Рефераты

Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

БИОРЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

«КРЫМСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

И.о. заведующего кафедрой экономики и организации предприятий АПК, к.э.н., доцент

_____________ В.А. Заготов

«___» ____________ 2010 г.

МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА

на тему:

Диагностика конкурентоспособности производства продукции виноградарства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Направление подготовки 0501 «Экономика и предпринимательство»

Специальность 8.050107 «Экономика предприятия»

Выполнил: А.В. Белошицкий

Научный руководитель:

к.э.н., доцент В.Н. Дятел

Симферополь - 2010

Содержание

Введение

1. Теоретические основы конкурентоспособности производства продукции виноградарства

1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности продукции

1.2 Современное состояние и особенности производства винограда

1.3 Методика диагностики конкурентоспособности продукции

2. Состояние и конкурентоспособность производства продукции виноградарства в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятий

2.2 Развитие и современное состояние производства винограда в предприятиях

2.3 Конкурентоспособность производства винограда в предприятиях

3. Пути повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства

3.1 Направления повышения конкурентоспособности производства

3.2 Снижение себестоимости производства продукции виноградарства

3.3 Повышение имиджа ЗАТ «Бурлюк» Бахчисарайского района

Выводы и предложения

Приложения

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы. Для успешного развития виноградарско-винодельческого подкомплекса в Украине есть благоприятные почвенно-климатические условия, достаточная обеспеченность трудовыми и другими ресурсами. Но в последние годы в связи с усилением конкуренции на рынке аграрных предприятий всё сложнее становится производить конкурентоспособную продукцию и успешно реализовывать её.

Проблемы конкуренции и конкурентоспособности исследовались в трудах многих отечественных и зарубежных учёных-экономистов таких как:: В.Г.Андрийчук, С.С.Гаркавенко, В.И.Крамаренко, Ф.Котлер, А.Б.Кулешова, А.Н.Литвиненко, М.И. Малик, С.В.Мочерный, Г.Г.Пастернак-Таранущенко, А.М.Романов, П.Т.Саблук, Р.А.Фатхутдинов, А.Ю.Юданов и другие. Поиск путей развития плодоводства и повышения экономической эффективности этой отрасли рассматривали Дога В.С., Ермаков А.Е., Мазур Р.В., Маркина Т.А., Мокрицкая О.Н., Павлов В.Н., Рульев В.А., Слободянюк Н.И., Шестопаль А.Н. и другие исследователи.

Выполненные исследования вносят значительный вклад в развитие теоретических основ конкурентоспособности. Однако высокая актуальность темы, её практическое значение требует дальнейших исследований по повышению конкурентоспособности производства продукции плодоводства, что и обусловило выбор темы магистерской работы.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка экономических и методических основ повышения конкурентоспособности производства продукции виноградарства.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

ѕ исследовать экономическую сущность категории «конкурентоспособность производства»;

ѕ исследовать методические подходы к оценке конкурентоспособности производства продукции;

ѕ дать организационно-экономическую характеристику предприятий;

ѕ проанализировать современное состояние и конкурентоспособность производства винограда в предприятиях;

ѕ обосновать направления повышения конкурентоспособности производства в предприятиях;

ѕ обосновать направления снижения себестоимости производства продукции виноградарства;

ѕ обосновать направления повышения имиджа предприятия.

Объектом исследования являются теоретически-методические положения и организационно-экономические мероприятия, связанные с производством и переработкой винограда.

Предметом исследования является процесс формирования конкурентоспособности производства продукции виноградарства.

Методы и приемы исследования. В ходе выполнения исследования использовались абстрактно-логический метод познания (при обобщении теоретических и методологических положений конкурентоспособности и формулировании выводов); монографический метод (при освещении взглядов ученых на исследуемые в работе проблемы, изучения развития предприятия); экономико-статистические методы (сравнения, графический и табличный методы - для сопоставления и наглядного представления результатов); экспертные методы, рассчётно-конструктивный.

Информационной базой исследования являются материалы периодических изданий в печатном и электронном виде в сети Интернет по экономике, менеджменту и агробизнесу в отрасли виноградарства и виноделия, законы, нормативные акты Украины, официальные материалы Главного управления статистики в АР Крым, бухгалтерская и статистическая отчетность предприятий, а также аналитические разработки автора.

Практическое значение полученных результатов заключается в возможности использования аграрными предприятиями АР Крым элементов разработанных предложений по повышению конкурентоспособности производства продукции виноградарства.

Структура и объем работы. Диплом состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка использованных источников, который насчитывает 47 наименование, приложений. Общий объем работы составляет 100 страниц. Работа содержит 23 таблицы, 9 рисунков.

конкурентоспособность себестоимость виноградарство

  • 1. Теоретические основы конкурентоспособности производства продукции виноградарства

1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности продукции

В советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике в силу ряда причин не уделялось должного внимания.

Существовавшая плановая экономика не создавала реальной самостоятельности для предприятий. Они находились в прямой зависимости от решений вышестоящих организаций почти по всем вопросам хозяйствования (формирование ассортиментной политики, установление цены на продукцию, определение размера заработной платы и премии работающим, объемы производства, каналы реализации произведенной продукции и т. д.).

Многолетнее существование плановой экономики привело к формированию ортодоксальных функциональных и управленческих систем, представленных многоуровневыми пирамидальными структурами, управляемыми из центра. В основании пирамид находились низовые производственные и торговые предприятия, подчинявшиеся структурам районного, областного или республиканского звена; последние, в свою очередь находились в подчинении центральных структур. В итоге сам процесс производства и сбыта продукции не был практически ничем мотивирован [9]. Это приводило к ущемлению заинтересованности работающих в улучшении качества производимой продукции, снижении потерь и брака в производстве и соответствующему ухудшению экономических показателен работы предприятия.

Впервые научно-теоретические аспекты конкуренции были основаны о обобщены зарубежным учёным Адамом Смитом. Дальнейший вклад в развитие теории науки внесли Рикардо Д., Робинзон Дж., Шумпетер Й., Хайек Ф.А., Макконел К.Р., Брю С.Л., Портер М.Е. и другие. В результате проведённой ими работы было сформулировано понятие конкуренции, а также разработан гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли.

Атрибутами рыночной экономики являются: свободное ценообразование, наличие частной собственности на средства производства, присутствие реальной конкуренции и т. д. В рыночной системе хозяйствования категория «конкурентоспособность предприятия» является одной из ключевых, ибо в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности предприятия [22].

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия тесно взаимосвязаны. С одной стороны, предприятие не может быть конкурентоспособным, если его продукция не признана покупателем и не имеет сбыта, с другой стороны, имидж производителя, его конкурентные преимущества позволят повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.

В словаре иностранных слов «конкуренция» выступает, как борьба между частными товаропроизводителями при более выгодных условиях производства и сбыта продукции или соперничество между отдельными личностями, заинтересованными в достижении конкурентной цели каждый для себя.

Мочерний С.В. отмечает, что конкуренция не просто “борьба между товаропроизводителями”, а также объективный экономический закон, который принудительно действует на производителей в сторону улучшения всех экономических показателей на предприятии [23, с.164].

Ракочий Ж.В. трактует с позиции ученых - экономистов: “конкуренция - антагонистическая форма экономического соревнования, соперничества, борьбы между обобщёнными производствами за свои интересы на рынке сбыта с целью получения наивысших доходов”[29, с.199].

С позиции маркетологов [28, с.32], конкуренция является условием, которое доминирует на рынке, где идёт соперничество контрагентов (продавцов между собой, продавцов и покупателей, покупателей между собой), которые хотят увеличить свою прибыль за счёт друг друга.

В Законе Украины “Об ограничении монополии и недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” конкуренция рассматривается как соревновательность предприятий, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые необходимы потребителям [15]. В законе “О защите экономической конкуренции” определение конкуренции направлено больше на защиту потребителей, когда субъекты хозяйствования должны выбрать между несколькими продавцами, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условий оборота товаров на рынке [13].

В любом случае государственное регулирование в Украине направлено на достижение более высокого уровня развития отечественного предпринимательства наряду с зарубежными инвесторами и конкурентами. Но есть общепринятые правила международной экономики, которые дают право странам выходить на международные рынки.

Конкурентоспособность - это понятие относительное, четко привязанное не только к конкретному рынку, но и к определённому моменту времени. Вместе с тем такой методологический подход не отражает всей глубины категории "конкурентоспособность предприятия" и имеет ряд существенных недостатков:

1. Выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщённой объективной оценки отраслевой конъюнктуры.

2. Основной акцент делается на сопоставлении показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остаётся проблема своевременной адаптации предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.

3. Отсутствует системность оценки конкурентоспособности: и локальные, и интегральные параметры работы предприятий сопоставляются без учёта сложных внутрисистемных связей и динамики изменения.

4. Сопоставляя те или иные характеристики конкурентов, в лучшем случае можно определить превосходство, скажем, предприятия А перед предприятием Б на определённом рынке и не более того. Вместе с тем вполне вероятна ситуация, когда оба предприятия находятся фактически на грани банкротства. В таких условиях вывод о конкурентоспособности предприятия А является, на наш взгляд, неправомерным, т.к. не подтверждается возможностью дальнейшего полноценного (бескризисного) функционирования данного предприятия.

Высокая конкурентоспособность предприятия обуславливается наличием следующих трех признаков: 1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет); 2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме; 3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании .

Чтобы стать конкурентоспособным, любое предприятие должно уметь: а) адаптироваться к изменениям окружающей среды; б) создавать свои конкурентные преимущества и на этой основе достигать лучших результатов деятельности, чем конкуренты; в) функционировать в бескризисном режиме.

С учетом выше сказанного, по мнению автора, наиболее удачным можно признать такое определение конкурентоспособности предприятия: комплексная социально-экономическая характеристика субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени в условиях конкретного рынка, отражающая уровень превосходства по отношению к реальным конкурентам по состоянию и уровню использования финансово-экономического, производственно-технологического, маркетингового, кадрового потенциалов, а так же способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Отдельные авторы термин “конкурентоспособность” применяют относительно национальной экономики, отрасли, предприятия и продукции. То есть фундаментальной основой выхода государства на конкурентный рынок является повышение конкурентоспособности именно продукции. Существуют разные взгляды на сущность понятия «конкурентоспособность продукции». Синишин И., например, считает наиболее точным определением “соответствие товара требованиям ринка, возможность его сбыта на конкретном рынке” [12, с.816]. Романов А.М. уверен, что “самой важной составляющей конкурентоспособности товару является уровень затрат потребителя в период его потребления” [30, с.166].

Гаркавенко С.С. понимает конкурентоспособность, как “совокупность качественных и количественных характеристик товара” [6, с.89].

Брилев А. считает, что конкурентоспособность выражает интересы хозяйствующих субъектов по поводу способов и границ экономического употребления в рыночной среде товаров и услуг с конкретными стоимостными о потребительскими качествами, что проявляется в процессе разных форм конкурентной борьбы [7]. Другие научные деятели [3, с. 561] конкурентоспособность товара определяют, как возможность реализации его на конкретном рынке, что характеризуется преимуществами конкурентов. Конкурентоспособность товара - понятие относительное, чётко привязанное к рынку и времени продажи (для товаров сезонного спроса).

В первую очередь на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции может повлиять целый ряд факторов (рис. 1.1), которые условно делятся на внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся: люди, материально-техническое обеспечение, оборотные средства, организация производства и другое. Гармоническое функционирование вышеуказанных компонентов

Рис.1.1. Факторы, которые влияют на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции

обеспечивают на основе маркетинговых исследований, которые определяют основные недостатки предприятия и конкурентоспособность, в своём роде понятия близкие, которые эффективно отражают сущность рыночных отношений. В любом случае основную роль играет формирование эффективного рынка агропромышленной продукции.

Совокупность свойств продукции, которые должны отвечать требованиям рынка в определённый момент, раскрывают такие стороны: потребительские свойства, затраты потребителей, коньюктура рынка реализации товаров [26, с.532]. К ним можно добавить: формирование политики ценообразования, информационной базы для потребителя. Наиболее отражают сущность конкурентоспособности такие показатели, в основу которых положены затраты производства (цена, уровень рентабельности), степень насыщения данным видом продукции (объём производства и реализации продукции, уровень товарности), уровень покупательной способности потребителей (уровень жизни человека, доходы граждан). При этом важным конкурентным преимуществом товаров АПК является их минимальная себестоимость, которая даёт возможность назначить более низкие цены.

Рассматривая вопрос о факторах, определяющих успех фирмы в конкуренции, необходимо исходить из основополагающего принципа - конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом.

Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды продуктов, услуг, которые могли бы понравиться клиентам, производить продукцию высокого качества по разумным ценам в целях удержания потребителя. Стимулирует эффективно использовать ресурсы. Вознаграждает тех, кто упорно и эффективно работает. В то же время наказывает ленивых и недальновидных.

Таким образом, рынок и конкуренция разворачивают экономику лицом к человеку, делают всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос. Важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе является обес-печение высокого качества товаров, услуг, работы.

Многие специалисты сравнивают проблему качества с тяжелым кам-нем, который постоянно надо катить в гору -- чуть-чуть ослабнут усилия, и камень рухнет вниз, несмотря на все предыдущие усилия.

Конкурентоспособность -- это свойство объекта, характеризую-щееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объекта-ми, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Под отличительным преимуществом понимается что-то, чем обла-дает компания или один из ее продуктов, чего очень хотят целевые по-купатели и чего нет пока у конкурентов. Преимущество может быть в самых разных сферах: в технической оснащенности, сервисе, доставке, широте ассортимента и так далее.

Одни в своей рекламе делает упор на способности и доброжелательность своих дилеров, другие -- на возвышенность своих марок, охват и готовность помочь, новаторство и творческий потенциал, скорость и надежность, повышенный комфорт и удобство, ценность и надежность, зак-люченные в названии марки.

Можем сделать вывод, что конкуренция выступает важным двигателем развития экономической системы, составной частью её хозяйственного механизма. Для формирования качественной конкурентной борьбы между предприятиями возникает потребность в проведении маркетинговых исследований. Конкуренция становится экономической основой, которая требует чёткого регулирования со стороны государства, что должно отражаться в законодательных документах.

Наличие конкуренции в АПК возможно лишь при наличии существования мощных рынков сбыта, увеличения объёмов сельскохозяйственной продукции в предприятиях разных организационно-правовых форм хозяйствования. При этом главной силой развития конкуренции является фактор времени.

1.2 Современное состояние и особенности производства винограда

В Крыму виноградарство является традиционной отраслью, которая своими корнями уходит в глубокую древность. Виноградарство прошло через тысячелетия, и без него наш край трудно представить. Оно практически всегда обеспечивало благополучие человеку благодаря благоприятным природным условиям полуострова и наличию подготовленных виноградарей, которые знали и понимали секрет лозы. Эти знания накапливались и передавались новым поколениям.

Народнохозяйственное значение винограда состоит в том, что он является высокоценным продуктом питания, а также сырьём для разных отраслей пищевой промышленности. Он содержит большое количество сахара (в 1 кг -- 700-1200 калорий, что больше чем в яблоке (475-550) или сливе (580), белков, жиров, кислот, минеральных солей и других веществ, необходимых для нормального развития человеческого организма. Особенное значение имеют моносахара -- фруктоза и глюкоза, которые полностью усваиваются организмом человека и выполняют в нём важные функции.

Виноград имеет огромное народнохозяйственное значение как сырьевая база для винодельческой промышленности, где перерабатывается 75--80% его производства. От наличия сырьевых ресурсов и масштабов их увеличения зависят темпы роста производства винодельческой продукции. Затраты на сырые материалы занимают значительный удельный вес в общих затратах на производство продукции виноделия. В дореформенный период в Украине затраты на сырьё составляли свыше 90% в себестоимости продукции. В настоящее время удельный вес этих затрат в себестоимости продукции составляет до 50%. Поэтому рациональное использование их является важным условием эффективной работы предприятия.

Следует отметить, что продуктами переработки винограда являются соки, вина, коньяки, шампанское и т.д., которые отличаются потребительской ценностью и пользуются спросом потребителей. Это свидетельствует о особенной роли и преимуществе винаградарско-винодельческой продукции.

Под конкурентоспособности продукции (в том числе винограда и вина), на наш взгляд следует понимать комплекс основных качеств, которые отличают её от товара-аналога. Повышению конкурентоспособности винограда и вина способствуют в первую очередь улучшение сортовой специализации (за счёт использования перспективных, наиболее качественных районированных сортов винограда) и внедрение новых ресурсосберегающих технологий. Именно они дают возможность получения необходимого количества качественного сырья и винодельческой продукции, высокприбыльного ведения хозяйства. Ассортимент в значительной степени определяет потребность в капиталовложениях на закладку виноградников, в рабочей силе, машинах, средствах химизации, а также качество, сроки сбора урожая и направление его использования, экономические результаты производства.

Крым, как и Украина в целом, ощущает острый дефицит винограда столовых сортов. 300 тысяч тонн столового винограда Украина ежегодно завозит из-за границы.

На Украине виноградарством и виноделием занимаются преимущественно южные регионы. До 1985 года виноградарство и виноделие в Украине были мощными отраслями, благодаря которым в госбюджет страны «вливалось» около 11 % от общих поступлений. Но сравнивая с настоящей ситуацией, следует отметить, что площади виноградников сократились в 3,4 разы

Ощутимые разрушения в виноградарском комплексе, по мнению А.М.Авидзби и В.И.Иванченко, нанесенные тремя бедами. А именно: первую беду нанесла филлоксера, вторым было постановление правительства о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Для выполнения постановления много заводов были перепрофилированы на производство безалкогольной продукции. В результате спрос на виноград технических сортов упал. Третьим самым жестким потрясением стал экономический кризис страны [2].

В последние годы правительство Крыма взяло курс на возрождение былой славы и масштабов виноградарства. За период 2006-2008 гг. в результате мер, принимаемых по развитию отрасли, в соответствии с Программой развития садоводства и виноградарства в АРК, во всех категориях хозяйств высажено 6,5 тыс. га многолетних насаждений, что в 2 раза больше, чем за предыдущие 3 года. За эти 3 года аграрии Крыма получили государственную поддержку за счёт средств 1%-ного сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства в размере 135 млн. грн. При фактических затратах в 250 млн. грн, компенсация составила 54% затрат. В 2009 году в автономии, несмотря на трудности кризисного периода в экономике, за весенний период всеми категориями хозяйств высажено 755 га виноградников. Сельхозтоваропроизводители Крыма получили из бюджета компенсацию фактических затрат на посадку и уход за молодыми виноградниками 16,8 млн. грн., процент компенсации составил 74%. На данный момент в Крыму виноградники стабилизированы на площади 32 тыс. га, в том числе площадь плодоносящих виноградников составляет 25,5 тыс. га с валовым производством винограда 85-90 тыс. т.

Отметим, что пятьдесят два года назад в Крыму была принята Программа развития многолетних насаждений и, благодаря консолидированным усилиям всех участников программы, в 1969 году валовой сбор винограда достиг рекордной для Крыма отметки 648 тыс. тонн. В этот период доходы от виноградарства и виноделия составляли до 60% бюджета Крыма. Однако, последовавшие затем объективные и субъективные условия свели на нет усилия поколения. Решающими факторами, вызвавшими в конце ХХ века спад в виноградарстве Украины и Крыма, стали поражение филлоксерой, суровая зима 1984-1985 гг., в результате которой на 40% площадей виноградников была повреждена морозами многолетняя древесина, антиалкогольная кампания 1985-1989 гг., сократившая площади виноградников еще почти на 10 тыс. га.

Третьим фактором, после филлоксеры и постановления правительства о борьбе с пьянством и алкоголизмом, оказавшим разрушающее действие на виноградарство по мнению А.М.Авидзби и В.И.Иванченко стал экономический кризис страны [2].

Перед производителями продукции (винограда свежего, соков, вина, виноматериалов, коньячных изделий и другое) появилась основная задача - достичь наивысшего уровня качества. К факторам повышения качества продукции можно отнести улучшение сортового состава за счет реставрации старых насаждений, улучшения технологии, и организации производства. Экономические аспекты качества винограда и винодельной продукции рассмотрены в трудах Авидзбы А.М., Бузни А.М., Гаркуши А.Н., Гульчака А.Б., Макаренко П.П., Матчинои И.Г., Пеляха М.О., Рибинцева В.А., Червена И.И. и других. Исследователи придерживаются мысли, что качественное виноградарство и виноделие требует больших расходов на приобретение специальных сортов винограда, на их закладку, выращивание и переработку. Понятно, что их владельцы самостоятельно в современных трудных экономических условиях чаще не в состоянии финансировать такую капиталоемкую отрасль производства. Поэтому должна существовать помощь со стороны государства, как основного инвестора, или со стороны потенциальных иностранных инвесторов.

В последние годы в Украине имеет место существенное нарушение необходимого соотношения между общей площадью виноградников и площадью молодых (неплодоносных) насаждений [10, с.42]. После принятия в 1999 году Закона Украины “О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства” [14], началось возрождение отрасли, которое сопровождалось стабильным улучшением состояния виноградников, изменением непродуктивных сортов на более качественные, а также омолаживанием насаждений.

Ежегодно благодаря однопроцентному сбору от реализации спиртного в винодельную отрасль инвестируется около 100 млн. грн. За два с половиной года действия данного документа в стране заложено около 30 тысяч гектар многолетних насаждений, в том числе 12 тысяч гектар виноградных [6].

С 1 января 2010 года вступил в силу Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства", согласно которому плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчинения, которые реализуют не только в оптово-розничной торговой сети, но теперь и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво.

Предусмотрено, что сбор будет поступать на специальный счет Государственного казначейства Украины, а оттуда 85% будет идти на развитие виноградарства и садоводства, 15% - на развитие хмелеводства.

Закон направлен на усовершенствование правовых принципов развития виноградарства, садоводства и хмелеводства в Украине, усиление государственной поддержки отечественных товаропроизводителей, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.

Кроме того, было продлено действие Закона о сборе: он будет действовать до 31 декабря 2014 года, а не до 31 декабря 2009 года, как предусматривалось ранее [45].

Для повышения конкурентоспособности отечественной винодельной продукции необходимо проводить мероприятия по стимулированию производителей и ознакомление современного потребителя с продукцией. Благодаря таким мероприятиям представители винодельной отрасли имеют возможность популяризировать свою продукцию, найти дистрибьюторов и потребителей, наладить торговую сеть, чтобы наращивать объемы производства. Конкуренция является необходимым явлением при условии, если предложение превышает спрос. Необходимо с помощью маркетинговых инструментов совершенствовать работу в направлении увеличения объемов и реализации необходимой продукции, достижения стопроцентного уровня товарности.

Как упоминалось, государство проводит политику направленную на повышение конкурентоспособности производителей винограда на внутреннем и внешнем рынке. В этом аспекте очень важно создать благоприятные условия для нормальной, свободной и справедливой конкуренции. Важным шагом в этом направлении является инициация Министерством аграрной политики Украины создания Государственной инспекции по виноделию и виноградарству. По мнению авторов проекта постановления, создание Госвининспекции позволит усилить борьбу с фальсификацией винодельческой продукции и эффективность совместных, скоординированных действий органов госконтроля и надзора и правоохранительных органов, что обеспечит:

- уменьшение теневого оборота алкогольной продукции. Выведение из теневой экономики только 10% продукции - это уже реальное получение акцизных платежей в бюджет в размере около 100 млн. грн.;

- повышение качества продукции, ее безопасности для потребителей. Как следствие, это приведет к увеличению объемов экспорта украинских товаров на 3-4% ежегодно;

- снижение объемов контрабанды винодельческой продукции и сырья для ее производства.

Введение Госвининспекции является также важным шагом на пути реализации стратегической политики Украины, способствует гармонизации украинского законодательства с европейским, что создаёт благоприятные предпосылки для выхода на международный рынок украинских предприятий.

Для создания Госвининспекции необходимо предусмотреть выделение бюджетных средств Минагрополитики ежегодно в сумме 5 млн. грн. в соответствии с технико-экономическим обоснованием проекта.

Действие постановления будет распространяться на все предприятия, учреждения и организации Украины, которые выращивают виноград, производят, хранят и реализуют винодельческую продукцию, независимо от формы собственности, хозяйствования и ведомственной принадлежности, а также на предприятия с иностранными инвестициями. [45].

На сегодняшний день в Крыму общая площадь садов и виноградников составляет 66 тыс. га, в том числе под садами занято 34 тыс. га, виноградниками -- 32 тыс. га.

Министр аграрной политики АРК считает, что с учетом потребности перерабатывающей промышленности и отдыхающих площади виноградников в Крыму необходимо довести до 50 тыс. га с валовым производством винограда в 300-350 тыс. тонн. Тогда как 2009 году в Крыму было собрано 100 тыс. т винограда.

Объемы переработки винограда на виноматериалы предприятиями Украины в 2009 г. составили 421,2 тыс. тонн, что на 35,7 тыс. тонн, или на 9% больше, чем в 2008 г. Было произведено 31,1 млн. дал виноматериалов, что на 4,5 млн. дал, или на 17% больше, чем в 2008 г. Объемы переработки винограда на виноматериалы предприятиями Украины в 2009 г. составили 421,2 тыс. тонн, что на 35,7 тыс. тонн, или на 9% больше, чем в 2008 г. Было произведено 31,1 млн. дал виноматериалов, что на 4,5 млн. дал, или на 17% больше, чем в 2008 г.

На Крым приходится 26% общего переработанного виноматериала в Украине. На первом месте Одесская область, на которую приходится 47% переработки. Из-за неблагоприятных погодных условий летом текущего года, стоимость виноматериалов в 2010 г. выросла на 40-60% по сравнению с ценой в 2009 г. В связи с этим, украинские виноделы пытаются восполнить недостаток сырья за счет более дешевого импорта.

2010 год стал катастрофическим для крымских виноградников. Они пострадали из-за аномальной жары, которая наблюдалась этим летом. При температуре выше 35 градусов в гроздьях прекращаются процессы сахаронакопления. Проще говоря, виноград становится кислым или безвкусным. По данным экспертов, жара затронула абсолютно все участки виноградников в регионах крымского полуострова. [46].

По данным Министерства Агрополитики Украины в этом году отечественные винодельческие предприятия обеспечены сырьём лишь на 60%. Таким образом можем наблюдать усугубляющие положение виногрдарско-винодельческой отрасли внешние факторы, которые напрямую влияют на конкурентоспособность предприятия. Но если рассматривать их в аспекте конкретного хозяйства, то они являются двигателем для внедрения новых технологий. Так в предприятии Бахчисарайского района внедрение капельного орошение помогло спасти виноградники и 70% урожая, что естественно повышает конкурентоспособность данного предприятия на локальном рынке.

Конкуренция является составляющей предпринимательской деятельности. В современных переходных условиях любое производство должно быть экономически выгодным, то есть прибыльным. Эффективность отрасли в решающей мере зависит от технологии производства. В виноградарстве усовершенствование технологий заключается в культивировании производительных сортов, формировании кустов, применении современной техники, в возделывании насаждений новыми эффективными препаратами защиты растений, внесении необходимых удобрений, обеспечении квалифицированными трудовыми ресурсами. Мы разделяем взгляды Бойка В.И., Шумейка А.И., Макаренко Ю.М., которые отделяют ряд факторов, которые влияют на объемы производства винограда: соблюдение основных агротехнических приемов его выращивания, обеспечения средствами механизации, и трудовыми ресурсами (потому что эта отрасль требует много затрат ручного труда) [10].

Влияние этих факторов на развитие виноградарства формирует конкурентоспособность предприятия, как способность действовать в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для усовершенствования производства, стимулирования работников и обеспечение содержания высококачественной продукции.

1.3 Методика диагностики конкурентоспособности продукции

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка.

Конкурентоспособность товара в общем случае определяется, как это было показано выше, тремя необходимыми элементами:

свойствами данного товара, свойствами конкурирующих товаров, особенностями потребителей.

М.Портер несколько расширяет список составляющих конкурентоспособности товара: в любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

- угрозой появления новых конкурентов;

-угрозой появления товаров или услуг - заменителей;

-способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;

-способностью покупателей торговаться;

-соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Развивая эту позицию, М.Портер определяет свойства и причины конкурентоспособности товаров на международных рынках. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.

Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного товара и свойства конкурирующих товаров. Многочисленные расчетные способы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей - параметров качества (технических) и экономических параметров. Рассмотрим более подробно эти способы и определим преимущества и недостатки их использования в системе конкурентоспособности.

От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать: потребность покупателей; величина необходимого полезного эффекта; конкурирующий товар; гипотетический образец; группа аналогов.

В том случае, когда базой сравнения является потребность покупателей, осуществляется выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе.

Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона или сумма средств

Отметим, что оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец - это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:

, (1.1)

где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Пi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Пin - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n - количество анализируемых параметров.

Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Многие научные работники выделяют цену, как один из показателей оценки конкурентоспособности. Юданов А.Ю. предлагает определять его как разницу между ценой продукции на рынке и ценой потребителя. Но Г. Пастернак-Таранущенко отметил, что в использовании данного подхода есть два недостатка [27, с.33]. Первый: не возможно определить цену, которую покупатель согласен заплатить за продукт. Люди разные, они имеют разные материальные поступления и желания. Кроме того, цену часто формирует случайность и интуитивность. То есть ее практически невозможно определить не только для одного, но и для группы покупателей. Второй: данным методом возможно определить конкурентоспособность только товара, но не предприятия, региона или страны. Анализ [27, с.34] показывает, что наиболее распространенна формула коэффициента конкурентоспособности как отношение цен продукции:

, (1.2)

где: - цена продукции; - цена эталона, продукции базисной кондиции.

Цена эталона принимается на уровне продукции того же вида, который реализуется на рынке по наивысшей цене. В сельском хозяйстве нет возможности определить эталон продукции, этот термин больше подходит для промышленной продукции. Поэтому за эталон предлагается брать значение показателя в наиболее прибыльный год, то есть базисный год или период. Что касается виноградарства, то мы предлагаем вернуться к методике определения цены базисной кондиции дифференцированной по ампелографичних сортам. В виноградарстве за основу берётся уровень сахаристости 16%. За каждый процент должна ити надбавка к цене на уровне, например, 5-6%. Таким образом, определение цены с учётом параметров качества имеет следующий вид:

, (1.3)

где Рі - количественное изменение параметра качества продукции в сравнении с эталоном (і = 1,2,3....n), n - количество параметров, к которым относятся сахаристость, кислотность ягод, наличие повреждённых, раздавленных и сухих и т.д.

Но данный показатель не учитывает предложение.

Оценивая маркетинг в аграрной экономике, научные работники под руководством Малыша М.И. предлагают определять аналогичный показатель, который основывается на сравнении товаров с параметрами существующего образца, - интегральный показатель относительной конкурентоспособности - К [5. с.562]:

(), (1.4)

где: і - показатели конкурентоспособности по потребительским и экономическим. Этот коэффициент показывает степень привлекательности произведённого товара для потребителя. Со стороны продавца, выгодность этого товара будет уже проявляться в чистой выручке. Со стороны продавца прибыльность этого товара будет уже проявляться в чистой выручке. Поэтому эффект (),который будет анализировать товар будет равен:

, (1.5)

где: - чистая выручка от реализации товара; - затраты на производство продукции и её перевозку.

Если при оценке конкурентоспособности товара с позиции покупателя коэффициент может равняться или быть больше единицы, то во втором случае данный коэффициент должен быть только больше единицы. Здесь конкурентоспособность рассматривается из той позиции, что чем больше реализуется отмеченной продукции, тем высший уровень ее конкурентоспособности. Отдельные исследователи для оценки уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции соглашаются, что следует использовать норму прибыли [26, с.307]. Но, на наш взгляд, этот показатель в виноградарстве не может отображать конкурентоспособность из-за того, что возникает сложность при выделении стоимости основных средств, которые используются в отрасли. Русские ученые отмечают, что конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции можно определять по упрощенной схеме - рассчитывая показатель нормы прибыли, как отношение рыночной цены к индивидуальным расходам производства (коммерческой себестоимости продукции) [3]. Учитывая это, мы предлагаем использовать уровень рентабельности, который более четко отображает эффективность виноградарства. То есть, конкурентоспособность винограда лучше определять по коэффициенту:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты