Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым
Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым
Размещено на http://www.allbest.ru/
ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
БИОРЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
«КРЫМСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА
на тему: Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым
Симферополь - 2010
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях глобализации мировой экономики, расширения ВТО и стремительного роста конкуренции между товаропроизводителями плодов на первый план выдвигается проблема повышения конкурентоспособности этой продукции. Исключительно важное место отводится максимальному использованию имеющегося природно-экономического потенциала для производства конкретных видов садоводческой продукции. Климатические и почвенные условия Крыма благоприятны для выращивания прекрасных по вкусу и окраске яблок, груш, вишен, черешен, слив, персиков и других плодовых культур. Однако, потенциал региона для производства конкурентоспособной продукции вследствие действия ряда негативных факторов как на макро-, так и на микроуровнях, используется еще недостаточно. Из-за низкой эффективности садоводства большинство сельскохозяйственных предприятий региона не имеет собственных накоплений даже для простого воспроизводства многолетних насаждений.
Проблемы конкуренции и конкурентоспособности исследовались в трудах многих отечественных и зарубежных учёных-экономистов таких как: В.Г. Андрийчук [4], С.С. Гаркавенко [10], Ф. Котлер [43], С.В. Мочерный [29], А.М. Романов [36], П.Т. Саблук [38], А.Ю. Юданов [47] и другие. Поиск путей развития плодоводства и повышения экономической эффективности этой отрасли рассматривали Дога В.С. [12], Ермаков А.Е. [17], Мазур Р.В. [76], Маркина Т.А. [23], Мокрицкая О.Н. [28], Павлов В.Н. [32], Рульев В.А. [37], Слободянюк Н.И. [39], Шестопаль А.Н. [46] и другие исследователи.
Выполненные исследования вносят значительный вклад в развитие теоретических основ конкурентоспособности. Однако высокая актуальность темы, её практическое значение требует дальнейших исследований по повышению конкурентоспособности производства продукции плодоводства, что и обусловило выбор темы магистерской работы.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является обоснование теоретико-методических и разработка экономических направлений повышения конкурентоспособности производства продукции плодоводства.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
- исследовать экономическую сущность категории «конкурентоспособность производства» и методические подходы к оценке конкурентоспособности производства продукции;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятий;
- проанализировать современное состояние и конкурентоспособность производства плодов в предприятиях;
- обосновать стратегическое планирование повышения конкурентоспособности продукции плодоводства предприятий;
- обосновать ценовые и неценовые факторы повышения конкурентоспособности производства продукции плодоводства в предприятиях.
Объектом исследования являютсяорганизационно-экономические мероприятия, связанные с производством продукции плодоводства.
Предметом исследования является процесс формирования конкурентоспособности производства продукции плодоводства.
Методы и приемы исследования.В ходе выполнения исследования использовались абстрактно-логический метод познания (при обобщении теоретических и методологических положений конкурентоспособности и формулировании выводов); монографический метод (при освещении взглядов ученых на исследуемые в работе проблемы, изучения развития предприятий); экономико-статистические методы (сравнения, графический и табличный методы - для сопоставления и наглядного представления результатов); рассчётно-конструктивный.
Информационной базой исследования являются материалы периодических изданий в печатном и электронном виде в сети Интернет по экономике, менеджменту и агробизнесу в отрасли плодоводства, законы, нормативные акты Украины, официальные материалы Главного управления статистики в АР Крым, бухгалтерская и статистическая отчетность предприятий, а также аналитические разработки автора.
Практическое значение полученных результатов заключается в возможности использования аграрными предприятиями АР Крым элементов разработанных предложений по повышению конкурентоспособности производства продукции плодоводства.
Структура и объем работы. Диплом состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка использованных источников, который насчитывает 50 наименование. Общий объем работы составляет 91 страница. Работа содержит 20 таблицы, 8 рисунков.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПЛОДОВОДСТВА
1.1 Экономическое содержание конкурентоспособности продукции
С отказом от плановой экономики и переходом предприятий на рыночные формы хозяйствования конкурентоспособность и качество продукции приобрели определяющее значение для их успешной и продолжительной деятельности, в связи с этим необходимость разработки механизма достижения высокого уровня конкурентоспособности резко возросла.
Атрибутами рыночной экономики являются: свободное ценообразование, наличие частной собственности на средства производства, присутствие реальной конкуренции и т.д. В рыночной системе хозяйствования категория «конкурентоспособность предприятия» является одной из ключевых, ибо в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности предприятия.
В рыночной экономике решение любых задач - в том числе самых масштабных и значимых - возможно только на основе высокой конкурентоспособности. При этом первоосновой самого рыночного хозяйства является конкуренция - как соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Она исполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства, выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены, стимулирует снижение издержек производства и реализации.
Конкуренция - борьба между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка.
Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
В Законе Украины “Об ограничении монополии и недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” конкуренция рассматривается как соперничество предприятий, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые необходимы потребителям. В законе “О защите экономической конкуренции” определение конкуренции направлено больше на защиту потребителей, когда субъекты хозяйствования должны выбрать между несколькими продавцами, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условий оборота товаров на рынке.
В любом случае государственное регулирование в Украине направлено на достижение более высокого уровня развития отечественного предпринимательства наряду с зарубежными инвесторами и конкурентами. Но есть общепринятые правила международной экономики, которые дают право странам выходить на международные рынки.
Для определения понятия «конкурентоспособность» следует рассмотреть следующие вопросы:
1. какие составляющие экономической системы имеют свойство конкурентоспособности;
2. каковы признаки, присущие конкурентоспособности как экономической категории;
3. какие методы целесообразно использовать при оценке конкурентоспособности экономических объектов [34, С.3].
Сравнительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится.
В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.
Наиболее изучена конкурентоспособность продукции. При этом в большинстве работ это понятие, в первую очередь, связывается с качеством товара. Одной из первых работ в данном направлении является монография М. Г. Долинской и И. А. Соловьева, где авторы дают следующее определение конкурентоспособности товара: это «характеристика продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [13, С. 20].
По мнению Брилева А. конкурентоспособность выражает интересы хозяйствующих субъектов по поводу способов и границ экономического употребления в рыночной среде товаров и услуг с конкретными стоимостными потребительскими качествами, что проявляется в процессе разных форм конкурентной борьбы [7]. Другие авторы [2, с. 561] конкурентоспособность товара определяют, как возможность реализации его на конкретном рынке, что характеризуется преимуществами конкурентов. Конкурентоспособность товара - понятие относительное, чётко привязанное к рынку и времени продажи (для товаров сезонного спроса).
При анализе понятия «конкурентоспособность товара» рассматриваются, помимо качества, такие характеристики, как цена товара и условия ее реализации. Отечественными авторами широко используется подход к определению конкурентоспособности, основанный на сравнении качественных и стоимостных характеристик.
В таком случае конкурентоспособность продукции можно рассматривать как совокупность следующих элементов:
1. Ценовая конкурентоспособность продукции, которая включает соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов (с ценами аналогичной продукции и с ценами товаров-субститов), действенность системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов и привлекательность для потребителей системы скидок (наличие и эффективность системы скидок в зависимости от размера партии; от условий оплаты сделок; от потенциальных возможностей, связанных со сделкой).
2. Качество продукции. Здесь можно выделить технико-функциональные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации), наличие дополнительной пользы (дополнительных функций, удобства, связанные с процессом покупки, с процессом оплаты, с последующей утилизацией) и престижность продукции.
3. Конкурентоспособность систем сбыта, рекламы и обслуживания, то есть удобство для потребителей системы сбыта, эффективность рекламы, удобство и надежность систем обслуживания (системы технического, торгового, гарантийного, сервисного обслуживания) и эффективность системы работы с общественностью.
Следует учесть, что при анализе конкурентоспособности для конкретной ситуации некоторые из предложенных элементов могут быть исключены и, наоборот, степень детализации исходного понятия может быть увеличена.
Таким образом, в общем виде, эмпирическая формула конкурентоспособности товара имеет вид:
конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание.
Сельскохозяйственная продукция имеет ряд специфических особенностей, в святи с чем можно выделить группы факторов, влияющих на ее конкурентоспособность. Гармоничное функционирование этих компонентов обеспечивается на основе маркетинговых исследований, определяющих основные недостатки предприятия и его конкурентоспособность, при этом основную роль играет формирование эффективного рынка агропромышленной продукции.
Наиболее всего сущность конкурентоспособности отражают такие показатели, в основу которых положены затраты производства (цена, уровень рентабельности), степень насыщения данным видом продукции (объём производства и реализации продукции, уровень товарности), уровень покупательной способности потребителей (уровень жизни человека, доходы граждан). При этом важным конкурентным преимуществом товаров АПК является их минимальная себестоимость, которая даёт возможность назначить более низкие цены.
Понятие конкурентоспособности применительно к предприятиям и организациям связывают, в первую очередь, с понятием эффективности их функционирования. Данная точка зрения разделяется как зарубежными, так и отечественными авторами.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия тесно взаимосвязаны. С одной стороны, предприятие не может быть конкурентоспособным, если его продукция не признана покупателем и не имеет сбыта, с другой стороны, имидж производителя, его конкурентные преимущества позволят повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий - производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для ее реализации необходима эффективная организация работы на рынке, т. е. под конкурентоспособностью понимается текущее положение предприятия на рынке, в первую очередь, доля рынка и тенденция ее изменения.
Чтобы стать конкурентоспособным, любое предприятие должно уметь адаптироваться к изменениям окружающей среды, создавая свои конкурентные преимущества и на этой основе достигать лучших результатов деятельности, чем конкуренты.
Также можно выделить конкурентоспособность отрасли, которая определяется наличием в ней конкурентных преимуществ выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять ее на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки.
Конкурентоспособность региона зависит от того, насколько эффективно в нем используются имеющиеся ресурсы, и может быть выражена в таком понятии, как валовой региональный продукт.
Наконец, можно рассматривать конкурентоспособность страны в целом, при этом единого подхода в данном направлении не выработано. С одной стороны, подчеркивается его важность, так как конкурентоспособность представляет собой «концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других возможностей страны» [40]. С другой стороны, выражается сомнение в связи с использованием данного термина по отношению к странам.
Конкурентоспособность как экономическая категория представляет собой относительное понятие, четко привязанное не только к конкретному рынку, но и к определённому моменту времени. Вместе с тем такой методологический подход имеет ряд существенных недостатков:
1. Выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых объектов (товаров, предприятий, отраслей), но сужает возможность обобщённой объективной оценки конъюнктуры окружающей их среды.
2. Основной акцент делается на сопоставлении показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остаётся проблема своевременной адаптации объекта к изменяющимся условиям внешней среды.
3. Сопоставляя те или иные характеристики конкурентов, в лучшем случае можно определить превосходство, скажем, анализируемого объекта А перед объектом Б на определённом рынке и не более того. Вместе с тем вполне вероятна ситуация, когда оба этих объекта находятся фактически в кризисном состоянии. В таких условиях вывод об их конкурентоспособности является, на наш взгляд, неправомерным, т.к. не подтверждается возможностью дальнейшего полноценного (бескризисного) функционирования данного объекта.
Исходя из представленного выше анализа определений понятия «конкурентоспособность», были выявлены признаки, раскрывающие сущность данной категории:
1. Конкурентоспособность проявляется на рынке.
2. Понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услуга), так и на субъект (организация, отрасль, страна в целом).
3. Конкурентоспособность обладает многоуровневостью.
4. Конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования находится в динамичном и неустойчивом состоянии в связи с постоянно меняющейся конкурентной средой.
5. Конкурентоспособность величина относительная, где базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов.
6. Конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями, так как предприятие является опосредованным носителем конкурентоспособности через свои товары и услуги, вместе с тем конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности продукции.
1.2 Особенности плодоводства как отрасли сельского хозяйства
Овощи и фрукты являются самым действенным средством повышения активности в период борьбы с неблагоприятными факторами, которые интенсивно действуют на человека в современных условиях.
К неблагоприятным факторам, прежде всего, следует отнести снижение у современного человека физической нагрузки. Под влиянием малого объема физической работы у человека перестраивается обмен веществ в сторону повышенного жирообразования, отличается снижением основного обмена (нередко на 20-30%) и значительное уменьшение потребности в калориях.
Продукты садоводства побуждают к активной деятельности секреторный аппарат желудка и поджелудочной железы, усиливают отделение пищеварительных соков и повышают их ферментную, переваривающую активность.
Вторым неблагоприятным факторам, действующим на здоровье человека, является нервно-психическое перенапряжение.
В современных условиях жизни и деятельности человека на нервную систему ложится наибольшая нагрузка, в результате чего она оказывается в состоянии большой напряженности и выраженной перегруженности. На этой основе развиваются нарушения и расстройства как самой нервной системе, так и других систем, особенно сердечно-сосудистой.
Систематическое включение фруктов в повседневное питание создает благоприятный фон для нормализации нервной возбудимости, снижении нервной эмоциональной реактивности и предотвращения общей нервно-психической перенапряженности.
Благоприятные климатические и почвенные условия Крыма дают возможность выращивать здесь плодовые деревья с прекрасными по качеству плодами, пользующимися заслуженной славой.
Плоды, орехи, ягоды имеют огромное значение в жизни человека. Они содержат питательные вещества (жиры, белки, сахара, кислоты, минеральные соли и др.). Кроме того, они способствуют лучшему усвоению организмом других пищевых продуктов.
Все плодовые растения из группы семечковых и косточковых, а также и многие субтропические содержат главным образом сахара (фруктозу, сахарозу и глюкозу). Так, в свежем виде они имеют от 7 до 20%, а в сушеном даже до 70% (инжир) сахара от веса плода.
Плоды орехоплодных пород (лещина, фундук, грецкий орех, пекан и настоящая фисташка, а из косточковых - миндаль) в ядре содержится в среднем 65% масла и 16% белка. Поэтому они являются особенно ценным продуктом питания. Кроме того, плоды и ягоды содержат различные кислоты, дубильные вещества, что повышает их питательные и вкусовые качества.
Яблочная кислота, например, содержится почти во всех плодах и ягодах, ее нет только в цитрусовых и клюкве. Лимонная кислота преобладает в малине, землянике и гранате. Почти без примеси других кислот она содержится в цитрусовых, клюкве и ежевике. Плоды содержат в небольших количествах кислоты - янтарную (вишня, смородина, черешня и крыжовник), салициловую (земляника, малина), муравьиную (малина) и уксусную (боярышник).
Плоды имеют нужные для питания человека зольные элементы: фосфор, железо, калий, кальций и многие другие. Считают, что достаточное и постоянное потребление зольных элементов регулируют внутриклеточное давление и правильное кровообращение, а также помогает организму человека более успешно бороться со многими болезнями, как малокровие, рахит и т.п. Плоды, следовательно, обладают лечебными свойствами, особенно малина при простуде, земляника при лихорадке и т.д.
Исключительное значение в питании человека приобретают плоды и ягоды благодаря содержанию витаминов, присутствие которых в пище является необходимым для нормальной деятельности организма. Установлено, что недостаток витамина “В” вызывает болезни нервной системы; витамина “С” - цингу (скорбут).
Многие плоды и ягоды содержат несколько видов витаминов, а некоторые из них обладают исключительно большим содержанием витамина “С” (аскорбиновой кислоты), например, грецкий орех в зеленом виде, шиповник, актинидия и черная смородина. Особенно много витамина “А” (каротина) содержат плоды абрикоса, персика, крыжовника, меньше - смородины, вишни и яблони.
Помимо потребления в свежем виде, плоды и ягоды в весьма широких размерах идут на переработку, так как в переработанном виде они долго сохраняют и сравнительно мало теряют свои ценные вкусовые и питательные качества.
Из плодов и ягод приготавливают сухофрукты, варенье, консервы, джем, пастилу, желе, мармелад, сиропы, соки и другие ценные продукты питания. Из ядер орехов получают масло, готовят варенье (из грецкого ореха), а также конфеты, халву и другие сладости. Из плодов маслины получают превосходное прованское масло и готовят соленые и маринованные оливки (маслину).
Кроме того, плодовые и ягодные растения широко используют при создании полезащитных полос, при садомелиорации и озеленении, укреплении оврагов, а также для закладки городов и сел, приусадебных участков, магистральных водных каналов, садозащитных линий и т.п.
Насаждения из плодовых пород, кроме пищевого, имеют еще и санитарно-гигиеническое значение, т.к. способствуют улучшению климата и состава воздуха, ослаблению ветра, а также имеют культурное значение, так как служат для трудящихся местом отдыха и восстановления работоспособности, особенно парки, приусадебные сады, и т.п. Кроме того, плодовые и ягодные растения являются прекрасными медоносами.
Многие породы, особенно орехоплодные, дают весьма ценную древесину, применяемую в столярном, токарном, авиационном и других производствах. Наконец, кору многих плодовых пород используют в качестве красителя (краски), а из скорлупы всех орехоплодных пород производят линолеум, активированный уголь и т.п.
Разведение плодовых и ягодных растений в более разнообразном породном и сортовом составе и в больших размерах, чем это имеет место в настоящее время, даст жителям не только более широкий выбор ценных продуктов питания, но и значительно укрепит экономику хозяйств.
Высокая питательная ценность плодов и ягод определяет народнохозяйственное значение отрасли. В связи с общим ухудшением экологии ценность продукции садоводства возрастает. Климатические и почвенные условия Крыма благоприятны для выращивания прекрасных по вкусу и окраске яблок, груш, вишен, черешен, слив, персиков и других плодовых культур.
Лучше всего промышленное садоводство в Крыму развито в районах предгорий и центральной степной подзон - Нижнегорский, Бахчисарайский, Белогорский, Симферопольский. В них наиболее высокий выход садоводческой продукции на единицу площади плодоносящих насаждений.
В хозяйствах Ленинского, Красноперекопского, Раздольненского, Черноморского районов, где удельный вес продукции садоводства в общем объеме товарной продукции невысокий, с гектара плодоносящих садов получают продукции в 3-10 раз меньше, чем в районах хорошо развитого товарного садоводства.
Значительное количество специализированных садоводческих хозяйств в Крыму предопределяет эффективное ведение отрасли. Как правило, в этих хозяйствах урожайность выше по сравнению с неспециализированными (на 25%), а себестоимость центнера плодов значительно ниже.
Садоводство по своей природе относится к наиболее высокоинтенсивным отраслям сельского хозяйства, отличающимися концентрацией на единице земельной площади значительных объемов основных производственных фондов и оборотных средств.
Характерной особенностью садов и ягодников является то, что их нельзя использовать для других целей (не считая декоративного садоводства), кроме производства определенных видов продукции. Только они обладают способностью обеспечивать эффективное использование других основных производственных фондов садоводства, что и определяет их решающую роль в высокопродуктивном ведении отрасли.
Процесс создания садов и ягодников, представляя собой, по существу, обособленный вид деятельности сельскохозяйственных предприятий и их структурных подразделений, являются процессом использования капитальных вложений, удельные объемы которых обуславливаются многими природными и экономическими факторами. Одна из отличительных особенностей многолетних насаждений состоит в том, что время, в течение которого капитальные вложения превращаются в действующие производственные фонды, объективно регламентируется самой природой растений. Вместе с тем этот период можно в значительной мере сократить путем подбора определенных их типов, сортов и сортоподвойных комбинаций.
Одним из условий рынка является быстрый оборот средств. В садоводстве это не возможно. Значительный временный разрыв между вложением средств и получением прибыли является отрицательным моментом отрасли садоводства в условиях рынка.
Садоводство - это одна из наиболее трудоемких отраслей. При выращивании насаждений необходимы большие затраты на единицу площади сада, особенно большие затраты труда идут на формирование кроны и обрезку деревьев. В садоводстве наиболее напряженным периодом относительно затрат труда является уборка урожая. При соответствующем подборе пород и сортов можно создать такие насаждения, рабочий период которых максимально приближался к периоду производства продукции в отрасли в целом.
В Крыму свежие плоды и ягоды можно получать уже со второй половины мая по октябрь-ноябрь месяц включительно. Этот момент является положительным относительно рационального использования рабочей силы. Также положительным будет являться равномерное поступление денежных средств за реализованную продукцию в течение длительного времени.
Продукция отрасли садоводства является скоропортящейся и малотранспортабельной. Следовательно, необходима интеграция сферы производства плодов и промышленной переработки, хранения и реализации плодов и ягод
В условиях рынка исключительно важным является то, что продукция после переработки либо хранения будет иметь большую стоимость, а значит, будет более прибыльной.
Садоводство всегда считалось одной из эффективных отраслей сельского хозяйства. Это значит, что при надлежащем ведении хозяйства можно рассчитывать на поступление денежных средств, которые пополняют фонды хозяйств для осуществления расширения производственной сферы, а также создания социальной инфраструктуры хозяйств. Определенную роль в этом должна сыграть денежная оценка земель, занятых плодовыми культурами.
1.3 Методика диагностики конкурентоспособности продукции предприятия
Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся благим пожеланием.
Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара - формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. При этом, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.
Однако прежде чем рассчитывать количественное значение показателя конкурентоспособности, необходимо провести ряд дополнительных исследований.
На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации.
На второй - определяются цели оценки конкурентоспособности, которые зависят от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д. Перед тем как вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д.
На третьей - методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента. Если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности товара необходимо проводить для каждого сегмента отдельно.
Одним из традиционных методов определения конкурентоспособности продукции является расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности (по методике М.Г.Долинской и И.А.Соловьёва). Рассмотрим его более подробно.
На первом этапе выбирается база сравнения - лучший из уже существующих на целевом рынке товаров-конкурентов или более совершенный образец, появление которого ожидается в ближайшем будущем, или же некоторый абстрактный эталон. Затем выделяются наиболее значимые для потребителя критерии. Они делятся на две группы: потребительские и экономические. Первые включают в себя качественные характеристики товара (производительность, габариты, экологическая безопасность, надежность и т.д.), вторые - цену товара, затраты на его обеспечение, обслуживание, что в целом составляет цену потребления. Допустим, значение критерия у базисной модели обозначим РБ, а у сравниваемого образца - Р.
На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi). Если увеличение значения критерия влечет за собой повышение качества, то qi = Pi/ PБi, а если снижение, то
qi=PБi/Pi.
После этого внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: апi - для потребительских и аэi - для экономических показателей. Причем
(1.1)
где n и m - количество потребительских и экономических параметров соответственно.
Необходимость соблюдения этого равенства обоснуем ниже.
На следующем этапе проводится расчет группового показателя как сводного параметрического индекса конкурентоспособности:
(1.2)
(1.3)
где Qп и Qэ - сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим свойствам соответственно.
Вернемся к равенству (1.1). Его соблюдение обеспечивает сопоставимость Qп и Qэ вне зависимости от количества рассматриваемых критериев.
Завершающим этапом анализа является расчет интегрального показателя конкурентоспособности (К):
К = Qп / Qэ
(1.4)
Экономический смысл данного интегрального показателя заключается в том, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К > 1, то уровень качества выше уровня затрат и товар является конкурентоспособным, если К < 1 - неконкурентоспособным на данном рынке.
Достоинством указанной методики является комплексный подход при оценке конкурентоспособности, однако данный метод имеет ряд недостатков:
1) во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам эластичность спроса равна 1;
2) при сравнении нескольких товаров необходимо проведение расчетов для каждой пары в отдельности;
3) сложно устанавливать весовые значения aij, особенно для большого количества критериев;
4) невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность товара факторов, не поддающихся количественной оценке;
5) данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности объекта вообще;
6) существует определенная сложность выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять лучший из существующих образцов. Возникает вопрос: как определить, какой товар является лучшим? Поэтому либо необходимо предварительно сравнивать образцы между собой, либо имеет место интуитивный выбор. Можно брать в качестве базы сравнения лидера по продажам, но эта информация часто закрыта, субъективна и трудно собираема, особенно когда речь идет о товарах широкого потребления, которые распространяются по многим каналам сбыта, имеющим несколько уровней.
Собственно, указанные недостатки и являются ограничениями применения традиционного метода конкурентоспособности товара.
Кроме рассмотренной существует также множество методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий или
предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.
Например методика оценки интеграционного показателя уровня конкурентоспособности, предложенная О.Д.Андреевой предусматривает следующие операции:
1. Расчет цены потребления (Цп), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:
Цп = Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+С10+С11
(1.5)
где допустим Ц1 - цена рынка;
Р2 - расходы на транспортировку;
С3 - стоимость установки;
С4 - стоимость хранения;
С5 - стоимость технической информации и документации;
Р6 - расходы по обслуживанию изделия;
Р7 - расходы на топливо и электроэнергию;
Р8 - расходы на ремонт;
О9 - оплата налогов, таможенных расходов и сборов;
С10 - стоимость страхования;
С11 - стоимость утилизации.
2. Расчет показателя конкурентоспособности (К):
К = (Q+С)/Цп
(1.6)
где Q - качество товара;
С - качество послепродажного обслуживания или сервиса.
3. Определение уровня конкурентоспособности как строительного показателя, отражающего отличие анализируемого товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.
Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, автор подразделяет на три группы: нормативные (соответствие стандартам и нормам), технические и экономические.
В приведенной методике расчета конкурентоспособности товаров остается неясным, как рассчитать качество послепродажного обслуживания при всем многообразии составляющих показателей. Многие из них не поддаются прямому измерению (например, эстетические показатели: внешний вид, мода, дизайн, новизна товара).
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности продукции основан на использовании единичных параметров анализируемого товара, базы сравнения и их сопоставлении.
Если при оценке по техническим и экономическим характеристикам базовые значения установлены нормативно-технической документацией или договорами, то единичный показатель может быть меньше или равен 1.
В случае, когда анализируемый товар имеет характеристику, значение которой превышает потребности, указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество, единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 1 и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин: 1 или фактическое значение этого показателя.
При оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения: 1 или 0. Если анализируемый товар соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если нет, то показатель равен 0. Если технические параметры товара не имеют количественной оценки, для придания этим параметрам количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.
В большинстве случаев дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемого товара или наличия у него недостатков по сравнению с товаром-аналогом. Он не учитывает влияние каждого параметра на предпочтение потребителя при выборе товара [49].
В отличие от дифференциального, комплексный метод оценки конкурентоспособности товара основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого товара и образца.
Комплексный показатель по техническим параметрам представляет собой сумму произведений технических параметров и их весомостей. Для определения весомостей каждого технического параметра в общем наборе используют экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований. Этот комплексный показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.
Расчет комплексного показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию товара.
Полные затраты потребителя определяются как сумма единовременных затрат на приобретение продукции и затрат на ее эксплуатацию за период службы. Величина срока службы для изделий промышленного назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводиться на основе сведений о фактических сроках службы аналогичных изделий. А также скорости морального старения товаров данного класса [49].
В подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного товара и свойства конкурирующих товаров. Многочисленные расчетные способы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей - параметров качества (технических) и экономических параметров.
От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать: потребность покупателей; величина необходимого полезного эффекта; конкурирующий товар; гипотетический образец; группа аналогов.
В том случае, когда базой сравнения является потребность покупателей, осуществляется выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе. Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона или сумма средств.
Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:
(1.7)
где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Пin - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n - количество анализируемых параметров.
Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.
Анализ [33, с.34] показывает, что наиболее распространенна формула коэффициента конкурентоспособности как отношение цен продукции:
(1.8)
где: - цена продукции;
- цена эталона, продукции базисной кондиции.
Цена эталона принимается на уровне продукции того же вида, который реализуется на рынке по наивысшей цене. В сельском хозяйстве нет возможности определить эталон продукции, этот термин больше подходит для промышленной продукции. Поэтому за эталон предлагается брать значение показателя в наиболее прибыльный год, то есть базисный год или период.
Анализ других подходов к оценке конкурентоспособности товара, основанных на выявлении мнения потребителя, в частности работ по маркетингу, показывает, что и в этом случае такая важнейшая составляющая конкурентоспособности товара как «особенности потребителей» учитывается недостаточно. В тех редких изданиях, которые посвящены проблеме конкуренции, в лучшем случае говорится лишь о потребителях как об одной из сторон рыночного механизма без изучения такой важнейшей составляющей поведения покупателя как потребительское поведение.