Билеты: Ответы к билетам. XVIII век
раскрывает с помощью обычных, сугубо зримых «земных» образов: «огненны валы»,
«вихри пламенны», «горящи дожди».
Во втором, «вечернем» размышлении поэт обращается к явлениям, предстающим
человеку на небесном своде с наступлением ночи. Вначале, так же как и в
первом стихотворении, дается картина, непосредственно доступная глазу. Это
величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Ломоносов пишет о
бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в
бездонном океане. Для читателей, привыкших, согласно Священному Писанию,
считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на
окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других
планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.
Научные интересы Ломоносова всегда были тесно связаны с его практической
деятельностью. Одним из свидетельств такого единства служит знаменитое
«Письмо о пользе стекла», созданное автором одновременно с хлопотами по
организации стекольной фабрики в Усть-Рудице, близ Ораниенбаума. Производство
стекла в России только начиналось, его необходимость приходилось доказывать.
Поэтому в «Письме» подробно перечислены разнообразные случаи применения
стекла, начиная с украшений и кончая оптическими приборами. От конкретных
примеров использования стекла Ломоносов переходит к вопросам, касающимся
судеб передовой науки. Называются имена великих естествоиспытателей Кеплера,
Ньютона, Коперника, Упоминание о Копернике дает Ломоносову возможность
раскрыть суть гелиоцентрической системы.
«Письмо о пользе стекла» восходит к образцам античной научной поэзии. Одним
из далеких предшественников Ломоносова в этой области был римский поэт
Лукреций, автор поэмы «О природе вещей». По аналогии с книгой Лукреция
некоторые исследователи и «Письмо о пользе стекла» также называют поэмой, не
учитывая жанрового своеобразия произведения Ломоносова, Перед нами именно
письмо, имеющее конкретного адресата — Ивана Ивановича Шувалова, видного
вельможу и фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Шувалов
покровительствовал наукам и искусству. При его содействии были открыты
университет в Москве и Академия художеств в Петербурге. К его помощи
Ломоносов неоднократно обращался для осуществления своих планов. «Письмо о
пользе стекла» — своеобразная параллель к одам Ломоносова, в которых поэт
стремился убедить представителей власти в важности просвещения и науки. Но в
отличие от торжественных од, «Письмо» не предназначалось для дворцовых
церемоний и представляло собой неофициальное обращение поэта к Шувалову, чем
и объясняется его строгий, деловой, лишенный всяких риторических украшений
стиль.
Филологические труды М.В. Ломоносова. Их значение в развитии русской филологии.
Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда древняя русская
письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой
жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура. В связи
с обмирщением сознания основой литературного языка становился русский язык.
Ломоносов написал первую «Российскую грамматику» (1757), которая открывалась
восторженным дифирамбом русскому языку, сравнивая его с европейскими языками
и подчеркивая его преимущества.
Ломоносов был далек от мысли отказаться от использования в русском
литературном языке церковнославянизмов. Тредиаковский в предисловии к роману
«Езда в остров Любви» писал о непонятности и даже неблагозвучности
церковнославянского языка и решительно избегал его в своем переводе. Такое
решение вопроса было не принято Ломоносовым.
Церковнославянский язык в силу своего родства с русским заключал в себе
определенные художественно-стилистические возможности. Он придавал речи
оттенок торжественности, значительности. Это легко почувствовать, если
поставить рядом одинаковые по смыслу русские и церковнославянские слова:
палец — перст, щека — ланита, шея — выя, сказал — рек и т. п. В силу этого
церковнославянизмы, при умелом использовании их, обогащали эмоционально-
выразительные средства русского литературного языка. Кроме того, на
церковнославянский язык были переведены с греческого богослужебные книги, в
первую очередь Евангелие, что обогатило лексику русского языка множеством
отвлеченных понятий. Ломоносов считал, что использование церковнославянизмов
в русском литературном языке необходимо. Свои идеи он изложил в работе,
носившей название «Предисловие о пользе книг церьковных в российском языке»
(1757). Все слова литературного языка Ломоносов разделил на три группы. К
первой он относит слова общие для русского и церковнославянского языка: бог,
слава, рука, ныне, почитаю и т. п. Ко второй — только церковнославянские
слова, понятные «всем грамотным людям»: отверзаю, господень, насажденный,
взываю. «Неупотребительные» и «весьма обветшалые» церковнославянизмы типа:
обаваю, рясны, овогда, свене — исключались им из литературного языка. К
третьей группе принадлежат слова только русского языка: говорю, ручей,
который, пока, лишь и т. п. Три названные выше группы слов являются
«материалом», из которого «конструируются» три «штиля»: высокий,
«посредственный» (т. е. средний) и низкий. Высокий «штиль» составляется из
слов первой и второй групп. Средний — из слов первой и третьей групп. Низкий
«штиль» складывается преимущественно из слов третьей группы. Сюда можно
вводить и слова первой группы. В низком штиле церковнославянизмы не
употребляются. Таким образом, основой литературного языка Ломоносов сделал
русский язык, поскольку из трех названных групп две, самые обширные, первая и
третья, были представлены русскими словами. Что касается церковнославянизмов
(вторая группа), то они только добавляются в высокий и средний «штили», чтобы
придать им ту или иную степень торжественности. Каждый из «штилей» Ломоносов
связывает с определенным жанром. Высоким «штилем» пишутся героические поэмы,
оды, прозаические речи о «важных материях». Средним — трагедии, сатиры,
эклоги, элегии, дружеские послания. Низким — комедии, эпиграммы, песни.
В 1739 г. Ломоносов прислал из Германии в Академию наук «Письмо о правилах
российского стихотворства», в котором завершил реформу русского
стихосложения, начатую Тредиаковским. Вместе с «Письмом» была отправлена «Ода
на взятие Хотина» как наглядное подтверждение преимущества новой стихотворной
системы. Ломоносов внимательно изучил «Новый и краткий способ...»
Тредиаковского и сразу же заметил его сильные и слабые стороны. Вслед за
Тредиаковским Ломоносов отдает полное предпочтение силлабо-тоническому
стихосложению, в котором его восхищает «правильный порядок», т. е. ритм. В
пользу силлабо-тоники Ломоносов приводит ряд новых соображений. Ей
соответствуют, по его мнению, особенности русского языка: свободное ударение,
падающее на любой слог, чем наш язык коренным образом отличается от польского
и французского, а также обилие как кратких, так и многосложных слов, что еще
больше благоприятствует созданию ритмически организованных стихов.
Но принимая в принципе реформу, начатую Тредиаковским, Ломоносов заметил, что
Тредиаковский остановился на полпути и решил довести ее до конца. Он
предлагает писать новым способом все стихи, а не только одиннадцати и
тринадцатисложные, как считал Тредиаковский. Наряду с двусложными, Ломоносов
вводит в русское стихосложение отвергнутые Тредиаковским трехсложные стопы.
Тредиаковский считал возможной в русской поэзии только женскую рифму.
Ломоносов предлагает три типа рифм: мужскую, женскую и дактилическую. Он
мотивирует это тем, что ударение в русском языке может падать не только на
предпоследний, но и на последний, а также на третий от конца слог. В отличие
от Тредиаковского, Ломоносов считает возможным сочетание в одном
стихотворении мужской, женской и дактилической рифмы.
В 1748 г. Ломоносов выпустил в свет «Краткое руководство к красноречию» (кн.
1 «Риторика»). В первой части, носившей название «Изобретение», ставился
вопрос о выборе темы и связанных с ней идей. Вторая часть — «О украшении» —
содержала правила, касавшиеся стиля. Самым важным в ней было учение о тропах,
придававших речи «возвышение» и «великолепие». В третьей — «О расположении» —
говорилось о композиции художественного произведения. В «Риторике» были не
только правила, но и многочисленные образцы ораторского и поэтического
искусства. Она была и учебником и вместе с тем хрестоматией.
А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-
эстетическая позиция. Эпистола «О стихотворстве».
Творческий диапазон Александра Петровича Сумарокова (1717-1777) очень широк.
Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни, но главное, чем он обогатил
жанровый состав русского классицизма, — трагедия и комедия.
Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровского
времени. Но в отличие от Ломоносова он сосредоточил внимание на роли и
обязанностях дворянства. Потомственный дворянин, воспитанник шляхетного
корпуса, Сумароков не сомневался в законности дворянских привилегий, но
считал, что высокий пост и владение крепостными необходимо подтвердить
образованием и полезной для общества службой. Дворянин не должен унижать
человеческое достоинство крестьянина, отягощать его непосильными поборами. Он
резко критиковал невежество и алчность многих представителей дворянства в
своих сатирах, баснях и комедиях.
Лучшей формой государственного устройства Сумароков считал монархию. Но
высокое положение монарха обязывает его быть справедливым, великодушным,
уметь подавлять в себе дурные страсти. В своих трагедиях поэт изображал
пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского
долга.
По своим философским взглядам Сумароков был рационалистом. Хотя ему и была
знакома сенсуалистическая теория Локка (см. его статью «О разумении
человеческом по мнению Локка»), но она не привела его к отказу от
рационализма. На свое творчество Сумароков смотрел как на своеобразную школу
гражданских добродетелей. Поэтому на первое место им выдвигались
моралистические функции. Вместе с тем Сумароков остро ощущал и сугубо
художественные задачи, которые стояли перед русской литературой, Свои
соображения по этим вопросам он изложил в двух эпистолах: «О русском языке» и
«О стихотворстве». В дальнейшем он объединил их в одном произведении под
названием «Наставление хотящим быти писателями» (1774). Образцом для
«Наставления» послужил трактат Буало «Искусство поэзии», но в сочинении
Сумарокова ощущается самостоятельная позиция, продиктованная насущными
потребностями русской литературы. В трактате Буало не ставится вопрос о
создании национального языка, поскольку во Франции XVII в. эта проблема уже
была решена.
Основное место в «Наставлении» отведено характеристике новых для русской
литературы жанров: идиллии, оды, поэмы, трагедии, комедии, сатиры, басни.
Большая часть рекомендаций связана с выбором стиля для каждого из них: «Во
стихотворстве знай различие родов // И что начнешь, ищи к тому приличных
слов» (Ч. 1. С. 360). Но отношение к отдельным жанрам у Буало и Сумарокова не
всегда совпадает. Буало очень высоко отзывается о поэме. Он ставит ее даже
выше трагедии. Сумароков говорит о ней меньше, довольствуясь лишь
характеристикой ее стиля. За всю свою жизнь он не написал ни одной поэмы. Его
талант раскрылся в трагедии и комедии, Буало вполне терпим к малым жанрам — к
балладе, рондо, мадригалу. Сумароков в эпистоле «О стихотворстве» называет их
«безделками», а в «Наставлении» обходит полным молчанием.
Трагедии А.П. Сумарокова. Общая характеристика. Своеобразие трагического
конфликта.
Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первый ввел этот жанр в
русскую литературу. Восхищенные современники называли его «северным Расином».
Всего им написано девять трагедий. Шесть — с 1747 по 1758 г.: «Хорев» (1747),
«Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Артистона» (1750), «Семира»
(1751), «Ярополк и Демиза» (1758). Затем, после десятилетнего перерыва, еще
три: «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774).
Сумароков широко использовал в своих трагедиях опыт французских драматургов
XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях
Сумарокова были и отличительные черты. В трагедиях Корнеля и Расина наряду с
политическими имели место и сугубо психологические пьесы («Сид» Корнеля,
«Федра» Расина). Все трагедии Сумарокова носят резко выраженную политическую
окраску. Авторы французских трагедий писали пьесы на античные, испанские и
«восточные» сюжеты. В основу большей части трагедий Сумарокова положена
отечественная тематика. При этом наблюдается интересная закономерность.
Драматург обращался к самым отдаленным эпохам русской истории, легендарного
или полулегендарного характера, что позволило свободно варьировать те или
иные факты. Важным для него было не воспроизведение колорита эпохи, а
политическая дидактика, провести которую в массы позволил исторический сюжет.
Отличие состояло также в том, что во французских трагедиях сравнивался
монархический и республиканский образ правления (в «Цинне» Корнеля, в «Бруте»
и «Юлии Цезаре» Вольтера), в трагедиях Сумарокова республиканская тема
отсутствует. Как убежденный монархист, он мог тирании противопоставить только
просвещенный абсолютизм.
Трагедии Сумарокова представляют собой своеобразную школу гражданских
добродетелей, рассчитанную не только на рядовых дворян, но и на монархов. В
этом — одна из причин недоброжелательного отношения к драматургу Екатерины
II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков
затрагивает в своих пьесах его нравственные ценности. Рождается коллизия
долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их
гражданские обязанности, страсти — любовь, подозрительность, ревность,
деспотические наклонности — препятствуют их осуществлению. В связи с этим в
трагедиях Сумарокова представлены два типа героев. Первые из них, вступая в
поединок с охватившей их страстью, в конце концов, преодолевают свои
колебания и с честью выполняют свой гражданский долг. К ним относятся Хорев
(пьеса «Хорев»), Гамлет (персонаж из одноименной пьесы, представляющей собой
вольную переделку трагедии Шекспира), Трувор (трагедия «Синав и Трувор») и
ряд других.
Сумароков решительно переделывает одну из лучших трагедий Шекспира «Гамлет»,
специально подчеркивая свое несогласие с автором. В пьесе Сумарокова отца
Гамлета убивает не Клавдий, а Полоний. Осуществляя возмездие, Гамлет должен
стать убийцей отца любимой им девушки.
Ко второму типу относятся персонажи, у которых страсть одерживает победу над
государственным долгом. Это прежде всего лица, облеченные верховной властью,
— князья, монархи, т. е. те, кто, по мысли Сумарокова, должен особенно
ревностно выполнять свои обязанности. Но, к сожалению, власть часто ослепляет
правителей, и они легче, чем их подданные, оказываются рабами своих чувств,
что самым печальным образом отражается на судьбе зависимых от них людей. Так,
жертвами подозрительности князя Кия становятся его брат и невеста брата —
Оснельда («Хорев»). Ослепленный любовной страстью новгородский князь Синав
доводит до самоубийства Трувора и его возлюбленную Ильмену («Синав и
Трувор»). Наказанием неразумным правителям чаще всего становятся раскаяние,
муки совести, наступающие после запоздалого прозрения. Однако в некоторых
случаях Сумароков допускает и более грозные формы возмездия. Самой смелой в
этом отношении оказалась трагедия «Дмитрий Самозванец» — единственная из пьес
Сумарокова, основанная на достоверных исторических событиях. Это первая в
России тираноборческая трагедия. В ней Сумароков показал правителя,
убежденного в своем праве быть деспотом и абсолютно неспособного к раскаянию.
Сумароков разделяет просветительскую идею о праве народа на свержение
монарха-тирана. Разумеется, под народом подразумеваются не простолюдины, а
дворяне. В пьесе эта идея реализуется в виде открытого выступления воинов
против Самозванца, который перед лицом неминуемой гибели закалывает себя
кинжалом. Следует отметить, что незаконность правления Лжедмитрия
мотивируется в пьесе не самозванством, а тираническим правлением героя.
Заслуга Сумарокова перед русской драматургией состоит в том, что он создал
особый тип трагедий, оказавшийся чрезвычайно устойчивым на протяжении всего
XVIII века. Неизменный герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся
какой-либо пагубной страсти (подозрительности, честолюбию, ревности) и в силу
этого причиняющий страдания своим подданным. Для того чтобы тирания монарха
раскрывалась в сюжете пьесы, в нее вводятся двое влюбленных, счастью которых
препятствует деспотическая воля правителя. Поведение влюбленных определяется
борьбой в их душе долга и страсти. Однако в пьесах, где деспотизм монарха
приобретает разрушительные размеры, борьба между долгом и страстью влюбленных
уступает место борьбе с правителем-тираном. Развязка трагедий может быть не
только печальной, но и счастливой, как в «Дмитрии Самозванце». Это
свидетельствует об уверенности Сумарокова в возможности обуздания деспотизма.
Герои сумароковских пьес мало индивидуализированы и соотносятся с той
общественной ролью, которая им отводится в пьесе: несправедливый монарх,
хитрый вельможа, самоотверженный военачальник и т. п. Обращают на себя
внимание пространные монологи. Высокому строю трагедии соответствуют
александрийские стихи (шестистопный ямб с парной рифмой и цезурой посередине
стиха). Каждая трагедия состоит из пяти актов. Соблюдаются единства места,
времени и действия.
Комедии А.П. Сумарокова. Общая характеристика.
Перу Сумарокова принадлежат двенадцать комедий. По опыту французской
литературы «правильная» классическая комедия должна быть написана стихами и
состоять из пяти актов. Но Сумароков в ранних своих опытах опирался на другую
традицию — на интермедии и на комедию дель-арте, знакомую русскому зрителю по
спектаклям приезжих итальянских артистов. Сюжеты пьес традиционны: сватовство
к героине нескольких соперников, что дает автору возможность демонстрировать
их смешные стороны. Интрига обычно осложняется благоволением родителей
невесты к самому недостойному из претендентов, что не мешает, впрочем,
благополучной развязке.
Первые три комедии Сумарокова «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи»,
состоявшие из одного действия, появились в 1750 г. Герои их повторяют
действующих лиц комедии дель-арте: хвастливый воин, ловкий слуга, ученый
педант, алчный судья. Комический эффект достигался примитивными фарсовыми
приемами: дракой, словесными перепалками, переодеванием.
Так, в комедии «Тресотиниус» к дочери господина Оронта — Кларисе сватаются
ученый Тресотиниус и хвастливый офицер Брамарбас, Господин Оронт — на стороне
Тресотиниуса. Сама же Клариса любит Доранта. Она притворно соглашается
подчиниться воле отца, но втайне от него вписывает в брачный контракт не
Тресотиниуса, а Доранта. Оронт вынужден примириться с совершившимся. Комедия
«Тресотиниус», как мы видим, еще очень связана с иноземными образцами.
героев, заключение брачного контракта — все это взято из итальянских пьес.
Русская действительность представлена сатирой на конкретное лицо. В образе
Тресотиниуса выведен поэт Тредиаковский. В пьесе много стрел направлено в
Тредиаковского, вплоть до пародии на его любовные песенки.
Следующие шесть комедий — «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три
брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс» — были написаны в период с 1764 по
1768 г. Это так называемые комедии характеров. Главным герой в них дается
крупным планом. Его «порок» — самовлюбленность («Нарцисс»), злоязычие
(«Ядовитый»), скупость («Лихоимец») —становится объектом сатирического
осмеяния. На сюжет некоторых комедий характеров Сумарокова оказала влияние
«мещанская» слезная драма; в ней обычно изображались добродетельные герои,
находящиеся в материальной зависимости от «порочных» персонажей. Большую роль
в развязке слезных драм играл мотив узнавания, появление неожиданных
свидетелей, вмешательство представителей закона. Наиболее типична для комедий
характеров пьеса «Опекун» (1765). Ее герой — Чужехват — разновидность типа
скупца. Но в отличие от комических вариантов этого характера сумароковский
скупец страшен и отвратителен. Будучи опекуном нескольких сирот, он
присваивает их состояние. Некоторых из них — Нису, Пасквина — он держит на
положении слуг. Сострате препятствует выйти замуж за любимого человека. В
конце пьесы козни Чужехвата разоблачаются, и он должен предстать перед судом.
К 1772 г. относятся «бытовые» комедии: «Мать — совместница дочери»,
«Вздорщица» и «Рогоносец по воображению». Последняя из них испытала влияние
пьесы Фонвизина «Бригадир». В «Рогоносце» противопоставлены друг другу два
типа дворян: образованные, наделенные тонкими чувствами Флориза и граф
Кассандр — и невежественные, грубые, примитивные помещик Викул и его жена
Хавронья. Эта чета много ест, много спит, играет от скуки в карты. Забавен
рассказ Хавроньи о посещении ею петербургского театра, где она смотрела
трагедию Сумарокова «Хорев». Все увиденное на сцене она приняла за подлинное
происшествие и после самоубийства Хорева решила поскорее покинуть театр.
«Рогоносец по воображению» — шаг вперед в драматургии Сумарокова. В отличие
от предшествующих пьес, писатель избегает здесь слишком прямолинейного
осуждения героев. В сущности, Викул и Хавронья — неплохие люди. Они
добродушны, гостеприимны, трогательно привязаны друг к другу. Беда их в том,
что они не получили должного воспитания и образования.
Поэзия А.П. Сумарокова. Жанры. Особенности поэтического стиля. Песни Сумарокова.
Поэтическое творчество Сумарокова чрезвычайно разнообразно. Он писал оды,
сатиры, эклоги, элегии, эпистолы, эпиграммы. У современников особенной
популярностью пользовались его притчи и любовные песни.
Сумарокову принадлежат десять сатир. Лучшая из них — «О благородстве» —
близка по содержанию к сатире Кантемира «Филарет и Евгений», но отличается от
нее лаконизмом и гражданской страстностью. Тема произведения — истинное и
мнимое благородство. Дворянину Сумарокову больно и стыдно за собратьев по
сословию, которые, пользуясь выгодами своего положения, забыли об
обязанностях. Подлинное благородство — в полезных для общества делах. В
других своих сатирах Сумароков высмеивает бездарных, но амбициозных писателей
(«О худых рифмотворцах»), невежественных и корыстолюбивых судейских
чиновников («О худых судьях»), дворян-галломанов, уродующих русскую речь («О
французском языке»). Большая часть сатир Сумарокова написана александрийскими
стихами в форме монолога, насыщенного риторическими вопросами, обращениями,
восклицаниями.
Особое место среди сатирических произведений Сумарокова занимает «Хор ко
превратному свету». Слово «превратный» означает здесь «иной», «другой»,
«противоположный». «Хор» был заказан Сумарокову в 1762 г. для публичного
маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации в Москве Екатерины II.
По замыслу устроителей маскарада в нем должны были высмеиваться пороки
предшествующего царствования. Но Сумароков нарушил предложенные ему границы и
заговорил об общих недостатках русского общества. «Хор» начинается с рассказа
«синицы», прилетевшей из-за «полночного» моря, об идеальных порядках, которые
она видела в чужом («превратном») царстве и которые резко отличаются от всего
того, что она встречает у себя на родине. Само «превратное» царство имеет у
Сумарокова утопический, умозрительный характер. Но этот чисто сатирический
прием помогает ему обличать взяточничество, неправосудие подьячих,
пренебрежение дворян к наукам, увлечение всем «чужестранным». «Хор» написан
безрифменными стихами, без соблюдения стоп, в нем — явная ориентация на
народное творчество.
Раздел любовной поэзии в творчестве Сумарокова представлен эклогами и
песнями. Эклоги его, как правило, созданы по одному ж тому же плану. Сначала
возникает пейзажная картина: луг, роща, ручей или река; герои и героини —
идиллические пастухи и пастушки с античными именами Дамон, Клариса и т. п.
Изображаются их любовные томления, жалобы, признания. Завершаются эклога
счастливой развязкой эротического, подчас довольно откровенного, характера.
Большим успехом у современников пользовались песни Сумарокова, особенно
любовные. Всего им было написано свыше 150 песен. Чувства, выраженные в них,
чрезвычайно разнообразны, но чаще всего передают страдания, муки любви. Здесь
и горечь неразделенной страсти, и ревность, и тоска, вызванная разлукой с
любимым человеком. Любовная лирика Сумарокова полностью освобождена от
всякого рода реалий. Мы не знаем ни имени героев, ни их общественного
положения, ни места, где они живут, ни причин, вызвавших их разлуку. Чувства,
отрешенные от быта и социальных отношений героев, выражают общечеловеческие
переживания. В этом одна из черт «классицистичности» поэзии Сумарокова.
Некоторые из песен стилизованы в духе фольклорной поэзии, отличаются
исключительным ритмическим богатством. Сумароков писал их двусложными и
трехсложными размерами и даже дольниками. Столь же разнообразен их
строфический рисунок. О популярности песен Сумарокова свидетельствует
включение многих из них в печатные и рукописные песенники XVIII в., часто без
имени автора.
Сумароковым написаны первые в русской литературе элегии. Этот жанр был
известен еще в античной поэзии, а позже стал общеевропейским достоянием.
Содержанием элегий обычно были грустные размышления, вызванные несчастной
любовью: разлукой с любимым человеком, изменой и т. п. Позже, особенно в XIX
в., элегии наполнились философскими и гражданскими темами. В XVIII в. элегии,
как правило, писались александрийскими стихами. В творчестве Сумарокова
использование этого жанра в известной степени было подготовлено его же
трагедиями, где монологи героев часто представляли собой своего рода
маленькие элегии. Наиболее традиционны в поэзии Сумарокова элегии с любовной
тематикой. Своеобразный цикл образуют элегии, связанные с театральной
деятельностью автора.
Притчи А.П. Сумарокова. Становление русской поэтической басни.
Притчами (короткий назидательный рассказ) писатель называл свои басни.
Сумарокова можно считать основателем басенного жанра в русской литературе. Он
обращался к нему на протяжении всей своей творческой жизни и создал 374
басни. Современники высоко отзывались о них. Притчи Сумарокова отражают самые
разнообразные стороны русской жизни того времени. По тематике их можно
разделить на три основные группы.
Первая посвящена сугубо литературным вопросам. Здесь выводятся
невежественные, бездарные поэты, нагло вторгающиеся в литературу, писатели,
засоряющие язык иностранными словами, а также личные противники Сумарокова на
поэтическом поприще — Тредиаковский и Ломоносов. Ко второй группе следует
отнести притчи морально-бытового характера. В них осуждаются дикие
развлечения, повальное пьянство, бессердечие и ханжество, чванство своим
богатством и ряд других явлений, связанных с невежеством и грубыми нравами
разных слоев общества. Третью группу составляют притчи социально-
политического характера, в которых обличаются деспотизм и бездарность
правителей, хитрость и лицемерие придворных, праздность и паразитизм дворян,
дворянское высокомерие, алчность и крючкотворство чиновников. Сам Сумароков,
видимо, не очень верил в дидактические, «исправительные» возможности
сатирических произведений. Поэтому большая часть басен Сумарокова имеет не
столько нравоучительный, сколько обличительный характер.
В своих притчах, относящихся, по поэтической градации классицистов, к низким
жанрам, Сумароков ориентировался на русский фольклор — на сказку, пословицу,
анекдот с их грубоватым юмором и живописным разговорным языком. Сумароков
огрубляет язык своих басен. В самом подборе вульгарных слов он видит одно из
средств унизить, высмеять отвергаемые им явления частной и общественной
жизни. Эта черта резко отличает притчи Сумарокова от галантных,
рафинированных басен Лафонтена. В области басен Сумароков — один из
предшественников Крылова.
Д.И. Фонвизин - публицист. «Рассуждение о непременных государственных
законах». Проблематика, особенности стиля.
Политические взгляды Фонвизина наиболее четко сформулированы им в работе
«Рассуждение о непременных государственных законах». Это произведение,
написанное в конце 70х годов XVIII в., было задумано как вступление к проекту
«Фундаментальных прав, непременяемых на все времена никакою властью»,
составленному братьями Н. И. и П. И. Паниными. Обе работы носят боевой,
наступательный характер. Речь в них ждет о необходимости ограничения
самодержавной власти. Н. И. Панин был одним из воспитателей наследника
престола Павла Петровича, в котором он видел исполнителя своих идей.
По своим общественным взглядам Фонвизин — монархист, но вместе с тем яростный
противник бесконтрольной, самодержавной власти. Он глубоко возмущен царящим в
России деспотизмом. Страшным злом для России Фонвизин считал фаворитов, или,
как он их называет, «любимцев государевых», особенно усиливших свое влияние
при дворе русских императриц. Некоторые места «Рассуждения» метят
непосредственно в Потемкина, который, по словам Фонвизина, «в самых царских
чертогах водрузил знамя беззакония и нечестия...».
Душой государства, лучшим ее сословием Фонвизин считал дворянство. Но
писатель прекрасно знал, что подавляющая масса дворянства абсолютно не
походит на созданный им идеал, что она только существует и продается всякому
подлецу, ограбившему государство.
Не выступая против крепостного права, Фонвизин вместе с тем с горечью говорит
о бедственном положении крепостного крестьянства, о его полном бесправии.
Россия, замечает он, является таким государством, «где люди составляют
собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе
истцом и судьею над человеком другого состояния...»
Не сочувствуя Пугачевскому восстанию, Фонвизин в то же время понимает, что
главными виновниками крестьянского возмущения были правительство и дворяне.
Поэтому он считает своим долгом напомнить о возможности его повторения.
«Мужик, — пишет он, — одним человеческим видом от скота отличающийся» может
привести государство «в несколько часов на самый край конечного разрушения и
гибели». Выход из бедственного положения, в котором находится общество,
Фонвизин видит в добровольном ограничении правительством своего и дворянского
произвола и в закреплении этого решения в соответствующих законах.
«Просвещенный и добродетельный монарх... — заявляет он, — начинает великое
свое служение немедленным ограждением общения безопасности посредством
законов непреложных». При жизни Фонвизина его проект не был напечатан, но он
получил распространение в рукописном виде и пользовался большой популярностью
среда декабристов, а в 1861 г. был опубликован Герценом в одном из его
заграничных изданий.
Комедия «Бригадир» Д.И. Фонвизина как комедия нравов.
В комедии «Бригадир» представлена широкая картина нравов русского дворянства.
Автор глубоко озабочен падением общественного престижа этого сословия, его
невежеством, отсутствием гражданских, патриотических чувств. Уже в перечне
действующих лиц Фонвизин указывает на служебное положение своих героев, давая
тем самым понять, что перед нами лица, облеченные общественными полномочиями.
Таков прежде всего Советник, прослуживший большую часть своей жизни в суде,
беззастенчиво бравший взятки с правого и виноватого. На вырученные таким
образом деньги он купил имение, а после Сенатского указа 1762 г. о наказании
взяточников заблаговременно вышел в отставку. За долгие годы службы он прошел
хорошую школу крючкотворства и научился, по его же собственным словам,
манеров на двадцать один указ толковать. Советник прекрасно понимает, что он
не исключение в чиновничьем мире. На этом основании у него сложилась
своеобразная жизненная философия, оправдывающая взяточничество как вполне
нормальное и даже естественное явление. Советник не только взяточник, но и
ханжа, прикрывающий свои грязные дела постоянными ссылками на Священное
писание. Религиозное ханжество и служебное лицемерие легко уживаются в его
характере и как бы дополняют друг друга.
Рядом с Советником выведен еще один «служилый» дворянин — Бригадир, грубый,
невежественный человек. Бригадирский чин, следующий за полковничьим, достался
ему нелегко. Будучи о себе высокого мнения, Бригадир требует от окружающих
беспрекословного повиновения. Жена хорошо помнит его кулачные расправы, а
сыну в минуту раздражения он угрожает «влепить» «в спину сотни две русских
палок». Легко догадаться, как ведет себя Бригадир со своими подчиненными на
службе.
Жена Бригадира — Бригадирша — задумана Фонвизиным как более сложный образ.
Доминирующей чертой ее характера драматург сделал глупость. Она действительно
очень ограниченна, не понимает самых простых вещей, не относящихся к
хозяйственной, домашней жизни. Она скупа. Нелегкая кочевая жизнь с мужем,
начавшим свою карьеру с низших чинов, приучила ее к бережливости, доходящей
до скопидомства. По словам сына, она готова за копейку вытерпеть «горячку с
пятнами». Это предшественница будущей гоголевской Коробочки, а ее муж —
грибоедовского Скалозуба. Но вместе с тем Бригадирша простодушна, незлобива,
терпелива и только изредка, когда ей приходится особенно трудно, жалуется на
нелегкую жизнь с грубым, вспыльчивым Бригадиром, срывающим на ней все свои
служебные неприятности. В ней есть что-то от простой русской женщины-
крестьянки, обреченной на горькую жизнь с деспотом-мужем.
Галерею отрицательных персонажей завершают образы галломанов: Ивана, сына
Бригадира и Бригадирши, и Советницы. Фонвизин применяет здесь прием удвоения
отрицательных персонажей, которым впоследствии будет широко пользоваться в
своих комедиях Гоголь. Пренебрежение ко всему русскому, отечественному носит
у Ивана откровенный и даже вызывающий характер. Он бравирует своим
французолюбием.. Советница восхищается Иваном, его рассказами о Франции. Она
щеголиха и каждое утро по три часа проводит у туалета за примериванием модных
чепцов.
Злонравным противопоставлены положительные герои: Софья, дочь Советника от
первого брака, и ее «любовник» — Добролюбов. Фамилия героя говорит сама за
себя; что касается героини, то Софья, в переводе с греческого языка, означает
«мудрость». С легкой руки Фонвизина это имя надолго закрепится за главными
героинями русских комедий вплоть до «Горя от ума» Грибоедова. Автор наделяет
Софью и Добролюбова умом, правильными взглядами на жизнь, постоянством в
любви. Оба они хорошо видят недостатки окружающих их людей и часто делают в
их адрес иронические замечания.
Советник не хотел выдать Софью замуж за Добролюбова по причине его бедности.
Но отвергнутый жених сумел честным путем, прибегнув к «вышнему правосудию»,
видимо, к помощи самой императрицы, выиграть судебный процесс. После этого он
сделался обладателем 2000 душ, чем сразу же завоевал расположение Советника.
Софья и Добролюбов явно не удались драматургу. Мысли их правильны, чувства
возвышенны, речь литературна, но им не хватает — жизненно убедительных черт,
правдоподобия. Это резонеры, необходимые автору для непосредственного
выражения своих идей. Пьеса «Бригадир» имела большой успех у современников.
«Недоросль» Д.И. Фонвизина как «высокая» комедия. Конфликт. Система
персонажей. Жанровое своеобразие.
В сравнении с «Бригадиром» «Недоросль» (1782) отличается большей социальной
глубиной и более резкой сатирической направленностью. В «Бригадире» речь шла
об умственной ограниченности героев, об их галломании, недобросовестном
отношении к службе. В «Недоросле» на первое место вынесена тема помещичьего
произвола. Главным критерием в оценке героев становится их отношение к
крепостным крестьянам. Действие происходит в имении Простаковых.
Неограниченной хозяйкой в нем является госпожа Простакова. Любопытно
отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено слово «госпожа»,
остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно
господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной
уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова
завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж
за своего брата. Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в
обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем
праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как
на существа другой, низшей породы.
Уже начало пьесы — знаменитое примеривание кафтана — сразу же вводит нас в
атмосферу дома Простаковых. Здесь и грубая брань в адрес доморощенного
портного Тришки, и голословное обвинение его в воровстве, и привычное
распоряжение наказать розгами ни в чем не повинного слугу. Благосостояние
Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. Порядок в доме
наводится бранью и побоями.
Примитивная натура Простаковой особенно явственно раскрывается в резких
переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она
груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но узнав о возвращении
Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет
решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам,
она униженно валяется у него в ногах. Но вымолив прощение, тут же спешит
расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью.
Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян,
подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы
Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении
Простаковых.
С образом Митрофана связана другая проблема — раздумье писателя о том
наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово
«недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались
дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I
для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический
смысл. Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не
знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от
существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет
уважать достоинство других людей. Он груб и нахален со слугами и учителями.
Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует ее силу. Но стоило ей
лишиться власти в доме, как Митрофан резко отталкивает от себя и Простакову.
И наконец, Митрофан — недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос
до понимания своих обязанностей перед государством.
Как и все знаменитые сатирики, Фонвизин в своей критике исходит из
определенных гражданских идеалов. Изображение этих идеалов в сатирических
произведениях не обязательно, но в дидактической литературе XVIII в. сатира,
как правило, дополнялась показом идеальных героев. Не обошел этой традиции и
Фонвизин, резко противопоставив миру Простаковых и Скотининых — Стародума,
Правдина, Милона и Софью. Тем самым злонравным противопоставлены в пьесе
идеальные дворяне. Стародум и Правдин безоговорочно осуждают помещичий
произвол, ограбление и насилие над крестьянами. В отличие от Простаковой,
строящей свое благополучие на ограблении крестьян, Стародум выбирает другой
путь обогащения. Он отправляется в Сибирь, где, по его словам, «требуют денег
от самой земли». Видимо, речь идет о добыче золота, что вполне согласуется с
мнением самого Фонвизина о необходимости для России «торгующего дворянства».
Еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян занимает
Правдин. Он служит чиновником в наместничестве. Так назывались учреждения,
созданные в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над
выполнением на местах правительственных указов. Главной своей задачей не
только по должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает
наблюдение над теми помещиками, которые, «имея над людьми своими полную
власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Узнав о жестокостях и
бесчинствах Простаковой, Правдин от имени правительства берет в опеку ее
имение, лишая помещицу права самовольно распоряжаться крестьянами. В своих
действиях Правдин опирается на указ Петра I 1722 г., направленный против
помещиков-тиранов. В жизни этот закон применялся крайне редко. Поэтому
развязка комедии Фонвизина выглядела как своего рода наставление
правительству Екатерины II.
Не менее важным был для Фонвизина вопрос об отношении дворян к службе. После
указа о «вольности» эта проблема приобрела особую остроту, поскольку многие
из дворян уже на законном основании предпочитали отсиживаться дома. У
Фонвизина эта тема вынесена даже в название комедии и тем самым специально
акцентирована. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает
положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать.
Диаметрально противоположной точки зрения придерживается Стародум. Имя этого
Страницы: 1, 2, 3, 4
|