Шпора: Шпора с изложениями
вылили масло, и в это черное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели,
тонкие березки, тронутые желтизной. Рабочие отложили карты, а женщины
перестали есть. Несколько минут стояла тишина. Только катер постреливал
глушителем да за кормой вскипала пена.
Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок
с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:
Куда бежишь, тропинка милая,
Куда зовешь, куда ведешь...
Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы
забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и
согласно закончили:
Кого ждала, кого любила я,
Уж не воротишь, не вернешь...
Они некоторое время молчали, не отрывая серьезных лиц от берега, и,
вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы
чувствуя родство душ.
А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто
из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. И целый
час все вместе пели они эту песню, по несколько раз повторяя одни и те же
строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. Я смотрел
на них, вдохновленных, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг
как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться,
почувствовать вечную красоту. Еще подумал я и о том, что красота, видно,
живет в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить ее, не дать ей
умереть, не проснувшись.
№30 Легенда о Коломне
Кто создает легенды? Ответ известен — народ. Конечно, легенду создает какое-
то определенное лицо, а при передаче от одного лица другому она обрастает
новыми подробностями, новыми поворотами сюжета, меняется внимание к
отдельным ее моментам. Народ совершенствует ее, завершает как художественное
произведение. Удачная, интересная легенда никогда не имеет определенного
автора. И все же известны случаи, когда легенду создает определенное лицо.
Одну из таких легенд создал известный русский писатель и историк Н. М.
Карамзин. Он очень любил путешествовать и из каждого путешествия писал
друзьям письма. Так, в результате путешествия по Европе появилось его
интересное сочинение «Письма русского путешественника».
Осенью 1803 г. Карамзин путешествовал по Подмосковью и свои впечатления, как
обычно, излагал в форме писем. В дождливый сентябрьский день приехал он в
Коломну. Карамзин многое знал об истории этих мест и даже о происхождении
некоторых
названий. Он знал, что происхождение и значение названия Коломна не выяснено,
и решил сочинить легенду, которую и изложил в письме из Коломны. «Желаете ли
знать, — писал он, — когда и кем построен сей город? Никто вам этого не
скажет. Летописи в первый раз упоминают об нем в конце XII века».
Затем он пишет, что поскольку неизвестно, кто основал этот город, то
название его «для забавы можно произвести от славной итальянской фамилии
Колонна». Известно, что папа Вонифатий VIII преследовал всех представителей
рода Колонна, которые искали убежища в разных странах. Это факт достоверный.
Карамзин пишет, что один из представителей этого рода, возможно, бежал в
Россию, получил у великих русских князей землю при впадении Москвы-реки в
Оку, основал город и назвал его своим именем — Колонна.
Шутка Карамзина попала на страницы журнала «Вестник Европы» и обсуждалась там
серьезными литераторами как вполне реальная версия. При этом никому не
приходило в голову, что в истории неизвестен факт приезда из Италии в Москву
никакого Колонны. Правда, русская история к тому времени была изучена
недостаточно. Особенно горячо эта легенда была воспринята в самой Коломне.
Кто-то переложил ее на летописный стиль, она переписывалась как отрывок из
некоего летописца и заканчивалась так: «Коломна сей город, некоторых
летописцев по уверению, построен вышедшим из Италии знатным человеком,
нарицаемым Карлом Колонною, около 1147 г.».
Эта легенда, красиво написанная, висела в рамке почти в каждом купеческом
доме, на почетном месте. Шутка Карамзина сделала свое дело, и изображение
колонны было включено в герб города Коломны, учрежденный тогда же.
Есть научные гипотезы и версии о происхождении и значении этого названия.
Таких версий несколько. Наиболее убедительной, хотя и не окончательной, можно
считать такую. Название Коломна восходит к финскому слову. До прихода славян
на этой территории проживали финские племена, они-то, вероятно, и оставили
это название. Оно значит «поселение около кладбища». Географических
объектов, имеющих названия с таким корнем, довольно много, и почти все они
расположены к северо-западу от Москвы: озеро Коломно и село Коломна (в
Тверской области), болото Коломенское, неоднократно река Коломенка и др.
№31 Красота в обыденном
«Натюрморт» — французское слово и значит буквально «мертвая природа». В
натюрмортах изображают не только неодушевленные предметы, но также фрукты,
цветы, рыбу или дичь.
На небольшом круглом столе, на белой скатерти, в беспорядке стоит посуда. Как
будто только что здесь кто-то завтракал. Вот лежит, тускло поблескивая
серебром, бокал, в другом, стеклянном, — недопитое вино. На серебряной
тарелке пирог. У него отломлена хрустящая корочка, и мы видим начинку —
варенье. Картина так и называется: «Завтрак с ежевичным пирогом». Ее написал
голландский художник В. Геда, живший в XVII веке.
Голландия в ту пору была самым передовым и богатым государством. После
буржуазной революции
XVI века народ освободился от власти феодалов и церкви. Окончилась победой и
долгая война с испанскими захватчиками. Мужественный, трудолюбивый
голландский народ вернулся к мирной жизни. И тогда люди особенно остро
почувствовали, как хороша природа, как мила им их простая жизнь. И художники
стали рисовать то, что было понятно и близко всем: тихие поля и море, уютные
комнаты со старинной мебелью, семейные сценки.
Это было время расцвета голландской живописи. Все увлекались искусством, все
покупали картины. Художники даже иногда платили своими картинами и хозяйке
за комнату, и портному за костюм.
С особой любовью голландские художники писали натюрморты. «Завтрак с
цыпленком», «Завтрак с ветчиной и персиками», «Завтрак с омарами» — вот их
излюбленные темы.
Они любили серые тона, особенно для фона, но зато каким золотом отливают на
этом фоне лимоны! Как хороши сочные персики с бархатистым пушком или селедка,
вся сверкающая перламутром! Какими тугими складками падает накрахмаленная
белая скатерть из знаменитого голландского полотна!
Голландские художники очень умело пользовались светотенью и тончайшими
переходами цвета, и потому так объемны стеклянные бокалы, в которых
поблескивает налитое вино. А как хорошо они изображали металлический блеск
посуды и матовость глиняных кувшинов! Художники увидели возвышенную красоту
в самых простых, обыденных вещах. Они передали не только красоту вещей, но и
свое восхищение ими.
Все эти предметы, изображенные на полотнах, помогают увидеть как бы кусочек
жизни того времени:
посуду, которой тогда пользовались, обстановку комнат, обычаи и привычки.
Эти натюрморты были небольшими по размеру, и художников, писавших их, потом
назвали «малые голландцы».
Они-то и являются родоначальниками натюрморта.
Большую любовь к земле, к ее чудесным плодам можно видеть в натюрмортах
русского художника Петра Петровича Кончаловского. Он с детства с увлечением
рисовал овощи, плоды и цветы. И эта страсть осталась у него на всю жизнь.
П. П. Кончаловский говорил своим ученикам: «Цветок нельзя писать «так себе»,
простыми мазочками, его надо изучать так же глубоко, как и все другое.
Цветы — великие учителя художников: чтобы постигнуть и разобрать строение
розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица».
№32 И прахом своим
В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень
этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня
мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками
брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по
две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки
поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок.
Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не
справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растет, умирает! — таков закон жизни. Этим елочкам предстояло
умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.
Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от
остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей
хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке
чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.
Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно
в чем дело!»
Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки
корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие
корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок
центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли.
Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца
того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и
вскармливал дитя.
И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там,
в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому
деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок
и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей
жизни.
Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают,
да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и
снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них
ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни
насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о елочке,
которая растет в лесу на пне.
№33 Любовь, уважение, знание
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий
ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт
пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным
человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл,
когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с
Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты
на Бородинском поле благодарными потомками.
И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание
народной святыни:
был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили
преступление против самого благородного из чувств — признательности герою,
защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-
грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую
надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя —
Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном
облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова,
Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой
дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать
выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии — стоял близко от
линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикоснись к
нему руки реставраторов — и какой праздничной стала бы увертюра к
Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом
месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И —
горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь
всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с
определенной эпохой, с конкретными мастерами.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в
мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается
все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится
земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо
воспитывать с самого раннего возраста.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к
родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к
своей школе. И еще — с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже
любят свой дом, свою землю, свое — пусть и непонятное тебе — родное слово.
Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе
история: любовь, уважение, знание.
№34
Орфей любил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Однажды,
гуляя по лугу, Эвридика нечаянно наступила на змею. Вскрикнула Эвридика и
упала. Лицо девушки побледнело. Ясный лоб покрылся испариной, закатились
светлые очи.
На крик прибежал Орфей и увидел свою невесту. Ударил певец по струнам кифары,
но не открыла Эвридика глаз, не потянулась к нему, как прежде. Долго
оплакивал Орфей любимую. И решил он спуститься в подземный мир, чтобы
вернуть Эвридику и соединиться с нею. Ничего Орфей не взял с собой, кроме
кифары и нераспустившейся веточки вербы.
Спустился он к берегам священного Стикса, за которым лежал мир мертвых. Вот
и Харон. Но когда Орфей сделал шаг к ладье, то натолкнулся на весло,
поставленное поперек. Старый лодочник знал свое дело: «Царство мертвых не для
живых. Явишься, когда придет твое время!»
Рванул певец струны кифары, и над царством вечного безмолвия зазвучала песня
прекрасного верхнего мира. Опустил Харон свое весло и, опершись на него,
прислушался к неведомым звукам. Не прекращая петь, вступил Орфей в ладью, и
вот .он уже на другом берегу. Навстречу песне бежали толпы теней, а за ними
гнался ужасный подземный пес Кербер. Услышав пение, Кербер замедлил свой бег
и замер, как земная собака по знаку охотника.
Вот и трон великих владык подземного мира Аида и Персефоны. Остановившись
перед ними, запел Орфей лучшую из своих песен — песню о любви. И пока пел,
веточка вербы, которую он принес, распустилась. Из лопнувших почек
показались зеленые листочки. Как упоителен запах свежей зелени, не ведающей
смерти и тлена! Слезы навернулись на глаза Персефоны.
Замерла песня, и наступило глубокое молчание. И прозвучал в нем голос Аида:
— Что ты просишь, пришелец?
— Я пришел ради моей возлюбленной Эвридики, пребывающей в мире теней. Танат
(Смерть) похитил ее у меня на заре любви. Тебе ли не знать, что все мы сюда
придем. Вернется она под твою власть, и я явлюсь вместе с нею. На время
прошу ее у тебя. Дай испытать Эвридике радость жизни.
— Пусть будет по-твоему, — молвил Аид. — Веди Эвридику в верхний мир. Она
пойдет за тобой, а ты за Гермесом. Только помни: оглянешься —дар будет отнят.
Привел Гермес тень Эвридики. Бросился к ней певец, но бог, провожатый душ,
его остановил:
— Имей терпение!
И двинулись они в путь. Миновали царство Аида. Харон их взял на ладью, и вот
уже Стикс позади. Вверх поднималась крутая тропинка. Гермес шел впереди.
Орфей за ним. Уже забрезжил свет. Волнение охватило Орфея. Не отстала ли
Эвридика? Не осталась ли в царстве мертвых? Замедлил движение герой.
Прислушался. Но тени ходят беззвучно. До верхнего мира оставалось несколько
шагов, но не выдержал Орфей и оглянулся. Он ничего не увидел, но уловил
легкое дуновение. Аид отнял свой дар. И сам Орфей был тому виной.
Снова к Стиксу спустился Орфей, надеясь вновь умолить подземных богов. Но
милость дается лишь один раз...
№35
Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в
которую происходило событие. Когда Суриков приступил к работе над «Боярыней
Морозовой», он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в
музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия
Блаженного. Он говорил: «Я на памятники, как на живых людей, смотрел, —
расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели».
В создании картины очень много помогли художнику воспоминания детства.
Суриков родился в Сибири, в городе Красноярске. Он был потомком сибирских
казаков, пришедших когда-то сюда с Дона под водительством Ермака. В детстве
мальчик слышал много старинных преданий и рассказов. Тогда же он впервые
услышал и историю боярыни Морозовой.
В то время в Сибири еще сохранились черты русского быта XVI и XVII веков:
старинные обычаи, песни, одежда. И эти черты художник воплотил в своей
картине.
А сколько Суриков работал над образом каждого героя своей картины!
Художник посещал молитвенные дома старообрядцев в селе Преображенском под
Москвой. «Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя
рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю».
Дольше всего искал Суриков образ самой боярыни.
Однажды у старообрядцев он увидел женщину, приехавшую с Урала. Ее лицо
поразило его — это было то, что он искал. Суриков написал этюд с нее за два
часа. Этюд — это небольшая по размеру картина, написанная красками. В нем
художник работает над какой-нибудь отдельной частью своей будущей картины.
По первому этюду художник создал потом другой, окончательный вариант,
который хранится в Третьяковской галерее. Он называется «Голова боярыни
Морозовой». Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнем.
Без конца писал Суриков этюды зимы... «Все с натуры писал: и сани, и дровни.
Мы на Долгоруковской жили... Там в переулке всегда были глубокие сугробы, и
ухабы, и розвальней много... Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе
на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать».
Так работал Василий Иванович Суриков. Он шутил над собой, говоря: «Если бы я
ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял».
Кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт,
различные воспоминания, или, как часто говорят, ассоциации. И чем больше
впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и
глубже его искусство. Когда художник работает над картиной, то эти ассоциации
вдруг возникают, иногда совсем неожиданно для него.
Суриков в «Боярыне Морозовой» долго искал сочетания черного цвета платья
Морозовой и белого снега.
В поисках этого цветового решения он вспомнил, как сильно поразил его когда-
то контраст — черная ворона на ослепительно белом снегу.
Перспектива и композиция позволили художнику «построить» и уместить на
полотне все, что он хотел изобразить, а светотень и колорит помогли передать
бесконечно разнообразный и живой мир.
№36
Саврасову хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. После
некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере
Костромской губернии. Он быстро собрался, отобрал масляные краски, приготовил
этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.
Вдосталь наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снежный
покров был сероват, похож на грубый домотканый холст. Уныло-однообразными
казались эти поля и эта дорога, вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как
легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землей.
Пегая кобыла тащила сани по почтовому тракту среди еще по-зимнему печальных
полей.
Извозчик, тощий мужичок с редкой, похожей на куриный пух бородой,
поинтересовался:
— Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?
— Я художник, — ответил Алексей Кондрать-евич, — еду писать картины...
— А что на них будет, на этих картинах-то?
— Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы гнезда вьют, как небо
становится будто синька...
— А для чего, барин? Это нам и так известно. Привыкли... Хоть и весна, ну и
что ж... Обычное дело. За весной — лето... Ты лучше бы что-нибудь похлеще,
позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло... Что-нибудь такое
необыкновенное... Вот тогда другой разговор...
Алексей Кондратьевич остановился в селе Молви-тине. Довольно большое село со
старинной церковью на окраине. Глухомань порядочная. Говорят, Иван Сусанин
родом из здешних мест. Село как село, сколько таких в России! Потемневшие от
времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосульки. Деревья с
мокрыми стволами. Кажется, все отсырело: деревья, бревна изб, заборы. Слышно,
как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора прилететь. Уже прошел
день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.
Да, вот их сколько на березах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка
покачиваясь, на тонких ветках, устроились в черных крупных гнездах, летают
над землей и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.
Эти березы, молодые еще, но неказистые, некрасивые, искривленные, голые,
стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени, и в лужах, заполненных
снежным крошевом. Они у низенького забора, за которым на церковном участке
видны какие-то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и
колокольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с темными
прогалинами обнажившейся земли.
Церковь Воскресения была построена в конце XVIII века. Колокольня со
встроенными кокошниками у основания остроконечного шатра. Белый храм с пятью
небольшими куполами.
Саврасов пришел сюда, на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на
старую церковь. Пришел и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил
все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, вдыхая пьянящий
мартовский воздух, здесь, у околицы обычного, неприметного русского села,
приобрело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно
надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько верст.
№37 Чтобы боль каждого...
В глубине Грузии есть местечко Гелати. Здесь курятся сизой растительностью
склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию,
учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются
бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже
птицы не клюют.
Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на
маковице. Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем в далекие и
непостижимые, как небесное пространство, времена.
Все замерло и остановилось в Гелати. Работает лишь время, оставляя свои
невеселые меты на творениях рук человеческих.
Вот дарница — огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие
поклониться богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты,
кусочек сушеного мяса или козьего сыра.
В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем
по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да
заливались синицы в одичалом лесу.
Медленно и тихо ступил я в собор. Он был темен от копоти. С высокого купола
по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. В разрывах черной копоти,
в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. И то проступал
скорбный глаз пресвятой матери-богородицы, то окровавленная нога распятого
спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок.
Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной
церкви устраивали конюшни и разводили костры. Но царь Давид ставил собор на
века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. От
монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы
чужеземных завоевателей. Они бежали из Гелати в панике, считая, что их
карающим дождем облил православный бог.
Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся
завоеватели.
Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна
тишина в нем. Память темным и холодным крылом опахивает здесь человеческое
сердце.
Совсем уж тихо, с опущенной головой покинул я оскверненный, но не убитый храм
и теперь только заметил у входа в собор массивную гранитную плиту, уже
сношенную ногами людей.
На белой, грубо тесанной плите вязь причудливой грузинской письменности. Иные
буквы и слова уже стерты ступнями человеческими.
Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно
переводят ее, не забывая упомянуть при этом, что грузинский царь на сколько-
то сантиметров выше Петра Великого, и потому так огромна плита на могиле его.
На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит
на сердце мое, чтобы слышал я боль его...»
Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов.
№38
Это рассказ о потомке шотландских королей, российском графе Якове Вилимовиче
Брюсе (1670— 1735).
18 февраля 1721 года один из ближайших сподвижников Петра I, герой Полтавы,
Яков Вилимович Брюс стал графом Российской империи.
Девиз Брюса был столь же оригинален, как и он сам. Брюс избрал себе девизом
одно лишь слово: «Были». Почему? Да потому, что он был не только генерал и
администратор, более всего он прославился как чернокнижник и звездочет,
колдун и маг и с высот своих великих знаний видел, что жизнь человека не
более чем миг. Его почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и
говорили, что он столь учен потому, что давно уже продал душу дьяволу.
О Брюсе говорили: «Ты вот возьми, насыпь на стол гороха и спроси его, Брюса,
сколько? А он взглянет — и не обочтется ни одной горошиной. А спроси его,
сколько раз повернется колесо, когда поедешь от Тешевич до Киева? Он тебе и
это скажет. Да что! Он на небо взглянет и тут же скажет, сколько есть звезд
на небеси!..»
О Брюсе говорили: «Он знал все травы тайные, камни чудные и составы из них
разные делал, и даже живую воду...»
Брюса считали чародеем и волшебником, а на самом деле он был хорошо
образованным человеком, пытавшимся разгадать вечные тайны мироздания —
феномен жизни и смерти, причины возникновения мира, загадку бытия.
Брюс нигде не учился и всего добился самообразованием. К концу жизни он
изучил полдюжины языков и перевел множество книг: сочинения знаменитого
Христиана Гюйгенса1 и «Фортификацию» Кугорна, трактаты по механике и многое
иное. Он составил словари: русско-голландский и голландско-русский, написал
первый русский учебник по геометрии и составил, как утверждали, знаменитый
«Брюсов календарь», по которому можно было предсказывать погоду и события на
два десятилетия вперед.
Брюс составил одну из лучших географических карт России и один из первых
астрономических атласов.
Своей славе мага и чародея Брюс обязан тому, что во все свои странствия и
походы он брал подзорную трубу и ночами подолгу глядел на звезды. А когда в
1701 году в Москве, в Сухаревой башне, была открыта Навигационная школа, то
на крыше башни в светлые лунные ночи можно было часто видеть темный силуэт
человека, глядящего в небо. Брюс стал и первым начальником Артиллерийской
школы, созданной в том же 1701 году и размещенной в Сухаревой башне.
А Брюс не был ни астрологом, ни алхимиком, ни чародеем. Он был ученым —
последователем Коперника и Ньютона. Он был военным, инженером и
артиллеристом, чьи пушки разгромили артиллерию шведов под Полтавой. Он был
дипломатом, подписавшим Ништадтский мир, которым закончилась великая
Северная война, длившаяся 21 год и давшая России и выходы к морю, и такие
территории, какие не приносила ни одна из предшествующих победоносных войн.
В 1726 году Брюс вышел в отставку в чине генерал-фельдмаршала и поселился в
имении Глинки под Москвой, целиком посвятив себя ученым занятиям. Там он и
умер 19 апреля 1735 года.
№39 Видение
Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать
бела света. Как и когда поднялось солнце — я не заметил. Туманы отдалились к
берегам, озеро сделалось шире, лед на нем как будто плыл и качался.
И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел
парящий в воздухе храм. Он, как легкая, сделанная из папье-маше игрушка,
колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах
своих.
Храм этот плыл навстречу мне, легкий, белый, сказочно прекрасный. Я отложил
удочку, завороженный.
За туманом острыми вершинами проступила щетка лесов. Уже и дальнюю заводскую
трубу сделалось видно, и крыши домишек. А храм все еще парил надо льдом,
опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был
озарен светом, и дымка светилась под ним.
Наконец храм опустился на лед, утвердился. Я молча указал на него, думая, что
мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.
— Спас-камень, — коротко молвил товарищ мой.
И тогда я вспомнил, как говорили мне друзья о каком-то Спас-камне. Но я
думал, что камень — он просто камень.
А тут Спас-камень — храм! Монастырь!
Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. В честь
русского воина-князя, боровшегося за объединение северных земель, был
воздвигнут этот памятник-монастырь. Предание гласит, что князь, спасавшийся
от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как вдруг
почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого
чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега.
На лодках и по перекидному мосту, который каждую весну сворачивало
ломающимся на озере льдом, монахи натаскали целый остров и поставили на нем
монастырь. Расписывал его знаменитый Дионисий.
Однако уже в наше время, в начале тридцатых годов, в колхозах развернулось
строительство и потребовался кирпич. Но монахи были отличными строителями, и
из кирпича сотворяли монолит. Пришлось взорвать монастырь. Рванули — и все
равно кирпича не взяли: получилась груда развалин, и только. Осталась от
монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хоанятся сети и
укрываются от непогоды рыбаки...
Я смотрел на залитый солнцем храм. Озеро уже распеленалось совсем, туманы
поднялись высоко. Среди огромного, бесконечно переливающегося бликами озера
стоял на льду храм — белый, словно бы хрустальный, и все еще хотелось
ущипнуть себя, увериться, что все это не во сне, не миражное видение.
Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под
него взрывчатку!
— Да, — говорит товарищ все так же угрюмо. — Такой был, что и словами не
перескажешь. Чудо, одним словом, чудо, созданное руками и умом человеческим.
Я смотрю и смотрю на Спас-камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на
свете.
№40
Князь Александр Ярославич в 1239 году женился на Александре Брячиславовне,
дочери половецкого князя. Тотчас по окончании торжеств князь Александр с
новгородцами принялся за устройство пограничных укреплений, срубил на реке
Шелони город. Но нападение шведов все-таки едва не застало его врасплох.
Шведским войском командовал Биргер, отважный рыцарь и полководец, родственник
шведского короля. В войске, кроме шведов, были норвежцы и финны. Войдя на
кораблях в Неву, Биргер
послал в Новгород к Александру послов со словами:
«Если можешь, сопротивляйся мне, а то я уже здесь, пленяю твою землю».
Согласно новгородской летописи, Биргер был намерен «восприяти» Ладогу,
Новгород и всю область Новгородскую.
Когда Александр услышал слова послов, у него разгорелось сердце, и он, войдя
в церковь Святой Софии, пал перед алтарем на колени и начал со слезами
молиться словами псалма: «Суди, Господи, обижающих меня, побори борющих
меня. Возьми оружие и щит, поднимись мне на помощь». Окончив молитву, он
встал и поклонился архиепископу. Архиепископ Новгородский Спиридон
благословил его и отпустил. И князь вышел из церкви, утер слезы и начал
воодушевлять свою дружину, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». Произнеся
это, он пошел на врагов с малой дружиной, не дожидаясь сбора многой своей
силы. Летопись говорит, что едва пришла в Новгород весть, что к Ладоге идут
«свей», князь Александр, не помедлив нимало, с новгородцами и ладожанами
пошел на них. 15 июля 1240 года князь достиг вражеского лагеря. Согласно
Житию, русскому князю помогали в этом бою его святые «сродники»,
родственники, князья братья Борис и Глеб.
И была великая сеча с римлянами, как автор Жития называет шведов, и избил их
князь великое множество, и самому Биргеру он сделал отметину на лице своим
острым копьем.
В этом бою в полку Александра проявили себя шесть храбрецов, сражавшихся
вместе с ним мужественно и стойко. Один из них, по имени Гаврила Алексич,
въехал верхом на трап и достиг судна, но враги вбежали перед ним на корабль,
а затем, обернувшись, сбросили его с доски вместе с конем в воду. По Божией
милости он выбрался из Невы невредимым, и снова напал на шведов, и бился с
самим воеводой посреди их полка. Все это автор Жития сам слышал от господина
своего, князя Александра, и от иных людей, бывших в то время в той сече.
Рассказывали ему и о происшедшем тогда удивительном чуде. На другой стороне
реки Ижоры, куда не было доступа воинам Александра, оказалось много врагов,
избитых ангелом Божиим. Остатки врагов бежали, а трупы мертвых своих
побросали в корабли и потопили в море. Новгородцев и ладожан, пишет
летописец, погибло двадцать человек, а врагов бесчисленное множество. Князь
Александр возвратился в Новгород с победой, хваля и славя своего Творца. За
эту битву он получил прозвание Невский.
№41
Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался
весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на
нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны,
ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги.
Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что
есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила,
не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков
и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз — вышел
нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не
обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!»
Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он
его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота
редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на
дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую:
медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже
звали Михаилом Семеновичем. Зная привычку его наступать на ноги, он очень
осторожно передвигал своими и давал ему дорогу вперед. Хозяин, казалось, сам
чувствовал за собою этот грех и тот же час спросил: «Не побеспокоил ли я
вас?» Но Чичиков поблагодарил, сказав, что еще не произошло никакого
беспокойства.
Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садясь,
Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах всё были
молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост... Все эти герои
были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по
телу. Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился
Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых
узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна
нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние
гостиные. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы
и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины, у самого
окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками,
очень похожий тоже на Собакевича. <...>
Почти в течение целых пяти минут <...> хранили молчание; раздавался только
стук, производимый носом дрозда о дерево деревянной клетки, на дне которой
удил он хлебные зернышки. Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни
было, — все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то
странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое
ореховое бюро на прене-лепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла,
стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый
предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собаке-вич!» или: «И я тоже
очень похож на Собакевича!»
№42
Мало кто по-настоящему знал Рахманинова, — он сближался с трудом, открывался
немногим. В первый момент он немного пугал, — слишком много было в нем
достоинства, слишком значительно, даже трагично, было его изможденное лицо с
глазами, полуприкрытыми тяжелыми веками. Но проходило некоторое время, и
становилось ясно, что суровая внешность совсем не соответствует его
внутренним, душевным переживаниям, что он внимателен к людям, — не только
близким, не и чужим, готов им помочь. И делал это всегда незаметно, — о
многих добрых делах Рахманинова никто никогда не знал.
Да позволено мне будет нарушить слово, данное когда-то Сергею Васильевичу, и
рассказать один эпизод, который я обещал ему хранить в секрете.
Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание, — просьбу
помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение. На
следующий день пришел от Рахманинова чек на 3000 франков, — это были большие
деньги по тогдашним парижским понятиям, они обеспечивали жизнь этой семьи на
несколько месяцев. Сергей Васильевич не знал имени женщины, которой
помогает, и единственным условием он поставил мне, чтобы я об этом не сообщил
в газете, и чтобы никто, — в особенности нуждавшаяся женщина, — не узнали о
его помощи.
Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал
старым друзьям в Москву и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный
концерт в Париже в пользу русских студентов, — об этом знали, не могли не
знать. И при этом Рахманинов, делавший всегда рекордные сборы, во всем мире
собиравший переполненные аудитории, страшно волновался и перед каждым
благотворительным концертом просил:
— Надо что-то в газете написать... А вдруг зал будет не полный?
— Что вы, Сергей Васильевич?
— Нет, все может быть, все может быть... Большая конкуренция!
И этот человек, болезненно ненавидевший рекламу и всякую шумиху вокруг
своего имени, скрывавшийся от фотографов и журналистов, вдруг с какой-то
ребячьей жалостливостью однажды меня спросил:
— Может быть, нужно интервью напечатать? Как вы думаете?
Как-то, в начале 42 года, в самый разгар второй мировой войны, «Новое Русское
Слово» устроило кампанию по сбору пожертвований в пользу русских
военнопленных, тысячами умиравших в Германии с голоду.
Нужно было распропагандировать сбор, привлечь к нему крупные имена, и я
обратился к Рахманинову с просьбой написать несколько слов о том, что надо
помочь русским военнопленным. Чтобы Сергей Васильевич не боялся, что
обращение его может быть слишком коротким, я предложил напечатать его на
первом месте, в рамке.
У Рахманинова было большое чувство юмора, и письмо, которое он прислал мне в
ответ, носит печать благодушной иронии:
«Многоуважаемый Господин Седых!
Я должен отказаться от Вашего предложения: не люблю появляться в прессе,
далее если мое выступление будет «в рамке, как подобает». Да и что можно
ответить на вопрос: «почему надо давать на русских пленных?» Это то же самое,
если спрашивать, почему надо питаться. Кстати, сообщаю, что мною только что
послано 200 посылок через Американский Красный Крест.
С уважением к Вам С. Рахманинов».
№43
Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|