Рефераты

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 2

p align="left">

Стихи 15-34

Арджуна сказал:

Возлююленный Господь, обожаемый богами!

Смоти, Твоя содержит форма

Всех обитателей телесных,

Богов любых, провидцев честных,

И духов, ангелов проворных.

Живя в таинственной пещере

Змея с разинутою пастью

Природной ненасытной страсти

Укрощена, послушна мере,

И смертью душу не разит

Владыка Брахма там сидит

На лотосе, богами правит,

А те его порядок славят.

____________________________________________________________________

* Ураджан дивьян: “небесные змеи” намек на творческие силы, берущие свой источник в кундалини, свернутой жизненной энергии…дарующей просветление, когда “укрощена” и поднята .

Господь миров, чье тело - космос!

Твои бесчисленные руки,

Из многих туловищ простерты;

Смотрю в глаза голов несчетных

Внимаю их устам и мыслям -

Всеж здесь во тьме Твое рожденье,

Конец и славное правленье.

Теперь неистовое пламя

Так ослепительно сияет.

Твое сияющее Имя*

Распротраняется повсюду:

До самых дальних сфер пространства.

Украшенный короной звезд

А также палицей могучей,

Пылающим водоворотом,

С Твоим вращающимся диском,

Ты продвигаешься, о Феб,

Все развивая, по дороге.

Бессмертный Брахма, Высочайший,

Убежище и мира Мудрость

И Вечный Охранитель Дхармы

Ты никогда не умираешь!

Бессмертный Нерожденный, Бестелесный,

Я вижу твои вечные труды,

Глазами вечными и солнца и луны,

И звезд всегда сверкающих небесных;

Уста Твои дыхание огня

Чрез Аум изливают на меня,

Как пульс звучит святое Имя** Бога

Сияниьем защищающее йога.

И даже в бесконечном удаленье

Теплом Ты согреваешь все творенье.

Земли, небес Твоя Душа Владыка

И направлений всех, от мала до велика

Собой жилища, сферы наполняет

Три мира в страхе пред Тобой трепещут, Чудесной Форме Бога рукоплещут.

_______________________________________________________________________

* Космический вибратоный свет Аум, святое “Имя” Бога.

** Хуташа, “огонь” и вактра, “уста или органы речи” от вачх, «голос, произнесение”.

В Тебе на сцену боги выступают

Сложивши руки помощь обретают

Ища свое убежище в Тебе.

Великие пророки путь себе

Прокладывают в небесах успешно

И повторяя слово “Мир”неспешно,

Тебе лишь одному свою любовь

Они все выражают вновь и вновь.

Одиннадцать светильников небес;

Двенадцать ярких солнц;

Восемь Васу, великих звезных люстр;

Отшельники, стремящиеся; боги-

Заступники, космических господ агенты;

Могучие два бога-близнеца,

Давно известные за доблесть и отвагу;

Вибраций силы двадцать девять,

Что держут вместе атом;

Благие духи ранеее умерших;

Все домовые, полубоги, а также демоны-гиганты;

И сиддхи на пути духовном*

Дивятся Твоему сиянью.

Тебя я вижу Мощного-Оружьем!

С глазами звезд, несчетными щеками,

С несчетными руками и ногами,

Украшеными лотосом ступнями.

Твой рот бездонный с страшными зубами,

Открыт, миры готовый проглатить.

И в радости и страхе, потрясенный,

Тебя, узрев, не устаю любить!

Мне страшно видеть недра пустоты

Тобою лишь наполненные всюду -

Твой рот открытый и оттенки тела

Огнем сверкающего разными цветами.

О Вишну светлый, мой нарушенн мир

От этого ужасного виденья!

________________________________________________________________________

* “Одинадцать светильников»: Рудры. “Двенадцать солнц”: Адитьи. “Стремящиеся отшельники”: Виведэвы (богоподобные существа, почитаемые за их аскетихм в Гималаях). “Боги заступники”: Садхьи (класс меньших божеств). “Два бога-близнеца”: Ашвины (“небесные врачи”, боги утренней и вечерней зари - представляющие смешение света и тьмы двойственности; как таковые они мифически были отцами принцев Панду, Сахадэвы и Накулы). Двадцать девять вибраций (веяний)”: Маруты. “Благие духи ранее умерших”: Ушмапы . “Домовые, полубоги, демоны-гиганты”: Якшасы, Гандхарвы, Асуры, соответственно. “Сиддхи”: усовершенствовавшиеся.

Свирепые оскаленные зубы,

Во ртах Твоих гудящие огни, -

Смотря на них теряю направленье!

О смилуйся, мне мир не обрести

Иначе, о Космический Защитник,

Господь богов, молю будь благосклонен.

Те дети чувств гордыней обуянны,

И эго, и кармической привычкой,

Приманками мирскими - затаились

И ждут, чтобы наброситься на мудрость,

Ее солдат простых и командиров.

Но всеже все они вступают в состязанье,

Чтобы только обрести свою погибель

Во рту твоем разинутом ужасно,

Украшенном жестокими зубами.

Должны всеж победивший с побежденным

(Тобой рожденные, и праведник и грешник)

Твоей любви усердно добиваться;

Хотя однажды пылью обратятся,

Заснув на ощем клатбище земли.

Расщепленные черепа я вижу,

Что меж зубов Твоих ужасных оказались.

Подобно беспокойным водным волнам,

Стремящимся реками к океану,

Потоки героичесие жизни

Стекаются в Твой пенящийся рот,

Сверкающего пламенного моря,

С танцующими искорками жизни.

Как насекомые потерянные в пламя

Стремятся жадно,быстро, безрассудно,

Так страстные огни - сыны туманов -

Прикидываются лишь небесным светом

Твоим и побуждают смертных

На смерть идти толпой при звуке трубном.

Разинутой той пасти языки

Лакать стремяться яростную кровь

И слабого и сильного бойца;

И в голоде Своем неутолимом

Ты, Лакомка, их всех потом глотаешь.

О Вишну, Ты поправде поджигаешь

Миры всепронкающим огнем.

О Первый из богов, я знать желаю

Кто Ты воистину, о Первобытный,

Столь пламенный и всеже столь благой!

Свою Ты волю мне сейчас поведай,

Её я все не ведаю, Владыка.

Ответствовал тогда Господь Блаженный:

Замаскированный живу Я во вселенной.

Сокрытый Бесконечной Темнотой,

Я прихожу, как Время, на постой

Захватывать в горящую пучину

И женщину, и зверя, и мужчину

Из тех уж износившихся миров,

И их лечить от смерти Я готов,

Своим нектаром-жизнью наполняя.

Тебя вступить в сраженье призываю -

Твои враги погибнут все равно;

Им это на роду предрешено

Быть перемолотым закона челюстями

(Или моих служителей руками).

Восстань, и пробудись! Ударь,

Собравши силы, по врагу,

И плоть безжалостно плени*,

Победно славу заслужив,

И Царство принеси небес

На землю. И настанет мир.

Событья все известны Мне,

Что в рукаве хранит судьба.

Давным давно твоих врагов

Поврег Я смерти. Нужен ты,

Исполнить чтобы приговор

Своею мощную рукой.

Пойми теперь, помощник Мой!

Свои так планы исполняю,

Через других, Я для вселенной,.

Я свиту чувства** истребляю

Через тебя и через время,

Моих солдат разумно-верных!

________________________________________________________________

* Намек на битву Курукшетра, как аллегорию войны между силами добра и зла, не только в макрокосме, но и внутри тела и сознания человека.

** “Свита чувства” : намек на Дрону, Бхишму, Джайядрахту (привязанность к смертному существованию), Карну и др. См. аллегорию в Главе I.

Эти стихи Бхагавад Гиты являются бесподобной одой Универсальной Форме Духа, победная песнь (гимн) Космически-Телесному Идолу поставленному в Храме Бесконечности, не имеющему стен. Массивные миры и их мельчайшие частички, величественные боги Природы и наименее значительные твари, тени-пьесы добра и зла - все имеют свое особое место в структуре Космического Образа.

Часто эти стихи поются во время поклонения в Индии. Когда их правильно произносят на оригигнальном Санскрите, вибраторное благословение пробуждает трепет знания в восприимчивом поклоннике, пробуждая спящиее воспоминания реализации истины, свято хранимые во внутреннем святилище души.

Через порталы этой хвалебной песни, часто входил я в Космический Храм к алтарю Явленного Господа. Много лет назад, после одного их таких переживаний космического сознания, я написал “Видение Видений” (или Откровение Откровений), лирический перевод этих стихов, перемежающийся с интерпретацией из значимости. Я предложил здесь этот перевод, вместо более скованного буквального построчного литературного перевода, в убеждении, что уникальное оживление чувств, характерное для поэзии, является подобающим посредником для красноречия этого Санскритского гимна.

Дух, блаженное сознание Невыраженного Абсолюта, недоступное пониманию ограниченных умов, вращает внутри бесконечно малой частички Своего Космического Сознания, форму вселенной, сон Существования. Каждый компонент вселенского творения есть индивидуализированное Космическое Сознание, объединенное со всеми прочими манифестациями связями Природы и Космического Закона. Бог, как Высочайший Сновидец Природы и Бог, как индивидуализированные ограниченные сознания, подверженные Природе - от богов до людей - вместе сотворяют все происходящее во вселенской драме, посредством Космического Закона.

Человеческое сознание сбито с толку и неспособно примирить благой и разрушительный аспекты Господа - дарующего добро и красоту человеку и миру с одной стороны, и приносящего смерть и разрушение с другой. Но, если Дух вездесущ и является Сущностью всего бытия, ничто не может быть вне Его. Так, Бог заявляет и в Библии: “Я есмь Господь, и нет другого, нет Бога кроме меня: Я опоясал тебя (наделил тебя способностями и качествами), хотя ты и не узнал Меня....Я формирую свет и сотворяю темноту: Я делаю мир и творю зло: Я Господь делаю все эти вещи»*.

Противоположности добра и зла, радости и страдания, жизни и смерти, не замышляются ни для уязвления, ни для ублажения кого-либо, но лишь чтобы дать детям Господа возможности испытать космическую драму и, надлежащим участием в ней, развиться до более и более высоких состояний мудрости и свободы.

Господь есть единственная Реальность; космическая драма является Его сном. Ценность всех противоположностей соотносится с их конечным результатом.

Шумные крики смертных от близорокусти их сознания, забывчивости причин и невежества об окончательном совершенстве. Откровение Арджуны показывает

_______________________________________________________________________

* Иисайя 45:5,7.

операцию великого Космического Закона, видимого не с точки зрения существ, но Самого Бога. Его план не подлежит конечному опросу и оправданию. Для Господа, уничтожение жизни не есть отсутсвие благорасположения, как и дарование жизни не есть доказательство его наличия. Правда в том, что жизнь и смерть, и все опыты, заключенные в их границах, суть лишь формы перемены, различающиеся соответственно Его Космическому Закону и ведущие космос, со всеми его индивидуумами, к прогрессивно более высоким состояниям развертывания. От каждого человеческого существа ожидается исполнение его обязанностей с непривязанностью и с сознанием того, что он не является беспомощной жертвой, но разумным агентом Единого Бесконечного Существа.

Человек начинает восстанавливать свою истинную божественную природу, сначала воспринимая и почитая Творца в добре, красоте и гармонии в своем окружении. С проникновением его понимания глубже в ядро всех проявлений, он распознает невыразимое Нечто, как их Источник и Сущность. Получив проблеск Сердца Реальности, он интуитивно понимает summum bonum истины, что Бог есть Всё, даже контрасты, которые, кажутся невырожающими Его - как никакой образ во сне, прекрасный или ужасный, не существует отдельно от сновидца. Всеже, столь много включающая концепция превосходит даже раздвинутые горизонты ученического понимания. Подобно Арджуне, он слышит слова, изображающие Всемогущего, но без переживания (опыта) Космического Сознания, к которому он может их приложить, им не достает реальности.

Бхагаван Кришна говорит Арджуне (XII:5): “Труден путь к Абсолюту для воплощенных”. Какая [познавательная] способность смертного может знать Непознаваемого [ею] или воспринимать Невоспринимаемое [для нее]? Для человека легче думать [и понимать] о личном , имманентном Боге, который вообразил Себя в форме этой вселенной определенных форм. Поклонене Богу в личном аспекте (в одном из Его многих аспектов, или представленного Его божественными эмиссами, вроде Кришны или Христа, наставниками заблуждающегося человечества и его заступниками) просто и полезно, и даже необходимо, для новичка. Господа интересует подлинная преданность Ему его поклонника, независимо от того, какая верная концепция формулирует это поклонение. Поклонник, понимающий личного Бога в форме, когда-то поймет Его также и Вездесущим Бесформенным Бесконечным.

Арджуна видел фронтальным зрением своих физических глаз своего божественного гуру Кришну, стоящего перед ним на поле Курукшетра. Шри Кришна затем открыл всевидящий духовный глаз Арджуны. Будучи един с космическим сознанием Духа, Кришна передал свое вездесущее зрение Арджуне, чье духовное продвижение к тому времени приготовило последнего к получению пробуждающего прикосновения Учительского дара Богопознания. Это тогда Арджуна увидел преобразование той самой формы Кришны во всемогущий образ единства сознания Кришны с Бесконечным. Арджуна видел весь астральный и физический миры в форме Космически-телесного Идола, развившегося из снов причинного мира Бога, в аспекте Ишвары, Высочайшего Существа, Абсолюта, ставшего Богом-Отцом Творения. Это видение было и удивительно возвышенным, и ужасно страшным - творение, сохранение и растворение постоянно и успешно прокручивающиеся в вездесущем блаженном свете Духа. Благие, привлекательные формы внутри Космического Идола представляют творчесике и поддерживающие силы Природы. Ужасные аспекты (пожирание миров и существ) суть выражения растворяющей силы в творении, с помощью которой все двойственности, безобразные в сравнении с Единой Бесконечной Чистотой, поглащаются и выбрасываются снова и снова, чтобы в конце концов преобразоваться в Божественную Сущность своего источника.

Побуждая Арджуну, примерного ученика, принять свой божественный долг в высших космических трудах, Вселенский Господь призывает его: “Поднимись, пробудись…ты Мой агент; вот как Я осуществляю Свои планы - вселенную - разнообразными инструментами!” Пробужденный человек более не чувствует себя в соревновании с Богом, но лишь в партнерстве с Ним.

Стихи 35-42

Санджайя сказал Царю Дхритараштре:

(35) Услышав слова Кешавы (трансцендировавшего-майю Кришны), увенчанный (Арджуна, с нимбом космического зрения), трепещущий и ошеломленный, сложив свои ладони в почтительном поклонении, снова скромно поклонился и обратился к Кришне прерывающимся голосом.

Арджуна сказал:

(36) О Хришикеша (Кришна)! Верны слова, гордые и радостные, выражающие Твою Славу! Устрашенные демоны ищут безопасности в отдалении; тогда как множества сиддхов (совершенных существ) склоняются в почтении к Тебе.

(37) И почему бы им не поклоняться Тебе, о Великий Дух? Ты более велик чем Брахма-Творец, выделенный из Тебя. О Бесконечный, о Бог богов, о Защита Вселенной, Ты Неуничтожимый - Проявленный, Непроявленный, и Запредельный (Высочайшая Тайна).

(38) Ты есть Первичный Бог! Чистый Дух, Окончательное Убежище Миров, Знающий и Знаемое, Высочайшее Удовлетворение! Твое Вездесущие сияет во вселенной, о Ты Неистощимый!

(39) О Текучая Жизнь Космических Токов (Вайю), о Царь Смерти (Яма), о Бог Пламени (Агни), о Господин Моря и Неба (Варуна), о Господин Ночи (Луна), о Божественный Отец Бесчисленных Отпрысков (Праджапати), о Предок Всех! Тебе слава, слава без конца! Приветствую Тебя тысячекратно!

(40) О Бесконечное Могущество, о Непобедимое Всеведущее Вездесущие, о Все-во-Всем! Я кланяюсь Тебе спереди и сзади, слева и справа, вверху и внизу, охватывающему меня всюду!

(41) Неведая этой Твоей Космической Славы, и думая о Тебе как о знакомом компаньоне, часто я дерзко звал Тебя “Другом”, и “Кришной”, и “Ядавой”*. За все такие слова, сказанные беспечно или с нежностью;

(42) И за какое-либо неуважение, проявленное мною к Тебе, о Непоколебимый Господь, в веселом настроении во время еды или хотьбы или сидения, наедине с Тобой или в присутствии других - за все такие ненамеренные промахи, о Неограниченный, я молю прощения.

Станзы 41-42 символически изображают состояние ума ученика после первого испытания космического сознания, через пробуждение его “божественного глаза”. Тогда он упрекает себя за свою прежнюю слепоту к Божьему вездесущию.

“С какой готовностью я принимал мир беззаботно, не думая о его Источнике!”, - вздыхает он. “Я чувствовал творение, но был столь бесчувственен к его Творцу! Не зная, что только благодаря его силе я ел и ходил и говорил, и смотрел, и размышлял и молился. Как же бы мог существовать хоть один атом сам по себе? Прости мое прошлое непослушание и неблагодарное безразличие к Тебе, о Молчаливый Свидетель каждой мысли и действия, о Непоколебимый Вседержитель!”

Стих 43

Ты есть Отец всего, одухотворенного и неодухотворенного. Никто кроме Тебя не заслуживает поклонения, о Возвышенный Гуру! Неподражаемый в трех мирах, кто может превзойти Тебя, о Господь Несравненного Могущества?

Библия выражает ту же мысль так: «Я есмь Господь твой Бог, вывевший тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь твой Бог ревнив.”**

Человек есть в сущности Дух; он ложно понимает свое реальное Существо, если стремится к удовлетворению через воплощение в любом из трех миров (физическом, “на земле”; астральном, “в водах ниже земли”, обширном охватывающем астральном футляре световых волн вокруг материального космоса; и причинном, “на небе вверху”). Пока он “поклоняется” искушениям созданного или феноменального мира, до тех пор он идолопоклонник “кумиров”, последователь ложных доктрин, язычник, не знающий о Едином Истинном Боге.

________________________________________________________________________

* Ядава: Потомок Яду”, патриарха рассы Ядавов знаменитых Кшатриев. Отец Кришны, Васудэва, был Ядавой и братом матери трех старших принцев Пандавов. Поэтому, Кришна был двоюродным братом Арджуне.

** Исход 20:2-5.

Только отождествлением своей души с Несотворенным, Чистым и Никогда-Незагрязняемом Духом, человек может быть выведен из потока творения - “Египта”, темноты, иллюзии, “дома рабства”.

Бог отворачивается от тех, кто не ищет Господа для Него самого, Высочайшей Истины, но удовлетвояется Его “неистинными” (нереальными, поэтому преходящими мирами), “ревниво” не струясь в потоке восприятия такого поклонника.

Человек, знающий, что Бог не имеет равных, не будет поклоняться никому кроме Него. Никакая вторичная цель не удовлетворит его; он стремится к Первичному Единственному.

Стихи 44-55

(44) Поэтому, о Обожаемый, я почтительно повергаю себя к Твоим стопам, моля о прощении. Как отец прощает своего сына, друг - близкого друга, влюбленный - возлюбленную, так и Ты прости меня!

Хотя и переполненный радостью от откровения, доселе не виданного, мой ум всеже не свободен от страха. Будь милостив ко мне, о Господь богов, о Убежище Мира! Покажи мне только твою Дэва-форму (как благостного Вишну).

(46) Я желаю видеть Тебя как прежде, как Четырехрукого Вишну, увенчанного ореолом, с палицей и диском. Появись вновь в той форме, о Тысячерукий и с Телдом-Вселенной!

Блаженный Господь сказал:

(47) Я милостиво использовал Свою собственную Йоговскую Силу, чтобы открыть тебе, о Арджуна, и никому другому, эту Высшую и Древнейшую из Моих форм, Лучезарный и Бесконечный Космос.

(48) Никакой другой смертный, кроме тебя, о великий герой Куру, не способен смотреть на Мою Вселенскую Форму - жертвоприношениями, милостыней или трудами, строгим аскетизмом или изучением Вед не достигается это откровение.

(49) Не бойся и не замирай, видя Мой Ужасный Аспект. Оставив страхи и с радостным сердцем, снова увидь Мою привычную форму!

Санджайя сказал Царю Дхритараштре:

(50) Сказав так, Васудэва, “Господь Миров”, принял вновь Свою форму, как Кришна. Он, Великодушный, являясь Арджуне в форме милости, утешил Своего устрашенного поклонника.

Арджуна сказал:

(51) О Исполнитель Всех Желаний (Кришна)! Когда я гляжи на тебя снова в нежной человеческой форме, мой ум успокаивается, и я чувтсвую себя более естественно.

Блаженный Господь сказал:

(52) Очень трудно видеть то, что ты видел, а именно: Вселенское Видение! Даже боги всегда жаждут этого.

(53-54) Но оно не является от епитимьи или учения писаний, от подношений или поклонения. О Выжигатель врагов-чувств (Арджуна)! Только от нераздельной преданности (смешивая, посредством йоги, всех мысли в Одно Божественное Восприятие) можно видеть Меня, как увидел ты, в Моей Космической Форме, Истине и Окончательном Единстве!

(55) Тот, кто трудится только для Меня одного, сделав Меня своей целью, любовно предается Мне, непривязанный (к Моим иллюзорным мирам космического-сна), не желающий никому зла, (видя Меня во всем) - он входит в Мое Существо, о Арджуна!

Аум, Тат, Сат.

В Упанишаде святой Бхагавад Гиты - беседе Господа Кришны и Арджуны, писании йоги и науки Богопознания - это есть одиннадцатая глава, называемая “Видение Космической Формы”.

Глава XII

Бхакти Йога:

Единение через Преданную Любовь

*

Следует ли йогу поклоняться Непроявленному или Личному Богу?

*

Уровни Духовной Практики и этапы Реализации

*

Качества поклнника, дорогие Богу

Аум

Наиболее дорогие Богу, неотделимые от Него, суть те йоги, которые с полной преданной концентрацией поддерживают единство их душ с все-покрывающим, бессмертным Духом за пределами творения - Неизменным Абсолютом, свободным от всякого иллюзорно-обманчивого воображения - благочестиво живущие и выражающие вечные, принципы Богоединения, дающие бессмертие. Такие йоги остаются в единстве с Ним, охваченные в Его Сущности трансцендентным блаженством”.

Бхакти Йога:

Единение через Преданную Любовь

Следует ли йогу поклоняться

Непроявленному или Личному Богу?

Стих 1

Арджуна сказал:

Кто из учеников лучше в йоге: те, кто преданно поклоняются Тебе, или кто обожает Неописуемого Непроявленного?

Здесь Арджуна говорит о поклоннике, описанном в последней станзе одиннадцатой главы (тому, кто думает о Боге, как о Космически-телесном Господе, имманентном во всех проявлениях, и кто поэтому трудится для Него без личной привязанности к чему-либо, без враждебности к кому-либо, устанавливая Бога своей высшей Целью); и об ученике, поклоняющемуся Богу, как бесформенному или непроявленному Духу (если считать Бога и Природу двумя обособленными сущностями). Какой ученик более овладел техникой объединения души и Духа?

Стих 2

Благословенный Господь сказал:

Те, которые, фиксируя свой ум на Мне, обожают Меня, всегда присоединенные ко Мне высшей преданностью любви, суть в Моих глазах совершенные знатоки йоги.

Йог, описываемый в последней станзе одиннадцатой главы, и снова в этой станзе, лучше преуспел в процессах и йоговских техниках, ведущих к Богоединению, чем поклонник, описываемый в третьем и четвертом стихах этой главы - тот, кто сосредотачивается на реализации неуничтожимого, непроявленного Духа. Но в конечном итоге оба вида поклонников обретают Космический Дух.

Все манифестации и активности в творении суть Космическая Йога Господа. Он есть Единство, развивающееся, как эти многие проявления, и объединяющее их в одном космическом сознании Его Вечного Бытия. Поклонник, распознающий эту имманентность Бога и следующий предписанным йоговским шагам для достижения полного Богопознания, понимает как Одно индивидуализировалось и активизировалось во многих; и как, научным способом, это нисхождение от космического сознания в человеке может быть превращено в восхождение или воссоединение с Духом.

Ученик, продвигающийся шаг-за-шагом методами йоги, поэтому признается Господом лучше оснащенным в науке единения души и Духа. Сосредоточение на * имманентности Бога в Его изначальном Постепенные методы Йоги проявлении, как Вибрации Космического Аум

Ведут к познанию Бога внутри (Святого Духа) и ее творческой

и за пределами творения дифференциации в космосе и микрокосме его собственного существа, йог испытывает сначала савикалпа самадхи. Находясь в трансцендентном экстатическом состоянии, забыв внешнее творение, он воспринимает Бога вдном из Его божественных качествах или аспектах - в форме или бесформенным. В конце концов он обретает высочайшее нирвикалпа самадхи, в котором испытывает - без потери сознания чувств своего тела и окружения - и Форму и Бесформенность Господа, имманентного в творении, а также Абсолюта за пределами творения.

Такой йог всегда преданно понимает Бога, как в двойственности так и в единстве. Так, следуя научным усилиям йоги, он обретает сосредоточенности ума на Боге и остается всегда единым с Ним. Поднимаясь над всеми материальными привязанностями, по мере обретения прогрессивно возвышенных состояний сознания, он работает для Бога через любовь и служение всем существам, зная, что в них проявляется Господь. Он поклоняется Господу с высочайшей искренней преданностью любви, понимая, что Бог есть Единственный Объект и Цель жизни. Он является примером научной йоги, которой могут следовать все божественные искатели, для воссоединения с Господом.

Стихи 3-4

Но те, кто любят Неразрушимого, Неописуемого, Непроявленного, Всепроникающего, Непостижимого, Неизменного, Неподвижного, Вечно-постоянного; подчинившие все чувства, обладающие умственной уравновешенностью во всех обстоятельствах, и посвятившие себя благу всех существ - поистине они тоже достигают Меня.

В этих двух станзах, Господь Кришна говорит Арджуне о типе поклонника, преданного концепции Бога, как Трансцендентного Высшего Существа, Творца и Правителя вселенной. В защиту того Высшего Духа, такой поклонник ведет дисциплинированную жизнь самоконтроля, поддерживает умственное равновесие верой в Бога, и праведно служит; но он не следует формальному курсу научной йоги.

Такие ученики, очищенные святой жизнью, в периоды интенсивного почитания, подчиняют свои чувства и обретают состояние совершенного умственного спокойствия, посредством простой, но нераздельной

