АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И МЕЖОТРАСЛЕВОГО ОПЫТАСОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Введение
Частный сектор более энергичен, но менее информирован о перспективах развития экономики страны и мира, а госсектор менее гибок, менее подвижен и менее заинтересован в результатах труда. Многие экономисты долгое время считали, что рынок в условиях развивающихся стран несостоятелен, и только мощное государственное вмешательство способно вывести эти страны из нищеты. Затем они решили, что само это вмешательство является гораздо большим злом, и лучшее, что способно сделать правительство, - это отказаться от любых попыток управлять экономикой. Жизнь не подтвердила ни одну из этих позиций. Планирование и государственная собственность позволили достичь определенных успехов, однако со временем подобная политика потеряла гибкость, закоснела и привела к колоссальным потрясениям, кризисами даже смене общественного строя, как это имело место в 90-х годах прошлого века в России. Либерализация и открытость рынков благоприятствовали экспорту и развитию финансового сектора, однако чаще всего это приводило к значительно более скромным показателям экономического роста, чем государственная политика прошлого. Кроме того, рыночные экономические отношения неизбежно приводят к росту безработицы, ухудшению экономического положения наемных работников, росту социальной напряженности в обществе, частым сменам правительства и неустойчивому экономическому состоянию в стране. Социальная политика во многих странах мира тесно переплетается с общегосударственной политической политикой и особенно тесно она переплетается с последней в периоды предвыборных компаний. Кандидаты в члены парламентов, а также в президенты, как правило, не скупятся на щедрые обещания, о которых нередко и быстро забывают как только оказываются во властных структурах и вновь вспоминают о них накануне новых выборов. Эти качели уже давно стали привычными во многих индустриально развитых странах, к которым стали постепенно привыкать и в странах с нарождающейся демократией. Тем не менее, ряд предвыборных обещаний иногда все же реализуются, особенно те из них, которые касаются оплаты труда, условий труда и пенсионного обеспечения, что и является предметом настоящего исследования. Всемирный банк в «Докладе о развитии мира» в 1991 году установил: «Целью развития является улучшение качества жизни, которое включает образование, питание, безопасность и здравоохранение, а также сокращение масштабов нищеты, сохранение и оздоровление окружающей природной среды, равенство возможностей от рождения до возмужания, обеспечение личной свободы и насыщенную культурную жизнь». Эта цель содержит три главных составляющих части:
1. Увеличение предложения и большая доступность жизненно необходимых товаров и услуг;
2. Повышение уровня жизни населения;
3. Предоставление каждому гражданину широких возможностей для выбора направлений своей жизнедеятельности.
Реализация этих задач возможна лишь при условии обеспечения стабильных темпов роста экономики в каждой стране, где забота о населении является национальной целью и главной задачей функционирования и развития общества. Приведенные выше положения позволяют нам сформулировать главную национальную идею развития и функционирования любой страны в мире. Суть ее состоит в следующем - обеспечить благосостояние, здоровье и безопасность населения страны в гармоничном сочетании с дальнейшим развитием интеллекта (в первую очередь профессиональной подготовки) и духовности нации. Реализация указанной идеи является прерогативой населения и властных структур на всех уровнях хозяйственной деятельности, эффективность которой и будет определяться степенью заинтересованности и участия всех хозяйствующих субъектов в реализации указанной идеи и выражаться в результирующих экономических показателях, таких, например, как ВВП и добавленная стоимость на душу населения и их соотношение между собой, что и является критерием всякой хозяйственной деятельности.
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ И НАСЕЛЕНИЯ ВСША
1.1 Основные положения социальной защиты в США
Вопросысоциального обеспечение населения и трудящихся в США являются важнейшим направлением стратегической национальной политики и государственного регулирования социально-экономического развития как на федеральном уровне, так и на уровне штатов и местных органов власти. Эта стратегия находит свое выражение в следующих направлениях социальной политики:
* обеспечение правового базиса, разработка и систематическое обновление общих методологических принципов государственных гарантий и методических разработок в сфере труда и социального обеспечения трудящихся и населения штатов;
*определение и установление структуры приоритетов социального обеспечения трудящихся и населения штатов и установление их последовательности;
*широкомасштабное использование бюджетного механизма как в целях финансирования социальных программ, перераспределения средств между различными по доходу, возрасту, трудоспособности, семейному составу, так и для стимулирования социальной ответственности негосударственных структур;
*постоянное совершенствование организационно-административного инструментария для государственного регулирования сферы социального обеспечения в соответствии с возникающими проблемами и трудностями;
*проведение социально-экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности экономически активного населения на рынке труда, и на создание условий для их самостоятельной жизнедеятельности и уменьшения зависимости от государственной помощи;
*разработка основных социальных нормативов, стандартов и механизмов их реализации.
На первом этапе возникновения и функционирования капитализма вопросы социальной защиты и социального обеспечения населения практически не возникали. Лишь по мере развития социальной напряженности в обществе и под давлением стачечного и забастовочного движения трудящихся масс государственные органы власти для ликвидации уличных беспорядков и наведения порядка на предприятиях вначале были вынуждены применять силовые методы, а затем по мере накопления опыта и привлечения социологов стали принимать на вооружение и практически использовать научные методы обеспечения баланса интересов капиталистов (как собственников средств производства материальных благ) и трудящихся масс. Особенно это стало заметно после Великой экономической депрессии в США в 1929-1934 гг., а также после опубликования в широкой и открытой печати широко известного научного труда Д.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (рус. перевод, М., 1948) вмешательство государственных структур в решение социальных вопросов стало принимать законодательный характер. Эпоха Франклина Рузвельта стала принципиальным водоразделом в подходах к решению проблем социального обеспечения собственных граждан, наемных работников и неработающего населения.
Другим и достаточно серьезным фактором в повышении социальной защищенности трудящихся и населения капиталистических стран стало возникновение после окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг. блока социалистических стран и стран народной демократии, объединившихся в Варшавский пакт, ставший весьма серьезным и достаточно внушительным противовесом блоку НАТО.
На этот фактор до сих пор экономистами не обращалось должного внимания, а, тем не менее, роль его в повышении благосостояния и обеспечении социальной защищенности трудящихся капиталистических стран была достаточно велика и реально ими вполне ощутима. Следует при этом иметь в виду, что не только непосредственно владельцы средств производства и фактические хозяева предприятий, фирм, компаний и других коммерческих и некоммерческих учреждений и организаций стали осознавать необходимость и экономическую целесообразность создания необходимых и достаточных для населения и трудящихся социальных гарантий, но и правительственные чиновники самых высших служебных статусов и рангов стали понимать необходимость создания системы государственной защищенности трудящихся и пенсионеров от произвола особенно алчных бизнесменов, коммерсантов и капиталистов. В средствах массовой информации и в общественном сознании стало очевидно, что обеспечение гарантий экономической безопасности населения в общенациональном масштабе не под силу одному только частному капиталу и требует всесторонней поддержки государства, выражающейся не только в прямых финансовых затратах государственного бюджета, но и в создании системы социального страхования, а также благоприятного климата для достижения гражданской солидарности материально обеспеченных элитарных слоев общества и малоимущего и социально незащищенного населения и наемных работников.
Поэтому государство в целях обеспечения единства интересов общества вынуждено брать на себя нелегкую, но крайне необходимую миссию ответственности за стабилизацию социально-экономического положение своих граждан и неуклонный рост их доходов, а также за социальную интеграцию всех слоев общества. Именно поэтому установление и оценка важнейших проблем социального обеспечения трудящихся и населения, разработка основных направлений его развития, в соответствии с официально признанной госдепартаментом США доктриной доктора Д.М. Кейнса, стали во многих индустриально развитых капиталистических странах приоритетной сферой деятельности государства в социальной области. В результате реализации этой политики в США был создан юридически достаточно проработанный, всесторонне обоснованный и эффективный социально-экономический механизм государственного регулирования экономических отношений в области социального обеспечения. Этот механизм функционирует до настоящего времени независимо от политических приоритетов и расстановки политических сил в Соединенных Штатах и объединяет поведение всех действующих в обществе структур: федеральных органов власти, штатов, местного самоуправления и частных работодателей - с одной стороны, и наемных работников, а также примыкающего к ним населения - с другой стороны. Государственное регулирование социального обеспечения населения и трудящихся предприятий носит глобальный, всеобъемлющий характер и способствует укреплению экономической безопасности граждан путем создания государственной системы социального страхования и в исключительных случаях оказания финансовой помощи в виде беспроцентных и иногда даже безвозвратных ссуд, а также законодательного закрепления экономических прав, ограничивающих риск падения доходов, группам населения, находящимся вблизи или за чертой бедности, расширения доступа безработных к профессиональной переподготовке, кредитным и иным ресурсам социального обеспечения.
1.2 Анализ состояния и регулированиясоциального обеспечения работников и населения в США
Американский опыт государственного регулирования сферы социального обеспечения свидетельствует о целесообразности и необходимости решения социальных проблем в тесном взаимодействии государственных чиновников, частных и общественных структур, каждого трудоспособного гражданина и предельно четкого определения в соответствующих инструкциях и законодательных актах их прав и обязанностей при сохранении руководящей функции государства.
Необходимость постоянного обеспечения социально-экономической безопасности страны путем своевременного оказания необходимой материальной поддержки нуждающимся слоям населения, а также обеспечения социальной интеграции различных слоев населения требует неуклонного выполнения следующих социально-экономических мероприятий:
*всестороннего учета экономических, организационных и демографических факторов с разных сторон и в различной мере, воздействующих на социальную незащищенность граждан и их семей, а также способности государства к обоснованным изменениям и дополнениям в структуре действующего порядка оказания социальной поддержки в связи с неуклонной динамикой развития и совершенствования социально-экономических отношений в общественной жизни;
* четкого разграничения выплат государственных пенсий и пособий, выполняющих функцию по независящим от работника причинам утраченного заработка (пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, получения производственной травмы, пособия по безработице) на принципах страхования и социальных пособий нуждающимся гражданам из бюджетных средств всех уровней власти;
* применения научно обоснованной нормативной базы для установления прожиточного минимума и связанных с этим показателем форм оказания помощи.
В последние десятилетия государство в США расширяет в сфере социального обеспечения методы косвенного регулирования, прежде всего, налоговые льготы, бонусы, роялти и транши, делая таким образом экономически выгодным для работодателей расширение масштабов и спектра оказания социальных услуг труженикам и неработающему населению. Особую роль при этом имеет государственное социальное страхование (пенсионное, на случай безработицы, производственного и бытового травматизма), которое не только способствует повышению экономической безопасности населения, выполняя основные функции социальной защиты, но и адекватное возмещение утраченных доходов, а также является важнейшим фактором реализации принципов и методов достижения социальной интеграции и повышения трудовой мотивации участия в общественном производстве. В Соединенных Штатах Америки основой социально-экономической безопасности пенсионеров, инвалидов, лиц потерявших кормильца, или нетрудоспособных служит Общая федеральная программа страхования, которая вскоре была распространена на всех тружеников, работающих по найму и на занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Указанная программа в законодательном порядке установила ответственность работодателей за своевременную выплату в установленном порядке и в полном объеме страховых взносов, регулярную индексацию пенсий и контроль за их начислением каждому пенсионеру, размеры пенсии которого зависят от фактического стажа работы.
Важнейшим элементом социального обеспечения трудящихся является система страхования безработных, в рамках которой в последние десятилетия разрабатывались новые подходы к увязке выплаты пособий с мерами, направленными на поиск новых источников дохода, переподготовку тех, у кого нет шансов вернуться на прежнюю работу или вообще работать по своей специальности, т.е. на превращение пособий по безработице из страхового фонда в фонд для устройства на работу. Опыт реализации программ по оказанию помощи нуждающимся в ней показывает, что цели снижения и сдерживания распространения бедности не могут быть достигнуты лишь проведением специальных программ, ориентированных на беднейшее население. Необходимы изменения во всех структурах общества для обеспечения доступа всех слоев населения ко всем ресурсам государственных служб. Перенесение центра тяжести оказания социальных услуг населению с предоставления социальных пособий на создание необходимых и экономически обоснованных социальных условий для возможно более полного использования трудового, интеллектуального и нравственного потенциала трудоспособных граждан является в США главным стратегическим направлением реформирования всей системы оказания социальной помощи остро нуждающимся в ней.
Расширение социальных и экономических функций государства в последние десятилетия обусловлено прежде всего возрастающей сложностью социально-экономических процессов, связанных с отказом в дальнейшем следовании доктрине Милтона Фридмана и неореставрацией доктрины Джона Мейнарда Кейнса, настоятельно рекомендующей обеспечение экономической и социальной безопасности человека, с одной стороны, и неспособностью рынка комплексно и своевременно решать возникающие в обществе социально-экономические проблемы - с другой. Последние десятилетия социально-экономического развития в США и в других индустриально развитых капиталистических странах «золотого миллиарда» характеризуются не только кардинальными изменениями в структуре производительных сил, когда внедрение принципиально новых и нанотехнологий стало основополагающим фактором конкурентоспособности и выживаемости как отдельных компаний, так и целых стран на мировом рынке в условиях глобальной конкурентной борьбы за рынки сбыта качественной товарной продукции и за конкретного покупателя, но и не менее кардинальными сдвигами в структуре социально-трудовых отношений, обладающих потенциалом ускорять приспособляемость населения к объективно меняющимся социально-экономическим и технологическим реалиям нового времени.
Наряду с сохранением и поддержкой государственной системы пенсионного страхования и реформированием системы оказания регулярной помощи беднейшим слоям населения ключевыми элементами внутриэкономической политики на рубеже веков стало экономическое стимулирование, имеющее целью создание новых рабочих мест и основ для экономического роста в перспективе - мер, способствующих повышению экономической и социальной безопасности нынешнего и будущих поколений. Сокращение в последние годы в связи с очередным финансовым кризисом и ограничение действия отдельных программ по оказанию помощи беднейшим слоям населения отнюдь не означает снижения государственного участия в обеспечении социальных гарантий, скорее напротив, необходимость модернизации социальных программ требует усиления вмешательства государства в процесс перераспределения средств социальной защиты и разработки социальных гарантий, адекватных нынешнему этапу общественного развития, рационализации и интенсификации реализации социальных программ, диверсификации их структуры и повышения их эффективности.
Политика социального обеспечения в США приняла современную форму не сразу в современном виде, она прошла длительный период развития, и на разных этапах ей свойственны были те или иные особенности, учитывающие конкретные исторические потребности и приоритеты экономической и социальной безопасности как обычного наемного работника, так и вышедших на заслуженный отдых и пенсионное обеспечение, форм и методов воздействия на экономическое поведение работников и работодателей. К 2009 году примерно 20% ВВП США, составляющего около 11-12 трлн. долларов приходилась на расходы по социальному обеспечению, расширению доступности образовательных, медицинских, социальных и прочих услуг, существенно повышающих экономическую безопасность и социальную защищенность населения. При этом ежегодные ассигнования на указанные программы на федеральном уровне уже более семи лет подряд превышают 1,2 трлн. долларов. Кроме того, дополнительно каждый год федеральный бюджет недополучает в результате многочисленных налоговых льгот по социальной сфере, т.е. налоговых расходов по социальным статьям бюджета, еще 250 млрд. долларов. Таким образом, 78% расходной части федерального бюджета приходится на расходы, связанные с социальным обеспечением и расширением доступности образовательных, медицинских, социальных и иных услуг - всего того, что способствует укреплению физиологического, трудового, интеллектуального потенциала каждого американца. Перераспределение средств через государственный бюджет, осуществляемое в нарастающих масштабах, является основой социальной поддержки американских граждан. В случае отсутствия государственной системы социального обеспечения в конце 90-х годов около 60 млн. человек находились бы по американским стандартам за чертой бедности. Но благодаря государственной поддержки примерно 20 млн. американцев имеют доход выше черты бедности. В конце 90-х годов Общая федеральная программа охватывала свыше 170 млн. американцев, имеющих пенсионную страховку, а численность пенсионеров составляла 44,2 млн. человек, в сравнении с 3,5 млн. человек в 1950 году.
Проводимые в США в 90-ые годы реформы в сфере социального обеспечения были вызваны прежде всего возрастающим уровнем обязательных затрат, в силу все более неблагоприятной демографической дифференциации населения страны, изменений семейных структур, сдвигов на рынке труда в сторону менее защищенных форм занятости в связи с постоянно нарастающим конкурентным давлением более крупных корпораций и монополий, и в конечном счете направлены на перераспределение ответственности между государством, социальными партнерами и частными лицами в рамках системы социальной защиты в целом. Принятие бизнесом в последние годы существенно большей социальной ответственности предполагает, наряду с оказанием обычной социальной защиты населения, и ряд дополнительных организационных мероприятий, в частности, обеспечение мер по расширению доступа к непрерывному обучению и переквалификации непосредственно на рабочих местах дляреципиентов (потребителей) пособий с учетом специфики соответствующего контингента, в частности безработных женщин, возвращающихся на рынок труда после длительного перерыва. Важным направлением вовлечения частного бизнеса в решение проблем трудоустройства указанных реципиентов является также предоставление вспомогательных услуг по месту работы, например, таких как услуги по уходу за детьми.
В 90-е годы взаимодействие государственных структур, частного сектора и общественных организаций в социальной сфере отличалось возросшей динамичностью и расширением круга решаемых проблем, что было связано прежде всего с переориентацией социальной поддержки малообеспеченным американцам в трудоустройстве и профессиональном переобучении. Обеспечение социально-экономических гарантий наемным труженикам и неработающему населению является не только основополагающим условием и одновременно гарантией социальной стабильности в обществе и сохранения собственности, но также важным фактором повышения конкурентоспособности еще достаточно трудоспособных, но легко уязвимых на рынке труда граждан. Вторичное вовлечение неработающих пенсионеров в общественное производство, более полное использование их трудового, интеллектуального, а нередко и величайшего творческого потенциала еще не до конца использовавших свои потенциальные ресурсы является не только следствием новых преобразований в обществе, но и важным фактором нового экономического роста в стране.
Анализ практической реализации социальных программ частного бизнеса и их государственного стимулирования показал, что на протяжении последних десятилетий государство все шире использует в сфере социального обеспечения методы не только прямого (установление минимальной заработной платы, страхование производственного травматизма, страхование на случай безработицы), но и косвенного регулирования (например, налоговые льготы предпринимателям, внедряющим социальные программы на своих предприятиях), делая таким образом экономически выгодным для работодателей расширение масштабов и спектра социальных услуг.
На основании анализа динамики основных показателей развития Общей федеральной программы (ОФП) можно сделать вывод о том, что по масштабам охвата населения, объему ежегодных выплат - основная программа государственного социального обеспечения вполне жизнедейственна и охватывает подавляющую часть собственного населения. За время своего существования она претерпела многочисленные коррективы при сохранении основных принципов, заложенных еще в эпоху Франклина Рузвельта:
* законодательного закрепления права каждого работающего гражданина на пенсию по возрасту, на пособие по инвалидности, по случаю потери кормильца, по безработице;
* установления минимального гарантированного уровня доходов для лиц 65 лет и старше, слепых и инвалидов;
* законодательно установленной ответственности работодателей и работников за выплату в установленном порядке страховых взносов;
* законодательно установленных гарантий по своевременной выплате регулярно индексируемых пенсий и контроля за их начислением;
* солидарности поколений, когда пособия тем, кто достиг пенсионного возраста, финансируются ныне работающими американцами;
* личной заинтересованности застрахованного, размеры пенсии которого зависят от страхового стажа работы.
В 1956 г. эта программа объединила страхование по возрасту (учрежденное в 1935 г.), страхование на случай потери кормильца (1939 г.), страхование по нетрудоспособности, не связанной с несчастным случаем на производстве (1956 г.), а также выплат в рамках государственной системы социального страхования. Государственная система пенсионного страхования отличается гибкостью основных параметров доходной части - ставки налогообложения и минимальной величины налогооблагаемой заработной платы рабочих и служащих, охваченных государственной пенсионной программой, что обеспечивает тесную связь между макроэкономическими показателями развития американской экономики и финансовой стабильностью системы пенсионного обеспечения в отличие, к примеру, от России. В период 1990-1998 гг. минимальная величина трудовых доходов, подлежащих налогообложению в рамках системы социального страхования, возросла с 51,3 тыс. долларов до 68,4 тыс. долларов. Согласно имеющимся данным Административно-бюджетного управления к 2009 году налогооблагаемый уровень увеличился до 82,8 тыс. долларов. Общая федеральная программа страхования является основой экономической безопасности лиц, достигших пенсионного возраста, потерявших кормильца, нетрудоспособных. Пособия по линии государственной системы социального обеспечения имеют особенно важное значение для отдельных категорий пожилого населения, являясь единственным источником дохода для 20% холостяков и 25% незамужних женщин в возрасте 65 лет и старше. Государственные гарантии пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания лиц пожилого возраста, включая долговременный уход, помощь в поиске работы и сохранении рабочего места при наличии желания и способности трудиться после выхода на пенсию, разнообразные налоговые льготы, а также стимулирование развития частных пенсионных планов, распространение личных пенсионных счетов, способствовали упрочнению экономической независимости пенсионеров, превращению их в наиболее социально защищенную возрастную группу населения США и снижению их зависимости от государственной поддержки из бюджетных средств. В Соединенных Штатах Америке и женщины, и мужчины на пенсию выходят в 65 лет, что может служить весьма привлекательным примером в целях дальнейшего совершенствования пенсионного обеспечения для многих стран, в том числе и для России. Можно оформить заслуженный отдых на три года раньше, но тогда в эти три года выплаты будут на 20 процентов меньше. Размер пенсии зависит от трудового стажа, его непрерывности и зарплаты. Такой порядок стимулирует население к максимальному участию в трудовой деятельности, особенно женского населения, динамика участия которых в последние годы заметно выросла.
Обычно пенсия составляет 50-80 процентов от индивидуальной зарплаты - в среднем 700 долларов в месяц. Если человек никогда не работал или же его пенсия не превышает 75% уровня бедности, то государство выплачивает ему пособие в размере 280 долларов в месяц. В США работают и государственные, и частные пенсионные системы. Большинство американцев обеспечивают себе несколько пенсий: государственную, частную-коллективную: по месту работы и частную индивидуальную.
Государственная получается так же, как у нас: все трудящиеся платят пенсионные взносы, и из этих денег выплачивают пенсии пожилым людям. Наемные работники отдают в ПФ 7,5 процента своего заработка. Столько же платит за каждого наемного работника его работодатель. А вот лица свободных профессий - художники, адвокаты, предприниматели - обязаны отчислять в пенсионный фонд уже 15 процентов, выступая одновременно в роли и работодателя и наемного работника. Дополнительную пенсию можно накопить в негосударственных пенсионных фондах, созданных по месту работы. Они очень популярны в Америке, так как выгодны работодателям (тогда они получают налоговые льготы). Кроме того, каждый американец вправе открыть свой собственный пенсионный счет в любом пенсионном фонде.
Накопленный в США и в других развитых капиталистических странах, например в Швеции, Германии, Франции, опыт реализации социальных программ по созданию необходимых социальных условий и социальной инфраструктуры для трудящихся предприятий, учреждений, организаций и неработающего населения, а также оказанию социальной помощи нуждающемуся в ней неимущему и малоимущему населению могут быть самым непосредственным образом использованы при разработке отечественного механизма социального обеспечения и социальной защиты граждан, подготовке и принятии российских законодательных и нормативно актов, регламентирующих социально-экономическую сферу деятельности. Система государственного регулирования социально-экономических отношений в США по поводу социального обеспечения в целях осуществления государственных гарантий минимальных по американским стандартам средств к существованию, адекватной замены утраченного источника доходов в случае потери или снижения трудоспособности, утраты кормильца, профессионального заболевания, расширения доступности образовательных, медицинских, социальных и иных услуг расширение гарантий социального обеспечения стало главной многолетней стратегической тенденцией. Указанное обстоятельство говорит о целесообразности перенимать зарубежный опыт не спорадически и фрагментарно, а в комплексном порядке - полным пакетом из-за глубокой и обоснованной взаимозависимости ее структурных элементов.
К настоящему времени в Соединенных Штатах сложилась мощная и достаточно эффективная не только социально-экономическая, но и правовая база, обеспечивающая в общенациональном масштабе гарантированную государством экономическую безопасность граждан в случаях, когда они подвергаются объективно существующим рискам снижения или потери их постоянного заработка (дохода), в том числе по достижении пенсионного возраста, потери единственного кормильца, инвалидности, увольнения не по их вине с работы. Целесообразное и грамотное использование этого многовекового опыта и отлаженного механизма по созданию необходимых социальных условий и гарантий, а также необходимой социальной инфраструктуры для трудящихся и неработающего населения, а также по показанию социальной помощи нуждающемуся в ней неимущему и малоимущему населению является насущной и целесообразной необходимостью особенно в настоящий период перестройки еще неустоявшихся социально-экономических отношений в нашем обществе.
Поэтому по примеру США в условиях рыночной экономики Российское государство должно принять на себя общую социально-экономическую ответственность за комплексную систему социального обеспечения населения в общенациональном масштабе, которую сам по себе рынок создать не в состоянии. Общая социально-экономическая ответственность государства выходит далеко за рамки только лишь принятия необходимых и социально обоснованных законодательных актов, но оно должно в полной мере контролировать их выполнение и сурово наказывать нерадивых чиновников, почивших на лаврах достигнутого ими разными и далеко не всегда благовидными путями соответствующего административного положения. Фактически государство в целях собственного самосохранения своими силами обязано принять на себя всю полноту ответственности за руководство и контроль над всеми социальными системами, которые путем законодательных мер представлены как обязательные к исполнению и для работников, и, тем более, их работодателей. Но для реализации указанных норм и правил, обеспечивающих необходимый уровень социальной заботы и поддержки малоимущего населения глава государства и чиновники высших рангов должны в достаточно полной мере соответствовать занимаемому положению. В этих целях создание системы постоянной профессиональной переподготовки этих кадров является чрезвычайно актуальной и важнейшей неотложной задачей среди других мер по обеспечению государственной экономической безопасности страны. Государственное регулирование социально-экономического развития в условиях беспредельной свободы рыночной стихии, безграничной конкуренции, идеологического индивидуализма и глобального персонального эгоизма является далеко не простым делом и требует максимальной целеустремленности, глубоких профессиональных знаний и немалых интеллектуальных, волевых и творческих усилий. В настоящее время необходимость государственного вмешательства в решение проблем социального обеспечения уже не подвергается сомнению. Речь теперь идет уже не о том, нужен или не нужен государственный контроль и государственное управление экономикой страны и в первую очередь за ходом реализации социальных программ, а о поиске и реализации оптимальных или хотя бы наиболее рациональных методов государственного воздействия на социально-экономические процессы в обществе. Даже в последнее десятилетие, в условиях возрождения тенденции к личной ответственности за собственное благосостояние трудоспособных и трудолюбивых граждан и новой волны активизации дебатов по вопросам приватизации пенсионной системы, теперь даже самые ярые сторонники которой не отвергают руководящей роли государства в части обеспечения гарантированного уровня пенсий, в страховании рисков частных накопительных систем, а также в регулировании занятости пенсионеров как формы их дополнительного материального самообеспечения продуктами питания, обувью, одеждой, товарами культурно-бытового назначения и платежами за пользование все еще недоброкачественными жилищно-коммунальными услугами. Поэтому целесообразность и необходимость изучения богатого зарубежного опыта по обеспечению населения необходимыми социальными условиями, поддержки и помощи малоимущим слоям является неоспоримым долгом, обязательным к исполнению.
2. ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДАРАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ В ГЕРМАНИИ
2.1 Основные принципы оплаты труда
Основой оплаты труда в Германии являются тарифные соглашения, которые состоят из правовой (юридической) и нормативной (научно обоснованной) частей. В правовой части фиксируются права и обязанности сторон тарифного соглашения, а в нормативной - содержится описание норм, которые регламентируют содержание трудовых соглашений. Обе части соглашений взаимно дополняют друг друга и действуют одновременно. Важнейшими функциями тарифных соглашений являются следующие:
*защитная функция, которая защищает наемного работника от использования предпринимателем, который будучи владельцем средств производства и фактическим хозяином предприятия, компании, учреждения или организации, куда нанимается на работу претендент, и обладающий в силу этого неоспоримым превосходством, преимуществ своего экономического и общественного положения в условиях найма;
*упорядочивающая функция, которая обеспечивает на практике реализацию диверсификационной структуры тарифной сетки;
* функция примирения, которая во время своего действия исключает возможность выражения претензий со стороны нанимающегося на работу по поводу улучшение условий труда и его оплаты - с одной стороны и закрепляет действие установленного по соглашению сторон тарифной ставки на срок, определяемый договором - с другой.
Большинство тарифных соглашений, определяющих условия трудового договора найма и оплаты труда, заключаются на уровне соответствующих округов, соглашения, заключаемые на уровне предприятия, составляют незначительную часть действующих договоров. Вообще же подписание тарифных соглашений по территориальному принципу - это достаточно проверенная временем национальная традиция, позволяющая полнее учесть местные особенности, защитить уровень трудовых гарантий, достигнутых в определенном регионе, исключая таким образом или, в крайнем случае, сводя на нет эвентуальную возможность возникновения и развития конфликтных ситуаций между нанимателем и нанимающимися на работу. Тарифные ставки рабочим и должностные оклады служащим рассматриваются как минимально гарантированное вознаграждение за труд определенного количества и качества. При этом размер тарифных ставок гарантирован работникам независимо от результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Нередко при заключении тарифного соглашения и в ходе трудовой деятельности предприниматели и наемные работники могут договариваться о более высоком уровне оплаты труда, чем предусмотрено договором. В ходе переговоров за повышение тарифных ставок учитываются рост цен и изменение стоимости жизни. Ежегодное повышение тарифных ставок выполняет роль компенсатора роста цен, тем самым заменяя специальные механизмы индексации заработной платы в связи с инфляцией. Подобная система гарантированного уровня заработной платы применяется, например, при оплате труда работников концерна «Фольксваген». Однако на предприятиях отсутствует система автоматического роста заработной платы в связи с ростом производительности труда.
Вместе с тем, повышение заработной платы систематически происходит каждый раз в результате переговоров администрации с профсоюзами, но таким образом, чтобы не нарушить финансовые возможности по своевременному воспроизводству мощности предприятия и при целесообразности его развитию, а также обеспечить нормальные условия эксплуатации предприятия на основе сохранения баланса интересов администрации предприятия, работающих на нем наемных работников (рабочих и служащих) и его собственника. Для оплаты труда рабочих в тарифных соглашениях предусматривается от семи до девяти тарифных разрядов, а для служащих - шесть групп должностных окладов. При отнесении рабочих и служащих к тому или иному разряду тарифной сетки или группе должностных окладов принимаются во внимание следующие их качественные характеристики и условия труда, главными из которых являются следующие: профессиональные знания и образование, предъявляемые характером работы, степень ответственности работника за результаты выполняемой работы, уровень и характер физической и психологической нагрузки на работника и конкретные условия труда на рабочем месте. Каждый фактор оценивается в баллах, затем определяются удельные веса факторов (условий труда на рабочем месте и качественные характеристики работника) и на этой основе выводится суммарная оценка. На установлении тарифного разряда и группы должностного оклада в ряде отраслей оказывают влияние также возраст работника и его производственный стаж. Оценка работника производится службой кадров и администрацией предприятия.
2.2 Системы оплаты труда
2.2.1 Связь систем оплаты труда с нормами социальной защиты населения
На уровне предприятия рамки зарплаты в пределах тарифных ставок, установленных на коллективном уровне, претерпевают различные изменения, поскольку заработная плата на предприятии является составной частью системы трудовых отношений, имеющей на этом уровне многочисленные стратегически связанные параметры. Особенно высокая степень автономии существует, в частности, у небольших предприятий, способных заключать тарифные договоры непосредственно с соответствующими профсоюзами и, кроме того, у небольшого количества предприятий, не связанных тарифом и не принадлежащих к союзу работодателей и поэтому способных принимать автономные решения о заработной плате.
2.2.2 Функции заработной платы с точки зрения фирмы
Заработная плата представляет собой вознаграждение фирмы работающим по найму за произведенную ими работу или за ожидаемый от них трудовой вклад. Фактически фирме приходится нести более высокие расходы на содержание персонала в сравнении с непосредственным эквивалентом выполненной работы - валовой зарплатой (брутто-зарплатой). В настоящее время в Германии предприятиям приходится брать на себя дополнительно около 90% от суммы валовой заработной платы наемных работников в качестве «дополнительных расходов по зарплате», которые складываются из многочисленных компонентов (взносы работодателя по социальному страхованию в соответствии с законодательством, расходы на различные социальные услуги фирмы, расходы на повышение квалификации и т.д.). Общие расходы на социальную поддержку персонала составляют для предприятия соответственно около 190% от общей суммы валовой заработной платы. С другой стороны, наемные работники не получают валовую зарплату в виде чистого дохода. Им приходится мириться с вычетами, точно так же, как работодателю приходятся мириться со своими дополнительными расходами по заработной плате. Вычеты из зарплаты наемных работников включают в себя главным образом отчисления на социальное страхование и подоходный налог, составляя в Германии в среднем у наемного работника около 35% валовой заработной платы (при этом, конечно, размер налога зависит от таких факторов, как семейное положение, число детей и т.п.).
Таким образом, стоимости рабочей силы, составляющей для работодателя около 190% от валовой заработной платы, противостоит доход работника - его чистая зарплата, составляющая около 65% от валовой зарплаты. Эта разница (125%) в значительной степени объясняет жесткость тарифных переговоров. Хотя при заключении тарифного договора формально обсуждается валовая заработная плата, в действительности же для союзов работодателей речь идет все-таки о 190% от этой величины в качестве расходов фирм, а для профсоюзов - о 65% от этой величины в качестве доходов наемных работников. Высокий уровень дополнительных расходов по заработной плате и отчислений отражает относительно высокий социальный стандарт. Его обратная сторона заключается в высокой стоимости рабочей силы. Это вынуждает фирмы искать возможности размещения производства за рубежом и соответственно создавать рабочие места там, где расходы на персонал ниже при условии, что экономия на этих расходах не должна сводиться на нет более низкой производительностью труда в других странах. Естественно, наиболее чувствительны к стоимости рабочей силы те предприятия, где доля затрат на персонал в общих расходах особенно высока.
2.2.3 Интеграциязаработной платы в общую стратегию управления персоналом
Функция управления поведением персонала использует оплату труда в сочетании с другими инструментами управления персоналом. Фирма, таким образом, согласовывает систему оплаты труда с остальными инструментами в рамках своей стратегии управления персоналом с тем, чтобы избежать дисфункциональных воздействий и взаимных ограничений в использовании инструментов. Так, например, использование системы индивидуальной сдельной заработной платы, основывающейся на соглашении с отдельными работниками, может помешать сотрудничеству работников автономной рабочей группы. Организационная форма «рабочая группа», таким образом, не уживается с этой разновидностью системы оплаты труда. Основывающийся на интеграции способ рассмотрения вопросов оплаты труда в рамках стратегии персонала призван исключить также и переоценку возможностей управления поведением через зарплату.