Рефераты

Билеты: Ответы к билетам. XVIII век

Билеты: Ответы к билетам. XVIII век

Пути формирования русской литературы XVIII в. Периодизация.

Восемнадцатый век открыл новую страницу истории русской художественной

литературы. Историческим рубежом между старой и новой Россией были реформы

Петра I, затронувшие самые разнообразные области политики русского

государства, в том числе и идеологическую сферу. Рождалась культура, резко

отличавшаяся от предшествующей. Основные черты:

- Обмирщение литературы;

- Обновление жанровой системы литературы;

- Изменение литературного языка;

- Реформа стихосложения;

- Освоение литературного опыта Запада.

Периодизация:

1. 1700-1730 гг. (предклассицистический). Произведения отличаются

большой жанровой и стилистической пестротой, во многом связаны с предшествующим

периодом. Еще не выработаны ни общий творческий метод, ни стройная жанровая

система, но уже вызревают основные идеологические предпосылки классицизма:

защита государственных интересов, прославление Петра как просвещенного монарха.

Усиливается интерес к античности.

2. 1730-1750 гг. (становление классицизма). Радикальные преобразования

литературы, создание новых классицистических жанров, реформа литературного

языка и стихосложения, появление теоретических трактатов, обосновывающих эти

нововведения. Представители: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.

3. 1750-1790 гг. (расцвет классицизма). Большую роль начинает играть

просветительская идеология, под ее влиянием русский классицизм поднимается на

новую ступень своего художественного и идейного развития. Начало трансформации

классицизма, появление сентиментализма. Представители: Фонвизин, Державин,

Княжнин, Капнист.

Литература Петровского времени («Приклады, како пишутся комплименты разные»,

«Юности честное зерцало», песни, канты, стихи).

Петровские реформы властно вторгались не только в государственную и научную

области, но и подчас насильственно в повседневную жизнь дворянства, в его

быт.

Издаются руководства, рассчитанные на воспитание правил хорошего тона. Так, в

книге «Юности честное зерцало» молодым людям давались многочисленные советы:

как следует вести себя с родителями, гостями, слугами, как полагается сидеть

за обеденным столом, пользоваться столовыми приборами и т. п. В другом

руководстве — «Приклады, како пишутся комплименты» собраны образцы писем:

официальных, интимных, поздравительных, «сожалетельных» и иного содержания.

В допетровской Руси любовная лирика была представлена только фольклорной

песней. Раскрепощение личности, освобождение ее от церковной и домашней

опеки, возможность свободного изъявления любовного чувства вызвали

потребность в интимной лирике. Распространение грамотности облегчало решение

этой задачи. Под влиянием европейской литературы создаются рукописные

любовные вирши, написанные как силлабическими, так и тоническими (фольклор,

немецкая поэзия) стихами. Авторами могли быть как мужчины, так и женщины.

Содержание, как правило, минорное: жалобы на невыносимые страдания, которые

причиняет любовь, либо обстоятельства, мешающие соединению с любимым

человеком. Художественные образы черпались как из устной, так из книжной

поэзии. Из античности позаимствованы Купида, Фортуна, Венера. Упоминаются

стрелы, пронзившие сердца, любовные страдания сравниваются с язвой или раной,

любовь – с огнем, сжигающим сердце и утробу любящего.

«Гистория о российском матросе Василии Кориотском». Литературные традиции

(влияние повестей XVII в., переводной литературы, русских народных сказок) и

новаторство.

Рукописные повести были известны с XVII века, но под влиянием Петровских

реформ в их содержании происходят существенные изменения. Так, в «Гистории о

российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королеве Ираклии

Флоренской земли» наряду с мотивами рукописных повестей XVII века («Повесть о

шляхтиче Долторне») и мотивами народной сказки присутствует злободневное для

Петровского времени содержание. Герой повести – молодой дворянин,

представитель того сословия, на которое опирались реформы Петра, наделенный

бесстрашием, находчивостью, любознательностью. По-новому решена проблема

«отеческого дома» (в древнерусской литературе разрыв с ним равносилен

жизненному краху, здесь же представитель молодого поколения – его

спаситель). Отразился возросший международный престиж России (австрийский

цесарь с почетом принимает простого русского матроса). Новая трактовка

любовной темы, любовь облагорожена. Язык гистории насыщен новыми словами: «во

фрунт», «маршировать», «термин» и т.д.

Иной вариант судьбы российского дворянина представлен в «Гистории о храбром

российском кавалере Александре и о любительницах его Тире и Элеоноре».

Александр – сын обеспеченных родителей, уход которого из дома продиктован

желанием получить достойное образование. Но, попав во Францию, герой отдается

любовным увлечениям. Интерес представляет диспут иностранных дворян о женской

добродетели (связан с изменившимся в Петровское время положение женщины,

выходом ее в свет). Ощущается любовно-авантюрная трагедия.

Театр Петровского времени (типы театров, репертуар).

Театральные представления появились в России еще при Алексее Михайловиче, но

тогда театр служил лишь для увеселения царского двора. Петр поставил перед

ним совершенно иную задачу: в эпоху почти поголовной безграмотности театр

должен был сделаться источником знаний, пропагандистом политики, проводимой

государством. С этой целью Петр в 1702 г. Пригласил в Россию немецкого

антрепренера Иоганна Кунста с труппой артистов. Для подготовки русских

артистов к труппе Кунста были прикреплены подьячие разных приказов. На

красной площади было выстроено деревянное здание – «театральная храмина».

Входные цены – невысоки, двери открыты всем желающим. В 1702 г. Кунст умер,

его дело продолжил житель немецкой слободы в Москве Отто Фюрст. Репертуар

немецкого театра составляли т.н. «английские комедии», привезенные из Англии

во Францию в к.XVI века странствующими актерами. Они представляли собой

крайне беспомощную в драматическом отношении инсценировку рыцарских романов,

исторических легенд, сказок, новелл. Игра отличалась утрированной манерой:

актеры выкрикивали патетические монологи, отчаянно жестикулировали, кровавые

сцены соседствовали с грубым шутовством, обязательно присутствовал комический

персонаж («дурацкая персона»).

Спектакли Кунста, далекие по содержанию от русской действительности, и в силу

этого не способные вести пропагандистскую деятельность, не оправдали надежд

Петра. Серьезным их недостатком был также язык. Положительная роль: театр из

дворца перекочевал на площадь, способствовал появлению театральных

переводчиков и русских артистов, способствовал «обмирщению» драматического

искусства, выполнял просветительские задачи, знакомя зрителя с великими

историческими личностями и сюжетами пьес европейских драматургов.

Более успешно задачу, поставленную Петром, выполняли созданные на русской

почве школьные театры. Один из них существовал при Славяно-греко-латинской

академии, другой – при Госпитале (Ник.Бидлоо), имевшем свою медицинскую

школу. В пьесах школьных театров, ревностно разъяснявших и пропагандировавших

государственную политику, господствовали аллегорические сюжеты и образы

двоякого рода: почерпнутые из Библии и имеющие вполне светский характер –

Отмщение, Истина, Мир, Смерть и т.п. Для лучшего распознавания они наделялись

соответствующими атрибутами: Фортуна – колесом, Мир – оливковой ветвью, Гнев

– мечом. В сценическом искусстве соединялись декламация, пение, музыка и

танец.

Откликом на крупный военный успех Петра - взятие крепости Нарва – послужила

пьеса «Свобождение Ливонии и Ингерманландии», поставленная в духовной

академии (политические события облечены в сюжет о выводе Моисеем израильтян

из Египта; светские образы: Ревность российская (Петр I), Хищение неправедное

(Швеция), эмблематические образы: Орел и Лев). Другая пьеса, поводом для

создания которой послужила Полтавская битва, - «Божие уничижителей гордых

уничижение» - в качестве библейской параллели использовала бой Давида с

Голиафом, а расшифровке аллегорий помогали опять же Орел и Лев. Тексты этих

пьес до нас не дошли.

Пропагандистским, политическим содержанием отличались также пьесы

хирургической школы. В 1724 г. Была поставлена «Слава Российская», написанная

Ф.Журавским (подведение итога царствования Петра I; аллегоричные персонажи:

названия стран, отвлеченные понятия:- Мудрость, Истина, Рассуждение;

содержание сводится к тому, что ранее враждебные государства признают славу и

величие России). Близка к этой пьесе и «Слава печальная» (1725 г.),

поставленная в связи с кончиной Петра (перечисление славных дел императора,

оплакивание его Россией и другими государствами).

В первые десятилетия XVIII века появились любительские придворные театры.

Один из них действовал в с. Преображенском при дворе Натальи Алексеевны

(пестрый, эклектичный репертуар; инсценировки светских авантюрных повестей;

отсутствие аллегорических образов; написаны прозой; автор некоторых – сама

Наталья Алексеевна), другой – в Измайлове при вдовствующей царице Прасковье

Федоровне, третий – в Петербурге при дворе царевны Елизаветы Петровны. С

театром Елизаветы Петровны связана одна из лучших пьес того времени –

«Комедия о графе Фарсоне» (начало связано с рукописными повестями,

трагический финал; написана рифмованными силлабическими стихами разной длины,

что приближает ее к раешнику; грубые, вульгарные реплики соседствуют с

манерными, рассчитанными на утонченность фразами). Антракты между пьесами

заполнялись интермедиями – короткими комическими постановками, написанными

рифмованными силлабическими стихами. Нередко интермедии носили сатирический

характер. Во второй половине века они получили самостоятельное существование.

Жизнь и деятельность Ф. Прокоповича. Художественно-эстетические взгляды

писателя. Трагедокомедия «Владимир».

Некоторые из служителей церкви поддерживали преобразовательскую деятельность

Петра I. Одним из них был сын киевского торговца, талантливый проповедник,

общественный деятель и писатель Феофан Прокопович (1681-1736). В личности и

творчестве Феофана ярко отразился переходный период начала века. С писателями

Др.Руси его сближает принадлежность к духовному сословию: после окончания

Киево-Могилянского коллегиума он продолжал учебу за рубежом (Рим, иезуитский

коллегиум Св.Афанасия). По возвращении на родину постригся в монахи, а позже

получил сан архиепископа. Как служитель церкви, он сочинял и произносил

проповеди и добился в этой области больших успехов.

Но по образу мыслей Феофан был далек от мистицизма и ортодоксальности. Его ум

отличался критическим складом, его натура требовала не веры, а доказательств.

Наряду с богословием он интересуется точными науками – физикой, арифметикой,

геометрией, свободно владея древними языками, в подлиннике читает античных

авторов. Прокопович быстро понял и оценил значение реформ Петра, с которым он

был лично знаком. Он полностью разделял мысли царя о распространении

образования. В 1718 г. Петр поручает Прокоповичу написать устав, названный

«Духовным регламентом», согласно которому церковь должна была управляться

Синодом. После смерти Петра над Феофаном нависла угроза расправы со стороны

церковной реакции, но ему удалось сплотить вокруг себя небольшое число

единомышленников – Татищева, Хрущева, молодого Кантемира – в т.н. «Ученую

дружину». Члены «дружины» вошли в доверие к новой императрице Анне Иоанновне,

и положение Феофана снова упрочилось.

В творчестве Прокоповича видное место занимают проповеди. Этому традиционному

церковному жанру он придал особое звучание, подчинив его злободневным

политическим задачам. В своих речах он говорит о пользе просвещения, о

необходимости посещать чужие страны, восхищается Петербургом. Оружием Феофана

в проповедях стали рассуждения, доказательства, остроумное сатирическое

слово.

Прокопович известен также как автор лирических стихотворных произведений. Они

написаны силлабическими стихами и отличаются разнообразием тематики. Победе

русского войска в Полтавской битве Феофан посвящает героический панегирик

«Епиникион», предшествующий жанру классицистической оды.

Переходный характер деятельности Прокоповича отразился и в его теоретических

произведениях. Это, прежде всего, относится к курсу лекций на латинском

языке, читавшемуся им в 1705 г. для студентов Киевской академии и названному

«De arte poetica». В своих взглядах он опирается на Горация, Аристотеля, на

французского теоретика XVI века, предшественника классицистов –

Ю.Ц.Скалигера. Он цитирует Гомера, Вергилия, Пиндара, Овидия, Катулла и

других античных писателей. Феофан выводит из «образцовых сочинений» правила,

рекомендует «подражать образцам». Самыми серьезными и авторитетными

произведениями он считает эпопею и трагедию. В драматических произведениях,

по его мнению, должно быть пять действий (это число позже узаконят

классицисты), говорит о необходимости единства места и времени.

В 1705 г. для школьного театра Киево-Могилянской академии Прокопович пишет

пьесу «Владимир». Ее основой служит не библейское, как раньше, а историческое

событие – принятие в 988 г. князем Владимиром христианства. Конфликт драмы

представлен борьбой Владимира с защитниками старой веры – жрецами Жериволом,

Куроядом и Пияром. Исторический сюжет пьесы не мешает ей оставаться остро

злободневным произведением: с христианством Прокопович связывает

распространение просвещения, с язычеством – торжество невежества,

консерватизм. Борьба Владимира со жрецами прозрачно намекала на конфликт

между Петром I и реакционным духовенством. Пьеса во многом связана с

традициями барокко, сам Прокопович определил ее жанр как «трагедокомедия»,

т.е. смесь остроумного и смешного с серьезным и грустным, ничтожного – с

выдающимся. «Серьезная» тема представлена образом Владимира, в душе которого

происходит мучительная борьба между старыми привычками и принятым решением.

Соблазны, искушающие его, персонифицируются в образах трех бесов – беса

плоти, беса хулы и беса мира. Носителем комедийного начала выступают жадные,

корыстолюбивые жрецы, имена которых подчеркивают их низменные, плотские

страсти – обжорство и пьянство. Они держатся за языческую веру только потому,

что она позволяет им поедать приносимые богам жертвы. Кроме «высоких» и

«низких», в пьесе объединены реальные и фантастические образы (призрак

Ярополка, бесы, «прелесть»). В драматическое действие введено музыкальное

начало, в котором присутствуют те же контрасты: песенкам жрецов

противопоставлен хор ангелов.

В.К. Тредиаковский. Личность. Поэзия, переводы. «Новый и краткий способ к

сложению российских стихов».

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) принадлежал к кругу людей,

разбуженных Петровскими реформами. Сын астраханского священника, он, подобно

Ломоносову, охваченный жаждой знаний, ушел из родительского дома, учился в

Славяно-греко-латинской академии, а затем – за границей, в Сорбонне.

Одновременно с Ломоносовым был удостоен звания профессора Академии наук. Его

литературная деятельность представлена художественными и научными трудами.

Как поэта, его при жизни затмили Сумароков и Ломоносов. Но как теоретик и

писатель-экспериментатор, открывающий новые пути в русской литературе,

Тредиаковский заслуживает самого серьезного внимания.

В 1730 г., сразу по возвращении из-за границы, Тредиаковский выпускает

перевод галантно-аллегорического романа «Езда в остров Любви» французского

писателя Поля Тальмана. Текст произведения прозаический, с многочисленными

стихотворными вставками любовного и эротического характера. Переживания

действующих лиц облачены в аллегорическую форму. Каждому их чувству

соответствует условная топонимика «острова Любви»: «пещера Жестокости»,

«замок Прямые Роскоши» и т.п. Наряду с реальными представлены условные

персонажи типа «Жалость», «Искренность», «Глазолюбность» (кокетство). В

европейской литературе 30-х годов XVIII века роман Тальмана был анахронизмом,

но в России он имел большой успех. Секрет его популярности состоял в том, что

он оказался созвучным рукописным «гисториям» начала века. Роман вызвал резкое

недовольство церковников, которым претил его светский, эротический характер.

Настораживало их и то, что в предисловии Тредиаковский заявил, что при

переводе отказался от употребления церковнославянизмов, т.к. считает его

жестким, неблагозвучным, принадлежностью церковной литературы. Примечательно,

что на последних страницах «Езды» Тредиаковский поместил собственные

стихотворения, написанные им как до отъезда, так и во время пребывания за

границей, под названием «Стихи на разные случаи». Это – доклассицистическая

лирика, в которой представлена автобиографическая тематика. Наряду со стихами

на русском языке приведены произведения на французском. Характерно, что

французские стихотворения удались автору лучше: сказалось несовершенство

русского поэтического языка.

Перу Тредиаковского принадлежит первая русская ода, вышедшая в 1734 г.

отдельной брошюрой, под названием «Ода торжественная о сдаче города Гданска».

В ней воспевалось русское воинство и императрица Анна Иоанновна. В 1725 г., в

связи с пятидесятилетием со дня основания Петербурга, было написано

стихотворение «Позвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу»

- одно из первых произведений, воспевающих северную столицу России. Кроме

победных и похвальных, Тредиаковский писал также «духовные» оды, т.е.

парафразисы библейских псалмов («Парафразис вторые песни Моисеевы»). К 1735

г. относится «Эпистола от российския поэзия к Аполлину», в которой автор дает

обзор европейской литературы, особое внимание уделяя античной и французской

(Малерб, Корнель, Расин, Мольер, Буало, Вольтер). Торжественное приглашение

«Апполина» в Россию символизировало приобщение российской поэзии к

многовековому европейскому искусству.

Следующим шагом в ознакомлении российского читателя с европейским

классицизмом был перевод «Поэтического искусства» Буало (в переводе – «Наука

о стихотворстве») и «Послания к Пизонам» Горация. Здесь представлены не

только «образцовые» писатели, но и поэтические правила, которым, по убеждению

Тредиаковского, обязаны следовать и русские авторы. Он высоко оценил трактат

Буало, считая его самым совершенным руководством в области художественного

творчества.

В 1751 г. Тредиаковский издал свой перевод романа английского писателя Джона

Баркли «Аргенида». Проблематика этого нравственно-политического произведения

перекликалась с политическими задачами, стоявшими перед Россией в то время. В

романе прославлялся просвещенный абсолютизм и сурово осуждалась любая

оппозиция верховной власти, начиная с религиозных сект и кончая политическими

движениями. Эти идеи соответствовали идеологии раннего русского классицизма.

В предисловии Тредиаковский указывал, что государственные «правила»,

изложенные в ней, полезны и для российского общества.

В 1766 г. Тредиаковский издает книгу под названием «Тилемахида, или

Странствование Тилемаха, сына Одиссеева, описанное в составе ироической

пиимы» - вольный перевод романа раннего французского просветителя Фенелона.

Тредиаковский переработал сам жанр книги, создав на основе романа героическую

поэму по образцу гомеровского эпоса. Тредиаковский ввел многое, чего не было

в романе Фенелона: гекзаметр, характерный эпический зачин, сложные эпитеты.

Предмет осуждения в «Тилемахиде» - верховная власть, в поэме говорится о

деспотизме правителей, о пристрастии их к роскоши и неге, о льстецах,

окружающих монарха и мешающих ему видеть истину. В конце автор приходит к

чисто просветительской мысли о необходимости издания в государстве законов,

обязательных как для монарха, так и для подданных.

А.Д. Кантемир. Личность. Литературное творчество. Сатиры (история жанра,

структурно-типологические разновидности сатир, их композиционно-стилевые

особенности).

Антиох Дмитриевич Кантемир (1709-1744) — первый русский писатель-классицист,

автор стихотворных сатир. Сын молдавского господаря, принявшего в 1711 г.

русское подданство, Кантемир был воспитан в духе сочувствия Петровским

реформам. В годы реакции, наступившей после смерти Петра, он смело обличал

воинствующее невежество родовитых дворян и церковников. Кантемиру принадлежат

девять сатир: пять написанных в России и четыре — за границей, куда он был

направлен в качестве посла в 1732 г. Сатирическая деятельность писателя

наглядно подтверждает органическую связь русского классицизма с потребностями

русского общества. В отличие от предшествующей литературы все произведения

Кантемира отличаются сугубо светским характером.

Жанр стихотворной сатиры был известен как в античной, так и во французской

литературе XVII —XVIII вв. Сам Кантемир в сатире IV называет своими учителями

Ювенала, Персия, Горация и Буало. Любопытно отметить, что одна из сатир Буало

также носила название «К своему уму». Но используя созданную до него жанровую

форму, Кантемир наполнил ее злободневным русским содержанием.

Как писатель-классицист Кантемир оценивает своих героев с точки зрения

служения интересам государства. Герои его сатир — люди, забывшие свой долг,

свои обязанности перед государством, — невежды, бездельники, взяточники,

казнокрады. В этом одно из коренных отличий произведений Кантемира от

предшествующей древнерусской литературы, в которой поведение человека

определялось евангельскими заповедями.

Большая часть сатир Кантемира имеет двойное название. Одно из них указывает

на объект сатиры — «На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян

злонравных», «На человеческие злонравия вообще». Другое — на адресата, к

которому, обращается автор, — «К уму своему», «К архиепископу Новгородскому»

или же на собеседников, обсуждающих ту или иную проблему, — «Филарет и

Евгений», «Сатир и Периерг» (т. е. любопытный). Обычно в большинстве сатир

тесно связаны между собой два художественных принципа: монолог автора,

порицающего враждебные ему явления, и изображение этих явлений. В

произведениях Кантемира имеют место оба эти начала, но более всего удается

ему живописная часть сатиры. Кантемир — несомненный художник слова, у него

зоркий, наблюдательный глаз, он умеет словами обрисовать нужную ему картину.

Подобно многим классицистам, Кантемир видит причину порочного поведения своих

героев в подчинении их той или иной «страсти». Характерно в этом отношении

название сатиры III «О различии страстей человеческих». Каждый из героев

наделен только одной страстью. Это или стяжатель, или сплетник, или скупец,

или лицемер, или развратник, или щеголь и т. п.

Разумеется, такое изображение отличается известной одноплановостью,

схематичностью, но оно всецело соответствует задачам писателя-классициста:

предостеречь читателя от возможности сделаться жертвой той или иной страсти.

Чем отчетливее, рельефнее будет изображен порок, тем действеннее станет

воспитательная роль художественного произведения. Условные, чаще всего

греческие имена героев (Критон, Хрисипп, Клеарх) должны подчеркнуть типичный,

общечеловеческий характер изображаемых страстей.

Замечателен стиль сатир Кантемира. Его источник — живая разговорная речь,

чему во многом помогает форма, выбранная писателем, — разговор с

собеседником. В сатирах много просторечных слов и даже вульгаризмов,

полностью соответствующих грубым, низменным характерам героев сатир.

Несмотря на большую популярность сатир Кантемира, о чем свидетельствуют их

многочисленные списки, русское правительство не торопилось с изданием этих

произведений. Впервые, в прозаическом переводе на французский язык, они были

напечатаны в Лондоне в 1749 г., пять лет спустя после смерти писателя. В 1752

г. в Германии вышел стихотворный перевод сатир Кантемира на немецкий язык. И

только в 1762 г. последовало русское издание под редакцией поэта И. С.

Баркова, осуществленное Академией наук.

Становление классицизма. Поэтика, идеологические, философские основы,

своеобразие эстетического идеала. Национальное своеобразие русского

классицизма.

Первое литературное направление в России — классицизм складывается в 30-50-е

гг. XVIII века. Название этого направления происходит от латинского слова

classicus, т. е. образцовый. Так называли античную литературу, которую широко

использовали классицисты. Наиболее яркое воплощение классицизм получил в XVII

в. во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Буало. Идеологической

основой литературных направлений всегда служит широкое общественное движение.

Русский классицизм создавало поколение европейски образованных молодых

писателей, родившихся в эпоху Петровских реформ и сочувствовавших им.

Главное в идеологии классицизма — государственный пафос. Государство,

созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью.

Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его

дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным

общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него

обязанности. Противоречиво отношение классицистов к «природе» человека. Ее

основа, по их мнению, эгоистична, но вместе с тем поддается воспитанию,

воздействию цивилизации. Залогом этого является разум, который классицисты

противопоставляли эмоциям, «страстям». Разум помогает осознанию «долга» перед

государством, в то время как «страсти» отвлекают от общественно полезной

деятельности.

Своеобразие русского классицизма состоит в том, что в эпоху становления он

соединил в себе пафос служения абсолютистскому государству с идеями раннего

европейского Просвещения. Во Франции XVIII в. абсолютизм уже исчерпал свои

прогрессивные возможности, и общество стояло перед буржуазной революцией,

которую идеологически подготовили французские просветители. В России в первые

десятилетия XVIII в. абсолютизм еще шел во главе прогрессивных для страны

преобразований. Поэтому на первом этапе своего развития русский классицизм

воспринял от Просвещения некоторые из его общественных доктрин. К ним

относится прежде всего идея просвещенного абсолютизма. Согласно этой теории

государство должен возглавлять мудрый, «просвещенный» монарх, стоящий в своих

представлениях выше своекорыстных интересов отдельных сословий и требующий от

каждого из них честной службы на благо всего общества. Примером такого

правителя был для русских классицистов Петр I.

В отличие от французского классицизма XVII в. и в прямом соответствии с

эпохой Просвещения в русском классицизме 30 —50х годов огромное место

отводилось наукам, знанию, просвещению. Страна совершила переход от церковной

идеологии к светской. Россия нуждалась в точных, полезных для общества

знаниях. Само слово «просвещенный» означало не просто образованного человека,

но человека-гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность

перед обществом. «Невежество» же подразумевало не только отсутствие знаний,

но вместе с тем непонимание своего долга перед государством.

В области чисто художественной перед русскими классицистами стояли такие

сложные задачи, которых не знали их европейские собратья. Французская

литература середины XVII в. уже имела хорошо обработанный литературный язык и

сложившиеся на протяжении длительного времени светские жанры. Русская

литература в начале XVIII в. не располагала ни тем, ни другим. Поэтому на

долю русских писателей второй трети XVIII в. выпала задача не только создания

нового литературного направления. Они должны были реформировать литературный

язык, осваивать неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из них был

первооткрывателем. Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил

жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий. В области реформы

литературного языка главная роль принадлежала Ломоносову. На долю русских

классицистов выпала и такая серьезная задача, как реформа русского

стихосложения, замена силлабической системы силлабо-тонической.

В результате настойчивой работы было создано литературное направление,

располагавшее собственной программой, творческим методом и стройной системой

жанров. Художественное творчество мыслилось классицистами как строгое

следование «разумным» правилам, вечным законам, созданным на основе изучения

лучших образцов античных авторов и французской литературы XVII в. Творческий

метод классицистов складывается на основе рационалистического мышления. Они

стремятся разложить человеческую психологию на ее простейшие составные формы.

Типизируются не социальные характеры, а человеческие страсти и добродетели.

Категорически запрещалось в одном характере соединять разные «страсти» и тем

более «порок» и «добродетель». Точно такой же «чистотой» и однозначностью

отличались и жанры. В комедию не полагалось вводить «трогательные» эпизоды.

Трагедия исключала показ комических персонажей.

Произведения классицистов были представлены четко противопоставленными друг

другу высокими и низкими жанрами. Здесь имела место рационалистическая

продуманная иерархия. К высоким жанрам относились ода, эпическая поэма,

похвальная речь. К низким — комедия, басня, эпиграмма. Каждая из групп

предполагала свое морально-общественное значение. В высоких жанрах

изображались «образцовые» герои — монархи, полководцы, которые могли служить

примером для подражания. Среди них самым популярным был Петр I. В низких

жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной «страстью». Особые

правила существовали в классицистическом «кодексе» для драматических

произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» — места, времени и

действия. Рациональное зерно заключалось в стремлении к четкой организации

драматического произведения, в концентрации внимания зрителя не на внешней,

развлекательной стороне, а на самих героях, на их драматических

взаимоотношениях. Следует отметить, что, несмотря на подобную регламентацию

творчества, произведения каждого из писателей-классицистов имели свои

индивидуальные особенности.

Русский классицизм XVIII в. прошел в своем развитии два этапа. Первый из них

относится к 30-50-м годам. Это становление нового направления, когда один за

другим рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется

литературный язык, стихосложение. Второй этап падает на последние четыре

десятилетия XVIII в. и связан с именами таких писателей, как Фонвизин,

Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве русский классицизм

наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные

возможности.

Каждое крупное литературное направление, сходя со сцены, продолжает жить в

более поздней литературе. Классицизм завещал ей высокий гражданский пафос,

принцип ответственности человека перед обществом, идею долга, основанного на

подавлении личного, эгоистического начала во имя общих государственных

интересов.

М.В. Ломоносов. Личность. Литературно-эстетическая позиция. Анализ цикла

«Разговор с Анакреоном».

Изменения, происшедшие в начале XVIII в. в общественной жизни страны и в

сознании русских людей, требовали коренных нововведений и в литературе.

Наиболее ярко и последовательно они выразились в деятельности ученого и поэта

Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), которого Белинский назвал Петром

Великим русской словесности.

Поражает разносторонность научных интересов Ломоносова. Он опытным путем

доказал закон сохранения вещества, изучал явления, связанные с атмосферным

электричеством, руководил устройством фабрики по изготовлению цветных стекол

— «смальт», сам создал несколько мозаичных портретов и панно, первый

заговорил о возможности судоходства по Северному Ледовитому океану.

Много сделал Ломоносов для развития образования в России. Его усилиями был

открыт Московский университет и при нем две гимназии, одна — для дворян,

другая — для разночинцев. Им были возрождены гимназия и университет при

Академии наук. Преодолевая сопротивление некоторых немецких профессоров,

укрепившихся в Академии наук, Ломоносов энергично выдвигал талантливых

отечественных ученых. Его учениками были будущие филологи Николай Поповский и

Антон Барсов, естествоиспытатели Иван Лепехин и Николай Озерецкий, этнограф

Василий Зуев, астроном Петр Иноходцев, химик Никита Соколов и многие другие.

Стихотворения древнегреческого поэта Анакреона переводились в XVIII в.

многими писателями. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона, к каждой из

которых написал стихотворный ответ и назвал этот поэтический цикл «Разговор с

Анакреоном». Взгляды Ломоносова иногда совпадают с мыслями Анакреона, иногда

расходятся, вследствие чего «разговор» переходит в полемику. В первой группе

стихотворений ставится вопрос о выборе предмета, достойного воспевания.

Анакреон, по его собственным словам, пробовал петь о троянской войне, о

подвигах Алкида, т. е. Геракла, но каждый раз возвращался к любовным песням.

Ломоносов четко разделяет личную жизнь поэта и его поэтическое творчество. В

жизни поэту знакомы любовные радости, но в стихах он может прославлять только

героические подвиги:

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

Во второй паре стихотворений гедонистические взгляды Анакреона сравниваются с

учением древнеримского стоика Сенеки, призывавшего презирать радости жизни и

тем самым заранее готовить себя ко всем ее невзгодам. Ломоносову не нравятся

суровые «правила» Сенеки, и он отдает в этом вопросе предпочтение Анакреону:

Возьмите прочь Сенеку,

Он правила сложил

Не в силу человеку,

И кто по оным жил?

В третьей оде Анакреона говорится о цели жизни. Девушки напоминали поэту о

его преклонном возрасте: «Смотри, ты лыс и сед». Но это его мало смущает.

Мысль о близости смерти только усиливает в нем жажду наслаждений:

Лишь в том могу божиться,

Что должен старичок

Тем больше веселиться,

Чем ближе видит рок.

Ломоносов в ответном стихотворении снова прибегает к сравнению. Но на этот

раз он противопоставляет Анакреону не философа-стоика, а республиканца

Катона, который после победы Цезаря заколол себя кинжалом, стараясь смертью

доказать свою приверженность к республиканскому строю. Ломоносов уточняет и

углубляет свое отношение к Анакреону. Принимая жизнелюбие греческого поэта,

он вместе с тем с явным осуждением пишет о его бездумном эгоизме. Как суровый

приговор звучат слова, обращенные к Анакреону: «Ты век в забавах жил и взял

свое с собой» (С. 5). Более импонируют Ломоносову гражданские добродетели

Катона, его беззаветная преданность интересам Рима. Однако самоубийство

Катона не вызывает у Ломоносова сочувствия: «Его угрюмством в Рим не

возвращен покой». Поэтому он не отдает предпочтения ни Анакреону, ни Катону:

Несходства чудны вдруг и сходства понял я,

Умнее кто из вас, другой будь в том судья.

Собственная позиция Ломоносова раскрывается в заключительном диалоге. Оба

поэта обращаются к «живописцу» с просьбой нарисовать портреты их

«возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть на картине точное подобие своей

любимой, со всеми ее прелестями:

Дай из рос в лице ей крови

И как снег представь белу,

Проведи дугами брови

По высокому челу.

В отличие от Анакреона, возлюбленной Ломоносова оказывается не простая

смертная, а его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде

царственной женщины, сильной, здоровой и красивой:

Изобрази ей возраст зрелой

И вид в довольствии веселой,

Отрады ясность по челу

И вознесенную главу.

Служение матери-Родине Ломоносов понимает не как отказ от радостей жизни, а

как творчество, как созидание и приумножение материальных и духовных

ценностей, доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.

Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен не только образцовыми

переводами Анакреона, но и тем, что в нем нашло отражение поэтическое кредо

самого Ломоносова. Высшей ценностью объявлено Русское государство, Россия.

Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу. В поэзии его

вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как

поэта-классициста. Более того, «Разговор с Анакреоном» помогает уточнить

место Ломоносова и в русском классицизме и прежде всего установить отличие

его гражданской позиции от позиции Сумарокова. В понимании Сумарокова,

служение государству было связано с проповедью аскетизма, с отказом от

личного благополучия, несло в себе ярко выраженное жертвенное начало.

Особенно четко эти принципы отразились в его трагедиях. Ломоносов выбрал

другой путь. Ему одинаково чужды и стоицизм Сенеки, и эффектное самоубийство

Катона. Он верит в благостный союз поэзии, науки и просвещенного абсолютизма.

Ода М.В. Ломоносова. Место оды в системе жанров классицизма. Анализ оды «На

взятие Хотина».

Ломоносов вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец.

Современники называли его российским Пиндаром. Ода — лирический жанр. Она

перешла в европейскую литературу из античной поэзии. В русской литературе

XVIII в. известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая,

похвальная, философская, духовная и анакреонтическая. В системе жанров

русского классицизма ода относилась к «высоким» жанрам, в которых

изображались «образцовые» герои — монархи, полководцы, которые могли служить

примером для подражания. В большинстве случаев ода состоит из строф с

повторяющейся рифмовкой. В русской поэзии чаще всего имела место

десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым.

Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина». Она написана

в 1739 г. в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками

турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Гарнизон крепости вместе с

ее начальником Калчакпашою был взят в плен. Эта блестящая победа произвела

сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России.

В оде Ломоносова можно выделить три основные части: вступление, изображение

военных действий и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для

Ломоносова гиперболизированном стиле с массой развернутых сравнений, метафор

и олицетворений, воплотивших в себе напряженность и героику батальных сцен.

Луна и змея символизируют магометанский мир; орел, парящий над Хотином, —

русское воинство. Вершителем всех событий выведен русский солдат, «росс», как

называет его автор. О подвиге этого безымянного героя Ломоносов пишет с

восхищением:

Крепит отечества любовь

Сынов российских дух и руку:

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

Напряженность, патетический тон повествования усиливается риторическими

вопросами, восклицаниями автора, обращенными то к русскому воинству, то к его

неприятелю. Есть в оде и обращение к историческому прошлому России. Над

русским воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое

время победы над магометанами: Петр — над турками под Азовом, Грозный — над

татарами под Казанью. Такого рода исторические параллели станут после

Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра.

Научно-философская лирика М.В. Ломоносова («Утреннее размышление...»,

«Вечернее размышление...», Письмо о пользе стекла.

Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его

«научные» стихи — не простое переложение в стихотворную форму достижений

науки. Это — действительно поэзия, рожденная вдохновением, но только в

отличие от других видов лирики здесь поэтический восторг возбуждала пытливая

мысль ученого. Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям

природы, прежде всего космической теме. Будучи философом-деистом, Ломоносов

видел в природе проявление творческой мощи божества, но в своих стихах он

раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение

бога через природу, а изучение самой природы, созданной богом. Так появились

два тесно связанных между собой произведения: «Утреннее размышление о божием

величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого

северного сияния». Оба стихотворения написаны в 1743 г.

В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала

изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем

поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной,

вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Так, в первой строфе

«Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра,

пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает говорить о физическом

строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору

ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть

«бренное» человеческое «око», — раскаленную, бушующую поверхность солнца.

Ломоносов выступает в этом стихотворении как великолепный популяризатор

научных знаний. Сложные явления, происходящие на поверхности Солнца, он

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты