Рефераты

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 2

p align="left"> Джордж Истмэн, основатель Истмэн Кодак Компани, кто изучал йогу у меня, заметил в одной из наших бесед, что прогрессивный человек должен иметь два основных интереса: работу, которой он поддерживает себя и семью, и творческое призвание, стимулирующее и радующее его. Я согласился, но в добавок представил принцип, гармонирующий с учением Юхагавад Гиты, советующий каждому индивидууму исполнять по крайней мере минимальные обязанности, для удовлетворения своих нужд и долга, а также посвящать немало своего времени божественной деятельности и Богообщению, чтобы удовлетворить желание и нужду своей души. Прогрессивный человек всегда конструктивно и духовно занят. Бездельники, оставляющие свои естественные обязанности, никогда не обретут удовлетворения или божественного освобождения.

В борьбе за существование в этом измученном несчастьями мире, человек иногда должен идти на компромис, в соответствии с ближайшей необходимостью, * но если возможно, он должен следовать призванию, Противодействие врожденным карми- гармонирующему с его внутренними ческим ограничениям, посредством исполь- способностями; и в то же время он зования свободной воли в действиях долга должен серьезно искать Бога. Ему следует понять, что его настоящее воплощение и ситуация суть результаты прошлой кармы, прарабдхи, следствия прошлых действий, исполненных в ответ на тройственные качества Космической Иллюзии. И далее он должен обдумать, что его действия в этой жизни находятся под влиянием Космическо Природы, его собственной прошлой кармой и его неотъемлемой способности действовать свободно.

Способность действовать по своему свободному выбору есть пурушакара. Вырабатывание массивной прошлой кармы настолько перегружает большинство людей, что они имеют слишком мало шансов выразить эту способность свободного выбора. Поэтому каждый индивидуум должен постепенно учиться противодействовать влияниям прарабдхи, следствий прошлых действий, сознательным стремлением использовать пурушакару, душевную способность действовать свободно. Закон гласит: “Чем больше на человека влияет прарабдха, тем меньше у него способности действовать свободно; или , чем больше его способность пурушакары, тем меньше сила прарабдхи”. Следствия прошлых действий, прарабдха, можно уничтожить исполнением начатых по свободной воле должных действий, без привязанности или отвращения , для радости Бога, а не телесно-привязанного эго.

Без помощи правильного действия, индивидуум не может не обращать внимание на влияние прошлой кармы и только лишь по собственному свободному выбору освободиться. Например, человек, рожденный с телесным сознанием, из-за прошлой кармы, не может внезапно прекратить поддерживать тело, или удержать его от исполнения своих функций, только потому что он избирает непрерывное Богоединение. Даже если он хочет только оставаться в состоянии Богореализации

в самадхи, его тело принуждает его выдыхать и вдыхать, и тем принуждает его ум оставаться на беспокойном плане чувств. Поклоняющийся поэтому должен использовать свой свободный выбор, чтобы изучать и практиковать настойчиво йоговский метод трансцендирования телесного сознания, чтобы он смог постепенно преуспеть в отключении своего ума от чувств, тела и дыхания; тогда он может обрести желанное самадхи, состояние сознательного слияния с Богом. Каждый день после медитации, он должен возвращаться к исполнению своих нормальных физических, ментальных, общественных и духовных обязанностей. Так, методическими шагами и сбалансированно, каждый человек, какой бы то ни было природы, может достигнуть своего собственного спасения.

Стихи 47-48

(47) Исполнение, даже несовершенное, своей собственной дхармы лучше чем совершенное исполднение чужого долга. Действующий должным образом по своей врожденной природе, не совершает греха.

(48) О отпрыск Кунти (Арджуна), человеку не следует бросать своего врожденного долга, даже если исполнение оного в чем-то несовершенно, так как все начинания омрачены недостатками, как пламя дымом.

Арджуна был воином, как по рождению, так и по способности. На поле боя он впал в отчаяние и верил, что ему не следует сражаться.Но Господь Кришна указал ему, что это его долг защищать своих благородных родственников от нападающего врага. “О Арджуна”, - сказал Кришна, - “несмотря на то что твой долг воевать омрачен убийством, всеже это лучше исполнять тот долг, чем принять роль ненасильственного святого - и тем самым позволить злу уничтожить твоих добрых родичей”.

Божий закон кармы, опрерируя через Космическую Природу, требует своей справедливой компенсации. Кто бы не воображал, что он может избежать результатов своих собственных действий - из которых *

в значительной мере состоят его настоящая природа и Человек действует против

обстоятельства - пытаясь избежать своих очевидных своих высших интересов,

обязанностей, ведет себя невежественно, т.е. грешно. уклоняясь от своего

Этим он упражняет и фактически усиливает, какие бы природного долга

ложные склонности он не имел. Космический Закон

следит за тем, чтобы исполнялись обязанности, приходящие к человеку в естественном течении его жизни, и которые он должен исполнять для своего собственного блага. Поэтому не следует поддаваться эгоистическим предпочтениям чего-то другого, как бы хорошо он, по его мнению, не был бы способен сделать это; а также не отказываться от своей ответственности, из-за каких-то неприятностей, связанных с долгом, но скорее исполнять свой естественный долг радостно и с готовностью, насколько позволяют его способности. Человек невежественно действует против своих собственных высших интересов, когда уклоняется от своих естественных обязанностей, которые требуются Космическим Законом, в конечном итоге для его спасения. Исполнением праведных обязанностей, данных ему божественным законом, для его собственного улучшения и развития, и посвящением этих действийй, в качестве подношений, Богу, он не только выплачивает свой кармический долг, но в конце концов полностью отменяет его.

Он должен быть выплачен, и всеже, даже если человек пытается выполнять осторожно и охотно обязанности, естественные для его типа (шудры ли, вайшьи, кшатрии или брамина) влияние трех качеств на его настоящие мысли и действия “подпортит” его усилия. Совершенство - не от мира сего; как дым сопутсвует пламени, так и несовершенства сопутствуют человеческим действиям до тех пор, пока он остается под воздействием тройственных качеств Космической Природы, чьи законы управляют творением. Но исполняя свои обязанности прилежно, насколько это возможно, посвящая эту работу Богу, медитируя глубоко, чтобы чувствовать Божье направляющее присутствие, человек в конце концов понимает сущностное совершенство своей души и ее единство с безупречным Духом.

Имеется также и более глубокое значение в духовной интерпретации этих станз, имеющее значение для аллегории Гиты, описанной в Главе I: Путешествуя в колеснице медитации, управляемой возничим Космическим Сознанием, Кришной, ученик Арджуна, внезапно впадает в отчаяние. Он вопрошает Боговосприятие в себе, не лучше ли было бы для него воздержаться от убийства стрелами самоконтроля своих враждебных психологических родственников (естественные физические и ментальные инстинкты и желания чувственных удовольствий), чтобы сохранить также своих праведных ближайших родственников (разум, спокойствие, божественную жизненность, воздержание, приверженность добродетели и других).*

Арджуна рассуждал, что это “противоестественно” убивать нормальные инстинкты физического тела и заменять их сверхнормальными инстинктами души. Но Господь являет, через интуицию Арджуны, что истинным долгом человека является оставаться в блаженной природе души, пребывающей за пределами неизбежных кармических следствий, порожденных тройственными качествами, скорее чем погружаться в болезненное итсполнение сложных обязанностей, диктуимых чувствами и физическим эго (См. также III:35).

Неважно сколь трудно для человека исполнять свой высочайший врожденный долг, а именно, выражать божественные душевные качества, ему не следует поддаваться и бросать себя эгоистическим *

дурным привычкам и чувственным искушениям. Высший долг каждого человека

Не следует ему и оставлять борьбы в медитации, - выразить качества души

хотя и кажущейся бесплодной. Даже если его уси-

лия приносят несовершенные результаты вначале он не должен падать духом. Влияние иллюзии и тройственных исключительно сильно, портя даже самые

___________________________________________________________________

* Эта рационализация Арджуны проти борьбы со своими враждебными чувственными родственниками - почемубы не сохранить чувственные наклонности наряду с духовными качествами, если уж и те и другие являются членами одной семьи сознания? - хорошо объяснена в Главе I:32-47.

доблестные усилия аспиранта до тех пор, пока - наконец победитель! - он необратимо установится в чистой природе души.

Кришна, таким образом, советует: “О Арджуна, следуя йоговской деятельности медитации и постоянно оставаясь в восприятии своего собственного блаженного Я, во время исполнения деятельноститолько для Бога, ты навсегда избежишь несчастий и грехов, неотделимых от эго-сознания”.

45 Bhagavad Gita 44 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p. 1069- 1103)

Итог учения Гиты:

как достигается Богопознание

Стих 49

Тот индивидуум достигает высшего совершенства - бездейственного состояния реализации через отречение - который держит свой интеллект всегда отсоединенным от мирских привязанностей и страстей*, кто побеждает в обретении вновь своей души, и кто не имеет желаний.

Тот поклонник достигает “наивысшего совершенства” своего индивидуального воплощенного статуса, когда он познает свое истинное Я, душу, как в сущности Божье трансцендентное сознание, незатронутое телесными переживаниями, подобно Господу, неизменному за пределами деятельности, которую Он проявляет через Космическую Природу. Путь к освобождению лежит через это понимание Я, слияние с Богом и через это состояние Богопознания души, исполняющей при этом должные действия. Любой индивидуум может достичь этого высшего неактивного состояния, посредством отречения от всех плодов действий: исполняя все должные действия без допускания в свое сердце каких-либо симпатий и антипатий, не имея материальных желаний, и чувствуя Бога, а не эго, Исполнителем всех действий.

Йог, непривязанный к своему собственному телу или своей семье, или миру, при том что он радостно работает для них с единственным желанием обрадовать Бога; кто полностью контролирует свой ум (манас), интеллект (буддхи), эго (ахамкару) и сердце (читту); кто свободен от всех желаний чувственных наслаждений; и кто трудится отрекаясь от плодов своих трудов, становится свободен от причиняющих перевоплощения тройственных качеств смертных и естественных действий. Сознание такого йога отдыхает в неизменности вечного Духа.

Стих 50

О сын Кунти (Арджуна), услышь от Меня вкратце, как достигающий такого совершенства находит Брахмана, высшую кульминацию мудрости.

__________________________________________________________________

* Асактабуддхи: букв., “…кто удерживает свой интеллект вечно непривязанным”. Буддхи, разумная способность души, когда чиста и неизвращена влиянием манаса, чувственного ума, является открывающим правду, влекущим сознание к его родному состоянию в истинном Я, душе. См. I:1.

Йог, достигнув неактивного состояния трансцендентной реализации души, этим освобождает себя от эффектов трех качеств Природы и от своей собственной индивидуальной кармы. Отсюда, он дотигает единства с Брахманом, являющегося совершенством всего знания - полного цветения своего понимания истины в единстве с Истиной, Всезнающим Духом. В этом состоянии он полностью понимает свое тождество с Высочайшим Господом - Тем, кто остается выше всех вибраторных действий, хотя Он и проявляет из Себя все действия творения. За одно с Богом, йог учится действовать без привязанности, подобно Богу.

Станы 51 - 53, кратко характеризуют йоговскую практику, необходимую для достижения высшего состояния единства с Духом.

Стихи 51-53

(51) Поглащенный в полностью чистом интеллекте, подчиняя тело и чувства решительным терпением, оставляя (насколько это возможно) звук и все другие чувственные путы, отбрасывая привязанность и отвращение;

(52)Оставаясь в уединенном месте, питаясь легко, сонтролируя тело, речь и ум; всегда поглощенный в божественной медитации и йогу, объединяющую с душой;обладая бесстрастием;

(53) Умиротворенный, отказывающийся от эгоизма, власти, тщеславия, похоти, гнева, обладания вещами и от сознания “я и мое” - он достоин стать одним с Брахманом.

Тот поклонник достоин обрести Брахмана, Дух, чей различительный разум (буддхи) послностью свободен от порчи чувственных пут, сознает лишь чистоту душевного блаженства; кто решительным терпение (дхрити) удерживает свое восприятие сосредоточенным на Я, оставаясь устойчивым в сознании души, никогда не отождествляясь с физическим эго его телесными инструментами; кто оставляет всю роскошь пяти чувств (начиная с соблазнительной беседы с другими - желания слышать и быть услышанным); и кто, свободный от симпатий и антипатий, удовлетворяется лишь необходимым для поддержания жизни.

Такой йог, обладая божесственным бесстрастием (вайрагьей) отсоединенности от мирских объектов и желаний, практикует саттвическую дисциплину аскетизма тела, речи и ума (см. XVII:14-17). Ведя святую жизнь, он не только остается во внешне тихом месте, располагающим к медитации и духовному спокойствию, но также, воспринимая в йоговской медитации душу, ум и жизненную силу в их наиболее внутреннем тонком позвоночном туннеле побега от тела (брахманади), остается там, переживая реальное, свободное от чувственного беспокойства, уединение, ведущее в вездесущие Духа.

Душа, ум и жизненная сила йога в медитации самадхи должны были пройти через три внешних туннеля (сушумну, ваджру, читру), чтобы достичь внутреннего канала брахманади - окончательный выход из телесной тюрьмы к свободе Брахмана*.

_________________________________________________________________

* Брахманади, читра, ваджра и сушумна суть тонкие цереброспинальные проходы, через которые

Тот йог не только легко питается материальной пищей - чтобы телесная болезненность от переедания или неправильного питания не отвлекала его медитирующий ум - но он может также поддерживать себя полностью на эфирной пище космической энергии, поддерживающим жизнь свете Божьем. Питание тем светом делает не необходимым зависимость от солнечного света, кислорода, жидкой и твердой пищи, считающимися существенными для физического существования. Так, в этой станзе “питание светом” (лагхвасин)* имеет двойное значение - шифр в игре слов, типичный для Индуистских шастр - относящееся к жизни не только на всего-лишь, но на космической энергии, свете, или эфирной “пище”.

Иисус Христос, парадигм йоги, или Богоединения, также выражал тот же принцип, когда говрил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих»** Это значит, что триллионы клеточных батарей тела не живут исключительно от внешних источников “хлеба” - жидкостей, твердых в-в, газов, солнечного света - но от внутреннего источника космического жизненного-тока, втекающего в тело через медулу, “уста Бога”, а оттуда “из уст Божьих” во все части и активности тела. Такой йог, живя на эфирной космической жизненной силе, достигнув господства над этой жизнедающей энергией, знает, как в медитации оттягивать свою жизненную силу от центра речи и от других астральных позвоночных центров, управляющих всеми телесными чувствами, и как растворить ту освобожденную жизненную силу в ум и чувство, а затем слить их с блаженной душой.

Йог, способный так отсоединить свой ум от притяжений материальных и тонких чувственных объектов, больше не остается отождествляемым с физическим эго и его привязанностями как к физическим, так и чудесным способностям, или к “комплексу превосходства” гордыни, или к спящим чувственным желаниям, или обладанию. Он свободен от гнева, происходящего от препятствий желаниям и склонностям, свободный от желания к роскоши (что я часто называю “не необходимые необходимости” жизни) и свободный от сознания “я и моё”. Такой йог готов слиться с Брахманом.

Стих 54

Погружаясь в Брахмана - спокойный душой, не жалующийся и не желающий; видящий равенство во свех существах - он обретает высшую преданную любовь ко Мне.

Когда йог неуклонно установился в Брахмане (хотя еще и не полностью

_________________________________________________________________

жизнь и сознание души нисходит от Духа в причинное, затем астральное и наконец в физическое тело (см. I:4 -6). В глубоком самадхи душа восходит через эти туннели в обратной последовательности, чтобы убежать от тех трех тел и воссоединиться с Брахманом, Духом.

* От санскритского лагху (свет, или мало) и асин (питание); т.е., метафорически, та пища, которая легкая или эфирная, тонкая жизненная сила или космическая энергия.

** От Матвея 4:4.

освобожденный), его сердце, необеспокоенное иллюзией, пропитывается вечным блаженством. Единый с имманентно-трансцендентным Духом, он понимает все

вещи как свое собственное Я; и всеже, подобно неизменному Господу, он незатронут ими. Так как его сознание пребывает выше всех разрушительных и конструктивных трансформаций в природе, он не горюет по поводу неприятных перемен и не желает приятных, и видит Бога, одинаково присутствующим во всех существах.

Такой совершенный йог не только един с Абсолютом, отождествляя себя с Богом; он может также отделить себя, вновь обретая свою индивидуальность, и не теряя Боговосприятия, и в этом состоянии, с седрцем исполненным высшей преданной любовью, наслаждаться блаженством Брахмана. Перефразируя хорошо известную аллегорию, он тогда подобен сахарной кукле, которая стремилась измерить глубину Океана Божественного Нектара. Войдя в море, она поняла, что тает. Кукла возвратилась спешно на берег, думая: “Зачем терять себя, измеряя божественную сладость? Я уже знаю, что Океан действительно очень глубок, а Его нектар превосходно сладок” . Так сахарная кукла выбрала воспринимать Океан Сладости через изолированное сознание индивидуальности. Аналогично, поклонник может любить единение с Бесконечным, и всеже любить даже больше радость Бога, переживаемую при сохранении своего индивидуального существования. Последнее является состоянием высшей преданной любви.

Стих 55

Посредством той высокой любви он понимает Меня и Мою природу - что и кто Я есмь; узнав эти истины, он быстро входит в Меня.

Сначала йог, как отдельное существо, посредством высшей любви воспринимает Бога и понимает Его истинную вечно-сущую, вечно-сознательную, вечно-новую Духовную природу. После этого опыта Бога, через восприятие своего четкого индивидуального сознания, йог становится единым с Ним.

Стих 56

Сверх исполнения с верой всех своих обязанностей, обретая убежище во Мне, по Моей милости, поклонник обретает вечное, неизменное состояние.

Ученик видит Бога, как Убежище всех тварей и включая и себя, возвышающееся над всеми другими силами. Без привязанности к плодам своих усилий, он постоянно занимается йоговскую деятельность Богоединения и всеми другими божественными обязанностями, чтобы только доставить радость Богу. После удовлетворения всем требованиям законов освобождения, йог в конце концов находит, по свободному дару Божьей милости вечное состояние освобождения.

Качество медитации и других действий йога, помощь гуру и милость Бога - вот три условия освобождения. Независимо от того, как сильно поклонник стремится к спасению - а от него требуется всем сердцем стремиться к Богу - то усилие составляет лишь 25% условия освобождения. Другие 25% зависят от благословение его гуру, духовно стимулирующего стремление ученика. Но помощи гуру и усилия ученика недостаточно - необходимо иметь Божью милость, которая, можно сказать, составляет 50% тех условий.

Бог, Творец космического закона кармы, обязывающего человеческую жизнь, является единственным Судьей в том, удовлетворил ли поклонник всем законам духовного поведения, необходимого для освобождения. Тем не менее, ученик, который с помощью своего гуру, удовлетворяет все законы и затем вызывающе ожидает немедленного освобождения, не найдет его. Бог не является математически произведенным выигрышем! Но, если поклонник удовлетворяет божественные законы и также обладает совершенной любовью к Богу - “обретая убежище во Мне” - та альтруистическая любовь вызывает Его милость.

Человек создан по образу Божьей любви, и, выражая безусловную любовь, он может снова уподобиться Отцу, сливаясь с Ним и отбрасывая свою приобретенную вторую природу смертного существа.

Стих 57

Умственно посвящая все действия Мне, считая Меня Высшей Целью, занимаясь буддхи-йогой (единением, посредством интеллектуальной мудрости), постоянно пропитывай свое сердце Мной.

Господь Кришна так призывает своего ученика,Арджуну,: “О ученик, отделяя свой интеллект от физического эго и его представления о себе, как об исполнителе порожденных чувствами действий, соединяй свой чистый интеллект с Богом, чувствуя Его, как Деятеля всех твоих дел. Объединением своего разума с Высшим Существом, удерживай свое сердце пропитанным Им”.

Когда, в исполнении действий, сердце (читта, чувство) поклонника отождествляется с привязанным к телу эго, оно запутывается в материальных объектах, чувственных опытах и материальных действиях. Но когда в исполнении действий сердце поклонника ассоциируется с Богом, оно перестает быть запутанным какими бы то ни было действиями, или симпатиями и антипатиями, благодаря исчезновению эго. Каждый поклонник должен исполнять наждежащие и медитаивные действия, думая о Боге; и, размышлением, должен устранить свю власть эго, узурпатора на телесном троне. Такой йог, с разумом пропитанным Богом, всеми действиями, исполняемыми только для Него, обнаруживает свое сердце наполненным блаженством Духа. Меньшим удовольствиям чувств там нет места.

На внутреннем духовном плане медитативной деятельности, решительный йог, полностью сосредоточенный на Боге и любящий Его, соединяет свое сознание с восходящими освобождающими душевными силами различительной мудрости (буддхи) в тонких цереброспинальных центрах божественного восприятия. Эго, с его нисходящими, склонными к материи силами чувственного ума (манаса), таким образом трансцендируется (См. I:1). Достигая так буддхи-йоги в медитации, йог восстанавливает правление души над всем телесным царством.

Стих 58

С сердцем, поглащенным Мною, и по Моей милости, ты преодолеешь все препятствия; но если, благодаря эгоизму, ты не послушаешь Меня, ты встретишь смерть.

Йог, сосредоточивший свое сердце на Боге, находит, по Его милости, что все предыдущие материальные пороки его сердца - чувственно-склонные симпатии и антипатии - устранены.После объяснения этого, Господь остерегает своего ученика относительно предательского эго:

“О Арджуна, если вместо того, чтобы послушаться Моего совета об освобождении, ты продолжишь возвышать физическое эго, считающего себя делателем, всех человеческих дел, ты будешь запутан в действиях, ведущих к перевоплощениям и уничтожишь свои шансы спасения”.

Господь Кришна не имел ввиду, что допустив одну ошибку под влиянием эго Арджуна бы навсегда разрушил свои шансы освободиться; скорее, из-за смешивания с производящим несчастья эго он бы временно потерял возможность спастить. Неважно, как глубок и продолжителен, грех он не может навсегда уничтожить душевное сознание божественного происхождения.

Значение этого таково, что когда эго-сознание даже временно подменяет собой Богосознание, в праведности или в мелдитации, желание спасения теряется - а наряду с этим, требующееся усилие - на короткое или долгое время, из-за осложнений, создаваемых иллюзорными эгоистическими желаниями.

Стих 59

Если, припадая к эго, ты говоришь: “Я не буду бороться”, - бесплодна твоя решимость! Пракрити, твоя врожденная природа, принудит тебя сражаться.

Господь говорит своему ученику: “Если ты ассоциируешь себя с эго,О Арджуна, ты усвоишь его временное неразумное отвращение к праведной войне, и решишь не идти в бой. Но такая плохо продуманная решимость, не продлится долго; принуждаемый своим внутренним инстинктом воина, ты должен будешь воевать”.

Последующее объяснение, возможно приложимое ко внешней личной жизни Арджуны, более глубокое его значение относится ко внутренней духовной борьбе поклонника. Господь таким образом открывает следующую мудрость:

“С Божьей помощью, О Арджуна, твоя врожденная природа (самскары) из прошлых воплощений сделала тебя ветераном-воином против чувств с самого твоего рождения. Но твое временное отождествление с физическим эго, заставляет тебя чувствовать, что это справедливо слушаться его приказаний воздержаться от уничтожения твоих враждебных “родственников” - материальных чвственных склонностей. Это ошибочное заключение мимолетно. Как прирожденного борца с чувствами, твоя собственная природа принудит тебя действовать иначе. Итак для тебя лучше принятся за исполнение своего праведного долга, так как твои самскары предоставили тебе эту настоящую прекоасную возможность установить благословенное царство души. Так, с ее солдатами разума, спокойствия, самоконтроля, мира, сосредоточения любви к добру и другими божественными качествами, а также посредством силы йоги и бесстрастия, ты можешь победить эго и его негодную орду горетворных чувственных страстей”.

Стих 60

О сын Кунти (Арджуна), скованный своей собственной кармой, присущей твоей природе, то, что ты не стал бы делать под влиянием иллюзии, ты будешь беспомощно принужден сделать.

Господь подчеркивает далее Арджуне (интуитивному восприятию ученика) принуждающее влияние внутренней природы:

“О Арджуна, хотя ты и попался в западню неразумности и не желаешь покорять своих “родственников” , враждебные привязанные к телу чувственные склонности, ты не сможешь игнорировать врожденную природу, приказывающую тебе сражаться и завоевывать их. В твоей прошлой жизни ты был борцом против чувств, Арджуна. Вот почему в этой жизни ты родился с волей к борьбе против чувственных страстей пока полностью не установтся душеное царство блаженства. Даже если ты попытаешься оставаться нейтральным, ты найдешь себя автоматически инстинктивно сопротивляющимся этим телесно-привязанным силам. Тебе лучше следовать праведным приказам своей внутренней природы и сознательно и охотно завоевать эти чувственные орды, чтобы ты мог освободиться от их пут навсегда. Если ты колеблешься или борешься невольно с чувствами, ты можешь не оказаться способным подчинить их. Твоя симпатия к чувственным склонностям, выраженная в твоем недостатке желания бороться с ними, может развить в тебе вместо этого большее желание удовлетворить их требования. До тех пор пока ты приравниваешь счастье к эго-ассоциируемыми чквствами, ты лишаешь себя высшего удовлетворения истинного душевного блаженства”.

Радость в человеческой бессмертной, всеблаженной душе не зависит от чувственных опытов. В своем естественном состоянии душа остается всегда сознательной относительно своей сущностной экстатической радости. Но когда * душа, отождествленная с физическим телом и По своей сущностной природе чувствами, становится псевдо-душой, или эго, человек принуждается искать ближе всего она подходит к воспоминанию о душевную радость душевной радости только в состоянии спокойного феномена сна.Вот почему, когда бы телесно-связанное эго устает от игры с беспокойными чувствами и от обслуживания их, она бессознательно влечется скрытым блаженством души искать подсознательное состояние сна. В меньшей радости сонного состояния, эго невольно получает напоминание о его изначальной природе, а именно, блаженной душе. Будучи слишком беспокойным, чтобы помнить это душевное блаженство во время дня, эго еженочно притягивается в палату подсознания, чтобы чувствовать душевную радость, обморочно выраженную в негативном состоянии сна. В этом смысле состояние сна является принудительной внутренней1 природой эго, подстрекая его искать свое счастье за пределами чувственного опыта.

Душевное блаженство невообразимо более радостно, чем даже наиболее желанный сон, после долгого периода насильственного бодрствования. Через йоговскую практику, эго может пересечь состояние подсознательного сна и войти в бессонное сверхсознание, своей изначальной блаженной душевной природы. Тем не менее, эго обычно не удается достигнуть сверхсознательного состояния, из-за сильного притяжения резвых чувств. Однако, в подсознательном сотоянии глубокого сна эго действительно получает хотя бы проблеск своей скрытой сущностной радости.

Анализирование сна, как состояния дающего радость без посредства чувств, дает ценный урок эго - демонстрацию того, что высшая радость может быть найдена, если эго сможет сознательно наслаждаться сном и пройти за его пределы к сознательному экстазу. Через продолжительную практику йоги, подсознательное состояние сна эго может быть постепенно замещено сверхсознательным экстазом души.

Какое же это счастье, что когда принудительная сила чьей-то приобретенной внутренней природы подталкивает его к истинной природе души, как в этом частном случае, где прошлая хорошая карма Арджуны побуждает его к большим душевным победам. Но в менее продвинутом ученике, некоторые врожденные склонности могут предстать сильными препятствиями к духовному прогрессу. Хорошая иллюстрация этого дается в следующем рассказе, предлагаемом Свами Пранабанандой, “святым с двумя телами”*, в его комментарии на Гиту:

“Духовный практикант-новичок, испытывая проблеск сверхсознательной радости в глубокой медитации, решил отказаться от сна полностью и практиковать йогу всю ночь. Несколько часов он медитировал с энтузиазмом; затем временное затишье случилось в его концентрации, и его “ворой природе”, сон с его привычкой удовлетворения подсознательной радостью - начал утверждаться. “Я _______________________________________________________________

* См. Автобиография йога, Глава 3.

медитировал три часа”, - подумал новичок , - “и заслужил право вдремнуть на

мгновение, а затем я сяду и проведу еще шесть часов в медитации, до рассвета”. Думая, что его воля сильна, человек прилег отдохнуть на минутку; но его вторая природа принудила его продолжать спать. Когда он проснулся, была уже заря. Тогда он понял неэффективность попыток игнорировать столь решительно требования сна, принуждения его второй натуры. Как истинный йог, он научился постепенно заменять состояние сна радостным сознательным восприятием души”.

Лахири Махасайя - гуру Свами Пранабананды и моего гуру, Свами Шри Юктешвата - следовал должным правилам йоговской медитации и самодисциплины, прилагаемой со здравым смыслом; и в более поздем периоде своей жизни он был способен поэтому совершенно оставить сон, оставаясь зауюченным в бодрствовании божественного общения.

Неопытный аспирант, пытающийся не спать, чтобымедитировать всю ночь, игнорируя свою вторую натуру, т.е. привычку спать, рано или поздно, * беспомощный и безвольный, будет принужден Искусство обуздания своих спать. Если он будет упорствовать в бессоннице, естественных тенденций лежит он обнаружит себя “садящимся между двумя в постепенных психофизических усилиях стульями”, не медитирующим и не спящим. Посредством неправильной медитации, омраченной полу-сонливостью, йог всего-лишь качается между туманными намеками сверхсознания и интервалами подсознания, не получая выгоды ни одного из них. Его практика вызовет потерю здоровья, из-за неудовлетворительного сна, а также неудачу в достижении восприятия чисто радостного состояния души. Вместо решительного игнорирования своей второй природы, ему следует учиться медитировать долго и глубоко, после по крайней мере некоторой уступки своей телесной нужде во сне, до тех пор пока не обретается способность входить по воле в сверхсознательное самадхи. Физический сон тогда становится делом выбора, более не существенный для самого его существования. Трансцендирование сна удобно заменяет сонливость, как часть его принуждающей второй натуры.

Советуя поклоннику должным образом иметь в виду свою человеческую природу, Бхагавад Гита не имеет ввиду полное подчинение, но скорее поведение здравого смысла, с конечной целью завоевания той природы. Искусство обуздания своих естественных тенденций не состоит в применении грубой силы, но скорее в постепенных физических шагах.

Когда рыболов пытается вытащить большую рыбу слишком резко, его леска обычно рвется. Но если он попеременно отпускает леску, а затем постепенно подтягивает ее, он может вытащить эту рыбу, утомив ее. Аналогично, йогу следует разумно уступать нормальным требованиям своей внутренней природы, когда она тянет его сильно, и затем, подобно умелому духовному рыбаку, постепенно привести ее под свой контроль.

Внутренняя природа не может быть подчинена, если уступки осуществляются с привязанностью и желанием ублажить эго. Поэтому Бхагавад Гита советует ученику исполнять естественные действия не неохотно, и не с привязанностью, но охотно без привязанности, с твердой решимостью освободить себя ото всех эгоистических действий.

Стих 61

О Арджуна, Господь прибывает в сердцах всех тварей, и Своей космической иллюзией принуждает их вращаться, как части машины.

Божья Жизнь и Разум вездесущи во всем творении и определяют, через законы Природы, упорядочное развитие событий в космической драме.Эта же Сила, присущая всем человеческим существам, подчиняет каждую личность влиянию этого закона, и также позволяет ей трансцендировать его.

Принуждаемое законом майи, творение постоянно двигается вверх и вниз по пути линейной эволюции: восходя от Материального Века через Атомный Век, Ментальный Век и Духовный Век на протяжении 12000 лет; и нисходя от Духовного к Материальному Веку в течение последующих 12000 лет*.

Привязанные к творению майей, все твари неумолимо скованны индивидуалистическими кармическими шаблонами, чтобы перевоплощаться снова и снова во время этих восходящих и нисходящих циклов, так как их духовная эволюция прогрессирует под влиянием космической природы**. Человек может ускорить или замедлить свою эволюцию, посредством своих правильных или неправильных действий (карма). До тех пор пока праведность превалирует, он механически двигается вместе с циклами, как прикрепленный к вращающемуся колесу машины. Но по мере постепенного духовного развития, он пробуждается к осознанию своей истинной природы и стремится к побегу. Только тех, которые открывают Бога внутри себя, и требуют свободы - так как были сотворены помимо их воли - Бог действительно освобождает, после того, как они вырабатывают карму, произведенную благодаря неверному использованию своего свободного выбора.

Человеческие существа под влиянием майи таким образом обречены подчиняться принуждениям Природы и находиться под плиянием превалирующих двойственностей добра и зла во время их переживания бесчисленных рождений и смертей, до тех пор пока они механически двигаются вверх и вниз с творением на космической машине эволюции. Но как скоро они обращаются к Богу, используя верно божественный дар свободной воли - их ключ к бегству от майи -и требуют освобождения, они освобождаются от рождения и смерти. Они более не страдают от рабства эволюционным циклам творения.

Стих 62

О потомок Бхараты (Арджуна), ищи защиты в Нем, со всем жаром твоего сердца. По Его милости ты обретешь наивысший мир и Вечное Убежище.

___________________________________________________________________

* См. комментарий к IV:1-2.

** По писаниям, человеку требуется миллион лет нормальной, здоровой, естественной эволюции, чтобы усовершенствовать свой мозг и обрести космическое сознание (См. комм. к III:12).

Важность совета Бхагавана Кришны Арджуне состоит в том, что человек может получить милость Бога, посредством правильного использования своего свободного выбора поставить Бога на первое место в своей жизни.

“О ученик, зная что каждое действие провоцируется иллюзорной космической Природой, вырвись из ее когтей, посредством исполнения всех действий только с целью ублажения Бога. Только Он может освободить тебя от Его собственных постановлений, от законов космической Природы, и из силков самодельного закона человеческих действий. Сосоредоточением на Боге в глубочайшем общении, предлагая пылко и без остатка све свое существо Ему, ты утвердишься, по Его милости, в высочайшем мире и обретешь вечную свободу в Нем.”.

Стих 63

Вот и дал Я тебе мудрость, наиболее сокровенную из всех таинств. После интенсивнейшего размышления об этом действуй, как тебе угодно.

Кришна, Господин Йоги (Богоединый гуру Арджуны - символически, голос Духа, говорящий как вибрации Правды в душе ученика), открыл в своей божественной беседе удивительные истины универсальной науки йоги:

“О Арджуна, Я поведал тебе наиболее наиболее тайную мудрость, даруя твоему восприимчивому сознанию полное восприятие правды относительно достижения освобождения. Только интуитивным пониманием может человек схватить такую мудрость, вроде того, как действия человека находятся под тонким влиянием божественного закона, космической природы и человеческой кармы. Непрерывно придерживайся этого восприятия, т.к., если вместо этого ты будешь отождестлять свое сердце с извращенными симпатиями и антипатиями физического эго, ты не поймешь тайны человеческой жизни и действий. Сначала воспринимая Бога, ты узнаешь, как космическая иллюзия, все существа и их сложная деятельность произошли от Него. От этой божественной интуиции ты поймешь, что до тех пор пока ты остаешься ассоциированным с природой, или творением, и с ведомыми эго человеческими действиями и желаниями, ты будешь связан. Но, когда ты оттянешь свое сознание, которое под влиянием природы течет ко внешним объектам, и заставишь его течь назад к Богу, ты найдешь осбобождение.

“Арджуна, теперь ты знаешь, что эта тайная мудрость о законе действия - законе, управляющим человеком и вселенной и их судьбами - можно испытать, посредством развития интуиции. Иначе это всегда будет оставаться скрытым от тебя.От тебя зависит, начнешь ли ты, по свободному выбору своего ума, испытывать истины, переданные Мной, и этим освободишься, или станешь действовать противоположно и останешься в рабстве”.

Бог и Его мудрость, независимо от того, насколько хорошо выраженные в писаниях опытными мастерами, всегда спрятаны от чувственно-отождествляемого интеллекта материальных существ. Материалисты не могут вместить в свои маленькие чаши понимания великий океан Истины.

Ординарная личность, читая или слушая истины писаний, интерпретирует свои зрительные или слуховые ощущения о них в соответствии с ограничениями своих чувств и понимания. Человек духовной активности изучает писания, а затем пытается воспринять их значение своей развитой интуицией. Это всеже лучше, когда человек с потенциалом понимания сначала читает или слушает истину в интерпретации через полностью пробужденное понимание великого мастера или гуру; а затем медитирует на том откровении до тех пор, пока он сам также не воспримет ту мудрость, как свою собственную.

Различные комментарии на великие писания, такие как Бхагавад Гита и Библия не должны быть коллекционируемы и читаемыми без разбора; человеку также не следует жадно заглатывать писание, если его ум не развит. После глубокой медитации, следует прочитывать только малую часть писания за раз, затем внутренне проживать прочитанное, чтобы прочувствовать его правду через душевную интуицию. Никому не следует интерпретировать духовные истины, вооруженным лишь рассудком, эмоцией и воображением. Чтобы воспринять правду за языком писания, как имели это в виду пророки, требуется интуитивное спокойствие, полученное от глубокой медитации.

Так, в этой станзе, истины, открытые Богом Арджуне, оббъявляются “наиболее таинственными”. Истина полностью открывает свои тайны только в Самореализации продвинутого ученика, когда восприятие происходит не через интеллект, но через прямой опыт души.

Господь поэтому призывает ученика медитировать на истине и исполнять должным образом те действия, которые приносят интуитивное просветление и гармонируют с божественной мудростью, подспудно хранящейся в Богоединой душе: “Итак Арджуна, исполняй, с сознанием единства твоей души с Богом, все подобающие действия, к которым тебя побуждает прошлая карма и космическая природа, и ты выпутаешься из иллюзий творения. Помни, что ты являешься независимым агентом (исполнителем), свободным действовать соответственно этому наиболее глубокому совету для освобождения, или оставаться связанным, посредством подчинениявлиянию эго и чувственному сознанию тела. О Арджуна не используй неправильно свою способность свободного выбора! Решись увеличивать силу интуиции, которой единственно ты можешь воспринять эту глубокую мудрость. Используй свою свободную волю, чтобы медитировать снова и снова на душе, чтобы ты мог понять, через твою пробужденную интуицию, все тайные истины, которые я открыл тебе”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


© 2010 Рефераты