! Малейшая попытка послужит продолжительному благу. Математически определенное, верное духовное предприятие достичь Бога производит только благотворные результаты; тогда как материальные стремления подобны блужданию в слепых аллеях, рискуя столкновениями с их тайными опасностями.

Остры напоминания о том, что надежнее жить под навесом правды, чем выставлять себя на открытых просторах ошибки! Даже немного практики божественного метода йоги принесет освобождение от страшной болезни невежества и страданий. Последняя интерпретация этого стиха Гиты часто цитировалось Махаватаром Бабаджи в отношении Крийя Йоги.*

В этом заключена весть вдохновения ученикам, вставшим на духовный путь, но еще не достигшим никакого заметного прогресса. В материальном мире все успехи известны по их ощутимым, но часто недолговечным результатам. Но на духовном пути все результаты, будучи в основном психологическими, являются неощутимыми. Они реальны, тем не менее, и навечно благоприятны.

Духовные результаты начинаются с тонких трансформаций в сознании внутреннего существа. Их следует измерять в соответствии с тем, насколько они дают умиротворение. Когда ученик медитирует глубоко, он принужден чувствовать постоянно увеличивающийся мир, который, в конце концов, более драгоценен, чем любое мирское обладание! Сохранять мир внутри, невзирая на непрерывно изменяющиеся обстоятельства жизни, значит быть счастливее царя, который среди внешних благоприятных обстоятельств, может быть внутренне несчастен.

Когда ученик продвигается очень значительно, этот внутренний мир преобразуется во всезнание и всемогущество. Ученик тогда контролитрует выключатель, управляющий фабрикой космического творения. ________________________________________________________________________

* См. Автобиографию Йога, главу 34.

Другая интерпретация этой станзы состоит в том, что правильная практика истинной йоги никогда не может произвести вредных последствий; тогда как

определенные формальные религиозные ритуалы *

рассчитаны чтобы давать особенные способности, Правильные методы

как описывается в различных духовных текстах, медитации никогда не могут не дать результатов или же дать неправильные производят вредных

результаты, если выполнены с малейшей неаккурат- результатов

ностью.

Эта мысль иллюстрируется рассказом в Пуранах. Нерадивый практикант Мантра Йоги (заклинаний) занимался испытанием эффективности определенных семя-слов, чтобы уничтожить своего врага; но, тем что произнес слова неверно, он, вместо того, направил ту силу против себя самого. (Слово мир, например, нормально производит умировтворяющий эффект, но если некто скажет это же слово громко и злобно, результатом будет не мир, но раздражение. Определенные вибраторные звуки, известные оккультистам, производят при правильном произношении особенные добрые или злые результаты; малейшая ошибка все же может породить результаты, противоположные ожидаемым.)

Заклинатель в нашей истории был заклятым врагом бога Индры. Планируя уничтожить Индру психологическими средствами, он осуществлял предписанный ритуал, но неосторожно произносил нараспев “враг Индры!” вместо “враг, Индра!” - таким образом изменяя из-за неверного произошения все направление вибраторной силы, приведенной в движение. Произнося “враг Индры”, он невольно обозначил себя, как жертву. Заклинание подействовало в соответствии с его словами, а не его намерением; в конце церемонии не Индра, а враг Индры лежал мертвый!

Ученик должен понимать, что в худшем случае это опасно, а в лучшем - духовно бесполезно, баловаться с психическими феноменами и силами, или с церимониальными ритуалами неопределенных или ограниченных результатов. В следовании духовному пути праведности и верным методам медитации, с целью Богореализации, нет растраты никакого духовного труда, и все усилия божественно награждаются.

Правильные методы медитации никогда не могут произвести неподходящие результаты. Неверные методы, конечно, неблагоприятны - в медитации или в чем бы то ни было! Шарлатаны время от времени изобретают странные методы, которые они благоразумно не беруться практиковать сами, но которые они рекомендуют своим последователям, чтобы произвести впечатление и мистифицировать их! Некоторые введенные в заблуждение или неуравновешенные люди, следуя неправильным техникам, таким как насильственные дыхательные упражнения или другие отклонения от чистой науки медитации, попали в затруднительное положение. Цитируя этих заблудших, как примеры, неинформированные люди затем смотрят с подозрением даже на истинные, дающие освобождение йоговские техники.

Великие мастера, реализовавшие Бога, учили духовным методам и техникам, ведущим к Богореализации и освобождению. Как чистый сахар никогда не имеет горького вкуса, так и божественные техники медитации - вроде Крийя Йоги - не могут произвести ничего, кроме сладости мира и бесконечных благословений - и в конечном итоге, контакта с Богом.

