Рефераты

Социальная работа как знание, деятельность и специальность

3.Соц-но-пед-ая реабилитация несов-х, находящихся в соц-но опасном положении.

4.Выявление и пресечение случаев вовлечения несов-х в преступления.

Принципы: законности, демократизма, гуманного обращения, поддержки семьи, индивидуального подхода, конфиденциальности.

Субъекты профилактики:

1.Комиссии по делам несов-х и защите их прав.

2.Органы соц. защиты населения.

3.Органы упр-я образованием.

4.Органы опеки и попечительства.

5.Органы по делам молжи.

6.Органы здравоохранения.

7.Органы службы занятости.

8.МВД.

Учреждения для несовершеннолетних: соц-но-реабилитац-ые центры; соц. приюты, центры помощи детям, оставшимся без родителей.

42. Консультирование как ф-я и технология соц. р-ты.

Соц. консультирование -- это особая форма оказания соц. помощи путем целенапр-го психолог-го воздействия на чел. или малую гр. в целях их социализации, восстановлении и оптимизации их соц. ф-й, ориентиров., выработки соц. норм общения.

Виды напр-й соц. консультирования:

1 . Медико-соц-ое

2. Психолог-ое

3. Соц-но-пед-ое

4. Соц-но-прав-ое

5. Соц-но-управл-ое

6. Соц-но-инновац-ое др.

Организация соц. консультирования вкл. в себя региональные центры, специализ-ые службы:

1. планирования семьи

2. Супр-ие консультации

3. Психо - соц-ой помощи и консультирования

4. Службы экстренной психо - социальной помощи (телефон доверия)

5. Консультативные службы в органах здравоохранения, а также общ-х орган-ях.

Приемы и методы: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, инф-ние, мини-тренинг, консультац-ый инструктаж, анкетирование и т. д.

43. Виды и формы информационных технологий в социальной работе.

Процесс информатизации охватывает все сферы человеческой деятельности.

По экспертным оценкам в 1994 году на территории РФ функционировало 158 государственных информационных центров. Подготовкой информационной продукции и услуг было занято 40тыс. человек. Данные числа ежегодно увеличиваются.

Информационные системы выполняют информационно справочные функции, контрольные, расчетные, и оформительские функции. Позволяет обрабатывать большие массивы информации и представлять результаты в наглядной форме.

Принятие управленческих решений базируется на достоверной, полной и актуальной информации.

Научно технический прогресс в управлении социальной сферой связан с внедрением информационных технологий (ИТ). ИТ играют важную роль в обработки данных. Обеспечиваю сбор, хранение, обработку, передачу и представления информации.

БД (базы данных)

Правовые базы данных: «Гарант» «Консультант»

Пакеты программ для обработки статистической информации. «статсофт», Социум, статграфикс,

Базы данных льготников

Федеральный бак данных о детях

Большое значение в социальной работе имеют программы по расчету и назначению пенсий и пособий.

«Программный комплекс социальные пособия» Применяется в 46 регионах. При помощи данной программы обеспечивается регистрация малоимущих семей обратившихся в органы социальной защиты. Анализируется имущественное состояние.

Программа анализирует данные и выдает отчет о назначении пособия или об отказе.

В состав пакета входят:

Прием заявления

Нормативы

Вкл. В себя Категории получателей, Прожиточный минимум по полу и возрасту, Учет доходов.

Корректировка: заявления действующие, заявления с отказами, заявления по которым осуществлены выплаты, снятые с учета.

Отчеты: по выплатам за месяц, об оказании помощи в %, по категориям.

Создан «Опытно эксперементальный центр обработки информации по начислению и выплате пенсий и пособий».

44. Проектирование в с. р..

Теорит-ие основы СППМ:1)СППМ явл. одной из технологий с.р. Их различают 2 вида:а)частные;б)общие (ф-ные). СППМ явл. общими технологиями с.р.; 2)СППМ явл. управл-ой технологией. Использование СППМ повышает рез-ность управл-я; 3)СППМ явл. инновац-й технологией; 4)Технологии СППМ дают лучший рез-т если используются коллект-е раб-ы.

5)СППМ явл. отраслью социологич-й науки.

Цели СППМ: 1)решения назревших соц. проблем ;2)улучшение системы жизнед-ти в соответствии с возрастающими потребностями.

Уровни СППМ:1)мегауровень - общепланетарный, межгосударственный (с-ми СППМ явл. международные организации: ЮНЕСКО, ООН ,римский клуб, Гринпис); 2)макроуровень (с-ми явл. фед-ые (Фед. Собрание:: гос. Дума, Совет Федераций; Правительство, исполнительная власть; Судебная власть: конституц-й суд, верховный суд, народный суд, высший орбитражный) и регион-е органы управл-я (Город-я Дума, Мэр, Областной, городской суд, суд присяжных)): а)в целом на уровне гос-ва (#ФЦП); б)на уровне крупного региона (#ФЦП «Молодой семье доступное жилье»); 3)микроуровень: а)уровень соц-х орган-ий; б)уровень муниц-ых образований; 4)миниуровень: а)малая гр-а (# организ-я похода); б)личность (# желание похудеть).

Социальное проектирование - это конструирование инициатором проекта нового введения, призванного решить какую-либо соц. проблему, локализованного по месту, времени и ресурсу. С.П. представляет собой разновидность сознательной инновационной деятельности.

Проект - прообраз, прототип о., кот. призван решить соц. проблему.

С. управл-ец любого Ур-ня (# от Мин-ра, президента до любого руков-ля; в том числе и спец-т по с.р.)

О. система соц. связей или соц-х отн-й, подвергающееся воздействию с-ов.

П. соц. иннов-и, призванные решить соц. проблему или усов-ать систему жизнед-ти.

Виды соц. иннов-й, явл-еся предметом проект-я:1)новый о.; 2)нов-е св-во старого о.; 3)нов. соц-я организ-я (# нов. Универ-т); 4)мероприятие; 5)нов. соц. услуга - рез-т полезной деят-ти напр-ой на удовлетв-е 1 ил неск-х соц. потребн-й людей; 6)нов. система воздействия (#программа профил-ки, рекламная компания); 7)законопроект.

Типология соц. проектов:1)по содержанию: узкосоц-е, комплексные, научно-технич-е, к-но-образ-е. 2)по характеру проект-х измен-й: инновационный проект (внедрение новых разработок), модернизирующий, реставрационный, поддерживающие (цель: не изменять предыдущее, а реставрировать, украшать); 3)по источникам финанс-ия: инвестиционный ( в веде инвестиций могут выступать имущество, оборудование), спонсорский (усл. Реклама в СМИ, договор о спонсорстве), кредитный проект - получ-е фин-х ср-в от кредитных учр-й с предоставлением гарантий: лизинг, эпотечное кредитование), бюджетный (фед-й бюджет - Фед. Программы; участники в конкурсе, кот. фин-т проект; бюджет с-ов фед-ции: св-ва в негос-х, общ-х и гос. фондах; местные бюджеты; бюджеты органов местного самоуправления; бюджеты органов муниц-ой власти); 4)по масштабам проекта: микро проект (индивидуальный), малый проект (не велик по размеру, небольшое финанс-ие); 5)по срокам реализации (долгосрочные (от 3 лет и выше), среднесрочные (от 1г. до 3 лет), краткосрочные (до года)).

Осн. подходы П.: 1)объективно-ориентир-й (цель: создание нов. о., выполняющего важную соц. ф-ю; особ-ть: научно-обоснов-е опред-е параметров буд. Соц. проекта для обеспеч-я его оптим-го фин-я); 2)проблемно-ориентир-й (цель: решение соц. проблемы с учетом соц-диагностич-х иссп-й доступных ресурсов и наличие целей; особ-и: о. разрабат-ся с учетом проектного фонда и особ-й рекламы)

3)субъектно-ориентир-й (тезаурусный - совокупность устных установок автора проекта) (цель: решение соц. пробл., реализация собственных целей разработчика проекта; особ-ть: инициатор явл. автором проекта). Важно, чтобы тезаурус разработчика не противоречил общечел. ценности.

4)системный подход (цель: проектир-е таких новшеств, кот. обеспечат оптимальное ф-ние всех Эл-ов системы; особ-ть: рассмотрение о., как системы, планируя изменения в Эл-ах, а также влияние др. систем.

Осн. правила рационал-ции проект-я: 1)времени; 2)места; 3)места (# в каком регионе …);4)последствий (обяз-ое планир-е превентивных мер для недопущ-я негат-х последствий);5)типичности; 6)самодост-ти;7)коллект-ти.

Жиз-й цикл пр-та - период м/у зарожд-ем пр-та и его ликвидации (начало самост. жизни).

Соц. Проект как текст: 1)типовая структура:а)структура проекта макроур-я (представлены ФЦП); б)структура микропроекта:

1)Актуальность; 2)Цели и задачи; 3)Модель создаваемого проекта; 4)Обосн-ие проекта: фин-ое, организац-е (кадря, обеспеч-ие) и нормативное; 5)Ожидаемые последствия: + и -; 6)План подготовит-х меропр-й в ходе реализ-и проекта; 7)Приложение;8)Список исп. Лит-ры.

Методы: 1)метод фокальных о-ов - это способ конструирования нов. о-та путем применения к нему свойств др. о-ов; 2)создание сценариев - это представление социального проекта в виде описания последовательного развития событий, кот. им предусматриваются или из него могут следовать, с увязкой по ресурсам; 3)мозговая атака - способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождения нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и сорящейся на снятии барьеров критичности и самокритичности участ-ов; 4)метод синектика - р-та постоянных групп, проф-го применяющих различные приемы активизации св. творческого потенциала; 5)деловая игра - это имитация принятия управл-х решений в различных ситуациях путем игры (проигрывания, разыгрывания) по заданным или выработанных самими участниками игры; 6)ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Была разработана в 1946 г.; 7)метод контрольных вопр. - р-та со списком спец-но подобранных вопр., кот. помогают точно опр-ть суть выполняемой р-ты.

45. Сущ-ть соц. прогноз-я и моделирования в с.р.

Теорит-ие основы СППМ:

1)СППМ явл. одной из технологий с.р. Их различают 2 вида:а)частные;б)общие (ф-ные). СППМ явл. общими технологиями с.р.

2)СППМ явл. управл-ой технологией. Использование СППМ повышает рез-ность управл-я.

3)СППМ явл. инновац-й технологией.

4)Технологии СППМ дают лучший рез-т если используются коллект-е раб-ы.

5)СППМ явл. отраслью социологич-й науки.

Цели СППМ: 1)решения назревших соц. проблем ;2)улучшение системы жизнед-ти в соответствии с возрастающими потребностями.

Уровни СППМ:1)мегауровень - общепланетарный, межгосударственный (с-ми СППМ явл. международные организации: ЮНЕСКО, ООН ,римский клуб, Гринпис); 2)макроуровень (с-ми явл. фед-ые (Фед. Собрание:: гос. Дума, Совет Федераций; Правительство, исполнительная власть; Судебная власть: конституц-й суд, верховный суд, народный суд, высший орбитражный) и регион-е органы управл-я (Город-я Дума, Мэр, Областной, городской суд, суд присяжных)): а)в целом на уровне гос-ва (#ФЦП); б)на уровне крупного региона (#ФЦП «Молодой семье доступное жилье»); 3)микроуровень: а)уровень соц-х орган-ий; б)уровень муниц-ых образований; 4)миниуровень: а)малая гр-а (# организ-я похода); б)личность (# желание похудеть).

СП - процесс разработки научных прогнозов в след-х областях: полит-х, эк-х, эколог-х, демограф-х. Если прогнозирование выполнено качественно, то результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования. Это одно из направлений конкретных социальных исследований, специальный о. Кот. Составляет перспективы развития конкретных соц-х процессов. Специфика СП состоит в том, что предвидение соц-х явлений и процессов и упр-ия ими тесно связанны.

Прогноз - научно обоснованное суждение о вероятностном состоянии развития процесса в буд-ем; о альтернативных путях и сроках осущ-я этих процессов; о целях, кот. можно достичь с пом. Опр-х ср-в.

Осн. технологич-е этапы прогноз-я:

1)анализ сит-ции сегодн-го дня.

2)диагноз: а)эффект Эдипа - вид управл-го решения, кот. нейтрализует нежедательный прогноз (своевременная реакция управленцев на прогноз).

б)эффект «Пигмалиона - тип управл-го решения, когда прогноз выступает стимулом деят-ти людей (прогноз-ся успех - эффект от деят-ти усиливается).

3)прогноз: кол-ый (четкая хар-ка) и кач-ый (улучшается прогноз или нет).

4)верификация - проверка прогноза на достоверность.

Ф-и прогноз-я: 1)теорет-ко-познават-я; 2)побудит-я к проект-ию; 3)управленческая (# менедже прогнозирует продажу).

О. - любые соц. процессы

П. - опред-е возможных состояний развития процесса в буд-ем; разработка технологии прогноза.

Итоги: - кач-ое состояние о.

- прогноз (и кач-ый и кол-ый)

- план (детальное описание решения проблемы)

Принципы: *вероятностный хар-р; *системность; *вариантность; *историзма, *соц. детерминизма; *верифицированность с пом. Соц. экспертизы (проверка).

Типология П.:1)поисковый - предвидение соц. ситуации, исходя из обнаруж-х сегодня тенденций, при усл-и, что не будет принято никаких управл-х решений (цель: установить перспективную, пробную ситуацию). Он явл. осн. при оценке жизнеспос-ти проекта, т.к. демонстрирует потенциал нововвед-я; предупруждает о возможных негативных последствиях нововведения.

2)нормативный прогноз (суть: описание буд-го состояния о., в соотв-ии с заранее устан-ми целями.

Методы П.: 1)интуитивный; 2)формализов-ый (математ-е, програмир-е….)

СМ - исслед-е о.познания на его модели; процесс построения модели

Модель - упрощ-ое представл-е о. в форме, отлич-ся от о., но отраж-й его наиболее сущ-е св-ва.

Виды моделей: 1)содержат-ая (визуально-вербализованная): текст, график, таблица, макет, схема…; 2)когнитивная; 3)концептуальная - теория в виде модели; 4)имитационная (#деловая игра); 5)формальные - математич-е и компьютерные; 6)целевые; 7)описательные; 8)объяснительные; 9)прогностич-е.

Особ. моделир-я соц. процесса: модели, кот. хор. Раб-ют в одних процессах, могут быть бесполезны в др.

Модель индивидуальна под конкретные усл-я. При модел-ии необходимо указывать перечень усл.

46. Иннов-ые деловые игры как метод решения соц-х проблем.

Деловая игра - это вид игровой творческой деят-ти, результаты кот. содействуют успешному осущ-ю дела, которым занимается данная организация.

Иннов-я ДИ означест, что итогом этой деятельности выступает новизна, новое знание.

Методика подготовки иннов. игры:

1)формируется четкая соц. проблема, ради решения кот. будет организовываться игра

2)опр-я состав участников игры

3) опр-ть продолжительность ДИ

4) консультация установочная к игре, во время кот. раскрывается цель, условие, правило и итоги игры

5)выдача методических материалов для дом-ей творческой работы

Методика проведения игры:

1) разбивка участников на малые игравые группы (4 чел.)

2)обсуждение рез-ов дом-й творческой раб-ты

3)оценка и выявлении лучшей работы

4)обсуждение, в пленарном режиме, лучших раб-т перед всей гр-ой, ролевое обсуждение раз-ов, полученных в малых игровых гр-ах

5)составление банка идей по итогам игры

6)вручение банка идей заказчику.

Инновац-я игра всегда обусловлена возникновение соц-й проблемой.

Социальная проблема - осознанная соц. р-ком, с-ым учр-ем в целом невозможности разрешить то или иное жизненное затруднение с помощью знаний и имеющегося опыта.

47.Основы гос-ной соц-ной помощи населению в РФ

Гос-я соц. помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет ср-в соотв-х бюджетов бюджетной системы РФ соц-х пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

Соц-ое пособие - безвозмездное предоставление гражданам опред-й ден-й суммы за счет ср-в соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

Субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам матер-х благ или оказываемых услуг;

Набор социальных услуг - перечень соц-х услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан

Цели оказания государственной социальной помощи: 1. поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко прожив-х граждан, среднед-й доход кот. ниже величины прожит-го min, установленного в соответствующем с-те РФ. 2. адресного использования бюджетных ср-тв; 3. усиления адресности соц-ой поддержки нуждающихся граждан 4. создания необходимых усл-й для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого кач-ва соц-х услуг; 5. снижения уровня соц-го неравенства 6. повышения доходов населения.

Право на получение гос-ой соц. пом. в виде набора соц. услуг имеют след. категории граждан: 1) инв-ы войны; 2) участники ВОВ; 3) ветераны боевых действий 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учр-ях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941г. по 3 сен. 1945г. не менее 6 мес., военнослуж-ие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 6) лица, раб-шие в период ВОВ на о-ах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, и др. военных о-ов в пределах тыловых границ действующих фронтов, 7) члены семей погибших (умерших) инв-ов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, 8) инв-ды; 9) дети-инв-ды.

Набор социальных услуг: 1) дополнительная б/п мед. помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными ср-ми, а также предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, 2) б/п проезд на пригородном ж/д транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежем-х ден-х выплат, а так же соц. услуг, осущ-тся ведение фед-го регистра данных лиц. Получателями гос-ой соц-ой помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко прожив-е граждане, кот. по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожит. min, устан-го в соотв-ем с. РФ.

Гос.соц.помощь предоставл-ся только за счет фед-го бюджета на основании письм-о заявления граж-на в органы соц.защиты насел-я по МЖ или по месту пребывания. В заявлении указ.данные о доходах, о получаемой гос.соц.помощи, об имущ-ве на праве собственности.

48. Эк-кие основы деят-ти орг-ций и уч-ний соц-го обслуж-я.

В наст.время возрастает роль эк-кой ф-ции гос-ва и общ-ва в соц.сфере. Эк-кой основой реализации этой ф-ции явл. 3 системы: 1) система соц.страхования, базирующаяся на принципах обязательности, уплаты страховых взносов и взаимосвязи страховых платежей с получаемыми соц.бумагами. 2) система соц.обеспечения базируется на принципах б/п предоставлении соц-х благ и доступности к ним всех граж-н общ-ва. 3) система соц.защиты, в т.ч. соц.обслуж-я, базирующаяся на принципах заботы гос-ва о соц-но уязвимых членах общ-ва и соц-ой благотворительности, предусматривающей адресной, дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп насел-я по степени нуждаемости и б/п предоставлении им соц.помощи.

Так же на современном этапе развития общ-ва преобретают важное значение 2 осн.стороны эк-кой ф-ции соц.защиты: 1) соц.выплаты - представляют собой систему гос-го, матер-го обеспеч-я престарелых и нетрудоспособных гр-н, семей с детьми и др-х категорий насел-я, на ее основе обеспечивается удовлетворение основных жизненных потребностей в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и др. При этом возникает потребность в создании системы территориальных и муницип-х норм и стандартов реализуемых в рамках регионал-х соц-х программ. 2) соц.обслуживание - пред.собой дест-ть по оказ.различ-х видов соц.услуг, предоставляемых б/п или на льготных условиях в стационарных или не стационарных уч-ях соц.обслуж-я. Эк-ка в с.р.(в узком смысле) - изучает способы эффек-ного использования огранич-х ресурсов для удовлетворения потребностей людей попавших в ТЖС. З-ном “Об основах соц.обслуж-я в РФ” => 1) имущественный ресурс (соц.службы обеспечиваются земельными участками и др.имуществом для выполнения задач). 2) ресурсы финансовые (федеральные, региональные ресурсы, внебюджетные ресурсы: кредиты банков, доходы от предпринимательской деят-ти, ср-ва от целевых соц-х фондов, благотворит.взносы. и т.д.). 3) кадровые ресурсы (те спец-ты, кот.имеют проф.образование в области с.р., имеют опыт работы в области соц.обслуж-я, лица, кот. Склонны по своим кач-вам к оказанию соц.услуг). Специалист по с.р. = с 8 по 13 разряд. Как оплачиваются работники: 1. определение тарифной ставки (оклада) ЕТС, 2. повышение окладов или ставок. Спец-там по с.р. работающ. с наиболее сложными категориями насел-я (девиантные, несовершенол., алкогольн.завис.) возможно повышение на 1 разряд, а так же соц.раб. и спец-ты с.р. работающие в усл-х чрезвычайной ситуции техногенного и природного хар-ра, а так же на территории вооруженных и межэтнических к-ов. Для спец-тов по с.р., кот.р-ют в усл-х опасных для здоровья и особо тяжелых усл-х труда повышается разряд на 25%. Спец-там по с.р.раб-щие на селе - так же на 25%. За продолжительность непрерывной работы в уч-ях соц.защиты устанавл.след.надбавки: в размере 20% оклада за первые годы работы и 10% за последующие 2 года непрерывной работы.

49. Проблемы правового обеспечения соц. р-ты

Основные документы по защите прав человека: Всеобщая декларация прав чел.(1948г.), Международный пакт о гражданских и полит-х правах чел. 1966г (вступил в силу в 1976г.), Международный пакт об эк-х, соц-х и к-х правах (1966), кот. составляют Международный Билль о правах чел. (1946г.), призванный стать эталоном, в соответствии с кот. оцениваются достижения в области уважения и защиты прав чел..

В документах ООН дано следующее опред-е прав человека : «В общих чертах права чел. можно опред-ть как права, присущие природе чел., без кот. он не может сущ-ть как чел-ое сущво. Права основаны на растущей потребности чел. в такой жизни, при кот. неотъемлемое достоинство и ценность каждой чел-ой личности пользовались бы уважением и защитой».

Сущ-ет несколько видов прав чел.:

Гражданские права - вид прав чел., включающий самые осн., обеспеч-щие его достойное сущ-ние - физ-ое, психол-ое, моральное, дух-е, позволяющее ощущать себя свободным в жизни : право на жизнь, защита со стороны гос-ва, свободу от насилия, право на свободное перемещение, на «въезд-выезд»...

Политические права представляются, как правило, только гражданам данного гос-ва. Это обусловлено тем, что их реализация сопряжена на практике с непосредственным отношением граждан к власти, их участием в полит-ой жизни страны

Также к правам чел. относя право на жизнь, равноправие, не дискриминацию, право принятия участия в ведение гос-х дел, право на защиту от жестокого обращения, право на свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли, совести, религии и др.

Права чел. эк-е, соц-ые и к-ые - это законод-но закрепленные усл-я жизни людей. К ним относятся: право на труд, право на справедливые и благоприятные усл-я труда, равную оплату за равный труд для муж. и жен., право на отдых и досуг, разумное ограничение раб-го времени и др.

50.Международные нормативно-правовые акты организации с-ой р-ты.

Принципы соц. р-ты изложены в основополагающих док-х Международной фед-ии соц-х р-ков (МФСР- IFSW), кот-ми явл.: Устав и уставные нормы к нему, Международный кодекс этики проф-го соц. р-ка и Декларация об этич-х принципах в с. р-те. В преамбуле Устава говорится о том, что соц-я р-та по своей сути во многом основ-ся на гуманистич-х, религиозных и демократич-х идеалах и философских взглядах и имеет универсальное применение, нацеленное на удовлетв-е потребностей чел., возникающих в процессе взаимод-я личности и общ-ва, на развитие творческого потенциала личности.

Устав ООН 1945г. (впервые было заявлено о желании создать систему междун-го сотрудничества, ограничивающую суверенитет отдельных гос-в; междун-ое сообщество обязалось создать гарантии прав чел., кот. будут обеспечивать защиту отдельных лиц, групп или общин).

Всеобщая декларация прав чел. 1948г. (в св. 30 ст. Всеобщая декларация опр-ет осн. права и свободы всех людей, охватывая при этом гражданские, полит-ие, эк-ие, соц-ые и к-ые права. Но сама по себе Декларация не имеет юрид-ой силы. Она представляет собой свод нравственных норм.

Междун-ая конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (док-т напр-н на ликвидацию расовой дискриминации во всех ее формах и проявлениях, предупреждение и искоренение расистских теорий и практики их осуществления и создание междун-го сообщ-ва, свободного от всех форм расовой дискриминации).

Междун-ые пакты по правам чел. 1966г. (2 пакта, 1 из кот. касается гражданских и полит-х прав, а др. - эк-х, соц-х и к-х, разработанных на основе Всеобщей декларации, устанавливают междун-но-признанные нормы, с пом. кот. в судебном порядке обеспечивается защита прав чел. в случае их нарушения, пакты имеют 3 общих эл-та: право на самоопределение, принцип равенства муж. и жен., принцип неделимости).

Междун-ый пакт о гражданских и полит-х правах 1966г. (в пакте закреплены след. права: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрещение рабства; на свободу слова, религии, собрания и ассоциаций; на свободу перемещения и выбора МЖ; на защиту нацменьшинств).

Декларация соц-го прогресса и развития 1969г. (декларация явл. комплексной программой соц-го сотрудничества, в ней сформулированы осн. принципы соц-го прогресса, гл-ым из кот. явл. положение о том, «что все народы и все люди, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, нац-ти имеют право жить в достойных усл-х и в усл-х свободы и пользоваться плодами соц-го прогресса и должны со св. стороны способствовать ему»; в Декларации важное значение придается семье как осн. ячейке общ-ва).

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен. 1979г. (в ст. 1 конвенции дается опр-ие дискриминации в отношении жен.; гос-ва, ставшие участниками этой конвенции, соглашаются безотлагательно со всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении жен.).

Принципы мед-ой этики 1982г. (с помощью ВОЗ в 1982г. Генеральная Ассамблея разработала и приняла принципы мед-ой этики, относящиеся к роли раб-ов здравоохранения, в особ-ти врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и др. жестоких, бесчеловечных или унижающих чел-кое достоинство видов обращения или наказания).

Конвенция о правах реб-ка (осн. ее цель - мах защита интересов реб-ка, при этом она призывает принявшие ее гос-ва создать усл-я, при кот. дети могут принимать активное и творческое участие в соц-но-полит-й жизни св. стран; согласно конвенции реб-ком явл. каждое лицо в возр. до 18 лет).

Междун-ая конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990г. ( эта конвенция применяется ко всем трудящимся мигрантам и членам их семей без какого-то ни было различия по полу, цвету кожи, нац-ти.

51. Законодательные основы организации с. р. в совр. Р.

Законодательную, нормативно-правовую базу социальной работы России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:1.регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО);2.внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда и социального развития, Министерства образования и министерства здравоохранения);3.документы субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории;4.документы муниципальных образований;5.решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.

Федеральный закон Об основах социального обслуживания населения в РФ 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ
Федеральный закон о государственной социальной помощи 17 июля 1999 года N 178-ФЗ

Федеральный закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов 2 августа 1995 года N 122-ФЗ
Федеральный закон об основах обязательного социального страхования 16 июля 1999 года N 165-ФЗ

52. Нормативно-правовые док-ты, регулир-ие права населения на гос-е обеспечение и обслуживание.

Система соц. обслуж-я населения формируется в рамках Фед-го закона «Об основах соц-го обслуж-я населения в РФ» от 10 дек. 1995г. № 195-ФЗ.

Соц-ое обслуж-ие деят-сть соц-х служб по соц-й поддержке, оказанию соц-но-быт-х, соц-но- мед-х, психолого-пед-х, соц-но-прав-х услуг и матер-ой помощи, проведению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в ТЖС.

Соц. обслуж-ие основ-ся на принципах:

1) адресности; 2) доступности; 3) добровольности; 4) гуманности; 5) приоритетности предоставления соц. услуг несов-им, находящимся в ТЖС; 6) конфиденциальности; 7) профилакт-ой напрти.

В наст. время среди исслед-ей соц. р-ты ставится вопр. о необходимости дополнения вышеперечисленных принципов еще одним и важнейшим - индивидуальности, когда ср-ва выделяются не соц-ым центрам, кот. предлагают услуги потребителю, но саму клиенту перечисляются ср-ва и именно он явл. заказчиком соц. услуг. Вместе с тем необходимо отметить, что переход на данный принцип коренным образом изменяет всю систему соц. обслуж-ия населения и соц-го упр-ия.

К осн. формам соц. обслуж-я, опред-ым Фед-ым законом, относятся: матер-я помощь, соц. обслуж-е на дому, соц. обслуж-е в стац-х учр-х, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учр-х соц. обслуж-я, консультативная пом. и реабилитационные услуги. Законом опред-ся, что соц. услуги могут быть как платные, так и бесплатные.

Основными учреждениями соц. обслуж-я независимо от форм собственности явл.:

1) комплексные центры соц. обслуж-я населения;

2) территориальные центры соц. пом. семье и детям;

3) центры соц. обслуж-я;

4) соц-но-реабил-ые центры для несов-х;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) соц. приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-пед-ой помощи населению;

8) центры экстренной психол-ой пом. по тел.;

9) центры (отделения) соц. пом. на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стац-ые учр-я соц. обслуж-я (дома-интернаты для престарелых и инв-ов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физ-ми недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учр-я, предоставляющие соц. услуги.

В Фед-ом законе «О соц. обслуж-ии граждан пожилого возраста и инв-ов» от 2 авг. 1995г. № 122-ФЗ впервые на законодат-ом Ур-не рассматривается проф-ая деят-ть в сфере соц. обслуж-я (глава 5).

Ст. 34. Право на проф-ую деят-сть в сфере соц. обслуж-я.

Проф-ая деят-ть в сфере соц. обслуж-ия подлежит лицензированию. Условия и порядок лицензирования проф-ой деят-ти в указанной сфере опред-ся правительством РФ. Право на проф-ую деят-ть в сфере соц. обслуж-я граждан пожилого возраста и инв-ов имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие высшее проф-ое или среднее проф-ое образ-ие или проф-ную подготовку в образов-х учр-ях РФ, а также получившие в установленном порядке лицензию на проф-ную деят-ость в сфере соц. обслуж-ия.

До получения указанной лицензии соц. р-ки всех уровней подготовки имеют право работать по избранному профилю только в кач-ве стажеров под руководством опытных спец-ов, имеющих лицензии на проф-ую деят-ть в сфере соц. обслуж-ия. Граждане, имеющие диплом соц. пед-га и (или) соц. р-ка, выданный образов-ым учр-ем иностранного гос-ва, допускаются к самост-ой проф-ой деят-ти на территории РФ только после получения в устан-ом порядке лицензии на проф-ую деят-ть в сфере соц. обслуж-ия. Для оказания осн. соц-но-быт-х услуг могут привлекаться граждане, не имеющие профессиональной подготовки, на условиях трудового договора, заключаемого с органами упр-ия соц-ым обслуж-ием населения или учр-ями соц. обслуж-я. Эти граждане могут выполнять св. обяз-ти по соц-ому обслуж-ию без получения соответствующей лицензии.

Международные док-ты: 1. Всеобщая декларация прав ч-ка, 2. Междунар.пакт о гражд-х и политич-х правах, 3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации жен.. Во всех док-тах ООН- приоритеты сем-о воспитания детей. 1994- проведение междунар.года семьи. Рос-е док-ты регулирущие семейную политику: КРФ, СК-95г., ФЗ “О соц.обслуж.насел-я”.95г., ФЗ “Об осн.гарантиях прав реб-ка в РФ” 98г., ФЗ “О гос.пособиях гр-нам имеющим детей”95г.

53. Конфликты в с.р-те пути и методы их разрешения.

К-т - это неэффект-е общение, т.е. м/у партнерами желаемое общение не складывается. К этому могут привести внешние и глубокие внутр-е противор-я, кот. создают барьеры м/у людьми. Малоэмоц-я речь с трудом пробивает дорогу к душе и сердцу чел.

Конфликт -это временное эмоциональное изменение настроения.

О. к-а - то, сто сосредотачивает на себе внимание и устремление сторон и одновременно противопоставляет их м/у собой. Наиболее часто о. выступают: 1.ресурсы - матер-е (фин-сы, техника, земля) и дух-е (какая-либо инф-ция; 2.статус - выступает для сторон как усл-е обеспеч-ю св. нормальной жизнью, от него зависит каким будет полодение общ-ве; 3.ценности - нечто принципиально важное для с., они явл. выражнием понимания с-ом самого себя, св. собственной сути, с потерей кот исчезает он сам, как нечто самост-ое, достойное уважения др.

Объект-е причины: соц. нерав-во, огранич-ть ресурсов, противор-я в отнош-ях власти.

Субъект-у причины: присол-е ф-ры (вспыльчивый хар-р, психич-я неовм-ть, плохое настроение), различие в нац. традиц-х, различие в образе жизни.

П. к-а- осн. против-чие из-за кот. стороны вступают в противоборство.

Стороны к-та - это не все участники противоборства, а только те. кот. принимают активное действие др. против др. (#соц. институты (органы влвсти), соц. гр., этносы, нация)

Участники к-та - роль-подстрикатель, кот. подталкивает к к-ту, но сам может и не участвовать.

Пособник - лицо, содействующее к-ту различными способами, советами.

Организатор - лицо, пралир-щее к-т; он начинает стратегию развития к-та, послед-ть действий

Поспедник - нейтральное лицо, помогающее к-щим сторонам достижения соглашения.

К-ая ситуация - придельный случай обострения противоречия м/у личностями или в коллективе.

К. реальность в нашей жизни (может быть естественный, искусственный)

Управление конфликтом - это деятельность, направленная на предупреждение и разрешение конфликтов.

К. - столкновение противопол-ых целей и интересов 2-х или неск-х людей.

Базой к-а явл. к-ая ситуация эл-ми кот. выступают оппоненты (т.е. противоборствующие участники) и о. к-а.

Наиболее типичными стилями поведения в к-х ситуацих явл.: приспособление (изменение собственных интересов и позиций), компромисс (взаимные уступки), сотрудничество (совместная выработка решения удовлетворяющего интересы всех сторон), игнорирование (уклонение от к-та), соперничество, конкуренция (борьба за св. интересы).

К- по хар-ру причин: объективные, с-ные; по сфере завершения к-а.

Вопр., кот. необходимо поставить в к-ой сит-ции:

1)что делать?

2)где находится истинная причина к-та?

3)когда приступить к действиям?

4)как себя вести?

Решить к-т - это: устранить к-ую сит-цию, исчерпать инцидент.

Осн. этапы разрешения конкретной ситуации:

V Признание наличия К.,

V Выработка процедуры его преодоления,

V Определение каждой стороной осy-[ элементов к-а,

V Изучение возможных вариантов решения и нахождения соглашения,

V Разработка и воплощение плана урегулирования К.

Способы регулирования конфликта:

переговоры - стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, идут на компромиссы и заключают соглашения.

посредничество (мягкая форма участия)

арбитражные обязательства

Классификация конфликтов: по сфере деят-ти; по кол-ву участников; по форме проявления; по форме выражения

Типы к-ов: внутриличн-й, межличностный (часло возникает), м/у личностью и гр-ой, межгр-ой (малые, большие гр.)

Рекомендации по предупр-ю к-ов: не требуйте от окр. невозм-го; не стремитесь быстро перевоспит-ть чел.; дайте выговориться оппоненту; установите личностный контакт; не расширяйте сферу противоборства; не загоняйте оппонента в угол; твердо отстаивайте св. интересы в угол, но мягко относитесь к оппоненту; чаще используйте юмор; чаще улыбайтесь; терпимо относитесь к инакомыслию;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты