принужден описывать весь физический мир как возможности, процесс, превращающий некоторые из этих может-быть в действительные факты не может быть физическим процессом….Ища в своем уме подходящую действительно существующую нефизическую сущность, которая могла бы разрушать волновую функцию, вон Ньюман неохотно заключил, что единственной известной сущностью, подходящей для такой работы, является сознание. В интерпретации вон Ньюмана, мир остается везде в состоянии чистой возможности, кроме сучая когда какой-то сознательный ум решает возвести порцию этого мира из его обычного состояния неопределенности в состояние действительного существования….
“Сам по себе физический мир не является полностью реальным, но принимает форму, лишь как результат бесчисленных центров сознания. Иронично то, что это заключение исходит не от какого-то потустороннего мистика, рассматривающего глубины своего ума в частной медитации, но от одного из наиболее практичных математиков мира, выводящего логические следствия высоко успешной и чисто математической модели мира - теоретического основания для миллиардно-долларовой компьютерной индустрии”. (Заметка издателя).
Божий космический свет присутствует в пищеварительной системе человека, как Вайшвананра, огненная сила ассимиляции, работающая в соединении с праной (кристализирующим метаболическим жизненным током пищеварения) и с апаной (устраняющим-яды-и-разложение жизненным током). Через надлежащую функцию этих двух токов, человек ассимилирует “пищу”, необходимые телесные питательные элементы четырех сортов, или которые должны восприниматься четырьмя разными способами: жеванием, сосанием, лаканием (слизыванием), и заглатыванием.
Для йога это имеет особую значимость. Он поддерживает телесную жизнь, посредством жизненной силы, дистилированной от “пищи”, впитываемой при (1)жевании (твердых в-в); (2) всасывании (чистых жидкостей); (3) слизывании (“едой при помощи языка”) - см. о Кхечари Мудре Х:28; и (4) прямом заглатывании, не требуующим жевания, сосания или лакания (“заглатывание” или вбирание жизненной силы из кислорода во время дыхания, или от внутренних жизненных токов, посредством Крийя Йоги).
Это космическая жизнь, присутствующая в человеческой, ответственна за телесные процессы. Жадное, неумеренное житье, в этой или предыдущей жизни, влияет на надлежащую функцию секреции желез и пищеварительных соков, препятствуя здоровью. Когда этим побеспокоен пранический ток жизненной силы, выделительный ток апаны автоматически подвергается влиянию, производя болезнь в теле.
В случаях хронической болезни, когда обычные целительные средства неадекватны, только глубокая вера в Божью безграничную силу может исцелить больного. Ординарные целительные методы, применяемык *
к физическим болезням, таким как несварение, обычно за- Лечение тела Божьей
мечают лишь симптомы и не доискиваются до корневой космической жизненной
причины - побеспокоенная жизненная сила. Посредством силой
животворной силы постоянной веры ученика, Господь может
направлять целительную жизненную силу, чтобы вылечить тело от любой болезни кажущимся чудесным способом. Гита здесь намекает всем лицам, страдающим от хронических и неизлечимых болезней, чтобы они искали помощи от Бога, поместившего в человеке высшую целительную силу праны.
Эта станза также указывает, что Господь является невидимым главным поваром в человеческом теле, который выделяет жизненную силу из пищи, кислорода и солнечного света, чтобы вскармливать человека и снабжать его энергией. Человек является атомическим существом, поддерживаемым атомами энергии, извлеченной божественной силой из этих внешних “продуктов питания” жизни. Все поклоняющиеся должны понимать свою конечную зависимость от Бога для своего благосостояния и не полагаться исключительно на меньшие методы поддержания и лечения, которые только частично пробуждают внутренние жизненные силы. Может прийти время, когда лекарства, диета , пост и другие целебные средства оказываются бесполезными без дополнительной Божьей помощи. Вера человека может полностью пробудить высшую внутреннюю силу божественного исцеления. “Где есть жизнь (прана), там есть надежда”.
Истинные йоги, практикой научной пранаямы, вроде Крийя Йоги, нейтрализуют и контролируют кристализующий ток праны и выделительный ток * апаны, так приостанавливая рост и
Зарядка всего существа жизненной сопутствующее ему разложение. Этот силой, сохраняя тело священным контроль жизненного принципа
храмом под управлением Духа автоматически заряжает все существо божественной жизненной силой, удерживая тело под управлением Духа. Физическое благосостояние не есть то, к чему в основном стремяться истинные искатели Бога; они не питают эгоистического желания физической жизни. Но они действительно уважают тело и стремяться содержать его чистым, чтобы в нем можно было почитать Бога.
Иисус сказал: “Не заботьтесь для души вашей, что вам есть”*. Т.е., не заботьтесь непрерывно о телесных нуждах; еште, чтобы жить лишь для служения Господу - не для удовлетворения капризов нёба, что производит болезнь и страдание. Следуйте законом здоровья природы, с мыслью о предохранении тела, для достижения божественного знания. Человек рождается, чтобы искать любовь Бога, цель, забытую им из-за его эмоциональных блужданий в дурных привычках жизни.
Стих 15
Также я пребываю в сердце всех существ; и от Меня возникают память и знание, как и их утрата. Воистину Я есмь То, что должно познать через Веды; действительно, Я - Знаток Вед и автор Веданты
Бог есть не только жизнь, ум, чувства и эго в человеке - как заявляется в последующих станзах - Он также есть способность чувства в сердце, определяющая способ, которым люди реагируют их на контакт с объектами чувств.
Он наделяет силой память, с помощью которой знания собираются и удерживаются, и с того времени соединены друг с другом в своем накоплении. А также Он есть майя , обманывающий космический гипноз, искажающий божественную способность чистого чувства, памяти и понимания, причиняя их “утрату” в унижающих душу симпатиях и антипатиях, ложных концепциях и невежестве.
Обманутые существа становятся привязанными к своим телесным инструментам и пестонифицируют все свои переживания, пытаясь искривлять их соответственно со своими наклонностями, не понимая, что Господь является Единственным Драматургом. Всеже сами актеры избирают, какие роли они будут играть.
Ученик приветствует роли, ведущие к освобождению. Он стремится со-настроить себя с Богом, и, посредством экстаза, освобождается от сводящих с ума, творящих несчастье пар противоположностей, встречаемых им на сцене жизни.
Он понимает, что хотя задейсвование ограничивающих человеческих восприятий, памяти и запутывающих эмоций сердца является частью Божьей драмы, они теряют свою реальность и хватку, когда чистым чувством, божественным припоминанием и мудростью он вновь отождествляется со своим истинным Я. Обычная личность, погруженная в свое майей-загипнотизированное существование, остается в невежестве, считая себя физическим существом. Освобожденный поклонник живет в пробужденной памяти своей Божественности.
Единый с вездесущим Богом йог видит Его, пребывающим во всех людях: в сердце, памяти и способности восприятия; не только путающим смертных через майевские искажения этих способностей, но также растворющим те обманчивые состояния сознания в Богопознавших душах.
Бог есть Сущность Всего Знания. Он есть источник всей мудрости в Ведах и в Веданте (Упанишадах) - Всеведающий Знаток всей правды, которую следует познать (Веды) и Автор того совершенного знания (Веданты). Он направляет процессы всех форм человеческого познания; Он есть сознание всех чувствующих существ: ангелов, божеств, йогов, обычных людей, домовых, животных, и всех других фом жизни.
Господь знает все состояния души, как последняя нисходит от Духа в человеческую форму. Он знает все восприятия связанной телом души, все ее сенсорные и моторные переживания в состоянии иллюзии. Он знает также восприятия души, карабкающейся назад в направлении Его освобождающего присутствия.
Подобно тому как все волны танцуют на груди моря, все процессы восприятия всех чувствующих тварей происходят внутри Бога, внутри Его нерушимого сознания. Бесконечное Всезнание сознает каждую маленькую волну и вибрацию, играющую на груди океана Его бытия.
Высший Дух: за пределами смертного и бессмертного
Стих 16
В космосе имеется два Существа (Пуруши), смертный и бессмертный. Твари смертны, Кутастха бессмертен.
Эта станза говорит о Пракрити, вечно-изменяющейся Космической Природе и ее множестве тварей; а также о Кутастхе, или неизменном Божественном Разуме одушевляющем вселенную.
Стих 17
Но существует также Другое, Высочайшее Существо, называемое “Высшим Духом” - Вечный Господь, который, пронизывая три мира, поддерживает их.
Веды говорят о Сат-Тат-Аум, что в христианской Библии наз. Отцом, Сыном и Святым Духом. Предыдущая станза Гиты упоминала Аум аспект (Пракрити, или невидимую вибраторную силу, Святой Дух) и Тат аспект (Кутастха, или Сына, Сознание Кришны или Христа в творении). Станза 17 говорит об Отце, или Сат аспекте Реальности (Космическом Сознании, Абсолюте, ставшем Отцом Творения), Ишваре. Он есть Сущностное Я, Высший Дух, Трансцендентная Причина всего. Также Он имманентен в творении, Он не открывается Природой, или знаемым человеком, до тех пор пока ученик не преодолеет пределы сфер переменчивости.
“Три мира” суть физический, астральный и идеационный.
Стихи 18-20
(18) Я (Господь) нахожусь за пределами смертного (Пракрити), а также выше бессмертного (Кутастхи). Поэтому в этих мирах и в Веде (интуитивном восприятии необманутых душ) Меня провозглашают Пурушоттамой, Высочайшем Существом.
