Бхагавад Гита "Царственная наука Бого-Реализации" том 2
p align="left"> Затем поверните карту правым концом вверх, и вы увидите, что сама нервная система выглядит, как перевернутое дерево, с волосами, мозгом и позвоночником вверху; и многими ветвями нервов проростающими вовне вниз. Как деревья прорастают из почвы под ними, человеческое дерево мысли, жизненной силы и нервов растет перевернуто вниз из “почвы” или земли Космического Сознания.
В человеческом теле, физическое дерево нервов является грубым выражением астрального дерева жизненной энергии внутри. Два дерева нервов и жизненной силы конденсируются из дерева человеческого сознания, изначальных идей в причинном теле, эманирующих в свою очередь из Космического Сознания.*
Человеческие волосы есть результат конденсации астральных лучей; ткани самого тела делаются из атомом и жизнетронов, Некоторые йоги не стригут свои волосы, но содержат их длинными, чтобы привлекать из эфира большее количество _____________________________________________________________________
* См. предыдущие замечания (в II:39, VII:4 и XIII:5) об эволюции человеческого сознания и его телесного футляра, через их разные стадии читты (сознания, чувства), ахамкары (эго), буддхи различительного интеллекта), манаса(чувственного ума с его десятью чувствами) и пятью грубыми вибраторными элементами.
космических лучей - эффективная, но не существенная йоговская практика. Причиной потери Самсоном его сверхчеловеческой силы, когда его волосы были отстрижены Делайей, легко могло быть то, что он практиковал определенные
йоговские упражнения, посредством которых человеческие волосы могут быть трансформированы в чувствительные антены, чтобы вбирать космическую энергию из эфира.
Дерево Жизни имеет три вида листьев, или приемников, через которые живущая внутри душа получает знание (“Ведические гимны”) о триедином феноменальном творении: ощущения, жизненная сила *
и мысленные восприятия. Метафорическое сравнение Истинное знание
этих листьев с Ведическими гимнами вызывает образ феноменального мира
чувствительности и жизненности (вибрирующие зеле-
ные листья изображают жизнь) и шелеста листьев “гимнов знания”. Эти “листья” физического дерева жизни, например, суть органы чувств в эпидерме и их соответствующих центров в мозгу, чувствительных и полных жизни, получающих ощущения и рапортуя то знание. Волнение тех чувственных листьев намекает на движение ощущений, происходящих в нервных центрах, через что мы получаем знание о теле и мире. С помощью этого чувственного беспокойства мы видим цвета и формы, слышим звуки, чувствуем вкус пищи и т.д. Когда человек испытывает правильную интеграцию чувственного стимулятора внутренними деревьями жизненной силы и сознания (в астральном и причинном телах), получается истинное знание феноменального мира.* Человек Самопознания, сонастраиваясь с Бесконечным, может видеть таинственное дерево нервов, жизненной силы и мысли, выделяемое из Космического Сознания; так он становится всеведующим - “знатоком Вед”, т.е. всего знания.
Обычный человек поглощен ощущениями, достигающими его через чувствителдьные листья позвоночного дерева. Он пользуется плодами осязания, зрения, слуха, обоняния и вкуса, существующих среди “листьев”, чувствительных приемников ощущений на концах бесчисленных нервных ответвлений.
Бог сказал изначальным мужчине и женщине, метафорически названным Адаму и Еве в Библии, “ешь плоды от всякого дерева в сем саду”; но Он * предупредил их “только плодов с дерева которое Духовная интерпретация посреди сада, … не вкушайте и не прикасайтесь к истории Адама и Евы нему, чтобы не умереть»**
Интерпретируемы духовно эти слова означают, что Господь желал, чтобы Адам и Ева ели, или наслаждались, как человеческие существа “плодами” пятикратного чувственного дерева. Но от “яблока” секса на дереве нервов, расположенных “в середине сада” человеческого тела, Бог сказал: «Не пытайтесь иметь физические, сексуальные переживания, чтобы не умереть (утратить настоящее сознание своей бессмертности)”.
* См. также комментарий на I:15-18 - объяснение астральных “кинопроекторских будок” в шести цереброспинальных центрах, проецирующих кажущийся реальным феноменальный мир. (Заметка издателя).
** Книга Бытия 2:16, 3:3
Господь сотворил “первую пару”, Адама и Еву, способностью материализации посредством божественного веления Своей воли. Он поместил их в саду “к востоку в Раю”; т.е. с их сознанием, сосредоточенным “к востоку” в духовном глазу интуитивного божественного восприятия. Им Он дал ту же способность конденсировать их мысли в грубые образы, материализованные из эфира (идеационного мира), чтобы этим чистым методом творения они могли размножаться и заселять землю. Он сказал им наслаждаться чувствами видения и слышания друг друга, совместной беседы и еды, нюхания цветов и касания объектов вокруг, которые Он создал. Но Он предупредил этих первых существ не касаться тел друг друга плотски, чтобы они не вызвали подсознательную память животного способа полового размножения, который они знали и использовали раньше, будучи в животных формах. Прежде, Божье проявление, как индивидуализированные души, развивалось вверх через многообразные фомы жизни до связанных-инстинктом животных. Затем Бог ввел души наиболее развитых животных в человеческие тела символических Адама и Евы.
Поэтому тела этих первых людей были результатом как эволюции (в общем развившиеся из животных форм), так и результатом особого творения Богом, начала человеческой рассы. Человеческие существа выше меньшей инструментальности животных, так как только они обладают потенциалом выразить полную божественность, из-за уникальных духовных цереброспинальных центров божественной жизни и сознания. Так, божественные и животные, или недочеловеческие, черты характирезуют человека, как воплощенного смертного.
Оригинальные прототипы мужчины и женщины не имели половых органов в своих совершенных телах, до поры пока они не ослушались Божественного приказа, адрессованного им. “И были они оба наги … и не стыдились”* - гармоническое единство между качествами позитивного и негативного, мужкого и женского, рассудка и чувства, неизвращенные грубым *
половым влечением. Но когда чувство, или сознание- Духовное значение
Евы в человеке подверглось искушению туманных вос- “Падения человека”
поминаний животного сексуального возбуждения, тогда
человеческий рассудок, или Адам, тоже подчинился. Когда Адам и Ева обнялись с сексуальным желанием, змеиная или свернутая энергия в основании позвоночника, которая либо поднимает человека к Богу либо питает его чувства, простимулировала до сих пор неразвитые сексуальные нервы. От этого возбужления образовались сексуальные органы. “И сделал Иегова Бог человеку и жене его одежды кожанные, и одел их”.** Позитивный Адам с преобладающим мужским рассудком стал мужчиной; негативная Ева с преобладающим женственным чувством стала женщиной. Рай, их состояние божественного сознания, был для них потерян, и “они узнали, что были голы”: их чистота видеть себя душами, вопрлощенными в чудесное триединое тело сознания, жизненной силы и атомической радиации, заменилась отождествлением с ограничениями грубой физической формы.
Все время с Грехопадения из потомки должны были воспроизводить себе ________________________________________________________________________
* Бытие 2:25. ** Бытие 3:21.
подобных грубым и сложным процессом сексуального творения. Адам и Ева, а через них человеческий род, по космическому закону, стали подвержены двойственностям добра и зла и переживаниям смерти, болезненной перемены, потому что они пренебрегли своей всеведующей бессмертностью, посредством возвращения к животным привычкам.
Тогда как история Сотворения в Библии сосредотачивается на грехопадении изначального человека, писания Индуизма превозносят первых существ на земле, как божественных индивидуумов, которые могли принимать телесные формы и аналогично творить потомство, божественным приказом своей воли. В одном из таких описаний в древней Пуране,Шримад Бхагавате, первые мужчина и женщина в физической форме, Индуистские “Адам и Ева”, назывались * Сваямбхува Ману (“человек рожденный от Творца”) Божественные прородители и его жена Шатарупа (“имеющая сто образов”), чьи человеческой рассы дети переженились с Праджапатами, совершенными небесными существами, принявшими физическую форму, чтобы стать основателями [прородителями] человечества. Так, входящими в оригинальные человеческие формы, созданные Богом, были души, которые или прошли по восходящим эволюционным ступеням творения, в то время пока Пракрити приготовляла землю для пришествия человека, или же были древними душами, низошедшими на землю специально, чтобы начать заселение мира людьми. В любом случае первоначальный человек был уникально одарен для выражения душевного совершенства. Те “Адамы и Евы” и их потомство, которые сохраняли свое божественное сознание в “Раю” духовного глаза, возвратились к Духу или небесным сферам после блаженного сожительства на земле. “Падшие” человеческие существа и их “падшее” потомство были уловлены в циклы перевоплощения, являющимися судьбою исполненных желания, чувственно-отождествленных смертных*.
Человечество в общем так выявляется в листьях ощущений телесного сада, без понимания своего источника в Боге. Но йоги способны вновь востребовать потерянный рай, посредством удержания своих умов не только от осязательных ощущений секса, но также и от всех других контактов прикосновения, и от ощущений зрения, слуха, обоняния и вкуса. Такие йоги карабкаются по тому перевернкутому дереву нервной системы, жизненной силы и сознания, чтобы достигнуть рая Космического Сознания.
Обычный человек потакает преходящим удовольствиям телесных ощущений и пробегающих мыслеформ, этим подвергая себя бесчисленым последующим страданиям. Но человек Самопознания, будучи единым с Космическим Сознанием своего Творца, смотрит на человеческое тело и ум, как на обманчивые мысле-формы, снабжающими душу средствами переживания Господней космической свето-тени. Вот почему Бхагавад Гита говорит, что понимающий это тройственное дерево жизни, имеющее свой источник в Божьем вечном существовании, является знатоком всей мудрости (“Вед”).
Его ветви простерлись вверху и внизу, вскармливаемые гунами; его почки - чувственные объекты; и вниз, в мир людей, протягиваются укореняющиеся отростки, принуждающие людей к деятельности.
Аналогия дерва жизни ашваттха продолжает разрабатывается здесь. Его ветви простераются как “вверху” так и “внизу” - удлинняясь вверх, они дают знание высших сфер существ и сознания; а удлинняясь вниз, они ограничивают восприятие физически телесным в материальном плане.
Жизнь и сознание, протекающие по этим ветвям, сосредоточенные либо вверху либо внизу, вскармливаются гунами, тройственными качествами (саттвой, раджасом и тамасом), соответстенно с реакцией эго на хорошие, активизирующие или дурные влияния.
Человеческие действия возникают преимущественно от “почек” ощущений, “чувсвенных объектов”.Эти ощущения произрастают на окончаниях телесных нервов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. В более глубоком метафизическом анализе, эти “чувсвенные объекты” определяются, как причинные потенциальности, или “почки” чувственных переживаний: звука, или того что ухо может слушать; материальности или сопротивления, которое может ощущаться; формы или цвета, видимых глазом; вкуса, ощущаемого языком; запаха - носом. Тонкие вибраторные творческие элементы земли, воды, огня, воздуха и эфира скрыто присутствуют в этих супраментальных потенциальностях. Последние разработываются в органы чувств и восприятия, через взаимодействие с тремя гунами (см. XIII:1), а результатом является проявленный “объект”, или ощущение.
Хотя принципиальный корень этого дерева жизни расположен вверху в Космическом Сознании, имеются вторичные кони * внизу, погруженные в подсознание и сверхсозна- Семенажеланий, вынужда-
ние в мозгу. Эти корневые отростки возникают от ющие человека действовать
симпатий и антипатий (влечений и отвращений) ,
рожденных от добрых и дурных действий и желаний прошлых жизней (самскар и их потомства, васан, или семян-желаний).* Они протягиваются вниз в нервную систему и чувства, “мир людей”, и принуждают человека к действиям. Прошлые привычки и формочки желаний постоянно подстрекают человека выполнять особые действия - хорошие или дурные, как случится.
Бог есть Начало всего, но это человек продлевает на неопределенное время свои собственные переживания. Человеческие, созданные им самим самскары и васаны из прошлых жизней, а также его новые желания поднимаются от его реакции на влияние гун и их эволютов в настоящей жизни, принуждают его предпринимать неисчислимые перерождения, чтобы исполнить его желания. Так ______________________________________________________________________
* См. аллегорическое значение Дроны, как самскары, отпечатков на сознании прошлых действий, создающих сильные тенденции повторяться; и его сына Ашваттхамана, как ашайиили васаны, спящих желаний, или семян-желаний - отпечатков желаний, оставленных на сознании и перенесенных в следующее воплощение или в последующие перерождения. (I:8).
он способствует питанию и продолжительности Дерева Жизни, являясь причиной того, что физические проявления последнего, как нервная система, возникает
(прорастает) снова и снова, в каждой новой физической форме в последовательных воплощениях. Таким способом люди привязаны к жизни и смерти посредством силы их желаний. От этого, дерево ашваттха называют представителем самсары*, “мирской иллюзии”, являющейся ловчей причиной циклического колеса перевоплощения.
Стихи 3-4
Истинная природа этого дерева, его начала, конца и способов продолжительного существования, совершенно не понимается обычными людьми.Мудрый, уничтожив сильно укоренившееся ашваттха могучим топором непривязанности; думая: “ Я ища убежище в Древнем Пуруше, от которого единственно происходит незапамятный процесс творения”, -стремятся к Высшей Цели. Достигая Ее, они более не возвращаются к феноменальному существованию.
Хотя тройственное дерево сознания, жизненной силы и нервов присутствует в человеке, он не понимает себя или Природы. Трудноуловимые вечно-изменяющиеся модальности космического творения обескураживают его. Ииисус говорил о таком обманчивом невежестве в людях: “... они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют”.*
Лишь мудрец решается овладеть крепким топором непривязанности, отсутсвия желания, чтобы уничтожить дерево ашваттху внутри себя, которое глубоко коренится в привычках материальной жизни. Только он достигает Божественной Цели.
Мирской человек, живя под много-листным деревом чувственных удовольствий и эгоизма, не воспринимает небес освобождающего Космического Сознания. Но искренний поклонник, посредством различающего разума и йоговской практики, наносит смертельный удар материальным желаниям и действиям, подстрекаемым прошлыми привычками, коренящимися в сознательном, подсознательном и сверхсознательном уме**. Так, чувствуя скрывающее дерево материальной иллюзии, он созерцает в трансцендентном экстазе небеса Бесконечного. Он воспринимает Космическое Сознание, как источник, середину и конец Дерева Жизни своего тела и космоса. Эти пониманием, что Бог есть все, и свободой от прошлых и настоящих желаний, он становится освобожденным существом, способным сохранять свое сознание даже в телесном состоянии. Но никогда больше космический закон не принудит его родиться на земле.
** Имеется Тысяча, секущих ветви зла, на одного, подрубающего корень”. - Хенри Дэйвид Сороу, Уолдэн.
Сфера Непроявленного
Стих 5
Без чистолюбия, свободный от иллюзии и дурной привязанности, изгнавший все желания, невовлеченный в пары противоположностей - наслаждение и страдания - всегда устойчивый в Я, необманутый достигает состояния неизменности.
Человек, сбежавший от майи в Космическое Сознание, исполнен чистым высшим блаженством. Свободный от относительностей и иллюзии, за одно с Духом, его неизменное Я неискажено Природными кинетическими токами гордости, переменчивых настроений с их импульсивными желаниями, производящими несчастье привязанностями и волнующейся парой противоположностей: мимолетными радостями и горестями.
Стих 6
Где не сияет ни солнце, ни луна, ни огонь, там Моя Высшая Обитель. Достигнув ее, люди никогда не перерождаются.
Безупречный йог, о котором говорится в предыдущих трех стихах, навечно устанавливается в своем Богоединении, остается ли он воплощенным или навсегда покидает грубые сферы, чтобы вечно жить в трансцендентном Духе. Пока еще в теле, он обретает самадхи-единение с Духом, поднимая свое сознание за пределы “огня” телесной жизненной энергии, “луны”, или отраженного творческого света в позвоночных центрах, и “солнца” астрального тысячелепесткового лотоса. Оттуда он входит в область Космического Сознания, являющегося “Высочайшей Обителью” Господа, в котором даже легчайшие вибрации солнц и лун, и огней творения отсутствуют.
Бхагавад Гита содержит сущность мудрости Упанишад (конспекта Вед). Следующая мысль, приводимая в этом стихе Гиты, встречается в нескольких Упанишадах: “Куда солнце, луна, звезды и молнии не смеют заглядывать своими горящими глазами, там Я пребываю в моей непроявленной обители. Это заимствованный от Меня свет появляется в огнях творения”.
Когда Бог отбирает Свой таинственный свет в конце цикла, все лампады Природы теряют их свечение. Аналогично, когда освобожденный йог наконец сливается с Духом, чтобы “больше не выходить”, свет Бога, исходящий из души, более не освещает три телесные лампы - те формы возвращаются к своей Духовной сущности, исчезая, как миражи в пустыне.
Непроявленное царство вездесущего Духа весно свободно ото всех вибраций. Солнце, луна, огонь - в своих космических и микрокосмических проявлениях - все принадлежат Природным взволнованным морям космической вибрации. Как подводные водовороты не могут беспокоить резервуар воды в его источнике, так и водовороты вибрации, исходящей из Космического Сознания не могут создать беспокойства в Нем. Даже тончайшие вибрации света или движения отсутствуют в неописуемо тонкой беспредельной сфере Господнего вездесущего Блаженства, лишенного вибраций.
Как Дух проявляется в виде души
Стих 7
Та бессмертная часть Моего Существа, проявляясь в виде живой души в мире существ, привлекает к себе шесть чувств, включая ум, которые принадлежат Пракрити.
Бог есть океан, человек (джива, или индивидуализированная душа) есть волна. Являясь частью Бога, человек никогда по-настоящему не отделен от Него. Но сила майи, часть Божьего космического сознания, одета в одеяние Природы, тело, снабженное пятью внешними чувствами и одним внутренним чувством, умом. Эти шесть чувств суть инструменты общения души с миром относительности.
Бог, будучи Одним, незагрязненным относительностью, воспринимает Себя самостоятельно - своей единой интуицией, или всеведующим сознанием. Но сложному человеку, сотворенному из сложной относительности комической иллюзии Пракрити, требуется чувственные инструменты иллюзии, чтобы воспринимать свое окружение и свое конечное существование.Связанный этими ограниченными и ограничивающими посредниками, он чувствует себя изолированным от Бога; стимулируемый майей, он поддерживает это разделение, неправильно используя свой свободный выбор. Наконец, отказавшись продолжать это рабство, он пылко сотрудничает с вечным Божьим притяжением. Разрывая путы Пракрити, он притягивается назад к вездесущей сущности своего Творца.
Подобно тому как огромное небо приобретает маленькую коническую форму, когда отражается в медной вазе, Дух Божий представляется отлично в разных людях и многообразных других тварях. Но, как маленькое небо в вазе не отлично в сущности от огромного неба, так и неограниченный Дух Бога и чистая душа во всех существах являются тем же самым в сущности. Только когда джива (душа) становится отождествленной с телом, она одевается в свои кажущиеся ограничения.
Поэтому Бог одинаково присутствует в каждом существе - человеке или животном. И всеже, Его проявление легче воспринимается в прозрачных и лишь слегка затемненных дживах, чем в тех, кто загрязнен невежеством или злом. Джива, ассоциируемая с невежественным умом и необузданными чувствами, может совершать жестокости; тем не менее, посредством медитации и мудрости, та же самая джива может оттянуться от своих темных одежд и снова стать одним с Бесконечным.
Стих 8
Когда Господь, в виде дживы, обретает тело, Он приносит с Собой ум и чувства. Оставляя то тело, Он забирает их и уходит, как ветер уносит ароматы цветов.
Джива (индивидуализированная душа) называется здесь “Господь”, чтобы усилить утверждение, предыдущей станзы: что джива является вечной частью Самого Бога. Лишь только Божественной силой человеческие тела обретаются, поддерживаются и оставляются.
Станза 8 говорит о тонком, или астральном, теле, линга шарире, обители ума, чувственных восприятий и прочих жизненных принципов. Тонкое тело каждого человека сопровождает дживу в ее кругах перевоплощений, одаряя каждую новую физическую форму жизнью и разумностью. С отделением при смерти линга шариры, тело возвращается к своему естественному состоянию инертной материи.
Стих 9
Царствуя над умом и чувствами слуха, зрения, осязания, вкуса и обоняния, Он наслаждается миром чувств.
Библия говорит: “…Господи…Ты сотворил все, и все по Твоей воле (для Твоего удовольствия) существует и сотворено”* Индуистские писания тоже говроят нам, что сотворение человека и вселенной является всего лишь Божьей лилой , игрой или спортом. Господь, в виде джив,испытывает удовольствия от мира, Им созданного.
Стих10
Обманутыене воспринимают Его, остающегося или уходящего, или переживаящего мир гун. Открывшие свой глаз мудрости видят Его.
Обычный человек, его восприятия и знания, матрица работ трех гун, не смотрит дальше поверхности видимостей и следовательно не видит подспудную
божественную значимость своей жизни. Он не знает, откуда пришел, почему он здесь или куда уйдет. Тайна позади и смерть впереди! Всеже он воображает, что никакое глубокое исследование жизни не необходимо.
Посредством медитации на Боге, “единый глаз” мудрости человека открывается. Он видит Бесконечного в кажущемся конечным и понимает, что Господь есть единственный Деятель, единственная Сила.
Это человеческий смертный настрой является причиной реинкарнации. Как только ученик понимает, посредством внутреннего опыта, что жизнь есть сновиденческая драма Божья, он перестает перевоплощаться. Он выучил окончательный урок жизни.
Стих 11
Йоги, стремящиеся к освобождению, видят Его, существующим в них самих; но неочищенные и недисциплинированные неспособны воспринять Его, даже когда они стремятся к этому.
Неослабно и пылко стремящиеся, которые игнорируют чувственные искушения и постоянно практикуют йогу в духе скромности, видят Господа, живущим внутри. Но люди, всего лишь читавшие писания с надеждой освобождения, которые не пытаются следовать моральным правилам, и кто практикуют йоговские методы без глубокого интереса и преданности, не получат ожидаемых ими духовных выгод. Многие ученики йоги исполняют свои упражнения беспорядочно; затем удивляются, почему они “ничего не достигают” и почему терпят неудачу почувствовать общение с Бесконечным, даже после на вид серьезной медитации.
Техника спасения восьмичастна, как отмечалось Патанджали. Освобождение достигается строгой приверженностью к предписанным духовным правилам поведения и прогрессированием через различные стадии йоги, как описанно ниже:
------------------*-------------------
Восьмиричный путь йоги (1) Яма , моральное поведение: непричинение вреда другим, правдивость, неворовство, нечувственность и нежелание чужого.
(2) Нияма : чистота тела и ума, удовлетворенность во всех обстоятельствах, самодисциплина, самоизучение (созерцание), преданность Богу и учителю (гуру).
(3) Асана: правильная поза; позвоночник следует держать прямо, а тело твердо в удобной позиции для медитации.
(4) Пранаяма: контроль жизненной-силы.
(5) Пратьяхара: способность направления своего ума вовнутрь, посредством отключения его от телефоноф-чувств, отключаясь по воле от информации нервных токов.
(6) Дхарана: медитация, в которой ученик способен закрепить свой углубленный вовнутрь ум на звуке Аум, начальном проявлении Бога. (Чувственно- проабощенный человек не обладает своим умом, или не контролирует его; поэтому он не может сосредоточится на Аум-Боге, как Святом Духе, или Космическом Вибраторном Звуке. Йог, обладающий дисциплинированным и углубленным умом, способен предложить его Господу; никто друго не в состоянии сделать такое приношение).
(7) Дхьяна: космическое сознание; нескончаемое сферическое расширение блаженного сознания; восприятие Бога, как Космического Аум, вибрирующего во всей вселенной.
(8) Самадхи: единство индивидуализированной души и Космического Духа.
О Восьмиричном Пути Патанджали подробно говорилось в I:4-6 и IV:28.
Стих 12
Свет солнца, освещающего целый мир, свет луны и огня - знай, чтоэто сияние принадлежит Мне.
Христианская Библия содержит следующий отрывок: “И сказал Бог: да будет свет; и стал свет. Бог увидел, что свет хорош”*. Господь свибрировал Свое космическое сознание в тонкий свет и нашел его прекрасным, т.е. подходящим для цели творения вселенной координированных энергий: газов, жидкостей и твердых в-в - различных вибраций Одного Света. Свет разумной жизненной энергии, Слово, есть первое проявление космического сознания в творении. Когда эта божественная сила вибрирует тяжелее или грубее, она становится электронами, протонами и атомами универсальной системы.
Это солнце и луна, и огонь составлены из грубого света, электронов, протонов и атомов, которые в свою очередь сделаны из космической энергии. А космическая энергия эманирует из космического сознания. Поэтому, это Разум Духа проявляется в виде солнца, луны, огня и всех других объектов в космосе.
В микрокосмосе человека, Божье космическое сознание вибрирует, через индивидуализированную душу, как астральный свет в тысячелепестковом лотосе («солнце”), который освещает жизнью все тело (“мир”), посредством его отражения (“луны”), находящегося во вспомогательных позвоночных чакрах, а также излучаемыми ими энергиями (“огнем”).**
** Всвязи со словами Господа в стихах 12-15 этой главы припоминается экстатическое видение, испытанное Христианским мистиком святой Хилдегардой из Бингена (1098-1180). Она увидела
Стих 13
Пронизывая землю Моим сиянием, Я поддерживаю все существа; сделавшись водянистой луной, Я развиваю все формы растений.
Вездесущий свет Духа (оджас, проявленное великолепие творческого могущества Господа и космической жизненной силы) развивает все существа и формы и силы во вселенной, а также поддерживает их постоянным выявлением того света. Если луч света в кино удерживается, картины на экране автоматически исчезают. Аналогично, если Бог удержал бы Свой творческий луч света - как Он поступает в период космического растворения - сцены жизни на экране пространства немедленно бы растаяли.
Земля, живые существа, луна и растительная жизнь упоминаются вместе в этой станзе, чтобы обозначить их близкое родство. Свет Божий создает эту планету, дом живых существ; луну, которая правит водой и всеми другими жидкостями, помогает росту растений, вскармливающих всех существ.
Земля, живые существа, продуктивные лунные лучи, травы и растения - дом, поглащающие, поглащаемые объекты - все они, фунционирующие различно, являются всеже проявлениями одного и того же космического света.
С более глубокой метафизической точки зрения, Слово, Аум, или Творческая Вибрация, проявляющаяся в виде света и жизненной силы есть поддерживающая и животворная энергия во всех существах - даже так называемые неживые формы живы благодаря Божьей силе внутри их атомов.* Выражаясь через
“прекрасную человеческую форму” сказавшую: “Я есмь та высшая и огненная сила, творящая все искры жизни. Смерть не имеет отношения к людям, все же Я наделяю ей, почему Я опоясываю мудростью как крыльями. Я есмь то житие и огненная сущность, что светится в красоте полей. Я сияю в воде, горю в солнце, луне и звездах. Та таинственная сила невидимого ветра принадлежит Мне. Я поддерживаю дыхание всего живущего. Я дышу в зелени и в цветах, а, когда воды текут, как живые, это Я. Я сформировал колонны, поддерживающие целую землю….Все те живут , потому что Я пребываю в них, и являюсь их жизнью. Я есмь мудрость. Мне принадлежит громовое Слово которым все вещи были сотворены. Я пронизываю все вещи, чтобы они не погибли. Я есмь жизнь”. - Исследования по Истории и Методу Науки, изданные Чарльзом Зингером (Нью Йорк: Арно Пресс, 1975). (Заметка издателя).
* В Автобиографии Йога, Парамаханса Йогананда рассказывает о своих встречах с Сэром Джагандисом Чандра Боусом, основателем Института Воуса в Калькутте. Признанный одним из величайших ученых двадцатого века, Боус первый продемонстрировал, что граница между живой и неживой материей не может быть определенно установлена. Таинственная Жизнь Растений Питера Томкинса и Кристофора Бёрда (Нью Йорк: Харпер и Роу, 1973) подробно излагает:
“В 1899 году Боус начал сравнительное изучение кривых(диаграмм) молекулярных реакций в неорганической стреде и тканях животных живых. К его страху и удивлению, кривые, производимые слегка подогретым магнетической окисью железа показывали потрясающее подобие тех же в мышцах. В обоих случаях, реактивность и восстановление уменьшалдись с напряжением, и последующее утомление могло быть устранено легким массажем или ванной теплой воды. Другие металлические составляющие реагировали подобно животным…
“Когда Сэр Майкл Фостер, в тайне от Королевского Общества, посетил лабораторию Боуса однажды утром, чтобы самому увидеть, что происходит, Боус показал Кеймбриджскому ветерану некоторые из своих записей. Старик сказал шутливо: “Ну Боус, что нового в этой диаграмме? Мы знали это по крайней мере пол столетия!”
изначальные принципы Природы, или Пракрити (“орошающей луны”), все формы (“растения” - ростки) рождаются к существованию, как раличные лучи одного творческого света Бога*.
Особенно в человеке Бог в качестве Космической Природы и душа в качестве эго сотворяют и поддерживают тело и все феномены. От эго возникает ум с его чувственными потенциальностями (“растительные формы”) пяти чувственных восприятий, пять восприятий действия, и пять чувственных объектов (пять элементов, которые, будучи скомбинированны вместе, производят ощущения или опыт грубой материи, явленной в твердом, жидком, плазменном, газообразном и эфирном состоянии).
Сома расатмака, “оросительная (водянистая) луна”, происходит от обычно принимаемого буквального перевода: “луна (сома), сущность или характер которой есть жидкость или сок (расатмака), подкрепляя ценное наблюдение влияния луны на воды земли и рост растений. Интерпретация в свете йоги всеже делает очевидным другой анализ. Сома, луна, есть Природа, свет (или элексир, сома) которое есть отражение Духа. В этом свете рождаются все основные принципы творения от блаженства (ананда, сома) Духа. Расатмака является микрокосмическим выражением, чувствительной душой или эго (душой, которая “сжата”, посредством выражения через ограниченные и ограничивающие инструменты ума и чувств), происходящая от раса, “чувствительный” (от санскритского корня рас, “чувствовать или воспринимать”); “маленькая или сжатая душа”, т.е., эго.
“Но что Вы думаете об этом?” - тихо настаивал Боус.
“Что же, как не мускульная реакция!” - сказал Фостер.
“Смотря на профессора из глубины своих гипнотических коричневых глаз, Боус сказал твердо: “Извините, но это реакция металлического олова!”
“Фостер был ошеломлен. “Что?” - вскрикнул он, подпрыгнув на стуле. “Олово? Вы сказали олово?”
“Когда Боус показал ему свои результаты, Фостер был восхичен не меньше, чем он был изумлен”. Статья в журнале Азия (Март 1923) продолжает этот рассказ:
“Фостер был ошеломлен. Смело Боус провозгласил свой вывод: “Среди таких феноменов как можно проводить границу и заявлять, что здесь физическое кончается , а там психологическое начинается? Такие абсолютные барьеры не существую”.
“Если кажется, что металлы живут, чего только не ожидать от растений? Этот индус, синтезирующий учения своих предков с новейшими научными отрытиями, находит, что каждое волокно зелени, на вид инертной листвы наделено чувствительностью. Цветы и растения перестают быть всего-лишь несколькими соединенными лепестками, несколькими зелеными листьями, растущими от древестного стебля. Они суть органические родственники человека. Так, исследования этого ученого подтверждают не только Ведантические учения, но также и глубокое философское убеждение, что под хаотическим, сбивающим с толку многообразием природы имеется подспудное единство.
“В конце одного из своих обращений к Королевскому Обществу, после того как он продемонстрировал полное подобие реакций кажущихся неживыми металлов, растений и мускулов, Боус вдохновенно произнес заключение к которому он пришел:
“Когда я рассматривал те самопроизводные записи и увидел в них одну фазу всепронизывающего единства, хранящего в себе все вещи: пылинку, колеблемую в световых волнах, жизнь, кишащую на нашей планете, и сияющие солнца над нами - это тогда я понял впервые немного из наследия моих предков на берегах Ганга тридцать веков назад: “Те, кто видят только Единство во всех меняющихся проявлениях вселенной, обладают Вечной Истиной - и никто иной, никто иной”” (Замечание издателя).
Человек, обозревая сцены твердой земли, воды, огня или раличных форм света, движения воздуха, производящего трепет листвы, широкого неба и самосознающих человеческих существ в действии, переживает эти различные относительности с помощью своих различных познавательных способностей, соответственно их более грубой или тонкой природе. Земля или твердость, грубейшее выражение, воспринимается всеми пятью чувствами - каждое из которых имеет свой тонкий источник в астральных позвоночных центрах от копчикого, или чакры земли, до шейного, или чакры эфира; в восходящем порядке они суть: обоняние, вкус, зрение, осязание и слух. Вода подлежит всем этим чувствам, кроме обоняния. Свет, более тонкий чем ощутимая вода подвержен чувствам *
зрения, осязания (через тепло) и слуха (звук или виб- Как чувственные
рация, являющаяся конечной принадлежностью света способности в чакрах
и всего проявления) - обоняние и вкус исключаются. позвоночника дают воспри-
Невидимый воздух воспринимается осязанием и слу- ятие относительного мира
хом (зрение теперь также отсутствует, ктроме вывода
по движению, причиняемому воздухом, как в движении листьев или облаков). Небо и все пространство, простирающееся до бесконечности и спрятанное даже в мельчайших частицах в атомах, является эфирным, тончайшим из грубых проявлений, которое только может быть мыслемо как вибраторный экран или фон для всех космических проявлений, воспринимаемый лишь по звуку той вибрации космического Аум. За пределами объектов чувств имеются их производители-познаватели - даже более тонкие субстанции - умы и эго-сознания чувствующих существ в космической драме.
Итак очевидно, что хотя твердые и жидкие вещества, огонь и свет (энергия), воздух (жизненная сила) и эфир, а также ум и эго суть относительности одной сущности, сознания, всеже познающий должен воспринимать их в тонких или грубых формах проявления*.
* “Наука Двадцатого века таким образом выглядит страницей из седых Вед”, - писал Парамаханса Йогананда пятьдесят лет назад в своей Автобиографии йога. “От науки тогда, если это необходимо, пускай человек научится философской истине, что нет материального мира; основа и кайма есть майя, иллюзия. Все его миражи реальности растворяются посредством анализа. Поскольку одна за одним опоры физического космоса рушатся под ним, человек смутно понимает свое идолопоклонство, свое нарушение Божественного Приказа: “Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим” (Исход 20:3”.
Спустя полстолетия, «философская истина” предложенная наукой стала более убедительной чем когда-либо. В Фундаментальном уме: Человеческом сознании и новой физике, (Нью Йорк: Пенгвин букс,1993), Ник Херберт, доктор наук, описывает математические основания современной физики: “Кажется математика утверждает следующее, между наблюдениями, мир существует не как твердая актуальность, но лишь как колеблющиеся волны вероятности….Когда же кто-то изберает взглянуть на него, атом прекращает свой неопределенный танец и кажется “замерзшим” в виде маленького объекта с определенными качествами, лишь для того чтобы опять раствориться в вибрирующюю лужу возможностей, как только наблюдатель отводит от него свое внимание. Эта очевидная наведенная-обозревателем перемена в атомной модальности существования называется разрушениемволновой функции или просто квантовым скачком….
“Одним из наиболее важных интеллектуалов двадцатого столетия был рожденный в Венгрии Джон вон Ньюман….В своем авторитетном томе Математические основания квантовой механики, ситаемым многими учеными “библией квантовой теории”, …[он обратился к проблеме, что] нечто новое следует добавить к “разрушениюволновой функции”, нечто способное превратить неопределенные квантовые возможности в определенные актуальности. Но, так как вон Ньюман
Так, даже хотя объективный мир пяти элементов, ума и эго человека, является относительностями одного Божьего света космического сознания, они тем не менее воспринимаются различно - грубые формы материи чувствами и умом, а * тонкие формы ума (воспринимаются) эго. Восприятие тонких и грубых форм В йоге, одухотворенное или тончайшее проявления зависит от разных эго воспринимается его собственным познавательных инструментовчеловека тончайшим посредником познания, интуицией, исходящей от души. Это тончайшее эго, джива или душа, выражаясь через телесный инструмент, придает относительность тонкому уму. Этот тонкий ум придает относительность более грубым чувствам; а более грубые чувства придают относительность грубым чувственным объектам. Соответственно этому, восприятие ума, активность чувств и переживание объектов чувств исчезли бы без восприятия эго. Следовательно, о тончайшем эго, отождествляемым как с душой, так и с телом, можно говорить как о хранителе более грубого ума и его восприятий, осознаний и взаимодействий с материей, наиболее грубой формой творения.
Итак это в высшей степени тонкий вездесущий Дух поддерживает Своим вездесущим светом, исходящим из Космического Сознания все тонкие формы сознания и все грубые проявления творения. Этот невидимый луч Духа придает реальность живым и неживым объектам в космической кинокартине, воспринимаемой различными познавательными инструментами человека - эго, чувством, интуицией, умом и чувствами.
Когда йог оттягивает свой ум и чувства от восприятия разных форм материи и дает своему уму отдых в Вездесущем Свете Бога, он использует лишь свое одно чувство интуиции и воспринимает Единственный Абсолют, выражаемый, как Бог так и как творение.
Стих 14
Ставши Вайшванарой (огненной силой), Я существую в телай живых существ; и, действуя посредством праны и апаны, Я перевариваю пищу, поглащаемую четырьмя способами.