Рефераты

Билеты: Билеты по литературе

герое, — это нигилизм Базарова в отношении природы, музыки, литературы,

живописи, любви — всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает

человека. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает.

Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает

«все»: самодержавие, крепостное право, религию — и то, что порождено

«безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту,

невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы

Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «...Вы все

разрушаете... Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не

наше дело... Сперва нужно место расчистить».

4. Когда Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы», он

побеждает. И автор разделяет его позицию. Но когда Базаров вступает в сферу

утонченных переживаний, которые он никогда не принимал, от уверенности его не

остается и следа. Чем труднее приходится Базарову, тем ощутимее и авторское

сопереживание ему.

5. В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и

уважение к женщине, ее уму и характеру — ведь самыми заветными мыслями он

делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.

Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их

напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит

крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над

эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова.

Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить

свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость,

самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. С болью говорит

Базаров о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое

я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством... и часть

времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью...»

Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое

будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против

успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится

предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения

«рассуждать о делах и нуждах» мужиков и только помогает в лекарской практике

отца деревенскому населению. V Величие Базарова Тургенев показал во время его

болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого

неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных

страданий: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк

полураздавленный» а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дед много, не

умру, куда! задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России... Нет, видно, не

нужен. Да и кто нужен?» Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет

чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с

предсмертной просъбой к Одинцовой — позаботиться о стариках: «Ведь таких

людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» Мужество и

стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе

от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять

причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает

за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится

лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и

естественного богатства натуры». Не успевший реализовать себя в жизни,

Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые

по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его

представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же

писал сам Тургенев:

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из

почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому

что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Кто и что повлияло на духовную эволюцию Базарова?

2. Что вы принимаете в Базарове и с чем можете поспорить?

Вопрос 17. Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

ПЛАН ОТВЕТА

1. Общественно-политическая обстановка в России 60-х гг.

2. Конфликт непримиримых мировоззрений:

а) П. П. Кирсанов—типичный представитель своей эпохи;

б) Евгений Базаров — разночинец-демократ.

3. Дуэль П. П. Кирсанова и Базарова; ее значение для идейных противников.

4. Духовное одиночество Базарова.

5. Переосмысление жизни Базаровым.

6. Трагизм и величие положения Базарова.

1. События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в середине

XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль,

заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в

нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии

дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции,

выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее

будущее.

Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной

борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до

Тургенева («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду

со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об

аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и

общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор.

2. В центре романа — фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека

новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями

Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких представителей непримиримых

мировоззрений «отцов» и «детей» — Павла Петровича Кирсанова и Евгения

Базарова.

а) Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой

прошла его молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже

в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять, он всегда выбрит,

ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и

накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла

Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то

стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после

двадцати годов». По внешности и по убеждениям Павел Петрович «аристократ до

мозга костей». Он сохранил неизменными свои аристократические привычки:

переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час «свой какао»,

доказывал в спорах необходимость «принсипов». Каковы же его «принсипы»? Во-

первых, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и

большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил

порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой

платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о «русской идее», употреблял

огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном

благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой

и спокойной жизнью.

б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа — разночинец-

демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит о себе: «Мы люди

старого века... без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя», то Базаров о

себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В

теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем». По убеждениям

Базаров нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими

авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», — так о

нигилизме говорит Аркадий под влиянием Базарова. Политические взгляды

Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он

трезво судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные

и телесные, а нравственные различия объясняет «безобразным состоянием

общества»: «Исправьте общество, и болезней не будет». В суждениях его

чувствуется смелая мысль, стройная логика.

Но все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает. Если

Павел Петрович — человек дворянской культуры, то Базаров — человек знания.

Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и

научный эксперимент. Природу он понимает как «мастерскую», в которой человек

— «работник».

3. Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих

спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить

нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к

последнему средству решения конфликта — к дуэли. Базаров принимает вызов

полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова.

Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость

поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что

можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение

«отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда,

Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал

ему помощь после ранения: «Вы поступили благородно...» Нелепая дуэль помогает

Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он

обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом

Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил

благородство Базарова.

4. Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это

«рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели

и Фенички.

Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется

вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий

Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед молодежью:

«Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам

на смену пришли».

5. Базаров в романе стоит особняком, как личность, он неизмеримо значительнее

других героев. Даже Одинцова, незаурядная, умная, пытливая, красивая, но

эгоистичная, не могла сравниться с ним. Она лишь помогла открыть ему в самом

себе те «тайники», о которых Базаров не подозревал. Он не только страдает от

любовной неудачи, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. И уже

не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пресекающейся жизни,

отнятых целей веет от прощальных слов умирающего Базарова.

6. Своим романом «Отцы и дети» Тургенев открыл для всех эпох важный процесс

смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и

самоотречение передовых людей, трагичность их положения и величие их духа.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем смысл названия романа?

2. В чем проявилось столкновение временных и вечных идеалов в романе?

3. Какова роль диалога в романе?

А. Н. Островский

Вопрос 18. Героини пьес А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница»,

«Снегурочка» (на примере одного произведения).

ПЛАН ОТВЕТА

1. Н. А. Добролюбов О творчестве А. Н. Островского.

2. Основной конфликт пьесы А. Н. Островского «Гроза».

3. Образ Катерины в пьесе «Гроза»:

— воспитание Катерины;

жизнь в доме родителей;

— жизнь в доме Кабанихи;

— трагедия Катерины.

4. Смысл названия пьесы «Гроза».

1. «Пьесами жизни» назвал Н. А. Добролюбов произведения А. Н. Островского.

Пьесы Островского привлекательны не только достоверной исторической или

социально-бытовой информацией, но и остротой конфликта между людьми, живущими

по принципам «правды и совести», и теми, для которых погоня за богатством и

положением в обществе сместила все нравственные ориентиры. Пьесы А. Н.

Островского дают ответы на «вечные» вопросы жизни — о любви, смысле

человеческого существования, счастья. Наиболее привлекательны в его пьесах

женские образы, героини с «горячим сердцем». Для них главный смысл жизни

можно определить словами Весны из пьесы «Снегурочка»: «На свете все живое

должно любить».

2. Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 году. Светел и поэтичен

образ главной героини драмы Катерины. Это личность неординарная и

неодноплановая. Трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого

уклада жизни — основная сюжетная линия пьесы. «Лучом света в темном царстве»

назвал Н. А. Добролюбов Катерину, так как в пьесе «Гроза» она оказалась самым

бесправным и угнетенным существом, не примирившимся с деспотизмом и

произволом в семье своего мужа.

3. В «Грозе» автор показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в

ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где

царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. В религии Катерина

находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму

выражалось в молитвах, воссылаемых к Богу. Варваре она рассказывала: «В

солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит

дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и

поют. А то, бывало... ночью встану... да где-нибудь в уголке и молюсь до

утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на

колени, молюсь и плачу». Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью

купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха

пытается сохранить устои своей семьи, но «домашних заела совсем». Орудие ее

власти — страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными.

Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками обижает она Катерину. Ратуя

за крепкую семью, за порядок в доме, она считает, что только страх является

прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение. Трагизм положения

Катерины еще и в том, что, выйдя замуж за Тихона, которого не любила, в его

лице она не находит поддержки и защиты против Кабанихи, хотя всеми силами

старается быть Тихону верной женой. Ее безвольный муж сам является жертвой

«темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея

протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под

неволи». В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от

одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека

безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше

окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера

вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь

ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису

вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и

полететь, раскинув крылья.

4. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя

грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда — суда совести будет

преследовать ее до последних дней. Чувство любви для Катерины — это огромный

несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней

женщины, есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа

почти неизбежна. Катерина уже в начале пьесы предчувствует беду: «Я умру

скоро... Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!» Она всей душой

хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе

безгранична и бескомпромиссна. Таким образом, получается, что «Гроза» — не

только трагедия любви, но и трагедия совести. Лгать и обманывать — не только

кого-то, но и саму себя Катерина не умеет: «Обманывать-то я не умею, скрыть-

то ничего не могу». Мрак, как при грозе, сгущается вокруг Катерины. А

разразившаяся природная гроза пугает всех (кроме Кулигина) страхом возмездия

за грехи. Катерина боится грозы не потому, «что убьет тебя, а то, что смерть

вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии

она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее

о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения,

которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти

некуда. От себя не уйдешь. Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть

воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

Финал пьесы оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем

люди, за ее великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем смысл названия драмы «Гроза»?

2. Кто в пьесе стал жертвами «темного царства»?

Н. А. Некрасов

Вопрос 19. Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Чтение наизусть одного из

стихотворений.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Слово о поэте.

2. Тема поэта и поэзии.

3. Тема народа и нравственного идеала.

4. Пейзажная лирика.

5. Любовная лирика.

6. Заключение.

1. «Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом сказал о себе Н. А.

Некрасов. Поэт жил в эпоху великих преобразований, когда общественно-

политические реформы потребовали реформ в искусстве, в том числе и поэзии.

Такой глубочайшей реформой было по своей сути творчество Н. А. Некрасова,

который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее народным мироощущением и

живым народным языком. Он один из первых, кто проложил дорогу демократической

поэзии.

2. Тема поэта и поэзии

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской

литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева,

Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера,

Пушкина поэт — «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы,

добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова

пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит

в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова — это пророк, которого к людям «послал

бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с

карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать

всеобщую любовь таким образом невозможно:

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

...............

Со всех сторон его клянут,

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он — ненавидя!

Но его позиция — это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856),

написанное в форме диалога поэта с читателем — гражданином, демократом по

своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей

страны — эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила,

меткость,

Тому теперь не должно спать...

.................

Проснись: громи пороки смело...

.................

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

.................

Будь гражданин! Служи искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви...

Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на

вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин

убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от

него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

.................

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

И в поэзию XIX века входит Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного,

угнетенного народа:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза — «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая»,

«униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его

жизнь:

Чрез бездны темные Насилия и Зла,

Труда и Голода она меня вела —

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила...

В конце жизни поэт, обращаясь к своей Музе, говорит:

О Муза! наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный сон небытия,

Сестра народа — и моя!

Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу»

между ним «и честными сердцами» даже после его смерти. В стихотворении

«Элегия» поэт размышляет о самых острых вопросах современности, о молодежи, о

своей судьбе и судьбе народной. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

Именно этой тревожной мыслью проникнуто все стихотворение. Но народ, о

котором думает, пишет поэт, безмолвствует:

...Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта —

Увы! не внемлет он — и не дает ответа...

Стихотворение «Элегия» — поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего

свой долг:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен...

3. Тема народа и нравственного идеала

Народ и идея народного служения стали для Некрасова главной очищающей силой,

источником нравственного обновления, духовной опорой. «Он как бы лечился

народом», — скажет о нем К. Чуковский. В 1845 году выходит стихотворение

Некрасова «В дороге». Оно стало настоящим потрясением для русской поэзии.

Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического стихотворения,

изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. Таким образом, уже в

первом зрелом произведении поэта проявились новаторские тенденции: глубокое

раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание индивидуального и

типического, эпические элементы, народный язык, социальный критицизм, новизна

способов выражения авторского сознания.

Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается

к поре детства. Стихотворение «Родина» (1846) — это попытка проанализировать

влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не

только оставляли в детской душе страшные следы — они рождали ненависть,

сопротивление, стремление вырваться из этого мира. Поэтому так отрадно звучат

в стихотворении строки:

И набок валится пустой и мрачный дом,

Где вторил звону чаш и гласу ликовании

Глухой и вечный гул подавленных страданий,

И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил.

Само название дано стихотворению не без яда, так как родные места — это

прежде всего разнузданно-эгоистическая жизнь господ и прозябание задавленных

страхом и нуждою рабов. Такая родина вызывает горькие воспоминания:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет...

С детских лет Некрасов был близок к крестьянам, рано открыл для себя

«незримые, невидимые миру слезы», стоны и печаль:

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля...

Народ страдает от стихийных бедствий, болезней, несчастных случаев, от

произвола помещиков, чиновников, властей.

В стихотворении «Железная дорога» голод согнал «массы народные» на

строительство дороги, но и здесь — каторжный труд и нечеловеческие условия

существования, да еще и грабеж со стороны начальства:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас богатеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

В таких условиях человек, истощенный физически, превращался в живого мертвеца:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах...

А в стихотворении «Несжатая полоса» Некрасов создает образ измученного,

изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной

земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай.

Особенно тяжела доля русской женщины, например Орины, матери загубленного

царской службой солдата («Орина, мать солдатская»), старухи, потерявшей

своего единственного сына-кормильца («Деревенские новости»). Сердце Некрасова

было с детства уязвлено страданиями его матери, униженной и замученной мужем-

тираном, и судьбой своей сестры, повторившей судьбу матери. Через страдания

близких он понял страдания всех матерей, всех женщин, увидел их «святые,

искренние слезы».

В стихотворении «Забытая деревня» Некрасов показывает судьбы женщин,

рушащиеся по прихоти владельца крепостных душ. Это бабушка Ненила, ждущая

«доброго барина», чтобы попросить у него немного леса для покосившейся

избенки; крепостная девушка Наташа, мечтающая выйти замуж за вольного

хлебопашца. Но самое страшное в том, что эти простые желания крестьянских

женщин никогда не сбудутся: барин забыл о своей деревне, живет в городе, а

без его решения изменить ничего нельзя.

Такая же тяжелая участь выпала и на долю детей, лишенных детства и

вынужденных с младенческих лет трудиться. «Плач детей» (1860) вызывает

содрогание и ужас. Целый день дети вертят колеса на фабрике:

Где уж нам, измученным в неволе,

Ликовать, резвиться и скакать!

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы — спать.

Но не только жизнь русского крестьянства описывает Некрасов, но и жизнь

городской бедноты. Он подчеркивает трагизм городской повседневности и

обыденности. Ужас этой жизни в том, что городские Драмы становятся обычным

явлением жизни людей. Поэт замечает, что в современном обществе перевернута

шкала нравственных ценностей («Нравственный человек», «Еду ли ночью по улице

темной...»). В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858)

Некрасов с гневом и негодованием говорит о судьбе народа. Владельцу роскошных

палат, считающему «жизнью завидною» «волокитство, обжорство, игру», он

противопоставляет горемычную жизнь крепостного крестьянина. «Деревенские

русские люди» пришли в лаптях издалека к важному вельможе пожаловаться на

свое разорение, но их прогоняет швейцар, так как вельможа «не любит

оборванной черни». Драматизм картины основан на контрасте между бесправным и

нищим положением народа и паразитической, роскошной жизнью богачей и вельмож.

Песня-стон проходит у Некрасова через весь цикл народной лирики:

Где народ, там и стон... Эх, сердечный.

Что же значит твой стон бесконечный?

Страдания народа, вылившиеся в «бесконечный стон», повсюду:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?..

Печалью и гневом проникнуты стихи Некрасова о народе. Сколько же можно терпеть?!

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты ухе совершил, —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники»,

«учителя народа», «сеятели» правды:

Сейте разумное, доброе, вечное...

Тема заступничества за народ звучит и в стихах, посвященных памяти

Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие

нравственные качества, мудрый ум и волю. Народные заступники-страдальцы,

несущие в себе боль о человеке, боль о России, идут ради общего блага на

жертвы. Они проносятся «звездой падучей», но без них «заглохла б нива жизни».

Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер,

богатырские силы народа, который:

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

4. Пейзажная лирика

Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу,

«которому пределы не поставлены», но и к родной земле, с ее бескрайними

нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир — это не только

«страшный» мир, есть в нем и другая сторона. Мир света и надежды связан у

Некрасова прежде всего с природой.

Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские

годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых

просторов:

Там зелень ярче изумруда,

Нежнее шелковых ковров,

И, как серебряные блюда,

На ровной скатерти лугов

Стоят озера.

Некрасов тосковал и томился от бездействия на чужбине, но стоило поэту

вдохнуть знакомые с детства запахи родных дорог, лугов, лесов, увидеть

могучие просторы Родины, как он переживал творческое возрождение:

Опять она, родная сторона,

С ее зеленым, благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна,

Да, только здесь могу я быть поэтом!

Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено у Некрасова описание

весны в стихотворении «Зеленый шум»:

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса;

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой.

Пейзажи у Некрасова могут о многом поведать читателю, создать определенное

настроение, передать чувство или переживание героя. В поэме «Кому на Руси

жить хорошо» в начале главы «Сельская ярмарка» мы видим весенний пейзаж в

восприятии крестьянина:

Не греет землю солнышко,

И облака дождливые,

Как дойные коровушки,

Идут по небесам.

Согнало снег, а зелени

Ни травки, ни листа!

Вода не убирается,

Земля не одевается

Зеленым ярким бархатом

И, как мертвец без савана,

Лежит под снегом пасмурным

Печальна и нага.

Унылый, печальный пейзаж создает настроение грусти, тоски, беспросветности.

Ничего хорошего не ждут крестьяне от такой весны. Совсем другая картина

возникает перед нами в начале поэмы «Саша». Природа, отраженная в Сашином

сознании, одухотворена, она как бы обретает поэтические черты самой героини:

Сосны вершинами машут приветно —

Кажется, шепчут, струясь незаметно,

Волны под сводом зеленых ветвей:

«Путник усталый! бросайся скорей

В наши объятья: мы добры и рады

Дать тебе сколько ты хочешь прохлады».

Сашина счастливая безмятежная доброта распространяется на весь окружающий мир:

Полем идешь — все цветы да цветы

В небо глядишь — с голубой высоты

Солнце смеется. Ликует природа!

Всюду приволье, покой и свобода.

Некрасов очень тонко чувствовал природу. В стихотворении «Рыцарь на час» он

нарисовал осязаемый пейзаж тихой лунной ночи:

Даль глубоко прозрачна, чиста,

Месяц полный плывет над дубровой,

И господствуют в небе цвета

Голубой, беловатый, лиловый.

Воды ярко блестят средь полей,

А земля прихотливо одета

В волны белого лунного света

И узорчатых, странных теней.

Но этот пейзаж резко контрастирует с «внутренним голосом» поэта.

В пейзажной лирике Некрасова картины природы то подчеркивают страдания

крестьянства, то контрастируют с гнетущими картинами жизни людей. В

стихотворении «Железная дорога» прекрасны картины осени:

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор! —

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Но воспоминания о тех, кто строил эту дорогу и «гроб обрел здесь себе», не

дают успокоиться поэту. Показывая правду, поэт надеется на понимание тех, кто

придет после него в жизнь.

Или вспомним эпилог поэмы «Мороз, Красный нос», погружение Дарьи в

заколдованный сон зимней русской природы:

Ни звука! И видишь ты синий

Свод неба, да солнце, да лес.

В серебряно-матовый иней

Наряженный, полный чудес...

Она входит в этот сказочный мир природы и остается в нем навечно,

освобождаясь от всех бед. Там у нее есть все а здесь ничего.

Пейзаж русской земли соответствует в поэзии Некрасова размаху русской души:

та же безграничность, широта. Природа возвращает «гармонию жизни»:

Мать-природа! иду к тебе снова

Со всегдашним желаньем моим —

Заглуши эту музыку злобы!

Чтоб душа ощутила покой

И прозревшее око могло бы

Насладиться твоей красотой.

5. Любовная лирика

Лирика Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене

Авдотье Яковлевне Панаевой («Поражена потерей невозвратной...», «Я не люблю

иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...» и др.), поэт правдиво

раскрывает свои душевные переживания:

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаянье суровом...

Он не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализируя

самые сокровенные чувства:

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

.................

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья...

В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения,

мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой

им женщины:

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты —

Не торопи развязки неизбежной!

.................

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки...

Однако личную судьбу, личные слезы Некрасов в своей поэзии смог слить с

судьбой и слезами всего народа. И его предсмертная мечта

Жить и в такую могилу сойти,

Чтобы широкие лапти народные

К ней проложили пути.

6. Поэзия Н. А. Некрасова — это поэзия глубокого анализа, сильного чувства,

высоких идей. Она. заставляет читателя думать, искать новое, протестовать

против неправды. Путь многих героев Некрасова тернист и труден, но они верят

в правоту своего дела, в неизбежность победы нового над старым.

Поэт сумел создать такие лирические шедевры, которые совмещают в себе и

глубокие размышления, и гневную сатиру, и высокую патетику.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

В чем традиционность для русской поэзии стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и

гражданин»?

Вопрос 20. Как понимают счастье герои и автор поэмы Н. А. Некрасова «Кому

на Руси жить хорошо»? Чтение наизусть отрывка из поэмы.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Художественное исследование народной жизни.

2. Фольклорная основа поэмы.

3. Кому на Руси жить хорошо?

говорящие названия;

— образ крестьян;

— идеал счастья:

— попа;

— помещика;

— народа.

4. Понимание счастья Некрасовым.

5. Образы бунтарей — народных заступников.

6. Образ Г. Добросклонова — нравственный идеал Некрасова.

7. Оптимистический финал поэмы.

1. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», которую он писал около

20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным

исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того

чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова

«Элегия»:

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — поэту потребовалось создать

эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в

переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами

народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа,

его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только

отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий,

помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но

и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на

празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем

бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира

на весь мир.

2. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только

построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но

и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над

ложью. ^ Уже зачин поэмы «В каком году — рассчитывай, в какой земле —

угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий,

подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в

которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень —

Заплатова, Дырявина,

Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова —

Неурожайка тож.

В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии,

встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том,

что от неурожая «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный

промысел, идут...». Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы

разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного

доброго молодца:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой обрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается...

Центральный вопрос поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» не имеет

однозначного ответа:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! —

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву

А Пров сказал: царю...

В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой

жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются

правдоискатели:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, друга милые?

Они сказали: «Так».

Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в

понятие «счастье». Для попа счастье — в крепостническом прошлом, когда

церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и

обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание

священника и причта ложится на плечи крестьянина, который «сам нуждается и

рад бы дать, да нечего». Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют

о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье — в

праздности, роскоши и чревоугодии:

Французу не привидится

Во сне — какие праздники,

Не день, не два — по месяцу

Мы задавали тут.

Свои индейки жирные,

Свои наливки сочные,

Свои актеры, музыка,

Прислуги — целый полк!

Пять поваров, два пекаря...

в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право:

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню.

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Богатство «прогрессивного» помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах

с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из «Киева — с

вареньями, из Астрахани — с рыбою». Покой помещика — вера в идиллию

единой семьи помещика и крестьянина, где помещик — отец, а крестьяне — дети,

которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.

Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в

самодурстве. Честь помещика — это спесь, тщеславная гордость своим

происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в

двадцати сражениях «был, а не убит», «нещадно бит я палками» — а остался жив;

старуха радуется, что не умрет с голоду, так как «родилось реп до тысячи на

небольшой гряде»; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до

родной деревни. Их счастье — в отсутствии несчастья. Для народа

богатство — достаток, который дает честный труд, приносящий радость

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 Рефераты