Рефераты

Билеты: Билеты по литературе

годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении

поэта.

Знаменательно, что в своем первом печатном произведении, послании «К другу

стихотворцу» (1814), Пушкин говорит о том, что не всякому дано быть настоящим

поэтом:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.

Хорошие стихи не так легко писать...

Да и судьба, уготованная истинному поэту, нелегка, и путь его тернист:

Судьбой им не даны ни мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки.

Лачужка под землей, высоки чердаки -

Вот пышны их дворцы, великолепны залы...

Их жизнь — ряд горестей...

Пушкину-лицеисту чужд образ казенного «угрюмого рифмотворца» («К Галичу»,

1815), «скучного проповедника» («Моему Аристарху», 1815) и мил образ

вольнолюбивого поэта-мыслителя, огненно-сурового обличителя пороков:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок...

В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) поэт и книгопродавец

в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии. Взгляд автора на

литературу, на поэзию здесь несколько приземлен. Возникает новое понимание

задач поэзии. Герой стихотворения поэт говорит о поэзии, приносящей душе

«пламенный восторг». Он избирает свободу духовную и поэтическую. Но

книгопродавец заявляет:

Наш век торговли; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

И книгопродавец и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на

«священную» область поэзии. И поэта вполне устраивает позиция, которую

предлагает ему книгопродавец:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Пушкин рассматривает свой труд-поэзию не только как «детище» вдохновения, но

и как средство к существованию. Однако же на вопрос книгопродавца: «Что ж

изберете вы?» — поэт отвечает: «Свободу». Постепенно приходит понимание того,

что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что

только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым.

После расправы с декабристами Пушкин пишет стихотворение «Пророк» (1826).

Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца

людей». Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Поэт — избранник,

провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым,

поднимать на борьбу за правду и свободу. Мотив избранничества звучит здесь

особенно сильно. Поэт выделяется из общей массы. Он выше ее. Но это

избранничество покупается муками творчества, ценой великих страданий. И

только «Бога глас» дарует герою его великий путь.

Процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта.

«Открылись вещие зеницы» для того, чтобы видеть окружающий мир, «жало мудрыя

змеи» дано вместо языка, а вместо трепетного сердца — «угль, пылающий огнем».

Но и этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужна еще высокая цель,

идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл всему тому,

что он так чуткослышит и видит. «Бога глас» повелевает «жечь сердца людей»

поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает

божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет

только перед Творцом.

В стихотворении «Поэт» (1827) также появляется мотив божественного избрания

поэта. И когда нисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого

коснется», поэт ощущает свою избранность, ему становятся чужды суетные забавы

света:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы...

В стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа» Пушкин провозглашает идею свободы и

независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую

чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в

творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветр она бесплодна:

Какая польза нам от ней?

Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает раздражение поэта, и он с

презрением бросает толпе:

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес...

..............

Подите прочь — какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Поэзия — удел избранных:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Так формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. «Звуки

сладкие» и «молитвы», красота и Бог — вот те ориентиры, которые ведут его по

жизни.

Тем же настроением проникнуто стихотворение «Поэту» (1830). Пушкин призывает

поэта быть свободным от мнения толпы, которая никогда не поймет избранника:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Пушкин призывает поэта быть требовательным к своему творчеству:

Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд...

Размышляя о назначении поэзии в судьбе поэта, Пушкин сравнивает себя с эхом

(стихотворение «Эхо», 1831). Эхо откликается на все звуки жизни, оно, как и

поэт, влюблено в мир:

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

В этих словах слышится готовность принять мир во всех его проявлениях, даже

тогда, когда «нет отзыва». Для поэта главное — служение вечным ценностям:

добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни».

Именно об этом напишет Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг

нерукотворный...» (1836):

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Пушкин в этом стихотворении ставит поэзию выше славы царей и полководцев, ибо

она ближе к Богу:

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Человек смертен, а творения его духа обретают вечную жизнь:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

4. Философская лирика

Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдем все:

и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах

бытия, и вечное изменение природы, и движения человеческой души. Пушкин был

больше чем прославленный поэт мирового масштаба. Это был историк, философ,

литературный критик, великий человек, являющий собой эпоху.

Жизнь поэта в лирике увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и

человечного. Мера прекрасного для него заключалась в самой жизни, в ее

гармонии. Пушкин чувствовал и понимал, сколь несчастлив человек, не сумевший

построить свою жизнь по законам красоты. Философские раздумья поэта о смысле

и цели существования, о жизни и смерти, о добре и зле звучат в стихотворениях

«Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Телега жизни» (1823), «Анчар»

(1828), «Сцена из Фауста» (1825), «О нет, мне жизнь не надоела...» и других.

Поэта преследует неотвратимая грусть и тоска («Зимняя дорога»), мучает

душевная неудовлетворенность («Воспоминание», 1828; «Безумных лет угасшее

веселье», 1830), страшит предчувствие надвигающихся бед («Предчувствие»,

1828).

Но все эти невзгоды не привели к отчаянию и безысходности. В стихотворении

«На холмах Грузии лежит ночная мгла...» поэт говорит:

Печаль моя светла.

В стихотворении «Элегия» (1830) трагические нотки первой части

Мой путь уныл,

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнующее море...

сменяются порывом к жизни несмотря ни на что:

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) отражены мечты Пушкина о переменах в России:

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи

прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «...Вновь я

посетил...» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда

в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нем

воспоминания и настраивает на философские размышления. Вид трех сосен,

«молодой семьи», «племени младого, незнакомого», навеял Пушкину мысли о

вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и

уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях. В

лирике 30-х годов, когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета,

переживания лирического героя Пушкина стали особенно разнообразны: сердечная

тоска и светлое прозрение, боль одиночества и мысли о поэтическом призвании,

наслаждение природой и нравственно-философские искания. Но лирику последних

лет пронизывает печаль:

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня...

Но поэт не поддается унынию и находит опору в «лелеющей душу гуманности»,

видя в ней проявление общечеловеческого жизненного опыта:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум...

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и зрелым человеком, гражданином,

наделенным широтой философского, трезвостью политического и конкретностью

исторического мышления.

5. Пейзажная лирика.

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А. С. Пушкина. Он

был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил прекрасный

мир природы, но и открыл его красоту читателям.

Поэзия для Пушкина — это не только слияние с миром природы, но и полная

гармония, растворенная в «вечной красоте» этого мира. Именно природа в ее

вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же

многозвучен и сложен, как природа. К романтическим произведениям А. С.

Пушкина, содержащим картины природы, можно отнести такие стихотворения, как

«Редеет облаков могучая гряда», «Погасло дневное светило...», «К морю» и

другие. В стихотворении «Погасло дневное светило» (1820) поэт передает

грустное состояние души лирического героя, стремящегося в своих воспоминаниях

к «брегам печальным туманной родины». Сумрак вечера превратил море в «угрюмый

океан», который навевает грусть, тоску и не излечивает «прежних сердца ран».

А в стихотворении «К морю» (1824) поэт рисует «торжественную красу» моря,

вдохновляющую поэта:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Свободной стихии моря противостоит «скучный, неподвижный брег». Стихия моря

олицетворяла свободу, приверженцем которой был Пушкин. Прощаясь со «свободной

стихией», поэт дает клятву в верности ей:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы...

В стихотворении «Зимнее утро» (1829) отражена гармония состояния природы и

настроения человека. Когда вечером «вьюга злилась», подруга поэта «печальная

сидела», но с изменением погоды настроение тоже меняется. Здесь Пушкин рисует

замечательную картину зимнего утра:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин был настоящим поэтическим живописцем природы, он воспринимал ее

зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. В стихотворении «Осень»

(1833) А. С. Пушкин многозвучен и сложен, как и сама природа. Поэт не любит

времен года, кажущихся ему однотонными, однообразными. Зато каждая строка,

создающая образ любимого времени года — осени, наполнена любовью и

восхищением:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Поэту осень мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых времен он

рад лишь ей одной». Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и

поэтических сил:

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне...

.................

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

«Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». «Пробуждается поэзия» только

тогда, когда сам поэт «жизни полон».

