Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1
p align="left"> Махаватар Бабаджи, Лахири Махасайя, Шри Юктешвар, и все великие мастера исключительно заняты деятельностью, духовно полезной человечеству, хотя сами они достигли состояния недействия или освобождения.
Лахири Махасайя занимал казенный пост бухгалтера в течение 35 лет своей жизни, достигая в то же время совершенного внутреннего состояния духовного освобождения. В последней части своей жизни он редко спал, но посвящал все дневные часы обучению учеников, приходивших к нему со всех концов Индии; его вечера проводились с подвинутыми монахами, предпочитавшими посещать его в те тихие часы. Все были трансформированны его несравненными объяснениями Гиты и ее приложениями к священной науке Крийя Йоги.
Господь Кришна, в его единстве с Духом, сказал: “Хотя Я и достиг всего, всеже я продолжаю трудиться без желания”.
Иисус, тоже, много работал в миру - проповедовал толпам, исцелял тысячи от их физических, ментальных и духовных страданий, и создавал фундамент для распространиения по всему миру его божественного учения. Он не стремился ни к уединению в пещере, ни к прекращению своего освобождающего труда, хотя и знал, что устранением от общественной жизни он мог бы избежать страшной трагедии его несправедливой казни.
Подобно Богу, Иисус работал не за похвалы людские. Так, он смог сказать, прямо перед распятием: “Отец…Я восславил Тебя на земле: Я выполнил труд, который Ты определил мне”*.
Стих 18
Тот является йогом, разумным среди людей, кто видит недействие в действии и действие в недействии. Он достиг цели всех действий (и свободен).
Такой йог, без личного интереса, играет роль в сновиденческой драме жизни, только чтобы сделать приятное Богу - следовательно, он по сути неактивен в действии. Всеже, из-за того, что этот йог работает вдохновенно и ревностно для Бога, о нем говорят, как о, по-настоящему, активном. Личность, совершающая все действия только для Бога, не для эго, удовлетворяет божественному плану. Человек находится в контакте с Истиной, когда он понимает, что не он, но Господь, через силы Природы, является исполнителем всех действий.
Все дела человеческие ведут либо вовне к чувственному миру, либо вовнутрь к душевному сознанию. Мирской человек направляет все свои действия на увеличение своего физического, ментального, семейного и социального благополучия. Йог занимает свое время (единственное богатство человека) медитацией, интроспекцией и духовным служением другим. Он пожинает мир и настоящее душевное счастье, не как материально настроенный человек, который внешней деятельностью пожинает немного преходящей радости, смешанной со многим беспокойством и дискомфортом.
“Недействие в действии” подчеркивает внутреннюю душевную отстраненность от телесных актов. “Недействие в действии” означает, что пока духовный человек отстранен, действуя для Бога, он трудится не механически, как робот, но тщательно выполняет лежащую перед ним работу, тогда как внутренне отказывается от плодов своих действий. Он никогда не боится работы, но имеет здоровый страх перед кармическими вовлечениями!
Тот, кто таким образом может действовать для Бога, с субъективной отстраненностью, и всеже сохраняя объективный энтузиазм в деятельности для ублажения Бога, а не удовлетворяя свои собственные желания, является истинным йогом. Зная, что цель всех человеческих действий есть возвращение к Богу, йог ищет Его направляющую руку во всем, зная слишком хорошо способность эго назойливо соваться не в свое дело! Так, йог играет в этой драме жизни, не оставляя места для индивидуальных эгоистических желаний и без подверженности неподобающей отстраненности (лености и безразличию); этим он исполняет свой духовный долг ублажения Космического Драматурга, Бога.
Актер, застреленный из игрушечного пистолета, считался бы дураком, если бы умер от страха. Мирской человек, аналогично, плохой актер, когда принимает свою, Богом-назначенную, трагическую роль серьезно, и так накликает несчастье. И снова, если человек-актер играет свою роль жеманно, он тоже не ублажает
Космического Драматурга, и должен будет продублировать ее в другой или многих других жизнях, пока не сыграет ее правильно!
Эгоистическая деятельность есть корень всех человеческих несчастий. Каждый человек должен бы подумать над фактом, что он был создан не своей собственной волей, но божественным соизволением. Как наемный работник не может надеяться выиграть ничего, расстраиванием желаний своего нанимателя, так и человек должен понять, что его собственное счастье зависит не от ублажения людей (которые все суть скромные работники), но от ублажения Бога, единственного Президента и Хозяина земли!
Стих 20
Оставляя привязанность к плодам труда, всегда удовлетворенный, независимый (от материальных наград), мудрый не делает ничего связывающего, даже в середине деятельности.
Йог, по видимости работающий для Бога, чтобы ублажить Его, в действительности не работает вовсе, говоря эзотерически, так как его действия не связаны с интересами его собственного эго.
Проблема действия и недействия становится простой, когда человек понимает, что подобно тому, как он не несет ответственности за действия других, так и йог кармически не связан действиями того незнакомца, его тела. Он вежливо помогает телу достигнуть благополучия, без личной привязанности или отождествления с его судьбой. Для поклоняющегося, погрузившегося в величие Духа, невозможно считать себя ограниченным какой-либо личностью.Чем бы йог не занимался, это имеет безличную природу “исполнения приказаний”.
Йог, предпринимающий сложные божественные работы, вроде поддержания ашрама для его учеников или организации, служащей духовным нуждам человечества, или образованием или распределением пожертвований, поэтому не впутывает никакой личной кармы, если он радостно посвятил свою волю Божьей.
Его состояние свободы в действии контрастно по отношению той у мирского человека, накапливающего карму, даже если он вовлечен в филантропию для удовлетворения своего эго, или для людской похвалы, или для того, чтобы избежать подоходных налогов!
Стих 21
Тот не навлекает зла, исполняя телесные действия, кто отказался от всякого чувства обладания, кто свободен от (иллюзорных человеческих) надежд, и чье сердце (способность чувствования) контролируется душой.
Кармическое рабство причиняется не действием самого телесного инструмента, но умом, манипулирующим тем действием. Когда эго, с его, иллюзией укрепленными, желаниями и привязанностями, управляет, тело и ум подлежат причинно-следственным законам Природы. Но когда истинное Я или душа, образ Бога в человеке, управляет, тело и ум работают одинаково, но, иначе порабощавшие бы, следствия тех действий нейтрализуются, по причине отсутствия катализирующего посредника иллюзии.
То, что “принадлежит” человеку состоит не только из материальных объектов, собираемых им вокруг, но также общая сумма всех иллюзий Природы, с которой он отождествляется, как эго - его тело, ум, чувства, ощущения, привычки, желания. Если только, Самореализацией, он не утверждается в душевном сознании и этим не оставляет привязанности к тем внутренним и внешним принадлежностям, он будет порабощен кармическими следствиями, возникающими из действий, ими порождаемых.
Куда бы ни шла личность, что бы ни преследовала, ее эгоистическая карма идет с ней, подобно тени. Но Божий человек не имеет кармы; в нем не находит пристанища эго. Оно в страхе сбежало!
Те, кто экстатической медитацией, достигает этого состояния внутренней непривязанности, суть настоящие отреченные. Не имеет значения живут ли такие практикующие в миру или в лесу, и, принадлежит ли им много, мало или ничего материального. Действуя с дисциплинированным умом для Бога, настоящий отреченный свободен от результатов всех предыдущих действий и от настроений и склонностей, проявляющихся от его прошлой кармы.
Заниматься хорошей деятельностью, даже с эгоистическими мотивами, лучше, чем заниматься плохой. Тем не менее, оба эти типа действий держат душу узником, по закону кармы. Человек хорошей кармы все же подлежит оковам причины-следствия феноминального мира, тогда как человек без кармы божественно свободен!
Стих 22
Тот человек действия свободен от кармы, кто принимает уравновешенно все, что приходит к нему, утвердился над двойственностью, отделился от ревности, зависти или враждебности, кто одинаково смотрит на приобретение и утрату.
Мудрый видит Дух во всем. Свободный от любви к себе и от какой-либо воли удовлетворять эгоистические желания, он удовлетворенно принимает, что бы ни приходило к нему естественно для разрешения нужд его тела, ума и души. Он поднимается над всеми противоположностями, проявления которых хороши или плохи; которые одинаково причиняют рабство. Обретя Единство, он не имеет сознания “я и мое”. Он не питает враждебных мыслей ни к кому, видя во всем единый Дух. Обретая Высочайшее он безразличен к мирскому успеху или неудаче. Исполняя свой долг Богу, он всегда непривязан и нескован.
“Удовлетворенностью” йог выражает свою веру в Божью способность направлять все происходящее к Высшему Благу. Свободный от эгоистических желаний, счастливый и удовлетворенный внутри, он автоматически отказывается от излишнего материального багажа не необходимых “необходимостей” и эгоистических стремлений, в пользу Богом-данных обязанностей, налагаемых на него его телом и его долгом семье, обществу, и миру.
Чтобы обрести духовную свободу, аспирант должен также учиться освобождать свой ум от излишней чувствительности к холоду или жаре, боли или удовольствию. В Индийских ашрамах, истинный гуру учит студентов не быть подверженными внешнему, чтобы ум мог стать алтарем для неизменности Духа.
Служением требованиям противоположных ощущений, мирские люди без необходимости беспокойны - одно из наиболее хитрых изобретений Природы, чтобы держать сознание в путах. Совет этой станзы, тем не менее, не означает того, чтобы ученик специально выставлял себя на холод и заболевал пневмонией, или зажаривал себя на полуденном солнце. Ему надлежит практиковать титикша, бесстрастную выносливость, даже принимая в разумной мере внешние неудобства. Практикуя титикшу, умственное равновесие культивируют волей и воображением (могущественным самовнушением); нейтральность достигается научно йоговской медитацией, посредством которой йог научается отделять эго от ощущений, получаемых через ум. (См. II:14)
Ученик, неспособный оставаться спокойным в трудностях, все еще является рабом феноминального мира и его катастрофических пар противоположностей. Мирские люди постоянно потакают следствиям холода и жары и другим экстремальностям, чем увеличивают телесное рабство души.
Аспирант должен содержать душу незагрязненной дуалистическим сознанием, свойственным телу. Эта практика трудна, потому что душа, сочувствуя мелочно разборчивому телесному другу, облачается в его хорошие и дурные характеристики. Чтобы освободить душу от отождествления с различными состояниями тела, ученику советуется некооперировать ментально с, творящим-несчастье, двойственным сознанием тела и ума. Мирянин ликует с приходом наслаждения и подавлен болью, но успешный практикующий всегда внутренне спокоен, незатронутый различными беспорядками, составляющими “нормальную” жизнь.
Во время горя или боли, йог остается сосредоточенным на блаженстве своей души; не как мирянин, он достаточно умен, чтобы сохранять равновесие и радость, подвергаясь всем благоприятныи и неблагоприятным физическим и психическим обстоятельствам. Он может симпатизировать страдающим, без подавленности их несчастьем; так, посредством своей внутренней радости, он часто способен избавить других от страданий. Примером своего спокойствия о учит мирян не вовлекаться в эмоциональные реакции.
Йог, который независтлив, не несет враждебности ни к кому, но принимает друзей и врагов одинаково, не падает в ямы опасных гнева и ревности. Миряне, потакающие этим бичующим эмоциям, теряют не только счастье, но иногда также и их тела, совершая убийство и подвергаясь смертной казни, или, увы(!) совершая самоубийство.
Встречает ли йог приобретение или потерю, выполняя свой долг, он остается уравновешенным. Успех и неудача должны приходить в свое время, в ответ на врожденный дуализм в структуре тела, ума и мира; ученик, постоянно напоминающий себе о душе, мало искушается, чтобы отождествлять себя с физическими и ментальными фантасмагориями.
24 Bhagavad Gita 23 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p. 476 - )
Яджна, духовный ритуал огня, уничтожающего
всю карму
Стих 23
Вся карма, или следствия действий, полностью растворяетсяосвобожденным существом, которое, лишенное привязанностей, с умом, облаченным мудростью, исполняет истинный духовный ритуал огня*.
Когда ум йога негативно свободен от привязанностей (чувственных пут и отвлечений), он становится позитивно сконцентрирован на космической мудрости. На этой стадии он оттягивает свой ум и жизненную силу от физических сенсорных и моторных нервов, а затем от астральных чувственных способностей, и возлагает их как приношения на семь огней позвоночника**. Посредством этой яджны очищения, йог в конце концов достигает состояния окончательного единства с Божеством, вездесущим Космичестким Огнем. Когда жизненная сила, оттянутая от чувств, собирается в тычячелепестковом лотосе в мозгу это могущественное сияние сжигает все самскары (привычки, импульсы и все другие следствия прошлых действий) живущие в подсознании и сверхсознании мозга, даруя ученику свободу от всех кармических оков прошлого.
Йог, оттягивающий свой ум и желания от чувственных приманок, предлает их топливом огню Космического Сознания; его смертные желания сжигаются, как хворост в Священном Пламени. Когда йог в состоянии смешать свою жизненную силу и сознание с Вечной Жизнью и Космическим Сознанием, он более уже не находится в состоянии смертного. Его ограниченное эгоистическое сознание и телесное отождествление оставлено; растворение эго позволяет полностью проявиться душевному сознанию.Узнав душу, как соврешенный образ Духа, и неспутанной эго, йог становится свободным ото всей хорошей и дурной кармы, которая принадлежит сфере двойственности и относительности. Так, соединением чистой жизни с Космичяеской Жизнью и чистого сознания с Космическим Сознанием, йог обретает освобождение.
Как внешний религиозный ритуал, упоминаемый в Индуистских писаниях, одна из форм яджны есть церемония, в которой гхи (очищенное масло) и другие приношения, вроде благовоний и цветов, бросаются в священный огонь под аккомпаниемент особых гимнов и молитв. Исполнение таких церемоний огня без понимания их символического значения не представляет большой ценности. Может ли внешними ритуалами очистить ум от злых желаний?
* Буквально, яджна означает “с целью жертвенного поклонения”; акаратас - “бросание в огонь”.
** Намек на семь основныъ вайю, животворных токов, в позвоночнике.
Знание символического значения яджны, при испонении ритуала преданно, производит некоторое очищение ума. Возжигание очищенного масла символизирует соединение ощищенного ума человечека с Космическим Сознанием Бога; предложение цветов означает очищенную жизненную силу - не ту, что загрязнена постоянным потаканиям чувственным удовольствиям, но ту, что оттянута от чувств концентрацией и брошена в семь священных огней позвоночника и затем в ведесущее Космическое Пламя. Предложение цветов во время яджна церемонии огня также означает бросание всех цветущих качеств ума в Космическое Сознание.
Другое толкование яджны или церемониального ритуала таково, что предметы, используемые в традиционном богослужении представляют пять чувств, которые долны быть очищены испытаниями (огнем) и затем отданы обратно Богу. Например, цветы с их прекрасными цветами и поверхностью представляют зрение и осязание. Плоды и гхи предсавляют вкус; благовония символизируют обоняние; раковина символизирует слух.
Стих 24
Процесс приношения и сами подношения, оба суть Дух. Огонь и осуществляющий приношение ему суть другие формы Духа. Пониманием этого, растворенный в Брахмане (Духе) во время всех действий, воистину, такой человек один приходит к Духу.
Все проявление есть разнообразный ритуал единого Космического Сознания Бога. Личностная душа (атман) не отлична от Универсальной Души или Бога (Параматмана); Так, Он является и Дающим и Принимающим во всех приношениях (действиях). Он также есть и приношение - объекты, используемые в ритуале. Йог, пониманием этого, входит в самадхи или единство с Богом.
Любой исполнитель внешнего ритуала должен понимать его символическую ценность. В яджне возливания гхи на освященный огонь алтаря, если ум человека непоколебимо сосредоточен на внутренней значимости акта, так что он исполняет также и внутренний, вместе с внешним, ритуал, он войдет в состояние экстаза или Богоединения, в котором увидит, что пламя человеческой жизни и Космический Огонь, физический процесс возлияния очищенного масла на огонь и интуитивный процесс бросания его сознания в Космическое Пламя, все суть не имеющие субстанции с самих себе ничто, начинающие что-то значить лишь, как отражения Космического Света и Космического Сознания, на котором играют по закону относительности.
Ум человека, находящегося в театре, увлеченного сложной драмой, показываемой на киноэкране, может быть обеспокоен различными эмоциями - удовольствием, болью, возбуждением, надеждой. Но, если друг, сидящий рядом, скажет ему отвлечь ум от видимой драмы (следствия) и сосредоточиться на относительности теней и света (причине), он вскоре в состоянии бесстрастно заметить, что каждая сцена - горы, реки, деревьев, земли, океана, людей, игры оружия, огня, електричества, бурь, молнии или священников, исполняющих приношения огню - в действительности состоит всего лишь из света от луча, перемежающегося с тенями, исходящего из проекторской будки.
Аналогично, когда духовный аспирант пробуждается божественным экстазом, он видит мир не как драму горя и радости, но картинным выражением Космического Луча света и теней, илюзорной субстанции, идущим из будки Бесконечности в кинотеатре космической сферы.
Как бесцветный луч без неней должен пройти через чветную пленку, чтобы произвести разноцветные картинки, так и чистый бесцветный вездесущий Космический Луч должен пройти через цветную пленку иллюзорной относительности, чтобы произвести пестрое космическое “кино” на экране пространства.
Состояние смертного полно относительностей - опыты двойственностей, опасностей, перемен. Йог понимает все космическое кино , как следствие Космического Света, проходящего через его жизнь, как одну вечную Космическую Церемонию Огня. В йоговской медитации он оттягивает свою жизненную силу от чувств и соединяет ее с Космическим Пламенем. Посредством этой яджны, он находит, что его доселе отдельная жизнь является частью Космической Жизни, Брахмана, и он приносит свою жизнь и все ее действия в дар Космической Жизни, как часть вечной деятельности в Духе. Как гхи, возливаемое на священный огонь, он видит свою жизнь Духом входящим в Космический Огонь Брахмана.
Этим, йог, с умом оттянутым от космической драмы и его собственного конечного значения в мире, пребывает созательно в экстазе, созерцая единый свет Духа в каждом процессе жизни. После достижения такого понимания, он со временем достигает состояния абсолютного единства с Духом. Другими словами, сначала есть промежуточное состояние сознания, пограничное состояние. Человек, погруженный в сон, уверен в его реальности; но если случится ему частично пробудиться ото сна и понять, что он спит, он обнаруживает, что все пережитые эмоции и все субстанции, воспринятые во сне были ничем иным как материализациями его собственного ума. Аналогично, когда йог частично погружен в этот космический сон и все же частично находится в экстазе с Богом, он видит с изумлением, что этот мирской сон, со всеми его двойственностями есть ничто иное как материализации сознания Бога, находящегося под влиянием феноменального закона иллюзорной относительности.
Когда личность полностью пробуждается ото сна, она понимает, что его кажущиеся физические и психологические выражения были всего лишь материями сна. Аналогично, когда йог полностью пробуждается от космического сна, становясь единым с Богом, он понимает что все субъекты, объекты и действия в космосе являются результатами одного Космического Сознания. Видя космос сновиденческой кинокартиной Бога, он рассматривает приношение самой своей жизни, как Брахмана, а также огонь Космической Жизни, в которой его жизнь предлагается, как приношение, как Брахмана. Он находит что Господь Космической Церемонии Огня и всех действий, связанных с ней (внешними выражениями Космического Сознания), есть Брахман.
Внутренним просветлением божественного пробуждения, йог прекращает быть смертным существом с грубыми восприятиями вселенной; он понимает, что весь космос есть космическая кинокартина. Его тело есть только лишь “сомнамбулическая прогулка”.
Стих 25
Воистину есть йоги, делающие жертвоприношения дэвам; другие предлагают себя только на огонь Духа.
В станзах 25-29 мы находим ссылку на разные церемонии огня, выполняемые духовными аспирантами, в соответствии с их различными внутренними склонностями.
------------- * -------------- “Жертвоприношение Дэвам” относится к Божества-Силы, управ- определенным церемониям для вызывания присутствия ляющие космосом освобожденных святых, или астральных богов, иных аспектов Божества, правящих разными функциями вселенной.
В Откровениях Христьянской Библии мы читаем, что Бог имеет «семь ангелов» пред Его троном*. Индуистские писания также упоминают эти высшие божества (силовые аспекты Бога) и определяют их следующим образом:
Макрокосмическая идеальная (причинная) вселенная сотворяется и управляется Ишварой, “Господом Творения”, всеведающим отражением Духа, как Творца. Закон причины-следствия начинается с Ишвары, Первопричиной всей материи**. Макрокосмическая астральная вселенная поддерживается Хираньягарбхой, который формирует “проэкты” [чертежи] причинных идей. Макрокосмическая физическая вселенная (материализация причинных идей и астральных проэктов [изображений причинных идей]) контролируется Виратой. Микрокосмическая идеальная форма человека и всех объектов управляется Праджней. Микрокосмическая астральная форма человека и всех объектов контролируется Тайджасом. Физическая форма человека и всех материальных вещей поддерживается Вишвой.
Эти шесть божеств, управляющих шестью состояниями космоса, в свою очередь трансцендентно управляются творческим разумом и проявляющими [выразительными] принципами седьмого “ангела”, Маха-Пракрити - Великой Матери Природы, или Святого Духа, активным выражением Кутастха Чайтаньи, или Христовым Сознанием, которое есть отражение Космического Сознания.
** Абсолют, соединенный со своим Творческим Разумом, Маха-Пракрити, становится Ишварой, Правителем Космоса, Богом-Отцом Творения, Причинным Сновидцем Вселенной, по чьей божественной воли вселенная развивается и растворяется в упорядоченных циклах. Поэтому, Ишвара как трансцендентен, так и имманентен - за пределами вибраторного проявления и действующий через Маха-Пракрити в выдвижении первичных причинных форм всех становлений.
Таковы эти семь ангелов перед троном Бога*.
Бог разделил Себя в этих семи божествах, придавая различия каждому, чтобы они могли нести различные функции вселенной - подобно тому как один и тот же луч солнца отражается различно, когда он падает на голубой сапфир, красный рубин, желтый тапаз, зеленый изумруд, многцветный опал, фиолетовый аметист и белый алмаз.
Для человека возможно достигнуть Бога непосредственно, как Наивысшее Божество над семью божествами, подобно тому, ка человек может контактировать с какой-то важной особой. Тем не менее, как это порой бывает трудно добиться встречи с главой корпорации, без того чтобы сначала повидаться с ответственным секретарем, так, по учениям адвокатов поклонения дэвам, сначала проще контактировать с Богом через Его семь наместников.
Ученик, нуждающийся в исцелении, может молиться богу Вишве: “Проявись во мне, как здоровье!” Кто стремяться к усилению жизненности, могут сказать: “Добрый Тайджас, перезаряди мои силы!” Стремящиеся к интуиции и мудрости могут молиться Богу, как Праджне: “Укрепи мою мудрость и направь ее решительно к цели!” Ученики, желающие восприятия *
всей физической вселенной, могут молиться Богу, как Молитвы Единому Духу
Вирате: “Сделай, чтобы я чувствовал Твое присутствие проявляющемуся, как
во всем космосе”. Склонные знать Бога, как Космичес- многие божества
кую Жизненную Силу, могут молиться: “О Космичес-
кий Астральный Инженер, Хираньягарбха, проявись мне, как Космический Свет!” Искатели высшей мудрости Первопричины всего сущего могут молиться: “О Бог, как Ишвара, насади во мне всезнание Космического Разума!” Желающие освобождения от майи, космической иллюзии, могут направлять свои молитвы к Маха-Пракрити, Святому Духу, активному божественному заклинателю всех иллюзорных проявлений: “О Космическая Мать, покажи мне Единую Реальность за всеми твоими занавесями иллюзии”.
Практикующие, желающие единства со Вселенским Разумом Вездесущего Бога в семи-аспектном феноминальном мире, должны молиться имманентному Кутастха Чайтанье: “О Сознание Христа - О Сознание Кришны - проявись в расширенной экстазом чаше моего сознания!” И наконец, те, кто желают Бога, Абсолют за пределами творения, должны молиться: “О Космическое Сознание, прояви Себя! Проявись!”
При всех этих молитвах, поклоняющийся должен понимать, что ему следует постоянно бросать “очищенное масло” преданности в пламя Духа внутри тех семи божеств, или в Космический Огонь Бога.
Имеется много, много других божеств во вселенной. Тантра Шастра, писание, имеющее дело с песнопениями (повторением священных звуков) и церемониями огня, детально описывает особые вибраторные звуко-повторения, как корневые звуки, котрые следует правильно произносить во время церемонии огня, чтобы вызвать меньшие или большие божества, для приобретения сил и даров. ________________________________________________________________________
* Индустское писание говорит о Кутастха Чайтанье, как о восьмом божестве, тогда как Христьянское писание, говоря о семи, отождествляет Христово Сознание с Богом или Космическим
Сознанием - нераздельном Духе внутри творения и за его пределами, как являющимся одним и тем же.
Такое поклонение дэвам включает практикование определенных физических поз (асан) и духовных техник, пробуждающих различные нервные силы, которые в
свою очередь стимулируют ткани, нервные сплетения и мускульную выносливость тела*.
Иной стих Бхагавад Гиты (IX:25) говорит, что те, кто поклоняются меньшим богам, отправляются к ним после того как этот смертный футляр отброшен; и что поклоняющиеся Духу становятся едины с Духом. Удовольствование чем бы то ни было меньшим, чем Сам Высочайший Господь, продолжает привязывать человека к ограниченному царству майи.
Исполнение церемоний огня с целью ублажить дэвов имеет еще одно более глубокое и освобождающее значение. Настоящие йоги, практикующие Крийя Йогу, * оттягивают жизненную силу от телесных клеток и Внутренняя яджна,предлагают ее - как предлагается гхи на жертвенный
осуществляемая йогом огонь - семи божествам, или божественным силам в семи астральных огнях позвоночника, начиная в копчике и восходя к мозгу**.
Вторая половина станзы 25 относится к последователям пути мудрости, использующим преданности души, чтобы предложить эго жертвой в огонь Духа. (Этот “ритуал” отличается от превосходной церемонии огня, упомянутой в станзе 24, где описывается высшее состояние йога, в котором он видит свою деятельность приношения, как Дух в движении, и предлагает свою душу, которую он видит также как Дух, на огонь Духа.
Поклоняющийся (станзы 25) еще не достиг реализации, в которой все его восприятия суть не что иное как разные аспекты Бесконечного. Сначала он должен осознать свое я интуитивно, затем объединить свое душевное восприятие с космическим восприятием неограниченного Брахмана. Предложение я (эго) тем я, поэтому, обозначает более узкую форму сознания - лишь ограниченная форма интуиции требуется для предложения эго вна космический огонь внутреннего восприятия, для цели объединения его с с душей, и затем с Духом. Этим джнана йог соединяет свою мудрость с Космической Мудростью.
* Отвечая на вопрос одного журналиста о тантрических практиках, Парамахансаджи в 1951 году сказал:
“Они в источнике имели кое-то хорошее в себе, при правильном понимании в их чистой духовной форме; но, в том виде как они практикуются сегодня, они в основном дурны, потому что они защищают фантастические методы, которые не подходят обычному человеку. Некоторые тантристы, знающие духовные семенные-слова, вибраторные мантры, с помощью которых они могут настроить свое сознание к восприятию видений божеств (персонификаций божественных сил Господа) и затем в конечном итоге общаться с Богом, очень хороши; но тантристы, потакающие сексу, вину и злым практикам, нехороши….
“Йоги обычно порицают этот путь, из-за того, что многие искатели всего-лишь находят в нем предлог для потакания своим примитивным инстинктам и похоти, вместо того, чтобы обрести самоконтроль. Путь внутреннего отречения и научная медитация для контакта с Богом, как Блаженством, защищаемая Бхагавад Гитой, является превосходным путем».
** См. комментарий на III:11-12.
Сосредоточением на мудрости человек может вызвать великие души, вроде Свами Шанкары, жившего как настоящий мудрец, или Шри Юктешвара, достигшего освобождения через мудрость. Аналогично, чтобы найти Христа, человек должен использовать веру, т.к. Иисус был освобожден абсолютной верой в единство с Богом.
Многие святые в Индии молились Богу, выражаемому как Божественная Мать или в формах различных божеств, и их молитвы получили ответ. Когда преданность продвинутого ученика достаточно *
сильна, чтобы убедить Бога материализоваться Представление себе Бога в
в каком-то особенном виде, воображаемом по- личной форме, вроде
клоняющимся, форма, принятая тем божеством Божественной Матери
остается в эфире как постоянный “чертеж” и
личность.
Когда какой-либо друго поклонник взывает с достаточной преданностью к божеству, которое было так визуализированно и созерцаемо общающимся с Богом святым, то самое божетсво, в той же форме появляется перед новым поклонником. Эти божества все постоянно присуьсьвуют, как символы в эфире, и могут быть вызваны любым стремящимся в глубокой медитации.
Например, Мать Кали и Дурга представляют два аспекта Космической Природы, активной творческой энергии Духа. Кали изображается как четырехрукая женщина, стоящая на груди Господа Шивы. Ее четыре руки держат символы благополучия, защиты, дисциплины и дарования мудрости. Шива изображает Бесконечного, т.е. основание Космической Природы.
Богиня Дурга обычно изображается с десятью руками, представляющими собой десять человеческих чувств (пять сенсорных и пять моторных). Она также ассоциируется с Бесконечным Шивой, и часто показывается уничтожающей чудовище или демона, символизирующего невежество. Она находится в окружении божеств Сарасвати (мудростью), Лакшми (благосостоянием), Ганешем (успехом) и Картиком (могуществом).
Когда чувства контролируются, и демон невежества побежден, человек понимает, что Космическая Природа, со всеми ее парадоксами, является всего-лишь эманацией из Чистого Бесконечного. Судьба человечества заключается в том, чтобы найти, посредством завоевания человеческой природы и последующего завоевания Космической Природы, Бесконечного, спрятанного за ними - как злодей в кино придуман с целью сосредоточить внимание, через контраст, на герое. Темнота зла есть средство для Бога, чтобы показать нам красоту противоположного - свет добра.
Многие поклоняющиеся не удовлетворяются мыслью об огромном Бесконечном, но нуждаются в представлении о Боге через какую-то ощутимую форму. В Его бесконечной милости, невидимый Бог материализуется перед настоящим поклонником в желанной ему видимой форме. Как невидимый водяной пар трансформируется холодом или морозом в лед, итак, трансформирующей силой почитания (преданной любви), невидимый Бог и Его Космический Свет может быть “заморожен” в объективность, которая удовлетворяет томящегося поклонника. Тем не менее, Дух только один; Его многоликие божественные аспекты, называемые дэвами, суть только временные персонификации Его атрибутов и сил.
Стих 26
Некоторые поклонники предлагают свою способность слуха и другие чувства на огонь внутреннего контроля. Другие предлагают в жертву огню чувств звук и другие объекты чувств.
Первый ритуал, упомянутый в этой станзе, описывает символическую церемонию огня, практикуемую всеми брахмачарьями (дисциплинирующими себя). Пратьяхарой (самоуглублением) дисциплинированный человек оттягивает свое сознание и жизненную силу от слухового, зрительного, обонятельного, вкусового и осязательного нервных центров, бросая чувственные восприятия в огонь контролируемого внутреннего сознания мира. Глубокой медитацией (самьямой, само-мастерством через дхарану, дхьяну и самадхи ), йог внутреннего самоконтроля преуспевает в освобождении своего ума от перетягивания каната с пятью чувствами и способен растворить все восприятия пяти чувств в одно неделимое восприятие - блаженства Я. Это состояние практикующих, по-настоящему победивших в битве между чувствами и стремящимся к Богу умом. На более ранних стадиях медитации пять чувств пытаются отвлечь внимание двигающегося вовнутрь ученика; воображаемые, невидимые восприятия приходят на ум, пока ученик, с закрытыми глазами и ушами, стремиться к совешенному единству с Я.
Приношение чувств есть “жертвование”, которое естественно и легко может практиковаться любым, даже мирянином, желающим методически следовать определенной научной технике Богореализации.
Ритуал, описываемый в последне части этой станзы, относится к символической церемонии огня, практикуемой методическим мирянином, стремящимся прогрессировать к освобождению, посредством конструктивного верного действия. Есть разница между механическим мирянином и самоконтролируемой, разумной материальной личностью. Механический человек чувственно рефлексивен. Реагируя бездумно на чувственные объекты, он бросает свою энергию в огонь автоматических материальных усилий и выигрывает этим очень мало. Хорошо организованный мирянин возливает свою энергию на огонь сознательных усилий и выигрывает успех и некоторое счастье. Его цели и приобретения держаться в надлежащей перспективе; объекты чувств не управляют им, но скорее предлагаются в огонь его чувственных способностей, контролируемых различительным разумом.*
* Йога различает между способностями чувств и объектами чувств. Чувственные способности суть: видение, слышание, обоняние, вкушение и осязание. Соответствующие объекты чувств суть: форма и цвет (рупа), звук (шабда), запах (гандха), вкус (раса) и ощущение прикосновения (спарша). Целью дисциплинированного индивидуума являестя нейтрализовывать порабощающую способность чувств, посредством предложения объектов чувств контролируемым способностям чувствований.
Здесь следует обсудить, с целью прояснения, Гитовскую концепцию “мирянина”, т.е. человека не всецело посвященного одному только Богу.
Вокруг мы видим людей во всех стадиях ментальной *
и духовной эволюции, когда земля дает нам спектакль раз- Четыре Ашрамы:
вития недвижной и подвижной жизни (ученым последнее Божественный план
время трудно классифицировать что-либо, как недвижимое!). поведения в жизни
На одном конце человеческой шкалы, мы видим звероподоб-
ных индивидуумов, тех, что только что развились из животных тел; на другом лучезарном конце эволюционной цепочки появляются великие мастера и Богоподобные мудрецы. Масса человечества располагается, подобно бутерброду, между теми двумя экстремальностями; жизни тех миллиардов не особенно плохи или очень уж хороши. Обездоленное мудростью знания Божьих законов, большинство людей в основном удовлетворены, проживая ограниченные невдохновенные жизни -питаясь, размножаясь, трудясь на какой-то жалкой работе и затем умирая, как волы, вскармливаемые на небольших участках травы и вскоре ведомые на бойню.
Мирские люди не имеют ясного понимания того, что все, чем они владеют, включая сюда и тело, не имеет постоянства; они игнорируют душу, которая одна только по-настоящему принадлежит им вечно. По этой причине, миряне, как считают йоги, живут “бездомными”. О йогах, искателях освобождения, в писаниях говорится, как о членах истинного ашрама, “дома” или “убежища”. В Ведической Индии большинство люде вело праведную материальную жизнь, используя чувства, но держа их полностью под контролем, до тех пор пока в результате контролируемых наслаждений они не поднимались над всеми желаниями чувственного опыта - который, благодаря своей эфемерной природе, то мучительный, то пресыщающий.
В прежние времена, поэтому, обычная семейная жизнь называлась жизнью ашрама (дисциплины). Семейный человек знал, что есть четыре ашрама или укрытия, через которые ему надлежит пройти: брахмачарья(целомудренная ученическая жизнь); гархастхья (семейная жизнь домохозяина); ванапрастха (отстранение и созерцательность); и саньяса (монашеская жизнь). Жизнь тогда не была нескончаемой борьбой за деньги до тех пор, пока все не кончится в болене и разочаровании.
В древние времена каждый ребенок, в семилетнем возрасте, вступал в брахмачарья ашрам или на поприще дисциплины под руководством мудрого гуру-наставника; ребенок этим был освобожден от более ограничивающего окружения родителей и семьи, и общественных традиций. Ученикам довалось духовное посвящение (дикша) с получением от гуру священного символа ( священной нити), означавшего чистоту жизни. Детям не позволялось общаться с противоположным полом или материально настроенными людьми.
До десятого года «брахмачарью»обучали писаниям и практике медитации. На одиннадцатом году его обучали обызанностям солдата для защиты других; на следующий год он обучался бизнесу и искусству подобающего поведения в мирских делах. Молодой человек оставался в послушании своего гуру до двадцати- летнего возраста и дольше. Затем начиналась вторая стадия его жизни; он возвращался к своей семье, брал на себя обязанности домохозяина, и заводил детей. В возрасте пятидесяти лет человек возвращался снова в лесное убежище в поисках более полного общения с Богом и духовной тренировки под руководством гуру. Это сотавляло третью, или “лесного уединения”, стадию его жизни.
Таким образом, индивидуум сначала преследовал духовное и светское знание и практиковал самодисциплину; затем, со сформированным характером, он вступал в семейную жизнь. Позже, давая половину своего мирского богатства своим детям и другую половину ашраму своего гуру, человек часто со своей женой уходил в убежище своего гуру в лесу.
Четвертый и последний ашрам, или дисциплинарная стадия его жизни, состояла в совершенном отречении ото всех мирских связей; человек и его жена становились бездомными аскетами, скитающимися по Индии, получая почитание всех домохозяев и одаряя все восприимчивые сердца благословениями мудрости.
Таков был четверичный путь жизни, проходимый обычным человеком Ведической Индии. Но выдающиеся личности, тогда, как и теперь, не нуждаются в жизнеочистительных процедурах различных ашрамов или методичных стадий душевного прогресса. В древности (как и в настоящем), такие великие души оставались в ашраме гуру с начала и до конца жизни, освобождая свои собственные души и помогая другим двигаться к освобождению. Таким развитым душам не надо ублажать их чувственные желания пред началом полноценного поиска Бога; они шли прямым и быстрым путе к Нему, посредством жизни брахмачарьи и саньясы, игнорируя формальности семейной жизни домохозяина, лесного отшельника и странствующего аскета.
Иисус, Бабаджи и многие великие пророки всех веков принимали только прямой путь, без отклонений; Для них не было необходимости входить в водоворот обычной материальной жизни. Великие души давным давно (в прошлых жизнях) прошли детские уроки мирских опытов.
В современной жизни молодой человек, предпочитающий сначала заводить семью, думая, что он будет искать Бога потом, серьезно ошибается. Из-за недостатка ранней тренировки в дисциплинарном убежище, современный человек находит, что не имеет контроля над своими чувствами и желаниями. Вступая в стадию домохозяина, естественным способом, он становится настолько перегружен обязанностями - поддержания семьи в погоне за долларом - что он обычно забывает сказать даже маленькую молитву Богу, тем более всей душой заняться поиском Его.