Рефераты

Социальная работа как знание, деятельность и специальность

Социально-ориент.(с.защита, представление интересов нужд-ся в органах власти, инф-е о льготах пособиях и пр., семейное консульт-ие и психокоррекция); медико-ориент. (организация медпомощи и ухода за больными, оказание МСП семье, сан-гиг просвещение, инфо-е клиента о его правах (МСП)), интегративную (комплексная оценка соц.статуса клиента, формирование установки на ЗОЖ; МСЭ, реабилитация инв, содействие профил. мероприятий).

Также необходимо отметить коорд.роль ССР в решении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в ТЖС и требующего соучастия спец-ов смежных профессий - врачей, психологов, юристов и тпд. Квалиф-ое содействие клиентам в решении их жизн-х проблем опред-т проф. ос-ти СР.

МСР базируется на следующих принципах:

1.Экосистемности - необходимо рассматривать клиента в его связи с

окружающим миром

2.Полимодальности - подразумевает использование различных методов

3.Солидарности - взаимодействие с другими специалистами

4.Континуальности - имеется в виду долгосрочное воздействие на клиента

5.Конструктивной стимуляции - отказ от патернализма и стимуляция

активности самого клиента

Основными направлениями МСР явл. МСР профил.напр-ти и МСР патогенетической напр-ти, кот. ведется в отношении 5 групп клинетов: 1)группа повышенного риска; 2) члены семьи кл-та и его окр 3) больные с вырж.соц.пробл; 4) длительно, часто и тяжело бол. 5) инв-ды.

МСР использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения - профил, реаб, психотерапевт и др., в системе соцзащиты - консульт-е, пособия, соцобсл-е на дому, соцобсл-е в стационарах, предост. временного приюта и др. Также могут быть использованы формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере.

Автором концепции явл. профессор Мартыненко А.В Теория МСР

29. Индивидуальное и общественное здоровье. Осн. показатели оценки. Роль спец-та СР в сохранении, укреплении, восстановлении здоровья.

"Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов"…

Здоровье человека - по определению Всемирной организации здравоохранения - объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и соц-го комфорта…

3 категории здор-я: 1)индивидуальное;2)гр-е;3)здор-е населения (людей, проживающих на одной территории);4)общественное здор-е.

Здоровье населения - характеристика состояния здоровья членов соц-ой общности, измеряемая комплексом соц-но-демограф-х показателей: рождаемостью, смертностью, ср-ей продолжительностью жизни…

Для оценки здоровья населения используются такие показатели как рождаемость, смертность, детская смертность, естественный прирост, возрастной состав, заболеваемость, продолжительность жизни, здоровье матери и ребенка.

Здоровье на 50% зависит от образа жизни. Именно поэтому мы говорим о важности здорового образа жизни - образа жизни, который предусматривает использование в деятельности людей факторов и усл-й, благотворно влияющих на охрану и укрепление З..

Аспекты ЗОЖ: 1 .Рациональное питание;2.Личная и коммунальная гигиена; 3.Двигательная активность и закаливание; 4.Психогигиена-псих, устойчивость; 5.Неприятие вредных привычек; 6.Сексуальная культура; 7.Экологически грамотное поведение; 8.Режим труда и отдыха.

Роль ССР в области охраны здоровья и формирования ЗОЖ трудно переоценить.

Согласно базовой модели МСР, предложенной профессором Мартыненко А.В. основными направлениями МСР явл. МСР профил.напр-ти и МСР патогенетической напр-ти, кот. ведется в отношении 5 групп клинетов: 1)группа повышенного риска; 2) члены семьи кл-та и его окр 3) больные с вырж.соц.пробл 4) длительно, часто и тяжело бол. 5) инвалиды.

Рассматривая роль ССР в формировании навыков ЗОЖ мы может отметить следующие мероприятия, кот. может проводить ССР с указанными группами контингентов: мер-тия по гиг-воспитанию, формир-ию установок на ЗОЖ с учетом специфики клиентов ГПР, в т.ч. профилактика ВИЧ.; участие в разраб-ке программ проф-ки заб-й, укрепл и сохр З.; участие в орг. профил. осмотров, инф-е граждано состоянии инд. и обществ. З. сан-гиг просвещение; содействие в орг. досуга, адекватного ЗОЖ; профилактика вовлечения в асоц. группы,комплексная оценка соц.статуса кл-та; вторичная профилактика; выявле неблагопр микросреды и ее оздоровление; инф-е соотв служб об изменении соц статуса кл-та; инф-е соотв служб о наличии соц проблем (сем-х, быт-х, матер-х, прав-х); участие в разработке комплексных программ профилактики инв-ности и др.

Формы гигиенического воспитания (сов-ть меропр напр на привитие гиген навыков).

Инд. (беседа, консультация);Групп.(лекции, беседы, дискуссии); Массовые (экстренные сообщения, лекции).

ЗОЖ -- это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения, потому его формирование важнейшая соц. технология гос. значения.

Необходимо работать с населением, подчеркивая, что вести ЗОЖ и быть здоровым - важно. С переходом на страх, медицину появился дефицит профилактического надзора, поэтому контроль над образом жизни в детских и трудовых коллективах должен взять на себя ССР.

Чумаков «Валеология», Марков «ЗОЖ»

30.Мед.страх-е как форма соц.защиты насел-я в охране здоровья.

МС явл. важнейшей частью соц.защиты населения. Цель введения МС - привлеч-е допол.ср-в в здравоохр.; повыш-е отв-ти мед. учр-й за оказ-е усл-и; повыш-е отв-ти гр-н за св. здор-е, расширение мед.учр-й. З-н “О мед.страх.” принят в 1991г.

С. МС: 1.Страховые уч-я, орг-ции (страховщики), 2. Уч-я, орг-ции или частные лица, кот. явл. страхователями (тот кто платит деньги), частные орг-ции. 3. мед. уч-я, кот. оказ. мед. услуги, 4. Застрахованный.

В Р. сущ-ет 2 вида МС: 1. добровольное, 2. обязат-ное, кот. распростран. на всех гр-н РФ, основ-ся на базовой программе - min мед. услуг для диагностики, лечения и реабил-ции пациентов. V мед.услуг не может быть меньше базовой программы. Ряд соц-но значимых заболеваний не входит в базов. прогр-му и оплачив-ся из бюджета: БППП, туберкулез, дорогие трансплант. и т.д. Так же не входит оказание скорой помощи. В рамках МС ее с. имеют св. правила и обяз-ти (#: выбор страх. комп., мед. уч-я, врача; предъявл. претензий по поводу некач. обеспеч-я. Добровольное МС отлич. от обязат-го тем, что ч-к сам выбир. спектр услуг. Повыш-ся цена, кол-во и кач-во (методы обслед., услов. пребывания и т.д.) услуг. При МС страх-ся СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ!

31. Соц-но-мед-ая р-та в профил-ке наркомании и алкоголизма: цель, задачи, о., этапы и организация.

Н. и А. входят в группу ПАВ. С 90-х годов кол-во больных Н. Подавляющее большинство которых - молодые люди. Н. заболевания имеют высокую социальную значимость в плане отягощения соматических патологий, процесса деградации личности, возрастающей и ранней инвалидности и смертности. В целом от Н и А дает 10 % от всех смертей, 20% госпитализаций. Ежегодно в России от Н. умирает 70 тыс.чел.

Эти заболевания (Н и А) отличаются тем, что *поражают в основном молодых,**практически не лечатся (5% оф.статистика - излечиваются - 1 год не употребляют) *** способствуют распространению ЗППП, ВИЧ, туберкулеза.

Поэтому важна профилактика. Цель первичной профилактики - предотвратить пторебление ПАВ. Объекты: люди молодого возраста (подростки, молодежь) родители, педагоги, учителя.

Задачи: 1.Просвещение, обязательна работа с родителями (первые признаки, что ребенок употребляет, куда обратиться в случае…, правовые аспекты).

1. Организация досуга, борьба с безнадзорностью, вовлечение детей и подростков в ЗОЖ, формирование навыков ЗОЖ.

(например, квотирование бесплатных мест в платных секциях, клубах., кружках)

Целью вторичной профилактики является реабилитация лиц, употребляющих ПАВ.

Этапы: 1. Выявление употребляющих 2. Убедить лечиться (Содействие в помещении на стационарное лечение, лечение (совместная работа с врачами и психологами) + реабилитация) 3.Реабилитация - (восстановление соцсвязей; учеба-работа; смена круга общения; восстановление жизненных ценностей)

В работу по профилактике включены: педагоги, родители, врачи, ОВД, ОМСУ (могут они финансировать организацию досуга)

Алкоголизм - это заболевание, развившееся в результате систематического употребления спиртных напитков. Биологическая зависимость выражается:

-утрата контроля, -изменение поведения после приема, -увеличение переносимости алкоголя (в 3 раза), -человек не встает из-за стола пока все не выпьет. Психологическая зависимость алкоголя проявляется: Патологическое влечение к алкоголю реализуется, не смотря на намерения прекратить пить. Дети алкоголиков относятся к группе риска (наблюдается предрасположенность к алкоголю); низкая самооценка, они не способны выражать свои чувства и эмоции. Жены алкоголиков меняются в характере: чувство обиды приводит к замкнутости и снижению самооценки, теряют личностные границы. Последствия для алкоголиков: -характерен нарастающий эгоцентризм, -алкогольный дефект деятельности, -воля направлена на поиск алкоголя, -нагрузка на сердце, печень, желудочно-кишечный тракт, -галлюцинации.

Причины алкоголизма Социальный фактор Политика государства Психологический, биологический фактор Роль наследственности Реабилитация: состоит из психотерапии и социотерапии, семейной адаптации, движения анонимных алкоголиков Профилактика: государственно-общественные (запретительные), выявления алкоголиков (все группы риска)

32. Сущность, принципы и осн. понятия технологии с. р.

Технологии социальной работы - традиционных и инновационных методов, форм, средств, применяемых социальным работником и службами в определенной последовательности, с целью эффективного решения той или иной социальной проблемы. Сущность ТСР объективно обусловлена необходимостью разрешать те или иные соц.категории населения. ТСР выступает инструментом решения соц-х проблем. 2 вида знания: 1. фундаментальное (научное знание, отвечает на вопрос “почему?”, выявляет причинно-следственные механизмы), 2. технологическое научное знание (ведет поиск ответа на вопрос “как, каким образом?”)

Принципы ТСР - основные требования, предъявляемые к спец-там с.р.занимающимся разработкой ТСР. Принципы: 1.гуманность ТСР, 2.объективность, предполагающий всесторонний анализ проблемы, 3. системность, предполаг.учет соц-х последствий от применения данных технологий. 4. опора на опыт решения данной соц.проблемы.

Социальная проблема - осознанная социальным работником, социальным учреждением в целом невозможность разрешить то Процедурыили иное жизненное затруднение, с помощью знаний и имеющегося опыта. Разрешить соц.проблему означает - выработать новое знание (технологич-ое) или найти опыт решения данной проблемы, творчески приспособив к данным условиям.

Технологический процесс в с.р. - процесс перевода возникшей соц.проблемы в состояние ее разрешенности, к-ая предполагает выход ч-ка из ТЖС.

Технологизация в с.р. - разделение процесса решения соц.проблемы на этапы, процедуры, операции. Этапы: теоретич-ий, методич-ий, процедурный. Операции: ряд действий осуществляемый спец-тами с.р. в процессе решения соц.проблемы. Процедуры: ряд операций осущ-мые в опред-ой послед-ти при резреш.соц.проблемы.

Основаниями для выденления типов явл.: 1.объекты с.р. (с инвалидами, многодетными семьями), 2. сферы общ-ной жизни (политич., экономич.,), 3.степень новизны (модифиц., ретроинновации, радикальные, псевдоинновации), 4. по масштабу применения (глобальные, локальные).

Субъектами выступают: соц. службы различных уровней (областные, городские, муниципальные и соц. работники).

Социальный эффект может быть представлен в виде снятия остроты соц. проблем, ее ослабление или удовлетворение тех или иных потребностей различных соц. групп населения.

Сущность ТСР объективно обусловлена необходимостью разрешать те или иные категории населения. ТСР выступает инструментом решения соц.

проблем.

Фундаментальное научное знание отвечает на вопр. Почему? Выявляет причинно-следственные механизмы.

Технологичное научное знание ведет поиск ответа на вопр. Как, каким образом?

Как решить проблему:

1) четко сформулировать цель

2) четко сформулировать проблему, вызвавшую такую цель.

I категория. ТСР - это система традиционных и инновационных форм, методов и средств, используемых специалистами с.р. в определенной последовательности, для эффективного решения той или иной соц. проблемы.

Принципы ТСР - это осн. требования предъявляемые к специалистам с.р., занимающимся разработкой ТСР: 1) гуманность технологии с. р-ты; 2) объективность, предполагающий всесторонний анализ проблемы; 3) системность, предполагающий учет соц. последствий от применения данных технологий; 4) опора на опыт решения данной соц. проблемы

II категория. Социальная проблема - осознанная спец--ми с.р. невозможность выйти из ситуации жизненного затруднения на основе имеющихся знаний и опыта. Разрешить соц. проблему означает - выражать новое знание (технологическое) или найти опыт решения данной проблемы, творчески приспособив к реальным условиям.

III категория. Технологический процесс в с.р. - это процесс перевода возникшей соц. проблемы в состояние ее разрешенности, кот. предполагает выход чел., семьи … из трудной жизненной ситуации.

33. Виды и типы технологий с.р. Проблемы новаторства в с. р.

Типология технологий социальной работы:

1. Сферы общественной жизни

-политические, экономические, технологии в соц. сфере, социально-экономические, социально-политические технологии, технологии в культурно духовной сфере.

2.По объектам соц. р-ы (с инв-ми, многодетными семьями): технологии работы с инв-ми, многодетными семьями, заключенными и т. д.

З. По видам деятельности

-педагогические, управленческие, образовательные, психологические технологии.

4.По масштабам соц. Работы

-глобальные и локальные технологии.

5.По степени новизны: радикальные, модифицированные, ретро и псевдо инновации.

Новаторство(синоним творчества) - деятельность с.р. и спец-ов с.р. по формированию и созданию новых знаний (идей) и технологий по решению соц. проблем.

Новация - результат интеллектуальной творческой деятельности соц. спец-ов, направленных на решение соц. проблем. Результат интеллектуальной деят-ти выступает в виде новых идей и предложений.

Инновация - осуществленная на практике новация, благодаря кот. разрешается соц. проблема.

Нововведение - целенаправленный процесс эффект-ти реализации прогрессивного новшества, ориентир-го на интенсификацию ф-ния той сферы чел-ой деяи-ти, в кот. это новшество используется

Проблема новаторства в с.р.:

1) преобладание среди соц. спец-ов, людей с консервативным мышлением;

2) психол-я боязнь , страх перед инновацией, кот. наблюдается среди с. р-ов;

3) на сегодня в Р. не сложился механизм стимулирования иннов-ой деят-ти;

4) рост патент РФ не регистрирует соц. изобретения;

5) отсутствует система опыта соц. инноваций в масштабах страны,

6) в соц.части бюджета нет ассигнований на такую эксперементальную работу.

.

34. Виды и типы психол-х технологий в с.р.

С.р. напр-на на оказание пом. чел. в его семье, соц-ой среде, в коррекции его межличностных отн-ий и внутриличн-го статуса. Поэтому псих-ие технологии и методики по праву активно используются и в подготовке спец-та, и в его проф-ой деят-ти. Сущ-ет система различных техник и технологий р-ты с клиентом, кот. можно использовать как при консультировании, так и при коррекции и терапии. Психоаналитическая и психодинамическая модели психологии основаны на учении З.Фрейда об ур-ях психики чел. (сознание, подсознание, бессознательное). Важной особенностью психоаналитической концепции явл. конструирование ведущей роли бессознательного. Поэтому осн. путь помощи чел. - добиться осознания проблем, истоками кот. всегда явл. события, произошедшие в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет чел. избавиться от тревожащих его проблем. Совр. психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта чел., уходящего корнями в его детство, кот. как правило не осознается с.. В связи с этим центральным понятием явл. К-т - непознанные моменты, кот. возникли в ходе развития чел., начиная с детства, и продолжились в его взрослой жизни. Пример психодинамического подхода - трансактный анализ, в соответствии с ним, чел. порой в течение всей жизни играет в неосознаваемые им самим запрограммированные игры, составленные на основе сценария - бессознательной структуры, определяющей его жизнь. Модель кризисной интервенции предполагает экстренное вмешательство при отсутствии времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и сейчас». Бихевиористский подход (возможность продемонстрировать влияние окр. среды на поведение чел.). Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности. Соц-ое обучение - большинство людей приобретают опыт посредством восприятия и осмысления получаемых впечатлений, копируя поведение др.. Основу соц.обучения составляет процесс подражания. В этой связи многим людям можно помочь решить проблемы, дав им возможность увидеть реальное поведение, кот. они боятся или к кот-ому стремятся. На основе развития идей бихевиоризма сформировалась когнитивная психология (важно то, что чел. думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и действует в рамках реальности). Эффективное использование когнитивной модели в с.р. предусматривает акцент на 3-х аспектах поведения: моральный код или соц.философия; теория личности; методы воздействия. Гуманистические психосоц-ые технологии используют идеи, развиваемые в гуманистической психологии, экзистенциональном подходе(подход дает возможность научить людей планировать и развивать отн-ия с др. людьми) и гешталь традициях (р-та с частями личности бессмысленна, важна целостность личности, большая роль отводится целеполаганию). Осн. положения основаны на понимании чел. как целостной личности, взаимодействующей со св. окружением. Важным моментом явл. декларация веры в чел. как в высшее сущ-во, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии опр-ых позитивных усл-й. Т.о., гум. теории, применяемые в с.р., весьма разнообразны. Общим для них явл. отсутствие заранее жестко заданной схемы понимания клиента, гр-пы, общ-ва, причин, порождающих проблемы и их истоков. В соц-ой практике применяется множество соц-но-психол-х теорий, среди них видное место занимают теории, основанные на явлениях коммуникации. Ролевые теории (в основе - применение соц-но-ролевой игры). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Психологические технологии в социальной работе - совокупность психологических методов и методик, используемых на различных этапах психосоциальной работы с целью активизации собственных ресурсов клиента.

Психологические методы в социальной работе:

Психодиагностика, психологическая консультация, психологический отбор, психологическая адаптация, социально-психологический тренинг, коррекция, психотерапия.

Психология в социальной работе выполняет функции:

* объяснительную - на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности, что позволяет выбирать стратегию и тактику социальной работы.

* диагностическую - включается в социальную работу по двум позициям: диагностики личности, ее социальных качеств и диагностики групп и их развития.

* проектирования - включает в себя способы описания социально - психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания методов и форм организации социальной работы.

* прогностическую - состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности

35. Педагогические технологии в социальной работе.

Социальная работа и социальная педагогика развиваются в настоящие время как две равнозначные науки. Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Дистервегом в сер. 19в. Многие исслед-ли в нашей стране и за рубежом рассматривают соц. пед-ку как составную часть общей педагогики.

П. соц. пед-ки понимается процесс пед-го влияния на соц-ое действие чел. в течении всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микроструктуры..

Однако это не означает, что с. р-та и соц. пед-ка независимы и не имеют никакой взаимной связи. Особенно четко взаимосвязь с. р-ы и соц. пед-ки прослеживается в практической деят-ти спец-ов соц. р-ы и с. пед-ки. Это объясняется во-первых, наличием общего о. и взаимодействия соц. раб-ка и соц. пед-га (дети, подростки и их родитель); во-вторых, наличие в инструментарии общей гр-пы методов - психолого-пед-ой; в- третьих, отсутствием терминологич-го единства в обозначении существа соц. р-ы в зарубежных странах и лит-х источниках, кот. находят отражения в нашей печати.

Т.о. следует отметить, что соц. р-а и соц. пед-ка - это самост-ые образовательные программы, в кот. профилирующие значение приобретает либо соц. р-а, либо соц. пед-ка. При подготовки спец-та с. р-ты соц. пед-ка явл. одной из уч-х дисциплин, формир-х его проф-лизм; при подготовке же спец-та по соц. педаг-ке такое же место отводится теории и технологии соц. р-ты..

Соц. р-та - это проф-ная деят-ть, напр-ая на гармонизацию личностных и общ-ых отношений, ч/з оказание пом. отд-ым индив-ам, гр-ам людей и общностей, испытывающим затруднения в соц. ф-вании, по ср-вам защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения, реформир-я отд-х элементов соц. системы.

Соц. пед-ка - появилась в серед. 19в., с работы яслей и д/с. В основе лежала идея соц. воспитания подрастающего поколения.

П. соц. пед-ки: воспитание чел. в социуме; воспитательно-образ-ая помощь соц-ому становлению чел., поддержка соц-но незащищенной личности, адаптация растущего чел. к социок-ой среде и среды к нему и т. д.

О. соц. пед-ки - соц-ые системы гос-ой, муниц-ой, общ-ной и частной деят-ти и воспит-но-образ-го взаимод-ия с чел., помогающие дух-му, физ-му, псих-му и соц-му становлению личности в ее жизненном пространстве.

Общее СОЦ. ПЕДАГИГИКЕ И СОЦ. РАБОТЫ это помощь, ф-и (образ-но-воспит-ая, консультативная, коммуникативная, организац-ая, профилактическая, реабилитационная).

РАЗЛИЧИЕ о. соц. пед-ки явл. дети, мол-жь, а соц. р-ты явл. все категории населения.

Соц. р-ик имеет дело с клиентами, кот. имеют отклонения, проблемы и нуждающихся в помощи.

36. Технологии соц-но-мед-ой работы в учр-ях здравоохранения.

МСР (СМР) новый вид мультидисциплинарной проф-ой деят-ти мед-го, психолого-пед-го, соц-но-прав-го хар-ра, напр-ной на восстановление, сохранение и укрепления здоровья.

Целью МСР явл. достижение макс. возможного уровня здоровья, ф-ния и адаптации лиц с физ\псих патологией, а также соц.неблагополучием.

3 группы:

I. амбулаторно-поликлинические учреждения: город-ая поликлиника; сельская амбулатория (помощь терапевта; помощь, осуществляется в связи с беременностью, скорая помощь); жен. консультация; специализированные поликлиники, диспансер (психоневрологический, противозобный, врачебнофизкультурный); противотуберкулезные).

II. стационарные учреждения: городская больница, родильные дома, скорая помощь.

III. санаторно-курортные учреждения: детские возрастные, ПМСП (первичной медико-социальной помощи).

Рассмотрим технологии и методы МСР, которые могут применяться в учреждениях здравоохранения:

В МСР профилактической направленности: проведение гиг воспитания и формирование установок на ЗОЖ, участие в проведении соц-гиг мониторинга, участие в разработке целевых программ профилактики заб-й, содействие медико-генетическому консультированию, участие в организации профилактических осмотров, соц-но-прав-ое консультирование, подготовка супругов и членов семьи к рождению ребенка, содействие в доступности клиентам медико-соц-ой инф-ции и инф-ции о льготах и видах соцзащиты, патронаж клиентов в связи с болезнью, содействие в получении специализ-ой мед. помощи.

В МСР Патогенетической направленности: МС помощь в планировании семьи, охране материнства и детства, психокоррекционная работа, организация психол-ой поддержки клиенту с медико-соц-ми проблемами, организация МС помощи ухода за больными, направление на МСЭ, инф-ние клиента о состоянии его здоровья, организация коммуникативных тренингов, разработка ИПР.

Т.о., по своей сути МСР имеет много общего с мед-ой пом. и деят-тью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределов св. компетенции. Не претендует на выполнение лечебно-диагностических ф-й, а предусматривает тесное взаимодействие с медперсоналом и четкое разграничение сфер ответственности.

37. Технологии соц. р-ты с различными категориями населения в службе занятости.

ТСР с различными группами насел-я в службе занятости. Политика занятости на рынке труда охватывает массу проблем как занятого, так и незанятого насел-я. З-н “О занятости насел-я в РФ”. З-н разрешает принцип добровольности труда и раскрывает суть понятия “занятости”. Занятость-д-ть граждан связанная с удовлетворением личных и общ-ых потребностей, не противоречащих законодат-ва РФ и приносящая им заработок (трудовой доход). Это понятие (занятость) на рынке труда: Во-первых, более точно опред-ет трудовой потенциал “о” в условиях, когда участие в общественно полезном труде опред-тся как эк-кими ф-рами, так и потребностями самого ч-ка, его приоритетами и возможностями их реализации. Во-втор., позволяет более точно прогнозировать объем трудового потенциала и его использование как в масштабах страны, так и региона, с учетом их эк-кого и демографич. развития. В-трет., появляется возможность более адресно разрабатывать соц. политику, определять приоритеты соц. программ, источники их финансирования и формирования.

Занятыми считаются: 1.граждане, работающие по найму или имеющие др-ую оплачиваемую работу, временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, при остановке производства. 2.предприниматели, фермеры, лица занятые индивидуальной трудовой д-тью, члены производственных кооперативов. 3.избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность. 4.проходящие службу в вооруженных силах и внутренних войсках. 5.трудоспособные граждане обучающиеся в школах, ПТУ, очный курс обучения в высших и среднеспец-х уч-х завед-ях, включая обучение по направлению федеральных гос. служб занятости насел-я. Мировой опыт решения проблем занятости не ограничивается лишь помощью безработным, а включает комплекс мер по предвидению дисбалансов на рынке труда. По предотвращению массовой безработицы с помощью разработки и внедрения спец. программ функционирование гибкого рынка труда, стабилизации кадров на предприятиях. Безработица-отсутствие работы для трудоспособных граждан. Безработный-тот, кто может работать, но не работает. Безработные: 1.те, кто ищет работу, но не находит. 2.те, кто мог бы найти место, но не хочет работать. 3.те, кто и не может и не хочет.

Выделяют 3 формы безработицы: 1.текучая(когда по разным эк-ким причинам, одни предприятия закрываются, а другие, напротив, расширяют произ-во). 2.скрытая(возникает при излишней занятости в отдельных отраслях, она тормозит внедрению новой техники, росту доходов в отраслях). 3.застойная(когда люди больше года не могут найти работу). Безработица пораждает личные, семейные, соц-ные проблемы. Спец-ты по соц. работе рекомендуют тем кто потерял работу, принять срочные меры по предупреждению депрессии, появлению чувства ненужности, наносящие вред здоровью.

Советы соц. работника: 1. не вините за сокращение, в рез-те кот. вы лишились работы. 2. постарайтесь обратить свой гнев в стимул для поиска нового места. 3. осознайте свои проблемы связанные с потерей работы, обсудите их с семьей и друзьями. 4. продумайте конкретный план поиска работы, подготовьте резюме, постарайтесь чтобы побольше людей знали, какая работа вам нужна. 5. оцените свои возможности и потенциал, если необходимо овладейте новой профессией. 6. постарайтесь в максимальной степени сохранить устои и привычки прежней жизни. 7. не теряйте друзей и любимых занятий. 8. изыскивайте позитивные способы выражения своих отрицат. эмоций. 9. попробуйте стать предпринимателем. Работая на дому превратить свое хобби в источник доходов (вышивание, вязание…). Технология решения: В з-не “О занятости нас-я” дается понятие безработные-трудоспособные граждане, кот. не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости с целью поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Под ”готовностью трудиться” понимается принятие предложения о работе в соответствии, с учетом стажа и стремление пройти проф. подготовку или переподготовку для занятия опред-го места работы.

38. Технологии соц-но-мед-ой р-ты в комплексных центрах соц-го обслуж-я.

Соц. обслуживание - это деятет-ть соц-х служб по соц-ой поддержке, оказанию соц-но-быт-х, соц-но-мед-х, психолого-мед-х, психолого-пед-х услуг и матер-ой помощи, проведению соц-й адаптации и реабилитации граждан, находящихся в ТЖС.

Соц. службы - это предприятие и учр-ие не зависимо от форм собственности, предоставляющая соц-ые услуги, а так же граждане, занимающиеся предприним-ой деят-тью по соц-ому обслуж-ю населения.

ТЖС - ситуация, объективно нарушающая жизнедеят-ть гражданина (индивидуальность), кот. он не может приодолеть самост-но.

Принципы соц. обслуж-я: адресность, доступность, гуманность, добровольность, приоритетность предоставления соц. услуг несов-им, находящ-ся в ТЖС, конфиденциальность, принцип проф-й напр-ти.

Формы соц. обслуж-я: стац-ые; полустац-ые (отд-я дневного и ночного пребывания); соц. обслуж-е на дому; срочное соц. обслуж-е; соц-но-консультативная пом.

В полустац-е учр-я обращаются лица БОМЖ, безнадзорные, несов-е.

Матер-ая пом. осущ-ся в виде ден-х ср-в, продуктов питания, ср-в гиг-ны, ср-в ухода за детьми, одежды, обуви и др. предметов I необход-ти, спец-х технич-х ср-в реабил-ции и т.д.

Соц. обслуж-е осущ-ся соц. службами бесплатно и за плату.

Основания для оказ-ия беспл-х услуг: 1.оказ-ся гражд-м, не способным к самообслуж-ю в связи с преклонным возрастом, болезнью, инв-ю, не имеющим родств-ов, если ср. душ-й доход их меньше прожит-го Ур-ня, устан-м в данном регионе; 2.гражданам наход-ся в ТЖС в связи с безраб-ей, стих-ым бедствием, пострадавшим в рез-те воор-м и межэтн-м к-те; 3.несов-м детям, наход-ся в ТЖС.

Фин-е за счат ср-в фед-го боджета, за счет ср-в с-ов Фед-ции, за счет оплачиваемых услуг; различных видов пожертврваний.

Услуги, предоставляемые в стац-х Ур-х:

1)матер-но-быт-е: питание…

2)услуги по организации быта, досуга

3)соц.-мед. Санитарно-гиг-е: предоставл-е беспл-й мед. Пом., в объеме базовой программы обяз-го мед. Образ-я; обеспечение ухода с учетом состояния Здор-я; содействие в проведении реабил-х меропр-х (мед-х и соц-х), в том числе на основании ИПР; оказание первичной медико-санитарной и стоматологич-й пом.; организация прохождения диспансеризации…

4)организация получения обоаз-я (для инв-ов и несов-х)

5)услуги связ-ые с соц.-труд-й реабил-ей

6)правовые

7)содействие в организации ритуальных услуг

Учр-я и предприятия соц. обслуж-я: комплексные центры; центры соц. обслуж-я; террит-ные центры соц.пом. семье и детям; соц-но-реабил-е центры для несов-х; центры пом. детям , оставшимся без попеч-я родит-й; соц. приюты для детей и подростков; центры псих-го-пед-й пом. насел-ю; центры экстренной псих пом. по тел.; центры (отд-я) соц. пом. на дому; дома ночного пребывания; спец-е дома для одиноких престарелых; стац-е учр-я соц. обслуж-я (дома интернаты для престарелых и инв-ов, психо-неврологич-е интернаты, детские дома интернаты для умственно отсталых детей, с физ-ми недостатками); геронтологические центры; иные учр-я, предоставляющие соц. услуги.

39. Соц. р-та с мигрантами и нац. меньшинствами.

Миграция - перемещение, переселение людей, ч/з границу тех или иных территорий и целях постоянного или временного изменения св. МЖ (в пределах одной страны - внутренняя; из одной в другую - международная).

Беженец - это те же мигранты, которые вынуждены мигрировать в силу невозможности проживания в прежнем месте (вынужденные переселенцы).

Беженец - лицо, которое в силу вполне обоснованных причин стало жертвой преследования по причине расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной соц. группе, политических убеждений вынужден покинуть свою страну (Конвенция ООН «О статусе беженцев» 1951г.).

Причины: экологическая катастрофа, безработица, войны, к-ты.

В связи с этим необходима Миграционная политика.

Государственная Миграционная Политика - деят-ть гос-ва напр-ая на регулир-ие миграц-х процессов, на создание усл-й для обустройства и соц. адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев.

Миграционная политика - это совокупность соц-но-полит-х концепций и взглядов на миграц-ую ситуацию в стране, а также конкр-х организац-но-прав-х и соц-но-экон-х мероприятий по регулированию миграционных процессов напр-х на создание необходимых усл-й для обустройства и адаптации мигрантов.

Цель ГМП -- регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание усл-й для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.

Миграционная политика РФ стала активно формироваться после распада СССР. Миграционная политика формировалась с учетом того, что миграционная ситуация и законодательство по этим вопросам были иными.

В Сов-ом Союзе не было самостоятельного соц-но-эк-го и полит-го развития по вопросам миграции: 1.Внутр-я миграция рассматривалась как проблема трудовой мобильности. 2.Советский союз не учитывал в реализации осн-х актов по вопросам миграции (в основном из-за того, что СССР не присоединился к Конвенции 1951г.) В 1992 РФ подписала соглашение о сотрудничестве с управлением ВЕРХОВНОГО КОМИСАРА по делам беженцев в ООН. С этого времени стали разрабатываться законод-ые акты РФ и подзаконные акты, создаваться структуры Гос-ой исполнительной власти на Фед-ом уровне и в с-ах Фед-ии.

При разработке миграц-ой политики учитывается международно-признанные нормы, специфика и особ-ти страны. В рос-ом законод-ве по вопр. миграции, гражданства, въезда и выезда, границы учитываются нормы междунар-го права в отношении беженцев и др. категорий мигрантов.

РФ и др. страны СНГ разработали и приняли законы по вопр. миграции в РФ: «О вынужденных переселенцах», и «О беженцах» эти Законы были разработаны и приняты в 1993г.. В этих законах нашли отражение международно-признанные нормы и стандарты. 13 реальных условий РФ обнаружило значительное несовершенство ряда норм, поэтому эти законы были переработаны, так закон «О вынужденных переселенцах» в новой редакции принят в 1995 году, а закон «О беженцах» в 1997.

Многие аспекты миграционной политики получили отражение в 3 миграц-х программах: 1-1994г. 2-1995г. 3-1997г.

В программах предоставлен механизм и порядок реализации миграционной политики и ее основ. Соц. р-та с мигрантами осущ-ся миграц-ми службами в сотрудничестве со службами соц. защиты, соц. обслуж-я и здравоохранения.

Цели соц. р-ты и задачи: выбор мигрантами места поселения, недопустимость дискриминации, защита прав и интересов с учетом интересов и потребностей регионов в трудовых ресурсах.

Помощь: содействие в трудоустройстве, матер-ая компенсация понесенного ущерба, помощь в решении жилищ-х проблем, устройство детей в уч-ые завед-я.

40. Осн. технологии соц-ой реабилитации инв-ов.

Инвалид - это лицо, кот. имеет нарушение здоровья со стойким расстройствам ф-й организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнед-ти и вызывающее необходимость его соц. защиты.

Основной закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995г.).

В зависимости от степени расстройства ф-й организма устан-ся гр-па инв-ности. В возр. до 16 лет устан-ся категория «Ребенок-ивалид». Признания лица инв-ом, устан-ет причину и гр-пу осущ-ся МСЕК.

I гр. - такое нарушение ф-й организма, при кот. инв-д не может себя сам обслужить и нуждается в посторонней пом. и надзоре.

II гр. - значительное выражение ф-ного нарушения, кот. не вызывает необходимость в постоянной помощи.

III группа - значительное снижение трудосп-ти в следствии нарушений ф-й организма, обусл-х хроническими забол-ми.

Причины инвалидности: общее заболевание, трудовое увечье, ранения (контузия), получ-ые при исполнении обяз-тей военной службы и т.д.

Технология работы с инвалидами заключается в назначении пенсии, установлении льгот, предоставления соц-го обеспечения и обслуж-я. Сущ-ет система соц. защиты инв-ов, под кот. понимается система гарантир-х гос-ом эк-х, соц-х и прав-х мер, обеспеч-их инв-ам различные усл-я.

41. Основные технологии с. р. с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками.

Правовая основа ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999г.

Безнадзорный - несов-й, контроль, за поведением кот. отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обяз-ей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны род-ей или закон-х представителей либо пожилых лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий МЖ или места пребывания. Лучшим способом профилактики явл. воспитание и недопущение отклоняющегося поведения. Роль воспитания на себя берет: семья, школа, соц. пед-ги, соц. р-к.

Профил-ка безнадзорности и правонарушений несов-х - система соц-х, прав-х, пед-х и иных мер, напр-х на выявление и устранение причин и усл-й, способах безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщ-ым действиям несов-х, осущ-х в совокупности с индивид-ой профил-ой, с несов-ми и семьями, наход-ся в соц-но опасном положении.

Индивид-но профил-кая р-та - деят-ть по выявлению несов-х и их семей, наход-ся в соц-но опасном положении, а также их соц-но пед-ая реабил-ия и предупр-ие ими правонарушений и антиобщ-х действий.

Осн. задачи и принципы деят-ти по профилактике:

1 .Предупр-ие безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщ-х действий несов-х, выявление причин и их устранение.

2.Обеспечение защиты и интересов несов-х.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты