Рефераты

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 2

p align="left"> Эти пять пран суть Природные тонкие или астральные силы жизни. На материальном плане они одушевляют и оживляют материю. Кристализующая сила удерживает земные атомы в существовании. Через ассимилирующий ток земля получает в свою почву семена всех растений, животных и человеческих существ. Циркулирующий ток способствует течению жизни через атомы земли. Через метаболический ток “ткани” земли преобразуются в камни и минералы, растительность, а также животные и человеческие тела. Посредством выделительного тока земля содержится очищенной*.

______________________________________________________________

* Следующий отрывок из статьи Джерита Вершчура в Научном Дайджесе (Июль 1981) суммирует биологические взгляды, что земля, и даже вселенная, могут справедливо считаться живыми существами:

“Никто не сомневается в утверждении, что человеческое тело есть живое существо, состоящее из бесчисленных клеток, каждая из которых жива. От признания, что тело живо, не так далеко до согласия с тем, что ученые называют гипотезой Гайя: состоящей в том, что земная биосфера + ее атмосфера = живое существо. Внутри защитной мембраны атмосферы земные формы жизни и та атмосфера непрерывно обмениваются химическими продуктами - как делают части тела - чтобы поддерживать экологическое, живое равновесие.

“Может ли наша планета считаться живой? Где мы проводим границу между живым и неживым? Ученые, кажется, согласны, что все живые системы воспроизводятся и все они используют энергию; они вбирают питательные вещества, преобразуют их, выделяют энергию и выделяют ненужные продукты. Мы можем легко наблюдать этот процесс в работе в наших ближних; он также происходитна клеточном уровне и на планетном уровне. Земля вбирает солнечный свет; ненужный продукт, жар, излучается вовне в пространство. Это преобразование энергии или субстанций из одной формы в другую, чтобы поддерживать функционирование организма есть ее метаболизм. Земля имеет метаболизм; она жива. А если земля жива, почему не вселенная?

“Импульс быстро ответить: “Невозможно!” является, возможно, результатом человеческого предрассудка о времени. Из-за того, что мы так привыкли измерять живое в терминах десятилетий или столетий, мы артачимся перед идеей метаболического процесса, продолжающегося милиарды и миллиарды лет. Но тысячеления нашей шкалы времени являются простыми секундами космических часов. Представьте астрономический феномен на более человеческой шкале времени, и идею живой вселенной становится легче вообразить и воспринять. Представляя одно тысячелетие равным одной минуте, подумайте об эволюции звезды. Что вы видете? Облако водорода стягивается в компактное ядро и затем трансформируется в более тяжелые атомы, изготовленные ядерным пламенем в центре звезды. Эти тяжелые атомы выбрасываются в форме звездного ветра или активного взрыва. Как другие живые существа, звезды воспроизводятся; их продукты выброса вбираются другими регионами пространства, где они становятся частью новых сжимающихся облаков (туманностей), которым суждено стать звездами, внутри которых энергия обменяется и более продуктов выбросится. Наш ускоренный обзор того, что происходит в пространстве, выявляет постоянную эволюцию и движение.

Девятнадцать тонких принципов в чистой Космической Природе, вместе с пятью невидимыми великими элементами, становятся материализованными в астральный космос. До этого момента Космическая Природа остается в чистом состоянии, создавая удивительных астральных существ и объекты. Но как только чистая Космическая Природа, посредством дальнейшей деятельности майи, проектируется как грубая физическая вселенная, Природа становится нечистой, Апара-Пракрити, пряча и искажая присутствие Бога, Кшетраджны, верховного Пуруши, или Параматмана, или Пара-Брахмы. Так, Космическая Физическая Природа является искаженной кшетрой, модифицированной или дифференцированной объективной вселенной.

Аналогично, миниатюрное воплощение Природы, форма человека, маленькое кшетра, или модифицированная Природа, содержит эго, интеллект, ум и чувство, десять чувств, пять жизненных сил и пять объектов чувств (телесный эфир, воздух, жар, кровь и плоть, материализации махататтв эфира, воздуха, огня, воды и земли). Все эти качества и элементы составляют и влияют на смертного человека, но не душу.

Объективное человеческое тело, с его субъективной жизнью и сознанием, не есть лишь искажение микрокосмических двадцати четырех сущностных атрибутов Космической Природы, но далее вводится в заблуждение человеческими желаниями, отвращением, наслаждением, страданием и материальным сознанием.

Дхрити, настойчивость или стойкость (сила духа), есть принцип, которым различные компоненты человеческого тела и ума унифицируются.

Тело называется сангхата, “аггрегация”, потому что оно есть набор разных двадцати четырех элементов, а также качеств, возникающих от них. Следовательно, человек является кшетрой, полем, на котором происходят войны страстей и непредсказуемых нашествийразличных настроений и мыслей. Цель йога состоит в том, чтобы растворить сложности в Простоту, пробуждением своей памяти неизменной души.

________________________________________________________________________________

“Эти маленькие центры жизни, эти клетки, называемые нами звездами, суть части больших живых организмов, галлактик. Ядро галлактики можно сравнить с сердцем. Мы знаем, что оно качает плазму -водород с некоторыми примесями (“продуктами питания”) - вовне в окружающие “вены”, спиральные руки, несущие интергаллактический водород, простирающийся вовне и касающийся соседних галлактик.И, если наш мир создается из живых галлактик, разве он неживой тогда?

“Для митохондрии и бактерии, огранизм, частью которого они являются, настолько же обширен и загадочен, как вселенная для нас. Как органеллы, мы можем быть частями некоего пока еще непостижимого живого существа, сделанного из организмов на всех уровнях: галлактик, газовых туманностей, звездных скоплений, звещзд, планет, животных, клеток и микроорганизмов.

“Нам следует серьезно подумать о смещении границы между живыми и неживыми организмами. Я более не верю, что она лежит на границе телесного эридерма или на границе атмосферы земли Она на границе вселенной». (Заметка издателя).

Черты мудрости

Стихи 7-11

(7) (Мудрец отмечен) скромностью, отсутствием ханжества, безвредностью, прощением, праведностью, служением гуру, чистотой ума и тела, устойчивостью, самоконтролем;

(8) Безразличием к чувственным объектам, отсутствием себялюбия, пониманием страдания и зол, присущих жизни смертного: роджения, болезни, старости и смерти;

(9) Непривязанностью, неотождествлением Я со своими детьми, женой и домом; постоянным умственным равновесием (равностностью) в желанных и нежеланных обстоятельствах;

(10) Неуклонной преданностью Мне, посредством йоги нераздельности, склонностью к уединению, избеганием компании миских людей;

(11)Упорством в Самопознании; и медитативным восприятием объектов всякого изучения - истинной сущности или значения их. Все эти качества составляют мудрость; противоположные им качества составляют невежество.

Описав природу кшетры, “поля” Космической Природы и тела, Кришна теперь говорит о джнане, истинном знании, или мудрости - воплощение которой наблюдается в мудреце, проявляющем ее качества.

Чистая Космическая Природа (Пара-Пракрити) в причинном и астральном мирах является местопребыванием всех возвышающих качеств мудрости. Эти чистые качествапроявляются в причинных и астральных существах, а также в высоко продвинутых духовных личностях в физической сфере. Йог, который наполнен божественной мудростью в высшей степени удовлетворен - никакие слезы эго не раздражают его, чтобы желать непостоянных человеческих почестей; ничтожнейшее или высочайшее место одинаковы для него, потому что он стремится только к признанию Бога. Ханжа шумноречив и притворяется быть тем, чем не является; тогда как совершенно ненарочитый мудрец, без усилий с его стороны, везде почитается за его благородство. Видя Бога во всем, божественный человек не имеет склонности по воле причинять вред никакому существу; он терпелив и прощает, в надежде, что неправедный использует случай исправиться. Верный истине, мудрец справедлив и нелжив - отчетлив в праведной честности и искренности. Он почитает гуру, как проявленного посланника от Бога и канал спасения, и таким образом предан, особенно услужлив и послушен наставнику во всем. Наполненный чистотой мудрости, мудрый понимает необходимость физической чистоты, посредством подходящей гигиены и хороших привычек, а также ментальной чистоты, посредством духовных мыслей. Его продолжающаяся терпеливая йоговская практика дает ему естественную устойчивость и надежность в любом духовном предприятии. Физическим и ментальным самоконтролем он всегда является господином самого себя, направляемый различительной мудростью, отраженной в нем в зеркале спокойствия, неизвращенном чувственной беспокойностью. Мудрый, большими глотками пьющий новую радость Бога внутри него самого, не чувствует притяжения к безвкусным чувственным объектам. Он лишен физического или ментального себялюбия, с его суетой, ложной гордостью, заносчивостью. Интроспективным анализом человеческого состояния, с рождением, болезнью, дряхлостью и смертью, мудрый избегает, присущих сфере Природных перемен, страдания и зла, постоянно вспоминая о своем бессмертном трансцендентном Я.

Мудрый йог отделяет свое сознание от преходящих связей и обладаний, даже, если он живет домохозяином; так как знает, что все вещи принадлежат Богу, и что в любой момент их могут отобрать у него по Божьей воле. Он любит свою семью не меньше из-за своей непривязанности, а также он не пренебрегает своими обязанностями перед ней, но скорее любит и служит Богу в них и расширяет ту заботу, включая в нее всех других Божьих детей. Наставление Кришны о непривязанности мудрецов можно связать также со словами Христа: “Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцев, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной”.* Является ли мудрый йог монахом или дромохозяином, он сохраняет вечное спокойствие сердца, независимо от благоприятных или неблагоприятных обстоятельств в его жизни.

Благодаря объединяющей силе йоговской медитации, йог устойчивой преданности остается свободным от раздробляющих мыслей и чувств, и таким образом живет в единстве с Духом. Избегая компании чувственно-беспокойных существ и материалистического окружения, мудрец предпочитает уединенные места, духовную компанию и внутреннее содружество с Высочайшим Другом.

Проявляющий мудрость йог наполняет свой ум духовными изучениями и духовными медитативными восприятиями, способствующими реализации души. Когда он достигает совершенного внутреннего просветления, он интуитивно воспринимает значения во всех формах знания, и понимает всю правду божественной мудрости, как проявляенную внутри самого Себя.

Культивированием добродетелей, упомянутых выше, стремящийся йог достигает мудрости и искореняет из своего сердца все протиные проявления невежества: гордость, гнев, жадность, себялюбие, собственничество, неверное предствавление и т.д.

Ученик, стремящийся к освобождению, понимает, что все учение, принадлежащее к феноменальному миру, частично, неопределенно, относительно и неудовлетворяет. Знание Бога есть единственное истинное, постоянное и абсолютное знание.

_____________________________________________________________________

* От Марка 10:29-30.

Дух, известный мудрецам

Стихи 12-18

(12) Я поведаю тебе о Том, что должно познать, потому что такое знание дарует бессмертие. Слушай о безначальном Высочайшем Духе - о Котором говорили как ни о существующем (сат), ни несуществующем (асат).

(13) Он живет в мире, охватывая все - везде Его руки и ноги; присутствуют во всех сторонах, Его глаза и уши, его рты и головы;

(14) Сияя во всех чувственных способностях, и всеже трансцендируя чувства; непривязанный к творению, и всеже Опора всего; свободный от гун (модальностей Природы), и всеже наслаждающийся ими.

(15)Он внутри и вовне всего, что существует, живого и неживого; Он рядом и далеко; невоспринимаемый из-за Своей тонкости.

(16) Он, Неделимый, является как бесчисленные существа; Он поддерживает и разрушает те формы, затем сотворяет их заново.

(17) Свет Всех Огней, за пределами тьмы; само Знание,То, что надлежит познать, цель всякого изучения, Он обитает во всех сердцах.

(18) Я вкратце описал Полде, природу мудрости, и Объект мудрости. Понимая их, Мой поклонник входит в Мое существо.

Непроявленный Трансцендентный Дух за пределами творения не имеет причины, без качеств, не подлежит классификации; следовательно ни сат, ни асат, ни относимый ни к какой иной категории.

Бог описывается как имманентный в творении: Кутастха или Разум, одушевляющий феноменальные миры. Во всех людях это Он, кто работает их руками, двигается с помощью их ног, видит и слышит их глазами и ушами, ест их ртами, и всеми лицами повернут к Себе Самому.Невидимыми вибраторными пальцами Он держит в совершенном равновесии идеационный, астральный и физический миры.

Господь не есть Личность с органами чувств, но само Сознание; Он поэтому знает мысли и чувственные восприятия каждого существа. Иисус говорил об этой всеохватываемости, когда он сказал, что даже воробейне упадет на землю без ведома Отца.

Тонкий невидимый Дух вездесущ, вечно переглазами мудрого, но кажется, что нигде не найти Его невежественному. Далеко от тех, находящихся в иллюзии, блаженный Господь близок и дорог только сердцу его поклонника.

Дух использует для появления три модальности Природы: (1) Творец или Брахма (раджас, активность), (2) Хранитель или Вишну (саттва, качество вскармливания) и (3) Разрушитель или Шива (тамас, растворение).

Луч кинопроектора есть светоявление и “жизнь” всех сцен на экране; без этого луча “жизненное” качество кинокартины исчезло бы.

Аналогично, Божья имманентность как Космический Разум называется Светом Всех Огней, потому что он проявляет кинокартины творения и множественные сознания в них. Без Духа чувствующие существа потеряли бы свое сознание и свои тела; вселенная солнц и лун и планет исчезла бы в ничто.

Йог, в экстазе обретающий понимание этой имманентности Духа, как Космического Разума, Сознания Кришны или Христа, трансцендирующее тьму относительности, “входит в Мое существо” - расширяет маленькое я в Вездесущность, чувственное сознание в Бесконечную Мудрость.

Пуруша и Пракрити (Дух и Природа)

Стих 19

Знай, что оба Пуруша и Пракрити безначальны; и знай также, что все модификации и качества (гуны) рождены от Пракрити.

Пуруша, Господне трансцендентное присутствие в творении, как Кутастха Сознание и индивидуализированная душа, а также Пракрити, Природа, обозначают два аспекта одного и того же Бога. Он беспричинен и вечен; поэтому Его проявления, как Пуруши и Пракрити, также безначальны и бесконечны.

Господь в Его трансцеендентном или неактивном аспекте в творении (Пуруша, Кшетраджна или Свидетель) и Господь в Его имманентном кинетическом аспекте, как Творец вселенной и существ (Пракрити) не являются двумя, но Одним: Высшим Духом, Ишварой, Пара-Пурушей.

Как океан с волнами и без волн, так и Дух, с или без творения, всегда един. Пракрити есть шторм майи, иллюзии, относительности, трансформирующий поверхность спокойного океана Бога в возбужденные волны человеческих жизней. Вибраторный шторм относительности есть Божье незаинтересованное желание творить. Его сила происходит от присущих ему трех гун проявления - саттвы (добра), раджаса (активности) и тамаса (зла). Двигаясь через океан Бесконечности, индивидуализированные волны загоняются в существование. Большие волны сметенные дальше от океанических глубин, суть волны зла, те жизни, наиболее возбужденные штормом иллюзии. Средние волны суть активные жизни, вздымающиеся в Природных отливах и приливах. Маленькие волны добрых жизней остаются ближайшими к груди Океана, ударяемые в наименьшей степени преобладающими ветрами перемены. Всеже все волны суть та же Сущность, и в положенный им срок они возвращаются к своему Источнику.

Ничто не может существовать без майи, силы Пракрити. Луч света кинопроектора не может один создавать кинокартину; нужна также и пленка смешанных теней и просветов. Аналогично, Господь принимает два аспекта, Пуруши, или неискаженного света Кутастха Сознания, и Пракрити с ее пленкой майи теневых относительностей, чтобы проецировать организованную драму бесчисленных миров и существ. Посредством этих двух божественных агенств Он производит в космических циклах напротяжении вечности сновиденческую кинокартину творения.

Пракрити, Божья Майя, есть Дама Феноменов, Госпожа Иллюзии, Директор фантасмагорий развертывающейся вселенной. Что за таинственная магия эта ее способность - таинственная в ее трудах, смелая в выражениях. Пракрити означает “то, что может работать превосходно”. Смотря вокруг на панараму ее неистощимых произведений, кто может оспорить адекватность ее Санскритского имени?

Стих 20

В творении следствия (тела) и инструмента (чувств) Пракрити называется причиной; в переживании радости и страдания Пуруша называется причиной.

Пуруша, упомянутый здесь, не есть ни Высший Дух (Пара-Пуруша, ни Его отражение в творении, Кутастха Сознание, но индивидуализированная душа (джива), обусловленная и ограниченная своей ассоциацией с телом.

Космическая Природа или Пракрити является прямой творческой причиной человеческого тела и его Природой-диктуемой деятельности (“следствием”), а также телесных чувств, являющихся средствами (“инструментом”) переживания объективного творения Пурушей, воспринимающей душой. Душа тогда расшифровывает свой контакт с чувственными объектами в терминах либо радости, либо горя, происходящими от того переживания.

Как обширное небо кажется малым, когда наблюдается из маленького окошечка, так и бесконечный Господь кажется ограниченным в конечной Природе и в эго индивидуальных существ.

Субъективный Космический Снотворец, Бог или Пара-Пуруша, сотворил Свою Супругу или Мать Природу, Пракрити, невидимую силу Святого Духа.

Ее произведение, человеческое тело, есть миниатюрная копия огромной Космической Природы - “маленькая Пракрити”.

Аналогично, Бог отражается в миниатюре, как душа в теле человека. Душа в сущности есть совершенное отражение Божества; но став отождествленной с телом, она воображает что является эго, которое подлежит наслаждению и страданию. Душа временно видит себя во сне, как тело, испытывая его сопровождающие радости и горести; хотя в реальности она всегда является неизменным образом Бога.

Гоподь ответственен за то, что подразделил Себя на Трансцендентный Дух и Космического Сновидца. В Своем сне Он одарил Мать Природу, или Пракрити, индивидуальностью и разумностью, которыми она сотворяет человеческие тела с их чувствительностью и активностями. Это Он ответствененза дар индивидуальности и разумности отраженным человеческим душам, посредством которых они видят сны о наслаждении и страдании, а также других телесных ощущениях и ментальных восприятиях.

Природа ответственна за сотворение объективного человеческого тела; а Бог, как Душа и Воспринимающий, ответственен за чувства сновиденческих радости и страдания. Эта дифференциация объяснялась в XIII:2. Бог, через Пракрити, сотворяет гипнотизм объективного творения-сновидения, а индивидуализированные души, как телесноотождествленные эго, сотворяютсвои собственные реакции на сновиденческие объекты.

Неизменный Дух стал бегущей космической кинокартиной из двадцати четырех качеств; а безупречный душе-образ человека отождествился с Приро-сплетенными телом и чувствами. Посредством йоговской практики ученику следует установиться в восприятии душевного блаженства и в независимости от тела, даже когда он осуществляет свои мирские обязанности. Этим способом его душа освобождается от сновиденческого восприятия тела и его разнообразных ощущений. Без двойтсвенности наслаждения и страдания, сон теряет свою реальность. Итак, нейтрализацией радости и страдания, человек открывает, что проблематичное тело-сновидение теряет свою реальность и способность ранить.

Хотя Природа несет ответственность за сотворение тела с его чувствами и активностями, и хотя душа ответственна, через телесное отождествление, за восприятие двойственности (добра и зла, и т.д.), всеже человек может вновь обрести свое божественное наследство. Правильным использованием Богом-данной способности свободного выбора, берущий на себя труды ученик, медитирующий и культивирующий непривязанность, может нейтрализовать побуждения тела, с его подверженностью противоположным впечатлениям, наложенным на него Природой и телесно-привязанной душой.

Бог вечно сохраняет Свое блаженство, беспристрастно наблюдая Свою космическую драму-сновидение; аналогично, человек, созданный по Его образу, должен понимать себя бессмертной душой, беспристрастно созерцающей и играющей в кинокартине жизни.

Стих 21

Пуруша, увлеченный Пракрити, испытывает гуны, рожденные от Природы. Привязанность к этим тремя качествам Пракрити побуждает душу обретать воплощение в хороших и дурных чревах.

Индивидуализированная душа, живя очень близко к “маленькой Пракрити”, или человеческому телу, становится привязанной к феноминальному существованию. Такая привязанность является причиной перерождения. Условия каждого нового воплощения - к добру или ко злу - суть прямой результат степени созданного самим человеком рабства влиянию доброй, активной и злой модальностей Природы. Совершенный алмаз расположенный рядом с белой, пестрой или темной тканью, меняет лишь свой вид, но не сущность. Подобно этому, неизменная душа, как эго, лишь кажется подлежащей трансформации, как следствие воплощения.Это временное поверхностное отождествление души с Природным телом, тройственной модальности, является причиной множетсвенных горестей смертного существования.

Стих 22

Высший Дух, трансцендентный и существующий в теле, есть непривязанный Созерцатель, Дозволитель, Поддержатель, Экспирементатор, Великий Господь, а также Высшее Я.

Слово Пара в этом стихе (Пуруша пара) означает “отличный от”. Хотя Высщее Существо (Пуруша) проявляет Себя в и как Пракрити (Космическая Природа) и человеческое тело (“маленькая Пракрити”), Он одновременно остается трансцендентным, “за пределами, или отличным от” Его проявления.

Во сне человек может создать себе новое тело; он может поддерживать его своей индивидуальностью и позволять ему работать, достигать и испытывать человеческие чувства и мысли. Как господин и хозяин своих снов, он созерцает все операции своего нового сновиденческого тела.

Таким же образом Высший Божественный Сновидец, Бог, или Пуруша, задействует Свое сновиденческое сознание, чтобы создавать и поддерживать Свое космическое тело Природы, Пракрити; и трансцендентально испытывает его активности, как великий Кутастха, Господь Творения, а также Бесконечный Дух за пределами творения.

Аналогично, в миниатюре, Бог за пределами творения, и в творении, как душа человека, предоставляет Свое сверхсознание, дозволяя активности человеческому телу. Как всемогущий Господь чувств и как Божественное Я в человеческом теле Он поддерживает и трансцендентно обозревает все сновиденческие переживания человека.

Как ребенок может расшалиться в отсутствиисвоего отца, так и Космическая Природа не вела бы себя подобающим образом без присутствия Бога.

Сущность сознания сновидца остается не подлежит влиянию, пускай она и трансформирует себя в добрые и злые сны; аналогично, совершенное сознание Господа остается незатронутым, хотя и очевидно Оно изменяется в приятные и неприятные кинокартины Космической Природы и человеческого тела.

Без сознания сновидца, тем не менее, сон не может быть создан. Аналогично, без Космического Сознания сновиденческая вселенная не могла бы прийти к существованию. В отсутствии мысли сновидца, сновиденческое тело разлагается.

Так сновидец является творцом и испытателем своих собственных снов. Подобно этому, душа, отражение Бога, есть творец, поддерджка, дозволитель, наслаждающийся, а также трансцендентный обозреватель своего собственного сновиденческого физического тела и всех его активностей.

Душа есть всего лишь свидетель; она не вовлекает себя в деятельность человеческого разума, ума и чувств. Она есть обозреватель трудов Космической Природы в теле. Все состояния сознания и все активности человека считаются косвенно обозреваемыми Богом и прямо подстрекаемыми Пракрити и человеческой индивидуальной кармой.

Стих 23

Каким бы ни был стиль его жизни, тот, кто так понимает Пурушу и тройственную природу Пракрити, не выстрадает снова перерождения.

Высоко или низко положение человека в жизни, и поступает или нет он в соответствии с духовными наставлениями, по стандарту человеческих суждений, человек, знающий настоящую природу Духа и материи через прямое восприятие в самадхи, не подлежит перерождению. Божественное знание, интуитивный опыт истины, уничтожает все потенциальности кармического рабства. Сожженная веревка может казаться связывающей, но развалится в перел.

Йог, созерцающий в самадхи огромную кинокартину космоса, производимую тройтственно испорченной Природой, и понимающий, что все творение происходит от вечно чистого Духа, освобождается навсегда от кармы и принудительного перевоплощения.

Три подхода к Самореализации (Самопознанию)

Стих 24

Чтобы видеть Я в я (очищенном эго) посредством я (просветленного ума), некоторые следуют пути медитации, другие пути знания, и третьи пути неэгоистической деятельности.

Здесь упоминаются три основные пути к Самопознанию: (1) Дхьяна Йога (медитация), путь, избранный Крийя Йогами и последователями иных научных методов внутреннего пробуждения; (2) Санкхья Йога, путь интеллектуальной мудрости, джнана, изложенный в Санкхье, одной из шести ортодоксальных систем Индийской философии; и (3) Карма Йога, путь праведности, на котором поклонник посвящает все свои труды Богу.

Стих 25

Некоторые невежественные относительно трех основных дорог, слушают наставления гуру. Следуя пути поклонения, считая древние учения Высочайшим Убежищем, такие люди также достигают бессмертия.

Слушание гуру является искусством, которое приведет ученика к Высочайшей Цели. Если ученик ничего не знает о научной йоге и рассуждениях Санкхьи, а также неспособен достаточно обстрагироваться от своей деятельности, чтобы считаться карма йогом, всеже, следуя со всей верой наставлениям своего гуру, он достигнет освобождения.

Иногда ученики говорят мне: «Такой-то и такой-то делает большие духовные успехи чем я. Почему?»

Я отвечаю: “Он знает, как слушать”.

Все могли бы преобразовать свои жизни, слушая с глубоким вниманием простого совета, даваемого в этике всех религий. Это каменное ядро эгоизма в сердцах большинства людей не дает им слушать внимательно мудрость веков.

Освобождение: Различение между Полем и Познающим его

Стих 26

О лучший из Бхаратов (Арджуна), понимай все, что существует - каждое существо, каждый объект; живое и неживое - рождающимся от союза Кшетры и Кшетраджны (Природы и Духа).

Феноменальные миры суть сновидение Божье. Из-за того, что Космический Сновидец проецирует Свой космический сон, иллюзия Природы обладает устойчивостью.Человек отождествляет себя со своим сновиденческим телом, так влияние иллюзорной физической формы продолжается.

Тем не менее, если бы Господь оттянул свое сознание от снотворчества, сон бюы с необходимостью исчез. Подобно этому, человек, душа-сновидец, оттделяя себя от сновиденческого тела, может подняться над его беспокоющими снами-представлениями.

Так, соединение между Природой и Духом есть адъхьяса, иллюзорно, в смыле того, что все формы, все сотворенные существа и объекты, являются, по своей ограниченной и преходящей природе, неродственными бесформенному, вечному Духу.

Ясно понимая сущностную разницу между кшетрой (Природой и материей) и кшетраджной (Духом и душой), ученик более не путает одно с другим; он отбрасывает прочь всю смертную путаницу и является свободным.

Стих 27

Тот видит истинно, кто воспринимает Высочайшего Господа присутствующим одинаково во всех тварях, Бессмертного в смертных.

Господь, как сознание (чит) и существование, или бытие, (сат) есть основа всех тварей. Так как все формы жизни составляются из одноцй субстанции, Бога, лишь невежественные видят различия, где в реальности они не существуют.

Как твари, или смертные, все люди находятся в иллюзии и должны умереть. Но, как дети Высочайшего,сыны Творца, мы участвуем в его беспричинной и неуничтожимой природе.

Стих 28

Тот, кто знает о вездесущии Бога, не ранит (не искажает) Я, посредством я. Такой человек достигает Высшей Цели.

Освобожденным является тот, кто видит только Господа во всех тварях и во всем творении. До тех пор пока человек живет в невежестве относительно своей истинной природы, лишь его тело и эгоистический ум реальны для него; душа его тогда находится в затемнении.

Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы благодаря мудрости избежать подавляющей узости эго для радостного вездесущия Я.

Стих 29

Видящий, что все действия производятся всецело одной только Пракрити, а не Я, созерцает правду.

Настоящий ясновидец видит свою душу, как молчаливый свидетель, отстраненный от тела - микрокосма, сотворенного космической вибраторной силой, Пракрити, или Матерью Природой. Она одна является исполнителем всех физических и ментальных активностей. Душа бездейственна, являясь отражением трансцендентного, лишенного вибраций Бога-Отца за пределами творения.

Человек, сидящий в кино, наблюдая одновременно образ на экране и безобразный луч света над своей головой, знает что это пленка, а не свет, является прямой причиной изменяющихся картин света и тени.

Аналогично, йог, воспринимающий чистый космический свет Бога, понимает, что одна лишь разумная Природаответственна за производство космического фильма относительности и тройственных качеств. Космический свет сам по себе неизменен, не подлежит влиянию.

Ученик, поэтому, должен сосредотачиваться на блаженном и поддерживающем свете своей души, а не на фильме Природных гун, производящих иллюзорные миражи тела и его деятельности.

Стих 30

Когда человек созерцает всех разделенных существ, как существующих в Одном, расширившим Себя во многие, он тогда сливается с Брахманом.

Человек, поглащенный в космическом свете творения, обнаруживает себя гармонично трудящимся с различными другими сновиденческими образами, сотворенными одним сновиденческим сознанием Бога, или возбужденно борющимся с ними. Такой человек остается запутанным в противобортвующих состояниях космического сна.

Когда, посредством самадхи, йог пробуждается от иллюзий майи, он видит свое тело, отдельно существующие образы других людей и все материальные объекты непрерывно истекающими из одного Источника: сознания Бога.

Между существами нет реальной разницы: все суть продукты Пракрити и все поддерживаются лежащим подспудно Божеством. Их кажущаяся разность коренится в единстве Одного Ума. Понимать эту правду есть освобождение, единчтво с Богом.

Стих 31

О сын Кунти (Арджуна), поскольку это Высшее Я, Неизменный, является безначальным и свободным от качеств, Он не производит действий и не подвержен их влиянию, хотя и живя в теле.

Полу-пробужденный сновидец знает о своем сновиденческом теле без привязанности к его сновиденческой деятельности. Подобно этому, тот йог остается не запутанным, который, хотя и функционируя как эго в своем смертном теле-сновидении, всеже воспринимает Бога, как Единственную Реальность.

Господь поддерживает человеческую душу, но дает ей полную свободу и свободный выбор, отождествлять ли себя временно с телом и его эгоистическими переживаниями или считать себя с Его трансцендентным Духом, и так действовать без привязанности.

Параматма, Дух, есть высшая Причина всего творения, но Сам беспричинен и безначален. Он бессмертен и неизменен, вечно оставаясь в состоянии, лишенном вибраций, неподверженный влиянию творческой деятельности Аум, или Святого Духа. Благодаря этой неизменности, неописуемый Господь называется ниргуна, без атрибутов. Он свободен от противобортвующих состояний творения, хотя и существует в отношении к Своему космическому телу Природы и ее бесконечному многообразию.

Воплощенная душа является, подобно Ему, бескачественной и совершенной, хотя она и существует в контакте с человеческим телом и ведет себя, как порочное эго. Господь, сознательно творящий сновидение космической вселенной, остается в стороне от нее и не подвержен ее влиянию. Его истинный образ, душа, подобно этому имеет сновидение своего физического тела и действует как принуждаемое желаниями эго, не будучи этим эго и без привязанности к нему.

Бог и души, Его отражения, суть одно и то же. Как Господь есть Высшая Причина, безначальное Начало всех вещей, так и Его отражения, души, называются также безначальными началами их маленьких тел. Бог пребывающий в Космической Природе и поддерживающий ее, не вовлечен в ее перемены и сложности. Аналогично, душа, живущая в теле и оживляющая его, не подвергается влиянию его деятельности.

Стих 32

Как всепронизывающий эфир, благодаря своей тонкости, неподвержен несовершенству, так и душа, хотя и расположен везде в теле, вечно непорочна.

Вездесущий акаша, или эфир, входит в состав каждой формы в творении; всеже он неразличимо тонок, всегда незагрязнен материальным контактом. Аналогично, душа в человеке полностью неспутана, неизменна, атомическими ли изменениями тела или непрекращающимися мыслями ума.

Стихи 33-34

(33)О Бхарата (Арджуна), как одно солнце освещает целый мир, так и Господь Поля (Бог и Его отражение,душа) освещает все поле (Природу и телесную “маленькую природу”).

(34) Достигают Высочайшего те, кто воспринимает глазом мудрости различие между Кшетрой и Кшетраджной, и кто также понимает метод освобождения существ от Пракрити.

Когда правильным методом йоги, божественного единения, всевидящий духовный глаз мудрости ученика открывается в медитации самадхи, суммарное знание истины становится реализацией - интуитивным восприятием или единством с Реальностью. Этим глазом всеведения такой йог созерцает приход и уход существ и вселенных, как произведений относительностей иллюзорной майи Пракрити, налагаемых на единое космическое сознание Духа. Успешным растворением в свете “Единого Солнца” Космического Сознания продуктов Пракрити от материи к Духу, йог освобождается от всех сетей и ложных концепций космической иллюзии. Отождествляемая с чистым неизменным Кшетраджной (Развивателем-Познавателем Природы и ее области материи), освобожденная душа может по воле сознательно производить и видеть с Пракрити метаморфозы сознания в “поле” материи, кшетру, или по выбору оставаться полностью пробужденной в Духе, свободной ото всех кошмаров заключенных в сталкивающихся противоположностях майи.

Аум, Тат, Сат. В Упанишаде святой Бхагавад Гиты - беседе Господа Кришны с Арджуной, писании йоги и науки Богопознания - это есть тринадцатая глава, называемая “Единство посредством Различения между Полем и Познающим Поле.

39 Bhagavad Gita 38 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p.903 -924 )

Глава 14

Трансцендируя гуны

*

Три качества (Гуны), присущие Космической Природе

*

Смесь добра и зла в человеческой природе

*

Плоды саттвической, раджасической и тамасической жизни

*

Природа Дживанмукты - поднявшегося над природными качествами

Аум

“Совершенный йог понимает, что феноменальные миры и их деятельность суть всего-лишь танец теней и огней - относительности, или проявления трех гун, оживленных Высочайшим Светом. Это восприятие правды дает йогу возможность войти в чистый вездесущий космический Свет за пределами всей относительности”.

Трансцендируя гуны

Три качества (Гуны), присущие Космической Природе

Стихи 1-2

Благословенный Господь сказал:

(1) Снова Я расскажу о высочайшей мудрости, превосходящей всякое знание. Посредством этой мудрости все мудрецы в конце жизни достигли окончательного Совершенства.

(2) Охватив эту мудрость, установившись в Моем Бытии, мудрецы не возрождаются даже при начале нового цикла творения, а также они не беспокоятся при расстворении вселенной.

Огонь космического сознания пожирает всю связывающую накопившуюся карму. Поэтому, неподобно обычным личностям, Познавший-себя мудрец - муни, расстворивший из своего умавсе беспокойные возбуждения иллюзии - не обязан перевоплощаться. Он уничтожил желания и их следствие хороших и дурных действий, исполняемых с привязанностью.

Совершенные, достигшие спасения, едины с Духом в сфере, лишенной вибраций, за пределами творения. Такие освобожденные избавляются не только от индивидуального цикла рождений и смертей, но также более не вовлечены во вселенские циклы феноменальных вибраторных миров.

Стих 3

Мое лоно есть Великая Пракрити (Махат-Брахма), в которое Я помещаю семя (Моего Разума); это есть причина рождения всех существ.

Божество здесь провозглашается Отцом-Матерью всей феноменальной жизни. Махат-Брахма* есть Первопричина творения - Дух, как Мула-Пракрити,

_______________________________________________________________________

* Махат: “великий”, от санскритского корня мах, “возвышать”; кроме того этот корень значит “возбуждать”. В Санкхье, махат есть «великий принцип”, вселенское сознание, насыщенное Божьим отраженным интеллектом. Брахма: Брахман, или Высший Дух; также “эволюция, развитие” от санскритского корня брих, “расширяться”. Так Махат-Брахма относится к Божьему сознанию, как Великая Пракрити, универсальное творческое сознание Духа (чрево становлений), в которое Господь вложил Свой универсальный интеллект (Кутастха Чайтанья), всеохватывающее семя творения. Эта активность Духа возбуждает творческие потенциальности в неподвижном Абсолюте, который затем производит эволюцию, или развитие материи из одного космического сознания Духа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


© 2010 Рефераты