p align="left">Одна из особенностей экономических отношений, представляющих экономическую категорию страхования, заключается в том, что данная категория обладает рядом признаков аналогичных с категорией финансов.Как и финансы, страхование обусловлено движением денежной формы стоимости при формировании и использовании соответствующих целевых фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения доходов и накоплений, т. е. страховая деятельность, как и финансовая, может обеспечивать осуществление коммерческих операций и инвестиционной деятельности. Однако страховая деятельность отличается от финансовой вероятностным движением денежной формы стоимости. Кроме того, категория страхования отличается от категорий «финансы» замкнутостью распределения ущерба, тогда как доходы государственного бюджета, формирующиеся за счет платежей юридических и физических лиц, распределяются не только на плательщиков взносов.
Характерной чертой рассматриваемой категории является также то, что страхование предусматривает перераспределение ущерба как между территориальными единицами, так и во времени. При этом для эффективного территориального перераспределения страхового фонда в течение года между застрахованными организациями требуется достаточно большая территория и значительное число подлежащих страхованию объектов. Дело в том, что случайный характер возникновения чрезвычайных событий выходит за рамки одного хозяйственного года. В связи с этим возникает необходимость резервирования в благоприятные периоды части страховых платежей для их использования в качестве источника средств возмещения ущерба в неблагоприятном году.
Замкнутые отношения застрахованных, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба, обусловливают возвратность собранных в страховой фонд страховых платежей. Страховые платежи каждого застрахованного, вносимые в страховой фонд, имеют только одно назначение -- возмещение вероятной суммы ущерба в масштабе определенной территории (области, края, республики) и в течение определенного периода. В случае наступления чрезвычайного события вся сумма страховых платежей вернется в форме компенсации ущерба в течение принятого в расчет временного периода в том же территориальном масштабе. Признак возвратности средств сближает экономическую категорию страхования с категорией кредита.Отмечая такую возвратность как характерный признак страхования, следует иметь в виду, что он относится, прежде всего, к страхованию жизни.
2. Страховой рынок и его структура
Страховой рынок представляет собой социально-экономическое пространство, в котором действуют страхователи, нуждающиеся в страховых услугах, страховщики (страховые компании), удовлетворяющие спрос на них, страховые посредники и организации страховой инфраструктуры (консалтинговые фирмы и т.п.). В широком понимании страховой рынок представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта. Рынок обеспечивает тесную связь между страховщиком и страхователем. Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости, закон спроса и предложения.
Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство по поводу купли-продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей, конкуренцию.
В структурном плане страховой рынок может быть представлен в двух аспектах: организационно-правовом и территориальном.
В организационно-правовом аспекте он представлен акционерными, взаимными, частными и государственными страховыми организациями. В территориальном - местным (региональным), национальным и мировым (например, общеевропейский страховой рынок стран - членов ЕС) страховыми рынками.
С точки зрения сфер обслуживания местные страховые рынки именуются еще внутренними, национальные - внешними, а мировые - глобальными.
Основными составляющими внутреннего страхового рынка являются материальные и финансовые ресурсы страховой организации. Главными задачами внутреннего рынка являются формирование спроса на страховые услуги (маркетинг и реклама), заключение договоров и продажа страховых полисов (сертификатов), проведение целесообразной и гибкой тарифной политики, регулирование собственной инфраструктуры.
Организация и проведение гибкой тарифной политики является одной из главных составляющих внутренней рыночной системы. На основании системы тарифов страховая организация определяет, какие цены на страховые услуги предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять потенциальным страхователям.
Внешнее окружение рынка - это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие (экономическая политика государства, инфляционное состояние финансов, курс валюты и др.).
Рынок как система, в которой взаимодействуют внутренние и внешние силы, может быть представлен в виде спирали, которая раскручивается вокруг потенциальных потребителей страховых услуг и отражает динамику внешних и внутренних сил в их взаимодействии.
Эта система не является замкнутой, так как составляющая внешнего окружения (мировой страховой рынок) может быть практически неограниченной. Каждый виток спирали представляет собой соответствующий уровень страхового рынка и его воздействие на потенциального потребителя страховых услуг.
В настоящее время в мировой практике страхования усилились тенденции по специализации и универсализации деятельности страховщиков.
Страховые организации все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов, занимающихся кредитованием различных сфер и отраслей хозяйственной деятельности, и во многих странах занимают после коммерческих банков ведущие позиции в качестве поставщиков ссудного капитала. Кроме того, характер аккумулируемых страховыми организациями денежных ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг (векселя, облигации и др.). Такими возможностями банки, оперирующие сравнительно краткосрочными средствами, не располагают.
Следует также отметить, что приток денежных средств в страховые организации в виде страховых взносов, доходов от активных операций (инвестирование, спонсорство, депонирование и др.), как правило, значительно превышает суммы страховых выплат страхователям, что позволяет страховым организациям постоянно увеличивать инвестиционные вложения в доходные сферы хозяйствования, грандиозные перспективные проекты, долгосрочные ценные бумаги, государственные краткосрочные облигации (ГКО), под недвижимость и др.
Все это характеризует страховой рынок как сложную многофакторную финансовую систему.
3. Классификация страхования
Классификация в страховании делит всю совокупность страховых отношений на взаимосвязанные звенья, находящиеся между собой в иерархической соподчиненности.
В основу классификации страхования положены два критерия:
а) различия в объектах страхования;
б) различия в объеме страховой ответственности.
Первый критерий является общим, второй -- охватывает только имущественное страхование.
Согласно первому общему критерию страхование классифицируется по отраслям, подотраслям и видам (иногда и по подвидам). В соответствии со вторым критерием страхование подразделяется по роду опасности.
Все звенья классификации охватывают две формы проявления страхования -- обязательную и добровольную. Оптимальное сочетание двух форм страхования позволяет сформировать такую систему видов страхования, которая обеспечивает универсальный объем страховой защиты общественного производства и населения.
В основе разделения страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. В соответствии с этим всю совокупность страховых отношений можно подразделить на четыре отрасли:
· имущественное страхование;
· личное страхование;
· страхование ответственности;
· страхование предпринимательских рисков.
В имущественном страховании в качестве объектов выступают материальные ценности; при личном страховании граждан -- их жизнь, здоровье и трудоспособность. По страхованию ответственности в качестве объектов выступает ответственность страхователя по закону перед третьими лицами (физическими и юридическими), которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Объектами страхования предпринимательских рисков являются потенциально возможные потери доходов страхователя, например, ущерб от простоев предприятия, упущенная выгода по неудавшимся сделкам, риск внедрения новой техники и т.п.
Классификация по отраслям еще не позволяет выявить те конкретные страховые интересы страхователя, которые дают возможность проводить страхование. Для дальнейшей конкретизации этих интересов необходимо выделение из каждой отрасли -- подотраслей и видов страхования.
Имущественное страхование делится на несколько подотраслей, главным образом, в зависимости от категорий страхователей:
· страхование промышленных предприятий, кооперативных и общественных организаций;
· страхование сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств;
· транспортное страхование грузов;
· имущественное страхование граждан.
К подотраслям личного страхования относятся:
· страхование жизни;
· страхование от несчастных случаев;
· медицинское страхование (страхование здоровья).
Страхование ответственности разделяется на:
· страхование гражданской ответственности;
· страхование профессиональной ответственности.
Страхование предпринимательской деятельности содержит в себе такие подотрасли, как:
· страхование предпринимательских рисков;
· страхование финансовых рисков.
При подразделении отраслей страхования на иерархические структуры (первый критерий классификации), а именно, подотрасль, вид, подвид, иногда страховые события и даже страховые случаи -- создаются условия для четкого выявления предмета страхования, объема ответственности и расчета соответствующих тарифных ставок.
Согласно второму критерию страхование подразделяется на три системы:
· по пропорциональной ответственности;
· по ответственности по первому риску;
· по предельной ответственности.
Страхование по системе пропорциональной ответственности означает неполное, частичное страхование объекта.
Для пропорциональной системы характерно участие страхователя в возмещении ущерба, которое как бы остается на его риске. Собственное участие страхователя в покрытии ущерба выражается через франшизу, предусмотренную условиями договора страхования, т. е. через освобождение страховщика от возмещения части убытков, не превышающих определенного размера.
Страхование по системе первого риска предусматривает выплату страхового возмещения в размере ущерба, но в пределах страховой суммы. При этой системе весь ущерб в пределах страховой суммы (первый риск) компенсируется полностью, а ущерб сверх страховой суммы (второй риск) вообще не возмещается.
Данная система применяется, как правило, там, где оценка всего имущества сопряжена со значительными сложностями.
Система страхования по предельной ответственности предусматривает возмещение убытков страховщиком в твердо установленных границах. Определяется начальный (минимальный) и конечный (максимальный) уровень ущерба, подлежащий компенсации со стороны страховщика.
Существуют другие критерии классификации страхования. Например, имущественное страхование классифицируется по роду опасностей:
· страхование от огня;
· страхование транспортных средств от аварии, угона и других опасностей;
· страхование сельхозкультур от засухи и других стихийных бедствий;
· страхование животных на случай падежа и вынужденного забоя.
Названные виды страхования отражают различия в объеме страховой ответственности определенных объектов. Классификация по роду опасностей создает условия для разработки специальных методов определения ущерба и страхового возмещения.
4. Страховой тариф и его построение
Расчет расходов, идущих на страхование конкретного объекта, -- важнейшая проблема страховщика. В конечном счете, речь идет об определении себестоимости и стоимости страховой услуги. В основе таких расчетов лежит страховой тариф, или тарифная ставка.
Страховой тариф, или тарифная ставка, представляет собой денежную плату страхователя с единицы страховой суммы или объекта страхования, либо процентную ставку от совокупной страховой суммы. С помощью тарифной ставки исчисляется страховой взнос, вносимый страхователем страховщику.
Страховой взнос (или страховая премия) -- это плата страхователя за страховую услугу, которую он обязан уплатить страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Из страховых взносов формируется страховой фонд, идущий на покрытие ущерба вследствие страховых случаев. Основное назначение страховых тарифов связано с определением и покрытием вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы.
В международной практике тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-ставкой.
Брутто-ставка (страховой тариф) по своей структуре состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки.
Таким образом, брутто-ставка -- тарифная ставка взносов по страхованию, представляет собой сумму нетто-ставки, обеспечивающую выплату страховой суммы и надбавку (нагрузки) к ней, предназначенную для покрытия других расходов, связанных с проведением страхования. Как правило нагрузка содержит в себе следующие элементы:
· расходы на предупредительные мероприятия;
· расходы непосредственно на сам процесс страхования;
· планируемая прибыль.
Нетто-ставка составляет до 90 % брутто-ставки. Нагрузка в зависимости от формы и вида страхования колеблется от 9 % до 40 %. Если условия страхования содержат несколько видов страховой ответственности, то совокупная нетто-ставка может состоять из суммы нескольких частных нетто-ставок.
Поскольку страховой взнос есть усредненный размер конкретных страховых платежей, то возможны значительные отклонения от их средних значений. Для компенсации таких отклонений к отдельным рисковым страховым взносам рассчитывается гарантийная надбавка, которую называют рисковой надбавкой.
Систему математических и статистических методов, с помощью которых производится исчисление страховых тарифов, называют актуарными расчетами.
С помощью актуарных расчетов решаются наиболее общие вопросы, которые не зависят от конкретного вида страхования. К ним относятся: определение нетто-ставки, надбавки за риск и расходов на ведение дела.
Актуарные расчеты отображают в виде математических формул механизм образования и расходования страхового фонда в долгосрочных страховых операциях, связанных с продолжительностью жизни населения, т. е. в страховании жизни и пенсии. При расширенном толковании к актуарным расчетам относят расчеты тарифов по любому виду страхования, включая страхование на случай инвалидности, страхование имущества, имея в виду использование методов математической статистики в страховании. Посредством актуарных расчетов определяется доля участия каждого страхователя в создании страхового фонда, т. е. размеры тарифных ставок.
Методология актуарных расчетов основана на использовании теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.
Актуарные расчеты позволяют страховщику решать следующие задачи:
· исчисление математической вероятности наступления страхового случая, определение частоты и степени тяжести последствий причинения ущерба, как в отдельных рисковых группах, так и в целом по страховой совокупности;
· исследование и группировка рисков в рамках страховой совокупности, то есть выполнение требований научной классификации рисков;
· математическое обоснование необходимых резервных фондов страховщика, обоснование конкретных методов и источников их формирования.
В качестве задачи актуарных расчетов можно также считать исследование нормы вложения капитала (процентной ставки) при использовании страховщиком страховых взносов в качестве инвестиций.
5. Финансовые основы страховой деятельности
Финансы страховой организации (денежные фонды страховщика) обеспечивают ее деятельность по оказанию страховой защиты своим клиентам и финансирование собственных затрат по организации страхового дела.
Денежный оборот страховой организации включает в себя два относительно самостоятельных денежных потока:
· оборот средств, обеспечивающий страховую защиту (страховые выплаты);
· оборот средств, предназначенных для функционирования страховой организации.
В свою очередь, оборот средств, обеспечивающий страховую защиту, проходит два этапа: на первом этапе формируется и распределяется страховой фонд, на втором -- часть средств страхового фонда инвестируется с целью получения прибыли за счет депозитных вкладов в банки, приобретения ценных бумаг и т.п.
Чем выше вероятность того, что созданные страховщиком денежные фонды окажутся достаточными для соблюдения эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя, тем выше финансовая устойчивость страховщика.
В условиях рыночного хозяйствования деятельность страховой организации предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли (дохода). Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли собственно от страховых операций, поскольку этим нарушался бы принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя.
Средства от успешной инвестиционной деятельности направляются, как правило, на финансирование страховых операций: на дотации убыточным видам страхования, разработку новых видов страхования и подготовку и переподготовку кадров и т.д.
Базируясь на принципах самоокупаемости, рентабельности и самофинансирования, страховые организации, будучи хозяйствующими субъектами, формируют помимо специфических страховых и другие фонды, необходимые им для хозяйственной деятельности.
Страховые организации используют в своей деятельности, как правило, следующие фонды:
· уставной фонд;
· амортизационный фонд;
· фонд текущих поступлений;
· систему запасных фондов по рисковым видам страхования;
· систему резервов взносов по долгосрочным (сберегательным) видам страхования;
· страховой пенсионный фонд;
· фонд финансирования предупредительных мероприятий;
· фонд оплаты труда;
· фонды экономического стимулирования.
Средства страховых резервов не смешиваются с внутрихозяйственным резервным фондом, создание которого в соответствии с законодательством предусмотрено для всех хозяйствующих субъектов и не подлежат изъятию в бюджет.
ТЕМА 17: Социальное страхование
1. Сущность и значение социального страхования
2. Фонд социальной защиты населения, его формирование и использование
1. Сущность и значение социального страхования
Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной защиты населения. Институт социального страхования сочетает в себе два принципа управления социальными рисками: социального регулирования и страхования. Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества. Принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных задач. В процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения определенных общественных потребностей, основанную на перераспределении ВВП, отличную как от чисто страховой, так и от сугубо социальной системы.
Основной предпосылкой, обусловившей появление социального страхования, была и остается рисковая природа существования человека. Процесс человеческого воспроизводства подвержен рискам прерывания на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. В основе социального риска для большинства населения лежит возможность потери трудового дохода. На макроэкономическом уровне социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам и стандартам.
Как уже было сказано, социальное страхование является основой системы социальной защиты населения, наличие которой характерно практически для всех стран. Уровень этой системы зависит от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной.
Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения, создавать им определенную защищенность и безопасность, ограничивая нарушение принципов равенства и равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка нетрудоспособных граждан, для которых обособляется часть созданного валового продукта посредством формирования и использования специальных денежных фондов. Строится система на основе многосторонней ответственности государства, негосударственных (включая и частные) структур и общественных объединений.
История развития социальной защиты населения демонстрирует большое разнообразие применяемых методов управления социальными рисками:
· прямое финансирование и компенсация ущерба за счет средств государственного бюджета (государственное социальное обеспечение);
· обязательное социальное страхование;
· корпоративная социальная защита, финансируемая из средств предприятий (коллективные формы личного страхования);
· добровольное личное страхование;
· обязательное страхование рисков, потенциально угрожающих жизни, здоровью и благосостоянию людей;
· общественная благотворительность;
· льготное налогообложение доходов социально уязвимых групп населения или тех средств, которые направляются на финансирование превентивных мероприятий по снижению социальных рисков;
· регулирование заработной платы и установление минимального размера оплаты труда.
В системе социальной защиты страхование реализуется за счет взносов от определенной части заработной, платы работников и фонда заработной платы работодателей. Причем в одних странах метод страхования носит накопительный характер, в других -- солидарный. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой ориентируется на величину их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Этот принцип построения системы социального обеспечения во многих странах считается справедливым и одобряется ее участниками. При солидарном характере социального страхования, реализуемом в нашей стране, работающие содержат нетрудоспособных членов общества.
Социальное страхование представляет собой универсальную для рыночной экономики финансовую систему, позволяющую компенсировать действие социальных рисков за счет перераспределения части национального дохода между отдельными группами населения в автономном от других перераспределительных процессов режиме с учетом меры социального риска и трудового вклада каждого в формирование национального дохода.
В основе социального страхования лежат следующие аспекты, которые определяют его эффективность, возможность адаптации к экономическим изменениям и подконтрольность:
· социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством;
· обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства;
· размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;
· социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;
· право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.
Организация социального страхования базируется на следующих принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоуправление, а в странах с развитой рыночной экономикой и самоокупаемость.
Система социального страхования может быть двух видов: государственной и негосударственной.
Процесс формирования фондов социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования фондов социального страхования опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.
Вместе с тем эти распределительные отношения обусловлены спецификой специального страхования, проявляющейся в наличии первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций. Вторичное -- проявляется при поступлении в фонд социальной защиты населения (ФСЗН) и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников. Определенная часть национального дохода проявляется через отношения по поводу формирования и использования ФСЗН и реализуется в сфере социального обеспечения для поддержки на случай болезни, полной потери трудоспособности, неудовлетворительного материального положения неполных и многодетных семей.
Итак, социальное страхование представляет собой часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.
2. Фонд социальной защиты населения, его формирование и использование
Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.
Фонды социального страхования - это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.
Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель компенсации рисков в пределах установленных нормативов. Способы формирования страховых фондов, подходы к определению их размеров и достаточности для осуществления последующих социальных платежей могут быть разными в зависимости от целей социальной политики государства.
Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.
Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.
Взносы на социальное страхование часто отождествляют с налогами, что неправомерно по сути. Взносы на социальное страхование схожи с налогами ввиду обязательного характера и порядка их уплаты. Однако налоги являются для индивидуума безэквивалентным и безвозвратным платежом, тогда как взносы предполагают последующее осуществление социальных выплат на принципе эквивалентности. Страховой взнос предполагает наличие зависимости между отчислениями и социальными выплатами, имеющими одинаковую базу исчисления - индивидуальный трудовой доход.
Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата, а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении к ней. Устанавливая ставки страховых взносов, государство может регулировать тарифную политику в зависимости от современных экономических и социальных потребностей.
Социальная защита населения в Республике Беларусь регламентирована Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенным в действие с 1 апреля 1995 г. Социальное обеспечение может проводиться на основе обязательного государственного, а также добровольного и дополнительного социального страхования.
Основными принципами государственного социального страхования являются:
1)участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;
солидарный характер их создания, обеспечивающий содержание нетрудоспособных и неработающих трудоспособными и работающими;
гарантированность пенсий, пособий и прочих социальных выплат;
равенство граждан в праве на социальное страхование;
дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и прочих социальных выплат.
Добровольное и дополнительное социальное страхование может осуществляться негосударственными страховыми органами (страховщиками) за счет собственных средств нанимателей или самих граждан.
Обязательному государственному страхованию подлежат лица, работающие на основе трудовых договоров; членства в кооперативах, предприятиях и обществах коллективных форм собственности. Государственное социальное страхование может также распространяться и на другие категории граждан при условии оплаты страховых взносов (предпринимателей; членов крестьянских хозяйств; творческих работников; работников, работающих по договорам подряда; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь).
Средства государственного социального страхования размещаются во внебюджетном фонде социальной защиты населения, не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.
Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь создан 1 июля 1993 г. на основе пенсионного фонда и фонда социального страхования, является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения. Источниками его финансовых ресурсов являются:
а) обязательные взносы нанимателей и граждан;
б) добровольные страховые взносы выше перечисленных категорий граждан (предприниматели, члены кооперативных хозяйств и т. д.);
в) ассигнования из республиканского бюджета на выплату пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям и прочие расходы;
г) доходы от инвестиционной деятельности (капитализации средств);
д) средства, поступающие по регрессным искам;
е) добровольные пожертвования.
Кроме того, в фонд поступают суммы начисленной пени, а также финансовых санкций и штрафов. Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере 1/2 учетной ставки Национального банка. К недоимке относятся не внесенная в срок сумма страховых взносов и сумма задолженности, выявленная у плательщика взносов. Финансовые штрафы и санкции взыскиваются в следующих случаях: а) за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в местных органах фонда в размере 10 % полагающихся к уплате сумм, страховых взносов; б) за сокрытие и занижение при начислении страховых взносов суммы оплаты труда в размере всей суммы сокрытого (заниженного) фонда оплаты труда, а при повторном нарушении штраф взимается в двойном размере.
Страховые взносы уплачиваются один раз в месяц в день, определенный коллективным договором для выплаты заработной платы за истекший месяц. При этом наниматель представляет в банк платежное поручение на перечисление страховых взносов в фонд, и только после этого банк выдает средства на оплату труда.
Основным источником формирования финансовых ресурсов фонда являются обязательные страховые взносы нанимателей и граждан. Их размер основан на тарифах, устанавливаемых Верховным Советом Республики Беларусь, и может зависеть от состояния техники безопасности и условий труда.
В настоящее время для основной массы плательщиков установлен тариф в размере 35 % от фонда оплаты труда, для предпринимателей и фермерских хозяйств -- 15 % от их доходов, для граждан -- 1 % от заработной платы, для коллегии адвокатов -- 5 %, а для предприятий и организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, -- 30 %.
Для организаций и предприятий, использующих труд инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны, труда и Вооруженных сил, установлены льготы, регламентированные законодательством. В частности, для предприятий, организаций, объединений и учебных учреждений общества инвалидов и пенсионеров тариф установлен в размере 4,7 %. Предприятия при благотворительных организациях, на которых работает не менее 50 % инвалидов и пенсионеров, производят отчисления в размере 20,4 % от фонда оплаты труда.
Выплаты из фонда производятся при наступлении следующих страховых случаев: болезнь или временная нетрудоспособность, включая нетрудоспособность, связанную с беременностью и родами; рождение ребенка и уход за ним до достижения им возраста трех лет; инвалидность; достижение пенсионного возраста; потеря кормильца; потеря работы; производственные травмы и профессиональные заболевания; смерть застрахованного или члена его семьи.
Средства фонда используются на выплату: пенсий по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет; пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями; пособий, связанных с рождением ребенка и уходом за ним; пособий по болезни и временной нетрудоспособности, а также пособий, связанных с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособий по безработице; пособий на погребение.
При одновременном наступлении таких страховых случаев, как инвалидность, достижение пенсионного возраста и потеря работы, выплачивается один вид пенсий или пособия.
ТЕМА 18: Воздействие финансов на развитие экономики и социальной сферы
1. Роль финансов в регулировании экономики.
2. Основные направления использования финансов в регулировании экономики Республики Беларусь в переходный период.
1. Роль финансов в регулировании экономики
Материальное производство представляет собой единство всех стадий воспроизводства: производство, распределение, обмена и потребления. Определяющей является стадия производства, на которой создается общественный продукт. Распределение, которое осуществляется с помощью финансов, зависит от производства, в тоже время влияет на него. Финансы обслуживают кругооборот производственных фондов сферы материального производства.
Экономика любого государства представляет сложный комплекс, состоящий из различных звеньев, отраслей, территориальных комплексов, производств и т. п. Эти различные части экономики развиваются неравномерно. Вместе с тем нормальное функционирование экономики возможно лишь при условии соблюдения определенной пропорциональности народнохозяйственного комплекса, его сбалансированности.
В условиях перехода к рынку с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.
Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование. Саморегулирование означает, что формирование производственного и финансового потенциала в разных структурах материального производства (производство и сбыт продукции, распределение денежных доходов и прибыли).
Переход на рыночные методы хозяйствования положительно сказывается на объеме, структуре и направлениях использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой самостоятельности каждый объект хозяйствования может сформировать источники расширенного производства за счет собственных финансовых ресурсов.
В тоже время возможности саморегулирования рынка имеют ограничения. Рынок не решает таких проблем как: гарантии социально-экономических прав человека; охрану окружающей среды; обеспечения общего равновесия экономики; фундаментальных исследований в науке; обеспечения населения общественными товарами. В ряде случаев индивидуальная (рыночная) и социальная оценка результативности хозяйственной деятельности не совпадают. Рыночное саморегулирование не может обеспечить оптимальное воздействие на экономику и социальную сферу.
В условиях перехода к рынку, когда система рыночных отношений неразвита, ограниченность рыночного саморегулирования проявляется в большей степени, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Все это ведет к необходимости использования государственного регулирования экономики. Такое регулирование сопровождается финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Вмешательство государства в экономику осуществляется с помощью механизма налогообложения, предоставление налоговых льгот, выделение бюджетных ассигнований.
Существуют различные рычаги регулирования экономики. На макро уровне такими рычагами являются госбюджет, система страхования, кредитная система и др. звенья финансовой системы государства.
На микро уровне главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается функционирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий на развитие производства, финансирования социальных потребностей.
Основными инструментами государственного регулирования являются использование административно-правовых средств, государственное предпринимательство, государственные финансы, кредитно-денежная политика государства.
В целом государственное регулирование экономики основано на использовании органами власти финансовых рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных инвестиций, налогов, бюджетной и амортизационной политики, деятельность различных государственных структур складывается механизм влияния на экономику.
В тоже время следует иметь в виду, что вмешательство государства в экономику имеет свои границы. Излишние вмешательство в экономику, предоставление необходимых льгот и дотаций может порождать иждивенчество у предприятий, вести к ослаблению экономических стимулов, снижению экономической эффективности всей хозяйственной деятельности.
Основой регулирования экономики в рыночных условиях является перераспределение финансовых ресурсов. Благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для эффективного развития экономики.
Особенно возрастает значение финансового регулирования экономики Республики Беларусь при переходе к рыночным отношениям.
2. Основные направления использования финансов в регулировании экономики Республики Беларусь в
переходный период
Воспроизводственный процесс на предприятиях регулируется в основном его собственными финансами. На общегосударственном уровне стратегическое регулирование экономики (отраслевая и территориальная, структурная перестройка, формирование государственных резервов, стимулирование роста эффективности) обеспечивается бюджетно-финансовым, денежно-кредитным и налоговым регулированием.
В системе государственного регулирования экономикой в переходный период важным рычагом реализации экономической политики государства внутри страны, финансовой базой осуществления функций экономической политики государства является государственный бюджет. В тоже время в связи с решением задач переходного периода значительно изменяются структура и направление использования бюджетных средств.
В условиях рынка все большее распространение получают платные социальные услуги. Часть социальных потребностей финансируется через предприятия (ведомственные детские сады, дома отдыха, и т. д.). В тоже время и в условиях рынка важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы, играет государство. За счет бюджета финансируется начальное и среднее образование, бесплатная медицинская помощь, социальные программы. Через формирование доходов и направление расходов бюджета государство регулирует экономические и социальные процессы в обществе.
Государство осуществляет постоянный контроль за образованием доходов и их расходованием. В странах развитого рынка роль бюджета становится решающей в реализации финансовой политики государства, воздействии на воспроизводство, оптимизацию стоимостных пропорций, развитие социальной сферы. Усиливается социальная направленность бюджета и в Республике Беларусь, где происходит увеличение расходов на просвещение, здравоохранение, соц. обеспечение, на программы финансовой поддержки нетрудоспособных и малоимущих слоев населения.
В регулировании экономики принимают участие все звенья финансовой системы государства. Без перераспределения финансовых ресурсов в условиях перехода к рынку невозможно эффективное развитие экономики. Ряд отраслей и производств без финансовой поддержки государства не могут успешно работать. Это в частности касается агропромышленного комплекса.
Кроме агропромышленного комплекса есть ряд стратегических направлений (структурная перестройка, конверсия, новое строительство и др.) требующих огромных финансовых ресурсов, финансирование которых возможно только из централизованного фонда финансовых ресурсов или за счет привлечения средств иностранных инвесторов.