Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 2
p align="left"> “По этой теории вселенная-младенец обычно вспыхивает в существовании мгновенно, а затем изчезает. Но иногда она действует, подобно семени, способного вырасти в настоящую вселенную. Это может произойти, потому что вселенная-младенец может состоять из наиболее необычной формы пространства: “ложной пустоты”. Она обладает странностями, потому что содержит, на очень короткое мгновение, очень много энергии в очень малом объеме....
“Она раздувается из микроскопического размера до размеров дыньки. Раздуваясь таким образом, она охлаждается… и освобождает огромнейший всплеск энергии. Эта энергия принимает форму очень горячих частиц, производимых в больших количествах. Их достаточно много, в действительности, чтобы сформировать все звезды и галактики в новой вселенной, когда они охладятся. Быстрое раздувание “ложного вакуума”, сопровождаемое этим освобождением энергии, составляет Биг Бэнг. Таким образом сформированная новорожденная вселенная входит в долгую эру расширения. Наша собственная вселенная расширялась около 15 миллиардов лет....
По мере раздувания “ложного вакуума”, он может легко производить новые вселенные-младенцев, действующих подобно семенам для формирования новых вселденных…. “Однажды начавшись, этот процесс, кажется, продолжается вечно, постоянно стряхивая новые вселенные, как кусочки ложного вакуума», - говорит доктор Аллан Гусс, из Массачусетского Института
Поклонники, понимающие сновиденческую природу этого космоса и могущество воображения Бога, более не полагаются на сбивающие с толку иллюзии измерителей Природы, заключения, заставляющие творение казаться поспешным и несправедливым. Они обращают внимание на Вечное Сознание, Единое Время, знающее горе перемены - Неизменное Время, о котором говорит Х:33.
Общеизвестный царь зверей это могучий лев; здесь господин всех “зверей”, или материально-телесных существ, как животных так и людей, символизирует всемогущего Бога.Человек, который один в царстве животных, обладает полным потенциалом Божества, определен Богом быть верховным правителем над всеми другими формами материи.
Гаруда, блестящий царь птиц, есть божественный мифологический носитель Вишну, с репутацией “врага и уничтожителя змей” (иллюзии). Частично развитые поклонники, как птицы, могут влетать в свободное небо самадхи, но должны возвращаться снова к телесному гнезду, уязвимому для хищников змей, сил иллюзии. Но освобожденная душа улетает от иллюзий навсегда и становится единой с Богом; Он сравнивается в этой станзе с сияющим Гарудой с золотым телом, “господином небес”, “пожирателем” иллюзии.
Стих 31
Среди очистителей, Я - бриз; среди владеющих оружием - Рама; среди водных тварей - Макара (носитель бога океана); среди потоков - Джанави (Ганга).
Ветер или воздух (павана) есть дыхание жизни, которым Бог поддерживает растительность, животных и человека. Его очищающая сила выражается во всех токах ветра, активных во вселенной, но преобладает в тонком жизнетворном воздухе (“бризе” или легком ветерке), представляющим собою жизнедающую прану. Когда совершенный йог, посредством Крийя Йога пранаямы, дистилируетжизненный ток из кислорода в человеческом дыхании и использует эту чистую прану для перезарядки своего тела, он соединяет свою жизнь с космической жизнью. Мастерство дыхания через пранаяму, или контроль жизненной силы, является не только лучшим средством добывания жизненной энергии для поддержания жизни в физическом теле, но также и высшим методом для достижения освобождения. Контроль жизни производит контроль дыхания, шнур, привязывающий душу к телу; а бездыханность в самадхи производит Богосознание.
Рама, почитаемый аватаром (воплощением Вишну), был великим и благородным царем древней Индии. Говорится что во время его правления ни
Технологии…. Иные семена могут прорастать сию минуту, где-угодно, возможно в вашей собственной гостинной”.
“Согласно Хокингу, может быть бесконечное колличество альтернативных вселенных, со-существующих с нашей”, - пишет Михио Каку в Гиперпространстве (Нью Йорк: Оксфордский Университет, 1994). “Эти вселенные можно сравнить с большой коллекцией мыльных пузырей в воздухе”. (Заметка Издателя)
смерть, ни болезнь не касались его царства. Из-за великой праведности, он обладал божественным оружием, благодаря которым был завоевателемвсех злых врагов. Среди обладателей оружия, величайшим - подобно Раме - является уничтожитель своих внутренних врагов иллюзии, используя лук спокойствия с его упругой тетивойпрямого позвоночника в медитации, снабженного безошибочными стрелами самоконтроля и концентрации.
Макара является мифическим морским существом, носителем Варуны, “бога океана” (см.Х:29). Макара есть нечто вроде акулы, непобедимой могущественнейшей из всех рыб. Это мифическое существо является эмблемой на флаге Камадэвы, “желания”, которая показывает уважение, оказываемое желанием этой высшей силе. Духовно имеет значение, что присутствие Бога в человеческом сознании, активизируется в океане сознания самдхи , как божественный хищник, пожирающем земные желания ученика.
Ганга почитается священнейшей из рек, благословенной Богом, посредством вибрацих многих освобожденных святых, купавшихся в ее водах и медитировавших на ее берегах. Символически Ганага представляет вечно-текущую интуитивную мудрость в освобожденном йоге. Она также представляет совершенный жизненный ток сушумны, текущий через астральный позвоночник от копчика к тысячелепестковому лотосу в мозгу. Жизненная сила и душевное восприятие йога уносятся этой рекой жизни от телесно-материальных пут к берегам блаженства в Духе.
(Далее следует текст к иллюстрации между стр.798-799 оригинала)
АУМ
Поклонники астральных божеств идут к ним; почитатели предков идут к призракам; к духам природы идут стремящиеся к ним; но Мои поклонники приходят ко Мне.
Почтительно подношение Мне листка, цветка, плода или воды, данное с чистым помыслом, является подношением любви, приятным Мне.
(Бхагавад Гита IX:25-26)
-------*-------
“Обожающие звездные существа сна, сияющие немногим заимствованным светом Моего всезнания, не могут воспринимать Моего тонкого сияния, распространенного повсюду, поддерживающего проявления всех существ. Поклонники маленьких богов - меньших аспектов Моего вездесущего Существа - идут к ним, а затем должны воплотиться на земле. Поклонники везде воспринимающие Мой Космический Свет, смешиваютсяс Ним и более не переживают кинокартины сна рождений и смертей”.
- Парамаханса Йогананда
Стих 32
Из всех проявлений, о Арджуна, Я есмь начало, середина и конец. Среди всех ветвей знания, Я есмь мудрость Сущности; для спорщиков, Я - различительная логика (вада).
Господь, являясь вечным Я в переходных смертных формах существ, неся всю ответственность за из приходы и уходы (см. Х:20), Он также творит, поддерживает и отзывает к Себе все объективированные образы сна Своего сознания.
Человеческое знание, неважно сколь богатое, будет всегда ограниченным без мудрости (интуитивного восприятия) души, единственного выявителя Творца.
Без сущностного присутствия Бога, не было бы способностей познания, разума и рассуждения (дебатов). В логике и диалектике Он дал потенциальность понять непостоянство и нереальность космического сна, а также выявить реальность Космического Сновидца. Одному лишь человеку, во всем творении, Господь даровал способность абстрактного мышления. Без верного упражнения разума, ни один человек, находящийся под Космической Иллюзией, никогда не вырвался бы от нее, поскольку он не знал бы, что подвержен ей!
Стих 33
Среди всех букв Я есмь буква А; из всех смесей, Я - двандва (соединяющий элемент). Я - неизменное Время; и Вездесущий Творец (все-пронизывающий Распределитель Судьбы) с лицом, повернутым во все стороны.
Буквы разделяются на гласные и согласные; никую согласную нельзя произнести без помощи гласной. Буква А почти во всех языках является первой среди гласных; в Санскрите оня также компонент каждой согласной, что определяет интонацию той бувы: ка, та, ба, и т.д.А есть первая буква древнего слога Аум, чей космический зву есть мать всех звуков, и поэтому всех языков. Аум является составным звуком творческих, хранительных и растворяющих вибраций Природы, представленных соответственно его буквами а (акара),у(укара) и м (макара). Это, таким образом, есть Слово Бога, что было с Ним сначала*, Его символ в творении. Господь в этом стихе Гиты заявляет Себя преимущетсвенно в букве А (творении), т.к. Он есть источник, бесконечное начало бытия, сила, вызывающая модификации Природы. “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть, и который был, и который будет, Всемогущий”.** Индуистские писания пространно имеют дело с важностью повторения этого священного Слова, Аум, и со слушанием в глубокой медитации действительного звука этой святой вибрации, заявляющей Божье присутствие в творении.
В Санскритской грамматике, двандва относится к соединениям слов (агрегатные соединения) в которых слова, хотя и соединенные, не меняют своего характера в структуре или значении. Сопутствующая аналогия Божьего проявления, как двандва, состоит в том, что Его сознание является соединительным элементом, который держит вместе в разумной игре, во взаимодействии, все существа и объекты. Космическая иллюзия в обычном человеке подавляет его восприятие вездесущего Бесконечного; он видит только космический сон без присутствия в нем Космического Сновидца. Йог, тем не менее, видит Космического Сновидца и Его космический сон, как одно. Поднимаясь над нормальным состоянием, он видит Бога, как соединительную силу (двандва), среди всех соединений (самса) в космическом сне. Он воспринимает Божье субъективное сознание и Его объективные сны, как удерживаемые вместе Его соединяющим познавательным сознанием-сновидением. Как человеку требуется знание себя и его снов, так и Бог познает Свои космические сны посредством Своего всегда сознательного Самосознания - сущностной способности, которой Его Бессонное Существо и Его космические сны со-существуют в полной гармонии. Как одна палочка может поддерживать два цветка, так и стебель Само-сознания - объединяющая двандва, или Божья познавательная способность - держит вместе цветение Его Абсолютной природы и цветение Его разрозненного космического сна.
Бог есть Неизменное время, Вечное Сознание. В Атхарва Веде, Бог персонифицируется как Время и зовется “отцом” (творцом) всех миров, а также как их “сын” (их существование). Время (кала) есть идея перемены в Вечном Неизменном, тонкая ткань иллюзии, в которой танцуют все иллюзии. Станза 30 этой главы говорит о человеческой концепции времени, налоденной на него Природой, как один из ее иллюзорных “измерителей”. Этот настоящий стих говорит о вечном сознании Божьем, Единственном Времени, являющимся вечным хранилищем всех Его вечно-меняющихся иллюзорных снов творения.
Тонкий принцип цитируется в экзотерическом описании Бога, как Вездесущего Творца, Распределителя (Дарителя) Судьбы (дхата), которая смотрит во все стороны (висвато-мукха). Сновидец является творцом и хранителем судьбы - как хорошей так и плохой - образов в его сне. *
Аналогично, в космическом сне, Божественный Предопределение и свободная
Сновидец является Творцом и Хранителем всех воля человека
Существ, а также Распределителем их судьбы,
через их хорошую и плохую карму. В этом смысле, Бог предопределяет в значительной мере происходящее в Своем космическом сне и роли, которые следует играть там Его воображаемым актерам. Это не означает, тем не менее, что человеческая судьба полностью предопределена авторитарным Божеством. Бог есть Творец судбы, но Он дал человеку способность реагировать на судьбу. Каждый человек получает от Бога дар свободного выбора, по которому он может произвести изменения в себе и его мирском окружении. Сама эта способность свободной воли есть выражение образа Бога в человеке, образа, по которому человек создан - душа, или индивидуализированное сознание Бога. Поэтому все происходящее определяется совместным усилием между Богом, макрокосмическим Создателем, и Богом, микрокосмическим создателем, индивидуално выраженным в человеке. Ни один индивидуум не освобожден от его доли ответственности за любое зло или кажущиеся несправедливости. Если кого-то отвращает его положение, он может применить Бого-способность вутри него, чтобы опереировать теми законами Природы, которые могут изменить те обстоятельства. Уставая от сменяющихся развлечений и насилий двойственностей, он может напрячь свою Бого-способность, чтобы пробудить себя от этого космического сна. Неиспользование или неправильное использование свободной воли являются человеческим собственным выбором оставаться во сне и подвергаться законам , управляющим сферой проявления.
Висвато-мукха, “вездесущий, смотрящий во все стороны”, также имеет дальнейшее значение: “вездесущее окно или отверстие”. Божье вечное присутствие, Его всеохватывающее сознание, является “дверью”, через которую сотворенные Им существа проходят вперед-назад между физическим и астальным миром, когда Его сознание наводит на них иллюзию перемен, называемых рождением и смертью. Через хорошую и плохую карму (плоды человеческих действий, распределяемые Богом, в соответствии с Его справедливыми законами воздаяния), в сознании Бога постоянно происходят возобновляющиеся циклы рождения, существования и смерти всех существ.Так Он является Поддержкой и Подателем всего происходящего.
Стих 34
Я есмь всерастворяющая Смерть; и Я есмь Рождение, источник всего, что будет. Среди женских проявлений (качеств Пракрити), Я есмь слава, успех, просвещающая способность речи, память, различительная способность интеллекта, схватывающая способность интуиции, и упорства в божественном воздержании.
Этот стих говорит о Божественном сознании, активном в трех гунах Природы: тамасе, растворении; раджасе, творении; и саттве,сохранении, вскармливающем, материнском или женском качестве.
Проявления, раджас и саттва, оба подлежат постоянным переменам вследствие тамаса. Смерть или растворение делает необходимыми творение и сохранение новых форм для продолжительности Космической Природы, с ее многими существами и объектами. Божье сознание, как трансформирующая смерть, Разрушитель, изменяет эти формы и состояния всех субъективных и объективных созданий и переводит их из одного места в другое в Его физико-астрально-причинной вселенной. Бог, неподлежащий иллюзорной перемене смерти, которой заражены все проявления в Его космическом сне, выражает Свою трансформирующую силу смерти через тамасическое качество Его космической иллюзии, Природы.
Как все существующее в сфере Природы подлежит разрушению в Божьем сознании, так и все, чему надлежит прийти в проявленность, будет иметь рождение из своего источника в Божьем сознании. Его всесозидательная способность осуществляется раджасическим активизирующим качеством в Природе.
Поддерживающий аспект Бога, действия которого осуществляются саттвическим качеством иллюзорной Природы, описывается в этом стихе как имеющий семь “женских” атрибутов - Природы, супруги Бога, Космической Матери, Шакти, или вибраторной силы Духа. Эти семь “дочерей” Бога и Космической Природы одаривают их качествами все объекты и существа. Человек имеет способность погасить или усилить их благотворное воздействие на свою жизнь.
1. Известность или слава (кирти) есть тонкая способность выражения, заявление, делающее что-либо известным - как слава (красота) в цветке; или тонкий характер человеческих желаний, вскармливающий его хорошую или плохую репутацию.
2. Успех или благоденствие (шри) есть благприятная сила, поощряющая и поддерживающая благоденствие и все формы успеха.
3. Речь (вачх) является кардинальным атрибутом в Природом царстве космической иллюзии, происходящим от звука Космической Вибрации, с ее гунами творения, сохранения и разрушения. Вся Природа обладает этим атрибутом вибраторного выражения, очевидного во всем, от вибрации атомов до птичьего пения и криков животных - и, превыше всего, в артикуляции человека. Через вибраторные звуки общается вся природа. В своем высшем выражении, вачх является хранилищем всего знания, тем вибраторным разумом, через которых Веды были открыты (даны) ришам , которые, в свою очередь, своим собственным голосом передавали это просветление другим. На человека возложена обязанность использовать свою Богом-данную могучую способность речи, чтобы делать лишь добро и распространять просветление.
4. Память (смрити) есть сила непрерывности сознания, способ Природы соединить прошлое с настоящим. Вибраторное сознание в семени (хотя и не самосознание) “помнит”, как вырастить растение или могучее дерево с его эволюционной записи или “памяти”. Человек способен припомнить прошлые переживания - которые все записываются в его мозгу - и этим увеличивают его рост и способности. Божественный человек может припомнить не только накопленные опыты своей настоящей жизни, но также его прошлых инкарнаций - наследие непрерывности его сознания - и этим выйти на обширное хранилище знания и достижений.
5. Интеллект (медха) , как атрибут Природы, есть различительный или проявленный интеллект Высшего Разума, Духа. Это то, что поддерживает порядок и гармонию во вселенной и в человеке.Посредство использования своей ментальной способности распознавательного интеллекта, обманутый невежественный человек достигает мудрости.
6. Схватывающая способность интуиции есть фиксированность ума (дхрити) в душевном восприятии - прямое душевное знание истины.*
* См. также комментарий на саттвик-дхрити, ХVIII:33.
Даже спящее сознание в камне и полу-пробужденное сознание в животном никогда не теряет своей связи с его истинной природой. Человек, существо в котором пробуждается разум, начинает в меньшей или большей степени выходить на свою прирожденную интуицию, подспудно лежащий источник всех его умственных способностей. Полностью пробужденный божественный человек, вставший на якорь в своем истинном Я, становится всезнающим, через всеведение чистой душевной интуиции.
7. Воздержание (кшама) есть спокойная, терпеливая стабильность в природе и человеке, сила, сопротивляющаяся беспокоющим флюктуациям Природных двойственностей. Это гавань мира, и якорь устойчивости, к которому стремяться все существа. Этот атрибут в космической иллюзии является отражением Вечного Мира, Вечного Терпения - Несотворенного Духа.
Имеется также и более глубокое значение в этом стихе, понятное йогу. Эти славные атрибуты Космической Матери, явленные по всей вселенной, могут быть сознательно достигнуты в глубокой медитации.По мере того, как жизнь и сознание йога поднимаются через тонкие цереброспинальные центры, пробуждая или открывая их тайны, лучезарность этих атрибутов просвещает все его существо и дарует ему их величайшие сокровища, соответственно желанию его сердца.
Стих 35
Среди Сама (гимнов), Я есмь Бхират-Саман; среди поэтических размеров, Я - Гайятри; среди месяцев, Я - Маргаширша (благоприятный зимний месяц); среди времен года, Я - Кусумакара, цветущая (Весна).
Священные Ведические гимны, специальных формулировок размера и произнесения по слогам, цитируются из-за их богатую вибраторную мошь (см. Х:22) - Саман способствует мудрости, а Гайатри имеет дело со спасением человека. Брихат-саман и Гайатри, соответственно, относятся к двум классам священных стихов, каждый со своей особой формулой; и они также и названия двух основных гимнов, представителей этих категорий.
В Индии, месяц Маргаширша (занимающий порцию Ноября и Декабря) считается наиболее благоприятным и здоровым периодом года. Прохлада этого зимнего месяца убивает или подавляет многие вирусы и бактерии, которые развивались в предшествующей жаре лета и влажности монсуна. В цветущей весне, Бог украшает свою супругу, Природу, бесподобными орнаментами цветов многих оттенков, в то время когда она хлопотливо пытается возродить и вскормить свое обширное потомство.
Метафорически, Кусумакара (“изобилующая цветами”), относится ко времени духовного удовлетворения (достижения). Новичок-йог борется с врожденными инстинктами и ментальным беспокойством на протяжении лет энергичной медитации. Результатом упорства ученика, он в конце концов видит удивительные цветы мудрости; и астральные лотосы, цветущие в прекраснейших регионах тонких центров в его позвоночнике и мозгу, открываются перед ним, обдавая его своим ароматом многих реализаций (пониманий). В цветущем саду, медитативные усилия йога борются и со временим устраняют все следы его кармы, до и после рождения, а также от эго и его сил иллюзии. Он восходит божественным путем, открывающимся через позвоночные центры к вершине космического сознания, в верхней части мозга, и далее к освобождению в Духе. Это символически имеется в виду в замечании о благоприятном месяце Маргаширша: марга, “божественный путь к” ширша, буквально, “голове или верхушке” - высшему центру космического сознания в мозгу, двери к освобождению, “коронующему пику” стремлений йога.
Стих 36
Я есмь игра шуллеров; Я - сияние лучезарных; Я - победа и сила страсти; Я - качество саттвы среди благих.
Когда Бог проходит через Свое сознание, Его кинокартину космической иллюзии, оттененную тройственными качествами - тамасом, раджасом и саттвой - злые, активизирующие и добрые картинки производятся из Его единого Существа. Он не может, поэтому, полностью отделить Себя даже от злых или темных концепций этой драмы. Действительно, это Его космическая майя, окончательный обманщик, сводит с ума тех, кто служит темному тамасическому качеству. Они невежественно ставят на карту быстрого и легкого самоудовлетворения свое счастье и благополучие.
Божественный Трюкач, тем не менее, также учит Своих прислужников, как повернуть столики на Его космическую иллюзию - непривязанностью, правильной деятельностью, практикой йоги и экстатическим единением с Ним, Незаблуждающейся Реальностью. Так, через Божье активизирующее качество, раджас, производятся лучезарные картинки жизни, изображающие жизненно энергичных существ доблестно и благородно борющихся и побеждающих.
Наконец, в победителе, Бог выражается как Саттва - Совершенство и чистота.
В поклоннике, тройственная природа Божьей космической иллюзии аналогично выражает свою драму. Вначале, без очевидной определенности выгоды - кроме убежденности веры и любви - стремящийся смело прилагает свои усилия против обманчивых препятствий иллюзии. С помощью огненной энергии и самоконтроля раджаса, он практикует эпитимью, отречение, строгую дисциплину и подавление беспокойных мыслей, посредством медитации на Боге. Со временем, случайные проблески восприятия того, что Бог играет с ним в прятки радостно удивляют его.Когда йог может удерживать полное познание Бога в его концентрации даже ненадолго, его ум и тело трепещут от лучезарной энергии, что может даже заставить волоски его тела встать дыбом.
С упорством и неослабным пылом и с активизирующей внутренней Божественной Благодатью, телесное сознание этого йога, дыхание и ум растворяются в одно восприятие божественной любви, частичного союза его души с Богом. Внутреннее божественное сияние пропитывает все его тело, ум и душу непревзойденным блаженством; даже грубое тело становится тонко сияющим божественным астральным ареолом; неподвижные глаза блестят невиданными слезами блаженства. Он поклоняется Космическому Возлюбленному Духу со всеохватывающем обожанием его души, до тех пор пока его душа не становитсяблаженством Духа. В состоянии высшего самадхи сознание йога, не теряя самосознания, расширяется в вездесущее сознание Бога. Поклоняющийся понимает, что через все эти состояния Бог был вечно присутствующей Реальностью внутри иллюзорных сил, доблестных усилий завоевать их, и временных и окончательной побед - Высшим Благом, Высшей Дучезарностью внутри всех иллюзорных ролей сна.
Стих 37
Среди Вришней, Я есмь Васудэва (Кришна); среди Пандавов, Я - Дхананджайя (Арджуна); среди муни (святых), Я - Вьяса; среди мудрецов, Я - ученый Ушанас.
Из своего состояния Богоединения, Бхагаван Кришна мог провозгласить безлично, что Дух который он реализовал, как целостность его существа, был воплощен в династии Вришни, как Кришна, известный , как Васудэва, Господь Творец, Хранитель и Разрушитель.
Аналогично, среди тех мудрых из династии Пандавов, Господь проявляется в идеальном ученике Арджуне, Дхананджайе, “завоевателе богатства” - том, кто обретает Божественное Сокровище, завоевывая желания и аппетиты, боль и удовольствие, рождение и смерть.
Также внеличностно, Кришна обявляется в Его идеальном поклоннике Вьясе, писателе Бхагавад Гиты, получивем свое откровение скромно и безличностно и затем записавшем его в форме божественной беседы. Вьяса провозглашается выдающимся среди муни - святых, погруженных в экстатическое общение с Богом -когда он пребывает в самадхи, состоянии бездействия. В со-настройке с Космическим Сознанием, Вьяса воспринял то, что Бхагаван Кришна открыл Арджуне. Когда Вьяса был в божественно активном состоянии, как во время написания Бхагавад Гиты, его называли риши, осуществляющим духовную деятельность без потери высшего божественного контакта.
Бог также превозносит древнего поэта и мудреца, Ушанаса, который обладал великими силами, включая способность воскрешения умерших.
Стих 38
Я есмь стержень практикующих дисциплину; искуство стремящихся к победе; молчание всех скрытых вещей, и мудрость всех, кто знает.
Этот стержень есть Божий закон причины и следствия, карма, высщий дисциплинирующий. Грешный человек может избежать наказания человеческих законов, но кармическая справедливость неумолима, умиротворяема только праведностью, которая заслуживает награды и окончательного прощения. Библия также говорит о законе кармы, как о “стержне”: “Твой стержень и Твой посох, они дают мне уют”*. Кармический принцип является источником комфорта для тех, кто понимает его дисциплину и награды, как указание пути к настоящему счастью и освобождению. Иов говорил о “стержне Ьога”, когда оплакивал те частые случаи страдания праведников и больших материальных успехов и удовольствий неправедников. “Их дома свободны от страха, а также посох Бога не нависает над ними”. Но затем он со знанием заключает: “Как часто гасится свеча злых! И как часто приходит к ним их гибель! Бог раздает горе во гневе Своем”**. Кармический закон распределяет справедливость; злые до времени могут наслаждаться наградами прошлой хорошей кармы, но зло настояшего также несомненно возьмет свою дань.
Всепобеждающая сила Божья проявляется в праведных действиях и в благородных мотивах и целях. Божественная наука и искусство награждают победой доблетсных, по кармическому закону.
Бог есть Несотворенное Молчание, спрятанное во всех силах и объектах космической природы. Твари природы видят только грубые выражения, которые выставляет майя, не скрытую Тайну, которая заставляет их казаться реальными и жизненными. Божье молчаливое Присутствие во всех феноменах космического сна есть Его наиболее хранимый секрет, открываемый не ограниченным человеческим умом.
Написано: “Знающий знает; и никто другой не знает”. Только через божественную реализацию человек действительно знает Бога и истину, и знает, что он знает. Бог есть мудрость, восприятие и воспринимаемое, того познавшего.
В йоге, данда, “стержень, посох, ствол” (дерева жизни) представляет позвоночник, в котором йог осуществляет самодисциплину, чтобы одухотворять свое сознание. Этот стих поэтому описывает пранаяму(Крийя Йогвский метод контроля жизни) наиболее эффективным способом дисциплинирования капризных чувств, беспокойного ума и неверно ведомой воли, чтобы они повернулись к Богу. Через это “искусство”, или практику, научной йоги, йог становится победителем. Когда его телесное сознание и мысли усмиряются, он открывает в себе в том “молчании” невообразимое блаженство Бога. Он становится настоящим знатоком, единым с вечной мудростью.
* Псалмы 23:4 (Holy Bible, The New King James Version)ю
** Иов 21:9,17.
Стих 39
Я, кроме того, есмь то, что составляет воспроиводительное семя всех существ. Нет ничего, о Арджуна,движущегося или неподвижного, что может жить без Меня.
Господь начал категоризацию Своих проявлений в Х:20 с заявления, что Он есть источник, существование и окончательность всех существ. Он теперь завершает свое изложение заявлением, что во всех существах Он также является семенем, которым Он продолжает все творение, посредством Природной силы воспроизведения во всех разнообразных формах.
Все движущееся (выражающее саттву-воспринимающий и/или раджас-активизирующий атрибуты Бога - от живых тварей до движения ветра, огня, всех сил в космической природе), а также все неподвижное (инертная грубая материя, продукт тамаса-препятствующее качество) заимствует свое существование от вездесущего сознания Бога и всемогущества Его божественной воли.
Все суть лишь части целого громады,
С душою - Богомв телеу Природы.*
Стих 40
О выжигатель врагов (Арджуна), беспредельны проявления моих божественных качеств; Мое краткое описание есть лишь намек на Мои многие славные способности.
Бесчисленны сновиденческие драмы разыгрываемые в творении, сохранении и растворении причинного, астрального и физического миров, и в переживаниях их видящих сны актеров - каждый из которых есть проявление Божьих сил. Вечно изменящаяся Бесконечность; Как можно полностью определить ее?
Стих 41
Любой чудотворец,обладатель настоящего богатства, наделенный великими силами, знает все эти качества искрами Моего пламени.
“ Все индивидуализированные космические существования (люди, ангелы,
* Александр Поуп, “Сочинение О Человеке”, Часть I (Поэтический перевод А. Кудлая).
дэвы, сознательные силы), владеющие законами Природы, обладающие благопритными силами процветания, дарующими все формы успеха и благополучия, выражающие могучие способности против негативных сил тьмы и иллюзии - понимают те, как божественные ограниченные выражения Моего Лучезарного Существа, сверкающие искры Моего Бесконечного Сияния”.
Стих 42
Но какая тебе нужда, о Арджуна,во многичесленных деталях этой мудрости? (Просто пойми:) Я, Неизменный и Вечный,поддерживаю и пронизываю весь космос, всего лишь одной частью Моего Существа!
Сбивающие с толку сложности человека и творения в конце концов подлежат разрешению в Божественной Простоте*.
С точки зрения человеческого понимания, возможны лишь туманные проблески Бога. Но каждый вопрос ученического сердца получит ответ, когда в космическом сознании он достигает реализации Господнего трансцендентного вездесущия - в и за пределми творения. Все великолепие в космосе, явное и тайное, проявится как всего-лишь сияние мельчайшей мысли в вечности блаженного сознания Духа.
О Ты Самопроявленная причина и сущность творения, о Ты живущее внутри всего Я, Ты источник просветления, веди меня за пределы Твоих лучей творения, перенеси меня за пределы Твоей объективной формы, чтобы, по Твоей милости, я мог увидеть Твое славное Я. То абсолютное Я, живущее в трансцендентном сиянии, воистину, я есмь Ты.
- Иша Упанишад
Аум, Тат, Сат.
В Упанишаде святой Бхагавад Гиты - беседы Господа Кришны и Арджуны, писании йоги и науки Богопознания - это есть десятая глава, называемая “Вибхути Йога (Божественные Проявления)”.
* “Космический порядок подспудно отпечатан определенными математическими законами, переплетающимися, чтобы сформировать прекрасное гармоническое единство”, - писал доктор физики Пол Дэвис в Уме Бога: Научное Основание для Рационального Мира (Нью Йорк: Саймон и Шустер, 1992). “Эти законы обладают элегантной простотойи часто вверяли себя ученым на основании одной лишь красоты. Всеже эти самые простые законы позволяют материи и энергии саморганизовываться в огромное разнообразие сложных состояний, включая те, имеющие качество сознания, и в свою очередь могут отражать тот самый космический порядок, который произвел их”.
“Возможно наиболее значительное открытие прошлого столетия в физике”, _ сказал Мичио Каку в Гиперпространстве (Нью Йорк: Оксфордский Университет, 1994), - “было понимание, что природа, на своем наиболее фундаментальном уровне, проще, чем кто-либо думал”. (Замечание издателя).
36 Bhagavad Gita35 by Yogananda, translated from English by A. L. Koudlai (p.813 - 844 )
Г л а в а ХI
Видение видений:
Господь открывает Свою
Космическую форму
Аум
До этого момента Арджуна принимал на веру святые откровения, но теперь он достиг йоговской цели - прямого опыта Божества….
Эти стихи из Бхагавад Гиты являются бесподобной одой Универсальной Форме Духа, победной песней во славу Космически-телесного Сновиденческого Идола водруженного в Храме Бесконечности, не имеющем стен. Массивные миры и их мельчайшие частички, величественные боги Природы и наименее значительные твари, тени-пьесы добра и зла - все имеют свое особое место в структуре Космического Образа.
Часто эти стихи поются во время поклонения в Индии. Когда их правильно произносят на оригигнальном Санскрите, вибраторное благословение пробуждает трепет знания в восприимчивом поклоннике, пробуждая спящиее воспоминания реализации истины, свято хранимыево внутреннем святилище души.
Видение видений:Господь открывает
СвоюКосмическую форму
Стихи 1-4
Арджуна сказал:
(1) Ты сострадательно открыл мне тайную мудрость истинного Я, развеивая этим мою иллюзию.
(2) О Лотосоглазый (Кришна)! Ты пространно поведал мне о начале и конце всех существ, а также о Твоем вечном владычестве.
(3) О Великий! Воистину Ты провозгласил Себя. Всеже, о Пурушоттама! Я желаю видеть Тебя в Божественном воплощении (Твою Форму-Ишвары).
(4) О Владыка, о Господь Иогов! Если Ты позволишь мне видеть Ее, яви мне СвоюБесконечнуюСущность!
Индуистские писания содержат тысячу имен Бога, каждое из которых передает особый оттенок философского значения. Пурушоттама (ХI:3) или “Высший Дух” есть имя длшя Божества в Его высочайшем аспекте - Непроявленного Господа за пределами творения. Ишвара (ХI:3) есть Бог в Его аспекте Космического Правителя (от корня иш, управлять). Ишвара есть Тот, по чьей воле все миры, в упорядоченных циклах, сотворяются, поддерживаются и растворяются.
Хотя Арджуна полностью принимает правду Господа, как Пурушоттамы, его человеческое сердце желает видеть Его, как Ишвару, Божественного Правителя, чьим телом является вселенная.
Стихи 5-7
Благословенный Господь сказал:
(5) Смотри, о сын Притхи (Арджуна)! Вот, сотни и тысячи Моих божественных форм - многоцветных, разнообразных!
(6) Увидь Адитьев, Васу, Рудр, близнецов Ашвинов, Марутов, и многие чудеса доселе неведомые!
(7) Здесь и теперь, о победитель Сна (Арджуна), увидь объединенными в Моем Космическом Теле все миры, все движущееся и неподвижное, и все то, что ты желаешь видеть.
Господь сказал: “Увидь Меня воплощенным, как космический Идол в Храме Вездесущия - целом космосе богов, людей и Природы!”
А, так как для поклонника Бог есть неистощимый Исполнитель Желаний, Он добавил: “Проси у Меня все, что хочешь! Все что ты желаешь видеть - прошлое ли, настоящее или будущее - появится перед тобою!”
Помня Свое обещание, Он исполняет (XI:32-34) невысказанную просьбу Арджуны узнать результат предстоящего сражения на поле Курукшетре. То знание Он до сих пор удерживал (см. II:37). Теперь Арджуна, очищенный скромностью и поклонением, сделался подходящим для восприятия истины.
Стих 8
Но ты не можешь видеть Меня глазами смертного. Поэтому Я дарую тебе божественное зрение. Смотри: вот Моя высшая йога!
Два глаза человеческого физического тела приспособлены к видениям майи, мира двойственности - дня и ночи, рождения и смерти, и т.д. Единый глаз во лбу* есть “юожественное зрение” которым только йог и может воспринять единство в многобразии. Господь теперь пробуждает тот глаз в Своем поклоннике. До настоящего момента Арджуна принимал на веру святые откровения, но теперь он достиг йоговской цели - прямого опыта Божества.
Стих 9
Санджайя сказал Царю Дхритараштре:
С этими словами Хари (Кришна), высочайший Господин Йоги, открыл Арджуне Совершенное Воплощение, Космически-телесную Форму Ишвары.
Господь не имеет формы, но в Своем аспекте Ишвары Он принимает всякую форму. Благодаря Своей высшей Йоговской Силе, Непроявленный становится видимым чудом вселенной.
Хари, “Крадущий” сердца, есть имя, данное Шри Кришне, как воплощению Вишны. В этой роле аватара, он убирает прочь зло майи из сердец восприимчивых учеников, чтобы их очищенное поклонение протекало непрерывно в любви ко Господу.
(10-11) Арджуна увидел многообразное чудесное Присутствие Божества - бесконечное в формах, сияющее во всех направлениях пространства, всепроникающее всемогущество, украшенное бесчисленными небесными одеяниями, гирляндами и драгоценностями, вздымающиеся небесные виды оружия, разнообразие всех приятнейших ароматов, Его уста и глаза повсюду!
(12) Если бы тысяча солнц появились одновременно в небе, их свет бы тускло напомнил великолепие того Всетворящего Существа!
(13)Там, покоясь внутри бесконечной Формы Бога богов, Арджуна увидел всю вселенную со всеми ее различными проявлениями.
(14) Затем, Выигравший Богатство (Арджуна), чудесно-ошеломленный, с волосами, вставшими дыбом, сложенными молитвенно руками, склоняя голову в страхе перед Господом, обратился к Нему: