Рефераты

Анализ социальной защиты в мире

3.7 Политика на рынке труда

Активная политика на рынке труда - это, прежде всего, создание рабочих мест, программы переподготовки и меры по повышению мобильности - все это специфический шведский вклад в экономическую политику. Нет сомнений, что непосредственное создание рабочих мест в форме общественных работ и субсидирование занятости могут увеличивать количество рабочих мест. Трудность заключается в том, чтобы определить, насколько велико вытеснение обычных рабочих мест и насколько быстро оно происходит - как непосредственно через замещение продукции и трудозатрат, так и опосредованно, через более высокие налоги, которые снижают спрос на товары частного сектора и поднимают давление на реальные зарплаты в производственном секторе. Эмпирические исследования в Швеции показывают, что вытеснение имеет значительный объем и достигает 50-80%, когда правительство предпринимает действия по непосредственному созданию рабочих мест, особенно в строительстве. Это совпадает с опытом других стран. Однако оказалось невозможно установить какое-либо прямое вытеснение занятости в частном секторе, когда правительство увеличило занятость в общественном секторе услуг. Первое и очевидное объяснение: частное производство вряд ли было способно развиваться в данной области при навязанной правительством дискриминации в вопросах предоставления этих услуг частным сектором. Таким образом, можно сказать, что в этом секторе даже появление частного производства и занятости было вытеснено. Когда замужних женщин побуждают выйти на частный рынок труда, это так или иначе должно увеличивать их спрос на товары и услуги частного сектора. Политика повышения мобильности и программы переподготовки являются, без сомнения, многообещающими способами улучшения функционирования рынка труда. Но они имеют ряд очевидных ограничений. Например, не более 17% получающих работу в Швеции в тот или иной период делают это при помощи общенационального обмена в области рынка труда. Яркой иллюстрацией ограниченности активной политики на рынке рабочей силы является шведский опыт начала 90-х годов. Около 5% рабочей силы, занятой в различных программах Национального управления рынка труда, не смогло остановить драматический рост открытой безработицы и большое увеличение длительной незанятости. Исследования расходов также показывают, что программы переподготовки Национального управления рынка труда имеют весьма скромную экономическую отдачу. Одной из причин является большой объем этих программ в Швеции. Другая причина заключаться в том, что рабочие иногда присоединялись к этим программам просто для того, чтобы иметь основания претендовать на новый срок получения пособий по безработице (до изменений в правилах с 1996 г.). Низкий уровень безработицы в Швеции в 70-х и 80-х годах был результатом расширения с 1970 до 1985 гг. постоянной занятости в общественном секторе примерно на 600 тыс. человек (15% рабочей силы). Правительство в конце концов решило, что девальвации и дальнейшее наращивание занятости в общественном секторе не являются приемлемыми методами сдерживания уровня безработицы. Это означает, что прежний успех в обеспечении полной занятости не был устойчивым в плане длительной перспективы. В этом смысле рост безработицы попросту откладывался. Хотя и ее рост в начале 90-х годов был обязан совпадению большого количества негативных макроэкономических шоков. Получилось так, что проблема «живучести» безработицы в Швеции, возможно, не менее серьезна, чем в других европейских странах. Относительно быстрый рост производительности труда принес шведам более высокий уровень доходов, чем у граждан большинства других индустриальных стран. Поэтому представляется естественным, что в первые послевоенные десятилетия, Швецию в основном рассматривали как страну, способную совместить экономическое равенство, щедрые государственные выплаты на обеспечение благосостояния и полную занятость с высокой экономической эффективностью и довольно быстрым ростом производительности. Но замедление экономического роста начиная примерно с 1970 г., крушение полной занятости в начале 90-х годов, недавнее увеличение дифференциации доходов и отход от различных государственных социальных выплат сделали шведскую модель менее идиллической.

Крушение полной занятости в начале 90-х годов изменило экономическую и социальную среду шведской модели. Например, активная политика на рынке труда, которая требует большого числа вакансий, стала менее эффективной. Государство всеобщего благосостояния также было финансово подорвано. Тем временем работообеспечивающая стратегия систем социального страхования стала более проблематичной. Появилась тенденция к формированию двух классов получателей пособий с весьма различными уровнями выгод: тех, у кого в прошлом достаточный опыт работы, и тех, у кого его нет вообще. Это еще раз подчеркивает, что для шведского общества характерно расслоение «инсайдеры - аутсайдеры». Вдобавок к инсайдерам и аутсайдерам на рынках труда, жилья и в вопросах предоставления некоторых других услуг общественного сектора теперь имеются инсайдеры и аутсайдеры в среде тех, кто живет на пособия различных систем социального обеспечения.

Главное значение шведского опыта заключается не в том, что экономическое положение страны ухудшилось в последние десятилетия по сравнению с другими странами (хотя во многом это и произошло). Скорее речь идет о том, что развитие событий в Швеции иллюстрирует и подчеркивает тенденции и проблемы, присущие многим западноевропейским странам. Поэтому недавние попытки реформировать политику в Швеции представляют общий интерес. Реформы были инициированы социал-демократическим правительством. Они заключались в дерегулировании внутренних рынков капитала и движений международного капитала в 80-х годах, налоговых реформах середины 80-х - начала 90-х годов и переходе к «антиинфляционной» макроэкономической политике в начале 1991 г. Разумеется, в этих вопросах Швеция следовала за международными тенденциями. Но перемены на уровне стратегии стимулировались неудачами во внутренней политике. Определенное воздействие оказали и советы шведских экономистов и других участников политико-экономических дебатов. Правоцентристское правительство в 1991-1994 гг. продолжило реформы путем снижения щедрости различных систем выплат и улучшения условий для малых и средних фирм. Важными примерами последнего являются снятие двойного налогообложения доходов, снижение налогов на имущество и некоторое дерегулирование рынка труда. Были также отменены «фонды рабочих, получающих зарплату». Социал-демократическое правительство, пришедшее к власти в 1994 г., продолжило большинство этих реформ. Некоторые из них даже получили развитие: дальнейшее (хотя и временное) снижение выплат по замещению в различных системах обеспечения социальной защиты, дальнейшие решения по консолидации финансового положения правительства, а также дополнительное сужение институциональных рамок самого бюджетного процесса. По другим реформам произошел отход назад. Имеются в виду возврат к двойному налогообложению доходов, повышение налогов на имущество, восстановление ранее строгого законодательства по обеспечению занятости (похоже, однако, что некоторые отступления от этих отступлений не сняты с повестки дня). В период между 1994 и 1997 гг. вновь увеличились налоги и выплаты - с 50% до 54% ВВП. Это произошло в результате сочетания повышенного уровня налогов и расширенной базы налогообложения в контексте все еще прогрессивной налоговой системы. Если считать, что относительно плохие экономические показатели Швеции примерно с 1970 г. были обусловлены такими факторами, как искаженные экономические стимулы, регулируемые рынки, слабая конкуренция, то следует ожидать, что нынешние реформы улучшат положение в будущем. Следует отметить также наличие существенных резервов: налоговые ставки все еще слишком высоки и пока малое число реформ на рынке труда претворено в жизнь. Оказалось трудно также предотвратить серьезные проблемы перехода к этим реформам. Дело не только в том, что реформы способствовали временной макроэкономической нестабильности. Сокращение размера выплат в системе государственного обеспечения благосостояния привело к экономическим лишениям, особенно в тех домохозяйствах, которые не создавали значительных собственных резервов. Люди неожиданно обнаружили, что планировали свою жизнь, в том числе образ действий в области сбережений и страхования, исходя из ложных ожиданий будущих выплат.

Более того, основательно дискриминированный частный сектор услуг для домохозяйств находится не в лучшей форме и не может взять на себя производство услуг, когда начинают проявляться сложности общественного сектора.

Следует также отметить, что ряд правительственных учреждений в Швеции действует как интегрированная система с сильно взаимодополняющими друг друга характеристиками. Разные элементы системы поддерживают друг друга или по крайней мере противодействуют разнообразным нежелательным побочным эффектам деятельности других элементов. Иногда нет совсем никаких эффектов. В частности, когда другие элементы системы накладывают ограничения на поведение отдельных людей. Например, политические акции, стимулирующие безработного к более энергичным поискам работы, не очень повышают занятость, если только не снижается цена найма рабочих, а относительные зарплаты не становятся более гибкими. В других случаях изолированные политические изменения могут иметь неожиданно драматические последствия. Когда сдерживающие ограничения на поведение индивида внезапно исчезают, со всей силой может проявиться влияние других элементов системы на поведение индивида. Примером может служить случай, когда в 80-х годах были сняты ограничения на рынке капитала без достаточного понижения предельных ставок подоходного налога, по которым людям было разрешено уменьшать свои выплаты. В последнее десятилетие шведская модель находилась в состоянии постоянного движения. Это стимулировало «переменчивость правил», что развилось в характерную черту экономической и социальной политики. Общая тенденция, однако, предполагает, что Швеция вновь стала более «нормальной» западноевропейской страной, какой она была до проведения радикальных экспериментов в середине 60-х и начале 70-х годов. Членство в ЕС с 1995 г. значительно усилило эту тенденцию. Если нынешнее направление развития шведской экономической и социальной системы будет продолжено, то окажется, что шведская модель была кратким историческим эпизодом, продолжавшимся не более трех десятилетий - с середины 60-х до начала 90-х годов. Трудно с уверенностью сказать, как скажется в будущем членство Швеции в ЕС и, возможно, в ЕМС на учреждениях и политике в Швеции, отчасти и потому, что мы не знаем, что случится в самом ЕС. Более того, нам неизвестно, насколько постоянны или временны нынешние тенденции реформ и отступлений по важным параметрам шведской модели. Другими словами, мы не знаем, станет ли Швеция пионером не только в строительстве развитого государства всеобщего благосостояния, но и в его реформировании и переустройстве. Возможно, ценности, идеология, отношения властей, механизмы, которые изначально создавали эту модель, в будущем возродят прежнюю политику или ее новый вариант. Некоторые заинтересованные группы, в том числе профсоюзы, заявили о верности идее возврата к прежним учреждениям, правилам и политике. Можно предположить восстановление прежних уровней выплат в системах социального страхования и повышение налогов, особенно для наиболее обеспеченных домохозяйств. Время от времени продолжают появляться предложения об увеличении коллективной собственности фирм. Подтверждение этого можно найти в недавних предложениях, чтобы пенсионные фонды, управляемые правительством, делали крупные инвестиции на рынке ценных бумаг. Более того, около 65% электората получают почти все свои доходы от общественного сектора: либо как наемные работники правительственных учреждений (за исключением правительственных корпораций и коммунального хозяйства), либо как получатели трансфертных выплат.

Примечания:

1. Используемая в настоящей работе статистика по Швеции основана на данных статистического бюро Швеции. Международные сравнения базируются на данных статистики стран Организации экономического сотрудничества и развития.

2. Андерс Лундстрем [13] считает, что структура фирм в Швеции незначительно отличается от аналогичных структур в странах Западной Европы. Однако тщательное изучение всех доступных статистических материалов подтверждает традиционное представление о том, что крупные фирмы играют в Швеции относительно более важную роль, чем в других развитых странах. Но при этом здесь существует большое число очень маленьких предприятий, во многих случаях совсем без наемных работников отчасти из-за налогообложения.

3. В работе Гарольда Лидалла [14], посвященной изучению распределения доходов в начале 60-х годов, Швеция отнесена к средней группе среди развитых стран вместе с Великобританией, Данией, Германией, Канадой, Бельгией и США. Конечно, уже в 1968 г. профиль распределения заработной платы в зависимости от трудового стажа выглядит существенно более крутым, чем в США [2].

4. В качестве примера одной из таких идеологических основ можно привести левоцентризм некоторых шведских экономистов в 30-е годы и их идеи рациональной централизованной экономики и социального планирования («социальная инженерия»). Во главе этой группы стояли Альва и Гуннар Мюрдаль и идеолог социал-демократов и министр финансов Эрнст Вигфорсс.

В книге «Швеция, средний путь» (1936) маркиз Чайлдс описывает Швецию 30-х годов как общество, находящееся посреди, между капитализмом и социализмом. Однако его утверждение отражает скорее идеи и амбиции группы шведских интеллектуалов, чем реалии того времени. Примеры институциональных особенностей шведской модели можно найти уже в предвоенный период: регулирование цен на продукцию сельского хозяйства, национальная система трудоустройства и незначительные субсидии на жилищное строительство [9].

5. Важными примерами подобной практики являются Национальное управление рынком труда, Судебная палата по трудовым делам, Судебная палата по жилищным делам, Суд по делам антикартельного регулирования. Организации фермеров и кооперативы производителей пищевой промышленности были вовлечены (с 30-х годов) в управление по защите сельского хозяйства. В 70-х годах национальная организация арендаторов приобрела эксклюзивные права на ведение переговоров с землевладельцами о величине ренты - в качестве элемента системы контроля за рентой. Как бы то ни было, традиция, в соответствии с которой частные организации представлены в административных управлениях правительства, существует в определенной форме с начала 1900-х годов.

6. В качестве примеров можно указать законодательство, касающееся безопасности труда, и влияние профсоюзов на организацию труда. Профсоюзы также управляют страхованием по безработице, даже несмотря на то, что эта система финансируется прежде всего за счет налогов. Данное обстоятельство помогает объяснить высокую степень охвата трудящихся Швеции профессиональными союзами (80-85%). До недавнего времени профсоюзные взносы освобождались от налогообложения (как и взносы, уплачиваемые предприятиями в ассоциации работодателей). Более того, в соответствие с законодательством фирма обязана обеспечивать профсоюзных функционеров офисными площадями и выплачивать им заработную плату, когда они занимаются связанной с фирмой профсоюзной деятельностью.

7. Предполагалось, что эти фонды должны контролироваться совместно официальными представителями профсоюзов, ассоциаций работодателей и политиками, т.е. провозглашалась корпоративная идея. Однако создание фондов планировалось и как средство «промышленной политики» в соответствие с ценностями и планами, сформулированными профсоюзным движением.

8. Забастовки и локауты, однако, были по-прежнему относительно редки по международным меркам, несмотря на то, что их число увеличилось в 70-80-е годы.

9. Вполне уместной выглядит следующая характеристика, предложенная Хью Хекло и Хенриком Мадсеном [15, с. 323-324]: «Федерация профсоюзов Швеции и Социал-демократическая партия представляют собой две сложные, частично совпадающие бюрократии, в сущности вовлеченные в нескончаемые споры… о том, что значит быть социал-демократом… Фактически это две социальные бюрократии, в известном смысле проникшие в жизнь общества, что трудно понять иностранцам. Наиболее близкой в этом случае аналогией является сравнение трудового движения с религией, где также существуют некоторые расхождения между различными вероисповеданиями». Наконец-то вспомнили и о религии, но не для того, чтобы еще раз перекреститься, а, напротив, чтоб сказать, что и у них не все бывает гладко, как бы говоря: «…нельзя же в самом деле быть святее папы римского», снимая тем самым все противоречия в несходстве позиций.

10. Такое измерение соответствует тому, как если бы мы хотели сравнить степень прямых взносов правительств различных стран в располагаемый доход бенефициаров, т.е. тех, кто получает социальные пособия. Однако, тогда неясно, почему другие налоги (такие как налоги на потребление и некоторые из налогов, взимаемых с заработной платы), уплачиваемые бенефициарами, не должны вычитаться. Использование валовых показателей более оправдано, если мы хотим выявить, что лежит за предельными налоговыми ставками также и для бенефициаров.

11. Дания (где данное соотношение составляет 1,72) и Бельгия (1,42) имели наибольшие после Швеции значения этого показателя в начале 90-х годов (расчеты Яна Герина, статистика ОЭСР). Даже если исключить пенсионеров по старости из расчетов для Швеции, соотношение окажется достаточно высоким - 1,22 в 1995 г.

12. Часть выплат, безусловно, финансируется из налогов, взимаемых с заработной платы, которые включают элементы обязательных страховых взносов, однако страховая связь между взносами и выплатами часто является довольно ограниченной. [Нельзя обойтись в этом случае без нашего комментария: обложение налогами таких прогрессивных показателей как заработная плата, прибыль предприятия, амортизационные отчисления и т.д. выходит далеко за рамки экономической целесообразности и теоретической обоснованности. Разве нельзя использовать в качестве налогообразующих показателей, такие как издержки производства, основные фонды, выручка от реализации товарной продукции (услуг), ведь экономия этих ресурсов является одним из главных источников повышения экономической эффективности всякой производственной деятельности? - НАЛ]

13. В 1990 г. доля населения в возрасте 65 лет и старше составляла около 28% населения 15-64 лет по сравнению с 19% в целом по странам ОЭСР и 21% в европейских странах ОЭСР (данные ОЭСР). Участие в труде женщин в возрастных группах 25-64 года увеличилось с 60% в 1970 г. до 80% в 1980 г. (впрочем, это значение сократилось примерно до 70% в начале 90-х годов).

14. До сих пор, однако, едва ли существуют какие-либо принимаемые всеми результаты исследований относительно связи между политической конституцией и уровнем изменений государственных расходов.

15. Среди развитых стран относительно равномерно сжатое распределение доходов в 80-х гг. имели лишь Бельгия, Дания, Финляндия, Люксембург и Норвегия.

16. Интерпретации измерений бедности, основанных на данных о доходах, рискованны вследствие неоднородности групп населения с низкими доходами.

17. Коэффициент Джини, отражающий распределение ежегодного располагаемого дохода, составляет около двух третей соответствующего коэффициента распределения факторного дохода - 0,2 по сравнению с 0,33 для домашних хозяйств с по крайней мере одним экономически активным членом (статистика HINK из ежегодного обзора доходов [12]). Похожие наблюдения имеются в отношении дохода, получаемого в течение жизни: его распределение также оказывается более сжатым после налогов и выплат. Существует также большое различие между распределениями «синтетического дохода на протяжении жизни», измеряемого до и после уплаты налогов, которые получены в результате исследования профилей когорт различных профессий на протяжении всего рассматриваемого года.

18. В середине 80-х, в то время как так называемый «разрыв в уровне бедности» составлял для располагаемого дохода только 0,8% ВНП, для факторного дохода он равнялся 3,0% [5]. Разрыв в уровне бедности далее определяется как агрегированная величина дохода, который должен быть распределен между домашними хозяйствами с доходами ниже определенного уровня бедности (в данном случае 40% среднего дохода), чтобы поднять их доходы до этого уровня.

19. Коэффициент Джини, отражающий распределение почасовых заработков до налогообложения, за 1964-1984 гг. сократился вдвое для категории так называемых «голубых воротничков» и на четверть - для «белых воротничков» [16]. Довольно равномерное распределение рабочих часов среди индивидуумов также внесло вклад в поддержание распределения заработной платы на низком уровне. Фактически абсолютный уровень реальной заработной платы до налогообложения для представителей различных академических профессий с 1970 по 1990 гг. сократился до 13% для мужчин-учителей и 36% для мужчин-физиков.

20. В то время как различия в уровне заработной платы между различными секторами были сокращены в течение первого периода, различия в заработной плате внутри одного сектора были ограничены в течение второго периода [7]. Это обстоятельство свидетельствует в пользу гипотезы, гласящей, что политика солидарности при установлении заработной платы, безусловно, внесла вклад в наблюдавшееся сжатие распределения заработной платы.

21. Переход к установлению заработной платы преимущественно на уровне отрасли произошел отчасти в результате неудовлетворенности работодателей сильным сжатием распределения заработной платы, которое возникало в период централизованных торгов; недовольны были и некоторые прежде высокооплачиваемые работники. Работодатели также полагали, что централизованное установление заработной платы давало профсоюзам чрезмерно сильную власть, которая использовалась для получения политических уступок от правительства.

22. Известный шведский экономист-социолог Даурик [17] заявляет, что «…по крайней мере вплоть до 1990 г. в характеристиках экономического роста в Швеции не было ничего, что свидетельствовало бы о его неудовлетворительности». При этом он, очевидно, подразумевает период 1950-1990 гг., а не период после 1970 г., что было бы гораздо корректнее. Более того, он упускает из виду, что использование рабочей силы в 1987-1990 гг. (при среднем уровне безработицы 1,6% по данным национальной статистики) было совершенно неудовлетворительным. Шведский социолог Вальтер Корпи [16] в нескольких работах придерживается аналогичной позиции в противоположность общепринятому взгляду шведских экономистов [7]. Другим показателем того, что перераспределение ресурсов между секторами в 70-80-е годы было низким, является то, что экспорт Швеции в начале 90-х годов был все еще сильно сконцентрирован примерно в тех же секторах, что и много десятилетий назад: продукция лесной промышленности (50% чистого экспорта) и производство чугуна и стали (80%) [2].

Швеция, как и Соединенные Штаты, была лидером по качеству продукции на протяжении первых десятилетий после Второй мировой войны. Очевидно, что технологическое ускорение других стран ослабило это лидерство. Такое объяснение соответствует результатам исследований, гласящим, что относительно низкие объемы производства в Швеции, по крайней мере вплоть до конца 80-х годов, были перераспределены в высокотехнологичные производства [4].

Ускорение перехода в направлении высокотехнологичных секторов имело место в 90-е годы. Наблюдение, которое согласуется с гипотезой об относительном спаде в качестве продукции, состоит в том, что расходы на НИОКР, а также число патентов в Швеции достаточно велики, а степени их внедрения в производство могли бы позавидовать многие европейские страны с развитой экономикой. Важно отметить при этом, что отделы НИОКР в Швеции обслуживают не только шведские заводы, но также иностранные заводы шведских многонациональных компаний. В то время как шведские многонациональные компании 44% выпуска (добавленная стоимость) произвели в 1990 г. дома, соответствующий показатель для НИОКР составил 83% [2]. При всем этом нельзя не сказать, что фактически для фирм, которые много средств инвестировали, налог на прибыль часто выполнял роль инвестиционной субсидии в 70-х и 80-х годах [11]. Налоговая система поощряла не только кредитное финансирование, но и вложения в акции со стороны различных организаций, таких, как страховые компании и благотворительные фонды. Доля акций, приобретенных непосредственно домохозяйствами, упала с 85% в 1950 г. до 15% в конце 80-х и в начале 90-х годов, несмотря на резкое увеличение количества домохозяйств, приобретавших акции через различные фонды. Если взаимные фонды, владельцами которых являлись домохозяйства, учитывать в секторе домохозяйств, то цифра возрастет до 25% в середине 90-х годов (информация Национальной ассоциации акционеров).

Общий объем субсидий производственным предприятиям в 80-е годы был около 50 млрд. шведских крон в год. Только около 311 млн. из них может быть классифицировано как прямая поддержка малых фирм, хотя некоторые общие субсидии, в частности сельскохозяйственным производителям и жилищному строительству также благоприятствуют малым и средним предприятиям данных отраслей. Конечно доход будет больше, если исходить из предположения, что в будущем реальная ставка заработной платы вырастет, что не предусматривается при «статических» расчетах. Доход вырастет в еще большей степени, если учесть в расчетах субсидируемые ссуды и стипендии [2]. Такие субсидии, однако, используются в качестве поддержки для продолжения образования вообще, а не только для приобретения человеческого капитала с экономической отдачей на рынке.

Эмпирические исследования свидетельствуют, что число новых студентов менялось с некоторым лагом в достаточно тесной связи с величиной премии за высшее образование.

В то время как в начале 60-х годов около 65% времени рабочих в промышленности оплачивалось по сдельной форме оплаты, в начале 80-х соответствующая цифра снизилась до 45% и оставалась далее примерно на этом уровне.

Согласно исследованию 1990 года 14-30% населения в нескольких городах Южной Швеции получали социальные пособия один раз в течение прошедшего десятилетия [10]. Для 24-летних соответствующая доля была 20-38%. Среди рожденных в 1965 г. две трети в возрасте 27 лет необоснованно получали какое-либо пособие по бедности по крайней мере один раз.

Предварительное и очень неполное исследование Национального контрольного бюро [9] установило, что такой обман обходится примерно в 5-7 млн. крон, что соответствует 6-9% выплат по соответствующим схемам социального страхования. Доля работающих женщин в Швеции лишь немногим больше, чем в США - около 75% по сравнению с 71% в 1995 г. для группы в возрасте 25-64 лет. Однако после учета фактора проработанного времени эта доля несколько выше, чем в в США [61]. Цены на офисные здания возросли примерно в четыре раза между 1980 и 1990 гг., цены на жилые помещения - приблизительно в пять раз, в то время как цены на потребительские товары увеличились примерно в два раза. Цены на акции возросли за этот же период в десять раз [16].

Действительная долгосрочная посленалоговая процентная ставка для домохозяйств находилась около отметки минус 5-6% в течение 70-х и первой половины 80-х годов и около отметки минус 2% в течение второй половины 80-х годов.

В период с 1990 до 1993 гг. цены на офисные здания упали примерно на 50%, цены на жилые помещения и частные дома - приблизительно на 30%. По мнению Агелля, Энглунда и Сёдерстена [11], приблизительно половина этого падения была спровоцирована капитализацией средств, связанных с наименее благоприятными налоговыми правилами 1991 г. Если измерять сбережения домашних хозяйств как изменение действительного благосостояния, а не разницу между текущим доходом и покупкой потребительских товаров (как это принято в системе национальных счетов), то уровень сбережений в действительности возрос во второй половине 80-х годов и снизился в начале 90-х, в то время как данные национальных счетов дают его обратную динамику. При этом ВВП увеличивался приблизительно на 2,8% в год в течение трех лет - с 1994 по 1996 гг. Краткосрочный макроэкономический эффект налоговой реформы 1991 г. в целом трудно оценить, так как возрос доход после уплаты налогов как на инвестиции, так и на сбережения, а следовательно - и на капитальные затраты после уплаты налогов. Более того, возрос доход домашних хозяйств, остающийся после уплаты налогов, так как налоговая реформа была недостаточно профинансирована. В исследовании, проведенном Агеллем, Энглундом и Сёдерстеном [11] утверждается, что чистый эффект был сокращен в основном через негативные влияния на денежную стоимость недвижимости жилищного фонда и, следовательно, на жилищное строительство.
 В период двух экономических спадов в 1981-1982 и 1991-1993 гг. каждый процентный пункт сокращения ВНП, если сравнивать с общей тенденцией, был связан приблизительно с 1,3 процентного пункта роста бюджетного дефицита как доли ВНП. В течение первого спада бюджетный дефицит возрос на 8% ВНП, в течение второго - на 16% ВНП. Частично это произошло из-за перемен в структуре ВНП и дискреционных политических решений, таких, как возросшие расходы правительства в целях сокращении открытой безработицы. Цифра поднимается до 23%, если из статистики исключить повторный наем предыдущими работодателями (статистика Национального управления рынка труда, 1996 г.).

В начале 1994 г. 46% зарегистрированных соискателей работы (включая участвовавших в программах переподготовки) оставались без работы по меньшей мере один год. Различные эмпирические исследования дают основания предполагать, что трудовой доход тех, кто участвовал в официальных программах переподготовки, почти не превышает дохода тех, кто в них не участвовал [17]. Одно из многочисленных исследований по этому вопросу делает заключение, что равновесный уровень безработицы увеличился с примерно 3% до 4-7% с 70-х до начала 90-х годов [15]. В последние годы весьма нестабильными были не только налоги и правила, но и системы выплат. Например, за 1991-1996 гг. было без малого 300 изменений правил системы социального обеспечения и 50 изменений правил рынка труда. Медленно сокращается разрыв в уровнях зарплат мужчин и женщин Швеции. Средняя зарплаты мужчины составила в 2004 году 27 100 шведских крон, женщины на 4 300 крон меньше - 22 800 крон. По данным Центрального статистического бюро Швеции зарплата женщины по отношению к зарплате мужчины выросла в Швеции в 2006 году на 0,2 процента по сравнению с 2005 годом. Средняя зарплата в Швеции - около 25 тысяч крон в месяц - около 2600 евро. Эти данные указаны до отчисления подоходного налога, который составляет в Швеции 26-30% для самых низких зарплат и повышается с повышением доходов. Тем не менее, надо отметить, что темпы роста конвергенции (сближения) доходов и в том числе размеров заработной платы мужчин и женщин в Швеции заметно опережают темпы роста безработицы и инфляции и не исключено, что уже в ближайшие годы в ряде отраслей и регионов Швеции оплата труда женщин будет превосходить оплату труда мужчин. Приведет ли это к улучшению состояния и динамики развития экономики Швеции заранее трудно сказать, но к образованию и дальнейшему росту напряженности и конфликтных ситуаций между мужчинами и женщинами как в быту, так и на производстве будет иметь непосредственное отношение.

4. СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА В ЯПОНИИ

4.1 Система оплаты труда

Система оплаты труда в Японии дифференцируется в зависимости от профессионального мастерства, возраста и стажа работника. При этом, определяющим в оплате труда является профессиональное мастерство, которое в свою очередь определяется категорией и разрядом (табл. №1).

Таблица 1 - Тарифная сетка зависимости оклада от квалификации работника на предприятиях Японии

Разряд

Размер оклада по категориям, йены

1

2

3

4

9

11

14650

18500

24550

31850

171300

12

14900

18870

24970

32580

172890

13

15150

19240

25390

33310

174480

18

16400

21099

27490

36960

182430

19

16650

21460

27910

37690

184020

20

16900

21830

28330

36420

185610

46

29400

31450

39250

57400

226950

Как видно из данной таблицы размер ставки по наибольшему разряду наивысшей категории (226950 йен) в 15,5 раз превышает тарифную ставку по наименьшему (11-му) разряду наименьшей (1-ой) категории (14650 йен). С помощью этой таблицы определяется основная часть заработной платы, которая увеличивается в зависимости от возраста и стажа (табл. №2). Увеличение окладов в зависимости от возраста и стажа работы.

Таблица 2 - Тарифная сетка зависимости оклада от возраста и стажа работы работника на предприятиях Японии

Возраст

Размер оклада по возрасту

Стаж

Размер оклада по стажу

18

73400

0

0

19

75600

1

400

20

77800

2

800

25

93300

7

2800

26

97000

8

3200

27

100700

9

3600

53

153100

25

4400

Размер оклада по возрасту от наивысшего к низшему больше в 2,1 раза, а по стажу работы в 11 раз. Это означает, что в Японии больше всего ценится продолжительность трудового стажа, а не взраст, стимулируя, таким образом, склонности и мотивации к интенсивному труду с самого раннего трудоспособного возраста. Трудно отказать в экономической и нравственной обоснованности именно такого подхода к наиболее важной проблеме среди других факторов социальной политики в области оплаты трудовой деятельности.

Принцип «оплаты по труду» (за объем и качество произведенной продукции) успешно выдержал испытание временем и к настоящему времени является главенствующим в сфере оплаты труда наемных работников во многих индустриально развитых странах мира, не затрагивая интересов собственников средств производства и менеджеров высшего звена управления хозяйственно-экономической и производственной деятельности предприятий и компаний, где оплата труда или косвенного участия в нем осуществляется совершенно по иным принципам.

5. АНАЛИЗ МЕЖОТРАСЛЕВОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ И НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

До настоящего времени главным оценочным показателем функционирования и развития экономики страны традиционно является валовой внутренний продукт (ВВП), выражающий общую валовую сумму выручки от реализации товарной продукции и услуг всеми предприятиями и компаниями отраслей и регионов национального хозяйства страны. Накопительный характер этого показателя (повторный счет) на всех стадиях технологического передела создания конечной продукции ставит весьма серьезные сомнения в целесообразности использования такого синтетического показателя для оценки успехов или, напротив, неуспехов функционирования и развития экономики страны, скрывая от анализа и оценки реальный уровень и структурный характер полученных результатов. Если бы наиболее существенная часть этой выручки (добавленной, вновь созданной или новой стоимости) шла на повышение благосостояния населении и дальнейшее развитие производственной сферы, тогда использование данного показателя в качестве суммарного критерия оценки эффективности общественного производства имело бы некоторый локальный смысл в качестве обобщающего показателя, отражающего одну и далеко не самую главную сторону хозяйственной деятельности в экономике страны. Но такой расшифровки направлений и объемов использования ВВП до сих пор с начала перестройки экономики страны не проводилось и в настоящее время ни в одном программном документе не приводится. Такая коммерческая таинственность основных направлений использования указанного показателя фактически исключает даже эвентуальную возможность появления доверия к этому показателю. Тем более, что вывоз капитала за рубеж продолжается в незатихающих размерах и оставление значительной части экспортной выручки также оседает в зарубежных банках, что сводит на нет значимость этого показателя для отечественной экономики.

Академик С.Г. Струмилин неоднократно отмечал: «Повторный счет является статистическим заблуждением…» [22]. Нельзя не отметить, что в этом заблуждении наша официальная экономика (МЭРТ) находится до сих пор. Доктор экономики проф. Дмитрий Валовой говорил: «…валовая продукция не дает реального представления о достигнутых результатах, так как в процессе специализации и кооперирования многие виды сырья и полуфабрикатов неоднократно повторяются в счете» [23] (Д. Валовой. «Экономика в человеческом измерении». М., Политиздат. 1988. 384 с). Разве можно не согласиться с таким убедительным утверждением известного экономиста.

На наш взгляд, в качестве главного оценочного показателя состояния и развития экономики страны и ее ведущих отраслей следует считать показатель, который выражал бы главную цель развития экономики страны. Таким показателем на безальтернативной и бесспорной основе является уровень благосостояния населения страны, в первую очередь тружеников ведущих ключевых и базовых отраслей национальной экономики, бюджетных отраслей и пенсионеров, в том числе вышедших на заслуженный отдых.

Во всем мире отношение к пенсионерам, своим многолетним трудом заслуживших право на достойный отдых и лечение приобретенных на производстве заболеваний, является аксиомой при формировании национальных бюджетов и ни в какой мере не подлежит сведению этого показателя к числу второстепенных. Ни в одной стране мира ни один чиновник, а тем более депутат парламента или местной власти, не может испытывать к себе уважения и чувствовать себя достойным гражданином своей страны, если старики, включая своих родителей и их родителей, будут испытывать хоть какие-либо материальные затруднения в своей жизнедеятельности, не исключая при этом туристические поездки в зарубежные страны, а также на курорты и в санатории в своих и соседних странах. Поэтому нет никаких реальных и объективных причин осуществления глубокого поиска других показателей на роль главного критерия оценки экономического состояния и динамики развития страны, ее регионов и отраслей народного хозяйства. Тем более, что этот показатель стоит на первом месте в числе показателей, выражающих суть национальной идеи и основной цели существования и развития каждого государства в какой бы стране света оно ни находилось. К числу остальных показателей из числа этого круга следует отнести здоровье и безопасность населения в тесной и сбалансированной гармоничной взаимосвязи с дальнейшим развитием интеллекта (в первую очередь профессиональной подготовки) и духовности нации.

Вот пять основных показателей, которые сжатые в единое целое («мощный и целенаправленный кулак») и формируют главную цель и главную идею каждой нации, каждого государства, каждого предприятия, компании, акционерного общества как закрытого, так и открытого типа и других структурных формирований в производственной и непроизводственной сферах хозяйственной деятельности.

Тем не менее, политические амбиции властных структур во многих странах с нарушенными демократическими принципами в общественной жизнедеятельности нередко пытаются и небезуспешно подменить главную и сравнительно более труднодостижимую цель функционирования и развития общества (благосостояние, здоровье и безопасность нации, а также дальнейший рост интеллектуального и духовного уровня) другими абстрактными показателями (типа ВВП, ВНП, НД и других), не имеющих непосредственного отношения к динамике уровня благосостояния населения и наиболее активной его части - тружеников производственной сферы деятельности и бюджетной сферы, обеспечивающих здоровье, благосостояние, национальную культуру, образование и просвещение нации.

Наиболее яркие представители отечественной фундаментальной науки, более всего приверженные к развитию именно этого направления национальной идеи неоднократно отмечали приоритетность развития научных исследований перед развитием производственной и других сфер общественного развития. Так, например, С.П. Капица неоднократно убеждал высшие государственные власти следующим образом: «…в настоящее время важнейшим показателем развития страны является накопление и использование научных знаний с целью обеспечения постоянного повышения эффективности общественного производства», а, следовательно, здоровья и благосостояния населения. Валовой внутренний продукт (ВВП) является лишь средством достижения главной цели общественного развития. Причем далеко не самым главным. В этом ряду показателей достижения успехов в экономике страны является другой более содержательный и важный показатель - это конечная продукция для населения и в меньшей степени конечная продукция для производственной и непроизводственной сфер хозяйственной деятельности, не затушевывая при этом ее более существенного перспективного значения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Рефераты