p align="left">Основные направления использования финансовых ресурсов - это финансирование развития народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, социальной защиты населения, финансирование обороны и правоохранительных органов, государственное управление и др.
2. Роль госбюджета в формировании и использовании финансовых ресурсов государства
Основная часть финансовых ресурсов аккумулируется в бюджете. Доходы госбюджета в количественном отношении представляют собой долю государства в национальном доходе. И величина доходов госбюджета, их доля в национальном доходе определяются величиной национального дохода и экономическими, социальными, политическими задачами, стоящими перед государством.
Формы и методы изъятия доходов в бюджет не постоянны. В целом платежи предприятий и населения в бюджет обеспечиваются налоговыми и неналоговыми методами. До 1991 г. поступления в бюджет имели, как правило, неналоговый характер.
Начиная с 1992 г. в Беларуси преобладали преимущественно налоговый порядок формирования доходов бюджета. Это налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и доходы, акцизы, налог за пользование природными ресурсами, налог для ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с населения и др. Примерно 80% от доходной части бюджета составляют налог на добавленную стоимость, акцизы, «чрезвычайный» налог, и налог на прибыль.
Налоги - обязательные платежи государству, взимаемые с юридических и физических лиц, которые выполняют фискальную функцию и в меньшей мере стимулируют развитие производства, что предполагает рациональное сочетание этих функций в дальнейшем.
Налоговые методы изъятия доходов используются во всех развитых странах. С точки зрения пополнения доходов бюджета налоговые методы наиболее удобные, так как носят обязательный характер, заранее определенные ставки и сроки уплаты.
Основная роль госбюджета, поскольку в нем аккумулируется основная часть финансовых ресурсов, заключается в том, что с его помощью обеспечивается реализация финансовой политики государства. Государство через бюджет направляет финансовые ресурсы на решение задач государства. С помощью бюджета в процессе распределения финансовых ресурсов осуществляется воздействие на финансирование оптимальных пропорций в народном хозяйстве, эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Бюджет воздействует и на социально-экономическую инфраструктуру государства. Развитие страхования, здравоохранения, учреждений культуры, физической культуры и спорта, и других отраслей непроизводственной сферы улучшает условия жизни людей, сокращая потери от временной нетрудоспособности, положительно влияет на развитие производства.
Стимулирование развития производства бюджет оказывает через регулирование образования и использования финансовых ресурсов предприятий; осуществляется это через систему налогов и платежей.
Кроме бюджета регулирующее воздействие на экономические и социальные процессы оказывают имеющие целевое назначение внебюджетные фонды.
Через бюджет выделяются финансовые ресурсы в фонды потребления на повышение заработной платы и другие нужды.
3. Ссудный капитал, денежные доходы и сбережения населения, страховой фонд как источники финансовых ресурсов
Ссудный капитал представляет собой совокупность свободных денежных средств предприятий, хозяйственных организаций, отдельных предпринимателей и населения, вовлекаемых в производственный процесс для удовлетворения временных потребностей хозяйствующих субъектов.
Важнейшими источниками ссудного капитала являются временно свободные денежные средства, которые высвобождаются в процессе воспроизводства и аккумулируются в банковской системе. К ним относятся средства государственного бюджета, государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, средства от амортизации, часть временно свободного оборотного капитала в денежной форме, временно свободные средства, предназначенные для выплаты заработной платы, часть дохода и прибыли, накапливаемая для воспроизводственного процесса; средства колхозно-кооперативных, общественных организаций и кредитных учреждений; депозиты граждан в сбербанке; средства касс взаимопомощи и др.
Главной чертой ссудного капитала как экономической категории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации его специфического свойства - способности приносить прибыль в виде процента.
Особенностью ссудного капитала является передача его во временное пользование другому собственнику с целью получения части дохода в виде процента, тем, кто выдает ссуду. Как правило, ссуды выдают банки. Для банка ссудный капитал является собственностью, за которую банк получает по истечении срока ссуды процент. Для предприятий, организаций предпринимателей, вкладывающим ссудный капитал в свое дело - это капитал-функция.
Таким образом, ссудный капитал выступает как своеобразный товар, спрос и предложение, на который определяется масштабами производства, размерами денежных накоплений и сбережений, инфляцией; сезонностью; неуравновешенностью платежных балансов; колебаниями валютных курсов; валютным кризисом; валютным регулированием.
Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано также и с уровнем и динамикой доходов населения, решением социальных задач. Государство воздействует на уровень и структуру потребления граждан с помощью финансовых методов, оказывающих регулирующее влияние на уровень доходов граждан. Среди них основными являются методы создания и использования централизованных ресурсов государства необходимых для обеспечения условий воспроизводства трудовых ресурсов, содержания нетрудоспособных, оказания различных видов экономической помощи населению.
Влияние финансово-кредитной системы на уровень доходов населения осуществляется через контроль за выплатой заработной платы, организацией сбережения, страхования и др. Кроме названного метода, влияние на уровень доходов населения оказывается посредством перераспределения аккумулируемых государством доходов. Это затраты на просвещение здравоохранения, культуру, социальное обеспечение и социальное страхование. Часть потребностей может удовлетворяться за счет нецентрализованных специальных фондов предприятий, организаций или формируемых за счет населения.
Бюджетные средства используются в форме прямых ассигнований (например, на текущие и капитальные затраты в такие отрасли как просвещение, здравоохранение и другие представляющие услуги бесплатно или на льготных условиях).
Планово-убыточным отраслям (такие как внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др.) выделяются дотации. За счет бюджета осуществляются расходы, влияющие на доходы граждан с целью смягчения потерь населения в условиях перехода к рынку (например, надбавки к закупочным ценам, субсидии сельскохозяйственным предприятиям, выплата компенсации за счет пенсионного фонда и др.).
Значительное место в финансовых ресурсах занимают сбережения граждан. Сбережения населения - это часть денежных доходов (поступлений) граждан, предназначенная для удовлетворения их потребностей в будущем. Сбережения - это отложенные денежные средства, которые выступают как кредит населения государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Сбережения, таким образом, превращаются в часть финансовых ресурсов, государство становится распорядителем части дохода населения, как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. Обычно кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер.
Сбережения выступают в различных формах: вклады в сбербанки, облигации, акции и др.
Образование сбережений населения связано со стремлением обеспечить себя или родственников в будущем, покупкой дорогостоящих вещей; созданием источника дополнительных доходов через получение процентов по вкладам и др. В условиях инфляции, неуверенности в завтрашнем дне, сбережения могут осуществляться в форме покупки недвижимости, вкладов в банки с высоким процентам; покупки иностранной валюты.
Источником финансовых ресурсов является так же страховой фонд. Страхование представляет собой систему экономических отношений, которые возникают по поводу образования за счет предприятий, организаций и населения специально фонда средств и его использование для возмещения имущественного ущерба от стихийных бедствий и других неблагоприятных явлений, а так же оказания помощи гражданам при наступлении различных событий в их жизни.
Создание страхового или резервного фонда для страхования от несчастных случаев, стихийных бедствий является одним из элементов распределения совокупного общественного продукта.
Страхование, которое возникло в связи с различными неблагоприятными явлениями природы, затем распространилось на производственную деятельность людей. Возникли новые виды страхования: страхование предпринимательского рынка, экспорта и импорта товаров, страхование от кражи и т.д.
Началом самостоятельного развития страхования в Беларуси можно считать 1958г., когда страховое дело было передано в ведение министерств финансов союзных республик, и страховой фонд создавался по каждой республике.
В 90-х годах двадцатого столетия после обретения независимости страхованием в Республике Беларусь стали заниматься не только не только государственные страховые организации и негосударственные страховые компании. Страховой фонд формируется: за счет централизованных (государственных) средств; методом самострахования (создания децентрализованных страховых резервов непосредственно на предприятиях); страхования за счет отдельных взносов хозяйств, населения.
ТЕМА 3: Взаимосвязь финансов с экономическими законами
и экономическими категориями
1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами.
2. Взаимосвязь финансов и цены.
3. Взаимосвязь финансов и заработной платы.
4. Взаимосвязь финансов и кредита.
1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
Финансы как часть производственных отношений связана с экономическими законами. Законы можно определить как, сущностные причинно-следственные связи в экономических процессах. Поскольку через финансы осуществляется распределение и перераспределение ВВП и национального дохода путем формирования и использования, децентрализованных и централизованных денежных фондов, то связь финансов с экономическими законами рассматривается через стоимостные, денежные отношения.
Поскольку объективные производственные отношения проявляются через экономическую политику, субъективную деятельность людей, то успех или неуспех этой деятельности будет зависеть от познания и использования на практике объективных экономических законов. Теория финансов изучает действие экономических законов в сфере финансовых отношений. Поскольку финансовые отношения опосредствуют, прежде всего, распределительные отношения, влияя на распределение на другие стадии воспроизводства, в том числе и на производство, то связь финансов с экономическими законами рассмотрим на примере закона накопления, закона распределения по труду, закона стоимости, закона денежного обращения.
Одним из законов, который непосредственно связан с распределением и перераспределением чистого дохода является закон накопления. На поверхности экономической жизни этот закон проявляется через национальный доход и формы его выражения: фонд потребления и фонд накопления. С помощью фонда потребления устанавливаются пропорции между отдельными частями этого фонда занятых в сфере материального производства, непроизводственной сфере, нетрудоспособных граждан. накопление осуществляется за счет децентрализованных и децентрализованных денежных фондов т. е. финансов. Кроме того категории, в которых выражается закон накопления ВВП, национальный доход, чистый доход, фонды накопления, фонды потребления выступают в денежной форме, проявляются как форма функционирования финансов.
Закон распределения по труду определяет главные направления роста и совершенствования общественного производства на основе личной материальной заинтересованности работников через такие экономические категории как оплата рабочей силы по количеству и качеству труда и ее распределение воспроизводство. Оплата по труду обеспечивает процесс простого воспроизводства рабочей силы, расширенное воспроизводство, как правило, осуществляется за счет части чистого дохода. Денежные отношения связаны с обеспечением расширенного воспроизводства рабочей силы, являются финансовые отношения.
Закон стоимости непосредственно связан с финансами так как через закон стоимости и форму его выражения - цену в основном выражается содержание финансов. В составе цены выражается структура первичного распределения стоимости ВВП (с + v + m), где m - чистый доход, главный признак функционирования финансов.
Закон денежного обращения как выражение сущностной, устойчивой взаимозависимости между объемом денежной и товарной массы в обращении, уровнем цен на товары и скоростью оборота денежной единицы также связан с финансами.
В целом денежное обращение движение созданного общественного продукта опосредуется денежным учетом затрат, ценообразованием ВВП, национальный доход, инвестиции параллельно с натуральными показателями имеют стоимостную оценку.
Не все денежные отношения являются финансовыми там, где деньги опосредуют учет и контроль над производством, распределением, обменом и потреблением материальных условий воспроизводства они выступают как денежные и нефинансовые отношения. Финансовыми будет та часть денежных отношений основой, которой является чистый доход общества (m) распределяемый и перераспределяемый между всеми частями ВВП.
2. Взаимосвязь финансов и цены
Начало проявления финансовых отношений связано с первичным распределением стоимости на составные элементы (с + v + m), это первичное распределение стоимости осуществляется через цену. В цене отражены основные элементы стоимости: фонд возмещения израсходованных средств производства (с), необходимый продукт (v) и прибавочный продукт (м). Цена - количественная мера, создаваемой в производстве стоимости. Цена определяется с учетом всех элементов затрат. Цена позволяет определить и количество финансовых ресурсов, так как носителем финансовых отношений является одни из элементов цены - чистый доход. Через основной элемент цены - чистый доход происходит первичное финансовое распределение стоимости ВВП. Иначе говоря через цену происходит первичное распределение ВВП, а через финансы распределение стоимости части ВВП - чистого дохода. Чистый доход, заложенный в цене используется на расширенное воспроизводство с и v, на формирование централизованных фондов денежных средств.
Цена - денежное выражение стоимости. Появление финансовых отношений связано с распределением созданной стоимости. Первичное распределение заключается в том, что стоимость распадается на составные элементы с + v + m. Это распределение осуществляется через цену, так как в ней отражаются основные элементы стоимости: с -фонд возмещения израсходованных средств производства, v - необходимый продукт и m - прибавочный продукт.
Цена выражает количественную меру создаваемой в производстве стоимости. Цену определяет государство или рынок. Исходной предпосылкой цены являются затраты осуществляемые в производстве. Цена возмещать затраты и обеспечивать некоторую прибыль. Таким образом, определение цены начинается еще на стадии производства.
Цена является формой выражения финансовых отношений. Цена является также категорией через которую осуществляется первичное распределение ВВП и национального дохода. Это первичное распределение стоимости общественного продукта осуществляется через основной элемент цены - чистый доход.
Перераспределительные финансовые отношения начинаются с момента выделения части чистого дохода на: расширенное воспроизводство с и v, формирование централизованного фонда денежных средств (госбюджета и др.) осуществляется это в форме налогов и налоговых платежей.
Таким образом взаимодействие финансов и цен происходит в процессе: а)первичного распределения ВВП и национального дохода; б)часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство с и v; в) часть чистого дохода направляется в централизованные фонды.
Поскольку начало финансов и возможности их распределения и перераспределения связаны с ценой то:
1. Размер выручки от реализации, размер прибыли (и ее наличие), возмещения затрат предприятия, прибыль, рентабельность зависят от цены и ее размера.
2. Цена оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Цена должна обеспечивать нормальную прибыль на затраты (12-20%). Если предприятие монополист, то цена может быть завышена, в результате чего предприятие незаслуженный дополнительный доход, за который платит потребитель.
При другой ситуации, когда цены на продукцию занижены (как например иногда происходит в сельском хозяйстве) то предприятия получат меньший доход и не возмещают затраты, то есть производство становится убыточным. В условиях рынка такое производство или разоряется или существует при условии компенсации затрат за счет бюджета.
3. Через взаимодействие финансов и цены осуществляется также перераспределение чистого дохода между отраслями народного хозяйства, государством и населением.
Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется на практике по двум основным направлениям: через бюджетное финансирование и через регулирование цен. Например, низкие цены на сельскохозяйственную продукцию и высокие на товары промышленного назначения ведут к увеличению доходов в промышленности.
Финансовые отношения в сфере перераспределения реализуются через цену, через элементы ее образующие: налоги и неналоговые платежи, амортизацию, страхование и др., что находит свое выражение в себестоимости и чистом доходе. Таким образом, ценообразование, цена выступает как форма проявления финансовых отношений и материализуется через финансовые ресурсы, заключающиеся в себестоимости и в чистом доходе. В свою очередь элементы цены себестоимость и чистый доход являются первоначальными элементами формирования финансовых ресурсов.
Таким образом, на общественное производство может воздействовать ценовой и финансовый механизм. Поскольку определение общественно-необходимых затрат в условиях административного управления связано с большими погрешностями, то недостатки в ценообразовании могут исправляться увеличением или уменьшением движения финансовых ресурсов за счет бюджетного финансирования или платежами в бюджет.
Цена и финансы являются инструментами распределения и действуют во взаимосвязи. Отличия между ними в том, что: ценовое распределение всегда связано с обменом, тогда как финансовое происходит за пределами акта купли-продажи; объектом ценового распределения выступает не вся стоимость реализованного товара (работ, услуг), а только ее часть. Финансовый метод распределения охватывает всю выручку от реализации продукции, финансы имеют более широкую сферу деятельности, финансовый метод распределения обеспечивает большую адресность, чем распределение при помощи цены.
3. Взаимосвязь финансов и заработной платы
Заработная плата выражает отношения, связанные с распределением вновь созданной стоимости. Это основная часть фонда жизненных средств работников наемного труда. Через зарплату формируются индивидуальные доходы, определяемые количеством и качеством труда работников. Заработная плата в виде денежных средств поступает в собственность работников и удовлетворяет их личные потребности. Но до выплаты заработной платы на предприятии формируется фонд заработной платы. Это фонд оплаты по труду формируется по средством финансов. В материальной сфере фонд заработной платы образуется за счет выручки от реализации, в непроизводственной сфере - за счет бюджета. Таким образом, и заработная плата и финансы стимулируют развитие производства.
Взаимодействие финансов и заработной платы проявляется в том, что за счет финансовых ресурсов осуществляется выплата заработной платы. Например, при недостатке финансовых ресурсов возникает нарушение сроков выплаты заработной платы.
Вместе с тем сама заработная плата является одним из источников финансовых ресурсов предприятия. Между начислением и выплатой заработной платы происходит определенное время и средства на выплату заработной платы могут постоянно находиться в составе оборотного капитала предприятий, то есть участвовать в финансовых отношениях. Если величина заработной платы малая, то она в меньшей мере связана с финансами.
Общие черты финансов и заработной платы проявляются и в следующем:
1.Финансы и заработная плата участвуют в распределении ВВП и НД.
2.Финансы и заработная плата связаны с хозрасчетом, они способствуют укреплению принципов хозрасчета. Больший размер финансов означает большую зарплату, лучшее стимулирование труда, повышение его производительности.
В то же время между указанными категориями есть различия.
Сфера действия заработной платы уже чем у финансов. С помощью финансов распределяется и перераспределяется весь ВВП, а с помощью заработной платы распределяется необходимый продукт и частично прибавочный.
Различия в заработной плате и финансах заключается и в их воздействии на производство. Заработная плата стимулирует развитие производства через личную материальную заинтересованность, а финансы способствуют повышению эффективности производства в целом (через налоги, фонды стимулирования).
Заработная плата стимулирует развитие производства через личную материальную заинтересованность, а финансы способствуют повышению эффективности производства в целом (через налоги, фонды стимулирования).
Все это диктует необходимость комплексного использования заработной платы и финансов.
4. Взаимосвязь финансов и кредита
Финансы и кредит взаимосвязаны между собой. Обе эти категории имеют родственную природу: основой функционирования и финансов и кредита являются товарно-денежные отношения; финансы и кредит выражают движение стоимости в ее денежной форме; в финансовых и кредитных отношениях деньги используются в функциях средства обращения или средства платежа; посредством финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства и субъектов хозяйствования; в кругообороте фондов предприятия нет различия между собственными и кредитными средствами.
В тоже время между финансами и кредитом имеются и различия. Кредит в отличии от финансов действует на возвратной основе.
Финансы и кредит отличаются также по источникам и направлениям использования ресурсов. Кредитные ресурсы совершают движение от кредитора к заемщику и обратно. Финансовые ресурсы осуществляют одностороннее движение.
Кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса. Финансовое распределение происходит между субъектами хозяйствования, а также в рамках каждого субъекта в соответствии с целевым назначением денежных средств.
Кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения временно свободных денежных средств предприятий, организаций, органов государственного управления граждан. Финансы формируются из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения.
Кредитные ресурсы предоставляются заемщикам на определенный срок, на условиях платности. Финансовые ресурсы, как правило, предоставляются бесплатно, без дальнейшего их возврата.
Финансы, кредит и деньги как таковые выражают производственные (экономические) отношения. В зависимости от отношений опосредствуют деньги, выполняемых ими функций возможен переход одной категории к другой. Так при недостатке у предприятия финансовых ресурсов для нормального осуществления производственного процесса предприятия могут использовать банковский кредит, который будет функционировать в составе какого-то целевого фонда денежных средств предприятия как часть его финансовых ресурсов.
Функционирование и величина финансовых ресурсов способствует созданию и росту кредитных ресурсов. В свою очередь функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы, которыми распоряжаются субъекты хозяйствования и государство. Хозяйствующие субъекты используют денежные средства, привлеченные в качестве кредитов для финансирования капитальных вложений, закупки сырья, материалов, выплаты заработной платы и др. хозяйственных расходов.
Таким образом, финансы и кредит принимая участие в распределении в денежной форме созданного продукта, дополняют друг друга.
Тесная взаимосвязь финансов и экономических законов и категорий, действующих на стадии стоимостного распределения, определяет необходимость их комплексного использования в экономической практике с учетом специфики их функционирования. Только при выполнении этого условия распределительная функция финансов будет оказывать активное положительное влияние на производство, и выступать как средство повышения его эффективности.
ТЕМА 4: Финансовая система РБ
1. Понятие о финансовой системе.
2. Сферы и звенья фин. системы.
1. Понятие о финансовой системе
Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы». Финансы выражают денежные отношения, но при всей качественной их однородности, тем не менее, они различаются между собой. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. И каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном общей финансовой системы.
Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но связанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.
Финансовая система - базисное понятие, объективно существующие финансовые отношения по поводу образования, распределения и перераспределения фондов денежных средств. Как объективно существующие финансовые отношения, финансовую систему большое влияние может оказать надстройка общества, управленческие органы, управленческий аппарат, осуществляющий управление финансовой системой государства - министерство финансов РБ, отраслевые министерства и ведомства, финансовых органов предприятий.
В ряде случаев финансовая система рассматривается в совокупности с кредитной. Что в частности отражено в конституции РБ 1996г. - раздел VII называется “Финансово-кредитная система РБ”.
2. Сферы и звенья фин. системы
Как правило, финансовую систему делят на несколько крупных сфер (блоков).
Первая сфера - децентрализованные финансы, т. е. финансы предприятий, учреждений и организаций.
Вторую сферу - составляют финансы централизованные - общегосударственные.
Исходным звеном финансовой системой являются финансы предпринимательского производства. На этих предприятиях создается основная доля национального дохода страны, за счет которого формируются централизованные и децентрализованные денежные фонды.
Сами финансы предприятий представляют систему производственных, денежных отношений по поводу формирования использования денежных фондов предприятий. Децентрализованные фонды (финансы предприятий) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов организаций, учреждений непроизводственной сферы.
Каждая из названных подсфер финансовой системы может подразделяться на звенья. Деление на звенья может осуществляться по отраслям или по форме собственности. Например, по отраслям можно выделить следующие звенья децентрализованных финансов: финансы предприятий промышленности, торговли и заготовок, сельского хозяйства, строительства и др.
В непроизводственной подсфере децентрализованных финансов можно выделить такие звенья как: финансы образования, финансы культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, науки и научного обслуживания.
Исходя из форм собственности децентрализованные финансы и финансы материального производства, и финансы непроизводственной сферы можно выделить такие звенья: финансы предприятий, учреждений и организаций госсобственности; коллективной собственности; смешанной собственности и др.
Основными среди перечисленных являются финансы предприятий, организаций, учреждений государственной собственности и финансы негосударственных форм собственности и прежде всего частной.
Централизованные (общегосударственные) финансы состоят из следующих звеньев: государственный бюджет, включающий государственные бюджетные фонды, внебюджетные фонды, фонд государственного страхования, государственный кредит.
Главное звено общегосударственных финансов - государственный бюджет. Примерно 90% доходов бюджета формируются за счет налогов предприятий, организаций, учреждений и граждан. Большая часть бывших государственных внебюджетных фондов включено в состав бюджетов, в том числе и фонд социальной защиты населения. Целевые бюджетные фонды используются по их назначению. Порядок их образования и использования регулируется законодательством. Выделение бюджетных или внебюджетных целевых государственных фондов происходит ежегодно при утверждении государственного бюджета Республики Беларусь. Эти фонды образуются для решения определенных задач. В рамках страхования создаются резервные фонды для защиты предприятий, организаций, учреждений и граждан от убытков.
Финансовая система Республики Беларусь не остается неизменной. В зависимости от общеэкономических и социальных задач стоящих перед государством в финансовой системе могут осуществляться те или иные преобразования, она может пополняться новыми звеньями. С 1990г. в Республики Беларусь, как и в других странах начинает применяться практика образования различных специальных фондов как в составе бюджета, так и внебюджетных фондов. Указанные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Эти фонды могут создаваться по решению Парламента, Правительства, Президента и органов местного самоуправления.
Каждый фонд имеет свой правовой статус, определяющий цель фонда, источники его образования, порядок управления. Целевые фонды обеспечивают денежными средствами конкретные экономические и социальные программы.
Целевые фонды наиболее динамичное звено финансовой системы. По целевому назначению эти фонды подразделяются на экономические и социальные. По видам они подразделяются на:
· внебюджетные фонды, создаваемые по решению Парламента и местной власти;
· целевые бюджетные фонды, создаваемые в составе бюджетов различных уровней, целевые фонды создаваемые по Указам Президента;
· целевые фонды, создаваемые на отраслевом уровне.
В зависимости от уровня управления целевые фонды можно подразделить на государственные и местные.
Срок действия специальных фондов до одного года или постоянно. Например, срок действия целевых бюджетных фондов включаемых в состав бюджета отражен сроком его действия. При принятии бюджета на очередной год действие этих фондов может продлеваться или прекращаться. На 2004г. в состав бюджета включены следующие государственные целевые бюджетные фонды:
1. Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
2. Республиканский фонд “Энергосбережения”;
3. Государственный фонд содействия занятости;
4. Республиканский дорожный фонд;
5. Республиканский фонд охраны природы;
6. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Совершенствование финансовой системы в Республике Беларусь в условиях суверенитета и перехода к рыночной экономике связано с осуществлением ряда мероприятий. Осуществляется сокращение дефицита государственного бюджета прежде всего за счет роста доходов и сокращения некоторых статей расходов, за счет снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата, за счет снижения дотаций, выплачиваемых из республиканского бюджета местным бюджетам для их сбалансирования, за счет перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений (например, учебных заведений, некоторых медицинских услуг, спортивных сооружений и др.), упорядочения социальных льгот и др.
Увеличению доходов бюджета, прежде всего, способствует рост производства продукции и услуг всеми отраслями национальной экономики. Важным резервом доходов государства являются рыночные преобразования - разгосударствление, приватизация, развитие бизнеса, в том числе малого. В Республике Беларусь, используя опыт экономически развитых стран, осуществляются меры по развитию малого бизнеса, который способствует увеличению производства продукции, прибыли, доходов поступающих в бюджет, увеличению занятости населения.
Совершенствование финансовой системы, направленное на уменьшение дефицита финансовых ресурсов, осуществляется посредством оптимизации налоговой нагрузки и укрепления финансовой дисциплины.
Увеличению доходной части бюджета способствует и рост инвестиций в экономику, в том числе и иностранных. Рост инвестиций в экономику способствует увеличению производственных мощностей предприятий, а отсюда и росту производства продукции, росту денежных накоплений предприятий и государства.
Решению этих задач будет способствовать дальнейшая интеграция Республики Беларусь с Россией, странами СНГ и дальнего зарубежья.
ТЕМА 5: Финансовая политика государства
1. Содержание и задачи финансовой политики
2. Роль государства в реализации финансовой политики
1. Содержание и задачи финансовой политики
Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.
Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию и тактику финансовой политики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Финансы - специфическая форма производственных отношений, базисная категория. Финансовая политика государства относится к надстройке. Финансовые отношения как элемент базиса объективны, т.е. независимы от сознания людей, финансовая политика - форма сознательной деятельности людей, оформленной законодательно в законах, постановлениях и других нормативных актах. Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают и конструкции, регламентирующие деятельность людей по реализации финансовой политики. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.
Финансовая политика активно влияет на экономическое развитие общества. Посредством финансовой политики определяются: Условия формирования и использования прибыли; условия кредитования; налогообложение; регулирование цен; таможенные пошлины; порядок регулирования уровня заработной платы и др.
Проведение финансовой политики базируется по определенным принципам. К ним можно отнести:
1. Научный подход к выработке финансовой политики, учет действия объективных экономических законов, выводов финансовой и экономической науки.
2. Изучение и учет опыта финансовой политики других стран, изучение и обобщение новых тенденций и явлений экономического развития.
3. Учет конкретных исторических условий, особенностей внутренней и международной обстановки, реальных возможностей государства в выполнении своих функций в области финансов.
4. Определение источников мобилизации финансовых ресурсов и рациональных форм изъятия доходов юридических лиц, доли участия населения в формировании финансовых ресурсов государства.
5. Обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов между отраслями, регионами, концентрации ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития.
6. На основе учета достоверной финансовой информации о состоянии дел в экономике и объективных возможностях государства, осуществление комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.
2. Роль государства в реализации финансовой политики
На данном этапе рост эффективности и финансового оздоровления экономики зависит от умения государства сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночным механизмом.
Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики на нынешнем этапе развития государства, являются:
· учет действия объективных экономических законов;
· необходимость финансовой поддержки предусмотренных подходов к ускорению рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
· определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
· обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
· концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
· сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
· уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;
· либерализация внешнеэкономической деятельности;
· развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;
· выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.
Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.
Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой политикой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами.
Цели финансовой политики оформляются в виде свода нормативных предписаний, сконцентрированных в актах законодательства, прежде всего законах о бюджете и налогах.
Бюджетно-финансовая политикакак составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета тесно связаны с его доходами. Активная роль государства в осуществлении экономических и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально - экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государство порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.
Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации финансово - кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.
Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно новыми подходами к функционированию хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда. Налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.
Борьба с инфляцией, преодоление спада производства и дефицита бюджета, повышение социальной защиты населения - главные задачи современной финансовой политики Беларуси.
Именно финансовая политика государства через налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику способствует динамичному развитию и структурной перестройке экономики. Важным направлением структурной перестройки экономики является использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей. К сожалению, интеллектуальная элита уходит из сферы тонких технологий в коммерцию, уезжает за границу. Утеря этого слоя может отбросить республику на десятки лет назад.