Рефераты

Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние

2. Алексеева, В. Прекрасное всегда должно быть рядом [Текст] / В. Алексеева // Курган и курганцы. - 2002. - 28.09. - С. 11.

3. Алова, Л. Без музыки нельзя [Текст] / Л. Алова // Зауралье. - 2004. - 11.06. - С. 9.

4. Бухарина, Г. Благотворители предпочитают классику [Текст] / Т. Бухарина // Зауралье. - 2003. - 26.06. - С. 3.

5. Бухарина, Г. Меценатство возрождается в Кургане [Текст] / Т. Бухарина // Зауралье. - 2002. - 14.05. - С. 4.

6. Быков, Д. День серебра [Текст] / Д. Быков // Курган и курганцы. - 2004. - 31.01. - С. 2.

7. Василенко, Е. Большие дела молодой «Надежды» [Текст] / Е. Василенко // Новый мир. - 2006 - 18.02. - С.1.

8. Гателина, Т.Н. 15 лет сострадания и помощи: беседа с председателем Курганского отделения Российского детского фонда [Текст] / Т.Н. Гателина // Курган и курганцы. - 2003. - 18.02. - С. 4.

9. Денисова, Н. Реальные дела благотворительного фонда «Мама» [Текст] / Н. Денисова // Новый мир. - 2005. - 24.08. - С. 2.

10. Казаков, В.Н. Бизнес должен поддерживать культуру [Текст] / В.Н. Казаков // Курган и курганцы. - 2006. - 14.09. - С. 4.

11. Кузьмин, С. Мы спасли «Стейнвей» [Текст] / С. Кузьмин // Курган и курганцы. - 2005. - 16.04. - С. 5.

12. Лидер природоохранной деятельности в России-2007 // Природа Зауралья. - 2007. - № 12. - С. 3

13. Маковеева, Т. Радость, подаренная «Мамой» [Текст] / Т. Маковеева // Новый мир. - 2003. - 31.12. - С. 7.

14. Маковеева, Т. «Мама» приехала [Текст] / Т. Маковеева // Новый мир. - 2005. - 27.05. - С. 2.

15. Мама (Курганский областной общественный благотворительный фонд содействия защите материнства и детства) [Текст]. - Курган : Типография «Курьер» ООО «Зурал-Принт», 2007. - 32 с.

16. Межевикин, В. Село тревоги нашей [Текст] / В. Межевикин // Новый мир. - 2007. - 15.08. - С. 1-2.

17. Саенко, Е. Главное для «Весты» - ей верят! [Текст] / Е. Саенко // Зауралье. - 2000. - 21.06. - С. 1, 3.

18. Паршуков, П. В память странника [Текст] / П. Паршуков. - Шадринский курьер. - 2008. - № 129-130. - С. 6.

19. Тепло материнских рук [Текст] // Новый мир. - 2008. - 28.11. - С. 2.

20. Федотов, П.Н. Выживут животные - выживем мы! [Текст] // Природа Зауралья. - 2001. - № 7. - С. 4.

21. Черепанова, Т.А. Ни дня без доброго дела [Текст] / Т.А. Черепанова // Новый мир. - 2008. - 13 марта. - С. 11.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Тест

Вопросы для обсуждения

Рекомендуемая дополнительная литература

Анализ практической значимости

Тест

1. Какую цель ставил перед собой Курганский областной благотворительный фонд «Надежда»?

1.1. Оказание помощи людям, попавшим в беду во время пожаров 2004 года.

1.2. Оказание помощи детям-инвалидам.

1.3. Оказание помощи престарелым одиноким людям.

2. В каком году начал свою деятельность Курганский областной Благотворительный фонд «Мама»?

2.1. В 2002 г.

2.2. В 2008 г.

2.3. В 1999 г.

3. Как называется Курганский областной общественный благотворительный фонд по охране охотничьих животных?

3.1. «Сапсан».

3.2. «Сокол».

3.3. «Орел».

4. Какие виды деятельности выбрал Курганский благотворительный фонд поддержки филармонической деятельности?

4.1. Организация зарубежных выездных концертов филармонических коллективов.

4.2. Помощь одаренной молодежи, филармоническое обслуживание воспитанников детских домов и детей-инвалидов, обеспечение материальной основы для филармонических коллективов (ансамбль скрипачей, квартет русских народных инструментов и т.д.), установление связей с международными и зарубежными концертными организациями.

4.3. Приобретение музыкальных инструментов для ведущих исполнителей Курганской филармонии.

5. Какие задачи решает Курганский региональный общественный благотворительный фонд «Право матери»?

5.1. Защита права родителей погибших военнослужащих, призывников и контрактников.

5.2. Защита прав многодетных семей.

5.3. Защита прав одиноких матерей.

6. За какие заслуги в Курганской области вручается премия им. В.А. Шухман?

6.1. За вклад в развитие экологической деятельности.

6.2. За вклад в развитие деятельности по охране животных.

6.3. За вклад в развитие филармонической деятельности Курганской области.

7. Как называется скульптура, открытием которой ознаменовалось в Курганской области начало Года семьи?

7.1. «Наши дети».

7.2. «Родители».

7.3. «Моя мама».

8. Чему посвящалась благотворительная акция «Спасем «Стенвейн»?

8.1. Сбору средств для реставрации старинного рояля.

8.2. Сбору средств для реставрации старинной иконы.

8.3. Сбору средств для реставрации архитектурного памятника в г. Кургане.

9. Какой фонд стал первой официально признанной общественной благотворительной организацией в Советском Союзе?

9.1. Фонд «Мама».

9.2. Фонд поддержки филармонической деятельности.

9.3. Детский фонд.

10. Какой из курганских благотворительных фондов занимается пропагандой спорта как обязательной компоненты здорового образа жизни?

10.1. «Борьба против пивного алкоголизма».

10.2. «Бокс против наркотиков».

10.3. «Легкая атлетика против табакокурения».

Вопросы для обсуждения

1. Что, на Ваш взгляд, побуждает людей создавать благотворительные фонды?

2. На что рассчитывают инициаторы благотворительных акций, на какие личностные качества населения направлены их призывы к участию в подобных акциях?

3. Почему за последние пять лет значительно выросло количество благотворителей и суммы, перечисленные ими в благотворительные фонды?

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Кубицкий, С.И. Благотворительность в социальной жизни Урала (ХIХ-ХХ вв.): монография [Текст] / С.И. Кубицкий, Л.Ф. Бабкина, А.В. Власова. - Челябинск : Фотохудожник, 2005. - 345 с.

2. Летопись добра: три века благотворительности на Южном Урале (XVIII-XXI вв.) [Текст] / ред. А. Лобашев. - Челябинск : Имидж-2, 2004. - 344 с.

3. Милосердие и благотворительность в Российской провинции: тезисы докладов всероссийской конференции. Екатеринбург, 22-23 марта 2002 г. [Текст]. - Екатеринбург : Центр «ХХ век в судьбах интеллигенции России», 2002. - 176 с.

4. Организация благотворительной деятельности: социальное партнерство: учебно-методическое пособие [Текст] / ред. Р.М. Куличенко. - Тамбов: Тамбовс. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2001. - 82 с.

5. Проблемы благотворительности в современном мире: материалы XIII международного конгресса 22-24 ноября 2005 г. [Текст] / ред. И.А. Воронова: - СПб. : Изд-во СПбГУ. - 2005. - 535 с.

6. Реконструкция национального опыта благотворительности и его применение в современных условиях: материалы Й Всероссийской научно-практической конференции. г. Пятигорск, 30-31 мая 2006 г. [Текст]. - Пятигорск : РИА КМВ, 2006. - 234 с.

Анализ практической значимости

Сформулируйте основные практические выводы по теме. Что из усвоенного материала Вы сможете применить в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности?

Оцените свои личностные возможности участия в создании или деятельности благотворительных фондов.

Тема 2.4 Возрождение попечительства в Курганской области в конце ХХ начале ХХI вв.

Исследуя историю развития попечительства в России, А.Б. Вифлеемский [1] ссылается на Высочайше утвержденное 26 марта 1907 г. Положение о попечительствах при начальных училищах и Высочайше утвержденное 25 июня 1912 г. Положение о высших начальных училищах, в котором присутствовала глава V «О попечительном совете». Эти документы указывают: попечительства должны заботиться о том, чтобы всем детям школьного возраста данной местности была предоставлена возможность учиться в школе. Для этого попечительства могли устраивать помещения для ночлега учеников, доставлять подводы для проживающих на больших расстояниях, снабжать неимущих учеников одеждой, обувью, пропитанием и т.д., освобождать от платы за учение по согласованию с педсоветом малообеспеченных учащихся и т.п. В пп. 1.1. и 2.1. нашего учебного пособия рассмотрена попечительская деятельность в Зауралье ХIХ начале ХХ вв. После вынужденного перерыва (период 20-80-е гг. ХХ в.), вызванного негативным отношением Советской власти к попечительству как явлению, унижающему достоинство советского человека, деятельность попечительских советов начала возрождаться, прежде всего, в системе образования. В 1992 г. попечительские советы были закреплены законодательно как один из органов самоуправления образовательного учреждения в Законе РФ «Об образовании». Развитие законотворческой поддержки продолжено в Законе РФ «О некоммерческих организациях», Законе РФ «Об общественных объединениях», Указе Президента РФ от 31.08.1999 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», Постановлении Правительства РФ от 10.12.1999 г. № 1379 «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения». Как и в любом виде деятельности, здесь есть лидеры. Например, Президент республики Саха (Якутия) издал Указ от 15.06.2000 № 1103 «О создании попечительских советов в учреждениях образования», Комитет по образованию Администрации г. Санкт-Петербурга в 2002 г. утвердил Устав общественной организации попечительского совета образовательного учреждения (примерную форму), в столице Бурятии г. Улан-Уде в конце 2004 г. состоялся учредительный съезд первого в Российской Федерации Союза попечительства образования. Современное Зауралье не может похвастаться достижением дореволюционного уровня развития попечительства. Некоторые исследователи пытаются заменить попечительство шефством предприятий над учебными и социально-культурными заведениями, не задумываясь, что эти явления имеют совершенно разную философскую, психологическую и экономическую основу. Тем не менее, попечительство развивается.

