Рефераты

Социальная работа как знание, деятельность и специальность

15. Виды и формы организаций и учреждений СР

Организация - группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и для достижения общей цели. Требования к орг-ции: 1.наличие по крайней мере 2 людей,кот.считают себя частью группы, 2...одной общей цели, 3.наличие членов группы,кот.сознательно работают вместе,чтобы достичь поставл.цели.

Целью организаций и учреждений СР является оказание социальной помощи и\или реализация социальной политики. Социальная сфера - область жизнедеятельности общества, в которой реализуется социальная политика государства. Субъектами СС (в узком смысле) явл.специализированные федеральные, республиканские, краевые, областные, государственные, муниципальные и общественные органы и службы, в т.ч. службы соцразвития предприятий и организаций различных форм собственности.

В широком смысле субъектом СС выступает все взрослое население страны.

Виды О и У СР: 1.гос-ые( хар-ся гос. системой администрирования, т.е. гл.организацией явл.министерство здравоохранения и соцразвития, затем соответствующие комитеты и департаменты и так далее до локального уровня (ЦСО)), 2. коммерческие, 3. смешанные ( заним-ся коммерч.д-тью, но реализуют соц.политику. (пр., унитарные предприятия), 4 службы, работающие при благотв.фондах, религ.и общ.организациях.

Согласно законодательству РФ (ГК и з-ны об общественных организациях, об НКО ит.д.) выделяют следущие организационно-правовые формы:

1. коммерческих организаций:

1. хоз.товарищества (в соц.сфере их мало):

- полное товарищество (это объединение двух или более лиц, участники кот. занимаются предпринимательской д-тью от имени товарищества. Участники полного товарищества солидарно несут дополни-тельную (субсиди-арную) ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Это означает, что ответственность всех участников пропорциональна раз-меру их вклада.),

- товарищество на вере(коммандитное) (вкладчики, не прини-мают участия в предприн-й д-ти, но получа-ют прибыль и несут риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая форма позволяет привлекать дополнит.ка-питалы лиц, заинтересованных в выгодном помещении своих свободных денежных средств. Вклад м.б. сделан не только в денежной форме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и иным образом)

2. Общества ( в соц. сфере более распространены):

· общества с огр.ответственностью (доминируют в СС).Предприятие, созд.по соглашению юрид.и физ.лиц путем объединения их вкладов в целях осущ.хоз.д-ти и получения прибыли. Прибыль распределяется пропорционально вкладам его участников или учредителей. Участники товарищества отвечают по его обязательствам только в пределах своих вкладов, на их имущество и сбережения ответственность не распространяется. Поскольку вклады участников становятся собственностью обще-ства, они несут не «ответственность» по его долгам, «ограничен-ную рамками их вкладов», а только риск убытков (утраты вне-сенных ими вкладов).;

· о.с дополнит.о.( т.е. учрежденное одним или неск.лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров; участники несут солидарную ответст-венность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его дополнительная ответственность по обязательствам общества распределяется ме-жду остальными участниками, пропорционально их вкладам);

· акционерные общества (Акционерным признается общество уставный капитал которой разделен на опред.кол-во акций, удостоверяющих обязат.права участников, т.е. акционеров. В отличие от товариществ участники АО (акционеры) заранее ограничивают свою ответственность по обязательствам общества и несут риск убытков только в пределах внесенных ими вкладов (стоимости принадлежащих им акций. Учредителями АО могут выступать как юрид.лица, так и граждане). Различают два типа акционерных обществ -- открытые (вправе проводить открытую подписку на свои акции и отчуждать их без согласия других акционеров, число самих акционеров не ограничено) и закрытые (общество, акции кот. распределя-ются лишь среди учредителей и иного указанного заранее круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку и распределение акций. Количество участников (учредителей) акционерного общества не может превышать числа 50).

2. некомерч.орг-ции - д-ть не связана с извлечением прибыли.:

· общ.объединения (добровольное, самоуправляемое, неком.форми-рование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей и реализации общих целей, ука-занных в уставе. Участники (члены) организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам организаций, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов. При ликвидации объединения, имущество используется по целям согласно уставу, а если это невозможно то оно передается а гос. бюджет. К общественным организациям также относятся союзы, ассоциации. Они могут быть федеральными, межрегиональными, региональными, городскими, районными.

· общ.орг-ции - религ.объединения(добровольное объедине-ние граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основани-ях проживающих на территории РФ, образованное в целях со-вместного исповедания и распространения веры).

· фондом явл.не имеющая членства неком.орг-я, создаваемая гражданами и/или юрид.лицами на основе добровольных имущ.взносов, преследующая соц., благотв., культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда.

· учреждения признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В отличие от всех других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами. (Напр., Молодая семья, союз МЖК - на каждую соц.программу созд.соц.учреждение, которому делегируются полномочия на реализацию программы).

· автономная НКО - создать ее может любой. Смысл: учреждается, например, сеть учебных центров. Учредители только координируют деятельность этой НКО, но в самой работе участия не принимают.

· некомерческое партнерство.

Таким образом, в настоящее время в РФ существует разнообразие форм организаций учреждений СР.

В.16 Милосердие и благотворительность в Р.

М - милосердное отн-ие к членам общ-ва. Видим М у восточных славян (соседская община - М к детям -сиротам, принимали в семью вдов, совм. постройки, помощь с урожаем итпд).

Благотв-сть - творить добро, этим термином можно обозначить часть СР.

СР- это общ-ая деят-сть, напр-ая на сохранение соц-го мира в конкр. общ-ве, в конкр. время ( вкл. и соц пом. детям, увечным; и соц. защита; соц.реаб-я).

Не всегда СР это работа с «+». Политика репрессий большевиков (Гулаг и др. репр. меры, Спарта в др.Греции)

Идеи М заложены в Х-ве 998 г - введение Х-ва. Идеи внедряются в сознание верующих. Возникает культ юродивых - следствие изоляции Руси МТИ. Княжеское М. - не только милостыня, но выкупали пленных, училища для мол-х . (но во всем рациональная идея) Милос-ые дела монастырей. Но милосердие, кот. требует церковь приводит к проф.нищенству.

Начало 17 в - появляются первые указания о частном М. Развивается част благ-ть во 2 пол. 17 в.

Воспит-ые дома Е2 существуют на благ.пожертвования. Призревают 23-30 тыс. детей каждый. Императрица Мария Федоровна - финанс-ет деят-сть соц.учр - после ее смерти объединили в ВУИМ. Александр 1 (1 четв 19 в) создается ИЧО (на особых основаниях управляемые) Таких обществ было несколько ВУИМ, РОКК. Попеч-во о трудовой помощи - особый статус благ.орг., зафикс. в законодательстве)

Статус в том, что контрол-ся императором ч/з св. служ-х и финанс-ся из личных ср-тв императора. Учр-я имеют льготы по налогам, чиновники до 5 класса статус госслуж-го.

С 1863 право на разрешение БО перешли к МВД. Параллельно с этим разрешают использовать утвержденный образец устава - т.е. упростили порядок. Законодательно закреплен порядок финанс-я БО. Разрешены только те, кот. имели капитал, годовых % кот. хватало бы на год СР. (напр. Странноприимны дом Шереметьева)

Все БО контр. МВД. Если не присылают отчеты в теч. 2-х лет, то закр-ют БО.

Только БО имеют право на проведении лотереи. И только те у кого опыт р-ты не менее 2-х лет. Были и злоупотребления. (БО для скрытой эксплуатации, уйти от налогов, отмыть деньги).

Особ-ти благ движения в Р. явл. тот факт, что БО раб-ли изолированно др. от др. ( и этим пользовались проф.нищие). Для преодоления этого недостатка устраивались съезды.

Противоречие, недостаток нивелирует рез-ты СР - большой бюрократич-ий аппарат, кот. «съедает» частично пожертвования.

Направления частной благотв-ти:

Б пожертовавния - создание (участие в создании) к.л. соц или мед. учр-я

Участие в деят-ти соц. учр. (на общ.началах - # Доктор Гааз) -Движение сестер милосердия -Благотв-ные именные комитеты (Алексеевский, Ольгинский) -Меценатство - часть БД

Причины Б: христианская вера, желание войти в историю, гос-во стимулирует, звание почетного горожанина, снижение налогов, карьерный рост, звание потомственного дворянина.

Расцвет Б - II пол. 19 н. 20 вв. Завершилось накопление капитала - доходы не скрывают, налоги заплачены.

1917 - все разруш-ся: частная - нет владельцев собств-ости, церковная - запр-на. Но тем не менее благотворительность была.

Во время голода, ВОВ (фонд обороны, строит-во воен-й техники), массовая шефская работа. Организации РОКК и ДОСААФ.

1995 - разрешили благ деят-ть. Возрождается част. и обществ. (марафоны, гранты, фонды). Опять много негатива. Период становления. Гос-во не стимулирует, легализации капиталов не происходит. Уход от налогов тормозит благ-е движение. Но БД есть всегда.

17.Социология и теория с.р: взаимосвязь и взаимод-е.

Соц-я - наука об общ-ве, имеющая объектом общ-во, как ценность, как реальность. Предмет: совок-тьобщ-х представлений, отношений на данном этапе раз-я общ-ва. Теория и методика с.р.опирается на социологич-е знания об общ-ве и прежде всего на возмож-е проблемы и хар-ки общ-ва. Социология дает с.р.: 1. знание об общ-ве как целостности, совокуп-ти соц.связей и взаимод-й. 2. Соц.стр-ра общ-ва. Осн.виды соц.групп стр-ры общ-ва: соц-демографич., соц-класс., соц-этн., соц-проф. 3. знание о проблемах, соц.неравенство и соц.стратификации. Соц.страта=соц.слой. Соц.стратификация - деление общ-ва на слои. Соц.неравенство - превосходство одного класса над другим. Пр., управляющий - служащий. В РФ соц.нерав-во усугубляется, т.к. max часть насел-я принадлеж.к низшому слою, средний - не развит, max разрыв с высшим. Взаимосвязь содержания соц-гии и теории с.р., но социология дает общие знания на основе кот-х выстраиваются методы с.р.

18. Социальная идентичность: норма, отклонение, коррекция.

Соц-я идентичность - осознание индивидом себя как личности.

Соц-я идентификация - процесс отождествления индив-ом себя с др. чел., гр-ой, образцом и самим собой. Этот процесс происходит вместе с процессом соц-ции. Этот термин введен Фрейдом.

Моя соц-я ид-сть - мое отождествление с др.. Соответствую ли я этому образцу поведения.

О. соц. ид-ти: семья, близкие, товарищи по работе; людт того же поколения, возраста; профес-е гр-пы, организации; граждане общ-ва, само общ-во.

Этническая ид-ть - этнические гр-пы, общности, традиции, обычаи.

Полит-я ид-ть - политич-е партии, их лидеры, программы …

Уровни соц. ид-сти (по Эриксону):

1)Я-ид-ть: а)органические компоненты (биологические):расовая, половая, физ-я, телесная, возрастная; б)личностный компонент: осознание индивидов.

2)Соц-я ид-ть: соц.-груп-я (должны обладать типичными для данной гр-ы кач-ми); психо-соц-я (осознание принадлежности и оценки со стороны общ-ва).

Норма/отклонение - проблема соответствие/несоответствие, ориетнир индивида и общ-ва.

Кризис - осознание несоответствия

Кризис идентичности - это резкая перемена в осознании ид-ти, осознание недостигнутой ид-ти.

Нормативный кризис ид-ти связан с осознанием и приодолением несоответствия. Это импульс для дальнейшей соц-ции.

Кризис отклонения - это продолжительное осознание чего-то, кот. не удается разрешить индивиду.

Виды ид-ти: «+» и «-« (положит-я и отриц-я); целостная;зрелая;альтернативная;двойственная или множественная; утраченная.

По содержанию:

1) гражданская

2) этническая (чувство и осознание принадлежности к 1 этнич-й гр-пе; разграничение, обособленность от др. этносов; ситуации конкуренции и к-та)

3)политическая (предвиденность…)

19. Социализация личности: норма, отклонение и возможности коррекции в системе соц.р-ты.

Чел-ом рождаются, а личностью становятся.

Личночть - соц. сущность чел., означающая устойчивую совокупность черт индивида.

Чтобы стать Л. Необходимы некоторые условия:

1) биологически генетически заданные предпосылки (чел. должен впитывать и отражать соц. действительность)

2) наличие матер-но-вещ-ой, соц.-групповой и социок-й среды

3) уникальный индивидуальный опыт

Процесс социализации - двусторонний процесс ( а)постоянная передача общ-ом соц. норм и к-ых ценностей; б)освоение индивидом в течении всей его жизни соц. норм и к-ый ценностей для нормального ф-я в общ-ве) становления и развития личности.

Сферы социализации: деятельность, общение, самосознание.

Фазы социализации:

1)соц. адаптация - приспособление индивида к требованиям соц. среды

2)интериоризация (интернализация) включение индивида во внутренний мир осваиваемых норм и ценностей.

Осн. институты соц-ции: ср-ва массовой инф-ции, религиозные организации, Интернет, семья, школа…

Агенты соц-ции - участники (люди)

Стадии соц-ции: 1) дотрудовая (ранняя стадия и период обучения); 2)трудовая; 3)послетрудовая

Дж. Мид утверждает, что на стадии первичной соц-ции (освоение норм, знаний) преобладает значимый другой, а на стадии вторичной (взрослость, зрелость …, эту соц-ю чел. проходит до конца св. жизни) - обобщенный другой.

Типы соц-ции: естественный; примитивный; сословный; моносоциок-ый; полисоциок-ый; патерналистский (наличие некоего покровителя, кот. ведет чел.); гуманистический; стратификационный; единообразный; конформистский.

По содержанию процесса соц-ции: проф-я; эстетич-я; правовая; трудовая.

По результативности: успешная; отклон-я; преждеврем-я; запаздывающая; ресоц-я; десоц-я; принудительная; ускоренная; кризисная.

· Когда идет разрушение соц-значимых черт (#правовые нарушения), освоение черт, значимых для св. гр-п.

· Заболевание чел., когда его сознание утрачивает возможность воспринимать реально реальность

Социализац-я норма - 1) эталон социализированности чел., с учетом его возрастных и индивидцально-психол-их хар-к (#для школьника - школьная программа); 2) устоявшаяся совокупность правил передачи соц-го опыта от поколения к поколению (освоение языка).

Успешной соц-ции у индивида на 100% быть не может.

Концепция соц-ной нормы: норма социализ-ции связана с двумя моментами: эталон социализированности ч-ка на уровне его особен-тей - соответ.ему дает норму соц-ции. #, реб.2-х лет - освоение языка (он не может освоить законы физики и т.д. только освоение языка). Описаны в пед.псих., эталон - общ-ное мнение. Эталоны: формализ-е, неформализ-е. Все это не соответствует норме, эталону - отклонение. Отклон-я соц-ция шире откл.поведения, т.к. не только выполнение, но и освоение нормы. Ресоциализ. - освоение нового. #, люди с отклон.поведением прох-т ее в спец.уч-ях.

20. Антропологические аспекты социальной работы.

Антропология - в переводе с греческого, наука о чел.. Первым в обиход этот термин ввел Аристотель, применительно к изучению дух. природы чел-ка. Относительное большинство учёных сводятся к тому, что антропология - система относительно автономных, естественных и гуманит-х дисциплин с общим предметом - чел.. Перечень этих дисциплин в различных странах отличаются. Как наука в большинстве стран сформировалась в к. 19в. - стали преподавать и готовит спец-ов антропологов.

Антропология - наука изучающая происхождение и эволюцию чел. и его предков; историю формир-я и распространение расовых типов; разнообразие чел-х типов во времени и пространстве; наука, изуч-ая к-ы народов. Специфика изучения чел. в А. закл. в комплексном подходе к изучению чел., т.е. чел. рассматривается как биосоциальное сущ-во (биосоциокультурное). Остальные науки изучают отдельные стороны жизни чел.. Очень важно, #, для спец-та по соц-ой работе, знания о к-х разных народов. Для того, чтобы он смог оказать наиболее полноценную пом. тому или иному чел., той или иной нац-ти. А. даёт знания о взаимоотн-ях м/у людьми.

А. рассматривает чел. со всех сторон (биолог-ой, соц-ой, физиолог-ой и т.д.), поэтому она очень важна для соц. Р-ы. Комплексный подход к клиенту. Иннаковость.

21.С.р. и соц.экология:осн-е понятия, взаимосвязь.

Соц. экология очень молода, возникла в 20в. Само понятие Э. возникло раньше. Ввел Э.Генель 1886г. Оно образовано из 2-х др.греч. слов: эйкос - дом, жильё, местоприбывания(oikos), логол - слово, учение, наука. По Генелю Э. - одна из отраслей зоологии. Э. первоначально разв. в рамках биологии. Изучаются взаимоотношения общ-ва и окр. среды. На этом этапе возникает наука соц. эк-я. Опред-е предмета ввел Мак Кензи в 1925г. Соц.Эк-я изучает взаимод-е общ-ва и природы (общая трактовка).

Цель: создание усл. для осущ-я жизни

Природа: естественная и искусст-я. Сущ-ет 2 альтернативных подхода:

1. Биоцентризм - акцент на природе. Гл. задача соц. эк-гии и предмет- сохранение и защита природы. Прежде всего, от чел.. Даже за счёт сокращения чел-ой особи.

2.Антропоцентризм- акцент на общ-ве. Гл. задача и предмет - создание усл. для развития и совершен-я чел. и общ-ва, создавая при этом благоприятные для него эк-ие усл-я.

М/у ними - коэволюционизм, кот. делает акцент и на общ-ве и на природе, пытаясь снять крайности первых 2-х подходов, коэволюция, согласованность общ-ва и природы.

Соц.экология - комплексная наука, изуч-я систему взаимод-я общ-ва и природы, с целью нахожд-я оптимальных путей их коэволюции на основе выявления объект-х закономерностей в природе и общ-ве. Соц-я эк-я - наука о выживании ч-ка и чел-ства.

Эк-е проблемы - противоречия, кот. возникают м/у чел. и окр. средой. Обострение этих противоречий приводит к кризисным ситуациям. Эк-е кризисы и катастрофы: природные и антропогенные. Природные (стихийные) - не зависящие от чел. природная сила. Антропог-е кризисы - сопровождаются развитием ч-ой цивилизации, вызываются во многом действиями людей (эрозии почвы, опустынивание территорий и т.д.).

22. Психология и социальная работа: основные понятия, взаимосвязь.

Развитие психологической теории, а также теории с.р. сделало очевидными многие недостатки традиционного директивного подхода в психологии и диагностической роли с.р. Психология - наука о психич-ом отраж-и действит-ти в процессе деят-ти и поведения чел.

В П. сущ-ет подход к р-те с людьми, получившего название недирективного, т.е. внутр-го проникновения в псих-ий мир чел., создания усл-й для его самосовершенств-ия. Соответствующая тенденция намечена и в теории СР.

С. р-ки, основывающие св. проф-ую деят-ть на методах недирективной психологии, помогают св. клиентам в позит-х изменениях личности. При этом большой акцент придается соц-ым, к-ым, регион-ым ф-рам. Т.о., СР в совр. психол-ом понимании представляет собой неразрывную связь с психологией и широкое использование психол-их процедур.

В СР, в формир-ии теоретических основ последней I место занимают теории, основанные на психоаналит-ом подходе: различного рода психодинамические теории и концепции. Вслед за ними наибольшей популярностью пользуются теории, основанные на идеях бихевиоризма и когнитивной психологии. Гуманистическое напр-ие явл. "3-ей силой" среди множества разнообразных подходов "психолог-го происхождения".

Психодинамические теории в с.р.

Психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта чел., уходящего корнями в его детство, кот., как правило, не осознается субъектом. Центральным понятием явл. "конфл-т" - непознанные ("бессознательные") моменты, возникшие в ходе развития чел., начиная с детства, и продолжающиеся в жизни взрослого. Такие конф-ты - манеры поведения - были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Они возникли в рез-те взаимодействия различных событий в индивид-ой истории развития чел..

Психологические идеи динамического подхода легли в основу целого ряда моделей с.р.. Имевшая большую популярность в последние десятилетия психосоц-ая р-та предполагает обычно длительное взаимодействие с клиентом. Но в с.р. нередко приходится иметь дело с ситуациями, требующими немедленного изменения.

Бихевиористская и когнитивная псих-ия в контексте проблем с.р.

Бихевиористское напр-ие в псих-ии берет начало от работ Д. Уотсона. Центральной конструкцией его системы явл. возможность показать влияние окр-я на поведение чел.. Основная идея - поведение человека - опр-ся воздействиями окр. среды, кот. контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике с.р. основополагающими явл. положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индив-ов и соц-го обучения как одного из способов формир-ия и реализации повед-х реакций,

СР, используя бихевиористский подход, может быть довольно эффект-ой в силу св. четкости в постановке целей и их достижений. Идеи бихевиоризма полезны в СР при решении детских проблем, отношений детей и родителей, применения методов поощрения и наказания. Полезна бихевиоральная модель и в работе с гр-ами.

Гуманистическое напр-ие в псих-гии и возможности его использования в с.р.

Осн. сущ-ть гумм-ой психологии К. Роджерса - акцентированный на личности подход, в кот. личность явл. контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода - чел., его предназначение жить и действовать. Решающую роль в жизни и развитии чел. с т. зр. такого подхода имеют его представления о самом себе - "Я" - концепция, центральным звеном кот. явл. понятие "самоценности".

Осн. идея - каждый чел. обладает внутр-ей собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией св. внутр-х потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении чел. к повышению самоценности, что может эффект-но использоваться в СР.

Экзистенциональная псих-я дает возможность в СР с клиентами научить их планировать и развивать отн-ия с др. людьми, кот. бы обеспечивали ему определенное сущ-ие.

Все изложенные подходы дают много ценного для СР. Осн. задача псих-го-ориентированной СР - войти во внутр-й мир личности и помочь ей избрать оптимальное напр-ие развития, опирающееся на адекватное понимание собственного "Я" и окр. мира.

Индивид с позиций соционического подхода к личности, группе и с.р.

В основе лежит убеждение, что различные отношения м/у людьми, находящимися в одних и тех же соц-х усл-х, могут объясняться лишь своеобразием психол-х структур индивидов. Соционика описывает 16 типов личностей, кот. отличаются др. от др. следующими параметрами: особ-ми восприятия и переработки инф-ции, ее обмена, структурирования.

Психосинтез

Совр. психосинтез требует сочетания различных метод-их, теорет-х и технолог-х воззрений в целом и нов. метода для каждого клиента в отдельности. Это особ-но важно для СР. 1 из вариантов психосинтеза описан Р. Асаджиоли. В центре этого подхода - построение нов. концепции чел., его личности. Для психосинтеза важно использовать как различные психологические модели личности (психоанализ, динамическую психологию, экзистенциальную псих-ию), так и хорошо изученные факты из др. обл-ей (психосоматической мед-ны, психологии религии, исслед-ий сверхсознательного, парапсихолог-ого, восточной псих-ии, холодинамики, соц-ой псих-ии, психиатрии, антропол-ой псих-ии, активных методов воздействия на личность и др.). Он используется в различных сферах деят-ти: психол.: консульт-ии, психотерапии, самосовершенствовании личности, интегральном обучении. Использование психосинтеза в СР явл. перспективным при оказании личности помощи и поддержке в решении внутрил-х, межл-х и межгр-х к-ов. Возможно использование психосинтеза в разрешении и профил-ке нац-х, соц-х, эк-х, науч-х и религ-х противоречий. И в этом смысле психосинтез примыкает к комплексно-ориентир-ым концепциям СР.

23. Место и роль педагогики в с.р.

С.р. - это …. С.педагогика появилась в середине 19в., с работы яслей и д/с. В основе лежала идея соц.воспитания подрастающего поколения.

П. с.п. - воспитание чел. в социуме ( воспит-но-образ-ая помощь соц.становлению чел., поддержка соц. незащищенной личности, адаптация растущего чел. к социок-ой среде и среды к нему.

О. с.п. - соц. системы гос., мун., общ. и частной деят-ти и воспит-но-образ-го воздействия на чел., помогающие его дух., физ., псих., соц.становлению как личности. Общее в с.р. и с.п. - помощь, ф-и ( образ-но-воспит-ая, консультативная, организац-ная, профил-ая, реаби-ная). Различия - объектом в.п.явл. дети, мол-жь, а в с.р. - категории населения. Соц.р-ик имеет дело с клиентами попавшими в затруднение и нуждающимися в помощи.

24.Деонтологич.аспекты соц.работы

Медведева “Этика с.р.”. Деонтология с.р. (от греч. - должный)- комплекс пофес-ных, правовых и морольно-этичес-х правил составляющих понятия проф-го долга спец-та.

Деонтология (деонтос - должный) - учение о должном поведении, поступков, образе действий. Введен Вентамом в XIX.

Высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения св. воли, задачам достижения и сохранения тех или иных моральных ценностей.

Профессиональный долг спец-та - требования, кот общ-во, проф-я, кол-в, клиенты и он сам предъявл-т к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что он сам испытывает потребность и за что несет ответ-ть. Долг выступает перед спец-ом в виде обяз-й, соблюд-е кот. становится его внутр-ей, нравственной потребностью. Долг соц. р-а - совокупность правовых, моральных требований…

Моральный долг - осознанная необходимость опр. линии поведения.

Деонтология в с. р-те - комплекс норм и предписаний о долге и проф-х обяз-ей, ответственности соц. р-ка перед общ-ом и гос-ом, перед соц. р-ой как проф-й и соц. институтом, перед коллегами и клиентом соц. службы.

Осознание соц-ым р-ом св. проф-го долга влечет за собой: высокий проф-лизм; четкое знание св. проф-х обяз-ей; четкое соблюдение нормативно правовой базы; глубокая убежденность в необходимости св. действий (нужность); активное участие св. проф-й деят-ти (стремление постоянно добиваться больше рез-ов); заинтересованность в повышении эффект-ти р-ты св. и св. кол-ва; высокая организованность и дисциплина (привычка к должному поведению); наличие воли; стремление к самосовершенствованию.

Принципы деонтологии:

1)личная ответственность в правовом и моральном отношении

2)клмпетентность спец-та

3)рацион-го подхода к решению задач

4)соответствие полномочий и ответственности

5)правовой регламентации деят-ти

6)подотчетность

7)инициатива творческого подхода

8)организованность и дисциплина

9)контроль и проверка исполнения

10)критического подхода к оценке деят-ти

11)доверие и свобода действий

12)поощрение и наказание

С. р-к - спец-т особой, деликатной и гуманной профессии. Посредник - связующее звено (лицо) во взаимосвязи личности, семьи и общ-ва, он призван раб-ть в системе служб соц. пом-и населению, обеспечмвая мед-ко-психолого-пед-ую и правовую целесообразность этой системы, решая в ограническом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нравственности, физ-го и психич-го Здор-я, правовой и эк-й защиты, орг-ции труда и досуга, оказания своевременной соц. пом. Семьям и лицам, особо в ней нуждающимся.

«Проф-но-этич-й кодекс соц-го раб-ка Р» 1994г.

Этич-е принципы в соц. раб-е: соблюдение разумных интересов клиента; уважение прав клиента на принятие самост-го решения на любом этапе раб-ты с клиентом; принятие клиента таким какой он есть; отсутствие предрассудков и предубеждений по отношению к клиенту; конфиденциальность; доброжелательность; бескорыстие; честность и открытость; полнота инф-рования клиента о предпринимаемых действиях; личная ответственность соц. р-ка за нежелательные для клиента и общ-ва последствия св. действий.

25. Права, обязанности и проф-но значимые св-ва личности спец-та с.р..

На основе проф-но-этического кодекса соц-го р-ка России.

ПОВЕДЕНИЕ И ОБЛИК С-го Р-ка- Сотрудник соц-ой службы должен поддерживать высокие нравственные стан-дарты св. поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным ли-цом и как представителем профессии.

Компетентность и профессиональное совершенствование: должен приложить все усилия к тому, чтобы стать и оставать-ся спец-ом-экспертом в св. проф-ой практике и в выполнении св. проф-х обязанностей. С.р. должен действовать так, чтобы предупредить возможности негу-манного или /дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей. Честность: С. р-к должен соизмерять св. поступки с высшими стандарта-ми проф-ой честности. Учеба и исследовательская р-та: должен стремиться к постоянному по-вышению проф-х знаний, мастерства, включаться в систему обучения и иссле-д-кую р-ту. С.р. должен приложить мах усилий, чтобы воспитать и развить самостоятельность со стороны клиента. Осн-ми обяз-ми соц. р-ка явл. его обязанности по отн-ию к клиенту:

а)с.р. не должен использовать отн-ия с клиентами в соб-ственных интересах;

б)не должен практиковать, способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, основанной на нац-ти, секс-х отн-ях, возрасте, вероисповедании, сем-ом статусе, полит-ой ориентации, умственных или физ-х недостатках, привилегиях, пер-сональных хар-ах; напротив, его цель -- всеми доступными ему ср-ми бороться с такой дискриминацией;

в)с. р-ик должен избегать связей и отн-й, кот. идут во вред его клиентам;

г)с. р-ик не должен вступать в секс-ые отн-ия с клиента-ми ни при каких обстоят-х;

д)с. р-ик должен осведомлять клиентов о риске, правах, возможно-стях, обязанностях, связанных для них с соц-ой службой;

е)с. р-ик должен следовать советам и консультациям коллег и наставников, если они, но его мнению, служат интересам дела;

ж)с. р-ик должен завершить работу с клиентом и проф-ые отн-ия с ним, когда такая р-та и отн-ия не явл. необхо-димыми и более не служат нуждам и интересам этого чел. или семьи;

з)в случае, когда какое-либо др. лицо официально назначено выступать в защиту клиента, с. р-ик должен иметь дело с этим лицом исключи-тельно в интересах клиента;

и)с. р-ик не должен позволять вовлекать себя в любые действия, кот. оскверняют или уменьшают гражданские или юрид-ие права клиента, даже если это делается по просьбе клиента;

к)с. р-ик должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента форма-ми оказываемой ему благотв-ой помощи.

Конфиденциальность и сохранение тайны: обязан уважать тайны клиентов и не распростра-нять инф-цию, прошедшую в ходе проф-ой соц. помощи: а) с. р-ик может поделиться конфиденциальной инф-ией, уз-нанной им от клиентов без их на то согласия, только в случаях, необходимых по проф-ым обстоятельствам;

Сотрудник соц службы должен убедиться, что установленные гонорары за различные виды соц. пом. справедливы, разумны, тактичны и соразмерны с видами оказанной соц. пом. и со способностью клиента платить. С. р-ик не должен принимать ценных подарков за выполненную работу. С.р. должен всемерно помогать людям, информируя и делая соц-ые службы доступными населению микрорайона (социума).

С.р. -- представитель особой, деликатной и гуманной про-фессии. Посредник - связующее звено во взаимосвязи личности, семьи и общ-ва, он призван работать в системе служб соц. Пом. населению, обеспечивая медико-психолого-пед-ую и прав-ю целесообразность этой системы, ре-шая в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нрав-ственности, физ-го и псих-го здоровья, прав-ой и эк-ой защи-ты, организации труда и досуга, оказания своевременной соц. пом. семь-ям и лицам, особо в ней нуждающимся.

Должностные обяз-ти: ведет проф. практич-ую р-ту (посредничество, консульт-е, специализ-мая пом. …) в соц-х службах, организ-ях и учр-х …; оказыв-тсоц. пом. и услуги семьям и отд-ым лицам, различ-ым половозр-ым, этнич-им… гр. насел-я; организ-т и координ-ет соц. р-ту с отд-ми лицами и гр. с особыми нуждами, с огранич-ми возм-ми,вернувшимися из спец. учр-й и мест лишения свободы …; проводит исследоват-ко-аналит-у деят-ть (анлиз и прогноз-ние, разработку соц. проектов, технологий) по проблемам соц. полож-я насел-я в курир-ом р-не, с целью разработки проектов и программ соц. р-ы; участвует в организац-но-упр-ой и админ-ной р-те соц. служб, учр-й; содействует интеграции деят-ти различных гос-х и общ-х орган-ций и учр-й по оказан-ю необх-й соц. защиты и пом. насел-ю; ведет воспит. деят-ть в соц. службах, средних спец-х уч-ых завед-ях (при усл-ии получения дополнит-го образ-я в этой области).

26.Роль специалиста соц.работы в учреждениях пенитенциарной системы. Пенитенциарная система или тюремная система, совокупность тюремных мероприятий, направленных на кару и исправление заключенных. То есть система уголовно исправительных учреждений. Где человек должен не только понести соответствующие наказание, но раскаяться и встать на путь исправления. Одним из принципов уголовного права является гуманизм. То есть наказание не ставит своей целью унижения достоинства и чести человека и нанесение физических страданий. А одним из принципов уголовно исправительного права является соединение наказания и исправления.

Основная роль специалиста по социальной работе - оказывать содействия в исправлении, обретении заключенным нового более высокого социального статуса. Так чтобы на выходе из пенитенциарной системы человек включился в общественную. Социальная работа должна начинаться с момента вхождения человека в пенитенциарную систему. И можно выделить 3 этапа работы специалиста.

На этапе следствия и в суде.

На этапе отбывания наказания и исправления.

После выхода человека в общество.

На первом этапе социальный работник должен выступать в качестве дополнительной защиты. Дабы человек получил более справедливое наказание.

На втором этапе социальный работник выполняет следующие функции:

вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов;

подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу. В функции социального работника также входит контроль за медицинским обеспечением осужденных. Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия

Получение образования, психологическая работа должны способствовать тому чтобы человек оказавшись на свободе мог жить в обществе не совершая преступлений.

В респ.Коми 43 испр-но-трудовых учр-й, 3 следственных изолятора.

Обратившемся в органы соц. защиты, выделяется одежда, обувь, даются талоны на продукты, обеспеч.временное проживание в соц.гостинице. А если это не трудоспособные граждане, то устройство их в интернаты, оказание помощи в получении необходимых документов, в оформлении инвалидности, психологическая и правовая помощь. Весь этот комплекс услуг является составными частями комплексной целевой программы - Бывший заключённый на 2001-2003г.(реабилитации).

27. Роль ССР в защите интересов населения в суде и государственных органах. (приблизительно о том, что нужно говорить)

в суде содействует наиболее полному сбору фактов из жизни подсудимого, о личности подсудимого. Сбору справок, документов. Помошь в поиске сведетилей. Соствление характеристи личности. Семейных особенностях. Выступает как свидетель. Содействует наиболее объективному рассмотрению дела. Дает советы оказывает всестороннюю помощь и поддержку семье и детям подсудимого. Выступает в качестве дополнительной защиты.

В государственных органах. Дает консультацию. Осуществляет правовое просвещение клиента. Дает консультации о правах, гарантиях на которые могут претендовать клиент. Дает рекоментации о том в какие учреждения и органы следует обратиться. Сведения о необходимой документации. Дает консультацию процессуального характера. В целом занимается правовым консультированием. оказывает помощь в сборе необходимой информации. Консультативная работа.

28. Основные положения концепции соц-но-мед-ой работы

МСР новый вид мультидисциплинарной проф-ой деят-ти мед-го, психолого-пед-го, соц-но-прав-го хар-ра, направленной на восстановление, сохранение и укрепления здоровья.

Целью МСР явл. достижение max возможного уровня здоровья, ф-рования и адаптации лиц с физ\псих патологией, а также соц.неблагополучием.

Объектами МСР различные контингенты, имеющие выраженные мед-кие и соц-ые проблемы, кот. взаимно потенцируют др. друга и решение кот. затруднительно в рамках односторонних проф.мероприятий. К таким контингентам относятся: длительно и часто болеющие, инв-ды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и т.д.

МСР по сути явл. технологией оказания МС помощи (сущ. 5 видов МСП: профилакт., лечеб-диагност, реабил, протезно-ортопед., зубопротезн.)

МСР регламентируют следующие документы: Основы зак-ва РФ об охране здоровья граждан. (статья 20), ФЗ «Об основах соц.обслуживания населения в РФ», «О соц.обслуживании граждан пожилого возраста и инв-ов», «О психиатрической пом. и гарантии прав граждан при ее оказании» …

МСР формируется на стыке Здравоохранения и соцзащиты, потому должна выполнять следующие функции:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты