p align="left">Бюджетная система Республики Беларусь включает: республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты (областные, городские, районные, поселковые и сельские).
Бюджетная система Республики Беларусь построена на принципах реальности, единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты и гласности.
Единство бюджетной системы базируется на общей экономической и политической основе, единой финансовой политике. Организационное единство достигается посредством использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, общая форма бюджетной документации, статистической отчетности. Принцип единства основан и на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, финансовой поддержки бюджетов нижестоящего уровня для их сбалансирования.
Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский и местные бюджеты обеспечиваются своими доходами и правом их распределения. Каждый орган власти, самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития данной территории и компетенцией данного органа власти, самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. Вместе с этим в рамках единой бюджетной политики самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов. Такой сводный бюджет носит название консолидированного. К консолидированным относятся бюджеты, состоящие из свода бюджетов: бюджет республики, области, района, города, имеющего районные бюджеты.
Принцип полноты отражает объективную необходимость учета в бюджете всех доходов и расходов. В связи с этим определяются все денежные поступления, размеры и направления расходов бюджет.
Принцип реальности отражает учет конкретной экономической и политической ситуации, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Для этого при расчете показателей учитываются анализ исполнения бюджетов, финансовых планов прошлого периода, прогнозные оценки, делаются многовариантные расчеты. Может также применяться моделирование движения бюджетных ресурсов на текущий год и более длительные периоды. При изменении условий может осуществляться корректировка финансовых планов.
Принцип гласности выступает важным условием соблюдения прав человека, обеспечения социальной справедливости, развитие демократии. Формирование доходов бюджета и направление расходов бюджетных ресурсов затрагивает интересы субъектов хозяйствования и всех членов общества. Поэтому они должны быть осведомлены о содержании бюджета, источников его формирования, порядке изъятия налоговых платежей и направления расходов бюджета. Поэтому до подписания Президентом бюджета Республики Беларусь, придающего ему статус закона, проект бюджета подлежит рассмотрению и утверждению в органах управления, в специальных комиссиях на сессиях законодательной власти.
Свое правовое отражение принципы построения бюджетной системы нашли в Конституции Республики Беларусь, в законах “О бюджетной системе Республики Беларусь”, “О местном самоуправлении” и других законодательных актах.
Более половины всех централизованных финансовых ресурсов, т. е. решающая часть консолидированного бюджета Республики Беларусь сосредоточена в республиканском бюджете. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий общегосударственного значения, таких как, например, инвестиционные, природоохранные, ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, социальных и другое. Ресурсы республиканского бюджета направляются на покрытие затрат, связанных с внешнеэкономической деятельностью, закладкой и обновлением государственных резервов, обслуживание общегосударственного долга. Кроме того, большую роль республиканский бюджет играет в обеспечении внутренней и внешней безопасности страны, управлении общими экономическими и социальными процессами в стране. Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь формируются за счет крупных налогов и некоторых доходов общегосударственного значения, налога на добавленную стоимость, акцизов (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог га прибыль и другое. Кроме того, в республиканский бюджет поступают средства, полученные по соглашениям от других государств и некоторые неналоговые платежи. Если этих платежей нахватает, то дефицит бюджета погашается за счет других источников, которые фиксируются в законе “О республиканском бюджете Республики Беларусь на каждый год”.
Таким образом, республиканский бюджет обеспечивает необходимыми денежными средствами финансирование мероприятий имеющих общегосударственное значение и играет первостепенную роль в регулировании экономическими процессами страны.
Местные бюджеты обеспечивают необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций местных органов власти. Местные (Муниципальные) бюджеты играют важную роль в странах с рыночной экономикой в создании и расширении рыночной инфраструктуры, благоустройстве населенных пунктов, в социальном обеспечении граждан. В Англии, Японии, США местные бюджеты перераспределяются. По методу взимания на налоговые и неналоговые доходы. По видам налогов - на НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и другие.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета принято называть бюджетным процессом. Он будет изучаться в отдельном курсе.
3. Доходы и расходы бюджета
Важнейшим элементом бюджета является его доходная часть.
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения по поводу формирования денежных средств и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.
Материальной основой доходов бюджета является национальный доход. Вместе с тем в периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. То есть, происходит реализация: иностранных ценных бумаг; золотого запаса; государственных предприятий; других видов имущества. Это ведет к сокращению золотовалютных запасов, капиталовложений за границей, основного капитала.
Основными источниками денежных средств, поступающих в государственный бюджет, являются налоги, государственные займы, эмиссия денег.
Соотношение между ними может быть разное, в зависимости от экономической ситуации в стране, от степени остроты экономических, социальных и других противоречий, от состояния финансов и финансовой политики государства.
Наряду с налогами, важная роль в формировании централизованного фонда денежных средств принадлежит государственным займам.
На современном этапе под влиянием значительного увеличения размера бюджетного дефицита, разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами растет роль этого вида доходов. Во многих странах бюджетные дефициты планируются при составлении бюджета, а размер займов, как и налогов, устанавливается до начала исполнения бюджета. В ходе исполнения бюджета поступления от займов достигают до 10 % всех его расходов.
Роль этого вида доходов увеличивается в периоды войн, экономических кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы теряют свое обычное значение. В этом случае удельный вес займов в государственном бюджете приближается, а иногда даже превышает налоги.
Наряду с внутренними займами, в доходную часть бюджета включаются внешние займы. Правом их выпуска обладают только центральные органы власти. Внешние займы связаны с платежным балансом страны и, нередко, используются для покрытия дефицита государственного бюджета.
В хозяйственной практике существует два пути получения внутренних займов: у широких слоев населения путем свободной продажи государственных облигаций и других ценных бумаг; у национального и коммерческих банков под обеспечение ценными бумагами государства.
При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, иногда государство может прибегнуть к эмиссии бумажных денег. Это источник финансовых ресурсов является самым непопулярным, так как ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, которое приводит к инфляционным процессам.
В связи с этим развитые зарубежные государства стараются не прибегать к прямому использованию эмиссии - наиболее быстрому и легкому пути получения необходимых средств. Эмиссия денег заменяется выпуском займов. Однако если государственные займы, превращаются их владельцами в наличные, то они выступают побудителем инфляции.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи выполнением государством своих задач и функций в процессе использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным назначениям. Каждый вид расхода обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу, назначение бюджетных расходов, количественная их величину. Виды бюджетных расходов зависят от исторического этапа социально-экономического развития страны, природы, административно - территориального устройства государства и т. д.
Бюджетные расходы могут классифицироваться по различным признакам. Экономическая классификация расходов бюджета показывает их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетом и отдельным отраслям в сфере экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Капитальные расходы бюджета - денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.
Это расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, средства, предоставляемые в качестве кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы на создание или увеличение государственного и муниципального имущества.
Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, ведомство или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.
Классификация расходов по целевому назначению позволяет осуществлять контроль за использованием бюджетных ассигнований по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств.
Территориальная классификация расходов осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления в Республике Беларусь на расходы республиканского бюджета, местных бюджетов.
Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. В этом случае расходы подразделяются на следующие крупные раздела:
1. государственное управление и местное самоуправление;
2. судебная власть;
3. международная деятельность;
4. национальная оборона;
5. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
6. фундаментальные исследования и содействие научно -техническому прогрессу;
7. промышленность, энергетика, строительство;
8. сельское хозяйство и рыболовство;
9. охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
10. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
11. жилищно-коммунальное хозяйство;
12. образование;
13. здравоохранение физическая культура;
14. культура, искусство и кинематография;
15. обслуживание государственного долга;
16. средства массовой информации;
17. финансовая помощь бюджетам других уровней;
18. целевые бюджетные фонды;
19. пополнение государственных запасов и резервов;
20. социальная политика;
21. прочие расходы.
Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных областях общественной жизни.
Расходы бюджета являются одной из важнейших его характеристик. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.
Баланс или сбалансированность бюджета означает равенство суммы всех государственных расходов сумме всех государственных доходов. Превышение одного из показателей приводит к разбалансированности бюджета. Дефицит бюджета стал хроническим явлением, присущим странам с рыночной экономикой. Бюджетный дефицит ведет к негативным социально-экономическим последствиям, росту государственного долга, увеличению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы. Поэтому правительствами всех стран принимается мера к сокращению бюджетного дефицита. Это осуществляется несколькими способами. Прежде всего, за счет увеличения доходной части бюджета и сокращение расходов. Кроме того средства привлекаются через государственный кредит путем внутренних и внешних займов. В ряде случаев применяется дополнительная эмиссия. Однако, данная мера усиливает инфляционные процессы, ухудшает состояние денежного обращения, ведет к ухудшению экономического состояния субъектов хозяйствования и тяжелым последствиям в социальных отношениях.
Выпуск государственных займов ведет к государственному долгу, займы сокращают совокупный потребительский спрос, связывая часть свободных денежных средств, что способствует уменьшению инфляции. Вместе с тем выпуск государственных займов приводит к оттоку крупных средств из сферы их производительного использования.
Подводя итог, необходимо отметить, что государственный бюджет является главным финансовым планом страны, а движение денежных средств в процессе его формирования и исполнения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать государственным и правительственным органам в процессе осуществления финансовой политики.
ТЕМА 15: Государственный кредит
1. Необходимость и сущность государственного кредита.
2. Государственный долг.
3. Формы государственного кредита, классификация государственных займов.
5. Необходимость и сущность государственного кредита
Государственный кредит является структурным элементом, звеном общегосударственных финансов. С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнение свих функций. Необходимость существования государственного кредита как источник финансовых ресурсов государства объясняется тем, что он является формой разрешения противоречий между растущими потребностями общества в финансовых ресурсов и возможностями их удовлетворения за счет доходов бюджета и других поступлений.
Государственный бюджет в основном перераспределяет часть национального дохода страны, который в современных условиях сокращается в связи с выбранными Республикой Беларусь приоритетами развития общества. Вместе с тем объем доходной части бюджета Республики Беларусь ограничен уровнем налогообложения, установленных действующим законодательством, платежеспособностью предприятий.
Одновременно растет нагрузка на расходную часть бюджета Республики Беларусь. Это связано с тем, что растут затраты государства по проведению социальной политики, обеспечению обороны страны, участию в международной деятельности. Доходов же бюджета не хватает для покрытия постоянно увеличивающихся расходов. И таким образом образуется дефицит бюджета.
В этих условиях главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.
В период экономического подъема, потребность в государственном кредите сокращается, и сфера его применения сужается.
Как показывает исторический опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является более эффективным и верным средством по сравнению с дополнительной эмиссией денег.
Дело в том, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам. В то же время совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняется. Временное изъятие денег у населения и предприятий сокращает их платежеспособный спрос, из обращения изымаются избыточные деньги, замедляется обесценивание денег.
Государственное заимствование может осуществляться как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Ныне эти две формы кредита используются в Республике Беларусь. Емкость внутреннего рынка в большинстве стран незначительная, в связи, с чем их правительства прибегают к заимствованию у других стран и международных финансовых организаций, т.е. происходит развитие международного государственного кредита.
Масштабы заемной деятельности правительств многих стран достигают огромных размеров. Так, Министерство финансов США ежегодно производит займы на международном рынке ссудных капиталов в объеме 500 миллиардов долларов. Эти средства в основном идут на финансирование дефицита федерального бюджета.
Набирает темпы и заемная деятельность белорусского правительства. Причем в последние годы она в основном осуществляется на внутреннем финансовом рынке. Все большая часть бюджетного дефицита покрывается за счет различных государственных краткосрочных и долгосрочных обязательств.
Необходимо подчеркнуть, что в Республике Беларусь в первой половине 90-х годов XX столетия для покрытия дефицита бюджета, укрепления белорусского рубля и модернизации производства широко использовалось привлечение иностранных кредитов. Однако, затем произошло значительное сокращение заемной деятельности белорусского правительства на внешних финансовых рынках. Это имеет как позитивное, (уменьшение заимствования не способствует росту государственного внешнего долга), так и негативное значение, поскольку внутренних накоплений в республике недостаточно для коренной структурной перестройки экономики.
При проведении госкредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости совокупного общественного продукта. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости.
Посредством государственного кредита перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйствующие субъекты могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита привлекаются средства, предназначенные для текущих производственных и социальных нужд.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, поэтому имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Финансовые отношения, складывающиеся, в процессе функционирования государственного кредита имеют три стороны.
Первая, характеризует государственный кредиткак особую форму движения стоимости, посредством государственного кредита формирует дополнительные общегосударственные финансовые ресурсы.
Вторая заключается в том, что ресурсы, мобилизуемые с помощью государственного кредита, характеризуются возвратностью и платностью. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата процентов происходит в основном за счет государственного бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения носят перераспределительный характер.
Третья отражает добровольный характер государственного кредита.
Следует заметить, что в истории нашего государства наблюдался и отход от этого принципа (в период Великой Отечественной войны кредитные средства привлекались в принудительном порядке).
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других общегосударственных программ. Это форма мобилизации временно свободных денежных средств предприятий, организаций, учреждений и населения для удовлетворения потребностей общества на условиях возвратности и платности.
Финансовые отношения, складывающиеся, в процессе осуществления госкредитных операций имеют свои особенности. Назовем основные из них:
Государственный кредит, как правило, берет государство в основном в затруднительных ситуациях в основном для покрытия бюджетного дефицита, и на другие расходы;
На уровне центрального правительства государственный кредит не имеет конкретного целевого характера, тогда как позаимствованные средства на более низком уровне или банковский кредит имеют четко выраженную целевую направленность, Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения, обычно выступают какие-то конкретные ценности, товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество государства.
При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет за собой экономические санкции. Например, установление выплаты повышенных процентов за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся на добровольных началах, экономические санкции к заемщику - государству не применяются.
Государственный кредит всегда является средством сокращения денег в обращении. При непродуманной кредитно-денежной политике с помощью банковского кредита увеличивается избыточная масса денег в обращении, что приводит к инфляции.
Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую, контрольную.
Распределительная функция осуществляется в процессе формирования централизованных денежных фондов государства и их использование на основе платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, так как служат 50 - 100 лет. Финансирование строительства этих объектов одним поколением неразумно, правильным было бы переложить финансирование на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В этом случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются, (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке ценных бумаг и капиталов, производство и занятость. Используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Это осуществляется путем регулирования денежного обращения, размещение займов среди различных групп инвесторов.
Посредством государственного кредита государство может уменьшать инфляцию, так как, мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособность.
Абсолютное сокращение денежной массы в обращении произойдет в том случае, если за счет государственного кредита профинансируются государственные затраты, например, инвестиции.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, чем способствует росту цены кредита. Удорожание заемных средств для предпринимателей вынуждает их сокращать инвестиции в сфере производства и стимулирует накопление в виде ценных бумаг. В необходимых случаях таким образом можно замедлять темпы экономического роста.
Выступая в качестве кредитора и гаранта для отечественных хозяйствующих субъектов, государство увеличивает спрос на продукцию национального производства за счет заимствованных за рубежом средств.
Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, но вместе с тем имеют свои отличия, поскольку эта категория тесно связана с деятельностью государства и состоянием государственного бюджета, охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возможность получения средств. Контроль за состоянием задолженности государства в Республике Беларусь осуществляют Парламент и Совет Министров.
При правильной организации государственный кредит оказывает положительное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует укрепления денежного обращения в стране и вместе с тем служит источником доходов для инвесторов финансовых ресурсов.
Мобилизация временно свободных денежных средств используется государством для двух целей:
1) на покрытие дефицита госбюджета примерно 80% (посредством выпуска государственных краткосрочных облигаций);
2) на финансирование отдельных статей госбюджета сверх текущих возможностей государства (посредством выпуска государственных краткосрочных облигаций).
Для кредиторов - физических и юридических лиц, государственный кредит - форма сбережения, инвестирование средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход.
2. Государственный долг
Из общей суммы государственных кредитов образуется государственный долг. Государственный долг - сумма задолженности по выкупленным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты.
В зависимости от сферы применения кредита различают внутренний и внешний государственный долг.
Размер государственного долга находится в прямой зависимости от операций по получению новых займов и условий их предоставления, с одной стороны, и от размера погашений ранее полученных средств и уплаты дохода (процентов) по ним, с дугой стороны.
Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. Это обслуживание осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все указанные операции осуществляют Министерство Финансов и Национальный банк.
Поскольку, как правило, расходы государственного бюджета превышают доходы, то государство постоянно осуществляет заимствования у населения и субъектов хозяйствования внутри страны, что ведет к росту внутреннего государственного долга. Заимствование у иностранных государств, международных экономических и финансово-кредитных организаций, банков за пределами страны ведет к увеличению внешнего долга.
Что касается внешнего долга, проблема во взаимоотношениях с МВФ и другими международными финансово-кредитными организациями не позволяют в требуемых размерах использовать возможности получения международных кредитов. На начало 2004 г. внутренний долг Республики Беларусь возрос и составил 21638 млрд. руб., (6% ВВП за 2003 г. т.е. в пределах установленного лимита), с одновременным сокращением внешнего долга до 757,4 млрд. дол. США (4,5% ВВП). Уровень внешнего долга в Республике Беларусь пока долек от критического, что свидетельствует о потенциальных возможностях страны выполнять принятые обязательства. Когда расхода по обслуживанию внешнего государственного долга превышают, красную черту (25% процентное соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений) то практически вся выручка от экспорта в свободно-конвертируемой валюте идет на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.
Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов и предполагает осуществление мероприятий по получению и возврату внешних кредитов.
Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров или по его поручению Министерство Финансов. Одной из важных задач в этой области является контроль за темпами увеличения государственного долга, их ограничение прежде всего путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.
При значительном росте государственной задолженности и не снижающемся дефиците государство может осуществлять рефинансирование государственного долга. Рефинансирование означает погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Как инструмент управления государственным долгом может использоваться конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.
Конверсия означает изменение доходности займов в сторону уменьшения или увеличения.
Консолидация займов означает изменение их сроков, обычно в сторону увеличения.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению предполагает, что несколько ранее выпушенных облигаций приравниваются к одной новой.
Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату доходов. Этим отличается отсрочка от консолидации займов, при которой владельцем облигаций продолжает выплачиваться доход.
Аннулирование государственного долга крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил. Так в 1918 г. правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы.
3. Формы государственного кредита, классификация государственных займов
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
Товарная форма в виде хлебных и сахарных займов применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательной способности советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.
В настоящее время в соответствии с Законом "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь" внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов и кредитов Национального банка на покрытие дефицита государственного бюджета и других краткосрочных и долгосрочных обязательств.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных ценных бумаг.
Государственная облигация наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента (государства) возместить номинальную стоимость, а предусмотренный срок с у платой процентов.
В основе классификации государственных займов лежит ряд признаков. Рассмотрим основные из них.
1.По эмитентам - займы делятся на республиканские и местные. В отличие от России, в Республике Беларусь честные (территориальные) займы пака не получили большого развития.
2. Взависимости от места размещения, бывают, внутренние и внешние займи.
3. В зависимости от срока привлечения средств, используются краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Краткосрочные займы применяются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях внекоторых странах выпускаются векселя. Центральные правительства выпускают казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии, к примеру, казначейские векселя выпускаются сроком на 5, 6, 12 месяцев, а Японии - 60 дней, в Великобритании - 91 день. В Германии казначейские векселя выпускаются сроком до 2 лет.
В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространен, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения два - три гола, в США - от одного до десяти лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций. В Республике Беларусь облигации являются наиболее распространенной формой.
4. По характеру выплачиваемого дохода - процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные, беспроцентные (целевые) Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается несколько раз в год. Выплата доходов по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получить стабильный доход, а не полагаться на волю случая.
Местные органы власти могут проводить займы общего назначения и целевые на: финансирование капитальных вложений; развитие городском инфраструктуры, коммуникаций; осуществление работ по охране окружающей среды; жилищно-социальные и другие нужды.
По методам размещения займы могут быть добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. В 1958 году широко использовались займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа. Формально такие займы являются добровольными, но их реализация происходит под давлением со стороны органов власти, что по сути делает их обязательными.
По оформлению бывают займы облигационные и безоблигационные. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются: путем записей в долговых книгах; подписанием договоров и соглашений. Они используются, как правило, на межправительственном уровне.
В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске бывают обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
В Республике Беларусь осуществляется выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (ГДО). Они представляют собой ценные бумаги, которые выпускаются в форме записи на счетах и реализуемые с дисконтом. Это означает, что продажа государственных краткосрочных облигации производится по ценам ниже их номинальной цены (нарицательной стоимости). Доход покупателей зависит от разницы между ценой, уплаченной за облигации, и их стоимостью на момент погашения. Государственные краткосрочные облигации выпускаются с различным сроком обращения, их первичное размещение осуществляется путем продажи на закрытых аукционах. Круг первичных инвесторов относительно узкий, в основном это коммерческие банки и финансовые компании. Инвесторы имеют право продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через фондовые биржи, которые обязаны вести учет инвесторов.
Владельцами государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций могут быть только юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.
Несмотря на динамичное развитие рынка государственных краткосрочных облигаций, и государственных долгосрочных облигаций, они занимают незначительное место в покрытии дефицита государственного бюджета республики. Основными источниками такого процесса являются кредиты Национального банка и внешние займы.
Кредиты Национального банка выдаются как государству, так и местным органам власти. Источниками этих финансовых ресурсов служат средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.
ТЕМА 16: Сущность и значение страхования
1. Социально-экономическая сущность страхования и его функции.
2. Страховой рынок и его структура.
3. Классификация страхования.
4. Страховой тариф и его построение.
5. Финансовые основы страховой деятельности.
1. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в современной рыночной экономике
Как в процессе осуществления хозяйственной деятельности, так и в частной жизни могут произойти различные случайные событии, наносящие материальный ущерб. Поскольку они несут реальную угрозу благосостоянию людей, еще в древние времена возникла необходимость поиска эффективных способов противодействия. В результате был разработан ряд мер, направленных на борьбу с негативными случайными явлениями и преодоление их отрицательных последствий - страховая защита.
Таким образом, под страховой защитой понимается общественное понятие, отражающее совокупность отношений, связанных с недопущением наступления неблагоприятных событий, носящих случайный характер, преодолением отрицательных последствий их воздействия и возмещением потерь, наносимых ими. Отсюда система экономических отношений, связанных с реализацией страховой защиты обозначается термином «страхование».
Главный побудительный мотив страхования - это рисковый характер производства и жизни человека. Такие явления как засуха, наводнение, ураган, а также ошибки в результате неосторожного обращения с источником опасности, могут привести к пожару, взрыву, транспортным авариям и причинить крупный ущерб, нарушить производственный процесс и привести к человеческим жертвам. Сегодня не существует более экономичного, рационального и доступного способа защиты экономических интересов от вышеуказанных бед, чем страхование.
Сущность страхования как экономической категории раскрывается в системе экономических перераспределительных отношений, включающих замкнутую солидарную раскладку ущерба между участниками страховых отношений и возмещение его из специальных целевых фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий.
Страхование выполняет ряд функций, среди которых: рисковая, предупредительная, сберегательная и контрольная.
Содержание рисковой функции заключается в перераспределении части страхового фонда среди пострадавших участников страхования в связи с негативными последствиями страховых событий.
Предупредительная функция отражает отношения по использованию части страхового фонда для предотвращения или уменьшения возможного ущерба путем осуществления предупредительных и профилактических мероприятий.
Сберегательная функция присуща долгосрочным видам страхования жизни, в которых накапливается страховая сумма, обусловленная в договоре, и выплачивается страхователю по окончанию срока страхования. Однако в условиях инфляции эта функция утрачивает свою значимость.
Контрольная функция страхования обусловлена строго целевой направленностью в использовании и формировании страховых фондов и резервов.
Перераспределительный характер страховых отношений связан с образованием и использованием специальных страховых фондов. В современной практике существуют три основные формы создания страховых фондов:
· фонд самострахования, создаваемый, как правило, на предприятии для погашения, возникающего в процессе деятельности ущерба;
· централизованный резервный фонд, формируемый как в денежной, так и натуральной форме (продовольствие, строительные материалы, средства защиты и т.д.) для устранения негативных последствий чрезвычайных событий общегосударственного масштаба;
· непосредственный фонд страховщика, создаваемый за счет взносов страхователей и предназначенный для погашения ущерба в результате наступления страхового случая.
По мере развития человеческого общества и его жизнедеятельности возникла необходимость страховой защиты самого человека.
Технический прогресс, урбанизация, загрязнение окружающей среды, рост интенсивности общественной жизни за последние десятилетия вызвали заметный рост производственного и бытового травматизма, заболеваемости и смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте. Обострилась проблема материального обеспечения граждан, утративших трудоспособность в связи с достижением преклонного возраста. В страховом риске утраты собственности, здоровья и доходов населения и в соответствующих защитных мерах заключается социальная сущность экономической категории страховой защиты.
Данная категория носит характер общественной страховой защиты, материализуясь в общественных фондах потребления (социальное страхование, пенсионное обеспечение). Поскольку государство не может полностью удовлетворить интересы людей за счет общественных фондов, складываются объективные возможности для дополнения общественной страховой защиты населения путем части денежных вложений самого населения;