Святые провозгласили, что если личность, даже однажды, действительно желает освобождения, это желание твердо насаждается в сверхсознательном уме; неважно сколь долго игнорируемое, оно прорастет, когда наступит благоприятной случай, в этой жизни или в одном из последующих воплощений. Так, ученик должен помнить, что посещение царства медитации даже на мгновение может в конце значить освобождение из тюрьмы рождений и смертей. Однажды, в какой-то жизни, каждый должен сделать первый божественный шаг. *

Эта станза не учит, конечно, что немного медитации Сила искреннего желания

обеспечит свободу от космической иллюзии. Гита про- Бога

сто подчеркивает, что много лучше стартовать на пути

к вечной безопасности, посредством медитации, чем оставаться на, кончающемся смертью, материальном плане мысли.

Если даже простое желание освобождения в конце приводит человека к освобождению, как обещают мудрецы, это очевидно, что решительные, постоянные усилия в медитации должны в огромной степени ускорить его духовную эволюцию.

До тех пор, пока желание освобождения впервые не пробудится в сердце и не исполнится в медитации, спасение невозможно, даже если человек проходит через неисчислимые инкарнации.

Стих 41

В этой Йоге, О Потомок Куру* (Арджуна), присутствует только однонаправленная внутренняя решимость; тогда как рассуждения нерешительного ума нескончаемы и разнообразно разветвленны.

Йог сосредотачивает свой ум на Боге, и не на чем-то еще. Нерешительные мечтатели рассеивают свои умственные силы в неразберихе нескончаемых, разветвленных тропинок интересов и желаний. Йог достигает великой Цели его жизни. Беспоконая личность блуждает нескончаемо в лабиринтах последовательных рождений и смертей, неспособная найти удовлетворения.

Гита подчеркивает разницу между медитирующим учеником, намеренным найти Бога, и беспокойным индивидуумом, ограничивающимся теоретическими учениями.

Искатель любопытства следует многими случайными путями философии и религии, но в его новых приобретенных взглядах и верованиях он постоянно спотыкается на сомнениях и неудовлетворенностях. Йог, с другой стороны,

________________________________________________________________________

* Куру был общим предком Пандавов и Кауравов, так об Арджуне здесь говорится, как о Курунандане, потомке Куру; нандана также имеет значение чего-то, причиняющего радость - так Кришна вдохновляет Арджуну, обращаясь к нему как к “гордости или избранному сыну династии Куру”.

зафиксировав свой разум и концентрацию на одной цели - Боге-Блаженстве - начинает быстро доказывать, через свое собственное внутреннее пробуждение, Божественную Истину.

Познавший себя поклоняющийся, достигнув Бога, находит, что жажда его желаний многих инкарнаций утоляется сразу; он освобожден ото всех перевоплощения-творящих желаний. Но искатель любопытства, вечно нерешительный и не принимающий обязательств, остается запутанным в своих фантазиях и комплексе желаний; скованный кармой, он принужден воплощаться снова и снова.

Духовному аспиранту нужно оставить нерешительность. Следуя за одним истинным гуру-наставником и одному определенному пути, он сохранит себя от нескончаемых скитаний.

Многие личности не принимают религию серьезно; они считают поледнюю сортом интеллектуальной спекуляции или эмоционального стимулирования. Новые философские теории немедленно захватывают их воображение; они игнорируют любую практику древних, проверенных временем истин! Тот, кто считает духовный путь дисциплины устаревшим и бесполезным, потому что ему не хватает представительности эмоциональной и интеллектуальной новизны, всегда будет путешествовать в новых рядах и по странным обходным путям, никогда не приходя к конечной цели божественной благословенности.

Настоящий духовный аспирант, сосредоточенный единственно лишь на Боге, быстро распознает истинного гуру и истинный путь Самореализации; он занимает свое время данной гуру техникой медитации, которая ведет к Богу. Так, без затруднения, устойчивый в своей цели, он достигает вершины духовного освобождения.

Хронический странник по путям теологий редко вкушает даже глоток чистых божественных вод истины. Он жаждет только новоприготовленной идеологической стряпни! Это желание неиспытанных новинок лишь вводит человека в пустыню интеллектуальных сомнений. Жаждущий Бога индивидуум занят вкушением нектара радости в Боге.

Стихи 42-44

О Партха (Арджуна), однонаправленной решимости (фиксированности ума) в медитативном состоянии самдхи не развивается в тех, кто цепко льнут к могуществу и чувственным восхищениям, и чей различительный интеллект

уводится с пути цветистыми декламациями духовных невежд. Утверждая, что не остается ничего, кроме как наслаждаться красноречивыми афоризмами Вед, при том что их истинная природа остается поврежденной земными наклонностями, имея небеса (приятные феномены астрального мира) своей высшей целью, осуществляя неисчислимые специальные жертвенные ритуалы, с целью достижения наслаждения и могущества - такие личности обнимают вместо этого причину новых рождений, следствие этих (желаниями подстрекаемых) действий.

Те, кто привязаны к чувственным удовольствиям и силам, материального мира или астрального, не могут обрести ментального равновесия медитации; им не удается обрести единства с Богом посредством экстаза (самадхи). Введенные в заблуждение благовидными словами непросветленных, зараженных желаниями и стремящимихся в рай, с жаром скандирующих Писания о “выгодных” небесах, находящими удовольствие в риторике Священного Писания и изобильных в исполнении церемоний, которые обещают дары наслаждений и власти, в этой жизни и после, такие люди теряют все свое духовное различение и не ищут более высокого стремления. Их действия, наполненные желанием, пожинают неистощимые семена рождений и смертей.

Эти внутренние иллюзии препятствуют настройке человека на космическое сознание, экстатический союз с Богом. Как радио может регистрировать статику (помехи) атмосферных изменений и так быть лишено возможности получения передаваемой программы, так и человек, наполненный статикой материальных желаний - включая те, замаскированные под духовные стремления - не может тонко настроить свое внутреннее радио на однонаправленное самадхи состояние Бого-сознания. Эти иллюзии или психологическая статика (помехи) желаний возникают от привязанности к власти и чувственным удовольствиям.

Ученик должен избегать неразумной веры в поверхностно убедительные слова немудрого. Ему советуется оберегать свой духовный разум, чтобы он не был украден софистикой тех, кто привержен философии увеличения чувственности - кто является торговцами-наслаждениями или искателем психических, или астральных сил. Ученик должен концентрироваться не на астральных феноменах, или чудесных силах, но только на достижении радости в Боге.

Гита также предостерегает ученика против желаний удовольствий и поглащающих феноменов астральных небес, как высшей цели. Также ему не следует после смерти желать небес, как не более чем прославленного места чувственных удовольствий. Небеса не суть “счастливые охотничьи угодья” - страна, где без пресыщения, вы будете продолжать наслаждаться земными удовольствиями! Тот, кто желает каких-то других небес, кроме единства с Богом - самим источником Блаженства! - находится в иллюзии.

Человек также пойман в иллюзию, если он концентрируется на использовании духовных обрядов и жертвенных ритуалов для материальных наград - мимолетные наслаждения и сверхестественные способности, которые можно приобрести буквальным исполнением глубоко символических Ведических или иных обрядов Писаний.

Эти иллюзии, базирующиеся на усиленных формах наслаждений и грандиозных сил, раздробляют единство желания Бога. Будучи от материи, не Духа, кармические плоды этих желаний насаждаются не в освобождение, но в почву принудительного перерождения - следствие желания, которое истинный йог жаждет избежать.

Индивидуум может рассуждать так: “Так как я не несу никакого бремени знания о том, кем я был до этой жизни или кем буду после, зачем мне бояться разнообразных рождений и смертей?” Это правда, что человеческое эго воплощается только однажды под одной личностью и формой. Но хотя эго успешно отбрасывает индивидуальности своих воплощений, оно всеже несет, внутри подсознательных хранилищ, наслаждения и ужасы всех прошлых жизней. Каждый человек чувствует внутри много подземных страхов, коренящихся в темных опытах жизней, давно забытых.

Те, кто проводят свои земные жизни в эмоциональной реактивности на картинки сна жизни, продолжают видеть беспокойные картины смерти и новых воплощений. До тех пор пока такие люди не оставят свой поиск рая наслаждений в эмоциональной драме сна - приманиваемые благовидными обещаниями цветистых соблазнов чувств - они не могут войти в неизменную Вечную Благословенность, за модной суматохой перемены. Посредством глубокой самадхи медитации, приследующие призраки необъяснимых человеческих страхов искореняются, наряду с принудительными перерождениями.

15 Bhagavad Gita 14 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p.276 -297 )

Стих 45

Веды трактуют три универсальные качества, или гуны. О Арджуна, освободись от этих трех качеств и от пар противоположностей! Всегда спокойный, не давая приюта мыслям о приобретении и хранении, утвердись в Я.

“ Веды восхваляют и поклоняются активизирующим силам Природы, которые вспенивают ее многими формами из мути тройственного качества. Но, О Ученик, сосредотачивай внимание не на материи, но на Духе, и этим освободись от эмоционального вовлечения в кинокартину сна Природы совершенного, активного и дурного существования. Навсегда прилепившись к своей истинной природе (нитьясаттвастха) - неподвижный, небеспокоимый тройственными качаствами и их свето-теневыми парами противоположностей - свободный от сотканных иллюзией сетей желаний и привязанностей, стань навсегда устойчив в своем трансцендентном Я”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


© 2010 Рефераты