Рефераты

Философия и ее роль в жизни общества

p align="left">Но та модель социализма, которая претворилась в жизнь в XX в., как небо от земли, оказалась далекой от этих целей и иде-алов. Ликвидация эксплуататорских классов отнюдь не привела к социальному раскрепощению трудящихся. Свергнутые классы были за-менены партийно-административной элитой, которая в своем реаль-ном отношении к народу оказалась не менее, а более жестоким эк-сплуататором, чем буржуазия и помещики. Общественная собствен-ность, превратившись в государственную, привела на деле к колос-сальному отчуждению трудящихся от собственности, в зародыше уни-чтожив развитие любого экономического интереса.

государство диктатуры пролетариата, а затем общенародное государство оказалось равнодушным к реальным интересам людей, бо-лее того, их противником, автором и исполнителем репрессий, ана-логов которым история вообще не знает. Коммунистическая идеоло-гия на этом фоне стала самой разнузданной демагогией, идеологи-ческим средством манипуляции массами, средством их обмана.

Но, пожалуй, самый главный порок модели социализма XX в. -ее коренное неприятие человека, его интересов. Она ориентирова-лась на интересы классов, но, строго говоря, речь шла не о них. Разговоры о классовом интересе лишь прикрывали интересы самой тоталитарной системы.

Все это привело к тому, что реальная история социализма в XX в. стала историей парадоксов и противоречий: передовая идео-логия и цинизм политической практики, военная мощь и нищета на-рода, геополитические амбиции и внутренняя пустота, разговоры о человеке и его реальное бесправие и т.д. Все это накапливалось, обострялось и завершилось закономерным крахом.

Следует отметить, что при всех отступлениях, "откатах", ко-торые были прежде в истории и которые сопровождали историческое становление новых общественных форм, развала такого масштаба, такой интенсивности, такого тотального отрицания определенных форм жизни история еще не знала.

Что же сыграло роль главной пружины в этом развале социа-лизма? В контексте нашей лекции можно выделить два момента:

во-первых, это отказ от сути самой идеи социализма - безус-ловный приоритет человека в обществе во всех измерениях его бы-тия. Как раз человек, его интерес оказались самым мелким и не-существенным фактором в этом социализме;

во-вторых, реальный социализм XX в. заимствовал самые низ-менные черты прошлых обществ: эксплуатацию людей, политическое изуверство, лицемерие, демагогию и обман, обеспечение комфорт-ной жизни для избранной политической элиты и т.д. и т.п. Короче говоря, все те пороки, которые свойственны рабству, феодализму и капитализму в его начальных и диких формах, возродились в ис-тории социалистических стран.

Именно в силу названных причин социализм XX в. не выдержал испытания исторической реальностью и развалился под гнетом соб-ственных неустранимых противоречий.

Однако вернемся к основному вопросу: кому принадлежит XX в., по чьему сценарию развертывалась его история?

Сегодня представляется, что ставить вопрос просто об аль-тернативе "капитализм-социализм" недостаточно, поскольку эти понятия уже не вполне адекватны тем реалиям, которые они обычно обозначают. Поэтому и противопоставление их в качестве основной движущей силы XX в. в данном случае не годится. Здесь нужен иной категориально-понятийный строй мышления.

По мнению современных философов, основное течение истории XX в. определяет развитие цивилизации, той цивилизации, приори-тетом для которой является человек, которая включает в себя вы-сокий уровень его труда, созидания, развитие его потребностей и их удовлетворение, социальную гармонию, полноту политических прав, гарантию от экологических, атомных катастроф и, пожалуй, самое главное - свободу человека в ее экстенсивном и интенсивном проявлении.

В XX в. развитие капиталистического мира было более полным и адекватным выражению общечеловеческого содержания мировой ци-вилизации. Что же касается драматической судьбы мирового социа-лизма, то он в своей реальной практике отошел от ценностей ци-вилизации, а потому и потерпел историческое поражение. Лишь сей-час народы бывших социалистических стран с трудом ищут дорогу к этим ценностям.

Литература:

Барулин В. С. Социальная философия. Ч. 1: Учебник. М., 1993. Главы VIII, IX и X.

Введение в философию: Учебник для вузов. Ч. 2. М., 1989. Гл. XVIII и Заключение.

Конспект лекций по курсу "Философия". М., 1991. Лекция 11.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. Гл. V. разд. 5.

Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. М„ 1995. Гл. 9.

Волчек Е. З. Философия: Учеб. пособие. Минск, 1995 главы 16, 17, 20, 22.

Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской Философии. Ч. 1. СПб, 1994. Лекция 8. Разд. 2.

Философия: Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1995. Гл. XIV.

Тема XIX. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Гносеология как философская дисциплина. Ее база и цель.

Основные формы познания и учение об истине.

Состав, структура и динамика знания.

Гносеология как Философская дисциплина. Ее база и цель.

Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бы-тие.

ЗНАНИЕ - объективная реальность, данная в сознании чело-века, который в своей деятельности отражает, идеально воспро-изводит объективно закономерные связи реального мира.

ПОЗНАНИЕ - обусловленный прежде всего общественно-истори-ческой практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это та-кое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его во-зможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, ис-следуются условия достоверного знания, критерии его истиннос-ти, формы и уровни и т.д.

Термин "гносеология" в современной литературе употребля-ется в двух основных значениях:

1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях по-знавательной деятельности человека, о "знании вообще", незави-симо от его форм и видов;

2) как философская концепция, предметом исследования кото-рой является научное познание в его специфических характерис-тиках.

Теория познания (в обоих значениях этого термина) тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология -учение о бытии и диалектика - учение о всеобщих законах разви-тия бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания являет-ся человек, постольку гносеология широко использует данные фи-лософской антропологии, социологии и других наук. Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносео-логия постепенно преобразуется в подлинное социально-гумани-тарное исследование.

При изучении личности познающего субъекта теория позна-ния опирается на данные психологии, физиологии, медицины. Богатый материал для обобщающих выводов ей поставляют матема-тика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в сово-купности всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и др. При осмыслении этого материала недопустимо как недооценивать (а тем более полностью игнорировать), так и аб-солютизировать какой-либо один из источников. Так, строить теорию познания только и исключительно на основе анализа мате-матического (Декарт) или естественнонаучного знания (логический позитивизм) - значит поступать односторонне и, следователь-но, ошибочно.

История познания показывает, что знания всегда обусловле-ны потребностями общества, прежде всего запросами материально-го производства и практики. Поэтому на каждом из этапов обще-ственного развития они впитывают в себя все то новое, что при-носит с собой каждый из них и приобретают специфический облик. Так, содержание гносеологических представлений конца XX в. оп-ределяется особенностями информационного общества и, в частно-сти, опирается на данные т.н. "постнеклассической" науки.

Для этого этапа характерны: изменение объектов исследова-ния (ими все чаще становятся целостные, саморазвивающиеся "человеко-размерные" системы), широкое распространение идей и ме-тодов синергетики - науки о таких системах; методологический плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом поз-нания; соединение объективного мира и мира человека; внедрение времени во вое науки, их глубокая диалектизация и др.

Что касается МЕТОДОВ, с помощью которых гносеология иссле-дует свой предмет, то она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в дан-ной познавательной ситуации. Это прежде всего философские ме-тоды - диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то, что называют общенаучной методологией - систем-ный, структурно-функциональный, вероятностный и др. подходы.

Это общелогические методы - анализ, синтез, индукция, де-дукция, аналогия и др. Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных наук (и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом ее специфики.

Все названные и другие методы в гносеологических исследо-ваниях используются в тесном единстве и динамичном взаимодействии.

ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала це-нтральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности. С введением практики в теорию познания выяснилось, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действу-ют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенап-равленно воздействует на окружающую его действительность, пре-образует и в ходе этих изменений познает ее. Практика и поз-нание - две взаимосвязанные стороны единого исторического про-цесса. Это целостная система совокупной материальной деятель-ности человечества. Важнейшие ФОРМЫ ПРАКТИКИ:

материальное производство (труд), преобразование приро-ды, естественного бытия людей;

социальные действия - преобразование общественного бы-тия, изменение существующих социальных отношений определенны-ми "массовыми силами" (революции, реформы, войны и т.п.);

научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойст-ва объективного мира.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ: 1. Практика является ИСТОЧНИКОМ ПОЗНАНИЯ потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В час-тности, математические знания возникли из необходимости изме-рять земельные участки, вычислять площади, объемы, определять время и т.д. Астрономия была востребована запросами торговли и мореплавания и т.п. Однако не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются не-посредственно "по заказу" практики.

2. Практика выступает как ОСНОВА ПОЗНАНИЯ, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени по-знания от его начала и до его конца. Весь познавательный про-цесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, в конечном счете обусловливается задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определен-ные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений.

Практика служит основой познания и в том смысле, что обе-спечивает его техническими средствами - приборами, оборудова-нием и т.п., без которых оно не может быть успешным.

3. Практика опосредованно является ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания в конечном счете возвращаются в практику и активно влияют на ее развитие. Человек должен не только познавать и объяснять мир, но и использовать полученные знания для удовле-творения своих материальных и духовных потребностей, для соз-дания полноценной жизни людей.

4. Практика представляет собой решающий КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, т.е. позволяет отделять истинные знания от заблуждений (об этом - ниже).

Открытие практической обусловленности человеческого позна-ния позволило выявить диалектику познавательного процесса. Ока-залось, что познание нельзя рассматривать как нечто готовое, застывшее, неизменное. Следует выяснять, как из незнания появ-ляется знание, как в ходе практики неполное, неточное знание трансформируется в более полное, точное, глубокое и совершен-ное.

Основные Формы познания и учение об истине.

Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений из одной только сферы - научной, в т.ч. из "высокоразвитого естествозна-ния".

Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т.д. и представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т.п. Сфера обыденного познания вклю-чает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убе-ждения, предчувствия и пр.

Одна из исторически первых форм - ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой, спортивной, актерской и др.) индивид ак-тивно познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую любознательность детей, формируют их духовный мир, дают опре-деленные знания, вырабатывают навыки общения и т.п.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человече-ства, играло МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика - в фанта-стическом отражении реальности, в бессознательно-художествен-ной переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания о природе, ко-смосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д.

В рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно спе-циально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру лю-бого произведения искусства всегда в той или иной форме вклю-чаются определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т.д.

К древним формам познания, генетически связанным с мифоло-гией, следует отнести также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции). Здесь же отметим, что если для ре-лигиозного познания характерно соединение эмоционального отно-шения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность науч-ной и философской форм познания - рациональность, которая эмо-ции и веру содержит в качестве подчиненных моментов.

ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести по самым различным основаниям (критериям). Выделяют, например, знания рациональ-ные и эмоциональные, эмпирические и теоретические, фундамен-тальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно-научные и гуманитарные и т.п. Некоторые из этих форм знания мы рассмотрим на следующей лекции.

Непосредственная цель познания в любой его форме - ИСТИ-НА. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоян-ный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания - заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на которой мы и остановимся.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Нап-ример, заблуждением в целом является "теоретическая астроло-гия", хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной астрономии, но в целом это область ис-тинного знания, подтвержденная наблюдениями.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, напри-мер, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Среди пос-ледних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. ( о них - ниже).

Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного ис-кажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим пе-редачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблужде-ние - характеристика знания, то ошибка - результат неправиль-ных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или диалектической) и фактические, обусловленные нез-нанием предмета, реального положения дел и т.п.

Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления заблуждений - из-менение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углуб-ление знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода "проб и ошибок" (К. Поппер).

ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПА-ДАЮЩЕЕ С НИМ. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Достиже-ние истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?

Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обус-ловленность реальной действительностью, практикой и независи-мость содержания истинного знания от отдельных людей (как, на-пример, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъектив-на по форме: ее познают люди и выражают в определенных поняти-ях, законах, категориях и т.п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона нау-ки оно было открыто И. Ньютоном.

ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постиже-ния объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характерис-тики объективной истины как процесса применяются категории аб-солютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и от-носительного (отражающей изменчивое, преходящее).

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания челове-ком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, мо-ментов имеет свою специфику.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действитель-ности в целом - гносеологический идеал, который никогда не бу-дет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смер-тны" и т.д. Это т.н. вечные истины, знания об отдельных сторо-нах предметов.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания скла-дывается из суммы относительных, но не путем механического сое-динения готовых истин, а в процессе творческого развития позна-ния на основе практики.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его уг-лубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классичес-кая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, "истина" о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность исти-ны заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения аб-солютного и относительного моментов в истине. ДОГМАТИЗМ преу-величивает значение устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ - изменчи-вой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ - ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ. Это значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и т.п.) всегда определя-ется в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, ко-торые познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игно-рирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

По вопросу О КРИТЕРИИ ИСТИНЫ в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве такого крите-рия выдвигались: общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успе-ху - прагматизм (от греч. прагма - дело, действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от лат. конвенцио - договор, соглашение); то, во что люди сильно ве-рят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т.д. Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не вы-ходили за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеоб-щность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики.

Проверка знания "на истину" практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ ОД-НОВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛЕН И НЕОПРЕДЕЛЕН, АБСОЛЮТЕН И ОТНОСИТЕЛЕН. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, со-вершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо ЕДИН-СТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ, которое есть коренной принцип философ-ской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт познавательного про-цесса.

Состав, структура и динамика знания.

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные вы-воды. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные дан-ные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагру-жены, регулируются разумом.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты всемирной истории", а не только биоло-гической эволюции. Органы чувств - это единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать сведения об ок-ружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной дея-тельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объ-ективного мира.

ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании челове-ка отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зритель-ные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в качестве компо-нента более сложного образа - восприятия. ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует не-посредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплыв-чатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем со-вершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики актив-ный процесс обобщенного и опосредованного отражения действи-тельности, обеспечивающий на основе чувственных данных раскры-тие ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как оп-ределенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химиче-ские формулы и т.п.).

Мышление человека - не чисто его природное свойство, а вы-работанная в ходе истории функция социального субъекта. Поэто-му мышление, его формы, принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием практики.

Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК - исходный уровень мышления, на котором опериро-вание абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, за-данного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последова-тельно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь созна-тельно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление.

Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рас-судок - это обыденное, повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная ло-гика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не на его содержание.

РАЗУМ (диалектическое мышление) - высший уровень рацио-нального познания, для которого прежде всего характерны твор-ческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоре-чия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Глав-ная задача разума - объединение многообразного, вплоть до син-теза противоположностей и выявление коренных причин и движу-щих сил изучаемых явлений.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального позна-ния, такие, как гипотеза, теория и др., на которых остановимся на следующей лекции.

ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закреп-ляются в их определениях. Наиболее общие понятия - это философ-ские категории (материя, качество, противоречие и др.). Поня-тия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы и др.).

СУЖДЕНИЕ - форма мышления, отражающая вещи, явления, про-цессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным пред-ложением, может быть либо истинным (Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел - столица России).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:

Все люди смертны (посылка).

Сократ - человек (обосновывающее знание).

Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, назы-ваемое заключением или следствием).

Важнейшей характеристикой знания является его ДИНАМИКА, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической и т.д.

Литература:

Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

Границы науки: о возможности альтернативных моделей поз-нания. М., 1991.

Диалектика познания. Л., 1988.

Загадка человеческого понимания. М., 1991.

Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

Познание в социальном контексте. М., 1994.

Руткевич М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

Современные теории познания. М., 1992.

Теория познания: В 4 т. М., 1991-1995.

Философия: Учебник для вузов. Ростов-н/Д., 1995.

Тема XX. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Научное познание, его специфика и строение.

Методология научного познания.

Роль науки в развитии техники.

Научное познание, его специфика и строение.

Наука как своеобразная форма познания начала развиваться относительно самостоятельно в эпоху становления капиталистического способа производства (XVI-XVII вв.). Однако самостоятельность не тож-дественная самоизолированности. Наука всегда была связана с практикой, получала от нее все новые и новые импульсы для сво-его развития и, в свою очередь, воздействовала на ход практи-ческой деятельности, опредмечивалась, материализовалась в ней.

НАУКА - это форма духовной деятельности людей, которая производит знания о природе, обществе и о самом познании. Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие объективных законов развития мира. Поэтому наука в целом обра-зует единую, взаимосвязанную, РАЗВИВАЮЩУЮСЯ СИСТЕМУ ЗНАНИЙ О ТАКИХ ЗАКОНАХ.

Вместе с тем, в зависимости от изучения той или иной фор-мы материи, стороны действительности, наука разделяется на множество отраслей знания (чайных наук). Это главный критерий классификации. Используются и другие критерии. В частности, ПО ПРЕДМЕТУ И МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ можно выделить науки о природе - естествознание и обществе - обществознание (гуманитарные, со-циальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Очень своеобразной наукой является современная матема-тика. Отдельную группу составляют технические науки.

В свою очередь каждая группа наук подвергается более де-тальному членению. Так, в состав естественных наук входят ме-ханика, физика, химия, биология и др., каждая из которых под-разделяется на ряд научных дисциплин - физическая химия, био-физика и т.п. Наукой о наиболее общих законах действительнос-ти является философия, которую, как мы выяснили в первой лек-ции, нельзя полностью относить только к науке.

Возьмем еще один критерий: ПО СВОЕЙ УДАЛЕННОСТИ ОТ ПРАК-ТИКИ науки можно разделить на два крупных типа: ФУНДАМЕНТАЛЬ-НЫЕ. где нет прямой ориентации на практику, и ПРИКЛАДНЫЕ - непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Наука как форма познания и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, в который входят исто-рия и логика науки, психология научного творчества, социоло-гия научного знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия науки (об этом - в следую-щей лекции).

При всем этом мы всегда должны помнить, что независимо от критериев и глубины классификации границу между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: 1. Первая и основная задача научного познания, как мы уже выяснили, - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого позна-ния, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным об-разом на существенные свойства предмета и их выражение в сис-теме абстракций. Без этого не может быть науки, ибо само по-нятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного поз-нания - объективная истина, постигаемая преимущественно рацио-нальными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объ-ективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ - характерная черта научного позна-ния.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориен-тирована на практическую воплощенность. Жизненный смысл науч-ного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы пре-двидеть, предвидеть, чтобы практически действовать" - не толь-ко в настоящем, но и в будущем.

4. Научное познание в гносеологическом плане - это слож-ный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, ги-потез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, - искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального ар-сенала - важный показатель научности.

5. В процессе научного познания применяются такие специ-фические материальные средства, как приборы, инструменты, дру-гое т.н. "научное оборудование", зачастую очень сложное и до-рогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в исследо-ваниях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические ме-тоды, диалектика, системный, кибернетический и другие общена-учные приемы и методы (об этом - ниже).

6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обо-снованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, ве-роятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь име-ет логико-методологическая подготовка исследователей, их фило-софская культура, умение правильно использовать законы и прин-ципы мышления.

В современной методологии выделяют различные критерии на-учности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как внут-ренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для кри-тики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других фор-мах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими.

СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Долгое время ана-лиз науки и научного познания моделировался по естественно-ма-тематическим методам познания. Его характеристики приписыва-лись науке в целом как таковой, о чем наглядно свидетельство-вал позитивизм. В последние годы резко возрос интерес к соци-альному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социаль-ном познании как одном из своеобразных видов научного позна-ния, то следует иметь ввиду два его аспекта:

1) любое познание в каждой из своих форм всегда социально, потому что представляет собой общественный продукт и детерми-нировано культурно-историческими причинами;

2) один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы - обще-ство в целом или его отдельные стороны: экономику, политику, духовную сферу и др.

При исследовании недопустимо как сведение социальных яв-лений к природным (попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания), так и противопоставление при-родного и социального, вплоть до полного их разрыва. В первом случае социально-гуманитарное знание отождествляется с естест-венно-научным и механически, некритически сводится (редукция) к нему. Это натурализм, выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма и др. Во втором случае налицо противо-поставление естествознания и наук о культуре, сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук ("гуманитаристика").

Оба типа наук - ветви науки как целого, характеризующие-ся единством и различием. Каждая из них, при тесной взаимосвя-зи, имеет свои особенности. Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующем:

1. Его предмет - "мир человека", а не просто вещь как та-ковая. А это значит, что данный предмет имеет субъективное из-мерение, в него включен человек как "автор и исполнитель своей собственной драмы", он же и ее исследователь. Гуманитарное по-знание имеет дело не с реальными вещами и их свойствами, а с отношениями людей. Тут тесно переплетается материальное и иде-альное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п. Здесь сталкиваются интересы и страсти, ставятся и реа-лизуются определенные цели и т.д.

Поскольку общество - деятельность людей, постольку соци-альное познание исследует ее многообразные формы, а не приро-ду. Обнаружение законов этой деятельности есть вместе с тем открытие законов общества и, на этой основе, законов и принци-пов самого познания, мышления.

2. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, спра-ведливого и несправедливого и т.п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.) ценностями. Они определя-ют человечески весомое и культурное значение определенных яв-лений действительности. Таковы, в частности, политические, ми-ровоззренческие, нравственные убеждения человека, его привя-занности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых при этом зна-ний.

3. Характерной чертой социального познания является его преимущественная ориентация на "качественную окраску событий". Здесь явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов в гуманитарных науках намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла, хотя их применение становится все более широким. При этом главное внимание уделяется анализу единично-го, индивидуального, но на обнове общего, закономерного.

4. В социальном познании нельзя пользоваться ни микроско-пом, ни химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техни-ческим оборудованием. Все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его форм, принципов и методов. Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо природа "молчит"), то в гумани-тарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее пол-но выражается в процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир смыслов" другого человека, постижением и ис-толкованием (интерпретацией) его чувств, мыслей и стремлений, Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и происхо-дит в условиях общения людей.

5. В силу указанных выше обстоятельств в социальном позна-нии исключительно важную роль играет "хорошая" философия и вер-ный метод. Их глубокое знание и умелое применение позволяют адекватно постигать сложный, противоречивый, сугубо диалектиче-ский характер социальных явлений и процессов, природу мышления, его форм и принципов, их пронизанность ценностно-мировоззренче-скими компонентами и их влияние на результаты познания, смысло-жизненные ориентации людей, особенности диалога (немыслимого без постановки и разрешения противоречий-проблем) и т.д. Это тем более важно еще и потому, что для социального познания ха-рактерны отсутствие общепризнанных парадигм (ведущее зачастую к "теоретическому анархизму"), подвижность и расплывчатость его эмпирического базиса, сложная природа теоретических обобще-ний (связанная прежде всего с включенностью в них ценностных компонентов и "личных модальностей").

Это вкратце все о предмете и специфике научного познания. Теперь остановимся на ЕГО СТРОЕНИИ.

Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания. Она включает в себя ДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ - эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от дру-га, каждый из них имеет свою специфику. В чем она заключается?

На ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значе-ние. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны сво-их внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эм-пирического познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 Рефераты