p align="left">Взаимоотношения негосударственных (частных) предпринимателей с государством в основном носят односторонний характер, выражаются в форме налогового участия в части чистого дохода и уплаты обязательных отчислений во внебюджетные фонды. Широкие права в сфере производственной, коммерческой деятельности позволяют предпринимателям функционировать наравне с другими субъектами хозяйствования. Это дает возможность воспринимать частного предпринимателя как равноценного налогоплательщика. В то же время специфика образования дохода и его распределения накладывает определенный отпечаток на эту группу финансовых отношений, выражающихся в особых формах и методах применения налогов, организации их исчисления и уплаты: формирование первоначального капитала для осуществления предпринимательской деятельности, который оборачивается и возобновляется в процессе реализации товаров и оказания услуг с целью получения дохода, происходит в основном за счет личных сбережений и инвестиций; доход, за счет которого осуществляется погашение обязательств перед государством, покрываются затраты, понесенные в процессе хозяйственной деятельности, а также часть средств, используемая на собственные нужды, является основным показателем деятельности предпринимателя.
Кроме финансированных расчетов с бюджетом, индивидуальный (частный) предприниматель распоряжается полученным доходом по своему усмотрению: может использовать его в целях дальнейшего развития своей деятельности или на удовлетворение личных потребностей. Валовой доход образуется в результате реализации товаров (работ и услуг) как в денежной, так и в натуральной форме. Получение доходов не от основного вида деятельности (от хранения денег на счетах, операций с ценными бумагами, от невыполнения прочими субъектами договорных обязательств в виде штрафов, пеней и др.) включается в общую сумму дохода.
Доход, который предприниматель может использовать на собственные нужды, образуется после вычета из валового дохода налоговых и неналоговых платежей, а также документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.
В состав этих расходов включаются:
материальные затраты; арендная плата, работы и услуги производственного характера, выполненные другими предприятиями и организациями;
амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов;
расходы на оплату труда наемных лиц;
плата процентов за краткосрочные кредиты банков;
отчисления на государственное и обязательное страхование имущества;
расходы по всем видам ремонта;
проведение природоохранных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также накладных расходов (оплата услуг банков, реклам сбыт продукции и др.), налогов и обязательных отчислений, включаемых в себестоимость продукции.
Основной традиционной формой налогового изъятия у индивидуальных предпринимателей остается подоходный налог. Основа для исчисления -- облагаемый доход, определяемый как разность между величиной валового дохода расходами, осуществляемыми при их получении.
Особенностью организации финансовых отношений, является исчисление подоходного налога непосредственно налоговыми органами. Уплата осуществляется раз в квартал в виде авансовых платежей.
Частное предпринимательство постоянно расширяет сферу хозяйствования, поэтому порядок их налогообложения приближается к общей системе изъятия обязательных платежей с юридических лиц. В зависимости видов осуществляемой деятельности они могут уплачивать налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо, экологический налог, таможенные и прочие пошлины. Организация исчисления и уплаты этих общегосударственных платежей отличается от организации уплаты прочих хозяйствующих субъектов.
Как подчеркивалось ранее, взаимоотношения с бюджетом в целом односторонние. Государственная поддержка может осуществляться через фонд финансовой поддержки предпринимательства. Но незначительная величин этого фонда, а также целевая направленность на осуществление комплексных программ позволяют, говорит лишь об ограниченном влиянии этого фонда на формирование финансовых ресурсов частного предпринимательства. Финансовые отношения, складывающиеся между частными предпринимателями и вышестоящей организаций, на сегодняшний день не имеют четкой организации и не являются обязательными. Как форма хозяйствования частное предпринимательство оформилось юридически недавно. Осуществление различных видов деятельности под личную имущественную ответственность не создает предпосылок для возникновения отраслевых интересов. В то же время наметилась тенденция вступления наиболее организованной части частных предпринимателей в союзы, ассоциации с целью защиты общих интересов и прав, возможности повышения квалификации.
В отдельных случаях вышестоящая государственная организация выражает узковедомственные интересы, осуществляя контроль за проводимой предпринимателями деятельностью, например, аудиторами, врачами, юристами и др.
Финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления прочих денежных расчетов с другими юридическими и физическими лицами, разнообразны и могут быть классифицированы по степени возникающих обязательств.
Движение финансовых ресурсов на основе этих денежных отношений осуществляется в основном в бесфондовой форме: различные штрафные и денежные санкции, взаимозачеты с бюджетом или партнерами, участие в распределении доходов от совместной деятельности и др.
Особый интерес представляют взаимоотношения, возникающие в процессе объединения частных предпринимателей в коллектив. Наиболее распространенной формой выступает простое товарищество. Не имея статуса юридического лица, такое объединение позволяет аккумулировать ресурсы отдельных лиц, например, с целью осуществления единого технологического процесса производства (оказания услуг) в случаях аренды общего помещения или средств производства, исполнения общих средств на приобретение оборудования, сырья, материалов и т. д. Деятельность такого товарищества регламентируется договором, в котором в произвольной форме определяются права и обязанности участников, образование и распределение дохода в зависимости от трудового участия или вклада, создание в случае необходимости совместных фондов. Несмотря на совместную деятельность, взаимоотношения коллективного предпринимательства с бюджетом складываются, как и для индивидуального налогоплательщика, т.е. полученный в результате доход каждого участника считается его личным и уплата налогов и обязательных отчислений производится в обычном порядке.
Таким образом, можно выделить следующие особенности в организации финансовых отношений негосударственного (частного) предпринимательства:
1) отношение частных предпринимателей с государством складываются, как правило, в одностороннем порядке, хотя и предполагается не только уплата предприятиями налогов и налоговых платежей, но и обратная связь через фонд поддержки государством негосударственного (частного) предпринимательства. Но из-за недостатка средств этот фонд пока выполняет незначительные по объему функции.
2) Меньшее по сравнению с юридическими лицами количество налогов, подлежащих уплате, специфическая форма их исчисления и уплаты.
3) Объединение (частных) негосударственных предпринимателей в коллективы способствует аккумуляции денежных средств для осуществления совместных проектов, при этом каждый член товарищества остается самостоятельным плательщиком налогов и неналоговых платежей.
ТЕМА 13: Финансы непроизводственной сферы
1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы.
2. Особенности сметного планирования и финансирования в непроизводственной сфере.
1. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
В действующей классификации отраслей народного хозяйства к сфере материального производства относятся все виды деятельности создающие материальные блага. Виды деятельности, в которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности. Иначе говоря, к сфере материального производства относятся отрасли, в которых затраты труда находят свое отражение в материальных благах, остальные виды деятельности в процессе которых материальные блага не создаются, принадлежат к непроизводственной сфере деятельности.
Непроизводственной сфере присущи свои специфические отношения, вытекающие из особенностей отраслей этой сферы, характера общественного труда в них. В материальном производстве экономические отношения опосредуют процесс преобразующего воздействия человека на вещества и силы природы. В непроизводственной сфере экономические отношения возникают не по поводу воздействия на вещества природы, а по поводу воздействия на человека и общество, труд не является непосредственно производственным и чаще всего носит характер услуги. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может выступать в виде вещи, например картинки художника. Спецификой непроизводственной сферы является и то, что результат труда выступая в виде услуги, потребляется в процессе самого производства, т. е. процесс производства и потребления совпадают во времени. Например, услуги певца, лектора.
Таким образом, под непроизводственной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, деятельность которых направлена непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями по поводу оказания различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию движения материального продукта.
Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей, в том числе - объемом расходов государства на социально-культурные мероприятия.
Размер средств, направляемых в отрасли непроизводственной сферы, определяется потребностями общества в результатах их деятельности, а также произведенным национальным доходом. Однако в настоящее время он во многом зависит от состояния государственного бюджета, проводимой финансовой политики. Господствовавший десятилетия остаточный принцип финансирования социально-культурных мероприятий, давно уже доказавший свою несостоятельность, пока что действует и сегодня. Вместе с тем нельзя забывать, что непроизводственные отрасли оказывают активное влияние на материальное производство, обеспечивая воспроизводство рабочей силы.
Поэтому государством принимаются меры направленные на развитие непроизводственной сфере, усиливается социальная направленность принимаемых государственных бюджетов Республики Беларусь.
Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть бесплатными либо платными (полностью или частично). Услуги населению, оплачиваемые государством преимущественно бесплатны. Источником обеспечения производства бесплатных услуг является государственный бюджет.
Однако в условиях нехватки государственных средств в связи с бюджетным дефицитом все большее развитие получают платные услуги, определяющие и специфические методы ведения хозяйства, формы финансовых отношений.
Для выявления особенностей финансов непроизводственной сферы целесообразно классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организации с учетом характера их деятельности, методов организации управления и финансирования.
К первой группе могут быть отнесены отрасли, которые очень близки к материальному производству. Они осуществляют свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, руководствуясь законом «О предприятии». Услуги этих отраслей предоставляются за плату. Источником покрытия издержек по их производству является выручка от реализации услуг, т. е. денежные средства потребителей. Финансы в них организуются, как на предприятиях материального производства.
Во вторую группу учреждений включаются отрасли, находящиеся на неполном хозрасчете, т. е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги частично бесплатные.
К третьей группе учреждений принадлежат отрасли и учреждения, содержащиеся за счет средств бюджета. Оказываемые ими услуги -- бесплатные, источником их финансирования является государственный бюджет.
Таким образом, производство услуг в учреждениях непроизводственной сферы сопровождается формированием, распределением и использованием денежных фондов, специфическими финансовыми отношениями. А под финансами непроизводственной сферыследует понимать совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения созданного в отраслях материального производства национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг.
Выделяются следующие группы финансовых отношений в непроизводственной сфере:
· между отраслью непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У отраслей, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета, эти отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет средств бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль имеет доходы от хозяйственной или коммерческой деятельности, они приобретают двусторонний характер: появляются финансовые отношения, связанные уплатой в бюджет обязательных платежей;
· между распорядителями бюджетных кредитов по поводу распределения бюджетных ресурсов. Эти отношения многоступенчатые и определяются системой управления финансами отрасли;
· между вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределения; между организациями, учреждениями отрасли и их структурными подразделениями по поводу формирования финансовых ресурсов, их распределения и использования;
· между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей; между организациями, учреждениями непроизводственной сферы по поводу оплаты оказываемых услуг;
· между организацией, учреждением непроизводственной сферы и коллективом работников по поводу выплаты заработной платы, премии, поощрений; между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и потребителями услуг: населением - по поводу оплаты стоимости этих услуг; другими предприятиями, организациями, учреждениями сферы материального производства и нематериальной сферы - по поводу перечисления средств за оказанные услуги по договорам;
· между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами по поводу оказания финансовой помощи и добровольных взносов и пожертвований;
· между организациями, учреждениями непроизводственной сферы различными общественными фондами по поводу перечисления средств из этих фондов;
· между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды в соответствующих случаях.
Перечисленные финансовые отношения опосредуют образование, распределение и использование следующих денежных фондов: фонда финансовых ресурсов отрасли, фонда капитальных вложений, единого фонда финансовых средств учреждения, фонда возмещения материальных затрат, фонда производственного и социального развития учреждения, фонда материального поощрения.
Общим для этих отношений является их отсутствие в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и фондов.
Поскольку процесс производства и потребления услуги совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендии и т. п., либо образуют выручку предприятий, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают следующие особенности финансов в непроизводственных отраслях:
1. Финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование;
2. Источником покрытия затрат в непроизводственной сфере, как правило, является национальный доход, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размера зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фонда финансовых ресурсов развития непроизводственных отраслей, ограничена рамками величины национального дохода, созданного в отраслях материального производства, и в частности той его долей, которая направляется на потребление;
3. Поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями непроизводственной сферы;
4. Большинство предприятий, учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть дошкольных учреждений, школ, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях: ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и в местных бюджетах;
5. В условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу финансовых отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств;
6. В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60--80 %), так как работникам непроизводственной сферы низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость.
Масштабы деятельности непроизводственной сферы зависят, главным образом, от объемов расходов государства на цели этой сферы народного хозяйства.
Предприятия, учреждения и организации непроизводственной сферы оказывают разнообразные услуги - управленческие, социального характера, по обороне страны, охране общественного порядка и т. д.
Раньше почти все расходы этих предприятий, учреждений и организаций финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись бесплатно. А в последние годы в условиях переходной экономики в связи с необходимостью повышения качества предоставления услуг населению республики начался переход на новые финансовые отношения между гражданами и вышеназванными предприятиями и организациями. Все большее место в них стали занимать платные услуги. Расширился перечень их источников финансовых ресурсов.
Источники формирования финансовых ресурсов этих субъектов хозяйствования зависят от: вида оказываемых услуг, характера (платного, частично платного или бесплатного) их предоставления.
Бесплатно предоставляются услуги в сферах государственного управления и обороны страны. Эти услуги оказываются обществу в целом. Единственным источником финансирования этих секторов народного хозяйства являются средства государственного бюджета. Государство определяет размеры финансирования этих затрат, уровень оплаты труда государственных служащих и военнослужащих. Для того, чтобы они профессионально выполняли свои обязанности по службе государство обязано обеспечить достойные условия жизни работников этих секторов общества
Основное место в затратах на оборону занимают: обеспечение оборонных структур военной техникой; текущее содержание армии; финансирование военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; строительство военных объектов; выплаты пенсий военнослужащим и прочие расходы.
Услуги же в области культуры, искусства, юриспруденции ныне в Республике Беларусь предоставляются их потребителям только на платной основе. Так, например, к ним относятся: услуги зрелищных организаций (театры, кинотеатры, киноконцертные залы); работа выставок, нотариуса, адвокатуры и др. Государство предоставляет им средства лишь эпизодически в виде дотаций.
Как на платной основе, так и бесплатно предоставляются услуги социально-культурного характера. Эта услуги занимают преобладающее место в системе некоммерческой деятельности (образование, здравоохранение, дошкольные учреждения). В бывшем СССР вся система образования была практически государственной.
В настоящее время в республике внедряется многоуровневая система финансирования: высшей школы, которая сочетает в себе средства бюджета, внебюджетных фондов и населения. Медицинское обслуживание граждан также все больше становится платным.
Конкретный состав финансовых ресурсов, которые направляются на удовлетворение социально-культурных потребностей, зависит от характера самих потребностей. Их можно объединить в три группы:
1. Потребности, удовлетворение которых гарантируется Конституцией республики, имеют огромное значение для всего общества и не зависят от уровня получаемого каждым гражданином дохода (примером таких потребностей может быть потребность граждан в получении начального и среднего образования). Расходы по финансированию этих потребностей покрываются за счет общегосударственных финансовых ресурсов, выделяемых из бюджетных и внебюджетных фондов.
2. Потребности, которые имеют общественно-значимый характер (минимальный уровень медицинского обслуживания населения, средний уровень образования, установленная норма социального обеспечения граждан и др.) но которые в силу ограниченности государственных ресурсов покрываются государством лишь частично в пределах необходимого лимита. Кроме государственного бюджета источниками их удовлетворения являются средства государственного бюджета, населения и др. источников.
3. Индивидуальные потребности граждан, которые связаны с их отдыхом и охраной здоровья, обеспеченностью жильем и др. источниками удовлетворения этих потребностей являются финансовые ресурсы предприятий, организаций и населения.
Услуги социально-культурного характера оказываемые соответствующими учреждениями и организациями финансируются в условиях переходный экономики за счет разнообразных источников.
Знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их в условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь.
2.Особенности сметного планирования и финансирования в непроизводственной сфере
Большинство учреждений и организаций непроизводственной сферы находятся на бюджетном финансировании. Сметно-бюджетное финансирование-- это метод предоставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для организации их деятельности.
В целом формирование и использование финансовых ресурсов на предприятиях, в учреждениях непроизводственной сферы в зависимости от методов хозяйствования осуществляется двумя способами:
1. На базе сметного финансирования;
2. На основе самоокупаемости и самофинансирования.
При сметном финансировании услуги потребителям предоставляются бесплатно. Основным источников формирования финансовых ресурсов таких предприятий выступают бюджетные средства. Наряду бюджетными средствами эти субъекты хозяйствования используют и другие виды денежных поступлений, которые отражаются в смете доходов и расходов.
Полная самоокупаемость и самофинансирование осуществляется на тех предприятиях, которые возмещают свои расходы из выручки от реализации нематериальных благ и услуг. Это могут быть некоторые учебные заведения, отдельные медицинские учреждения, временные предприятия и др.
Основание для бюджетного финансирования является смета. При чем учреждения и организации, финансируемые только за счет бюджетных средств, составляют сметы расходов. А организации и учреждения, которые кроме бюджетных ассигнований обеспечивают свои потребности и другими видами финансовых ресурсов, разрабатывают сметы доходов и расходов.
Главное отличие сметы от финансовых планов предприятий материального производства, заключается в том, что в смете более детально обосновываются расходы, а доходы отражаются лишь в разрезе различных источников.
Поскольку в современных условиях предприятия непроизводственной сферы активно используют платные услуги, то в большинстве этих хозяйств составляют сметы доходов и расходов. В них в качестве исходных данных используются контрольные цифры и экономические нормативы.
Контрольные цифры не носят директивного характера и отражают конечные результаты деятельности учреждений по оказанию различного рода услуг. Они доводятся до учреждений в качестве тех ориентиров, которые должны обеспечить движение соответствующего уровня обслуживания населения, предоставление гражданам социально гарантированных благ. Контрольные цифры могут включать различные показатели:
Численность и состав обслуживаемого учреждением населения.
Объем и качество выполняемых учреждением услуг (например, число принятых в поликлиниках больных, число выпускников школ и т. д.).
Показатели технического оснащения учреждений и организаций и обеспеченность их транспортом.
Показатели социального развития трудовых коллективов соответствующих учреждений.
Экономические нормативы, используемые в финансовом планировании, включают в свой состав нормативы: бюджетного финансирования действующего учреждения; образования фонда заработной платы; образования фонда производственного и социального развития; образования фонда валютных отчислений за счет валютной выручки.
Величина норматива бюджетного финансирования определяется с учетом обоснованных социальных нормативов и норм, увеличения потребностей населения в соответствующем виде социального обслуживания и должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат: формирование средств на выплату заработной платы; создать необходимой материально-технической базы; социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива.
Нормативы бюджетного финансирования затрат служат основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения тон деятельности учреждения, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг.
Кроме контрольных цифр и экономических нормативов, учреждения и организации непроизводственной сферы, могут получать государственный заказ на ввод в действие новых мощностей и объектов за счет централизованных капитальных вложений.
Основываясь на контрольных цифрах, экономических нормативах и государственном заказе, учреждения и организации непроизводственной сферы делают все необходимые расчеты и составляют смету расходов и доходов. Смета подлежит рассмотрению и утверждению трудовым коллективом.
В первом разделе сметы указываются:
а) по расходам, материальные и приравненные к ним затраты; фонд заработной платы; фонд производственного и социального развития; фонд материального поощрения; другие фонды и резервы;
б) по доходам: финансирование из бюджета; оказание услуг по договорам с организациями и предприятиями; прочие поступления; выручка от сдачи в аренду помещений и оборудования.
Свод расходов и доходов в смете дается в годовом исчислении с поквартальной разбивкой. По всем разделам сметы приводятся плановые и отчетные данные текущего года, позволяющие сопоставить их с показателями планируемого года.
Таким образом, перестройка финансового механизма непроизводственной сферы в условиях перехода к рыночным методам хозяйствования является объективной необходимостью. Активное внедрение товарно-денежных отношений в эту сферу способствует более полному и качественному удовлетворению населения в услугах учреждений и организаций непроизводственного сектора, повышению материального благосостояния коллективов, предоставляющих услуги.
Совершенствование финансово-хозяйственного механизма непроизводственной сферы началось с учреждений здравоохранения, культуры, некоторых типов учреждений образования. Реализовать одновременно поставленные задачи во всех отраслях непроизводственной сферы невозможно по ряду объективных причин. Однако был сделан первый шаг к развитию товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере, расширилась сфера финансовых отношений, предоставлена возможность учреждениям формировать собственные, внебюджетные средства. Таким образом, появилась возможность в отраслях социально-культурной сферы сочетать бюджетное финансирование с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями, организациями на платной основе.
В настоящее время финансовые ресурсы социально-культурных учреждений формируются из следующих источников: средств бюджета и внебюджетных средств.
За счет средств бюджета финансируется деятельность учреждений по оказанию бесплатных услуг в соответствии с показателями планов социально-экономического развития. Причем не допускается замена бесплатных услуг платными (имеется в виду их оптимальное сочетание).
Объем бюджетных ассигнований определяется по нормативу бюджетного финансирования, который устанавливается по показателю, в наибольшей степени характеризующему конечный результат деятельности учреждения (число учащихся в школах, количество пролеченных больных в больницах, число детей в детских дошкольных учреждениях, количество врачебных посещений в поликлиниках и др.), т. е. размер финансирования поставлен в зависимость от результатов работы учреждения, организации. Норматив выполняет функцию цены на услуги, оказываемые учреждением, и должен покрывать издержки по оказанию данного вида услуг, т. е. обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, формирование средств на выплату заработной платы, создание материально-технической базы, а также социальное развитие и материальное стимулирование коллектива. Таким образом, бюджетные ассигнования перестали быть обычным возмещением затрат по смете учреждения, так как их величина определяется не затратами по смете, а ценой произведенных услуг, оцениваемых по установленным нормативам.
Внебюджетные ресурсы учреждения, организации непроизводственной сферы формируются из собственных и приравненных к ним средств, а также привлеченных. К собственным относятся средства, полученные от оказания платных услуг населению, выполнения работ по договорам с предприятиями, организациями, выполнения социальных заказов, выручка от реализации продукции, проценты банка за пользование временно свободными денежными средствами организации и др.
Подводя итог можно сказать, что в условиях перехода к рыночным методам хозяйствования идет процесс совершенствования финансовых отношений предприятий, учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Во-первых, расширяется их самостоятельность по использованию находившихся в их распоряжении материальных, трудовых и значительной части финансовых ресурсов. Например, эти предприятия получили право обменивать, сдавать в аренду или продавать другим предприятиям и организациям здания, сооружения, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности.
Во-вторых, осуществляется перевод многих этих субъектов хозяйствования на платные начала финансирования.
В-третьих, пересматриваются тарифы на оказываемые услуги с тем расчетом, чтобы они в большей мере обеспечивали свою самоокупаемость и самофинансирование.
В-четвертых, происходит разумное сочетание в деятельности непроизводственного сектора бюджетного финансирования и платных услуг.
В-пятых, коренным образом перестраивается система бюджетного финансирования предприятий, учреждений и организаций этого сектора экономики - происходит замена планирования и финансирования расходов на их содержание в зависимости от достигнутого уровня на переход на нормативный метод покрытия затрат. Государство вводит такой механизм финансирования, когда потребности вышеназванных предприятий и организаций финансируются из бюджета на основе нормативов, определяемых из расчета на одного жителя или других показателей. Сами размеры бюджетного финансирования становятся в зависимость от результативности работы соответствующих учреждений и организаций.
В-шестых, применение на этих предприятиях разнообразных систем материального стимулирования. Все они призваны установить зависимость размеров материального поощрения от конечных результатов деятельности трудовых коллективов.
В последние годы были значительно расширены права предприятий, организаций и учреждений непроизводственного профиля в области оплаты труда своих работников.
Они получили право самостоятельно устанавливать должностные оклады.
Им предоставлено право, устанавливать своим работникам дифференцированные надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда заработной платы. Надбавки можно уменьшать или полностью отменять при ухудшении качества работы.
Им было разрешено устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличения объема работ.
4. Вузы получили право оставлять себе всю валютную выручку.
Таким образом, знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их в условиях становления и развития рыночных отношений в республике.
ТЕМА 14: Государственный бюджет
1. Сущность и значение государственного бюджета.
2. Бюджетное устройство.
3. Доходы и расходы государственного бюджета.
1. Сущность и значение государственного бюджета
Бюджет представляет собой неотъемлемую часть общегосударственных финансов.
Общегосударственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общегосударственного продукта и национального дохода, связанного с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий.
Для выполнения своих функций государство нуждается в финансовых ресурсах, которые аккумулируются в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: на затраты, на расширение производства, удовлетворение потребностей социальной сферы, содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности.
Государственный бюджет по своей внешней форме является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансов. Через госбюджет перераспределяется примерно половина национального дохода или около ? денежных доходов многих стран.
В Республике Беларусь через госбюджет в 2005году перераспределялось 40,7% национального дохода. Такое распределение не только удовлетворяет общегосударственные потребности, но и активно влияет на всю жизнь общества.
Государственный бюджет формируется в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с государством на текущий период, платежи ассигнования из бюджета.
Основной финансовый план - государственный бюджет в процессе его составления, материализуется в централизованный фонд денежных средств государства. Бюджет, концентрируя денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. На этой стадии бюджет можно уже охарактеризовать как основной централизованный фонд денежных средств государства.
Форма бюджета и его материальное воплощение - внешние признаки государственного бюджета. Сущность его выражают экономические отношения, возникающие в процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета.
Бюджет как совокупность финансовых, денежных отношений можно выделить из общей системы экономических отношений по следующим признакам:
1. Денежной форме отношений (опосредуют движение финансовых ресурсов);
2. Сфере действия (ограничена рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств);
3. Участникам отношений (один из них всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их, вторым субъектом отношений выступает предприятия, организации, учреждения и население при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов. Соответствующие взаимоотношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством);
4. Безвозмездности движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования.
Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованный фонд денежных средств государства. Для прогнозирования этих денежных отношений разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределении на общегосударственные нужды.
Государственный бюджет - это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств государства.
Бюджет - историческая категория, он появляется с возникновением государства и товарно-денежных отношений и его сущность, как экономической категории и основное назначение не меняется в зависимости от смены общегосударственных формаций. На его содержание влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных факторов важное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, исторические, социальные особенности.
К субъективным факторам относятся: тип государства, политика правительства на определенном этапе развития и выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической и финансовой науки и т. п.
Особенностью бюджетов стран рыночной экономики является то, что доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов. В целом при формировании бюджета, изъятии доходов, направлении расходов государством регулируются экономические и социальные процессы. С помощью бюджета государство воздействует на воспроизводственные процессы в целях сглаживания отрицательных последствий стихийных рыночных сил, финансируют государственные программы развития производственной и социальной инфраструктуры, осуществляет поддержку фермерских хозяйств, малых фирм и другое.
Несмотря на развитие в условиях рынка платных социальных услуг, бюджет играет важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы. За счет бюджета в основном финансируется начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных, культурные другие социальные программы.
Государственное регулирование экономических и социальных процессов достигается посредством:
· налогов влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос и предложение на них;
· бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии и определенный культурный уровень всех членов общества, их безопасность;
· финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств, для выравнивания экономических условий функционирования или более быстрого их развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);
· образование за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики;
· социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.
В странах рыночной экономики становится решающей в реализации финансовой политики правительства, регулировании общественными процессами, воздействии на оптимизацию стоимостных пропорций воспроизводства и его расширение развитие социальной сферы и т. п.
Подобные процессы происходят и в Республике Беларусь, что связано с расширением функций суверенного государства, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней внешней безопасности страны.
Воздействие на общественное воспроизводство может осуществляться через распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Успешное ведение хозяйственной деятельности во многом зависит от правильного прогнозирования и планирования, формирования, движения и использования фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования.
2. Бюджетное устройство
Для выполнения своих функций государственные органы должны располагать финансовой базой управления на всех уровнях. Для этого в каждой стране создается сеть бюджетов, бюджетная система. Организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, т. е. установленного порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность установленных законодательством бюджетных прав представляют собой бюджетное устройство.
Бюджетное устройство в разных странах имеет особенности определяемые особенностями государственного устройства, территориально-административным делением, уровнем развития экономики и другими особенностями конкретного государства. Основными считаются две формы государственного управления: унитарное и федеративное. В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Польша, Беларусь) имеется, как правило, два уровня бюджетов: государственные и местные.
В федеративных государствах (Россия, США, Германия, Канада) - три звена: федеральный бюджет, бюджет членов федерации (штатов, земель, республик) и местные бюджеты.
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система. Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно- территориальных образований каждого государства. Бюджетная система во многом зависит от государственного устройства различных стран, их территориального деления. Например, бюджетная система Российской Федерации состоит из республиканского (федерального) бюджета, 21 бюджета республик Российской Федерации, 6 краевых бюджетов, 49 областных бюджетов, областного бюджета автономной области, 10 окружных бюджетов, городских бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга и иных местных бюджетов.