Рефераты

Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Белогорска

Анализ учреждений социального обслуживания показал, что для повышения качества социального обслуживания необходимо:

1) принять меры по обеспечению соблюдения государственных стандартов качества социальных услуг и повышению качества социального обслуживания пожилых граждан проживающих в Доме-интернате;

2) улучшить организацию социального обслуживания в Центре, устранив допущенные недостатки в работе;

3) необходимо разрабатывать комплексные планы по дальнейшему развитию социального обслуживания с учетом потребностей пожилых граждан

4) не внедряются в практику учреждений социального обслуживания новые виды и формы социального обслуживания граждан.

5) необходима концентрация усилий и ресурсов для работы по досуга и обеспечения благосостояния пожилых граждан.

6) необходим анализ социального обслуживания пожилых граждан.

Таким образом учреждения социального обслуживания пожилых граждан в г. Белогорске оказывают услуги по социальному обслуживанию пожилых граждан, хотя и имеются существенные недостатки в организации социального обслуживания, но в связи с увеличением пожилых граждан этих мер по социальному обслуживанию недостаточно. Для улучшения организации социального обслуживания в первую очередь необходимо провести анализ социального обслуживания пожилых граждан с учетом потребностей.

3.2 Анализ социального обслуживания пожилых граждан г. Белогорска

Как было показано в теоретическом анализе литературы одной из характерных особенностей периода пожилого возраста, как у относительно здоровых, так и у больных граждан является наступающая социально-психологическая дезадаптация. Именно изменение социального статуса пожилого человека - выход на пенсию, утрата близких родственников, трудности в связи с самообслуживанием, ухудшение экономического положения - нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации собственных физических и психических резервов, которые в этом возрасте значительно снижены.

Неспособность самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других граждан, что вызывает у многих пожилых граждан чувство неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего существования. Становится очевидным возникающая зависимость пожилого человека от помощи других. С появлением различных заболеваний эта зависимость только усугубляется, и в некоторых ситуациях пожилые граждане оказываются практически полностью зависимыми от учреждений социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей пожилых граждан в социальных услугах. Основываясь на этом определении и принимая во внимание выявленные недостатки в организации социального обслуживания пожилых граждан в г.Белогорске проведем исследование социального обслуживания пожилых граждан с учетом их потребностей, что позволит нам выявить проблемы пожилых граждан и разработать предложения по улучшению организации социального обслуживания пожилых граждан в г. Белогорске.

Оценка качества социальных услуг на дому - одна из важнейших и актуальных проблем социального обслуживания. Качество жизни пожилого человека - это степень развития и полнота удовлетворения комплекса потребностей и интересов граждан, проявляющиеся в различных формах деятельности и жизнеощущении. Разработка методологии и методических материалов для организации мониторинга качества и образа жизни пожилых относится к числу наиболее важных задач в системе социального обслуживания этой категории населения. Дальнейшее развитие системы социального обслуживания, внедрение новых форм помощи пожилым, обслуживающимся на дому, наталкивается на отсутствие информации о потребностях в такой помощи, особенно это касается мер, связанных с морально-психологическим состоянием граждан старшего возраста.

При организации социального обслуживания не всегда учитывается тот факт, что группа пожилых неоднородна по своему составу: по состоянию здоровья, способности к самообслуживанию, материальному положению, наличию связей с родственниками т. д. Не существует конкретизации адресной поддержки подопечных, отсутствует структурированная и прослеженная в динамике информация об уровне удовлетворения основных потребностей пожилых граждан и степени их адаптированности к новым условиям.

Эти проблемы могут быть решены на основе систематического отслеживания социальных показателей качества жизни пожилых граждан, что послужит основанием организации социального обслуживания центром социального обслуживания пожилых граждан.

Эти направления дают возможность в комплексе изучить социальные, культурные и психологические потребности пожилого человека, что позволит проводить более грамотную "политику" в отношении этой группы, которая будет направлена на улучшение не только материального положения, но и психологического самочувствия подопечных и, следовательно, повысит качество предоставляемых услуг.

