Рефераты

Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 2

p align="left">(37)То, что рождено от чистого восприимчивого разумения Самопознания - то счастье называется саттвическим. Оно сначала кажется ядом, но после нектаром.

Когда йог постоянно старается практиковать медитативное спокойствие, он в конце концов испытывает рождение божественного блаженства и окончание всякого страдания. Страдание тройственно: физическое, ментальное и духовное. Физическое страдание возникает от болезни и неудобства. Ментальное - в значительной мере от прорастающих кармических семян прошлых злых жействий, запечатленных в астральном мозгу. Духовное страдание приходит от неспособности контактировать с Богом.

Эти тройственные страдания исчезают, когда, посредством практики йоги, ум становится отсоединенным от производящих горе чувств и присоединенным к блаженству души, истинного Я.

Стих 37, тем не менее, признает вначале трудные состояния борьбы и недовольства - неприятного, как “яд” - испытываемого йогом во время его схваток с чувствами. Но после того, как ум и различительный интеллект одержали победу, они укрепляют свое знамя на блаженном пути души. Когда побеждающий йог, после его перживания духовной борьбы пробует через свой интуитивный интеллект божественную амриту (“нектар”) души, то истинное счастье называется саттвическим. Чистая саттвическая радость нескончаема, вечно новая, кульминирующая наконец в вечной Ананде, Блаженстве, Духа - за пределами достижения любой гуны, даже саттвы.

Стих 38

То счастье, что проистекает от контакта чувств и материи, называется раджасическим. Это кажется нектаром в начале, и ядом в конце.

Природа счастья, рожденного от страстной слепоты раджасических действий, описывается здесь. Личность, испытывающая физическое удовольствие после напряженного усилия приобрести его, наслаждается *

какое-то время “пищей богов, нектаром” удовлетво- Раджасическое счастье

ряющего счастья; но это неизбежно уничтожается

“ядом” неудовлетворения и несчастья, как только непостоянное чувственное наслаждение угасает.

__________________________________________________________________

божественная настойчивость или “упрямство” внутренного постоянства (дхрити, как описано в предыдущих станзах).

* Адхьясад раматэ: от абхьяса, букв., “постоянное усилие удерживать ум в его чистом саттвическом состоянии”; и от рам, букв., “наслаждаться”, “усмирять; давать оттдых” - то есть обретать трансцендентное счастье. Когда ум вспоминается в его чистом саттвическом состоянии, чувственное беспокойство усмиряется, и трансцендентное высшее блаженство души проявляется.

Когда порывистый молодой человек упорно работает и с трудом сэкономит деньги, чтобы купить машину-развалюху, он очень счастлив своему первому выезду на ней. Но как только он попадает в аварию, или должен потратить значительную сумму, только чтобы держать обветшавший автомобиль находу, он начинает чувствовать “яд” несчастья.

Человек жадно заглатывающий больше пищи, чем он может переварить, находит радость в удовлетворении своей необычной жадности, но последствия передания суть неудобство или, в какой-то момент, болезнь.

Чрезмерно сексуальный человек уступает искушению, пока его зрение, нервы, физическая жизненность, внутренний мир и чувство достоинства не разбиты полностью. Его ентузиазм относительно сексуального наслаждения превращается в разрушительную умственную депрессию, могущую привести даже к слабоумию.

Алкоголик или наркоман чувствует сначала приподнятое настроение, но потом погружается в отчаяние, когда влияние алкоголя или наркотика истощается.

Состояние счастья вначале, сопутствующее чувственность, всегда сопровождается несчастьем, из-за пореждения физической жизненности, ментального самоконтроля и духовного мира. Эта загадка майи, что яд чувственного опыта считается приятным вначале*. Вначале приятный вкус отравленного меда или зла обманывает людей, и тем заставляет их предаваться вредным опытам. Если бы зло не очаровывало, никто бы не пробовал его. Люди глотают горькую таблетку зла, потому что она покрыта сахаром, незамедлительного удовольствия. Мирские люди, молодые и старые, суть те, кто слишком потакают своим чувствам. Даже после обнаружения последствий, они всеже беспомощно влекутся к таким излишествам, благодаря принудительному влиянию своих привычек. Получатели раджасического счастья обнаруживают слишком поздно, что недисциплинированные чувственные удовольствия оборачиваются мучительными, разрушающими силу, жизненность, здоровье, красоту, интеллект, память, богатства и энтузиазм.**

Сильно влекомые искушением, мирские раджасические люди проводят свои материалистические жизни, никогда не зная блаженства Духа, спрятанного в них, в натоящем мире и радости, находимого в медитации.Но к концу жизни они часто чувствуют совершенно обманутыми лукавыми чувствами. Тогда они не находят счастья ни в чем. Их умы становятся пустыми и темными, приследуемыми духами несчастья.

Наставление этой станзы замечательно относится к разочаровывающему концу, который встречают многие по-юному пылкие материалисты. Манимые высокими надеждами благополучия и физического счастья, они работают тяжело и интригуют за счет своего мира и здоровья, и пытаются напрасно купить больше счастья, приобретая больше денег. Продвигаясь от юности к старости, они страдают от постепенной потери жизненности и энтузиазма и становятся жертвой ________________________________________________________________________

* В Божьем плане и игре (лиле), исключительной функцией Сатаны или Майи является попытка отвлечь человека от Духа к материи, от Реальности к нереальности”. - Автобиография йога.

** “Бог может простить ваши грехи, но ваша нервная система не простит”. - Альфред Корзибский, Польско-Американский ученый.

болезни и страха приближающейся смерти, великого уравнителя, сводящего к нулю все земные достижения.

Стих 39

Иллюзорное счастье начинающееся и кончающееся в самообмане, произрастающем от чрезмерного сна, лени и неверного понимания, называется тамасическим.

Человек выбирает дурное счастье, когда его интеллект введен в заблуждение принадлежащей ему дурной кармой, или дурной компанией и внутренней реакцией на зло. Потаканием тамасическим наклонностям, его разум затемнен. Тамасические качества таким образом берут начало в человеке, через его неверное понимание, и кульминируют в разочаровании и отчаянии. Злые тамасические склонности питаются опиумом ненеобходимого сна и физической праздности и ментальной бесцельностью.

Избыток сна делает тело ленивым, а ум беспомощным (как говорилось в XVIII:35); это парализует физические, жизненные и ментальные способности человека. Праздная тамасическая личность - опьяненная *

пересыпанием, безделием и ментальной безцельностью, Тамасическое счастье

а также бесчисленными непониманиями - испытывает

недостаток во все-оживляющей внутренней и внешней деятельности, что ведет ее к состоянию, напоминающему неживую материю, недостойному человеческого выражения. Потакающие снотворному дурных тамасических качеств подобны натренированным животным под интоксикацией, неспособным исполнять ожидающейся от них работы.Тамасические личности, одурманивая себя счастьем самого низкого сорта (самоудовлетворение их деградированным существованием), находят все врожденные добрые качества постепенно изглаженными, поощряя зверское поведение и, в худшем случае, полную инертность.

В курсе эволюции, душа спит в камнях, сонно пробуждается в деревьях, становится сознательной жизненностью в животных и проявляет самосознательнуя разумную жизненность в человеке. В сверх-человеке, душа проявляет свою истинную природу сверхсознания и вездесущия* И обратно, затемняя всой разум, посредством неумеренного стиля жизни и дурных стремлений и удовольствий, человек может унизиться до состояния немногим лучше животного. От увеличивающейся праздности опьяняющего воздействия чрезмерного сна, он может пасть до своего рода пьяного животного. От последствий дальнейшего потакания дурным привычкам и излишествам, до бесчувствия, он может стать умственно - и даже физически - инертным, как дерево, только напоминающее человеческую жизненность. Если он продолжит возделывать то аппатичное состояние, как под влиянием наркотиков или алкоголя, он станет столь бесполезным, как масса окостеневшей плоти, или камень, без всех признаков разумности. Судьба таких падших существ была описана в XVI:19-20.

Различая свой божественно предписанный

долг в жизни

Стих 40

Нет существа в этом мире, а также среди богов в астральных небесах, свободного от этих трех качеств, рожденных от Пракрити (Космической Природы, созданной Богом).

Ткань всех проявлений удерживается вместе переплетающимися нитями этих трех гун. Так, высшие астральные существа и обычные люди одинаково подвержены тройственному влиянию хорошего, активизирующего и дурного качеств. Несмотря на то, что как люди так и боги имеют свободный выбор, и поэтому ответственны за свои дей ствия, они не могутизбежать влияния всепроникающих тройственных качеств свойственных Космической Природе, Святому Духу, или вибраторному проявлению Бога. И всеже, сделанный по образу Бога, человек и бог, могут использовать свой свободный выбор и отказаться подчиниться дергадирующему тамасическому качеству. Посредством надлежащей раджасической деятельности и божественной саттвической деятельности, они могут трансцендировать все три качества и внуовь войти в царство Божье.

Богу нравится перехитрить Им же сотворенных майя-противников в космической игре творения, и так, возвратить души в Его царство, после выдерживания ими проверки агрессивных злых искушений, посредством осознания очарования добра.

Бог, действительно, ответственен за сотворение объектов искушения и чувственных инструментов наслаждения и за подчинение этим человека соблазнам иллюзии. Но человек ответственен, если он не использует божественный дар разумного свободного выбора, чтобы отличать преисполненное-страданием зло от освобождающей добродетели.

Стих 41

О выжигатель врагов (Арджуна)!Обязанности Браминов, Кшатриев, Вайшьев, а также Шудров резервируются соответственно гунам (качествам), происходящих от их собственной природы.

В божественном диалоге Гиты символика внутренней реализации, полученной учеником в общении с Богом, Господь теперь повторяет Арджуне через его интуитивное восприятие, что истинное значение четырех естественных каст, или классификаций человечества, и богов, пребывающих в нем (описаное в следующих стихах 42-44), базируются не на рождении существа, но на его индивидуальных качествах.* Настоящие естественные касты суть Брамины, или Богопознавшие, Кшатрии, или борющиеся-с-чувствами, Вайшьи, или культивирующие-[практическую]-мудрость,** и Шудры, или телесно-отождествляемые индивидуумы. Эти четыре “касты” присутствуют во всех народах, как духовная интеллигенция; воины, правители и вожди; бизнесмены; и рабочие.

Существование в мире четырех естественных классов людей является результатом саттвического, раджасического и тамасического качеств и их смесех, присутствующих в Пракрити, или Космической Природе. Разделение индивидуумов по этим четырем классам является также и результатом их собственного свободного выбора хороших и дурных действий в прошлом.

Свабхава, “собственная природа”, как используется в этой станзе, обозначает природу Бога, проявляющегося как Пракрити, с ее космической иллюзией трех качеств, а также и природу человека, возникающую от влияния этих качеств и от его собственных прошлых добрых и злых действий.

Хотя человеческая природа и определяется Пракрити и его собственными прошлыми действиями, всеже эта природа является лишь второй природой, * рожденной от использования его свободного Саморазвитием или неправедной выбора. Хотя и похороненная под этой жизнью, человек может повысить приобретенной второй природой,реальная или понизить свою касту душевная природа человека, являющаяст истинным образом Бога, вечно остается в его распоряжении. Если бы это было не так, если бы человек не обладал неизменным духом, наделенном свободной волей, четыре класса индивидуумов не могли бы изменять своих характеров: телесно-отождествленная личность не могла бы стать, благодаря духовному развитию, Богопознавшим Брамином; а Брамин не мог бы деградировать, посредством потакания чувтсвенным искушениям, в телесно-связанного Шудру. Соответственно манеры использования человеком его свободного выбора, он может быть связан временно в ограничениях любой их этих четырех каст; но посредством медитации, увеличивая желание восстановить свой потерянный рай, и божественную милость, он может освободиться.

Как эти четыре класса существ, посредством ли саморазвития или неправильной жизни, могут поднять или уронить свой статус, не может быть неизменной классификации какого-либо индивидуума. Так, телесно-скованный Шудра, рабочий, благодаря образованию и глубоким усилиям в медитации и культуре йоги, может стать сеятелем мудрости, или Вайшьей, развивающим свои ментальные способности для занятий бизнесом. Дальнейшим самоконтролем в борьбе с телесными склонностями и направляя свои действия разумным суждением, он может стать Кшатрием, военным офицером, правителем или вождем, если это его вдохновляет; а посредством экстаза с Богом, тот прежний _________________________________________________________________

* См. также комментарии о четырех естественных кастах к II:31, III:24 и IV:13.

** Называемые так, потому что в контрасте с Шудрами, чья скованная-чувствами деятельность служит преимущественно телу и эти ограничивает их служение человечеству телесным трудом, Вайшьи, посредством культивирования разумного контроля желаний, во имя более высокой выгоды, сеют в себе сначала семена мудрости и служат человечеству ментальным трудом.

Шудра становится Богопознавшим Брамином.

Порочная кастовая система Востока возникла от ошибки установления

касты в соответствии с наследственности, скорее чем качества (характера). Аналогично, пороки классовой системы на Западе произошли от ложного сознания “родовой гордости”. Без своих денег многие миллионеры не смогли бы бахвалиться своеими родословными. Аналогично, человек, рожденный в знающей Бога Браминской семье, не может без собственного усилия общения с Богом быть настоящим Брахманом сколько-нибудь больше, чем сын врача может быть врачом без обретения необходимой квалификации. Смешно для дурного Браминского сына прикидываться Брамином, как бедного человека, лишенного наследства из=за своего дурного поведения, заявлять что он богат, потому что его отец богат.

Когда члиность проявляет преимущественно хорошее саттвическое качество, удерживая активизирующее и дурное качества и свою прошлую дурную карму под своим контролем, о ней говорят как о Брахмине. (См. XVIII:42). Когда человек предоставляет доминировать в себе активизирующему раджасическому качеству, смешанному с некоторой освобождающей добротой, при заслоненных (подавленных) злого качества и плохой кармы, о нем говорится как о Кшатрии, или борце с чувствами. (См. XVIII:43) Когда кто-то в основном проявляет активизирующее раджасическое качество, слегка смешанное со злым или препятствующем качеством и последствиями *

прошлой плохой кармы, при в основном спря- Реакция человека на

танном возвышающем хорошем качестве, он тройственные качества

называется Вайшьей, или культиватором-

[практической]-мудрости, тем кто предпринимает интеллектуальные усилия улучшиться. (См. XVIII:44). Когда некто проявляет преимущественно препятствующее злое тамасическое качество, слегка смешанное с активизирующим качеством, и сильно находится под влиянием своей собственной плохой кармы, при подавленном освобождающем добром качестве, о нем говорят как о Шудре, телесно-отождествленном индивидууме(кайястхе), принадлежащем к нузшему классу (См. XVIII:45).

Метафизически, Шудра ментально обозначает того, кто сомневается во всем, кроме материального существования. Такая телесно-отождествленная личность может родиться в любой из трех высших каст или исполнять любую высокую профессию, но он не проявляет естественного качества касты или естественной квалификации для той работы. Аналогично, Богознающий Брамин может быть рабочим, или фермером, или бизнесменом, или солдатом. Он может исполнять материальные обязанности, соответственно его выбору, не будучи внутренне под их влиянием, оставаясь знатоком Бога, или настоящим Брамином.

Подводя итог, человек и Космическая Природа не могут проявлять своих активностей без смеси трех гун. Космическая Природа приходит в существование посредством дифференциации тройственных качеств; и от человеческой реакции на эти качества рождаются те четыре класса индивидуумов.

Но во время периода, когда Бог оттягивает Свою физическую природу, Пракрити, вовнутрь Себя, уравновешиванием трех гун, Он становится исключительно Духом Абсолютом; тогда Бог Отец, Сын и Святой Дух (Пракрити) растворены и не существуют больше. Как Бог может таким образом успокоить Природные тройственные качества и впитать Ее всю Её деятельность в Себя, так и человек, созданный по образу Бога, может, посредством экстаза, растворить влияние трех гун и следствия прошлых добрых, активизирующих и злых действий, и достигнуть освобождения.

Стих 42

Контроль ума, контроль чувств, самодисциплина, чистота, прощение, честность, мудрость, Самопознание и вера в последующую жизнь составляют обязанности браминов, происходящие от их собственной природы.

Истинным брамином является тот, кто един с Брахманом, Богом. Иисус провозгласил свое сознание, когда сказал: “Я и Отец мой - одно”.* Рожденный в высокой или низкой касте, Христианин, Индус или последователь любой другой религии, тот, кто знает Бога, подобно Иисусу, является истинным Брамином.

Реализовавший единство с Богом, обладает всем знанием, содержащимся в последнем. Зная Господа, как начало и конец всех существ и миров, истинный Брамин обладает знанием будущей жизни и работы Природы на этом плание существования. Так, он может видеть души, отходящие в астральный мир после их земного существования, а также он может повторить это восхождение в самадхи состоянии медитации. Такой Богознающий брамин может по воле оттянуть свою жизненную силу от чувств и этим отсоединить свой ум от телесного сознания и растворить его в Богосознании.

В этой повседневной жизни брамин проявляет все божественные качества, вроде чистоты, самоконтроля, прощения и правдивости. Индуистские писания говорят, что знаток Брахмана, подобен Брахману. Так, истинный брамин чист, как Бог, без какого-либо порока иллюзии в его сознании. Как Бог, посредством аскетизма** остается над проявленным космосом, так, посредством самоконтроля (самообладания, посредством духовной дисциплины и и результирующего самадхи медитации) брамин трансцендирует восприятие мира и его ограничений.

Как Бог, являясь Акмэ Всей Добродетели и пребывая, как скрытое совершенство во всех существах, прощает, во время освобождения человека, все грехи им соврешенные в бесчисленных воплощениях, также и брамин, являясь живым приемником божественных бобродетелей, видит Бога во всем и постоянно прощает действующих враждебно по отношению к нему.

_____________________________________________________________________

* От Иоанна 10:30.

** В писаниях Индуизма говорится, что творение есть лила (спорт) Бога, игра Его космического сознания, возникающая из его желания без желания. Он присутствует в Своем творении, и всеже оставясь в стороне, как Абсолютный Дух за пределами творения. В этом смысле можно сказать, что Он практикует “аскетизм”, или непривязанность, как совершенный йог, живущий в миру, но не от мира. Умтсвенно отрекшись от желаний вещей этого мира, Брамин достиг способности наслаждаться творением и при том оставаться в стороне от него, внутренне поглащенным вечно-существующем, сечно-сознаваемой, вечно-новой радостью Духа. (Замечание издателя)

Иисус советовал человеку прощать его врагов 70х7 раз*. Несмотря что это кажется непрактично, каждый должен иметь в виду что 490 раз очень немного в сравнении с Божьим непрерывным прощением - ежедневным, еженедельным, ежемесячным, ежегодным - не только грехов одной жизни, но и многих воплощений человека. Без Божьего прощения, никакой грешный блудный сын не мог бы вернуться домой к вечно-любящему Отцу.

В высшем смысле Бог имеет лишь одно качество; бытие, сознание и радость смешаны как одно в Нем. Освобожденный брамин проявляет это одно качество Бога - вечно-существующую, вечно-разумную, вечно-новую радость - и поэтому свободен от когтецй тройственных качеств, присущих характеристикам человеческой и Космической Природы. Но он может спуститься к человеческому состоянию существования и внешне выразить принципиально вышеописанные саттвические качества, или активизирующие раджасические качества, или даже временами (для каких-то особых целей) чувственно-сориентированные тамасические качества, не будучи ни в коей мере под их влиянием.

Настоящий брамин может действовать, как чистый и добрый индивидуум, не будучи ограничен этими характеристиками. Он также может действовать, как бизнесмен или великий вождь, чтобы помочь Божьему плану в мире, не будучи уловлен желанием денег или власти. Он может даже проявить грубое тамасическое качество, вроде гнева, или переедания, и всеже оставаясь кармически недосягаемым для него. Иисус использовал кнут гнева, чтобы выдворить меняльщиков денег их храма Отца Его. В другом случае, не найдя плода на фиговом дереве в полной листве, Христос приказал ему засохнуть, что и произошло. Иисус не делал это из мести, чтобы повредить дереву, но чтобы показать всемогущество Бога над всем, и что те, кто едины с Ним, через Сознание Христа, способны использовать Божью силу, подобно ему.**

Гнев, выраженный Иисусом в храме и перед смоковницей, не влиял на Него; будучи единым с Богом, Он ничего не делал помимо воли Последнего, а также не мог быть затронут никакими последствиями своих действий, или быть пойман в сети тройственных качеств.

Желая укротить гордыню богатого ученика, всегда похвалявшегося совершенно насытить любого гостя за своим столом, Индийский святой, Бхутананда, своими чудесными силами однажды съел пищи, достаточной для тысячи человек. Святой Бхутананда сказал ученику: “Я приду в твой дом в ответ на твое приглашение, если ты сумеешь поставить достаточно для меня пищи”. Ученик щедро приготовил для толпы гостей. Он чувствоал себя глупо, когда святой съел __________________________________________________________

* “Тогда Петр приступил к Нему, и сказал: Господи, сколько раз прощать брату моему согрешающему против меня? до семи ли раз?

“Иисус говорит ему: не говорю тебе: “до семи раз”, но до сеижды семидесяти раз” (От Матвея 18:21-22).
** “Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь у тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидевши это ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницей, но если и горе сей скажете : “поднимись и ввергнись в море” - будет. (От Матвея 21:18-21)

все это и попросил еще - трюк, который ученик не мог представить себе и во сне возможным для одного человека.

Обычный человек, все еще связанный тремя гунами, не должен имитировать некоторые определено необъяснимые действия освобожденных, находящихся над хорошим, активизирующим и препятствующим качествами, и могущих спуститься на этот план и оперировать ими с легкостью и безопасностью.

Прахлада был великим мальчиком-святым Индии. Его отец, злой царь демонов Хираньякашипу, был разгневан религиозными наклонностями своего сына. Когда он обнаружил, что не в состоянии остановить Прахладу строими предостережениями, Хираньякашипу много раз пытался уничтожить своего сына. Ожнажды отец приказал, чтобы Прахлада был убит небесными слонами. Хотя он был брошен и жестоко атакован, огромные слоны не смогли причинить ем у вреда.

Для иллюстрации разницы между убежденностью в правде и реализацией правды подумайте следующее продолжение рассказа о Прахладе: После прочтения этой истории два ортодоксальных Индийских мальчика удалились глубоко в лес, чтобы поститься и медитировать, с целью достижения подобных духовных сил. После нескольких дней искренних усилий, они поверили в своем уме, что их духовность теперь защити их от всякого вреда. Вскоре им представился случай проверить это. Они набрели на стадо диких слонов. Используя возможность проявить свои вновь обретенное всемогущество, они уверенно приблизились к большому слону - конечо он должен был оказаться безобидным для них, как его небесные родственники для Прахладе! Вместо этого несчастное животное , действуя на основании своего собственного убеждения, испугалось, что его стадо в опасности от пришельцев, и растоптало беспечных мальчиков.

Многие правдивые истории, аналогичные в принципе, можно рассказать о личностях с хорошими намерениями, потерпевшими неудачу, часто катастрофически, чтобы проявить “веру”, будучи все еще в фантастическом состоянии их воображения.

Бог не будет реагировать просто на верования фанатичных людей, но только на божественно подкрепленные требования освобожденных поклонников, сознательно реализующих свое единство с Ним и могущих пологаться на Его всемогущество находящееся в их распоряжении. Индивидуумы, все еще связанные тремя качествами Космической Природы, не должны пытаться творить потенциально опасные чудеса, которые иногда являют святые, свободно владеющие законами саттвических, раджасических и тамасических творческих качеств.

Стих 43

Доблесть, лучезарность, решительная выносливость, искуссность, не избегание борьбы, щедрость и предводительство являются естественными обязанностями кшатриев.

Настоящий кшатрий находится под влиянием своей прошлой раджасической кармы и врожденного активизирующего качества своей природы в этой жизни. Духовно он является борцом с чувствами, проявляя характеристики благородного воина. Воин, достойный этого *

наименования, имеет качества доблести, храб- Кшатрия: доблесть, смелость в

рости, непоказного мужества в бою, искусность атаке врагов, решительная

в войне, и способность увлекать за собою в стре- терпеливость, умение вести

млении к победе. Он не уклоняется от опасности за собою к победе

в бою из страха, не отказывается собирать свои

силы, чтобы снова сражаться после одного или многих поражений.

Аналогично, стоющий борец с чувствами, стражается с нападающими ощущениями и беспокойными мыслями с непоколебимой доблестью и решительностью, даже после повторных неудач, проявляя длительное терпение в борьбе против их возобновленных атак. Имея суверенных контроль над своими ментальными способностями раума, спокойствия, асамоконтроля, сосредоточения и ментального углубления, он использет и постоянно в борьбе против беспокойства и его психологических орд. Ктобы не смог искусно вывести свое сосредоточение с поля боя чувств и назад в царство мира, является настоящим борцом против чувств.

Александр Великий, после завоевания Индийского Царя Поруса, спросил6 “Как бы ты хотел, чтобы с тобой обращались?” Когда Порус ответил: “Как с царем”, _ Александр освободил его.* Как настоящий воин милостив с побежденными врагами, так и психологический боец против чувств не мучает своих противников после достижения победы над ними.

Когда йог строгой дисциплиной и бдительностью совершенно покоряет чувства, он расслабляется. Он не издевается над ними, из страха нового искушения ими; и не считает бесполезными свои способности хрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, удерживанием тела в состоянии приостановленной активности (жизни). Подчинив свои чувства, он действует по отношению к ним дружелюбно и нормальным образом. Он знает в своем сердце, что они больше не являются ему врагами, побуждая его отождествляться с грубым физическим телом и материальным миром. Его завоеванные чувства становятся друзьями, добровольно служащими ему (а не наоборот!) здесь на земле, и готовыми идти с ним в астральный мир света и энергии, чтобы испытывать более тонкие видения, более прекрасную музыку, запахи, вкусы и прикосновения.

Воин, который понеобходимости должен причинять страдания своим врагам в сражении, может быть милостивым к ним после обретения победы, залечивая их раны и заботясь об их иных нуждах. Эта щедрость сердца имеется в виду в этой станзе под словом “щедрость”.

Духовный борец с чувствами испытывает суверенную силу Бога внутри, и всегда готов пожертвовать своими материальными желаниями в стремлении к Нему. Лишь только он решается оттянуть свой ум от мира, ощущений и мыслей, и сосредотачивается на духовном глазе в междубровье, он решился сражаться с беспокойными мыслями, повторно возвращающимися, пытаясь отвлечь его спокойного восприятия мира. Такой истинный борец с чувствами никогда не __________________________________________________________________

* Порус (IV век до Р.Х.) был правителм Индии на территории между реками Хидаспес и Ацесинес во время нашествия Александра. Их армии сражелись на берегах Хидаспеса, и Порус так сражался, что Александр, под впечатлением его мужества, позволил ему сохранить свое царство.

впадает в отчаяние в борьбе с беспокойством; он использует свое сосредоточение, чтобы отсоединить жизненную силу от чувственных захватчиков, делая неэффективным их оружие пяти видов чувств.

Стих 44

Возделывание земли, разведение скота и бизнес суть естественные обязанности вайшьев. Служебная деятельность другим является естественной обязанностью шудр.

Как ординарные бизнесмены могут заниматься коммерцией и сельским хозяйством, так бизнес эзотерического вайшьи - “рабочего человека; обосновавшегося на почве» - есть культивация [практической] мудрости в поле тела, являющимся его местом жительства. “Это тело называется кшетрой (полем, где добрая и злая карма - действия - засеиваются и пожинаются)” (XIII:1). Естественный вайшья пребывает на стадии духовного *

возделывания почвы своей жизни (криши); разумно Вайшьи, культиваторы муд-

заботясь о своих органах чувств и выборочно разво- рости, и шудры, слуги и

дя их порождения (гау-ракшья*); и занятие коммер- неквалифицированные рабоие

цией (ваниджьям) достойно распространяя стоющие

добродетели, или “товары”, произведенные его усилиями. Вайшья накапливает мудрость, посредством служения мудрецам; и своей примерной жизнью и словами, он предлагает это знание другим стремящимся душам, чьи любовь и уважение составляют его вознаграждение. Истинные вайшьи счастливы учиться, как культивировать семена самодисциплины после пропахивания поля своего сознания сосредоточением, зная, что они после пожнут урожай божественных восприятий.

Духовным вайшьям нравится тренировать дикие чувства тела под присмотром пастуха ментального самоконтроля. Когда о животных чувствах-коровах правильно заботятся, они со временем производят молоко мира, скорее чем беспокойства.

И наконец имеются обязанности натуральных шудр. Как обычные рабочие занимаются работой под началом других, и едой и сном и хватанием чувственных удовольствий, так и материалистический телесно-привязанный тип шудры занят исключительно зарабатыванием денег, чтобы поддерживать тело и обслуживать его нужды и аппетиты, а также слишком часто удерживая его во сне или пьяном ступоре, подобно инертной материи. Такая материалистическая личность, никогда не приготовляющая свой телесный храм для отражения мудрости и божественного блаженства, проявляет преимущественно тамасические дурные качества, с небольшой примесью раджасической активности - когда совершенное или саттвическое качество полностью подавленно. Всеже, Бхагавад Гита советует всем

_________________________________________________________________

* Гау или гоу, букв., “скот” или “орган чувства”; ракшья: “заботиться или защищать”; гоу-ракшья: “ухаживать за или разводить скот” - т.е., подобающую природу чувств.

материалистическим труженикам и любым другим телесно-связанным индивидуумам проводить свое время в компании культиваторов мудрости, борцов с чувствами и Богопознавших браминов. Так, они постепенно научатся, посредством служения тем, кто обладает более высокими качествами, культивировать мудрость вместо чувственных удовольствий, и не только бороться с чувственными мородерами, но и медитировать. Труд служения таких личностей, пускай и классифицируемых как наиболее раболепные, облагораживается их благородным духом. В конце, они тоже пожнут урожай мудрости и освобождения.

Стих 45

Всякий человек, внимательный к своим обязанностям, достигает высочайшего успеха. Послушай же, как преданный своему врожденному долгу, достигает успеха.

Каждый должен сначала выяснить посредством интроспекции, какое из четырех состояний духовного развития он проявил преимущественно с раннего детства. Духовно неразвитый индивидуум не должен стараться прыгнуть к высочайшему состоянию освобождения капризными усилиями невежественного ума. Если он обнаружит себя телесно-связанным шудрой, он должен искать руководства подходящего гуру, и служить и быть в компании людей следующего более высокого состояния духовной реализации, вайшьев, или культиваторов мудрости, чтобы подняться до их уровня. После того, как шудра достигает состояния культиватора мудрости, ему следует общаться с кшатриями, или борцами с чувствами, и посредством глубокой медитации, оттягивать свой ум от чувств. Когда он способен делать это, ему следует общаться с освобожденным гуру и учиться общаться с Брахманом в компании освобожденных душ*.

Если поклонник, после самоанализа, находит, что по природе он вайшья, или культиватор мудрости, ему следует страться общаться с борцами чувств в следующем более высоком состоянии, особенно с победившими свои чувства. После того, как он сделался успешным борцом чувств, ему следует стараться общаться с Брамой и достигать высшей цели жизни.

Если, посредством интроспекции человек находит себя натуральным кшатрием, хозяином своих чувств,ему следует следовать примеру браминов и пытаться объединить чувства, жизнь и ум со своей душой, а затем слить душу с Духом.

Находящий, что он рожден со способностью Богоощения, должен искать Богопознавшего гуру и учиться у него, как чувствовать Бога в экстазе, в медитации, а также в деятельности. Когда такой брамин, который никогда больше не может пасть жертвой приманкам чувств, сжег семена своих прошлых действий в

______________________________________________________________________

* “Общаться с гуру не значит только находится в его физическом присутствии (так как это иногда невозможно), но в основном значит хранить его в своем сердце и быть единым с ним в принципе и со-настраиваться с ним”. - Свами Шри Юктешвар, Святая наука.

огне мудрости, ему следует посвятить себя освобождению других, собственным примером и наставлениями.

Так, каждый индивидуум, исполняя превосходно высший тип обязанностей, естественный для его настоящего состояния, должен пытаться достигнуть следующего состояния, пока он не реализует окончательное освобождение.

Стих 46

Человек обретает совершенство поклонением своими естествеными талантами, Тому, от кого все существа происходят, и кем весь этот мир пронизан.

Всеведующий вездесущий Абсолют - Первопричина космоса и его существ - утвердил закон действия: Каждое действие насыщено добрыми, активизирующими и злыми вибрациями, производящими соответственные им результаты. Человек, сделанный по образу Бога, свободен поступать как добрый, проявляя свою божественную природу, или как смертный, действуя под влиянием и результирующим рабством тройственным качествам Природы.

По божественному декрету космического закона кармы, причины и следствия, каждый человек рождается с наклонностями , которые хороши, дурны или активизирующи, соответственно с природой его реакций, в предыдущем воплощении, на эти три космические качества. Так, каждый приходит в этот мир с особым самодельным темпераментом, и предрасположен к определенным привычкам и настроениям - унаследованный результат часто повторяемых действий в его прежней жизни.

Чтобы пожинать неизбежные результаты влияний прошлой кармы, человек рождается в семье, окружении и обстоятельствах, подходящих его собственному кармическом образцу. Как дурная личность во время своего земного существования ищет общества негодяев, так после смерти (согласно закону причины и следствия, где последний соответствует первому) он перерождается на земле в грешной семье*. Аналогично хорошая личность рождается в хорошей семье. Когда активный бизнесмен умирает и рождается вновь, он притягивается в ориентированную на бизнес семью. Привычно больные перерождаются в семьях, предрасположенных к болезни, тогда как привычно здоровые рождаются у здоровых родителей. Бедный человек, никогда не пытавшийся в в своей настоящей жизни преодолеть бедность, обнаруживает себя после смерти влекомым в новое

________________________________________________________________________

* Этот и другие примеры, даваемые здесь суть обобщения и не представляют собой неизменного правила. Никто не управляется исключительно лишь одним качеством; его эго-природа есть смесь всех трех: саттвы, раджаса и тамаса. Полный кармический обрзец человека, а не лишь пара частностей, определяет семью, окружение и ситуации, которые он привлекает. Таким образом, имеются такие парадоксы, как гений, рожденный в семье ординарной ментальности, илди преступник, рожденный в семье добрых и лубящих родителей. Вот почему качество личности не

может быть ни определено ни описано никакой человеческом сделанной генеалогически-кастовой классификацией.

тело в бедной семье. Щедрые люди перерождаются среди богатства. Богатые

скупцы перерождаются в бедных домах, благодаря их сознанию нехватки.

Поэтому камический шаблон человека определяет его высокий или низкий статус при рождении. Этот стих Гиты показывает, что следует распознать свои * кармический дары (сва-кармана) и превратить Исполнение обязанностей, походящих их в приношения при поклонении Богу. врожденной природе человека и медитация Это наставление устанавливает путь есть путь к освобождению к освобождению, как состоящий их выработки кармических следствий прошлых действий, посредством надлежащего исполнения материальных обязанностей, согласно врожденной природе и общению с Богом, соответственно сущностной природе души.

Личность, которая типичная шудра от рождения, обнаруживающая себя в материалистической семье, не должна противится обязанностям, наложенным на нее; ей следует исполнять те сознательно, с мыслью о Боге. Ей следует также учиться науке и искусству медитации. Прогрессируя в достижении Боговосприятия, она одухотворяет свою природу, и оттого более не связывается своим материальным статусом и обязанностями, или прошлой кармой, или даже космическим законом кармы. Тот же принцип приложим к культиватору мудрости (вайшье) и к борцу с чувствами (кшатрии). Тот, кто таким образом одухотворил свою природу является “дважды-рожденным”, истинным натуральным брамином, установившемся в Бесконечном. Он затем может выбрать свое собственное окружение, сподвижников и обязанности.

Многие комментаторы интерпретируют эту станзу и другие стихи, имеющие отношение к “врожденным обязанностям” человека в значении, что человеку не следует отходить от традиционных занятий его отца и праотцов. Но воистину она значит, что все люди должны исполнять те обязанности, которые подходят из внутренней природе, и не необходимо соответствующие семье, касте или профессии.Естественный шудра или телесноотожествленный тип, например, не должен стараться исполнять профессию естественного брамина, состоящую в направлении и освобождении других духовно, чтобы не быть “слепым, ведущим слепых”.Ему скорее следует заниматься исполнением тех служебных материальных обязанностей шудры, гармонирующими с его природой, параллельно медитируя регулярно на Боге и стремясь усовершенствоваться духовно.

Никому не дано найти короткий путь к Богу, в обходисполнению своих надлежащих обязанностей. Если материалистическая личность в надежде освобождения оставляет все должные действия и удаляется на вершину горы для уединенной медитации, не беря в расчет ограничения своей врожденной природы, он вероятнее найдет разочарование, чем Бога. Пытаясь игнорировать долг, соответствующий его второй натуре, он найдет, что его врожденный темперамент приследует его, принуждая его думать по тем образцам. Несмотря на то, что он бежит от цивилизации, его ум будет жить в окружении его врожденных симпатий. Но с помощью верной и должной деятельности человек может постепенно освободить себя от рабства своей второй натуре, приобретенной через прошлую карму и его самодельной реакцией на тройственные качества.

Будучи в сущности свободной душой, человек может найти освобождение - независимо от дурной кармы, которой он может обладать, и независимо от того, в какой семейной “касте” он родился. Глубокой решительностью духа, исполнением как материальных, так и божественных обязанностей, и постоянным общением с Богом, любой человек может обрести освобождение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


© 2010 Рефераты