(19) Любой освобожденный от иллюзии знающий Меня таким образом как Высшего Духа, знает все, о потомок Бхараты (Арджуна). Он почитает Меня всем своим существом.
(20) Вот, о безгрешный (Арджуна), Я наставил тебя в наиболее глубокой мудрости. Понимая это, человек становится мудрецом, успешно исполнившим все свои обязанности и всеже продолжающим подобающую деятельность.
Только через интуитивное восприятие божественной реализации (веды, “истинного знания”) можно познать Высочайшего Господа. Когда смертный человек достигает освобождения от иллюзии, он становится всеведующим:он видит космический Вездесущий Свет, исходящий от Единой Истины, излучение которого танцует во всех вещах в своей одухотворяющей деятельности. Маленький смертный, теперь человек-Бог, охватывается невыразимым восхищением. Его душа, сердце, ум со всеми его инструментами, и сами атомы его существа радуются с несчислимыми выражениями преданной любви - ко всему приносящемуся на алтарь Духа.
Беспорочный поклонник, чья интуиция расширилась в космическое сознание с его откровением скрытых имманентных работ транцендентного Духа, достиг Высочайшего. Он более не является простофилей иллюзии, которому навязывается деятельность. Зауютившись в мудрости, он свободно действует посредством Богом-данных инструментов Природы, не отдаваясь в рабство, причиняемое эгоистической мотивацией. В нем, дела Природы суть выражения долга, успешно исполненного и предлагаемого снова в неэгоистичном служении, как деяний почитания Бога: (крита-критья, “что сделано и что предстоит сделать”). Он является примером высшего достижения и искусства достижения: Богоединый в трансцендентальном экстазе и божественно-деятельный в сферах дхармы Проявленного Духа.
Аум, Тат, Сат.
В упанишаде священной Бхагавад Гиты - беседе Господа Кришны с Арджуной, писании йоги и науки Богопознания - это есть пятнадцатая глава, называемая “Единство с Высочайшим Духом”.
41 Bhagavad Gita 40 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p. 953-983)
Г л а в а X V I
Обретая Божественное и отрекаясь от демонического
*
Душевные качества, делающие человека подобным Богу
*
Природа и судьба душ, отрекающихся от Божественного
*
Тройственные врата ада
*
Правильное понимание Духовного руководства для поведения в жизни
АУМ
“[Саттвические] качества являются божественными атрибутами Господа; они сотавляют духовное богатство человека. Искатель Бога должен стараться обрести их все. Чем больше он проявляет этих добродетелей, тем более он отражает истинный внуьтренний образ Бога, по кторому он создан. Он всегда полагается на критерии Высшего Совершенства в своем вдохновении. Христос сказал: “Будьте же совершенны, подобно Отцу вашему, который на небесах””.
Обретая Божественное и отрекаясь от демонического
Душевные качества, делающие человека подобным Богу
Стихи 1-3
Блаженный Господь сказал:
(1) Бесстрашие, чистота сердца, настойчивость в приобретении мудрости и в практике йоги, милосердие, подчинение чувств, исполнение священных ритуалов, изучение писаний, самодисциплина, откровенность;
(2) Непричинение вреда, правдивость, свобода от гнева, отреченность, умиротворенность, отказ от сплетен, сострадание ко всем тварям, нежадность, мягкость, скромность, отсутствие беспокойства;
(3) Светлый характер, прощение, терпеливость, чистота, свобода от ненависти, отсутствие тщеславия - эти качества составляют богатство божественно расположенной личности, о потомок Бхараты.
Божественный оратор всегда говорит абсолютами, не чтобы описывать лежащее за пределами возможносей стремящегося ученика, но для предоставления критерия его усилиям. Глава XVI перечисляет саттвические, или хорошие, качества, ведущие ученика к Самопознанию, и указывает на тамасические, или дурные, тенденции, мешающие человеку в достижении божества. Станзы 1-3 перечисляют 26 облагораживающих качеств в следующем порядке:
1. Бесстрашие (абхайям) отмечено первым, потому что непоколебимая скала, на которой следует возводить дом духовной жизни. Бесстрашие означает веру в Бога: веру в Его защиту, Его справедливость, Его мудрость, Его милосердие, Его любовь, Его вездесущие.
Духовно неустрашимый ученик превосходно вооружен против всякого врага, препятствующего продвижению. Неверие и сомнение, первая линия атаки иллюзии, оба подавляются неустрашимой верой, как и желания, и все их соблазны, ложно пугающие несчастьями, если им не следуют.
Страх лишает человека неукротимости его души. Беспокоя гармонические труды Природы, истекающие из источника божественной силы внутри, страх причиняет физические, ментальные и духовные беспокойства. Чрезмерный страх может даже остановить сердце и принести внезапную смерть. Долго-продолжающиеся беспокойства порождают психологические комплексы и хроническую нервозность.
Страх привязывает ум и сердце (чувство) к внешнему человеку, причиняя отождествление сознания с ментальной или физической раздраженностью, и так держа душу сосредоточенной на эго, теле и объектах страха. Ученик дожен оставить все опасения, понимая, что они являются камнями преткновения, мешающими его концентрации на непоколебимом мире души.
В древние времена в Индии, а также и в христьянской традиции, было принято для мудрецов искать уединенного жилища в лесах, пустынях или горах, для непрерываемой медитации. Эти отдаленные области, свободные от цивилизованного нашествия, были естественными обителями змей и скорпионов, а также хищных диких животных. В Индии, даже в настоящее время, мы растем, слушая вдохновляющие рассказы очевидцев святых, чьи единственные компаньоны были кобры и скорпионы, умиротворенно стремившиеся погреться от телесного тепла тех святых, или свирепые тигры, ставшие “домашними кошками”. Кто не восхищался легенде о святом Франциске Асизском, укратившем кровожадного волка из Габио. Звери сознают божественные вибрации, исходящие от святых. Из-за того, что Богопознавшие святые видят Господа во свем - не в воображении, но знании - они не дают приюта страху и не вызывают защитного страха в Господних тварях.
Для непросветленных лучшим советом может быть осторожность вместе с мужеством - бесстрашие в духе без подвергания себя не необходимому риску или условиям, вызывающим опасение. Каждому даются обширные возможности продемонстрировать мужество и силу веры, без полного обусловливания (навязывания) последних.
Смерть, возможно, является высшей проверкой веры в смертном человеке. Страх перед ней, неизбежно, является глупым. Она является лишь однажды в жизни; а когда пришла, переживание этого уже позади, без изменения нашей истиной индивидуальности, или умаления каким-либо способом нашего реального существа.
Болезненность, также, является “перчаткой”, брошенной к ногам веры.Больной должен серьезно стараться избавить себя от этого зла. Затем, даже когда врачи утверждают, что нет надежды, он должен оставаться спокойным, т.к. страх закрывает глаза веры у всемогущему, сострадательному Божественному Присутствию. Вместо потакания возбужденному беспокойству он должне утверждать: “Я всегда в безопасности в крепости Твоей любовной заботы”. Бесстрашный поклонник, поддающийся неизлечимомой болезни, сосредотачивается на Гоподе и становится готовым к освобождению от телесной тюрьмы в славную последующую жизнь в астральном мире. Этим он продвигается ближе к цели высшего освобождения в своей следующей жизни. Человек, умирающий в страхе, подчинивши отчаянию свою веру в Бога и память о своей бессмертной природе, уносит с собой в свое следующее воплощение блеклый образ страха и слабости; отот отпечаток может легко привлечь к нему подобные несчастия - продолжение кармического урока, еще не усвоенного. Героический поклонник, тем не менее, не смотря на то, что он может проиграть сражение смерти, всеже выигрывает войну за свободу. Всем людям предназначено понять, что душевное сознание может побеждать всякое внешнее несчастье.
Когда подсознательные страхи снова и снова врываются в ум, несмотря на сильное сопротивление личности, это знак некоего глубоко хранящегося кармического образца. Ученик должен стремиться еще сильнее переключить свое внимание, наполнением своеего ума мыслями о мужестве. Далее, и это важно, он отдаться полностью в надежные руки Божьи. Бесстрашие необходимо для пригодности к Самопознанию.
2. Чистота сердца (саттва-самшуддхи) означает прозрачность для истины. Сознание человека должно быть свободно от искажений привязанностей и отвращений по отношению к чувственным объектам. Симпатии и антипатии к внешнему развращают сердце грубыми вибрациями. Сердце, или читта, не должно быть подвержено влиянию пар противоположностей; только так оно может войти в божественное блаженство медитации. Иисус говорит: “Блаженны чистые сердцем: ибо они узрят Бога”*.
3. Настойчивость в стремлении к мудрости и в практике йоги (джнана йога вьявастхити) сущностно необходима в достижении освобождения. В своей повседневной жизни ученик должен применять данную-учителем или писанием мудрость и погружаться в покой, рожденный от регулярной практики йоговских методов. Мудрость охраняет ученика, посредством верного суждения и восприятия, от падения в ямы невежества и чувственных наслаждений.
4. Раздача милосьтыни (дана), или милосердие, похвальна. Это расширяет сознание. Неэгоистичность и щедрость соединяет душу дающего с присутствием Бога во всех душах. Это разрушает иллюзию личной собственности в этой сновиденческой драме жизни, чей единственный владелец есть Космический Сновидец. Щедрость земли дается нам лишь взаймы от Бога. То, что Он дал нам на хранение, испуользуется правомочно только когда когда это служит нашим нуждам и устраняет личные и общие страдания. Истинный поклонник спонтанно и от величия своего сердца желает делить с другими принадлежащие ему знания и душевную интуицию. Его неэгоистичность есть естественое служение тех, кто любит Бога и понимает Его имманентное вездесущее. Иисус печалился о невежественных, бедных и притесненных, т.к. видел Бога, страдающего в них. Те, чьи чувства стали вселенскими из-за любви и сострадания, жертвуют свои жизни и все что имеют для служения Богу и Его детям.
Одаривание деньгами бедных, которые используют их для приобретения алкоголя вместо хлеба, означает подталкивание их к греху. Аналогично,жемчуг мудрости не следует рассыпать перед неуважительными и возбужденными спорщиками. Но разумный ученик мудро делящийся своим богатством, знанием и духовными сокровищами для блага нуждающихся, достойных и восприимчивых, приготавливает себя к освобождению.
5. Сдержанность (дама) есть способность контролировать чувства, когда они возбуждены приятными ощущениями зрения, слуха, обоняния, вкуса или осязания. Ученик, хозяин своих чувств, готов к освобождению. Поддающийся же искушениям будет оставаться запутанным в чувственных объектах, далеким от знания души. Каждое потакание в любой форме чувственным приманкам усиливает желание тех переживаний. Повторение ведет к формированию почти неодолимых привычек.
6. Религиозные ритуалы (яджны) предписываются Ведами и другими великими писаниями. Ученик, соответственно своему уровню развития, может исполнять физический ритуал подливания очищенного масла в огонь, или ментальный ритуал сжигания ложных желаний в огне мудрости, или йоговский духовный ритуал устранения человеческой беспокойности в огне душевного экстаза.
В конечном итоге, вся человеческая жизнь должна быть яджной, с каждой мыслью и действием, очищенными преданным сердцем и предложенными, как подношения Богу.
7. Надлежащее изучение писаний (свадхьяйя) ведет к освобождению. Истинный поклонник не страдает метальным несварением, как питающийся учением писаний без понимания его значения и без применения этого в своей жизни. Теоретическое изучение полезно, когда оно вдохновляет ученика практиковать святые наставления. Мысли мудрости суть надежные проводники и защитники, когда они становятся постоянными компаньонами человека.
Во все века имел место конфликт между теоретическими знатоками писаний - профессиональными жрецами (священниками) - и людьми истинной духовной интуиции. Педанты, которым не достает внутренней реализации, но кто похваляются своей эрудицией, часто ревнивы по отношению к Божьим людям, живущим в истине, и преследуют их.Так, Иисус встретил оппозицию от иерархии Фарисеев, а многие святые, как божественный Чайтанья, в Индии были плохо приняты учеными пандитами.
Спасение не приходит от того, что человек знает интеллектуально, но возникает от того, чем он становится в результате того знания. Должна быть рациональная связь между тем, что человек изучает, и им самим, чтобы правда становилась столь неотъемлемой частью того существа, что её нельзя было бы выбить с позиции противоположными искушениями или сомнениями.
8. Самодисциплина (тапас) всключает в себя целомудрие, ограничение аппетита и различные методы тренеровки тела, для перенесения холода, жары и других неудобств, без обычного ментального беспокойства. Практикуемый разумно и с верной решимостью, этот аскетизм помогает ученику приспособить свое тело и ум к духовным вибрациям.
Самодисциплина отличается от самоистязания. Цели тапаса не служат поразительные представления факиров на ложах из гвоздей. Глубокой целью тапаса является изменение “дурного вкуса” человека, предпочитающего преходящие чувственные наслаждения вечному блаженству души. Некая форма самодисциплины необходима для преобразования материальных желаний в духовные стремления. Тапасом и медитацией ученик дает себе сравнительный стандарт для двух видов удовольствий: физических и ментальных с одной стороны и духовных с другой.
Привычно ленивая личность, принуждается стать поденным рабом (страстей), испытывает телесные желания, неизвестные тем, кто привык к тяжелому труду. Аналогично, ученик приучающий себя следовать самотрицанию, чувствует физическое и ментальное несчастье вначале. Игнорируя протест своего телесно-отождествляемого эго, он должен постепенно приучить себя к напряженной жизни духовного атлета. По мере продолжения им очистительной деятельности тапаса он обнаруживает не муки, которых боялся, но глубокий мир и радость.
Когда человек вкушает, даже однажды, превосходные радости внутренних небес, он понимает свое прежнее заблуждение. Он теперь видит себя захваченным счастьем. Люди никогда не могут удовлетвориться, даже испытывая каждое возможное чувственное наслаждение, которые они по ошибке преследуют в надежде найти свое утеренное душевное блаженство.
Аскетизм, отказ от эго, отречение, эпитимья: все они суть средства, а не цели. Реальная цель - вновь обрести с их помощью бесконечное царство Духа. Бедный человек рад отбросить свои лохмотья, когда становится богатым, так и успешный искатель Бога, входящий в миры блаженства, с ликованием отбрасывает прочь все изношенные материальные привязанности.
9. Откровенность, или прямота (арджавам) является качеством благородных. Это означает искренность. Глаза, видящие Бога, являются честными и безискусными. Свободный от обмана может смотреть на Высшую Невинность.
Притворщик находится в дисгармонии со вселенной. Скрывая себялюбивые мотивы под маской альтруизма, давая ложные обещания, вредя другим, притворяясь их другом, ханжа навлекает на себя несчастье от космического закона.
Стремящийся ученик пытается освободиться от хитрости и витиеватости. Чтобы вновь обрести сахаджа, или натуральность своей истинной сущности, он делается открытым и искренним, как солнце.
10. Непричинение зла (ахимса) восхваляется в Индуистских писаниях. Одна из десяти Библейских заповедей гласит: “Не убий”* Запрет относится к произвольному уничтожению любой из Божьих тварей: людей, животных, растений. Но вселенская экономия такова, что человек не может жить без “убийства” овощей для пищи. Эскимосы не могут жить без мяса моржей. Когда от этого зависит выживание, человек в праве сохранить свою более ценную жизнь, посредством убийства рыбы и животных, меньших проявлений Божества. Каждодневно миллионы бактерий погибают в человеческом теле. Никто не может пить никакую жидкость или дышать
воздухом без уничтожения многих микроскопических форм жизни (а иногда те организмы отвечают тем же).
В Махабхаратеахимсу называют “всей добродетелью” (сакало дхарма). Если праведность является истинным критерием, пренебрегать деятельностью по поддержанию Божьих вечных законов праведности, может стать причиной большего вреда, чем любое ненамеренное повреждение, происходящее от противодействия злу. Метод и мотив являются часто решающими элементами на шкале весов Божественной Справедливости.
Во время моего посещения ашрама Махатмы Ганди в 1935 году я спросил пророка ненасилия о его определении ахимсы. Он ответил: “Избегание причинять вред любому живому существу в мысле или деийствии”. Человек ненасилия по воле не причиняет и не желает вреда никому. Он является парадигмой золотого правила: “Делай другим то, что ты желал бы, чтобы они делали тебе”*.
11. Правда (сатья) есть основание вселенной. “Миры строятся на истине”, - говорит Махабхарата. Люди и цивилизации стоят или падают в зависимости от их отношения к истине.
Честный человек пользуется спонтанным уважением всех здравомыслящих людей. Индуистские писания, тем не менее, отмечают, что ученик, чьим идеалом является истина, должен всегда применять суждение и здравый смысл перед тем как говорить. Недостаточно просто сказать правду; слова человека также должны быть приятны, целительны и полезны другим. Много было разбито сердец и много жизней потерпели крушение от правды, сказанной другими невпопад. Мудрец внимательно следит за своей речью, чтобы не повредить тех, которые не готовы еще услышать и получить пользу от его справедливых наблюдений.
Веды упоминают три вида правды. Все предметы, принадлежащие человеку и природе суть относительные истины (вьявахарика). Эти влияют на людей в бодрствующем состоянии (джаграт), которое характерно изменчиво и вечно текуче.
Все предметы принадлежащие снам обыкновенного человека, когда он контактирует со своим подсознательным умом, который вызывает образы в форме астральных феноменов, суть воображаемые истины (пратибхасика). Они имеют определенную ценность, но только в своей собственной ограниченной сфере, значительно более изменчивой, неясной и двусмысленной, чем мир материи, воспринимаемый человеком в его бодрствующем состоянии.
Во время глубокого сна без сновидений (сушупти) и в самадхи медитации йога человек пребывает в своей истинной природе, душе, и познает Абсолютную Истину (Парамартхика).
Ошибочно думать, что обычные люди никогда не общаются с Богом или Высшей Истиной. Если бы все люди временами не входили в состояние глубокого сна без сновидений, даже на минуты, они бы не могли жить вовсе. Средний человек не имеет воспоминаний переживаний своей души; но, будучи частью Универсального Целого, время от времени он должен снова пополнять свое существо из Источника Жизни, Любви и Правды.
Почитанием принципа правды в своих мыслях, речи и действиях ученик сонастраивается с творением и Творцом. В большей или меньшей мере, все личности, всретившие такого святого, возвышаются от его гармонических вибраций. Истинный человек Божий освобождается от болезненных двойственностей и противоречий относительности и готов наконец войти в окончательное убежище Абсолютной Истины.
12. Отсутствие гнева (акродха) является скорейшим путем к миру ума. Гнев порождается препятствиями желаниям человека. Человек без желаний не имеет гнева. Тот, кто не принимает ничего от других, но смотрит на Бога для всех удовлетворений, не может чувствовать гнева по отношению окружающих или разочарования в них. Мудрец удовлетворяется сознанием, что Господь управляет миром, и никогда не считает, что-либо случившимся по ошибке. Он свободен от гнева, враждебности и негодования.
Это мир относительности, и святые иногда приспосабливают свои действия к обстоятельствам. Они могут иногда разыграть смелое и даже свирепое негодование, если такое поведение кажется вероятнее отвратит злых людей от причинения зла невинным. Но мудрецы не чувствуют ненависти ни к кому, сколь угодно злым и невежественным. Человек Самопознания может симулировать гнев на долгие и короткие периоды времени а затем возвращаться мгновенно к своему обычному спокойствию и благонастроенности.
Гнев ординарного человека не может быть оставлен подобным образом по воле и мгновенно. Только очищенное сердце ученика, свободного от мирских желаний, по-настоящему неспособно приютить гнев.
Наиболее обычный “нарушитель мира” в семьях и среди народов есть гнев. Гневливого человека избегают и часто ненавидят его коллеги. Частые взрывы
Темперамента влияют на здоровье человека, и часто ведут к насилию. Покаряясь слепо ярости, бесчисленное количество людей совершали преступления, ведущие к тюрьме или смертному приговору. Во имя самосохранения, если не из более высоких соображений, многие пытаются учиться благоразумию и контролю гнева.
13. Отречение (тьяга) является мудрым путем, которым идет ученик, по воле отказывающийся от меньшего для большего. Он отрекается от мимолетных чувственных наслаждений во имя вечных радостей. Отречение не есть самоцель, но очищает почву для проявления душевных качеств. Никто не должен бояться строгости самоотречения; последующие духовные благословения велики и несравнимы.
Вовлекаться в действия без желания их плодов есть истинная тьяга. Господь есть Божественный Отреченный, т.к. Он продолжает все действия вселенной без привязанности к ним. Любой, стремящийся к Самопознанию - монах или домохозяин - должен действовать и жить для Господа, не будучи эмоционально вовлеченным в Его драму творения.
* “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…” . (От Матвея 7:12.)
14. Мир (шанти)является божественным качеством. Истинный йог, единый с “миром Бога, превосходящим всякое понимание”* подобен прекрасной розе, распространяющей вокруг себя аромат спокойствия и гармонии.
Все в феноменальном мире являет активность и переменчивость, но спокойствие есть природа Бога. Человек, как душа обладает внутри той же природой покоя. Когда в своем сознании он может уровнять и успокоить три ментальные состояния возбуждения - волны страдания и радости и впадины безраличия междку ними - он воспринимает внутри себя умиротворенный океан духовного мира души, расширяющейся в безграничное море спокойствия в Духе.
15. Отсутствие осуждения и клеветы (апайшунам) ускоряет духовное равитие чеоловека, освобождая ум от сосредоточения на слабостях других, чтобы сосредоточится полностью на полноценной работе по самоулучшению. Личность, подобная детективу, занятая рассмотрением недостатков других, приобретает ложное убеждение своего превосходства - как будто она сама свободна от тех недостатков или имеет квалификацию оценивать других. Критическая личность редко совершенствует свою собственную жизнь.
Привыкший критиковать подобен мухе садящейся на моральные язвы других. Истинный ученик подобен пчеле, питающейся медом хороших качеств с сердец его компаньонов. Иисус сказал: “Не судите и несудимы будете; ибо каким судом судете, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”; а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидешь, как вынуть сучок из глаза брата твоего”**.
Злые унизители - сплетники и клеветники - проникаются ложным убеждением, что могут сделаться выше, отсекая головы другим. Напротив, нет более унизительного для характера средства, чем такое поведение. Спинокусатели оскорбляют Бога в других и в самих себе. Добродетельные, без самомнения, возвышают других по пути своего собственного роста до высот над мелкой неразвитостью своих братьев.
Личность, получающая удовольствие от клеветы и спинокусания, никогда не знает счастья помощи другим мудрым советом и вдохновением. Обличение приводит в уныние и злит совершившего ошибку. Большинство людей внутри знают о своих недостатках и моральных язвах. Они могут быть вылечены не едкими раздражителями порицаний, но лишь смячающим элексиром любви.
Никто не доверяет тем, кто распространяет зло вместо добра: сплетни, усердных выявителей чужих слабостей. Господь не обличает публично ничьих недостатков, но дает каждому совесть и шанс исправиться в уединении его души.
Иисус советовал потенциальным палачам прелюбодейки, готовым забросать ее камнями: «Тот, кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее __________________________________________________________________
* Филлипийцам 4:7. ** От Матвея 7:1-5.
камень”*. Обвинители, помня свои собственные грехи, удалились. Личности большого сердца всегда готовы, подобно Христу, освободить грешника любовью и воздержаться от проклятия.
16. Сострадание ко всем существам(дайя) необходимо для божественной реализации, т.к. Сам Бог переполнен этим качеством. Добросердечные могут поставить себя на место других, чувствовать их страдание и пытаться смягчить его. Средствами дайи модифицируется закон “глаз за глаз и зуб за зуб” как и строгая точность кармы.
Если бы Господь не проявлял милосердия и прощал грехов, Его ошибающиеся дети страдали бы неопределенное время, жизнь за изношенной жизнью. Когда человек самодисциплиной старается сдвинуть, подобный горе, груз своих прошлых ошибок, Бог приходит на помощь. Видя, что его дитя достаточно сокрушается о своих преступлениях, Он уничтожает вековую тьму греха немедленно проявляя освобождающий свет Своего присутствия.
Готама Будда был воплощением милосердия. Говорят, что он даже предложил свою жизнь, чтобы спасти козу, приготовленную для жертвоприношения. Царь, исполнявший церемонию сохранил жизнь животному и стал последователем “Просветленного”.
Человек отец, если он всецело руководствуетсямужским принципом рассудка, дудит судить вину своего сына в соответствии с законом. Но мать, полная нежности женского чувства, является символом божественного сострадания; она простит сына, дадже если он убийца. Поклоняющиеся находят щедрое прощение грехов, почитая Бога, как вечно милосердную Божественную Мать, вместо математически разумного Божественного Судьи, отправляющего правосудие, посредством кармического закона.
17.Нестяжательство, отсутсвие жадности (алопутвам) осуществляется покорившим чувства, а стало быть не дающего приюта желаниям грубых наслаждений и материальных объектов.Отсутсвие жадности и зависти есть отличительная черта истинных поклоняющихся, чьи умы пропитанны внутренними радостями. Мир не может предложить ничего подобного.
18. Мягкость (мардавам) характеризуется духовным терпением. Бог очень нежен со Своими ошибающимися детьми и, необижаясь, хранит тишину, когда они ругают или игнорируют Его. Все божественно сонастроенные люди добры и терпеливы. Мягкий человек привлекает друзей на земле, а также , что более важно, привлекает Господа, Друга из друзей. Духовно терпеливый человек не держит зла ни к кому, даже к наиболее злым.
19. Скромность (хри) есть способность стыдиться за каждый неверный поступок и желать исправиться. Самодовольный человек нескромен и развивает комплекс превосходства. Ученики, преувеличивающие свои духовные приобретения, воздерживаются от глубокого поиска Самопознания. Скромный
искатель привлекает внимание застенчивого и скромного Всемогущего Бога.
Писания учат, что скромность относительно своего тела есть особое украшение женщин. Но, когда я вижу некоторую непристойность выражаемую между мальчиками и девочками сегодня, я говорю, что скромность - качество, в котором очень нуждаются оба пола. Бесстыдное поведение привлекает дурных спутников, удовлетворяющих свою похоть и после забывающих того, кого они использовали в непристойности. Чистота скромности привлечет добродетельных, которые ей сродни.
Скромность в смысле духовной стыдливости есть черта чувствительной личности, которая лекго признает свои недостатки, когда ей на те указывают. Человек неразвитый в душевной деликатности, агрессивен, сакркастичен, или безразличен, когда ему советуют исравиться. Настоящий поклонник всегда скромен, стремясь обрести Бога, посредством устранения всех своих смертных несовершенств через советы своего гуру или других превосходящих его духовных личностей.
Способность стыдиться является облагораживающим качеством, потому что когда-то приводит искателя правды к полному пониманию унижения кармического принуждения рождаться снова и снова в физическом теле. Это принудительное заточение чуждо человеской реальной природе и оскорбительно для безграничной души.
20. Отсутсвие беспокойства (ачапалам) делает человека способным избегать физических и ментальных скитаний и бесполезной деятельности. Нервозность и беспокойство обычно причиняются постоянным потаканием чувственным удовольствиям, или привычными негативными мыслями, или эмоциональными проблемами, или “одержимостью”, вроде мирских амбиций.
Беспокойства нет в характере Бога; поклоняющийся должен учиться отвращаться от ментального и морального непостоянства. Ему следует занимать свой ум не бесцельной, а духовной деятельностью.
21. Лучезарность характера (туджас) происходит от космического огня Божьего высшего сознания, пламени знания, внутри человека и других чувствующих существ. В качестве жизненности теджас присутствует во всех существах, а также в электронах, протонах и атомах. Его неистощимая энергия поддерживает активности всего феноменального мира. Посредством долгой медитации на Боге, ученик пронизывается лучезарностью этого космического огня.