p align="left">Принцип научности финансового планирования понятие, означающее использование научно-обоснованных методов расчета показателей, а также применение научно-обоснованных нормативов и норм; обоснование плановых заданий с учетом общественных и научных потребностей; учет закономерностей развития общества, тенденций в движении денежных средств; объективную оценку сложившуюся экономической и социальной ситуации; выбор оптимальных решений с учетом долгосрочной выгоды; достижение максимальных доходов при минимальных затратах.
Принцип эффективности, отражающий качественную сторону данного процесса и ориентирующий его на получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям от деятельности каждого хозяйствующего субъекта, на достижение экономического или социального эффекта.
Принцип комплексности и единства цен предполагает согласование производственных и финансовых заданий, движения материальных и финансовых ресурсов, планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и научных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетание с другими возможно определение эффективной, разумной финансовой политики государства и каждого самостоятельного субъекта.
Воздействие финансового планирования на повышение эффективности общественного производства в целом отдельного хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов финансового планирования. Методы финансового планирования - это приемы расчета показателей.
В практике финансового планирования применяются методы: метод экономического анализа, финансовых расчетов, нормативный метод, экономико-математическое моделирование, балансовый метод.
Экономический анализ движения финансовых ресурсов за истекший период, который проводится во взаимосвязи с производственными заданиями, позволяет выявить тенденцию развития и причины отклонений полученных показателей от планов-проектов. Экономический анализ позволяет дать оценку исходного уровня доходов, расходов, резервов, результативности действующих финансовых отношений.
Способ финансовых расчетов, исходя из достижений прошлых лет, широко применялся в СССР. Базируясь на данных прошлых лет, с помощью коэффициентов уточнялись задания истекшего года и определялись расходы, доходы, прибыль и другие показатели нового периода. Такой порядок не стимулировал выявление внутрихозяйственных резервов, режима экономии не учитывал в должной мере прогрессивных изменений в производстве, его организации, движении денежных средств и другое.
Нормативный метод повышает реальность финансовых расчетов. Для этого требуются научно-обоснованные нормы и нормативы. Нормативы (ставки налоговых и других платежей в бюджет, внебюджетные фонды и другие финансовые институты) должны быть стабильны на ряд лет. Это позволяет государству и отдельным товаропроизводителям реально оценивать свои финансовые возможности на перспективу. Нормативы не остаются неизменными при изменении условий хозяйствования, они периодически пересматриваются.
Экономико-математическое моделирование в планировании финансовых показателей позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые влияют на величину этого показателя. Как правило, с помощью моделирования разрабатываются несколько вариантов плана, и выбирается лучший.
Основным способом согласования разделов финансовых планов является балансовый метод. Он заключается в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод позволяет осуществлять взаимную увязку расходов с источниками их покрытия, согласовать стоимостные и натуральные пропорции и разные показатели, предупредить возможные диспропорции между расходами и поступлениями денежных средств в определенные отрезки времени.
Реальность и обоснованность финансовых заданий, отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.
2. Система финансовых планов
Основным результатов финансового планирования являются финансовые планы.
Финансовые планы - особая форма плана, показатели которого всегда отражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период. Таким образом, финансовые планы обеспечивают нормальную деятельность субъектов хозяйствования, их непрерывное функционирование.
Поскольку задачи, решаемые звеньями финансовой системы, отдельными министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями вызывают различия в образовании и распределении фондов денежных средств и опосредствующих их финансовые отношении, то это предполагает необходимость разработки многочисленных финансовых планов, отличающихся по форме и содержанию.
Планы могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее часто планы выделяются в две группы: централизованные (общегосударственные) планы и децентрализованные планы. Централизованные финансовые планы обосновывают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы, осуществляемые финансовой системой государства, разрабатываются на год с разбивкой по кварталам. Централизованные финансовые планы характеризуются своим специфическим содержанием, объектом и сферой движения ресурсов, методами планирования и назначением.
Объектом централизованных финансовых планов являются общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне, определяют источники, пути их формирования и использования. Они охватывают сферу финансовой деятельности государства, его финансовые взаимоотношения с участниками воспроизводственного процесса.
Целью централизованною финансового планирования является обоснование финансовой политики государства на конкретный период, удовлетворение общегосударственных потребностей.
Основным централизованным финансовым планом, принимаемым во всех странах мира, является государственный бюджет. Через бюджеты перераспределяется почти половина (иногда и больше) произведенного национального дохода и аккумулируется в нем более 2/3 всех денежных средств государства. Он играет важную роль в выполнении намечаемых общегосударственных экономических и социальных программ.
Государственный бюджет разрабатывается в форме баланса. В нем планируются все доходы и расходы на текущий период в соответствии с программой экономического и социального развития страны.
В странах с развитой рыночной экономикой кроме бюджета составляются и другие централизованные финансовые планы в виде финансового обеспечения обшегосударственных программ, а также бюджетов внебюджетных фондов.
В мировой практике внебюджетные фонды формируются в качестве специальных источников финансирования важных мероприятий социального, природоохранного характера, или других назначений. Внебюджетные фонды, как правило, являются самостоятельным звеном общегосударственной финансовой системы, образуются за счет особых истопников и расходуют свои средства на выполнение функциональных обязанностей. Поэтому их финансовые планы представляют собой стоимостные балансы, которые определяют все поступления и расходы на текущий год.
В Республике Беларусь внебюджетные фонды стали образовываться с 1992 года. За это время они постоянно менялись (методика расчетов, целевое назначение). Постоянно только существует Фонд социальной защиты населения. Менялись - Пенсионный фонд, Дорожный фонд. Внебюджетным является Фонд оздоровления реки Свислочь.
Финансовый план соответствующих фондов состоит из двух частей: доходов и расходов. Например, в финансовом плане Фонда социальной защиты населения в доходах отражаются остатки средств на начало годи и все поступления страховых взносов от юридических и физических лиц, ассигнования из республиканского бюджета на выплату пенсий и пособий военнослужащим и на другие расходы в соответствии с законодательством, добровольные взносы, средства от инвестиционных вложений, операций с ценными бумагами к другие.
В расходной части планируются расходы на выплату пенсий, пособий по социальному страхованию, оздоровление населения, оказание материальной помощи нетрудоспособным гражданам, содержание органов управления.
Децентрализованные финансовые планы - это финансовые планы многочисленных, разных по своей деятельности, типу организации, методам управления и финансирования предприятий, организаций, учреждений, ведомств. Назначение этих финансовых планов - определять доходы и расходы данного объекта, финансовые результаты его деятельности и соответствующие отношения, опосредующие движение финансовых ресурсов.
Децентрализованные финансовые планы могут классифицироваться по различным признакам. Например, по форме собственности, децентрализованные финансовые планы могут подразделяться на финансовые планы государственных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, совместных, иностранных предприятий, частных фирм, общественных организаций.
По виду предприятий они различаются на финансовые планы объединений, корпораций, концернов; на финансовые планы крупных, средних, малых предприятий.
Общность децентрализованных финансовых планов заключается в их способности обосновывать индивидуальный кругооборот денежных средств конкретного субъекта хозяйствования.
Финансовые планы бюджетных учреждений носят название сметы, определяют, в основном, их расходы. В случае поступления дополнительных источников доходов разрабатываются приходно-расходные сметы, обосновывающие все поступления и расходы по хозяйственной деятельности.
Предприятия и организации, работающие на коммерческом (хозяйственном) расчете составляют финансовые планы в виде балансов доходов и расходов. В доходной части определялись: прибыль, амортизация и другие поступления, в расходной затраты производимые за счет этих поступлений. В бюджете отражаются также платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, если они имели место.
Возрастание значения внутрифирменного финансового планирования, как условия эффективного управления деятельностью предприятия и переход на общемировые стандарты в финансовом планировании привели к развитию разработок бизнес-планов, обязательной частью которых является финансовое обеспечение всех намечаемых мероприятий.
В зависимости от периода действия все виды финансовых планов подразделяются на: перспективные, текущие и оперативные. В ряде случаев планы подразделяются на: долгосрочные свыше 5 лет, среднесрочные до 5 лет и краткосрочные до 1года. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгод. Текущие финансовые планы - это задание на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени. В настоящее время, решающее место в управлении текущей финансовой деятельностью отводится годовым планам (особенно в условиях высокой инфляции). Централизованные финансовые планы в основном разрабатываются на год с разбивкой по кварталам, и только долгосрочные общегосударственные программы должны учитывать источники финансирования, расходы на весь период действия проекта.
Во внутрифирменном финансовом планировании задания, как правило, разрабатываются на 3 года. В текущем году показатели конкретизируются по месяцам, во втором году -- по кварталам, а в третьем -- носят общий характер прогноза на год. Важное место в управлении финансовой деятельностью предприятия имеют оперативные планы, т. е. кратковременные прогнозы поступления доходов, возможности покрытия текущих платежей и т. п.
Для достижения непрерывности в планировании многие зарубежные фирмы используют методы постоянного передвижения своих плановых заданий, передвигая периоды их действия на последующие три года. При этом учитываются достижения прошлого периода, складывающаяся ситуация и прогрессивные перспективы развития.
Взаимосвязанные между собой во времени и пространстве многочисленные финансовые планы составляют систему финансовых планов, которая развивается и совершенствуется в соответствии с требованиями каждого этапа экономического развития.
ТЕМА 9: Финансовый контроль
1. Содержание и необходимость финансового контроля.
2. Виды, формы и методы финансового контроля.
3. Развитие финансового контроля в условиях перехода к рынку.
1. Содержание и необходимость финансового контроля
Финансовый контроль - целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных формы и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.
Финансам, как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, которая на практике реализуется в виде финансового контроля. Целью финансового контроля является содействие формированию научно-обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.
Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредствам финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. В свою очередь результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, оперативном управлении.
Результатом финансового контроля являются разные факты экономической жизни (как правило, отрицательные) и количественные показатели. По результатам финансового контроля могут осуществляться изменения форм и методов реализации финансовых отношений, в оперативном порядке при текущем планировании, оперативном управлении. В необходимых случаях, при крупномасштабных недостатках, осуществляется корректировка финансовой политики.
Финансовый контроль, таким образом, выступает как эффективный механизм обратной связи от постановки цели и задач финансовой политики до получения практических результатов развития экономики.
Существуют различия финансового контроля на: макро и микро уровне. Финансовый контроль на макро уровне - контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Его основными задачами являются: обеспечения процесса формирования и использования централизованных фондов денежных средств; контроль за соответствием действий форм и методов финансовых отношений; выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования, оптимального, дифференцированного по степени значимости, удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах отраслей и регионов, максимального удовлетворения потребностей граждан в услугах социально-культурной сферы.
На макро уровне объектом контроля выступают государственные финансы. Предметом контроля являются сводные финансовые планы (сметы), отчеты об исполнении в территориальном и отраслевом разрезах.
Субъектами контроля на этом уровне выступают законодательные органы власти и государственные органы управления.
Контроль в сфере государственных финансов представлен в виде налогового, бюджетного надзора, финансовый контроль.
Финансовый контроль на микроуровне - это контроль на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений, объединений всех форм собственности. Задачи финансового контроля на микроуровне следующие: обеспечение соблюдения предприятиями действующего законодательства в области финансов; обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов; содействие рациональному расходованию всех финансовых ресурсов; правильному ведению бухгалтерского учета, составления отчетности и др.
Объектом контроля на данном уровне выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений. Предметом контроля являются финансовые показатели: прибыль, доходы, налоги, отчисления, себестоимость и др. данный финансовый контроль осуществляется экономическими службами, отдельными специалистами предприятия или независимыми аудиторскими организациями.
2.Виды, формы и методы финансового контроля
Организация финансового контроля в разных отраслях имеет свои особенности, обусловленные финансово-экономическим развитием страны, историческими и законодательными особенностями.
Вместе с тем для всех стран с рыночной экономикой система финансового контроля нацелена на защиту интересов общества в целом и интересов экономически активных групп граждан, те же цели преследует и финансовый контроль Республики Беларусь.
Существует различное деление контроля на виды. Выделяется государственный финансовый контроль и негосударственный. В свою очередь негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). В учебном пособии “Теория финансов” под ред. И.Е. Заяц, М.К. Фесенко выделяется государственный контроль, в который входит ведомственный, отдельно выделяется аудит. Другие авторы, например, Л.А. Ханкевич выделяют государственный (вневедомственный) контроль, ведомственный состоящий из внутриведомственного и внутрихозяйственного и платный финансовый контроль - аудит.
В ряде случаев выделяются общественный контроль, над которым понимается финансовый контроль со стороны профсоюзов общественных организаций партий.
Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности.
В процессе государственного финансового контроля изучаются и контролируются следующие вопросы:
Соблюдение действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц.
Предоставление и законность использования льгот по налогообложению, государственных дотаций к иных преимуществ.
3. Соблюдение финансовой дисциплины.
4. Правильность ведения бухгалтерского учета.
5. Сохранность материальных и денежных ресурсов.
6. Экономное использование государственных средств.
7. Недопущение фактов бесхозяйственности, приписок и финансовых злоупотреблений.
8. Полнота поступления бюджетных ресурсов из различных источников.
Целевое и экономное расходование бюджетных ресурсов.
Обращение государственных средств в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях.
Финансовая эффективность использования государственной собственности, проведение приватизации.
Главной целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.
Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности.
Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами).
К органам государственного управления, осуществляющим общегосударственный финансовый контроль в Беларуси относятся: Комитет государственного контроля; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам; Государственный комитет финансовых расследований; Государственный таможенный комитет; Комитет по надзору за страховой деятельностью: Государственный комитет по ценным бумагам; Национальный банк Республики Беларусь.
Комитет государственного контроля выступает в качестве центрального органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности законодательства, в том числе в области финансов.
Министерство финансов через свое Контрольно-ревизионное управление проверяет правильность составления и исполнения государственного бюджета, бюджетов областей и других административных территорий, обращая особое внимание на правильность и эффективность использования средств централизованного фонда государства.
Министерство по налогам и сборам и его территориальные звенья проверяют правильность и своевременность расчетов плательщиков с бюджетом по налогам и сборам.
Для обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь и укрепления государственной дисциплины созданы органы налоговой полиции. Указанные органы имеют свои функциональные обязанности и цели, имеют на местах свои подразделения. Это в первую очередь, областные финансовые управления, райгорфинотделы, областные, городские и районные налоговые инспекции.
Государственный комитет финансовых расследований - это специальный правоохранительный орган, принимающий меры по предотвращению и пресечению нарушений налогового законодательства. В отличие от других органов финансового контроля он наделен правом возбуждать уголовные дела по .преступлениям, отнесенным законом к его компетенции, проводить по ним дознания.
Государственный таможенный комитет осуществляет контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Комитет по надзору за страховой деятельностью осуществляет контроль обоснованности страховых тарифов и следит за соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. Национальный Банк осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков.
Ведомственный финансовый контроль подразделяется на: внутриведомственный и внутрихозяйственный.
Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют сами министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел, планово-экономический отдел. Он является, непрерывными представляет собой элемент управления предприятием.
На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.
Кроме названых видов контроля выделяется также общественный контроль, осуществляемый представителями общественных организаций, партий. Ряд авторов включают сюда же и аудит.
Аудит - это независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности.
Существуют различные формы финансового контроля.
В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственных и финансовых операций. Он имеет целью предупредить незаконные действия должностных лиц, предотвратить нарушение законов, постановлений и распоряжений государственных органов. Этот контроль является наиболее эффективным, так как лучше предупредить нарушениями чем, в последующем вскрывать их.
Основным методом осуществления предварительного контроля являются визуальные проверки. Последние актами, справками, отчетами оформляются. По результатам таких проверок отдаются распоряжение приказы в письменной или устной форме о недопущении или при приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой деятельности.
Осуществляются проверки правильности составления платежных документов, договоров, соглашений на приобретение и отпуск материальных ценностей, правильности оформления векселей, установления должностных окладов, соблюдения установленных норм расходов, тарифов и др.
Текущий контроль проводится на предприятиях, в хозяйственных организациях, бюджетных учреждениях, в финансовых и кредитных органах, в министерствах, ведомствах, управлениях, отделах в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций. Значение этой формы контроля возрастает, так как она является важнейшим элементом оперативного управления хозяйственно- финансовой деятельностью. Опираясь на данные первичных документов оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризации и визуального наблюдения, должностные лица, используя данные текущего контроля, при необходимости регулируют быстроменяющиеся хозяйственные ситуации, приостанавливают незаконные или ошибочные действия, предотвращают потери и убытки.
В текущем контроле большое значение имеет создание компьютерных данных, что позволяет оперативно вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность.
В настоящее время основной формой финансового контроля является последующий контроль.
Последующий контроль проводится после совершения хозяйственно-финансовых операций. Он позволяет выявить нарушения, которые не были установлены предварительным и текущим контролем. Он осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка; обследование; экономический анализ; ревизия. Материалы последующего контроля в обязательном порядке оформляются актом, справкой, докладной запиской или другим документом.
Проверка является важнейшим методом последующего контроля. Проверка может быть счетной или тематической.
Счетная проверка - это проверка достоверности бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов. Она осуществляется финансовыми органами, как правило, один раз в год. Кроме этого, достоверность отчетных данных проверяется статистическими, банковскими органами и т.д.
Тематическая проверка - это проверка (обследование) отдельных сторон и участков работы подконтрольного объекта. Тематические проверки проводят все органы финансового контроля. Они проводятся не регулярно и оформляются справками или докладными записками.
Круг вопросов, которые изучаются тематической проверкой, неограничен. Это может быть: правильность начисления заработной платы и удержаний из нее; порядок списания основных средств; проверка правильности списания затрат на себестоимость продукции и т.д.
Кроме этого в рамках контроля может проводится обследование, которое охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организации, но в отличие от проверки -- по более широкому кругу показателей.
Экономический анализ - это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта. Его целью является выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения. Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями (для этого на ряде предприятий создаются бюро экономического анализа), так и внешними органами контроля - финансовыми, банковскими органами, вышестоящими ведомственными органами - министерствами, управлениями, объединениями.
Таким образом, экономический анализ подразделяется на: внутрихозяйственный и внешний.
Комплексным методом последующею контроля является ревизия. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всей финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта.
При ревизии широко используются первичные документы, данные первичного учета. Ревизии могут быть: полные или частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; сплошной и выборочные. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности. По организационным формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными, которые проводятся одним проверяющим; бригадными, в ней участвуют несколько проверяющих, один из которых является бригадиром. Ревизия и проверка проводятся на основании рабочего плана, в котором отражаются проверяемые вопросы.
С целью выявления нарушений в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов применяются различные методы: формальный метод; метод фактической проверки; метод встречной проверки; корреспондирующей метод; аналитически-нормативный метод: метод изучения законности финансово-хозяйственных операций. Раскроем содержание названных методов.
Формальный метод - его содержание состоит в контроле за правильностью оформления документа (например, при выписке накладной: соблюдена ли установленная форма; наличие подписей на отпуск и прием товара; наличие печатей объекта отпустившего товар и - принявшего товар; наличие отметки склада; заполнены ли все реквизиты; наличие исправлений и подчисток и т.д.).
Метод фактической проверки заключается в проверке сохранности материальных ценностей.
Метод встречной проверки проводится с целью установления достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой операции.
Корреспондирующий метод заключается в сопоставлении одной и той же операции, которая отражена в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате сопоставления не выходит одна и та же цифра, значит на лицо нарушения, злоупотребления.
Аналитически-нормативный метод состоит в контроле за выполнением установленных норм и нормативов (проведение контрольных замеров, проверка фактически выполненных работ, затраченного времени, контроль выпущенной продукции и т. д.).
Метод изучения законности финансово-хозяйственной операции - он заключается в установлении соответствия произведенной операции действующим законам, инструкциям, приказам, распоряжениям. Нередко финансово-хозяйственная операция проверенная другими методами является достоверной и правильной, вместе с тем она является незаконной.
На основании систематизированного материала составляется акт. В акте отражается перечень допущенных нарушений финансово-хозяйственной деятельности, выводы и предложения, рекомендации по устранению выявленных нарушений. На основе акта принимаются соответствующими органами и должностными лицами меры к виновным.
В практике финансового контроля используется координация контроля различных контролирующих субъектов в плане согласования планов проверок и ревизий и их совместное проведение.
3. Развитие финансового контроля в условиях перехода к рынку
Финансовый контроль элемент управления существует с момента возникновения финансовых отношений. Достаточно высокий уровень развития финансовый контроль получил на территории Республики Беларусь в советский период, где в условиях государственной собственности осуществлялся всесторонний контроль за процессами в экономике и финансах. Начало переходного периода было связано с ослаблением финансового контроля, ликвидацией ряда контролирующих органов. Практика показала, что и в переходный период и в условиях рынка экономика в целом и отдельные предприятия передаются в финансовом контроле.
Для повышения эффективности и действенности финансового контроля необходимо: укрепление государственного контроля; развитие аудиторского контроля; компьютеризация труда специалистов различных контролирующих органов; координация деятельности всех органов контроля; разработка методической базы контроля с учетом особенностей объектов контроля (форма собственности, вид деятельности). В связи с вышеуказанными направлениями в Республике Беларусь осуществляется работа по совершенствованию финансового контроля, создаются новые или реорганизуются контролирующие органы.
Одним из важнейших направлений совершенствования финансового контроля является развитие аудиторской деятельности. Аудит является необходимым элементом рыночной инфраструктуры. История развития аудита берет свое начало в середине XIX века, когда появились первые бухгалтеры-аудиторы.
В Республике Беларусь этот новый вид финансового контроля появился в конце 80-х - начале 90-х годов и связан с развитием рыночных отношений в стране.
Финансовый аудит представляет собой независимую деятельность уполномоченных на то организаций специалистов по проведению экспертизы и анализа финансовой отчетности, по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью, по оказанию других видов услуг субъектам хозяйствования по их нарушению и за их счет.
Задачи аудита сходны с задачами государственного контроля: определить достоверность проверяемой информации, соответствие совершенных хозяйственных операций действующему законодательству. Вместе с тем имеются и отличия аудита от государственного контроля, осуществляемого в форме финансово-хозяйственной деятельности.
Основные отличия следующие:
1) аудиторская деятельность направлена на повышение эффективности деятельности предприятия, на обеспечение его платежеспособности, на предотвращение нарушений законодательства во избежание финансовых и экономических санкций, т. е. на защиту интересов клиентов. Ревизионная деятельность в первую очередь защищает интересы государства, обеспечивает соблюдение субъектами хозяйствования законодательства, нормативных актов с применением к нарушителям различных мер воздействия;
2) связи между проверяющей организацией и объектом контроля при аудите -- горизонтальные, добровольные, на договорной основе, при проведении ревизий -- вертикальные, в порядке административного назначения;
аудиторские услуги оплачивает клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения. Ревизии оплачиваются вышестоящим органом или государством;
аудитор и ревизор могут проводить проверки выборочным методом. При обнаружении нарушений аудитор имеет право ограничиться выборочной проверкой и предоставить возможность самому клиенту исправить ошибки за весь период. Ревизор в данной ситуации должен провести сплошную проверку за весь проверяемый период для определения размера ущерба, установления виновных лиц;
эффективность аудиторской проверки определяется клиентом как соотношение затрат на аудит и результатов аудиторской проверки. Эффективность ревизии определяет соответствующий контролирующий орган. Количественно эффективность выражается размерами допричислений в бюджет налогов, других поступлений, величиной восстановленных виновными сумм растрат, хищений, потерь от бесхозяйственности;
результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском заключении и рекомендациях для клиента. По результатам ревизии составляется акт, содержащий организационные выводы, взыскания, обязательные указания, выполнение которых впоследствии контролируется;
7) аудиторы обязаны обеспечить конфиденциальность полученной информации и результатов аудита, ревизоры имеют право предать их гласности.
В Республике Беларусь аудиторская деятельность регулируется Законом «Об аудиторской деятельности».
Развитие аудита, как самостоятельной организационной формы финансового контроля, как элемента рыночной экономики является объективным процессом. Этот процесс получает свое дальнейшее развитие, так как для этого имеются объективные причины взаимная заинтересованность, в этом процессе и государства, и объектов хозяйствования и аудиторов. Уровень развития аудита будет свидетельствовать об уровне развития рыночных отношений в стане.
ТЕМА 10: Финансы предприятий и организаций материального производства
1. Содержание финансов предприятий материального производства и принципы их организации.
2. Влияние форм собственности и отраслевых особенностей на организацию финансов сферы материального производства.
1. Содержание финансов предприятий материального производства и принципы их организации
К сфере материального производства относятся отрасли народного хозяйства, виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением процесса производства в сфере обращения. Виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу, здесь результат труда выступает в виде оказания различного рода услуг. Критериями разграничения отраслей народного хозяйства и предприятий входящих в них на две названные сферы является их отношение к процессу создания материальных благ и результаты труда.
Основным признаком материального производства является производительный труд, результат которого всегда материален и выступает в форме продукта, поэтому к сфере материального производства относятся отрасли, в которых затраты труда выражаются в материальных благах. Процесс труда в материальном производстве связан с воздействием участников производства на вещества природы, то есть предметы и средства труда. Экономические отношения, возникающие в процессе труда определяются отношениями по поводу средств производства.
Таким образом, к материальному производству относятся отрасли, предприятия, в которых конечный результат труда выступает в форме материальных благ, а труд носит производительный характер.
Основным звеном сферы материального производства являются предприятия, где происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами производства, производятся материальные блага и происходит создание национального дохода, формируются первичные доходы и первичные финансовые ресурсы.
Финансы сферы материального производства являются основой всей финансовой системы страны. За счет чистого дохода предприятий формируются фонды накопления, необходимые для расширения производства и совершенствования его материально-технической базы, фонды потребления для работающих, а также резервные фонды. В то же время через налоговые и неналоговые платежи чистый доход служит источником образования общегосударственных денежных фондов. От состояния финансов материального производства зависят возможности удовлетворения потребностей общества, общее финансовое положение страны.
Таким образом, с помощью финансов предприятий материального производства создаются предпосылки для удовлетворения потребностей предприятий в развитии производства, решения социально-экономических проблем коллективов работников предприятий, создания фондов централизованных ресурсов государства.
Величина созданной в сфере материального производства стоимости определяет размеры денежных фондов и формируемых на их основе финансовых ресурсов предприятия и республики в целом. В то же время созданные фонды при их оптимальном распределении обеспечивают возможности роста производства и увеличения объема общегосударственных финансовых ресурсов.
С учетом специфики формируемых фондов финансы сферы материального производства включают денежные отношения предприятий:
с другими предприятиями (они складываются в процессе получения выручки от реализации, поступления внереализационных доходов, оплаты материальных затрат, уплаты и получения штрафов при нарушении договорных обязательств, реализации ценных бумаг, инвестирования средств в акции и облигации других предприятий, уплаты и получения по ним дивидендов и процентов; при коммерческом кредитовании);
с коллективом работников данного предприятия (эти отношения опосредуют создание фонда оплаты труда, премирования, распределение прибыли и выплаты работникам пособий из фонда потребления, а также привлечение средств работников (продажа ценных бумаг, паевые взносы для формирования финансовых ресурсов предприятия);
хозрасчетными подразделениями внутри предприятий при распределении финансовых ресурсов между ними;
с государством при уплате налогов в бюджет, отчислениях во внебюджетные фонды, ассигнованиях из бюджета, при покупке государственных ценных бумаг, а также получении выплат по ним;
с банками (эта группа финансовых отношений получает форму получения банковских ссуд, их возврата, уплаты процентов по ссудам, предоставления банкам во временное пользование свободных денежных средств за определенную плату, операций с ценными бумагами, реализуемыми банками);
с вышестоящими организациями в границах внутриотраслевого перераспределения;
с учредителями (эти отношения складываются при взносе учредителем средств для формирования уставного фонда, а также при распределении прибыли предприятия и перечислении ее части учредителю в соответствии с договором).
Финансы предприятий, как и финансы в целом выполняют две функции: распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов реализуется при распределении выручки от реализации, прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, формировании и использовании целевых специальных денежных фондов (основных и оборотных средств, инвестиционных фондов, фонда оплаты труда, амортизационного фонда, фонда накопления и потребления). Возникающие при этом финансовые отношения оказывают влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятий. При рациональной системе формирования целевых и денежных фондов и эффективной форме их инвестирования обеспечивается возможность оснащения предприятий новой техникой, внедрения передовых современных технологий, стимулирования лучших работников производства, улучшения социального обслуживания коллектива работников.
Повышение роли распределительной функции связано с внедрением коммерческого расчета на предприятиях, полной финансовой независимостью предприятий, когда им предоставлено право самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, работ и услуг, распоряжаться прибылью и формировать фонды производственного и потребительского назначения, самостоятельно изыскивать источники финансовых ресурсов.
Контрольная функция финансов предприятий находит свое проявление в контроле за обоснованностью формирования доходов, их соответствием реальным условиям коллектива, а также рациональным использованием денежных фондов, своевременной и полной уплатой налогов в бюджет и отчислениями во внебюджетные фонды. Усиление роли контрольной функции финансов связано с расширением действенности финансовых санкций в условиях рыночной экономики.
Финансы предприятий сферы материального производства базируются на определенных принципах. К их числу относятся: хозяйственный расчет, финансовая самостоятельность предприятий, экономическая ответственность за выполнение обязательств перед поставщиками, государством, коллективом работников, банками, деление денежных ресурсов предприятия на собственные и заемные.