Рефераты

Теория финансов

p align="left">Направлением качественной перестройки экономики должно оставаться развитие импортозамещающих их тех производств и отраслей, которые способны зарабатывать валюту для республики, имеют устойчивую известность и престиж за рубежом, которые вписываются в общественное разделение труда, прежде всего, на уровне СНГ. Структурная перестройка должна осуществляться с учетом международного разделения труда и его кооперации.

Важное направление структурной перестройки экономики занимает проблема конверсии бывших предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Это дорогостоящее и длительное мероприятие.

Но в дальнейшем конверсия ВПК может обеспечить производство необходимой для республики продукции, занятость жителей и привлечение валютных ресурсов в экономику республики.

В структурной перестройке экономики особое место на этом этапе должна занять поддержка малого и среднего бизнеса. Можно долго обсуждать вопрос о соотношении государственных и негосударственных форм хозяйствования, однако самое разумное - рассматривать их соотношение с позиции мотивации труда.

Режим налогообложения организаций производственно - технического и агрохимического обслуживания сельского хозяйства должно быть режимом льготного налогообложения с установлением умеренного налога на прибыль, так как эти организации своими затратами и фиксированными результатами непосредственно влияют на финансовые результаты сельского хозяйства. Введение многочисленных налогов на обслуживание сельского хозяйства, соответственно приведет к росту цен и ценовой нагрузки на продовольствие.

Особый вопрос - налоговый пресс для предприятий, производящих средства для сельского хозяйства. Финансовые проблемы этой категории предприятий сегодня рассматривают в контексте предприятий промышленности системы Госкомпрома, что в корне ошибочно.

Налоговую и кредитную политику для предприятий, работающих на сельское хозяйство, необходимо рассматривать с позиций технологической цепочки, продолжением которой является сфера производственно - технического обслуживания сельского хозяйства, затем сельское хозяйство, после этого переработка продукции сельского хозяйства и ее реализация.

Таким образом, необходимы значительные налоговые льготы по налогообложению и кредитному обеспечению и для промышленных предприятий, производящих промышленную продукцию для сельскохозяйственного производства.

В настоящее время в условиях финансового кризиса необходимо обоснованное установление компетентного государственного регулирования финансовыми потоками.

Известный на Западе экономист Самуэльсон роль государства в экономической жизни своей страны определяет пятью функциями: обеспечение финансово - правовой основы для эффективного функционирования рыночной экономики; Финансовая поддержка конкуренции; перераспределение доходов; регулирование распределения материальных и финансовых ресурсов; финансовая стабилизация.

Именно успехи в государственном регулировании финансовых вложений в инвестиции и научно-технической прогресс позволили Японии в исторически короткой мощи и на первое - по эффективности. Подобным образом происходит развитие азиатских стран (Южная Корея, Тайвань и др.)

В последнее время идёт бурный рост сбережений определённой части населения нашей республики. Проблема вложений этих сбережений - центральная проблема с точки зрения перспектив развития нашего государства.

Важной задачей финансовой политики государства является привлечение средств частных инвесторов. Но бюджет будет финансировать только тот проект, который наиболее значим для государства: регионы высокой безработицы, конверсионные предприятия, новые технологии. Идея такова: государственные точечные влияния должны стимулировать перераспределение частных инвестиций в интересах общества, а не заменять эти инвестиции.

Финансовые возможности потенциальных отечественных инвесторов достаточно велики. По некоторым оценкам, внутри республики «гуляет» 2-3 млрд. долларов - сумма, значительно превышающая ту, которую правительство может получить по всем кредитам Международного валютного фонда, Всемирного банка и т.д. Задача государства - это частные деньги, естественно, путем создания благоприятные условия для инвестиций.

Очевидно, что период первоначального накопления капитала рано или поздно должен завершиться. Новые люди, пройдя стадию полного удовлетворения личных потребностей, начнут заниматься инвестированием накопленных средств в производство. Коммерческие банки и финансовые компании будут совместно с правительством определять перспективы развития того или иного предприятия.

Возрастание инвестиционной активности населения обусловлено финансовой политикой государства, направленной на активизацию инвестиционной деятельности, создание дополнительных гарантий для частных инвесторов, эффективный контроль за осуществлением проектов, финансируемых из госбюджета.

