Билеты: Билеты по литературе
высшего света в плену у черкесов — друг природы, сторонник идеи о том, что
естественное состояние человека — свобода и независимость. Но душа его
опустошена, и он «вянет» от «злой отравы» страстей, «истребивших» его
чувства. Он
...бурной жизнью погубил
Надежду, радость и желанье,
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.
В явном контрасте с душевной вялостью Пленника рисуется волевая сила
Черкешенки, Ее сочувствие несчастному, ее самоотверженная, жертвенная любовь
пробуждает «окаменевшего» героя к новой жизни:
К Черкешенке простер он руки,
Воскресшим сердцем к ней летел,
И долгий поцелуй разлуки
Союз любви запечатлел.
Но после объяснения с Пленником трепетное чувство Черкешенки превращается в
опустошительную романтическую страсть, которая точно поменяла местами героя и
героиню. Он «летит» к ней «воскресшим сердцем», а она остается холодной и
разочарованной. Именно это и становится причиной ее гибели. Освободив из
неволи Пленника, она уже не может возвратиться в родной аул. В прощальном
монологе она говорит:
...Нет, русский, нет!
Она исчезла, жизни сладость;
Я знала все, я знала радость,
И все прошло, пропал и след.
В поэме «Кавказский пленник» проявляются эпические, объективно-
повествовательные и реалистические картины кавказской природы и черкесских
нравов.
4. Испытав сильное влияние великого английского поэта Байрона, Пушкин не стал
его подражателем. Его «южные» поэмы отличаются от восточных поэм Байрона
единством любовной и социальной проблематики при главенстве социальных
мотивов; изображением глубоко жизненных событий и лиц, природы и нравов в
свойственных им «местных красках»; противопоставлением человеческого мира
миру демоническому, загадочному. Переживания героев, патетика изображены
Пушкиным в единстве с эпической характеристикой их жизненных обстоятельств.
В. Г. Белинский сказал о Пушкине: «Он заботился не о том, чтобы походить на
Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть верным той действительности...
которая просилась под его перо».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС
Что обусловило жизнеутверждающий, оптимистический пафос романтических поэм?
М. Ю. Лермонтов
Вопрос 9. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из
стихотворений.
ПЛАН ОТВЕТА
1. Слово о поэте.
2. Раннее творчество М. Ю. Лермонтова.
3. Тема одиночества.
4. Политическая и гражданская лирика.
5. Тема Родины и природы.
6. Тема поэта и поэзии.
7. Любовная лирика.
8. Заключение.
1. Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской
поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой
дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и
политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена
возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало
чувство собственной исторической несвоевременности, усугубляло свойственные
Лермонтову вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с «толпой» и с
Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость. Не веря в
ближайшую победу свободы, Лермонтов своим творчеством утверждал необходимость
борьбы за нее во имя будущего. Во многом опережая свое время, он вступил в
неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека. В. Г.
Белинский считал его талант могучим «по величине и блеску», видел в нем
народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные
вопросы о судьбах и правах человеческой личности», а поэзию Лермонтова назвал
«бездонным океаном» мыслей и чувств.
2. Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между
героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным
положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного
Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу роднят его
с поэтами-декабристами, с Байроном, с их мятежными и гордыми лирическими
героями. Эти романтические мотивы звучат в стихах «Из Андрея Шенье»: «Задело
общее, быть может, я паду...», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой...» ,
«Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей...» Однако
мечты эти оказываются неисполненными: никто не требует от поэта и его
лирического героя отваги. Поэт чувствует, что жизнь его протекает «без цели»,
что он «чужд всему». Отрицание «толпы людей», «света» носит в ранней лирике
Лермонтова всеохватывающий характер:
Коварной жизнью недовольный,
Обманут низкой клеветой...
Эта фраза помогает понять суть претензий героя к обществу. Постепенно все
явственнее проступают и контуры «толпы», «здешнего света», где подлинные
ценности оказываются поверженными:
Поверь: великое земное
Различно с мыслями людей.
Сверши с успехом дело злое —
Велик; не удалось — злодей.
В свете, где царят «притворное внимание», «клевета», «зависть», «обман» и
«зло», герой выглядит «странным», чувствует себя одиноким и обреченным на
непонимание и ненависть:
Настанет день — и миром осужденный,
Чужой в родном краю...
Юношеское лирическое «я» у Лермонтова еще во многом условно. Своеобразие его
в том, что через автобиографические события, детали, впечатления автор
представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то
демоном.
В юношеской лирике герой Лермонтова по масштабу своих грандиозных переживаний
предстает равновеликим мирозданию. Духовная мощь личности не уступает
творческой силе Бога. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой... » он
говорит:
...Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!
Его лирическое «я» может ощущать гармонию со Вселенной, устремляться в небеса
на свою духовную родину. В стихотворении «Ангел» он говорит о душе:
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Но чаще лирическое «я» противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и
бунтуя. Двойственность сознания героя характерна для ранней лирики
Лермонтова. Тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной, осязаемой
красоте и музыкальности, тоска по земному счастью, человеческому участию и
разочарование в морали «света», в любви, дружбе, отрицание ценностей земного
бытия, стремление обрести гармонию с мировым целым и сознание безнадежности
своей мечты — все эти противоречия лирического героя заставляют его
вглядеться в себя. В центре лирики оказывается непрерывный процесс
внутреннего размышления, в котором тесно спаяны гражданские, философские,
интимные переживания.
3. Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Герой зрелой лирики Лермонтова жаждет объять всю вселенную и заключить ее в
своей груди, он хочет обрести единство с природой, историей, с «простыми
людьми», но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу, по-
прежнему «гонимый миром странник», бросающий вызов земле и небесам и
отвергающий тихие пристани любви, христианского смирения и дружбы. Герой
лирических стихотворений Лермонтова чувствует и остро переживает одиночество
и неустроенность. Если в ранней лирике одиночество понималось как награда, то
в зрелой лирике одиночество скучно, а в более поздних стихотворениях можно
найти подлинное выражение трагизма человека, одинокого среди людей и во всем
мире.
Герой одинок в обществе, которое его окружает, в любви, в дружбе, он одинок в
своей стране и, наконец, в целом мире. Теме одиночества в обществе посвящено
стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...». Герою скучно на балу
среди «пестрой толпы», «дикого шепота затверженных речей», среди «образов
бездушных людей», «приличьем стянутых масок». Чтобы отвлечься от шума и
блеска, герой уносится в воспоминаниях к картинам детства, которые так
прекрасны по сравнению с картиной бала, что у поэта появляется желание
открыто бросить вызов этому бездушному царству масок:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Тема одиночества и вызванной им пустоты и скуки звучит и в стихотворении «И
скучно и грустно». Образ лирического героя воплотил здесь характерные черты
молодежи 30-х годов. Исчезает надежда на исполнение желаний, не найдя счастья
ни в любви, ни в дружбе, герой разуверяется в них, разуверяется и в себе, и в
жизни:
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
......................
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,—
Такая пустая и глупая шутка...
Одиночество героя обнаруживается и в таких глубоко интимных человеческих
отношениях, как любовь и дружба. В стихотворении «Благодарность» звучит
горький упрек:
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Та же тема присутствует в стихотворении «Я не унижусь пред тобою...». Даже
переход в вечную жизнь, обретение желанной свободы и покоя не избавляет
лирического героя от одиночества, сохраняя лишь напоминание о возможных
связях с миром. В этих стихотворениях откровенно звучит тоска по родной душе,
стремление соединиться с ней.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» лирический герой одинок пред
целым миром, перед вселенной.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Здесь отчетливы мотивы одинокого странничества, душевной опустошенности,
тоскливого отчаяния.
В стихотворении «Я не для ангелов и рая...» герой говорит:
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой...
подчеркивая тем самым, что нет ему места в вечном мироздании, он отвергнут
всеми, разлучен в мире со всем. Образы природы становятся символами людских
судеб и взаимоотношений: разлучены сосна и пальма, утес и тучка золотая,
гибнут три пальмы, теряет дикую и суровую вольность Кавказ — и человек не
может обрести единение ни с природным, ни с фантастическим миром. Всюду его
поджидает трагедия, всюду рушатся его мечты и надежды; зло пронизывает все
бытие человека, хотя может явиться в обличье добра, несравненной красоты или
заворожить, очаровать услаждающими душу звуками. Человек бежит от себя,
предпочитая одиночество. Мотив изгнанничества, мотив дороги очень тесно
связан с темой одиночества в лирике Лермонтова, например, в стихотворении
«Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники,
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники.
Сознание одиночества, отчужденности от людей окрашивает и балладу «Воздушный
корабль». Обращаясь к образу Наполеона, Лермонтов рисует традиционный образ
романтического героя, трагедия которого заключается в том, что он не находит
себе места в мире окружающих его людей. Наполеон противопоставлен всему миру.
Ему нет покоя даже после смерти:
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.
............
Лежит на нем камень тяжелый,
Чтоб встать он из гроба не мог.
Ярким символом одиночества в стихотворении является воздушный корабль:
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Картина моря и одинокого среди бескрайних морских просторов судна предстает и
в стихотворении «Парус»:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
В таких стихотворениях, как «Утес», «На севере диком...», «Листок», ведущим
мотивом является трагедия одиночества, которая выражается или в неразделенной
любви, или в непрочности человеческих связей. Тема одиночества представлена в
лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко
личную трагедию, испытывая неудовлетворенность самим собой, судьбой,
политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни,
нет полной безнадежности.
4. Политическая и гражданская лирика.
Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей
политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году.
Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому
принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно
проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью,
которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились
враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его
разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц
исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-
человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до
катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый
нравственный удар. Права личности стали для Лермонтова единственным критерием
оценки действительности.
Поэт разделяет передовые политические идеи, отвергая деспотизм. В
стихотворении «Жалоба турка» лирическому герою душно в государстве рабства и
цепей:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! Этот край... моя отчизна!
В зрелой лирике критика Лермонтова становится более социально острой и более
конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью
и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение
«Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его
существования, в бездушности и внутренней опустошенности:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
..................
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
В стихотворении «Прощай, немытая Россия...» горький оттенок скорби и
негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране
господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Поэт
противопоставляет себя этой «немытой России» и стремится покинуть ее:
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Но даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание бунта. В
стихотворении «1 января 1840 года» он опять упрекает поколение в бездушности,
внутренней опустошенности.
Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе
открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после
трагической гибели А. С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль
и негодование звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин —
«невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий
Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства.
Поэт открыто указывает на истинных убийц — это бездушное светское общество,
которое направляло руку убийцы:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
И в этом обществе Пушкин был так же одинок, как и Лермонтов:
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
В последней части стихотворения поэт выносит приговор убийцам и высказывает
веру в возмездие:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Восхищаясь мятежностью поэта, Лермонтов одновременно осознает напрасность
этого одинокого бунта, потому что свет неисправим, он равнодушен, низок и
вероломен. В этом стихотворении по-декабристски звучат набатные ноты
обличения рабства и деспотизма и остро поднят вопрос о роли и положении поэта
в современном обществе.
Лермонтов выступал с гневным обличительным протестом против тех порядков,
которые царили в России.
В его произведениях звучит презрение к современности, отрицание ее, жажда
борьбы и тоска, отчаянье от сознания своего одиночества и бессилия. Но это
презрение поэта выражено не к родине, а к историческому моменту, в котором
жил поэт.
5. Тема Родины и природы
Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но
раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-исторический образ
России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для
творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в
стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о
героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог
поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата.
Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
При этом Лермонтов явно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги
предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь.
Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении «Родина» он
говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
а в стихотворении «Прощай, немытая Россия...» поэт презирает «страну рабов,
страну господ». В стихотворении «Жалоба турка» поэт пишет о стране, где
«стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признается:
Друг! этот край... моя отчизна.
Лермонтов выступал с гневным, обличительным протестом против порядков
самодержавной России николаевского времени, но социальная несправедливость,
царящая в обществе, не способна была искоренить его любовь к отчизне. В
стихотворении «Спеша на север из далека...» он говорит:
Боюсь сказать! — душа дрожит!
Что если я со дня изгнанья
Совсем на родине забыт!
А в стихотворении «Я видел тень блаженства; но вполне...» он признается в
любви к стране близких и родных ему людей, к тому месту, где он родился,
которое зовется родиной:
...Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать;
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.
Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна —
духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не
гармонируют друг с другом. И зрительные впечатления преобразуются в
философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих
закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как «Тучи», «На севере
диком...», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не
просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни
человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет
стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с
изгнанничеством поэта:
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Тучи, облака — устойчивые символы абсолютной свободы у поэтов-романтиков. В
стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» запечатлены редкие
мгновения гармоничного слияния поэта с природой и состояние просветленности,
которое смиряет душевную тревогу поэта, его сомнения в возможности счастья на
земле, его одиночество:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
Для Лермонтова природа — предпочтительный собеседник, бесконечный источник
гармонии и жизни, верный путь к единению человека и мира. Это та красота,
ради которой стоит жить. В стихотворении «Родина» поэт задает вопрос:
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
Все, что дорого поэту, роднит его со своей страной. Он любит простой и
надежный лад деревенской мирной жизни, ему дорога «чета белеющих берез»,
радостна «пляска с топаньем и свистом». Пейзажные детали меняют друг друга:
то захудалые, крытые соломой избенки, то признаки довольства — полное гумно и
резные ставни — и герой откликается душой на все впечатления окружающей
народной жизни. Через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот
идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или
воображением. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» именно
мир природы в знакомых герою с детства чертах противостоит маскарадному,
подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому свету.
«Спящий пруд», туман над полями, темная аллея, опавшие и шуршащие под ногами
желтые листья — все это приметы подлинного, реального мира, воссозданного
памятью героя. В образах природы материализуется мечта о прошлом, лишь на
время заменившая наскучившую, утомительную реальность:
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Подлинный облик Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова через конкретные
природные реалии — «желтеющую ниву», скромную «чету белеющих берез», «дымок
спаленной жнивы».
Лермонтов создает свой образ Родины. В его произведениях мы видим и мощные
богатырские характеры, и величественные картины русской природы, и раздумья о
бесправии и горьком рабстве народа.
6. Тема поэта и поэзии.
Уже в самых ранних своих стихах Лермонтов предстает поэтом ярко выраженной
интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности, деятельной,
протестующей мысли. Он провозглашает: «Жизнь скучна, когда боренья нет... Мне
нужно действовать». Для него творчество — «всесожигающий костер», «жажду
песнопений» поэт называет «страшной». Лермонтов видит разъединение людей, а
не их общность, и поэтому он не верит в то, что его исповедь будет услышана.
Душа человека изменчива и противоречива, и слово часто бессильно открыть ее.
Об этом он говорит в стихотворении «1831-го июня 11 дня»:
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу...
Со временем поэзия Лермонтова все более кристаллизуется как поэзия страстно
ищущей и анализирующей мысли, как поэзия бунтарства, протеста, социально-
политической борьбы. Следуя прежде всего Пушкину и декабристам, поэт с самого
начала и до конца творческого пути воссоздает облик народного поэта —
пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого
гражданина, патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за
свои человеческие права, за свободу. В условиях жесточайшего деспотического
произвола Лермонтов посвящал свою лиру обличению социальной, пассивности.
Гневным стихом, проникнутым сарказмом, «облитым горечью и злостью», он творил
карающий суд над людьми-масками, над пошлостью, бездушием и внутренней
опустошенностью светского общества. Сложное противоборство чувств, трагизм
судьбы поэта открываются нам в стихотворении Лермонтова «Смерть Поэта». Это
стихотворение, связанное с трагической гибелью Пушкина, сразу прозвучало на
всю Россию. Бросая горький упрек светскому обществу, поэт говорит:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Пушкин погиб, потому что
Восстал он против мнений света
Один, как прежде...
Поэт вступил в свет и тем самым нарушил запрет судьбы, повелевавшей ему быть
одиноким:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным?..
Вот в чем для Лермонтова внутренние причины трагедии: поэт обречен на
одиночество, но не может его вынести, поэт бросается в чуждый мир и гибнет.
Лирический герой Лермонтова непримирим к общественному злу. Несмотря на муки
и страдания, выпавшие на его долю, он непреклонно тверд и несгибаем в
служении своим идеалам, как кинжал, который подарен «лилейной рукой»:
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
А мечтал Лермонтов о том, чтоб «он нужен был толпе»:
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
Поэзия для Лермонтова несла высокое предназначение и призвана была объединять
людей. И сила заключенного в слове чувства для поэта — самый властный зов. В
финале стихотворения звучит вопрос:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
В 1841 году Лермонтов пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема этого
стихотворения — высокая идея поэтического призвания и непонимание его толпой.
Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка,
одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя
служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое
учение Пророка не признается толпой. Толпа эгоистична и мелочна, она жестоко
преследует, глумится и унижает Пророка:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Пророк уходит в пустыню, он остается в одиночестве, так как толпа не приняла
его ученья:
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
В этом стихотворении показан трагический конфликт между поэтом, проповедующим
«любви и правды чистые ученья», и презирающим его обществом.
7. Любовная лирика.
Ни в обществе, ни в поколении своем, ни даже в любви Лермонтов не мог найти
опоры своим идеалам. Его лирический герой воспринимает настоящую любовь как
прекрасный дар, огромный, могучий, как чувство, отражающее полноту жизни,
приносящее человеку животворящую радость и безмятежность покоя от душевных
тревог и страданий. В стихотворении «Как небеса, твой взор блистает» он
говорит о «трепещущей душе» и «голосе нежном», которые встретил. По мнению
лирического героя, если любить, то всей полнотой души, самозабвенно и
жертвенно, на всю жизнь, находя горячий отклик в родственном сердце,
искреннем, неизменно преданном и верном. Но властвующая в жизни дисгармония
нарушает красоту любви, делает ее трагичной, приносящей лишь муки. Сплетни и
интриги светского общества способны опошлить, очернить, осквернить,
растоптать и самую чистую, прекрасную земную любовь. В стихотворении «Отчего»
поэт говорит:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль светлое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Для Лермонтова любовь неразлучна с печалью. В его художественном мире высокое
чувство всегда трагично. Обращаясь к Наталии Федоровне Ивановой, в которую
был страстно и безнадежно влюблен, юный поэт надеялся:
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями, —
и весь цикл посвященных Ивановой стихов — это история неразделенного и
оскорбленного чувства:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты...
.............
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней...
Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь
усиливает в нем сознание своей избранности, предназначенности для иной,
высшей Свободы и иного счастья — счастья творить. В последнем стихотворении
этого цикла не только расставание с женщиной, но и освобождение от унижающей
и порабощающей страсти:
Ты позабыла; я свободы
Для заблужденья не отдам...
Неотступно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину, которая
вышла замуж за Бахметьева. Пленительный образ этой женщины предстает перед
нами:
...все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Варвара Александровна отвечала на чувства Лермонтова, но судьба распорядилась
по-своему. «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье поэта было
невозможно:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
Но светлое чувство, пережитое ими, будет озарять их последующую жизнь. Об
этом поэт говорит в стихотворении «Расстались мы; но твой портрет...»:
Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
Какое бы стихотворение о любви у Лермонтова мы ни прочли, всюду любовь
является в трагическом облике.
В одном из последних стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю...»
настоящее отступает перед прошлым, ушедшим, но не забытым:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
...............
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, испытывая
противоречивость чувств, которая царит в его душе. Любовные стихи Лермонтова
превращаются одновременно и в философские. Для него любовь — это
прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью.
8. Все творчество поэта — это его размышления о смысле жизни, о судьбе и
назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о
вечности и природе. Это почти всегда внутренний напряженный монолог,
чистосердечная исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.
Несомненно, Лермонтова можно назвать народным поэтом. Он вошел в историю
русской литературы как достойный преемник Пушкина.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем своеобразие лирического мироощущения поэта?
2. В чем особенности творческой эволюции поэта?
Вопрос 10. Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени».
ПЛАН ОТВЕТА
1. Нравственные проблемы времени.
2. Образ Печорина — сюжетообразующий персонаж романа и воплощение
нравственных проблем времени.
3. Нравственная деградация Печорина.
4. Трагизм Печорина — трагизм времени.
5. Роман Лермонтова — «история души человеческой».
1. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1837—1840) — вершина
творчества писателя. Это социально-психологический роман, в котором основной
задачей автора было создание образа современного ему человека, исследование
души человеческой. Автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на
формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того
времени. В предисловии к роману главный герой — Печорин — характеризуется как
«портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их
развитии». Автор, перекладывая часть вины на общество, на среду и воспитание,
в то же время не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов
указал на «болезнь» века, лечение которой — в преодолении индивидуализма,
порожденного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и
губительного для окружающих.
2. Сюжетообразующим персонажем романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
выступает Печорин. Его образ проходит через весь роман и связывает все его
части. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек
исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких
стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы.
Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру».
В последнее свидание с Мери сострадание захватило его с такой силой, что «еще
минута» — и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату
убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетенным. Нельзя
сомневаться в его симпатиях к сосланным на Кавказ декабристам. Ведь это о них
сказано в его дневнике, что жены кавказских властей «привыкли... встречать
под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный
ум». Именно их он имеет в виду, когда говорит о приятелях Вернера — «истинно
порядочных людях».
Но благие стремления Печорина не развились. Ничем не сдерживаемая социально-
политическая реакция, душившая все живое, духовная пустота высшего общества
исказили и заглушили возможности Печорина, невероятно изуродовали его
нравственный облик, страшно снизили свойственную ему жизненную активность.
Вот почему Белинский назвал этот роман «воплем страдания» и «грустной думой».
Печорин понял, что в условиях самодержавного деспотизма для него и его
поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и
обусловило свойственный ему безудержный скептицизм и пессимизм, убеждение,
что жить «скучно и гадко». Сомнения опустошили Печорина до того, что у него
осталось только два убеждения: рождение — несчастье, а смерть неизбежна.
Разошедшийся со средой, к которой он принадлежит по рождению и воспитанию,
обличающий ее, он творит жестокий суд над собой. Недовольный своей бесцельной
жизнью, страстно жаждущий идеала, но не видящий, не нашедший его, Печорин
спрашивает: «Зачем я жил? для какой цели я родился?»
Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в
холодного, жестокого, деспотичного эгоиста, застывшего в гордом
одиночестве, ненавистного даже себе. По словам Белинского, «алчущий тревог и
бурь»,бешено гоняющийся за жизнью, «ища ее повсюду», Печорин проявляет себя
по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья.
«Наполеоновская проблема» — центральная нравственно-психологическая проблема
романа Лермонтова «Герой нашего времени», это проблема крайнего
индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же
законам, по которым судит окружающих, теряет нравственные ориентиры,
утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несет несчастье другим, но
и сам несчастен.
3. В повести «Бэла» Печорин предстает безжалостным и черствым человеком. Он
похищает Бэлу, не задумываясь о том, что вырывает ее из родного дома. Такой
поступок может быть оправдан лишь сильной любовью, но Печорин не испытывает
ее. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви
знатной барыни... мне с нею скучно». Герою безразличны чувства других. Бэла,
Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего не хватает Печорину. Если
судить о Печорине по повести «Бэла», то это чудовище, которое, не
задумываясь, жертвует и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой. Но
Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с другой стороны, его
собственными глазами. И если в повести «Бэла» повествование ведется от имени
Максима Максимыча, то в «Тамани» оно переходит к самому Печорину. Именно в
этой новелле появляется полный и четкий психологический портрет героя.
Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяют Янко,
«ундина», слепой мальчик. Они живут в единстве со стихией, с морем, но вне
закона. И Печорин позволяет себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных
контрабандистов», заставляет их бежать, бросив дом и слепого мальчика.
Печорин чужой и в этом мире. Он нигде не может найти себе пристанища.
Основное раскрытие характера Печорина происходит в повести «Княжна Мери».
Рассказ о событиях ведет сам герой — это его исповедь. Здесь мы видим не
простое повествование, а анализ поступков, совершаемых героем. Печорин
вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает его, убивает Грушницкого на
дуэли, разбивает сердце Мери, нарушает наладившуюся жизнь Веры. Он пишет о
притягательности «обладания душой» другого человека, но не задумывается над
тем, есть ли у него право на это обладание. Печорин одинок в этом обществе, и
после отъезда Веры и объяснения с Мери его уже ничто не связывает с людьми
этого круга. «Насыщенная гордость» — так определено им человеческое счастье.
Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как
пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной прихоти, без долгих
раздумий, он вырвал Бэлу из родной почвы и погубил. Им кровно обижен Максим
Максимыч. Ради пустого любопытства разорил он гнездо «честных
контрабандистов», нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и
достоинство Мери. Роман заканчивается главой «Фаталист». В ней Печорин
размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное —
моральные ориентиры, систему нравственных ценностей, идею духовного
равенства. Победив в схватке с убийцей, Печорин впервые проявляет свою
способность действовать для общего блага. Таким итогом автор утверждает
возможность осмысленной деятельности. Еще один нравственный закон: уважение к
миру, к людям начинается с самоуважения. Человек, унижающий других, не
уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он ощущает себя сильным. Печорин,
по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар
своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло; первое
страдание дает понятие об удовольствии мучить другого», — рассуждает он. «Я
иногда сам себя презираю... Не оттого ли я презираю и других?» Печорин
постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным
калекой». Он говорит о том, что «его душа испорчена светом», разорвана на две
половины, лучшая из которых «высохла, испарилась, умерла, тогда как другая
жива к услугам каждого».
«Дневник Печорина» — это исповедь главного героя. На его страницах Печорин
говорит обо всем по-настоящему искренне, но он полон пессимизма, так как
развитые обществом пороки и скука толкают его на странные поступки, а
природные задатки его души остаются невостребованными, не находят себе
применения в жизни, поэтому в характере героя существует двойственность. По
собственному признанию Печорина, в нем живут два человека: один совершает
поступки, а другой — смотрит со стороны и судит его.
4. Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности
и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей
свободой, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь
свою, даже честь поставлю на карту... Но свободы моей не продам». Но истинной
свободы — свободы духовной — он не знает. Он ищет ее в одиночестве, в
бесконечных скитаниях, в перемене мест, то есть лишь во внешних признаках. Но
везде оказывается лишним.
5. Лермонтов в романе уделяет особое внимание психологическому миру, «истории
души» не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц.
Лермонтов впервые в русской литературе наделил действующих лиц романа
способностью глубокого самоанализа. Покоряя психологической правдой, он
показал ярко индивидуального, исторически конкретного героя с четкой
мотивировкой его поведения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Почему Печорина можно назвать «младшим братом Онегина»? (А. И. Герцен)
2. Почему Печорин герой своего времени?
3. Чему подчинена композиция романа?
Вопрос 11. Герои романтических поэм М. Ю. Лермонтова (на примере одного
произведения).
ПЛАН ОТВЕТА
1. Последнее слово Лермонтова-романтика.
2. Тема и идейный пафос поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
3. Образ главного героя поэмы.
4. Основные противоречия образа Мцыри.
5. Образ героя поэмы — художественное обобщение.
1. Ученые спорят: «Мцыри» или «Демон» — последнее слово Лермонтова-романтика,
какая из этих поэм идейно-эстетически выше? Оба произведения принадлежат к
вершинам достижения мировой романтической поэмы. Вначале был создан «Демон»
(начата поэма в 1829 году; последняя редакция в 1839 году). Поэма «Мцыри»
появилась в 1840 году.
2. Тема поэмы «Мцыри» — любовь к жизни, любовь к свободе, любовь к родине.
Основной идейный пафос ее — протест против порабощающей человека душной
неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|