А. С. Пушкин написал стихотворение «...Вновь я посетил...» (1835) во время

своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание знакомых, родных мест

русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские

размышления. Он рисует реальный пейзаж Михайловского, но не ради деталей, а

для подготовки читателя к восприятию своих размышлений. Природа вдохновила

поэта на написание этого стихотворения, навеяла Пушкину мысли о вечности

бытия.

Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Он

завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была

посвящена жизнь лучших умов его поколения. И финал стихотворения открывается

строфой, в которой звучит радость:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!..

Обращение поэта к свежей сосновой поросли передает эстафету воспоминаний —

эту «связь времен» — грядущим поколениям.

Стихотворение «...Вновь я посетил...» пронизано чувством связи разных эпох

человеческой жизни, поколений, природы и человека.

6. Тема дружбы и любви.

В лицее зарождается присущий Пушкину культ дружбы. На протяжении всей жизни

поэта меняется содержание и значение дружбы. Что объединяет друзей? В

стихотворении «Пирующие студенты» (1814) дружба для Пушкина — счастливый союз

вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Пройдут годы, и в

стихотворении <19 октября» (1825) дружба для поэта — защита от «сетей судьбы

суровой» в годы одиночества. Мысль о друзьях, которых судьба разбросала по

свету, помогла поэту пережить ссылку и преодолеть замкнутость «дома опального».

Дружба противостоит гонениям судьбы.

...Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей.

.................

Мы встретились и братски обнялись.

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

Дружба для Пушкина — щедрость душевная, благодарность, доброта. И выше уз

дружбы для поэта нет ничего.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен —

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Тяжело переживал поэт неудачу восстания декабристов, среди которых было много

его друзей и знакомых. «Повешенные повешены, — писал он, — но каторга ста

двадцати друзей, братьев, товарищей ужасна». Поэт пишет друзьям своим

стихотворение «Во глубине сибирских руд...», поддерживая их в трудные минуты,

и послания «К Чаадаеву», «И. И. Пущину», «К Языкову» и другие. В

стихотворении «19 октября» (1827) глубокое переживание за судьбы друзей

вдохновляет Пушкина:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И та мрачных пропастях земли!

Последней лицейской годовщине Пушкин посвящает стихотворение «Была пора: наш

праздник молодой...». Здесь сопоставлены начало жизни и ее конец; время

меняет чувства, облик, историческую панораму века, но нерушима верность

редеющему год от года лицейскому братству, его светлым мечтам и надеждам.

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем лицея день заветный.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром — нет! — промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека, —

Ужель один недвижим будет он?

Любовная лирика Пушкина — это искренность, благородство, восторг, восхищение,

но не ветреность. Красота для поэта — «святыня» (стихотворение «Красавица»).

В лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание («Певец», «К

Морфею», «Желание»).

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру любя!

В период южной ссылки любовь — слияние со стихией жизни, природы, источник

вдохновения (стихотворения «Редеет облаков летучая гряда», «Ночь»). Любовная

лирика Пушкина, отражая сложные перипетии жизни, радостные и горестные,

приобретает высокую искренность и задушевность. Стихотворение «Я помню чудное

мгновенье...» (1825) — гимн красоте и любви. Любовь не только обогащает, но и

преображает человека. Это «чудное мгновенье» — стихия человеческого сердца.

Любовь оказывается не убитой ни томленьями «грусти безнадежной», ни «тревогой

шумной суеты». Она воскресает, и мгновенье оказывается сильнее, чем годы.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Явление «гения чистой красоты» внушило поэту и восхищение идеалом, и упоение

любовью, и просветленное вдохновение. Без любви нет жизни, божества и

вдохновенья.

Грусть, разлука, страдания, безнадежность сопутствуют самым лучшим любовным

стихам Пушкина, достигшим вершин сердечности и поэтичности: «Не пой,

красавица, при мне...» (1828), «Я вас любил...» (1829), «На холмах Грузии...»

(1829), «Что в имени тебе моем-?..» (1830), «Прощание» (1830). Эти стихи

чаруют переливами подлинно человеческих чувств — безмолвных и безнадежных,

отвергнутых, взаимных и торжествующих, но всегда безмерно нежных и чистых.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Каждым своим стихотворением о любви Пушкин как бы говорит, что любовь, даже

безответная, неразделенная, — огромное счастье, облагораживающее человека.

7. Творчество А. С. Пушкина, многообразное по темам и жанрам, является

совершенным отражением одного из величайших этапов русской истории.

Окруженный толпой врагов, которые не могли простить ему смелую независимость,

сдавленный железным контролем Николая I, он не сдался, не отступил и до конца

продолжал следовать своей «дорогою свободной». Он знал, что его подвиг смогут

оценить будущие поколения и с думой о них создавал свои бессмертные

произведения. В начале творческого пути в одном из стихотворений он вопрошал:

Мои летучие посланья

В потомстве будут ли цвести?..

А незадолго до смерти, как бы подводя итог своего творчества, выразил твердую

уверенность в том, что к нему «не зарастет народная тропа». Мечта Пушкина о

«нерукотворном памятнике» сбылась, а его творчество во всех поколениях будет

пробуждать «чувства добрые». Лирика Пушкина дала все основания Гоголю

сказать:

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление

русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть,

явится через двести лет».

Вопрос 5. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни

и в высшей степени народное произведение» (В. Г. Белинский). Чтение наизусть

отрывка из романа.

ПЛАН ОТВЕТА.

1. История создания романа.

2. Энциклопедичность и народность романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

социальная обусловленность характеров; воспитание; образование; культура;

распорядок жизни; политические и экономические сведения; петербургский свет и

патриархальная

Москва; жизнь поместного дворянства; декабристское движение (X глава).

3. Значение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

1. Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом в

стихах «Евгений Онегин». Роман, начатый еще в южной ссылке, был закончен в

Болдине осенью 1830 года. Первое полное издание «Евгения Онегина» вышло в

1833 году. В поэтическом предисловии к роману автор, обращаясь к читателю,

говорит:

Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет, У

ма холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

2. По широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX века

«Евгений Онегин» — явление исключительное! Это роман глубоко национальный по

исторической верности и полноте характеров; подлинно народный по передовой

идейности, по демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-

поэтическими традициями; реалистический по конкретно-исторической типизации

характеров и их социальной среды; критический по его объективно-историческому

конфликту, отображающему социальные противоречия и закономерности того

времени.) Образами и отдельными деталями романа может воспользоваться для

характеристики эпохи и историк, и экономист, и исследователь русского быта.

В «Евгении Онегине» с глубоким проникновением вскрыта социальная

обусловленность взглядов, психологии, поведения героев. Онегин принадлежит к

дворянскому «свету», а Татьяна — к патриархальному дворянству. Ленский

занимает промежуточное положение между «светским денди» и «уездной барышней»:

он представитель молодой, самой образованной дворянской интеллигенции.

Онегин, Ленский и Татьяна принадлежат к числу лучших людей дворянской среды.

Судьба героев романа — гибель Ленского, душевная опустошенность Онегина,

трагическое одиночество Татьяны, вынужденной примириться с «постылой жизни

мишурой», — свидетельствует о нездоровье общества, которое терпит лишь людей

посредственных, исполненных самолюбивой ничтожности. Со страниц романа мы

многое узнаем об эпохе, например, о воспитании детей в дворянской семье:

...француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил,

И в Летний сад гулять водил...

о моде в высшем свете для молодых людей:

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет...

об образовании, которого было достаточно, чтоб «свет решил, что он умен и

очень мил»:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь...

о культуре того времени, репертуаре театров, где идут балеты Дидло:

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина...

Со страниц романа можно узнать о том, как одевались, что было в моде, что

подавалось в ресторанах, какие балы проводились. Проследив за распорядком дня

Онегина, мы узнаем о том, чем жил свет. Из описания кабинета Онегина можно

понять, что «украшало кабинет философа в осьмнадцать лет», чем и с кем

торговала Россия той эпохи. Рисуя высший свет Петербурга с «необходимыми»

глупцами, клеветниками, чопорными «бальными диктаторами», Пушкин не забывает

«о соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах», о характерах и нравах

высшего света. Рисуя картину патриархальной Москвы, описывая ее гостиных

«бессвязный пошлый вздор», «ярмарку невест», Пушкин вместе с тем любит

Москву, сердце России:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Пушкин не обошел вниманием и глухую помещичью провинцию, крепостную деревню.

Бесцветной и пошлой предстает жизнь провинциальных помещиков, родителей Ольги

и Татьяны, однако старики Ларины вызывают сочувствие поэта. Причина в том,

что их «патриархальная» строгость в отношениях с крестьянами не исключала и

доли человечности, привязанности к слугам. Представляя читателю все слои

русского общества того времени, Пушкин показал весь народ, реалистическую,

конкретно-историческую повседневность жизни, в которой - «свежие мечтанья»

истлевают, «как листья осенью гнилой». Широкое и правдивое изображен»? этого

мира и судьбы попадающих в сферу его влияния людей с неумолимой логикой

подсказывают возможный вывод:

«Человек родится не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумное

законное наслаждение благами бытия, его стремления справедливы... Зло

скрывается не в человеке, но в обществе...» (В. Г. Белинский). В этом

заключается и гуманизм романа, и народность его. Отрывки Х главы «Евгения

Онегина», дошедшие до нас, посвящены характеристике движения декабристов, в

круг которых попадает Онегин. По-видимому, она содержала широкую панораму

общественно-политической жизни России со времен войны 1812 года до восстания

декабристов.

2. «Евгений Онегин» — уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий

ни в русской, ни в мировой литературе.

Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его

поэтическим подвигом, «в высшей степени оригинальным и национально-русским

произведением». Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему

неповторимому мастерству во всей мировой литературе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Чем объясняется максимальная приближенность романа к жизни?

2. На каких уровнях в романе представлен исторический пласт жизни?

Вопрос 6. Образ автора и героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Чтение наизусть отрывка из романа.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — лироэпическое произведение.

2. Автор — лирический центр повествования в романа.

3. «Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной».

4. Динамика развития образа автора. Роль лирических отступлений.

5. Заключение.

1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман

в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее

важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а

лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.

2. Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои

пояснения, суждения, оценки. Автор — лирический центр повествования в романе.

Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем

как автор-персонаж, автор-повествователь и автор — лирический герой,

рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

С самого начала романа перед нами возникает облик идейно-передового,

жизнелюбивого, человечного, мудрого поэта, проникнутого верой в будущее и

прямо высказывающего свои оценки о самых разнообразных явлениях социальной

жизни, литературы, театра и других. Это придает «самому задушевному

произведению Пушкина» черты глубочайшей исповеди. Роман начинается

предисловием, обращенным к читателю:

Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Действительно, роман был начат поэтом в молодости, а заканчивался, когда

Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а жизнь принесла много потерь и

разочарований. В романе-дневнике отражено пережитое, в нем и «холодные

наблюдения ума», и «горестные заметы сердца», и раздумья о времени и о себе.

В первых главах романа, начатых в условиях общественно-политического подъема,

авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан светлыми интонациями. В

последующих главах (начиная с пятой), написанных после 14 декабря 1825 года,

в годы жесточайшей реакции, тон автора приобретает все большую сдержанность,

серьезность, а в заключительных становится глубоко элегическим и

драматическим. Уже в первой главе поэт вносит в текст ряд автобиографических

отступлений от сюжета. Каждая из последующих глав отражает духовные и

житейские факты биографии Пушкина, включая и его местонахождение в то время,

когда данная глава писалась, и роман в стихах становится романом-дневником,

из которого мы узнаем об авторе не меньше, чем о его героях. Не случайно

Герцен назвал роман «поэтической биографией» Пушкина.

3. Пушкин и Онегин неразрывно присутствуют вместе в романе:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Автор, представляя Онегина в качестве своего «доброго приятеля», уточняет и

обстоятельства своего знакомства с ним:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

В Онегине автора привлекает «неподражательная странность и резкий охлажденный

ум». И тот и другой познали «страстей игру», «в обоих сердца жар угас»,

«обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей». Нравятся автору и умение

Онегина вести «язвительный спор», его желчные шутки и мрачные эпиграммы.

Вместе они бродили в белые ночи по уснувшей столице, стояли над дремлющей

Невой. Вместе с Онегиным автор собирался путешествовать по «чужим странам»,

но по воле случая они разошлись. Их объединяет и снисходительное отношение к

Ленскому, и предпочтение Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных в целом.

Автор и Онегин противопоставлены в отношении к театру: первый называет его

«волшебным краем», а второй видит в нем лишь развлечение, выражая светский

взгляд на театр. Для Онегина природа — одно из звеньев перемены занятий,

автор же любят природу. Они по-разному относятся к любви: для главного героя

это «наука страсти нежной», о себе же автор говорит:

Замечу кстати: все поэты —

Любви мечтательной друзья.

Важна разница и в их отношении к литературе. Об Онегине он пишет:

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Поэт прямо говорит, что он и Онегин — два разных лица:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной,

Чтобы насмешливый читатель

..............

Не повторял потом безбожно,

Что намарал я свой портрет.

Свободное движение повествования дает автору возможность легко переходить от

одного предмета к другому, тем самым автор может рассказать обо всем: об

элегиях и одах, о русском театре и французских винах, о лорде Байроне и

безымянном немецком булочнике, о своем «брате двоюродном Буянове» и

Наполеоне, оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании ключей от города.

4. «Роман героев» существует внутри «романа автора». Лирические отступления

представляют автора как героя собственного романа, воссоздают его биографию:

лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Автор ни на минуту не забывает,

что он пишет свой роман. Многочисленные рассуждения о классицизме,

романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина»:

Я кончил первую главу;

Пересмотрел все это строго:

Противоречии очень много, Но их исправить не хочу.

Пора мне сделаться умней,

В делах и в слоге поправляться,

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Автор рассуждает о собственном прошедшем, «когда в садах лицея... расцветал»,

в котором промчалась весна его дней, о настоящем и будущем.

5. Пушкину хотелось создать жизнеподобный роман. Таким романом стал «Евгений

Онегин». Автор сумел показать в романе тот жизненный водоворот, который был

необходим для раскрытия и верного понимания не только образов героев, но и

самого автора.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Кем в романе выступает автор?

2. Какие современные А. С. Пушкину литературные процессы получили освещение в

романе?

Вопрос 7. Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Чтение наизусть отрывка из романа.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Особенности жанра романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Роль лирических отступлений в романе.

3. Тематика лирических отступлений в романе: взгляды поэта на культуру

литературу, язык; воссоздание биографии поэта; воспоминания поэта о юности,

друзьях; обращение к Музе и к читателю; пейзажные зарисовки; воспитание и

времяпрепровождение молодежи; быт, мода; русская история.

4. Роман «Евгений Онегин» — лирический дневник автора.

1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — величайшее произведение, не имеющее

аналогий по жанру в русской литературе. Это не просто роман, а роман в

стихах, как писал Пушкин, — «дьявольская разница». Роман «Евгений Онегин»

является реалистическим, историческим, общественно-бытовым романом, где

Пушкин изобразил русскую жизнь с небывало широким, подлинно историческим

размахом. В его романе слились два начала — лирическое и эпическое. Эпическим

является сюжет произведения, а лирическим — авторское отношение к сюжету,

персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических

отступлениях.

2. В романе автор стремится к объективному изображению жизни современного ему

общества, что мы и видим в эпической части произведения — сюжете.

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну

милую мою», «С ним подружился я в то время...», «Мой бедный Ленский...»

Лирические отступления расширяют временные рамки сюжетного действия в романе,

подключая к нему прошедшее.

3. Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, в которых

он, отвлекаясь от действия, рассказывает о себе, делится своими взглядами на

культуру, литературу, язык. Лирические отступления представляют автора как

героя собственного романа и воссоздают его биографию. В поэтических строках

оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах лицея «он безмятежно

расцветал» и к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании — «придет

ли час моей свободы?»

С автором как персонажем романа связано упоминание его друзей и знакомых:

Каверина, Дельвига, Чаадаева, Державина, печальные и светлые слова о прожитых

днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...» В размышлениях о жизни,

ее быстротечности, о времени поэта посещают философские мысли, с которыми он

делится со своими читателями на страницах романа:

Ужель мне скоро тридцать лет...

..............

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана.

..............

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!

Поэта беспокоит судьба его творения, и он, постоянно обращаясь к читателю и

представив ему «собрание пестрых глав», рассказывает со страниц своего

романа, как он над ним работает:

Я кончил первую главу;

Пересмотрел все это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

...........

Пора мне сделаться умней,

В делах и в слоге поправляться,

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Тематика лирических отступлений в «Евгении Онегине» весьма разнообразна. Мы

узнаем о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, мнение

автора о балах, моде, еде, быте «золотой» дворянской молодежи. Это и тема

любви: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», и тема

театра, где шли балеты Дидло и танцевала Истомина, и описание быта поместного

дворянства, восходящее к устному народному творчеству, — сон Татьяны,

напоминающий русскую сказку, гадания.

Останавливаясь на описании быта поместного дворянства, в частности семьи

Лариных, живущей в деревне, автор говорит:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины.

.............

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы.

Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки.

Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его

лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда «трещат

морозы», весна:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

...и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж

среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда

пейзаж описывается через их восприятие:

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор.

Еще одна тема лирических отступлений имеет важное значение в романе — это

экскурс в русскую историю. Расширяют исторические рамки романа строки о

Москве и Отечественной войне 1812 года:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

.............

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

4. Роман «Евгений Онегин» — глубоко лирическое произведение. Это роман-

дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос

автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и

правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в

единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных

наблюдений и сердца горестных замет».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как в романе представлен автор?

2. В чем заключается нетрадиционность романа «Евгений Онегин»?

Вопрос 8. Герои романтических поэм А. С. Пушкина (на примере одного

произведения).

ПЛАН ОТВЕТА.

1. О создании «южных» поэм.

2. Тематика и идейный пафос романтических произведений А. С. Пушкина.

Особенности пушкинского романтизма.

3. Поэма А. С. Пушкина «Кавказский пленник»:

— герои поэмы;

— типизация черт современного героя;

— реалистическое изображение природы и черкесских нравов.

4. Отличие романтизма А. С. Пушкина от романтизма Байрона.

1. Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано важными

переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр русской

поэзии — оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру относятся

поэмы, написанные в период с 1820 по 1824 год: «Кавказский пленник», «Братья-

разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Завершает цикл «южных» поэм поэма

«Цыганы», написанная в Михайловском и явно порывающая с романтизмом.

2. В романтизме Пушкина привлекала борьба за народность литературы, за

освобождение от правил, стеснявших ее развитие, стремление к раскрытию

внутреннего мира героя, его человеческой индивидуальности, отстаивание прав

личности, обращение к истокам народного творчества. Такой романтизм был

формой борьбы за правдивое изображение жизни. Вот почему в романтических

произведениях Пушкина отчетливо ощущаются тенденции реалистические,

выражающие стремление постигнуть закономерности действительности. Эти черты

резко выделяют своеобразие пушкинского романтизма. Романтический период в

пушкинском творчестве — это переходный этап к реализму. Реалистические

тенденции в пушкинском романтизме обусловили и своеобразие задач, которые

поэт ставил перед собой, создавая романтические поэмы.

Их основная тема — «противуречия страстей», неудовлетворенность героев

действительностью и поиски социальной гармонии. Активное отрицание всего

того, что сковывает и калечит людей, борьба за свободу, за условия,

способствующие раскрытию всех духовных возможностей человека, полноценного,

отвечающего идеалу внутренней и внешней гармонии, — таков основной идейный

пафос поэм. Сюжеты «южных» поэм весьма индивидуальны и исключительны, но в

основе каждого из них лежит реальный факт.

3. В поэме «Кавказский пленник» (1820—1821) Пушкин хотел воспроизвести

некоторые типические черты современного героя. «...Я в нем хотел изобразить

равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души,

которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», — писал Пушкин

В. П. Горчакову.

Герой «Кавказского пленника», «отступник света, друг природы», типичен. Но

его типичность не ограничивается характерными особенностями той или иной

социальной группы. Пушкин оттенял в Пленнике «увядшее сердце», «души

печальный хлад», безучастность «к мечтам о мире», разочарованность. Жизни

светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, в

прославлении которой пафос поэмы:

Свобода! он одной тебя

Еще искал в пустынном мире.

Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и неразделенная

любовь, и пламенная жажда свободы. Герой «Кавказского пленника» — человек из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 Рефераты