концентрации на Господе. Умственно они ныряют *

во тьму без темноты, свет без света, в которых не- Обретение Абсолюта

описуемый Дух, о котором невозможно и думать, посредством интенсивной

существует, как Кутастха Сознание (Сознание поклоннической преданности

Кришны или Христа) в творении - вездесущий,

неподвижный и неизменный, чистое бесформенное отражение (или Сын) трансцендентного Господа. Христьянские мистики, такие как Святой Иоанн Креста, Св. Томас Аквайнас и Св. Тереза Авильская, испытади это Трансцендентное Сознание. Св. Тереза говорила об этом божественном слиянии: “Я видела Бесформенного Христа”. Постепенно увеличивая свои восприятия отраженного Вечного Сознания в творении, такие поклонники в конце концов понимают космическое сознание Бога, существующее в Невибраторной сфере за пределами феноминальных миров. Этот тип поклоняющегося (фактически, йога, или того, кто достиг единства с Богом) достигает Абсолюта, но не обязательно сознает промежуточные научные стадии, случившиеся внутри него, чтобы привести его сознание к освобождению.

Жизнь научного йога, как замечалось в предыдущем стихе, поэтому более сбалансирована. Он понимает те законы и принципы Природы, по которым он видит Бога, как Все во всем, и следует им, тем самым освобождаясь от ограничений личностных привязанностей к собственности, родственникам и друзьям, служа Господу во всех человеческих существах, независимо от их веры, рассы или состояния. Различными методами концентрации он постепенно отсоединяет свое эго от чувств и присоединяет свою жизненную силу, ум и эго к сверхсознательной душе. Затем, посредством начального экстаза, он испытывает Кутастха Сознание во всем творении, и, в нирвикалпа самадхи (экстазе), он достигает Духа за пределами феноменов.

Эти два типа “йогов” можно сравнить с двумя стенографистками, одна из которых развивает скорость на пишущей машинке ненаучным “смотри и клюй” методом, и другой, развивающей скорость по научному “слепому”методу. Как последняя машинистка может считаться лучше квалифицированной в искустве стенографирования, также и научный йог может считаться более сведущим в почему и как поисках Бога.

Стих 5

Полагающие свое целью Непроявленного, увеличивают трудности; нелегок путь к Абсолюту для воплощенных.

Путь поклоняющегося Непроявленному Бесконечному очень труден, потому что ученик не имеет поддержки от силы воображения своего ума. Поклонение подразумевает Объект почитания, который удерживает внимание и вдохновляет почтительную преданность (любовь), Бога выраженных качеств. Бесформенный, Неизвестный не очень хорошо подходит для этих целей большинству умов смертных. Рожденный в мире форм с трудом обретает истинную бесформенную концепцию Духа. Поклонение Неописуемому поэтому автоматически предполагает действительный опыт Бесконечного. Только те, кто уже достаточно духовно продвинуты, чтобы интуитивно воспринимать “Бесформенного Христа”, как Тереза Авильская, находят радость в таком взаимоотношении с Божеством.

Систематический йоговский прогресс, идущий через раные стадии божественного восприятия, убеждает его и подкрепляет его усилия и преданность; но плоды поклонения Непроявленному становятся очевидны только в совершенном единении ученического сознания с Богом. Поклонники Абсолюта должны поэтому очень настойчиво стремиться к Духу, чтобы все их восприятия трансцендировали внутренние и внешние ограничения и смешались, как единое интуитивное знание Бесконечного Духа. Такой трансцендентальный самоконтроль требуется с самого начала строгой отрешенности и оставления всех телесных привязанностей.Совершенное оставление земных отождествлений воистину трудно для человека. Попытка этого породила практику сурового аскетизма, для цели подчинения непокорной человеческой природы.

Йог, поклоняющийся личному Богу, с другой стороны, использует постепенные методы реализации, посредством которых он прогрессирует постепенно и естественно в направлении своей цели. *

Естественный метод для отречения от меньших Богу нравятся личные взаимо-

удовольствий и привязанностей состоит в испытании отношения с поклонником

превосходных радостей Духа. Поклонник личного Бога

находит вокруг и внутри своего храма сознания постоянные напоминания имманентности Бога, которые наполняют его сердце божественной любовью и радостью, без трудностей строгой аскетической жизни отреченного. Йог любит Бога столь глубоко, что постепенно все меньшие желания оставляют его.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


© 2010 Рефераты