Рефераты

Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

В ходе исследования сущности конкурентоспособности предприятия было показано, что существует два источника конкурентоспособности: операционная эффективность и стратегическое позиционирование. Следовательно, эффективность использования экономических ресурсов предприятием может быть охарактеризована и в конечном счете сведена к оценке его операционной эффективности и стратегического позиционирования. Вне сомнения, что предлагаемая оценка должна осуществляться на основе сопоставления соответствующих показателей рассматриваемого хозяйствующего субъекта и конкурентов. Определим искомые величины как коэффициенты операционной эффективности и стратегического позиционирования, соответственно. Далее, путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности исследуемого предприятия:

(2.1)

K  - конкурентоспособность исследуемого предприятия;

Kr - коэффициент операционной эффективности;

KI - коэффициент стратегического позиционирования.

Начнем с оценки (коэффициента) операционной эффективности.

Операционная эффективность подразумевает выполнение схожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты, обеспечивая получение прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости. Это означает, что основным результатом и критерием операционной эффективности является прибыль предприятия. В то же время, сопоставление непосредственно объемов прибыли обуславливает заведомо большую конкурентоспособность крупных предприятий и невозможность сопоставления предприятий с различными масштабами деятельности. Следовательно, сопоставлять необходимо не массу прибыли, а "прибыльность" хозяйственной деятельности.

Наиболее емким и универсальным показателем операционной эффективности представляется отношение выручки от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации.

В математической форме:

(2.2)

r  - операционная эффективность предприятия;

В  - выручка от реализации продукции;

З  - затраты на производство и реализацию продукции.

Показатель операционной эффективности по выборке запишется следующим образом:

(2.3)

R - операционная эффективность по выборке;

ВS - выручка от реализации продукции по выборке;

ЗS - затраты на производство и реализацию продукции по выборке.

Поясним, что под выборкой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной для сопоставления с рассматриваемым хозяйствующим субъектом. Выборка может состоять из одного предприятия-конкурента - в этом случае определяется индивидуальный показатель конкурентоспособности рассматриваемого предприятия в сравнении с выбранным конкурентом; из нескольких предприятий-конкурентов - рассматривается конкурентоспособность предприятия в сравнении с группой выбранных конкурентов; из всех конкурирующих предприятий отрасли - здесь уже "устанавливается" отраслевой показатель конкурентоспособности предприятия в сравнении со всеми действующими предприятиями отрасли.

Очевидно, что показатель операционной эффективности имеет область допустимых значений на положительной оси числовой прямой, т. е. не может быть менее ноля. Если показатель операционной эффективности менее единицы, то это означает превышение затрат над выручкой, т. е. убыточность хозяйственной деятельности. В противном случае (операционная эффективность более единицы) хозяйственная деятельность прибыльна. Для оценки операционной эффективности предприятия необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого хозяйствующего субъекта с соответствующим показателем по выборке:

(2.4)

Kr - коэффициент операционной эффективности.

Таким образом, нами осуществлена оценка операционной эффективности рассматриваемого предприятия.

Перейдем к определению коэффициента стратегического позиционирования. Логика рассуждений при этом аналогична той, что использовалась при оценке операционной эффективности.

Показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень:

(2.5)

KI - коэффициент стратегического позиционирования;

I  - индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия;

IS - индекс изменения объемов выручки по выборке.

При этом:

(2.6)

(2.7)

Таким образом, нами осуществлена оценка стратегического позиционирования рассматриваемого предприятия.

Итак, в математической форме показатель конкурентоспособности предприятия может быть записан в следующем виде:

(2.8)

 K  - конкурентоспособность исследуемого предприятия;

Kr - коэффициент операционной эффективности;

KI - коэффициент стратегического позиционирования.

Также необходимо проанализировать общий показатель конкурентоспособности предприятия в разрезе объектов сопоставления.

Пусть

(2.9)

K0 - коэффициент эффективности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.

(2.10)

KS - коэффициент эффективности хозяйственной деятельности по выборке.

Тогда показатель конкурентоспособности предприятия может быть представлен следующим образом:

(2.11)

Используя выражения 2.1--2.11, произведём расчет показателей конкурентоспособности с разбивкой по временным интервалам (табл. 2.12).

Чем выше показатель К, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < K < ? . При этом, в случае, если 0 < K < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке.

Мы видим что конкурентоспособность виноградарства СПК «Изумрудный» значительно ниже, чем в ЗАТ «Бурлюк». При этом значение рассчитанного показателя значительно меньше единицы, что говорит о серьезных проблемах предприятия с точки зрения обеспечения его конкурентоспособности в сопоставлении с конкурентом.

Таблица 2.12

Показатели конкурентоспособности СПК «Изумрудный» Джанкойского района и ГП «Алушта» г. Алушта за 2007-2009гг.

Показатель

Год

2007

2008

2009

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

Kr

0,284

0,573

0,727

KI

0,783

1,054

0,457

K0

0,910

1,911

0,506

KS

4,090

3,166

1,523

K

0,222

0,603

0,332

ГП "Алушта", г. Алушта

Kr

0,388

0,336

0,591

KI

0,693

0,811

1,812

K0

1,100

0,863

1,632

KS

4,090

3,166

1,523

K

0,269

0,273

1,071

Коэффициент конкурентоспособности ГП «Алушта» показал, что в 2009 году предприятие было более конкурентоспособным, чем ЗАТ «Бурлюк», в то время как два предыдущих периода характеризовались критическим, неустойчивым положением предприятия. Такое изменение в отчётном году произошло за счёт обратного изменения индекса изменения объёмов выручки на предприятиях.

Динамика рассматриваемых показателей, представленная на рисунках 2.3 и 2.4 говорит об отсутствии чётко определённой тенденции изменения конкурентоспособности виноградарства на предприятиях, что обусловлено спецификой рассматриваемой отрасли. Но всё же можем сделать вывод, что на СПК «Изумрудный» конкурентоспособность производства винограда за исследуемый период возросла.

Таким образом, конкурентоспособность исследуемых предприятий может быть охарактеризована как весьма низкая, а единичные случаи превышения уровня выборки не носят системный характер, что обуславливает острую необходимость разработки и внедрения мероприятий по повышению конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта.

Рис. 2.3--Динамика конкурентоспособности СПК «Изумрудный» Джанкойского района

Рис. 2.4--Динамика конкурентоспособности ГП «Алушта», г. Алушта

3. Пути повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства

3.1 Направления повышения конкурентоспособности производства

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Чтобы проанализировать степень влияния отдельно взятых факторов на конкурентоспособность производства винограда сгруппируем им по уровням внешнего и внутреннего воздействия.

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально - психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные

Анализ внешней среды дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегичес-кого планирования.

Среди рассмотренных факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность винограда:

1. Реклама (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса).

2. Качество оборудования, уровень технологии.

3. Уровень квалификации персонала.

4. Наличие на предприятии маркетинговой службы, занимающейся планированием сбыта винограда.

5. Доступность источников финансирования, привлечение предприятием заёмных источников.

6. Уровень развития внешних связей.

7. Ассортимент винодельческой продукции, выращенного винограда.

8. Специализация предприятия.

9. Принятие предприятием мер по эффективному использованию земель: соблюдение агротехнологии, контроль качества земель.

10. Внутрихозяйственный контроль качества продукции, премирование работников за качество.

Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность винограда

1. Уровень среднерыночных цен на виноград

2. Острота конкуренции

3. Национальные и региональные особенности региона, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу--в Крыму это туристическая привлекательность полуострова, которая обеспечивает дополнительный платёжеспособный спрос производителю виноград

4. Имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

5. Государственная политика в поддержке производителей в отрасли виноградарства -- в приобретении основных средств, обновлении виноградников.

6. Климатические, погодные условия, сложившиеся в определённый период.

7. Объём рынка

8. Государственная политика по недопущению недобросовестной конкуренции, включая систему штрафов и уголовной ответственности.

9. Разработка стандартов качества продукции, контроль соответствия произведённой продукции утверждённым стандартам

10. Структура и размер инвестиций в отрасль.

Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности.

Для анализа сведём данные факторы в две таблицы (табл. 3.1, табл. 3.2).

Факторы сравниваются попарно друг с другом, самому важному фактору выставляется бал значимости 3,5,7,9 , менее значимому--1/3,1/5,1/7,1/9. В результате чего мы получаем ранжированный ряд факторов по степени значимости. Для этого сначала находим построчное произведение факторов, из которого извлекаем корень такой степени, сколько факторов было использовано (в нашем случае 10) и определяем структуру в %.

В ходе анализа влияния внутренних факторов конкурентоспособности на первое место вышел уровень квалификации персонала. Ведь на самом деле все процессы производства--от ухода за виноградом до его продажи сопровождаются работниками предприятий. И именно от их квалификации, отношению к работе и труду зависит конечный результат.

Таблица 3.1

Внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность производства винограда в аграрных предприятиях АР Крым

п/п

Факторы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Произведе-ние

баллов

v

Струк-тура, %

Ранжиро-ванный

ряд

1

Реклама

1

1/7

1/7

1/9

5

1/5

7

5

3

1/7

0,03

0,71

5,17

7

2

Качество оборудования, уровень технологии

7

1

1/7

5

1/9

5

3

3

3

1/5

15

1,31

9,5

3

3

Уровень квалификации персонала

7

7

1

5

7

7

3

5

7

9

11344725

5,08

36,79

1

4

Наличие на предприятии маркетинговой службы

9

1/5

5

1

1/7

7

3

5

1/3

1/3

15

1,31

9,5

3

5

Доступность источников финансирования, привлечение предприятием заёмных источников.

1/5

9

1/7

7

1

1/7

1/5

5

5

3

3,86

1,14

8,30

4

6

Уровень развития внешних

связей

1/5

1/5

1/7

1/7

7

1

1/5

1/5

1/3

1/7

0,00001

0,32

2,31

8

7

Ассортимент винодельческой продукции, выращенного винограда

1/7

1/3

1/3

1/3

5

5

1

7

1/5

1/5

0,04

0,72

5,21

6

8

Специализация предприятия

1/5

1/3

1/5

1/5

1/5

5

1/7

1

1/7

1/7

0,000008

0,31

2,24

9

9

Принятие предприятием мер по эффективному использованию земель.

1/3

1/3

1/7

3

1/5

3

5

7

1

3

3,00

1,12

8,09

5

10

Внутрихозяйственный контроль качества продукции

7

5

1/9

3

1/3

7

5

7

1/3

1

317,59

1,78

12,89

2

Таблица 3.2

Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность производства винограда в аграрных предприятиях АР Крым

п/п

Факторы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Произведе-ние

баллов

v

Струк-тура, %

Ранжиро-ванный

ряд

1

Уровень среднерыночных цен на виноград

1

1/7

1/9

1/9

1/5

1/7

1/5

1/3

1/3

1/3

0,0000004

0,23

1,71

10

2

Острота конкуренции

7

1

5

5

3

1/5

1/7

3

5

3

675

1,92

14,41

3

3

Национальные и региональные особенности региона

9

1/5

1

1/7

3

1/5

3

3

1/5

7

1,944

1,07

8,03

5

4

Имидж фирмы

9

1/5

7

1

5

7

1/3

3

3

7

9261

2,49

18,72

2

5

Государственная политика в поддержке производителей в отрасли виноградарства

5

1/3

1/3

1/5

1

1/3

5

1/5

1/3

5

0,062

0,76

5,68

7

6

Климатические, погодные условия

7

5

5

3

3

1

5

3

3

3

212625

3,41

25,61

1

7

Объём рынка

5

7

1/3

1/7

1/5

1/5

1

1/3

1/5

1/5

0,0009

0,50

3,72

8

8

Государственная политика по недопущению недобросовестной конкуренции

3

1/3

1/3

1/3

5

1/3

3

1

1/3

3

0,556

0,94

7,08

6

9

Разработка стандартов качества продукции, контроль

3

1/5

5

1/3

3

1/3

5

3

1

5

75

1,54

11,56

4

10

Структура и размер инвестиций в отрасль

3

1/3

1/7

1/7

1/5

1/3

5

1/3

1/5

1

0,0005

0,46

3,48

9

В современных условиях глобализации и информатизации, когда быстро расширяется доступ к новым технологиям, оборудованию, методам производства, невозможно разрабатывать и осуществлять конкурентную стратегию фирмы, основываясь только на таких факторах производства, как земля и капитал. Все больше предприятий делают ставку на развитие принципиально нового фактора - человеческого потенциала, как бы объединяющего воедино предпринимательство, труд и информацию.

Основной принцип кадровой политики должен основываться на разнообразие подбора персонала и предоставление равных возможностей [15]. Как показывает практика, рабочая сила, подобранная по такому принципу, дает возможность, во-первых, предугадать важные изменения на рынке; во-вторых, удовлетворять разнообразные потребности покупателей и партнеров; и, в-третьих, сохранять устойчивость компании в условиях глобализации. Конкурентоспособность и успешное развитие фирмы зависят от того, какие люди работают в ней, как они относятся к своей работе, как взаимодействуют друг с другом.

Второе место по степени влияния на конкурентоспособность винограда в аграрных предприятиях Крыма занял внутрихозяйственный контроль качества продукции. Ведь качество продукции это наш главный аргумент по установлению конкурентных позиций на долгосрочную перспективу. Поэтому обеспечение стабильного качества продукции позволяет иметь постоянных партнёров, создаёт базу для расширения производства, формирования производственной стратегии.

Следующие по значимости факторы--качество оборудования, уровень технологии. Технология даёт нам возможность получить конкурентные преимущества за счёт сокращения трудовых и материальных ресурсов, совершенствования технологических процессов. Внедрение нового оборудования и технологий должно быть оправдано, то есть всегда нужно проверять на соответствие возможной эффективности инновации с реальными возможностями ресурсов. В нашем случае это применимо к виноградникам, которые устарели.

На этой же позиции находится наличие маркетинговой службы на предприятиях. В аграрных предприятиях службы маркетинга отсутствуют так как это воспринимается как неоправданные дополнительные затраты. Но в рыночных условиях роль маркетинга стремительно растёт. Поэтому любое предприятие, для обеспечения своих конкурентных позиций на рынке, должно начинать строить стратегию продвижения товара. Это также актуально в связи с общегосударственными и мировыми тенденциями (например вступление в Всемирную организацию торговли).

Среди других факторов важно отметить, что немаловажное значение играет обеспечение предприятием эффективного использования земель. Сейчас ситуация такова, что отсутствие средств на капитальные вложения и льготных кредитов для закладки виноградников лишает хозяйства возможности закладывать новые виноградники, особенно привитыми саженцами, и своевременно реконструировать существующие в необходимых объемах. Темпы списания и раскорчевки виноградных насаждений превышают их восстановление.

Таким образом, земли либо не используются далее после выкорчёвывания виноградника, либо виноградники настолько старые, что уход за ними не имеет смысла, либо встречается частая изреженность и некачественный посадочный материал. Все эти факторы снижают эффективность использования земельных ресурсов и, следовательно, негативно влияют на конкурентоспособность продукции предприятия в целом.

Считается, что допустимый коэффициент изреженности виноградников в специализированных предприятиях--не более 10%. В зарубежных странах изреженности нет вообще--на месте иссохшего куста сразу же садят новый. Рассмотрим какими темпами осуществляется обновление виноградников в аграрных предприятиях АР Крым.

Коэффициенты обновления виноградников подтверждают, что посадка виноградников с каждым годом снижается, обновление виноградников производится катастрофически низкими темпами.

Таблица 3.3

Коэффициент обновления виноградников в предприятиях, производящих продукцию виноградарства, АР Крым за 2007-2009 гг.

Предприятия

2007г.

2008г.

2009г.

В среднем за исследуемый период

СПК "Изумрудный" Джанкойского района

1,78

0,15

0

0,64

ЗАТ "Бурлюк" Бахчисарайского района

8,11

3,57

7,63

6,44

ГП "Алушта", г. Алушта

4,71

0

5,93

3,55

Назрела также неотложная потребность в выработке единой технологической политики производства посадочного материала относительно обеспечения контроля за технологией и реализацией саженцев. Производство посадочного материала на ближайшие 8 - 10 лет должно быть направлено на получение, с одной стороны, элитных с другой - сертифицированных саженцев. Кроме того, внедрение и производство саженцев высоких категорий качества даст возможность получать стойкие урожаи винограда, снизить себестоимость продукции и повысить экономическую эффективность отрасли [9]. Значительный рост производства высококачественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (в том числе винограда и винопродукции), как указывают Лайко П.А., Бабиенко М.Ф., Бузовский Е.А. и Ищенко Т.Д., возможно при таких обстоятельствах, если: в течение нескольких лет сформировать эффективную систему поддержки украинского аграрного производителя в соответствии с требованиями ВТО и ЕС [22].

Среди внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность исследуемых предприятий основополагающим стал климат и погодные условия. Климат--основной физико-географический фактор, определяющий качество винограда и возможности его дальнейшего использования. Крым относится к особым регионам культурного виноградарства на ряду с такими как Балканы, Молдова, Средняя Азия. Виноград разных сортов и в разных местах имеет неодинаковую ценность как сырьё для различных видов производства и потребления в свежем виде.

Именно климат обеспечивает основу конкурентоспособности--качество товара. Так ранние заморозки могут привести к отсутствию винограда, чрезмерная летняя жара--к остановке накопления сахара в винограде, что снижает его качества, и, как следствие, конкурентоспособность. Если проследить тенденцию последних лет, то всё больше и больше наблюдаем смещение зоны возделывания винограда всё ближе и ближе к побережью Чёрного моря. Северные регионы становятся непригодными для выращивания исследуемой культуры в результате нестабильности весенних температур. Даже Симферопольские район, который традиционно был виноградарским регионом постепенно теряет былые позиции в результате изменения климатических условий. На примере исследуемых предприятий мы видим, что СПК «Изумрудный» Джанкойского района ежегодно уменьшает производство винограда и переходит на другие культуры--в частности на выращивание зерновых. Это вызвано тем, что всё тяжелее и тяжелее собрать полноценный урожай. На качество винограда влияет и рельеф местности. Римляне говорили: «Вакх любит холмы». И действительно, лучшие виноградники мира находятся на склонах или возвышенных плато--это также приоритет южного берега Крыма.

Второе место по значимости среде факторов внешней среды занял имидж фирмы--объективный показатель конкурентоспособности предприятия. Имидж (по словарю) - образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей.

Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческого предприятия на рынке за счет привлечения потребителей и партнеров и облегчения доступа к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным). «Добрая слава» предприятия повышает его «рыночную силу», поскольку сопротивление действию последней на рынке со стороны различных контактных групп в таком случае уменьшается.

Анализ также показал, что значительное влияние на конкурентоспособность предприятия оказывает острота конкуренции. Так как конкуренция--главный двигатель инновационного и технологического развития экономики, повышения качества человеческого капитала и развития общества. Свободная конкуренция и состязательность--первичные механизмы конкурентоспособности предприятий.

Необходимо учитывать специфику региона. Так, Крым--туристический край. Это говорит о том, что здесь возникает дополнительный спрос на продукцию виноделия--как неотъемлемого элемента крымского отдыха и на столовый виноград.

Также на конкурентоспособность предприятия влияет государственная поддержку по обеспечению добросовестной конкуренции.

Учитывая то, что в современных рыночных условиях конкурентоспособность продукции формируют расходы на нее, необходимо сосредоточить больше внимания на создание надлежащих условий для производителей этой продукции: усовершенствование сортовой структуры виноградников, внедрения новых поколений техники и оборудования, которые бы дали возможность рационально механизировать и автоматизировать производство винограда и винопродукции. На основе этого можно достичь существенный рост производительности труда и снижения текущих расходов на единицу продукции.

3.2 Снижение себестоимости производства продукции виноградарства

Результаты расчетов, проведённых во втором разделе показывают, что низкий уровень конкурентоспособности предприятий в равной степени определяется низкими показателями операционной эффективности и стратегического позиционирования, что подтверждают рассчитанные коэффициенты. Отсюда следует, что низкая конкурентоспособность является результатом низкой эффективности производства (в первую очередь), а также неудовлетворительного рыночного позиционирования.

При этом рассчитанные коэффициенты конкурентоспособности в основном меньше единицы, что подразумевает собой уже не повышение конкурентоспособности, а санацию предприятий.

Поэтому исследуемым предприятиям АР Крым, выращивающим виноград для повышения конкурентоспособности в первую очередь необходимо разработать план мероприятий по повышению эффективности производства. Одним из стратегических направлений является снижение себестоимости производства винограда. Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства. В нем синтезируются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От уровня себестоимости продукции зависят сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, размеры отчислений в фонды накопления и потребления, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию. Как видим, уровень себестоимости во многом обуславливает уровень конкурентоспособности предприятия и виноградарской отрасли.

Проанализируем себестоимость производства 1 ц винограда (табл.3.4) и её динамику (рис.3.1) в исследуемых предприятиях.

Максимальная коммерческая себестоимость винограда отмечена в ГП «Алушта», в 2009 году этот показатель составил 564,6 грн/ц, что на 28,6 % больше, чем в 2007. Наименьший уровень себестоимости в ЗАТ «Бурлюк»--за исследуемый период этот показаетль колебался от 117,9 до 227,6 грн/ц.

Таблица 3.4

Коммерческая и производственная себестоимость 1 ц винограда в виноградарских предприятиях АР Крым в 2007-2009гг., грн

Предприятие

2007

2008

2009

2009 к 2007

К*

П*

К*

П*

К*

П*

К*

П*

СПК "Изумрудный"

452,3

300,5

231,2

201,2

277,1

240,5

61,3

80,0

ЗАТ "Бурлюк"

117,9

92,7

227,6

187,2

213,0

132,3

180,6

142,6

ГП "Алушта"

439,2

310,9

672,7

448,9

564,7

401,4

128,6

129,1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты