Рефераты

Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Как видим, расположение предприятий в рейтинге обратное рейтингу конкурентоспособности по уровню рентабельности. Это говорит о том, что конкурентоспособность предприятия является составляющей многих элементов, уровень которых различен для разных предприятий.

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПЛОДОВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ АР КРЫМ

3.1 Стратегическое планирование повышения конкурентоспособности продукции плодоводства предприятий АР Крым

Понятие «стратегия» чаще рассматривается на микроэкономическом уровне. Например, по мнению А.С. Виханського и А.И. Наумова, стратегия - долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде [8, С. 157]. Практически аналогично толкование этого понятия у М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури: стратегия - детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей [26, С. 465]. Однако с точки зрения установления целей стратегического развития более правильным следует признать характеристику, предложенную коллективом авторов во главе с А.Н. Петровым: стратегия - определение основных и долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этой цели. Можно ввести ограничения по экономичности использования ресурсов и ограничения по приемлемости рисков [41., С. 344].

По мнению Наливайко А.П. стратегия - это установленный и пересматриваемый набор направлений деятельности, целей и способов их достижения для обеспечения прибыльности [30., С.23]. С этих позиций более содержательной можно считать характеристику «стратегии» Н.Н. Тренева: стратегия - приоритетное направление деятельности предприятия, которая формируется на основе существующего поля проектов (пути решения проблем и оценки имеющихся потенциалов) [42, С. 138]. Этот автор предложил четкую схему формирования стратегии для предприятия, однако, данную схему можно применить к любому объекту управления - отрасли, региону, государству и др. Следовательно, стратегию предложено формировать по этапам: видение цели - критерии - задачи - средства (имеются, отсутствуют) - факторы риска и форс-мажора - мероприятия по нейтрализации влияния факторов риска.

Отсутствием стратегий развития отраслей народного хозяйства на уровне регионов, а также на государственном уровне, объясняется отсутствие общепризнанного определения этого понятия в экономической литературе. Однако актуальность проблемы выбора и обоснования направлений развития отраслей агропромышленного комплекса вызывает необходимость более четкого представления, что такое стратегическое управление сельским хозяйством. Целью стратегического управления является создание потенциала для рентабельного конкурентоспособного и устойчивого функционирования АПК региона в перспективе.

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия - один из самых существенных и сложных этапов процесса организации хозяйственной деятельности предприятия. Сложность обусловлена постоянным изменением факторов внешней и внутренней среды, поэтому накопление и рассмотрение всех результатов деятельности предприятия важно проводить на динамической основе. Соблюдение основных требований к анализу (точность, последовательность, системность исполнения) позволяет на каждом отрезке времени получать необходимую информацию для контроля или корректировки стратегии. Наиболее уместным для современных условий Украины является трактовка стратегии повышения конкурентоспособности как формирование и реализация целей и задач предприятия-производителя для определенного рынка и товара на определенный период времени для осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.

Стратегия повышения конкурентоспособности продукции отрасли предполагает систематизацию целей на краткосрочные и долгосрочные (табл. 3.1).

Таблица 3.1 - Систематизация целей развития отрасли по срокам

Краткосрочные

Долгосрочные

Текущая прибыль:

-максимизация текущей прибыли;

-повышение рентабельности реализации.

Сбыт:

-максимизация сбыта;

-увеличение доли на рынке.

Стабильность:

-обеспечение окупаемости затрат;

-рост масштабов производства.

Качество:

-обеспечение лидерства по показателям качества;

-сохранение лидерства по показателям качества.

Значительная часть плодоводческих предприятий продолжает находиться в условиях ограниченности финансовых ресурсов, что связано с неблагоприятной общей экономической обстановкой и нехваткой оборотных средств. На этом этапе развития важно обеспечить стабильность функционирования плодоводческих предприятий и осуществлять попытки расширения масштабов производства. Ожидать максимизации прибыли преждевременно, поэтому важным является повышение рентабельности производства и реализации продукции предприятия.

Если краткосрочные цели отражают внутренние проблемы предприятия, то долгосрочные - направлены на внешние в отношении предприятия факторы. Долгосрочные цели предприятий предполагают достижение максимальных показателей сбыта продукции и увеличение доли на рынке. В сфере производства необходимо осуществить повышение качества продукции и ее соответствие отечественным и международным стандартам. Ожидаемый эффект от достижения поставленных целей: стабилизация и рост рентабельности отрасли; увеличение объема продукции, реализуемой на рынке; повышение конкурентоспособности предприятий.

Моделирование стратегии подразумевает также распределение необходимых мероприятий во времени. В условиях развития рынка наличие многочисленных препятствий, влияющих на достижение поставленных целей, приведет к пересмотру и совершенствованию основных положений стратегии, поэтому нами разработаны основные структурные составляющие стратегии с возможностью последующей их корректировки (рис. 3.1).

Повышение качества продукции плодоводческих предприятий - это общее обязательство перед потребителями для обеспечения их доверия. Основными составляющими данной миссии являются: совершенствование агрономических приемов для получения качественной продукции и содействие развитию договорного партнерства между операторами рынка.

Как основные меры необходимо принять следующие.

Проведение инвентаризации существующих плодовых насаждений по единой методике. Это позволит провести классификацию существующих насаждений и разработать бонитет почв под плодовыми насаждениями Крыма. На основании полученной информации удастся выделить уникальные зоны производства продукции контролируемого качества. Немаловажным остается улучшение экологической обстановки в плодоводстве Крыма, требует особого государственного контроля. Основное направление бизнеса - производство экологически чистой конкурентоспособной продукции плодоводства.

Рациональное размещение сортового состава и государственная регламентация качества позволят восстановить оптимальные для Крыма площади плодовых насаждений, стабилизировать объемы производства и качество продукции плодоводства. Этот аспект предполагает разработку моделей реакции различных сорто-подвойных комбинаций плодов на смену метеорологических условий и почвенного питания.

Внедрение эффективной технологии и техники для различных форм предприятий, включающие набор сортов привоя, болезнеустойчивых подвоев и культур, схем посадки и форм плодовых насаждений. Оптимизация уровня урожайности и качества продукции за счет разработки и применения специальных агроприемов.

Миссия производства плодов, удовлетворяющих целевой сегмент рынка реализуется через товарную стратегию продвижения продукции на рынок. Как главные задачи товарной стратегии можно определить количество и ассортимент производимой продукции, связанные с потенциальными возможностями рынка и ресурсами, которыми сможет распоряжаться отрасль в стратегической перспективе.

Для устранения зависимости потребителя от какого-либо одного вида товара или рынка необходимо расширение ассортимента производимой продукции. При этом выбор направления товарной стратегии должен определяться в зависимости от того, на каком рынке действует производитель - на старом для данного вида продукции или новом и с каким товаром - новым для данного рынка или уже известным (табл. 3.2).

Таблица 3.2 - Товарная стратегия поведения производителя на рынке

Товар

Рынок

Старый

Новый

Старый

Стратегия глубокого проникновения

Стратегия расширения рынка

Новый

Стратегия разработки товара

Стратегия диверсификации

Стратегия глубокого проникновения (старый товар - старый рынок) характерна для всех видов продукции плодоводства. Эта стратегия эффективна только при снижении издержек производства, когда продукция продается по ценам ниже цен конкурентов. Это касается как ценовой политики конкурирующих продуктов одного вида различных предприятий, так и для товаров субститутов.

Стратегия расширения рынка (старый товар - новый рынок) целесообразна для увеличения сбыта существующих видов продукции плодоводства на новых сегментах освоенных рынков и при освоении новых рынков.

Стратегия разработки товара (новый товар - старый рынок) подразумевает создание товаров с новыми качествами для существующих рынков.

Стратегия диверсификации применяется для устранения зависимости производителя от какого-либо одного товара или рынка. Это означает, что предприятия должны выпускать достаточно широкий ассортимент продукции и иметь несколько рынков сбыта.

Повышение популярности продукции плодоводства - миссия, требующая консолидации действий всех производителей плодов в Крыму. Мероприятия по повышению популярности плодов должны увеличивать их ценность в аспекте произвольного узнавания среди продукции конкурентов.

Для повышения популярности продукции плодоводства необходимо использование таких маркетинговых мероприятий:

* создание благоприятной для дилеров системы сотрудничества: поощрительные скидки, упрощение системы документального оформления, поддержка через Интернет (наличие сайтов производителей) и т.д.;

* создание системы информационной поддержки продукции плодоводства предназначенной для потребителей и специалистов: буклеты, проспекты, руководства, технические справки, карты, компакт-диски и т.п.;

* проведение демонстраций и участие в выставках и ярмарках. Осуществление семинаров-дегустаций, конференций и курсов обучения для торговых консультантов, размещение статей об уникальности продукции плодоводства в СМИ и т.д.;

Создание вертикально интегрированных структур будет способствовать укреплению плодоводческих предприятий и контроля качества продукции на всех этапах ее производства и хранения. Вертикальная интеграция - это способ координировать различные составляющие отраслевой инфраструктуры.

Развитие производственного потенциала должно быть связано, в первую очередь, с техническим перевооружением отрасли путем замены морально и технически устаревшего оборудования оборудованием отечественного производства, цена и качество производства которого соответствует друг другу и которое конкурентоспособно по этим параметрам относительно зарубежных аналогов.

Создание вертикально-интегрированных структур позволит экономить на масштабах производства. Большие плодоводческие предприятия имеют преимущества в доступе к передовым технологическим возможностям, при этом обеспечивается максимально эффективное использование основных производственных фондов, рабочей силы и имеющихся финансовых ресурсов. Поэтому основным направлением стратегии является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения затрат.

Инвестиционная привлекательность отрасли напрямую зависит от востребованности продукции плодоводства на рынке.

Нахождение определенных видов плодов в стадии насыщения рынка обуславливает зависимость объемов продаж от стоимости предлагаемой продукции. Обеспечить увеличение объемов продаж и конкурентоспособность можно только при невысоких ценах (по сравнению с конкурентами). Для увеличения объемов продаж установление цен ниже конкурентов является определяющим.

Одним из основных элементов планирования деятельности предприятия является изучение рынка и конкурентной ситуации, а также самоанализ, в ходе которого необходимо определить эффективность избранной стратегии, устойчивые позиции предприятия по сравнению с другими, выявить стратегические проблемы. Об эффективности избранной стратегии можно судить по финансовому и рыночному положению предприятия, которые характеризуются ростом объема продаж, увеличением доли рынка, появлением новых потребителей, позитивной динамикой прибыли, окупаемости инвестиций, себестоимости продукции. Плодоводство, как отдельная отрасль в Крыму имеет значительный потенциал развития, ее продукция характеризуется широким потреблением, что требует от плодоводческих предприятий особого внимания к стратегическому анализу и планированию.

При разработке стратегии важно обеспечить соответствие внутренних возможностей предприятия внешней ситуации, так называемый стратегический баланс - существующие во внешней среде объективные факторы, которые позитивно и негативно влияют на деятельность предприятия и которые учтены менеджментом при определении сильных и слабых сторон предприятия. За рубежом успешные предприятия постоянно составляют стратегический баланс, используя PEST-, SPACE-, SWOT-анализа.

В процессе исследования нами проведен стратегический анализ деятельности плодоводческих предприятий. Для этого нами был выбран один из основных аналитических инструментов в оценке ресурсов и конкурентных возможностей предприятия - SWOT-анализ.

SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия (группы предприятий, отрасли) - объекта анализа, а также возможностей и угроз, исходящих из ближайшего его окружения (внешней среды) [19]

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспевает или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности. Сильные стороны могут заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для его функционирования или то, что пока не удается по сравнению с конкурентами и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести низкое качество выпускаемых товаров, плохую репутацию на рынке, недостаток финансирования и т.п.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать конкретное предприятие.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей и т.п.

Один и тот же фактор для различных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для предприятия, производящего продукцию высокого качества и стоимости, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для предприятия, производящего недорогую продукцию, тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим продукцию более высокого качества. Последовательность проведения SWOT-анализа состоит из определенных этапов.

Этап 1. Определение сильных и слабых сторон плодоводческих предприятий. Этот этап позволит нам определить, каковы сильные стороны и недостатки плодоводческих предприятий.

Для оценки плодоводческих предприятий необходимо рассмотреть основные аспекты деятельности предприятий:

1. Организация (здесь оценивается уровень квалификации работников, их заинтересованность в развитии предприятия и т.п.)

2. Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество производимой продукции, себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)

3. Финансы (оцениваются издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятий, прибыльность деятельности и т.п.)

4. Инновации (оцениваются частота внедрения новых технологий в предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.).

5. Маркетинг (здесь оценивают качество продукции (как это качество оценивают потребители), уровень цен, эффективность рекламы, репутация предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификация обслуживания).

Далее заполним таблицу 3.3 следующим образом: в первый столбец записывается аспект деятельности, а во второй и третий - сильные и слабые стороны деятельности плодоводческих предприятий.

Этап 2. Определение рыночных возможностей и угроз плодоводческих предприятий.

Второй шаг SWOT-анализа - оценка рынка. Этот этап позволит нам оценить ситуацию вне предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).

Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия: составить перечень параметров для оценки рыночной ситуации; и по каждому из них определить, что является возможностью, а что - угрозой для плодоводческих предприятий.

При оценке рыночных возможностей и угроз используем следующие параметры:

Таблица 3.3 - Определение сильных и слабых сторон плодоводческих предприятий

Аспекты деятельности

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Организация

- легкая управляемость производства;

- нет необходимости выстраивать сложную иерархическую структуру предприятия;

- значительный практический опыт организации деятельности плодоводческих предприятий

- сложность построения системы обеспечения производственными ресурсами;

- участие в производстве большого количества работников

2. Производство

- высокий уровень селекционной работы;

- большое разнообразие сортового состава

- технология производства требует специальной квалификации персонала;

- «неэкологичность» производимой продукции в связи с большими объемами производства

3. Финансы

-

- неравномерность поступления денежных средств в течение года

4. Инновации

- возможность формирования значительных конкурентных преимуществ;

- значительное количество научных разработок в отрасли

- долговременность внедрения новой технологии;

- сложность материального обеспечения новой технологии;

- риск получения некачественной продукции

5. Маркетинг

- наличие большого количества организованных рынков сбыта;

- осознанная необходимость потребления продукции плодоводства среди населения

- наличие перекупщиков;

- слабая организация государственной системы закупок произведенной продукции;

1. Факторы спроса (емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структура спроса на продукцию и т.п.)

2. Факторы конкуренции (количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высота барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)

3. Факторы сбыта (количество посредников, наличие сетей распределения, условия поставок ресурсов и т.п.)

4. Экономические факторы (уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)

5. Политические и правовые факторы (уровень политической стабильности в стране, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)

6. Научно-технические факторы (уровень развития науки, степень внедрения инноваций в производство, уровень государственной поддержки развития отрасли и т.п.)

7. Социально-демографические факторы (численность населения, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)

8. Социально-культурные факторы (традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)

9. Природные и экологические факторы (климатическая зона, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)

Далее, как и в первом случае, заполняем таблицу (табл. 3.4): в первый столбец записываем параметр оценки, а во второй и третий - существующие возможности и угрозы, связанные с этим параметром.

Обобщая результаты SWOT-анализа перспектив развития плодоводческих предприятий, можно говорить о достаточно высоком потенциале их эффективного развития в Крыму, но при условии реализации определенного комплекса мер. Среди них особое значение имеет поддержка плодоводческих предприятий, как одной из перспективных отраслей АПК Крыма путем:

Таблица 3.4 - Определение рыночных возможностей и угроз плодоводческих предприятий

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

1. Конкуренция

- улучшить качество продукции за счет совершенствования сортового состава;

- снижение цены на продукцию за счет использования ресурсосберегающих технологий

- значительное количество продукции импортируемой из других стран

2. Сбыт

- организация сбытовых кооперативов с приобретением постоянных сбытовых мест на городских рынках и создание узнаваемости продукции, реализуемой через кооператив;

- организация долгосрочного хранения продукции на предприятиях

- отсутствие элементов узнаваемости продукции, присущих крупным предприятиям;

- отсутствие сбытовых сетей, четких каналов реализации;

3. Спрос

- развитие позиций реализации экологически чистой продукции;

- информационное обеспечение формирования спроса

- низкий уровень возможностей воздействия на формирование спроса

4. Экономические факторы

- отсутствие налогового давления со стороны государства

- невысокий уровень доходов населения, что снижает его покупательную способность;

- отсутствие специальных кредитных программ

5. Политические и правовые факторы

- общие преимущества сельскохозяйственных предприятий в правовом поле

- незащищенность прав на созданную продукцию (отсутствие контроля ее реализации на рынках)

6. Научно-технические

- применение специальных средств механизации

- крайне низкий уровень механизации производственных процессов;

- отсутствие государственной поддержки инноваций в предприятиях

7. Социально-демографические

- опыт выращивания плодовых культур среди сельского населения, в т.ч. в ЛПХ;

- популярность продукции среди населения

- общая тенденция сокращения населения вообще и сельского в частности;

- смещение структуры сельского населения в сторону преобладания нетрудоспособных групп

8. Социально-культурные

- постоянно высокий интерес к продукции плодоводства;

- продукция соответствует традициям питания большей части населения

--

9. Природные и экологические

- наличие большого количества районированных сортов

- отрицательное влияние погодных условий

- «неэкологичность» производства

- организации государственных закупок продукции плодоводства с возможностью заключения контрактов с гарантированной оплатой по согласованным ценам и частичным кредитованием;

- удовлетворение острых потребностей плодоводческих предприятий - обеспечение посадочным материалом, удобрениями, средствами борьбы с вредителями и болезнями и т.д. Здесь также возможны разные формы обслуживания: государственными, муниципальными, кооперативными и частными предприятиями и организациями;

- обеспечение доступности кредитов и финансовое обслуживание. Его на себя могут взять как существующие банковские структуры, так и создаваемые самими предпринимателями на кооперативных началах;

- организация маркетинговой службы для своевременной информации о конъюнктуре рынка: один из вариантов - организация такой службы в муниципальных органах, которые могли бы обслуживать как крупные, так и мелкие плодоводческие предприятия;

- согласование отечественных стандартов качества продукции с международными.

3.2 Ценовые и неценовые факторы повышения конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности товаров на микроуровне представлены двумя группами: ценовой и неценовой. Данная классификация является производной от приёмов конкурентной борьбы, к которой относят методы, основанные на повышении качества товара (неценовая конкуренция) и методы, в основе которых лежит снижение цены (ценовая конкуренция).

Через ценовую конкуренцию предприятия влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров (рис. 3.1 и 3.2).

Рис. 3.1 - Ценовая конкуренция

Предприятие, действующее при значениях P1 Q1, может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q2.

Предприятие, базирующееся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

Рис. 3.2 - Неценовая конкуренция

Через неценовую конкуренцию предприятие переводит потребительский спрос вправо, успешно выделяя свою продукцию (услуги среди конкурирующих).

Это позволяет ей:

а) увеличить спрос с Q1 до Q2 при цене P2;

б) увеличить цену с P2 до P1 при сохранении спроса на уровне Q1.

При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.

При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.

Основу ценовой конкуренции плодоводческих предприятий составляют издержки производства, которые напрямую зависят от урожайности плодовых культур. Прежде чем установить цену на плодовую продукцию менеджеры предприятия должны знать, при каком объеме реализации того или другого вида продукции (объем продажи) достигается безубыточность производства (нулевая рентабельность). Такой объем реализации (продажи) называют критическим, поскольку при его уменьшении предприятие начинает нести убытки. Вместе с тем при увеличении продажи над его критическим объемом обеспечивается прибыльность производства. Руководителям предприятия также важно знать, насколько нужно увеличить объем производства и реализации продукции, чтобы получить желательную сумму прибыли, и как повлияет на его величину изменение расходов производства, которые подвергаются корректированию в краткосрочный период. К тому же для агропроизводства характерна высокая степень зависимости предприятия от природно-климатических условий, поэтому зная критические объемы производства того или иного вида культуры предприятие может контролировать уровень издержек на производство продукции и соответственно желаемый уровень цен.

Критический объем реализации плодов можно рассчитать по формуле:

(3.1)

где - желаемый объем прибыли на 1 га плодоносящих садов, грн;

- условно-постоянные издержки на 1 га, грн;

- условно-переменные издержки на 1 ц плодов, грн;

У - урожайность винограда, ц/га;

- цена реализации плодовых культур.

Данная формула исходит из того, что основным фактором производства в сельском хозяйстве является земля, поэтому целесообразно определять безубыточный уровень производства непосредственно на 1 га земли. Рост урожайности плодов сдерживается недостаточной интенсивностью отрасли, не соблюдением всех элементов почвозащитной системы земледелия, медленным освоением интенсивных технологий, отступлением от требований агротехники возделывания культур.

Рост урожайности плодов, как правило, связан с дополнительными трудовыми и материальными затратами на их возделывание. Однако как показывают практические исследования темпы роста урожайности и дополнительных затрат неодинаковы - урожайность растёт быстрее, чем дополнительные затраты труда и средств. Поэтому с ростом урожайности сокращается трудоёмкость производства и снижается себестоимость плодов.

В соответствии с представленной формулой определим постоянные и переменные затраты на производство плодов в ООО «Плодопитомник» Нижнегорского района (табл. 3.5).

При условии, что прибыль равна 0 и цена реализации составила 180 грн/ц, безубыточный уровень урожайности плодовых культур в предприятии должен составить:

Графическая интерпретация полученных результатов представлена на рисунке 3.3.

Таблица 3.5 - Постоянные и переменные затраты на производство зерновых в ООО «Плодопитомник» Нижнегорского района АР Крым, 2009 год

Статьи затрат

Всего, тыс. грн

Структура, %

В расчёте на 1 га, грн

В расчёте на 1 ц, грн

Производственная себестоимость, всего

336,0

100,0

3500,0

175,0

в т.ч.

Переменные затраты, тыс. грн

275,0

81,8

2864,6

143,2

из них

минеральные удобрения

26

7,7

270,8

13,5

нефтепродукты

13

3,9

135,4

6,8

другие материальные затраты

4

1,2

41,7

2,1

прямые затраты на оплату труда

132

39,3

1375,0

68,8

затраты на реализацию продукции

100

29,8

1564,7

78,2

Постоянные затраты

61

18,2

635,4

31,8

из них

амортизация необоротных активов

41

12,2

427,1

21,4

отчисления на социальные нужды

6

1,8

62,5

3,1

другие прямые и общепроизводственные затраты

14

4,2

145,8

7,3

Вместе с тем нас интересует возможность снижения цены с целью эффективной конкурентной борьбы. Мы провели ситуативное моделирование себестоимости производства при разных уровнях урожайности, исходя из формулы . Данные моделирования представлены на рисунке 3.4.

Рисунок 3.4 показывает, что с ростом урожайности себестоимость производства снижается, а поэтому предприятию необходимо сконцентрировать усилия на выполнении всех агротехнологических мероприятий по выращиванию плодов. Повышение урожайности снизит себестоимость производства и обеспечит предприятию запас снижения цены на реализацию.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис 3.3 - Определение критической точки урожайности плодов, при которой достигается безубыточность производства в ООО «Плодопитомник»

- постоянные затраты, - переменные затраты, RT - выручка от реализации.

Рис. 3.4 - Зависимость себестоимости производства плодов от уровня их урожайности

Вместе с тем определим минимальный уровень урожайности, который обеспечит предприятию прибыль с 1 га, равную альтернативной возможности использования потраченных средств на производство в качестве вклада на депозитный счёт под 20% годовых. Преобразовав формулу 1 получим:

93,4 ц/га

В настоящее время действующие цены на продукцию плодоводства не обеспечивают действие противозатратного механизма и равных условий рентабельной работы. Для того, чтобы сохранить стимулы развития плодоводства в предприятии необходимо увеличить урожайность до 93,4 ц/га, что может быть непосильной задачей в краткосрочном периоде. Выходом из сложившейся ситуации может быть использование комплекса неценовых факторов конкуренции, которые направлены на повышение цены реализации и сохранении (увеличении) объёмов реализации одновременно.

Должен быть реализован такой подход к проблеме ценообразования, чтобы учитывались факторы, которые будут определять ее формирование:

* покрытие ценой затрат на производство и продвижение;

* восприятие цены потребителем;

* восприятие цены конкурентами;

* объем закупленной партии;

* форма оплаты;

* степень заинтересованности в клиенте.

Для проникновения на новые сегменты рынка, желательно установить следующие группы оптовых цен: по предоплате (ниже, чем у конкурентов), по факту (на уровне цены конкурентов), накопительные скидки от объемов или возможность отсрочки платежа, но только для постоянных приоритетных клиентов.

К числу неценовых факторов конкурентоспособности следует относить экономическую, производственную, научно-техническую и иную сферу, в которой осуществляет свою производственную деятельность предприятия, а также уровень ее готовности к конкуренции на внутреннем и внешних рынках.

Повышение конкурентоспособности продукции возможное благодаря усовершенствование методов стандартизации плодовой продукции через построение системы сертификации плодоягодного производства, а не готовой продукции. На рисунке 3.5 нами предложена система управления качеством в садоводстве на стадиях формирования конкурентоспособной продукции.

Для систематического изучения соблюдения производителем технологических норм возделывания плодов и ягод (состояние насаждений, система химической защиты, удобрение и др. показатели) предлагается применения паспортизации насаждений. Проведение самоинспектирования и внешний инспекционный контроль будет содействовать концентрации усилий предприятий-производителей относительно организации производства на надлежащем технико-технологическом уровне и формировании высокого качества фруктов.

Поскольку плоды - это продукция, которая воспринимается внешними признаками, то для активизации их продажи в этом отношении необходимо использовать инновационные методы ведения бизнеса и соблюдаться принципов дизайна представления плодоягодной продукции. Среди таких мер для отечественной продукции садоводства при формировании собственного бренду важно сделать акцент на:

- потребительских свойствах товара,

- ценности идеи потребления фруктов (здоровье населения),

- эстетичный код (внешний вид, отличие в упаковке);

- ценность бренду (логотип, слоган, символ),

- позиционирование товара и маркетинговые сообщения (реклама, ярмарки, информирования потребителей),

- креативное пространство (отличие в представлении товара от конкурентов).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 3.5 - Система управления качеством в садоводстве на стадиях формирования конкурентоспособной продукции

С помощью этих мер формируется положительное эмоционально-психологическое восприятие фруктов покупателем, который обеспечит желательный выбор потребителем продукции на протяжении продолжительного периода. Поэтому создание собственного бренду на продукцию, которая производится общими усилиями ассоциации субъектов плодового рынка, будет содействовать устойчивости садоводческого бизнеса.

Дальнейшее развитие плодоягодного рынка может быть достигнуто путем добровольного объединения научно-исследовательских организаций, питомнических, садоводческих, перерабатывающих и торговых предприятий, которые обеспечивают полный жизненный цикл своей продукции, в ассоциацию субъектов плодоягодного рынка, которая имеет целью: содействие сотрудничества участников группы из финансово-кредитными учреждениями, отстаивание интересов производителей в государственных организациях, развитие объектов инфраструктуры рынка, интеграция не только производственной и перерабатывающей сферы, а и торговой, осуществление экспортных операций с фруктами в свежем и переработанном виде, формирование информационной базы относительно состояния внутреннего и внешнего рынков плодоягодной продукции и обеспечения ею всех участников плодового комплекса.

Внедрение усовершенствованной системы движения плодовой продукции создаст условия обретения «свободным» рынком признаков «организованного», так как будет объединять интересы сопредельных звеньев плодоягодного комплекса, отдельных предприятий вокруг одной цели и будет содействовать быстрому продвижению продукции к потребителю и удовлетворение его нужд. Важным для сельскохозяйственных предприятий на перспективу является налаживания фирменной торговли, которая позволит сосредоточить значительную часть доходов от реализации плодов и ягод в собственной торговой сети, то есть в руках в производителя. Это создает условия для формирования ценовой конкурентной рыночной среды. Построение плодового бизнеса по такому принципу позволит накопить средства для инвестиций в расширение площадей многолетних насаждений.

Необходимо соблюдение организационно-технологических требований производства плодовой продукции, ведь качественная сторона производственного процесса является гарантией окупаемости осуществленных затрат трудовых, материальных ресурсов и накопления средств для следующих этапов развития плодоводства.

Важным условием конкурентоспособности производства плодов является безотходная технология, используемая в рамках единого агропромышленного производства. Условием более эффективного хозяйствования в рыночной обстановке предприятий, занимающихся производством плодов и ягод, может стать комплексная безотходная переработка продукции. Во всех развитых странах производимые смеси не перевозят далее 120-150 км, транспортируются концентраты. В СЩА ежегодно производят 80 тысяч тонн концентратов яблочного сока и импортируют более 140 тысяч тонн. На разливочных линиях концентрат смешивают с водой в пропорции 6 литров воды на 1 кг концентрата, затем упаковывают в стеклянную или бумажную тару. Наиболее распространённой упаковкой в последнее время стали бумажные пакеты вместимостью 0,2-0,5 литров.

Важным в повышении конкурентоспособности является снижение себестоимости плодов. которое возможно достичь за счет:

- более широкого использования ресурсосберегающих технологий, эффективного использования комплекса агротехнических мероприятий, способствующих повышению урожайности плодовых культур;

- сортовой реструктуризации плодоводства по качеству, срокам созревания, направлениями использования, на основе закладки новых садов и реконструкции существующих;

- закладки новых садов с учетом оптимизации размещения по природно-климатическими и агроэкономический факторами;

- использование различных форм собственности, обеспечивающих эффективное ведение сельского хозяйства.

Для решения этой проблемы необходим точный учет переменных расходов в себестоимости продукции и проведение более гибкой ценовой политики на основе маржинальной, а не общей, оценки рентабельности каждого вида продукции. Это позволит как управлять ассортиментом, акцентируя усилия на наиболее прибыльных видах продукции, так и осуществлять ценовое маневрирования с целью завоевания необходимой доли рынка, и достижения необходимого уровня доходов за счет большего объема сбыта (если этот запас велик, вследствие ограниченности емкости рынка).

Решающее значение в повышении конкурентоспособности производства продукции плодоводства имеет хозяйственный механизм. Он, в отличие от мер по ускорению научно-технического прогресса, интенсификации производства, не требует дополнительных ресурсов, а даже позволяет их сберегать и экономить. Структурная сбалансированность в системе агропромышленного комплекса, ускорение научно-технического прогресса обеспечиваются в рамках такого механизма, который наиболее активно экономически побуждает к рационализации производственных пропорций, применению прогрессивных технологий, новых форм организации производства и труда, к более согласованной деятельности всех структурных звеньев сельскохозяйственного производства.

ВЫВОДЫ

конкурентоспособность плодоводство сельскохозяйственный

Конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей. При анализе понятия «конкурентоспособности продукции» рассматриваются наряду с качеством такие характеристики, как цена товара и условия ее реализации.

Сущность конкурентоспособности отражают такие показатели, в основу которых положены затраты производства (цена, уровень рентабельности), степень насыщения данным видом продукции (объём производства и реализации продукции, уровень товарности), уровень покупательной способности потребителей (уровень жизни человека, доходы граждан).

Анализ состояния конкурентоспособности производства продукции плодоводства проводился на примере предприятий Крымская опытная станция садоводства Института садоводства Украинской академии аграрных наук, Закрытое акционерное общество «Бурлюк» Бахчисарайского района, Общество с ограниченной ответственностью «Плодопитомник» Нижнегорского района.

Исследуемые предприятия являются средними по своим размерам с устойчивой тенденцией сокращения размеров производства. За последние три года объем валовой продукции в КООС ИС УААН снизился на 93%, в ООО «Плодопитомник» - на 25%, в ЗАО "Бурлюк" - на 16,5%. В первых двух хозяйствах землепользование за анализируемый период не изменилось, удельный вес многолетних насаждений в структуре земельных угодий составил 8,8% и 15,3% соответственно. В ЗАО "Бурлюк" объёмы землепользования снизились на 12,8%, в структуре угодий преобладают многолетние насаждения - 60%.

На всех предприятиях наблюдается рост показателей фондооснащённости и фондовооружённости, возрастает нагрузка на одного трудоспособного всех категорий земельных угодий. Всё это свидетельствует о переходе к капиталоинтесивному способу производства.

Исследуемые предприятия имеют разную направленность и специфику производства. КОСС ИС УААН специализируется на производстве продукции плодоводства, в ЗАО «Бурлюк» наблюдается ярковыраженная специализация на производстве продукции виноградарства, в ООО «Плодопитомник» Нижнегорского района специализируется на производстве прочей продукции растениеводства.

В КОСС ИС УААН плодоводство обеспечивает свыше 70% денежной выручки предприятия. В ЗАО «Бурлюк» удельный вес плодоводства в основных финансовых показателях незначителен, при этом он ежегодно снижается, так отрасль обеспечивала от 0,8 до 1,5% денежной выручки предприятия. Удельный вес плодоводства в денежной выручке предприятия в ООО «Плодопитомник» Нижнегорского района ежегодно возрастает (до 9,3% в 2009), в отчётном периоде отрасль принесла 16,3% прибыли предприятию.

В КОСС ИС УААН наблюдается самая высокая урожайность плодовых - 58 ц/га, в ЗАО «Бурлюк» максимальная урожайность за исследуемый период была равна 6,5 ц/га; в ООО «Плодопитомник» - 17,9 ц/га. КОСС ИС УААН в 2009 году из-за неблагоприятных погодных условий не удалось собрать урожай. В целом отрасль плодоводства убыточна только в ООО «Плодопитомник».

Только в КОСС ИС УААН в 2007 году урожайность превышала среднюю по Крыму. В остальное время показатели урожайности предприятий были значительно меньше, что свидетельствует об их низких конкурентоспособных позициях на крымском рынке.

Доля исследуемых предприятий на крымском рынке очень низка. В 2008 году все предприятия занимали приблизительно одинаковые конкурентные позиции - 0,16% каждое. В 2009 году, в связи с неблагоприятными погодными условиями, ситуация для всех предприятий значительно ухудшилась.

Рейтинговая оценка предприятий по уровню рентабельности показала, что ведущую позицию в рейтинге занимает ЗАО «Бурлюк», за ним следует КОСС ИС УААН, последнее место - ООО «Плодопитомник» Нижнегорского района. По уровню цен первое место в рейтинге занимает ООО «Плодопитомник», второе - КОСС ИС УААН, третье - ЗАО "Бурлюк" Бахчисарайского района.

С целью повышения конкурентоспособности производства продукции плодоводства в предприятиях была разработана соответствующая стратегия на основе стратегического анализа деятельности плодоводческих предприятий. Выделены следующие составляющие стратегии повышения конкурентоспособности: удовлетворение острых потребностей плодоводческих предприятий в посадочном материале, удобрениях, средствах борьбы с вредителями и болезнями; обеспечение доступности кредитов и финансовое обслуживание; организация маркетинговой службы для своевременной информации о конъюнктуре рынка; согласование отечественных стандартов качества продукции с международными.

Основу ценовой конкуренции плодоводческих предприятий составляют издержки производства, которые напрямую зависят от урожайности плодовых культур. Установлено, что в ООО «Плодопитомник» при достижении урожайности плодовых 80 ц/га себестоимость снизится 30 грн/ц, что позволит создать резерв снижения цены реализации плодов.

С целью повышения качества производимой продукции нами предложена система управления качеством в садоводстве на стадиях формирования конкурентоспособной продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонов М.Ф. Стан плодівництва та проблеми інтенсифікації галузі // Новини, садівництва. - 2001. - № 2. - С.8-9.

2. Аграрная экономика: Учебник 2-е изд. перераб. и доп./ Под ред. М.И. Малыша. - СПб.: Изд - во «Лань», 2002. - 688 с.

3. Андриенко М.Ф. Садоводство Украины: состояние и перспективы развития // Садоводство и виноградарство. - 1991. - № 4. - С. 2-5.

4. Андрійчук В.Г. Економіка аграрних підприємств. - К.: ІЗМН, 1996. - 512 с.

5. Барцалкин А.М., Грицюк О.И. Проектирование плодоводства с помощью ЭВМ // Садоводство, виноградарство и виноделие в Молдове. - 1992. - №10-12. - С.21-24.

6. Білокрис В.М. Закласти показові сади (проблеми інтенсифікації садівництва в Україні) // Новини садівництва. - 2001. - № 2. - С. 15.

7. Брылев А. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции // АПК: экономика, управление. - 1998. - №10. - С.65

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М: Гардарика, 1998. - 460с.

9. Вольвач П.В. Крымское плодоводство и виноградарство - уникальное явление политэтнической земледельческой культуры // Нетрадиционные растениеводство, экология и здоровье. - Симферополь: ОАО Симферопольская городская типография. - 1998. - С.69-74.

10. Гаркавенко С.С. Маркетинг. - К.: Лібра., 1996. - 384 с.

11. Григорьева Л.В. Факторы повышения продуктивности яблоневых насаждений // Садоводство и виноградарство. - 2000. - № 4. - С.3-5.

12. Дога В.С. Повышение экономической эффективности интенсивного садоводства в региональном АПК: Автореф. дис... на соиск. уч. степ. док. экон. наук: 08.00.05. - М.: ВНИИЭСХ, 1991. - 41с.

13. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. -. М.: издательство стандартов, 1991. - 128 с.

14. Дядченко Д.Г. Проблемы формирования рыночных отношении в садоводстве // Садоводство и виноградарство. - 1991. - № 10. - С. 2-4.

15. Егоров Е.А. Совершенствование внутрихозяйственного организационно-экономического механизма в плодовых предприятиях: Автореф. дис… канд. экон. наук: 08.00.05. - Краснодар, 1995. - 23 с.

16. Ермаков А.Е. Развитие и эффективность садоводческих предприятий разных форм хозяйствования. - К., 1997. - 292 с.

17. Єрмаков О.Ю., Рибакова О.В., Шумейко А.І. Формування ринку плодів в Україні // Економіка АПК. - 2001. - № 7. - С.94-100.

18. Жамба Л.И. Изменение товарных качеств яблок в зависимости от орошения и способов хранения // Садоводство, виноградарство и виноделие в Молдове. - 1992. - № 10-12. - С. 14-15.

19. Івакіна І. Стратегічний аналіз. - Х.: Фактор, 2008 - 256 с.

20. Кашин В.И. Комплексный подход к решению проблем садоводства // Садоводство и виноградарство. - 1994. - № 3. - С. 2-4.

21. Комяхов В.Г. Сады и виноградники Крыма. - М.: Гос. изд-во сель-хоз. лит., 1959. - 48с.

22. Концепция развития садоводства Крыма / А.М. Лищук, В.И. Негода, И.Я. Шелудько и др. - Симферополь, 1992. - 36 с.

23. Мазур К.В. Формування і ефективність функціонування регіонального плодопродуктового підкомплексу: Автореф. дис... канд. екон. наук: 08.07.02 / ІАЕ. - К., 2001. - 20 с.

24. Маркина Т.А. Ефективність інтенсифікації садівництва: Автореф. дис... канд. екон. наук: 08.07.02. - Мелітополь, 1996. - 24 с.

25. Маркина Т.А. Эффективность производства плодов в условиях разных форм хозяйствования // Садоводство и виноградарство. - 1993. - №5-6. - С.2-4.

26. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М: Дело, 1998. - 600с.

27. Методика економічної оцінки типів насаджень, сортів плодових та ягідних культур і результатів технологічних досліджень у садівництві. - К., 1992. - 49 с.

28. Мокрицка О.Н. Економічна ефективність інтенсифікації виробництва і переробки плодів в умовах АПК: Автореф. дис... канд. екон. наук: 08.07.02. - Одеса, 1995. - 17 с.

29. Мочерний С.В. Методологія економічного дослідження. Львів: Світ, 2001. - 416 с.

30. Наливайко А.П. Теорія стратегії підприємства. Сучасний стан та напрямки розвитку: Монографія. - К.: КНЕУ, 2001. - 227 с.

31. Нелеп В.М. Планування на аграрному підприємстві: Підручник. - К.: КНЕУ. - 2004. - 495 с.

32. Павлов В.Н. Эффективность производства плодов семечковых культур // Экономика и управление. - 1998. - № 3. - С.15-16.

33. Пастернак - Таранушенко Г., Рожок В. Конкуренция. Курс лекций и практических занятий на русском и украинском языках. - К.: ЦУЛ. - 2002. - 322 с.

34. Прахова Т.С. Понятие и сущность конкурентоспособности/ Т.С. Прахова// Сборник научных трудов СевКавГТУ: серия «Экономика». - 2005 - №2 - С.2-8.

35. Примышев И.Н. Эффективность плодоовощеводства и виноградарства в условиях Крыма: состояние и пути развития / КГАУ. - Симферополь: Таврия, 1999. - 67 с.

36. Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. и др. Маркетинг. - М.: Банки и Биржи, Юнити, 1996. - 560 с.

37. Рульев В.А. Резервы повышения эффективности садоводства в Южной Степи Украины в условиях рынка // Садоводство и виноградарство. - 1992. - № 11. - С. 2-4.

38.Саблук П.Т. Основні напрями розроблення стратегії розвитку агропромислового комплексу в Україні//Економіка АПК. - 2004. - №12. - С.3-15.

39. Слободянюк Н.І. Економічна ефективність виробництва плодів і інтеграційні зв'язки в плодопродуктовому підкомплексі західного лісостепу: Автореф. дис... канд. экон. наук: 08.07.02. - Умань, 1998. - 16 с.

40. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. - М.: Инфра-М, 1997. - 169 с.

41.Стратегическое планирование и управление. // Под ред. Петрова А.Н. - СПб: Изд-во СПБГУЭиФ, 1998. - 560с.

42.Тренев Н.Н и др. Реформирование и реструктуризация предприятия: методика и опыт. - М.: Изд-во «Приор», 1998. - 240с.

43.Ф.Котлер. Основы маркетинга: пер с англ. - 2-е европ. изд. - М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 2003. - 944 с.

44.Файчук О.М. Оцінка виробництва конкурентоспроможної продукції за технічними параметрами//Економіка АПК. - 2004. - №11. - С.134-139.

45.Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. - М.., 2004. - 544 с.

46. Шестопаль А.Н. Эффективность воспроизводства и продуктивного использования плодовых и ягодных насаждений: Автореф. дис... док. экон. наук. - Кишинев, 1987. - 33 с.

47.Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М., 1996. - 272 с.

48.Юдин В.Е. Роль качества в экономической политике и обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2000. - № 5. - С. 13 - 16

49. Яичников Е.А. Оценка конкурентоспособности строительной фирмы /Е.А.Яичников// Экономика строительства.- 1997.-№24.- с.46-52.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты