Именно благосостояние страны и народа имеет первостепенное и наиважнейшее значение, не сравнимое ни с ВВП, ни с ВНП, ни с национальным доходом (НД), ни с каким другим макроэкономическим показателем развития экономики страны в целом. Поэтому именно уровень благосостояния населения (в первую очередь тружеников, создающих конечную товарную продовольственную и оборонную продукцию и пенсионеров, уже выполнивших свой общественный долг) и тенденция его развития и является важнейшим государственным показателем, характеризующим благосостояние страны и уровень ее развития. В связи с этим следует признать, что состояние и уровень развития социальной сферы жизнедеятельности людей и является главной стержневой базой и одновременно целью и основной задачей функционирования всей производственной сферы деятельности в любом регионе страны независимо от форм собственности средств производства, а не прибыль, отложенные накопления и даже не налоги, призванные обеспечивать воспроизводство и дальнейшее развитие производственно-технологического комплекса страны, просвещение, науку, искусство, здравоохранение и другие сферы общественной жизнедеятельности. Самоустранение государства от имманентно присущих ему важнейших функций управления и контроля за всякой хозяйственной деятельностью на вверенной ему населением территории носит временный и явно деструктивный характер, прямо противоположный диктаторскому (или в более мягкой форме директивному) или монархическому режиму. Обе эти крайние тенденции лежат в стороне от наиболее целесообразной, экономически и нравственно всесторонне обоснованной и потому достаточно объективной формы и сути контроля и управления хозяйственной деятельности в стране. Любая большая функционирующая система при отсутствии в ней главного управляющего элемента обречена на кризис, банкротство и прекращение функционирования еще до истечения срока службы ее структурных элементов.
В угольных регионах страны социальная сфера находится на весьма низком уровне и нуждается в коренном улучшении и дальнейшем совершенствовании в соответствии с перспективным ростом потребностей населения и тружеников шахт и разрезов, тем более, что приток молодых кадров на угольные шахты к настоящему времени резко снизился. Поэтому следует в первоочередном порядке принимать самые решительные и существенные меры к созданию привлекательных условий для населения в угольных регионах с расчетом поступления значительной доли молодежи на работу в угольных шахтах и на угольных разрезах.
Эмерджентная эманация [внезапное снижение - НАЛ] трудовых ресурсов в Кузбассе уже привела к серьезным затруднениям к привлечению молодежи для работы в подземных условиях, особенно на фоне последних взрывов на «Ульяновской», «Юбилейной» и других угольных шахтах Кузнецкого, Воркутинского и других угольных бассейнов.
Чрезмерная экономия на заработной плате и создании необходимых социальных условий для трудящихся никогда не приносила заметных успехов в хозяйственной деятельности угольных предприятий. Скорее наоборот - пренебрежительное отношение к условиям жизни шахтеров убедительно доказало свою несостоятельность при прежней системе хозяйствования и продолжает осуществлять свою негативную функцию и в настоящий период социального передела в обществе. Ведь именно шахтерские регионы в начале перестройки экономических отношений в стране склонили чашу весов к демократическому пути развития общества в стране. Другое дело, что реальный ход событий оказался в стороне от первоначальных замыслов. Динамика экстенсивного развития диктатуры демократии (хаоса, широкомасштабного рейдерства в виде силового захвата как государственных, так и частных предприятий в условиях полнейшей хозяйственной и судебной неразберихи) в своих наиболее примитивных формах продолжает свое все более угрожающее наступательное продвижение, угнетая и устраняя господство и влияние структурной диктатуры разума и справедливости, неуклонно эманируя к своему логическому пределу. Но ведь так было всегда - реформы начинали одни, а власть захватывали другие и это вполне закономерная динамика общественного развития, характерная не только для России, но и для целого ряда стран Европы, Латинской Америки и других материков.
Смена общественного уклада безусловно важный и существенный этап развития, но не менее, а скорее более важным является целесообразность и необходимость сохранения достигнутых результатов, связанных с экспроприацией и последующей приватизацией общенародных (государственных) средств производства, а использование для этого только силовых методов и массовой рекламной пропаганды совершенно недостаточно. Необходимы более глубокие, более содержательные, более гармоничные и более ощутимые методы сохранения и дальнейшего укрепления достигнутого. Прежде всего, это целесообразность создания необходимых и достаточно продвинутых применительно к реальной действительности социально-экономических условий, гарантирующих не рекламное, а реальное единство электората и элитарных слоев общества.
Основным экономическим законом настоящей эпохи является удовлетворение потребностей новой буржуазии (финансовые олигархи, магнаты всех отраслей национального хозяйства страны и госчиновники всех рангов - от местных и региональных до республиканских и федеральных) за счет беспредельной эксплуатации природных и трудовых ресурсов, а главной целью хозяйственной деятельности предприятий и компаний - извлечение максимальной прибыли, не считаясь ни с загрязнением природной среды, ни с ухудшением социальных условий жизнеобеспечения трудящихся и населения соответствующих регионов, ни с запредельно низким уровнем заработной платы и замораживанием объективной тенденции ее роста темпами, пропорциональными росту инфляции, в «финансовых холодильниках» угольных компаний и их новых собственников. В принципе вся прибыль предприятий и компаний, исключая направляемую на поддержание и развитие данных предприятий и компаний, казалось бы должна в безусловном и безакцептном порядке направляться на поддержание и развитие социальной сферы соответствующего региона с учетом, разумеется, рыночных отношений для реализации главной цели функционирования и развития общества. Однако на практике этого не происходит. Не следует при этом забывать, что главной целью, национальной идеей и основной задачей страны является обеспечение здоровья, благосостояния и независимости нации в гармоничном сочетании с дальнейшим развитием интеллекта (в первую очередь профессиональной подготовки трудовых кадров, которые, как известно, способны и призваны решать все и любые проблемы) и духовности нации. Следует при этом иметь в виду, что здоровье и благосостояние тружеников угольных шахт и разрезов непосредственно влияет на производительность и безопасность труда. Для получения качественной товарной продукции требуется качественное сырье и качественные высокопрофессиональные трудовые ресурсы, в том числе здоровые рабочие кадры и грамотные, толковые и опытные специалисты. Таким образом, интересы новых собственников, тружеников и администрации (менеджеров в западно-европейской и англо-американской трактовке) в этой области тесно переплетаются между собой и только недостаточное осмысливание этой взаимосвязи является существенным препятствием в деле создания и постоянного улучшения социальных условий и уровня оплаты труда шахтеров.
Перенесение западных технологий организации социальной жизни, основанных на индивидуализме, безграничной конкуренции (лишенной всяких высоких принципов) и эгоизме, на неудобренную для сохранения этой парадигмы (доктрины) российскую почву, основой которой исторически была и остается общинность и коллективизм, дело бесперспективное, бессмысленное и безнадежное. Общность цели и идей всегда были характерной чертой народов, населявших территорию Россию. Именно эта общность интересов и стремление к личной самостоятельности и обеспечили сохранность нации и территории как единого целого в борьбе с силами природы и агрессивными соседними государствами, неустанно стремившимися поживиться за счет необъятных просторов и природных ресурсов России. Совокупность общности интересов и персональной самостоятельности каждого жителя (гражданина) России - это и есть основа для формирования устойчивой общественной формации на длительную перспективу для сохранения надежной и качественной жизнедеятельности и функционирования нации в сложившихся условиях в мире и на территории нашей великой державы.
5.1 Социально-экономические условия -основа жизнедеятельности населения и трудящихся масс
Уровень жизни населения во многом зависит от уровня занятости населения в производительном труде, от характера системы распределительных отношений в обществе, от структуры и содержания (объемов по важнейшим статьям доходов и расходов на планируемый период) бюджета страны.
Численность экономически активного населения к началу 2009 года составила 75,2 млн. человек, или около 53,1% от общей численности населения страны. Согласно данным последних выборочных обследований населения по проблемам занятости, в ноябре 2007 г. по сравнению с ноябрем 2006 г. численность тружеников, занятых в экономике, увеличилась на 1,4 млн. человек и составила 70,6 млн. человек, а, учитывая, что средняя заработная плата по стране в 2007 году составила около 14400 руб. в месяц (Информационно-аналитический материал Отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности аппарата Государственной Думы «О социально-экономической ситуации в России». Выпуск №1 (55) Москва. 2008), то следовательно месячный фонд начисленной заработной платы составил 1 016 640 млн. руб., но поскольку отчисления в пенсионный фонд составляют 28% от ФОТ, а общий социальный налог составляет 36,5% от ФОТ, то следовательно ежемесячные отчисления в пенсионный фонд составляют в среднем около 388,6 млрд. руб. или при численности пенсионеров в количестве 36 млн. чел. в расчете на одного пенсионера приходится 10793,3 рубля. Поскольку реальная пенсия по России в среднем не превышает 3000 руб. в месяц, то это означает, что пенсия может быть повышена без всякого ущерба для госбюджета в 3,6 раза и приблизится к половине прожиточного уровня. Как говорится «…хоть кулик и невелик, а все ж птица». Не лишним будет именно здесь же отметить, что вместо дозированных добавок к пенсиям по чайной ложке и не за каждый квартал, было бы гораздо целесообразнее и проще снять оплату коммунальных услуг с нормативного жилья, одновременно увеличив его размеры в соответствии с постоянно растущими потребностями в его качественных и количественных характеристиках. Ведь именно уровень благосостояния народа и определяет его единство, сплоченность и способность к самосохранению нации и обеспечению ее безопасности. Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в ноябре 2007 г. составила 4,45 млн. человек, или 5,93% экономически активного населения. Это достаточно ощутимый резерв неиспользуемых трудовых ресурсов. При наличии огромных запасов природных ресурсов, необъятных просторов и значительных финансовых резервов, под натиском которых упаковка в виде Стабфонда не выдержала и развалилась на два огромных финансовых фонда, такое большого количества только официально учтенных безработных говорит о наличии больших и серьезных проблем в деле управления народным хозяйством страны и объективной целесообразностью предельно полного и эффективного использования всех имеющихся в стране ресурсов. Поэтому, если и решать проблемы повышения эффективности экономики страны, то начинать очевидно следует именно с этой проблемы. Задействование всех имеющихся в стране природных, трудовых ресурсов и созданных тружениками страны в советский период основных производственных фондов - это и есть то самое звено, ухватившись за которое по образному выражению широко известного публициста и политолога, можно вытащить всю цепь накопившихся проблем в народном хозяйстве и обеспечить реальные условия для успешного развития экономики и жизнедеятельности населения страны.
Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) по сравнению с соответствующим месяцем 2006 г. уменьшился с 1,9 до 1,4 в ноябре 2007 г. Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, увеличилась в конце отчетного периода по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 198,8 тыс. человек, число вакансий в конце ноября 2007 г. составило 1 221 тыс. человек. Среднемесячная начисленная заработная плата в ноябре 2007 г. составила 14 406 руб. и возросла по сравнению с ноябрем 2006 г. на 28,0%. Реальная заработная плата за январь-ноябрь 2007 г. относительно января-ноября 2006 г. составила - 116,0%. В октябре 2007 г. по большинству видов экономической деятельности наблюдались высокие темпы роста заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Наиболее высокие темпы роста отмечались в следующих видах экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (136,7%), финансовая деятельность (134,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (132,9%).
Наиболее низкие темпы роста заработной платы наблюдались по таким видам экономической деятельности как транспортирование по трубопроводам (111,4%), рыболовство, рыбоводство (113,1%), государственное управление и обеспечение военной безопасности (117,4%). Продолжает оставаться высокой дифференциация среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики.
Среди отраслей реального сектора экономики наиболее высокий уровень заработной платы в январе-октябре 2007 г. вопреки элементарной хозяйственной и моральной логики отмечался в финансовой сфере деятельности - 33 223 руб. (превышение общероссийского уровня в 2,6 раза). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы по-прежнему сохраняется в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 5 854 руб. (45% от общероссийского уровня), в текстильном и швейном производстве - 6 190 руб. (48%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 6 878 руб. (53%). В результате чего дети и подрастающее подростковое поколение вынуждены ходить в зарубежных залежалых одеждах и обуви, что наносит не только громадный материальный ущерб в российской экономике, особенно ярко проявившийся в результате мирового хозяйственного кризиса, но и особенно нелицеприятно в моральном аспекте, что наносит непоправимый ущерб сохранению национальной идеологии.
Отмеченные диспропорции в оплате труда приводят к перетоку сокращающихся трудовых ресурсов в высокодоходные сектора экономики, способствуют возникновению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в большинстве обрабатывающих отраслей промышленности, что является сдерживающим фактором развития отраслей более высокого передела. Такая ситуация в перспективе может создать значительные препятствия для дальнейшего экономического роста, затруднить выполнение задачи диверсификации экономики и повышения ее эффективности.
В 2007 году ухудшилось соотношение темпов прироста реальной заработной платы и производительности труда в промышленности. Если в январе-октябре 2006 г. они составляли 10,7% и 6,5% соответственно, то в январе-октябре 2007 г. - 14,5% и 5,8%. Усилился разрыв в опережении темпов роста заработной платы на фоне замедления роста производительности труда в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, в текстильном и швейном производстве.
В то же время в производстве транспортных средств и оборудования наблюдается опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы (на фоне роста численности работников за январь-октябрь 2007 г. - на 1,5%). Сократился разрыв между реальной заработной платой и производительностью труда в химическом производстве и производстве транспортных средств и оборудования, однако производительность труда все еще отстает от заработной платы. В связи с этим весьма важно исследовать структуру использования национального дохода, в частности, доли, идущей непосредственно на конечное потребление населения, в том числе доля фонда оплаты труда. Обе эти части уже в ближайшей перспективе могут существенно сократиться. Это может произойти под влиянием роста необходимых затрат на инвестирование и модернизацию производства, продолжающегося роста объемов вывоза капитала за рубеж и непроизводительное размещение его в зарубежных ценных бумагах (ЦБ) а также в связи с ухудшением внешнеполитической обстановки, что чаще всего и случается с постоянной периодичностью, которое неизбежно повлечет за собой увеличение расходов на оборону.
Данные о динамике основных показателей социально-экономического развития России на 2002-2007 и 2008-2010 годы (табл. 1), показывают определенные изменения ситуации в сфере доходов населения в 2002-2007 гг. и в ближайшей перспективе до 2010 года, согласно концепции развития которой предполагался достаточно устойчивый рост доходов населения - от 5 до 8% в год, основных показателей первичных доходов и текущих трансфертов (табл. 1 и рис. 1) и среднедушевых доходов - к 2010 году более чем в три раза (табл. 2) [в то время как инфляция продуктов питания растет только по официальным данным темпами более, чем по 14-16% в год]. Однако свалившийся на нас из США финансово-экономический кризис, который неуклонно переползает в реальный сектор экономики, опрокинул и эти незначительные надежды на улучшение социально-экономических условий жизни основной массы тружеников и пенсионеров.
Таблица 1 - Оплата труда и основные социальные трансферты в 2002-2007 и 2008-2010 гг. (в ценах 2000 года, руб.) по данным ИСЭПН РАН
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Минимальная оплататруда
450
1000
1785
2000
2290
2490
2700
2850
3100
Средняя оплата труда
3070
3920
5100
5820
6735
7780
8500
9190
9700
Средняя пенсия трудовая
1178
1520
1995
2294
2656
3074
3360
3629
3822
Среднее пособие по безработице
726
982
2841
3242
3751
4333
4887
5284
5577
Среднее пособие на ребенка
250
387
465
542
657
751
845
1134
1360
Рис. 1 - Оплата труда и социальные трансферты в 2002-2010 годах (в ценах 2000 года, рублей)
Рост реальной заработной платы, продолжавшийся последние три года после обвального снижения ее уровня более, чем на порядок, опережал рост эффективности производства и имел в качестве основного источника, прежде всего, благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, что не может продолжаться вечно или, по крайней мере, весьма продолжительный период. С исчерпанием действия этого фактора и связанных с ним обстоятельств, к текущему моменту, наблюдалась стабилизация оплаты труда наемных работников в 2003-2008 годах на уровне 48-49% от ВВП), но все еще значительно ниже доперестроечного уровня (в 3,5 - 4,0 раза):
И- индекс снижения уровня заработной платы шахтеров до перестройки по сравнению с текущим уровнем;
ЗПдо - заработная плата до перестройки (1986-1990 гг.);
К - индекс инфляции (дефлятор) по бытовому сектору (на 01.10.2007 составлял 125 единиц);
ЗПтек - средняя заработная плата шахтеров на 01.10.2007 г.
По мнению специалистов ИСЭПН РАН, изменение политики в сфере распределительных отношений в России должно быть подчинено реализации главной цели текущего момента - установлению к 2010 году минимума оплаты труда на социально необходимом уровне и сокращению ее дифференциации до приемлемых размеров. По нашему предположению приемлемым уровнем следует считать уровень данного соотношения (в размере 5,5-8,5 единиц), сложившийся в мировой практике среди индустриально, инновационно и социально развитых стран мира, в которых уже длительный период времени не наблюдаются массовые забастовки трудящихся из-за низкого уровня оплаты их труда на предпринимателей.
По данным ИСЭПН РАН предполагалось также, что реальный минимум оплаты труда в 2010 году составит 3100 рублей в ценах 2000 года или 8332 руб. в ценах на 01.01.2009 года, а также, что неравенство по децильному коэффициенту дифференциации сократится до 5,7 раза, а численность работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума - до 7%. Прожиточный минимум в конце 2010 года будет качественно отличаться от прожиточного минимума, введенного в 2000 году, и, в сопоставимых ценах, в 2,20 раза выше (2,358 раза по уточненным расчетам с учетом ежегодного уровня инфляции в размере 10%), а именно - 3112,5 рублей против 1320 рублей на одного трудоспособного в 2000 году. Официальный минимум заработной платы в сопоставимых ценах должен увеличиться в 8,5 раз, а реальная средняя заработная плата - почти в два раза. При этом минимальная реальная заработная плата будет расти ежегодно в среднем на 9-10%, а соотношение ее с прожиточным минимумом, установленное Трудовым кодексом Российской Федерации, не будет нарушаться, что конечно же совершенно не отвечает стремлениям и чаяниям основной массы обедневшего населения, но в достаточно полной мере соответствует интересам магнатов, олигархов, чиновников и депутатов самых разных уровней, а также указанных выше специалистов ИСЭПН РАН.
Реально складывающаяся действительность диктует другие принципы и задачи создания мирным путем необходимых социальных условий для основной массы населения страны и в первую очередь в шахтерских регионах. Совершенно нет никакой необходимости и целесообразности в дальнейшем наращивании социальной напряженности, тем более в провоцировании маржинального и непредсказуемого характера ее развития. При этом необходимо иметь в виду, что одновременно с ростом заработной платы наемным работникам примерно в таких же пропорциях ожидается увеличение размеров социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий), что неизбежно в соответствии с реальным проявлением имманентно присущей данному социальному процессу корреляционной зависимости скажется на снижении денежных доходов основной массы занятого трудом населения и неизбежно приведет к нежелательной рецессии и дальнейшему снижению реального уровня благосостояния трудящихся масс, включая и работающих пенсионеров.
Одним из важнейших условий, определяющих стоимость жизни в перспективе, будет уровень инфляции. Сейчас один из главных инфляционных факторов, негативно влияющих на состояние структуры расходов населения, - это ускорение темпов роста цен на продукты питания и платежи за ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги). Так по данным ИСЭПН РАН, в 2001 году при общем увеличении цен на услуги на 36,9% темпы прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составили 156,8%, в том числе на жилищные - 166,7%. Из подорожания услуг коммунального хозяйства (в среднем на 153,8%) самыми существенными были рост тарифов на отопление, а также платы за горячее водоснабжение - в 1,8 и 1,7 раза соответственно. Не следует при этом забывать, что территория России располагается в преимущественно северных районах планеты и затраты энергии на обеспечение жизнедеятельности населения здесь значительно выше, чем в других индустриально и интеллектуально развитых странах мира.
Прогноз темпов инфляции по основным группам потребительских товаров и услуг на перспективу базируется на тенденциях последних лет по каждой из групп, имеющихся среднесрочных и долгосрочных прогнозах общего индекса цен. Особое значение для общего уровня стоимости услуг имеет развитие ситуации с оплатой населением жилищно-коммунальных (ЖКК) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), ценовых затрат энергоносителей и услуг общественного транспорта.
По прогнозу ИСЭПН РАН, годовые темпы роста цен на услуги будут опережать общие параметры увеличения потребительских цен. Поэтому к концу прогнозируемого периода по сравнению с его началом удельный вес затрат на услуги в общей структуре расходов населения составит по пессимистическому сценарию 22,5%, по оптимистическому - 19,7% против 15,2% в 2001 году. В то же время оптимистический вариант развития предусматривает более рациональное соотношение статей потребительского бюджета: к концу периода доля расходов на питание снизится на 5 процентных пунктов при увеличении доли затрат на непродовольственные товары на 0,5 процентного пункта. Для сравнения: в пессимистическом варианте удельный вес расходов на продукты питания останется практически без изменений, а доля затрат на непродовольственные товары уменьшится на 5,6 процентного пункта. Данные по структуре потребительских расходов домашних хозяйств в целом по России на 2002-2010 годы представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Структура потребительских расходов населения в 2002-2010 годах (в среднем на члена домохозяйства за месяц; в процентах)
Годы
Пессимистический вариант
Оптимистический вариант
Продуктыпитания
Непродовольственные товары
Услуги
Итого
Продуктыпитания
Непродовольственные товары
Услуги
Итого
2002
51,1
31,9
17
100
51,1
32,4
16,5
100
2003
51
31
18
100
50,9
32,1
17
100
2004
50,7
30,3
19
100
50,5
31,7
17,8
100
2005
50,5
29,6
19,9
100
50
31,6
18,4
100
2006
50,4
29,1
20,5
100
49,5
31,6
18,9
100
2007
50,2
28,7
21,1
100
48,9
31,8
19,3
100
2008
50,2
28,3
21,5
100
48,2
32,2
19,6
100
2009
50,1
27,9
22
100
47,5
32,8
19,7
100
2010
50
27,5
22,5
100
46,7
33,6
19,7
100
Источник: расчеты специалистов ИСЭПН РАН на основе имеющихся прогнозов темпов роста цен на основные продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также темпов роста розничного товарооборота.
Состояние экономики, занятость населения производительным трудом и уровень его жизни взаимосвязаны и взаимозависимы. Развитие производства способствует повышению уровня занятости. Занятость трудом - первое и основное условие обеспечения нормального уровня жизни населения, а уровень безработицы, тем более в достаточно ощутимых размерах (свыше 3-4%) - самый убедительный показатель неуправляемого развития экономики страны и наиболее верный и точно определяемый показатель явно недостаточно грамотного и непрофессионального управления хозяйственно-экономической деятельностью в стране в целом и в ведущих ее регионах в частности. В свою очередь, достигаемый в приемлемом размере для населения жизненный уровень, обеспечивая его платежеспособный спрос, оказывается важным условием экономического подъема. Кроме того, повышение платежеспособного спроса населения и установление баланса указанного спроса с предложением потребительского рынка повышает его экономическую активность, что также способствует экономическому росту. Однако с другой стороны, улучшение материального положения населения может не увеличивать, а снижать число занятых, поскольку с повышением благосостояния для нормальной жизнедеятельности семьи оказывается достаточной занятость меньшего числа ее членов, например, работа только одного главы семьи как это имеет место во многих развитых странах мира, в первую очередь в США, Канаде, Швеции и других благополучных странах. Поэтому повышение экономической активности населения в связи с ростом его благосостояния означает не увеличение числа занятых, а скорее, возрастание инициативности, предприимчивости, заинтересованности и интенсивности трудовой деятельности основных тружеников в благополучных семьях.
Реализация стратегии экономического роста возможна только на пути обеспечения и осуществления расширенного воспроизводства, при постоянном и неуклонном наращивании производительности труда, технического перевооружения и модернизации действующих производств, строительства и ввода в действие новых производственных предприятий, повышения занятости населения, неуклонного роста заработной платы, совокупного конечного спроса не только на продукты питания повышенного качества и калорийности, но и товары культурно-бытового назначения, а также движимость и недвижимость и в результате всего этого - значительное повышение уровня жизни населения, соответствующего тенденции дальнейшего роста потребностей основной массы населения страны, ее культурного и интеллектуального уровня как имманентно присущих качеств человека разумного и нравственно одухотворенного. Толчком к появлению оптимистических представлений в отношении перспектив нашего экономического роста послужило заметное оживление экономики, начиная с 1999 года (непосредственно после дефолта в августе 1998 года). В соответствии с перспективными планами правительства, в ближайшие годы предполагается добиться темпов роста в 7,5%, которые, с одной стороны, следует охарактеризовать как сомнительно реальные, а с другой - как недостаточные для возрождения эффективной экономики. Темпы роста основных компонентов платежеспособного спроса, по данным Минэкономразвития России, обеспечили в 2002-2005 гг. рост ВВП в пределах 4,2 - 4,4% в год. В структуре использования ВВП доля потребления домашних хозяйств возросла с 49,6% в 2001 году до 54% в 2005 году, валового накопления - с 22 до 24% при сокращении потребления государственного сектора с 14,3 до 13,8% и чистого экспорта товаров и услуг - с 12,9 до 5,7-7,3%. Постепенно основным фактором роста становится внутренний спрос. В табл. 3 представлены фактические за 2002-2007 гг. и прогнозные на 2008-2010 гг. индексы важнейших показателей социально-экономического развития России, основанные на разработках Минэкономразвития России, а также на результатах работы ряда научных организаций и отдельных специалистов.
Таблица 3 - Важнейшие показатели социально-экономического развития России в 2002-2007 гг. и в 2008-2010 гг.
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
прогноз
2010
прогноз
ВВП, прирост в % к предыдущему году
104,2
103,8
104,1
104,4
104,6
104,9
105,7
106,9
107,1
Инфляция, прирост - декабрь к декабрю, в % к предыдущему году
116,1
113,8
109,2
107,7
107,9
111,5
109,4
107,2
106,5
Занятость населения при этом будет увеличиваться, а безработица пойдет на убыль. Как видно из табл. 2, в соответствии с кризисным положением экономики в стране в результате перестройки и вследствие этого кризиса, абсолютная численностьтрудоспособного населения с 1992 года вплоть до 1998 года возросла всего лишь на 2,2%, а затем, вследствие некоторого экономического оживления, стала возрастать более заметными темпами: с 85.5 млн. человек в 1998 году до 87,4 в 2001 году.
Таблица 4 - Соотношение основных показателей экономического роста и уровня занятости населения в период 1992-2001 годах
1992
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Численность трудоспособного населения, млн. человек
83,7
84,2
84,3
84,8
85,5
86,3
87
87,4
Валовой внутренний продукт, млрд. руб.
19,0
1540
2146
2479
2741
4767
7402
9041
Индексы ВВП
85,5
95,9
96,6
100,9
95,1
105,4
109
105
Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе в организациях негосударственных форм собственности и индивидуальном секторе, тысяч человек
72071
66409
65950
64693
63812
63963
64327
65000
Источник: Россия в цифрах, 2002 М.: Госкомстат России, 2002. с. 27
Однако, данные о развитии российской экономики за последнее десятилетие не слишком представительны, так как в этом периоде она испытала и кризисное состояние, и финансовые катаклизмы и оказалась в плену однобокой политики сочетания сырьевого экспорта (характерного для отсталых стран) с насыщением внутреннего рынка за счет импорта недоброкачественной, залежалой, не находящей сбыта в собственных странах продукцией. Кроме того, на занятости сказалось влияние процесса замедленного распада и сохранения старых производственных коллективов, обладающих большой устойчивостью к социально-экономическим изменениям. Вообще, зависимость занятости от темпов роста не является линейной и может нарушаться другими обстоятельствами, в частности технологическими сдвигами в производстве. Перспективы занятости до 2010 года в значительной степени определяется состоянием экономики и темпами экономического роста. По данным Госкомстата России, численность постоянного населения Российской Федерации к 2010 году, по усредненному подсчету, составит 138,8 миллиона человек и сократится по сравнению с 2001 годом на 6 миллионов, то есть на 4,1%. С точки зрения обеспеченности народного хозяйства трудовыми ресурсами и предложения рабочей силы, наиболее благоприятны 2001-2006 годы. К концу этого периода по сравнению с 2000 годом численность трудоспособного населения вырастет на 3,4% и экономически активного населения - на 4,4%. Изменится и показатель демографической нагрузки (число нетрудоспособных, приходящихся на одну тысячу человек трудоспособного возраста), который снизится с 686 человек в 2000 году до 573 человек в 2009 году и немного возрастет до 590 человек в 2010 году. В прогнозном периоде (2008-2010 гг. и дальше) будет продолжаться старение населения, что выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Доля лиц старше трудоспособного возраста начала интенсивно возрастать с 2006 года, и к 2016 году составит 24,8% от общей численности населения. В то же время удельный вес детей и подростков сократится с 19,3% в 2001 году до 14,9% в 2010 году, численность вступающих в трудоспособный возраст уменьшится почти в два раза. Однако эти изменения в ближайшей перспективе не отразятся негативно на численности трудовых ресурсов. Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения будет возрастать до 2010 г., когда она достигнет 63,7% (против 60,1% на начало 2001 года). Затем начнется снижение удельного веса рабочих возрастов. Число трудоспособных, а также экономически активных членов общества начнет постепенно снижаться, а коэффициент демографической нагрузки, напротив, повышаться. Однако останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд, одновременное существование проблем повышения уровня занятости и нехватки трудовых ресурсов объясняется неоднородностью положения в различных отраслях народного хозяйства, в различных регионах страны, а так же в крупных городах, с одной стороны, и в сельской местности и в малых городах - с другой. Предположительная число занятых к 2010 году увеличится на 6,1% к уровню 2001 года и составит 69,2 миллиона человек, из них 64,1 миллиона человек (или 92,6%) - в трудоспособном возрасте (табл. 3). Увеличение числа занятых произойдет за счет возможного (по официальным прогнозам) роста числа малых предприятий до 2 миллионов и численности работающих на них до 20 миллионов человек. Нельзя не отметить вновь возникших неблагоприятных факторов, а именно массовая ликвидация ремесленных и профессионально-технических училищ (РУ, ЖДУ и ПТУ), а также смена прогрессивной, созидательной трудовой молодежной идеологии на примитивную потребительскую гарантируют резкое снижение реальных трудовых ресурсов уже после 2112 года, что заметно повлияет на эффективность и объемы производства.
Таблица 5 - Основные показатели занятости населения в перспективе до 2010 года
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Численность населения, млн. человек
144
143,3
142,6
141,9
141,3
140,7
140,1
139,5
138,8
Численность активного населения млн. человек
71
71,4
71,6
72
72,2
72,5
72,8
73,1
73,4
в% к 2001 году
100,1
100,7
101
101,6
101,8
102,3
102,7
103,1
103,5
Общая численность занятых, млн. чел.
65,6
66,1
66,5
67
67,4
67,9
68,3
68,8
69,2
Уровень занятости, в % к ЭАН
92,5
93,1
93,6
99,2
94,6
95,2
95,7
96,3
96,8
Численность занятых в трудоспособном возрасте, млн. человек
61,5
61,9
62,2
62,6
62,8
63
63,4
63,8
64,1
в % к 2001 году
100,5
101,1
101,6
102,3
102,6
102,9
103,6
104,3
104,7
Удельный вес в общей численности занятых
93,7
93,6
93,5
93,4
93,2
93,1
92,9
92,8
92,7
Общая численность безработных, млн. человек
5,4
5,3
5,1
5
4,8
4,6
4,5
4,3
4,2
в % к 2001 году
94,7
93
89,5
87,7
84,2
80,7
78,9
75,4
73,7
Уровень безработицы, в %
7,6
7,4
7,1
6,9
6,6
6,3
6,2
5,9
5,7
Численность безработных в трудоспособном возрасте, млн. человек