p align="left">Надо отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим его сферам, то свойство самодостаточности прису-ще только обществу в целом. САМОДОСТАТОЧНОСТЬ - это способность системы собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, производить все по-требное для коллективной жизни.
Самодостаточность - главное отличие общества от его сос-тавных частей. Ни один из типов деятельности не может самосто-ятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна.. выжить "в одиночку", обеспечить себя всем необхо-димым. Такой способностью обладает лишь общество в целом. Толь-ко совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные социальные группы и их институты создают обще-ство как самодостаточную социальную систему.
Важно уяснить, что общество, представляя собой совокуп-ность относительно устойчивых, стабильных структур, не находит-ся тем не менее в состоянии неподвижности, покоя. О нем, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно изменяется. Поэто-му современные философы достаточно единодушны в том, что рас-смотрение общества в статике, т.е. с точки зрения его органи-зации, структуры обязательно должно быть дополнено анализом его динамики, изменения и развития.
При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как "процесс", "функционирование", "изменение", "развитие", "прогресс", "рег-ресс", "факторы развития", "эволюция", "революция" и др. Рас-смотрим кратко содержание этих понятий.
ПРОЦЕСС - это единая серия изменений в социальных систе-мах, т.е. в группах, институтах, других элементах социальной системы. Возможны различные типы процессов: внутри личности, например, процесс самообразования человека; процессы, происхо-дящие в отношениях двух индивидов; изменения, происходящие внутри общности и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру и организацию общества в целом.
Возможен и иной подход к классификации типов социальных процессов. Так, возможно выделение процессов, объединяющих, сближающих, уравнивающих людей, а возможны, напротив, процес-сы, разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.
Простейшим процессом является ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ общества, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сло-жившихся структур и отношений. Под ИЗМЕНЕНИЕМ понимается на-чальный этап внутреннего перерождения в обществе или его от-дельных частях и их свойствах, носящий количественный характер. РАЗВИТИЕ - есть частный случай изменений. Оно возникает тогда, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними.
ПРОГРЕСС - одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в росте приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие "РЕГРЕСС" - процесс сужения возможностей си-стемы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, уп-рощение и разрушение системы.
Анализ общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя следующие основные проблемы:
направленность совершающихся в обществе изменений,
источники или факторы развития,
формы, в которых совершается любое развитие. При рассмотрении первой из вышеуказанных проблем следует учитывать, что существование постоянных, направленных, систе-матических изменений в обществе признают далеко не все филосо-фы. Такую направленность развития от низших форм к высшим приз-нают ФИЛОСОФЫ-ДЕТЕРМИНИСТЫ (Гегель, Маркс). В то же время ИНДЕ-ТЕРМИНИСТЫ или волюнтаристы (Шопенгауэр, Ницше, Поппер), абсо-лютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие, отрицают его направленность и закономерность.
Тем не менее, независимо от признания направленности проис-ходящих в обществе изменений, сам факт этих изменений призна-ется большинством философов, ибо трудно отрицать обогащение ду-ховной жизни людей, развитие науки, техники, расширение возмо-жностей удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.
Важным является и вопрос об ИСТОЧНИКАХ, ФАКТОРАХ или ПРИ-ЧИНАХ происходящих в обществе изменений. Какие же это причины?
Одна из них связана с непрерывным процессом функционирова-ния общества, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В ходе этой повседневной деятель-ности люди совершенствуют свои навыки и способности, изменяют-ся с возрастом. Умирают, рождаются и подрастают все новые и новые поколения. Уже в силу этих естественных причин, происте-кающих преимущественно из замедленных процессов, происходят достаточно глубокие изменения в структуре и организации обще-ства.
Но, кроме процесса повседневного функционирования общест-венной жизни, обнаруживаются и более серьезные, коренные изме-нения, затрагивающие основы жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и революционных движений.
В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменением природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев), другие искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методах организации производства (К. Маркс, У. Ростоу), третьи связывали процесс социального разви-тия с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценнос-тей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин).
Каждый из этих факторов оказывает определенное воздействие на развитие общественной жизни, хотя их социальная роль неравноценна. Природные, экономические и культурные факторы тесней-шим образом связаны между собой. Так, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и способствует быс-трому развитию общества только при условии одновременного развития производства, образования, медицины.
Велика роль технических изобретений. Так, изобретение и применение паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Разви-тие орудий труда, прогресс техники, науки, как убедительно по-казывает исторический опыт, изменяют все области общественной жизни, структуру различных общностей людей - малых и больших, - их культуру и способ удовлетворения потребностей.
Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия. Так, активный экспорт в Японию в XIX-XX вв. до-стижений науки из Западной Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический срок Япония, несмотря на поражение во второй мировой войне, превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны немало примеров и противоположного характера, когда проводимая господствующими силами политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка: устаревали их институты и социаль-ные структуры.
Поскольку культурное творчество может создавать реальную угрозу существующим институтам, социальным структурам и власти, постольку оно постоянно контролируется обществом. История науки и техники, литературы и искусства знает немало примеров сопро-тивления новым идеям и теориям (дарвинизм), генетике, кибернетике), техническим изобретениям (внедрению паровых машин, компьютеров), новым культурным ценностям.
Но при всем значении СОЦИАЛЬНЫХ предпосылок общественного развития - экономических и культурных - нельзя не учитывать то-го, что все люди являются живыми организмами, входящими в био-сферу планеты Земля, телами, подверженными силам притяжения, электромагнитным полям, космическим лучам, термодинамическим воздействиям. Для природных феноменов надо искать и природные причины. Поэтому правомерно говорить о социальной жизни как о явлении, движущими силами которого являются также ПРИРОДНЫЕ, биосферные факторы, такие, например, как исследованные Л. Гуми-левым ритмы этногенеза, включающие фазы подъема, депрессии и упадка.
Задачей социальной философии является исследование всех природных и социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития общественной жизни. Накапливаясь, эти факто-ры порождают могучие реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс глубоких социальных перемен.
СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ выражаются в коллективных, совместных действиях людей, совершающихся более или менее организованно для достижения определенных целей, изменяющих социальное поло-жение участников движений. Причиной социальных движений являют-ся неудовлетворенные экономические, культурные, политические потребности людей. Именно они вызывают состояние психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство проявля-ется в усилении контактов, дискуссий, размышлений по поводу сложившейся ситуации. Состояние беспокойства может охватывать большие или меньшие общности - вплоть до целых классов и наро-дов.
Состояние беспокойства, напряженности - исходный пункт со-циальных движений. Характер этих движений определяется их целя-ми, применяемыми методами, а также количеством вовлеченных в них людей. По этим признакам различаются реформаторские и ре-волюционные движения.
РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ обычно охватывают некоторые огра-ниченные круги и общности. Они действуют в рамках установленно-го социального порядка и поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны властей. Реформаторы стре-мятся к достижению изменений, например, путем улучшения законодательства. Таковы просветительские, профессиональные, паци-фистские и отчасти национальные движения. Несмотря на свой ми-рный, легальный характер, реформаторские движения иногда при-водят к глубоким общественным изменениям.
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ в начальных стадиях могут быть по-хожи на реформаторские. Но по мере своего развития они приоб-ретают отличия: охватывают широкие массы, целые общественные классы, испытывающие напряжение и беспокойство; затрагивают коренные, жизненные потребности людей. Участники этих движе-ний часто подвергаются преследованиям и репрессиям со стороны властей.
Но основное отличие революционных движений - в целях и методах. Их цель - не мирная реформа, а ниспровержение сущест-вующего социального строя путем применения силы. Отсюда и не-обходимость широких масштабов, массовости, наличия особых ор-ганизаций, способных стать зачатками новой политической влас-ти.
В случае победы революционные движения вводят в жизнь но-вые порядки, коренным образом изменяют строй общества, его классовую структуру, состав социальных институтов, систему цен-ностей, обычаи, образ поведения. Наиболее глубокие изменения в обществе вызывают революции, в которых участвуют классы, на-роды. Таковы революции 1789-94 гг. во Франции, 1917 г. в Рос-сии, 1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произош-ли и в результате национально-освободительных революций, свер-шившихся в XX в., особенно после второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Революции не только морально оправданны, но и необходимы, если они направлены против отживших порядков, тиранических ре-жимов и т.п. Но неверно, видимо, считать, что только с револю-циями связано развитие общества. Нельзя не учитывать, что ре-волюции всегда очень дорого обходятся: сопровождаются страда-ниями и массовой гибелью людей.
Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику общества, и его динамику, т.е. рассмотрение со-ставляющих его групп, институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и развития.
Проблемы современного информационно-технического общества.
Все то, что уже сказано об обществе и его развитии, дает нам основание рассмотреть проблемы современного этапа эволюции этой глобальной системы. В наши дни этот этап называют по-разному: научно-технической революцией, технологической революци-ей, информационной, компьютерной, телекоммуникационной и т.д. Дело не в терминах, а в существе процесса, происходящего в об-ществе, которое с 70-х гг. XX в. чаще всего называют постин-дустриальным.
Эти дефиниции (определения) относятся в основном к запад-ной и японской цивилизациям, хотя определенные черты подобных процессов просматриваются и в других общественных организмах. Главное здесь - РОСТ ЗНАЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор определя-ли темпы развития мировой цивилизации. Появление в 30-е гг. XX в. теории информации, а затем и кибернетики резко стимули-ровало развитие компьютерной техники и технологии, что позво-лило в корне изменить Производство.
Для философского анализа основное в данном процессе то, что ИЗМЕНИЛОСЬ ПОЛОЖЕНИЕ И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ЕГО ВЗАИМООТ-НОШЕНИЕ С ПРИРОДОЙ И ТЕХНИКОЙ: появились информационное обще-ство и информационный человек, своеобразный коллективный интел-лект обитателей планеты. Кричать "ура!" по этому поводу или не торопиться с восторгами? Во всяком случае не мешает прислушать-ся к высказываниям тех современных мыслителей, которые обеспо-коены нынешним состоянием дел в мировой цивилизации.
Так, Ортега-и-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но и не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян сре-ди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению.
Нобелевский лауреат К.Лоренц еще четверть века назад обо-значил восемь "смертных грехов" цивилизованного человечества, назвав среди них: перенаселенность планеты; опустошение жизнен-ного пространства; безудержный рост производства и потребления; разрыв традиции и вследствие этого глубокое отчуждение между молодым и старым поколениями; научное доктринерство; ядерное оружие.
Все названное заставляет по-новому взглянуть на ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА как интегральный показатель уровня ра-звития общества. При всех поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации в основном жизнь человека не стала безопаснее и сча-стливее, здоровее и благополучнее. Более того, впереди все ощутимее маячит призрак превращения человека в слугу роботизированных компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых, политиков.
Не случайно практически во всех современных цивилизаци-ях набирают силы КОНЦЕПЦИИ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА, сутью которых яв-ляется фанатичное стремление кардинально изменить личность и общество в соответствии с высшими метафизическими представле-ниями и заповедями. Парадокс этого явления состоит еще и в том, что, отвергая многие ценности современного мира - демок-ратию, либерализм, автономию личности и т.д., - фундаментаписты охотно воспринимают и берут на вооружение все технико-те-хнологические достижения компьютерной революции. Они готовы железной рукой загнать человечество в рай, устроенный, по их представлениям, на основе тоталитарной идеологии.
Многие философы, политологи и социологи не без оснований полагают, что фундаментализм сегодня являет собой наибольшую угрозу для развития мирового сообщества.
Рост числа техногенных катастроф, отказ, казалось бы, са-мой надежной космической техники и т.п. заставляют еще раз вернуться к оценке и переоценке системы ценностей современного мира, вспомнить этический принцип "благоговения перед жизнью", сформулированный еще в 1915 г. выдающимся мыслителем и гума-нистом Альбертом Швейцером. Значение этого принципа на рубеже XX-XXI вв. не только не уменьшилось, наоборот, колоссально во-зросло. Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человеку и человечеству, застав-ляют все более и более обращаться к познанию механизмов ста-билизации, обеспечению устойчивого развития, минимизации пре-вращения в действительность возможных непредсказуемых процес-сов и явлений.
В связи с этим вспоминаются знаменитые слова одного из величайших умов XX в. Альберта Эйнштейна. Его как-то спросили: чем будут сражаться люди в третьей мировой войне? Он ответил, что не знает, чем они будут сражаться в третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне сражаться будут дубинами.
При всех успехах науки, техники, технологий главная на-дежда все же связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сегодня - зако-нами истории и закономерностями развития общества, сделать все для того, чтобы предотвратить вселенскую катастрофу.
Подведем итоги. Общество - это сверхсложная система, вклю-ченная в суперсистему Космоса и Земли и обладающая значитель-ной спецификой в своем происхождении, функционировании и раз-витии. Источник ее развития представляет собой единство раз-ных сил - природных, собственно социальных и духовных. Соотно-шение их в ходе истории меняется и никогда не может быть пред-сказано с абсолютной точностью.
Общество - вероятностная система с еще далеко не полностью реализованными потенциальными возможностями и с закономерной непредсказуемостью многих событий. Есть основания полагать, что мировая цивилизация в целом находится на рубеже, когда необхо-димо без промедления решать глобальные проблемы современности и определять новые горизонты развития. Это заставляет по-ново-му взглянуть на процессы взаимодействия культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и экономических конце-пций.
Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех проблем об-щества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование в соответствии с их предназначением и сущно-стью.
Литература:
Барулин В. С. Социальная философия. В 2-х ч. М., 1993. Ч. 1. С. 192-215.
Введение в философию: Учебник для вузов... Ч. 2. С. 416-478.
Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. М., 1995. С. 69-84.
Философия: Учебник для вузов. Ростов-н/Д... С. 305-310, 340-342.
Тема XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Экономическая жизнь общества и ее основные проявления.
Объективные экономические законы. Экономические отноше-ния и экономические интересы.
Взаимодействие объективных и субъективных сторон эконо-мической жизни общества.
На прошлой лекции речь шла об обществе как саморазвивающей-ся социальной системе, об основных сферах его жизни, одной из которых является ЭКОНОМИЧЕСКАЯ. Она представляет собой социаль-ное пространство, на котором осуществляется ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.
различные стороны ее изучаются соответствующими экономичес-кими науками. Однако есть целый ряд вопросов, мимо которых не мо-жет пройти социальная философия. Это прежде всего вопросы о том:
как соотносятся между собой общество в целом и его эконо-мическая жизнь и как влияет она на развитие общества;
каковы источники развития самой экономической жизни и ее основные проявления;
каково соотношение ее объективных и субъективных сторон;
что представляет собой экономическое сознание и как оно воздействует на экономическую жизнь общества;
как соотносятся существующие в обществе экономические от-ношения и экономические интересы людей,
как взаимодействуют между собой экономические интересы различных социальных групп, отдельных людей и общества;
насколько возможно сознательное, в т.ч. научное, воздейст-вие на экономическую жизнь общества, ее развитие;
соотношение эволюции экономической жизни общества и эко-номических реформ, роль государства в них.
Все эти и многие другие проблемы имеют не только экономиче-ский, но и СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ характер, касаются существова-ния общества как целостной социальной системы. Рассмотрим их не-много подробнее.
Экономическая жизнь общества и ее основные проявления.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРОИЗ-ВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ОБМЕН И ПОТРЕБЛЕНИЕ РАЗНОГО РОДА ПРЕДМЕ-ТОВ И УСЛУГ. Это могут быть материальные блага, в т.ч. предметы питания, одежда, жилище, различные виды транспорта и связи или же такие виды услуг, как здравоохранение и образование.
Это могут быть и духовные ценности, в т.ч. предметы искус-ства, науки, образования и т.д. В их ПРОИЗВОДСТВО вкладываются те или иные материалы, имеющие свою стоимость, а также орудия труда и оборудование, в т.ч. самые совершенные, например, при печатании книг, журналов и газет. Поэтому нередко они выступа-ют в форме товара со всеми присущими ему свойствами. Правда, это товар особого рода, содержание которого воплощено в художествен-ных образах, научных теориях, чувствах и мыслях людей.
В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, природные материалы преобразуются, им придаются свой-ства, благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные потребности людей. При этом человек материалу природы противос-тоит как сила одновременно И ПРИРОДНАЯ, И СОЦИАЛЬНАЯ, что ярко отражается в специфике воздействия людей на природу и свойствах производимых ими предметов и услуг.
решающее значение имеет СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП того или иного спо-соба производства. Его определяют существующие отношения СОБСТ-ВЕННОСТИ на средства производства и его продукты. Созданными предметами и услугами в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятся средства про-изводства.
В этом главным образом проявляется взаимодействие, с одной стороны, производства, а с другой, - распределения и потребления создаваемых предметов и услуг. В свою очередь, отношения распре-деления и само потребление людьми предметов и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдер-живать его развитие. Так, например, существенную роль в развитии производства во всех развитых странах играет принцип РАСПРЕДЕЛЕ-НИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ТРУДА, применяемый по отношению к наемным рабочим и служащим. Им хорошо платят за повышение произ-водительности труда, за творческое влияние на производственный процесс. Это повышает материальную заинтересованность работников.
Напротив, УРАВНИТЕЛЬНЫЙ принцип распределения не порождает таких мотивов и по сути оставляет невостребованными творческие способности рабочих и служащих.
ПОТРЕБЛЕНИЕ является основополагающим стимулом развития про-изводства, влияет на рост его масштабов, развитие отраслей, в т.ч. сельского хозяйства, легкой промышленности, машиностроения, транспорта, связи и т.д. К тому же надо иметь ввиду не только ЛИЧНОЕ, но и ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ (нефти, газа, электроэнергии и т.д.) потребление, необходимое для существования самого производственного процесса.
Экономическая жизнь общества проявляется также в ОТНОШЕНИ-ЯХ ОБМЕНА деятельностью, товарами и услугами между людьми. В ос-нове его лежит закрепленное отношениями собственности обществен-ное разделение труда, как оно сложилось в ту или иную историчес-кую эпоху. Так, например, предприниматель-собственник автомобиль-ного завода обменивает свои изделия на электроэнергию, сталь, другие товары, чтобы продолжить производство, а также на продук-ты питания, одежду, жилище, транспорт, чтобы удовлетворить пот-ребности личные и членов своей семьи. Точно также крестьянин об-менивает продукты земледелия или животноводства на тракторы, ко-мбайны, сельскохозяйственное оборудование и т.д. Обмениваются обычно в товарной форме, но иногда и в форме т.н. бартерных сде-лок (прямой продуктообмен).
В данном случае продуктами (товарами) по сути дела обмени-ваются между собой различные товаропроизводители и, следователь-но, их способности. Более наглядно это проявляется при обмене услугами. Скажем, врач профессионально служит разным людям, ока-зывая им медицинскую помощь. В то же время сам он пользуется ус-лугами портного, который шьет ему костюм, учителя, который учит его детей, адвоката, ведущего его дело, и т.д. Обмен продуктами производственной деятельности и услугами опосредует связь между производством и потреблением и тем самым играет существенную роль в экономической жизни общества.
Все ее проявления, а именно производство разного рода пред-метов и услуг, их распределение, обмен и потребление (личное и производственное) тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Их связи и взаимодействия носят порой сложный и противоречивый характер. Вместе с тем объективные противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением являются движущей силой развития всей экономической жизни общества.
Развитие общества и его экономической жизни тесно взаимосвя-заны. Они соотносятся между собой как ЦЕЛОЕ И ЕГО ЧАСТЬ. Послед-няя существует и проявляет себя в рамках единого целого. Эконо-мика испытывает на себе воздействие всех сторон общественной жиз-ни, в т.ч. сложившейся социально-классовой структуры общества, его политической и духовной сфер. В свою очередь экономическая жизнь общества и прежде всего способ общественного производства существенно и в ряде случаев решающе влияют на функционирование и развитие общества в целом.
Последнее влияние настолько глубоко и очевидно, что многие мыслители считают способ общественного производства основой су-ществования и развития всего общества. Свои выводы они подтверж-дают довольно вескими аргументами:
без постоянного производства материальных благ существо-вание общества невозможно;
способ производства, прежде всего сложившиеся отношения собственности и разделение труда определяют появление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социаль-но-классовую структуру;
способ производства во многом обусловливает развитие по-литической сферы жизни общества. Как правило, в ней доминируют экономически господствующие классы и социальные группы. Они оп-ределяют работу государственного аппарата, содержание и направ-ление деятельности многих политических партий и в конечном сче-те всей политической жизни,
в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества, в т.ч. здания для функционирования учреждений духовной культуры - библиотеки, му-зеи, театры и т.д., полиграфическое оборудование, бумага, крас-ки для печатания книг, журналов и газет, музыкальные инструмен-ты и многое другое.
Как видим, вывод о значительной роли способа производства в развитии общества достаточно обоснован. На это указывал Макс Вебер (1864-1920), когда говорил об экономической теории К. Марк-са и отмечал необходимость ее очистки от многих догматических наслоений его последователей. К тому же он советовал учитывать роль в развитии общества других факторов, например, политичес-ких, моральных, религиозных. Роль последних Вебер подчеркивал особенно. Обо всем этом говорилось в начале века и справедливо по сей день.
Экономические потребности людей и потребности развития са-мого производства являются наиболее глубокими источниками зарож-дения и становления всей экономической жизни общества. Мы уже частично упоминали об этом. Здесь, выделяя главное, можно ска-зать, что социальные потребности выступают как проявления соци-альной (того, что необходимо людям в их общественной жизни), экономические же потребности как проявления экономической необхо-димости. Таковы потребности в пище, одежде, тепле, жилище, сред-ствах передвижения и т.д. Одни из них имеют биосоциальный характер, как, например, потребности в пище и тепле, другие - чисто социальный - потребнос-ти в модной одежде, современном автомобиле, телевизоре и т.п. Но все эти потребности выступают в СОЦИАЛЬНОЙ ФОРМЕ, в т.ч. и те, которые удовлетворяются с помощью по-человечески приготов-ленной пищи и построенного жилища и содержат в себе атрибуты культуры того или иного народа. Данные материальные потребности выступают одновременно и как ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, потому что в процес-се производства удовлетворяются в рамках экономических отноше-ний между людьми.
Все эти потребности вызывают к жизни, поддерживают и стиму-лируют производство тех или иных продуктов и услуг. Нет потреб-ностей - нет и производства. Причем, круг потребностей постоян-но расширяется. К тому же они развиваются качественно. В этой связи говорят О ЗАКОНЕ ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, т.е. их постоян-ном совершенствовании. Нельзя забывать и о потребностях функцио-нирования самого производства - потребностях в источниках энер-гии, сырье, материалах и т.д. Таким образом, социально-экономи-ческие потребности выступают как источники развития производства, его постоянные основные стимулы.
Остается добавить, что сами потребности, не только общест-венные, но и личные, развиваются под влиянием производства раз-личных предметов и услуг. Таковы, например, потребности людей во многих продуктах питания, современной одежде, бытовых прибо-рах, холодильниках, телевизорах и т.д. Воздействуя на формирова-ние этих потребностей, производство создает важнейшее условие для своего устойчивого развития.
Такова диалектика взаимодействия экономических потребностей, производства и потребления как одно из проявлений экономической жизни общества.
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ИМЕЕТ ДВЕ СТОРОНЫ: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИ-ЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Их роль и характер взаимодейст-вия всесторонне раскрываются в марксизме, хотя вопрос о роли производительных сил в развитии общества ставился и решался неко-торыми мыслителями еще до появления марксистской теории. Так, соотечественник Маркса, которого называют основоположником немец-кой экономической мысли, Фридрих Лист (1789-1846) указывал на ре-шающую роль производительных сил в развитии экономики того или иного общества, на его способность производить материальные блага и услуги и постоянно совершенствовать эту способность. Это зву-чит весьма актуально и в наше время. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА - это прежде всего применяемые в производстве орудия труда (современная техника, а также используемые в нем технологии, транспорт, производственные помещения), предметы труда и т.д. Они представляют собой веществен-ную сторону производительных сил, с помощью которой люди воздей-ствуют на природу, перерабатывая ее материал для удовлетворения своих потребностей.
Другую сторону производительных сил олицетворяют сами люди как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта. Они постоянно совершенствуют ее с целью повышения эффективности производства. При этом люди вступают между собой в производствен-но-экономические отношения. В своем единстве производительные силы и производственные отношения образуют СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, составляющий основу и главное содержание экономической жизни об-щества.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ людей также имеют свою структу-ру. В их составе можно выделить такие элементы, как отношения собственности, обмена деятельностью и распределения создаваемых в производстве различных предметов и услуг, при ведущей роли от-ношений собственности на средства производства. От них зависят отношения обмена деятельностью, прежде всего то, кто и какие функции выполняет в процессе производства, а также величина и способ получения людьми своей доли от произведенного продукта в рамках существующих отношений его распределения.
Производительные силы общества и существующие в нем произ-водственные отношения диалектически взаимодействуют друг с дру-гом. Производительные силы объективно требуют вполне определен-ных производственных отношений, которые бы соответствовали их уровню и характеру и тем самым обеспечивали бы условия для их развития и эффективного использования.
Если производственные отношения не отвечают определенным требованиям, они рано или поздно отмирают. Появляются другие производственные отношения, которые соответствуют таким требо-ваниям и способствуют эффективному использованию и развитию про-изводительных сил, т.е. орудий труда, личных способностей работ-ников и т.д. Это могут быть более совершенные отношения собст-венности, обмена деятельностью и распределения.
В этом заключается диалектика взаимодействия производитель-ных сил и производственных отношений. Маркс выразил ее в форме ЗАКОНА СООТВЕТСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ УРОВНЮ И ХАРАК-ТЕРУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ. Существование этого закона, равно как и учение Маркса о способе производства и его роли в жизни общества, признаются многими современными экономистами и филосо-фами. Это учение представляет собой важное достижение экономиче-ской и социально-философской мысли и служит для объяснения мно-гих явлений экономической жизни общества и современного истори-ческого процесса.
Объективные экономические законы. Экономические отношения и экономические интересы.
Развитие экономической жизни общества и прежде всего способа производства подчиняется определенным объек-тивным законам, что, конечно, не исключает действия в сфере эко-номики случайностей. Об одном из них мы только что говорили. Лю-бой объективный закон представляется как НЕОБХОДИМАЯ, СУЩЕСТВЕН-НАЯ И ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ СВЯЗЬ между явлениями природы и общества. Такая связь существует между многими экономическими явлениями, например, между ценой товара и количеством труда, затраченного на его производство, между общественно необходимым рабочим и сво-бодным временем, производством и потреблением, спросом и предло-жением и т.д. Данные закономерные связи складываются ОБЪЕКТИВНО, т.е. независимо от сознания и воли людей. В этом и заключается их объективный характер.
Можно назвать такие ОБЪЕКТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, как закон стоимости, закон ценообразования, закон экономии времени, законы капиталистического накопления и общественного воспроизвод-ства. Все эти и другие экономические законы выражают глубинные объективные связи между экономическими процессами и проявляются как ГОСПОДСТВУЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ развития экономики.
Соблюдение этих тенденций, т.е. глубинных связей экономиче-ских явлений, способствует устойчивому развитию экономики. Отсту-пление от них мешает нормальному развитию экономики, разрушает ее. Поэтому необходимо осознавать во всей полноте действие эко-номических законов и в соответствии с ними строить свою экономи-ческую деятельность. Важно, чтобы это осознавалось не только от-дельными предпринимателями и другими участниками общественного производства, но и на государственно уровне.
Большую роль в экономической жизни общества, наряду с зако-нами, играют ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ между людьми. Выше говори-лось о их роли в развитии производительных сил. Следует добавить, что от совершенства экономических отношений зависит не только развитие способа производства, но и социальное равновесие в обще-стве, его стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости, в зависимости от обществен-ной значимости того или иного вида деятельности, ее необходимости для общества, в частности, для реализации экономических ин-тересов людей.
В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ людей непосредственно отражаются их экономические отношения. Так, экономические интересы предпри-нимателя и наемного работника прямо определяются их местом в си-стеме экономических отношений. Интерес одного - получение макси-мальной прибыли, интерес другого - дороже продать свою рабочую силу и получить возможно большую заработную плату. Экономические интересы крестьянина, будь то фермер или член коллективного кре-стьянского хозяйства, также определяются его местом в системе существующих экономических отношений. Это же относится к служа-щим - учителям, врачам, ученым, лицам, занятым в учреждениях культуры, и т.д.
Короче говоря, В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ ЛЮДЕЙ ВЫРАЖЕНЫ! ПУ-ТИ И СПОСОБЫ удовлетворения их потребностей.
Так, получение прибыли, в чем заключается экономический ин-терес предпринимателя, есть не что иное, как способ удовлетворе-ния его личных потребностей и потребностей его производственной деятельности. Получение более высокой заработной платы - интерес наемного работника - также есть способ удовлетворения потребнос-тей его самого и его семьи. Как видим, реализация экономических интересов тех или иных субъектов выступает одновременно и как удовлетворение их потребностей оптимальным способом. И этот спо-соб определяется местом каждого из них в системе существующих экономических отношений.
Можно сказать, что взаимодействие экономических интересов составляет основное содержание экономической жизни общества. От-сюда необходимость в выработке принципов оптимального сочетания интересов отдельных людей и социальных групп, их гармонизации. В этом заключается едва ли не основная задача экономической нау-ки и практики.
Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономиче-ской жизни общества.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА предстает как сложное взаимодействие ее объективной и субъективной сторон. Элементов ее объективной стороны мы уже касались. Это прежде все-го объективные потребности и интересы людей, обусловливающие со-держание и направленность их деятельности. Это производительные силы общества и существующие в нем производственные отношения, составляющие в своем единстве способ производства. Это также объ-ективные экономические законы, которым подчиняется развитие спо-соба производства и всей экономической жизни общества.
Все эти и другие факторы, составляющие ОБЪЕКТИВНУЮ СТОРОНУ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, необходимо глубоко осоз-навать и учитывать в своей деятельности. Тем более, что они час-то играют определяющую роль в функционировании и развитии многих экономических явлений. Игнорировать их нельзя. Это ведет к тупи-ковым экономическим ситуациям, кризисным явлениям и разрушитель-ным тенденциям. Напротив, учет объективных факторов развития эко-номической жизни общества способствует принятию реалистических, объективно оправданных решений.
СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА - это проявления сознания людей, их воли, целей, ценностных ориентаций и т.д. Все они отражают восприятия человеком тех или иных эконо-мических явлений и его представления о них и касаются, например, полезности товара, его качества, цены, роли денег, сущности тех или иных финансовых операций и т.д. Подобное отражение данных и других явлений экономической жизни в сознании людей происходит как на уровне их обыденных житейских представлений и взглядов (ОБЫДЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ), так и на уровне различных те-орий, представляющих собой систему логически обоснованных поло-жений (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ). Примерами последне-го могут служить трудовая теория стоимости Адама Смита (1723-1790), теория предельной полезности Эйгена Бем-Баверка (1851-1914), теория прибавочной стоимости Карла Маркса, монетаристская теория Милтона Фридмена (род. в 1912 г.), теория государственно-го регулирования экономики Джона Кейнса (1883-1946) и многие дру-гие теории.
Экономическое сознание проявляется также через ПСИХОЛОГИЮ ЛЮДЕЙ. Она представляет собой ОТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТОВ (будь то от-дельные социальные группы, личности или же большие массы людей) к экономическим явлениям и процессам. Формами его отражения мо-гут быть внутренние побуждения людей к определенным действиям, их стремления и даже инстинкты, а также ценностные ориентации, цели и др. В конечном счете, осознавая те или иные экономические явления и процессы, человек принимает или не принимает их, а то и приспосабливается к ним.
Психологическим факторам экономической жизни общества мно-гие мыслители придавали большое значение. Так, немецкий эконо-мист Густав фон Шмоллер (1838-1917) указывал на большую роль ин-стинкта конкуренции в развитии экономики, а американский эконо-мист Торстейн Веблен (1857-1929) подчеркивал значение в этом инстинктов мастерства и стяжательства. Немецкий философ и экономист Вернер Зомбарт (1863-1941) развивал учение о "хозяйственном духе". Его соотечественник уже знакомый нам Макс Вебер показал влияние религиозного сознания, в том числе религиозной психоло-гии сторонников протестантизма, на развитие капиталистической экономики. О психологических основах экономических отношений пи-сал французский философ и психолог Габриель Тард (1843-1904). На психологические факторы экономической жизни обращали внимание многие русские мыслители, в т.ч. Евгений Валентинович Роберти (1843-1915), Николай Иванович Кареев (1850-1931), Николай Михай-лович Коркунов (1853-1904), Петр Бернгардович Струве (1870-1944), Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919), уроженец Ливен Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) и др.
Многие современные авторы в своих работах указывают на такие характеристики экономической жизни общества, как психологи-ческие мотивы деятельности людей, их психологическая готовность к экономическому риску. Разрабатываются проблемы психологии при-нятия решений, предпринимательской деятельности, экономического накопления и потребления и т.д. Издаются книги "Психология и эко-номическая жизнь", "Психология в бизнесе" и т.п. Все это свиде-тельствует о том, что экономическая психология людей выступает как важное проявление их экономического сознания.
Такова структура экономического сознания людей, которая во-спроизводит содержание и структуру их экономической деятельности и экономических отношений. Все указанные выше элементы экономи-ческого сознания взаимодействуют между собой, образуя некое цело-стное явление. Значение его постоянно возрастает, ибо существует необходимость сознательного воздействия людей на различные эко-номические явления и процессы.
Сознательное воздействие на экономические процессы есть про-явление РАЦИОНАЛЬНОСТИ, интеллектуального начала в экономической жизни общества. В наше время растет роль НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, то есть разумного воздействия на экономические процессы. Разуме-ется, это не означает игнорирования психологических факторов.
В рациональном воздействии на экономические процессы боль-шую роль может играть государство, возможности которого определя-ются наличием соответствующих рычагов власти. Речь идет не о де-тальной регламентации экономической жизни общества с его стороны, а прежде всего о создании необходимых условий для успешного раз-вития общественного производства. К этим условиям следует отнес-ти: внедрение в производство результатов современного научно-те-хнического прогресса; создание необходимых пропорций между отраслями экономики, в т.ч. путем ее структурной перестройки; выде-ление приоритетных направлений экономического развития; осущест-вление эффективной налоговой политики; совершенствование финан-совых механизмов функционирования экономики и т.д.
Созданию этих условий может способствовать, в частности, государственная научно-техническая, инвестиционная и финансовая политика. Такой опыт есть. В целом ряде капиталистических стран, в т.ч. в США, с успехом применялось учение Джона Кейнса о госу-дарственном регулировании экономики. Его сторонников немало в других государствах. На этом поприще может проявить себя и Рос-сия.
Эволюция экономической жизни общества не исключает возмож-ности структурной перестройки экономики, коренных изменений в области отношений собственности на средства производства, денеж-ной и финансовой системы и др. реформ в той или иной стране. При этом реформаторам важно осознавать то, что в развитии экономики работает на перспективу, понимать текущие и долговременные инте-ресы различных социальных групп общества, а также ближайшие и отдаленные последствия предпринимаемых действий. В этом деле одинаково вредны как консерватизм, т.е. стремление сохранить ус-таревшие формы экономических отношений, так и бездумный радикализм - стремление уничтожить все старое ради построения нового.