ТЕМА 6: Финансовый механизм

1. Финансовый механизм его составные звенья и элементы.

2. Совершенствование финансового механизма.

1. Финансовый механизм его составные звенья и элементы

В управлении финансами государство использует различные экономические, организационно-правовые методы, формулы и стимулы. Организацию финансовых отношений государство оформляет законодательными и другими актами нормативного характера. Государство определяет формы денежных накоплений, виды платежей, методы распределения ВВП и НД.

Финансы - объективная категория. Управление финансами осуществляется через финансовый механизм, представляющий собой составную часть, хозяйственного механизма государства.

Финансовый механизм - совокупность методов и форм, инструментов и рычагов, с помощью которых обеспечивается организация финансовых отношений, т.е. создание, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств. Финансовый механизм относится к надстроечной категории, это составная часть финансовой политики.

Посредством финансового механизма государство воздействует на экономическое и социальное развитие общества. Инструментарий воздействия заключается в установлении норм и ограничений некоторых финансовых показателей и величин, таких как прибыль предприятия, ставка налога, амортизационные отчисления, страховые платежи, отчисления на социальное страхование и др.

Важным моментом является не только правильное определение рычагов, но и практическая их реализация, соизмерение действий рычагов с принципами социальной справедливости.

К категории рычагов, с помощью которых осуществляется воздействие на общественное производство, относится также и система финансовых стимулов. Если рассматривать стимулы с точки зрения их на моральные и материальные, то финансовые стимулы в большей мере являются материальными. Финансовое стимулирование выражается в материальном вознаграждении предприятия за достижение определенных результатов или применение мер (штрафных санкций) за отклонение от желаемых результатов. Стимулирование может осуществляться также путем увеличение отчислений в различные фонды, средства которые затем используются на социально - экономическое развитие предприятия, работников.

Формы организации финансовых отношений государство, оформляет правовыми актами.

Поскольку существует различие сфер и звеньев финансовых отношений, финансовый механизм можно рассматривать по составным частям, применительно к этим сферам и звеньям.

Финансовый механизм является составной частью хозяйственного механизма государства.

Задачи финансового механизма - обеспечить процесс формирования, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств.

Поскольку финансовые отношения существуют в различных сферах и звеньях, то финансовый механизм может и рассматриваться по этим составным сферах и звеньях. По этим признакам можно выделить: финансовый механизм предприятий материального производства; финансовый механизм учреждений и организаций непроизводственной сферы; финансовый механизм коммерческих предприятий и организаций; финансовый механизм некоммерческих учреждений и организаций; финансовый механизм общегосударственных финансов.

Исходя, из территориального деления Республики Беларусь различается финансовый механизм республиканских и местных органов власти.

Каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное производство содержит определенные функциональные звенья, имеющие количественную и качественную определенность. Количественная определенность, проявляется в сумме ресурсов, выдаваемых на те или иные цели. Качественная определенность финансового механизма характеризует порядок осуществления формирования предоставленных ресурсов, формы и каналы движения этих ресурсов, условия их выделения и использования.

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода: финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

Финансовое обеспечение может осуществляться в формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Это формы финансового обеспечения применяются одновременно, но соотношение между ними на различных этапах развития общества бывает различным в зависимости от этапа развития общества, условий производства, задач стоящих перед страной.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях.

Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования заключается в том, что они основываются на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом методе суммы дохода распределяются по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемых законом для отдельных элементов. Каждому элементу в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение, функции (например, налог на прибыль, НДС, акцизы и т. п.).

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование - методы взаимосвязанные и взаимозависимые. Но поскольку их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, то требуется согласование и увязка финансового механизма.

Функционирование финансового механизма в каждой сфере обеспечивается через определенные организационные структуры. К ним относятся:

а) финансовое планирование (прогнозирование);

б) управление финансами;

в) финансовый контроль, финансовые рычаги и стимулы;

г) финансовое законодательство;

д) финансово-экономические нормативы.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства. Результат планирования - это составление различных видов финансовых планов и прогнозов. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

Планирование делится на долгосрочное (планы-прогнозы), среднесрочное, краткосрочное, стратегическое и тактическое.

Управление, как целенаправленное воздействие на финансы осуществляется аппаратом управления и направлено на достижение плановых показателей, решение экономических и социальных задач.

Сам аппарат и методы управления не постоянны. В зависимости от конкретной обстановки степень централизации управления, методы управления могут изменяться. В настоящее время осуществляется уменьшение степени централизации управления финансами, расширение предприятий, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий в частности в порядке образования и использования фондов предприятий. Расширение хозяйственной самостоятельности происходит и в непроизводственной сфере, например, за счет получения и использования финансовых ресурсов от продажи имущества, обмена зданий, транспортных средств, платы за услуги.

Финансово-экономические нормативы являются составной частью финансового механизма. Нормативное обеспечение включает в себя: нормативы, нормы, тарифные ставки, инструкции, методические указания и разъяснения.

Размеры нормативов не постоянны, это зависит от долговременных задач социально- экономического развития, текущей ситуации. Величина нормативов призванных обеспечить аккумуляцию средств на решение каких-то задач по мере их разрешения могут уменьшаться, как размер чрезвычайного налога на ликвидацию последствий от катастрофы на ЧАЭС. Или же отменяться вовсе как, например, налог на холостяков и малосемейных граждан, который был призван поощрять рождаемость в СССР в послевоенный период. В тоже время размер нормативов должен быть стабильным в течение относительно длительного периода. В этом случае нормативы играют стимулирующую роль, поскольку принимаются в расчет при планировании деятельности предприятий или хозяйствующих субъектов.

Кроме нормативов государством устанавливаются лимиты. Лимит - предельная величина, ограничение в использовании материальных или финансовых ресурсов. Вся плановая и хозяйственная деятельность предприятия и государства в целом базируется на финансово-экономических нормативах.

Частью финансового механизма является законодательство. Законодательство осуществляет правовое обеспечение (регламентирование) существующих производственных отношений. Оно включает: законы, указы, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления, регулирующие финансовые отношения.

2. Совершенствование финансового механизма в условиях перехода к рынку

Переход к рынку означает изменение экономической политики и методов финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Главное содержание этих изменений состоит в том, что вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозяйственных органов, строгого регламентирования состава фондов, пропорций, условий их образования и использования посредствам установления плановых заданий, норм, нормативов и т.п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты.

Значительные изменения происходят в финансовом механизме непроизводственного сектора. Происходит расширение сферы платных услуг, сочетание бюджетного финансирования и развития платных услуг. Осуществляется перестройка системы бюджетного финансирования, переход на нормативный метод покрытия затрат. Это означает, что возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основе нормативов, определяемых из расчета социальных расходов на одного человека и других показателей.

Финансовый механизм в современных условиях призван: а) создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь; б) обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка многоуровневой экономики.

В условиях перехода к рыночным отношениям основными направлениями воздействия финансового механизма на экономическое развитие общества являются:

1. Развитие многообразных форм финансовых отношений;

2. Обеспечение развития инициативы всех форм хозяйственной деятельности;

3. Использование эффективных финансовых рычагов, стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов;

4. Развитие конкуренции товаропроизводителей;

5. Повышение эффективности общественного производства;

6. Привлечение иностранных инвестиций;

7. Образование свободных экономических зон;

8. Расширение финансового рынка.

При разработке годовых бюджетов Правительство Республики Беларусь основное внимание уделяет решению таких вопросов как: обеспечение низких темпов инфляции; сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства; укрепление доходной части бюджета; усиление социальной направленности расходов бюджета и сокращение дотаций.

Изменяются методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальной сферы. Современный финансовый механизм предполагает ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы.

Основным рычагом государственного финансового регулирования являются налоги. Поэтому большое значение в Республики Беларусь в современных условиях уделяется совершенствованию налогового финансового механизма. С помощью налогов происходит регулирование уровня рентабельности хозяйствующих субъектов, размера денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Высокий уровень, частый пересмотр норм налогообложения отрицательно воздействует на развитие экономики. При правильной организации налогообложение способствует развитию предприятий и стабилизации поступлений финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Обязательным элементом рыночных отношений является финансовый рынок. Расширение финансового рынка в Республике Беларусь является одним из направлений совершенствований финансового механизма.

ТЕМА 7: Управление финансами

1. Общее понятие об управлении финансами.

2. Органы управления финансами.

1. Общее понятие об управлении финансами

Под управлением понимается целенаправленное воздействие на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

Финансовые отношения как элемент базиса - объективны, но они складываются стихийно, а организуются государством. Государство придает финансовым отношениям определенные формы, закрепленные нормативными актами. Для достижения положительного воздействия финансов на результаты хозяйствования вырабатывается стратегия и тактика использования финансов для достижения поставленных задач по экономическому и социальному развитию.

Финансовая стратегия определяет общие направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия направлена на выработку финансовых концепций и программ в области финансов.

Финансовая тактика включает в себя конкретные методы (программы) достижения поставленной цели в области финансов с учетом конкретных условий этапа развития общества стратегия и тактика взаимосвязаны, при чем тактика определяется стратегией. Правильность стратегического курса проверяется практикой, достижением позитивных результатов. Если поставленные цели не достигаются, стратегия может корректироваться.

Выработанная стратегия и тактика организации государством финансовых отношений представляет собой финансовую программу или финансовую политику.

Важнейшими частями финансовой политики являются: бюджетная, ценовая, налоговая, кредитная политика.

Бюджетная финансовая политика связана с государственными расходами. Ее прерогатива является распределение и использование фонда денежных средств государства по отраслевому, целевому, территориальному назначению.

Налоговая финансовая политика связана с государственными доходами. Главное назначение состоит в изъятии продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и их пере распределении через государственный бюджет.

Налоговая политика выполняет две функции: фискальную, которая реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда; стимулирующую, которая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ. Она влияет на воспроизводственный процесс, стимулирую или, сдерживая его развитие.

Кредитная финансовая политика - это совокупность экономических методов и юридических норм, направленных на управление движением кредитного капитала. Целями этой политики являются: повышение роли банковского кредита в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективном использование заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формирования банковских резервов; формирования финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; обеспечение конвертируемости белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела.

Финансовая политика является составной частью экономической политики и поэтому определяется закономерностями развития экономических отношений, конкретными историческими условиями определенного этапа развития государства, задачами и целями данного этапа развития. Поэтому финансовая политика меняется на разных этапах развития общества.

Успешная реализация финансовой политики может быть осуществлена только при правильной научной организации процесса управления финансами. По своему содержанию процесс управления финансами - это создание, применение, проверка, соблюдение, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных, финансовой политикой. Формы финансовых отношений - это законодательно оформленные в виде нормативных актов в объективные финансовые отношения.

Финансы могут выступать как объектом, так и субъектом управления.

Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются стадии управления, как создание, проверка соблюдение, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.

Субъект управления финансами является тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений.

Стадии управления финансами образуют звенья управления. К ним относятся:

· выработка (создание) форм финансовых отношений их совершенствование (финансовое право);

· практическое применение форм финансовых отношений, т. е., составление и исполнение финансовых планов и прогнозов;

· проверка, соблюдение, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финансовый контроль).

Выработка форм финансовых отношений предполагает создание финансового механизма.

2. Органы управления финансами

Управление финансами осуществляют специальные органы. Существуют различные подразделения этих органов у разных авторов в зависимости от основных признаков положенных в основу деления. Чаще всего в современной учебной литературе органы управления подразделяются на три группы:

· органы общего управления;

· органы оперативного управления;

· органы отраслевого управления финансами.

К органам общего или законодательно управления в Республике Беларусь относятся: Президент, Совет Министров и Парламент. Эти органы определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.

Президент Республики Беларусь как, глава государства, исходя из, положений конституции и законов Республики Беларусь обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как основе, которых проводится финансовая политика.

Кроме того, Президент Республики Беларусь после принятия Парламентом, утверждает бюджет, издает указы и распоряжения по вопросам его формирования и использования, по финансированию государственных расходов, формированию и использованию внебюджетных фондов, проведению кредитно-денежной политики, регулированию валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы и осуществляет через комитет государственного контроля контроль за эффективностью использования государственной собственности.

Парламент Республики Беларусь (Национальное собрание) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает государственный бюджет финансовое законодательство.

Совет Министров Республики Беларусь выступает как единый центр управления финансами.

Органами оперативного управления финансами в Республике Беларусь являются: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк Республики Беларусь.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и нацеленных на получение максимального эффекта при минимуме затрат.

Органы оперативного управления призваны проводить в жизнь выработанную органами законодательного управления финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию учету, анализу и контролю за финансовой деятельностью.

Центральным органом управления финансами в Республике Беларусь является Министерство финансов. Создание Министерства финансов было закреплено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1995г. N 369.

Основными задачами Министерства финансов являются: обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создание и развития прогрессивных рыночных форм и структур, разработки предложений по совершенствованию форм финансовых отношений между государством и предприятиями, учреждениями и гражданами, эффективное проведение в жизнь бюджетной и налоговой политики, контроль за соблюдением государственной и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах, разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в Министерствах и др. центральных органах управления, финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций, участие в организации инвестиционного сотрудничества Республики Беларусь и регулирование внешней государственной задолжности, контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.

Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет многочисленные функции, к которым прежде всего относятся: методическое руководство бюджетно-финансовой сферы в республике, изучение экономики и финансов отраслей народного хозяйства, разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета; организация работы по составлению проекта республиканского бюджета, определение порядка, сроков составления и предоставления Министерству финансов министерствами, ведомствами, исполкомами, предприятиями, учреждениями, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты; составление проекта республиканского бюджета и вместе с проектом закона о бюджете на очередной бюджетный год представление их в Совет Министров Республики Беларусь.

В функции Министерства финансов также входит осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами; проведение работы по совершенствованию налогового законодательства и подготовка проектов соответствующих актов; анализ влияния действующей налоговой системы на обеспечение доходной части бюджета и на финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Помимо этого, Министерство финансов определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам; обеспечивает исполнение республиканского бюджета, осуществляет систематический контроль за исполнением бюджета, за соблюдением банками правил кассового исполнения бюджета, обобщает и анализирует информацию: исполнении бюджета, осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением государственной валютной дисциплины и целый ряд других функций связанных с управлением финансами.

Являясь центральным органом управления, Министерство финансов проводит свою деятельность через финансовые управления областных и городских исполкомов, организует финансовую деятельность подведомственных предприятий, объединений, организаций, учреждений и осуществляет контроль за их работой.

Исходя из многочисленных функций по управлению финансами, Министерство финансов наделено и большими правами. Министерство финансов имеет право требовать и получать от всех центральных органов управления предприятий, объединений, организаций и учрежден информацию об осуществлении финансовых операций формированию и использованию государственных финансовых средств; материалы для бюджетного планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материал необходимые для осуществления контроля за выполнением субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной; финансовой дисциплины.

Исходя из решения новых задач, вытекающих из перестройки системы управления экономикой, правительство Республики Беларусь проводит периодическую реорганизацию, изменение структуры Министерства финансов. В настоящее время в составе Министерства имеются:

· департамент государственных знаков;

· главное управление бюджетной политики;

· главное управление налоговой политики и доходов бюджета;

· главное управление финансирования социальной сферы и науки;

· главное управление финансов производственной сферы;

· главное управление финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга;

· главное управление ценных бумаг и денежно-кредитного регулирования;

· главное управление финансирования государственных правоохранительных органов и обороны;

· главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней;

· главное управление страхового надзора;

· главное государственное казначейство;

· главное контрольно-ревизионное управление;

· управление финансов агропромышленного комплекса;

· управление аудита;

· управление методологии бухгалтерского учета и отчетности;

· управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения;

· управление информационного обеспечения и др.

Каждое управление осуществляет свою деятельность в рамках своих функциональных обязанностей. Например, основной задачей главного управления страхового надзора является обеспечение выполнения всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании, защиты прав интересов страхователей, страховщиков и государства.

Министерство по налогам и сборам заменило прежний государственный налоговый комитет и функционально вошло в структуру Совета Министров. Основными направлениями его деятельности являются: контроль за соблюдением налогового законодательства; контроль за правильностью начисления государственных налогов, полнотой и своевременностью проведения хозяйствующими субъектами платежей в бюджет, подготовка налогового законодательства; подготовка и предоставление предложений в местные органы власти закрытию нерентабельных предприятий.

К органам отраслевого управления финансами относятся: финансовые управления, финансовые отделы Министерств и, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

Аппарат управления хозяйствующих субъектов может быть представлен такими органами как: финансовый отдел, финансовая служба, финансовое управление, финансовая дирекция.

В их задачи входит: планирование финансовых ресурсов; распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам; управление кассовой наличностью; планирование структуры капитала; ведение бухгалтерского учета; решение вопросов дальнейшего развития предприятия.

Если предприятие относительно небольшое, то финансовые отделы или другие специализированные финансовые службы в структуре управления может не быть, а вышеперечисленные задачи по управлению финансами выполняет бухгалтерия.

Исходя из административно-территориального деления аппарат управления местными финансами (финансовые управления, отделы исполкомов областей, регионов, городов) решает вопросы финансовой деятельности на соответствующей территории. Его задачами являются: составление проектов бюджета данной территории и обеспечение его исполнения; финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов; организация финансовой деятельности; анализ и прогнозирование развития экономики и финансов, административной единицы; организация и проведение финансового контроля; организация учета и отчетности в области финансов, анализ состояния денежного обращения.

Финансовая деятельность государства местных органов власти, хозяйствующих субъектов основана на принципах: законности; принцип разделения полномочий; плановости; гласности; социальной направленности финансовой деятельности, самостоятельности финансовой деятельности местных органов власти.

Принцип законности предполагает необходимость соблюдения всеми участниками финансовых отношений осуществляется на основе финансовых планов.

Принцип разделения полномочий означает, что финансовая деятельность осуществляется на основе распределения законодательной и исполнительной власти.

Принцип гласности означает, что любые нормативные акты, регламентирующие финансовые отношения, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип социальной направленности финансовой деятельности вытекает из положений Конституции Республики Беларусь.

Принцип самостоятельности финансовой деятельности местных органов власти означает, что бюджетное планирование доходов и расходов осуществляется самостоятельно.

Важное место в системе управления финансами занимает автоматизированная система управления финансами. Это позволяет быстро и в полном объеме обрабатывать необходимую для управления информацию, своевременно выработать научно-обоснованные управленческие решения в области финансовой деятельности.

Например, автоматизированная система финансовых расчетов в составе Министерства Финансов Республики Беларусь решается комплекс задач по сводным расчетам бюджета, доходам, налогам, расходам бюджетных организаций, финансам отраслей народного хозяйства. Работа по расширению автоматизации управления финансовой деятельностью на всех уровнях, в том числе и в налоговых инспекциях продолжается.

ТЕМА 8: Финансовое планирование и прогнозирование

1. Сущность финансового планирования и прогнозирования.

2. Система финансовых планов.

1. Сущность и содержание финансового планирования и прогнозирования

Планирование и прогнозирование - важнейшие элементы сознательного управления экономическими и социальными процессами. Планирование и прогнозирование позволяет предусмотреть ход развития отдельных отраслей, звеньев хозяйства и народного хозяйства в целом, предопределить рациональные пропорции в развитии экономики, изменение темпов роста отдельных отраслей.

Финансовое планирование является составной частью экономического и социального планирования. Это обусловлено особенностями, товарного производства предполагающего движение валового внутреннего продукта в натурально-вещественной и стоимостной форме. Денежные средства имеют относительную самостоятельность с движением материально-вещественных элементов воспроизводства.

Прогнозирование должно предшествовать планированию. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Поскольку прогнозирование - система научно-обоснованных представлений о возможностях состояния объекта в будущем и альтернативах его развития то прогнозы, как правило, носят вероятностный характер, дают оценку нескольких вариантов развития. Многовариантные расчеты, использование ЭВМ уменьшают ошибки прогнозов. Если планирование, которое выступает, как средство реализации прогнозов не подтверждает выводов прогнозирования, то осуществляется корректировка прогнозов.

План - документ, в котором отражаются цели, приоритеты, ресурсы и источники их обеспечения. Планирование - разработка планов. Отличие планирования от прогнозирования заключается в конкретности показателей, их определенности по времени и количеству.

Финансовое планирование - научный процесс обоснования на определенный период порядка и сроков движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта.

Успешное функционирование финансов и активное влияние на общественные процессы во многом зависит от предварительного моделирования движения финансовых ресурсов, формирования, распределения и использования фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования. Это предполагает создание системы взаимосвязанных заданий, показателей, определение оптимальных форм мобилизации денежных поступлений, что осуществляется в результате финансового планирования и прогнозирования.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность государства, хозяйствующего субъекта или отдельные финансовые операции.

В тоже время финансовое планирование выступает как субъективная деятельность государства, субъектов хозяйствования по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования. Финансовое планирование как субъективная деятельность людей, только тогда дает положительные результаты, когда базируется на познании объективных экономических закономерностей развития общества, тенденциях движения финансовых ресурсов, их источников, результативности ранее проводимых финансовых мероприятий.

Возникновение финансового планирования связано с определенным уровнем развития производительных сил, товарно-денежных отношений, усилением роли государства в общественном воспроизводстве и регулировании экономики.

В России первые сведения об общей смете доходов и расходов государства относятся к 1654г. Но систематическое составление бюджета начато осуществляться лишь с 1812г. после образования Министерства финансов. В конце XVII- начале XIX столетия большинство стран составили план своего государства - государственный бюджет. В XX веке возникли другие формы финансового планирования охватывающего не только общегосударственные ресурсы, но и финансы отраслей, ведомств, хозяйствующих субъектов.

Широкое распространение финансовое планирование получило в СССР в условиях социалистической системы хозяйствования, где финансовые планы начали составляться с 1918г. В Республике Беларусь в связи с военными действиями первый финансовый план - бюджет был разработан лишь в 1921г. Этот финансовый план отличался значительным дефицитом, фактически 92% всех его расходов.

В большинстве развитых стран осуществляется финансовое планирование, разрабатывается бюджет, другие финансовые планы на уровне государства. Финансовое прогнозирование и планирование становится важным элементом государственного регулирования.

В условиях рынкам возрастает значение финансового планирования на микроуровне, поскольку от финансового положения хозяйствующего субъекта зависит и его нормальное функционирование, и само существование субъекта. С помощью финансового планирования прогнозируются доходы и их рациональное распределение, конечные результаты. Для этого обосновываются финансовые задания, показатели, характеризующие движение финансовых ресурсов на разных стадиях кругооборота.

Советский опыт организации финансового планирования подтверждает его большое значение в регулировании общественными процессами. Финансовое планирование используется как экономический рычаг административно-командной системы для укрепления господствующей роли государства в экономике, централизации в его руках значительной доли материальных и финансовых ресурсов. Планирование носило директивный, перераспределительный характер во многих случаях финансовые задания мало зависит от финансовых возможностей объектов хозяйствования, регионов от результатов их деятельности, собственных доходов.

На всех уровнях хозяйствования планирования осуществлялось от уровня достигнутых показателей прошлого периода, скорректированных на предполагаемые изменения. В условиях перехода к рынку повышается роль индикативного планирования, возрастает значение внутрифирменного планирования.

Финансовое планирование обладает общими признаками, которые позволяют выделить его из единой системы государственного планирования. К этим признакам можно отнести особые объекты, сферы планирования, цель и характер планирования, форму основных показателей.

1. Объектом финансового планирования всегда выступает финансовая деятельность на всех уровнях управления.

2. Сфера действия финансового планирования охватывает в основном перераспределительные процессы, осуществляемые посредством финансов при образовании, распределении и использовании фондов денежных средств.

3. Финансовое планирование охватывает стоимостную сторону воспроизводственного процесса. Целью финансового планирования является обоснование финансовых возможностей обеспечения намеченных проектов и их эффективности.

4. Все финансовые показатели рассчитываются в стоимостной форме. Они базируются на производственных показателях. В процессе финансового планирования осуществляется не просто перерасчет натуральных данных в стоимостные, а определяется эффективность намечаемых затрат, выбор наиболее оптимальных путей мобилизации доходов, их распределения исходя из конечных результатов.

Организация финансового планирования, отвечающая объективным требованиям, предполагает осуществление его на определенных принципах. Принципы, как основные положения данной стадии управления остаются неизменными для всех фаз, меняется лишь механизм и методы их реализации. В зависимости от подходов к определению принципов существуют различные определения принципов финансового планирования. В современной экономической литературе выделяются следующие принципы, на которых базируется методология финансирования. К ним относятся: принцип объективной необходимости, принцип научности, принцип эффективности, принцип комплексности и единства цен.

Принцип объективной необходимости финансового планирования означает, что данный процесс необходим на всех уровнях финансовой деятельности, как важнейший инструмент и способ определения финансовых возможностей; прогнозирования рациональных стоимостных пропорций по движению денежных ресурсов для эффективного выполнения намеченных программ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Рефераты