Тема IV. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Особенности и принципы религиозно-философского стиля мышления. Мистика и схоластика - два метода средневекового философствования. Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм.
Тема V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.
Философское и космологическое учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Новая методология научного познания ФРЭНСИСА БЭКОНА.
Тема VI. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII вв.)
Реализация идеи автономной философии в XVII в.
Философия французского механистического материализма.
Философия трансцендентального идеализма И. Канта.
Тема VII. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА
Классики немецкого идеализма И. Фихте, Ф. Шеллинг, и Г. Гегель.
Критика гегельянства "слева" (Л. Фейербах. К. Маркс и Ф. Энгельс) и "справа" (Шопенгауер, С. Кьеркегор и Ф. Ницше).
Тема VIII. СОВРЕМЕННАЯ НЕМАРКСИСТСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ - ФИЛОСОФИЯ
Особенности современной немарксистской западноевропейской философии.
"Философия науки" как течение современной философской мысли.
Экзистенциализм - философия существования (антиспиентизм).
Тема IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Особенности и периодизация русской философии.
В. С. Соловьев - основоположник нового религиозного сознания.
"Философия общего дела" Н. Ф. Федорова.
Тема X. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ
Жизненные корни и Философский смысл проблемы бытия.
Судьба проблемы бытия в XX в.
Тема XI. СОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Смысл проблемы сознания. Особенности ее решения на разных этапах ее развития.
Марксистская концепция сознания.
Тема XII. АКТУАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА 61
Проблема человека в истории философии. Его происхождение. Единство в нем биологического и социального.
Сущность и существование человека.
Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
Тема XIII. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА
Исторические Формы и принципы диалектики.
Законы и категории материалистической диалектики.
Метафизика - антипод диалектики.
Тема XIV. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
Понятие общества.
Общество как целостная саморазвивающаяся система.
Проблемы современного информационно-технического общества.
Тема XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Экономическая жизнь общества и ее основные проявления.
Объективные экономические законы. Экономические отношения и экономические интересы.
Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества.
Тема XVIII. РАЗВИТИЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В XX ВЕКЕ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Человечество как субъект истории.
Экономические, социальные и политические процессы в XX в.
Глобализация общественной жизни в XX в.
Капитализм и социализм - основные тенденции XX в.
Тема XIX. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Гносеология как Философская дисциплина. Ее база и цель.
Основные Формы познания и учение об истине.
Состав, структура и динамика знания.
Тема XX. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Научное познание, его специфика и строение.
Методология научного познания.
Роль науки в развитии техники.
Тема XXI. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И НАУКИ
Философские проблемы технического прогресса. Его плюсы и минусы.
Человеческий разум и наука.
Философия современного научно-технического развития.
Тема XXI. СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ЕЕ проблемы и перспективы
Специфика мировой ситуации конца XX в.
Основные глобальные проблемы современности. Предпосылки их преодоления.
Возможно ли предвидеть будущее? Тема I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1. Понятие мировоззрения. Его исторические типы.
2. Философия в системе культуры. Функции философии.
3. Основной вопрос философии. Понятие материи.
Понятие мировоззрения. Его исторические типы.
Мировоззре-ние как понятие настолько часто используется в устной речи, что мы или не обращаем на него внимания, или усматриваем в нем систему взглядов на мир. Так что же на самом деле означает слово "мировоззрение"?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК. НОРМ И УСТАНОВОК, ОПРЕДЕЛЯЛО ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ ОРИЕНТИРОВ И РЕГУЛЯТОРОВ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ.
Мировоззрение - сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных компонентов: мироощущения и миропонимания.
МИРООЩУЩЕНИЕ - это отношение человека к окружающей дей-ствительности, которое обнаруживается в его настроениях, чув-ствах и действиях. Оно отражает эмоционально-психическую сто-рону мировоззрения и в нем сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные осо-бенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья и т.д.
МИРОПОНИМАНИЕ - это то или иное понимание мира, действи-тельности, система взглядов, идей. Оно отражает познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и представляет собой лишь его понятийный, интеллектуальный аспект. Это хладнокров-ная работа ума, система нейтральных знаний, бесстрастных оце-нок, рассудительных действий.
Оба эти "полюса" в ткани мировоззрения органически взаи-мосвязаны, взаимообусловлены. Эмоции присутствуют даже в са-мых зрелых по мысли формах мировоззрения. Однако вернемся к миропониманию.
В зависимости от степени познавательной глубины, логиче-ской последовательности, интеллектуальной силы аргументов раз-личают ДВА УРОВНЯ МИРОПОНИМАНИЯ: повседневно-практический и теоретический.
ПОВСЕДНЕВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ, ЖИТЕЙСКОЕ миропонимание неред-ко называют "ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИЕЙ", потому что оно ОСНОВАНО НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ, обширном и многообразном повседневном опы-те. В этом его "плюсы" и "минусы". "Плюсы" сводятся к тому, что житейское миропонимание является массовым и реально "работающим" сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия.
"Минусы" сводятся, во-первых, к тому, что житейское ми-ропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихий-ный характер, не отличается глубокой продуманностью, система-тичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне наблю-дается множество предрассудков, слабая защищенность от ошибок, подверженность влиянию нездоровых настроений (национальных и др.), современных "мифов" (например, вульгарно трактуемого ра-венства), отсутствие логики, превалирование эмоций (демагогия), дефицит здравого смысла. Все это составляет питательную почву для деятельности отдельных социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели.
"Минусы" сводятся, во-вторых, к тому, что житейское миро-понимание пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.
Соотношение жизненно-практического и теоретического уров-ней мировоззрения в определенной мере прослеживается в истори-ческой последовательности. В данном случае можно сказать, что "жизненная философия" в наиболее общем виде проявляется в ми-фологии и религии. А это значит, что мифология и религия пред-шествуют философии.
Исторически первым типом мировоззрения является МИФОЛОГИЯ. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пы-талось ответить на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Особое место в мифах зани-мал прогресс в жизнедеятельности человека: добывании огня, изо-бретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких живот-ных.
Мировоззренческие вопросы в мифологии в основном решались генетически: научное объяснение процесса происхождения мира за-меняли рассказы о том, кто кого породил. Так, в "Теогонии" Гесиода, "Илиаде" и "Одиссее" Гомера - наиболее полном собрании древнегреческих мифов - вечный, безграничный, темный Хаос дал жизнь всему миру и бессмертным Богам, в т.ч. Земле и ее богине - Гее. Земля стала матерью Неба, Гор и Моря и т.д. Анало-гичная схема встречается в мифологии других народов мира.
Мифология играла огромную роль в жизни людей. Она уста-навливала гармонию между миром и человеком, природой и обще-ством, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивала внутреннее согласие человеческой жизни, удовлетворяла ее ду-ховные потребности. Поэтому содержание мифов первобытному че-ловеку представлялось в высшей степени реальным, заслуживаю-щим абсолютного доверия.
На ранней стадии развития человечества мифология не была единственным историческим типом мировоззрения. В этот же пе-риод существовала и РЕЛИГИЯ, которая с содержательной сторо-ны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, сос-тавляла с мифологией единое целое. Нельзя было утверждать, что одни сказания, предания "религиозны", а другие - "мифологичны". Однако религия отличалась от мифологии. Ее специфика обусловливалась КУЛЬТОВОЙ СИСТЕМОЙ, включавшей в себя обрядо-вые действия, направленные на установление определенных отно-шений со сверхъестественным. Поэтому всякий миф становился религиозным в той мере, в какой он включался в культовую сис-тему, выступал в качестве ее содержательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую си-стему, приобретали характер ВЕРОУЧЕНИЯ, основная функция кото-рого состояла в том, чтобы избавить человека от земных, исто-рически изменчивых, преходящих аспектов бытия, возвысить его до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявлялось в придании религиозным нормам, ценностям и идеалам характера неизменного, не зависящего от повседневно-сти, социальных институтов и т.д. Религия, таким образом, придавала смысл и значение, а, значит, и устойчивость челове-ческому бытию, помогала людям преодолевать житейские труднос-ти.
По мере развития человеческого общества, совершенствова-ния познавательного аппарата появилась потребность в новой форме решения мировоззренческих проблем, основанной уже не на образах и символах, а на Логосе - разуме, т.е. на мышле-нии. А это уже другой, более высокий уровень миропонимания - теоретический, а, следовательно, и новый исторический тип ос-мысления действительности - ФИЛОСОФИЯ.
В отличие от религиозного мировоззрения с его преимуще-ственным вниманием к превосходящим человека силам природы и существам, Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразила нараставшую в обществе жажду научного знания мира и человека. На ранней стадии развития она выступила как поиск мирской мудрости. Поэтому, видимо, термин "философия" в переводе с греческого языка означает ЛЮ-БОВЬ К МУДРОСТИ (филео - люблю, тсофия - мудрость). Слово "фи-лософ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской культуре - Платон.
Первоначально понятие "философия", по сути дела, означа-ло совокупность теоретических знаний, приобретенных человече-ством. Но по мере того, как накапливался эмпирический матери-ал и совершенствовались методы научного исследования, формы теоретического освоения действительности дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и функции. Так, с появлением самостоятельных отраслей научного знания - математики, физики, биологии, химии и др. - философия утрати-ла функцию быть единственной формой теоретического знания. Од-нако в новых условиях более четко обнаружилась специфика фи-лософии как формы универсального теоретического осмысления мира и человека. ФИЛОСОФИЯ - ЭТО ФОРМА ПОЗНАНИЯ НАИБОЛЕЕ ОБ-ЩИХ. А ТОЧНЕЕ, ВСЕОБЩИХ ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ.
Целостность понимания мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться впе-ред, правильно ставить и решать свои проблемы. Итак, УНИВЕР-САЛИЗМ - первый характерный признак философского способа осво-ения действительности. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это на-шло свое отражение в таких образных определениях философии, как "мать наук", "наука наук", "царица наук".
Второй важной особенностью философского способа освоения действительности является СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ (от лат. субстан-ция, т.е. сущность, лежащая в основе). Субстанция - это пре-дельное основание, позволяющее сводить чувственное многообра-зие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, от-носительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить проис-ходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало.
Философия на самых ранних этапах своего развития не имела особых средств выражения собственных идей. Ее специфика проявлялась в особой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, включал в себя сом-нение.
Таким образом, третьей характерной чертой философского размышления является СОМНЕНИЕ. Именно с сомнения и началась философия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бы-тие? А это сразу же, необходимо предполагает ответ на вопрос: что означает "быть"? Для жизненно-практического миропонимания такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное: "Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем". Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, - значит усомниться в нравственности и достаточности "житейского подхода" к явлени-ям. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом и традиционном типе знания и поведения. Не случайно уже пер-вые древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем рассматривали проблему различения того, что общепри-нято (мнение), и того, что имелось на самом деле (знание).
Философы ставят все под сомнение для того, чтобы прове-рить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, поставить на более прочный фундамент те знания, которые выдержали проверку временем. Философия, таким образом, с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность. Однако в раз-ные эпохи она руководствовалась разными мировоззренческими принципами. Отметим следующие из них:
КОСМОЦЕНТРИЗМ - отличительная черта наиболее древней (досократовской) философии. За видимым бесконечным многообра-зием тел и явлений природы эллинские мудрецы (VII-VI) вв. до н.э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничными и разумными должны быть и их общественный мир, и их нравственность.
Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на Востоке) характерен ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. теос - Бог). Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчи-нены ей, как вассалы $ феодально-сословном обществе были под-чинены своему господину. 3. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.). Человек ощутил и осознал себя центром вселен-ной. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (гуманизм) означал реабилитацию не толь-ко духа, но и тела человека.
Философиясистеме культуры. Функции Философии.
КУЛЬТУ-РА (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах ор-ганизации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Философия как одно из явлений культуры уникальна, пото-му что она многогранная Ее интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта, и чем богаче философская концепция, тем обширнее поле культуры явля-ется в ней предметом мировоззренческого осмысления.
С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту ее возникновения челове-чество прошло большой путь, накопило различные навыки дейст-вий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление филосо-фии - это рождение особого, вторичного типа общественного со-знания, направленного на осмысление уже сложившихся форм пра-ктики, культуры. Не случайно способ мышления, воплощенный в философии и обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Каковы же ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ в сложном комплексе общест-венно-исторической жизни людей?
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека созна-тельным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.
КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее об-щие идеи и представления о мироздании, моральные, художествен-ные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполня-ет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуж-дения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит гене-ратором принципиально новых идей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существо-вания и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области зна-ния.
ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых свя-зей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Основной вопрос философии. Понятие материи.
Философский анализ направлен во вне человека - на все мироздание и внутрь - на самого человека. Философия исследует мир внешний по от-ношению к человеку и мир внутренний (духовную жизнь человека, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в самом общем виде она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая другая наука этой проблемой специально не занимается. Поэтому все философские проблемы так или иначе затрагивают са-мый общий вопрос - о соотношении материи и сознания. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И СОСТОИТ В ОТНОШЕНИИ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ. Он имеет две стороны: что является первичным - материя или соз-нание, а также верно или нет сознание человека познает мате-риальный мир.
В зависимости от решения основного вопроса философии мы-слители разделились на два основных направления - МАТЕРИАЛИЗМ и ИДЕАЛИЗМ. Материалисты, опираясь на данные научных исследо-ваний, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате длительного развития ма-терии. Идеалисты считают, что первично сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Идеа-листы не отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия - не как творческое, а как вторичное (сотворенное) на-чало.
В решении вопроса О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА также существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма про-тивостоят более пессимистические системы взглядов: СКЕПТИЦИЗМ (от греч. скептикос - рассматривающий, исследующий) - идеалис-тическое философское направление, подвергающее сомнению возмо-жность достоверного познания объективной действительности; АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - отрицание и гносис - знание; недосту-пный познанию) - идеалистическое философское течение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерно-стей. Учение о познании в философии называют ГНОСЕОЛОГИЕЙ.
Формы материализма, как и идеализма, многообразны. Так, различают метафизический и диалектический материализм. Рассмо-трим в качестве примера, как в рамках ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ решалась одна из важнейших (особенно для материалистов) философских проблем - ПРОБЛЕМА МАТЕРИИ.
Определение материи, данное В. И. Лениным, является наибо-лее общепризнанным в современном материализме:
МАТЕРИЯ ЕСТЬ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОБЪЕК-ТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ДАНА ЧЕЛОВЕКУ В ОЩУЩЕНИЯХ ЕГО, КО-ТОРАЯ КОПИРУЕТСЯ, ФОТОГРАФИРУЕТСЯ, ОТОБРАЖАЕТСЯ НАШИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ, СУЩЕСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ НИХ. О чем говорит это опреде-ление?
Во-первых, о том, что главным свойством материи является свойство быть ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, Т.Е. СУЩЕСТВОВАТЬ ВНЕ НАШЕГО СОЗНАНИЯ. Этим признается первичность материи по отно-шению к сознанию.
Во-вторых, если признаком материальности является свойст-во "быть объективной реальностью", то никакие тела, вещи, про-цессы как природные, так и произведенные человеком, не могут претендовать на свое исключительное право быть материей. Мате-рия существует только в многообразии конкретных объектов. Лю-ди открывают все новые и новые свойства природных тел и процес-сов, производят бесконечное множество не существующих в приро-де вещей. Это дает возможность утверждать, что МАТЕРИЯ НЕИСЧЕР-ПАЕМА.
В-третьих, материя "копируется, фотографируется, отобра-жается нашими ощущениями". ЭТИМ ПРИЗНАЕТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПО-ЗНАВАЕМОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, что означает согласование, со-впадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира. Факт такого согласования объясняется следующим образом: мышление - продукт человеческого мозга; но и че-ловек, и его мозг - продукты природы, которые развиваются вме-сте с ней. В конечном счете, следовательно, мышление - продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира.
Понятие "материя" выполняет ту же функцию, что и понятие "бытие" Парменида в античности или Бога в средневековье: выс-тупает гарантом существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворенность. Следовательно, она может рас-сматриваться в качестве своеобразного обоснования существова-ния не только материального мира, но и духовного. МАТЕРИАЛЬ-НЫЙ МИР РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕЩЕЙ И ПРОЦЕССОВ. Это взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализ-му, основанием мира.
Материя, как мы установили, неисчерпаема, т.е. многообра-зие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Но бесконечное ее содержание не хаотично; оно упорядочено. Пре-жде всего можно говорить о СТРОЕНИИ МАТЕРИИ НА УРОВНЕ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
В СТРУКТУРУ МАТЕРИИ НА УРОВНЕ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ, с точки зрения современной науки, входят: элементарные частицы, физи-ческий вакуум (особое состояние материи, где происходят слож-ные процессы появления и исчезновения элементарных частиц), атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галакти-ки (совокупность взаимосвязанных планетных систем и звезд), системы галактик, метагалактики (системы взаимодействующих скоплений галактик). Тайные строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и метагалактик, люди еще не поз-нали.
УРОВЕНЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ВКЛЮЧАЕТ ДВА ПОЛУУРОВНЯ: БИОЛОГИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ (общественную) жизнь. На биологическом уров-не в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК присутствуют в клетках всех живых организмов и выполняют важ-нейшие функции по хранению и передаче генетической информации), белки (доклеточный уровень жизни), клетки и одноклеточные ор-ганизмы, многоклеточные организмы (растения и животные), попу-ляции (совокупности особей одного вида, длительное время зани-мающие определенное пространство и воспроизводящие себя в по-томстве; пример популяции - стая волков, стая рыб, муравейник), биоценозы (совокупность популяций, населяющих данный участок суши, воды и находящихся в определенной связи между собой и ок-ружающей средой. Пример биоценоза - лес, в котором популяции живущих в нем животных, растений, грибов, микроорганизмов вза-имодействуют между собой, образуя целостную равновесную систему), биосфера (глобальная система жизни, образованная в ре-зультате взаимодействия биоценозов).
На социальном уровне в структуре материи можно выделить следующие элементы: семья, классы, расы, нации и т.д.
Материя, как указано выше, обладает многочисленными свой-ствами, но есть среди них такие, без которых она не может су-ществовать. Такие свойства называются АТРИБУТАМИ. К ним отно-сятся движение, пространство и время.
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ ОБОЗНАЧАЕТ ЛЮБЫЕ ВЗАИМОДЕЙ-СТВИЯ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЙ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ПРОИСХО-ДЯТ В ПРОЦЕССЕ ЭТИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. ПОЭТОМУ ДВИЖЕНИЕ ЕСТЬ ИЗ-МЕНЕНИЕ ВООБЩЕ.
Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном дви-жении, изменении. Есть такие состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик предметов. Например, все знают, что внутри предметов происходит "бешеная пляска" элек-тронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохраняются неизменными. Мы вос-принимаем их как находящиеся в покое. ПОКОЙ - ЭТО СОСТОЯНИЕ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРОЕ НЕ НАРУШАЕТ КАЧЕСТВЕННОЙ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТА, ЕГО СТАБИЛЬНОСТИ.
Существуют СОСТОЯНИЯ ДВИЖЕНИЯ, которые приводят к ИЗМЕНЕН НИЮ КАЧЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДМЕТОВ. Здесь возможны два ре-зультата: распад предмета на более простые элементы (например, в процессе гниения) и, наоборот, образование нового, более сложного объекта.
Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможнос-тей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, называю-тся РАЗВИТИЕМ. Например, в желуде скрыта возможность стать дубом, и когда желудь попадает в благоприятные для него условия. эта возможность реализуется. Желудь развивается в дуб.
каждому структурному уровню материи соответствует своя ФОРМА ДВИЖЕНИЯ: механическая, физическая, химическая, биологи-ческая, социальная. Эти формы взаимосвязаны.
ПРОСТРАНСТВО - ФОРМА БЫТИЯ МАТЕРИИ, ВЫРАЖАЮЩАЯ ПРОТЯЖЕН-НОСТЬ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ОБЪЕКТОВ, ИХ СТРОЕНИЕ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ И ЧА-СТЕЙ. Пространство нашего мира имеет три измерения, а поэтому его называют ТРЕХМЕРНЫМ.
ВРЕМЯ - ФОРМА БЫТИЯ МАТЕРИИ, ВЫРАЖАЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОТЕКАЮЩИХ ПРОЦЕССОВ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СМЕНЫ СОСТОЯНИЙ В ХОДЕ изменения и РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ. Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбран-ным за образец (эталон). Например, мы сравниваем длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем "один час".
Но человеку свойственно и интуитивное чувство времени. В нас как бы встроены "биологические часы". И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек - закономерный итог развития галактики, а потому может "чувствовать" ее рит-мы. Медики открыли, что наши внутренние органы работают с раз-ной степенью интенсивности в разное время суток. Между двумя и четырьмя часами ночи усиливается функционирование печени, очищающей организм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижают свою активность. Не случайно в это время чаще всего умирают больные люди.
В Начале XX в. физика выявила глубокую связь между прост-ранством и временем. Оказалось, что ВРЕМЯ ЕСТЬ ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МИРА, а пространственно-временной срез нашей Метагалак-тики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измере-ния и одно временное). Эта фундаментальная характеристика оп-ределила материальное строение метагалактики.
СВОЮ СПЕЦИФИКУ ИМЕЕТ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности: изготовлять орудия труда, строить жилища и целые поселения, создавать пастбища, одомашнивать диких зверей и т.д. Рядом с неосвоенной природой появилась "вторая", "очеловеченная" при-рода. Если в неживой и биологической формах материи пространст-во включает только связи предметов, то в СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАН-СТВО ВХОДИТ И ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИМЕТАМ, К МЕСТУ СВОЕГО ОБИТАНИЯ. Например, понятие Родина характеризует не только оп-ределенную территорию, место рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: он испытывает чувство любви к ландшафту (это может быть лес, горы, море, поля и др.) и тос-кует, если по какой-то причине вынужден жить в другом месте.
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ - ФОРМА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА, ВЫРАЖАЮЩАЯ ДЛИ-ТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ИХ СМЕНЫ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХО-ДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. Социальные процессы имеют разную дли-тельность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древне-го мира ухолят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего око-ло 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением ритма социальной жизни. Начался "бег времени", превышающий уровень биологического ритма человеческого тела и происходящих в нем физиологических процессов. Это негативно сказывается на здоровье людей.
Социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней мо-жно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индиви-дуального бытия человека. В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, "усмиряет" бег времени, а также чаще, чем в молодости, размы-шляет о смысле жизни, смерти.
Представленное вам учение о материи базируется на ее ле-нинском определении. Однако в наше время некоторые философы утверждают, что это определение содержит два взаимоисключаю-щих суждения: 1. Материя независима от нашего сознания. 2, Материя есть объективная реальность, данная нам в ощу-щениях.
Первое суждение отрицает второе и наоборот. Тезис о неза-висимости материи от сознания обосновать не так просто, как кажется на первый взгляд. Не случайно поэтому еще представи-тели русской религиозной философии первое суждение относили к разряду знаний, которые невозможно ни доказать, ни опроверг-нуть. Трудности с определением материи неизбежно способствуют развитию материалистического учения, более глубокому анализу его основных понятий и принципов.
Материализм и идеализм - противоположные философские на-правления. На протяжении всей истории философии они ведут сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом. Определенным компромиссом между ними можно считать ДУАЛИЗ - фи-лософское учение о существовании двух независимых начал: ма-териального и духовного. Однако назвать его "третьим направле-нием" в философии нельзя. Дуализм - лишь разновидность идеа-лизма, поскольку он признает независимость сознания от материи.
Литература:
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1. - М., 1939. С. 20-37, 42-44, 43-60.
Конспект лекций по курсу "Философия". - М., 1991. С. 4-10.
Радугин А. А. Философия: Курс лекций. - М., 1995. С. 9-25.
Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для ву-зов. - М., 1938. С. 24-40.
Философия: Краткое учебное пособие: Часть 1: Историко-философское введение. - Ростов-на-Дону, 1995. С. 4-10.
Философия: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону, 1995. С. 6-25.
Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. С. 375.
Тема II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Исторические типы философии и философствования.
Философская мысль в древней Индии.
Древнекитайская философия.
Исторические типы Философии и Философствования.
На про-шлой лекции речь в основном шла о специфике философии, ее от-личии от других форм решения мировоззренческих вопросов. Се-годня переходим к изучению историко-философского процесса. Человеку, пытающемуся вникнуть в него, в глаза прежде всего бросается многообразие философских учений, школ, течений и направлений. И прежде чем осваивать это многообразие, уточ-ним ряд исходных понятий, определим критерии типологизации и типы философствования.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ - это система определенных, логичес-ки связанных друг с другом воззрений того или иного мыслителя.
ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА - это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами (платонизм, аверроизм, томизм, картезианство и т.д.).
ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, не-редко конкурирующими школами (неокантианство, позитивизм, пе-рсонализм и т.д.).
ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - совокупность философских тече-ний (а, следовательно, учений и школ), которые при всем рас-хождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения (материализм, идеализм, эм-пиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм и т.д.).
Философия, таким образом, развивается как столкновение различных идейных подходов, принципов и личностей. Поэтому трудность в уяснении предмета философии в значительной мере связана с тем, что ее как таковой просто нет. Реально существо-вало и существует множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с дру-гом, а в чем-то опровергают друг друга. Причем, с развитием историко-философского процесса предмет философского размышле-ния и способ разрешения философских проблем меняются.
Именно разнообразие философских проблем и способов их решения поставили перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений. В ее основе лежат содержа-тельный и временной принципы.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ:
В зависимости от способа решения основного вопроса философии, как мы уже установили, образовались и постоянно соперничают друг с другом два основных направления - матери-алистическое и идеалистическое, каждое из которых представ-лено своими историческими школами, имеющими собственные ис-токи и традиции.
Другая линия типологизации определяется отношением мыслителей к основным формам и видам познания: чувственного и рационального (разумного, рассудочного). Философы, настаи-вающие на главной роли чувств, ощущений в процессе познания, получили в истории философии название СЕНСУАЛИСТОВ (от лат. сенсус - ощущение, чувство). Противоположность сенсуалисти-ческому направлению в гносеологии - РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ра-цио - разум), когда чувственные знания не отвергаются, но рассматриваются они как "темные", несовершенные, неспособные постичь сущность вещей.
Еще один водораздел в истории философии проходит по линии противостояния иррационализма рационализму. ИРРАЦИОНАЛИСТЫ ограничивают или даже полностью отрицают роль разума в процессе познания, отводят ее внерациональным формам психики: мистической интуиции, откровению, сверхчувственному созерца-нию и т.д. Они исходят из постулата абсурдности, алогичности самого бытия, не поддающегося, по их мнению, ни разумному обоснованию, ни объяснению.
философские учения различаются и по МЕТОДУ. По этому критерию как прошлое, так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к одной из двух концепций: МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ. Метафизической философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложив-шихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать им движение может лишь ВНЕШНЯЯ сила (как это имеет место в обыч-ной, ньютоновской механике).
Диалектический метод исходит из признания подвижности, текучести философских понятий. При этом источник движения и развития находится не вне, а ВНУТРИ, т.е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет готовых вещей, а есть ПРОЦЕССЫ.
Можно назвать иные критерии типологизации философских учений. Они могут быть религиозно-идеалистическими и атеистическими (по отношению к религии), сциентическими (от лат. сциентиа - наука) и антисциентическими (по отношению к науке) и т.д.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО ВРЕМЕННОМУ ПРИНЦИПУ: Для того же, чтобы высветить изменчивый характер самого процесса философского творчества, его обусловленность объек-тивными факторами духовного производства вообще, есть смысл провести типологизацию по временному принципу и ввести поня-тие "исторический тип философствования". Он объединяет не единомышленников, а современников, т.е. философов разных взгля-дов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры. Поэтому каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философствования (и свой характерный тип философа).
В античности сложился СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВА-НИЯ (и соответственно - созерцательный социально-психологичес-кий тип личности философа). Это вполне соответствовало тем ус-ловиям, в которых протекал тогда процесс духовного производ-ства; жесткому отделению и противопоставлению умственного и физического труда, когда единственно достойным занятием для гражданина полиса признавался только труд умственный (абстрактно-духовный). Высшими ценностями, идеалом свободного челове-ка считались безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины. При этом социальная роль философа сводилась к объяснению уже прошедших событий.
Близким к созерцательному является УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИ-ЛОСОФСТВОВАНИЯ, ориентированный на иррациональные и сверхра-циональные источники познания (интуицию, откровение). Он осо-бенно характерен для религиозной и религиозно-мистической философии Поздняя античность, средневековье, русский религи-озный ренессанс конца XIX - начала XX вв.). Цель его - выход за пределы чувственно-воспринимаемого мира, нахождение интимной связи между верой и знанием, религией и наукой.
Марксистская философия знаменует собой становление и ут-верждение социально-преобразовательного, ДЕЯТЕЛЬНОГО ТИПА ФИ-ЛОСОФСТВОВАНИЯ, цель и смысл которого - изменение мира. Прав-да, и до Маркса были философы, мечтавшие о радикальных соци-альных переменах. Однако только марксизм нашел конкретный су-бъект социального действия - народные массы, рабочий класс.
Новейший, СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (учение Н. Ф. Федорова о регуляции природы, идеи В. И. Вернадского о ноосфере, теоретические заключения Римского клуба) пред-полагает уже не изменение, а СОХРАНЕНИЕ мира.
Итак, изучение истории философии начнем с созерцательного типа философствования, характерного для древних цивилизаций.
В VI в. до н.э. в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и Греции - практически одновременно возникает философия. Ее рождению предшествовал длительный процесс пе-рехода от мифологического мировоззрения к мировоззрению, опиравшемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поис-ке. Становлению философии способствовали развитие произво-дительных сил (замена бронзы железом), появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, воз-никновение первых государств, рост научных знаний и усиле-ние критического духа. Общность генезиса (от греч. генесиспроисхождение, возникновение) однако не исключает своеобра-зия философского мышления в каждом из названных очагов цивилизации.
В Индии, несмотря на контакты с другими древнейшими культурами, мысль с самого начала развивалась более или ме-нее самостоятельно. Предпосылки и начальные формы философского мышления здесь постепенно кристаллизовались в цельные философские системы, развитие которых можно проследить на длительных временных отрезках. Индийская философская тради-ция никогда полностью не прерывалась. Она существовала в обществе как устойчивый элемент вечно живого культурного на-следия.