Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1
p align="left"> Ординарная личность скована, как заключенный в тюрьме; его жизненный опыт узко ограничен несовершеной сферой чувств. Продвинутый йог, с другой стороны, настолько потрясен контактом с Сюрпризом всех сюрпризов - вечно новым блаженством Бога - что он становится безразличным ко всяким мыслям о чувственных наслаждениях. Его ум больше не озабочен ни воспоминаниями о прошлых чувственных удовольствиях, ни мечтаниями о будущем. Он знает только славную Вездесущность и Ее вечную радость.
Человек, не занимающийся медитацией, безразличен к душе, потому что он не знает лучшего, но йог безразличен к чувствам, потому что знает их слишком хорошо! Поклоняющийся, познавший чувственные наклонности и блаженство души, обладает стандартом для сравнения, несуществующим для мирского человека.
Разделяющие и относительные качества, присущие чувственно отождествленному сознанию, принуждают его видеть не Единство Бога, но множественность творения. “Вечное Настоящее” расщеплено для человека на непостоянные состояния прошедшего, настоящего и будущего. В космическом сознании эти иллюзии относительности исчезают; а с ними уходят иллюзорные сны о прошлых чувственных удовольствиях и неудовлетворенных желаниях, и
* См. также комментарий на XV:1 - объяснение истории об Адаме и Еве.
блуждающие огоньки надежд и обещаний. Йог в блаженном космическом сознании испытывает вечную неразделенную Единую Реальность.
Глубоко медитирующий ученик восходит к этой реализации по нескольким ступеням: Во-первых, практикуя особенную технику медитации на Космической Вибрации (Аум, или Амен), он перестает “слышать” голос чувств, как только он поднимается над всеми физическими звуками и отвлечениями, и концентрируется внутри на духовных вибраторных звуках, эманирующих из астрального тела. Он должен продвинуться за пределы астральной “музыки” и слушать Космический Аум. В Космическом Аум он воспринимает Дух, как Космический Свет. Он должен проникнуть в тот Свет и войти в контакт с Космическим Сознанием. Он затем соединяет свою душу с Космическим Сознанием, становясь единым с Духом.
Стих 53
Когда твой интеллект, ошеломленный разнообразием открытых истин, станет прочно на якорь в экстазе душевного блаженства, тогда тыдостигнешьокончательного единения (йоги).
Подобно тому как бросаемый бурей корабль находит безопасность, как только достигнет тихой гавани, и, поставленный на якорь, не может быть унесен снова в открытое море, так и, когда разум, избиваемый теологическими мнениями, входит в трансцендентное самадхи, состояние интуитивной Самореализации, и неподвижно устанавливается там, поклоняющийся достигает желанного поглощения и предначертанной цели всех душ - конечной йоги, окончательного единства с Духом. Из этого союза никогда больше нет никакого отделения.
Предыдущая станза подчеркнула ученику важность установления невосприимчивости к голосу чувств, посредством продвижения за пределы иллюзии к вечно новой радости Бога. Эта, настоящая станза описывает медитацию, а не теологическое знание, как предварительное требование для достижения конечной цели, самадхи. Вначале, когда чувственный ум отброшен, как непригодный для управления праведностью, ученик обращается к авторитету святых или писаний за советом. Но для его непросветленного ума это представляет ошеломляющее разнообразие способов и средств - не всегда в согласии с друг другом и нередко противоречащих.
В их подспудном единстве, все настоящие писания открывают одну и ту же истину о Духе. Веды, Старый и Новый Завет Христианской Библии и все другие писания божественного авторитета имеют один припев - нерасторжимое единство Бога и человека. Кажущиеся различия откровений - всего лишь поверхностны, обусловленные рассовыми и географическими влияниями, окружавшими пророков. Каждый поет свой собственный гимн об одном и том же Бесконечном.
Когда ученик пытается понять разнообразные откровения, поредством ограниченных способностей рассудка и вывода, которые жестко сформированны
* свидетельствами, “услышанными” от голоса чувств,
Необходимость руководства он сбивается с дороги и теряется в теологическом истинного гуру, и преданности лесу. Единство всех истинных писаний
ученика воспринимается только через развитую медитацией интуицию, все-знающую способность души.
Здесь опять подчеркивается необходимость в руководстве истинного гуру и в преданности ученика, который будет следовать садхане, предложенной гуру, с верой. С помощью данных гуру техник божественного общения, духовное сознание ученика возрастает от связанного чувствами рационализма до развитой интуиции глубокой медитации. Следованием ступеням, суммированным в комментарии к предыдущей станзе, йог достигает неколебимой устойчивости в реализации своего истинного Я в состоянии самадхи. Когда он может оставаться крепко в том душевном блаженстве, тогда он готов для окончательного единения - прекрасного блаженства души с Вездесущим Вечным Блаженством Духа. Это есть высщее состояние йоги. Когда ученик достигает этого окончательного единства, он никогда не может пасть; он никогда больше не должен расставаться с Богом.
Качества достигшего Самореализации
Стих 54
Арджуна сказал:
О Кешава (Кришна)! Каковы характеристики мудреца, обладающего вечно спокойной мудростью и возвысившегося в самадхи (экстазе)? Как этот человек устойчивой мудрости говорит, сидит и ходит?
“О Кришна, мое духовное любопытство вспыхнуло от твоих слов об окончательном состоянии самадхи-йоги; чему подобен тот мудрец, утвердившийся в этом окончательном единении? Ведет ли он себя, как другие люди в его речи и действиях?”
После достижения единства с Духом, сознание ученика никогда не опускается. Однажды утвердившись в Богосознании, поклоняющийся остается в единении-самадхи. Уровень, на котором он действует меняется; вместо пребывания и работы в миру, смотря в направлении Бога, он чувствует себя в Боге, работая в миру. Его разум слит с Духом, даже, когда он спит, ест или работает. Он понимает, что Бог стал его природой, его маленьким я, также как и всеми другими я. Он видит весь материальный мир, как пропитанный Богом космос. Даже в бодрствующем состоянии он наслаждается нирвикальпа самадхи, или состоянием, в котором ученик воспринимает обоих, Природу и Бога. Быть в божественном экстазе и одновременно активно бодрствующим значит быть в состоянии парамаханса; “принц-лебедь” души плавает космическом океане, видя обоих, свое тело и океан, как проявления того же Духа.
16 Bhagavad Gita 15 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p.297 - )
Cтих 55
Благословенный Господь отвечал:
О Партха (Арджуна)! Когда человек совершенно отказывается ото всех желаний ума и пребывает полностью удовлетворенным в Я , волею Я, тогда он считается утвердившимся в мудрости.
Когда, медитативной и духовной активностью внешнего, или эго-я, йог непрерывно вкушает чистый нектар блаженства из кубка внутреннего, или истинного Я, он настолько полностью удовлетворен той радостью, что отбрасывая весь отравленный мед человеческих страстей, его эго-я остается в высочайшем счастье в его истинном Я. О таком существе тогда говорят, как о совершенном мудреце, человеке Самореализации, окруженном вечно-защищающим ореолом устойчивой мудрости.
В этой станзе объигрывется слово атман, Я или душа, чтобы выразить его двойственную природу в воплощенном человеке: (1) внешнее я, или эго, псевдо-душа, с ее телесными инструментами и способностями (испытатель мира чувственного ума вовне, и души внутри); и (2) внутреннее или истинное Я ( то, что должно быть испытанно эго, и что в свою очередь затем испытывает Бога). Внешняя природа даже совершенного мудреца сохраняет по крайней мере какую-то степень эгоистичности, или индивидуализированного сознания, так как без этого душа не могла бы оставаться в теле, но растворилась бы в Духе. Когда действием внешнего я , или одухотворенного эго, божественный человек достигает самадхи и способен придерживаться следствий этого благословенного союза даже поле медитации, тогда об эго-я можно сказать, что оно удоволетворено в истинном Я исключительно.
Большинство людей не понимает, почему Гита советует человеку расстатья с чувственными удовольствиями и концентрироваться на душе. Не может быть наслаждений плоти, кроме как через иллюзорное отождествление души с телом - совсем как безумный любовник, отождествляющийся со своей возлюбленной, думает, что его счастье зависит от нее и только от нее!
Обычный человек подобен царю, выходящему из своего прекрасного дворца и проводящему время в жалких трущобах. Он обречен стадать от последствий своих неразумных действий. Мудрец понимает, что его внутреннее Я содержит в себе все блаженство. Удовлетворяющийся только той совершенной радостью обладает устойчивой мудростью, характерезующей существо, достигшее окончательного единения.
Стих 56
Тот, чье сознание не потрясается ни возбуждением из-за повреждений, ни привязанностью к счастью при благоприятных обстоятельствах; кто свободен от мирской любви, страхов и гнева - его называют муни устойчивого разума.
Постигаемый в медитации Дух продолжает свои откровения рефлексирующему ученику относительно поведения и черт мудреца:
Он является выдающимся умом, муни (растворяющим свой ум в Боге), кто в спокойных глубинах душевного блаженства, за пределами достижения эмоций обычного человека. Повреждения не отвлекают его устойчивой мудрости; благоприятные обстоятельства не рождают в нем ни привязанности к наслаждению тем состоянием, ни желания его искушающих предложений.
Муни, или мудрец, оттянул свое сознание от искаженного свидетельства чувственного ума и сосредоточил его на душе. Карманный фонарик его мудрости направлен устойчиво на царство внутренней вечной радости.
Божественный человек, обнаруживая, что природа души отлична от природы тела, не беспокоится внутренне, когда несчастье охватывает тело, и не возбуждается чрезмерно относительно преходящих мирских радостей. Эта душа ни коим образом не отождествляется с преходящими телесными опытами.
Так, когда эго-я устанавливается в истинном Я, парализующие мудрость эмоции не могут попадать в сознание того сверх-человека.
Мирская любовь эго к тому, чем оно обладает - его необычная нежность к телу, к чувственным удовольствиям, к непостоянным человеческим привязанностям - не трогают мудреца.
Страх есть следствие чувства нависшего несчастья, мудрец, отождествленный с душой, никогда не имеет причины для беспокойства.
Гнев есть следствие неудовлетворения телесного или умственного желания; муни не дает приюта таким желаниям.
Заметив различие в горестях и радостях бодрствующего, или сознательного состояния телесного отождествления, и чистого покоя сна в подсознательном состоянии, с неомраченной радостью сверхсознательного состояния, муни разумно устанавливает свою цель выше меньших состояний, и, через медитацию, навсегда устанавливает свою мудрость в вечной радости внутреннего Я.
Стих 57
Тот, кто везде непривязан, не возбуженрадостно встретившимся добром, не обеспокоен злом, обладает установившейся мудростью.
Тот, кто может скользить, подобно лебедю, по водам жизни, не смачивая перьев своих способностей в глубоком море привязанностей, кто не возбуждается, скача на солнечных гребнях волн и не боится, соскальзывая вниз по темным стремнинам злых происшествий, обладает мудростью, всегда уравновешенной и непоколебимой.
Предыдущие две станзы подчеркивали “возвышенность” (недосягаемость) святого устойчивой мудрости. Он не имеет желаний, удовлетворен в своем истинном Я и свободен от эмоций, потому что он соединен с вечно новой радостью своей внутренней душевной природы. Настоящая станза развивает мысль, что в результате такого отождествления с душой, Самореализовавшийся муни находится “везде” во все времена и при всех обстоятельствах - в состоянии нейтральности к добру и злу, картинкам света-и-тени творения, заставляющим обычного человека реагировать наслажением или болью. Нейтралитет мудреца не есть бессердечное безразличие, но сознательный контроль и успокоение инструментов сознания. В человеке, являющемся куклой природы, умственные компоненты чувства, эго, чувственного ума, и интеллекта (читты, ахамкары, манаса и буддхи) являются возбудимой смесью действий и реакций под влиянием иллюзии. Хотя божественный человек устойчивой мудрости должен жить и двигаться в теле, уме и внешнем окружении, как и всяких другой человек, он достиг, что Патанджали описывает в Йога Сутрах (1:2), как “читта вритти ниродха”, прекращения модификаций вещества ума.
Он воспринимает не через возбуждающие искажения Природы, но в перспективе спокойной чистой душевной мудрости.
Также как обычный человек остается безразличен к удовольствиям или страданиям постороннего, божественный человек учится игнорировать наслаждения и страдания того абсолютного постороннего - своего тела, Человек должен стараться освободить свое тело и ум от причин страдания, в тоже время понимая, что эти повреждения не - его собственные; они не принадлежат душе. Душа постоянно пребывает в мире, тогда как чувственно-отождествляемое тело и ум непрестанно переживают феноменальные противоположности - добро и зло, радость и боль.
Личность, которая может воспринимать отдельность благословенности своей души и возбуждаемой природы тела и ума, и, далее, может контролировать инструменты этой возбудимости, описывается как имеющая устойчивую решительность и установленную мудрость.
Стих 58
Когда йог, подобно черепахе,вбирающей свои члены, может полностью оттянуть свои чувства от объектов восприятия, его мудрость стабильна.
Черепаха быстро втягивает свои члены под защиту панциря, чтобы предохранить себя от вреда. Аналогично, когда пять чувств йога втянуты в его подсознание во время сна, или растворены в сверх-сознании во время концентрации, или рассоедины когда-либо по воле в сознательном состоянии самоконтроля или пребыванием в нирвикалпа самадхи, тот муни устойчивой мудрости защищен от контакта с чувственным миром или от искушающего вторжения последнего.
Контроль над чувствами существенно связан с контролем праны, или жизненной энергии в теле - сознательного, подобного электричеству, посредника, чья активность оживляет весь человеческий механизм. В сенсорных нервах, прана делает восприятие возможным; вся информация чувств, все приятные и неприятные ощущения с перефирии тела, передаются мозгу через посредство этой жизненной энергии. В моторных нервах прана делает движение возможным. Она ответственна за активность органов, не подчиняющихся волевому контролю; мыслям и воле также требуется ее помощь, чтобы выразиться в действии.
Пранахранит ключ к телесному жилищу и к его внутренним покоям мозга и сознания. Она прозволяет войти всем желанным или держит вовне всех нежеланных посетителей ощущений и действий, соответственно руководству, которое она получает, или свободному самоуправлению, которое ей дозволяется.
Когда ум поклоняющегося отождествляется с праной, или энергией в оптическом, слуховом, обонятельном, вкусовом и осязательном нервах, он искушается красотой, музыкой, ароматами, вкусами, сексом и другими привлекательными ощущениями. Святая Гита советует йогу учиться удалять свой ум и энергию от пяти чувственных каналов, чтобы достигнуть Самоконтроля и господства.
Если, например, человек решился не есть сладкого, он может не приуспеет, действуя только силой воли, но он может завоевать искушение научно, с помощью техники оттягивания своего ума и энергии от нервов вкуса, и так на время устранить мысль и ощущение сладости. Если телефон разъединен, передача информации прервана немедленно. Йог должен быть экспертом-оператором для своих чувственных телефонов, способным по воле подключать и отключать свой ум и жизненную силу текущую через пять носителей информации зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.
Если держать розу перед спящим, он не увидит ее. Также он не может понюхать розу или услышать звуки. Тот, кто находится в состоянии глубокого сна, не чувствует вкуса пищи, которая может быть положена ему в рот, а также чувствовать мягкого прикосновения. Йог может сознательно обрести эту свободу от чувственного вмешательства.
Гита не советует ученику отгонять все чувственные искушения посредством постоянного бегства в сон или в сверх-сознание! Тем не менее, по первой команде воли, ученик должен быть в состоянии оттянуть ум и энергию от любого из пяти чувств. Однажды, нежелательные чувственные приманки теряют всю силу привлекательности.
Например: Во время возбуждения полового импульса в нервах, почти невозможно контролировать ум и его желание. Это то, почему люди обычно поддаются половому искушению. Этот импульс происходит в результате * отождествления ума с физиологическими Контролирование чувстви чувственными нервами. Йог знает искусство
обретение господствующего оттягивания ума и энергии от воспроизводительных самоконтроля посредством нервов настолько совершенно, что никакое
Крийя Йогинежелательное сексуальное возбуждение или внешний объект сексуального искушения не может одолеть его. Этим господством над умом и жизненной силой он полностью освобождает себя от физиологического и ментального искушения.
Когда ум отождествляется с каким-либо чувственным ощущением, он оказывается неспособным понять разницы между своим собственным счастьем и наслаждением чувств. Когда йог учится оттягивать свой ум и энергию от чувст, его ум сосредотачивается на своей собственной настоящей радости, обретаемой в контакте с душой и погружением вовнутрь; наслаждения чувств в сравнении с этим тогда кажутся чуждыми и отвратительными.
Если голодный кормит кого-то еще, он никогда не может успокоить свой собственный голод. Аналогично, когда душа голодна в поисках своего собственного потерянного счастья, она не может сделать это посредством чувств.
Все одержимые чувствами обретают разочарование и неудовлетворение, потому что они ищут счастье на чужой территории, враждебной душевному блаженству.
Крийя Йога метод, которому учил Лахири Махасайя (учитель моего гуру), является формой высшей пранайямы - искусства отключения праны, или жизненной силы, от пяти чувств. Дыхание есть шнур, привязывающий сознание к телу и чувствам. Дыхательный контроль является продолжением (следствием) контроля сердца и жизненной силы. Даже успокоить сердце частично, по воле, значит быть в состоянии отключить жизненный ток от пяти чувств-телефонов. Контролем сердца (доска переключений телефонных пяти чувств) йог может отсоединить свой ум от пяти форм ощущений. Когда сердце контролируется, контроль дыхания следует.
Смешно думать, что ненаучная задержка дыхания в легких ведет к контролю сердца. Те, кто пытаются контролитровать ум только ментальными медитациями, обнаруживают, что уму требуется долгое время, чтобы контролировать сердце эффективно. Только наука йоги - техника, вроде Крийя Йоги - следует быстрой или “самолетной” дорогой к Богу, так как она применяет психофизический метод, которым сердце может быть успокоено естественным образом, вызывая этим оттягивание жизненной силы от чувств.
Чтобы контролировать сердце, человек должен контролировать тело, уменьшать количество углерода в крови, следованием нетоксической диете (включающий обилие свежих фруктов), и изучать йоговское искусство сжигания углерода в венозной крови, чтобы сердце не должно было качать темную кровь в легкие для очищения. Глубокой неподвижностью сердце освобождается от постоянной работы, и оно затем автоматически свободно оттянуть жизненную силу от пяти чувств. Никакие ощущения тогда не достигают мозга, насилуя ум.
В телесном доме имеются в действительности две группы телефонов - моторные нервы и сенсорные рецепторы. Посредством моторных нервов, человек работает своими мускулами и членами. Через сенсорные телефоны его мозг получает ощущения из внешнего мира зрения, запаха, слуха, вкуса и осязания. Йог по воле может остановить волевые и неволевые движения своего тела, а также отключить свой ум и жизненную силу от чувственных восприятий.
Обычный человек может отсоединить свой ум от чувств, и частично от тела, только в бессознательном состоянии сна. Йог научается, что настоящее искусство счастья лежит в искусстве контролирования ума и жизненной силы, по воле, сознательно. Ординарная личность не может освободить свой ум от чувств, когда они искушаются; но йог, подобно черепахе, может надежно втянуть свои члены ума и жизненной силы от любого чувственного нападения.
Бхагаван Кришна так говорит йогу следовать искусству научного контроля чувств. Сведующий йог может оттянуть свой ум от ощущений материального мира и объединить этот ум и энергию с опьяняющей радостью внутреннего экстаза самадхи*. В высоком состоянии йоговского восприятия и внутреннего погружения ума, йог испытывает уединение от чувств обоняния, вкуса, слуха, осязания и зрения в космический звук Аум, который в конце концов растворяется в Космическое Сознание.** Этот опыт таков, что может быть понят лишь теми, кто вошли в глубокое состояние медитации.
Стих 59
Человек физически воздерживающийся от чувственных объектов, обнаруживает, что те отпадают навремя, оставляя за собой только тоску по ним. Но созерцающий Высочайщего освобождается даже от тоски.
Воздержанный человек, не ведомый мудростью, не выводится из темного умственного леса приманивающих желаний. Он только внешне закрывает свои глаза на чувственные объекты, в то время как призраки чувственных желаний продолжают преследовать его внутренне. Но мудрец, открывший свои глаза мудрости и видящий Высочайший Свет везде, не воспринимает замешкавшиеся тени чувственных желаний.
Жадный человек эпитимьей физического поста может оставаться в стороне от пищи какое-то время, но, при малейшей мысли или намеке на пишу, его частично подчиненное желание восстает и быстро оживляет его чувство вкуса, ослабленное только навремя постом. Аналогично, физическим контролем над чувствами, чувственный человек может навремя отдалиться от чувственных приманок, но его ум, постоянно питающийся искушением, рано или поздно послужит его падению.
Физическое отречение должно сопровождаться умственным отречением и постоянным различением между телом и душой.
Царская дорога к безопастности, тем не менее, есть переживание высочайшей радости Духа. Йог, однажды испытавший несравнимое блаженство Бога, не интересуется незначительными предложениями чувственных удовольствий.
*Христос предложил аналогичную заповедь своим ученикам: “Но ты, когда молишься, войди в свою комнату (молчание внутри) и затвори свою дверь (изолируй ум от чувств), молись твоему Отцу, который сокрыт (во внутреннем трансцендентном божественном сознании); и твой Отец, видящий тайное, воздаст тебе явно (благословит тебя вечно новым блаженством Его Существа)” (От Матвея 6:6).
**Ссылка на технику оттягивания жизненной энергии и сознания вверх через центры позвоночника, растворяя грубые в последовательно более тонкие проявления творческой вибрации Аум, и Аум в Дух. (См Гитовский комментарий I:15-18 и II:39).
В этой станзе Гита, можно сказать, сравнивает внешний метод отречения, которого придерживаются монахи и свами, и внутренний метод, используемый * йогами. Многие монахи верят, что проживанием в Йога: внутреннее отречение хижине отшельника и не женясь они будут свободны для монахов и домохозяев от привязанности к мирским объектам. По правде сказать, все свами и другие отреченные, которые в добавок не становятся йогами (практикующими научный метод Богоединения), пребывают в великой опасности потерять из виду их божественную цель, также как и домохозяева йоги, которые не практикуют внутренней непривязанности.
Только лишь физическим отречением, непокорный ум не убеждается полностью в том, что наслаждения чувств должны быть оставлены. Но йог, будучи монахом или домохозяином, контактирующим с высшей радостью Духа посредством глубокой медитации, не только думает, но и знает, что человек является глупцом, если не оставляет меньшую радость чувств в пользу высшей радости Духа.
Обычный отреченный, внешне отрекаясь от объектов удовольствия, выиграл лишь первый раунд в борьбе с чувствами. Внутренние желания никоим образом не признали поражения! Поэтому отреченный должен изучать не только внешнее, но и внутреннее искусство самозащиты.
Вода, добавляемая к молоку, свободно смешивается с ним и разбавляет его естественный характер; молоко, ставшее маслом, тем не менее, может плавать в воде, без какого-либо примешивания последней. Аналогично, ординарный ум отреченного должен оставаться в стороне от растворяющего потенциала чувственных искушений; хотя, йог, взбивший масло реализации, обнаруживает себя непроницаемым, внутренне и внешне, для всех привязанностей к чувственным объектам, даже когда он окружен ими.
Отречение от мира без практики определенной йоговской техники медитации, контролирующей жизненную силу в чувствах, не только невероятно дать желаемые духовные блага, но часто ставит монаха в неподобающее ханжеское положение. Внешне отреченный, внутренне он изводится искушениями.
Йога рекомендует наполнить ум до краев радостью Бога! В этом ошеломляющем блаженстве может ли кто продолжать желать чувственных наслаждений? Йога, поэтому, является воистину королевской дорогой к спасению.
Стих 60
О сын Кунти (Арджуна), нетерпеливые возбужденные чувства действительно, силой, овладевают сознанием даже того, кто обладает высокой степенью просветления и стремится (к освобождению).
Могучие чувства простирают свои психологические щупальца и опасно захватывают, как осьминог, даже подвинутых поклоняющихся, которые близки к оставлению темных вод иллюзии.
Предупреждение дается ограниченному и самодовольному ученику, который может быть достиг некоторого духовного продвижения и некоторой степени самоконтроля над своей жизнью, и поэтому считает себя неподверженным тонким приманкам чувств. Ни один, в действительности, не защищен против грабительских чувств - ни даже почти совершенный мудрец - пока он не достиг конечного убежища ненарушимого единства с Духом.
Ученик может долго отделять себя от объектов, вызывающих искушение в чувствах, и, тем самым, поспешно верить, что с их манящей активностю * покончено. Они, очень вероятно, могут быть просто
Никто не в безопастности спящими в нем, готовые рвануться к действию при от хищников-чувств, пока внезапном контакте подходящих обстоятельств.
не достигнут нерушимый Никакому ростку зла, какой бы он ни был навид
союз с Духомнезначительный, не следует позволять затаиться внутри, растущим и невыявленным. Подобно контакту с бактериями, могущему казаться безобидным сначала, из-за того, что иммунитет сдерживает их, небольшое зло, на вид неопасное, когда духовное здоровье в порядке и сильно; но, если каким-то образом духовный иммунитет становится ослабленным, бактерии зла быстро активизируются, оживленные, и совершенно ошеломляют уязвимого носителя их.
Мудрый должен заниматься интроспекцией и проверять уничтожены ли в действительности его жадность, половое искушение, любовь к физической красоте, желание лести и т.п., или они лишь симулируют смерть.
Даже без внешнего контакта со специфическими объектами, пять познающих чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) и пять исполнительных способностей (речь, активность рук и ног, половая и выделительная) могут быть внутренне возбуждены посредством всего лишь мысли. Например, мудрый, пытаясь преодолеть какое-то частное искушение, должен не только держаться в стороне внешне ото всех стимулирующих занятий и людей, имеющих сходные слабости, но также должен контролировать свои чувства внутренне, чтобы они не питали его ум ассоциативными образами, восстающими из подсознательного ума, благодаря его изобразительной способности или памяти прежних чувственных переживаний.
Никакому ученику не следует недооценивать значительную мощь подсознания, чьи щупальца достают дальше, чем сознательный ум.
Стих 61
Человек, присоединяющий свой дух ко Мне, подчинив все свои чувства, остается сосредоточенным на Мне, как Наиболее Желанном. Интуитивная мудрость того йога, управляющего своими чувствами, становится устойчивой.
Презирая показной блеск чувственных объектов, присоединенный к Богу ученик сосредотачивается на вечно радостном Духе. Его чувства вскоре оставляют свое сопротивление и слушаются его, как своего законного господина.
Две вещи нужны мудрому: во-первых оттягивать ума от чувств; во-вторых держать его в единении с Божеством, уступая только тому Высшему Искушению!
Этот внешний и внутренний контроль придает непоколебимость мудрости поклоняющегося, это значит независание между божественными и чувственными удовольствиями. Продвинутый йог обнаруживает свои чувства всегда покорными, хорошо тренированными в подчинении лучшим и прекрасным радостям Боговосприятия.
Интеллект человека не будет устойчив, если окажется жертвой потакания слабостям.
Ум и рассудок раба чувств настойчиво затуманиваются; он переходит от одной ошибки к другой, от одного ложного действия к другому, из одного падения в яму к другому.
Мудрец устойчивой мудрости использует хорошее суждение во всех решениях и действиях, потому что его внутренняя интуитивная мудрость всегда присоединена к всеведению Духа.
Стихи 62-63
Размышление о чувственных объектах порождает привязанность к ним. Привязанность плодит страстное желание; желание рождает гнев. Гнев порождает заблуждение; заблуждение - потерю памяти (о Я). Потеря правильной памяти является причиной разложения способности разума. От разложения разума происходит уничтожение ( духовной жизни).
Визуализация чувственного счастья производит растущую привязанность к тому привлекательному чувству. Такая привязанность кристализуется в активное желания приобретения, давая рождение искусным страстям, зловредным врагам мира. Неудовлетворенные желания ввергают человека в схватки гнева. Ярость творит искажающее облако иллюзии. От иллюзии проистекает потеря памяти и самоуважения, чувства собственного достоинства и нормального поведения. От искаженной памяти должного самосознания воняет разложением разума. Когда разум дегенерирует, разрушение духовной жизни следует.
Индийские мудрецы были психологическими экспертами.* Они понимали
*В Автобиографии Йога Парамаханса Йогананда писал: “Исследования сознания западными психологами в значительной мере сводятся к изучению подсознательного ума и ментальных болезней, которые лечатся психиатрией и психоанализом. Невелики попытки исследования источника и фундаментального формирования нормальных ментальных состояний и их эмоциональных и волевых выражений - воистину основной предмет, который не проглядели в Индийской философии. В системах Санкхья и Йога предлаются точные классификации разнообразных звений нормальных ментальных модификаций и характерных функций буддхи (различающего интеллекта), ахамкары (эго-принципа) и манаса (ума, или чувственного сознания)”.
“Для каждого психологического термина в английском языке имеется четыре в греческом и сорок в санскрите”, - профессор Хьюстон Смит, признанный авторитет в мировых религиях цитировал А.К. Кумарасвами - великого историка искусств. “Запад, не как Индия, не имеет психологии освобождения. Подсознательное было признано на западе, как нечто могущее сделать нас больными, или принудить нас делать то, что мы не хотим делать. Но на востоке знают подсознательное в состоянии здоровья, которое может питать интуицию и прозрение сознательного ума» (Союз Сан Диего,14 Апреля, 1990). (Замечание издателя)
бесполезность лишь представления заповедей и принятия законов - что не препятствует людской изобретательности к разрушению ограничений. Обращением к рациональности человеческого ума, мудрецы вместо этого представили анализ “почему” правильного поведения.
В сжатой стихотворной форме эти две станзы Гиты описывают то роковое постепенное нисхождение потенциально благородного человека по лестнице искушения к полному разрушению. Эти стадии деградации суть горький результат удержания ума на чувственных приманках, психологическом источнике желания, его отпрысков и их последствий. Мудрец видит отстраненно всю внешнюю красоту, в женском ли лице, драгоценном камне или цветке; он не жаждет обладания. Чувственный раб страстно желает обладания; и, поскольку прекрасные женщины и дорогие сокровища многочисленны в этом мире, постольку многочисленны и его желания! Расстроенный же отсутствием обладания, он находится в состоянии горя или гнева.
Гнев происходит от неудовлетворения желаний, хороших или плохих. Помеха хорошим желаниям порождает справедливый гнев; препятствие злым желаниям вызывает разрушительный и неразумный гнев.
Справедливое негодование может вдохновить человека на выдающиеся усилия исправить некую несправедливость. Праведный гнев вооружается разумными и конструктивными методами для достижения хорошей цели. Но эгоистический гнев ослепляет человека так, что он становится в возрастающей степени иррациональным в попытке удовлетворить свои желания, которым препятствуют. Неправедный гнев заставляет человека терять внутреннее равновесие. Через гнев многие были против их воли внезапно превращены в преступников и убийц, а также творцов всяческих безбожных дел. Все непросветленные люди являются субъектами внутренней и внешней ярости от неисполнения желаний. Гита, поэтому, предупреждает человека против слепого поклонения чувственным объектам.
Поклоняющиеся должны представить себе способ, которым гнев рождается от препятствуемых желаний, и как это ведет к серьезным последствиям.
Припадок гнева имеет физиологические и психологические последствия. Физиологически, все строение гневающегося человека претерпевает изменение. Сердцебиение ускоряется. Температура крови повышается, и гневающийся чувствует жгучее ощущение во всем теле. Кровь устремляется к голове, влияя на внутреннее напряжение тканей мозга. Электричесие контуры нервов перегружаются. Химические вещества в токсической степени выделяются и циркулируются в теле. Функционирование пищеварения прекращается или враждебно атакуется. Сильный неконтролируемый гнев был издавна известной причиной сердечных приступов, инсультов и смерти. В личностях, подверженных приступам гнева, которому они охотно потакают, вместо того чтобы преобразовывать, сердце и нервная система начинают ослабляться от повторяемых эмоциональных шоков. Прекрасное во время удивительных миротворных эмоций, лицо человека во время гнева претерпевает уродливые искажения.
Психологическое следствие гнева одинаково остро и духовно смертельно. Гнев отупляет ум, анестезируя его способность действовать. В этой стадии сильные, моторные импульсы гнева очень способны преододолеть рациональные образцы поведения, установленные нормальным психологическим состоянием. Моторная область гневного человека будет реагировать быстрее, чем притупленный гневом рассудок. Эти моторные импульсы гнева, стремящиеся к выходу, устремляются в каналы безответственных действий, ведя к серьезнейшим последствиям. Человек, который в своем нормальном состоянии никогда бы не мог и мечтать о причинении кому-либо вреда, может становиться агрессивным и насильственным под влиянием моторного параксизма гнева. Прежде чем личность осознает размеры опасности свих действий, прежде чем его ум понимает серьезность его ужасного действия, моторный импульс сделал свое дело.
Итак, Гита предупреждает, что гнев порождает охватывающую иллюзию, состояние психологической слепоты, распространяющейся на все рассудочные способности. Он затуманивает ум и заставляет его скитаться ощупью бесцельно. Светильник разума присутствует, чтобы вести человека нормального сознания. Но, как только молния гнева тушит тот светильник, гневный человек оставляется во тьме иллюзии, без проводника, и не помнит, что ему надлежит делать. Поэтому сказано, что потеря памяти следует за иллюзией.
Под гипнотическим воздействием иллюзии, произведенной гневом, человек теряет свою память о том, кем он был, и как ему подобает вести себя, соответственно его внутренней истинной природе. Память его нормальных чувств и хороших побуждений увядает. Под покровом продолжающейся темноты, память гневного человека о себе самом и своих хороших качествах хронически искажается и совершенно пропадает.
Разумная мысль не находит средств выражения в гневной личности. Разумные слова не воздействуют на него, потому что они адресуются не реальному человеку, но гневному эго, которое из-за искаженной памяти потеряло сознание своего истинного Я. Искаженная память совершенно несовместима с различающим рассудком.
При потерянном разуме, дорога к разрушению быстро мостится. Вот пример: Человека, радостно ведущего машину по дороге на пикник, внезапно просит жена изменить направление, и поехать вместо этого в дом его тестя и тещи. Его хорошее настроение оборачивается гневом. (Я использую этот частный пример с полной уверенностью, что он обладает довольно широким приложением!)
В обычных случаях, результатом является отказ мужа изменить направление или (более часто), кипя от злости, он соглашается с требованием его жены. В обоих случаях, гнев нарушил гармонию дня. Иногда, тем не менее, в случае человека насильственного темперамента, изначальный гнев ведет к трагедии. Ярость влияет на его память: он может на время иметь ментальные блоки помнить о навыках осторожного вождения машины, или он становится не в состоянии следовать привычной осторожности относительно других машин на дороге. Результат: несчастный случай, иногда смертельный.
Гнев и его последствия замораживают рулеврое управление машины жизни и не дают ей достичь материальной и духовной цели.
Развитие от чувственного влечения до разрушения может быть суммированно так: Чувственные влечения, если не сублимируются сразу, должны вырасти в желания. Препятствование желаниям возбуждает спокойствие сознания и создает ослепляющее искажение в нормально работающем уме. Когда поднимается этот мешающий туман в среднем человеке, он лишается памяти своего человеческого достоинства. Потеря памяти искажает и блокирует его разум, мотивирующую силу всех праведных действий. Когда руль разума в ментальной машине человеческой жизни ломается, он кончает в канаве несчастья.
Все упомянутое выше, относительно обычного человека и его материальных желаний, применимо также и к йогу и его знакомствам с тем, что является иногда более тонкими западнями. Даже *
продвинувшийся далеко на духовном поприще, Общество в целом также
может внезапно обнаружить некоторое чувствен- подвержено деградации,
ное влечение, зазватывающее его сознание. Немед- через такой же процесс
ленное действие разума и самоконтроля, приложи- как и индивидуумы
мые к более сильному духовному усилию и более
глубокая медитация спасут его. Но дозволять уму жить “безобидно” на том влечении, или питать его любым способом, значит приглашать вытекающие из того последствия. Хотя это может выражаться более тонко, направление и духовно разрушительный результат суть те же: чувственное влечение деградирует в потерю памяти истинного Я или души и ее божественной удовлетворенности, наряду с потерей руководства разума, который привлекает сознание внаправлении Духа.
Общество в целом есть также субъект деградации, тем же процессом, как и индивидуумы, которые, в конце концов, составляют общества и нации. Все несчастья и страшные ужасы цивилизации имеют корни в неразумности, что есть постепенное вызревание зла, прорастающего невольно в уме человека через стадии влечения и привязанности, склонности и желания, гнева и страсти, иллюзии и безрассудства, и непристойности из-за потери памяти человеческого истинного божественного Я. Так йога заклинает человека держать железной хваткой систему мысли своего ума. Самоконтроль не должен быть потерян, даже при величайшей провокации. Когда зло существует внутри, тогда являющееся вовне есть его двойник. Овладевающий умом, овладевает миром.
Стих 64
Человек самоконтроля, скитаясь среди материальных объектов с подчиненными чувствами, и сторонящийся влечения и отвращения, обретает непоколебимое внутреннее спокойствие.