Рефераты

Билеты: Билеты по литературе

такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих

людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом

человеке.

4. «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», — делится Изергиль с

рассказчиком своей сокровенной мыслью. Да и сам автор верит в это, изображая

великолепные картины природы, окружающей героев, и гордые, красивые фигуры

молдаван: «Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными

усами и густыми кудрями до плеч... женщины и девушки — веселые, гибкие, с

темно-синими глазами, тоже бронзовые».

В ранних романтических произведениях Горького формируется концепция личности,

которая получит свое развитие в более поздних произведениях писателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как соотносятся между собой легенды и рассказ о жизни старухи?

2. Какова роль пейзажа в легендах о Ларре и Данко?

Вопрос 35. Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

ПЛАН ОТВЕТА

1. Познание своего «я» — проблема русской литературы.

2. Образы отверженных в пьесе М. Горького «На дне».

3. Причины падения героев «на дно».

4. Отношение автора к обитателям ночлежки.

5. Содержание и значение образа Луки.

6. Неоднозначная оценка личности Луки.

7. Автор и его позиция: «Что лучше: истина или сострадание?»

1. Во все времена человек стремился к познанию своего «я», цели и смысла

жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и

Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький не стал исключением, но у него

сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения,

отличающееся от философских концепций его предшественников. В этом отношении

показательна его пьеса «На дне», написанная в 1902 году.

2. В пьесе «На дне» Горький изобразил жизнь босяков, мир отверженных. Такой

суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной

участи мировая драматургия еще не знала. Под мрачными, темными сводами

костылевской ночлежки, которая похожа и на пещеру, и на тюремную камеру,

оказываются люди с разными характерами, выходцы из разных общественных слоев.

В одном помещении сосуществуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины

и женщины, здоровые и больные, голодные и сытые. Скученность и страшная

нищета порождают взаимное раздражение, ссоры, драки и даже убийство. Люди,

отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий облик,

стыд и совесть, попирают моральные нормы.

3. Горький не дает нам подробного описания жизненного пути героев, но

отдельные реплики, которые произносят персонажи по ходу действия пьесы,

позволяют увидеть их судьбы. Сатин служил на телеграфе, но, вступившись за

честь сестры, попал в тюрьму, после чего вся его дальнейшая жизнь была

предрешена. Актер когда-то играл на сцене, но потерял роли, пристрастившись к

спиртному. Васька Пепел вообще никогда не знал другой жизни, кроме воровской.

Трагическую судьбу Анны раскрывает ее же фраза: «Не помню — когда я сыта

была... Над каждым куском хлеба тряслась... Мучалась... как бы больше другого

не съесть». Отчаяньем и безысходностью наполнены слова Клеща: «Работы нет...

силы нет... Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо...» Всех

этих героев привели в ночлежку социальные обстоятельства.

4. Автор изображает узников костылевской ночлежки с глубокой симпатией,

подчеркивая в них проявления истинной человечности, но в то же время обличает

бессилие босяков, их неспособность что-либо изменить, идти дальше простого

негодования. Правда, несмотря на безысходность своего существования, в душе

каждого из героев живет, едва теплится призрачная надежда. Клещ мечтает о

честном труде. Пепел — о вольной и праведной жизни. Актер — о былой славе на

сцене, Настя — о настоящей, чистой любви. Человеческое в этих людях еще не

погибло, они не лишены нравственных качеств, крупиц добра. Квашня оставил

умирающей Анне пельмешек, а та отдала их своему мужу; Пепел по доброте дал

полтинник на выпивку; Актер вывел умирающую Анну подышать свежим воздухом,

миром собрали последние гроши на похороны Анны.

5. Приход Луки осветил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием

помочь им. Лука — странствующий проповедник, который всех утешает и обещает

избавление от страданий. Это незаурядная личность, он умен, у него огромный

жизненный опыт и острый интерес к людям. К каждому из героев у Луки есть свой

подход, ласковое слово. Умирающей Анне он советует не бояться смерти, так как

смерть несет покой, которого Анна никогда не знала. Актеру внушает надежду на

излечение в бесплатной больнице для алкоголиков. Ваське Пеплу он говорит о

возможности начать новую жизнь с Наташей в Сибири. Вся философия Луки в

сжатом виде предстает в одном изречении: «Во что веришь, то и есть». Он

внушает героям пьесы правду идеала, а они не выдерживают правды факта,

поэтому правда Луки — спорная и противоречивая.

6. Споры о человеке ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей

пьесы, но обостряются в связи с внезапным исчезновением старика. Оценка

личности Луки и его роли в жизни ночлежников неоднозначна. С одной стороны:

«Хороший был старичок!» (Настя); «Он жалостливый был...» (Клещ), «Старик

хорош был... закон душе имел!.. Не обижайте человека — вот закон» (Татарин);

«Человек — вот правда... Он это понимал...» (Сатин). С другой стороны:

«Старик — шарлатан» (Барон); «Правды он... не любил, старик-то...» (Клещ) и

т. д. Какая точка зрения правильная? И та и другая. Сущность позиции Луки

раскрывается в двух притчах. Рассказ Луки о том, как он пожалел двух

грабителей, замышлявших убийство, накормил и обогрел, то есть на зло ответил

добром, подтверждает правоту первой точки зрения. В притче о «праведной

земле» ставится вопрос о том, нужна ли человеку правда. Человек удавился,

когда узнал, что «праведной земли» не существует. Лука считает, что людям

правда не нужна, потому что их положение безнадежно. «Лгал из жалости к вам»,

— говорит Сатин. И эта ложь давала людям силы жить, сопротивляться судьбе и

надеяться на лучшее. Когда же обман раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера

— и он повесился, Настя впала в отчаяние, Васька Пепел попал в тюрьму при

первой же попытке изменить свою судьбу. Таким образом, философия Луки

включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию,

и трезвый реализм. Это одна из точек зрения в споре о человеке — «ложь во

спасение». Ей верят слабые, впечатлительные люди, как верят они в «золотые

сны». Это Актер, Пепел, Настя. Тем же, кто находит опору в себе самом, не

нужны ни жалость, ни успокоительная ложь.

Другой взгляд на человека у Бубнова. Он исповедует правду факта. Не следует

пытаться что-то изменить в жизни, нужно смириться со злом и плыть по течению:

«Люди все живут... как щепки по реке плывут». Эта позиция подрывает

стремление каждого человека к лучшему, лишает его надежды, делает его

пассивным, жестоким и бессердечным. Сама судьба Бубнова подтверждает его же

точку зрения на человека-щепку.

Самый сокрушительный удар философии Луки и Бубнова наносит Сатин, который

тоже, правда, не пойдет дальше своих слов о всесильном человеке. Человеке с

большой буквы. Но именно он высказывает мысль о том, что спасение человека в

нем самом: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек,

все остальное — дело его рук и его мозга!» Человек — центр мироздания, он —

творец, преобразователь жизни. Отвергая «ложь во спасение», Сатин говорит:

«Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека! Чело-век!

Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не

жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»

7. По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его

мужество смогут изменить окружающий мир.

Автор заканчивает пьесу словами Сатина: «Эх... испортил песню... дурак!» —

которые произнесены в ответ на известие о смерти Актера. Устами Сатина

Горький адресует эти слова Актеру, который перестал бороться за свою жизнь,

смирился и ушел от проблем. Кто виноват в этом? Актер ли, поверивший Луке,

или Сатин, раскрывший ему глаза на правду жизни? Что лучше: жестокая правда,

которая «обух для человека», или утешительная ложь?

Финал пьесы неоднозначен. Выдвинув в монологе Сатина идею сильной личности,

автор помогает героям что-то почувствовать, что-то понять, осознать. Но

ответа на вопрос автора: «Что лучше: истина или сострадание?» — в пьесе нет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что является лейтмотивом пьесы?

2. Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?

А. И. Куприн

Вопрос 36. Основные темы и идеи прозы А. И. Куприна.

1. Слово о творчестве А. И. Куприна.

2. Основные темы и идем творчества:

а) «Молох» — изображение буржуазного общества;

б) изображение армии («Ночная смена», «Поход», «Поединок»);

в) конфликт романтического героя с обыденной действительностью («Олеся»);

г) тема гармонии природы, красоты человека («Изумруд», «Белый пудель»,

«Собачье счастье», «Суламифь»);

д) тема любви («Гранатовый браслет»).

3. Духовная атмосфера эпохи.

1. Творчество А. И. Куприна своеобразно и интересно, в нем поражает

наблюдательность автора и удивительное правдоподобие, с которыми он описывает

жизнь людей. Как писатель-реалист, Куприн внимательно всматривается в жизнь и

выделяет в ней главные, существенные стороны.

2. а) Это дало Куприну возможность создать в 1896 году крупное произведение

«Молох», посвященное важнейшей теме капиталистического развития России.

Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной

цивилизации. В этом произведении он обличает лицемерную мораль, продажность и

фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе.

Куприн показывает большой завод, где рабочие подвергаются жестокой

эксплуатации. Главный герой, инженер Бобров, честный, гуманный человек,

потрясен и возмущен этой страшной картиной. В то же время автор рисует

рабочих как безропотную толпу, бессильную предпринять какие-либо активные

действия. В «Молохе» наметились мотивы, характерные для всего последующего

творчества Куприна. Образы гуманистов-правдоискателей пройдут длинной

вереницей во многих его произведениях. Герои эти тоскуют по красоте жизни,

отвергая современную им уродливую буржуазную действительность.

б) Страницы, исполненные огромной разоблачающей силы, посвятил Куприн

описанию царской армии. Армия являлась оплотом самодержавия, против которого

в те годы поднимались все прогрессивные силы русского общества. Вот почему

произведения Куприна «Ночная смена», «Поход», а затем и «Поединок» имели

большое общественное звучание. Царская армия, с ее бездарным, морально

выродившимся командованием, предстает на страницах «Поединка» во всем своем

неприглядном облике. Перед нами проходит целая галерея тупиц и выродков,

лишенных всяких проблесков человечности. Им противостоит главный герой

повести подпоручик Ромашов. Он всей душой протестует против этого кошмара, но

не способен найти пути к его преодолению. Отсюда и вытекает название повести

— «Поединок». Тема повести — драма «маленького человека», его поединок с

невежественной средой, который заканчивается гибелью героя.

в) Но не во всех своих произведениях Куприн придерживается рамок строго

реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции.

Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку,

рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его

произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью,

серостью, пошлостью.

В замечательном рассказе «Олеся», проникнутом подлинным гуманизмом, Куприн

воспевает людей, живущих среди природы, не тронутых стяжательством и

растлевающей буржуазной цивилизацией. На фоне дикой, величественной,

прекрасной природы живут сильные, самобытные люди — «дети природы». Такова

Олеся, которая так же проста, естественна и прекрасна, как сама природа.

Автор явно романтизирует образ «дочери лесов». Но ее поведение,

психологически тонко мотивированное, позволяет увидеть реальные перспективы

жизни. Наделенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо

противоречивые отношения людей. Столь редкий дар выражается в любви к Ивану

Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает ненадолго утраченную им естественность

переживаний. Таким образом, в повести описывается любовь человека-реалиста и

романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир героини,

а она — в его реальность.

г) Тема природы и человека волнует Куприна на протяжении всей его жизни. Мощь

и красота природы, животные как составная часть природы, человек, не

потерявший с ней связь, живущий по ее законам, — вот грани этой темы. Куприна

восхищает красота лошади («Изумруд»), верность собаки («Белый пудель»,

«Собачье счастье»), женская молодость («Суламифь»). Куприн воспевает

прекрасный, гармоничный, живой мир природы.

д) Только там, где человек живет в ладу с природой, любовь прекрасна и

естественна. В искусственной жизни людей любовь, подлинная любовь, которая

бывает раз в сто лет, оказывается неузнанной, непонятой и гонимой. В

«Гранатовом браслете» этим даром любви наделен бедный чиновник Желтков.

Великая любовь становится смыслом и содержанием его жизни. Героиня — княгиня

Вера Шеина — не только не отвечает на его чувство, но и воспринимает его

письма, подарок — гранатовый браслет — как нечто ненужное, нарушающее ее

покой, привычный уклад жизни. Только после смерти Желткова она понимает, что

мимо прошла «любовь, о которой мечтает каждая женщина». Взаимная, совершенная

любовь не состоялась, но это высокое и поэтическое чувство, пусть

сосредоточенное в одной душе, открывает путь к прекрасному перерождению

другой. Здесь автор показывает любовь как феномен жизни, как нежданный

подарок — поэтический, озаряющий жизнь среди обыденности, трезвой реальности

и устойчивого быта.

3. Размышляя об индивидуальности героя, его месте среди других, о судьбе

России в кризисное время, на рубеже двух веков, Куприн изучал духовную

атмосферу эпохи, изображал «живые картины» окружающего.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

В чем и где проявляется в повести «Олеся» сочетание реализма и романтизма?

Вопрос 37. Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере одного произведения).

ПЛАН ОТВЕТ»

1. Тема любви — одна из основных в творчестве А. И. Куприна.

2. Сюжет, идея повести «Гранатовый браслет».

3. Великая сила любви.

1. У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое

благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но

обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не

могут. Многие из них не находят счастья или гибнут в столкновении с

враждебным миром, но всем своим существованием, всеми своими мечтами они

утверждают мысль о возможности счастья на земле.

Любовь — заветная тема для Куприна. Любовью величественной и всепроникающей,

вечной трагедией и вечной тайной наполнены страницы «Олеси» и «Суламифи».

Любовь, возрождающая человека, раскрывающая все человеческие способности,

проникающая в самые потаенные уголки души, входит в сердце читателя со

страниц «Гранатового браслета». В этом удивительном по своей поэтичности

произведении автор воспевает дар неземной любви, приравнивая его к высокому

искусству.

2. В основе сюжета рассказа лежит курьезный случай из жизни. Единственное,

что изменил автор, это финал. Но удивительно то, что анекдотическая ситуация

превращается под пером писателя в гимн любви. Куприн считал, что любовь — это

дар от Бога. На прекрасное, возвышенное чувство способны далеко не многие.

Герой «Поединка» Назанский говорит о любви так:

«Она — удел избранных. Вот вам пример: все люди обладают слухом, но у

миллионов он как у рыб, а один из этого миллиона — Бетховен. Так во всем: в

поэзии, в художестве, в мудрости... И любовь имеет свои вершины, доступные

лишь единицам из миллионов». И такая любовь озаряет «маленького человека»,

телеграфиста Желткова. Она становится для него великим счастьем и великой

трагедией. Он любит прекрасную княгиню Веру, не надеясь на взаимность. Как

точно замечает генерал Аносов, «любовь должна быть трагедией. Величайшей

тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее

касаться». Для Желткова и не существует ничего, кроме любви, которая

«заключает весь смысл жизни — всю Вселенную!» Но трагедия рассказа не только

в том, что Желтков и княгиня Вера принадлежат к разным сословиям, и даже не в

том, что он влюблен в замужнюю женщину, а в том, что окружающие прекрасно

обходятся в жизни без настоящей любви и видят в этом чувстве все что угодно,

но только не святую и чистую привязанность.

Существует мнение, неоднократно высказанное критиками, что в образе Желткова

есть некоторая ущербность, ибо для него весь мир сузился до любви к женщине.

Куприн же своим рассказом подтверждает, что для его героя не мир сужается до

любви, а любовь расширяется до размеров целого мира. Она настолько велика,

что заслоняет собой все, становится уже не частью жизни, пусть даже самой

большой, а самой жизнью. Поэтому без любимой женщины Желткову нечем больше

жить. Но Желтков решил пойти на смерть во имя возлюбленной, чтобы не

причинять ей беспокойства своим существованием. Он жертвует собой во имя ее

счастья, а не умирает от безысходности, лишившись единственного смысла жизни.

Желтков никогда не был близко знаком с Верой Шейной, и потому «заочная»

утрата Веры не стала бы для него концом любви и жизни. Ведь любовь, где бы он

ни находился, всегда была с ним и вселяла в него жизненные силы. Он не так

часто видел Веру, чтобы, перестав следить за ней, утратить свое великое

чувство. Такая любовь способна преодолеть любое расстояние. Но если любовь

может поставить под сомнение честь любимой женщины, а любовь есть жизнь, то

нет выше радости и блаженства, чем пожертвовать своей жизнью.

Однако страшное в том, что сама Вера «находится в сладкой дремоте» и еще не

способна понять, что «ее жизненный путь пересекла именно такая любовь, о

которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Куприн

создал рассказ не о зарождении любви Веры, а именно о ее пробуждении ото сна.

Уже само появление гранатового браслета с письмом Желткова вносит в жизнь

героини взволнованное ожидание. При виде «пяти алых кровавых огней, дрожащих

внутри пяти гранатов», так не похожих на привычные дорогие подарки мужа и

сестры, она ощущает беспокойство. Все происходящее далее обостряет сознание

исключительности прошедшей мимо любви, а когда наступает развязка, княгиня

видит на мертвом лице Желткова «то самое умиротворенное выражение», как «на

масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Величие пережитого простым

человеком чувства постигается ею под звуки бетховенской сонаты, как бы

доносящей до героини его потрясение, его боль и счастье, и неожиданно

вытесняет из души все суетное, вселяя ответное облагораживающее страдание.

Последнее письмо Желткова поднимает тему любви до высокого трагизма. Оно

предсмертное, поэтому каждая его строка наполнена особенно глубоким смыслом.

Но еще важнее, что со смертью героя не заканчивается звучание патетических

мотивов всевластной любви. Желтков, умирая, завещает свою любовь миру и Вере.

Великая любовь безвестного человека входит в ее жизнь и будет существовать в

ее сознании как неизгладимое воспоминание о таинстве, с которым она

соприкоснулась и значение которого не сумела вовремя понять.

Имя героини Куприн выбирает не случайно — Вера. Вера остается в этом суетном

мире, когда умирает Желтков, она познала, что такое настоящая любовь. Но и в

мире остается вера в то, что Желтков был не единственным человеком,

наделенным таким неземным чувством.

3. Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает

предельного накала в заключительной главе, где тема великой и очищающей любви

раскрывается полностью в величественных аккордах гениальной сонаты Бетховена.

Музыка властно овладевает героиней, и в ее душе слагаются слова, которые как

бы нашептывает любивший ее больше жизни человек: «Да святится имя Твое!..» В

этих последних словах звучит и мольба о любви, и глубокая скорбь о

недостижимости ее. Здесь и происходит то великое соприкосновение душ, из

которых одна слишком поздно поняла другую.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем счастье и трагедия Желткова?

2. Когда в рассказе тема великой любви раскрывается полностью?

Поэзия «серебряного века»

Вопрос 38. Поэзия «серебряного века» (общий обзор). Чтение наизусть

одного из стихотворений.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Основные литературные направления на рубеже XIX и XX веков:

а) реализм:

б) модернизм.

2. Символизм:

а) старая школа;

б) новая школа.

3. Акмеизм.

4. Футуризм:

а) кубофутуристы»!

б) эгофутуристы.

5. Значение поэзии «серебряного века».

1. На рубеже XIX и XX веков радикально изменились буквально все стороны жизни

России — экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Новая

эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и

острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому

литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в

общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой

эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов.

Особенно динамично развивалась в это время русская поэзия. Позднее поэзия этой

поры получила название «поэтический ренессанс», или «серебряный век». Эпитет

«серебряный» подразумевает индивидуальность и особое сияние (не блеск!),

одухотворенность целого созвездия неповторимых художников слова этого времени.

Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», традиционно обозначавшим

пушкинский период русской литературы, это словосочетание поначалу

использовалось для характеристики вершинных явлений поэтической культуры XX

века — творчества А. Блока, А. Белого, И. Анненского, А. Ахматовой, О.

Мандельштама и других блестящих мастеров слова. Однако постепенно термин

«серебряный век» стали относить ко всей художественной культуре России конца

XIX — начала XX века: это символизм, акмеизм, «неокрестьянская» и частично

футуристическая литература. В писательской среде возникла тяга к объединению

между близкими по мировоззрению и эстетике литераторами, художниками,

философами. Поэтому новые литературные направления, как правило, развивались из

деятельности небольших писательских кружков, объединявших писателей со сходными

взглядами на поэзию, искусство. Именно разная оценка возможностей и

предназначения человека разводит поэтов по разным руслам единой литературы.

Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным

литературным направлением. Модернистскими принято считать прежде всего

три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это

символизм, акмеизм и футуризм.

2. Символизм — самое крупное из модернистских течений, возникших в

России. Начало его теоретическому самоопределению было положено Д. С.

Мережковским. Центральное место в поэзии он отводил символу.

а) На начальном этапе своего существования символизм отражал декадентские

тенденции — уныние, страх перед жизнью, неверие в возможности человека:

Мы — над бездною ступени,

Дети мрака, солнца ждем,

Свет увидим и, как тени,

Мы в лучах его умрем.

Д. Мережковский

К группе декадентских поэтов принадлежали З. Гиппиус, В. Брюсов, Н. Минский,

К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

б) Но затем в символизм влились новые поэты, существенно обновившие облик

течения: А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. С их приходом многие из

символистов пересмотрели свои взгляды на литературу, и символизм стал важным

фактором русской культурно-духовной жизни. Для творчества символистов новой

школы характерно стремление к высшему идеалу, вера в высокое предназначение

искусства и призыв к объединению людей. Они проповедовали слитность

творчества и религии, культ формы (символа), музыкальность стиха:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, что я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими...

И. Анненский

Воплощение мечтаний,

Всемогущего игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

3. Акмеизм. В литературное объединение «Цех поэтов» вошли Н. Гумилев, С,

Городецкий, М. Кузмин, О. Мандельштам, А. Ахматова. Поэты-акмеисты выступали за

художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Они

противопоставляли мистическим устремлениям символизма «стихию естества»,

декларировали конкретно-чувственное восприятие «вечного мира», возврат слову

его изначального смысла.

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму он поручен,

Изобретателю имен.

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы —

Вот первый подвиг. Подвиг новый —

Живой земле пропеть хвалы.

С. Городецкий

Наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие

заметную роль в символизме, — М. Кузмин, И. Анненский, А. Блок. Можно

сказать, что акмеисты наследовали достижения символизма, нейтрализуя его

крайности. Для акмеистов оказалась неприемлемой излишне настойчивая тенденция

к восприятию реальности как знака непознаваемого, как искаженного подобия

высших сущностей. Очень большое значение акмеисты придавали категории памяти.

Память стала важнейшим эстетическим компонентом в творчестве А. Ахматовой, Н.

Гумилева и О. Мандельштама.

Я вижу все. Я все запоминаю,

Любовно-кротко в сердце берегу.

Лишь одного я никогда не знаю

И даже вспомнить больше не могу...

А. Ахматова

Но вступая, обновленный, в неизвестную страну,

Ничего я не забуду, ничего не прогляжу.

И, чтоб помнить каждый подвиг — и возвышенность,

и степь,—

Я к серебряному шлему прикую стальную цепь.

И. Гумилев

Молись, музыкант встревоженный,

Люби, вспоминай и плачь,

И, с тусклой планеты брошенный,

Подхватывай легкий мяч!

О. Мандельштам

4. Футуризм — это самое крайнее по эстетическому радикализму течение.

Футуристы тяготели к формальному экспериментаторству и выступали против

выражения общественных тенденций в искусстве. Для их поэзии характерен дух

анархического бунтарства. Они могли дробить слово, создавать новое,

комбинировать его с другими словами. Дух бунтарства у футуристов присутствовал

не только при «освистывании» всего, что не соответствовало нормам

футуристического направления, но и в создании стихов.

5. Кубофутуристы (В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский)

стремились к созданию трудной игры слов:

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик...

В. Хлебников

6. Эгофутуристы (И. Северянин) выступали как поэты изысканной общедоступности:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

7. Русская поэзия «серебряного века» явила блестящее созвездие ярких

индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной

школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся

творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.

Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только

стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты «серебряного века»

сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Объясните значение термина «серебряный век».

Раздел V

Русская литература первой половины XX века

А. А. Блок

Вопрос 39. Тема Родины в лирике А. А. Блока. Чтение наизусть одного из

стихотворений.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Значение» темы Родины в творчестве А. Блока.

2. Нераздельность судеб поэта и России: «Осенняя воля»; «Русь»; «Стихи о

России»; «Новая Америка»; «Россия»; «Коршун».

3. Цикл «На поле «Куликовом»:

— события русской истории - связь прошлого, настоящего и будущего;

— тема и идея цикле;

— композиция;

— символика.

4. Оптимистическое звучание темы Родины в творчестве А. Блока.

1. Тема Родины, России занимала в творчестве Блока особое место и была для

него поистине всеобъемлюща. В 1908 году в письме к К. С. Станиславскому он

писал: «...Стоит передо мной моя тема, тема о России... этой теме я

сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это —

первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно,

с начала своей сознательной жизни».

2. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает

«широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. В

стихотворении «Осенняя воля» (1905) отчетливо прослеживаются лермонтовские

традиции:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты...

.................

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

.................

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю...

Лирический герой Блока не случайный прохожий, а один из сыновей России,

идущий «знакомым» путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто «умирает, не

любя», но кто стремится к слиянию с родиной:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

По-иному раскрывается образ отчизны в стихотворении «Русь» (1906). Русь — это

тайна. Сначала кажется, что тайна Руси проистекает из «преданий старины»:

«мутного взора колдуна», ведунов с ворожеями, ведьм, чертей. Но постепенно

начинаешь понимать, что тайна Руси не в этом. Разгадка – в самой «живой душе»

народа, и, чтобы ее постичь, надо жить одной жизнью с народом.

...где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием «Стихи о России». В

лирическом трехтомнике, который автор назвал «романом в стихах», есть цикл

«Родина», который объединял написанное с 1907 по 1916 год. Никто до Блока не

сказал таких пронзительно-щемящих слов о родине, которые хранятся в душе

каждого русского человека. «Родина — это огромное, родное, дышащее существо,

подобное человеку...» Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника.

Недаром он говорит, что любит родную страну «по-народному, как можно любить

мать, сестру и жену в едином лице — России». Смысловое ядро цикла составляют

стихи, посвященные непосредственно России. О своей неразрывной связи с

Родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой поэт говорит в стихотворении

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Возникающий в последней строфе символический образ —

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим...

Что же молчишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим? —

предвестие грядущих перемен, в которых сам автор пока себя не видит.

Совсем по-иному раскрывается тема России в стихотворении «Новая Америка».

Сначала мы видим «убогую» Русь с ее «страшным простором» и «непонятной

ширью». Но постепенно облик России проясняется:

Нет, не старческий лик и не постный

Под московским платочком цветным!

Поэтический образ будущей России возникает перед нами, и крепнет вера поэта в

ее обновленное будущее. Самое значительное стихотворение этого цикла —

«Россия». В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее.

Поэт принимает ее и «нищей», с «тоской острожной» глухой песни ямщика. В

строках этого стихотворения выражено чувство нераздельности судеб поэта и

Родины.

Его Россия — прекрасная женщина с сильным характером и нелегкой судьбой.

В заключительных строках Блок обращается к гоголевской теме пути, теме

тройки. Она устремлена вперед, в будущее:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

Цикл «Родина» завершает стихотворение «Коршун», где сосредоточены все ведущие

мотивы, прозвучавшие в цикле. Тут и приметы неброской российской Природы, и

напоминание о подневольной судьбе русского человека, и вехи отечественной

истории, и обобщенный образ родины. А коршун — символ тех зловещих сил,

которые тяготеют над Россией. В конце стихотворения автор ставит вопросы:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни.

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. —

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

3. Цикл «На поле Куликовом» включает пять стихотворений. В примечании к циклу

Блок написал: «Куликовская битва принадлежит... к символическим событиям

русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще

впереди». Таким образом, автор указывает на связь прошлого, настоящего и

будущего. «Прошлое страстно глядит в грядущее», — сказал Блок в стихотворении

«Художник», и эти слова можно поставить эпиграфом к циклу «На поле

Куликовом». Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит в цикл тему

России:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!..

Поле — место битвы, «вечного боя», который шел, идет и будет идти на

необозримых просторах России:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

В третьем стихотворении перед героем появляется некий символический образ —

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

Кто же это? Может быть, сама Россия? Или Богородица? Ясно одно — это

воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в суровых

испытаниях:

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

В завершающем стихотворении автор верит в будущее своей великой Родины:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

.................

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Твой час настал. Теперь — молись.

4. Россия народная, с ее историей, традициями, с нераскрытым, но огромным,

непредсказуемым потенциалом ее народа, давала поэту надежду на будущее

преображение. Именно она, с ее прекрасными и величественными картинами

природы, помогала ему противостоять «страшному миру».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

С кем неоднократно ассоциируется образ Родины у Блока?

Вопрос 40. Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать». Чтение

наизусть отрывка из поэмы.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Творческий путь А. Блока - путь поиска истины.

2. Поэма А. Блока «Двенадцать»:

а) ветер революции;

б) особенности построения сюжета, прием контраста;

в) герой поэмы.

3. Трагические противоречия революции в поэме:

а) Петька и Катька;

б) преобразование буйной вольницы а организованную волю.

4. Символика цвета в поэме.

5. Образ Христа и его значение.

6. Автор и его оптимистическая позиция в финале поэмы.

1. Поэтический мир Блока — это нелегкий путь поиска истины, стремление найти

идеал, попытка обрести гармонию земного и небесного. Задолго до революции

поэт предчувствовал, «как зреет в сердце гнев», а «злость гнева есть мятеж».

Но в блоковском понимании революции отсутствует политическая оценка, он

воспринимает ее как стихию, которая должна разжечь «мировой пожар» в душе

каждого человека, тем самым очищая ее. Поэт говорил: «Всем телом, всем

сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Поэма «Двенадцать», написанная

А. Блоком в январе 1918 года, стала новой и высшей ступенью его творчества.

Сам поэт говорил: «...поэма написана в ту исключительную и всегда короткую

пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях —

природы, жизни и искусства». Эта «буря во всех морях» и нашла свое отражение

в поэме. Блок в это время искренне верил в «великие цели» революции, в то,

что она призвана «переделать все», «устроить так, чтобы все стало новым:

чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой,

честной, веселой и прекрасной жизнью».

2. Революцию с «красным петухом» — поджогами помещичьих усадеб, с насилием,

грабежами, самосудами принимает Блок и в поэме «Двенадцать» освящает именем

Христа. Он видит революцию как стихийное явление, которое, подобно ветру,

метели, буре, не имеет цели и направления. Это природная воля, которая до

поры до времени таилась в самых глубинных пластах народной жизни и, подобно

огненной лаве, вырвалась из недр, уничтожая все на своем пути. Эта стихия

революции изображена в первой части поэмы символически в виде ветра:

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер!

На всем божьем свете!

«Ветер хлесткий» «гуляет», «свищет», «и зол и рад» — «разыгралась чтой-то

вьюга», «ох, пурга какая, спасе!» — сметает ненавистные поэту плакатные

фигуры «страшного мира», буржуазной пошлости.

Строя сюжет поэмы, Блок широко использует прием контраста: «Черный ветер» —

«белый снег». Резкое противопоставление двух миров — «черного» и «белого»,

старого и нового — противоречия самой истории, ее реалий. Гибнущий мир — это

«барыня в каракуле», «буржуй», «товарищ-поп», «писатель-вития», уличные

проститутки, которым неуютно под ветром революции.

Мир «новой жизни» Блок нисколько не идеализирует. Выразители народной стихии,

двенадцать красногвардейцев, несут в себе крайности. С одной стороны, это

люди, сознающие свой высокий революционный долг и готовые его исполнить:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

С другой — в их психологии еще живы и отчетливо выражены настроения стихийной

«вольницы»:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

3. Блок видит революцию в ее трагических противоречиях и пытается понять ее

смысл: несет ли революционная стихия только разрушения или она созидательна.

В настоящем автор видит разгул мрачных сил. В Петрухе, как и в остальных

красногвардейцах, подчеркнуто разбойное, мятежное начало: «бубновый туз» —

знак каторжника. Но темные души Петьки и Катьки в глазах поэта значительнее

«среднего человека», лишенного высоких порывов и не способного к страданию.

Внутреннее преображение Петьки возможно, но путь к нему не прост. Герой

переживает серьезные испытания. Его любимая Катька становится жертвой

революции:

А Катька где? — Мертва,

мертва!

Простреленная голова!

Блок показывает страдания и боль Петрухи. Личное и общественное приходят в

болезненное столкновение. Но красногвардейцы стыдят потрясенного Петьку:

Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

И Петруха понимает свой долг. Его личная трагедия перегорает в огне

революции, он впечатывает свой шаг в движение, которое постепенно приобретает

направление и цель, что передает автор стихом в ритме марша:

В очи бьется

Красный флаг,

Раздается

Мерный шаг.

Таким образом, буйная вольница превращается в поэме в ритмически

организованную волю.

4. Красный цвет в поэзии Блока часто соотносится с состоянием тревоги и

сомнения, но здесь поэт значительно расширяет его смысловые границы. Красный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 Рефераты