Целью исследования является разработка предложений по организации социального обслуживания пожилых граждан.

Задачи исследования:

1) выявить основные социально-психологические проблемы пожилых граждан;

2) определить уровень удовлетворенности пожилых граждан социальным обслуживанием;

3) выявить потребность в социальных услугах пожилых граждан;

Исследование проводилось на базе Управления социальной защиты населения г.Белогорска. Выборка испытуемых проводилась по следующим критериям: возраст 60-75 лет, семейное положение. Таким образом для исследования было отобрано 35 одиноких пенсионеров. Исследование проводилось с полного согласия испытуемых.

Методом опроса были выявлены основные социально-психологические проблемы пожилых граждан.

Так как нами были отобраны для исследования одинокие пожилые граждане, то у их объединяет то, что одиночество наступило в результате потери супруга или супруги. Эти граждане тяжело переживают потерю близкого человека. Так же разрыв привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию привел к возникновению эмоционально-волевых расстройствам. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью. Эти граждане живут без определенного интереса. Поэтому одна из основных проблем - это одиночество пожилых граждан. Проблема одиночества выступает как социальная и психологическая проблема перед людьми пожилого возраста.

Другая, не менее важная проблема пожилых граждан связана с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому. Все пожилые граждане, принимавшие участие в исследовании не работающие пожилые граждане.

Проблема незанятости пожилых граждан отражается на их социально-экономическом положении. Следствие кризиса трудоустройства, невозможность вести независимый образ жизни из-за различных болезней, бедность, невозможность оплатить надлежащий уход и квалифицированную медицинскую помощь, роста цен на продукты питания и непродовольственные товары привел к ухудшению рациона питания, уменьшению расходов на социально-культурные нужды и, в конечном итоге, сказывается на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста.

Важной социальной проблемой пожилых граждан является постепенное разрушение традиционных семейных устоев. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя местные органы, учреждения социальной защиты.

Пожилые граждане, свободные от повседневного труда на производстве, чаще всего занимаются воспитанием внуков (в тех семьях, где они имеются). Они передают им все лучшее, что накоплено ими в течение долгой жизни. Но это только часть жизнедеятельности пожилых граждан.

В семье пожилые граждане принимают на себя существенную часть забот со среднего поколения. Однако разгрузка среднего поколения за счет старшего не является основной необходимостью. В действительности интересы и потребности пожилых граждан отнюдь не ограничиваются семьей, детьми, внуками.

Снимая с детей нагрузку по дому, пожилые жертвуют здоровьем, досугом, отдыхом, общением и другими важными для них ценностями. Особенность пожилых граждан заключается также в том, что они чаще других выступают как объект насилия (плохой уход, физическое, психологическое, моральное насилие) со стороны социального окружения, однако это не значит, что пожилым не свойственны проблемы, связанные с одиночеством, кризисом семейных отношений, злоупотреблением алкоголем, депрессией и психической неуравновешенностью. Слабость к алкоголю у пожилых лиц обусловлена тем, что ограничения, связанные с работой, заботой о семье, важностью мнения о себе, окружающих, для пожилых граждан сняты.

При этом у пожилых граждан существует определенная мифология, вызванная психологическими установками. Среди них: "алкоголь улучшает пищеварение", "алкоголь помогает уснуть", "алкоголь помогает не чувствовать одиночество" и т.д., что наряду с другими факторами, также приводит к алкоголизации.

Вместе с тем наблюдаются обратные реакции. Алкоголь приводит к гипертонии, ухудшает память, вызывает депрессии, может ухудшить работу пищеварительного тракта. Особо опасным является употребление алкоголя совместно с лекарственными препаратами.

Выявленные социально-психологические проблемы обследуемых пожилых граждан, которые представлены в Таблице 4, позволят разработать предложения по улучшению организации социального обслуживания пожилых граждан в г. Белогорске.

Таблица 4 - Социально-психологические проблемы пожилых граждан

№№

Выявленные проблемы

1

проблема одиночества;

2

проблема занятости;

3

социально-экономическая;

4

проблема досуга;

5

проблема, связанная с ослабленным здоровьем пожилых граждан

6

проблема нравственных взаимоотношений

7

проблемы насилия со стороны социального окружения;

8

проблема общения с другими гражданами пожилого возраста;

9

проблема алкоголизации;

10

проблема адаптации пожилых граждан к новой социальной роли;

Таким образом, решение большей части проблем пожилых граждан мы видим в первую очередь в организации досуга и занятости пожилых граждан.

Далее была определена удовлетворенность пожилых граждан социальным обслуживанием, которая определялась по составленной нами анкете, состоящей из перечня предоставляемых услуг социальными учреждениями г.Белогорска, где надо было оценить по пятибальной шкале предоставленные услуги (Приложение Б).

Если услуга не предоставлялась, то анкетируемым предложено проставлять 0 баллов.

При обработке результатов были использованы модифицированные нами критерии уровня удовлетворенности социальным обслуживанием пожилых граждан, которые разработали В. В. Бахарев и К. Г. Свищев:

- высокий, если средний балл по всем услугам составил от 4 до 5 - социальное обслуживание признано хорошим;

- средний, если средний балл составил от 3 до 4 - социальное обслуживание признано удовлетворительным;

- низкий, если средний балл составил от 2 до 3 - социальное обслуживание признано неудовлетворительным;

Проведенное анкетирование показало неудовлетворительное социальное обслуживание. Не в полном объеме предоставляются социальные услуги. Это объясняется недостатком социальных работников и финансовых средств. Результаты проведенного анкетирования представлены в Таблице 5.

Таблица 5 - Результаты анкетирования по удовлетворенности предоставляемыми услугами

Наименование услуг

Балл

1) покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

3,1

2) помощь в приготовлении пищи (мытье, обработка, нарезка картофеля, овощных, мясных и рыбных блюд);

3,0

3) покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

0,0

4) доставка воды для граждан, проживающих в жилых помещениях без централизованного водоснабжения;

2,3

5) поднос дров из поленницы в жилое помещение, содействие в топке печей для граждан, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением;

2,0

6) содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности);

0,0

7) содействие в организации уборки жилых помещений (влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную);

2,9

8) содействие в оплате жилого помещения и коммунальных услуг (заполнение квитанций, посещение кредитных организаций, организаций ЖКХ, расчетно-кассовых центров для внесения оплаты);

3,8

9) организация досуговых мероприятий

0,0

10) содействие в организации ритуальных услуг (вызов спецслужб)

4,6

11) содействие в проведении медико-социальной экспертизы (сопровождение к врачу и обратно);

3,3

12) содействие в проведении реабилитационных мероприятий (вызов специалистов, медицинских, социальных работников);

0,0

13) приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врача;

3,6

14) содействие в госпитализации, сопровождении нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения в экстренном и плановом порядке;

3,8

15) посещение больного в стационаре;

4,5

16) содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение;

3,9

17) помощь в оформлении документов;

3,5

18) содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ;

4,2

19) содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

4,8

20) оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

4,7

Средний балл удовлетворенности

2,9

Как видим из Таблицы 4, средний балл удовлетворенности 2,9 - это показатель низкого социального обслуживания. Анкетируемые жалуются, что работники бывают грубы, из-за большого количества обслуживаемых пожилых граждан отказываются иногда принести воды или дров, сходить в аптеку или магазин за промышленными товарами. Такие услуги, как помощь в ремонте жилья, реабилитационные и досуговые мероприятия не предоставляются совсем, хотя организация досуговых мероприятий помогло бы решить большую часть проблем пожилых граждан, так как в узком понимании досуг - это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и на отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни

Нуждаемость в социальных услугах пожилых граждан определялась путем сравнения нуждающихся в социальных услугах и фактического предоставления услуг. Показатель потребности в предоставляемых услугах определялся путем вычисления процента от общего перечня предоставляемых услуг учреждениями социального обслуживания. Точное хронологическое определение нуждаемости пожилых граждан дать не возможно из-за отсутствия разработанных методик определения этого показателя, как впрочем и показатель удовлетворенности предоставляемыми услугами. Анализ показал, что обследуемые пожилые граждане нуждаются в предоставлении почти всех услуг, за исключением социально-правовых, эти услуги предоставляются в полном объеме. Пожилые люди должны получать не те услуги, которые в силу различных условий и обстоятельств могут предоставить им социальные службы, а услуги необходимые, строго соответствующие индивидуальной нуждаемости в них.

Таблица 6 - Нуждаемость в социальных услугах пожилых граждан

Наименование услуг

%

Выполн.

Нуждаемость

1) покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

28,6

71,4

2) помощь в приготовлении пищи (мытье, обработка, нарезка картофеля, овощных, мясных и рыбных блюд);

45,7

54,3

3) покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

0,0

100,0

4) доставка воды для граждан, проживающих в жилых помещениях без централизованного водоснабжения;

14,3

85,7

5) поднос дров из поленницы в жилое помещение, содействие в топке печей для граждан, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением;

0,0

100,0

6) содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности);

0,0

100,0

7) содействие в организации уборки жилых помещений (влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную);

20,0

80,0

8) содействие в оплате жилого помещения и коммунальных услуг (заполнение квитанций, посещение кредитных организаций, организаций ЖКХ, расчетно-кассовых центров для внесения оплаты);

48,6

51,4

9) организация досуговых мероприятий

0,0

100,0

10) содействие в организации ритуальных услуг (вызов спецслужб)

0,0

100,0

11) содействие в проведении медико-социальной экспертизы (сопровождение к врачу и обратно);

0,0

100,0

12) содействие в проведении реабилитационных мероприятий (вызов специалистов, медицинских, социальных работников);

100,0

0,0

13) приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врача;

100,0

0,0

14) содействие в госпитализации, сопровождении нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения в экстренном и плановом порядке;

0,0

100,0

15) посещение больного в стационаре;

65,7

34,3

16) содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение;

62,9

37,1

17) помощь в оформлении документов;

100,0

0,0

18) содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ;

100,0

0,0

19) содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

100,0

0,0

20) оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

100,0

0,0

Средний балл удовлетворенности

49,3

55,7

Как показывают результаты удовлетворения потребности в предоставляемых услугах пожилыми гражданами (Таблица 6), что социальные услуги предоставляются пожилым гражданам всего на 49,3%. В связи с этим необходимо повышать показатели социального обслуживания.

В ходе проведения анализа социального обслуживания были выявлены проблемы пожилых граждан, дана оценка удовлетворенности социальным обслуживанием, определена потребность в оказываемых социальных услугах и сделаны соответствующие выводы:

1) выявленные проблемы пожилых граждан в г. Белогорске мы видим в первую очередь в организации досуга и занятости пожилых граждан с помощью подручных средств Центра и самих пожилых граждан;

2) в большей части пожилые граждане не удовлетворены предоставляемыми социальными услугами, социальное обслуживание пожилых граждан в г. Белогорске находится на низком уровне и признано неудовлетворительным;

3) пожилые люди должны получать не те услуги, которые в силу различных условий и обстоятельств могут предоставить им социальные службы, а услуги необходимые, строго соответствующие индивидуальной нуждаемости в них.

4) потребность в услугах пожилых граждан составляет 55,7%, это подтверждает низкое социальное обслуживание и в связи с этим необходимо повысить качество социального обслуживания в г. Белогорске.

Таким образом проведенный анализ социального обслуживания показал, что предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать потребность социальных услуг, принять меры, направленные на реальное предоставление социальных услуг, при этом учитывать индивидуальные потребности пожилых граждан - это тесно связано с задачей социального обслуживания пожилых граждан как потребителей услуг.

Полученные результаты и выводы в проведенном исследовании социального обслуживания позволят разработать предложения по улучшению организации социального обслуживания в г. Белогорске.

3.3 Общие рекомендации по организации социального обслуживания пожилых граждан

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми гражданами. На основании полученных результатов и выводов полученных в ходе анализа социального обслуживания пожилых граждан г. Белогорска нами разработаны и сформулированы общие рекомендации по организации социального обслуживания пожилых граждан (Таблица 7).

Таблица 7 - Рекомендации по организации социального обслуживания пожилых граждан

№№

Предложения по организации социального обслуживания пожилых граждан

1

для выполнения услуг по доставке продуктов питания, промышленных товаров и др., добавить ставку грузчика, как внутреннее совмещение - водителю.

2

включение в комплексные планы социального обслуживания мероприятия по досугу пожилых граждан

3

организация трудовых летних отрядов

4

организация мастерских по производству различных поделок

5

организовать доврачебное санитарное обслуживание пожилых граждан

6

организация мобильных ремонтных бригад

Далее мы дадим краткое описание предложенных нами рекомендаций.

Как правило, пригодность к работе с пожилыми гражданами и инвалидами на дому прежде всего определяется выносливостью и физической силой социального работника. Это объясняется тем, что деятельность работника отделения - очень тяжелый труд, связанный с большими физическими нагрузками. В настоящее время установлена норма предельно допустимых нагрузок для женщин при доставки продуктов на дом, в расчете на одного подопечного за одно посещение - до 7 кг.

Если социальный работник не превышает нормы, то за одно посещение он приносит при работе на одну (8 человек) - 56 кг, при работе на 1, ставки (12 человек) - 84 кг.

По последним нормативным документам социальный работник должен посещать своих подопечных не реже 2-3 раз в неделю. При желании или просьбе обслуживаемого лица посещение на дому может осуществляться 4 раза в неделю.

Так социальный работник в течение полной рабочей недели приносит (при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку и до 168 кг - при работе на 1,5 ставки.

Перечень продуктов, которые заказывают обслуживаемые граждане, выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупа, овощи, мясо и т.д. По оценке объема приносимых продуктов можно сказать, что все и ассортимент зависит от материального достатка обслуживаемого лица, как правило, это получаемый размер пенсии, в более редких случаях дополнительная помощь близких и родственников. Но даже если пожилые граждане и инвалиды, получат минимальный размер пенсии, все социальные услуги и доставка предметов первой необходимости как бы ложится на плечи социального работника.

Данную проблему можно было бы решить или облегчить работу сотрудников при следующих вариантах:

- в Центре имеется автотранспорт для выполнения услуг по доставке продуктов питания, промышленных товаров и др.

- добавить ставку грузчика, как внутреннее совмещение - водителю. Так как любая продуктовая, вещевая или гуманитарная помощь, предоставляемая в центр, разгружается с помощью водителя, у последнего появится материальная заинтересованность в более качественном выполнении обязанностей по доставке продуктов питания, промышленных товаров и др.

В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят разнообразными повседневными делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом. Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности. Поэтому при организации социального обслуживания необходимо решить проблему досуга, организовав различные мероприятия средствами Центра или самих пожилых граждан.

Например, можно включить следующие виды деятельности:

- спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

- хобби (разнообразная деятельность по интересам);

- настольные игры

- развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

- общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Так же можно организовать обучение играм на компьютере, как это практикуется в Западных странах.

Организация досуга поможет решить такие проблемы как: одиночество, общение, нравственные взаимоотношения, проблемы алкоголизации и адаптации пожилых граждан к новой социальной роли. Правильно подобранные спортивные упражнения, с помощью медицинских работников, помогут в какой-то мере решить проблему ослабленного здоровья пожилых граждан. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. Таким образом, включение мероприятий досуга в комплексные планы социального обслуживания помогут решить большинство проблем пожилых граждан.

Проблемы трудовой занятости можно решить с помощью организации трудовых летних отрядов. Многие пожилые люди проживают в деревянных или загородных домах и имеют свои огороды, которые не в состоянии обрабатывать всю площадь без посторонней помощи. Пожилые люди, которые проживают в коммунальных квартирах и не имеют особых отклонений в здоровье могли бы помогать таким гражданам. Собранный урожай можно распределять по всем нуждающимся пожилым гражданам, образовав фонд помощи овощной продукцией малоимущим и немощным пожилым людям, а оставшуюся часть урожая реализовать через сеть магазинов. Таким образом, у пожилых людей, принимавших участие в трудовом "фронте" появится дополнительный заработок, включая собственников огородов и обеспечение овощной продукцией на зиму, это будет способствовать решению финансовых проблем.

Можно организовать мастерские по производству различных поделок, многие пожилые граждане рукодельничают всю жизнь (вышивают, вяжут, плетут различные изделия делают различные сувениры и т.д.) - эту продукцию можно так же реализовать через сеть магазинов и приносящая прибыль от продажи изделий поможет решить в какой-то степени материальную проблему пожилых людей и проблему досуга.

В целях поддержания здоровья пожилых граждан можно организовать доврачебное санитарное обслуживание пожилых граждан. Основная часть пожилых граждан не имеет возможности поддержать свое здоровье за счет санаторно-курортного лечения. Поэтому "санаторий на дому" - для таких людей самый оптимальный вариант. В основу этой формы социального обслуживания положено усиленное медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и диетическое питание престарелых граждан в домашних условиях. В течение 18-20 дней пожилые люди находятся под наблюдением медиков, социальных работников, работников культуры. Таким образом решается проблема санитарно-курортного лечения.

Социально-бытовые вопросы в сфере социального обслуживания можно решить с помощью организации мобильных ремонтных бригады, которые будут производить ремонт домов, надворных построек, печей, заготовку топлива.

Таким образом, предложенные рекомендации позволят активизировать комплексный подход к решению проблем пожилых граждан и организации социального обслуживания.

Данное исследование не претендует на решение всех значимых вопросов в системе социального обслуживания, но поставленная цель в данном исследовании достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых граждан зависит будущее страны и ее устойчивое социальное развитие.

Рассматриваемые в дипломной работе проблемы лиц пожилого возраста требуют незамедлительного решения средствами социальной защиты населения, т.к. число пожилых граждан увеличивается каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях системного кризиса, которое приобретает приоритетное значение.

Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства в период развития социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания пожилого населения в различных социальных службах для обеспечения гарантированного государством уровня социального благосостояния и нормального функционирования.

В данной дипломной работе автором была достигнута поставленная цель - осуществлено изучение организации социального обслуживания граждан пожилого возраста в РФ с последующей разработкой рекомендаций по предоставлению населению социальных услуг в учреждениях социальной защиты на муниципальном уровне (в т.ч. в г Белогорске Амурской области).

В рамках дипломного исследования были сделаны следующие выводы.

1 Старение населения и пожилой возраст человека являются объектом изучения различных отраслей научного знания, при глобальность проблемы старения населения мира вызвала необходимость разработки универсальных правил политики в отношении пожилых граждан, вследствие чего на международном уровне была разработана особая система взглядов на старение населения и граждан пожилого возраста как особую группу населения.

2 Положение пожилого населения в РФ характеризуется наличием комплекса медико-биологических (физиологических), психических, социально-психологических, социокультурных, коммуникативных, социально-экономи-ческих и иных проблем, необходимость решения которых привела к формированию социогеронтологической политики государства и формированию отдельных механизмов социальной защиты граждан пожилого возраста.

3 Граждане пожилого возраста являются специфической категорией объектов государственной социальной защиты, что нашло отражение в соответствующих нормативно-правовых актах федерального, регионального, муниципального и локального уровня.

4 Социальное обслуживание пожилых граждан представляет собой одно из наиболее разработанных направлений социальной защиты и имеет определенную специфику, которая выражается в особенностях поведения пожилого клиента социальной службы, специфических квалификационных требованиях к специалистам социогеронтологической службы, а также перечне используемых форм, методов и стандартов социального обслуживания.

5 В большинстве регионов Российской Федерации имеется опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста, реализуемый достаточно успешно, однако последние преобразования социальной инфраструктуры вызывают ряд организационных проблем.

Библиографический список

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - СПб, 2004.- 203 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Курс лекций. - М, 2007. - 290 с.

3. Аникеева П.В. В помощь пенсионеру. Всё о пенсиях. - М., 2006. - 144 с.

4. Антология социальной работы. В 3 томах. - М., 2004-2005. - 450 с.

5. Бедный М.С. Демографические процессы и прогнозы здоровья населения. - М., 2002. - 198 с.

6. Брэгг П. Здоровье и долголетие. - М., 2006. - 345 с.

7. Бахарев В. В., Свищев К.Г. Оценка качества социального обслуживания пожилых граждан на дому // Электронный ресурс - http://regionsar.ru/node/

8. Бурльер Ф. Старение и старость. - М., 2002. -450 с.

9. Волкова Л.И. Достойная старость. О домах престарелых в России.//Российская газета. 5 января, 2005.

10. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. - М., 2006. -390 с.

11. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М., 2005. - 322 с.

12. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - СПб, 2004.- 430 с.

13. Егоров А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых. - М, 2005. - 465 с.

14. Карсаевская А.И., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. -М., 2004. - 562 с.

15. Киселёв С.Г. О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации. - Самара, 2006. - 120 с.

16. Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие. -М., 2005. - 332 с.

17. Комфорт А. Биология старения. - М., 2007. - 333 с.

18. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность. - М., 2006. - 140 с.

19. Лагункина В.И. Модель развития социальных служб для уязвимых групп населения. // Программа по распространению результатов проекта "Развития социальных служб для уязвимых групп населения РФ". - М., 2007. - 140 с.

20. Народонаселение. Продолжительность жизни. - М., 2004. - 170 с.

21. Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2006. - 337 с.

22. Павленок П.Д. Введение в профессию "Социальная работа". - М., 2006. - 155 с.

23. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. - М.: "Дашков и Кє", 2003. - 278 с.

24. Пантелеева Т.С., Червяковая Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пос. - М., 2006. - 258 с.

25. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты досуга. - Ульяновск, 2005. -120 с.

26. Популярная энциклопедия пожилого человека. - Самара, 2007. -120 с.

27. Превентивная геронтология и гериатрия. - Киев, 2005. - 430 с.

28. Россет Э.Л. Процесс старения населения. - М., 2004. - 155 с.

29. Симаков А.Г. Социальная стратификация в постсоветский период: стратегия и тактика социальной работы. - М., 2006. - 270 с.

30. Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И. Холстовой. - М.: "Юристъ", 2006. - 670 с.

31. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. - М., 2006. - 140 с.

32. Современный словарь иностранных слов. - СПб., 2004. - 440 с.

33. Досуг. Журнал социальной работы. 2007. №12.

34. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2006. - 120 с.

35. Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ. - М., 2005. -145 с.

36. Социальная работа. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д, 2007. - 133 с.

37. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М., 2005. - 433 с.

38. Социология. Учебник. / Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 2002. - 170 с.

39. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие в вопросах и ответах./ Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холстовой. - М., 2006. -560 с.

40. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003. - 423 с.

41. Технологии социальной работы: Учебник. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2007. - 240 с.

42. Технология социальной работы. Чч.1; 2. Учебное пособие для вузов./ Под ред. П.Я. Цытликова. - Новочеркасск - Ростов н/Д., 2007. - 432с.

43. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. - М., 2006.

44. Фролысис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. - СПб, 2004. - 203 с.

45. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 2005. - 268 с.

46. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. - М., 2005. - 450 с.

47. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М., 2002. -120 с.

48. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). - М., 2004. - 230 с.

49. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 2006. - 122 с.

50. Энциклопедия социальной работы. / Пер. с англ. В 3-х томах. - М., 2003-2004.

51. Якушев Л.П. Досуг: Учебное пособие. - М., 2005. - 103 с.

52. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. - М., 2006. - 203 с.

Приложение А. Виды и перечень социальных услуг

Гарантированные услуги, входящие в федеральный перечень

Социально-бытовые услуги

- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

- помощь в приготовлении пищи (мытье, обработка, нарезка картофеля, овощных, мясных и рыбных блюд);

- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

- доставка воды для граждан, проживающих в жилых помещениях без централизованного водоснабжения;

- поднос дров из поленницы в жилое помещение, содействие в топке печей для граждан, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением;

- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

- содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности);

- содействие в организации уборки жилых помещений (влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную);

- содействие в оплате жилого помещения и коммунальных услуг (заполнение квитанций, посещение кредитных организаций, организаций ЖКХ, расчетно-кассовых центров для внесения оплаты);

- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению (оформление заявки на товар или услугу, содействие в организации доставки к месту проживания);

- содействие в предоставлении услуг парикмахера на дому;

- организация досуговых мероприятий;

- содействие в организации ритуальных услуг (вызов спецслужб);

Социально- медицинские услуги

- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена нательного, замена постельного белья, кормление ослабленных граждан); содействие в проведении медико-социальной экспертизы (сопровождение к врачу и обратно);

- содействие в проведении реабилитационных мероприятий (вызов специалистов, медицинских, социальных работников);

- приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врача;

- содействие в госпитализации, сопровождении нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения в экстренном и плановом порядке;

- посещение больного в стационаре;

- содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение;

- содействие в получении справочной информации, оформление заказа на зубную и протезно-ортопедическую помощь;

-

Социально-правовые услуги

- помощь в оформлении документов;

- содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ;

- содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

- оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

Дополнительные услуги, не входящие в федеральный перечень

Социально-бытовые услуги

- вынос мусора;

- мытье полов, стен, потолков, дверей, окон, раковин, батареи, холодильника, мебели, люстр, зеркал, плиты, унитаза;

- мытье ванной комнаты;

- доставка воды на расстояние;

- переноска дров на расстояние;

- замена электрической лампочки;

- замена электрической вилки;

- мытье обслуживаемых;

- обрезание ногтей;

- стирка глаженье и развешивание белья;

- вынос грязной воды;

- мелкий ремонт одежды;

- побелка печи;

- уборка снега и чистка дорожек к жизненно-необходимым надворным постройкам;

- обработка приусадебного участка (копка, посадка, полив, прополка, уборка);

- прогулка с обслуживаемыми, помощь в одевании и раздевании;

- сопровождение в различные учреждения;

- уход за домашними животными.

Социально- медицинские услуги

- наблюдение за состоянием здоровья;

- оказание экстренной доврачебной помощи;

- выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача;

- оказание санитарно-гигиенических услуг;

- кормление ослабленных больных;

- проведение санитарно-просветительной работы.

Приложение Б. Анкета по определению удовлетворенности социальным обслуживанием пожилых граждан

Оцените пожалуйста по пятибальной шкале от 2 до 5 удовлетворенность предоставляемых услуг. Если услуга не предоставляется ставьте 0 баллов.

Наименование услуги

Балл

1) покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

2) помощь в приготовлении пищи (мытье, обработка, нарезка картофеля, овощных, мясных и рыбных блюд);

3) покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

4) доставка воды для граждан, проживающих в жилых помещениях без централизованного водоснабжения;

5) поднос дров из поленницы в жилое помещение, содействие в топке печей для граждан, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением;

6) содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности);

7) содействие в организации уборки жилых помещений (влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную);

8) содействие в оплате жилого помещения и коммунальных услуг (заполнение квитанций, посещение кредитных организаций, организаций ЖКХ, расчетно-кассовых центров для внесения оплаты);

9) содействие в предоставлении услуг парикмахера на дому;

10) содействие в организации ритуальных услуг (вызов спецслужб)

11) содействие в проведении медико-социальной экспертизы (сопровождение к врачу и обратно);

12) содействие в проведении реабилитационных мероприятий (вызов специалистов, медицинских, социальных работников);

13) приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врача;

14) содействие в госпитализации, сопровождении нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения в экстренном и плановом порядке;

15) посещение больного в стационаре;

16) содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение;

17) помощь в оформлении документов;

18) содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ;

19) содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

20) оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты