Рефераты

Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей

p align="left">

Центральной идеей Берлина  является равнозначность ценностей, но свобода всегда оказывается приоритетной в его анализах. Человек выбирает между свободой и справедливостью, между равенством и эффективностью, между свободой и принадлежностью. Человек вправе выбрать несвободу, это тоже делает его человечным. Однако выбор между свободой и несвободой может и должен быть свободным. «Жизнь, которой жил Берлин  - так пишет о нем А.Эткинд в предисловии к русскому изданию «Философии свободы» - жизнь морального учителя и политического мудреца - отдает свободе высшее значение, непредусмотренное теорией. Так высшая ценность философа, логическая ясность его идей, в конечном итоге отступает перед ценностью более высокой: свободой» Эткин А. Предисловие.// Берлин И. Философия свободы. Европа. /Предисл. А. Эткинда. М.: Новое литературное обозрение. 2001. с.5.

.

И. Берлин пишет, что у свободы две концепции. Считалось, что преобладающей является «положительное» понимание свободы, которое поддерживали С.А. Левицкий и Н.О. Лосский. Это «свобода для», достижение каких-либо положительных целей. И.Берлин считает, что «положительная» свобода вторична, а «отрицательная» первична. Это «свобода от» внешнего принуждения, свобода выбора. Его мнение, что нельзя смешивать свободу с другими положительными ценностями. Свобода - не равенство, не демократия, не справедливость. Отрицательная свобода недостаточна, но необходима. «Отрицательная» свобода - самостоятельная положительная ценность величайшей важности. «Положительная» свобода не расширяет свободу, а урезает ее. Если ее сочетать с другими положительными ценностями, значит жертвовать ее частью.

«В конечном счете - пишет Берлин, - люди делают свой выбор между высшими ценностями так, как они могут, ибо фундаментальные категории и принципы морали определяют их жизнь и мышление и составляют -- по крайней мере, в долгой пространственно-временной перспективе -- часть их бытия, мышления и личностной индивидуальности -- всего того, что делает их людьми». Берлин И. Две концепции свободы. //Современный либерализм. М. 1998. с. 47

И. Берлин замечает: «Быть может, идеал свободного выбора целей, не претендующих на вечность, и связанный с ним плюрализм ценностей -- это лишь поздние плоды нашей угасающей капиталистической цивилизации: этот идеал не признавали примитивные общества древности, а у последующих поколений он, возможно, встретит любопытство и симпатию, но не найдет понимания. Быть может, это так, но отсюда, мне кажется, не следует никаких скептических выводов. Принципы не становятся менее священными, если нельзя гарантировать их вечного существования. В действительности, желание подкрепить свою веру в то, что в некотором объективном царстве наши ценности вечны и непоколебимы, говорит лишь о тоске по детству с его определенностью и по абсолютным ценностям нашего первобытного прошлого» Там же.. Он указывает, что, возможно, требовать большего -- глубокая и неустранимая метафизическая потребность, но позволять ей направлять наши действия, -- симптом не менее глубокой, но куда более опасной нравственной и политической незрелости.

Таким образом, в современной западной философской мысли при равнозначности ценностей свобода всегда приоритетна и основана на выборе

Глава 3. Педагогическое понимание свободы

Понятие «свобода» является настолько важным в педагогике, что даже породило такую категорию как «педагогика свободы». Это не есть точно определенная педагогическая концепция или, скажем, особая отрасль педагогической теории. «Скорее, в качестве педагогики свободы можно понимать некий культурно-образовательный импульс, живое течение в образовательной мысли и в образовательной практике, которое проявляется в самых различных формах и основную ценность образования видит в ценности свободы». Пинский А.Педагогика свободы.// www.mschools.ru Идея свободы, ценности свободы выступают в области образования на различных планах, и обычно их рассматривают в аспектах:

а) свободы личности ребенка,

б) свободы учительского труда,

в) свободы школы как основной «ячейки» педагогического сообщества. Безусловно, все ярусы идеи образовательной свободы взаимосвязаны. Очевидна неестественность и проблематичность ситуации, если свободную личность должен взращивать несвободный педагог, равно как вряд ли можно ожидать расцвета свободы учителя, если школа в целом существенно будет несвободна как общественный институт.

Становление педагогики   свободы  проходило и продолжает проходить нелегкий путь. Задача данной главы рассмотреть суть и основные ее проблемы в истории в лице некоторых представителей.

3.1.Развитие идеи свободного образования в западной педагогике

3.1.1.У истоков идеи свободного образования

Великим мыслителям античности мы обязаны появлением многих идей и норм свободного воспитания: человечности, стремления к моральному совершенствованию через достижение внутренней свободы, соединение «свободного знания» и «свободного дела», удивления и интереса как базы самостоятельного учения, включенного педагогического наблюдения и провоцирования вопрошания ученика как главных педагогических приемов.

В педагогической культуре появились представления о двух ролях - учителя (преподавателя) и педагога, постоянно находящегося с детьми, а также о соединении обязательных форм обучения и свободы выбора учеником дисциплин для самостоятельного изучения. Обе эти формы базировались на свободном общении учителя/ воспитателя и ученика.

Педагогические идеи являлись неотъемлемой частью первых философских систем, в рамках которых формируется философия образования, область знания, соединяющая философию и педагогику. Появляется категория «пайдейя» соединяющая культуру и гармонию воспитания, обучения и саморазвития (образованность и культурность в этом контексте становятся синонимами).

Направленность образования на индивидуальные особенности, диалогичность обучения, гуманные и демократические отношения между учителем и учеником главное приобретение педагогики того времени.

3.1.2.Педагогика эпохи Возрождения

Гуманистические ценности и свободные модели самообразования, а также формы частного и домашнего образования противостояли распространённым традиционным формам обучения: начальным и классическим городским школам (прообразу гимназии), связанным с университетами; церковным и монастырским школам, в которых основой обучения были религиозные догматы.

Мыслители и политики Возрождения мечтали об идеальной личности, но, пожалуй, не имели чёткого представления о том, какая школа может обеспечить её развитие. Но их идеи оказали решающее влияние на развитие европейской культуры и поиски принципов гуманистического, свободного и открытого образования. К ним относятся: суверенность человека (его независимость от Бога, людей, обстоятельств; чувство собственного достоинства; критицизм, стойкость перед трудностями); вера в творческие силы человека и возможность воспитания гармонии в человеке; стремление к внешней и внутренней свободе, понимание границы между ними; уверенность в своей способности преодолеть трудности и добиться поставленных целей; интерес к индивидуальности, её предприимчивости и независимости; опора на собственный опыт, трудолюбие и самообразование; потребность к открытым, прагматическим взаимоотношениям между учеником и учителем.

Главный же итог разнонаправленных поисков этой эпохи -- понимание того, что для самореализации человека, для высвобождения его потенциала нужны следующие условия: благоприятные внешние обстоятельства (богатая культурная среда) и внутренние условия (собственные цели и интерес).

На рубеже эпох Возрождения и Нового времени возникают идеи, окончательно утвердившие убеждения в неотъемлемости свободы как качества человеческой жизни.

Это идеи Яна Коменского, Джона Локка и Жан Жака Руссо.

3.1.3. Идеи свободного воспитания в творчестве педагогов Нового времени

Принципы воспитания в педагогической деятельности Яна Коменского.

Социальные потребности Нового времени подняли вопрос о повышении эффективности и рационализации образования. Идеи Яна Коменского (1592-1670) легли в основу реформирования систем образования во многих странах Европы того времени. Коменский создает первую систему массового обучения, пытаясь соединить гуманистические ценности предшествующего времени и новый социальный заказ на стандартное общее образование. К числу главных его работ относятся: «Великая дидактика», «Лабиринт света и рай сердца», «Открытая дверь языков», «Мир чувственных вещей в картинках» Коменский Я. Избранное. //Антология гуманной педагогики. М. 1996.. Коменский также создает различные учебники и учебные пособия нового типа, что заложило фундамент дидактики как научной дисциплины. Он был уверен, что возможно улучшение жизни людей при условии создания совершенной системы образования. Классно-урочная модель Коменского оказалась исторически достаточно жизнестойкой, поскольку завершала унификацию всех образовательных процессов в чем, кстати, были заинтересованы все внедрявшие её государства.

В «Великой дидактике» им были, с одной стороны, сформулированы принципы унификации и единообразия (одинаковые учебники для всех и единые требования к обученности), определены условия классно-урочного обучения и главенствующая роль учителя в классе. С другой стороны, Коменский впитал идеи гуманизма, природосообразности и свободомыслия. Педагогические взгляды и поиски Коменского -- пример противоречивых стремлений объединить несоединимые установки, лежащие в основе фундаментального противоречия воспитания: с одной стороны, быть максимально внимательным к ребёнку, с другой -- учить всех всему на основе общих приёмов, что означает практическое отторжение индивидуального обучения античности и Возрождения.

Коменский одновременно вводит в педагогику понятия, кот многие современные педагоги ещё недавно считали для себя открытием: задача учителя не столько учить, сколько «помогать совершенствоваться». Коменский призывает опираться на врожденные способности ученика. Но одновременно пишет, что ученики развивают духовные силы непосредственно с помощью педагога, причем видно, что ученику отводится пассивная роль.

Итак, особенность педагогической теории Коменского -- преувеличение самой идеи системности и всеобщности обучения, возможно радикальной для того времени, но позднее ярко продемонстрировавшей свои недостатки.

Педагогические идеи Джона Локка.

Джон Локк (1632-1704) философ и политик, оказавший огромное влияние как на общественно - политическую, так и на педагогическую мысль Европы и мира.

В основе его педагогических идей лежат философские представления. Теория Локка о происхождении знания -- сенсуализм. В ней он обосновал идею происхождения знания и самих принципов мышления из опыта.

К числу наиболее известных произведений Локка относят: «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Некоторые мысли об образовании» (1693), они встречались общественностью как политические события. Многие идеи Локка легли позднее в основу Декларации независимости США(1776) , Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции.

Исторические события и процессы определяли глубину философской позиции Локка, политические произведения, которого, в свою очередь оказали воздействие на формирование свободомыслия всего XVIII в., на определение прав человека и создание зачатков гражданского общества в Европе. Ему принадлежит формирование политической доктрины, базирующуюся па идеях свободы и договора, к числу которых относятся представление о том, что все люди по природе равны; все, в том числе и ребёнок, имеют равное право на свою естественную свободу; никто не обязан подчиняться воле власти другого человека, отец не имеет права распоряжаться жизнью и свободой своего ребёнка. Локк не просто ставит вопрос о правах ребёнка, но и связывает их с системой общественных договорных отношений. Он пытается создать модель образования с целью достижения разнообразия и свободы мышления, усиления способностей и активности души Локк Д. Избранное // Антология гуманной педагогики. с. 23..

Теория познания Локка создавала новую дидактику, основан-ную на эмпиризме и внимании к знанию собственных познаватель-ных способностей и овладении общими мыслительными операция-ми (рефлексией, сравнением, аналогией, абстрагированием, ассоциацией, обобщением). Дидактика Локка также базируется не на знаниях, умениях и навыках, а на свободе ума. «Сообщить уму свободу» -- вот задача образования по Локку. Ум должен быть всегда свободен и готов обратиться к разно-образным объектам. Каждый человек кроме случайных пристрастий имеет любимые занятия, которым душа его отдаётся с особым усердием; но все-таки лучше всего, если она всегда будет оставаться свободной и в свободном распоряжении человека, готовая работать по его указанию.

В работе «о воспитании разума» он писал: «Задача обучения заключается не том, чтобы довести учащегося до полного усвоения всех наук или да-же одной из них, а в том, чтобы сообщить уму ту свободу, то предрас-положение и те привычки, которые бы сделали его способным в ход дальнейшей жизни овладеть любой областью знания, которой он зай-мётся или которая ему понадобится» Там же. с..61.

Расширение эмпирического пространства науки и её теоретиче-ских основ сформировало тот набор учебных предметов, который до-жил до наших времён.

Локк ратует за утверждение в обществе состояний равенства и свободы на основе естественного закона. Закон представляет собой не столько ограничение, сколько руководство для свободного и ра-зумного существа в его собственных интересах и предписывает только то, что служит на общее благо. Свобода основана на законе природы как проявлении высшей воли, поэтому обязательства, налагаемые законом, всеобъемлющи. Таким образом, нравственный поступок -- это результат свободного выбора, а человек, как разумеющий свободный субъект, всегда есте-ственным образом ищет счастья и избегает несчастья, согласуя по-ступки с естественным законом. В объяснении нравственных основ свободного выбора Локка можно считать предшественником Канта и его категорического императива. Локк в «Опыте о человеческом разумении» задает вопрос: «Что такое свобода?» Идея свободы есть идея способности (возможности, силы) совершить действие или воздержаться от него, есть наличие возможности выбора действия (или хотения) и там, где нет возможности выбора, нет свободы, а наличествует одна только необходимость. Свобода оказывается для Локка осново-полагающей человеческой ценностью (без свободы невозможно счастье). Человек, по его словам, -- это свободный деятель, который дол-жен уметь правильно использовать свои силы и действия для достижения благих и полезных вещей.

Свободомыслие в философии образования ведёт к последовательному отрицанию насилия и принуждения в школах: дети, пишет Локк, приписывая книгам испытываемые ими в школах страдания, потом всю свою жизнь не примиряются с учением и употреблением книг, чтение становится для них мукой.

Концепция естественного права Локка повлияла на формирова-ние представления об общественном человеке, в котором совмещены свобода и общественные начала. Локк считал человеческий разум, душу «чистой доской», что практический опыт помогает формировать сознание человека с первых шагов жизни, у него возникают собствен-ный внутренний опыт и затем простые идеи, которые Локк называет рефлексией. Чтобы наша мысль, душа получила общие и более слож-ные идеи, необходимо размышление -- своеобразное сито мысли-тельной деятельности. Теория познания Локка была направлена против схоластики. Не случайно и образование ставит задачи развить самостоятельное мышление. Локк вскрывает фундаментальное противоречие воспитания, указывая его полюсы: один полюс -- «забота» как естественная ос-нова отношений родителей и ребёнка; другой -- деспотическое господство над ним. Объясняя возможность выхода из этого противоре-чия, он ставит рядом, через запятую, три действия взрослого, которые необходимы в его взаимоотношениях с ребёнком: защита, поддерж-ка, помощь. В «Мыслях о воспитании» эти действия рассматривают-ся более подробно. Смысл рассуждений Локка: постепенный отход от опеки ребёнка, необходимой в младенчестве, и воспитание в нём от-ветственности, самодисциплины, самоконтроля, выдержки. Локк го-ворит об опасности подавления воли ребёнка: робкие и вялые души, духовно неразвитые люди очень редко чего-либо достигают. «Избежать этой опасности, пишет Локк, -- большое искусство, и тот, кто нашёл способ сохранить душу ребёнка непринуждённой, деятельной и сво-бодной и в то же время удержать ребёнка от многих вещей, к которым его влечёт, и направлять его к тому, что ему не совсем нравится, тот постиг, как примирить эти противоречия, тот овладел действительным секретом воспитания». Локк Д. Избранное // Антология гуманной педагогики. с. 65..

Один из главных способов общения с детьми и их воспитания внедрение в их сознание понятий чести и позора, постоянная похвала их действий, по-ощрение их заботы о своей хорошей репутации. Тогда объекты же-ланий превращаются в фактор, способствующий добродетели. Но в то же время дети должны в своих невинных играх и детских выход-ках пользоваться полной свободой, их не следует стеснять, пока эти проявления совместимы с уважением к окружающим. «Применяйте ласковые слова и мягкие уговоры» -- важная рекомендация воспитателю. Осторожность, внимание, топкое изу-чение детского характера, тщательная оценка поступков ребёнка, мягкое урезонивание в форме рассуждения с ним -- таковы приёмы Локка. По мнению Локка, чувство гордости следует поддерживать и использовать в качестве «главнейшего орудия воспитания». И это всё есть не что иное, как раскрытие методов педагогической под-держки.

«Мы не должны, - пишет Локк, рассчитывать на то, чтобы полно-стью изменить прирождённые характеры детей, сделать весёлого -- задумчивым, а меланхолика -- весёлым. Природные дарования каждого должны быть развиты до возможных пределов. Привить ре-бёнку что-либо другое будет бесплодным трудом. Нужно только удерживать детей от дурных поступков, а во всём остальном предо-ставить свободу. Мягкостью своего обращения и сдержанностью да-же в мерах воздействия воспитатель научит детей понимать дейст-вия взрослых» Локк Д. Избранное с. 139.

.

Определяющим педагогическим методом он считал личный при-мер наставника, а решающим условием -- индивидуальный подход к ученику. Выступая как против наказаний (поскольку они формируют раба) и захваливания (поскольку оно стимулирует корыстный интерес воспитанника), Локк обращал внимание на необходи-мость ровных, дружеских отношений между взрослым и ребёнком, однако видел возможность принуждения в случае упрямства и неподчи-нения ученика учителю. Но здесь возможна и другая опасность: рабская дисциплина создаёт рабский характер. Любой предмет, ес-ли он превращается в бремя, немедленно становится скучным заняти-ем, и душа ребёнка проникается к нему отвращением.

Локк отдаёт предпочтение домашнему образованию, поскольку обладал и сам огромным опытом наставника. «Смешно было бы, внушив ребёнку принуждением и побоями отвращение к занятиям, ожидать, что он свободно, по собственному побуждению бросит игру и с удовольствием воспользуется случаем поучиться. Между тем при правильной организации дела занятие ка-ким-либо предметом учебной программы можно было бы превращать и такой же отдых от игры, каким игра является после учения». Там же. с. 140. Отсюда и новые требования к воспитателю (как к взрослому, специально предназначенному к общению с детьми). Здесь нужны такие способности, как забота о детях, авторитет в глазах воспитанни-ки, сдержанность, нежность, усердие, осторожность. Особо Локк выделяет понимание и знание воспитателем культуры, чему нельзя просто научиться из книг, а также способность к совместной с ребёнком деятельности, умение стать для него старшим другом, поддержать растущего человека.

Утверждая новые приоритеты образования, он одновременно указывал на важность учёта уровня развития, интересов и способнос-ти ученика. Он возлагал особые надежды на утверждение в образо-вании его практической направленности, расширения опыта, инициативы, трудовых умений. При всём том он указывает па вторичиость учения, необходимость доминанты воспитания в подрастающем поко-лении добродетели, мудрости, благовоспитанности. Значительную роль он отводил созданию благотворной культурной и образовательной среды, которая особенно важна в семейном воспитании.

Идеи Ж.Ж. Руссо.

Первым наиболее ярко попытался выразить идеал педагогики свободы Жан Жак Руссо (1712 - 1778) , причем сразу же обнаружились и глубинные данного подхода к воспитанию.

Главным педагогическим основанием разработки оригинальной педагогиче-ской системы Руссо было стремление создать человека, способного к счастью, готового к борьбе за него при осознании, что в человеческой жизни всегда возможны страдания и лишения. Желание исправить неправильное воспитание, ломающее внутренний мир ребенка и уничтожающее природное совершенное начало, навязы-вающее ему накопленные обществом пороки и предрассудки, побудило Руссо создать своеобразную целостную теорию, суть которой состоит в отрицательном, оберегаю-щем воспитании.

Суть теории свободного воспитания Ж.Ж. Руссо) состоит в следующем: цель -формирование естественного человека (воспитание человека для него самого); ве-дущие принципы - свобода, природосообразность, любовь к ребенку (создание усло-вий для свободного развития); содержание - трудовые навыки, нравственные нормы, необходимые знания (география, ботаника, арифметика, письмо, обязанности челове-ка (все, что необходимо взрослому человеку для жизни); метод - метод «естественных последствий»; средства - труд, свободное общение, игра; субъект - на-ставник, выполняющий обязанности отца, учителя, друга. Ребенок поставлен в центр педагогического процесса, его потребности, интересы, желания определяют логику этого процесса. Истинное воспитание - это воспитание человека для него самого, создание условий, позволяющих ему реализовать свое естественное право.

Свою концепцию воспитания Руссо изложил в произведении, в котором он сконцентрировал свои размышления о врожденной доброте человека: это «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо Ж.Ж. Сочинения. М.: Янтарный сказ. 2001., трактат, который он считал лучшим наиболее важным из своих трудов и в котором его педагогические воззрения выражены через художественные образы. В предисловии к «Эмилю» Руссо отмечал, что пишет эту книгу на основании своих собственных идей и считает, что именно этот труд дает ему право на основании своих собственных идей и считает, что именно этот труд дает ему право на признательность людей, так как человечество может быть спасено только посредством воспитания. У Руссо  пафос педагогики свободы  однозначно сочетан с обращением к естественному, природному состоянию человека и, одновременно, с безоговорочным отрицанием культуры. Основной педагогический труд Руссо  «Эмиль» начинается с формулировки: «Все хорошо, что выходит из рук Творца, и все вырождается в руках человека» Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании.// Руссо Ж.Ж. Сочинения. М.: Янтарный сказ. 2001. с. 179.

.

По Руссо, культура неизбывно одностороння и рассудочна. Сложившиеся виды искусства убивают живое человеческое чувство. «Научный воздух убивает науку» Там же. с. 189. Культура искусственна, ее формы частичны, они не адекватны целостному природному человеку, и потому порождают уродливую специализацию, разделение труда и ведут к общественному неравенству и рабству. Человек «из целого становится дробью», он попадает в рабскую зависимость от других и утрачивает свою свободу. «В гражданском обществе человек рождается, живет и умирает в рабстве: когда он родился, его закутывают в пеленки; когда он умирает, заколачивают в гроб; пока он сохраняет человеческий облик, он скован цепями наших учреждений… Бедный или богатый, человек здесь не смеет быть самим собой. «Это принято, а это не принято» - вот верховное решение общественного мнения. Нет своего, есть лишь чужое. Вместо живых, свободных и цельных людей - марионетки, прибитые к одной и той же доске, которых тянут за одну и ту же веревку» Там же..

Как же быть? Только воспитание может справиться с этой проблематикой. Каковым же должно быть воспитание, ведущее человека к свободе? Это, по определению, свободное воспитание. И здесь возникает самая трудная, шокирующе парадоксальная мысль Руссо, впоследствии ставшая знаменитой: «Уметь ничего не делать с воспитанником - вот первое и наиболее трудное искусство воспитания» Там же. с. 183.. Педагог должен только предоставлять тот материал, к которому сам ребенок почувствовал естественный интерес и потребность, как мать дает грудь младенцу - мысль, регулярно возобновляющаяся в самых разных версиях антиавторитарной педагогики (Иллич, Саммерхилл и др.).

Человек, однако, от природы - не пустое место. У него (точнее - в нем) имеются постепенно вызревающие способности, природа немало заложила в ребенка. Следует ставить ребенка в самые разные здоровые условия, когда он имеет возможность делать то, к чему у него есть природные задатки и только тогда, когда они проявляются, подобно тому, как в свою пору прорезаются зубы, а в иную - ломается голос. Ничего преждевременного, никаких приемов «опережающего обучения» и - самое важное для Руссо - никакого принуждения. «Эмиль не знает слов «обязанность» и «принуждение» - они просто отсутствуют в его словаре» Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании.// Руссо Ж.Ж. Сочинения. М.: Янтарный сказ. 2001. с. 180.. «Обучение наукам поставлено так, что учитель нечто излагает, только отвечая на вопрос Эмиля, - то есть ровно наоборот по сравнению с тем, что имеет место в обыкновенной школе» Там же..

Ребенка Руссо поставил в центр воспитательного процесса, кроме того, он утверждал, что ребенок не должен быть предоставлен самому себе, так как это ставит под угрозу его развитие. Сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях должен воспитатель. Он направляет его формирование, создает условия для его развития, но никогда не навязывает ему своей воли.

В обучении важно, полагал Руссо, не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Особый акцент делался на значении труда в воспитании, которое состоит во внушении ребенку чувства ответственности за то, что он делает. Кроме того, живя в обществе, человек обязан своим трудом оплачивать стоимость своего содержания. Трудовое воспитание у Руссо связано с нравственным, умственным и физическим совершенствованием. Религия в воспитании им в принципе не отвергалась, но указывалось на то, что она должна опираться на человеколюбие, на любовь к природе, на «влечения сердца», на сохранение достоинства человека.

При этом педагогика Руссо в отношении воспитания женщины предполагало формирование покорности и повиновения мужу, развитие умения шить, вязать, готовить, петь и танцевать. Естественно, это отражало традиции того времени.

Эта концепция Руссо была подлинным переворотом в педагогических воззрениях того времени. Трактат «Эмиль, или О воспитании» был признан вредным для общества, правительство издал указ об аресте Руссо. Но, согласимся с оценкой, данной авторским коллективом учебного пособия «История педагогики и образования» под руководством А.И. Пискунова: «ни одно другое произведение, посвященное вопросам воспитания детей, ни до, ни после «Эмиля» не оказало столь сильного влияния на развитие педагогической мысли. Последователей Руссо привлекала его вера в могущество детской природы, следование воспитания за спонтанным развитием ребенка, предоставление ему широкой свободы». История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений./ Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. - 2 изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ "Сфера". 2001. с.220.

Очевидно, что многие важнейшие идеи современной педагогики, равно как и педагогики будущего, обязаны именно Руссо  - импульсы антиавторитарной педагогики, эвристического образования или «педагогики вопроса», педагогики переживания, экологические тенденции в культуре и образовании и многое другое. Двести лет понадобилось человечеству, например, для того, чтобы попробовать рискнуть испытать идею Руссо  об отсутствии необходимости пеленать новорожденных, - вспомним целый бум педиатров и молодых матерей, который пронесся по США и Западной Европе в 60-е годы ХХ столетия.

Но исследователи отмечают и ряд противоречий. Известный российский педагог ХХ века, Сергей Иосифович Гессен (1870-1950), проницательно обратил внимание на кардинальное противоречие свободной педагогики в версии Руссо: «Но чего хочет Эмиль? Что он спрашивает? Он хочет и спрашивает именно того, чего желает, чтобы он хотел и спрашивал, его воспитатель Жан Жак. Эмиль находится под неустанным контролем Жан Жака, подобно тени следящего за каждым его шагом и расставляющего перед ним сеть искусно подстроенных случаев. Каждое «самостоятельное» действие ученика есть плод искусной махинации его воспитателя» Цит. по Пинский А.И. Педагогика свободы.// www.mschools.ru. Кстати, сам Руссо именует педагога «министром природы» Там же.. Гессен пишет также о том, что роковая ошибка в следующем: «свобода  понимается Руссо  чисто отрицательно, как отсутствие внешнего гнета. Она для него не цель, а факт воспитания» Там же..

В «Общественном договоре», открывающимся знаменитым утверждением, что «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах», Руссо  заявил о желании освободить людей ото всех «искусственных» ограничений. А. Пинский пишет: «именно Руссо  превратил так называемого дикаря в настоящего героя интеллектуалов-прогрессистов… и разработал концепцию свободы, превратившуюся в величайшее препятствие на пути к ее достижению. Провозгласив животный инстинкт руководящим принципом в деле упорядочения сотрудничества между людьми, причем принципом, по совершенству своему весьма превосходящим и традиции, и разум, Руссо  вслед за тем изобрел такую химеру, как воля народа, или «общая воля», благодаря которой народ «выступает как обычное существо, как индивидуум» («Общественный договор»)». Там же.

На второе ключевое противоречие указываемое исследователями (А. Пинский, и кстати Хайеком): «Каким образом идея свободы  может быть сбалансирована с теми ценностями традиции, собственности, права, порой противоречащие ей с точки зрения внешнего рассудка, но каковые, по сути, только и могут составить ее реальную основу и перспективу?»

Итак, параллельно с прогрессивными идеями концепция Руссо актуализировала и ряд проблем связанных с реализацией принципов свободного воспитания.

Песталоцци и его последователи.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) стал родоначальником влиятельного направления в педагогике под названием песталоццианства. На его воспитательную деятельность повлиял Жан Жак Руссо. Существенным отличием педагогической деятельности Песталоции от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно - образовательных учреждений.

В 1775 году была открыта. Нейгофская школа. Воспитанники работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они также приобретали минимальное общее образование: чтение, письмо, счет, пение. В сущности, это была попытка соединения обучения с производственной деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта (идея содержания приюта за счет производительного детского труда потерпела крах). Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци  пишет педагогический роман «Лингард и Гертруда», который принес ему громкую славу. «Еще при колыбели ребенка надо стараться оторвать воспитание из рук слепой причудливой природы и передать его в руки лучшей, разумной силы, которая опытом тысячелетий училась размышлять о сущности и принадлежности, действующих в ней законов…» Песталоцци Лингард и Гертруда. //Антология гуманной педагогики. М.1998. с.67. В труде определяются методы воспитания. Метод должен быть естественным. «Сама жизнь во всем объеме, как она действовала на детей, как она поражала их, как они пользовались ею - вот источник их учения, а это есть метода Гертруды». Там же. Здесь отчетливо прослеживается влияние идей Руссо о свободном воспитании.

В 1782 г. Песталоцци  начал издавать газету «Швейцарский листок», в котором помещались его рассказы. В 1798 году открывается приют в городе Станце, и Песталоцци  вновь приступает к практической педагогической деятельности. Тут организуется и исследуется воспитательный труд, развивающее обучение. Идет исследовательская работа по этим вопросам. У Песталоцци сформулирована идея элементарного умственного, нравственного и физического воспитания. Но и этот приют просуществовал недолго. В 1799 году Песталоцци  переезжает в Люцерн, а затем в Берн. В 1800 году открывает учебное заведение в Бургдорфе. Изучали: отечественный и французский языки, геометрию, арифметику, музыку, отечественную историю. Было шесть классов. Каждый день по семь часовых уроков, а день начинался в семь часов утра. Наиболее известное его сочинение «Лебединая песня» Песталоцци Лебединая песня //Антология гуманной педагогики. с.87..

Песталоцци  выдвинул ряд принципов воспитания и обучения: Основные начала воспитания должны не сочинять, но отыскивать; они лежат в природе человека. В природе человека лежит живое стремление к развитию - свойство органической природы. Воспитание должно устранять со своего пути препятствия, действуя более отрицательно, чем положительно. Положительное действие - возбуждение. Развитие человека начинается с чувственных ощущений, впечатлений. Средство к самостоятельности и самоопределению - самостоятельность. Практическая ловкость человека зависит от количества духовных и физических сил, следовательно, главное дело воспитания: нормальное развитие сил.

Религиозность зависит от влияния на ребенка благочестивой матери и энергичного отца. Религиозное воспитание должно находиться в руках матери. Главнейшие предметы формального образования или развития сил: форма, число, язык. И эти идеи также очень сходны с представлениями Руссо.

«Изнутри должен развиться человек: помочь ему в этом обязано воспитание» Там же. - идея Песталоцци  о воспитании. И.Г. Песталоцци  видит природу человека двойственно. В ней сосуществуют: животные потребности и человеческие потребности. Он отмечал, что для удовлетворения человеческих потребностей следует сначала удовлетворять животные потребности.

От всего обучения Песталоцци требует основательности. Он делил все подлежащее изучению на: географию, физику, естественную историю, астрономию. А в каждом разделе было 40 отделов. Песталоцци  предлагал при определении основ образования опираться на знания человеческой психологии. Общий психологический источник приемов воспитания и обучения - элементы (простейшие составные части человеческого знания). Воспитание Песталоцци  рассматривал как многообразный социальный процесс и утверждал, что обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Путем реализации своей педагогической теории Песталоцци  разработал метод элементарного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Идея элементарного образования: развитие в ребенке основ веры и любви через средства хорошей семьи. Песталоцци  разложил педагогический процесс на простейшие элементы: число, форму; язык - первичные элементы умственного воспитания. Например: обучение языку следовало начинать с учения о звуках (средство развития органов языка), затем учение о словах: (средство достижения известного). Учение о звуках (звуковой метод) делится на: учение о звуках в слове, учение о звуках в пении. Отношения ребенка с матерью, чувства гармонии, упорядоченности, красоты - элементы нравственного воспитания. Умение ударить, кинуть, перенести и прочее - элементы физического и трудового воспитания.

В первом методическом пособии «Азбука умений» Песталоцци рассмотрел простейшие трудовые умения: бросать, переносить, бить и пр. Указанные элементы прелагалось сделать первоосновой для разностороннего развития личности. Песталоцци  считал, что все элементное нравственное воспитание строится на трех основаниях: выработка с помощью чистых чувств хорошего морального состояния; упражнения нравственности на справедливых и добрых делах; формирование нравственного воззрения через размышления и составления правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится.

В качестве элементов физического и трудового воспитания предлагались различные упражнения на развитие суставов, а также метод элементарного образования. Это определенная система развития способностей, а также система упражнений. Метод предполагает самостоятельность учащихся. Цели и средства педагогических воздействий раскрываются Песталоцци, прежде всего, в содержании элементарных понятий. Например, программа воспитания бедняков, направленная на обеспечение физической тренировки в купе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей, включая такие пункты:

ь Ум (способность к самостоятельным суждениям)

ь Достоинство (способность к "самозащите" и "самопомощи")

ь Нравственность (любовь к ближним)

ь Физическое здоровье

ь Профессия и культура труда

ь Система мировоззренческих ценностей.

Цель воспитания: воспитание разносторонне развитого человека: физически, умственно, нравственно, эстетически развитого, готового к труду.

У Песталоцци  модель школы приближена к семье. В ней сочетается умственное и трудовое воспитание, соединяется обучение с ремесленным трудом, преследуется принцип развивающего обучения, - от простого к сложному. По мнению Песталоцци, воспитание должно идти в семье и школе на протяжении всей жизни. Он основоположник начального (формального) образования. Песталоцци  оказал заметное влияние на Западноевропейскую педагогику. За И.Г. Песталоцци  закрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя народной школы.

«Оценивая заслуги Песталоцци в развитии педагогической теории, особое внимание следует обратить на основные моменты: исходя из выдвинутых им общедидактических положений, он предложил оригинальную методику первоначального обучения детей; достаточно обоснованно для своего времени раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение изучения родного языка, в обучении которому он отводил главное место развитию устной речи, которое должно предварять обучение чтению и грамматике». История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. А.И. Пискунова. - 2 изд., испр. и дополн. М.:ТЦ «Сфера». 2001. с. 288 Акцент в работе Песталоцци делал на практическом усвоении. Что же касается идеи свободы, то мы видим существенное расширение этой категории в сравнении с пониманием Руссо, что проявляется в требовании единства элементарного образования вне сословной принадлежности, которое должно видоизменяться в зависимости лишь от индивидуальности воспитанника. Основу нравственного развития он видел в семейном воспитании, школьное же будет успешным, при условии действия в согласии с ним. Идеи Песталоцци стали плодотворной основой творческих поисков педагогов в последующем.

3.1.4. Свободное воспитание в западной педагогике с конца ХIХ в. до настоящего времени

Общая характеристика новых школ.

Конец XIX - ХХ вв. в западной педагогике появляется значительное количество инновационных идей и проектов экспериментальных школ. Модели альтернативного образования получают разные названия: «свободное воспитание», «свободное образование», «новое воспита-ние», «новые школы», «прогрессивные школы», «эксперименталь-ные школы», «открытое обучение», «необходимые школы», но при всём их различии, они могут быть по пра-ву объединены на основе общих критериев: так или иначе они строятся на формах организации, проти-воположных тем, что укоренились в традиционных школах, -- на не-стандартных учебных программах, либерализации управленческих отношений, организационных принципах и методах преподавания, ко-торые базируются на ценностях свободы. Во основе их деятельности лежат принципы: признание индивидуальных приоритетов образования и обеспечение демократических норм взаимодействия детей и взрослых; преодоление классно-урочную форму образования (меняются сами основы урочной дидактики, уроки заменяются студийными формами, в класс возвращается внеурочная деятельность, меняется дизайн комнаты для занятий: дети садятся в общий круг или объединяются в малые группы); инновационные школы становятся двигателем реформ образования во многих странах, стимулируют поиск новых педагогических средств и организационных решений, предлагая радикальные про-граммы реконструкции сферы образования.

В философии образования чётко обозначилось гуманистичес-кое течение, тесно связанное с гуманистической психологией (А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс). В центре философского рас-смотрения -- процессы самоопределения, самовыражения, самореализации личности (Я - копцепция) в образовании; автономия и сво-бода личности; педагогическая антропология; демократическое об-щение и самоуправление; преодоление противоречий педагогичес-кой (преподавательской) деятельности и поиск новых дидактических принципов.

Одновременно в философии образования складывается крити-ческое течение, ориентированное на обобщение идей реформатор-ской педагогики и обоснование альтернативных путей развития обра-зования (Иван Иллич, Паулу Фрейри).

В конце XIX - ХХ вв. было создано значительное количество альтернативных школ, анализировать их деятельность в данной работе не представляется возможным, и потому, ограничимся перечислением создателей и видных деятелей свободного воспитания, а подробно рассмотрим лишь особенности организации образования в вальдорфских школах и школах Монтесорри. Итак, это Сесил Редди, Алфред Норт Уайтхед, Эллен Кей, Франсиско Феррер, Эдмон Демолен, Селестен Френе, Густав Винекен, Герман Литц, Георг Кершенштейнер, Петер Петерсен и многие другие.

Основные отличительные особенности новых школ (всего участниками движения было выработано 30 признаков) приводятся в «Очерках понимающей педагогики Е.А. Александровой Александрова Е.А. Очерк первый исторический. Идеи свободы, сотрудничества и поддержки: прошлое и настоящее. с. 138. :

ь по своему типу эти школы были чаще всего частными загородными интернатами; природа -- обязательный элемент естествен-ной воспитательной среды;

ь дети занимались сельскохозяйственным и ручным трудом;

ь большое значение придавалось физической культуре, которая была гармонически соотнесена с интеллектуальной и художественной деятельностью; образование становилось интегральным в противовес изучению традиционных предметов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты