Рефераты

Анализ социальной защиты в мире

Источник: расчеты ИСЭПН РАН с использованием данных: Предположительная численность населения Российской Федерации на период до 2016 г. (средний вариант) М., Госкомстат России, 2001, с. 26.

Рисунок 2 - Динамика числа занятых в трудоспособном возрасте и безработных в 2002-2010 годах (в % к 2001 году)

Ожидается, что количество безработных приобретет устойчивую тенденцию к сокращению уже в среднесрочной перспективе. Доля работающих по найму будет сопровождаться ростом в 2,3 раза, а доли работодателей - с 1,4 до 3,3%. Существенно должен уменьшиться процент работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях (с 88,9 до 80,2%) и увеличиться (с 6,4 до 14,5%) занятых предпринимательской деятельностью [26] 2). Один из основных интегральных индикаторов, характеризующих и покупательную способность доходов населения и уровень жизни в целом - показатель соотношения среднедушевого денежного дохода и величины прожиточного минимума. Прогнозируемое изменение его значений, согласно двум вариантам прогноза до 2010 года, представлено в табл. 6. Данные этой таблицы демонстрируют рост душевых доходов населения за 2001-2010 годы в пессимистическом варианте - в 3,1 раза, в оптимистическом - в 3,6 раза. За этот же период стоимость жизни, измеряемая в данном случае величиной прожиточного минимума, увеличится, согласно пессимистическому сценарию, в два раза, согласно оптимистическому - в 1,8 раза. Соответственно к концу периода по сравнению с его началом покупательная способность доходов населения (количество минимальных потребительских наборов, которое можно приобрести на величину среднедушевого дохода) или расчетно-статистический уровень жизни в первом варианте повысится в 1,75 раза, во втором - почти в два раза. Следует, однако, иметь в виду, что нарастающее постарение населения приведет к концу периода к некоторому снижению уровня занятости и к появлению в сравнении с 2002 годом большего числа семей пенсионеров с относительно невысоким уровнем жизни.

Таблица 6 - Динамика среднедушевого денежного дохода населения, величины прожиточного минимума и их соотношения в 2002-2010 годах

Год

Среднедушевой денежный доход

Прожиточный минимум (на душу населения)

Отношение в % душевого дохода к прожиточному минимуму

в месяц, руб.

в % к 2002

Руб. в месяц

в % к 2002

Пессимистический вариант

2002

3887

100

1808

100

215

2003

4702,5

121

2079,2

115

226,2

2004

5501,6

141,5

2307,9

127,6

238,4

2005

6332,2

162,9

2520,2

139,4

251,3

2006

7261

186,8

2747

151,9

262,5

2007

8288,5

213,2

2972,3

164,4

278,9

2008

9443,9

243

3210,1

177,5

294,2

2009

10731

276,1

3450,9

190,9

311

2010

12170

313,1

3692,5

204,2

329,6

Оптимистический вариант

2002

3887

100

1808

100

215

2003

4777,3

122,9

2057,5

113,8

232,2

2004

5634,2

144,9

2242,7

124

251,2

2005

6565,5

168,9

2410,9

133,3

272,3

2006

7650,5

196,8

2584,5

142,9

296

2007

8897,8

228,9

2757,7

152,5

322,6

2008

10348

266,2

2934,2

162,3

352,6

2009

12055

310,1

3116,1

172,4

386,9

2010

14082

362,3

3303,1

182,7

426,3

Рисунок 3. Отношение денежного дохода к прожиточному минимуму в 2002-2010 годах

При анализе изменений жизненного уровня населения важно принимать во внимание соотношение между базовой частью потребительского бюджета - обязательными затратами и платежами, которая может быть выражена величиной прожиточного минимума, и остальной частью располагаемого дохода домашних хозяйств. Изменение этого индикатора в перспективе представлено в табл. 7.

Таблица 7 - Прогноз размеров условно-свободной части среднедушевого денежного дохода домохозяйств в целом по России в 2002-2010 годах

Годы

Среднедушевой денежный доход, рублей в месяц

Прожиточный минимум, рублей в месяц

Условно-свободная часть дохода, рублей в месяц

В % к доходу

Пессимистический вариант

2002

3887

1808

2079

53,5

2001

4702,5

2079,2

2623,3

55,8

2004

5501,6

2307,9

3193,7

58

2005

6332,2

2520,2

3812

60,2

2006

7261

2747

4514

62

2007

8288,5

2972,3

5316,2

64

2008

9443,9

3210,1

6233,8

66

2009

10731

3450,9

7280

67,8

2010

12171

3692,5

8477,6

69,6

Оптимистический вариант

2002

3887

1808

2079

53,5

2003

4777,3

2057,5

2719,8

56,9

2004

56342

2242,7

3391,5

60,2

2005

65655

2410,9

4154,6

63,3

2006

7650,5

2584,5

5066

66,2

2007

8897,8

2757,7

6140,1

69

2008

10348

2934,2

7413,5

71,6

2009

12055

3116,1

8939,1

74,2

2010

14082

3303,1

10779

76,5

Как следует из данных табл. 7, в случае реализации первого сценария условно-свободная часть потребительского бюджета превысит половину душевого дохода уже в начале периода, а к концу 2010 года он составит почти 70% среднедушевого денежного дохода населения. При втором варианте развития событий предполагаются несколько более динамичные темпы роста условно-свободной части, показатель 1997 года (самый высокий за прошедшее десятилетие) будет преодолен к середине прогнозируемого периода, к концу же периода условно-свободными останутся свыше 3/4 денежных доходов населения.

На основании приведенных данных можно констатировать, что при повышении темпов экономического роста в долгосрочной перспективе, как динамика соотношения среднедушевого дохода и прожиточного минимума, так и увеличение условно-свободной части потребительского бюджета дают серьезные основания предполагать значительное повышение покупательной способности доходов и потребительского спроса домашних хозяйств, а также размеров сбережений населения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2003 года №483 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2003 года» Госкомстат России произвел оценку соотношения денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации составила 2137 рублей в месяц в расчете на душу населения, для трудоспособного населения - 2328 рублей, пенсионеров -1629 рублей, детей - 2119 рублей. В целом, по сравнению с предыдущим кварталом, она возросла на 4%. При этом прирост стоимости продуктов питания потребительской корзины составил 4%, по группе непродовольственных товаров - 2% и услуг населению - 7%. Почти у четверти россиян среднедушевые денежные доходы не достигают прожиточного минимума.

На основе федерального обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого ежеквартально органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации с охватом 49,2 тыс. домашних хозяйств, Госкомстат России производит расчеты численности малоимущего населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума (табл. 8).

Таблица 8 - Величина прожиточного минимума во II квартале 2003 года, рублей в месяц, в расчете на душу населения

Все население

В том числе по основным социально-демографическим группам населения

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Величина прожиточного минимума

2137

2328

1629

2119

стоимость потребительской корзины

2018

2120

1629

2119

продуктов питания

981

1002

850

1048

непродовольственных товаров

443

444

383

498

услуг

594

674

396

573

расходы по обязательным платежам и сборам

119

208

-

-

В последние годы она постепенно сокращается с выраженными колебаниями по кварталам года (в связи со значительными выплатами в конце финансового года и низкими доходами в начале нового). Наибольшая абсолютная и относительная численность малоимущего населения зафиксирована в начале 1999 года, когда последствия финансово-экономического кризиса были усилены сезонным фактором и доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума превысила уровень начала периода экономических реформ. В первом полугодии 2003 года численность малоимущих россиян составила 35 миллионов человек или 24,6% от общей численности населения против, соответственно, 41,5 миллиона человек и 29,0% за тот же период 2002 года. При этом, если средний размер назначенных пенсий близок к уровню прожиточного минимума пенсионеров, то величина других социальных гарантий и трансфертов остается на порядок ниже и все больше сокращается относительно прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы - 450 рублей в месяц - составляет лишь 19,3% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, минимальный размер стипендии студентам государственных и муниципальных ВУЗов - 200 рублей в месяц - 8,6%, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет - 70 рублей в месяц - 3,3% прожиточного минимума детей.

Рисунок 4 - Динамика абсолютной и относительной численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, по кварталам, 1992-2003

С 2000 года наметилась тенденция сокращения доли доходов, используемых населением на покупку товаров и оплату услуг (73% в прошлом году против 78-79%% в 1998-1999 годах) и роста доходов, направляемых на сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости и оплату обязательных платежей и взносов. В первом полугодии 2003 года эта тенденция сохранилась: так, во II квартале на покупку товаров и оплату услуг было потрачено 68,7% совокупных доходов населения. Кроме того, в I квартале отмечался также заметный рост доли доходов, затраченных на покупку валюты (рис. 3). Замедление темпов инфляции в начале текущего года, по сравнению с предыдущим, способствовало увеличению организованных сбережений населения. Доля денежных доходов, направляемых на сбережения во вкладах и ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам и приобретение недвижимости, снижалась в 1994-1998 годах (с 6,5% до 2,4-2,5%).

После заметного сокращения в III квартале 1998 года, доля доходов, направляемых на сбережения, вновь стала возрастать - с 5,3% в 1999 году до 10,4% в 2002 году. В I квартале 2003 года на эти цели было использовано 12,5% совокупных доходов населения, во II квартале - 11,6% (рис. 5). На покупку валюты тратилась значительная часть денежных доходов населения до кризиса 1998 года. Особенно много средств ушло на эти цели в предшествовавшем кризису 1997 году - 21,2%. В сентябре 1998 года эта доля резко сократилась - до 8,1% - и в целом за год составила лишь 12%.

К 2002 году доля доходов, использованных на покупку валюты, постепенно сократилась до 5,5%. Однако в первые месяцы 2003 года расходы на покупку валюты возросли, что в определенной степени было связано с отменой с 1 января 2003 года налога на покупку иностранной валюты, а также относительно стабильной динамикой курса рубля по отношению к доллару США. В I квартале 2003 года на покупку валюты было использовано 8,3% совокупных доходов населения, во II квартале - 6,3%.

Вопреки ожиданиям после валютно-финансового кризиса 1998 года наблюдается рост как числа счетов вкладов, так и средний размер вкладов. Только число рублевых счетов вкладчиков Сбербанка России увеличилось с 225 миллионов в 1997-1998 годах до 245 миллионов на середину 2003 года. При этом средний размер вклада увеличился с 512 до 2552 рублей.

Рисунок 5 - Использование денежных доходов населением России на сбережения (во вкладах, ценных бумагах, изменение кредитной задолженности, приобретение недвижимости), покупку валюты и изменение суммы наличных денег на руках, по месяцам 1998-2003, %

В абсолютном выражении сумма вкладов физических лиц в кредитных организациях постоянно увеличивается, но реально они, как известно, дважды существенно обесценивались - в 1992 и 1998 годах - и только летом 2003 года превысили уровень, сложившийся к августу 1998 года. Если тогда остатки вкладов в среднем на душу населения составляли около 1100 рублей, в том числе в учреждениях Сбербанка России 840 рублей, что составляло примерно 185 и 140 долларов США, то на начало июля 2003 года - соответственно, 5811 и 4343 рублей, или чуть более 190 и 140 долларов США. Вместе с ростом числа и объема вкладов населения возобновилась тенденция снижения роли Сбербанка России и возрастания привлекательности других кредитных организаций для сбережений физических (рис. 6). На 1 июля 2003 года доля Сбербанка России в общем объеме вкладов физических лиц в кредитных организациях на рублевых счетах составила 74,7% против 80,7% на ту же дату 2002 года (соответственно, 84,7% и 90,5% в 2001 и 2000 году).

Рисунок 6 - Доля учреждений Сбербанка России в остатках вкладов физических лиц в кредитных организациях (в %) и остатки вкладов в учреждениях Сбербанка России на рублевых счетах (в пересчете на душу населения в долларах США по официальному курсу), в 1993-2003

В 2002 году численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Российской Федерации, составила 38,6 миллиона человек, или 26,8% от общей численности населения. Средняя пенсия составляет менее трети от средней зарплаты и находится ниже прожиточного минимума. По предварительным данным Госкомстата РФ, средний размер назначенных месячных пенсий в июле 2003 года составил 1611 рублей. По сравнению с июлем 2002 года он увеличился в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен) - на 5,6%, а по отношению к предыдущему месяцу уменьшился на 0,6%.

Тенденция роста, сформировавшаяся в конце 1999 года, с осени 2001 года стала замедляться. Однако это не помешало тому, что во втором полугодии 2002 года средний размер назначенных пенсий наконец-то превысил величину прожиточного минимума пенсионеров, а в реальном выражении - достиг уровня августа 1998 года (рис. 7). Однако в первом полугодии 2003 года средний размер назначенных пенсий вновь опустился ниже уровня прожиточного минимума (96% и 99%). Средняя назначенная пенсия снова составила менее трети от средней заработной платы.

Рисунок 7 - Средний размер назначенной пенсии в реальном выражении (декабрь 1994 года=100) и отношение пенсии среднего размера к прожиточному минимума пенсионера, по месяцам 1995-2003 годов

Численность населения России за январь-июль 2003 года уменьшилась на 506,2 тысячи человек, или на 0,3%, и составила к 1 августа 144,5 миллиона человек. Эту информацию распространил Госкомстат РФ, отмечая, что это оценочные данные с учетом предварительных итогов переписи населения.
Сокращение численности населения происходит из-за естественной убыли россиян, которая в январе-июле 2003 года составила 531,2 тысячи человек. В то же время она уменьшилась по сравнению с 7 месяцами 2002 года на 30 тысяч человек. Госкомстат отмечает, что в условиях уменьшения миграционного прироста численные потери населения были им компенсированы лишь на 4,7%. За январь-июль 2003 года в России родились 873,1 тысячи детей (за тот же период 2002 года - 811,3 тысячи), умерли 1404,3 тысячи человек (1372,5 тысячи). Таким образом, по сравнению с январем-июлем 2002 года в России увеличилась как рождаемость, так и смертность, при этом рождаемость росла более высокими темпами (7,6% прироста против 2,3%). В России продолжается процесс сокращения населения, однако пик этого процесса уже прошел. Об этом заявил в Санкт-Петербурге министр труда и социальной защиты РФ Александр Починок в ходе пленарного заседания форума «Северное измерение». По его словам, еще около 15 лет население России будет постепенно сокращаться, а затем произойдет стабилизация, и будет наблюдаться постепенный рост. Александр Починок также отметил, что, согласно итогам Всероссийской переписи, в России сейчас проживает на 2 миллиона человек больше тех данных, которые представлял Госкомстат РФ. Кроме того, людей на территории России существенно больше, так как в переписи не учитывалось число нелегальных мигрантов. В настоящее время, по словам министра, в России проживает около 144 миллионов россиян. Министр сообщил, что доля титульной нации в России пока еще остается достаточно высокой. По его словам, этот показатель в России гораздо выше, чем в других странах. Запрет поздних абортов по социальным показаниям в России не повлияет на рождаемость, заявила заместитель министра здравоохранения Ольга Шарапова на круглом столе «Станет ли в России меньше абортов?», прошедшем в Москве. Единственная цель этого законопроекта, отметила Шарапова, - избавиться от материнской смертности. Как было отмечено, доля запрещаемых абортов - всего два процента. Поэтому никаких особых изменений заметить не удастся. В то же время, Шарапова признала, что у Минздрава «нет данных из частных клиник, а там в основном, поздние аборты и делаются». Для компенсации запрета, как заявил на встрече главный акушер-гинеколог Минздрава РФ академик РАМН Владимир Кулаков, необходимо развивать систему социального обеспечения женщин, усиливать программы по распространению контрацептивов и так далее. В течение 4-5 лет в России ожидается двукратное увеличение зарплат и пенсий, а также снижение в два раза количества бедных. Об этом на заседании европейских членов Международной организации работодателей заявил глава Минтруда России Александр Починок. «Проводимые реформы в социальной сфере, рост производства, увеличение производительности труда, наблюдаемые в России в последнее время, позволяют с оптимизмом говорить о том, что в ближайшие 4-5 лет в два раза увеличатся зарплата и пенсии, сократится количество россиян, живущих за чертой бедности», - сказал Александр Починок. Он также выразил уверенность о реальном удвоении ВВП к 2010 году. При этом министр уточнил, что в ближайшую пятилетку средняя зарплата по России составит 10600 рублей. Починок сообщил, что темпы роста ВВП в последние месяцы в России составили 7,1 процента, производительность труда впервые опередила рост производства. Кроме того, глава Минтруда указал, что сейчас в России отмечается самый низкий уровень безработицы - около 6 миллионов человек. На учете в центрах занятости стоит 1800 тысяч граждан, или 2 процента населения. При этом Починок пояснил, что реально показатели безработицы в стране значительно ниже. «Многие граждане не обращаются в центры занятости, а трудятся в теневой экономике», - сказал он. Министр также отметил, что»… с 2007 года перед Россией встанет другая проблема - нехватки квалифицированных рабочих кадров и наша задача состоит в том, чтобы перераспределить трудовые ресурсы для обеспечения растущих потребностей производства».

В настоящее время в России могут находиться от 1,5 до 15 миллионов незаконных мигрантов. Такие цифры привел заместитель начальника Главного управления кадров МВД России генерал-майор внутренней службы Владимир Попков на пресс-конференции, посвященной проблемам незаконной миграции в Россию. По его словам, в настоящее время сложно установить точное число незаконных мигрантов, находящихся в нашей стране.

При этом он отметил, ссылаясь на данные специалистов, что ежегодно в Российской Федерации «оседает» около 3,5 миллиона нелегальных переселенцев.

Владимир Попков привел данные экспертов, согласно которым к 2010 году число нелегально проживающих в России лиц может возрасти до 19 миллионов. Он пояснил, что в число нелегальных мигрантов в основном входят бывшие студенты, граждане Афганистана, Ирака; люди, работающие по контрактам, срок которых в настоящее время уже истек, транзитные мигранты и другие лица. Попков добавил, что наличие большого количества незаконных мигрантов оказывает давление не только на рынок труда и социальную сферу России, но и является источником роста преступлений и правонарушений. При этом он добавил, что за прошедшие 10 лет количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, увеличилось почти в три раза.

С другой стороны и это необходимо, на наш взгляд, отметить, что примитивный национализм и оголтелый квазипатриотизм - также плохие для нас союзники в деле создания необходимых социальных условий для обеспечения потребной жизнедеятельности населения и трудящихся масс России. Решение этих проблем представляет собой известные трудности и не может быть осуществлено только путем использования силовых методов, которые представляют собой составную часть комплексной социальной политики в стране и не могут претендовать на единственный и глобальный метод решения накопившихся социальных проблем.

Как отмечает известный в России социолог А.Г. Здравомыслов: «…подавляющее количество россиян не хотели раньше и сейчас не особенно стремятся осваивать новые формы социальной активности, включаться в созданные сверху социальные структуры (в том числе партии, профсоюзы) и не очень готовы выстраивать их работу сами» [38]. В результате этого множество социальных возможностей оказались невостребованными и недоразвитыми из-за отсутствия энергии социального участия в решении интегрированных социальных проблем. Как говорится, электорат, избравший себе власть достоин ее не меньше, чем и она его.

Довольно распространено следующее убеждение, проявляющееся в разговорах о гражданском обществе, о протестующих обманутых вкладчиках, различных других социальных проблемах. Суть которых состоит в том, что власть якобы обязана реагировать, отвечать на социальные вызовы населения. Предполагается при этом, что фригидная власть - это плохо, а реагирующая, отвечающая и идущая навстречу требованиям народных масс - вроде бы лучше. Но если власть является непременным участником той или иной проблемной ситуации, то именно ее действиями должна определяться позитивная динамика, от нее то и зависят все позитивные тенденции.

Одновременно с этим само наличие протестной активности и даже просто протестных настроений (например, забастовка шахтеров на Урале на шахте «Красная шапочка») является основанием для вывода о неспособности власти проводить сколько-нибудь эффективную социальную политику. Кроме того, если реакция властей не распознается как «должная», «правильная» и «адекватная», она оказывается основанием не просто для критики, но для ее делегитимизации. Такая логика оценок свойственна и обычным людям, и экспертам, что понятно: если не сбываются ожидания, происходит девальвация представлений о должном и справедливом и подтверждаются самые худшие «диагнозы». Второй парадокс в представлениях выглядит примерно так: если власть не реагирует на протесты, то она «глуха к народным требованиям» или же «тоталитарна»; если же она реагирует на них, то это всегда получается «не так», и она демонстрирует тем самым свою слабость и несостоятельность.

Протестная активность как признак отсутствия «гражданского общества». Довольно распространено неявное противопоставление гражданских инициатив, гражданского общества, с одной стороны, и социальной мобилизации и протестной активности как одной из ее форм - с другой. Очень часто в рассуждениях о протестной активности присутствует особая интерпретационная рамка: это не есть «чистое» социальное действие и гражданская активность. Это способ политических разборок, манипуляции социальными массами; подобные формы активности нужны лишь для пущей весомости одному из политических игроков, сумевшему вовремя «оседлать» протест. Еще одна интерпретация: это вынужденный и спонтанный ответ. А чрезвычайные формы протеста, зачастую оказывающиеся неправовыми - спонтанная реакция людей в ситуации глухоты власти, не способной к диалогу. Безусловно, более симпатичными кажутся институты гражданского общества, однако их развитость в нашей стране принято считать проблематичной не только из-за отсутствия организованной социальной активности и инициативы, но и из-за неумения, нежелания и неготовности власти к социальному диалогу [4]. Парадоксальность обозначенных представлений заключается в том, что считается: протестной активности «нет вовсе», либо, если она есть, то «стихийная», а потому - бессубъектная и, следовательно социально незначимая.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Состояние социальных условий жизни шахтеров и их семей в угольных регионах находится на самом низком уровне по сравнению с другими отраслями и регионами страны. Главным образом это является следствием инвестиционной политики, сложившейся за долгие годы функционирования и господства директивной плановой экономики прежней общественно-политической системы. В соответствии с этой политикой жилые поселки создавались в непосредственной близости со строящимися угольными шахтами с примитивными бытовыми условиями. Жилье, главным образом, представляло собой бараки, нередко и балки с удобствами «во дворе». После служебной поездки в Кузбасс незадолго до перестройки прежний Председатель Совета Министров бывшего СССР А.Н. Косыгин, вернувшись из этой командировки, официально заявил: «…так жить людям нельзя». После этого в спешном порядке была разработана программа «Жилье - 2000», в соответствии с которой в первую очередь предусматривалось ликвидировать жилье барачного типа полностью, а также балки и жилые сооружения на подрабатываемых территориях. Начавшаяся перестройка, к сожалению, не позволила завершить эту программу и проблема жилья в угольных регионах продолжает оставаться одной из главных во всем комплексе социально-бытовых условий жизни населения в шахтерских регионах.

6.1 Специфические особенности угольной отрасли промышленности

Одновременно с общим экономическим кризисом в стране в целом в период наиболее активной реструктуризации экономики страны и экономических отношений в обществе, активно развивались экономические кризисы и в горнодобывающих отраслях промышленности, в том числе и в угольной отрасли, специфические особенности которой особенно наглядно и с каждым годом все сильнее и отчетливее показывают всю абсурдность при планировании развития угольной промышленности в прежние годы реализации принципа обеспечения максимального наращивания средств производства ради дальнейшего увеличения производственных мощностей в ущерб материальным и духовным интересам и самой жизни трудящихся и населения страны. Многообразие специфических особенностей в угольной промышленности, оказывающих достаточно заметное влияние на уровень эффективности затрат на поддержание и развитие производственного потенциала отрасли, позволяет сгруппировать их по следующим основным принципиальным направлениям.

Природные особенности угольной промышленности

К числу природных факторов, оказывающих достаточно ощутимое влияние на показатели работы отрасли, можно отнести следующие:

а) факторы, характеризующие специфические особенности угольной промышленности, отличающие ее не только от других отраслей промышленности и народного хозяйства, но и от отраслей горнодобывающей промышленности, с которой угольная отрасль связана многими общими проблемами, связанными с техникой и технологией вскрытия, подготовки и отработки запасов полезных ископаемых:

взрывоопасная среда, образующаяся за счет выделения метана из массива угольных пластов (при концентрации метана в рудничной атмосфере угольных шахт от 1,5 до 16,0% с наибольшей силой взрыва при 8,0 - 9,0%%), требующая для создания безопасных условий труда постоянного разжижения с помощью мощных вентиляторов главного и местного проветривания и специальных вентиляционных сооружений, а также аспирации газа в местах наибольшего скопления с выводом на поверхность и постоянного контроля за состоянием рудничной атмосферы;

высокий уровень влажности рудничного воздуха и пониженное содержание кислорода, не позволяющие интенсивно физически трудиться более 6 час в сутки в целях возможно более полного восстановления физических сил шахтеров, в первую очередь забойщиков и проходчиков, интенсивность труда которых не имеет себе равных в любых других отраслях промышленности и национального хозяйства;

высокий уровень запыленности рудничной атмосферы частицами угольной и породной пыли, приводящими при длительном и регулярном пребывании в шахте и особенно при интенсивной физической работе к таким профессиональным заболеваниям как силикоз и антрокоз;

ограниченное пространство в условиях интенсивного физического труда в стесненных (нередко в весьма стесненных на маломощных пластах) условиях вызывает такие профессиональные заболевания как бурсит и каустофобию;

длительное пребывание в условиях полной темноты с использованием для местного освещения тяжелых и громоздких индивидуальных светильников не только усложняет процесс труда, но и вызывает иногда глазные болезни и требует приема на работу физически здоровых людей (мужского пола) с полноценным зрением;

значительные объемы работ, выполняемых с помощью отбойных молотков и перфораторов в соответствующих горно-геологических условиях, приводят к различного рода заболеваниям, вызываемым вибрацией рабочих инструментов;

растущая с глубиной разработки запасов склонность угольных пластов к горным ударам и внезапным выбросам угля и газа (особую опасность представляют вмещающие угольные пласты породы, представленные песчаниками, насыщенными метаном);

высокий уровень производственного травматизма, особенно в наиболее тяжелых его формах, в том числе с летальным исходом, как непосредственно на рабочих местах, так и на поверхности, а также и по пути движения к лаве или проходческому забою или на поверхность;

значительная доля, с одной стороны, слабых и неустойчивых, а также пучащих горных пород, а, с другой стороны, труднообрушающихся горных пород кровли, значительно затрудняющих управление кровлей и осуществлению других горных работ в шахте и способствующих повышенному травматизму;

обязательность осуществления непрерывности производственного процесса в целях управления кровлей при выемке угля из массива угольных пластов для обеспечения оптимальной скорости подвигания добычных забоев (лав) во избежание преждевременной посадки (обвала) кровли.

б) факторы, характеризующие наиболее существенные особенности угольной промышленности, отличающие ее от других отраслей промышленности и народного хозяйства, но имеющие ряд общих черт с отраслями горнодобывающей промышленности (например, горной химией, горнодобывающими предприятиями черной и цветной металлургии, нефтяной и газовой):

постоянное перемещение фронта горных работ по отношению к предмету своего труда (запасам полезных ископаемых), что в значительной степени определят технологию и организацию работ в шахте и на разрезе;

постоянные и, как правило, увеличивающиеся с глубиной притоки подземных, грунтовых, а иногда и поверхностных вод, которые после попадания в шахту (разрез) становятся шахтными водами, не пригодными не только для питья, но даже для технического водоснабжения без трех видов очистки (химической, бактериологической и от механических взвесей);

высокие температуры вмещающих горных пород, доходящие на глубоких горизонтах до 40-50 С и выше и требующие значительных затрат на охлаждение воздуха, подаваемого в забои, до нормативных уровней (в северных и других районах с низкими температурами, напротив, требуется подогрев подаваемого в шахту воздуха);

высокая влажность рудничной (шахтной) атмосферы (до 90-100%);

ограниченность и невоспроизводимость запасов угля в природных условиях нашей планеты, что делает конечным период их отработки;

весьма разнообразные условия залегания запасов угля и многочисленные нарушения пластов угля (тектонические разрывы угольных пластов, сбросы и взбросы пластов угля в границах шахтного поля, утонения и утолщения пластов, появление слабых почв и сыпучей кровли и так далее) требуют дополнительных затрат труда и создания соответствующих специализированных машин и механизмов для их отработки в этих условиях; весьма обширный диапазон качественных характеристик залегаемого в недрах и добываемого угля определяет его потребительские свойства и назначение технологического использования, что довольно ощутимо сказывается на уровне его потребительной стоимости и на рыночной цене.

Технические и технологические особенности угольной отрасли

Значительное разнообразие горно-геологических условий залегания угля в недрах (крутое, наклонное и пологое падение пластов угля, широкий диапазон мощностей пластов и междупластий, большое разнообразие физико-механических свойств угольных пластов и вмещающих пород, тектоника, гипсометрия и ряд других), а также большое разнообразие групп месторождений по количеству запасов угля в них, обусловливают необходимость создания специальной техники для проведения горных выработок и отработки запасов, которая нигде больше практически использована быть не может, что вызывает необходимость строительства специализированных заводов угольного машиностроения и включения их в состав угольной промышленности. Размеры месторождения и количество запасов в нем определяют во многом и мощность горнодобывающего предприятия. Технология отработки запасов угля также требует учета специфических условий залегания запасов угля в недрах, в первую очередь, - это падение пластов, их мощность, мощность междупластий, угленасыщенность месторождения, тектоника, склонность пластов угля и вмещающих пород к горным ударам и внезапным выбросам угля, породы и газа, водопритоки и т.д. Особенно богатым разнообразием условий залегания запасов угля в недрах отличается Кузнецкий угольный бассейн (от пологого до крутого падения пластов, мощность пластов от минимальной 0,6-0,7 м до 20 м и более) и месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Постоянное совершенствование технологии отработки запасов угля привело к созданию новых прогрессивных технологических схем и систем разработки промышленных запасов угля, в том числе систем разработки по падению и восстанию пластов с погоризонтной подготовкой запасов, к созданию схем и методов безцеликовой выемки запасов и сохранением конвейерного штрека для отработки следующего яруса (лавы) в качестве вентиляционного, к разработке схем по отработке запасов с закладкой выработанного пространства, по оставлению породы в выработанном пространстве в шахтах и на разрезах и ряд других технических и технологических решений. Разработка новых и дальнейшее совершенствование существующих технологий и типов горно-шахтного оборудования продолжаются и в настоящее время. Создание новых высокомеханизированных комплексов нового поколения позволили в ряде случаев не только противостоять ухудшающимся горно-геологическим условиям залегания пластов и горнотехническим условиям их отработки, но и значительно, в несколько раз, поднять нагрузки на очистной забой (рабочий горизонт и шахту в целом).

Влияние этих факторов на величину экономической эффективности капитальных затрат, связанных с приобретением оборудования нового технического уровня и внедрением прогрессивных технологий, достаточно велико и трудно переоценить. Правда, негативное влияние инфляции и здесь постоянно вносит соответствующие коррективы. Поэтому при выполнении расчетов по определению конкретной величины эффективности затрат в условиях неуклонного роста технического прогресса в угольной отрасли и еще более быстрого роста объемов и нередко темпов инфляции необходимо учитывать весь комплекс факторов, активно и заметно влияющих на уровень экономической эффективности капитальных вложений.

Организационные особенности работы в угольной отрасли

Технологические, в основном, и технические, в меньшей мере, особенности производства на шахтах и разрезах оказывают значительное влияние, а в ряде случаев, определяют порядок и последовательность организации работы на угледобывающих предприятиях. Условия управления кровлей в очистных (добычных) забоях не допускают отставания груди забоя от опережающего горного давления более, чем на определенную (в каждом случае различную) величину. Поэтому необходимость обеспечения непрерывности работ в очистном забое и постоянного движения его в направлении отработки пласта не менее минимальной величины (в среднем не менее 3 м в сутки при длине лавы 150-250 м) является технологически обусловленной. В связи с этим, организация работ в очистных забоях должна исходить из этого требования. Темпы проведения горных выработок должны, в свою очередь, обеспечивать своевременную подготовку и оснащение подготовленной линии очистных забоев необходимым горно-шахтным оборудованием с тем, чтобы ввод в действие новых забоев не отставал бы от естественного выбытия лав, закачивающих отработку своего столба. Оба эти условия требуют организации непрерывной работы как в шахтах, так и на разрезах. Отработка сближенных угольных пластов подземным способом также требует определенного порядка и организации работ при их разработке в целях недопущения подработки вышележащего пласта опережающей отработкой нижележащего или иногда, напротив, требуется не допустить надработки нижележащего пласта вышележащим (особенно на больших углах падения и при большой тектонической нарушенности пластов и междупластий). Необходимого технологического и организационного порядка выполнения работ требует и разработка защитных и защищаемых пластов, склонных к горным ударам и (или) внезапным выбросам угля, породы и газа (особенно при наличии и реальной возможности проявления обоих указанных факторов). Отработка таких пластов шахтным способом требует соблюдения особого режима работы.

Для организации и осуществления добычных и горнопроходческих работ требуется выделение специальной рабочей смены, нередко общей для всей шахты, в целях выполнения работ, связанных с осуществлением локальных (сотрясательного взрывания, дегазации и т.д.) или региональных профилактических мероприятий, что, наряду с необходимостью осуществления ремонтно-подготовительных работ, которые могут на различных участках шахты выполняться в различные смены, требует выделения двух смен из четырех или 50% общего рабочего времени для выполнения непрофильных вспомогательных работ. Кроме того, проходка горных выработок в режиме сотрясательного взрывания (уже при подходе к пластам, склонным к внезапным выбросам угля, породы и газа и горным ударам) требует вывода людей из шахты или удаления их от места производства взрывных работ не менее, чем на 1000 метров, что также весьма существенно осложняет производство горных работ в шахте и снижает эффективность как капитальных, так и текущих затрат. Никакая другая отрасль промышленности не имеет такого многообразия специфических, присущих только угольной отрасли, свойств, весьма затрудняющих выполнение необходимых технологических процессов, связанных с добычей угля, и не гарантирующих на все 100% безопасность выполнения этих работ.

Экономические особенности в угольной промышленности

Экономические особенности в угольной промышленности тесно взаимосвязаны и большей частью непосредственно вытекают из вышерассмотренных природных, технических, технологических и организационных специфических условий, характерных для угледобывающих предприятий. Прежде всего, обращают на себя внимание природные свойства угля. Например, марка угля и его технологическое назначение (на коксование или на энергетику) весьма сильно влияют на размер цены и величину экономического эффекта, получаемого в результате реализации угля потребителям. Условия залегания пластов, их мощность и падение, удаленность от поверхности, угленасыщенность месторождения, климатические и географические условия, удаленность от обжитых хозяйственных центров весьма ощутимо влияют на величину капитальных и текущих затрат на освоение и разработку месторождения и доставку угля потребителям. Количество запасов угля в осваиваемом месторождении также весьма заметно влияет через величину производственной мощности угледобывающего предприятия и сроки его строительства на уровень эффективности работы этого предприятия и затраченных на его строительство капитальных вложений. Крайне ограниченные капиталовложения, в течение длительного времени и особенно в последние годы, выделяемые на поддержание и развитие отрасли, особенно в социальную сферу, оказали такое влияние на состояние отрасли, что к настоящему времени более половины шахтного фонда оказалось устаревшим, значительная часть находится на крайне низком техническом уровне, а социально-бытовые условия жизни шахтеров и их семей вынудивших первыми в стране начать массовые забастовки, что послужило началом рабочего движения после длительного перерыва. Весьма тесно экономические особенности угольной отрасли переплетаются с технологическими факторами угледобывающего производства. Так, например, ограниченные финансовые ресурсы, выделяемые угольной отрасли, а также невысокий научно-технический потенциал отрасли привели к тому, что практически ни одно угольное предприятие не строилось сразу для освоения всего месторождения в целом. Стволы проходились, как правило, только на один, ближайший от поверхности горизонт, иногда на два горизонта и практически никогда до нижней технической границы месторождения. Главные горизонтальные выработки (основные капитальные квершлаги и магистральные штреки) проходились только до ближайших выемочных участков. Сами выемочные участки нарезались небольших размеров с небольшим количеством запасов угля и соответственно небольшими объемами добычи угля из них. Поэтому практически каждая шахта в процессе эксплуатации неоднократно подвергается перманентному строительству (каждый раз на один горизонт по мере отработки предыдущего). Это делает период ее эксплуатации сопоставимым с общей продолжительностью работ по ее строительству вместо того, чтобы сразу пройти стволы и другие капитальные горные выработки (на каждом горизонте) на всю глубину залегания запасов в месторождении и на всю длину их простирания (также и в крест простирания), а затем (и наряду с этим) вести отработку запасов сразу на всех рабочих горизонтах одновременно от границ шахтного поля к центральным и главным стволам (к погрузочному пункту угля на поверхности шахты). До настоящего времени под видом реконструкции шахты или подготовки нового горизонта фактически осуществляется продолжение ранее незаконченного строительства. Конечно, такой порядок освоения и отработки угольных месторождений и финансирования этих работ очень сильно снижает эффективность капитальных вложений и текущих эксплуатационных затрат, обрекая каждую шахту фактически на весь период ее эксплуатации на одновременное осуществление строительных и эксплуатационных работ, что одинаково отрицательно сказывается на тех и других работах (см. статью автора настоящей работы в журнале «Уголь», 1986 г., №9, стр. 27-28 «Новый подход к традиционным схемам вскрытия и отработки запасов угля») [6]. Огромное влияние на состояние экономики страны в перспективе окажет такой фактор как невоспроизводимость запасов угля в недрах. В настоящее время мы обеспечены запасами угля еще на несколько сотен лет (свыше 400 лет), а запасами нефти и газа, в лучшем случае, еще всего лишь на 40-70 лет при условии стабилизации объемов их добычи. Но ведь уже сейчас необходимо не только думать, но и учитывать реально, что будет потом, когда запасов этих важнейших топливно-энергетических ресурсов останется менее, чем на одно поколение жизни людей, в течение которого создание новых технологий жизнеобеспечения может оказаться невозможным, а всемирное потепление со всеми вытекающими из этого последствиями станет реальностью уже в ближайшие годы. Поэтому, в экономических расчетах по определению эффективности и приоритетов вложения средств на поддержание и развитие добычи угля, нефти и газа, особенно в прогнозных расчетах на длительный период, необходимо учитывать влияние всех тех специфических факторов, связанных с горнодобывающим производством, о которых шла речь выше, в том числе и такой важный фактор как природная невоспроизводимость запасов угля, нефти и газа в недрах. В связи с этим, чрезвычайно важно уже сейчас, т.е. еще до четко обозначившихся контуров исчерпания запасов важнейших топливно-энергетических ресурсов в недрах, перейти к оценке экономической эффективности намечаемых к инвестированию в капитальное строительство на поддержание и развитие производственных мощностей топливно-энергетических отраслей как собственных, так и бюджетных средств с учетом реально действующих природных, технических, технологических, организационных и хозяйственно-экономических факторов, объективно присущих предприятиям угольной отрасли, а также и другим отраслям ТЭК.

Основные принципы обеспечения необходимых социальных условий для населения угольных регионов России

Угольная промышленность является наиболее фондо-, энерго- и трудоемкой отраслью горнодобывающей промышленности. Поэтому потребности в обеспечении необходимыми социально-бытовыми условиями работников этой отрасли промышленности и населения угольных регионов является более, чем просто актуальным, важным и неотложно необходимым. Известный современный экономист Ясин Е.Г. по этому поводу прямо сказал: «Просто так накапливать деньги и не на что их не тратить, - дурная идея. Самое главное - это благосостояние народа. Но страна, которая опирается только на свою сырьевую базу, не имеет надежных источников для поддержания приличного уровня жизни. Она слишком подвержена конъюнктуре мировых рынков. Такая большая страна, как Россия, либо должна быть сильной, либо ее не будет вовсе. Кстати, социалистическая экономика была очень ресурсоемкой, и для того, чтобы что-то производить, нам приходилось создавать огромные мощности по производству первичных материалов. Ужасно много сырья и первичных ресурсов тратили. В стружку металл отправляли… А экономисты говорили, что все нужно переделать, что нам нужна интенсификация производства. Если бы мы, оставаясь в рамках закрытой советской экономики, начали большую часть сил бросать на развитие производства обуви, платьев, станков с программным управлением, автомобилей, мы бы сегодня не выдержали. Благодаря тому, что у нас развита добывающая промышленность, мы не успеваем испортить продукцию. Я считаю, что, имея некий инновационный потенциал, надо постараться прорваться и остаться в ряду стран первого эшелона. В России появилась рыночная экономика, но она неэффективная. Она нелиберальная. Сейчас мы либо продолжим строить эффективную экономику, либо будем осуществлять чьи-то иллюзии, будто бы в России можно построить государственную экономику, которая тоже была бы эффективной. Нам надо, имея рыночную экономику, делать из нее либеральную. Такую, которая эффективна, заставляет людей крутиться, получать какие-то результаты. Осуществить дерегулирование экономики. Упростить процесс регистрации предприятий. Прекратить постоянные проверки, наезды, облегчить процесс прохождения инвестиционных проектов. Вторая проблема, над которой мы должны работать, - это теневая экономика, ее ученые называют институциональной ловушкой. Наименее эффективные способы борьбы с ней - силовые, административные. Они загоняют болезнь вглубь. А умные экономические методы могут привести к позитивным результатам Немножечко теневой экономики, процента три - это для смазки даже полезно. Но у нас-то процентов тридцать». Поэтому введение Единого государственного налог на выручку от реализованной продукции с одновременной ликвидацией налогов на прогрессивные экономические показатели, такие как фонды оплаты труда, прибыль и другие неизбежно приведут к сокращению масштабов теневой экономики за счет выведения на свет тех доходов, которые нынче остаются в тени и одновременно приведут к существенному сокращению количества бухгалтерских работников за счет значительного упрощения расчетов по исчислению многочисленных и ничем не оправданных налогов на отдельные составляющие элементов цены товарной продукции и услуг.

Важнейшими показателями материального благополучия населения и трудящихся масс являются заработная плата наемных работников и пенсии для тружеников, исполнивших свой гражданский долг и вышедших на заслуженный отдых. Размер заработной платы работников угольной промышленности в прежние годы всегда был одним из самых высоких. И это ни у кого не вызывало сомнений или нареканий в адрес работников угольной промышленности. В Кузбассе, например, молодые шахтеры всегда были самыми завидными женихами, а это самый верный показатель не только материального благополучия, но и высоких нравственных качеств человека. Ведь для работы в угольной шахте требуются не только высокие физические показатели, но также воля, природная смелость, сообразительность (чтобы не растеряться в сложных и неожиданно возникших условиях, что не было редким явлением на угольных шахтах того времени, да и сейчас это еще не редкость). Но после памятного всем 1953 года экономические реформы, осуществляемые под «мудрым» руководством компартии, вкривь и вкось исказившие относительно сбалансированное развитие народного хозяйства, привели к уравниловке заработной платы и как следствие этого к значительному снижению производительности труда, особенно в наиболее трудоемких отраслях (в сельском хозяйстве, в горной, химической и других отраслях промышленности и народного хозяйства). Неумелое и неграмотное вмешательство господствующей власти в экономику никогда не приводило к положительным результатам. Так, если до 1954 года соотношение тарифных ставок в угольной промышленности составляло 8.7 ед. (ставка наивысшего 7-го разряда мастера-взрывника и машиниста комбайна составляла 157 руб. в смену, а ставка подсобного рабочего в шахте - 18 руб. в смену), то после «хрущевского» реформирования это соотношение было уменьшено в 2.9 раза. А фактически в добычных забоях трудились шахтеры только 5-6 разрядов и соотношение их тарифов составляло лишь 1.25 ед. в то время как профессиональный уровень и физические характеристики отличались в разы. В связи с этим снижение интенсивности и производительности труда, предопределенное таким «реформированием», не замедлило сказаться на результатах труда даже в условиях внедрения новой и более производительной техники. Размер оплаты труда на уровне прожиточного уровня (тем более минимума) только лишь для воспроизводства трудовых ресурсов в качестве придатков к рабочим инструментам, машинам и иному оборудованию не только не способствует развитию нации в соответствии с историческим назначением каждого индивида, но тормозит умственный и духовный потенциал, заложенный в природе каждого человека, оглупляет его. Доводит до уровня примитивного представителя животного мира, поскольку все остальные функции при таком уровне оплаты как физического, так и умственного (а также и смешанного) труда атрофируются, а при многократном и длительном употреблении могут передаваться и по наследству на генном уровне. Поэтому создание нормальных социальных условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность работников угольной промышленности является вполне обоснованным объективным фактором, имманентно присущим горнодобывающему производству. Постоянно накапливающаяся недооценка этого фактора, незримого на первый взгляд, при достижении определенного уровня может проявить себя также внезапно и не менее мощно как горные удары или внезапные выбросы угля, породы и газа.

Выплаты на социальные нужды в угольной отрасли в марте 2006 года, руб./чел./м-ц, %

Показатели

Оплата труда, руб./м-ц

Численность работников, чел.

Соцнужды, тыс руб./год

Соцнужды, руб./чел./м-ц

в % от зарплаты

Всего по РФ

15227

178600

171630

80,1

0,53%

в т.ч. по бассейнам:

Печорский

17810,4

17766

50272,7

235,8

1,32%

Донецкий

9863,6

15418

12030,8

65,0

0,66%

Кузнецкий

15986,6

115069

68439,2

49,6

0,31%

Красноярский край

12114

2338

1166,4

41,6

0,34%

Дальний Восток

20530

13126

37577,6

238,6

1,16%

Как видно из приведенной выше таблицы крайне низкие расходы на социальные нужды работников угольной отрасли (от 0,32 до 1,32% от размера заработной платы, а в среднем по России 0,53%) покрывают потребности в них ниже минимального прожиточного уровня в 45,5 раз, что весьма убедительно говорит о явно пренебрежительном отношении новых собственников средств труда и государственных чиновников самого высокого административного уровня, сенаторов и депутатского корпуса на федеральном и региональных уровнях к социальным условиям жизнедеятельности работников отрасли и потенциально неуклонном нарастании социальной напряженности в угольных регионах. Это также довольно убедительно говорит о весьма значительной рецессии нравственности и общего духовного уровня новой буржуазной элиты новых собственников, незаконно присвоивших (приватизировавших) общественную государственную собственность средств производства и государственную казну с многолетними накоплениями.

В начале 90-х годов прошлого века новые собственники шахт Кузбасса, а также Печорского и Донецкого бассейнов уже доказали на деле к чему может привести и неизбежно приводит политика запредельного принижения отношения к социальным условиям жизни и безопасности труда шахтеров. Взрывы метана и угольной пыли на шахтах Ульяновская, Юбилейная, Тайжина, им. Дзержинского, Зиминка, Томская, Краснокаменская, Есаульская и многих других с многочисленными жертвами убедительно говорят о значительном снижении заботы новых собственников о создании безопасных условий труда на угольных шахтах в пользу стремления к максимальному извлечению прибыли за счет замораживания заработной платы и снижения выделяемых финансовых ресурсов на создание безопасных условий труда в подземных условиях угольных шахт, оставшихся после массовой ликвидации наиболее проблемных и малорентабельных предприятий. Было бы целесообразно уже в текущем периоде и тем более в ближайшей перспективе избежать повторения социальных потрясений в новом обществе, главной целью которого изначально и было создания общества социальной справедливости и высокой эффективности общественного производства. Бережное и внимательное отношение к трудовым ресурсам позволяет не только обеспечить достойный уровень жизни населения и работников отрасли и обеспечить неуклонный рост производительности труда и эффективности хозяйственной деятельности как в капитальном строительстве, так и в эксплуатационной деятельности, но и сохранить завоевания новых русских и нерусских собственников и обеспечить эвентуальную возможность сохранения достигнутого ими положения в обществе и сохранить приобретенные ими состояния и реальные возможности их дальнейшего наращивания. Образно говоря, сложившаяся ситуация напоминает рубку сука, на котором так хорошо устроились новые собственники средств производства. Такая недальновидная и примитивная политика новых собственников к ничему хорошему привести не может ни их самих, ни дальнейшего развития угольной отрасли промышленности и экономики страны в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учетом полученных результатов, полученных в результате проведенных исследований в целях обеспечения стабильной работы предприятий и компаний угольной отрасли, рекомендуется выполнить следующий комплекс неотложных мероприятий, призванных и гарантирующих создание нормальных социальных условий жизнедеятельности шахтеров и угледобывающих предприятий в соответствии со спецификой горнодобывающего производства:

*уровень заработной платы должен отвечать специфике и условиям труда в угольной отрасли и находиться на одном из первых мест среди других отраслей горнодобывающей промышленности и национального хозяйства страны;

*создание условий, обеспечивающих заинтересованность тружеников к трудовой деятельности и мотивацию к дальнейшему росту профессиональных знаний и мастерства в избранной сфере деятельности, обеспечить разницу в тарифной сетке верхнего и нижнего уровня, соответствующую разнице профессионального мастерства в пропорции не менее (8-10):1;

*обязать угольные компании совместно с государственными финансовыми ресурсами создавать новые и (или) реконструировать (восстановить) действующие (или ранее действовавшие) шахтерские ремесленные училища в целях обеспечения своевременного воспроизводства и замещения уходящих на заслуженный отдых отслуживших свой срок шахтеров молодыми и профессионально подготовленными шахтерскими кадрами;

*существенно скорректировать действующую тарифную сетку в соответствии с профессиональной подготовкой и личными характеристиками шахтерских кадров;

*распространить рабочую тарифную сетку на служащих, административных работников (менеджеров для поклонников прозападной терминологии), владельцев средств производства, административных работников, депутатов всех уровней, сенаторов и наемных работников правящих органов;

*право распределения и перераспределения прибыли предприятия поручить вышестоящей инстанции под контролем отраслевого органа управления и отраслевым и независимым профсоюзам;

*обеспеченность жильем должна отвечать в полной мере жилищным нормам и в полной мере отвечать текущим и перспективным потребностям шахтеров и членам их семей;

*обеспечить угольные регионы необходимой социально-бытовой инфраструктурой в течение периода, потребного для ее создания и реконструкции действующих мощностей, что является первоочередной актуальной и неотложной задачей текущего периода и ближайшей перспективы;

*необходимо восстановить (реанимировать или в ряде случаев реставрировать) ранее существовавшие факторы морального поощрения работников угольной отрасли в пропорциональном соотношении с материальными стимулами, в том числе:

*празднование профессионального праздника Для Шахтеров целесообразно вновь вернуть на прежний уровень с соответствующими наградами наиболее отличившимся работникам;

*нагрудные награды должны сопровождаться материальными ежегодными премиями в течение не менее 5-10 лет после их установления;

*давно назрела необходимость и целесообразность отмены оплаты нормативного жилья и коммунально-бытовых услуг (в крайнем случае за счет соответствующего понижения заработной платы и пенсий, что выглядело бы особенно нелепо в условиях самого низкого в цивилизованном мире уровня пенсий и оплаты труда);

*нормативы создания объектов здравоохранения в угольных регионах заслуживают пересмотра в соответствии со спецификой производства в угольной отрасли;

*приостановить обязательные призывы в армию из угольных регионов вплоть до минования в этом надобности;

*создание в угольных регионах специализированных государственных и коммерческих служб (технопарков и других внедренческих фирм) по внедрению накопленных и новых изобретений, открытий, рационализаторских предложений с предоставлением им соответствующих административных и юридических прав;

*упростить порядок оформления патентов за изобретения, открытия, рацпредложения и установить надлежащий контроль за их внедрением в производство как на государственных предприятиях, так и в частных, кооперативных компаниях, открытых и закрытых акционерных обществах и других подразделениях отрасли;

*обеспечить прием в высшие и средние специальные учебные заведения по строительству угольных шахт и разрезов и их эксплуатации без вступительных экзаменов при наличии производственного стажа на угольных предприятиях не менее трех-четырех лет с преимущественной формой заочного обучения с привлечением использования компьютерной, аудио- и видеотехники.

Литература

1. MolanderP. Statsskulden och budgetprocessen: Сообщение к ESO, Ds 1992: 126. Стокгольм: Fritzes, 1992.

2. Edin P.-A., Topel R. Политика(полис) Заработной платы и Реструктурировавший - Шведский Трудовой Рынок начиная с 1960 // Преобразование государства всеобщего благоденствия: Шведская модель в переходе / R. Почетный гражданин, Б. Swedenborg, R. Topel, редакторы. Чикаго: NBER и Чикаго U. Пресс(печать), 1997.

3. Maddism A. Стадии капиталистического развития. Оксфорд: Оксфорд Univ. Пресс(печать), 1982.

4. Naringslivets tillvaxtforutsattningar до 2010: Приложение 6 к Langtidsutrednigen / NUTEK (Narings - och Teknikutvecklingsverket). Стокгольм: Fritzes, 1994.

5. McLure Ch. E. Младший, Norrman E. Налоговая Политика(полис) в Швеции // Преобразование государства всеобщего благоденствия: Шведская модель в переходе // Преобразование государства всеобщего благоденствия: Шведская модель в переходе / R. Почетный гражданин, Б. Swedenborg, R. Topel, редакторы. Чикаго: NBER и Чикаго Univ. Пресс(печать), 1997.

6. Lindbeck A. Промахивающийся, Реформа и Отступление Государства всеобщего благоденствия // Экономист. 1994. Февраль 142 (1). С. 1-19.

7. Henrekson M., Lantto K., Persson М. Bruk och missbruk av sjukforsakringen. - Стокгольм: SNS Forlag, 1992.

8. Johansson P., Palme М. Экономические Стимулы Затрагивают Отсутствие Работы? Эмпирическое Свидетельство(очевидность), использующее Шведские Микро Данные // J. Общественная экономика - 1996. - февраль. - 59 (2). - p. 195-218.

9. Bond (Связь) om Socialvard // Socialstyrelsen [Стокгольм]. 1994. 4.

10. Salonen T. Sammanfattning av overvaltringsstudie forsta halvaret 1996. - Социальный - hoskolan, Lunk Univ., Швеция. - Рукопись.

11. Энжел, Энглунд, Содерстрем. Социальная политика Швеции. Теория и практика. 1991. Социальная политика. - Стокгольм, 1995, 104 с.).

12. Schon L. Omvandling och obalans, монстр я svensk ekonomisk utvekling: Опытное Сообщение 3 в Долгосрочном Сообщении. - Стокгольм: Fritzes, 1994.

13. Lundstrom A. и другие. Nya och sma foretagens катят меня svensk ekonomi: Опытное сообщение Номер 18. Стокгольм: Frizes, 1993. (Nya villkor для ekonomi och politik, СУ 1993: 16).

14. LydallH. Структура дохода. Лондон: Оксфорд Univ. Пресс(печать), 1968.

15. Heclo H., Madsen H. Политика(полис) и политика в Швеции: Принципиальный прагматизм. - Филадельфия: Храм Univ. Пресс(печать), 1987.

16. Jonung L. Норма Нута Викселла Ценовой Стабилизации и Шведской Валютной политики в 1930-ых // J. Monet. Экономика - 1979. - октябрь - 5 (4). - P. 459-496.

17. Брауенерхельм. Проблемы шведской индустрии. // Лангаваген / редактор. П. Брауенерхельм. Стокгольм, 1993.

18. Логово offentliga sektorns produktivitetsutveckling 1980-1992 / ESO (Эксперт - gruppen для Studier я Offentlig Ekonomi). Стокгольм: Finansdepartementet, 1994. (Ds 1994; 240).

19. Lindbeck A., Nyberg S., WeibullJ. W. Социальные Нормы, Государство всеобщего благоденствия, и Голосование(утверждение). Стокгольм, 1996. (Занятия(изучения) / Inst. Для Интернируют. Экономический. Univ. Из Стокгольма; Бумага Семинара №608).

20. Марри Р. Производительность Общественного сектора в Швеции. Стокгольм: Finansdepartementet, 1996. Рукопись.

21. SCB (Статистика Швеция) База данных.

22. Лебедева Л.Ф. Государственное регулирование социального обеспечения в США: стратегические проблемы и основные направления развития. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт Соединенных Штатов Америки и Канады.

23. А.А. Соболевская. Новые тенденции в оплате труда в США. 2004

24. Чингос П.Т. Оплата по результату. Из опыта оплаты труда персонала в США. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

25. Татарников А.А. Оплата труда в странах с рыночной экономикой. - М.: ИНФРА-М, 1992.

26. Ассар Линдбек. Шведский эксперимент. «Росбалт». 2003.

27. Государственный институт урегулирования трудовых споров (Medlingsinstitutet). Обзор коллективных договоров за 2004 г.; Центральное объединение профсоюзов, статистика по зарплатам за 2004 г.

28. Зайцев В.К. Система национальных счетов и государственное программирование в Японии. М.: Наука, 1984.

29. Информационно-аналитический материал Отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности аппарата Государственной Думы «О социально-экономической ситуации в России». Выпуск №1 (55) Москва. 2008.

30. Социальная защита населения. Под редакцией проф. Н.М. Римашевской. М.: ИСЭПН РАН, 2002, с. 142.

31. Клепач А. и др. Экономический рост России: амбиции и реальные факты. Россия в цифрах, 2002 М.: Госкомстат России, 2002. с. 27, 29.

32. Узяков М.Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. М.: Издательство ИСЭПН. 2000.

33. Френкель А.А. Прогноз развития экономики России на 2002-2003 годы // Вопросы статистики, 2002, №9.

34. Смирнов С. Оптимизм пошел на убыть // Эксперт, 2002, №6;

35. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации (по материалам

Минэкономразвития России) // Экономист, 2000, №6.

36. Социально-экономическое положение России 2002. М.: Госкомстат России, 2002.

37. РИА «Новости», 22 сентября ИТАР-ТАСС, 12 сентября РосБизнесКонсалтинг Росбалт, 19 сентября РосБизнесКонсалтинг Regions. Ru, 17 сентября

38. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. М.: Аспект-Пресс, 2003.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Рефераты