В феврале-марте 2009 г. среди муниципальных образовательных учреждений гг. Кургана и Шадринска проведено исследование, в результате которого выявлен уровень развития попечительских советов. В г. Шадринске в анкетировании на тему «Государственно-общественный характер управления» приняли участие 6172 человека (904 педагога, 3017 родителей, 2251 обучающихся) из всех образовательных учреждений (ОУ), а так же 38 руководителей школ (МОУ), детских садов (ДОУ) и учреждений дополнительного образования детей. Результаты исследования показали, что во всех образовательных учреждениях города созданы и действуют органы самоуправления (советы образовательных учреждений, педагогические советы, родительские комитеты). Об их деятельности информированы 78.6 % опрошенных, а 64 % респондентов принимают участие в решении значимых вопросов. Попечительские советы образованы в 20 МОУ и ДОУ. Но их деятельность оценена участниками опроса ниже, чем работа советов ОУ и педагогических советов (в среднем на 4.0 - 4.3 балла из пяти возможных). Инициаторами возрождения этих органов соуправления в 60 % случаев была администрация ОУ, в 25 % - вышестоящие организации. Все попечительские советы действуют как общественные организации без образования юридического лица. Исследование выявило, что в большинстве случаев членами попечительских советов являются родители детей, посещающих школу или детский сад, и лишь в 2-3 советах активную позицию поддерживают горожане, не являющиеся родителями воспитанников и учащихся, и представители органов власти. Только 60 % руководителей - участников исследования, отметили, что советом руководит председатель, избранный членами совета. В остальных случаях председатель назначен администрацией учреждения. Или же, что совсем недопустимо, руководство осуществляет директор ОУ. Несмотря на существующие недостатки, 40 % руководителей образовательных учреждений (из 39 принявших участие в исследовании) считают, что создание попечительских советов оправдало их ожидание. И попечительский совет успешно решает поставленные задачи.

По мнению педагогов, родителей и администрации, попечительские советы как субъекты государственно-общественной системы управления должны направлять свою деятельность на оздоровление детей (100 %), взаимодействие органов самоуправления (100 %), улучшение качества учебно-воспитательного процесса (99 %), питание детей (90 %), развитие ОУ (89 %), развитие дополнительного образования (88 %), организацию досуга (81 %), профессиональную ориентацию (87 %). Итоговым этапом исследования стало проведение круглого стола для активистов самоуправления по обсуждению проблем, с которыми им приходится сталкиваться. Участники беседы отметили недостаток юридических знаний, путаницу в функциях родительских комитетов и попечительских советов, часто встречающийся формальный подход к организации деятельности органов самоуправления. Существует и гендерная проблема: в 19 советах из 20 абсолютное большинство - женщины. Таким образом, на современном этапе попечительство в г. Шадринске находится в начальной стадии возрождения. Главную роль в этом играют администрация города и руководители образовательных учреждений. В сравнении с г. Шадринском, развитие попечительства в г. Кургане имеет другие тенденции. Из всех руководителей муниципальных образовательных учреждений города только 15 ответили положительно на вопрос о существовании попечительского совета в их школе или детском саду. Причем, лишь трое считают, что попечительский совет оправдал ожидания, которые на него возлагались, остальные частично справляются со своими функциями, а один совет существует формально. Среди учреждений социальной защиты граждан попечительский совет действует в Куртамышском профессиональном училище-интернате для инвалидов. В Школе-интернате № 12 для слабовидящих детей г. Шадринска попечительский совет активно работал благодаря усилиям директора И.В. Фоминых примерно в течение 3-4 лет, но сегодня эта деятельность сошла на нет. Как считает Ирина Валентиновна, наше общество пока морально не готово к попечительству. Большое значение имеют личные связи администрации с руководителями предприятий и учреждений, среди которых есть добрые и ответственные люди, готовые оказать помощь в трудной ситуации. Попечительство возрождается, не смотря на трудности и проблемы.

Главный специалист отдела образования администрации г. Шадринска С.В. Кислыцина в результате активной работы по возрождению попечительских советов в муниципальном образовании сформулировала основные задачи на сегодняшний день: определить уровень осознания и понимания горожанами значения того или иного органа власти, специфики его деятельности; проработать разграничение полномочий органов управления и самоуправления; привлекать к развитию попечительства образованных и общественно активных людей; проводить обучение и обмен опытом, рассказывать о развитии попечительских советов в средствах массовой информации; продолжать совершенствовать законодательную базу попечительства.

Источники

1. Вифлеемский, А.Б. Организация деятельности попечительских советов образовательных учреждений [Текст] / А.Б. Вифлеемский, О.В. Чиркина. - М. : Пед. поиск, 2002. - 176 с.

2. Кислицына, С.В. Возрождение традиций попечительства в г. Шадринске [Текст] / С.В. Кислицына, И.М. Леготина. - Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 129-132.

3. Леготина, И.М. Социально-педагогическая деятельность попечительских советов и обществ в Зауралье [Текст] / И.М. Леготина // Социальная педагогика: традиции и инновации: материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием 18-22 марта 2009 г. - Екатеринбург : УРГПУ, 2009. - С. 86-91.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Тест

Вопросы для обсуждения

Рекомендуемая дополнительная литература

Анализ практической значимости

Тест

1. По какой причине остановилось развитие попечительства в России в 20-е гг. ХХ в.?

1.1. Военные действия.

1.2. Негативное отношение Советской власти к попечительству как явлению, унижающему достоинство советского человека.

1.3. Отсутствие в Советском государстве людей, имеющих желание и средства для благотворительности.

2. Является ли правомерным подмена понятия «попечительский совет» понятием «шефство предприятия над образовательным учреждением»?

2.1. Да, эти понятия равнозначны.

2.2. Нет, эти понятия имеют разную философскую основу

3. В каких областях деятельности начало возрождаться попечительство после вынужденного перерыва (период 20-80-е гг. ХХ в.)?

3.1. В системе образования.

3.2. В системе здравоохранения.

3.3. В системе социальной защиты населения.

4. На каком этапе находится развитие попечительства в г. Шадринске находится?

4.1. На завершающем этапе развития.

4.2. В начальной стадии возрождения.

4.3. В стадии зарождения.

Вопросы для обсуждения

1. Чем обосновано наличие гендерной проблемы в развитии попечительства в системе образования Курганской области?

2. Почему существует путаница в функциях родительских комитетов и попечительских советов в современных образовательных учреждениях?

3. Какие направления деятельности, по Вашему мнению, должны преобладать в современном попечительстве?

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Борщева, Н. Попечительский совет - общественная форма управления образовательным учреждением [Текст] / Н. Борщева // Народное образование. ? № 10. - 2001. - С. 23-26.

2. Организация благотворительной деятельности: социальное партнерство: учебно-методическое пособие [Текст] / ред. Р.М. Куличенко. - Тамбов : Тамбовс. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2001. - 82 с.

3. Попечительство в образовании [Текст]. - Якутск : Ассоциация попечительских советов учреждений образования республики Саха (Якутия), 2001. - 200 с.

4. Попечительский совет вчера, сегодня, завтра [Текст] / сост. А.Н. Белов. - М. : Изд-во Российской экономической академии. - 2006. - 108 с.

Анализ практической значимости

Сформулируйте основные практические выводы по теме. Что из усвоенного материала Вы сможете применить в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности?

Познакомьтесь с примерным положением о попечительском совете образовательного учреждения (приложение 1). Разработайте на его основе положение о попечительском совете конкретного образовательного или социального учреждения.

Глава 3. Благотворительность в периоды военных, общественно-политических и экономических кризисов

Тема 3.1 Благотворительность в военные периоды XIX в.

На протяжении всего XIX в. жители зауральских городов и деревень участвовали в обороне страны, не смотря на то, что Зауралье не было местом военных действий благодаря своему географическому положению. В 1804 г. собирались средства на содержание Екатеринбургского мушкетерского полка. В 1806-1807 гг. по всем территориям на Востоке России жители сдавали деньги на земское войско (милицию) взамен участия в ополчении. В октябре 1810 г. в Шадринске на зимних квартирах располагался Селенгинский 41-й пехотный полк, двигавшийся из Сибири в Европу. Горожанам приходилось распределять между собой обременительные постои в порядке очередности. В период Отечественной войны 1812 г. гг. Курган и Шадринск являлись административными центрами и входили в состав Тобольской и Пермской губерний соответственно. Началом для сбора пожертвований послужил царский манифест от 6 июля 1812 г. Тобольский генерал-губернатор разослал по уездам предложение от 26 июля включиться в сбор пожертвований в виде предметов «для военного употребления нужных» [1]. По этому призыву в Курганском уезде было внесено разного сорта холста 4001/3 аршин, четыре ружья и три пистолета. Однако, как предполагает Е.А. Балюнова [11], приношения предметов «для военного употребления нужных» не имели смысла, так как их сбор был приурочен к созыву народного ополчения, которое в Сибири и в Зауралье не формировалось. Производилась лишь предварительная запись желающих туда вступить. Таких желающих в Курганском уезде явилось всего 37 чел.

В августе 1812 г. Тобольский губернатор вновь обратился к населению, но уже за денежными пожертвованиями. В сводной ведомости по губернии указано, что Курганским уездом внесено 14517 руб. 87 коп.

25 января 1813 г. появилось повеление Тобольского губернатора с приложением, в котором содержалось указание на денежные приношения для «вспомоществования всех от войны страждущих семейств» [1]. Это повеление было следствием инициативы местного населения, поскольку за сентябрь-декабрь 1812 г. для оказания помощи потерпевшим от войны и тем семьям, мужья и отцы которых находились на фронте, в Курганском округе было собрано 6032 руб. 40 коп., 331 аршин холста, 2187 пудов хлеба и других продуктов питания. Из шадринских купцов самый большой взнос в сумме 200 руб. внес купец 1-й гильдии И. Фетисов. Сибирь 1813-1814 гг. являлась местом ссылки для поляков, воевавших на стороне Наполеона. В это время правительство страны проводило политику восполнения недостатка военнослужащих в русской армии за счет иностранцев. Военнопленные поляки распределялись по частям сибирской дивизии, дорога туда для многих поляков пролегала через Курганский уезд. Сердобольное население не выражало ненависти, а снабжало идущих хлебом и различными съестными припасами «безденежно, из единого человеколюбия» [3].

6 июля 1812 г. в Санкт-Петербурге был опубликован манифест о создании всенародного ополчения для борьбы с Наполеоном. Через 10 дней манифест получили в Костроме, и тотчас же было начато создание Костромского ополчения, которое входило в третий округ ополчения (Казанская, Нижегородская, Пензенская, Симбирская и Вятская губернии). Население г. Шадринска оплачивало расходы на покупку лошадей, обоза, упряжи для 2-го Костромского полка. Семь шадринских купцов и около сотни мещан внесли деньги, холсты и кожи «на сапоги», «на портупею егерскую», собрали обоз лошадей с упряжью [5]. 24 июня 1857 г. министр внутренних дел С. Ланской обратился к россиянам с призывом организовать сбор пожертвований в пользу разоренных в ходе Крымской войны новороссийских жителей. Зауральцы поддержали этот призыв. Только в г. Шадринске подписались на денежные взносы в пользу новороссийцев 38 человек на сумму 98 руб. 90 коп. Самый большой взнос 25 руб. сделал купец 2-й гильдии Городской Голова В. Щекин. После Крымской войны властями составлялись списки благотворителей, имеющих право на получение памятной медали. В Государственном архиве г. Шадринска хранится перечень лиц купеческого звания, вошедших в этот список [6]. В нем 65 фамилий: В.А. Щекин - купец 2-й гильдии (на пострадавших в Севастополе - 50 руб., на Государственное подвижное ополчение - 300 руб., на ополчение в г. Шадринске - 100 руб.), Д.Ф. Трубников - купец 2-й гильдии (на пострадавших в Севастополе - 5 руб., на ополчение в г. Шадринске - 50 руб., на Государственное ополчение - 100 руб., по 45 руб. в год на содержание трех семей нижних чинов, призванных на службу), Е.С. Павлов - купец 2-й гильдии (на пострадавших в Севастополе - 10 руб., на ополчение в г. Шадринске - 50 руб., на Государственное ополчение - 200 руб.) и другие купцы, сумма пожертвований которых колебалась от 3 до 50 руб. серебром.

В XIX в. закончилось заселение Зауралья. Населенные пункты оформились в самостоятельные административные единицы. Что позволило начать создание системы безвозмездной помощи нуждающимся, которая до этого периода существовала только в виде частной милостыни, или церковной благотворительности.

Источники

1. ГАТ. Ф. 329. Оп. 13. Д. 522. Л. 21, 39, 49, 52, 53.

2. ГАТ. Ф. 329. Оп. 3. Д. 61. Л. 19.

3. ГАТ. Ф. 329. Оп. 13. Д. 605. Л. 227.

4. ГАШ. Ф. и-474-1. Оп. 1. Д. 70. Л. 72, 165-166.

5. ГАШ. Ф. и-474-1. Оп. 1. Д. 78. Л. 68.

6. ГАШ. Ф. и-474. Оп. 1. Д. 1600. Л. 24-50.

7. ГАШ. Ф. и-474. Оп. 1. Д. 70. Л. 156-159.

8. ГАШ. Ф. и-474. Оп. 1. Д. 79. Л. 114.

9. ГАШ. Ф. и-474. Оп. 1. Д. 1451. Л. 10-12.

10. ГАШ. Ф. и-474. Оп. 1. Д. 78. Л. 161.

11. Балюнова, Е.А. Курганский край в период Великой Отечественной войны (1812-1814 гг.) [Текст] / Е.А. Балюнова, И.В. Балюнов // Зыряновские чтения : материалы всероссийской науч.-практ. конф. «IV Зыряновские чтения». Курган, 22-23 ноября 2006 г. - Курган : Зауралье, 2006. - С. 36-39.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Тест

Вопросы для обсуждения

Рекомендуемая дополнительная литература

Анализ практической значимости

Тест

1. Кто из шадринских купцов пожертвовал наибольшую сумму на поддержание русской армии во время Крымской войны?

1.1. В.А. Щекин.

1.2. Д.Ф. Трубников.

1.3. Е.С. Павлов.

2. Как относилось местное население к военнопленным полякам, следующим через Зауралье к месту расположения русской армии во время Отечественной войны 1812 г.?

2.1. Выражало ненависть любыми способами.

2.2. Снабжало поляков хлебом и различными съестными припасами.

2.3. Относилось равнодушно, не высказывая ни ненависти, ни жалости.

3. Какой вклад Шадринское население в формирование третьей линии ополчения для войны с Наполеоном?

3.1. Никакой.

3.2. Сформировало ополчение в своем городе, собрав для этого необходимые средства в виде добровольных пожертвований.

3.3. Оплачивало расходы на покупку лошадей, обоза, упряжи для 2-го Костромского полка.

4. В чем заключалось разосланное по уездам предложение Тобольского Губернатора от 26 июля 1812 г.?

4.1. В сборе пожертвований в виде предметов «для военного употребления нужных».

4.2. В сборе денежных средств «на нужды ополчения».

4.3. В сборе денежных средств на нужды армейских подразделений.

4.4. В мобилизации населения для создания партизанских отрядов.

Вопросы для обсуждения

1. Почему система благотворительной деятельности начала создаваться в Зауралье именно в первой половине XIX в.?

2. Что заставляло зауральцев принимать участие в обеспечении русской армии, не смотря на то, что Зауралье не было местом военных действий?

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Архивные документы о шадринских предпринимателях [Текст] / сост. А.Г. Битюков, М.Ф. Ершов // Шадринская старина. 1998. Краеведческий альманах / сост. С.Б. Борисов. - Шадринск : ПО «Исеть», 1998. - С. 5-21.

2. Военная история Урала: события и люди [Текст] / ред. А.В. Сперанский. - Екатеринбург : Сократ, 2008. - 320 с.

3. История Урала [Текст] / ред. Ф.С. Горовой. - Пермь : Пермское книжное изд-во, 1963. - 500 с.

4. История культуры Южного Зауралья. Т. 1. Становление древних цивилизаций. Феодальный и капиталистический периоды [Текст]. - Курган : Изд-во Курганс. гос. ун-та, 2005. - 344 с.

5. Михайловский-Данилевский, А.И. Отечественная война 1812 г. Воспоминания современников [Текст] / А.И. Михайловский-Данилевский. - М. : Захаров, 2008. - 400 с.

6. Пундани, В.В. Война в жизни Зауральцев (XIV-XX вв.) [Текст] / В.В. Пундани // Зыряновские чтения : материалы III межрегиональной науч.-практ. конф. Курган, 23-24 ноября 2005 г. - Курган : Изд-во Курганс. гос. ун-та, 2005. - С. 8-12.

7. Тарле, Е. Крымская война. Т. 1 [Текст] / Е. Тарле. - М. : Аст, 2004. - 606 с.

8. Терещенко, Е.И. В Отечественной войне 1812 года [Текст] / Е.И. Терещенко // История родного края : учебное пособие / отв. ред. А.П. Григорьев. - Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1975. - С. 37.

Анализ практической значимости

Сформулируйте основные практические выводы по теме. Что из усвоенного материала Вы сможете применить в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности?

Тема 3.2 Специфика благотворительности в военно-революционный период 1904-1918 гг.

К началу XX в. общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, богадельни, детские приюты, больницы, картинные галереи, выставки - вот спектр интересов русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. Военно-революционные события изменили содержание и направление благотворительной деятельности. В начале ХХ в. в г. Кургане функционировали Общество повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям, Городская комиссия по призрению семей лиц, призванных на воину, отдел Сибирского общества для подачи помощи раненым воинам, Отдел вспомоществования бедным семействам поляков, участвовавших на войне, бедствующему населению, пострадавшему от военных действий, Общество покровительства освобожденным из мест заключения. Бедствия войны привели к массовому появлению новых объектов социального призрения ? больных и раненых воинов, калек, солдатских семей, беженцев, беспризорных детей. Сразу же после окончания русско-японской войны, в 1905 г. было организовано Императорское Общество повсеместной помощи пострадавшим на войне и их семьям. Не ограничиваясь лишь материальной поддержкой защитников, своей основной целью оно провозглашало «укрепление в сознании народа, что как правительство, так и все русское общество озабочено обеспечением судьбы солдат, честно исполнивших свой долг и принесших свое здоровье и личное счастье при защите Родины» [9]. Спокойствие солдат за участь своей семьи учредители Общества видели залогом его будущих подвигов и побед. С марта 1909 г. организации было оказано высокое доверие: монарх принял его под свое Высочайшее покровительство. Значительное денежное пособие, ежегодно получаемое от казны, позволяло иметь свое печатное издание ? «Вестник Общества». Основное внимание объединение сосредоточило на организации местных отделов и более мелких организаций ? местных попечительств. В 1908 г. отделение Общества было открыто в г. Кургане. В областном архиве хранится список пожертвований, поступивших от учащихся Курганского мужского городского приходского училища и членов их семей на имя инспектора народных училищ Тобольской губернии А.П. Нечай в 1904-05 гг. на разного рода нужды войны. Назначение пожертвований: для раненых и больных воинов, на формирование библиотеки для раненых и больных воинов, на усиление военного флота, на нужды Курганского комитета Красного Креста. Вещи измерялись количеством тюков, книги - штуками, деньги - рублями. Имеется точный отчет - кому и на что потрачены пожертвования [1]. Масштабность и ожесточенность I Мировой воины привели к небывалому потоку раненых и беженцев, к приему которых тыл оказался не готовым. Государственных средств хронически не хватало. Правительство вновь и вновь обращалось к народу за помощью. На волне деятельности Всероссийского союза городов помощи больным и раненым воинам в г. Шадринске 12 августа 1914 г. состоятельные женщины объединились в Дамский комитет, принявший на себя функции заготовки белья для раненых и отправку посылок с подарками на фронт. Их усилиями за год передано в различные госпитали 34075 штук госпитального белья и платья, отправлено на фронт 10359 противогазовых повязок, 634 посылки с подарками. «Деятельность Дамского комитета явилась в высшей степени подсобной госпитальному делу армии. А подарки на фронт вызывали в получателях чувства чистой сердечной признательности» [25]. Дамы получали многочисленные письма от военнослужащих с благодарностями.

Шадринский уездный благотворительный комитет, созданный для организации помощи пострадавшим от военных действий, просуществовал с 22 сентября 1914 г. по 6 октября 1914 г., после этого почти в полном составе (за исключением Н.С. Бабинцева и П.С. Емельянова) вошел в состав Шадринской уездной комиссии Пермского отделения Комитета Великой Княгини Елизаветы Федоровны, который был открыт для устройства и объединения на местах благотворительной помощи семьям лиц, призванных на военную службу. Шадринская Комиссия по призрению бедных, Дамский комитет, Пожарное общество и учащиеся местных учебных заведений по решению объединенного совещания своих представителей устроили сбор пожертвований на нужды войны 20-22 декабря 1914 г. Шадринский Городской Голова доложил Шадринской городской Думе, что в результате сбора отправлено в Московский комитет Всероссийского Союза городов 51 ящик с одеждой, обувью, бельем, табаком, продуктами, стеариновыми свечами и пр. Пожертвованные книги переданы в шадринскую больницу им. А.П. Ночвина для создания библиотеки, ситец, холст и другие ткани - в Дамский комитет для использования по усмотрению. В 1914 г., руководствуясь обращением директора народных училищ Западно-Сибирского учебного округа Г. Маляревского, в учебных заведениях гг. Кургана и Шадринска были установлены «кружки по сбору пожертвований в фонд Комитета по оказанию помощи раненым воинам русским, черногорским, сербским и их семействам и семействам убитых воинов», а так же распространены лотерейные билеты «благотворительной лотереи 1914 г. в пользу раненых и больных воинов, семей, лиц, призванных на войну и лиц, пострадавших от военных действий» [2]. Учащиеся привлекались к собиранию сведений о раненых воинах посредством заполнения регистрационных карточек, но при условии их на то желания и без ущерба для исполнения основных обязанностей. Крестьяне Яутлинской волости Шадринского уезда пожертвовали в пользу лазаретов 100 мешков ржи из общественных запасов. В 1915 г. в связи с отступлением российских войск из Польши, Прибалтики, Волыни на восток хлынул поток беженцев. В тылу возникла проблема с их расселением, оказанием продовольственной помощи, трудоустройством. Всероссийский союз городов одной из священных задач поставил защиту жертв войны. По закону о призрении беженцев от 30 августа 1915 г. заботы по обеспечению материальных и других нужд беженцев возложены на земскую и городскую управы, но попечительские организации приглашались изыскивать средства благотворительными сборами среди местного населения деньгами, продуктами и разными вещами.

Второй поток беженцев и переселенцев внутри страны возник в 1917 г. в связи с событиями на фронте и продовольственным кризисом в стране. Это послужило поводом для создания Комитета ея Императорского высочества Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий. Распоряжением начальника Тобольской губернии предписывалось волостным старшинам организовать участие в благотворительном сборе «Ковш зерна нового урожая» в пользу этого комитета. Особенности оказания помощи беженцам в 1917 г. по сравнению с 1915 г.: наличие государственного централизованного руководства в виде исполнительного бюро из 18 человек, вручение исполнительных функций земству и городским союзам, на местах дело помощи беженцам обслуживалось местными земско-городскими комитетами. Традиционными остались обращения власти к народу за помощью. Так, например, 48-е очередное Шадринское уездное земское собрание от 10.01.1918 г. предлагало обратиться к населению уезда, указав в обращении те способы, которыми можно было бы прийти на помощь. Кроме постоянно действующих комиссий и комитетов иногда возникали временные ? для сбора средств к конкретному событию. Например, зауральцы откликнулись на призыв Комиссии по сбору пожертвований на подарки и икону 15-му Курганскому стрелковому полку, находившемуся на фронте, ко дню полкового праздника 29 января. 4 апреля 1916 г. со станции Шадринск отправлено в штаб Тифлисского военного округа 56 мест пасхальных подарков для Кавказской действующей армии, в состав которой входили 293-я и 579-я пермские пешие дружины. «Население уезда, являя своим даром сердечную связь тыла со славными защитниками Родины» [18], собрало одежду, предметы первой необходимости, кисеты с табаком, продукты и т.п. От начальника снабжения Кавказской армии 3 июля 1916 г. пришло уведомление, в котором он «имел честь сообщить, что щедрый дар от шадринского комитета Всероссийского земского союза в количестве 18 ящиков пасхальных подарков передан 293 и 579 пермским дружинам». Военнослужащие просили передать «жертвователям глубокую благодарность за внимание и заботы о наших доблестных воинах, особенно для них ценных среди тяжких лишений боевой жизни» [18].

В начале ХХ в. в критических условиях военного времени учащиеся Шадринска находили время и силы для совершения добрых дел. Например, в июле-августе 1915 г. при Шадринской почте действовала дружина из 25 студентов и курсисток. Добровольцы, дежуря по три человека, помогали крестьянам писать адреса на посылках и переводах. За день они обслуживали до 100 человек. Учащиеся средних учебных заведений создали дружину из 19 человек для помощи сельским хозяйствам призванных на войну мужчин. Работали они бесплатно. Невозможно представить без активного участия молодежи проведение множества шадринских мероприятий, в том числе и благотворительных: постановок спектаклей, лотерей, кружечных сборов, народных чтений, помощи раненым. В базарный день июня 1917 г. на площади с. Песчаного священником Михайловским был отслужен благодарственный молебен. О. Михайловским было сказано слово о бедствии войны, разорении России и необходимости помощи Родине, кто чем может. Главным образом было говорено о Займе Свободы. С 10 по 15 июля поступило: колец золотых 4 шт., серебряных - 60 шт., серег золотых 3 пары, серебряных - 15 пар, 2 Георгиевских серебряных креста, 2 серебряных медали, 6 серебряных стаканчиков, 1 портсигар серебряный, 1 браслет серебряный, 4 нательных серебряных креста с цепочками, 1 брелок, 1 чайная ложка и деньги (400 руб.). Песчанское сельское общество пожертвовало хлебом 1000 пудов, Заозерское ? 1000 пудов и Овчинниковское - 250 пудов.

«15 июля 1917 г. в Песчанской школе был детский спектакль. Поставлено было «Веселые дни», в игре участвовали 16 человек детей от 10 до14-летнего возраста. Спектакль сошел на славу, чистой прибыли осталось 50 рублей, которые поступили так же на нужды войны» [21].

Смена власти в октябре 1917 г. не изменила в лучшую сторону материальное положение российской армии, и Советские органы обратились к народу.

«Граждане и гражданки!

Война свирепствует уже более трех лет. Каждый день калечит и убивает людей. […]. В настоящее время в г. Шадринске организован отдел Пермского Союза увечных и больных воинов, в который каждый день записываются членами десятки военноувечных. […]

У отдела совершенно нет средств для того, чтобы начать в полном объеме работу, и мы назначаем 25 и 26 ноября 1917 г. сбор пожертвований для оказания трудовой поддержки военноувечным. Сбор будет производиться: кружками, подписными листами в церквах города и уезда.

Надеясь на отзывчивость граждан,

остаемся с товарищеским приветом:

Правление отдела Пермского Союза увечных воинов» [20].

С июня 1918 г. по 4.08.1919 г. г. Шадринск находился под властью белогвардейцев и белочехов. В это время развернула свою деятельность Комиссия по сбору пожертвований на нужды Временного Сибирского правительства.

Проводились кружечные сборы по решениям Советов прихожан шадринских церквей. Церковно-приходские попечительства вносили разные суммы: Мехонское кредитное товарищество - 1500 руб., Шадринское соборное попечительство - 8964 руб. и др. В городском саду было устроено гулянье 15 июня 1919 г. с лотереей-аллегри на сумму 30 тыс. руб.

Поток бывших военнопленных, следующих в свои населенные пункты, требовал огромного внимания: обеспечения транспортом, продовольствием, медицинской помощью и пр. Циркуляр Министерства внутренних дел Временного правительства № 1352 от 22.12.1918 г. гласил: «Сознание нашего общего долга перед людьми, пережившими страдания, и соображения о поддержании общественного порядка заставляют принимать меры по созданию условий продвижения возвращающихся на родину. Одно какое-либо учреждение с такой задачей не справится, необходимы усилия всего населения» [6]. Предполагалось обратиться к населению с воззванием о сборе теплых вещей для военнопленных, что и было сделано.

Участие зауральцев в обеспечении военных подразделений не всегда было добровольным. Примером тому служат приказы Колчаковского контрреволюционного правительства по г. Кургану, изданные в мае-июне 1919 г., о реквизиции одеял, пледов у населения уезда для пошива из них шинелей для армии: «Мужское население, состоящее на государственной или частной службе, обязано поставить: получающие содержание в месяц от 1001 руб. до 1500 руб. - одно одеяло, от 1500 руб. до 2000 руб. - два одеяла, от 2000 руб. и выше - три одеяла. Домовладельцы и владельцы торговых и промышленных предприятий тоже сдают одеяла, за основание берется доходность предприятия. Лица, уклонившиеся от сдачи, подлежат штрафу» [7].

«Обращение управляющего Курганским уездом Алексеева М.В. к сельскому населению уезда о добровольной сдаче белья и продовольствия для Белой армии 16 мая 1919 г.

Граждане-сельчане! Наша возродившаяся, доблестная армия, сражающаяся за освобождение Родины от ненавистного нам ига большевизма, несущего разбой и смерть, испытывает крайнюю нужду в белье, а население исстрадавшихся губерний, ныне освобожденных, такую же нужду - в продовольствии.

Неужели мы не придем им на помощь и своими добровольными деяниями не облегчим нужду: воинам - бельем, а голодавшему населению - продовольствием.

По приказу Верховного Правителя у городского населения уже произведена бесплатная реквизиция белья. Сельское же население, я глубоко убежден, не заставит ждать приказов и реквизиции, а, проникшись сознанием о необходимости помощи, само добровольно установит между собою бельевую и хлебную повинность. […] Обсудите, граждане-сельчане, мое предложение об установлении добровольной бельевой и хлебной поставки и осуществлением ее дайте первый достойный гражданский пример для граждан других губерний и уездов» [5].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Рефераты