Рефераты

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1

p align="left"> Вода может выразится малыми или большими волнами не поверхности океана; или пена морская или пузырьки; или как капли дождя или айсберг - но в этих различных формах это все та же вода. Силой майи или иллюзии, Дух также принимает многие формы, выражая Себя как бесчисленные человеческие существа, наделенные свободным выбором, идущие своими путями через разные эволюционные стадии - добрые или злые, скованные или свободные, привязанные или непривязанные, полные желаний или свободные от них. Только из-за беспокойной иллюзии люди чувствуют себя отдельными от Духа и не воспринимают Его имманентность в себе самих и всей Природе. Йог успокаивает это движение двойственности, медитацией-рожденным, сознанием Единства, так понимая, как все двойственные выражения Природы возникают из Духа и расстворяются в Нем. Дух стал 24 атрибутами Природы и, через действие иллюзии, представляется, как бесконечное разнообразие комбинаций этих атрибутов. Неважно, сколь разнообразными кажутся объекты и люди этой земли, все они пришли из одного духовного Источника. Концепции людей относительно этого Источника, тем не менее предвзяты, из-за созданного каждой личностью экрана иллюзии (ее личным взаимодействием с Природными атрибутами), через который фильтруются все ее восприятия и мысли. Так от особых нужд разных ментальностей возникает, созданная человеком, необходимость в религиях (различных выражениях для одной Истины), чему Господь дает разрешение и благословение. Но есть препятствия, отделяющие религию от Бога: догматический фанатизм, слепая приверженность и нетерпимость. В глазах Господа, настоящим неверным является тот, кто бесчестит Его в каких бы то ни было Его облагораживающих проявлениях. Все истинные пути - теологические ли, служения ли, интеллектуальные ли, эмоционального ли поклонения, или научные (Раджа Йога) - могут в большей или меньшей степени даровать искреннему последователю соответствующее откровение или просветление*.

Некоторые искатели следуют пути чистого отречения (понимания чувственного мира, как преходящего и Бога, как единственно истинную жизнь), тогда как другие следуют трудным путем, направляемой мудростью, мирской жизни, и всеже иные путешествуют обманывающей кольцевой дорогой чувственных наслаждений. Стремясь ли к удовлетворенности посредством отречения, или активности, комбинированной с духовным различением (размышлением), или чувственным наслаждением, человечество стремится к настоящему счастью. Каждый поэтому рано или поздно должен будет обратиться к Источнику, и этим обретет божественное блаженство Духа. Мудрый достигает цели быстро, через медитацию; мирские люди - более медленно, посредством сравнения доброго и злого; тогда как те, что сейчас “злодеи” будут стремиться к истинному духовному блаженству, только после многих разочарований, доказывающих порочность их, сбившегося с курса, пути.

Стих 12

Желая успеха в своих действиях на земле, люди обожают богам (различные идеалы), потому что в мире людей успех приходит быстро от действий.

Материалист знает, что надлежащее действие принесет успех его начинаниям; его мысли и молитвы умилостивляют “богов” тех сил и факторов, которые необходимы для достижения его материальных целей.

Йог знает, что здесь и сейчас, даже во время его воплощения на земле, он может преуспеть в достижении Самореализации, правильной практикой йоги; этим он поднастраивается к божественным творческим силам, которые ранее сделали его ограниченным человеческим существом и которые могут вновь преобразовать его в просветленную освобожденную душу.

Успех в достижении материальных целей и удовольствий относительно легок в мире, приспособленном для этого. Так, человек приследует очевидные ближайшие выгоды, “ощутимости”, каждая из которых предательски мимолетна.

Продолжительный успех состоит в освобождении души от трехчастного несчастия (физического, ментального и духовного), неизбежного в ограниченном человеческом существе, и в достижении блаженства конечного освобождения.

________________________________________________________________________

* “Под религией я понимаю не формальную религию, или религию установившихся обычаев, но ту религию, которая лежит в основе всех религий и приводит нас лицом к лицу с нашим Творцом.

“Истинно, религия должна пронизывать каждое наше действие. Здесь религия не означает сектанство. Она означает веру в упорядоченное моральное управление вселенной. Оно не менее реально, потому что невидимо. Эта религия трансцендирует Индуизм, Ислам, Христианство, и т.д. Она не превосходит их. Она гармонизирует их и дает им реальность.

“Мой Индуизм не сектантский. Он включает в себя все лучшее, что я занаю в Исламе, Христьянстве, Буддизме и Зороастризме.

“Религии суть разные дороги, сходящиеся к одной точке. Какая разница, что мы выбираем разные дороги, пока мы достигаем той же цели?

“Нужда нашего времени не есть одна религия, но взаимное уважение и терпимость последователей разных религий Мы хотим достигнуть не мертвого уровня, но единства в разнообразии. Душа религий едина, но она вылита во многие формы. Последние будут упорно поддерживаться до конца времен». - Махатма Ганди (Замечание издателя).

Чтобы достигать научно того настоящего успеха, Крийя Йоги учатся оттягивать жизненную силу и ум посредством пранаямы, ведущей их вверх от сенсорно-моторных нервов к космическому сознанию тысяче-лучевого тока в мозгу. Этим способом научного “поклонения” , йог общается с различными божествами (со-настраивается с теми силами) в шести центрах церебро-спинальной оси. Этим Крийя Йоговским восхождением, со временем, *

достигаются чудесные силы (сиддхи) господства Пранаяма с медитацией

над умом и материей, упомянутые Патанджали*. приносят наивысший

Тогда йог оставляет те подначальные силы в пользу духовный успех

Чуда - Бога. Находя Его, поклоняющийся достигает

истинного успеха.

Ум (манас), двигаясь вовне в сенсорно-моторные нервы, является начинателем всех действий, ведущих с разнообразным формам земных достижений. Когда этот ум оттягивается от мускулов, чувств, непроизвольных органов и позвоночника в мозг, отождествленное с умом эго становится совершенной душой. Такая душа затем соединяется с Духом, сияя в тысяче-лучистом лотосе света.

Правильной и интенсивной практикой метода объединения-Духа-и-души йог достигает мастерства и окончательного освобождения, в относительно короткий срок. Сравните это усилие и его продолжительный успех с продолжительной материальной активностью и маленькими результатами, достигаемыми в этом земном мире - прибыли, ускользающие из рук и которые должны быть оставлены во время смерти. Йоги “индустриалисты” - развитые йоги, продолжающие жить и служить в миру - своей возросшей умственной силой, достигают более скорго “успеха в бизнесе”, чем может ординарный смекалистый, но не глубоко-ясновидящий мирской человек.

Манера поведения Господа внутри Его творения

Стих 13

Соответственно различию атрибутов (гун) и действий (кармы), Я сотворил четыре касты. Хотя, в этом смысле, Я - Делатель, все же знай Меня как Неделателя, за пределами всех перемен.

Господь, как Творец космоса, произвел мир существ по образцу активностей Его собственной природы: Космический Разум, Космическая Энергия, Космическая Организация или Упорядочивающий Закон, и Космическое Движение. В человеке, эти активности выражаются под дифференцирующим влиянием трех гун или качеств, которыми Господь наделил Природу: саттва (возвышение, облагораживание), раджас (активизирование), и тамас (деградирование). От активности хороших, активных, или дурных качеств человека возникают четыре естественных касты: духовная (Разумность, или Брахманы), правящая и защищающая (Енергичность, или Кшатрии), организующая или культивирующая бизнес (Упорядочивающий Закон, или Вайшьи), и физический труд (Движение, или Шудры). Сознание Бога, чистое и за пределами всех атрибутов, принимает внешний облик дифференциации, когда выражается через разнообразие человеческих качеств и поведения. Как чистый белый свет остается неизменным и всеже кажется отличным, когда наблюдается через стекла разных цветов, так и один Дух, выражаясь через добрые, активные, и злые качества и характерные активности людей, кажется разным в каждом случае, но, тем не менее, остается одним Духом.

* Солнце, луна, звезды, планеты, твари, Понимание кастовой системы человек суть результат Божьего разума, энергии и передвижения в пространстве организованным способом. Разум есть Божий мозг; енергия есть Его “жизнь”; передвижение есть Его “тело”; и организация или упорядочивающий закон есть Его план вселенной. Эти четыре активности были скомбинированны в форму человеческого существа. Разум стал головой. Космическая энергия поставила жизнь и жизненность телу. Передвижение создало ноги. И организация в теле произощла от упорядочивающего закона, Божьей организующей способности.

Эти четыре активности суть чертеж, по которорому были сделаны все рассы. (1) Интеллигенция, или направляемая мудростью. Они суть естественные Брамины, живущие близко к Богу и отражающие Его Разум, посредством различительной мысли и духовной активности. (2) Энергичные воины и правители. * Они суть естественные Кшатрии. Прямой результат Структура творения, Божьей Энергии, они любят быть активны, бороться за отраженная в организации идею, защищать свою страну, беззащитных и слабых. общества В каждом обществе есть злые, которые должны контролироваться сильными идеалистами. (3) Орга-низаторы. Они суть предводители бизнесов. Они - естественные Вайшьи. Произрастающие из Божьей упорядочивающей активности, они обладают способностью организовать экономическую и трудовую структуру общества.

(4) Рабочий класс. Они суть естественные Шудры. Они выражают передвижение Бога, без которого вселенская и социальная машина остановилась бы.

Различия между этими естественными кастами активности не делают одного более или менее великим в сравнении с другими. Все необходимы Космическому Плану. Когда в человеческом теле мозг, или ноги, или руки, или упорядоченные жизненные функции отказываются работать в соответствии друг с другом, все тело страдает в результате. Если в обществе превосходные интеллекты, правители и солдаты, предводители безнесов, и рабочие все борются друг с другом, они все страдают и погибают. Благополучие одной группы не следует приносить в жертву возвеличиванию другой группы, ложно понимаемой более элитарной или важной.

Писания и история показывают, что у вех народов, диких и цивилизованных, четверичное подразделение людей произошло для цели

надлежащего управления большого клана, рассы, или нации*. С древнейших времен у всех расс, кажется, была Богом данная классификация людей по типам - основываящаяся не наследственно, но на врожденных характеристиках.

В Индии определенные религиозные вожди среди Браминов - подобно Фарисеям во времена Христа - организовали так, что кастовая система стала полностью наследственной, чтобы служить их собственным деспотическим целям. В течении долгого времени широкие массы были жертвой теории, что профессия священника, или воина, или бизнесмена, или рабочего должна определяться наследственно, а не в соответствии с врожденными вкусами и способностями. Сын Брамина становился автоматически Брамином, даже если он не знал ничего о религиозной или философской жизни, или если он имел склонности действовать, как бизнесмен, или воин, или слуга чувств. Когда воины в Индии были побеждены иностранными агрессорами, бизнесмены, рабочие и священники пассивно придерживались изречения: “Что поделаешь, если Кшатрии (воины) проиграли; это, конечно, против наших наследственных обычаев трем другим кастам воевать”. Этот ложный предрассудок был одной из причин, по которым Индия потеряла свою свободу, когда страну завоевали враги.

Это проклятое представление о кастах всегда порицалось мудрыми свами, йогами и другими просвещенными людьми Индии. Шанкара, основатель Ордена Свами, писал: «Я не имею ни рождения, ни смерти, ни касты». Он отрекся от касты Браминов, в которой был рожден. Последователи Махатмы Ганди и других современных лидеров в Индии делают много хорошего в реформации кастовой системы.**

Конечно, можно справедливо предположить, что под влиянием наследственности и окружения, отпрыски священников, воинов, бизнесменов и рабочих обычно выказывают многие “семейные” черты характера. Это может быть * легче для сына священника стать священником, а Классифицировать касту для сына воина стать солдатом. Но это также правда,

наследственно есть что сильнейшие инстинкты в потомках не всегда полное невежество отражают качества родителей. Сыновья проповедников, по пословице, склонны выбирать другие профессии; и это также и с другими “кастами”. Сын Наполеона ни в коем случае не был военным гением! Часто детей с диаметрально противоположной

________________________________________________________________________

* Относительно “каст” - Браминов, Кшатриев, вайшьев, и Шудр - см. II:31, III:24, XVII:41-46.

** “Частью наследия Ганди являестя защита, предлагаемая Индийской конституцией, неприкосновенным”, - согласно Экономисту, 8 Июня, 1991 года. Утвержденная в 1950, Индийская конституция упраздняет кастовую “неприкасаемость” и запрещает всякие другие ограничения по кастовому признаку в публичных местах. Прежние “отбросы общества” (“неприкасаемые” - которых Ганди с симпатией переименовал хариджаны, “дети Бога” получили места в нижних палатах центрального и штатовских правительств, квоту правительственных постов и зарезервированные места в школах и колледжах”, - сообщал Экономист.

Чтобы искоренить медленно отмирающие кастовые и рассовые предрассудки в сердцах мужчин и женщин всех наций современного мира, требуется большее духовное понимание в дополнении к законодательским усилиям. “Коль скоро мы научимся в медитации любить Бога”,- говорил Йогананда, - “Мы будем любить все человечество, как свою семью. Нашедшие Бога посредством Самореализации - те, кто действительно имели опыт Бога - только они могут любить человечество; не безличностно, но, как их кровных братьев, детей того же единого Отца”. (Заметка издателя)

природой находят в одной семье. Единственная причина родственности, такой как любовь к гармонии, может быть осветственна за рождение материально наклонной личности в духовно гармоничной семье.

Поэтому это полное невежество классифицировать кастовую принадлежность по наследственному признаку, так как мы знаем, что ребенок рабочего может быть гениальным музыкантом, а сын воина хорошим бизнесменом. В соответствии с современными призывными (на военную службу) законами, дети служителей церкви, бизнесменов и рабочих - а не только потомки воинов - были вовлечены в водоворот войны; все классы показывали одинаковое сопротивление и одинаковую храбрость!

Каждый человек, воплощение эго с различными чертами характера и инстинктами, рожденный в семье, характер которой может быть весьма отличен от его собственного, должен иметь возможность заниматься работой, наиболее естественной для него.

Этот стих Гиты, упоминая создание четырех каст, относится не только к активностям, к которым человек естественно склонен, но также и к факту, что, хотя души все были сделаны по образу Духа, все же, представленные в разных телах, имеют свободный выбор находиться под влиянием трех гун Природы. Эти три качества производят четыре естественно-качественные касты. Все люди проявляют смесь всех гун, имея в виду ошеломляющее разнообразие человеческой природы в общем, а также ошеломляющее разнообразие, иногда встречаемое в одной личности!

Каждый человек отмечен своей природной кастой посредством предоминирования в нем одной из нижеописанных гун или гуно-сочетаний: (1) саттва (хорошие качества), (2) саттва-раджас (сочетание хорошего и активного качеств), (3) раджас-тамас (смесь активного и материалистического качеств),

(4) тамас (темные или злые качества).

В соответствии с личной кармой, человек рождается в (1) естественной касте Браминов, “знатоков Брахмы или Духа”, или (2) естественной касте Кшатриев, в которой преобладает смесь добра и любви к ативности, или (3) естественная каста Вайшьев, отмеченная смешением любви к активности и материалистическими тенденциями, или (4) естественная каста Шудр, характеризующаяся в основном любовью к телесным наслаждениям.

Эти четыре гуно-состояния также влияют на медитацию. В достижении йоговской реализации, перавое состояние медитации окружено темнотой. (“И свет сияет во тьме; и тьма не поняла (не охватила) его”*) О поклоняющемся говорят, что он находится в состоянии Шудра, когда его ум полностью погружен в мускульное и чувственное беспокойство тела. Когда йог медитирует глубже, он видит красноватый свет на темном фоне; он начинает культивировать семена раздичных духовных восприятий на почве интуиции, и затем поднимается к следующему состоянию Вайшья.

________________________________________________________________________

* От Иоанна 1:5.

Йог развивается дальше; с помощью своих божественных-и-активных атрибутов, он начинает сознательно выигрывать сражение между чувственными отвлечениями и душевными интуициями. Он становится воином-ветераном, способным уничтожить успешно свои захватнические чувства и подсознательные мысли, отключением его жизненной силы от сенсорно-моторных нервов. Это, побеждающее чувства, состояние Кшатрия, в котором йог видит белый свет с красноватым отливом - свет аккумулированной энергии, которая была отведена от чувств.

Он учится, как отводить эту энергию от шести позвоночных крепостей, где чувства и более высокие восприятия всегда втянуты в борьбу между телесным сознанием и духовными восприятиями. В этом четвертом сотоянии йог достигает успеха в отсоединении своего сознания от земного обладания, телесных ощущений, подсознательных мыслей и жизненных сил, и устремляет свое эго (псевдо-душу) через сенсорные и моторные нервы, шесть позвоночных сплетений плоти и ума к фронтальным областям мозга в верхнем регионе,* и становится единым с неописуемым белым светом Вездесущего Духа (Брахмана), проявленно выраженным или восседающим на тонко сияющем троне тысяче-лучистого духовного восприятия. Это есть высочайшее состояние естественного Брамина.

Стих 14

Действия не производят привязанности во Мне, и Я также не стремлюсь к их плодам. Отождествляющийся со Мной, знающий Мою природу, также свободен от кармических оков действий.

Бог, Творец всего вибрирующего движения, выраженного как космическая энергия и как атомы и галактики, остается свободным от любого порока привязанности (на лимпанти**) к отзвукам всех подвижных энергий. Также Господь не имеет никакого особого желания достигнуть определенного результата от Его гармонизированных сил Природы. Те, кто отбрасывают иллюзию и понимают, что они сделаны “по образу Бога”, становятся, подобно Господу, неподвержены кармическому рабству.

Санскритская фраза “мам яс абхи-джанати”*** переводится в этом стихе как «Кто отождествляется со Мной, кто знает Мою природу”, относится к поклоняющемуся, который в медитации поворачивает свое сознание в направлении, или входит во внутреннее восприятие Духа. Этим он реализует отождествление своего истинного Я, души, с Вечно Совершенным Господом.

Благодаря действию майи (иллюзии), работающей посредством активных сил Природы, ум человека истекает вовне через чувства, и этим душа

_______________________________________________________________________

* Т.е.замечание относительно месторасположения тысячелепесткового лотоса в астральном теле, которое в физическом теле соответсвует области мозга, где в младенческой стадии имеется покрытое мембраной отверстие в верхушке черепа, называемое фронтальный фонтанел, и обычно называемое мягкой зоной. (На втором году жизни, фонтанел преобразуется в кость, закрывая отверстие черепа.

** От Санскритского корня лип, “быть привязанным к; пачкать, пятнать; и на, “не”.

отождествляется с телом, и его принадлежностями и окружением. Так, запачканная привязанностью, чистая природа души вуалируется; она становится псевдо-душой или эго, с его индивидуальной иллюзией, которая развивает предпочтения и неприязни, запутывающие в материальность. Только после многих воплощений , мук разочарований от ожидания продолжительного счастья в непостоянном теле и его наслаждениях , человек постепенно предпринимает шаги отказаться от своей эгоистической природы и обратиться к искреннему поиску удовлетворения во внутреннем покое, интроспекции и разумном действии. Вот тогда Бог и посылает гуру, знакомящего поклоняющегося с искусством воссоединения материально-скованного эго с Духом. Когда ум приобретает внутреннюю ориентацию, душа оставляет свою эгоистическую, связанную телом, природу вместе с ее привязанностями к действиям и желаниям тела и чувств; она начинает вспоминать и выражать свю истинную природу совершенного отражения Духа.

Не важно, долго ли заслоняющая грязь иллюзии налагалась на золотой образ вечно благословенной души, человек имеет свободу выбора, укреплять ли ему эту иллюзию, добавляя к ней новыми ошибочными действиями, или сдирать ту грязь инструментами различения и медитации.

Господь просто выражает Его закон в этой Гитовской станзе: «Любой из Моих детей, желающий достигнуть Моей степени свободы и удовлетворения, должен помнить свое тождество с Моей Природой и избегать кармических силков, действуя должным способом в этой космической драме, подобно Мне - без желания плодов действий и без порочности иллюзорных отождествлений и привязанностей, возникающих от тех”. Следованием этому правилу, человек может разыгрывать драму удовольствия и страдания, богатства и бедности, здоровья и болезни, без ментальных сдвигов и кармических последствий, подобно актерам, играющим их комические или трагические роли, без внутренней вовлеченности.

Бог есть Совершенство; Его игра в этой вселенной во всех её внешних проявлениях, не влияет на Его внутреннее бытие, Его благословенную трансцендентность. Все Его дети могут вести себя подобно Ему, незатронутые внутренне. Они свободны стать привязанными к действиям и этим затмить душевный образ в несчастье, или действовать без привязанности, как действует Бог, сосредотачивая их сознание на внутреннем совершенном божественном образе. В любом случае, все человеческие существа должны действовать каким-то образом на этой земле - раз даже Сам Бог избрал путь действия. Он есть Директор, актеры, замысел, сцена, декорации и аудитория - все факторы, связанные с этой космической драмой. Он действует во всем не стремясь к наградам и не будучи ложно отождествлен ни с каким из Его проявлений. Но это факт, что Бог действует; постановка продолжается, хотя пьеса не необходимо должна исполнить какое-либо личное Его желание - подобно тому как богач, имеющий все богатства, желанные ему, может заняться индустриальным бизнесом, в виде хобби, без привязанности к нему или желания финансовой выгоды.

Однажды я обедал с другом, которому доставляло удовольствие управлять большой фермой в 600 акров, не приносящей дохода! Он хвастался, что дорогие куриные яйца стоили ему по 90 центов штука!

Я смеялся: “Тогда зачем ты вообще управляешь этой фермой?”

“Мне неважно, успешна она или нет”, - отвечал он, - “Мне не нужны деньги, поэтому я ничего не жду от нее. Я делаю это, чтобы заниматься чем-то и давать работу другим”.

Для Бога, этот колоссальный космос является всего-лишь хобби. Его истинные дети не должны принимать земную драму близко к сердцу; это всего-лишь времено! Являясь потенциальными богами, все люди - неважно сколько привязанные к перерождению, благодаря вечно-извивающейся цепи злой кармы - однажды должны будут сделать сознательные усилия для достижения освобождения. Поэтому, хотя космическая иллюзия держит большинство существ в оковах физических привязанностей, желаний, несчастья и смерти, время от времени, немногие, сильно старающиеся, спасаются!

Стих 15

Понимая это, мудрецы, стремившиеся к спасению, с древних времен, действовали ответственно. Поэтому, ты тоже действуй праведно, подобно старцам минувших веков.

С незапамятных времен, искатели духовного освобождения, помня свое тождество с истинной природой Бога, остающегося безличным и нескованным среди всех Его творческих действий, вели себя аналогично - действуя только праведно, свободные от эгоистических привязанностей. Каждый настоящий поклоняющийся должен учиться различеть между Богом-санкционированными действиями и действиями, подстрекаемыми материальными желаниями. Затем он должен исполнять Богом-вдохновляемые дела без какого-либо желания личной выгоды от плодов этого.

Сначала это кажется мрачным и бессмысленным действовать без желания результата материальной выгоды. Но в какой-то момент человек понимает, что эгоистические действия прерывают и искажают Божью драму, и что это немудро и бесполезно действовать в противоречии с Его божественным планом. Поэтому, только ответственные действия следует осуществлять, и к тому же без привязанности.

“Бог не говорит со мной”, - может жаловаться поклоняющийся, - “Как же тогда мне знать, какие действия производить?” Ответ состоит в том, что Бог говорит с поклоняющимся через его истинного гуру-наставника и через духовные учения, даваемые по тому каналу. Во время сомнения относительно действий, человек может искать помощи своего гуру или определенных продвинутых учеников, благословленных оказывать такую помощь. Техника спасения, данная гуру, делает ученика способным настроится божественно. Посредством практики учеником глубокой, гуру-данной, медитации, Бог и тот гуру будут направлять его верно, их внутренней невидимо вибрирующей силой.

Никогда не прекращай стоющих действий! Христос, Кришна, Бабаджи, все они работали и продолжают работать во спасение душ, внося свою лепту помощи в Божью драму творения. Следуй тому примеру, тому образцу праведности, установленному великими на протяжении веков.

Писания полны предостерегающих примеров, когда даже подвинутые поклоняющиеся падали с высот, если они не трудились. Внешнее отречение без праведости и медитации опасно; это сосредотачивает ум на привычных для него отравленных удовольствиях чувств, от которых как-бы отказались. Без экстатической радости медитации и служения, бездельный ум становится жилищем дурных мыслей и настроений. Пока не достигнуто окончательное освобождение, неактивность ведет к ментальной сонливости, чувственной привязанности, и к потере Богосознания. Поэтому хороший бизнесмен лучше ленивого монаха. Но отречься от всего для Бога, думая о Нем постоянно во время стоящих духовных занятий, служа Ему и Его детям, без денежной выгоды, и медитируя глубоко на Боге ночью и в маленьких дневных перерывах свободного времени - это есть высочайший путь.

Серьезный поклонник, отреченный и домохозяин одинаково, медитирует вечером, когда он свободен от вмешательств мира, а также при наступлении дня, перед началом работ; и работает весь день, только чтобы сделать приятное Богу и Его истинному слуге, своему учителю (гуру), единственным желанием которого является помочь ученику найти Бога. Человек должен чувствовать Божественное Присутствие, и, вдохновляясь Им, работать послушно духовному руководству (садхана), данному гуру; этим человек несомненно следует пути жизни и работы без несчастья. Делать то, что человек хочет делать не есть свобода; но делать то, что человеку надлежало бы делать, руководимому мудростью истинного гуру, ведет к полному освобождению.

Свобода от кармы: Природа правильного действия, неправильное действие и недействие

Стих 16

Даже мудрые озадачены относительно действия и бездействия. Поэтому Я объясню, что составляет истинное действие - это знание освободит тебя ото зла.

Даже мудрецы, достигшие некоторого общения с Духом, отождествляются с чувствами снова, когда их экстатическое состояние прекращается, и так остаются в неуверенности относительно того, что есть правильное действие. Святой, который может сохранять свое экстатическое состояние посреди активности, является праведником (исполнителем, направляемых Богом, действий). Только действия, исполняемые с божественным сознанием, могут считаться “правильными действиями”. Действия, исполняемые с эгоистическим сознанием, суть “неправильные действия” (вовлекающие-карму действия).*

Йог, не упорствующий в медитации до достижения им окончательного непоколебимого состояния нирвикалпа самадхи, не в состоянии сохранять Богообщение в середине материальных занятий. Душа пробуждается в экстатическом состоянии, но засыпает (становится псевдо-душой или эго) в обычно-человеческом пробужденном состоянии.

В эгоистическом состоянии даже мудрые теряются относительно различия между правильным и неправильным действием. Йог, в эгоистическом состоянии, начинает отождествлять себя с телесными состояниями и импульсами. Таким образом введенный в заблуждение, он действует неправильно (в соответствии с диктатом чувств).

Различие между хорошим и дурным действием можно распознать, если человек постоянно остается бдительным во время пробужденного состояния. Например, голодный йог начинает есть (здесь нет ничего неправильного). Но, когда он ест, его ум становится сосредоточенным на вкусе (“Впереди опасный поворот!” ). В конце концов он переедает (навлекает на себя кармический долг Природе). Так, даже мудрый может забыть различать почти невидимую границу между едой самоконтроля и бесконтрольной едой; и в общем, между действиями при отождествлении с душой и действиями телесного отождествления.

Все зло и несчастье человеческого существования начинается, когда душа забывает использовать тело и чувства в качестве своих инструментов и слуг. Когда душа становится отождествленной с телом, ее сознание поворачивается в направлении чувств, прочь от внутреннего интуитивного восприятия правды. После достижения однажды экстаза и общения с Богом, все поклоняющиеся

_______________________________________________________________________

* О значение “недействия”, как будучи отчетливо отличного от ложного действия, говориться подробнее в последующих станзах.

должны, по способностям, предельно стараться быть сознательными относительно божественного состояния, даже во время эгоистического или человеческого состояния. Такое упорное концентрирование сознания предотвратит всякое замешательство относительно хороших и дурных действий.

Во время экстатического состояния, и интроспекции, практикант хочет осуществлять все действия, руководствуясь только мудростью и самоконтролем. Но, только-лишь он становится отождествленным с чувствами, он подчиняется их диктатуре.

Гита советует человеку воздерживаться от любой формы чувственного потакания, которое ведет у физическим, ментальным или духовным страданиям. Йог, поэтому, должен следить за чувствами с неослабной бдительностью, чтобы душа не передала возжи контроля эго.

Стих 17

Очень трудно знать природу кармы (действия). Истинно, чтобы полностью понимать природу правильного действия, человек должен также понимать природу противоположного (ложного) действия и природу недействия.

Бог выражает Себя через Природу в бесчисленных действиях. Для случайного обозревателя, ученика истории, земля полна противоречий. Это от того, что сам этот мир зависит от относительностей - всех активностей, взаимодействующих друг с другом, чтобы произвести различные результаты. То что правильно в одних обстоятельствах, может быть неправильным в других; или действие, исполняемое из одних соображений, может быть хорошим, но предпринятое из других соображений - дурным. Также, обычно человеческая перспектива и понимание близоруки, имея в виду немедленные результаты; но лишь долгим рассмотрением истории или последовательных воплощений индивидуума, или прозрением дальнозоркой мудрости, можно по-настоящему узнать окончательный результат большинства действий, добрых или злых.

* Человек может, таким образом изучать и

Три категории человеческой сравнивать все формы человеческой деятельности деятельности без получения какого-либо абсолютного руководства относительно того, чему следовать для своего высшего блага. Господь Кришна, поэтому, разделяет все человеческие действия на три категории: верное или надлежащее действие, противоположное или злое действие, и недействие.

Верное действие: Когда исполняемое действие тендирует повысить душевное сознание, оно может считаться надлежащим действием. Все занятия, ведущие ум деятеля прочь от порабощения чувствами и к наслаждению душой, суть правильные действия. Все действия, приводящие к единству эго и души, и души с Богом, суть правильные действия. К этой категории принадлежит обширное поле действий, способствующих освобождению от чувственного рабства, нормального телесно-отождествленного состояния смертного. Например, мудрый употребляет лишь столько пищи, сколько необходимо для питания его тела. Он исполняет эту физическую обязанность, с пониманием того, что это есть Богом данная активность для поддержания телесного храма души. Аналогично, направляя все свои действия к душе, он действует только лишь праведно.

Сами по себе действия не имеют значения; разумное намерение и самоконтроль за ними определяют, ведут ли они к освобождению или к кармическому рабству. Поэтому духовный человек не подлежит порицанию за сходность его акта питания с тем же у обжоры. Человек самоконтроля ест и укрепляет свое тело, действуя правильно; но обжора передает, следуя неподходящей диете, приятной его чувству вкуса, и поэтому питается неправильно, принося вред своему телу.

Подобно этому, если гармоничная музыка и приятные слова могут преобразиться в пробуждение души, они способствуют человеческому освобождению; но становящийся рабом музыки или сладким словам восхваления, нарушает равновесие своей жизни и впутывает себя в эгоизм. Использованием чувства слуха неверно, он неспособен прислушаться к закону правильного действия. Если музыкальное произведение не имеет высоких или святых вибраций, оно вызывает фривольные, нервные или даже примитивные эмоции. Духовная музыка, вроде гимнов и песнопений поклонения, повышает сознательность слушателя, растворяя более грубые вибрации*.

________________________________________________________________________

* Индийская музыка - субъективное, духовное и индивидуалистическое искусство, нацеленное не на симфоническое великолепие, но на личную гармоничность с Высшей Душой....Санкиртаны или музыкальные сборища (для песнопений поклонения) являются эффективной формой йоги или духовной дисциплины, неизбежно вызывающей интенсивное сосредоточение, поглощенность семенной-мыслью и звуком. Так как сам человек есть выражение Творческого Слова, звук воздействует на него сразу и глубоко. Великая религиозная музыка Востока и Запада дарует радость человеку тем, что причиняет временное вибраторное пробуждение одного из его оккультных позвоночных центров. В те благословенные моменты, его посещает неясная память о его божественном начале” (Автобиография йога).

В дополнение к духовному содержанию музыки, с глубокой древности была известна ее терапевтическая ценность и сила для ума и тела - используемая в древней Индии, Китае, Тибете и других культурах. Пифагор в шестом веке до Христа использовал особые мелодии для лечения от определенных расстройств, таких как беспокойство, горе, страх и гнев. Он считал физическое тело инструментом , способным немедленно реагировать на вибрацию звука.

Недавно доктора в Северной Америке, Европе и Японии начали применять целительную силу музыки. Научный Дайджест сообщил в 1982, что в одном эксперименте в Монреальском Госпитале, классическая музыка так хорошо работала в качестве обезболивающего, что многие, смертельно больные, раковые пациенты могли быть сняты совершенно с обезболивающих лекарств. По всему земному шару, медицинские центры комбинируют это новое “лекарство” с принятыми формами лечения, находя, что музыка очень эффективна для уменьшения хронической боли, облегчения деторождения, вызывания расслабления, чтобы уменьшить стресс и высокое кровяное давление и ускорения обучения.

Дороти Риталак, в ее книге Звуки музыки и растения (Марина дел Рэй, Салифорния: Де Ворсс и Ко., 1976), сообщала о своей работе с использованием гальванических мониторов кожных реакций и графического изображения записей роста растений в разных звуковых окружениях. Ее растения расли в направлении источников звука, пышно разрастались, предоставленные определенным типам музыки, и сморщивались от других типов. Ее растения казалось реагировали положительно на классическую музыку, особенно Индийскую, но сильно съеживались или умирали от Тяжелого Рокка.

Аналогично, чувства обоняния и осязания, правильной активностью, можно преобразить в источники душевного пробуждения; но беспечное потакание может привести к серьезным неприятностям. Так, лубовь к красивым лицам или осязанию может вести к сексуальной распущенности и, вытекающей отсюда, болезненности. Мудрый видит всю красоту, как выражение Божества; он преобразует осязание в экстатическую радость, пронизывающую каждую клетку его тела во время блаженного общения с Богом. Он использует все свои чувства только для божественной радости, обуздывая тех диких коней, чтобы они влекли экипаж его жизни к духовному освобождению.

Противодействие: Любое действие, вредное для тела, ума, или души, есть противодействие или ложное (дурное) действие, и его следует избегать. Чувственный человек чрезмерно потакает зрению, *

слуху, обонянию, вкусу и осязанию, до тех пор Противодействие, вредное

пока он не находит, что все эти поредники не дают телу, уму, или душе

ему ничего кроме пресыщения и дискомфорта. По-

пустительствующий алкоголик - тому пример. Он допивается до бесчувственности и внезапно понимает, что он разрушил свое здоровье и надежду на счастье. Другие человеческие типы настолько порабощаются красотой, вкусом, осязанием и слухом, что их жизнь превращается в ад. Какое же это удовольствие в действиях, уничтожающих все очарования жизни? Когда кони чувств несут экипаж жизни прямо в канаву пресыщения, несчастья и болезней - некого винить, кроме бестолкового возницы.

Подобно тому, как пробование отравленного меда бестолково, даже при условии, что на мгновение вкус может быть приятным, так и пробование зла одинаково бессмысленно, хотя и (может быть) приятно поначалу! Для своей же собственной пользы, во имя своего же собственного настоящего счастья, каждый человек, мирской или религиозный, должен использовать свои инструменты чувств разумно и с самоконтролем. Духовные принципы были даны не для того, чтобы мучить людей, не для того, чтобы лишать их счастья, но уводить их от отравленных наслаждений, результирующих в кармических последствиях.

Если снова используя пример обжоры, питающегося только чтобы ублажать чувства, он попирает законы души и законы природы. Он в конце концов умирает от какой-то, порожденной жадностью, болезни. Даже если этот результат и не очевиден сразу, когда он перерождается, он все несет с собой склонность к болезни. Его вредные телесно-отождествленные действия поэтому называются “ложными действиями”.

Стиль жизни многих богатых людей является другим примером. Из-за того, что богатые люди не имеют финансовых затруднений, они в общем могут потакать своим чувственным аппетитам и дурным привычкам, пока плохое здоровье или смерть не одолеют их. Богатство само по себе не является злом; его просто не надо

______________________________________________________________________________________

Исследования показали, что медленная, мирная инструментальная музыка, вроде ларго или ададжио или варокко и классических сонат и симфоний, понижает сердцебиение, кровяное давление и мышечное напряжение. В дополнении, было клинически доказано, что такая музыка индуцирует альфа-волны мозга, соответствующие глубокому умственному расслаблению. (Заметка Издателя)

использовать эгоистично или для саморазрушения, но для удовлетворения душевных импульсов щедрости к другим, менее удачливым - чтобы смягчить их физические, умственные и духовные трудности.

Говоря о сексе: он должен быть использован редко, чтобы привести детей в семью. Чем больше победа над сексом, тем лучше здоровье и обильнее счастье. Сосредоточением ума на возвышенных мыслях и напряженной практикой упражнений, продолжая трудиться для Бога и медитировать, человек может преобразовать священную и могучую творческую силу в физическую силу и здоровье, умственное творчество и высокий экстаз в общении с Богом.

Излишние слабости, вроде курения, пьянства и пребывания в плохой компании, суть ворота к физическим и ментальным дискомфортам. Человек должен искать удовольствия в хорошей компании, помогающей сформировать его волю и суждение для поиска настоящего счастья. Это благодаря плохой компании, человек, который по природе подражателен, научается осуществлять, производящие несчастье, действия. Если человек хочет найти освобождение и понять, что из себя представляют правильные действия, ему нужно стремиться к обществу тех, кто любит Бога и медитирует на Нем.

Недействие: Истинное недействие случается, когда поклоняющийся освободил себя ото всех производящих-карму действий, злых или добрых. Он тогда покончил со всеми принудительными формами действия; он достиг состояния недействия (т.е. полной свободы от *

необходимости и желания действовать), что Полная свобода от необходимости

характерно для Бога-Отца. Освобожденный и желания действовать

йог переполняется нескончаемым внутренним

весельем, сидит ли он неподвижно или активен. Действе только из желания доставить приятное Богу, таким образом считается “недействием”, или несвязывающим действием. После достижения этого состояния недействия, поклоняющемуся открывается путь к освобождению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


© 2010 Рефераты