Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние
Обладая большим капиталом, ведя не всегда богоугодный образ жизни, Д.И. Смолин осознавал важность образованности и культуры в жизни общества. Он был крупнейшим меценатом в области образования, членом Курганского попечительского общества о тюрьмах, Общества вспомоществования бедным студентам, дипломированным членом Парижской национальной академии (за помощь в проведении научных изысканий), Общества попечения о раненых, учреждённого в Омске. В течение 12 лет был почетным членом Тобольского губернского попечительства детских приютов, за что пожалован орденом Св. Анны III степени. Особое внимание он обращал на развитие женского образования. В 1873 г. Дмитрий Иванович был председателем попечительского совета женской прогимназии. Только на приобретение и ремонт помещения для учебного заведения он затратил 7 тыс. руб. Библиотеки здесь были богаты местными документами. Дети бедных родителей не платили за обучение. После окончания прогимназии девочки проходили шестимесячную педагогическую практику в начальных школах и получали диплом сельской учительницы. Как христианин, Дмитрий Иванович заботился о нуждах церкви. В 1888-1891 гг. шло строительство церкви в с. Колесниково. Он выделил на эту стройку 100 руб. А когда церковь была построена, для освещения храма помог приобрести всю необходимую церковную утварь.
В 1895 г. с визитом в г. Курган приезжал архиепископ Агафангел. Разговор пошёл о том, что имеющиеся церкви не вмещают всех желающих. Архиепископ предложил собрать деньги на строительство нового храма и сразу же внёс своих 100 руб. Д.И. Смолин поддержал эту инициативу и выделил на строительство церкви 10 тыс. руб. Купцы братья Бакиновы - две тыс. руб., С.И. Березин - одну тыс. руб. Строительство церкви шло под непосредственным кураторством Д.И. Смолина, который оставил завещание своим детям, чтобы они завершили начатое дело после его смерти. Сын Фёдор Дмитриевич выполнил волю отца. С 1890 г. Д.И. Смолин был председателем Комитета по разбору и призрению нищих. В ночлежном доме он открыл бесплатную столовую, где ежедневно готовилась пища на 100 человек. Газета «Тобольские губернские ведомости» 23 февраля 1894 г. восторженно писала: «Нельзя подумать, что в этой столовой обедает 89 человек самых бедных людей. В действительности оно так и есть: все они получают в известный час по порции мяса, фунт хлеба и ковш щей, слив в туесок, и отправляются восвояси». Столовая просуществовала до 1924 г. и помогла пережить трудные времена многим людям. В 1890 г. в г. Кургане был открыт детский приют, рассчитанный на 20 детей. В создании этого учреждения также большие заслуги принадлежат Д.И. Смолину, который выделил на строительство дома для детского приюта 15 тыс. руб. Дом был обеспечен всем необходимым для содержания детей. Огромная подвижническая деятельность Д.И. Смолина выходила за рамки Курганской земли. Д.И. Смолин был награждён медалью «За усердие», орденом Св. Станислава II ст., орденом Св. равноапостольного Князя Владимира IV ст.
Он умер скоропостижно в 64 года в рабочем кабинете на втором этаже своего дома (ныне дом по ул. Куйбышева, 122) Проводить в последний путь вышли все, кто был в состоянии ходить. Гроб с телом покойного смолинские рабочие несли на руках через весь город, от его дома до Троицкой церкви, где состоялось отпевание, и где много лет до этого он являлся старостой. Были прерваны занятия в школах, училищах и женской прогимназии, ученики приходили прощаться классами. Хоронили Дмитрия Ивановича на окраине города за кладбищем в кирпичном склепе прямо перед алтарем строящегося храма св. Александра Невского как национального героя (сегодня это центр г. Кургана). За шесть месяцев до кончины, 3 апреля 1898 г. Дмитрием Ивановичем было составлено духовное завещание. Только одно перечисление лиц и организаций, в которые жертвовались деньги, занимает несколько страниц текста! Из капитала в 50 тыс. руб. (огромные по тем временам деньги) было завещано престарелым служащим, мастеровым и рабочим, прослужившим на предприятиях Смолина 20 лет, выдавать пожизненную пенсию по установленному порядку. Тем лицам, которые прослужили похвально 10 лет, выдать единовременный годовой оклад жалования. С бедных мелких безвексельных не платящих должников долгов не взыскивать, а простить им. После смерти Д.И. Смолина заместитель министра народного просвещения особым циркуляром разрешил в актовом зале Курганской прогимназии поместить портрет покойного председателя попечительского совета в память его 35-летнего плодотворного служения делу женского образования. Дело Д.И. Смолина продолжили его сыновья. Особенно большую работу вёл старший сын П.Д. Смолин. Он помог устройству Троицкого мужского училища, которое, не имея своего помещения, кочевало с одного места на другое. В конце 1883 г. освободился дом декабриста Розена, в котором было медицинское учреждение. Это здание передали училищу. П.Д. Смолин на свои средства провёл здесь ремонт, переоборудовал помещения. Была скомплектована хорошая библиотека. Ежегодно П.Д. Смолин выделял училищу по 100 руб. на разные нужды. Во время голода 1891-1892 гг. Пётр Дмитриевич выделил 27 пудов пшеничной муки для учащихся этого училища. В результате ежедневно выпекался хлеб. Это давало возможность регулярно подкармливать детей. Нередки были случаи выдачи нуждающимся детям новой одежды и обуви. По инициативе Петра Дмитриевича трёхклассное уездное училище было преобразовано в четырёхклассное. Были введены новые учебные дисциплины, в том числе, иностранные языки. Учебному заведению им было пожертвовано 5500 руб., значительная часть которых была израсходована на приобретение учебных пособий и художественной литературы. В 1901 г. Пётр Дмитриевич на свои средства открыл церковно-приходскую школу в предместье Тихоновка. Он сам нашёл место для школы, отремонтировал найденный дом в соответствии с учебным предназначением. Ф.Д. Смолин в 1903 г. построил рядом с Александро-Невской церковью деревянное здание на каменном фундаменте. Здесь была размещена двухклассная церковно-приходская школа. Она находилась под покровительством церкви. В школе был хор, который славился в городе своими голосами и профессиональным уровнем исполнения. Третий сын, А.Д. Смолин, часто по торговым делам был в г. Петропавловске. Там он стал почётным смотрителем 5-классного городского училища. Он оснастил училище мебелью, книгами, бедных учеников снабдил обувью и одеждой. Одного ученика взял на полное обеспечение.
Купечество края в пореформенное время берет на себя ответственность за развитие учебных заведений. В 1863 г. курганский купец М.П. Меньшиков обязался ежегодно перечислять в пользу открытой в 1858 г. в Кургане женской школы 84 руб. серебром - большие деньги по тем временам. Вслед за тем купеческое общество в связи с приездом в город Тобольского губернатора составило приговор, в котором «изъявило желание жертвовать в пользу школы каждогодно». В 1866 г. выходец из курганского купечества Санкт-Петербургский 1-й гильдии купец В.Т. Богашев пожертвовал 3000 руб. серебром на содержание в Тобольской гимназии одного воспитанника из уроженцев Курганского округа. Во второй половине ХIХ в. в Зауралье появляется новый культурно-исторический тип купца-предпринимателя. Одним из первых его представителей можно назвать курганского купца Ф.В. Шишкина. Ф.В. Шишкин был фигурой очень колоритной, он путешествовал, увлекался разведкой золотых россыпей на северном Урале, организовывал за свой счет экспедиции. Курганский историк-краевед А.М. Васильева, описывает его как «человека образованного, интеллигентного и умного, честного общественного деятеля и благотворителя» [2]. В 1845 г. при участии купца С.И. Березина в Кургане был заложен и возведен каменный собор Богородице-Рождественский по ул. Троицкой (ныне ул. Куйбышева). В этом храме были установлены мраморные полированные доски, на которых выгравированы и позолочены имена жертвователей. На самой большой плите отмечен купец С.И. Березин, внесший 100 тыс. руб. За заслуги по духовному ведомству староста Богородице-Рождественской церкви купец второй гильдии С.И. Березин пожалован серебряной медалью на Станиславской ленте. Курганские купцы Демин, Ведерников, Карпов, ездившие на Ирбитскую ярмарку, тоже внесли вклад в строительство Богородице-Рождественской церкви, собрали по подписным листам с торгующих крестьян и купцов 232 руб. 10 коп. За отличия по ведомству Общества попечительного о тюрьмах награждены серебряной медалью «За усердие» для ношения на Станиславовой ленте директора Курганского отделения купцы Г. Вахутин и В. Шветов. Школу грамоты в д. Старо-Сидоровка открыл купец И. Балакшин. Она разместилась в специально построенном помещении на 100 человек. Учителям было предоставлено жильё и зарплата.
Большая благотворительная деятельность проводилась в г. Шадринске. Городской голова В.Я. Мокеев, человек состоятельный, многое сделал для благоустройства своего города. Он купил просторное здание, которое отремонтировал, оборудовал и передал городу под реальное училище. Городская газета «Исеть» от 05 ноября 1915 г. сообщала, что В.Я. Мокеев жертвует Обществу Трудовой помощи, содержащему детское убежище, «свой дом, где помещается в настоящее время реальное училище, поставив условием, чтобы Общество собрало неприкосновенный капитал в 2000 руб., проценты с которого должны идти на содержание и ремонт дома». В.Я. Мокеев как городской голова работал на общественных началах. Очень любил свой город, старался его благоустроить. Место под первую электростанцию он частично передал городу безвозмездно. Больше всех сдал золота во время акции для голодающих петербуржцев и москвичей. Делал вложения в строительство многих общественных зданий. Например, Василий Яковлевич купил просторное здание, отремонтировал, оборудовал школьными принадлежностями и пожертвовал городу под реальное училище (сейчас - школа № 10). Участвовал В.Я. Мокеев и в строительстве Шадринской железной дороги. С купцом А.А. Лещевым ездил в Санкт-Петербург ходатайствовать об устройстве железной дороги до Екатеринбурга. Во время строительства дороги большую часть ее прошел пешком, потом предложил инженерам некоторые исправления.
Мокеев принял участие в оборудовании городского сада, который создавали на месте березовой рощи, подаренной городу купцом Ф.И. Фетисовым. На строительство горсада городская управа выделила 550 руб., жители города пожертвовали 4031 руб., а В.Я. Мокеев купил в г. Москве на личные средства оборудование для фонтана. При Советской власти В.Я. Мокеев жил в бедности, просил милостыню. Умер в 1939 г. Место его захоронения неизвестно. В 1837 г. Золотая медаль с надписью «За полезное!» для ношения на шее на Аннинской ленте была пожалована шадринскому купцу первой гильдии А. Горохову, пожертвовавшему учреждаемому в г. Камышлове приходскому училищу дом и денежный вклад. После получения известия о награде купец принес в дар училищу еще 5000 руб. В 1840 г. такая же награда вручена шадринскому купцу, Почетному гражданину города Ф. Фетисову, который выстроил для местного приходского училища каменный флигель. Через несколько лет Фетисов выделил на ремонт Шадринского уездного училища 3000 руб. А благотворительный (фетисовский) капитал, пожертвованный городу, позволял оказывать помощь людям, попавшим в трудные ситуации. Например, по постановлению Городской Думы в июне 1873 г. выдано по 35 руб. купцам, мещанам и духовным лицам, лишившимся недвижимой собственности в большом пожаре, случившимся в городе 4 июня 1873 г. В 1832 г. в г. Шадринске построен первый каменный корпус гостиного двора за счет средств коммерции советника Ф.И. Фетисова с присоединением складочной суммы (вкладов граждан). Высочайшим повелением от 10 ноября 1832 г. гостиный двор разрешено считать собственностью городского общества. В 1840 г. крестьянин А. Воложанин устроил за свой счет в Шадринском уезде два каменных училищных дома в слободе Ольховской и с. Большеканашинском. За что и получил от правительства серебряную медаль для ношения на груди. Двухэтажный дом № 76 по ул. Михайловской в ХIХ в. принадлежал купцу З. Черепанову, который поддерживал строительство храмов. Его радениями была выстроена Свято-Троицкая церковь на ул. Николаевской (ныне ул. Ленина) в 1839 г. А так же церкви в сс. Погадайском и Сосновском. Ушковы - выходцы из уральских крепостных крестьян, перебрались в г. Шадринск в конце XVIII в. В г. Шадринске у них было более десятка домов. Например, они соединили в один два рядом стоящих дома, - получилось приличное здание для женской гимназии, которую они подарили городу. А торговый ряд с брандмауэром (бывшее здание краеведческого музея по ул. Комсомольской) Ушковы продали городу в рассрочку на 50 лет. А.Г. Ушков (1842-1918) Потомственный Почетный гражданин, гласный (депутат) Городской Думы награжден двумя серебряными и золотой медалями «За усердие» на Станиславовой и Аннинской лентах. Мариинская женская гимназия открыта в Шадринске в 1906 г. Одно из ее двух зданий - «Красная гимназия» было построено на месте, подаренном городу крестьянином Д.М. Шимолиным в 1872 г. Мещанская вдова Т.Я. Кощеева завещала на благотворительные и просветительные учреждения средства в ценных бумагах и кредитных билетах. В память о своем муже купце И.В. Ветошеве его вдова Е.Я. Ветошева пожертвовала в пользу общества дом и денежные средства на богадельню и детское убежище. В декабре 1894 г. купец 1-й гильдии Ф.А. Соснин написал заявление в Шадринскую городскую Думу о передаче полукаменного дома с землею со всеми надворными постройками по ул. Екатеринбургской (ныне ул. Свердлова) в пользу Шадринского городского общества специально для помещения детского приюта. Городская Дума оценила имущество в 15000 руб. и постановила «довести до сведения Господина Начальника губернии и просить его превосходительство представить по своему усмотрению господина Соснина к награде» [6].
Ф.А. Соснин так же приобрёл и приспособил для Шадринского городского четырёхклассного училища каменный двухэтажный дом (ныне дом находится на перекрестке улиц Луначарского и К. Маркса). Стоимость его составляла 25 тысяч рублей. Им были также пожертвованы дома для церковно-приходской школы и для священнослужителей. В 1900 г. Ф.А. Соснин передал городу под богадельню каменный дом с пристройками и усадебными местами и определил проценты с капитала в 25 тыс. рублей на содержание неимущих. Это здание по своему размеру и удобству дало возможность разместить здесь 25 призреваемых человек, а также администрацию и прислугу. Здание больницы для неизлечимых и хронических больных им. А.П. Ночвина построено на углу ул. Екатеринбургской, Короткой и Покровской по проекту городского техника А.В. Промышленникова и велось на деньги (100 тыс. руб.), оставленные по завещанию А.П. Ночвиным. Городская газета «Исеть» от 4 января 1914 г. сообщила, что 29 декабря 1913 г. больница на 20 коек начала действовать. Попечителем стал младший брат А.П. Ночвина. Долгие годы больница выполняла свое предназначение. Сейчас в этом здании городской краеведческий музей. Шадринцы ценили благотворительную деятельность. 13 декабря 1899 г. на заседании Шадринской городской думы по предложению А.А. Лещева «в знак особой признательности и уважения за полезную для местного населения благотворительность» [5] большинством голосов принято решение о постановке в зале собраний Думы портретов Ф.А. Соснина и А.П. Ночвина и о переименовании улиц Земляной (на которой жил Ф.А. Соснин) в Соснинскую а, Красной (на которой, будучи в Шадринске, жили А.П. Ночвин и его родители) - в Ночвинскую. В Пермских губернских ведомостях краевед А.Н. Зырянов рассказывал о больших денежных вкладах в пользу Далматовского монастыря братьев Пономарёвых - выходцев из крестьян Далматовской волости. В 1835-1840 гг. время монастырские служители решили соорудить каменную однопрестольную церковь на месте деревянной усыпальницы старца Далмата. Начался сбор пожертвований. Первым благотворителем приходской церковной книге 1 сентября 1836 г. подписался П.Д. Пономарев и представил в церковное казнохранилище более 10 тыс. Среди жертвователей 1836 г. на строительство церкви упоминается и сестра его - вдова Ф.Д. Ломтева, проживающая в Перми. Она внесла 1000 руб. Щедрым вложением своего капитала в пользу жителей Далматова и уездного города Шадринска особенно прославился третий брат Пономаревых - Дмитрий Дмитриевич. Родился Дмитрий Дмитриевич в 1784 г. Обучался в духовном училище при монастыре, где и служил затем подьячим (письмоводителем). Разобрал и привёл в порядок архивные документы с 1658 г., за что был награждён деньгами сверх жалования. За усердную многолетнюю государственную службу Д.Д. Пономарев награждён орденами св. Владимира IV степени, св. Анны III ст. и Станислава II ст. В 1834 г. пожалован на дворянство и чином надворного советника. После государственной службы Дмитрий Дмитриевич всецело занимается коммерческой деятельностью. Образованный, трудолюбивый и довольно предприимчивый, наш земляк сумел сколотить немалые богатства: он имел золотые прииски в Сибири, винокуренные заводы в Оренбургской и Енисейской губерниях, богатые поместья в Московской и Костромской губерниях, винные откупа. В 1838 г. купил с торгов Холуницкие чугуноплавильные и железоделательные заводы и владел ими до самой смерти. Умер он в г. Санкт-Петербурге 30 января 1844 г., оставив жене Анастасии Петровне, сыновьям Александру и Дмитрию, дочери Лидии миллионное состояние, в духовном завещании он обязал своих наследников внести в один из банков 7500 руб., проценты с этого капитала раздавать ежегодно в помощь бедным жителям г. Далматова. Опекунами были жена Анастасия Петровна, а затем сын Александр Дмитриевич. Нуждающихся в помощи жителей указывали и удостоверяли крестьяне села Далматова Ф.Д. Пономарев, А.С. Ворванин, И.П. Волосников, Г.Л. Грязнов, М.Д. Шабанов, И.А. Иванчиков, Л.Д. Боголюбов, Л.И. Стафеев. Списки заверяли печатями кандидат волостной головы Устинов, заседатель Боголюбов, волостной писарь Зырянов. Помощь даже в 4-5 руб. для бедной крестьянской семьи была в то время довольно ощутимой. Дойная корова в ту пору стоила 7-10 руб., пуд пшеницы на ярмарке - 17 коп., пуд ярицы (яровой ржи) - 14 коп.
Кроме этого, помощь землякам от Дмитрия Дмитриевича долгое время поступала через Шадринский Общественный Пономарёва банк. В завещании Д.Д. Пономарёв просил свою жену учредить в гг. Далматове или Шадринске банк, доходы которого, за исключением расходов и отчислений в приращение капитала, по одному проценту обращать в пособие бедным или в пользу приходского и уездного училища. На это предназначалось 15 тыс. рублей серебром. 18 января 1863 г. вышел указ губернатора об учреждении в Шадринске Общественного Пономарева банка. Банк предоставлял под проценты кредиты купцам и предпринимателям, а из чистой прибыли выделял деньги на нужды просвещения, помощь беднякам. В 1899 г. купец Ф.А. Соснин пожертвовал 1000 руб. в Общественный Пономарева банк, как вечный вклад, проценты которого поступали в пользу Спасо-Преображенского собора.
Купцы г. Куртамыша (братья Шахрины, А. Попов, Г. Петухов, И. Реутов и др.) чувствовали себя хозяевами города, и это накладывало на них определенные обязанности. На купеческие средства обустроено Петуховское озеро. Там плавали лебеди. Летом можно было покататься на лодке, а зимой заливали каток. Представителям купечества Куртамышане обязаны прекрасным местом отдыха у Кочаринских родников. В Народном доме ставились спектакли на купеческие деньги. Оказывалась поддержка учебным заведениям. Не только купцы и промышленники становились меценатами. Немало на зауральской земле было и есть подвижников и бескорыстных ее служителей. Например, 19 марта 1861 г. в Шадринске при Приходском училище открылась воскресная школа для мальчиков. Учителя работали бесплатно. М.Д. Русинов - Курганский краевед, педагог не имел больших капиталов. Его благотворительная деятельность посвящалась исследованиям зауральского края. Родился М.Д. Русинов в 1860 г. в г. Тара Тобольской губернии. Он закончил Омскую учительскую семинарию и незадолго до своего 19-летия, с 26 июня 1879 г., был зачислен на учительскую службу по ведомству Министерства народного просвещения. Его направили в г. Курган.
К началу 1924 г. 63-летний Русинов имел за плечами солиднейший стаж преподавательской работы (44 года) и продолжал учительствовать, совмещая свою педагогическую деятельность с заведованием на общественных началах окружным краеведческим музеем, который находился в ведении окружного отдела народного образования (ОКРОНО). Летом 1924 г. учитель Русинов вместе с библиотекарем И.А. Ленским организовал при краеведческом музее кружок по изучению местного края. Непродолжительное существование кружка перекинуло мостик от него к учреждению полноценного Курганского общества краеведения. Основание общества состоялось 28 сентября 1924 г. При освещении истории благотворительности в зауральском образовании нельзя не отметить подвижническую деятельность священника И.М. Первушина, который прибыл в с. Замараево в 1856 г. С 1860 по 1862 гг. И.М. Первушин издавал рукописный журнал, в котором критиковал невежество и косность, призывал к просвещению. На пятнадцатый день своего приезда в с. Замараево И.М. Первушин обратился в сельское управление с просьбой выделить вблизи церкви помещение для училища. Вопрос с помещением был решен только через три года. С трудом преодолевая сопротивление крестьян, не видящих смысла в образовании, священник смог к 1861 г. привлечь в школу 20 крестьянских детей. Взрослые посещали воскресную школу, для обучения в которой А.М. Первушин предлагал прямо в церкви аспидные доски, азбуки, карандаши и бумагу. Не рассчитывая на поддержку государства, единственными помощниками в педагогической деятельности Первушина стали его друзья - Д.Д. Смышляев, известный общественный деятель, историк, редактор Пермских губернских ведомостей, и А.Н. Зырянов - краевед, просветитель. С началом работы Шадринского земства наступил новый этап в подвижнической деятельности Первушина, которого избрали членом училищного совета. Впоследствии А.М. Первушин был переведен в г. Шадринск, а затем в с. Мехонское, где тоже принимал активное участие в развитии образования и занимался математическими исследованиями. А.Л. Михащенко в своей монографии по истории зауральского образования [21] проводит аналогию во взглядах и жизни А.М. Первушина и Л.Н. Толстого, которые добивались открытия учебных заведений, повышения платы учителям, оказывали посильную материальную помощь крестьянским детям в снабжении их необходимыми для учебы принадлежностями, издавали рукописные журналы, готовили учебные пособия и пр.
В 60-90-е гг. XIX вв. в народном образовании плодотворно трудилась П.А. Черемухина, открывшая в г. Далматове у себя на дому 2 октября 1861 г. женскую школу. Это было первое сельское женское учебное заведение в зауральской провинции. Благодаря настойчивости П.А. Черемухиной появились благотворители. Шадринский купец А.Г. Демидов внес 10 руб., а тринадцать других благотворителей еще 30 руб. 40 коп. Купец Зайцев пожертвовал деревянный дом. Несколько лет энтузиасты П.А. Черемухина и ее муж священник Николаевской церкви Н.И. Черемухин бесплатно обучали в школе крестьянских девочек, не смотря на то, что у них было своих семеро детей. С учреждением Шадринского земства материальное положение школы улучшилось. Педагогический труд П.А. Черемухиной отмечен золотой медалью «За усердие».
Сельская учительница А.М. Буторина, работающая в с. Ольховское с 1879 г., отличалась альтруизмом и преданностью делу образования крестьянских детей. Например, при открытии двухклассного сельского училища она согласилась бесплатно проводить занятия с учениками старшего отделения до начала действия новой системы, безвозмездно подготовила пять учениц к поступлению в прогимназию, шесть девушек - к сдаче экзамена на звание сельской учительницы, содержала с 9 лет на свою зарплату одну ученицу, ставшую потом учительницей. Пытаясь помочь матерям-крестьянкам, Буторина выступила с предложением открыть на летнее время приют в с. Ольховском. На собранные подписные деньги, значительная часть которых принадлежала самой Буториной, энтузиастка организовала приют в свободном здании школы. Крестьянки, доверяя учительнице, отдавали детей в дневное время под присмотр нянек, за которыми следили дежурные надзиратели. Приют закрыли из-за сырости помещения и недостатка средств. В 1890 г., уже после смерти учительницы, на ХХ очередном уездном земском собрании инспектор народных училищ предложил увековечить память А.М. Буториной специальной стипендией ее имени. С этой целью жители с. Ольховского открыли подписку по сбору средств, а земство постановило ассигновать 200 руб. Среди благотворителей нечасто называют имя заведующего Далматовским музеем-монастырем И.А. Иванчи, а ведь он создал, по мнению В.П. Бирюкова, Далматовский музей-монастырь, посвятив этому делу все свои силы и отдав все свои трудовые сбережения. Яркая и самобытная личность - уроженец небольшого зауральского с. Першинского В.П. Бирюков, ставший одним из образованнейших людей своего времени, который щедро делился с земляками всем, что у него было. В марте 1935 г. Бирюков передал безвозмездно Челябинскому горсовету свою личную библиотеку, состоящую из 80 тыс. экземпляров. Эту библиотеку Бирюков собирал 32 года. В 1960 г. в г. Свердловске был открыт Уральский центральный государственный архив литературы и искусства. Он возник по инициативе Бирюкова, его основой является собрание документов Бирюкова. Главным делом его жизни, особенно первой ее половины, было основание на общественных началах краеведческого музея. Многие организации и представители общественности поддержали идею создания научного хранилища. Наряду с ассигнованием государственных средств от Уездного Пермского собрания в ноябре 1917 г. в сумме 4082 руб. поступали безвозмездные дары отдельных лиц. Хлопоты Бирюкова по созданию музея осложнялись назревшими в стране революционными событиями. Требовалось немало усилий и средств в условиях роста цен, ослабления местной власти. В.П. Бирюков вспоминал, что до конца 1917 г. ни копейки не получил на дело организации и содержания музея, все делалось за счет личных заработков и своими собственными руками. Труды Владимира Павловича увенчались успехом. 27 декабря 1917 г. (по старому стилю) в 12 часов дня в помещении городской думы состоялся акт открытия Шадринского научного хранилища. 4 ноября 1918 г. краеведческий музей Шадринского научного хранилища открылся для публики. Число посетителей музея увеличивалось с каждым годом и к концу 1920-х гг. достигло примерно 90 тыс. человек ежегодно. Пример подвижнической жизни В.П. Бирюкова и в наши дни помогает зауральцам познать свою малую родину. Александра Никифоровича Зырянова называют зауральским просветителем, талантливым самородком из крестьян. Он родился в небогатой семье и всего один год проучился в Далматовском духовном училище. Благодаря природным способностям и трудолюбию в 1852 г. А.Н. Зырянов стал членом Императорского русского географического общества, от которого впоследствии в 1860 г. получил серебряную медаль «за постоянно доставляемыя интересныя сведения о Шадринском уезде Пермской губернии» [12, стр. 300]. Все изыскания А.Н. Зырянов проводил на собственные средства, которые зарабатывал в должности писца волостного правления, бухгалтера городской управы, поверенного по судебным делам.
С октября месяца 1859 г. в с. Иванищевском была учреждена безвозмездная для чтения библиотека, собранная попечениями потомственного почетного гражданина редактора Пермских газетных ведомостей Д.Д. Смышляева и волостного писаря А.Н. Зырянова, а впоследствии поддерживаемая пожертвованиями разных благотворительных лиц. Д.Д. Смышляев сумел заинтересовать пермское общество, там был организован вечер в пользу иванищевской библиотеки, давший организаторам 72 руб. 72 коп. прибыли. А.Н. Зырянов с удивительной настойчивостью добился того, чтобы издательства послали, большей частью бесплатно, журналы и книги в библиотеку. В августе месяце этого же года А.Н. Зырянов был переведен в заштатный г. Далматов, и библиотека перевезена туда же. «Не желая совершенно потушить начинающуюся искру просвещения между крестьянами, и охладить их желания к чтению книг, отставной надворный советник М.И. Топорков и священник с. Иванищевского Стефан Поляков, под заведыванием нижеподписавшегося, вновь учреждают в с. Иванищевском безвозмездную для народного чтения библиотеку, в которую к 1 числу декабря любителями просвещения пожертвовано боле двухсот томов, ? книг разного содержания. Из числа жертвователей в особенности оказали усердие гг. Шадринский окружной начальник В.О. Козлов, помощник его А.М. Топорков, письмоводитель окружного управления Д.О. Баронский и чиновница А.З. Вешнякова, а так же мещанин Ф. Толшин» [29].
В г. Далматове А.Н. Зырянов является инициатором создания женской школы с классами рукоделия, тратит силы на раскопку курганов и обработку материалов, изучает народный быт. Из записанных им в Шадринском уезде сказок составлен второй том известного собрания «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. Исследование А.Н. Зырянова о кустарных промыслах Шадринского уезда, опубликованное в трудах Вольного экономического общества, было удостоено серебряной медали этого Общества. Далматовский мещанин А.Н. Зырянов в сентябре 1874 г. заявил очередному шадринскому уездному земскому собранию, что он жертвует свою библиотеку в пользу земства с тем, чтобы она послужила основанием для Шадринской публичной библиотеки. Земское собрание, приняв пожертвование с искренней благодарностью, поручило управе выработать правила об учреждении в городе земской библиотеки и читальни. Самое живое деятельное участие принял в открытии библиотеки Е.Г. Кривоногов. 2 апреля 1876 г. библиотека начала свое развитие, которое продолжается по сей день. Умер А.Н. в 1884 г. Зырянов в бедности. В 1907 г. Шадринское земство установило на его могиле в г. Далматове мраморный памятник.
Русская земля всегда была щедрой на таланты. Одаренные люди, добившись высот в какой-либо деятельности, часто оказывали посильную помощь своей малой родине и землякам. Во многих музеях мира, в т.ч. в Третьяковской галерее, хранятся произведения русского художника Федора Андреевича Бронникова, уроженца г. Шадринска. В шестнадцатилетнем возрасте он отправился с попутным обозом в г. Санкт-Петербург учиться в Академии художеств. На способного юношу обратил внимание известный скульптор П. Клодт. В 1873 г. Ф.А. Бронников вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, протокол о его приеме подписан художниками Крамским, Мясоедовым, Перовым, Шишкиным, Саврасовым и др. Ф.А. Бронников умер в 1902 г., похоронен на русском кладбище в Риме. Прожив долгие годы в Италии, он никогда не забывал отечества, родного города. Об этом свидетельствует его завещание о передаче г. Шадринску свыше 300 картин, эскизов и этюдов и 40 тыс. руб. для основания здесь художественной школы. Желание живописца было выполнено только в советское время. Сейчас в городе открыто такое учебное заведение и носит имя Ф. Бронникова. А завещанные работы стали основой художественного отдела краеведческого музея. Таким образом, можно сделать вывод, что в дореволюционном Зауралье в условиях становления капиталистического уклада основных центров образования и культуры среди общественности и предпринимателей было немало неравнодушных, любящих свой край людей, желающих его процветания и понимающих свою ответственность.
Источники
1. ГАКО. Ф. и-63. Оп. 1. Д. 52. Л. 115.
2. ГАКО. Ф. 35. Оп. 1. Д. 8. Л. 22.
3. ГАШ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 2135. Л. 49.
4. ГАШ. Ф. и-482. Оп. 1. Д. 133.
5. ГАШ. Ф. и-473-1. Оп. 1. Д. 1276. Л. 1.
6. ГАШ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 1123. Л. 1.
7. ГАШ. Ф. 473-1. Оп. 1. Д. 1662. Л. 5.
8. ГАШ. Ф. и-473-1. Оп. 1. Д. 1799. Л. 1.
9. ГАШ. Ф. 473-1. Оп. 1. Д. 1497. Л. 1.
10. ГАШ. Ф. 473. Оп. 1. Д. 483. Л. 42.
11. Битюков, А.Г. Образование и культура купцов Южного Зауралья [Текст] / А.Г. Битюков // Наука и образование Зауралья. - 1999. - № 1-2. - С. 235-237.
12. Бритвин, А.М. Зауральский просветитель А.Н. Зырянов [Текст] / А.М. Бритвин // Наука и образование Зауралья. - 2000. - № 1. - С. 297-302.
14. Журналы двадцатого очередного Шадринского уездного земского собрания и доклады Управы с приложениями. По народному образованию. Т. 2 [Текст] / - Шадринск : Типолитогрфия Г.В. Пестерева, 1890. - 310 с.
15. Иовлева, В. Шадринские благотворители [Текст] / В. Иовлева // Исеть. - 1994. - 15.02.
16. Иовлева, В. Потомок славного рода [Текст] / В. Иовлева. - Исеть. - 2002. - 25.02. - С. 2.
17. Казанцев, П. Свет милосердия : малоизвестные страницы жизни [Текст] / П. Казанцев, В. Ретунский // Уральский следопыт. - 1991. ? № 5. - С. 25-26.
18. Кирин, П. Дмитрию Смолину от благодарных потомков [Текст] / П. Кирин // Новый мир. - 2005. - 18.10. - С. 1.
19. Киселева, М.В. Завещаю г. Шадринску [Текст] / М.В Киселева // Исеть. - 1996. - 31.05. - С. 5.
20. Мальцева, Т. Очень много сделал для Кургана [Текст] / Т. Мальцева // Советское Зауралье. - 1989. - 7.07. - С. 3.
21. Михащенко, А.Л. Становление и развитие образования в российской провинции в 1719-1917 гг. : монография [Текст] / А.Л. Михащенко. - Курган : Изд-во Курганс. гос. ун-та, 2004. - 332 с.
22. Носилов, К.Д. Священник - математик [Текст] / К.Д. Носилов // Новое время. - 1896. - 8 июня.
23. Отчисления и расходы Банка на благотворительность за 1863-1907 годы: первый отчет и современное положение дел Банка // Шадринский общественный Пономарева банк [Текст]. - Шадринск : Тип. К.Е. Доронина, 1908. - 16 с.
24. Попов, В. Августа Михайловна Буторина [Текст] / В. Попов // Русский начальный учитель. - 1889. - № 10. - С 40-54.
25. Пушкарев, Н.Г. Любопытная история (Из летописи Шадринского горсада) [Текст] / Н.Г. Пушкарев // Из летописи Шадринского края : статьи по историческому краеведению. - Шадринск : ПО «Исеть», 2003. - С. 20-24.
26. Пыцко, М.О. В.П. Бирюков - Основатель Шадринского научного хранилища [Текст] / М.О. Пыцко, Н.Н. Тагильцева // Шадринская провинция: материалы второй региональной краеведческой конференции / ред. С.Б. Борисов, А.М. Бритвин. - Шадринск : Изд-во Шадринс. гос. пед. ин-та, 1998. - С. 24-27.
27. Самсонова, Э. Братья Смолины [Текст] / Э. Самсонова // Курган и курганцы. - 2002. - 21.02. - С. 4-5.
28. Список председателей земских гласных и членов собраний Шадринского земства, состава управ и губернских гласных от уезда, по трехлетиям с 1870 г. [Текст] / Календарь-справочник на 1915 г. - Шадринск : Шадринское земство, 1914. - С. 74-82.
29. Теляков, М.З. Блага творители [Текст] / М.З. Теляков // Зыряновские чтения: материалы III межрегиональной науч.-практ. конф. - Курган, 23-24.02.2005 г. - Курган, 2005. - С. 119-121.
31. Трофимова, Е.С. Купечество Куртамыша во второй половине XIX нач. ХХ вв. [Текст] / Е.С. Трофимова. // Вехи истории : материалы Всероссийской студенческой историко-краеведческой конференции, посвященной 150-летию К.Л. Носилова. Шадринск. 29-30 октября 2008 г. - Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. - С. 159-162.
32. Шишонко, В. Открытие в Шадринске публичной библиотеки в 1876 г. [Текст] / В. Шишонко // Шадринский альманах. Вып. 1 / ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : ПО «Исеть». - 1997. - С. 20-22.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Тест
Вопросы для обсуждения
Рекомендуемая дополнительная литература
Анализ практической значимости
Тест
1. Какую награду получили шадринские купцы Фетисов и Горохов за благотворительную деятельность?
1.1. Орден мецената.
1.2. Медаль с надписью «За полезное».
1.3. Почетный диплом.
2. Кто из курганских благотворителей похоронен на территории храма св. Александра Невского в Кургане?
2.1. Д.И. Смолин.
2.2. С.И. Березин.
2.3. И.И. Менщиков.
3. Кто из курганских купцов увлекался разведкой золотых россыпей на северном Урале, организовывал за свой счет экспедиции?
3.1. Ф. Шишкин.
3.2. Г. Вахутин.
3.3. В. Шветов.
4. Кто из курганских купцов был старостой Богородице-Рождественской церкви и награжден за заслуги по духовному ведомству серебряной медалью на Станиславовой ленте?
4.1. И.И. Менщиков.
4.2. С.И. Березин.
4.3. Д.И. Смолин.
5. Кто из шадринских купцов на общественных началах выполнял обязанности Городского Головы?
5.1. В.Я. Мокеев.
5.2. Ф.А. Соснин.
5.3. А.П. Ночвин.
6. Кто их шадринских купцов в 1900 г. передал городу под богадельню каменный дом с пристройками и усадебными местами и определил проценты с капитала в 25 тыс. рублей на содержание неимущих, а для детского приюта подарил полукаменный двухэтажный дом с землёю и надворными постройками по Екатеринбургской улице?
6.1. Ф.А. Фетисов.
6.2. В.Я. Мокеев.
6.3. Ф.А. Соснин.
7. Чье имя присвоили больнице для неизлечимых и хронических больных за благотворительную деятельность для этой больницы?
7.1. А.П. Ночвина.
7.2. А.А. Лещева.
7.3. А.Г. Ушкова.
8. Кто был основателем Общественного имени Пономарева банка в г. Шадринске?
8.1. Д.И. Смолин.
8.2. А.А. Лещев.
8.3. Д.Д. Пономарев.
9. Кто из зауральцев является основателем Шадринского краеведческого музея?
9.1. В.П. Бирюков.
9.2. И.А. Иванча.
9.3. М.Д. Русинов.
10. Чья библиотека, подаренная г Шадринску, послужила основой для создания земской библиотеки и читальни?
10.1. М.Д. Русинова.
10.2. А.Н. Зырянова.
10.3. И.А. Иванчи.
Вопросы для обсуждения
1. Почему в купеческой среде меценатство было почетным делом?
2. Что являлось чаще всего объектом благотворительности в России XIX века?
3. Что заставляло государственную власть поддерживать меценатство?
Рекомендуемая дополнительная литература
1. Битюков, А.Г. Шадринское купечество в первой половине XIX в. [Текст] / А.Г. Битюков // Шадринская старина. Краеведческий альманах. 1998. - Шадринск : Изд-во Шадр. гос. пед. ин-та, 1998. - С. 24-32.
2. Боровиков, И. Способ самовозвышения личности: русские народные традиции благотворительности и меценатства [Текст] / И. Боровиков // Граждановедение. - 2007. ? № 14. - С. 6-7.
3. Благотворительность и меценатство в Южном Зауралье [Текст] // История культуры Южного Зауралья. Т. 1 / Ред. В.В. Подливанов. --Курган : КГУ, 2005. - С. 356-364.
4. Бритвин, А.М. Основоположник зауральского краеведения [Текст] / А.М. Бритвин // Зыряновские чтения : материалы III межрегиональной науч.-практ. конф. Курган, 14-15 ноября 2004 г. - Курган : Изд-во Курганс. гос. ун-та, 2004. - С 25-28.
5. Бякова, Л. Неугомонный собиратель [Текст] / Л. Бякова. - Исеть. - 2003. - 23.07. - С. 7.
6. Васильева, А.М. Братья Бакиновы [Текст] / А.М. Васильева // Зыряновские чтения : материалы III межрегиональной науч.-практ. конф. Курган, 14-15 ноября 2004 г. - Курган : Изд-во Курганс. гос. ун-та, 2004. - С 134-137.
7. Гаев, И. О купцах Фетисовых и продолжателях их дела [Текст] / И. Гаев // Исеть. - 2008. - 22.10. - С. 21.
8. Грачева, И.В. Документы ГАКО о деятельности благотворительных организаций в Кургане в конце ХIХ начале ХХ вв. [Текст] / И.В. Грачева // Земля курганская: прошлое и настоящее. - Вып. 8. - Курган : Зауралье, 1994. - С. 49-55.
9. Закожурникова, Ю.В. Быт и нравы купечества г. Шадринска в первой половине ХIХ в. [Текст] / Ю.В. Закожурникова // Емельяновские чтения : материалы II межрегиональной науч.-практ. конф. Курган, 11-12.05.2007. - Курган : Изд-во Курганс. гос. ун-та, 2007. - С. 260-261.
10. Иовлева, В.Н. Шадринск и его обитатели [Текст] / В.Н. Иовлева. - Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2006. - 268 с.
11. История предпринимательства и меценатства в России [Текст]: учебное пособие для вузов. - М. : Приор, 1998. - 495 с.
13. Пушкарев, Н.Г. Из летописи шадринского края. Книга вторая [Текст] / Н.Г. Пушкарев. - Шадринск : Издательство ПО «Исеть», 2005. - 150 с.
14. Соколов, А.Р. Благотворительность в народном образовании и ее роль в трансформации российского общества [Текст] / А.Р. Соколов. - СПб. : Лики России, 2005. - 256 с.
15. Толстых, Н. Завещание Андрея Высоких (история несостоявшейся благотворительности) [Текст] / Н. Толстых // Курган и курганцы. - 1998. - 07.10.
16. Шадринская летопись (1649-1916). Вып. 1 / сост. М.Ф. Ершов. - Шадринск : ПО «Исеть» 1997. - 88 с.
17. Шадринская провинция: материалы второй городской краеведческой конференции. Шадринск, 5-6 февраля 1998 г. [Текст] / ред. С.Б. Борисов - Шадринск : Изд-во Шадр. гос. пед. ин-та, 1998 - 176 с.
18. Юровских, М. О шадринских купцах [Текст] / М. Юровских // Шадринский альманах. Вып. 1 / ред. С.Б. Борисов. - Шадринск : ПО «Исеть». - 1997. - С. 36-38.
Анализ практической значимости
Сформулируйте основные практические выводы по теме. Что из усвоенного материала Вы сможете применить в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности?
Побеседуйте с представителями старшего поколения (бабушками, дедушками, прабабушками, прадедушками), выясните их отношение к благотворительности и меценатству.
Тема 4.2 Благотворительная деятельность декабристов в Зауралье
На поселение в г. Курган декабристы прибывали в период 30-50-х гг. XIX в. после каторги в Читинском остроге и Нерчинских рудниках, поселений в Енисейской, Иркутской и Тобольской губерниях. Зауральские поселенцы имели активную жизненную позицию. Руководствуясь демократическими принципами, провозглашенными в «Русской правде» П. Пестеля и «Конституции» Н. Муравьева, они считали своим долгом воздействовать личным примером, поведением, поступками на местное население, оказывая помощь в развитии градостроительства г. Кургана, в лечении зауральцев на свои средства, в развитии народного образования.
Особой гуманистической активностью в Курганской диаспоре опальных дворянских революционеров отличались семья Нарышкиных, А.Ф. Бригген, Н.В. Басаргин, семья Розен, И.С. Повало-Швейковский и некоторые другие. Многие крестьяне и горожане увидели в лице декабристов своих заступников и обращались к ним с просьбой написать прошение в ту или иную инстанцию, жалобу на обидчика. Охотно помогали В.И. Лихарев, Н.И. Лорер и др. Декабрист М.А. Назимов, как знающий и опытный инженер, немало сделал для благоустройства г. Кургана. Он чертил проекты домов для горожан, для строительства новых церквей. А.Е. Розен, занимавшийся земледелием, охотно делился с крестьянами агротехническими приемами, снабжал семенами всех нуждающихся. Благотворительностью занималась и его жена Анна Васильевна, оказывавшая посильную медицинскую помощь заболевшим горожанам. Подобной медицинской практикой занимался и И.С. Повало-Швейковский. Он был человеком удивительной доброты. Когда серьёзно заболела горячкой семья смотрителя Курганского уездного училища Т.К. Каренгина, Иван Семенович, рискуя заразиться, дни и ночи ухаживал за ними, не жалел трудов, денег, чтобы спасти их. Другое общественно полезное дело И.С. Повало-Швейковского - ремонт телег, которые были основным средством передвижения. Особенно тесная дружба связывала декабристов со смотрителем Курганского уездного училища, единственного в то время очага просвещения во всем округе, Т.К. Каренгиным. Ссыльные помогли училищу скомплектовать хорошую библиотеку. М.М. Нарышкин подарил для неё книг почти на 300 руб., А.Ф. Бригген ? на 125, приехавший в Курган в 1838 г. декабрист П.И. Свистунов ? на 70 руб. Книжные полки училища пополнились журнальной библиотекой М.А. Назимова, которую оценили в 220 руб. Это была серьезнейшая помощь. Весомость рубля в те годы была высокой (за один рубль можно было купить шесть пудов пшеничной муки). В 1842 г. книжный фонд училищной библиотеки состоял на 90 процентов из книг, подаренных декабристами. Самое главное, это были редкие книги, содержащие передовые идеи. Делались и денежные пожертвования декабристами в фонд училища. Непосредственно «курганские» декабристы не занимались педагогической деятельностью, но в г. Ялуторовске в то время славилась школа, основанная декабристом И.Д. Якушкиным, и они оказали смотрителю Курганского училища Т.К. Каренгину содействие в посещении этой школы. Возвратившись из Ялуторовска, Каренгин добился преобразования уездного училища в двухклассное. Всю жизнь с благодарностью вспоминал декабристов. Дом Нарышкиных в Кургане стал своеобразным клубом ссыльных декабристов. Раз в неделю, обычно по пятницам, ссыльные собирались у Михаила Михайловича и Елизаветы Петровны. Здесь они обменивались новостями, полученными из России и от декабристов, живших в других городах Сибири. Семья Нарышкиных, которая жила на поселении в Кургане с 14.03.1833 г., была благодетелем целого края. Оба они, муж и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства на свои деньги, и зачастую, несмотря на непогоду, М.М. Нарышкин брал с собой священника и ездил по деревням подавать последние христианские утешения умирающим. «По воскресеньям и ярмарочным дням у ворот их дома выстраивались десятки крестьянских телег. Кому-то нужна была медицинская помощь, кто-то хотел получить немного муки, чтобы дотянуть до нового урожая, кому-то нужно было написать бумагу в суд, кто-то приглашал на крестины» [3]. Е.П. Нарышкина неоднократно дарила книги библиотеке уездного училища, жертвовала деньги на строительство Богородице-Рождественской церкви, подарила серебро, подсвечник и др. Нарышкины воспитывали приемную крестьянскую девочку Ульяну Чупатову. Появление в г. Кургане ссыльных декабристов внесло свежую струю в провинциальную среду. Они смогли продемонстрировать образец высококультурного, содержательного и порядочного образа жизни.