Билеты: Билеты по литературе
напоен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета
ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные
вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и
печали окружающей жизни — погружение в мир красоты. Именно красота — главный
мотив и идея творчества великого русского лирика. Красота, явленная в поэзии
Фета, — стержень бытия и мира. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий
образ и стремится воплотить поэт в своих творениях. Поэзия — храм искусства,
а поэт — жрец этого храма.
Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты очи, и руки воздеты,
Здесь на коленях я словно невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.
2. Особенности тематики поэзии А. Фета
Основные темы поэзии Фета — природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в
природе и любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся
радость и очарование бытия. В 1843 году появилось стихотворение Фета, которое
по праву можно назвать его поэтическим манифестом:
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.
Три поэтических предмета — природа, любовь и песня — тесно связаны между
собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя
прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес
проснулся», «солнце встало... затрепетало». И поэт полон жажды любви и
творчества.
3. Импрессионизм в лирике А. Фета.
Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами:
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник.
Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган,
раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь,
изображенная в стихотворении, тихая, безветренная. Оказывается, что это всего
лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно
это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть в
своем стихотворении Фет. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то
впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и
подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится
передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую
задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая
линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона,
незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а
впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в
поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.)
Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные
свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов,
деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить
только тем, что Фет широко использует олицетворение:
Сбирались умирать последние цветы
И ждали с грустию мороза...
или:
Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна...
Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее
человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего
именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают
с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах
изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды
ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются,
дрожат, трепещут:
Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Меж двух изгибаясь небес.
Свидание влюбленных у водоема в стихотворении «Ива» столь трепетно, что,
боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в
воде, и так же, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная
душа влюбленных.
В этом зеркале под ивой
Уловил мой взгляд ревнивый
Сердцу милые черты...
Мягче взор твой горделивый...
Я дрожу, глядя, счастливый,
Как в воде дрожишь и ты.
Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, «благовонных ночей»,
«благоуханных зорь»:
Свеж и душист твой роскошный венок.
Всех в нем цветов благовонья слышны...
Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько
запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:
Жужжал пчелами каждый куст,
Над сердцем счастье тяготело,
Я трепетал, чтоб с робких уст
Твое признанье не слетело.
.................
Я говорить хотел — и вдруг,
Нежданным шорохом пугая,
К твоим ногам, на ясный круг,
Спорхнула птичка золотая.
С какой мы робостью любви
Свое дыханье затаили!
Казалось мне, глаза твои
Не улетать ее молили.
Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое
чувство облечется в словесную форму.
Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в
стихотворении создается картина замершего мира:
Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем между
этими впечатлениями нет логической связи.
Но в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» быстрая смена статичных картин
придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность
изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных точках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник —
смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не
изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а
воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.
4. Музыкальность поэзии А. Фета
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» напоминает
пушкинское «Я помню чудное мгновенье...»:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Так же, как и Пушкин, поэт переживает две встречи с возлюбленной, между
которыми — томительная разлука. Но Фет не рисует ни единым штрихом портрет
любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений и своего
состояния. Он фиксирует только то трепетное чувство, которое охватывает его
под впечатлением от ее пения.
Это стихотворение навеяно пением Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны
Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.
Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы,
современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт,
скорее поэт-музыкант...» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил
свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе,
они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет
назвал «Мелодии»:
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
5. Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В
стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую...» поэт так говорит о
призвании «избранника»:
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
Как А. А. Фет соотносил поэзию и жизнь в ее повседневном течении?
Раздел IV
Русская литература конца XIX — начала XX века
А. П. Чехов
Вопрос 30. Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова: «Крыжовник»,
«Ионыч», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином» (по выбору
учащегося).
ПЛАН ОТВЕТА
1. Основная идея творчества А. П. Чехова.
2. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч»:
а) идеалы юности;
б) духовная деградация героя;
в) картины смерти заживо.
3. Причины духовного падения Дмитрия Старцева.
1. Антон Павлович Чехов (1860—1904) по праву считается мастером короткого
рассказа, новеллы-миниатюры. Все его рассказы не только очень реалистичны, но
в них заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» — это
то, против чего всю жизнь боролся писатель, эта тема прошла через все
творчество Чехова. Протест против «обыденщины» — главное в его произведениях.
Судьбы героев его рассказов очень разные, но всех их объединяет одно:
проблема духовной деградации человека, тема смысла жизни.
2. В рассказе «Ионыч», героем которого является Дмитрий Ионыч Старцев, Чехов
исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни.
а) Дмитрий Старцев был назначен врачом в земскую больницу. Он хороший врач,
честно выполняет нелегкие свои обязанности: проводит год «в трудах и
одиночестве», не имея свободного часа. Это юноша с идеалами и желанием чего-
то высокого. Он терпеть не может «картежников, алкоголиков, хрипунов» —
обывателей города С. Старцев выгодно отличается и горячими движениями души, и
пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его «своими
разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». В разговоре «о политике
или науке» обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и
злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Дмитрий знакомится с
семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой в городе», влюбляется в
Екатерину Ивановну — Котика — миловидную девушку. Это чувство оказалось за
все время его жизни в городе «единственной радостью и... последней». Ради
своей любви он готов, казалось бы, на многое. Поверив не очень умной шутке
Котика, он даже идет ночью на свидание к ней на кладбище. Когда же Котик
уехала из города, он страдал всего три дня. б) Огонек в его душе погас. К
35—36 годам он уже превратился в Ионыча — ожирел, потерял совесть и стал
похож не на человека, а на языческого бога. Физическое ожирение приходит к
Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит
закусить. Подкрадывается постепенно и моральное «ожирение». Он по опыту знал,
что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых
обыденных вещах. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее.
А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвание
«поляк надутый». Теперь же, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность,
тяжелый характер, он уже не пугает обывателей. И его перестали звать
«надутый», а зовут по-родственному — «Ионыч». Когда Котик возвратилась, то
жила надеждой на любовь Старцева. Ей так хотелось видеть в нем «лучшего из
людей», она «пристально и с любопытством» вглядывается в него, обращает на
него «грустные, благодарные, испытывающие глаза». Екатерине Ивановне хочется
найти человека, который позвал бы ее куда-то из этого дома, ставшего чужим,
открыл бы ей какую-то высокую цель в жизни. Но это уже не прежний молодой
человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком
обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Огонек в душе
Ионыча погас окончательно. Беспросветным бездушием веет от его слов, когда он
получает письмо от Екатерины Ивановны. «Он прочел письмо, подумал и сказал
Паве:
- Скажи, любезный, что сегодня я не могу приехать, я очень занят. Приеду,
скажи, так дня через три». Произнесена самая банальная, расхожая фраза, а за
нею - оледенение души. И, чтобы сделать последний штрих в этой картине смерти
заживо, Чехов приводит еще одну, последнюю, фразу Ионыча, относящуюся к
предмету его бывшей любви: «И когда, случается, по соседству за каким-нибудь
столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:
- Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?
Вот и все, что можно сказать про него».
в) Приговор произнесен очень просто. А ведь это ужасный приговор. Праздное,
механическое любопытство звучит в вопросе Ионыча, вконец опустившегося
обывателя.
Что же его волнует в конце жизни? Главным развлечением доктора, в «которое он
втянулся незаметно, мало-помалу», было по вечерам вынимать из карманов
бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома,
предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы
объяснить, зачем ему одному столько денег. Старцев и сам знает, что «стареет,
полнеет, опускается», но ни желания, ни золи к борьбе с обывательщиной у него
нет. Жизненный путь завершен.
3. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего,
жадного и крикливого Ионыча? Жизнь его однообразна, скучна, «проходит тускло,
без впечатлений, без мыслей». Да и сам Старцев растерял все лучшее, что было
в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Отчего же
так быстро все свершилось? Все начинается с маленьких, казалось бы,
простительных недостатков в характере и поведении человека: меркантилен и
мелок в любви; недостаточно чуток к людям, раздражителен, непоследователен в
своих убеждениях, не способен их отстаивать, — а кончается идейным и
нравственным отступничеством, полной духовной деградацией.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Почему у Чехова так много произведений, героями которых являются врачи?
2. Как меняется в рассказе отношение Старцева к людям?
3. Что погубило доктора Старцева?
Вопрос 31. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
ПЛАН ОТВЕТА
1. Проблематика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
2. Особенности жанра пьесы.
3. Основной конфликт пьесы и ее герои:
а) воплощение прошлого — Раневская, Гаев;
б) выразитель идей настоящего — Лопахин;
в) герои будущего — Аня и Петя.
4. Трагедия эпохи — разрыв связи времен.
1. Пьеса «Вишневый сад» была закончена А. П. Чеховым в 1903 году. И хотя в
ней отражены реальные общественные явления тех лет, пьеса оказалась созвучна
настроениям последующих поколений — прежде всего потому, что в ней затронуты
вечные проблемы: это недовольство жизнью и желание ее изменить, разрушение
гармонии между людьми, их взаимная отчужденность, одиночество, ослабление
родственных связей и утрата духовных корней.
2. Сам Чехов считал, что его пьеса является комедией. Ее можно отнести к
лирической комедии, где смешное переплетается с грустным, комическое с
трагическим, как и в реальной жизни.
3. Центральный образ пьесы — вишневый сад, который объединяет всех
персонажей. Вишневый сад — это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-
символ — символ красоты русской природы, России. Вся пьеса пронизана грустным
чувством от гибели прекрасного вишневого сада.
В пьесе мы не видим яркого конфликта, все, казалось бы, идет своим чередом.
Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и
столкновений. И все же чувствуется существование конфликта, но скрытого,
внутреннего. За обычными разговорами, за спокойным отношением друг к другу
героев пьесы скрыто их непонимание друг друга. Основной конфликт пьесы
«Вишневый сад» в непонимании между поколениями. Кажется, будто в пьесе
пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее.
Старшее поколение — это Раневская, Гаев, полуразорившиеся дворяне,
олицетворяющие прошлое. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в
лице Лопахина. Самое молодое поколение, судьба которого в будущем,
представлено Аней, дочерью Раневской, и Петей Трофимовым — разночинцем,
учителем сына Раневской.
а) Хозяева вишневого сада кажутся нам людьми изящными, утонченными, полными
любви к окружающим, способными чувствовать красоту и прелесть природы. Они
бережно хранят память о прошлом, любят свой дом: «В этой детской я спала,
глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мной каждое утро...» —
вспоминает Любовь Андреевна. Когда-то Любовь Андреевна, тогда еще молоденькая
девушка, утешила Ермолая Лопахина, пятнадцатилетнего «мужичка», которого его
отец-лавочник ударил кулаком по лицу. Лопахин не может забыть доброту Любови
Андреевны, любит ее, «как родную... больше, чем родную». Она ласкова со
всеми: старого слугу Фирса называет «мой старичок», радуется встрече с ним, а
уезжая, несколько раз осведомляется, отправлен ли он в больницу. Она щедра не
только к любимому человеку, который обманул ее и ограбил, но и к случайному
прохожему, которому отдает последний золотой. Сама без гроша в кармане, она
просит одолжить деньги Семенову-Пищику. Отношения между членами семьи
проникнуты сочувствием друг к другу и деликатностью. Никто не упрекает
Раневскую, которая фактически привела к краху свое имение, Гаева, который
«проел состояние на леденцах». Благородство Раневской в том, что и она никого
не винит, кроме себя, в постигшем ее несчастье — это кара за то, что «уж
очень много мы грешили...». Раневская живет только воспоминаниями о прошлом,
ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет. Чехов именно
Раневскую и Гаева считает виновниками их трагедии. Они ведут себя, как
маленькие дети, которые закрывают глаза от страха, когда им грозит опасность.
Поэтому и Гаев, и Раневская так старательно избегают разговоров о реальном
плане спасения, выдвигаемом Лопахиным, надеясь на чудо: вот если бы Аня вышла
замуж за богатого человека, если бы ярославская тетушка прислала деньги... Но
ни Раневская, ни Гаев не пытаются ничего изменить. Говоря о «прекрасной»
старой жизни, они, кажется, смирились со своей бедой, пускают все на самотек,
уступают без борьбы.
б) Лопахин — представитель буржуазии, человек настоящего. С одной стороны,
это человек с тонкой и нежной душой, умеющий ценить красоту, верный и
благородный; он труженик, работает с утра до ночи. Но с другой стороны, мир
денег уже подчинил его себе. Делец Лопахин победил свою «тонкую и нежную
душу»: не может читать книги, неспособен любить. Его деловитость вытравила в
нем духовность, и он сам это понимает. Лопахин чувствует себя хозяином жизни.
«Идет новый владелец вишневого сада!» «Пусть все, как я желаю!» — говорит он.
Лопахин не забыл своего прошлого, и теперь настала минута его торжества:
«битый, малограмотный Ермолай» купил «имение, прекраснее которого нет ничего
на свете», имение, «где отец и дед были рабами».
Но Ермолай Лопахин так и остался «мужичком», несмотря на то, что вышел «в
люди». Он не способен понять одного: вишневый сад — это не только символ
красоты, это своеобразная нить, связывающая прошлое с настоящим. Нельзя
рубить свои же корни. И то, что Лопахин этого не понимает, является главной
его ошибкой.
В конце пьесы он говорит: «Скорее бы изменилась... наша нескладная,
несчастливая жизнь!» Но как это сделать, он знает только на словах. А на деле
он вырубает сад, чтобы строить там дачные участки, тем самым разрушая старое,
на смену которому пришло его время. Разрушено старое, «порвалась дней
связующая нить», а новое еще не создано, и неизвестно, будет ли создано хоть
когда-нибудь. Автор не спешит с выводами.
в) Петя и Аня, идущие на смену Лопахину, представляют будущее. Петя — «вечный
студент», всегда голодный, больной, неухоженный, но гордый человек; живет
одним трудом, образован, умен. Его суждения глубоки. Отрицая прошлое, он
предрекает кратковременность пребывания Лопахина, так как видит его хищную
сущность. Он полон веры в новую жизнь: «Человечество идет к высшей правде, к
высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Петя
сумел вдохнуть в Аню желание трудиться, жить за свой счет. Ей уже не жалко
сада, ведь впереди жизнь, полная радостного труда на общее благо: «Мы насадим
новый сад, роскошнее этого...» Осуществятся ли ее мечты? Неизвестно. Ведь она
еще не знает жизни, чтобы ее изменить. А Петя смотрит на все слишком
поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе
одних только идей. Да и во всем облике этого героя сквозит какая-то
недостаточность, неглубокость, отсутствие здоровой жизненной силы. Автор не
может доверить ему. то красивое будущее, о котором он говорит. Петя не
пытается даже спасти сад, его не волнует та проблема, которая волнует самого
автора.
4. В пьесе нет связи времен, разрыв между поколениями слышится в звуке
лопнувшей струны. Автор не видит еще в русской жизни героя, который мог бы
стать настоящим хозяином «вишневого сада», хранителем его красоты.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие реплики неоднократно повторяются в пьесе? Каково их значение?
2. Как А. П. Чехов определил жанр «Вишневого сада»?
3. Почему А. П. Чехов отметил возраст только трех действующих лиц: Ани —17
лет. Вари - 24 года, Фирса — 87 лет?
Вопрос 32. Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности
пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
ПЛАН ОТВЕТА
1. Истоки создания пьесы.
2. Жанровые особенности пьесы.
3. Тема.
4. Конфликт комедии и его особенности.
5. Основные образы комедии.
6. Основная идея пьесы.
7. Символическое звучание названия пьесы.
1. А. П. Чехов закончил свою пьесу «Вишневый сад» в 1903 году, когда новый
век стучался в двери. Шла переоценка веками устоявшихся ценностей. Дворянство
разорялось и расслаивалось. Это был класс, обреченный на гибель. На смену ему
шла могучая сила — буржуазия. Умирание дворянства как класса и приход
капиталистов — вот основа пьесы. Чехов понимает, что и новые хозяева жизни
недолго удержатся как класс, так как вырастает другая, молодая сила, которая
будет строить новую жизнь в России.
2. Пьеса «Вишневый сад» проникнута светлым, лирическим настроением. Сам автор
подчеркивал, что «Вишневый сад» является комедией, так как он сумел сочетать
драматическое, подчас трагическое начало с комическим.
3. Основное событие пьесы — покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания
героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним.
Именно вишневый сад является центральным образом пьесы.
4. Правдиво изображая жизнь, писатель рассказывает о судьбе трех поколений,
трех социальных слоев общества: дворянства, буржуазии и прогрессивной
интеллигенции. Отличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко
выраженного конфликта. Все события происходят в одном имении с постоянными
персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменен драматизмом переживаний героев.
5. Старый мир крепостной России олицетворяют образы Гаева и Раневской, Вари и
Фирса. Сегодняшний мир, мир деловой буржуазии, представлен Лопахиным, мир
неопределившихся тенденций будущего — Аней и Петей Трофимовым.
Раневская и Гаев — неплохие, добродушные люди. Они уже отжили свой век, это
ощущается в их поведении и речи. Они сентиментальны, но не энергичны, не
способны действовать, не могут разумно решать свои дела, беспомощны, никому
не нужны, они уже лишние в жизни. Чехов все время показывает несоответствие
между их словами и делами. Они не представляют себе жизни без вишневого сада,
без того, что связывает их настоящую жизнь с детством. Но имение продано, и
бывшие хозяева уезжают, быстро примирившись с утратой. Они даже не приложили
никаких усилий для того, чтобы сохранить имение и этот сад. Ведя
паразитический образ жизни, бездействуя, внешне создавая иллюзию заботы о
ком-то и о чем-то, они все-таки остаются бесчеловечными барами-крепостниками.
Свидетельство тому — оставленный в заколоченном доме Фирс. Лопахин —
представитель буржуазии, купец; он лишен агрессивности, скупости, зависти и
ненависти по отношению к недавним «хозяевам жизни». Покупка имения,
«прекрасней которого нет на свете», не радует его. Лопахин, напротив, хочет
помочь Раневской, дает советы по спасению имения, но она от них отказывается.
Лопахин покупает сад, и это внешняя точка торжества героя. Сбылась его мечта.
Но Лопахин прекрасно понимает, что он не хозяин вишневого сада, а лишь
владелец этой земли. Поэтому он и говорит: «Скорей бы изменилась как-нибудь
наша нескладная, несчастливая жизнь».
6. Ожидание изменений — вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев «Вишневого
сада» угнетает временность всего сущего, бренность бытия. В их жизни, как и в
жизни современной им России, «порвалась дней связующая нить», разрушено
старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Все
они бессознательно хватаются за прошлое, не понимая того, что его уже нет.
Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия. Одиноки и
несчастны в этой жизни не только Раневская, Гаев, Лопахин, но и Шарлотта,
Епиходов. Все герои пьесы замкнуты в себе, они настолько поглощены своими
проблемами, что не слышат, не замечают других. Неизвестность и тревога перед
будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это
лучшее будущее? Этот вопрос Чехов оставляет открытым... Петя Трофимов смотрит
на жизнь исключительно с социальной точки зрения. В его речах много
справедливого, но в них нет конкретного представления о разрешении вечных
вопросов. Он мало понимает реальную жизнь. Поэтому Чехов дает нам этот образ
в противоречии: с одной стороны, это обличитель, а с другой — «недотепа»,
«вечный студент», «облезлый барин». Аня — полна надежд, жизненных сил, но в
ней еще столько неопытности и детства.
7. Автор не видит еще в русской жизни героя, который мог бы стать настоящим
хозяином «вишневого сада», хранителем его красоты и богатства. Глубокое
идейное содержание несет в себе само название пьесы. Сад — символ уходящей
жизни. Конец сада — это конец поколения уходящего — дворян. Но в пьесе
вырастает образ нового сада, «роскошнее этого». «Вся Россия — наш сад». И
этот новый цветущий сад, с его благоуханием, его красотой, предстоит
выращивать молодому поколению.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем беда и в чем вина бывших хозяев вишневого сада?
2. Почему Чехов заканчивает пьесу стуком топора?
И. А. Бунин
Вопрос 33. Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.
ПЛАН ОТВЕТА
1. Слово о творчестве писателя.
2. Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина:
а) тема уходящего патриархального прошлого («Антоновские яблоки»);
б) критика буржуазной действительности («Господин из Сан-Франциско»);
в) система символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»;
г) тема любви и смерти («Господин из Сан-Франциско», «Преображение», «Митина
любовь», «Темные аллеи»).
3. И. А. Бунин — лауреат Нобелевской премии.
1. Ивана Алексеевича Бунина (1870—1953) называют «последним классиком».
Бунинские размышления над глубинными процессами жизни выливаются в
совершенную художественную форму, где своеобразие композиции, образы, детали
подчинены напряженной авторской мысли.
2. В своих рассказах, повестях, стихотворениях Бунин показывает нам весь
спектр проблем конца XIX — начала XX века. Темы его произведений настолько
разнообразны, что, кажется, они — сама жизнь. Проследим, как менялась
тематика и проблематика рассказов Бунина на протяжении его жизни.
а) Главная тема начала 1900-х годов — тема уходящего патриархального прошлого
России. Наиболее яркое выражение проблемы смены строя, крушения всех устоев
дворянского общества мы видим в рассказе «Антоновские яблоки». Бунин сожалеет
об уходящем прошлом России, идеализируя дворянский уклад жизни. Лучшие
воспоминания Бунина о прежней жизни пропитаны запахом антоновских яблок. Он
надеется, что вместе с отмирающей дворянской Россией корни нации все-таки
сохранятся в ее памяти.
б) В середине 1910-х годов тематика и проблематика рассказов Бунина начала
меняться. Он уходит от темы патриархального прошлого России к критике
буржуазной действительности. Ярким примером этого периода является его
рассказ «Господин из Сан-Франциско». С мельчайшими подробностями, упоминая
каждую деталь, описывает Бунин роскошь, являющую собой истинную жизнь господ
нового времени. В центре произведения образ миллионера, у которого нет даже
собственного имени, так как его никто не запомнил, — да и нужно ли оно ему?
Это собирательный образ американского буржуа. «До 58 лет жизнь его была
посвящена накоплению. Став миллионером, он хочет получить все удовольствия,
которые можно купить за деньги: ...карнавал он думал провести в Ницце, в
Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с
азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи
тому, что принято называть флиртом, а четвертые — стрельбе голубей, которые
очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета
незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю...» — это жизнь,
лишенная внутреннего содержания. Общество потребителей вытравило в себе все
человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Смерть господина из
Сан-Франциско воспринимается с неудовольствием, ведь «вечер был непоправимо
испорчен», хозяин отеля чувствует себя виноватым, дает слово, что он примет
«все зависящие от него меры» к устранению неприятности. Всё решают деньги:
гости хотят получать удовольствия за свои деньги, хозяин не хочет лишаться
прибыли, этим и объясняется неуважение к смерти. Таково нравственное падение
общества, его негуманность в крайнем ее проявлении.
в) В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль
«Атлантида» выступает как символ цивилизации; сам господин — символ
буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются
и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе,
как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга. Корабль
символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не
касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке, — люди,
управляющие кораблем, работающие в поте лица у гигантской топки, которую
автор называет девятым кругом ада.
В этом рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля можно сравнить с
преисподней. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал душу
за земные блага и теперь расплачивается за это смертью.
Символичен в рассказе образ огромного, как утес, дьявола, который является
символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству
Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается,
абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывет в обратном направлении, только
уже с телом богача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять
«среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса...
океаном».
г) Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека
перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все
накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом,
которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в
приобретении богатства, а в чем-то ином, не поддающемся денежной оценке или
эстетской мудрости. Тема смерти получает в творчестве Бунина многообразное
освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть
оказывается не только разрешительницей всех противоречий, но и источником
абсолютной, очищающей силы («Преображение», «Митина любовь»).
Еще одной из основных тем творчества писателя является тема любви. Этой теме
посвящен цикл рассказов «Темные аллеи». Бунин считал эту книгу самой
совершенной по художественному мастерству. «Все рассказы этой книги только о
любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», — писал
Бунин. Сборник «Темные аллеи» один из последних шедевров великого мастера.
3. В литературе русского зарубежья Бунин — звезда первой величины. После
присуждения в 1933 году Нобелевской премии Бунин во всем мире стал символом
русской литературы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какая сцена является кульминацией рассказа И. А. Бунина «Господин из
Сан-Франциско»?
2. Чем символичен образ господина из Сан-Франциско — человека без имени,
без истории, без цели?
М. Горький
Вопрос 34. Герои ранних рассказов М. Горького.
ПЛАН ОТВЕТА
1. Слово о писателе. Романтические идеи в раннем творчестве Горького.
2. Рассказ «Макар Чудра» — утверждение идеала личной свободы.
3. Рассказ «Старуха Изергиль» — осознание личности человека:
а) «бесплотное облачко» человеческой жизни;
б) горящее сердце;
в) истоки славы и бесславия;
г) Изергиль — романтический идеал свободы.
4. «В жизни... всегда есть место подвигам» (вера автора в прекрасное будущее).
1. Максим Горький вступил в литературу в период духовного кризиса, который
поразил российское общество на рубеже веков. Мечты о гармонии между человеком
и обществом, которые вдохновляли писателей XIX века, остались
нереализованными; до предела обостряются социальные и межгосударственные
противоречия, грозящие разрешиться мировой войной и революционным взрывом.
Безверие, уныние, апатия для одних стали нормой, для других — толчком к
поиску выхода. Горький отмечал, что писать он начал «по силе давления...
томительно бедной жизни», которой он стремился противопоставить свое
представление о человеке, свой идеал.
Раннее творчество М. Горького (90-е годы ХIХ века — первая половина 1900-х
годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал
людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду
красоты. Мудрые люди... убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе.
Тогда я снова пошел к людям и — это так понятно! — снова от них возвращаюсь к
Человеку», — писал в это время Горький. Рассказы Горького 90-х годов можно
разделить на две группы. Одни из них основаны на вымысле: автор использует
легенды или сам сочиняет их. Другие — рисуют характеры и сцены из реальной
жизни босяков («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и
одна» и др.). Героям всех этих рассказов присуще романтическое мироощущение.
2. Герой уже первого горьковского рассказа «Макар Чудра» упрекает людей за их
рабскую психологию. Людям-рабам противопоставлены в этом романтическом
повествовании вольнолюбивые натуры Лойко Зобара и красавицы Рады. Жажда
личной свободы для них так сильна, что даже на любовь они смотрят как на
цепь, сковывающую их независимость. Лойко и Рада своей духовной красотой и
силой страсти превосходят всех окружающих, что и приводит к напряженному
конфликту, заканчивающемуся гибелью героев. В рассказе «Макар Чудра»
утверждается идеал личной свободы.
3. Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М.
Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера
героя, а обобщенное понятие человеческого в личности. а) В рассказе
противопоставлены два легендарных сюжета и герои с диаметрально
противоположными жизненными позициями. Герой первой легенды — Ларра, сын
женщины и орла. Он лишь внешне похож на человека, являясь при этом сеятелем
смерти и противопоставляя себя жизни. Бездумное следование инстинкту,
стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и
будущего, — все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально было
присущие Ларре. Ларра — воплощенная бездуховность: только себя он мнит
совершенным и губит неугодных ему: «Я убил ее потому, мне кажется, —
что она меня оттолкнула... А мне было нужно ее <...> я один... я не
поклонюсь никому в жизни... ибо первый в ней я!» Нарушив закон бытия: «за все,
что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью», Ларра
лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть. Попытка
самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от
него, — тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно! Он
не понимает речи людей, ни их поступков — ничего». Судьбу Ларры определил суд
человеческий. Суть наказания — отторжение от людей. б) Герой второй легенды —
Данко, сын человеческий. От глубокого сострадания к соплеменникам, жившим без
солнца, в болотах, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам и зажегся
в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше,
когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела,
осветившего им путь. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила
обычного человека в подвижника. Источник его подвига — глубокая вера в
возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. «Горящее сердце»
символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что
трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой
противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием. Уже тогда люди
увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и
живого огня», — потому-то и пошли они за ним, что «верили в него». Писатель
наделяет обычного человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко —
установление нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Поэтому
и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти — хаоса — к свету, солнцу, теплу
— к гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о
своем вожаке и спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки
от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о
Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о
собственной трусости и нравственной низости.
в) В обеих легендах люди племени воплощают ту самую «томительно бедную жизнь,
лишенную благородных порывов, духовных взлетов». Им противопоставлены герои
сильные и свободные, но эти герои противопоставлены и друг другу. Ларра
использует свою силу во зло людям, и потому, даже обретая бессмертие, он
страдает. Данко отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную
радость. «Голубые искры в степи» и «бесплотное облачко» — эти явления
наблюдают автор и старуха, и они явились поводом к рассказу двух легенд о
славе Данко и бесславии Ларры.
г) Между двумя легендами в рассказе показана история жизни Изергили. Она тоже
романтическая героиня, идеал ее — свобода. Она гордый человек, живет так, как
ей хочется. Ради любимого человека она способна на подвиги самопожертвование.
В этом она близка Данко. Вся жизнь ее — поиск любви, а по сути попытка найти
в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|