Рефераты

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 1

p align="left"> О Безгрешный, от сотворения Я указал двойной путь спасения для этого мира: для мудрых - божественное единение посредством мудрости; для йогов - божественное единение посредством активной медитации.

“Пославши человека в творение, Я дал ему два способа, которыми он может вновь найти свой путь ко Мне - различительный разум (Санкхья, или Джнана Йога) и праведное действие (Карма Йога, высочайшая активность, от которой происходит научная медитация йогов). Оба наставляют человека на правильный путь к спасению. Но, когда ученик приближается к окончательному освобождению, тогда мудрость и медитативная активность сливаются в одно внутреннее шоссе к Самореализации, кульминацией которого является единство души с Духом”.

В обычной интерпретации, Джнана Йога есть путь знания и различительного интеллекта (Санкхья); Карма Йога, путь праведного действия духовного и медитативного. Путь различения подходит редкому мудрецу острого зрения; для всех других, подходит комбинированный путь действия и медитации.

В этой станзе, тем не менее, Кришна, в обоих случаях, специально говорит о божественном единении (йоге) - освобождении души в Духе. В таком более высоком контексте, пути разума и духовного действия * являются одним “двойным” шоссе Самореализации Джнана и Карма (мудрости), построенным следованием определенной Йоги суть две стадии

активной медитации. (Медитативная деятельность, а одного пути

не обычная только деятельность, подспудно присут-

ствует в ссылке Кришны на Крийя Йогу, как путьйогов” .) Окончательное знание Бога является целью человеческой свободы, но это конечное все-удовлетворяющее знание не может быть достигнуто без предварительной практики методов медитации.

Как цветок яблони и яблоко нераздельно соединены, также медитация и мудрость. Нет цветка - нет яблока, нет медитации - нет мудрости. Мудрость есть дом, медитация - его фундамент.

Гита утверждает обе: мудрость и медитацию, потому что многие ученики ложно воображают, что теоретическое знание писаний без медитации приведет к окончательному освобождению. Но всего-лишь теоретическое изучение писаний вредит достижению мудрости, если это производит егоизм и ложное убеждение, что человек знает, когда он не знает. Знание писаний полезно только тогда, когда развивает желание продемонстрировать в своей собственной жизни ценность духовных поучений.

Так, в конце концов, есть только один путь к Бого-мудрости. Даже джнана йог, достигающий Богоединения путем лишь Веданты, или постоянным умственным различением (“Только Бог реален; все другое нереально”) был в прошлых жизнях йогом, или успешным последователем медитативной техники погружения вовнутрь для общения с Богом. Такое подвинутое существо было рождено в его настоящей жизни с уже установленной мудростью, приобретенной в медитативных усилиях прошлой жизни. Он есть один из “мудрецов”, о которых говорит этот Гитовский стих - тот, кто уже далеко продвинулся на пути мудрости, или Богореализации. Стимулируемый божественным рвением и мыслями мудрости, он пробуждает самскары мудрости (кармические склонности), уже присутствующие в нем, и обретает единство с Богом без дальнейшего применения формальной техники медитации. Для окончательного единения, его сознание, как и у всех восходящих существ, следует внутренней медитативной дорогой восхождения через спино-мозговые йоговские центры к Духу.

Даже йог, тем не менее, не достигает совершенства, если он медитирует без концентрации на конечной цели мудрости, как человек, настолько любящий прогуливаться, что гуляет бесцельно, без достижения пункта назначения предпринятого путешествия. Многие ученики любят медитацию, и радость этого занятия (или они ищут сил и феноменов), забывая, что медитация есть только средство для достижения конечной цели - Бога.

Так как Богопознание недостижимо без того чтобы следовать пути глубокой медитации, Гита здесь говорит о мудрости и медитации, как о двух путях - или двойном пути - к Бесконечному. В этой станзе ничего не упоминается о преданности [бхакти], или о духоной активности для искупления других, или о * разумных изучениях писаний, или о молитвах - они Медитация является высо- все суть окольные пути; т.е. недостаточные в самих чайшим освободительным себе.*

действием Богопознание не приобретается такими религиозными действиями, как попытками спасти души других без предварительного достижения своего собственного спасения. Не достигает человек Бога и через обычные отвлеченные молитвы или пения псалмов - поверхностную преданность, во время которой ум разбегается по разным направлениям.

Духовные действия являются необходимыми окольными путями, которым нужно следовать для достижения главного шоссе медитации. После того как человек закончил путешествие по шоссе медитации, он приобретает все-желанное Богопознание.

Никакой поклоняющийся какой угодно религии не должен удовлетворяться неиспытанными верованиями и догмами, но должен сам предпринять практические усилия для достижения Богореализации. Единение с Духом возможно только, когда ученик, отбрасывая в сторону поверхностный метод церимониального поклонения или неэффективного “погружения в молчание”, начинает практиковать научную технику Богореализации. Человек не может достигнуть этой цели лишь ментальной медитацией. Только глубокая концентрация, отсоединяющая ум от дыхания, жизненной энергии и чувств, объединяющая эго с душой, достигает успеха в производстве Бого-мудрости Самореализации. Все другие методы суть приготовительные или вспомогательные окольные пути.

Оттягивая ум и жизненную силу от сенсорных и моторных нервов, йог проводит их через позвоночник в мозг в вечный свет. Здесь ум и жизненная сила соединеняются с вечной мудростью Духа, проявляющегося в мозгу.

_____________________________________________________________________

* См. XII:3.

Центр сознания для ординарного индивидуума есть его тело и внешний мир. Йог изменяет центр своего сознания непривязанностью к телу и мирским надеждам и страхам. Техникой - такой, как Крийя Йога - сознательного контролирования

жизненных процессов, привязывающих сознание к телу (успокаивая сердце и дыхание), йог устанавливается в вечном мудром восприятии Духа, проявляющегося в духовном центре космического сознания в мозгу. Йог, могущий сместить свой центр сознания от чувствующего тела к мозговому трону Духа, в конечном итоге сосредотачивает свое сознание на вездесущии. Он достигает Вечной Мудрости.

Стих 4

Бездействие не достигается простым отказом от действий. Отказом от работы никто не достигает совершенства.

Никто не достигает божественного бездействия без того, чтобы заработать пенсию того блаженного состояния. Поспешным отказом от ответственности человек не находит истинного блаженства.

Непроявленный Абсолют, проектируя порцию Своего сознания, как космическую творческую силу, нисходящую от Его неактивного или лишенного вибраций состояния, поддерживает вселенную. От лишенной вибраций области, через космический ритм упорядоченной активности, Дух привел в существование все вибрирующее творение. Человек есть часть той вибраторной активности. Как интегральное существо в космическом плане всего того творения, спроектированного из Духа, он должен развиться вновь в Дух, человек также должен вознестись через активность, в гармонии с божественным планом.

Вся активность есть сознательная вибрация. Злые действия суть неправильные неупорядоченные вибрации, силы отталкивания, уводящие человека прочь от Духа и вовлекающие его, попуститильствующего им, в грубый мир материи. Хорошие действия суть привлекательные вибрации, направляющие поклоняющегося к Духу.

Через вибраторное состояние подобающей активности мира, в котором он родился, человек восходит в высокое лишенное вибраций состояние трансцендентного Духа. Упорядоченной активностью тела и ума и самодисциплиной, ученик отходит от разных вибраторных сфер, от грубой материи к более тонким сферам сознания, в область невибрирующего Духа, который за пределами активности всего творения.

Отсутствие работы является целью жизни в мистическом смысле. Это может быть достигнуто не безделием, не материальной или дурной деятельностью - не, как часто предполагается , всего-лишь ведением нормальной “хорошей” жизни - но только посредством интенсивной освобождающей деятельности.

Лентяй не может быть единым с Духом. Если он не движется вперед, он относится назад по течению. Многие стремящиеся ошибочно думают, что оставление всяких мирских дел и пребывание в бездельном уединении есть путь к высочайшему неактивному состоянию Духа! Но ординарный человек - чей ум отождествляется с чувствами и телесным окружением, и который отождествляет себя с дыханием и телом - является узником материального мира. Даже если он пытается “оставить мир” и живет в уединении в джунглях, он обнаружит, что без правильной медитации его ум будет оставаться привязанным к чувствам. Одно простое отречение не является сетью, достаточно большой для поимки вездесущего Духа!

Отреченный не должен удовлетворяться жизнью в безделии, как отшельник. Он должен учиться практиковать бездыханность и контроль сердцебиения, посредством чего он может отключить пять чувств-телефонов зрения, слуха, запаха, вкуса и осязания. Такой интенсивной духовной активностью, сторонящейся лени, поклоняющийся учится освобождать свой ум от нашествия мысле-творящих ощущений. Когда ум отсоединен от чувств в глубоком сне, он свободен от беспокойств ощущений и мыслей. В глубокой медитации ум сознательно освобождается от всех ощущений и их свиты разнообразных, прерывистых знаний.

Как ум в глубоком сне без сновидений достигает [“сосредоточения на идее об отсутствии”]неактивного состояния, так и в глубокой медитации ум достигает сознательного неактивного состояния. Но, как безделие производит бессоницу или недостаток того освежающего сна, который с готовностью даруется после тяжелой физической или умственной работы, так и духовная инертность не дает благостных результатов, которые легко доступны, когда человек вовлечен в надлежащую активность. Настоящее состояние без работы, поэтому, достигается интенсивными хорошими делами медитации и служения, и никогда оставлением действия в параличе безделия.

В Индии много отреченных, оставивших мир, не делают никакой работы социально или медитативно, и, живя на милостыню, становятся бесполезными, никогда не обретая Бого-сознания. Но те, кто искренно делают добрые дела и кто активны внутренне, в медитации получают духовную пенсию *

Пребывания всегда в свободном неактивном состоянии Духа. Верно ведомый Верно ведомый ученик интенсивно активен в божест- ученик интенсивно венном смысле, освобождая свой ум от беспокойства и божественно-активен

желаний. Следуя моральным принципам, телесной дис-

циплине, практике контроля жизненной силы, медитации, духовному служению, заинтересовывая других в божественном пути, погружению в себя и самадхи (экстазу), истинный ученик возвышается над водоворотами ложных действий и движется на гребне волны ритмических хороших действий понаправлению к лишенному вибраций неактивному состоянию Духа.

Упорядоченной деятельностью поклоняющийся постепенно достигает неактивного состояния божественного единения (высочайшего состояния парамаханса). Как Бог Отец свободен от всего вибраторного творения, так и любой из Его сыновей, возвращающийся домой, становится свободным; он не подлежит кармическому принуждению работать.

Мастером является тот, кто интенсивными гумманитарными и духовными медитативными занятиями достиг Богоединения. Свободный ото всех мирских желаний, он может быть деятельным или бездеятельным, вечно единый с невибрирующим Духом за пределами всего творения. Никакой смертный или повинность природы не имеют контроля над мастером; он исключительно Божий пенсионер!

Стремящийся ученик должен прислушиваться к предупреждению Бхагавад Гиты: Хотя мудрость превосходит деятельность, всеже окончательное знание не может быть достигнуто без активности. Общественная, моральная, религиозная и медитативная деятельности - все суть духовные действия. Они суть разные ступеньки на лестнице спасения, по которой каждый ученик должен карабкаться, чтобы достигнуть окончательного неба мудрости. Когда кто-то достиг цели, он часто не привязан ни к какой активности, хотя и может продолжать по своей воле трудиться.

Чтобы явить хороший пример своим последователям, полностью освобожденные мастера, как Иисус, Бабаджи, Лахири Махасайя и мой собственный гуру Шри Юктешвар, занимались разнообразными духовными делами.

Значение этой Гитовской станзы можно проиллюстрировать так:

Бизнесмен богатеет от интенсивной деятельности, а затем расслабляется; становясь “заслуженным” отдыхающим. Но если бедняк не имеет амбиций и ленив, и остается бездеятельным, он является отдыхающим “незаслуженно”. Его жребий - несчастье. Когда человек делает бездействие своей целью, это очень вредно для него. Богатый бездельник является значительно лучшим человеком (при прочих равных условиях), чем бедный бездельник. Аналогично, неработающий мастер, достиг своего состояния заработав пенсию в оффисе хороших дел. Но новичок-бездельник не имеет права не работать.

Ординарный бездельник привязан к телу; недвижный медитирующий, хотя по видимости бездействует, свободен от тела, работая и отдыхая в вездесущем Духе. Бездействующий человек является рабом тела, боящимся работать, тогда как спокойный медитирующий является хозяином тела, никогда не колеблющимся предпринять интенсивную деятельность.

Поклоняющийся должен продолжать путешествовать дорогой духовности пока он не достигнет цели. Однаджы, глядишь, он уже там! Ему не нужно будет больше продолжать трудиться, чтобы попасть туда снова!

Цветок предшествует плоду. Когда плод готов появиться, цветок отваливается. Цветок был необходим для завязывания плода, но плод является * высочайшим достижением дерева.

Достижение мудрости Цветок освобождающей деятельности

приносит вечно-длящийся необходим для достижения плода мудрости. Когда

мир мудрость достигается, она совершенна и полна, не требуя больше деятельности. Это не только лишь работа и усилие напротяжении вечности! Когда Божественная мудрости достигается, ученик заслужил вечно-дляющуюся пенсию мира.

В Автобиографии Йога* я цитировал комментарий персидского мистика

Абу Саида: “Покупать и продавать, и всеже никогда не забывать Бога!” В идеале, рука и сердце работают совместно в гармонии. Некоторые западные писатели ________________________________________________________________________* Глава 5: “ “Ароматический Святой” являет свои чудеса”

утверждают, что целью индуизма является “побег” в бездеятельность и антиобщественную самоустраненность. Четырехчастный Ведический план для человекой жизни, тем не менее, хорошо сбалансирован для масс, уделяя полжизни учению и обязанностям домохозяина и полжизни созерцанию и практике медитации.

“Уединение (время для медитации и мыслей о Боге) необходимо, чтобы утвердиться в Я, но мастера затем возвращзаются в мир, для служения ему. Даже святые, не занятые внешней работой, дарят, через их мысли и святые вибрации, больше драгоценных благ миру, чем наиболее напряженная гуманитарная деятельность непросветленных людей. Великие, каждый по-своему и часто преодолевая сильную оппозицию, альтруистически стремятся вдохновлять и возвышать их современников…. Бхагавад Гита (III:4-8) подчеркивает, что активность заложена в самой природе человека. Прозябание - просто “неправильная активность”.

Стих 5

Воистину, никто не может оставаться даже мгновения без работы; все, действительно, принуждены трудиться волей-неволей, подстрекаемые качествами ( гунами), рожденными от Природы (Пракрити).

Ни одно существо под властью Природы не может пребывать в бездействии даже мгновение, так как все, по необходимости, должны подчиняться законам которые управляют вселенной, каждая часть которой обязана своим существованием постоянному течению и молчаливому влиянию трех гун, или качеств*, присущих ей.

Эти гуны Природы - ее качества или способы выражения - суть саттва (позитивное или возвышающее); раджас (нейтральное, активизирующее); и тамас (негативное, препятствующее). Саттва производит ведущие к Богу качества; раджас - материально прогрессирующие качества; и тамас - зло и невежество.

Вселенная создается и управляется действием и взаимодействием этих трех гун на двадцати четырех атрибутах Природы. Человеческое тело, продукт Космической Природы, необходимо управляется этими тремя творческими качествами. Человек не может стоять смирно - он будет принужден осуществлять действия добра, зла или смешанных качеств.

Тамасические или злые действия делают человека несчастным. Раджасические или энергизирующие действия делают человека нормальным и способным дисциплинировать тело и ум. Саттвические или добрые действия пробуждают Богосознание и ведут человека к области Духа.

Душа находится за пределами творческих вибраторных атрибутов Природы, но когда она отождествляется с умом, жизненной силой и телом, она облекается в их беспокойную активную природу. Как эго, она не может оставаться без какого-то рода организованных умственных, витальных и телесных действий. Эта станза _______________________________________________________________________

*См I:1 (стр. 12) и VIII:6-7

проясняет предыдущий стих о том, что бездействие не может быть достигнуто без некой предварительной внутренне организующей деятельности. Ни один новичок духовного пути не должен мечтать об отдыхе на крыше бездействия, без того чтобы сначала применить активное усилие вскарабкаться по лестнице!

Тот, кто все еще отчужден от своей души, находящейся за пределами всех активных состояний, должен решиться двигаться вовнутрь добрыми действиями, или он будет принужден Природой двигаться вовне материальными действиями или Бого-затемняющими злыми действиями.

Каждый человек брошен как бы в бурную реку деятельности Природы. Если он не плывет, если он пытается оставаться нейтральным, он исчезнет из мира, основной закон которого есть “борись!” Вселенский поток не дает пристанища неподвижному человеку. Тот, кто не движется вперед с мудростью и решительностью, будет несомненно отнесен назад - подобно плавающим обломкам, пойманным течением иллюзии. Но если он непрестанно плывет, он достигнет берега безопасности от свирепой реки!

Безделие или так называемая неактивность действует, как парализующая сила, на ментальные или телесные процессы, не давая человеку возможности принятия свободного решения двигаться вперед или назад. Но Гита утверждает, что даже бездельник не может оставаться полностью в бездействии. Его недисциплинированный ум будет действовать в иллюзии, даже когда его тело сонливо бездействует. Будет действовать его органический процесс жизни, движимый законами природы. Он может лечь и оставить все телесные движения; всеже, без техники йоги, он не в состоянии прекратить деятельность своего сердца, дыхание, церкуляцию крови и деятельность внутренних органов, не говоря уж об активности его мыслей и памяти! Для него бездействие невозможно.

Трудолюбивый честный мирской человек, выполняющий свои обязанности, почитается в Гите выше, чем самообманывающийся отшельник, ведущий бездеятельное немедитативное существование. Медитирующий, тем не менее - будь он домохозяин или отреченный - активно двигается понаправлению к Богу и лучше, чем стоящий мирянин, двигающийся очень медленно к совершенству, исключительно посредством очищающего влияния добрых дел.

Деятельность ума и тела, ведомая разумом души или руководством гуру, называется направляемой мудростью или саттвической деятельностью. Она * состоит из контроля на чувствами, медитации, Мудростью направляемая интроспекции, правильного поведения, моральной деятельность: медитация, дисциплины и духовной культуры. Эта мудростью интроспекция, праведность, направляемая деятельность должна вытеснять и моральная дисциплина заменять неверную деятельность, в которой чувства управляют умом приманками временных удовольствий. Мудростью направляемая деятельность ведет ко внутреннему вечно новому блаженству и, поэтому, должна управлять всей жизнью поклоняющегося.

Когда йог прогрессирует и может освободить свою душу от тела контролируя сердце и отключая ток жизни и пульсацию жизненной силы и ума в теле, он достиг убежища вечного бездейственного спокойствия. Йог, удерживающий сосредоточение на Я, устанавливается в лишенной вибраций спокойной радости Бесконечного. После объединения с Духом, который живет за пределами всех вибраций, тогда только человек может быть свободен от принудительного влияния всех действующих вибраций космоса.

Бездельный, сонливый человек беспомощен; его душа управляется телом и умом. Ординарный человек не может не быть активным, по воле или против воли; но он беспокойно активен и активно беспокоен.Спокойный йог может вовлечь свое тело и ум в интенсивную деятельность, без того, чтобы отождествляться с ними, и может после мгновенно вернуться к своему внутреннему, свободному от действий, состоянию медитативного общения с Духом. Он всегда спокойно активен и активно спокоен.

Стих 6

Индивилуум, насильственно контролирующий органы действия, но чей ум вращается вокруг мыслей о чувственных объектах, называется ханжой, обманывающим себя.

Тот, кто подчиняет свои чувства внешне, а не внутренне, вроде такого отшельника, который отказывается от мирских удовольствий, но постоянно думает об объектах, которых он лишен, находится в самообмане и живет ложью. Ложное чувство самоуверенности и самонадеянности позволит искушению поймать его беззащитным.

На каком бы уровне деятельности человек ни начал свое духовное восхождение - дела долга или служения, альтруизм, религиозное поклонение, медитацию - одухотворение той активности должно начаться в уме, а не во внешнем только поведении.

Многие люди воздерживаются от определенных действий, но не от мыслей о них! Человек может внутренне желать красавицу жену другого, но удерживать себя от вовлечения, боясь неприятностей. Его внутренняя склонность, усиленная от постоянного размышления, тем не менее, очень возможно приведет его к капитуляции искушению.

Уничтожте зло в мысли также, как и в действии. Личности, не гармонизирующие свои мысли с действиями, не могут доверять себе; их внутренние искушения день ото дня набирают силу, вскармливаемые постоянно поддерживающими их мыслями. Те мысли искушения являются настоящей причиной зла. Если внутреннее искушение возрастает до пропорций наводнения, маленькая дамба внешнего самоконтроля смывается прочь. Тамим образом небезопасно внешне оставить дурное действие, а внутренне продолжать вскармливать его. Когда злая мысль станетя достаточно сильной, она разрушит все препятствия внешнего самоконтроля.

Конечно, лучше упражняться хоть во внешнем контроле, чем расслабленно поддаваться искушениям. Человек, принебрегающий моральными законами, только потому что чувствует себя искушаемым, дурной и позорит себя и других. Даже ханжа, если у него есть достаточно умственной силы контролировать его чувственную активность, хотя он и не может удерживать себя от похотливых мыслей, является более хорошим и сильным человеком, чем похвалящийся распутник. По большому счету, тем не менее, это неадекватно контролировать органы действия от внешнего зла без также и контролирования ума - настоящего подстрекателя всех действий. Остающийся в замке, со всеми воротами назапоре, не * может более быть в безопасности, если враги прячутся

Контроль действий внутри самого замка. Если кто-то хочет победить искуше-

начинается с контроля ума ние и быть свободным от физического, социального,

ментального и духовного зол, которые оно приносит, он должен искоренить в себе семя зла, которое иначе может вырости в огромное дерево с плодами несчастья. Подобно раку, внутренние корни зла должны быть удалены, чтобы в противном случае они не распространились внезапно и не уничтожили духовную жизнь.

Чрезмерная сексуальность, жадность до пищи или денег суть “многие глупые и вредные похоти, которые топят людей в разрушении и погибили”* - в конце неизбежно приносят несчастье, после искушения и одоления человека хлороформом временной радости. Обманчивое покрывало наслаждение зла затемняет верное суждение людей, заставляя их выбирать позолоченное наслаждением ядовитое зло и отбрасывать добро. Добро - это сладкое лекарство длящегося счастья, покрытое временной горькой трудностью дисциплины. Каждый должен судить сам и сделать более мудрый выбор.

В преодолении искушения или дурной привычки, человек должен сначала стараться убедить свой ум, давая основания для оставления зла. Затем он должен отбрасывать мысли искушения, когда они появляются, а так же и отказываться от привычных действий. Повторение дурных действий производит и укрепляет дурные мысли; последние ведут к дурным действиям и укрепляют их. Следует сдерживать и то и другое!

Ханжество есть принятие физической позы или манеры поведения, которые неискренно представляют соответствующее умственное состояние.

Гита предупреждает против такой умственной непоследовательности, как ханжество; но она не говорит, что из-за недостатка внутреннего самоконтроля, внешние ограничения должны быть отброшены. Внешний самоконтроль в идеале должен предшествовать и сопровождать внутреннюю дисциплину; тем не менее, всего лишь внешний самоконтроль - лучше, чем полное отсутствие контроля!

Отречься от мирских наслаждений без внутреннего отказа от них значит лишь производить впечатление на других или бежать в меннее трудные отшельни-

ческие условия - что является ханжеством. Но отказаться от мира, чтобы искать Бога позитивным способом, даже если все еще присутствует борьба с внутренними желаниями, есть не ханжество, но духовный героизм. Сидеть, как спокойный йог в позе лотоса, внутренне вовлеченным в мирские мысли, подобно мирскому челове-ку, есть ханжество, если намерение состоит в достижении похвалы и обожания других, скорее чем в обеспечении Божественного блаженства. Но практиковать научную медитацию искренне в контролируемой спокойной телесной позе, даже если ум беспокоен, не есть ханжество, если Бог является целью. Когда-то эта высочайшая форма действия сгармонизирует беспокойное умственное состояние, с помощью спокойной физической позы. Когда ум и тело, оба успокоены йогой, ученик быстро продвигается в направлении радостного состояния Духа.

________________________________________________________________________

* I Тимофей 6:9.

Стих 7

Но тот прогрессирует высочайшим образом, О Арджуна, кто, дисциплинируя чувства умом, непривязанный, держит свои органы активности твердо на пути действий Богоединения.

Тот, кто непривязанностью к чувственным удовольствиям управляет конями своих чувств, удерживая туго возжи ума, держит их на мудростью установленном, предписанным Карма Йогой пути праведного действия; царственный эксперт, он ведет свою колесницу к высочайшей цели.

Человек мирских обязанностей, который держит свои чувства под контролем ума, кто работает только для Бога, и так остается непривязанным к своим собственным желаниям или амбициям, в конце концов, посредством правильного действия, достигнет божественной цели. Ординарный мирской человек ошибочно думает, что он находится в мире чтобы наметить свою личную карьеру. Духовный человек, вовлеченный в материальные обязанности, понимает, что он в мире, не чтобы удовлетворять свои собственные желания и чувственные аппетиты, но чтобы исполнить божественную миссию - достижения Богореализации и освобождения в Нем, посредством служения, наиболее приятного для Бога.

Моральный человек правит своими чувствами посредством ума и остается непривязанным к телу, заботясь о нем только, как исполняя божественно данную обязанность, и кто контролируемыми так чувствами и мудростью, направляет свои органы действия (мозг, руки, рот, ноги, половые органы, речь) на путь праведности во всем, специализируется в деятельности, ведущей к высочайшей цели жизни - достижении Бога и Его вечно новой радости.

Духовный поклоняющийся господствует над деятельностью чувств, контролуруя свой ум в медитации, поворачивая его в направлении к Богу, и принуждая чувства следовать.* Он не привязан к плодам своей медитации; он медитирует, не только для наслаждения высочайшим блаженством, но чтобы доставить удовольствие Богу возвращением домой из путешествия перевоплощений, чтобы воссоединиться с Божеством, по образу которого он создан. Эго побуждение поэтому есть не эгоистическая радость, но желание не осквернить тот совершенный образ. Духовный человек настолько любит Бога, что становится духовным, только чтобы доставить Ему удовольствие. Настоящий поклоняющийся находит свое счастье только в том, что приятно Богу.

Слова Карма Йога (путь труда или действия) использованы в этой станзе для обозначения тех подобающих действий (карма), которые объединяют душу с Духом (йога). Всегда, когда хороший мирской человек, или моральный человек, ________________________________________________________________________

* “Если ум сосредоточен на Боге и продолжает действовать так, чувства будут подчиняться ему. Это как подвешивание иглы на магнит и потом еще другой иглы на нее, и так далее. До тех пор пока

первая игла прикреплена к магниту, остальные будут висеть на ней; но, если первая отпадет, отпадут и другие. Также, до тех пор пока ум твердо фиксирован на Боге, чувства будут послушны ему; но, когда ум отпадет от Бога, чувства также отставят ум и станут неуправляемыми”. - Майстер Экхарт (доминиканский монах 14 века, и известный немецкий мистик).

или медитирующий духовный человек, держит свои чувства под контролем, и пристегивает свои управляемые мудростью желания к органам действия, он двигается по подобающему пути действия. Всякое ведущее к Богу действие есть Карма Йога.

Мирской путь хороших дел составляет долгий путь к Богу. Жизнь моральной дисциплины - быстрее. Медитативная жизнь есть быстрейший путь к Богу.

Медитация может казаться устранением от активности, потому что она требует от новичка отсутствия телесного движения. Но глубокая медитация есть интенсивная умственная активность - высочайшая форма действия. Посредством божественной науки Крийя Йоги, продвинутый йог в состоянии оттянуть свой ум от физических чувств и направить их тонкие астральные способности к их внутренним действиям работы по освобождению души. Такой духовный специалист исполняет настоящую деятельность Богоединения (Карма Йогу).

Это есть наивысший путь кармы или действия. Он ведет прямо к Богу, в отличии от внешней деятельности религии, как церемонии и миссионерская работа, в которых ум живет на наставлениях, скорее чем поглощен настоящим внутренним опытом Бога. Многие проповедуют царство Божье; йоги находят его внутри.

Стих 8

Исполняй обязательные действия, потому что действия лучше бездействия; даже простое поддержание твоего тела было бы невозможно через бездействие.

Никакое достижение невозможно в состоянии инерции; полное бездействие делает невозможным даже простое телесное существование. Поняв, что динамическая активность превосходит обезжизнивающее безделие, человек должен принять те необходимые обязанности, к которым он привязан законами природы, и те божественные обязанности, которые благоприятствуют культивированию души.

Никто не может оставить деятельность жизни и жить - даже бездельник должен поддерживать свое тело. Тем не менее, это не действие само по себе поднимает и очищает, но лишь должные действия. Последние привлекают ученика к пути Духа. Злые действия, напротив, отталкивают вибрации души. Недействие смешно и невозможно.

Когда безделие гипнотизирует эго в неактивность, это может не приносить видимого зла, тогда как злые действия могут быстро привести к ужасным несчастьям. Всеже это занимает долгое время для лентяев, чтобы вернуться к Богу - подталкиваясь медленным эволюционным процессом, действующим даже в видимо инертной материи - в то время как предприимчивый, до какой-то степени неразборчивый бизнесмен, например, может (после оставления зла!) прогрессировать быстро в своем поиске Бога, просто потому что он уже культивировал прогрессивную активность, изобретательность и инициативу! Бездельник по привычке и неразборчивый бизнесмен, все-же имеют одно общее препятствие - обоим очень трудно изменить, им присущие, привычки - так они остаются порабощенными.

Как неправедная бизнес-эксплуатация является социальным преступлением, безделие является духовным преступлением, которое унижает достоинство человеческого существа. Поэтому Гита заклинает человека быть духовно активным и двигаться дальше через должные действия, скорее чем оставаться узником плоти, из-за лени.

В своей Абсолютной Природе, как Дух, Бог трансцендирует всякую деятельность творения, всеже Он работает в каждой атомистической клетке Его обширного тела физического космоса. Бог ожидает от человека, созданного по Его образу, аналогично осуществлять обязанности, связанные с его повседневной жизнью и поддержанием тела, и, в то же время, оставаться внутренне поодаль, царствуя в своем душевном восприятии.

Ум в связке с чувствами должен трудиться. Ум, вовлеченный в Бога, становится неактивным и трансцендентным, как Дух. Любой, кто может постепенно преобразовать работу жизненного тока в теле, отключая жизненную силу от нервов-телефонов и отсоединяя ум от чувств, достигает настоящего неактивного состояния Духа. Когда йог этим методом достигает савикалпа самадхи, он может держать свое тело в Боге неограниченно, если он желает того - оставаясь над всеми действиями.

В высочайшем состоянии, нирвикалпа самадхи, йог сознательно соединен с Богом, без необходимости подавления деятельности тела. Будучи единым с Высочайшим и не имея личных желаний, он осуществляет все свои действия только чтобы ублажить Бога.; отсюда они называются неактивными действиями (нишкама карма, свободными от желания действиями, не производящими связывающих следствий). Когда человек действует только, чтобы ублажить Бога, он достиг настоящего духовно неактивного состояния, свободного от надлежащих обязанностей и от кармического принуждения, происходящего от действий.

Высочайшая надлежащая деятельность, поэтому, состоит в практике тех методов медитации, через которые ученик окончательно освобождается от мирских карм.

Превращение в отреченного и оставление медитативных активностей, также как и мирских, не освободит человека от отождествления с телом и его других врожденных кармических тенденций. Отреченный, удовлетворяющийся простым * удалением от мира и не совершающий определенного Предостережение монахам, усилия достигнуть Бога посредством медитации, не оставляющим мир достигает конечной цели. Но живет ли йог в миру, как семейный человек, или в стороне от мира, как отшельник, если он изучает верную технику медитации у истинного гуру и прилежно практикует ее и живет праведно, со временем он сожжет все накопленные дурные тенденции прошлых жизней и освободиться чтобы соединиться с Богом.

Обращая внимание на должные действия, эта станза Гиты является предостережением, адрессованным специально монахам и всем отреченным, покидающим мир, с целью жить в даровом жилище и там проводить время в еде, сне, чтении и разговорах, делая очень немного вдохновляющей работы для себя или других. Такие монахи по необходимости станут лентяями; они живут на зарабтанное тяжело работающим мирским человеком, без исполнения своей обязанности предоставлять взамен духовное или материальное служение.

Бездельник не исполняет свой долг по отношению к Творцу или обществу, содержащему его. Отшельник, посвящающий всю свою жизнь искреннему усилию в медитации, исполняет часть своего долга, пытаясь найти и любить Бога, и этим одухотворить свою собственную жизнь. Улучшить себя значит помочь обществу примером добродетели и улучшением хотя бы одного его члена!

Но йог (монах или домохозяин), исполняющий свой долг перед Богом, а также и перед миром, некоторой формой положительного служения, является наиболее высоко развитым типом существа. Он становится мастером (сиддхой), когда посредством такого должного действия он достигает высочайшего неактивного состояния (нирвикалпа Богоединения), свободного от кармических следствий деятельности, и наполняется блаженством Духа.

Природа праведности: исполнение всех работ, как приношения (Яджна)

Стих 9

Мирские люди кармически связанны действиями, отличными от тех, исполняемых как яджна (религиозные ритуалы); О Сын Кунти (Арджуна), трудись непривязываясь, в духе яджны, предлагая действия, как приношения.

Мирские люди действуют с эгоистическими мотивами и желанием приобрести материальную выгоду и счастье. Благодаря той склонности, они кармически привязанны к земле последовательными воплощениями. Йог же стремиться делать добрые дела в духе неэгоистичности и непривязанности; этим он ускоряет эволюцию по направлению свободы души. Все такие освобождающие божественные обязанности можно называть яджна.

Слово яджна имеет много значений. Оно относится не только к ритуалистическому поклонению, но к жертвоприношению или подношению, возлиянию предложенному священному огню; это также и сам огонь, и Божество (Вишну)*, которому делается приношение. Яджна есть любое неэгоистическое действие или приношение исключительно Богу. Это религиозный ритуал, в котором душа предлагает себя, как приношение в Огне Духа.

___________________________________________________________________

* Ведические писания заявляют, «Яджна истинно является собственным Я бога Вишну» (Тайтирья Самхита1:7.4) Действия, исполняемые, как яджна, поэтому, исключительно для Бога. Как приношения Ему, они должны быть совершенно чистыми: свободные от желания и без эгоизма и эгоистического мотива.

Жертвоприношения Огня описываются в Индийских писаниях следующим образом:

1. Питри Яджна - Жертвоприношения предкам, т.е прошлому, сущность мудрости которого просвещает человека сегодня.

2. Нри Яджна - Предложение пищи голодным, т.е., ответственность в настоящем, его обязанности перед современниками.

3. Бхута Яджна - Предложение пищи животному царству, т.е., человеческий долг перед менее развитыми формами творения, инстинктивно привязанными к телесному отождествлению (иллюзия, влияющая и на человека также), но которым не достает того качества освобождающего разума, присущего человечеству. Так, церемония Бхута Яджны символизирует человеческую готовность помогать слабым, как в свою очередь человек опекается неисчислимыми заботами более высоких невидимых существ. Человечество также обязано обновлять дары самой природы, изобильные в земле, море и небе. Эволюционный барьер общения с Природой, животными человеком и астральными ангелами преодолевается так учреждениями молчаливой любви.

4. Дэва Яджна - Предложение жизненного тока от чувств, как жертвоприношения душевному видению. Этот “ритуал Богам” осуществляется продвинутыми йогами, как предварительный шаг к пятому ритуалу.

5. Брахма Яджна - Предложение души на алтарь все-проникающего Духа. Эта окончательность доступна только после выполнения с верой предыдущих четырех церемоний, которые внутренне также как и внешне признают человеческий долг перед (1)прошлым, (2) настоящим, (3) мирами более низких существ, и (4) мирами более высоких существ. Так выказывая верность творению, человек удостаивается коснуться каймы одежды Творца.

Большинство людей думает о религиозных ритуалах, как исполнении ординарных церемоний. Формальное поклонение лучше мирских действий, но, в себе самом, не дает мудрости. Когда внешний ритуал * соблюдается с подобающим произнесением звуков и Эзотерическое значение

Концентрацией, это в результате производит некото- ритуала огня в свете йоги

рый мир даже в мирских людях, потому что отвлекает

их умы от материальных забот к духовному спокойствию внутри. Но когда такие ритуалы привычно исполняются лишь механически, они не дают ни мира, ни мудрости, и никакого иного блага.

Формальный ритуал в Индии подливания в огонь очищенного масла (гхи) - форма огнем-очищенной материи - символизирует объединение жизненной энергии с космической энергией.

Инициированный в данной гуру медитации осуществляет эзотерический настоящий ритуал огня, предписанный Индуистскими писаниями. Он оттягивает свою жизненную силу от сенсорных и моторных нервов и возливает ту энергию на священные огни жизни, собранные в семи оккультных церебро-спинальных центрах. Когда йог отключает жизненный ток от этих нервов, он обнаруживает свой ум отсоединенным от чувств. Это действие отключения жизни от тела и объединения той энергии со светом Бога есть высочайшая яджна, истинный ритуал огня - бросание маленького пламени жизни в Великий Божественный Огонь, сжигание всех человеческих желаний в божественном желании Бога. Затем йог берет свой оттянутый от чувств ум и бросает его в огонь Космического Сознания; реализуя (понимая) в конце концов свою собственную душу, как нечто совершенно отличное от тела, он бросает то Я в огонь Вечного Духа.

Истинный экзотерический ритуал огня - посредством которого телесная жизнь объединяется с Космической Жизнью, и человеческие ум и душа объединяются с Космическим Умом и Духом - состоит в предложении правильных действий Богу, без желания или привязанности.Такие *

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


© 2010 Рефераты