Социальная работа как знание, деятельность и специальность
Разрешение межличн-х к-ов: сохр-ть хлоднокровие и спокойствие; попытаться как можно быстрее опр. В чем суть к-а, его первопричина; следует избегать столкновения личностного плана; тщательно избегать слов, кот. несут в себе эмоц.-негат-ю оценку; вслушиваться в то, что предлагает оппонент; необходимо оставаться открытым к рассмотр-ю предложений.
Разрешение сем-х онт-й: не ставить в пример др. (мать, отца); не делать замечания в присутствии др.; исключить секс-е упруки; не копить ошибки, а сразу реагировать на них; сводить к мин. Ревность; стараться решать св. проблемы сем-е сами; уважать увлечения супр-а; по необход-ти отдыхать др. от др.; не считать себя во всем первым; заняться совместной деят-ю; стараться не повышать голос.
54.Осн.методы исследования в соц.раб.
Исследование в социальной работе - совокупность опр-х правил, процедур, технических приемов, кот. дают возможность получить нов. знания.
Метод - способ сбора, обработки и анализа инф-ции.
В исследованиях могут применяться социол-кие методы, психол-кие, эк-кий расчет либо совокупность всех методов.
4 группы методов: -методы измерения
-методы сбора первичной инф-ции
-обработка инф-ции
-анализы данных.
Каждая группа соответствует этапу проведения исследования:
1 этап: Выражается в шкалах (поминальная - шкала наименований в интервью, в анкетах; интервальная - равные, неравные, выражается в цифрах; ранговая шкала - это шкала где есть порядковая степень выраженности)
2 этап: В зависимости от степени формализации инф-ции различаются кач-ные (интервью, биографический метод, эксперимент, наблюдение) и кол-ные (анкетирование) - это когда инф-ция в цифрах.
3 этап: Методы обработки инф-ции:
Математико-статистические методы:
Кариляциониый анализопред-ие связи м/у показателями она устанавливает зависимость м/у 2-мя показателями;
Факторный анализсущ-ет гр-па показателей, она разбивается на ряд групп; Ранжированиеустановление степени предпочтительности с помощью предписывания рангов.
4 этан: Анализ данных Метод сравнительного анализа.
Ни один метод не универсален, поэтому при написании исследовательского проекта необходимо решить какой метод или способ сбора первичной инф-ции соответствует целям и задачам исследования.
Необходимо учитывать наличие ресурсов (финансы, организационно-технические возможности кот. соответствуют выбранному методу)
В исследовании может быть использован не 1 метод, а несколько. В кач-ве гл-го выбирают тот, кот. полностью соответствует цели исследования и явл. экономич-ым. В соответствии с этим строят представительную выборку. Достаточно важно соц. р-ку оценить психолог-ие кач-ва клиента (личность клиента или облик группы) то применяются психолог-ие методы.
Если необходимо посмотреть на мир глазами клиента, лучше всего это сделать ч/з ценности, кот. опр-ются как психологич-ми методиками, так и социологическими.
Большинство методик и техник исследования в соц. р-те основаны на технике интервью.
55. Семья как о. с.р.. Типы и ф-ии семьи.
Семья - основанная на браке и(или) кровном родстве малая гр-па, члены кот. объединены общим прожив-ем и ведением дом. хоз-ва, эмоц-ой связью и взаимными обяз-ми по отношению др. к др.
Семья - основ-ая на единой общесем-й деят-ти общность людей, связа-х узами супр-ва-родит-ва-родства, и тем самым осущ-щая воспр-во насел-я и преемственность сем-х поколений, а также социализ-ю детей и поддержание сущ-ния членов семьи (Антонов и Медков),
Типология семей:
1)кол-во детей: безд-е семьи (инфертильные), однод-ые, малод-е, многод-е.
2)состав: нуклеарные семьи - семьи с 1 парой родителей и детьми (полная или неполная (29,5%), или пара супр-в без детей); сложная семья (большая) - семья, кот. состоит из неск-х поколений (более 3-х).
3) по кол-ву партнеров: моногамное супр-во (по 1 партнеру); полигамное: а) полиандрия, семья в которой у жен. несколько партнеров; б) полигиния - у муж-ы несколько партнеров.
4) пространственно-территориальная локализация: а) патрилокальные семьи (живут в семье родителей мужа); б) матрилокальные семьи (ужены); в) унилокальные семьи (живут отдельно).
5) семьи по месту проживания супругов: а) «совместная семья»; б) экстерриториальная семья (брак); в) дистантная семья (у одного из партнеров специфическая деятельность (# военные, моряки)).
6) по соц-му положению супругов (родственников супругов): а) гомогенные - однородные; б) гетерогенные - партнеры представляют разные соц-е гр-ы.
7) по структуре лидерства в семье ( по критерию власти; по типу цивилизационной эволюции: а) традиционные семьи (авторитарные): патриархальные, матриархальные; б) демограф-ие семьи (распределение ролей на приоритетных началах); в) партнерские семьи (взаимод-е внутри семьи).
8) структура принятия решений: а) коллегиальная; б) автономная (принятие решений - один из супругов).
9) кач-во взаимоотн-й в семье: пед-ки слабая семья.
10) семьи, в зависимости от решения соц-х проблем.
11)по географ-му полож-ю: сельская, гор-ая.
Ф-я семьи - сфера ее жизнед-ти, непосредственно связанная с удовлетворением опред-х потребностей ее сленов (соц-ый аспект, индивид-ый аспект): 1) репродуктивная ( генеративная); 2) секс-ая (гедонистическая) - осущ-ет соц-й контроль; 3) воспит-ая - семья дает эмоц-й контроль; 4) ф-я социализации детей (первичная); 5) эк-я; 6) хоз.-быт-я; 7) мед-ая (ф-я поддержания физ. здоровья); 8) досуговая (рекреационная); 9) сфера дух-го общения (когнитивная); 10) эмоц-ная (психолог-я или ф-я сопереживания); 11) соц-но-статусная (самоидентификация); 12) соц. контроля (ф-я первичного контроля); 13)образов-я.
Специф-е ф-и - те, кот. вытекают из требований общ-ва.
Приблизительно 40 млн. семей (на 100 браков, 83 развода).(Шеляг, Мацковский, Харчев, Антонов и Медков, Черняк, Холостова.)
56. Осн. напр-ия и технологии с.р. с мол-й семьей.
Молодая семья - согласно законодательству, таковыми считаются семьи, в которых один из супругов моложе 30 лет.
Молодая семья явл. частью рос-х семей. Поэтому все вопр. и проблемы рос-ой семьи преломляются, отражаются в м.с. В это же время м.с. имеет св. особ-ти, специфику, круг наиболее значимых для мол-жи интересов. Жизнед-сть мол-жи, а, след-но, и м.с. проникают во все пласты соц-й жизни.
МС - обоим супругам до 30 лет и проживали они вместе до 3 лет.
Гос-ая поддержка молодой семьи осущ-ся в рамках таких программ как: (Мол-жь Р. 2001-2005), ФЦП «Жилище 2001-2010гг.» и подпрограмма « обеспеч-е жильём мол-х семей». В РФ система мероприятий по поддержке м.с. носит комплексный хар-ер. На фед-ом уровне ф-ет гос.уч-ие - Российский центр мол-ой семейной политики.
Сем-я политика - целостная система гос-х, общ-х, частных мер эк-го, прав-го, соц-го, информ-го и организац-го хар-ра разработываемых и реализ-х органами законод-й и исполнит-й власти, напр-й на улучшение жизнед-ти семьи и оптимизацию отношений семьи и общ-ва.
Цель: 1) равноправие всех о. сем-й полит-и; 2)приоритетность интересов реб-ка; 3)соц-я активность и ответственность семьи; 4)суверенность семьи; 5)отказ от монополии гос-х органов власти и управл-я при проведении сем-й полит-и; 6)добровольность; 7)доступность, адресность и дифференцированности соц. пом. семье; 8)комплексность; 9)научная обоснованность сем-й полит-и.
Соц. пом. - осущ-ся в виде прямой, натуральной и финанс-й пом-и, льгот, ухода за больными и нспос-ми к самообслуж-ю. Соц. пом. оказ-ся напоср-но с целью выживания.
Соц. поддержка предоставл-ся в виде деят-ти по самообеспеч-ю, пом-и психолого, пед-го, инф-го хар-ра, напр-х на достижение ур-ня самообеспеч-ти в интервале от прожит-го мин. до среднего ур-ня включит-но.
Соц. курир-е - предлагается семьям с Ур-ем жизни выше ср-го и высоким уровнем (жизни) самообеспеч-ти. Гл. задачей явл. Организация возможности эффект-го осущ-я сем. ф-й.
Работа с м.с. ведётся по направл-ям:
- подготовка мол-жи к семейной жизни,
- пед-ое консультирование молодых родителей по вопросам
воспитания детей и подростков, -предоставление льготных юр-х консульт-й,
- спец-ое мед-ое обслуж-е малолетних детей, берем-х Ж до 30 лет,
-оказание бесплатной психол-ой помощи.
Важное место в решении проблем м.с. отводится решению жилищного вопроса. Что отражается в ряде указов и постановлений окот говорили выше. Решение жилищной проблемы проводится также в ряде напр-ий:-нормативно-правовое,- принятие суб-ов РФ своих программ, организация и финансирование различных проектов.
57. Сущ-ть и напр-ия гос-ной политики в отн-ии к семье.
Семья -- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кот. объединены совместным проживанием и ведением дом. хоз-ва, эмоц-ой связью, взаимными обяз-ми по отношению др. к др..
Сем-я политика - политика, кот. проводит сама семья.
ГСП - деят-ть гос-ва, полит-х партий, обществ-х объед-й, гр-ы интересов, напр-я га возрождение семей, сем-го образа жизни, возращение семей огранич. присущ-х ей соц. ф-й, т.е. деят-ть, напр-я на укрепление семей как соц. институту. Явл. Составной частью соц. Политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организац-го, эк-го, прав-го, научного, инф-го, пропагандистского и кадрового хар-ра, напр-я на улучшение усл. и повышение кач-ва семьи.
О. ГСП - семья как соц. Институт.
П. ГСП - совокупность специф-х проблем семьи.
Цель ГСП: обеспеч-е гос-ом необходимых усл. для реализации семье ее ф-й и повышение кач-ва жизни семьи.
Осн. напр-я ГСП - обеспечение усл. для преодоления негатив-х тенденций и стабилизация матер-го полож=я семьи, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущ-м семьям.
Мероприятия:1)усиление гарантий занятости на рынке труда для р-ов из семей, нужд-ся в повыш-й соц. Защите; 2)поддержка развития семей предпринимательства и фермерства; 3)дальнейшее развитие системы сем-х пособий.
Гос-но-правовой док-т, опред-ий основы сем-го законод-ва в Р. Принят Гос. Думой 8 дек. 1995г., введен в действие с I марта 1996г.
Сем-й кодекс состоит из 8 разделов, 170 статей.
Раздел 1 «Общие положения» опред-ет осн-е начала сем-го законод-ва.
Принципы, на кот. строится весь Кодекс:
1)Гос-ая правовая защита семьи, материнства, отцовство и детства;
2)Признание брака, заключенного только в Загсе;
3)Добровольного брачного союза муж. и жен.,
4)Равенство прав супругов в семье
5)Обеспечение приоритетной защитой прав и интересов несов-х детей.
Раздел 2 «Заключение и прекращение брака» опред-ет усл. и порядок заключ-я брака, брачный возраст, права членов семьи при прекращении брака, а также основания и порядок признания брака недействительным.
Раздел 3 «Права и обязанности супругов» посвящен их личным правам и обязанностям - на выбор фамилии, на равенство отношений в семье и т.д.
Раздел 4 «Права и обязанности». Фиксируются права несов-х детей. В первою очередь право на жизнь, на воспит-е в семье, право на защиту. Глава посвящена правам и обязанностям родителей, фиксирует содержание родит-х прав, кот. в тоже время явл. и их обяз-ми.
Раздел 5 «Алиментные обязательства» включает вопросы об алиментных обязательств родителей и детей, супругов и бывших супругов.
Раздел 6 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» содержит нормы, посвященные выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, причем обязанности эти возлагаются на органы опеки и попечительства
Раздел 7 «Применение сем-го законод-ва к сем-ым отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит различные вопр-сы брака, супруж-х родит-х отношений, защита прав россх граждан и их детей в межгосуд-х сем-х союзах.
Раздел 8 «Заключительные положения» описывает порядок введения Кодекса в действие и усл-я применения его норм.
94г. Проведение Междунар-го года семьи.
Принципы ГСП в трактовке ООН:
1)сем. полит-а должна быть напр-а на поощрение =правия м/у муж. и жен. В распределении дом. обяз-й, =правие возможн-й в плане занятости.
2)необходимо поощрять права и свободу индивида, независимо от его статуса в семье и типа семьи.
3)формирование эгалитарных ценностей и моделей поведения.
4)облегчение положения семьи одиноких родит-й, вынужден-х постоянно сочитать труд с раб-й.
Законодат-я база: закон «О соц. Обслуж-инасел-я РФ», «О осн. правах защиты реб-а», «О гос. Пособиях граждан, имеющих детей»; Всеобщая Декларация прав чел.; Междунар-й Пакт о гражд-х и полит-х правах; Конвенция о дискриминации жен.
58. Нормы Гражданского и СК, регулирующие сем-ые отношения.
ГК - 1 часть - 94г., 2 часть - 96г., 3 часть - 2001г. Ст.1 - опека и попеч-во, ст.34 - органы опеки и попечит-в, ст.35 - опекуны и попечители (кто может быть опекуном), ст.256 - общая собственность супругов, ст.243 - понятия и основания возникновения общей собственности, ст. - общая собственность супругов. СК - 95г.: условия заключ.брака, условия расторжения брака, брачный возраст…
59. Демограф-ие аспекты с.р. в Р.
Демография - наука о населении, это математическое познание человеческой популяции.
Демография (демос - народ, графос - описание народа) - это математ-ое познание чел-ой популяции; изучает численность, состав и размещение населения, и изменения в них происходящие, причины этих изменений, последствия этих изменений.
Соц-ая демография - напр-ние в рамках системы демограф-х наук, изучающей вопр. населения в его соц. обусловленности.
П. соц.дем-ии - воспроизводство населения.
Гос-ая политика в области стимулирования рождаемости напр. на:
комплекс мин-х гос-х стандартов (гарантии), обеспечивающих всему населению достойную систему гарантий реализации при рождении детей.
Меры адресной соц. поддержки семей с детьми в ТЖС
Спец-ые меры, кот. могут стимулировать рождение 2го и 3го реб-ка.
Демограф-ая проблема чрезвычайно актуальна. В течении 12 лет идет постоянное сокращении населения Р., за это время население сократилось на 5 мил. чел.. По данным к 2025г. население Р. сократиться до 100 мил. чел.. Статистика нашего гос-ва не учитывает миграционные процессы, происходящие в Р.
В России продолжается сокращение численности детей, что связано с неблагоприятной ситуацией в стране. На начало 2003г. в Р. проживало 30,5 мил. детей и подростков в возр. до 18 лет, что составляет 21,3% от всего населения. Это обусловлено низким ур-ем рождаемости в стране - с каждым годом появляется на миллион детей меньше, чем в поколениях, родившихся в середине 1980-х годов. Суммарный коэф-нт рождаемости в 2002г. составил 1,32 ребенка на одну женщину (в 2001- 1,25, 2000- 1,21) Однако несколько возросший ур-нь рождаемости не обеспечивает даже простого замещения поколений. Необходимый минимум для этого - 2,1-2,2 реб-ка на 1 жен-у.
Концепция демог-го развития РФ была принята 24.09.01 и рассчитана до 2015г. Демограф-е знания непосред-в-но связаны с сем-ой политикой, в РФ была принята концепция гос-ой сем-ой пол-ки 93г, т.к. 94г-объявлен ООН годом семьи. 94г-впервые был подготовлен доклад «о положении семьи в Р.», 95г- гос-й закон «о гос.пособиях на детей» (6000-единовр-е пособие), 95- Закон «Осн. напр-я гос-й сем-ой политики, улучшение положения детей.». Сем-я политика напр-на на улучшение положения семьи: улучш-е матер-го положения семьи, уменьшение бедности, улучшение охраны здоровья семьи, помощь семьи в воспитании детей. 96г. СК-регулирует отношения внутри семьи.
Сем-я политика - деять-ть гос-х и иных служб по созданию опт-х усл-й для выпол-ия семьёй её ф-й; по соц.защите семьи, по оказанию адресной поддержки семьям опред.типов. СП не напр-на на достижение демограф-х показателей,в отличии от ДП.
Демог-я политика - целенапр-ая деят-ть гос-ных органов и иных соц-х институтов в сфере регул-я процессов воспроизводства населения. Спец. по соц.р-те -должен знать демогр.аспекты, непосредственно для своей работы. Т.к. необходимы данные того или иного субъекта (города, села, района):состав населения, возрастные показатели. Исходя из этих данных спец.по с.р. разрабатывает те или иные программы, ведёт свою деят-ть.
Гос-ная политика в области стимулирования рождаемости напр-на на:
комплекс мин-х гос-х стандартов (гарантии), обеспечивающих всему населению достойную систему гарантий реализации при рождении детей.
Меры адресной соц-ой поддержки семей с детьми в ТЖС
Спец-ые меры, кот. могут стимулировать рождение 2-го и 3-го реб-ка.
Аспекты гендера - биологический пол, тендерная идентичность, к-ые стереотипы М и Ж, гендерные роли (разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с полами) - самое важное для соц. работы.
Гендерные теории -- теория к-та, Марксистская (патриархат при эк-ой теории общества), К-ой обусловленности (Маргарит Мит этнограф, изучала племена, «все зависит от к-ы»), Функционализма (Парсонс «все ф-ии делятся на инструментальные Муж-кие и экспрессивные Женские»),
Все эти теории не соответствуют реалиям общ-ва, должны быть пересмотрены. Для обоснования подходов соц. р-та признает необходимость проведения диагностики гендерного факта.
Гендерные исследования:
1 .С учетом женщин
2.Противопоставление муж. и жен.
3.Особых гендерных явлений (материнство, отцовство, домашний труд как сфера микро эк-ки).
Множество исследований позволили выявить проблемы: гендерные отношения в системе прав чел., равноправие на рынке труда, насилие в отношении женщин и девочек, гендерные отношения в семье.
61. Сущность и технологии с.р. с пожилыми людьми.
По данным ВОЗ пожилыми признаются люди в возрасте от 60 до 74 лет, от 75-89 лет- старческими, от 90 лет и старше - долгожители.
Изучением процесса старения занимается геронтология. Процесс старения связан с изменением, происходящими в организме, ведущих к ослаблению биолог-х и соц-х ф-й чел..
Для любого стареющего чел. хар-ны изменения со стороны ЦНС, что влечет за собой снижение работосп-ти, появления обидчивости и раздражительности, утрате некоторых навыков и др.. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди явл. особой соц. гр-ой и нуждаются в повышенном внимании общ-ва и гос-ва и представляют собой специфич-ий о. соц-ой р-ты.
Законодательную и правовую основу работы с пожилыми людьми составляют: К РФ, З-н «О гос-ом пенсионном обеспечении в РФ» принят гос. думой 30 нояб. 2001г., одобрен 5 дек. 2001г., «О ветеранах», «Об основах соц. обслуж-я населения в РФ», «О соц-ом обслуживании граждан пожилого возраста и инв-ов», постановление правительства РФ «О фед-ом перечне гарантируемых гос-ом соц-х услуг представляемых гражданам пожилого возраста и инв-ам гос-ыми и муниципальными учр-ми соц. обслуж-я».
В названных и др. док-х определены структура соц-й р-ы, ее цели и задачи, сформулированы программой соц-ой защиты пожилых людей и инв-ов.
К элементам соц. помощи пожилым людям можно отнести: ЦСО, в том числе отделения соц. помощи на дому, отделения срочной соц. помощи, медико-соц-ые отделения, отделения дневного пребывания, больницы для хронических больных, стационары различного типа, обслуживания пожилых людей соц-ми р-ми на дому и т.д.
В соответствии с законом «Об основах соц. обслуж-я населения в РФ» в сферу соц-х услуг, оказываемой пожилым людям входит: соц-но-быт-ые, соц-но-мед-ие, психолого-пед-ая, соц-но-прав-ая; оказание матер-ой пом. и проведение соц. адаптации и реабилитации пожилых людей.
Для спец-та по с. р. необходимость индивид-го подхода в р-те с пожилыми людьми очевидна.
62. М-жь как о. с.р.
М. - устойчивая соц.-демограф-я гр-па, выделяемая из совокупности возрастных хар-к, особ-тей, соц.-правового и эк-го полож-я (Словарь терминов с.р. с м-жью - Козич, Волжский).
По данным ежегодного доклада Гос-го комитета РФ по делам М. за 1998-1999гг., число граждан на окт. 1999г. в возр. от 15 до 29 лет составляло 32,2 млн.чел., или 22% от численности населения страны. Продолжает оставаться крайне высоким ур-нь смертности среди мол-х россиян (смертность муж. в возр. до 30 лет более чем в 2 раза превосходит смертность жен.). Значительное снижение Ур-ня и кач-ва жизни большинства мол-х россиян, нарастание соц-ой напряженности, обуславливающей возникновение стрессов, обострение эколог-х проблем, особенно в городах, и др. подобные причины ведут к росту числа заболеваний. Мол-му поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Особую обеспокоенность вызывает состояние репродуктивного здоровья М.. К ф-рам, неблаг-ым для развития М. относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Ф-ром, во многом опр-щим образ и стиль жизни мол-х людей, становиться криминализация и коммерциализация их досуга. Высокими остаются и показатели самоубийств мол-х людей. Так, в целом по Р. в 1999г. добровольно лишили себя жизни 52,9 тыс.чел.. С.р. с М. в Р. осущ-ся в рамках ГМП и системы соц. обслуж-ия населения. С принятием в 1991г. Закона СССР «Об общих началах ГМП в СССР», Указа Президента РФ «О первоочередных мерах в области ГМП» от 16 сен. 1992г. и постановления Верховного Совета РФ «Об осн. напр-ях ГМП в РФ» начинается процесс создания структур для реализации ГМП, представляющих собой систему органов по делам М.. В целях создания эк-х, прав-х и организац-х усл-й и гарантий для соц.становления М. одобрена Указом Президента Р. от 15 сен. 1994г. Фед-я программа «М. Р.».
Можно говорить о 2-х моделях с.р. с М. - интегративной (способствует социализации М.) и дефицитной (ориентирована в первую очередь на соц-но уязвимые слои населения). Под с.р. с М. понимается проф-ая деят-ть по оказанию пом. как отдельному мол-му чел., так и гр-ам мол-х людей в целях улучшения или восстановлению их способности к соц-ому ф-нию; создание усл-й, благоприятствующих достижению этих целей в общ-ве. Осн. задачей с.р. явл. выработка у М. способности самостоятельно решать св. проблемы, адаптироваться к нов. соц.-эк-им усл-ям, получать навыки самост-ой жизни и участвовать в самоуправлении. Структура соц-ых служб системы органов по делам М.: центры соц.-псих. помощи М., центры инф-ции для М., центры ресоциализации несов-х и М., вернувшихся из мест заключения, консультативный центр для подростков и М., приют для подростков.
63. Сущность и принципы гос-ной политики в отношении к мол-жи.
В соответствии с законом и подзаконными актами под ГМП - понимается деят-сть гос-ва, напр-ная на создание прав-х, эк-х и организац-х усл-й и гарантий для самореализации личности мол-го чел. и развития мол-ных объединений, движений и инициатив.
Гарантии для мол-жи - комплекс организационных, эк-х, полит-х, идеологических, юрид-х факторов, мероприятий и ср-в, обеспеч-х м-жь, жизнь, деят-сть и развитие м-жи, интересы м-жи, выполнение обязательств гос-ва перед м-жью - реализацию конституционных соц-но-эк-х и соц-но-полит-х прав м-жи.
О. ГМП: молодежь, молодая семья, молодежные и детские объединения.
Субъекты ГМП: государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения, сама молодежь.
Молодежь - люди, находящиеся в возрасте примерно от 18 до 35 лет.
Характеризуются особым, активно-познавательным и активно-созидательным отношением к окружающему миру.
Можно охарактеризовать с физиологической, психологической и соц-й т.зр.. Соц-ая хар-ка: люди, находящиеся в состоянии активного (действенного) определения св. роли в общ-ве. Выбор роли происходит на основе интересов мол-жи. Часто они не ставят перед собой такого вопроса. Это приводит к антисоц-ой направленности поведения, противоречию интересов М. и общества.
Осн. док-ы по ГМП: ФЦП «Мол-жь Р.», Указа президента РФ «О первоочередных мерах в области ГМП» 1992г, Постановления Верховного Совета РФ «Об осн. направл-х ГМП в РФ» 1993г, начиняется процесс создания структур по реализации ГМП, представляющий собой систему органов по делам м-жи, организованных правительствами республик в составе РФ, администрациями областей, краев и автономных городов, мэриями городов.
В 1992 указом президента создан Комитет РФ по делам м-жи, для проведения целостной ГМП. В целях создания эк-х, прав-х и организационных усл-й и гарантий для развития м-жи принята программа «М-жь Р.» 1994г.
Основные цели ГМП: формирование навыков у молодежи самостоятельно строить свою жизнь и решать возникшее проблемы.
-содействие соц. культурному, духовному и физ-ому развитию молодежи,
-недопущение дискриминации молодежи по мотивам возраста,
-создание условий для более полного включения молодежи в социально эк-кую, полит-кую и к-ую жизнь общества.
Принципы реализации ГМП:
I. Принцип участия - привлечение самой молодежи; 2. Принцип соц. компенсации - обеспечение правовой и соц. Защитой молодых граждан; 3.Принцип гарантий; 4. Принцип приоритета.
Основные направления осуществления ГМП:
-обеспечение соблюдения прав мол-жи,
-обеспечение гарантий сферы труда и занятости,
-гос-ая поддержка мол-х семей,
-поддержка талантливой мол-жи,
-поддержка деят-ти мол-х и детских объединений,
-формирование условий напр-х на физ-ое и дух-ое развитие мол-жи.
64.Мол-е и детские орган-ции как с. с.р.
Р-та с М. сфера проф-й деят-ти.
Цели мол-х объед-й::формир-е творческого подхода к решению проблем М.
2.поиск нов форм и совершенствование уже сущ-х напр-й р-ты по МЖ
3.сплочение команды мол-го объед-я и оптимизация взаимод-я м/у спец-ми этого учр-я. Мол-ые, детские общ-ые орг-ии и объед-ия ведут свою деят-ть в рамках ФЗ «О гос-ой поддержке молодёжных и детских объед-ий, 26.05.95г.; постановление правительства РФ от 3апр.96г. «О мерах гос-ой поддержки общетв-ых объед-ий».
65. Формы и методы с.р. в школе.
Соц. р-та - это деят-ть по оказанию пом. индивидам, семьям, гр-ам в реализации их соц-х прав и в компенсации физ-х, псих-х, интеллект-х, соц-х и иных недостатков, препятствующих полноценному соц-ому ф-нию. С.р. входит в число видов соц-ой деят-ти (работа с людьми) напр-ной на оказание пом. людям и на содействие в разрешении их затруднений. С.р-та в системе образ-ия еще только начинает св. становление как особое напр-ние соц-ой сферы РФ.
Способность общ-ва обеспечить полноценное образ-ие для всех детей - показатель соц-го здоровья самого общ-ва и необходимое усл-е его устойчивого развития. Спец-ты выделяют 2 типа школьных проблем в процессе обуч-я в школе:
- проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения соц-х служб - детей инв-ов с сохраненным интеллектом, детей- сирот, детей из многодетных и неблагопол-х семей. Приоритеты соц-ой поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего соц-но-быт-я матер-ая помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;
- проблема неуспевающего уч-ка, кот. выходит за рамки чисто пед-ой проблемы и становится 1 из наиболее острых и практически не решаемых соц. проблем. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуждающихся в спец-ом обучении, а об уч-ках массовой школы с сохраненным интеллектом, испытывающих, тем не менее трудности с начальным обучением, кот. накапливаются год от года приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здор-я, нарушению психол-ой и соц. адаптации.
Кол-во детей со школьными проблемами неуклонно. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Выделяют 2 осн. гр-пы факторов: экзогенные (внешн-е) и эндогенные (внутр-е).
К числу внешних факторов относятся усл-я, в кот. растет и разв-ся реб-ок и кот. отличаются широким спектром как положит-го, так и отриц-го плана. Эти усл-я могут зависеть от соц. депривации, при кот. дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и сущ-но отстают в ф-ном и псих-ом развитии. От гиперопеки, чрезмерного внимания, при кот. тоже оказывается отриц-ное воздействие. Так же к внешним факторам, отриц-но влияющим на развитие реб-ка относятся: экол-ие усл-я, недостаточная квалификация пед-ов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.
К числу эндогенных ф-ров относятся отклонения в физ-ом развитии реб-ка, нарушения состояния здоровья. Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффект-ть ее решения зависят от степени интеграции усилий мед-ов, псих-ов, пед-ов и др. спец-ов в разработке теорет-х основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям и учителям. С.р. в школе призвана сосредоточить внимание в осн-ом на тех недостатках, на кот. указывают сами уч-ля, уч-ки и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе заруб-го опыта и исходя из проблематики совр. рос-ой школы можно опр-ть след-ие цели с.р. в школе: способствовать устранению и преодолению специф-х трудностей в процессе социализации школьников из соц-но неблагоп-х семей и слоев общ-ва; развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех уч-хся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в общ-ве, с общ-ыми запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив; способствовать развитию личностных и соц-х образ-х процессов на стадии обучения и выбора профессии; участие в пед-ом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть к-ов.
Т.о., соц-ая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, пед-ов, уч-ов и родителей м/у собой, так и внешних соц-х структур с ними для оказания реальной, квалиф-ной, всесторонней и своевременной помощи детям и уч-лям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная р-та проводится совместно с психолог-ой службой школы, т.к. только посредством кооперации спец-ов обеих проф-ых групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов с.р. в школе: - групп-вая р-та со школьн-ами вне занятий (вкл. пом. в выполнении школьн-х р-от и предложений в области досуга); предложения по орган-ции занятий (#, игровые уроки, соц-ые опытные тренинги в процессе занятий); соучастие и творческое представление в соц. жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях); р-та с родителями, представление интересов родителей; проф-ая подготовка, проф-ая ориентация, помощь в смене профессии; консультир-ие (в особ-ти, интегративные формы консультаций для школьников, родителей, р-та с уч-ями в групп-ах); р-та с организ-ями, планирование р-ты, сотрудничество в вопр. школьной политики); научное обоснование, сопровождение и оценивание. С.р. в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете соц. проблем, присущих школе и др. уч-ям системы образ-я, участие соц. раб-ков, соц. пед-ов и псих-ов становится все более необходимым.
67.Гос-ная политика занятости насел-я: опыт, проблемы, технологии.
Занятость - д-ть гр-н, связанная с удовлетворением личных и общ-х потребностей, не протоводейств.законод-ву РФ и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход. гос. политика занятости - ст.5. з-н о занятости насел-я.
Занятое население - активная часть трудосп-го насел-я, задействованная в общ-ом производстве (раб-щие по найму, предприниматели,, уч-ки, получ-щие жалование, частично занятые студ-ты и домохоз-и, лица свободных проф-й, военнослуж-ие, помогающие члены семьи.
В первую очередь ГПЗ напр-на и содействует реализации прав гр-н на свободно избранную занятость; развитие трудовых ресурсов повышение мобильности, защиту нац-го рынка труда; создание усл-й, кот.обеспечивают достойную жизнь (усл-я труда, охрана труда) и свободное развитие (кач-во, колл-во работ). (по кач-ву и уровню жизни 1 место занимает Норвегия, до этого была Канада.); поддержание трудовой и предпринимат-кой инициативы. Опыт: служба занятости возникла 19 апр.1991г. Проблемы: 1). демографич.проблемы (уменьшение постоянного насел-я Р., высокие показатели смертности, старение насел-я, старение кадрового состава), растет потребность в использовании труда пожилых людей. Пример, наибольше заняты лица предпенсионного возраста в научной д-ти, в образовании). 2). 5,6 млн.ч-к безработные в Р. 1,8 - зарегистрировано в службе занятости в Р., 3) системный кризис села (общая безработица на селе - 11%) 4) существенный процент бедного насел-я в стране, каждый 5 находится за чертой бедности, в основном это люди трудосп-го возраста (многодетные, с иждевенцами…), 5) низкое кач-во рабочей силы и неэф-ное реформирование системы образ-я. На первый план входят сквозные профессии (водитель, слесарь, сварщик…).
Технологии: 1. приглашать работод-ей участвовать в разработке уч-х программ, 2. больше практик и стажировок на предприятии. Программа “ Рабочему месту- готового раб-ка”: 1. увеличение сроков обучения профессии с обязат. прохождением производственной практики, 2.назначение независимых экспертов для принятия экзамена.
70. Содержание с.р. в центрах помощи семье и детям.
Материнство - оснэ биолог-ая ф-я организма, напр-ая на продолжение чел-го рода, соц-ая ф-я - воспитательная.
Детство - стадия жизненного цикла чел. в течении кот. формир-ся организм и развитие важнейших ф-й чел..
Охрана мат-ва и детства - это система гос-х и общ-х мероприятий, напр-х на предоставление жен-не возможностей успешно сочетать мат-во с общ-ой и проф-ой деят-тью.
Соц. проблема охраны мат-ва и детства состоит в здоровье матери (от нее зависит здоровье реб-ка), от состояния здоровья девушек (подростков).
Причины: вредные привычки, нерациональное питание, раннее секс-ые отношения и неосведомленность, Здор-е берем-х, общее заболевания жен..
Служба охраны материнства и детства - это совокупность учр-ий и организаций в кот. жен. может получить услуги. К таким учр-ям следует отнести:
центры соц. помощи семье и детям,
жен. находящемся в критической жизненной ситуации,
психолого-медико-соц-ые центры, кот. занимаются проблемами семьи и детей.
центры для жен.: жен. консультации, родильные дома, санатории, дома реб-ка, детские больницы и др.
учр-ия системы образования: школы, сады, ясли, оздоровительные учр-ия, досуговые учр-ия и др.
Центры соц. защиты: дома-интернаты для инв-ов, соц-но-реабилитац-ные центры, приюты, органы опеки и попечительства, КДН и защите их прав...
71. Сущ-ть и принципы ОАР в системе соц-х служб.
Сущность упр-ия заключается в:
СОХРАНЕНИИ или поддержании параметров (значение, хар-ки рез-ов), кот. свойст-ны управляемому о. или системе СР
УЛУЧШЕНИИ, развитии, совершенствовании параметров объекта, системы
УХУДШЕНИИ параметров объекта, системы или даже сведение их к нулю.
Принципы ОАР
Принцип- основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Формулируя осн. принципы упр-ия СР мы исходим из того, что это осн. положения действия системы упр-ия:
1. Объективности - требует учета объективных закономерностей и особ-ей их проявления в конкретных усл-х
2. Основного звена - позволяет определить гл. задачу во всем комплексе вопросов упр-ия
3. Отраслевого и террит-го упр-ия - с одной стороны структура упр-ия имеет отраслевой хар-р, т.к. СР ведется в основном ч/з учр-ия и ф-ии гос-ной системы соцобслуживания, с др. стороны эти учр-ия находятся в регионах и явл. самостоятельными соц-но-эк-ми единицами и упр-ются органами террит-го управл-ия.
4. Оптимальности и эффективности - при наименьших затратах сил и ср-в добиться наилучших рез-ов в наиболее короткие сроки.
5. Профессионализма - отбор спец-ов, проф-но подгот-ых для управленческой деят-ти в соц. сфере.
Принципы управления организацией (по Файолю):
1. Разделение труда (повышает квалификацию, уровень выполнения р-ты)
2. Власть (право отдавать команды, нести ответственность за результат)
3. Дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание м/у р-ми и работодат-ми, базируется на уважении к правилам и договоренностям, существ-щим в орг.)
4. Единство распорядительства (распоряжения от 1-го лица руководителя, подотчетность одному лицу)
5. Единство руководства (один руководитель, единый план для каждого набора действий по достижению к.л. цели)
6. Подчинение индивид-х интересов общим
7. Вознаграждение персонала
8. Централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации)